Архив метки: займы

Украине подкинули $500 миллионов

Всемирный банк одолжил Украине полмиллиарда долларов и намекнул, что одолженные деньги лучше не разворовывать. А то хуже будет
Вчера, 22 декабря 2008 года, совет исполнительных директоров Всемирного банка (ВБ) утвердил третий кредит в размере $500 млн. на поддержку политики развития (ППР-III) Украины. Сегодня представительство Всемирного банка в Украине озвучило основные направления, на которые будет направлена финансовая поддержка, и сделало основные макроэкономические прогнозы для нашей страны на период до 2010 года.
Серия программных кредитов Всемирного банка ППР направлена на поддержку экономических реформ и улучшение инвестиционного климата в стране во времена серьезных экономических трудностей, вызванных, в частности, финансовым кризисом.
Как рассказал Багнету директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Мартин Райзер, ссуда должна смягчить упадок экономики Украины, который наблюдается на данный момент и будет усугубляться ожидающей страну рецессией.
Но ясно, что для дальнейшего развития правительству страны нужно приложить больше усилий для внедрения в жизнь уже взятых обязательств…и углубления структурных реформ и реформ финансового сектора, — отметил Райзер.
По словам Пабло Сааведры, старшего экономиста ВБ, наиболее важными для Украины сейчас являются реформы в сфере предпринимательской деятельности, диверсификации торговли, земельных реформ, политики укрепления конкурентоспособности и энергетической безопасности.
Вместе с тем руководству страны необходимо понимать, что использовать кредит нужно крайне рационально и последовательно, делая очень жесткий выбор. То есть, адресатом одалживаемых Украине денег ВБ хочет видеть лишь наиболее нуждающиеся сферы экономики, хозяйствования или бизнеса. А выражаясь языком еще более понятным, — не допустить растрату (или разворовывание) одалживаемых нашей стране средств, которую привыкли практиковать украинские чиновники.
Ясное дело, что открыто сказать об этом Мартин Райзер не мог. Но даже на языке дипломатии опасения Всемирного банка относительно нецелевой растрате выделяемых Украине денег более чем красноречивы.
В Украине бюджет помогает всем. И все очень хотят иметь что-то от бюджета… И экономика, и парламентарии и все остальные…Но есть факт — скоро в стране будет рецессия. И очень важно, чтобы бюджетная политика не обещала все для всех, а помогала только тем, кому это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО крайне нужно, у кого ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нет ничего. Поэтому вам нужно делать очень жесткий выбор…Всемирный банк поддерживает только такую политику, — заявил Райзер.
Следующий кредит, по словам дипломата, Украина получит на развитие инфраструктуры. В частности, на строительство дороги Киев-Харьков. Всего в ближайшее время Всемирный банк планирует одолжить Украине еще $400 млн.
Проблемой 1 2009 года для населения Украины тотальное будет снижение зарплат.
Согласно макроэкономическим прогнозам, приведенным Всемирным банком, весь 2009 год экономика Украины будет пребывать в рецессии. При этом падение ВВП будет составлять 4%. В 2010 году реальный ВВП войдет в плюс и составит 2%. Рецессию, в которую экономика страны вошла в 4-м квартале 2008 года, повлек кредитный кризис, ухудшение условий торговли и снижение экспортного спроса.
Реальная заработная плата и занятость населения будет стремительно падать вплоть до 2010 года. Причем, по словам Райзера, украинцы пострадают больше от тотального снижения зарплат, чем от безработицы.
В мире сейчас происходит наибольшее экономическое падение, по крайней мере, самое большое из тех, которые я видел за всю свою жизнь…Украине необходимо приспособиться… а также ускорить экономические реформы, чтобы открыть путь малому и среднему бизнесу, — отметил Райзер.
Также, по прогнозам Всемирного банка, в следующем году инфляция в Украине составит 13,6%. Рост инфляции будут тормозить такие факторы, как колебание курса валют и колебание расценок на услуги жилищно-коммунального комплекса.
Кроме того в 2009 году, по мнению специалистов ВБ, увеличится внешний долг Украины, и пропорционально снизятся бюджетные доходы и расходы. И доходы, и расходы, будут равны 41,4% от ВВП, поэтому положительно, что базового дефицита бюджета для Украины в следующем году не будет. Однако в 2010-м дефицит составит -0,2%. В нынешнем году он составил -1%.

Начало отставки Стельмаха?

На протяжении этой пленарной недели парламент рассмотрит информацию Временной следственной комиссии по вопросам проверки деятельности Национального банка Украины в период финансового кризиса.
Об этом сообщил заместитель председателя Верховной Рады Николай Томенко, ссылаясь на решение согласительного совета руководителей фракций, который состоялся в понедельник.
По его словам, этот вопрос будет рассматриваться, скорее всего, в среду.
Но все будет зависеть от готовности самой ВСК предоставить соответствующую информацию, — отметил вице-спикер.
Он заявил, что чрезвычайно важным является то, чтобы следственная комиссия проинформировала обо всем перечне банков, которые получили рефинансирование от НБУ, а также о критериях такого рефинансирования и гарантии возвращения этих средств.
Это чрезвычайно важная информация. Она не является тайной, поскольку речь идет о средствах Международного валютного фонда, которые будет возвращать все государство. Фактически, речь идет об операции бюджетными средствами, а поэтому общество должно знать, кому и на каких условиях были предоставлены Национальным банком услуги по рефинансированию, — отметил Николай Томенко.
Он допускает, что предание огласке такой информации сможет подсказать, почему команда президента и много народных депутатов, которые до недавнего времени выступали с сокрушительной критикой НБУ и его председателя, сегодня считают нецелесообразным изменять политику и руководство Нацбанка.
Напомним, сразу после заявлений премьер-министра относительно коррупционных действий в руководстве главного банка страны и создания в парламенте следственной комиссии с целью расследования деятельности НБУ прекратился рост курса доллара. Затем доллар еще упал — курс сравнительно стабилизировался. Большинство фракций парламента, а в первую очередь БЮТ, желают заменить председателя НБУ. Проблема заключается в том, что сделать это можно лишь по представлению президента. А он, как известно, вроде и ссорится на НБУ, но и постоянно заступается за Стельмаха.
Президент никогда не согласится заменить Владимира Стельмаха, с которым имеет многолетний опыт совместной работы, в том числе и в кризисные времена, — заявил недавно глава Секретариата президента Виктор Балога.
С технологической точки зрения, если следственная комиссия накопает достаточно оснований (а в этом сомневаться не приходится), Стельмаха снять таки можно. Нужно изменить закон о Национальном Банке. Президент, конечно, наложит вето, но его можно преодолеть, вот бы только 300 голосов набралось.
За точно не будут голосовать люди президента из НУ-НС и часть Партии регионов, подконтрольная Ахметову — Фирташу. Последние господа сегодня работают с президентом в одной команде. Именно их банки получили львиную долю рефинансирования от НБУ из средств кредита МВФ. И именно эту информацию НБУ почему-то засекретил. Дополнительно см. Луценко проверяет Нацбанк на предмет мошенничества по адресу http://korrespondent.net/ukraine/politics/688261

Банковская нежить

Финансовый кризис больно ударил по украинским банкам. Во-первых, этой осенью население и предприятия хорошенько подчистили свои депозиты. По данным НБУ, в октябре они изъяли из финучреждений 21,46 млрд. грн., в ноябре — еще 10,96 млрд. грн. Во-вторых, с января по октябрь общий объем проблемных кредитов увеличился с 6,3 млрд. грн. до 12 млрд. грн., а их удельный вес в портфеле займов вырос с 1,31 % до 1,78 %. Согласно данным финансовых аналитиков, только в октябре количество некачественных кредитов физлиц стало больше примерно на 25 %, корпоративного сектора — на 20 %. Да и прогнозы неутешительны. Коллекторы предсказывают, что к концу текущего года дефолт по кредитам только физлиц составит 15-17 %. А пик невозвратов ожидается в следующем году — 2530 % по займам населения.
Сегодня никто не может сказать, какие банки оказались в наихудшем положении: крупные, средние или мелкие. Дескать, кризис системный, поэтому задевает абсолютно всех. Тем не менее НБУ обещает рефинансирование только тем финучреждениям, которые организованы в форме ОАО и оплаченный уставный капитал которых составляет не менее 500 млн. грн. (постановление НБУ N 367 от 11 ноября). На 1 октября этим условиям соответствовали лишь 16 банков из 182 действующих. Есть две весьма противоречивые версии того, почему регулятор выделил именно крупные банки. По первой из них, именно они менее устойчивы к кризису. Согласно второй версии, НБУ сделал ставку на крупняк, так как считает, что пережить лихую годину достойны только сильнейшие.
Чистка рядов?
Последние года три на рынке муссируется мнение, что 180 банков для Украины — слишком много. По чьим-то подсчетам, их должно быть не более 50. К каким только мерам не прибегал НБУ, дабы заставить лишние банки уйти с рынка, но это ему так и не удалось. Теперь у регулятора появился шанс проредить ряды финучреждений с помощью упомянутого постановления N 367. Причем в НБУ этого даже не скрывают. Глава Совета Нацбанка Петр Порошенко недавно заявил, что не видит необходимости поддерживать все банки. И что банкротство — нормальный механизм рыночной экономики. По его словам, нынешний кризис сметет с рынка случайных людей, попавших в бизнес благодаря коррупции. Экс-заместитель главы НБУ Сергей Яременко возмущен: Почему-то никто не говорит, что 120 тысяч предприятий для страны — это много, поэтому давайте оставим 120. Все кричат о среднем и малом бизнесе и носятся с ним как дурень с писаной торбой. А вот 180 банков — много. Это что — метод селекции? Так дайте всем банкам поровну, и мы узнаем, кто сильнее.
Надо сказать, многие страны в периоды кризиса поддерживают именно крупные банки. Так поступили, например, Великобритания, Германия, США, Россия. Как свидетельствует мировой опыт, крупные банки плохо переносят такие ситуации и обычно первыми начинают если не рушиться, то испытывать большие трудности. Достаточно вспомнить осень 2004 г. — в разгар оранжевой революции весьма сложная ситуация сложилась в Авале, так как вкладчики ринулись забирать из него депозиты и снимать деньги с текущих счетов. В этом году многие отечественные крупные банки оказались в еще худшем положении, чем тогда Аваль.
Как заметил первый заместитель предправления ЗАО Дочерний банк Сбербанка России Владислав Кравец, при кризисе у маленьких банков — маленькие проблемы, а у больших — большие. Хотя президент Виктор Ющенко говорит, что деньги, которые регулятор выдает избранным финучреждениям в качестве рефинансирования, используются не по назначению. По его словам, банки берут у НБУ деньги для того, чтобы потом обменять их в том же центробанке на иностранную валюту. И это — главная причина девальвации гривни. Глава государства считает, что не стоит рефинансировать банки до стабилизации национальной валюты. Нельзя говорить о кредитных вливаниях, о кредитной помощи, пока курс гривни будет нестабилен. Потому что ее падение на 0,5 % или на 1 % за одни торги приносит работающим на этом рынке учреждениям приблизительно 500700 % годовых дохода. О каких вливаниях может идти речь? — возмущается президент.
Кстати, по требованию Международного валютного фонда (который выделил Украине кредит stand-by в размере $ 16,4 млрд.) в конце ноября НБУ затеял проверку первых 34 банков. Этим займутся уполномоченные регулятором аудиторские компании: KPMG, Delloite, ErnstYoung, PricewaterhouseCoopers, Grand Thorton, Baker Tilly Ukraine, БДО Баланс-Аудит и РСМ АПиК. Они исследуют состояние кредитных портфелей, методику предоставления кредитов, состояние заемщиков и предоставленные залоги. Кроме всего прочего, проверке подвергнется ресурсная база банков: аудиторы выяснят, соответствуют ли сроки привлекаемых пассивов срокам размещения активов. Если будут выявлены нарушения, Нацбанк может применить санкции: отказать в рефинансировании, снизить рейтинг. То есть в результате этих проверок круг избранных может еще больше сузиться.
Спасение утопающих
По мнению экспертов, способность отечественных банков удержаться на плаву в период финансового кризиса будет зависеть не столько от размера кредитно- финансового учреждения, сколько от его качества активов. Все зависит от качества кредитного портфеля и умения банка управлять в нестандартных ситуациях. В условиях кризиса некачественный кредитный портфель -бСльшая проблема, чем в условиях роста, — считает руководитель управления риск- менеджмента банка Диамант Дмитрий Василик. Советник предправления Укргазбанка Александр Охрименко полагает, что выбраться из кризиса труднее всего будет средним банкам, которые быстро наращивали свои активы. Они увеличивали свои портфели очень быстро и на авось. Эти банки рассчитывали вначале нарастить активы, а затем подогнать капитал. Не имея нормального капитала, обслуживать этот портфель им будет очень сложно, — заметил господин Охрименко.
Что касается мелких банков, то некоторые финансисты склонны думать, что у них особых проблем не будет: У таких финучреждений маленький кредитный портфель, они знают в лицо всех своих должников и, скорее всего, смогут с ними договориться и реструктуризировать долг. Хотя возможны и другие варианты развития событий. По мнению главы представительства словенской финансово-банковской группы NLB Антона Сергеева, вскоре перед многими банками встанет вопрос о выживании: В течение полугода-года украинские банки будут наращивать портфели проблемных кредитов. Количество невозвратов будет только расти. И это вполне объяснимо. Ведь многие люди брали кредиты в иностранной валюте по курсу 4,64,8 грн. / $ 1. Сейчас он 7,5 грн. / $ 1.
И каким он будет завтра, никто сказать не может. А многие заемщики не в состоянии потянуть даже 6,0 грн. / $ 1. Ведь большинство из них получают зарплату в гривне. Причем жалованье в лучшем случае осталось на докризисном уровне. В худшем -его урезали на 3045 % или отправили в отпуск за свой счет. Так что уже сегодня часть заемщиков отказываются платить по обязательствам.
Конечно же, и в правительстве, и в НБУ прекрасно понимают, что массовые дефолты по кредитам могут обвалить всю банковскую систему. Чтобы не допустить этого, Министерство финансов предложило свой механизм погашения кредитов населением. В Минфине считают, что физлицам следует позволить погашать бСльшую часть займа (примерно 3 / 5 всей суммы) по курсу 5,05 грн.
/ $ 1. Оставшееся заемщик будет оплачивать по курсу приблизительно 7 грн. / $ 1. Чтобы банки не потеряли на разнице курсов, они смогут списывать полученные убытки на валовые затраты. Правда, все это пока на уровне предложений, которые 1 декабря обсуждали представители Минфина и банков.
Окончательное решение должен принять НБУ. Регулятор склоняется к тому, чтобы каждый банк сам решал, как строить отношения с заемщиком. Мол, все зависит от резервов и валютных возможностей участников рынка. Кстати, в наделавшем шуме последнем антикризисном постановлении N 413 от 4 декабря Нацбанк рекомендовал своим подопечным рассмотреть возможность снизить ставки по валютным кредитам своим заемщикам.
По мнению Сергея Яременко, выживаемость банковской системы в период кризиса зависит не от нее, а от действий НБУ. Когда действия регулятора нелогичны и хаотичны, то банки поступают так, как летом: замыкаются и пытаются выжить самостоятельно. Но это невыполнимая задача. Ведь их здоровье зависит от здоровья экономики. А так мы получаем результат, который бывает в неорганизованной толпе: броуновское движение. Спасайся, кто может, — говорит бывший замглавы НБУ.
У финучреждений, которые лишены возможности получать рефинансирование от Нацбанка, есть несколько вариантов выхода из кризиса. Секторный аналитик ГК ТЕКТ Ирина Васильева считает, что основная задача таких банков — поиск капитала и реализация необходимых юридических процедур. Прежде всего следует активизировать работу по привлечению пассивов, а также по борьбе с проблемными активами. Делать последнее банки могут как самостоятельно, так и с помощь профессионалов — коллекторских компаний. Второй шаг — разработка и внедрение программы лояльности к заемщикам. Она может включать в себя такие меры, как снижение процентных ставок по кредитам, предоставление должникам возможности перейти на другую валюту, а также кредитных каникул, — полагает гендиректор Европейского агентства по возврату долгов Александр Ильчук.
Некоторые финучреждения, например банк Диамант, БМ Банк, Кредит Европа Банк (бывший Финансбанк, Киев), УниКредит Банк (ранее банк Пекао (Украина) реорганизуются в ОАО. Хотя это не позволит им претендовать на рефинансирование от НБУ, поскольку их оплаченный уставный капитал не дотягивает до 100 млн. грн. Зато вполне позволит привлечь портфельного или стратегического инвестора.
Есть кто живой?
Пережить кризис смогут те банки, которые в последние годы проводили жесткую политику риск-менеджмента. То есть их кредитные портфели диверсифицированы и не сконцентрированы на металлургической и строительной отраслях. В них также относительно небольшой удельный вес потенциально рисковых долгосрочных займов физлицам, — уверена госпожа Васильева.
По мнению опрошенных ЧП финансистов, в 2009 г. не удастся избежать реструктуризации банковской системы и уменьшения валютных балансов финучреждений из-за замораживания кредитования. Директор департамента факторинга ПриватБанка Ростислав Артеменко не исключает возможности национализации некоторых банков. Хотя такая точка зрения весьма спорная.
Ведь для этого нужны немалые деньги, а их у государства нет. Посмотрите на сумму, которую решили добавить в уставный фонд Ощадбанка. Миллиард гривен! Ведь это даже деньгами назвать нельзя, — иронизирует Александр Охрименко. — Что они могут национализировать и в чем участвовать?. Сергей Яременко считает, что в следующем году гораздо большая вероятность банкротства банков, нежели их национализации. Для национализации нужны, во-первых, деньги. А во-вторых, зачем государству столько банков? Легче сказать: перейдите все в экспортно-импортный банк и работайте.
В следующем году, считают эксперты, мы, скорее всего, будем наблюдать слияния и поглощения банков, которые окажутся на грани банкротства. Но и тут есть определенные проблемы — круг покупателей весьма ограничен.
Западные инвесторы к нам вряд ли придут — уж очень высоки риски. Основными покупателями могли бы стать россияне — они неоднократно проявляли интерес к украинскому банковскому рынку, но у них самих проблемы с ликвидностью.
Поэтому потенциальными покупателями отечественных банков являются прежде всего наши соотечественники. Понятно, что рассчитывать на рыночные цены в период финансового кризиса не приходится. Скупать будут по дешевке. Есть украинские и российские инвесторы, которые вынули деньги из бизнеса и очень заинтересованы дешево купить банк, — говорит Александр Охрименко. А Сергей Яременко добавляет: Когда полностью завалимся, тогда и придут спасатели.

Львов анонсировал привлечение кредитной линии ЕБРР на сумму EUR100 млн. для развития инфраструктуры города в рамках подготовки к Евро-2012. Выделение….

Львов анонсировал привлечение кредитной линии ЕБРР на сумму EUR100 млн. для развития инфраструктуры города в рамках подготовки к Евро-2012. Выделение средств уже согласовано кредитным комитетом банка. Объем первого транша составит EUR50 млн. Заключение кредитного соглашения запланировано на 19.01.2009г., получение средств – на I полугодие 2009г.
В числе проектов, финансирование которых будет осуществляться с привлечением кредита – строительство транспортных развязок и дорог, в т.ч. развязки Стрыйская – Хуторивка и автодороги по ул. Ряшевской.
Примечание. Ранее Львов подписал с консорциумом PTV AG – VCDB GMBH (Германия) соглашение о разработке концепции транспортной стратегии города на ближайшие 20 лет. Работу консорциума профинансирует кредитное учреждение KfW (EUR500 тыс.).

Россия и Белоруссия договорились о принципах поставок газа

Таков результат визита в Москву Александра Лукашенко. Подробности договоренности не известны. Изначально соглашения двух стран предусматривали поэтапный переход к рыночным ценам. В российском Минфине сообщили, что Минск запросил новый кредит в 100 миллиардов рублей в обмен на переход на расчеты в российской валюте. Сам Лукашенко заявил, что ни у кого ничего не просит
Если братская экономика остановится — первой пострадает Россия. В соседней стране окажутся 10 миллионов полностью или частично безработных. Таков новый тезис Александра Лукашенко. Мы же союзники, что нам делить — всегда можно договориться ко взаимной выгоде. Белорусский президент сходу отвечает на инсенуации — ни кто, ни у кого ничего не выпрашивает: Хотел бы сразу ответить на те инсинуации, которые в последнее время раздаются в мире, согласно которым Белоруссия якобы на коленях ползет в Кремль, чтобы чего-то выпросить. Я могу официально заявить, что мы сегодня ничего не собираемся выпрашивать, — заявил он. Белоруссия сборочный цех Советского Союза, а сегодня России. Мы получаем комплектующие и ресурсы, точнее сказать, покупаем у России.
Дело идет к новому году — пора договариваться по газу. Еще два года назад Стороны согласовали формулы цены. Среднеевропейская минус, понижающий коэффициент и расстояние. Новый тариф для Европы на будущий год примерно 300 долларов. Для Минска получается ориентировочно 200, что для союзника крайне дорого. Однако в отличите от ситуации с Украиной в выступлении Дмитрия Медведева жесткий тон отсутствует — российский президент разделяет тезис о стратегическом партнерстве: Принимая во внимание кризис в мировой финансовой системе, тем не менее, мы продолжаем сотрудничать и находить пути выхода из этих проблем, конечно считаем Белоруссию ключевым нашим партнером, стратегическим и в этой констатации все заложено.
Накануне визита в СМИ появилась очередная формула двусторонних отношений — соглашение по газу в обмен на признание Южной Осетии и Абхазии. Сюда добавляется размещении анти ПРО. Однако Минфин России сообщил, что Минск просит очередной кредит в 100 миллиардов рублей. В обмен обещает торговать исключительно в российской национальной валюте. Белоруссия обращалась в МВФ, однако там требуют рыночных реформ. Лукашенко готов также мириться с Западом, но тому явно не до этого — кризис.
www.prime-tass.ru

Рынки Украины: Осторожный пессимизм (Дело)

Авторынок
Осторожный пессимизм — с такими чувствами входят в 2009 год большинство операторов автомобильного рынка. Общее охлаждение экономики и как следствие уменьшение доходов населения плюс сокращение банковского кредитования приобретения автомобилей — далеко не лучший фон для дальнейшего роста рынка новых авто. Падение продаж на 30% в 2009 году вместо стабильного роста в году текущем — такие цифры называют большинство экспертов и рыночных операторов. Тем не менее крупные компании не планируют резкого сокращения выручки. Скорее речь будет идти об изменении структуры доходов — от продажи автомобилей до поступлений от продажи запчастей и сервиса.
Новости по теме Выживет сильнейший Мир в 2009: Россия создаст горячую точку в Крыму во время кризиса
Поэтому перспективы пережить кризис с минимальными потерями получили операторы, предлагающие весь спектр этих услуг. В относительной безопасности могут чувствовать себя и продавцы машин люкс-класса, и самых дешевых авто — кредитная составляющая при их продаже до этого была незначительной, соответственно, спрос на них останется на прежнем уровне.
В зоне внимания: Ожидается значительное увеличение предложения за счет появления большого количества кредитных авто из-за отказа прежних владельцев платить по обязательствам. Кроме того, ужесточение экологических и технических стандартов вынудит владельцев избавляться от советской авторухляди и как следствие активизирует спрос на бюджетные автомобили.
Банки
Год Быка станет началом нового этапа эволюционного развития украинской банковской системы, которая перестала быть фантастически привлекательным инвестиционным аккумулятором и вошла в ровный период развития. Не стоит ожидать активного наращивания кредитных портфелей и высоких прибылей.
Прогноз на 2009 год — рост активов на уровне 15-20% и снижение чистой прибыли по результатам года практически в два раза — до 4-5 млрд. грн. В наиболее уязвимом положении окажутся мелкие и средние финансовые учреждения — их количество в 2009 году может сократиться минимум на треть. Впрочем, крупные дочки транснациональных банковских групп тоже в зоне риска: проблемы материнских структур на глобальном уровне могут ощутимо аукнуться на оперативной деятельности их подразделений в Украине.
Финансовые учреждения максимально сократят кредитование физических лиц.
Реальный сектор, нуждающийся в ресурсах, сможет получить средства по ставкам свыше 20% в гривне. Долларовое кредитование, как и ипотечные продукты, с лидирующих позиций переместятся в ранг наименее популярных. В первой половине 2009 года может увеличиться отток ресурсов из банковской системы в связи с окончанием сроков действия депозитных договоров.
Очевидно, что уже сегодня банкиры предлагают новые депозитные программы и повышают ставки по вкладам, дабы удержать в учреждениях не менее 60% средств. Вторым источником пополнения пассивной базы банковских учреждений будет эмиссия внутренних облигаций. Доступ на рынок еврооблигаций не будет оправдан с точки зрения ценового параметра.
В зоне внимания: Из-за риска дальнейшей девальвации гривни и общеэкономических проблем высока вероятность непогашения 30% кредитов. В таких условиях балансы банков пополнятся залоговым имуществом, которое необходимо будет распродавать, и в первую очередь — недвижимостью и автомобилями.
Страхование
В 2009 году сектор страхования будет расти не столь высокими темпами. Так, если ежегодно прирост рискового рынка страхования составлял 130%, а лайфо- вого 170-180%, то в следующем году рисковый рынок страхования вырастет не более чем на 110%, а лайфовый до 130%. Если говорить об абсолютных показателях, то здесь также уже можно делать приблизительные прогнозы. По итогам 9 месяцев текущего года порисковым видам страхования было получено 16,5 млрд. грн., а по лайфовому направлению — 0,8 млрд. грн. По итогам года можно ожидать, что валовой показатель собранных премий по сегменту non-life составит около 18 млрд. грн., а по сектору life не дотянет до отметки в миллиард. Таким образом, учитывая такие показатели 2008 года, можно ожидать, что в следующем году рисковый рынок может достигнуть отметки 19-20 млрд., а лайфовый сегмент соберет валовых премий в пределах 1,2 млрд. грн.
Впрочем, эти показатели при пессимистическом сценарии даже могут оказаться завышенными, особенно в случае, если правительству не удастся стабилизировать банковский сектор, который до сих пор давал значительное поступление платежей страховым компаниям. Также не на руку страховщикам играет снижение доходов населения, которое будет покупать более дешевые страховые продукты. На прибыльности скажется и удорожание перестраховочных емкостей.
Лайфовый сектор пострадает гораздо меньше, поскольку работал по принципиально иной системе. Сюда в первую очередь можно отнести консервативное размещение активов и страховых резервов, а также жесткий механизм создания резервов под средства клиентов (в размере 105% от взноса). В нынешних условиях лайфовые компании не испытывают серьезной проблемы ликвидности и напротив намерены активно развивать агентские сети.
В зоне внимания: Отсутствие контроля за наличием полисов автогражданки плюс рост убыточности по этому виду станет серьезным испытанием для рисковых страховщиков. Многим из них придется уйти с рынка, можно ожидать усиления волны слияний и поглощений.
Здравоохранение
В 2009 году стоит ожидать некоторого охлаждения роста фармацевтического рынка Украины, хотя о рецессии речь не идет. Рост в годовом исчислении составит не менее 18-20%. Лидеры отрасли формируют свои планы на 2009 год исходя из этих прогнозов.
Большое влияние на рынок окажет необходимость перехода предприятий с 1 января 2009 года на новый стандарт работы — GMP ЕС. Он предусматривает модернизацию производства и обучение персонала. В связи с его высокой стоимостью (модернизация одной производственной площадки обходится от $5 млн. до $40 млн.) на стандарты GMP ЕС перешли пока только 15 из 133 предприятий. Поэтому в период с 2009 по 2011 год большинство мелких и средних компаний перепрофилируются, закроются или будут поглощены. С другой стороны, GMP позволит расширить географию продаж отечественных препаратов.
В качестве антикризисных мер будет использовано повышение уровня эффективности менеджмента и внедрение новых технологий на производстве.
Сокращения персонала или снижение уровня заработной платы массового характера носить не будут.
Рынок медицинских услуг также пострадает от уменьшения доходов крупных компаний — ряд крупных проектов, которые раньше спонсировались частным бизнесом, могут быть приостановлены.
В зоне внимания: Строительство завода MaxWell под Борисполем и сети современных клиник подавалось как самая крупная инвестиция в украинскую фармакологию — уже инвестировано более $100 млн., однако пока проект так и не заработал. Осенью этого года контроль над активами MaxWell в Украине перешел к самому богатому человеку Казахстана — одному из собственников банка Туран-Алем Мухтару Аблязову. 2009 год покажет, удастся ли ему запустить пока пробуксовывающий проект.
Металлургия
Среди украинских металлургов господствуют упаднические настроения. Не удивительно, ведь как минимум до начала второго или даже третьего квартала 2009 года ситуация в отечественной металлургии будет очень тяжелой. Объемы выплавки стали будут находиться на уровне 1-2 млн. тонн в месяц (при том, что в первом полугодии 2008 года выплавлялось в среднем 3,7 млн. тонн, а пик в мае достиг 3,9 млн.). При этом квартальная выручка сталеваров в первом квартале следующего года упадет до $2-4 млрд., что в два 2-3 раза ниже средней по 2008 году.
В наиболее уязвимом положении — стальные группы, не обеспеченные сырьем (например, ИСД, ММКИ, Запорожсталь). Они будут вынуждены заморозить инвестпроекты и максимально минимизировать затраты. Эти же предприятия являются и основной мишенью для поглощения более крупными конкурентами, в числе которых называют Метинвест, Mittal Steel, российские металлургические компании Металлоинвест, Северсталь и др.
Конкурентоспособность украинских металлургов, возможно, оттает после снижения мировых цен на сырье (ЖРС, коксующийся уголь) следующей весной, а также благодаря росту рынков развивающихся стран (Китай, Индия). В таком случае металлурги смогут быстро выйти на уровень 2007 года по объемам как в натуральном выражении, так и в долларовом.
В зоне внимания: Более экономный способ производства — миниметаллургические заводы — может потеснить традиционных гигантов. О своих планах по строительству подобных предприятий уже заявили группа иранского бизнесмена Али Омрана Евро Финас ЛТД, собственник ИнГОКа Метинвест (в лице Рината Ахметова), Ворскласталь Константина Жеваго и Интерпайп Виктора Пинчука.
ГОКи
Период сверхприбылей для украинских рудокопов остался позади. В 2009 году произойдет снижение добычи железорудного сырья (по сравнению с 2008 годом) на 22-25%. Мировые цены на ЖРС снизятся в среднем на 15%. В связи с этим начало разработки новых месторождений, инвестиции в увеличение добычи практически всех горнодобывающих компаний будут отложены на 2010-2011 годы.
Замедление роста мировой экономики кроме всего прочего приведет к угрозе не только роста импорта ЖРС и вытеснения украинских компаний мировых рынков, но и уменьшения их доли на рынке внутреннем. Единственным источником инвестиций для украинских горнодобывающих компаний будет внутренний капитал и дополнительные средства нынешних акционеров, а также средства от вхождения в акционерный капитал сторонних стратегических инвесторов.
В зоне внимания: Компания Константина Жеваго Ferrexpo — единственный украинский актив, торгующийся на основной площадке Лондонской фондовой биржи, — может получить новых крупных акционеров. Не следует упускать из виду и возможность форсированной приватизации КГОКОРа, который остается одним из последних недоделенных крупных активов в отрасли.
Энергетика
Вопрос номер один на грани политики и бизнеса — решится ли власть на продажу энергогенерирующих активов в предвыборный год? Фон для разморозки приватизационных процессов будет очень неблагоприятным: кроме политических рисков и возможных проблем с финансированием сделок, в следующем году следует ожидать снижения внутреннего спроса на электроэнергию в Украине. В основном это будет вызвано сокращением потребления энергии промышленными предприятиями.
Падение добычи угля на украинских шахтах в 2009 году практически неизбежно.
Низкий спрос со стороны металлургов приведет к снижению добычи коксующихся углей, а сокращение потребления электроэнергии — к уменьшению спроса на энергетический уголь. Спад может достичь 5-10%, опустившись на минимальный уровень добычи за последние шесть лет.
Снижение цен на всю продукцию углепрома приведет к сокращению выручки как государственных, так и частных шахт. Однако из-за большей гибкости частных шахт в части оптимизации затрат они смогут показать лучшие финансовые результаты по сравнению с госсектором. Возобновления финансирования можно ожидать во второй половине 2009 года — одновременно с общим подъемом в металлургической отрасли.
В зоне внимания: Рецессия в отрасли и ухудшение финансового состояния вынудят отечественные угледобывающие предприятия значительно сокращать издержки, однако затраты на системы безопасности не должны подпадать под экономию. В 2009 году, когда потребность в угле любой ценой будет меньшей, Украина должна избавиться от удручающей характеристики одного из мировых лидеров по показателю смертности на тонну добытого угля.
Ритейл
Многие украинские ритейлеры окажутся на грани дефолта. Вопрос, который актуален практически для всех операторов розничной торговли, — где взять деньги, чтобы вернуть долги и развиваться дальше? Первый квартал 2009 года участники рынка характеризуют как наиболее трудный период.
Динамика темпов развития розницы снизится на 5-10%. Замедление объясняется постепенным насыщением по ряду товарных позиций преимущественно в непродуктовом ритейле (техника, электроника, мобильные телефоны и т. д.), а также снижением покупательской активности потребителей вследствие кризиса и уменьшения банками объемов розничного кредитования. Ситуация немного стабилизируется только к середине года.
В первом полугодии операторы направят основные усилия на поиск источников рефинансирования существующих долговых обязательств.
Ограниченные возможности по привлечению средств, а также снижение рентабельности бизнеса приведут к изменению структуры собственников ряда компаний, занимающихся розницей. Ожидается изменение структуры потребления товаров по ценовым сегментам: доля товаров элитных групп будет постепенно уменьшаться. В продуктовом ритейле сократится доля высоко- маржинальной продукции, для которой характерна более высокая цена.
Аналитики прогнозируют смещение потребительского спроса в сторону неорганизованной торговли (рынков). Так, на сегодняшний день сетевая торговля занимает около 30% рынка розничной торговли Украины, рынки немногим более 40%. В будущем можно ожидать увеличения доли рынков в структуре розничного товарооборота.
В зоне внимания: Компании будут вынуждены частично или полностью продавать бизнес из-за невозможности рассчитаться по ранее привлеченным банковским кредитам и облигационным выпускам. Уже сегодня многие из них ищут инвесторов. К примеру, крупный оператор розничной торговли бытовой техникой и электроникой компания Unitrade Group осенью заявила о готовности продаться.
Продукты питания
Украинские производители товаров пищепрома в большинстве своем оптимистично смотрят в будущее. Если оправдается базовый прогноз на 2009 год, построенный игроками молочного рынка, темпы роста их бизнеса сократятся всего лишь на 5-10% по сравнению с предыдущим годом. При этом выручка крупнейших компаний отрасли может увеличиться в среднем на 35%. Падение цен на зерно — один из немногих факторов, который позволит украинским хлебопекам сохранить свою рентабельность. Себестоимость производимой ими продукции сократится на 10-20%, что немаловажно в условиях жесткого государственного контроля цен на социальные сорта хлеба.
Алкогольные и безалкогольные напитки считаются сектором, который хорошо держит удар. Его меньше всего затронет замедление темпов развития экономики. Между тем даже при самых благоприятных условиях рост рынка в 2009 году не превысит 10% в натуральном выражении. А положение отдельных компаний будет зависеть от их способности управлять долгом и качественного менеджмента.
В зоне внимания: Ужесточение контроля и введение четких стандартов маркировки биоорганических продуктов будет способствовать повышению информированности и экологической культуры потребителей. Многие нишевые производители продуктов питания получат новые возможности для эффективной конкуренции с крупными операторами рынка.
Туризм
Отдых — то, на чем будут экономить украинцы в первую очередь. Уже на конец года падение объемов предновогодней реализации составило около 15%. Еще менее радужные перспективы видятся туроператорам в начале следующего года.
В первые месяцы, особенно в январе-марте, будет наблюдаться снижение объемов продаж и, соответственно, прибыли компаний, занимающихся туристическим бизнесом, более чем в два раза.
Если на рынке массового туризма спрос более-менее предсказуем, то рынок деловых поездок фактически является своеобразной лакмусовой бумажкой, отображающей ситуацию в экономике на данный момент. Уже сегодня большинство клиентов туроператоров заняли выжидательную позицию: разработка крупных проектов пока временно приостановлена. И в дальнейшем многие компании будут экономить на проведении деловых мероприятий за пределами Украины.
Туроператоры прогнозируют разорение многих участников туристического рынка уже весной следующего года. Турфирмы в один голос предвещают уменьшение емкости рынка на 20-30%. А его рост остановится на отметке не более 5% в год.
В зоне внимания: Кризис положительно отразится на работе операторов, занимающихся внутренним туризмом. Зимой — Карпаты, летом — Крым. Таким представляется туроператорам отдых украинцев в следующем году. Туры выходного дня по отечественным просторам будут пользоваться большим спросом, чем зарубежные туры.
Строительство и недвижимость
Стагнация на полтора-два года — это оптимистический сценарий развития ситуации. При пессимистическом сценарии аналитики ожидают падение темпов роста рынка как минимум на 40-50%. Если по итогам текущего года его объем составил около 52 млрд. грн., то следующий год ограничится 26-30 млрд. грн.
Цены на недвижимость во всех сегментах упадут на 30-40%, особенно в случае покупки объекта за живые деньги. Кризис ипотеки больно ударил по рентабельности работы девелоперов, особенно тех, кто ведет свою деятельность в сегменте жилой недвижимости. Их будущее будет зависеть от готовности банков выдавать ипотечные кредиты и ставок по ним — а именно этому виду финансовых услуг грядущий год не сулит ничего хорошего.
Отрасль ждет масштабный передел собственности и сфер влияния: мелкие компании обанкротятся и свернут свою деятельность, средние — заморозят строящиеся объекты и будут ждать лучших времен. Крупные девелоперы, вышедшие на IPO и потерявшие в связи с кризисом былой уровень капитализации, распродадут непрофильные направления и будут искать пути оптимизации расходов. Меньше всего пострадают компании, работающие в сегменте элитного жилья и офисов класса А. Именно эти направления меньше всего подвержены влиянию кризиса, и уровень спроса на них сохранится на прежнем уровне.
В зоне внимания: Компания Льва Парцхаладзе ХХІ Век станет своеобразным индикатором жизнестойкости отрасли. Если крупнейший отечественный девелопер сумеет избежать дефолта, сохранит свою целостность как компания и не распадется на несколько проектов с различными партнерами, это будет расценено инвесторами как позитивный сигнал о начале выздоровления украинского рынка недвижимости.
IT-технологии
Отрасль высоких технологий ощутит на себе влияние мирового финансового кризиса не так остро, как другие секторы экономики. Стагнация на рынке не прогнозируется, однако, по оценкам исследовательской компании IDC, IT-рынки Центральной и Восточной Европы, куда входит и Украина, в 2009 году вырастут всего лишь на 9,4% (а не на 16%, как говорилось в докризисном прогнозе). А объем отечественного рынка информационных технологий составит треть или половину от результата 2008 года.
В то же время, как и другие, в 2009 году IT-отрасль будет страдать от ухудшения условий внешнего финансирования. Инвесторы больше не дают деньги под идеи, их интересует работающий и прибыльный бизнес.
Рынок аутсорсинга ПО пострадает меньше других. Неприятности ждут лишь тех, кто зависим от краткосрочных проектов и отечественных заказчиков, испытывающих проблемы с платежеспособностью. Наибольший рост ожидает сегмент интернета и компьютерной связи, который, несмотря на общее замедление развития экономики, может демонстрировать двузначные показатели роста (в 2008 году они составили около 40%).
Наихудшие прогнозы для тех, кто занимается компьютерным оборудованием и системной интеграцией — количество и объемы заказов начали снижаться, и подобный тренд будет наблюдаться и в следующем году.
В зоне внимания: ПО для оптимизации расходов. Как заказчики, так и разработчики будут заинтересованы в продуктах, которые станут своеобразной палочкой-выручалочкой в период кризиса. Премиум-версии операционных систем какое-то время будут менее востребованы. Также ожидается рост спроса на продукты, позволяющие более эффективно управлять уже имеющимся парком вычислительной техники.
Телекоммуникации
Замедленный, менее 10%, но все же рост — прогноз динамики доходов для телекоммуникационных компаний в 2009 году. Уменьшение темпов роста потребления услуг связи будет минимальным: расходы на связь давно относят к базовым.
Дальнейшее мобильное проникновение будет составлять максимум +2%. Это связано с тем, что рынок практически сформирован. Рост доходов, как и прежде, будет базироваться на росте ARPU (средний доход на абонента), который, как и MOU (количество минут потребления), останется как минимум на прежнем уровне — около $9 и 250 минут в месяц. В то же время основные риски, которые могут больно ударить по доходности операторов связи — валютные.
В следующем году, несмотря на активное развитие услуг фиксированного широкополосного доступа и передачи данных, основной доход, как и прежде, будет приносить голосовая связь.
В зоне внимания: Кто из мобильных операторов получит право на официальную реализацию культового продукта компании Стивена Джобса — официальный iPhone? Скорее всего, это будет МТС, которая уже получила статус официального поставщика iPhone в России. Однако даже если это и случится, заработать на проекте будет весьма проблематично: кризис не лучшее время для старта продаж телефонов с ценой около $1000.
Транспорт
Охлаждение экономики вызовет резкое снижение объема перевозок. Загрузка самолетов еще больше сместится в сторону низкобюджетных авиакомпаний. Рейсы будут загружены на уровне 30-40%. Негативное влияние на рентабельность авиакомпаний окажут и высокие цены на керосин.
Автоперевозчики будут и дальше терять конкурентоспособность на рынке международных перевозок. В ситуации, когда только 34,3% автомобилей отвечают экологическим требованиям стран ЕС, операторы нуждаются в масштабном обновлении автопарка, однако этот процесс будет тормозиться вследствие общего падения объемов перевозок, недоступности кредитных ресурсов и неразвитости альтернативных финансовых инструментов, в частности — лизинга.
Перед угрозой падения темпов роста оказалась и железнодорожная отрасль.
Рост пассажиропотока в лучшем случае составит 1%, а объем международных транзитных грузоперевозок будет продолжать падать. Убытки от пассажирских междугородных, пригородных и дальних перевозок составят около 2,5 млрд. грн.
Снижение объема морских перевозок в 2009 году составит около 20%. Причина — коллапс мировых морских перевозок (ставка фрахта крупнотоннажных судов упала на 98,8%) и дефицит терминальных мощностей для обработки контейнеров.
В первом полугодии 2009 года особенно большие потери понесут перевозчики, специализирующиеся на спотовых контрактах.
На развитии ситуации в отрасли скажется подготовка к Евро-2012, которая включает создание скоростных железнодорожных магистралей, модернизацию международных транспортных коридоров и увеличение пропускной способности тринадцати украинских аэропортов.
В зоне внимания: Главные воздушные ворота страны — аэропорт Борисполь — ожидает масштабная реконструкция. До 2010 года в аэропорту должен появиться еще один пассажирский терминал пропускной мощностью 200 пассажиров в час.
Также на прилегающей к Борисполю территории начнется строительство многофункционального комплекса Kyiv Airport Citу, предусматривающего возведение пятизвездочной и трехзвездочной гостиниц, логистических помещений, ресторанов. Окончательное завершение проекта запланировано на 2012 год.
Химия
Для украинских химиков финансовый кризис будет наиболее разрушительным.
Существовавший ранее тренд — рост отрасли, связанный с интенсификацией сельхозпроизводства, — больше не будет определять ее деятельность. Хотя на рынке по-прежнему будут востребованы удобрения, у аграриев просто не окажется денег на их покупку. Это вызовет резкое ужесточение борьбы за платежеспособного покупателя, хотя цены на основную продукцию — минеральные удобрения (карбамид, аммиак, селитра) — за последние полгода упали уже в 2,5 раза. В 2009 году это падение продолжится, и уже в первом квартале цены опустятся ниже уровня рентабельности украинских химических предприятий. В результате весной ряд из них остановят свою работу, освободив определенные ниши.
Это приведет к усилению на рынке российских компаний, имеющих доступ к более дешевому газу, формирующему до 70% себестоимости продукции химической отрасли. Большое значение будут иметь меры, направленные на снижение энергопотребления на производство единицы продукции. В том числе и за счет собственной дешевой электроэнергии. Кроме того, ключевое значение будет иметь возможность перестраивать производственно-сбытовую политику, маневрируя в зависимости от конъюнктуры рынка. Это позволит выдерживать падение цен и сохранять производственную нагрузку на предприятиях.
В начале 2009 года ряд инвестиционных программ будут остановлены, а некоторые — пересмотрены в сторону уменьшения. Основной акцент будет сделан на производстве продукции, ликвидной даже в условиях кризиса (карбамид), а также на новой продукции, изготовленной по мировым стандартам.
Финансирование программ будет осуществляться как за счет собственных средств, так и за счет привлечения кредитов (ЕБРР) под программы экологической модернизации, ресурсо- и энергосбережения. Потери химпрома в условиях кризиса продаж могут быть частично минимизированы благодаря вмешательству государства. Однако для стимуляции потребления минеральных удобрений на внутреннем рынке у правительства средств недостаточно. Поэтому доля химпрома в ВВП Украины, которая сейчас составляет 6%, будет неуклонно сокращаться.
В зоне внимания: Одесский припортовый завод. В 2009 году существует как минимум две предпосылки, что его приватизация будет разблокирована. Во- первых, общая слабость власти в период перед выборами президента может быть использована лоббистами приватизации для ускоренного проталкивания решения о продаже ОПЗ. Во-вторых, завод — один из немногих государственных активов с высокой инвестиционной привлекательностью даже в период кризиса.
Соответственно, соблазн использовать продажу ОПЗ для закрытия неминуемого дефицита бюджета особенно велик.
Тяжелое машиностроение
На данный момент украинское машиностроение имеет ресурсы для того, чтобы поддерживать позитивную производственную и финансовую динамику. В то же время ухудшение условий кредитования, замораживание программ по модернизации предприятий ТЭК и горно-металлургического комплекса значительно сузили внутренний спрос на их продукцию.
Ситуацию усугубит и рецессия в странах-внешнеэкономических партнерах Украины (сейчас свыше 50% продукции украинского машиностроения и до 70% энергетического машиностроения идет на экспорт).
Кроме того, негативное воздействие окажет вступление Украины в ВТО, повлекшее за собой снижение импортных пошлин на ввозимую продукцию, которая превосходит украинскую по качеству, а в некоторых случаях — и по цене. В 2009 году возможно существенное сокращение заказов на продукцию машиностроительного комплекса, особенно на внутреннем рынке. Впрочем, имеющийся на сегодня портфель заказов позволит отечественным машиностроительным предприятиям сохранить темпы роста на уровне 15-17% в месяц. Возможный спад на рынке эксперты прогнозируют не раньше 2010 года.
Предприятия энергетического и нефтегазового машиностроения — единственные в отрасли, на которые пока не повлиял экономический кризис. За 10 месяцев года производство в этих сегментах выросло на 25,1 и 27% соответственно.
Такая тенденция будет наблюдаться и в следующем году.
В зоне внимания: Морской старт. Очередной пуск украинско-российской ракеты-носителя Зенит-3SL в рамках проекта намечен на январь 2009 года.
Согласно сообщению корпорации Sea Launch, в космос планируется вывести телекоммуникационный спутник SICRAL 1B, рассчитанный на 13 лет эксплуатации. Спутник будет использоваться вооруженными силами Италии в интересах НАТО, а также для мобильной связи.
Материал был опубликован в украинском издании глобального прогноза Мир в 2009 (The World in 2009), который представляет Инвестгазета в партнерстве с еженедельником The Economist.
http://delo.ua

Состоялось подписание кредитного соглашения между Украиной и Мировым банком на $500 млн.

Состоялось подписание кредитного соглашения между Украиной и Мировым банком на $500 млн. (третий транш на Проект развития). Средства предназначены для покрытия дефицита госбюджета. От имени МБ соглашение подписано директором представительства МБ в Украине, Беларуси и Молдове Мартином Райзером, от Кабмина – министром экономики Богданом Данилишиным.
Справка. В ноябре Украина подписала с Мировым банком соглашение о выделении кредита в размере 3 млрд.грн. на 30 лет.
Окно в Украину

На новом витке спирали

События в сфере экономики и финансов в последние месяцы 2008 года напоминают печально известный 1998 год. Но по законам общественного развития все повторяется на новом витке спирали.
В 2007-м мировой кризис зародился в США, а не в Юго-Восточной Азии. Нестабильность мировых рынков отразилась на экономике Украины после распространения финансовых эффектов заражения на европейские страны, а не на Россию, как в 1998-м. Передаточным механизмом влияния нынешнего мирового кризиса на экономику Украины стали долги частного, а не государственного сектора экономики.
Вследствие изолированности банковского и реального секторов от мировых потоков капитала в 1998—1999 годах финансовый кризис в Украине был кризисом валютным. В 2008-м возникает принципиально иная ситуация: потрясения на отечественном финансовом рынке, начавшиеся с падения фондового рынка и девальвации гривни, угрожают перерасти в широкомасштабный экономический кризис, составляющими которого станут банковский и долговой кризисы.
В 2007—2008 годах предвестниками финансового кризиса были переоценка обменного курса и недостаточность международных резервов страны, привлечение значительных объемов иностранного капитала и формирование чрезмерной внешнедолговой нагрузки, быстрый рост банковских кредитов и финансирование за их счет непроизводительных расходов субъектов экономики, надувание пузырей цен на реальные активы и ценные бумаги отечественных эмитентов.
За девять месяцев 2008 года реальный эффективный обменный курс гривни повысился на 14,7%. Снижение ценовой конкурентоспособности отечественных производителей выливалось в наращивание дефицита текущего счета платежного баланса, достигшего 6,5% ВВП. Согласно оценкам МВФ, расчетное сальдо текущего счета для Украины, обусловленное действием фундаментальных экономических факторов, составляет около -2% ВВП.
По состоянию на 1 октября 2008 года, отношение международных резервов к краткосрочному внешнему долгу в Украине составляло 1,2, что существенно отставало от среднего показателя для стран с низким и средним уровнем доходов — 3,2. Относительно ВВП международные резервы Украины находились на уровне 19,3%, в то время как в странах с низким и средним уровнем доходов — 27% ВВП. В последние годы страны с формирующимися рынками почти 90% чистого привлечения иностранного капитала направляли на прирост международных резервов. В Украине в течение 2006—2007 годов это соотношение в среднем составляло 24,4%, а в первом полугодии 2008-го — 13,5%.
На сегодняшний день международные резервы Украины покрывают 75,7% суммы краткосрочных обязательств и платежей по долгосрочному внешнему долгу, приходящихся на 2009 год. Выплаты предприятий, банков и государства в счет погашения и обслуживания долгосрочного долга прогнозируются на уровне 15 млрд. долл. США. Кроме того, сумма краткосрочных внешних обязательств по состоянию на середину 2008 года составила 28,2 млрд. долл. Таким образом, Украина не удовлетворяет базовый показатель достаточности золотовалютных резервов — расширенный критерий Гринспена. Обострение мирового финансового кризиса мгновенно подняло на поверхность проблему отсутствия надежной подушки ликвидности в Украине.
Размер валового внешнего долга Украины по состоянию на 1 декабря с.г. по расчетам составляет 74,6% ВВП. По результатам эмпирических исследований, оптимальный уровень внешнего долга, гарантирующий сохранение финансовой стабильности и положительно влияющий на темпы экономического роста, не превышает 35% ВВП (см. табл.). В Украине чрезмерное привлечение внешнего заемного капитала привело к усилению уязвимости экономики, что сразу же запустило цепь дестабилизации финансовой системы, как только конъюнктура мировых товарных рынков ухудшилась, а мировой кредитный кризис распространился на страны Восточной Европы.
Беспрепятственное привлечение внешних займов и активизация иностранных банков на кредитном рынке Украины стали факторами стремительного роста банковских кредитов. По состоянию на 1 ноября 2008 года, сумма банковских кредитов, выданных в экономику, достигла 63,9% ВВП. Для Украины, исходя из размера среднедушевых доходов (по ППС валют), равновесный уровень банковских требований по кредитам составляет 37% ВВП, что в 1,7 раза меньше текущего уровня.
В соответствии с дефинициями финансовых кризисов, применяемыми в мировой практике, Украина уже прошла начальный этап валютного кризиса и находится на пороге кризиса банковского. При этом валютный кризис рассматривается как процесс изъятия международных резервов, потери стоимости национальной валюты более чем на 25% и изменения валютного режима. А системный банковский кризис — как процесс эрозии банковского капитала, массового изъятия депозитов, сокращения кредитной деятельности банков и масштабного вмешательства государства в деятельность банков.
Необходимость выполнения накопленных обязательств в условиях сокращения внешнего финансирования делает все более актуальными проблемы стабильности платежного баланса и избежания глубокого экономического спада. Ведь для осуществления расчетов с кредиторами предприятия-заемщики вынуждены будут сокращать затраты на ведение бизнеса и изымать собственные оборотные средства. В исторической ретроспективе изменение направления движения иностранного капитала оборачивалось для стран-заемщиц сокращением ВВП в среднем на 10%.
Механизмы возникновения и распространения кризисных явлений на финансовом рынке Украины выглядят следующим образом:
— значительный дефицит текущего счета сочетается с сокращением притока иностранных инвестиций и кредитов; в таких условиях в Украине формируется отрицательное сальдо платежного баланса (в октябре его величина достигла 4 млрд. долл.), что ведет к изъятию международных резервов и оказывает давление на курс национальной валюты;
— ухудшение ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках оборачивается для экономики сокращением экспортной выручки, уменьшением доходной части бюджета, осложнениями с обслуживанием внешних и внутренних кредитов у предприятий-экспортеров;
— отток иностранного капитала, бегство от национальной валюты и изъятие депозитов из банковской системы становятся причиной дестабилизации финансового рынка Украины и приводят к исчерпанию финансового потенциала экономического развития;
— снижение курса национальной валюты при существовании значительных валютных дисбалансов в банковском секторе, уменьшение реальных доходов населения и ухудшение финансового состояния предприятий приводят к снижению качества банковских активов, а изъятие внутренних депозитов и сокращение внешних заимствований — к сужению пассивной базы банковских учреждений.
Продолжение мирового кредитного кризиса и существенное присутствие иностранного капитала на рынке банковских услуг Украины обуславливают возможность импорта финансовой нестабильности иностранными банками. Доля банков с иностранным капиталом в активах банковской системы приближается к 50%, а чистая внешняя позиция Украины относительно международных банков составляет 9,5% ВВП.
Юридически транснациональные банки не несут ответственности по обязательствам дочерних структур и в кризисные времена могут оказывать им поддержку, руководствуясь мотивами сохранения репутации материнского банка. На сегодняшний день большинство материнских банков, присутствующих на финансовом рынке Украины (особенно шведские, итальянские и австрийские), вследствие негативного влияния глобальных кредитных факторов вынуждены уменьшать кредитование собственных дочерних структур. Такое положение дел повышает вероятность жесткой посадки украинской экономики.
Распространение международных эффектов заражения на экономику Украины происходит по следующим основным каналам:
— общие шоки: падение мировых цен на металлопродукцию и повышение спредов по долговым обязательствам стран с формирующимися рынками подрывают финансовое положение национальных производителей и ухудшают возможности обслуживания ими внешнедолговых обязательств;
— торговые шоки: стагнация экономик крупных торговых партнеров Украины уменьшает спрос на товары национального экспорта, что, в свою очередь, приводит к оттоку капиталов и падению цен на внутренние активы;
— финансовые шоки: кризисы в ведущих странах мира заставляют международных инвесторов реструктуризировать собственные портфели, исходя из требований ликвидности, риск-менеджмента и т.п.; в условиях общего снижения цен на активы инвесторы предпочитают сбрасывать наименее надежные активы с наиболее волатильной доходностью;
— информационные эффекты: валютный кризис в одной стране посылает сигналы спекулянтам о возможности девальвации валюты страны с похожими макроэкономическими характеристиками; девальвация валют восточноевропейских стран дала толчок к проведению спекулятивных атак на гривню.
Принятие избыточных рисков банками и предприятиями Украины объяснялось недееспособностью дисциплинирующих механизмов рынка и слабостью системы пруденциального регулирования. Свою роль сыграла также неэффективность систем внутреннего корпоративного управления.
Неадекватная система регулирования деятельности банков значительно усиливала их уязвимость к валютным, кредитным рискам и рискам пролонгации долга. Слабо управляемые процессы предоставления валютных кредитов заемщикам, не имеющим источников валютной выручки, и долгосрочных кредитов за счет краткосрочных обязательств, неадекватность резервов под кредитные риски и недокапитализированность банковских учреждений поставили банковскую систему на грань краха после девальвации гривни и подорожания внешних ресурсов.
Итак, нездоровая макроэкономическая среда, слабая защищенность корпоративного сектора экономики перед проблемами мировых рынков и негативное влияние глобальных факторов запустили маховик дестабилизации финансовой системы Украины, который со временем все болезненнее и с нарастающей скоростью будет травмировать ключевые сферы жизнедеятельности общества.
Для снижения остроты финансового кризиса первоочередное значение имеет взвешенная макроэкономическая политика и действенные структурные реформы в банковском секторе. Поддержка доступа банковских учреждений к источникам финансирования является ключевым условием смягчения последствий финансового кризиса в краткосрочной перспективе.
Международный опыт указывает на то, что в кризисных условиях центральные банки могут применять различные механизмы кредитования чрезвычайного положения и выполнять роль кредитора последней инстанции для банков.
Оказание финансовой поддержки Национальным банком неизбежно порождает проблемы морального риска среди банковских учреждений Украины. Для ее смягчения правительство и НБУ могут использовать такие механизмы, как наложение определенных ограничений на операции банков (особенно на валютном рынке), установление верхнего предела процентных ставок по депозитам, перенос расходов по финансовому оздоровлению банков на плечи их акционеров. Следует также как можно скорее начать процесс закрытия неплатежеспособных банков. Например, в Таиланде во время кризиса 1997 года была приостановлена деятельность 58 финансовых учреждений, в Корее — заблокированы операции 14 торговых банков.
Для отсечения необоснованного спроса банков на ресурсы центрального банка стоит заранее объявить о том, что в процессе реструктуризации и выбора банков, подлежащих ликвидации, основное внимание будет уделяться показателям ликвидности баланса и объемам обязательств банков перед НБУ.
Поддержание ликвидности в значительных объемах может применяться только в качестве временной меры до разработки и внедрения всеобъемлющей программы реструктуризации банковского сектора, во время которой платежеспособные банки будут подлежать рекапитализации, а неплатежеспособные — обанкротятся.
Законом Украины О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины предусмотрено создание стабилизационного фонда, средства которого могут использоваться на предоставление кредитов отечественным банкам и предприятиям с целью погашения, рефинансирования и обслуживания иностранных кредитов (займов). Однако схема рефинансирования внешних обязательств предприятий и банков, определенная этим законом, имеет серьезные финансово-организационные изъяны, сводящие на нет усилия по стабилизации валютно-финансовой ситуации в стране.
Во-первых, стабилизационный фонд не имеет реальных источников наполнения, поскольку при пятикратном падении фондового рынка Украины и обострении ситуации на мировых финансовых рынках продажа объектов государственной собственности по разумной цене выглядит маловероятной. А суммы размещения государственных ценных бумаг вряд ли окажутся достаточными для рефинансирования долговых обязательств правительства, не говоря уж о наполнении стабилизационного фонда.
Во-вторых, распорядителями средств стабилизационного фонда выступают Министерство финансов и Кабинет министров, которые не используют рыночные критерии для оценки платежеспособности предприятий и банков; не могут оперативно принимать решения о выделении кредитов и не имеют административных возможностей для мониторинга целевого использования предоставленных средств. Ограниченность ресурсной базы стабилизационного фонда и широкий перечень возможных направлений использования его средств приведут к тому, что он станет разменной монетой в руках олигархических групп, никоим образом не способствуя решению задач общегосударственного уровня.
На мой взгляд, в Украине целесообразно реализовать аналог российской системы рефинансирования внешних займов национальных предприятий и банков, основным субъектом которой будет выступать ОАО Укрэксимбанк в качестве кредитора заемщиков на международных рынках. Источником для предоставления кредитов Укрэксимбанком должны стать средства НБУ объемом до 10 млрд. долл. США, оформленные как депозит в Укрэксимбанке.
Кредиты Укрэксимбанка для рефинансирования внешних обязательств могут предоставляться отечественным предприятиям и банкам при выполнении ими следующих условий:
— рефинансированию подлежат кредиты и займы, отказ от погашения которых приведет к банкротству заемщика или потери существенной части его активов;
— финансовое положение заемщика подтверждает его способность своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед Укрэксимбанком;
— заемщик без использования кредитных ресурсов самостоятельно погашает не менее 25% суммы кредита (займа), подлежащего рефинансированию;
— по новым кредитам заемщик предоставляет залог, являющийся приемлемым для Укрэксимбанка.
Подписание соглашения стенд-бай с Международным валютным фондом и возможный прирост валютных резервов Украины на сумму 16,5 млрд. долл. США обеспечивают финансовую основу для реализации приведенной выше схемы.
По мере углубления кризисных явлений, когда поддержка ликвидности банковских учреждений не будет оказывать стабилизирующего эффекта, а сужение их пассивной базы будет продолжаться, возникнет потребность в чрезвычайных мерах, одной из которых является реструктуризация внешнего корпоративного долга. Последовательная и взвешенная реструктуризация долговых обязательств отвечает интересам как кредиторов (которые во что бы то ни стало стараются избежать убытков, связанных с дефолтами), так и заемщиков (не заинтересованных в потере доступа к внешнему финансированию). В мире в период 1970—1997 годов из 56 кризисов платежного баланса 35 сопровождались реструктуризацией внешнего долга.
Мировой практикой до сих пор не наработаны унифицированные механизмы реструктуризации внешних долгов корпоративных заемщиков, в отличие от долгов суверенных заемщиков (таких как Парижскому и Лондонскому клубу кредиторов). Частично это объясняется отсутствием универсальной, признанной мировым сообществом процедуры банкротства. Реструктуризация корпоративного долга регулируется на основе двусторонних соглашений между кредиторами и заемщиками, рамочные условия которых устанавливаются правительством учреждений-заемщиков и группой основных кредиторов.
В период азиатского кризиса 1997—1998 годов правительства стран базирования банков-кредиторов побуждали их к заключению соглашений с корпоративными заемщиками кризисных стран. Правительства банков-заемщиков, в свою очередь, инициировали переговорный процесс и предоставляли гарантии по внешним обязательствам банков.
Например, в январе 1998 года правительство Кореи при поддержке правительства США достигло договоренности с международными банками о реструктуризации межбанковских депозитов и краткосрочных кредитов банкам на 24 млрд. долл. Внешние обязательства корейских банков были реструктуризированы через предоставление новых займов сроком от одного до трех лет с процентной ставкой LIBOR + 2,25—2,75%. Корейское правительство гарантировало погашение 20 млрд. долл. новых займов. Выгодные условия для банков-заемщиков стали результатом компромисса между корейским правительством, правительствами банков-кредиторов и самими международными банками.
В Индонезии план реструктуризации внешних долгов распространялся на задолженность банков и нефинансовых предприятий. В июне 1998 года правительство Индонезии подписало Франкфуртское соглашение с международными банками о поддержке кредитных линий по торговым кредитам на уровне апреля 1998-го и реструктуризации межбанковских кредитов через оформление новых кредитов сроком от одного до четырех лет по процентной ставке LIBOR + 2,75—3,5%. Новые займы гарантировались центральным банком Индонезии.
Правительство Украины также должно играть активную роль в процессе установления договорных отношений между заемщиками и учреждениями-кредиторами относительно реструктуризации долговых обязательств. Во внешнеполитическом контексте стоит добиваться поддержки соответствующих мер правительствами стран базирования банков-кредиторов. Такая поддержка и взаимопонимание являются достаточно реальными с учетом того факта, что правительства кредиторов заинтересованы в сохранении стабильного финансового положения своих банков. Проведение взвешенной и последовательной реструктуризации внешнего корпоративного долга Украины предотвратит угрозу массовых дефолтов отечественных заемщиков и будет способствовать сбалансированию валютно-финансовых потоков страны.
Наиболее адекватным методом реструктуризации корпоративного долга Украины, предполагающим предъявление соответствующих требований к кредиторам, является его пролонгация на два-четыре года по ставкам, под которые были выделены первоначальные займы. Значительная часть ресурсов, переданных материнскими банками своим дочерним структурам, в общей сумме внешнего долга Украины облегчает задачу урегулирования внешнедолговых обязательств.
До переговоров с кредиторами о реструктуризации внешнего долга необходимо начать программу реструктуризации банковского сектора, что улучшит перспективы возврата отсроченных долгов и будет способствовать возобновлению внешнего финансирования субъектов экономики.
Программа реструктуризации банковского сектора должна основываться на следующих основных принципах: применение единых критериев идентификации жизнеспособных и нежизнеспособных банков, создание условий для выхода из капитала проблемных банков нынешних владельцев, стимулирование вливания капитала новыми частными инвесторами. Неотъемлемым элементом программ реструктуризации является вливание государственных средств в акционерный капитал банков.
В странах, переживших финансовые кризисы, расходы государственных средств на проведение реструктуризации банковской системы в среднем составляли 16% ВВП. Такие расходы во многих случаях были ниже потенциальных потерь от коллапса банковской системы, разрушения платежно-расчетной системы, замораживания кредитных операций и перекладывания значительной части убытков на банковских вкладчиков.
Участие государства в урегулировании банковского кризиса не ограничивалось пополнением капитала проблемных банков. В странах Юго-Восточной Азии к финансово неустойчивым банкам, которым не удавалось привлечь частных инвесторов, применялись такие меры государственного влияния, как национализация, принудительное слияние с другими банками, продажа иностранным инвесторам, передача под юрисдикцию компаний по управлению активами, ликвидация.
В Украине рекапитализация банков государством будет целесообразной только в том случае, если акционеры банков окажутся неспособными привлечь частный капитал. А со временем, когда угроза системного банковского кризиса исчезнет, эти национализированные государством банки могут быть снова приватизированы.
С рекапитализации банков должен начаться длительный процесс реструктуризации банковского сектора, в ходе которого будут расчищаться балансы, списываться безнадежная задолженность банковских заемщиков, приниматься меры по улучшению качества банковских активов. Достижение устойчивого финансового положения банков станет ключевой предпосылкой макрофинансовой стабилизации и возвращения сбережений в экономический оборот.
В 2009 году возникнет ряд специфических проблем, связанных с управлением внешним государственным долгом. В длительной перспективе, с учетом небольшого размера этого долга, платежеспособность правительства по прямым обязательствам не вызывает сомнений. Но в связи с пиковыми платежами по государственному долгу в следующем году страна может столкнуться с краткосрочными проблемами ликвидности (в счет погашения и обслуживания внешнего государственного долга должно быть выплачено 2,3 млрд. долл.). Спред EMBI+ Украина (премия в доходности внешних государственных облигаций Украины к гособязательствам США) к середине декабря составлял 24,5%, что делает невозможным привлечение ресурсов международного рынка капиталов и использование их для проведения долговых платежей.
Реструктуризация задолженности коммерческим кредиторам в 2000 году и официальным кредиторам в 2001-м исключают возможность реструктуризации государственного долга Украины в 2009-м. Кроме того, значительная часть внешних долговых обязательств правительства (45%) представлена еврооблигационными займами, реструктуризация которых возможна только при наличии положения о коллективных действиях в юридической документации на выпуск облигаций.
С учетом вышесказанного основными задачами управления государственным долгом Украины в 2008—2009 годах должны стать усиление сотрудничества с международными финансовыми организациями (МФО) и активизация внутреннего рынка государственных облигаций. Займы МФО в кризисных условиях станут весомым источником покрытия дефицита бюджета, будут способствовать стабилизации платежного баланса и оживлению инвестиционной активности в стране. Дополнительно см. по адресу http://www.zn.ua/img/st_img/2008/727/727-07_vo_send_rus.gif
Татьяна Вахненко (доктор экономических наук, Институт экономики и прогнозирования НАН Украины)

Украина и Мировой банк подписали соглашение о выделении Украине кредита в размере $500 млн. (третий транш на Проект развития). Средства предназначены….

Украина и Мировой банк подписали соглашение о выделении Украине кредита в размере $500 млн. (третий транш на Проект развития). Средства предназначены для покрытия дефицита госбюджета.

Обвиняя Ющенко, Тимошенко прикрывает свой грех с МВФ

Стремительное падение гривны на прошлой неделе премьер-министр Украины Юлия Тимошенко объясняет масштабными спекуляциями президента Виктора Ющенко и главы Нацбанка Владимира Стельмаха на валютном рынке. На самом же деле дефицит доллара и спекуляции стали следствием получения Украиной первого транша кредита МВФ, за который Юлия Владимировна в свое время активно агитировала, напоминает обозреватель РИА Новый Регион Вероника Ост.
Начиная с 2005 года бизнес большинства банков, особенно филиалов, был незатейлив: взять на Западе недорогой кредит и перезанять его на Украине с небольшой выгодой. Однако мировой финансовый кризис, во-первых, пошатнул положение зарубежных партнеров, а во-вторых, ощутимо ударил по реальному сектору украинской экономики. Возникла опасность, что местным банкам кредиты не вернут, а они по цепочке не смогут расплатиться со своими зарубежными кредиторами.
Так возникла идея с кредитом МВФ. То, что эти деньги никто не планировал вкладывать в реальный сектор, видно, если сравнить некоторые цифры. Выплаты по обслуживанию долга (26 млрд. грн.) всех украинских банков в декабре должны были составить 4,1 млрд. долларов. Первый транш МВФ, пришедший в декабре, составил сопоставимую сумму — 4,5 млрд. грн.
Чтобы передать банкам валюту, в Нацбанке и была разработана схема, которую сегодня так пламенно обличает Тимошенко. Банкам под мизерные проценты было роздано так называемое рефинансирование, то есть эмитированные гривны (50 млрд. грн.). Затем за эти деньги им продали доллары по курсу ниже рыночного.
На Украине ошибочно считают, что рефинансирование предоставлялось за откаты. На самом деле Нацбанк своим постановлением N367 определил приоритеты: только ОАО, уставной капитал которых составляет не менее 500 млн. грн. Под эти критерии подпадает только 16 из 182 банков, все они принадлежат иностранному капиталу.
Когда раздача гривен была закончена, Нацбанк продал опять же по льготному курсу и строго определенным банкам 5 млрд. долларов. Лишь малая часть из них закрутилась в спекулятивных схемах. Большая — мгновенно была выведена за рубеж. Возникший из-за этого дефицит, плюс скупка долларов Нефтегазом для расчета с Россией, плюс население, желающее обменять на баксы снятые с депозитов деньги, — все эти обстоятельства в совокупности обусловили ажиотаж вокруг доллара и бешенную скачку курса.
Списывать вину за этот беспредел на главу Нацбанка Стельмаха и президента со стороны Тимошенко бесчестно. Ведь именно она убеждала народ в октябре, что кредит МВФ сможет спасти экономику Украины от кризиса. Я хочу твердо сказать, что после того, как проголосован антикризисный Закон в Верховной Раде и после того, как мы получим деньги мировых финансовых организаций в помощь Украине, ни у одного банка не будет никаких абсолютно причин не возвращать депозитные вклады людям. Я думаю, что если какой-либо банк не будет возвращать людям депозиты, после того, как будет наполнена вся банковская система деньгами — это уже уголовное дело. И это уже дело Генеральной прокуратуры и дело Генерального прокурора, — говорила украинский премьер.
Тимошенко прекрасно помнит об этом. Если внимательно вслушаться, в ее рассказах о преступных схемах Стельмаха-Ющенко явно не хватает некоторых звеньев логических цепочек. Премьер, возможно, никогда не решилась бы на откровенный демарш даже в преддверии президентских выборов, если бы Стельмах не отказался выделить ей эмитированные гривны (6 млрд. грн.) на латание дыр в бюджете.
Здесь не обошлось без политики. Тимошенко пытаются убрать из премьеров и президентский лагерь, и Партия Регионов. Первые хотят списать на нее чехарду с курсом. Вторые — готовят почву для триумфального возвращения Януковича. Несмотря на спад, в металлургии поступления от экспорта еще есть. 8 млрд. долларов донецкие бароны придерживают, чтобы в нужный момент погасить дефицит и понизить доллар. Дабы это выглядело как заслуга нового премьера.
Но Тимошенко хочет использовать заначку сама: заставить металлургов отдать баксы и представить это как следствие отставки Стельмаха, на которой она настаивает.
Однако проблема с курсом так просто не решится. Ведь впереди новые выплаты по долгам западным банкам. Международное сообщество будет вновь давить на Ющенко и Тимошенко, чтобы они потратили транши МВФ должным образом. Новый глава НБУ будет вынужден делать то же самое, что и Стельмах. Поэтому эксперты и затрудняются назвать курс гривны в следующем году.