hit.ua -->

Кризис: причины, прогнозы, спасение

Дата публикации: Янв 9th, 2009, категория: Экономика.

Причины — негативные явления в мировой экономике, суть которых избыточное потребление финансовых ресурсов. Жизнь в долг на протяжении длительного времени деформировала мировую экономическую систему. Выровнять ситуацию на мировом финансовом рынке возможно путем сбалансирования спроса и предложения.
Готова ли к нему украинская экономика? На протяжении 8 месяцев 2008 года Украина достаточно успешно отбивала все атаки мирового кризиса, например, очередное повышение цены на газ, высокую динамику роста цен на нефть и другие ресурсы, аграрную инфляцию. Реальный рост ВВП за этот период составляет 7,1%, прирост объемов промышленного производства 6,3%, инвестиции в основной капитал увеличились на 8,2%, реальные доходы населения на 13,7%. На 5,6 млрд. выросли валютные резервы, которые на конец августа составляли более 38 млрд. дол. Но этого позитива не хватило, чтобы защититься от кризиса, который пришел к нам сразу несколькими путями.
Первый банковская система. Дело в том, что иностранная доля в общем объеме банковского капитала нашей страны составляет 37%, что превышает порог экономической безопасности на 7%. Поэтому материнские банки в Европе, находясь в настоящее время в трудном положении, через свои филиалы в Украине откачивают капитал из нашей финансовой системы в европейскую.
Второй путь долговой. Объем валового внешнего долга за первое полугодие в 2008 году составлял 59,9% от ВВП, или 100,06 млрд. дол. США. Согласно исследованиям Международного валютного фонда (МВФ), допустимой границей долга для переходной экономики является 49,7% от ВВП.
Третий путь внешнеторговый. Из-за кризисных явлений в развитых экономиках мира резко упал спрос на продукцию металлургии и машиностроения. А это серьезный удар по нашим основным предприятиям — экспортерам. Доля экспорта в нашем внутреннем валовом продукте 47%. Следовательно, объем ВВП в результате сокращения экспорта может резко уменьшиться. К тому же, наши металлургические и химические гиганты могли бы быть более конкурентоспособными.
Достичь этого можно было в период экономического оживления 2002-2004 и 2006- 2007 годов, модернизировав производство. Но вместо этого владельцы предприятий вывозили свои сверхдоходы в офшорные зоны. То есть жили одним днем, не думая о будущем.
Спасение
Украина имеет козырь, который мог бы сделать ее экономику значительно более стойкой к негативному влиянию извне, сельское хозяйство. Однако его огромный потенциал как следует не используется. Получив в 2008 году наибольший урожай зерновых в Европе, крестьяне и государство, как говорится, имеют дыру от баранки, потому что цены на зерно упали до рекордно низкого уровня. Возможностей государственного бюджета не хватило, чтобы погасить этот пожар, возникший из-за неразвитости аграрной инфраструктуры, то есть перерабатывающих предприятий, элеваторов, животноводческих комплексов. Нынешнее правительство разработало ряд мероприятий, чтобы эту ситуацию исправить, но для их реализации нужно время.
Подводя итоги, можно сказать, что в нынешних экономических неурядицах объединились как влияние мирового финансового кризиса, так и недостатки нашей экономической системы. Правда, один из них, напротив, приобрел значение сдерживающего фактора кризисных процессов. Это неразвитость нашего фондового рынка, из-за которой лихорадка на мировом фондовом рынке на него почти не влияет.
Меры правительства
Главное — переформатирование банковской системы. Акцент будет сделан не на потребительском кредитовании, которое раздувает инфляцию, а на производственном, которое будет содействовать развитию промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики.
Во-первых, утвержден порядок предоставления банкам финансовой помощи путем участия государства в формировании и увеличении их уставного капитала.
Определен порядок использования средств Стабилизационного фонда на ссуды для погашения, рефинансирования и обслуживания кредитов, полученных отечественными финансовыми учреждениями и субъектами ведения хозяйства от иностранных кредиторов до 15 сентября 2008 года.
Во-вторых, проведены учет и оценка стоимости всех объектов незавершенного строительства, степень готовности которых составляет 75 процентов и больше.
Значительные перспективы открывают проекты строительства дорог, мостов, гостиниц, аэропортов, других объектов в рамках подготовки к Евро-2012. На это будут привлеченные значительные инвестиционные средства.
В-третьих, правительство приняло ряд решений по экономии средств на содержание центральных и местных органов власти.
Прогнозы
Украина имеет определенный запас прочности. К тому же, она недостаточно интегрирована в мировой фондовый рынок. Кроме того, у нас есть мощный резерв финансовые активы в оффшорных зонах. Поэтому если убедим их владельцев вернуть в Украину деньги, вывезенные из нее, то сумеем не только удержаться на плаву, но и мощно развиваться.
Инфляция — двигатель финансового кризиса. В 2007 году сложился один из наивысших показателей инфляции 16,6%. То есть в начале 2008 года инфляция имела мощный источник для последующего раскручивания. Правительство совместно с Нацбанком и другими органами центральной власти разработало мероприятия, которые дали возможность уменьшить инфляционное давление.
Сложность этой работы заключается в том, что в структуре потребления населения продовольственная корзина занимает более 50 процентов. Поэтому мы делаем все, чтобы цены на продукты питания стимулировали спрос и отвечали покупательной способности потребителей. Ради этого правительство постоянно держит руку на пульсе потребительского рынка, реагирует на любые его колебания. Убеждает производителей и переработчиков воздерживаться от необоснованного повышения цен, показывает негативные последствия таких шагов для потребителей и экономики в целом и для них самих. То есть дает уроки стратегического экономического мышления. Благодаря этому большинство предпринимателей начинают понимать, что экономический эгоизм в этих условиях неприемлем, потому что каждый в одиночку выжить не сможет.
Другое направление борьбы с инфляцией предотвращение избыточного расширения денежного предложения.
Использование ссуды Международного валютного фонда
Решение о выделении этого кредита размером 16,5 млрд. долларов уже принято.
Он предоставляется Нацбанку, а не правительству, хотя правительственные чиновники тоже подписывали соответствующий меморандум. Эти средства будут использованы для стабилизации платежного баланса государства, обеспечения стабильного курса национальной валюты и финансирования двухгодичной антикризисной программы, которая определена по согласованию с МВФ. Украина сможет ими воспользоваться тогда, когда наступит так называемое время Ч, или кульминация кризиса. Решение об этом будут принимать все ветви власти.
К этому моменту ссуда будет находиться в страховом резерве Нацбанка.
Предоставление кредита — добрый знак, который свидетельствует, что международные финансовые институции нам доверяют, а мировое содружество заинтересовано в стабильном развитии Украины.
Рекомендации МВФ по использованию кредита — обеспечить бездефицитность бюджета и рациональность его расходов, ограничить некоторые социальные аппетиты, которые в последние годы росли быстрее, чем экономика. То есть, сформировать политику здорового консерватизма в условиях ограниченности ресурсов, в том числе финансовых.
Социальная политика в период кризиса
2009 год будет очень тяжелым в социальном плане. В надежде на то, что оживление в экономике все же состоится, во втором квартале правительство ожидает, что МВФ пересмотрит некоторые свои условия, на которых выделялся кредит. В итоге будет ясно, какую социальную политику проводить дальше, станет ли возможным повышение минимальной заработной платы и пенсий.
Большие надежды в борьбе с кризисом правительство возлагает на бюджет, однако в связи с остановкой многих предприятий он может быть подорван.
Поэтому, бюджет 2009 года считать реальным нельзя. Правительство предложило резко уменьшить расходы на содержание всех государственных структур, сократить количество программ бюджетной поддержки (их сегодня 273), оставив самые эффективные и самые целесообразные. То есть к бюджету будет подход более рациональный. Это будет бюджет развития и поддержки инновационных программ.
Агропромышленный комплекс
Правительство разработало изменения к семи законам, которые касаются АПК.
Как известно, закон О фиксированном сельскохозяйственном налоге будет действовать лишь до 31 декабря 2009 года. Минэкономики поддержал соответствующий законопроект Минагрополитики, согласно которому действие этого налога уже продлено.
Планируется привести в соответствие с принципами СОТ такой механизм непрямой государственной поддержки сельхозпроизводителей, как льготный режим возмещения НДС переработчикам во время реализации молока и мяса. Если в настоящее время полученные средства аккумулируются на счетах перерабатывающих предприятий, а затем тратятся на дотирование сельхозпроизводителей, то, согласно новому порядку, который вступает в действие с 1 января 2009 года, средства от НДС будут аккумулироваться на счетах сельхозпредприятий.
Этим же законом предусмотрено временно до 1 января 2012 года освободить от НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины чистопородных животных КРС или генетического материала.
В 2009 году будет действовать ряд других программ поддержки сельхозпроизводителей, в частности планируется сохранить дотации на гектар пшеницы, 30% компенсации стоимости сельхозтехники, доплаты за сданный на переработку скот и птицу. Будут выделены средства Аграрному фонду для осуществления интервенционных операций. В 2008 году аграрии использовали 14,2 млрд. кредитов, из них 9,6 млрд. грн. льготные. Программа удешевления кредитов будет продлена и на 2009 год.
Обзор по материалам Министерства экономики Украины подготовлен управлением экономики СГГА

 
-->
Войти
23 запросов, время генерации 0,834