Архив метки: законодательство

ВР приняла изменения в Закон о господдержке с/х

ВР приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон о господдержке с/х, предусматривающий включение в перечень объектов государственного ценового регулирования: пшеницы твердой и мягкой, смеси пшеницы и ржи (меслина), кукурузы, ячменя, ржи озимой и яровой, гороха, гречихи, проса, овса, сои, семян подсолнечника, рапса и льна, шишек хмеля, сахара-песка, муки пшеничной и ржаной, мяса, субпродуктов забойных животных и птицы, молока сухого, масла сливочного и подсолнечного.
Справка. Объектами государственного ценового регулирования на 2008/09м.г. определены пшеница, ячмень, кукуруза, рожь, сахар и семена подсолнечника.
Документ предусматривает установление на объекты ценового госрегулирования минимальных и максимальных интервенционных цен.
Минимальная интервенционная цена устанавливается с учетом среднеотраслевых нормативных затрат производства, минимального уровня прибыли, конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках по методике, разработанной Кабмином.
Максимальная цена определяется с учетом индекса потребительских цен, индекса цен производителей за соответствующий период ценового госрегулирования и конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках по методике, разработанной Кабмином.
Аграрный фонд может производить куплю/продажу объектов ценового госрегулирования, не связанную с ценовым госрегулированием по ценам, которые не должны быть выше/ниже 20% максимальной/минимальной интервенционной цены.
Законопроект предусматривает положение, согласно которому, производитель сельхозпродукции обязан предварительно заключать договор страхования при условии получения банковского кредита на производство сельхозпродукции или на приобретение основных средств, если проценты по кредиту частично или полностью уменьшаются за счет бюджета (или кредит получен под гарантию государства).
Договор заключается по правилам комплексного или индексного страхования.
Фонд аграрных страховых субсидий заменяется Госагентством по управлению сельхозрисками.
Согласно документу, вводится кредитная субсидия для долгосрочных кредитов сроком до 60 календарных дней. Размер субсидии в нацвалюте — учетная ставка НБУ, действующая на дату начисления процентов; в инвалюте — 6% годовых.
Агроновости

Пётр Порошенко:Банк — это как церковь

Курс доллара в 2009 году можно удержать на уровне не выше 8 гривен, считает глава Совета НБУ Пётр Порошенко. Но только в случае грамотной работы Нацбанка и других органов власти, а с этим как раз проблемы
— Как долго ещё будет расти курс доллара к гривне? Вы можете дать прогноз на ближайшие полгода?
— Могу, но не буду этого делать. Непрофессионально давать прогнозы, когда остаётся неопределённой львиная доля факторов, влияющих на курс национальной валюты. Сейчас в парламенте находится закон, который предусматривает повышение пошлин на все импортные товары. Следствием этого будет резкое сокращение импорта, а значит, падение спроса на валюту, благодаря чему сократится дефицит торгового баланса. Украинская делегация находится в Москве на переговорах по поставкам газа в Украину. Напомню, что на днях цена газа для Европы снизилась с $500 до $300 за тысячу кубометров.
Это даёт нам основания рассчитывать на приемлемую цену на российский газ в 2009 году. К слову, Украина резко сократила потребление газа этой зимой. К тому же резко упали цены на нефть. Всё это благоприятные факторы. Но вместе с тем мы имеем резкое падение объёмов украинского экспорта. Необходимо принять бюджет и антикризисные законы, которые защитят внутренний рынок.
Нужна внятная валютная политика НБУ. В этом случае мы удержимся в пределах 8 грн. за доллар.
— Президент и премьер заявляли, что 40 млрд. грн., которые Нацбанк направил на рефинансирование банков, на самом деле использовались для спекуляций на валютном рынке. Так ли это и кто нажился на валютных спекуляциях?
— Это заявления политиков. А я не политик и должен делать профессиональные заявления. Чтобы получить точную информацию, месяц назад Совет НБУ уполномочил меня обратиться к правлению Нацбанка с просьбой предоставить детальную информацию о перечне банков, получивших рефинансирование, основаниях получения, гарантиях возврата. Мы считаем, что правление использовало ряд экзотических инструментов, под которые рефинансирование выдаваться не могло, например акции банков. Но если у банка проблемы, то его акции ничего не стоят. А Нацбанк под эти акции пытался выдавать деньги государственной эмиссии. Мы также потребовали предоставить отчёт о политике валютных интервенций с перечнем банков в период массовой выдачи рефинансирования. Всё это необходимо для проведения монетарной политики и осуществления контроля за ёё исполнением, что является конституционной и законной функцией Совета НБУ. Но мы получили ответ: Сведений не предоставим. Такой же ответ правление НБУ направило и парламентской комиссии, созданной для расследования обстоятельств, которые привели к обесцениванию гривны.
Непрофессионально давать прогнозы, когда остаётся неопределённой львиная доля факторов, влияющих на курс гривны
— Почему же Нацбанк отказывается раскрыть эту информацию?
— Правление ссылается на мифическое положение о банковской тайне. Но Нацбанк должен защищать банковскую тайну клиента, гражданина, а мы спрашиваем лишь о том, как распределяются деньги НБУ, деньги государства в отношении коммерческих банков. Если банк боится, что информацию о получении им рефинансирования обнародуют, то не надо обращаться за деньгами. Или, наоборот, гордись, если обходишься без помощи НБУ. А у нас рефинансирование было превращено в безумие, в инструмент зарабатывания денег. Но этого не должно быть, никто не должен зарабатывать на рефинансировании.
— Свидетельствует ли отказ правления раскрывать информацию о коррупционных действиях НБУ?
— Я не могу утверждать, что коррупция имела место. Пока подтверждённых и доказанных фактов коррупции нет. Я говорю о том, что это непрозрачно, а значит, не вызывает доверия. А если действия НБУ не вызывают доверия у гражданина, то у общества будут проблемы. Ведь банк — это как церковь, которой должны верить все. Банки обязаны демонстрировать прозрачность.
— В последнее время муссировался вопрос о возможной отставке Владимира Стельмаха. Почему она до сих пор не произошла?
— Плохо, что он муссируется. Этот вопрос должен быть решён однозначно: или да, или нет. Вопрос подотчётности и ответственности руководителя Нацбанка находится в компетенции президента и парламента. Именно они могут решить судьбу председателя НБУ.
— Если вам предложат занять кресло председателя НБУ, вы готовы?
— Я никогда не рвался ни на какую должность, но никогда и не отказывался.
— Как вы относитесь к идее Минфина, который предлагает на месяц прекратить рефинансирование банков?
— Этот вопрос вообще не в компетенции Минфина. НБУ должен проводить рефинансирование банков, у которых возникают проблемы. Главное, чтобы у банка было под что получать эти средства. Но я не понимаю, почему банку, у которого разница между сроком возврата кредита и сроком, когда он должен отдать депозит, составляет два месяца, дают рефинансирование на год? Зачем это делается? Если у банка возникла проблема на сумму 50 млн. грн., почему ему дали 100 млн. грн.? А потом возникают основания для подозрений в нечистоплотности и попытке заработать на этом деньги. Ответы на эти вопросы должны снять любые дискуссии по поводу Нацбанка. Нацбанк — это священная корова, жена Цезаря, которая вне подозрений.
— Как вы относитесь к введению 100-процентного резервирования под валютные кредиты, то есть к фактическому запрету валютного кредитования?
— Это временная мера. Она касается только тех, кто не имеет экспортной валютной выручки, кому нечем возвращать кредиты. Если нечем возвращать, то и брать нечего. На самом деле эти нормы резервирования были приняты по рекомендации Совета НБУ. Мы это поддерживаем: нельзя, чтобы механизм валютных кредитов использовался банками для валютных спекуляций. Сейчас банки не выдают валютных кредитов на сторону — только инсайдерам. В этом может убедиться каждый — попробуйте взять кредит в банке. Я уверен, что откажут. Но на сегодняшний день валютное кредитование используется в качестве схемы: банки своим приближённым выдают валютный кредит, покупают у Нацбанка валюту якобы для возврата этого кредита и через два-три дня его закрывают. Увеличение резервирования до 100% будет сдерживать банки от игры на валютном рынке и стабилизирует ситуацию с курсом гривны.

ВР 30 и 31 декабря будет работать в пленарном режиме

Верховная Рада Украины приняла постановление о внесении изменений в календарный план 3-й сессии парламента VІ созыва.
За соответствующее предложение проголосовали 265 депутатов (ПР – 1, БЮТ – 155, НУ-НС – 64, КПУ – 27, Блок Литвина — 18) из 440 присутствующих в зале.
Согласно постановлению, 29 декабря в парламенте состоится заседание Согласительного совета лидеров фракций и председателей комитетов парламента, а 30 и 31 декабря ВР будет работать в пленарном режиме, а 1 и 2 января предусматривается работа народных депутатов Украины в округах.
Это решение принято в связи с необходимостью принять до Нового года Госбюджет-2009.
Сегодня народные депутаты еще два раза провалили голосование по проекту Гос бюджета — 2009.

Відбулося чергове засідання Державної комісії з регулювання ринків фінансових послуг України

25 грудня відбулося чергове засідання Державної комісії з регулювання ринків фінансових послуг України.
За результатами розгляду питань порядку денного були прийняті такі рішення:
1. Про схвалення для оприлюднення проекту постанови КМУ Про внесення змін до Порядку та вимог щодо здійснення перестрахування у страховика (перестраховика) нерезидента.
2. Про виключення з державного реєстру страхових та перестрахових брокерів:
— Представництва МАРТІН-МАРТІН СІГОРТА ВЕ РЕАСЮРАНС БРОКЕРЛІГІ ТІДЖАРЕТ АНОНІМ ШІРКЕТІ (м. Київ);
— Товариства з обмеженою відповідальністю Гривна (м. Луганськ).
3. Про видачу ліцензій на провадження страхової діяльності:
— ВАТ СК Країна (м. Київ):
— страхування цивільної відповідальності громадян України, що мають у власності чи іншому законному володінні зброю, за шкоду, яка може бути заподіяна третій особі або її майну внаслідок володіння, зберігання чи використання цієї зброї;
— ТДВ СК УКООПГАРАНТ (м. Київ):
— медичне страхування (безперервне страхування здоровя); страхування здоровя на випадок хвороби; страхування відповідальності перед третіми особами [крім цивільної відповідальності власників наземного транспорту, відповідальності власників повітряного транспорту, відповідальності власників водного транспорту (включаючи відповідальність перевізника)];
— ЗАТ СК Фенікс (м. Київ):
— страхування від вогневих ризиків та ризиків стихійних явищ;
— ЗАТ Генеральний страховий фонд (м. Київ):
— страхування відповідальності перед третіми особами [крім цивільної відповідальності власників наземного транспорту, відповідальності власників повітряного транспорту, відповідальності власників водного транспорту (включаючи відповідальність перевізника)];
АТ СК АВАНТЕ (Харківська обл., с. Черкаська Лозова):
— страхування водного транспорту (морського внутрішнього та інших видів водного транспорту); страхування цивільної відповідальності власників наземного транспорту (включаючи відповідальність перевізника); страхування кредитів (у тому числі відповідальності позичальника за непогашення кредиту); авіаційне страхування цивільної авіації;
— Страховій компанії ЛЕММА у формі акціонерного товариства закритого типу (м. Харків):
— страхування водного транспорту (морського внутрішнього та інших видів водного транспорту); страхування відповідальності перед третіми особами [крім цивільної відповідальності власників наземного транспорту, відповідальності власників повітряного транспорту, відповідальності власників водного транспорту (включаючи відповідальність перевізника)]; страхування цивільної відповідальності власників наземного транспорту (включаючи відповідальність перевізника); страхування кредитів (у тому числі відповідальності позичальника за непогашення кредиту); особисте страхування працівників відомчої (крім тих, які працюють в установах і організаціях, що фінансуються з Державного бюджету України) та сільської пожежної охорони і членів добровільних пожежних дружин (команд); авіаційне страхування цивільної авіації.
4. Про поновлення дії ліцензії на здійснення страхової діяльності ЗАТ СК ФІНАКО-Життя (м. Київ).
5. Про зупинення дії ліцензій на здійснення страхової діяльності:
— ЗАТ СК МС Партнер (м. Київ);
— ТДВ СК Солідарність (м. Київ)…

12 документов, вступающих в силу 1 января 2009г.

Сельхозпроизводителям
Факт. Сельхозпроизводители смогут выбрать спецрежим налогообложения НДС.
Новая редакция статьи 8-1 Закона об НДС предусматривает льготный режим обложения НДС для сельхозтоваропроизводителей-резидентов. Предприятие, у которого удельный вес стоимости сельхозтоваров (услуг) составляет не менее 75% стоимости всех товаров (услуг), может зарегистрироваться как субъект спецрежима.
Сумма НДС, начисленная на стоимость поставленных таким предприятием сельхозтоваров (услуг), полностью остается в распоряжении предприятия для возмещения суммы налога, начисленной на стоимость производственных факторов, а при наличии остатка такой суммы налога — с другой производственной целью.
Документ. Закон N 639-VI от 31.10.2008.
Бухгалтерам
Факт. Внесены изменения в Закон о доходах.
Изменения предусматривают расширение круга лиц, бесплатно получающих уголь и угольные брикеты, которые не включаются в состав общего среднемесячного или годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика (не подлежат отображению в его годовой налоговой декларации). В частности, работники угледобывающих и углестроительных предприятий; пенсионеры этих предприятий; инвалиды и ветераны войны и труда; лица, награжденные знаками Шахтерская слава или Шахтерская доблесть, а также семьи погибших шахтеров, получающие пенсии в связи с утратой кормильца.
Документ. Закон N 347-VI от 02.09.2008.
Застройщикам
Факт. Прием в эксплуатацию завершенных объектов строительства будет осуществляться по-новому.
Прием осуществляет комиссия, которую создает инспекция Госархстройконтроля.
Для этого заказчик объекта строительства подает в инспекцию письменное заявление, форму которого утверждает Минрегионстрой. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, значительно расширен, а инспекция имеет право вернуть документы, не соответствующие требованиям Порядка.
Проверка проводится на протяжении 10 рабочих дней с момента создания комиссии. На основании акта готовности в течение двух рабочих дней выдается свидетельство о соответствии объекта. Дата выдачи свидетельства считается датой принятия объекта в эксплуатацию.
Документ. Постановление КМУ N 923 от 08.10.2008.
Работодателям
Факт. Минимальная зарплата соответствует прожиточному минимуму для трудоспособных лиц.
Отныне, согласно ст. 95 КЗоТ, размер минимальной заработной платы устанавливается и пересматривается в соответствии со статьями 9 и 10 Закона Украины Об оплате труда и не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
Отменена норма, согласно которой размер минимальной заработной платы мог пересматриваться при внесении изменений в Закон о госбюджете в зависимости от роста индекса цен на потребительские товары и тарифов на услуги по соглашению сторон коллективных переговоров.
Документ. Закон N 466-V от 14.12.2006.
Производителям алкоголя и табака
Факт. Запрещена внешняя реклама табака и алкоголя.
С 1 января согласно ч. 1, 2 ст. 22 Закона Украины О рекламе запрещается реклама средствами внешней рекламы:
1) табачных изделий и объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия;
2) алкогольных напитков и других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки.
Согласно ст. 5 Закона о рекламе в телепередачах запрещается использовать любую информацию рекламного характера, которая подается в виде дикторского текста и/или звукового сопровождения, о спонсоре — производителе алкогольных напитков.
Документ. Закон N 145-VI от 18.03.2008.
Плательщикам сбора за загрязнение
Факт. Сбор за загрязнения рассчитывается по-новому.
В случае отсутствия у плательщика сбора утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущения сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов сбор исчисляется в установленном порядке в десятикратном размере (ранее — в пятикратном размере).
Отчет подается и сбор платится:
— в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов — по месту нахождения стационарных источников загрязнения;
— в случае размещения отходов — по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов (ранее — исключительно по месту налоговой регистрации).
Документ. Постановление КМУ N 1050 от 03.12.2008.
Предприятиям
Факт. Статнаблюдения об охране воздуха подаются согласно новой Инструкции.
Госкомстат обновил Инструкцию, которая устанавливает порядок заполнения форм государственных статистических наблюдений об охране атмосферного воздуха N 2-ТП (воздух) Отчет об охране атмосферного воздуха (годовой и квартальный).
Эти формы подаются органу госстатистики респондентами, взятыми на государственный учет по объемам потенциальных выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу. Структурные подразделения этих предприятий подают отчетность отдельно от главного предприятия.
В формах N 2-ТП (воздух) не отображаются данные о выбросах от передвижных источников загрязнения — только от стационарных.
Документ. Приказ Госкомстата N 396 от 20.10.2008.
Экспортерам металлолома
Факт. Вводятся новые формы экспортных сертификатов качества на металлолом.
— N сЯ-1 — для таможенного оформления полуфабрикатов из лома легированных черных металлов и лома цветных металлов;
— N сЯ-2 — для таможенного оформления лома легированных черных металлов и лома цветных металлов.
Также вводится Инструкция о применении и хранении бланков документов строгого учета Экспортный сертификат качества.
Бланки сертификатов заполняются в трех экземплярах: для соответствующего подразделения таможенного органа, получателя товара (по его требованию этот экземпляр на обратной стороне заполняется на английском языке) и самого экспортера.
Сертификаты следует хранить 10 лет.
Документ. Приказ Минпромполитики, ГТСУ N 626/1091 от 03.10.2008.
Предприятиям
Факт. Об отходах надо отчитываться.
Вступает в силу форма первичной учетной документации N 1-ВТ Учет отходов и упаковочных материалов и тары и Инструкция по ее заполнению.
Первичный учет осуществляют юрлица всех форм собственности, видов экономической деятельности и организационно-правовых форм хозяйствования, физлица-предприниматели, в деятельности которых образовываются отходы и используются упаковочные материалы и тара.
Не включаются в форму данные о веществах, которые являются готовой продукцией, полуфабрикатах, предназначенных для дальнейшей переработки с целью получения готовой продукции, а также отходах, поступающих в водные объекты со сточными водами и выбрасываемых в атмосферный воздух.
Документ. Приказ Минприроды N 342 от 07.07.2008.
Бухгалтерам
Факт. В бухучете появится статья расходов на разведку полезных ископаемых.
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 33 Расходы на разведку запасов полезных ископаемых определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах на разведку и определение объемов и качества запасов полезных ископаемых и ее раскрытия в финансовой отчетности.
Нормы этого П (С) БУ применяют предприятия, организации и другие юридические лица независимо от форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений). Не распространяется Положение (стандарт) на этапы опытно- промышленной разработки месторождений.
Документ. Приказ Минфина N 1090 от 26.08.2008.
Бухгалтерам
Факт. Вступают в силу изменения в П(С)БУ 8 Нематериальные активы и в П(С)БУ 14 Аренда.
Нематериальными активами будут считаться немонетарные активы, которые не имеют материальной формы и могут быть идентифицированы. НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизации не подлежат. К НМА с неопределенным сроком полезного использования относятся те, в отношении которых предприятие не установило ограничения срока, на протяжении которого можно ожидать увеличения денежных средств от использования таких НМА.
Документ. Приказ Минфина N 901 от 08.07.2008.
Страховщикам
Факт. Страховщики, работающие с ОСАГО, должны ежедневно рассчитывать резерв незаработанных премий.
Согласно Порядку расчета резервов незаработанных премий, который проводится по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, страховщики, имеющие право заключать договоры ОСАГО, должны ежедневно рассчитывать и вести учет резервов незаработанных премий.
Объем резервов незаработанных премий определяется ежедневно по методу 1/365 (pro rata temporis) и рассчитывается по приведенной в Порядке формуле отдельно по каждому действующему договору.
Общий объем резервов незаработанных премий равняется сумме резервов незаработанных премий, рассчитанных по каждому договору.
Документ. Постановление КМУ N 671 от 23.07.2008.

http://kontrakty.com.ua

CDMA-оператор Интертелеком (Одесса) обязался отменить решение о введении долларовой тарификации международных звонков. Решение принято по обращению….

CDMA-оператор Интертелеком (Одесса) обязался отменить решение о введении долларовой тарификации международных звонков. Решение принято по обращению НКРС. По информации комиссии, намерения компании противоречат Закону О телекоммуникациях, в соответствии с которым операторы должны осуществлять расчеты и тарификацию исключительно в национальной валюте.
Накануне Интертелеком объявил о введении с 28.12.2008г. тарифицирования международных звонков в долларах США. Оплату планировалось производить в гривнях по официальному курсу.

ВР приняла в первом чтении законопроект о создании Госагентства по управлению сельхозрисками

Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон О государственной поддержке сельского хозяйства Украины (относительно усовершенствования механизмов государственного ценового регулирования рынка сельхозпродукции, страхования рисков сельхозпроизводства, реализации социальных программ на селе, мер по восстановлению животноводства).
За соответствующий законопроект проголосовали 411 народных депутатов.
Согласно документу, предлагается создать Государственное агентство по управлению сельскохозяйственными рисками, которое является небанковским финансовым учреждением, имеющим свой бюджет, отдельный баланс и расчетные счета, в органе Государственного казначейства.
Агентство подотчетно и подконтрольно Министерству агарной политики и Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг. Положение об агентстве утверждается Кабинетом министров Украины.
Размер обязательных отчислений агентству составляет 2% суммы страховых премий, полученных страховщиком в результате обязательного или добровольного страхования отдельных видов сельскохозяйственной продукции, и увеличенных на сумму любых других платежей или компенсаций страховщику, которые предоставляются страхователем или от его имени третьим лицом.
Возмещения из фонда составят не более 5% суммы застрахованного риска, рассчитанного исходя из размера средневзвешенной биржевой цены, которая сложилась на организованном аграрном рынке за последний месяц, предшествующий заключению договора страхования. Страховая франшиза не может превышать 30% суммы договора.
Кроме того, законопроектом определен перечень комплексного страхования при страховании сельхозкультур, в частности, по риску: вымерзание, гололед, заморозок, ледовая корка; град, буря, ураган, шквал, удар молнии; ливни и наводнения, лавина, оползень, засуха, обезвоживание земель, подлежащих орошению, землетрясение.
При страховании сельскохозяйственных животных в перечень комплексного страхования включены риски: инфекционных болезней, пожара, стихийного бедствия, несчастного случая, вынужденного забоя (уничтожение) по распоряжению специалистов ветеринарной медицины в связи с мерами борьбы с инфекционными болезнями, невозможность использования животных по назначению (для племенных животных).
Страхование проводится в добровольной форме и осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком.

http://www.interfax.com.ua

Аграрный рынок Украины: итоги 2008 г.

События в аграрном секторе Украины в 2008 году характеризовались драматическими ценовыми взлетами и падениями, а также далеко не всегда взвешенной политикой регулирования отраслей АПК. Вместе с тем, хронология событий в текущем году на отдельных аграрных рынках заслуживает особого внимания, отмечает BIZ.liga.net.
Рынок зерновых
Урожай зерновых 2008/2009 маркетингового года стал самым большим за историю независимости Украины (по состоянию на 25 ноября — более 54 млн. тонн). Однако предшествующие текущему сезону решения правительства на рынке зерна, неразвитая инфраструктура хранения и недостаточные мощности для экспорта из Украины показали, что украинские аграрии абсолютно не были готовы к такому изобилию.
Постановления Кабинета Министров N1179 от 26 сентября 2007 года и N189 от 12 марта 2008 года, вводившие ограничения на экспорт зерна, в том числе утвердившие объемы квот на подсолнечное масло и семена подсолнечника, привели к тому, что в I полугодии 2008 года практически не осуществлялись внешние отгрузки зерновых. Так, в апреле 2008 года ограничения привели к снижению экспорта зерновых почти в десять раз, а также к вынужденной остановке 12 основных маслодобывающих предприятий Украины из-за нехватки у них емкостей для хранения масла. Вместе с тем, из-за внедрения режима квотирования произошел большой разрыв между внутренними и мировыми ценами на сельхозпродукцию.
Отмена 21 мая 2008 года квотирования экспорта зерновых, по мнению аналитиков рынка, была запоздалой: потери сельхозпроизводителей, которые не могли реализовать выращенную продукцию по рыночным ценам и погасить банковские кредиты, исчислялись миллиардами гривень.
Большие переходные остатки зерновых (более 7 млн. тонн) 2007/2008 маркетингового года, богатый урожай зерна в 2008/2009 году, недостаточные мощности сертифицированных элеваторов и зернохранилищ в Украине (около 32 млн. тонн при единовременном хранении) и невозможность экспортировать большое количество зерна (не более 1,3 млн. тонн в месяц) привели к избытку предложения на внутреннем рынке и, соответственно, к низким закупочным ценам на зерно.
Аграрии, не имевшие собственных зернохранилищ и возможностей самостоятельно экспортировать продукцию, были вынуждены сбывать зерно по тем ценам, которые предлагали посредники-зернотрейдеры, полностью контролируя ситуацию на рынке.
Для стабилизации цен на продукцию с/х-производителей правительство предприняло ряд шагов. Так, 6 августа Кабинет Министров принял решение об ускоренном (на протяжении 2-3 дней) возмещении зернотрейдерам налога на добавленную стоимость (НДС) при условии закупки зерна непосредственно у производителей — при документальном подтверждении факта сделки — по минимальным ценам, установленным правительством.
8 августа правительство также поручило Аграрному фонду, который выступает госагентом по предоставлению займа, начать залоговые закупки продовольственной пшеницы и ржи. С первой половины октября Аграрный фонд начал принимать в залог фуражный ячмень и кукурузу, а в ноябре — закупать зерно по залоговым ценам.
Однако ни ускоренное возмещение НДС (по состоянию на 25 ноября задолженность только перед пятью зернотрейдерскими компаниями — 600 млн.грн.), ни залоговые закупки фуражного зерна Аграрным фондом — из-за несовершенства и специфики механизма — не возымели должного эффекта на ценовую ситуацию на аграрном рынке.
Последствия мирового финансового кризиса, которые начали активно проявляться в октябре, стали началом грандиозного падения цен на все сельхозкультуры. В конце октября цены на фуражную пшеницу упали до 400 грн./т, кукурузу — до 350 грн./т, ячмень — до 600 грн./т при крайне слабом спросе со стороны покупателей.
Сельхозпроизводители, не имея возможности продать свою продукцию по экономически обоснованным ценам, не смогли своевременно рассчитаться с банками за ранее привлеченные кредиты и получить достаточное количество средств для завершения осенне-полевых работ, а также для приобретения материально-технических ресурсов для обеспечения весенней посевной кампании 2009 года.
Скандал на рынке подсолнечного масла
Для Украины, которая ежегодно экспортирует 1,6-1,8 млн. тонн масла, 55% которого идет в страны ЕС, инцидент с якобы загрязненным подсолнечным маслом стал болезненной проверкой на прочность и подверг серьезной опасности репутацию крупнейшего в мире поставщика высококачественного продукта.
Впервые загрязненное подсолнечное масло якобы происхождением из Украины было обнаружено на европейских рынках в конце апреля. Сразу после выявления Еврокомиссия предложила всем странам-членам отозвать с рынка все загрязненное подсолнечное масло, а также продукты, содержащие более 10% загрязненного масла.
В Европу, по большей части в страны ЕС, поступило 40 тыс. литров такого масла. Всего загрязненное подсолнечное масло было выявлено в 13 странах — членах Европейского экономического пространства. В итоге импорт подсолнечного масла в ЕС из Украины был запрещен, что привело к простою заводов по переработке и огромным финансовым потерям отечественных маслопроизводителей. Украинские маслопереработчики, уверенные в высоком качестве своей продукции, предполагали намеренное загрязнение и называли инцидент провокацией со стороны европейских конкурентов.
Вместе с тем, 3 июля Еврокомиссия официальным письмом одобрила разработанную украинской стороной систему проверки качества и согласовала перечень сопроводительных документов, необходимых для поставок подсолнечного масла в страны ЕС, таким образом разрешив украинским маслодобывающим предприятиям возобновить экспорт своей продукции в страны ЕС.
16-24 сентября 2008 года представители Европейской Комиссии провели инспектирование ряда крупнейших украинских предприятий-производителей подсолнечного масла относительно функционирования системы сертификации и контроля качества продукции, которая экспортируется в страны ЕС. По его результатам 19 ноября текущего года украинская сторона получила проект Отчета, котором была подтверждена эффективность украинской системы сертификации и контроля качества подсолнечного масла, экспортируемого в страны ЕС.
Между тем, по словам гендиректора Укролияпром Степана Капшука, сегодня в Украине осуществляются мероприятия, направленные на внедрение системы HAССP (англ. анализ рисков и критические контрольные точки), одной из наиболее эффективных методик обеспечения безопасности пищевых продуктов в мире.
Сейчас с Минздравом отработан механизм, и до конца маркетингового года система HACСP будет внедрена на Украине, — сообщил С.Капшук.
Рынок мяса
В 2008 году продолжалось сокращение внутреннего потребления говядины при увеличении производства мяса в целом. Снижение потребления происходило, по данным экспертов, в основном за счет сокращения предложения отечественного сырья с 456 тыс. тонн в 2006 году до 435,6 тыс. тонн в 2007 году и, по предварительным оценкам, до 385 тыс. тонн в 2008 году.
Украина достаточно сильно нарастила производство мяса птицы. Согласно прогнозным показателям, в 2008 году будет произведено около 785 тыс. тонн мяса птицы. Сегмент птицы постепенно выдавливает говядину, потому что и потребитель, и переработчики переключается на более дешевый продукт (мясо птицы — ред.), дефицит которого сегодня существует в Украине, — отмечает Елизавета Святкивская, эксперт ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ).
Импорт мяса птицы за 11 месяцев составил 235,39 тыс. тонн, что на 79% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего за 11 месяцев текущего года было импортировано 476 тыс. т мяса, что на 136,9% больше, чем за аналогичный период 2007 года.
Вместе с тем, в Украине из года в год сокращается поголовье крупного рогатого скота и, соответственно, производство говядины. Цены на КРС в живом весе растут, при этом рентабельность производства КРС в текущем году, по данным Госкомстата, опустилась до минус 40,5%.
Неоднократное повышение госдотаций на развитие животноводства — в феврале (на 0,5 грн. — до 1,9 грн./кг живого веса) и в августе (на 1 грн. — до 2,9 грн. за 1 кг живого веса) — и удешевление фуражного зерна, которое идет на корм скоту и птице, не смогли переломить понижательной тенденции в численности поголовья КРС и повышения себестоимости производства говядины.
В частности, отсутствие современных технологий в хозяйствах населения, выращивающих крупный рогатый скот, низкий уровень государственной поддержки, низкая платежеспособность внутреннего потребительского рынка стали основными факторами, которые влияли как в 2008, так и на протяжении предыдущих годов на достаточно длительный период окупаемости проектов по производству говядины. По мнению экспертов УКАБ, перечисленные факторы станут причиной дальнейшего сокращения поголовья КРС в ближайшие 2 года.
Между тем, в середине ноября ситуация на рынке мяса в Украине обострилась: под угрозой закрытия оказались крупнейшие мясные комбинаты страны. Из-за недостатка сырья и оборотных средств было приостановлено производство десятков комбинатов, другие же перешли на сокращенный рабочий день.
Представители объединения Укрмясопродукт, в состав которого входят 44 предприятия, обратилась к властям с требованием урегулировать ряд вопросов по обеспечению жизнеспособности отрасли. В частности, обеспечить долгосрочное льготное кредитование и компенсацию процентов государством в полном объеме; рефинансирование НБУ банковских учреждений, которые кредитуют с/х-сектор; ввести нулевую процентную ставку НДС при импорте скота мясных пород; сохранить нулевые процентные ставки НДС по продаже молока и мяса в живом весе; целевые дотации государства, а также увеличить размер дотаций по выращиванию крупного рогатого скота до 4 грн. за 1 кг.
Колбасные ГОСТы
Вступив в ВТО, Украина решила подготовить законодательную и нормативную базу по производству продуктов питания с учетом стандартов Евросоюза и внедрить с 1 августа 2008 года новые стандарты на мясоколбасные изделия. Министр агропромполитики Украины Юрий Мельник заявил, что поспешить с их внедрением ведомство заставили в том числе и невиданные масштабы импорта в Украину некачественного мяса.
В частности, предполагалось, что колбаса и сосиски высшего сорта будут состоять на 100% из мяса, а содержание пищевых добавок и субпродуктов будет ограничено.
Однако введение новых стандартов не состоялось: производители настояли на том, чтобы новшества перенесли на апрель 2009 года. Приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарта) N73 от 29 февраля 2008 года переходный период для подготовки к новым стандартам мясо-колбасной продукции был продлен до 1 апреля 2009 года.
Главными аргументами производителей стало то, что потребители якобы не готовы к столь качественному и, соответственно, дорогому продукту. Кроме того, производители сами не смогли бы так быстро подготовиться к переходу на новые стандарты, о введении которых их предупредили слишком поздно.
Кризис и спасение АПК
23 декабря 2008 года Верховная Рада приняла в целом Закон О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предотвращения негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса N3353, действие которого направлено на минимизацию возможных убытков в агропромышленном комплексе Украины.
В частности, Закон отменяет экспортную пошлину на семена подсолнечника, что, по мнению экспертов, в целом положительно скажется на материальном положении сельхозпроизводителей. Однако, отмечают аналитики, Закон в число тех, кто сможет сам осуществлять экспорт, не попадают мелкие фермеры.
Кроме того, по убеждению маслопереработчиков, реализация указанного документа может привести к недостатку сырья в Украине в конце весны 2009 года и закрытию маслоэкстракционных заводов.
В то же время предусмотренное Законом повышение импортных пошлин на мясопродукты может, по мнению аналитиков, усилить контрабанду и ввоз неликвида в Украину, в то время как поставки белого импорта будут ограничены. С другой стороны, отмечают эксперты, повышение ввозных пошлин в одностороннем порядке может привести к проблемам в отношениях со Всемирной торговой организацией (ВТО), что выразиться в наложении штрафов.

http://biz.liga.net/

ВР вновь не поддержала проект госбюджета-2009

Верховная Рада вновь не смогла принять в первом чтении и в целом проект закона №3000 О государственном бюджете Украины на 2009 г.. За соответствующее предложение проголосовали 219 депутатов (ПР – 1, БЮТ – 155, НУ-НС – 44, КПУ – 0, Блок Литвина — 20) из 425 присутствующих в зале.
www.rbc.ua