hit.ua -->

Эмиссия невыполнима

Дата публикации: Сен 18th, 2009, категория: Экономика.

Призрак эмиссии бродит по Украине. Парламент требует от Нацбанка перечислить в бюджет до конца года дополнительно 9,8 млрд грн, а глава НБУ Владимир Стельмах сетует, что большую часть этой суммы придется просто напечатать. Курс гривни снижается, поскольку регулятор дает слишком много денег правительству, предупреждает президент Виктор Ющенко. Между тем крупномасштабной эмиссии можно избежать, по крайней мере, в этом году.
Бюджетные сюрпризы
Существует две точки зрения на текущее состояние государственных финансов.
Об одной из них регулярно рапортует правительство — госбюджет выполняется, а все социальные расходы финансируются в полном объеме. К примеру, по информации Госказначейства, за январь-август 2009-го план по поступлениям в бюджет был выполнен на 102,9%. Согласно другому взгляду, ситуация с наполнением казны плачевна. Реальная цифра выполнения бюджета — около 85%, — считает первый заместитель главы Секретариата президента Александр Шлапак. Парадоксально, но доля правды есть в каждом из этих утверждений.
Доходы казны в этом году оказались неожиданно высокими — значительно выше, чем можно было ожидать в ситуации, когда ВВП страны рухнул на 18-20%. По данным Минфина, в январе-июле текущего года сумма мобилизованных в бюджет налогов, поступлений от прибыли госорганизаций, а также других платежей достигла 115,9 млрд грн — всего на 6,2% меньше, чем за аналогичный период благополучного 2008-го. Вторым сюрпризом стала относительно небольшая потребность правительства в дополнительном финансировании. За первые семь месяцев 2009 года дефицит госбюджета составил всего 15,4 млрд грн — меньше половины годового плана (31,2 млрд грн). И менее трети уровня, который одобрил МВФ, — 55 млрд грн по итогам 2009 года (правда, эта цифра учитывает дефицит не только государственного, но и местных бюджетов, а также госфондов).
Дефицит покрыли Национальный банк, выкупавший правительственные облигации (ОВГЗ), а также МВФ. Полученных средств оказалось достаточно, чтобы Кабмин мог профинансировать основные бюджетные программы: выплачивать зарплаты госслужащим, рассчитываться за приобретаемые лекарства, помогать аграриям и угольным компаниям и т. д. Более того, у правительства даже нашлись 11 млрд грн (за январь-август 2009-го) на внеплановую помощь Пенсионному фонду, которому не хватает собственных средств для выплаты пенсий, а также деньги для субсидирования низких тарифов на тепло и газ через НАК Нафтогаз України. В целом в январе-июле текущего года расходы бюджета составили 130,1 млрд грн, что на 6,4% больше, чем в 2008-м.
Эмиссионная арифметика
Впрочем, Александр Шлапак прав в том, что выполнение бюджета значительно отстает от годового плана, что дает основание для эмиссионных опасений. По итогам 2009 года доходы казны должны достигнуть 239,2 млрд грн, а расходы — 267,7 млрд грн. Чтобы выполнить эти показатели, за август-декабрь 2009-го правительство должно собрать в казну 123,3 млрд грн, а потратить 137,6 млрд грн — больше, чем за первые семь месяцев года. Естественно, сделать это без помощи Национального банка и МВФ не удастся. Ведь в последние месяцы 2009- го поступления в казну налогов и других платежей вряд ли существенно превысят 20 млрд грн в месяц (в этом году максимальный размер доходов был зафиксирован в марте — 19,3 млрд грн).
Параметры бюджета позволяют очертить пределы возможного дефицита казны.
Если КМУ будет придерживаться режима экономии, как в I половине года, то дефицит в августе-декабре составит не более 15-20 млрд грн. К этой цифре стоит добавить еще 18,6 млрд грн, которые НБУ должен выделить для поддержки НАК Нафтогаз України отдельно от программ помощи бюджету (решение об увеличении уставного фонда НАК на эту сумму принято Кабмином еще в июне). В итоге минимальный размер дефицита в августе-декабре 2009-го составит 35-40 млрд грн (приблизительно 4-4,5% годового ВВП). В этом случае госбюджет не будет выполнен на 100%, но все основные расходы окажутся профинансированы.
Если же правительство захочет резко нарастить расходы перед президентскими выборами и выполнить бюджетный план полностью, то потребность в финансировании возрастет примерно на 20 млрд грн. Вступление в силу поправок к закону о госбюджете, которые предусматривают выделение средств на подготовку к Евро-2012, добавит 9,8 млрд грн, а возможная национализация новых финансовых учреждений (кроме Укргазбанка, Родовид Банка и банка Киев) — еще 15-20 млрд грн. В результате максимальный фактический размер дефицита в последние месяцы года достигнет 80-90 млрд грн (8-10% годового ВВП). Какой из этих двух сценариев выберет Кабмин, пока не ясно. Тем не менее вероятность крупномасштабной денежной эмиссии очень низка — и в том и в другом случае.
Борьба за печатный станок
Любопытный факт: судя по отчетам Минфина, правительство располагает денежными запасами, причем немалыми. В январе-июле 2009-го Кабмин взял в долг 58,3 млрд грн. Одна часть суммы (15,4 млрд грн) была потрачена на финансирование дефицита госбюджета, другая — на обслуживание внешних и внутренних долгов (4,6 млрд грн). Однако в итоге в распоряжении правительства на 1 августа должно было остаться 38,4 млрд грн — почти двухмесячный объем расходов госбюджета. Значительная часть этой суммы должна находиться в твердой валюте. Ведь основная часть заимствований — деньги второго и третьего транша кредита МВФ (37 млрд грн), которые правительство получило в мае и в июле, а остальное — преимущественно средства НБУ.
Наличие таких запасов уже значительно уменьшает потребность в эмиссионных деньгах. Более того, в ноябре текущего года Фонд рассмотрит вопрос о выделении Украине четвертого транша кредита в размере $3,7 млрд, часть которого снова может достаться правительству. Но даже если этого не произойдет, а имеющихся средств окажется недостаточно, на пути к эмиссии у Кабмина возникнут серьезные препятствия.
Противники такого способа наполнения казны — МВФ и Национальный банк, который финансирует правительство весьма осторожно. В этом году НБУ предоставил Кабмину щедрую помощь, выделяя деньги не только для наполнения бюджета, но и для поддержки государственных банков и компаний. За январь- июль 2009-го общая сумма купленных регулятором правительственных облигаций (ОВГЗ) составила 24,5 млрд грн (при дефиците бюджета в 15,4 млрд грн).
Кроме того, Нацбанк перечислил в госбюджет не менее 2 млрд грн своей прибыли за 2008 год. Формально это эмиссионные операции, однако фактически они не привели к росту цен. Помогая правительству одной рукой, другой НБУ изымал деньги из банковской системы. Мы не делали эмиссии: в экономику направили те деньги, которые извлекали, — оправдывается глава НБУ Владимир Стельмах. Общая сумма выпущенных в обращение денег росла очень медленно, а в некоторые периоды даже сокращалась. Так было в январе-феврале 2009-го, когда монетарная база уменьшилась на 7,1% в результате действий регулятора.
После стабилизации ситуации на валютном рынке Нацбанк позволил монетарной базе увеличиться — с марта по июль она возросла на 9,1%, немного превысив уровень начала года. Но когда гривня снова оказалась под угрозой, регулятор нажал на тормоза: в июле он начал искусственно понижать ликвидность банковской системы и в августе монетарная база сократилась на 3,1%.
Национальный банк намерен и в дальнейшем продолжать политику перераспределения средств в пользу госсектора. Мы будем продолжать выкуп облигаций внутреннего государственного займа. Но так, чтобы наши деньги не раскручивали инфляцию, — обещает Владимир Стельмах. По всей видимости, НБУ твердо намерен не допустить гиперинфляции. Нацбанк относится к увеличению количества денег в обращении очень трепетно — об этом можно судить по тому факту, что в течение года его денежно-кредитная политика была даже более жесткой, чем того требует МВФ. К примеру, согласно условиям сотрудничества Украины с Фондом, весной регулятор имел право увеличить монетарную базу до 193 млрд грн, но не допустил ее роста выше 180,2 млрд грн. Поэтому остается под вопросом даже возможность умеренной эмиссии, которую допускает МВФ. На 1 сентября монетарная база составляла 183,4 млрд грн, а обязательства Украины перед Международным валютным фондом допускают ее увеличение до 211 млрд грн.
Проблема-2010
Если же бастионы Национального банка дрогнут в результате политического давления, препятствием для крупномасштабной эмиссии станет МВФ. Фонд пока достаточно эффективно использует тактику кнута и пряника, подавляя стремление правительства к эмиссии собственными финансовыми вливаниями.
Тем не менее даже умеренная эмиссия или применяемое Нацбанком перераспределение денежной массы, скорее всего, подтолкнут гривню к девальвации. Предоставленные правительству средства могут сразу же оказаться на валютном рынке. Так было в октябре-декабре 2008-го и, возможно, в июле-августе 2009-го. Это связано с особенностями украинской экономики: с очень высоким уровнем коррупции и негативных ожиданий среди предпринимателей и частных лиц из-за недоверия к властям.
Негативные ожидания могут оказаться вполне обоснованными. Уже в декабре этого года истекут полномочия Владимира Стельмаха, а взгляды нового руководителя НБУ спрогнозировать сложно. Кроме того, независимо от результатов президентских выборов не ясно, сможет ли Украина продолжать получать внешнее финансирование в 2010 году, ведь основная часть кредита МВФ — $14,6 млрд из $16,5 млрд — будет выбрана уже в этом году. А потребность в крупных зарубежных кредитах, вероятнее всего, останется.
В любом случае повторение гиперинфляции образца начала 1990-х годов, когда за год цены вырастали в 100 раз, крайне маловероятно. Проблемы отечественной экономики тех времен были несопоставимы с нынешними. В начале 1990-х годов в стране отсутствовала эффективная налоговая система, которая позволяла бы наполнять бюджет, а расходы государства были огромны, ведь большинство предприятий еще не было приватизировано и значительная часть госсредств тратилась на их поддержку. Размер эмиссии корректировала своими постановлениями Верховная Рада, а Кабмин мог получать практически неограниченные прямые кредиты от Нацбанка — сейчас это просто запрещено законами.

 
-->
Войти
27 запросов, время генерации 0,294