Архив метки: законодательство

Парламент принял в 1-м чтении законопроект о создании Госагентства по управлению сельхозрисками

Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон О государственной поддержке сельского хозяйства Украины (относительно усовершенствования механизмов государственного ценового регулирования рынка сельхозпродукции, страхования рисков сельхозпроизводства, реализации социальных программ на селе, мер по восстановлению животноводства).
За соответствующий законопроект проголосовали 411 народных депутатов.
Согласно документу, предлагается создать Государственное агентство по управлению сельскохозяйственными рисками, которое является небанковским финансовым учреждением, имеющим свой бюджет, отдельный баланс и расчетные счета, в органе Государственного казначейства.
Агентство подотчетно и подконтрольно Министерству агарной политики и Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг. Положение об агентстве утверждается Кабинетом министров Украины.
Размер обязательных отчислений агентству составляет 2% суммы страховых премий, полученных страховщиком в результате обязательного или добровольного страхования отдельных видов сельскохозяйственной продукции, и увеличенных на сумму любых других платежей или компенсаций страховщику, которые предоставляются страхователем или от его имени третьим лицом.
Возмещения из фонда составят не более 5% суммы застрахованного риска, рассчитанного исходя из размера средневзвешенной биржевой цены, которая сложилась на организованном аграрном рынке за последний месяц, предшествующий заключению договора страхования. Страховая франшиза не может превышать 30% суммы договора.
Кроме того, законопроектом определен перечень комплексного страхования при страховании сельхозкультур, в частности, по риску: вымерзание, гололед, заморозок, ледовая корка; град, буря, ураган, шквал, удар молнии; ливни и наводнения, лавина, оползень, засуха, обезвоживание земель, подлежащих орошению, землетрясение.
При страховании сельскохозяйственных животных в перечень комплексного страхования включены риски: инфекционных болезней, пожара, стихийного бедствия, несчастного случая, вынужденного забоя (уничтожение) по распоряжению специалистов ветеринарной медицины в связи с мерами борьбы с инфекционными болезнями, невозможность использования животных по назначению (для племенных животных).
Страхование проводится в добровольной форме и осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком.

ВР приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон о господдержке с/х, предусматривающий включение в перечень объектов государственн….

ВР приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон о господдержке с/х, предусматривающий включение в перечень объектов государственного ценового регулирования: пшеницы твердой и мягкой, смеси пшеницы и ржи (меслина), кукурузы, ячменя, ржи озимой и яровой, гороха, гречихи, проса, овса, сои, семян подсолнечника, рапса и льна, шишек хмеля, сахара-песка, муки пшеничной и ржаной, мяса, субпродуктов забойных животных и птицы, молока сухого, масла сливочного и подсолнечного.
Справка. Объектами государственного ценового регулирования на 2008/09м.г. определены пшеница, ячмень, кукуруза, рожь, сахар и семена подсолнечника.
Документ предусматривает установление на объекты ценового госрегулирования минимальных и максимальных интервенционных цен.
Минимальная интервенционная цена устанавливается с учетом среднеотраслевых нормативных затрат производства, минимального уровня прибыли, конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках по методике, разработанной Кабмином.
Максимальная цена определяется с учетом индекса потребительских цен, индекса цен производителей за соответствующий период ценового госрегулирования и конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках по методике, разработанной Кабмином.
Аграрный фонд может производить куплю/продажу объектов ценового госрегулирования, не связанную с ценовым госрегулированием по ценам, которые не должны быть выше/ниже 20% максимальной/минимальной интервенционной цены.
Законопроект предусматривает положение, согласно которому, производитель сельхозпродукции обязан предварительно заключать договор страхования при условии получения банковского кредита на производство сельхозпродукции или на приобретение основных средств, если проценты по кредиту частично или полностью уменьшаются за счет бюджета (или кредит получен под гарантию государства).
Договор заключается по правилам комплексного или индексного страхования.
Фонд аграрных страховых субсидий заменяется Госагентством по управлению сельхозрисками.
Согласно документу, вводится кредитная субсидия для долгосрочных кредитов сроком до 60 календарных дней. Размер субсидии в нацвалюте — учетная ставка НБУ, действующая на дату начисления процентов; в инвалюте — 6% годовых.

ВР приняла закон о временных специальных комиссиях в первом чтении

Верховная Рада приняла закон о временных специальных комиссиях в первом чтении.
За проголосовало 363 нардепа.

В целом законопроект будет рассматриваться во вторник первым вопросом. За это проголосовали 362 депутата.
Continue reading

Банки остались без пенсии

Восемнадцати учреждениям запретили ее выплачивать
Пенсионный фонд исключил 18 банков из списка учреждений, которые будут выплачивать пенсии и денежную помощь в 2009 году. В банках пока не могут объяснить, чем вызвано такое решение. В НБУ отмечают, что возможности зарабатывать на выплате пенсий лишились банки, не выполняющие в полном объеме своих обязательств перед Пенсионным фондом по уплате 0,5-процентного сбора при операциях с валютой.
Пенсионный фонд Украины (ПФУ) пересмотрел перечень уполномоченных банков, в которых пенсионеры могут открывать счета для выплаты им пенсий в 2009 году. Согласно решению конкурсной комиссии, обнародованному вечером 24 декабря, из списка исключено 18 кредитных учреждений, осуществлявших пенсионные выплаты в 2008 году: Актив-банк, Артем-банк, Владимирский, Грант, Захидинкомбанк, Земельный банк, Земельный Капитал, Интербанк, Кредобанк, Национальный кредит, Южкомбанк, Синтез, СоцКом Банк, Украинский Бизнес Банк, Украинский финансовый мир, Факториал-Банк, Фамильный, Финростбанк.
Большинство этих банков мелкие: по данным Нацбанка на 1 октября, лишь Кредобанк входит в группу крупных (II), еще три банка – в группу средних (III), а четырнадцать – в группу небольших (IV). Пенсионеры смогут получать пенсии весь 2009 год в оставшихся в перечне 73 банках. Банк Надра и Проминвестбанк, получившие от НБУ рекордные объемы кредитов для поддержки их финансовой стабильности, смогут выплачивать пенсии, зарабатывая на комиссии, лишь до 1 июля 2009 года.
В ПФУ объяснили Ъ, что сократили количество уполномоченных банков после изучения их отчетности. Это решение конкурсной межведомственной комиссии, в которую входили представители Пенсионного фонда, Минфина, Министерства труда и социальной политики и Нацбанка. Каждый банк подавал заключение – письмо от Нацбанка о финансовой деятельности и работе с пенсионерами по выплате пенсий. Согласно решению комиссии с 18 банками сотрудничество не продлевается,– сказал Ъ источник в ПФУ.
Банки из черного списка затрудняются назвать конкретную причину их исключения. Тендера не было, все решила комиссия. У нас пока нет письма из Пенсионного фонда с объяснением, почему нам не продлили договор, но, согласно письму Нацбанка, у нас нет никаких финансовых или экономических нарушений,– сообщил Ъ источник в Актив-банке. А в банке Владимирский официальной информации ПФУ не поверили. Нас не исключили. У нас все продлевалось автоматически,– заверила Ъ заместитель председателя правления банка Владимирский Светлана Третьяк.
В Нацбанке говорят, что такое решение принято в связи с махинациями некоторых кредитных учреждений на межбанковском валютном рынке. При покупке валюты они не всегда осуществляли отчисления в ПФУ в размере 0,5% от объема безналичной торговли иностранной валютой, поэтому ПФУ лишил их возможности зарабатывать на комиссии при выплате пенсий. Мы получили письмо из Министерства труда и социальной политики о том, что они прекращают сотрудничество с рядом банков, потому что те некорректно себя ведут при операциях по покупке/продаже валюты и не перечислили в Пенсионный фонд 209 млн грн,– сообщил Ъ высокопоставленный источник в НБУ.
В банках с обвинениями не согласны. Это решение Пенсионного фонда, по мы пока не получили от него никаких разъяснений. Проблем на межбанке у нас вообще не было. Мы делали отчисления в Пенсионный фонд, потому что иначе валюту купить нельзя,– рассказала Ъ заместитель директора департамента ритейла Южкомбанка Инна Крыжановская.
Парламент ужесточил правила работы с ценными бумагами
Верховная рада ужесточила ответственность за незаконные операции с ценными бумагами. Согласно законопроекту #2614 О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг, принятому 25 декабря 264 депутатами во втором чтении в целом, осуществление банковских операций или деятельности по предоставлению финансовых услуг на рынке ценных бумаг без приобретения статуса финансового учреждения или без специальной лицензии повлечет наложение штрафа в размере 1-3 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан, тогда как ранее размер штрафа составлял 200-500 минимумов. Подделка документов, которые подаются для регистрации выпуска ценных бумаг; нарушение порядка ведения реестра собственников именных ценных бумаг; сокрытие информации о деятельности эмитента будут караться штрафом в размере 500-1000 минимумов. Ранее таких санкций не было. Ответственность за размещение ценных бумаг без регистрации их выпуска ужесточена с 50 минимумов до 500-1000 минимумов. Впервые предусмотрены финансовые санкции за незаконное использование инсайдерской информации – 750-2000 минимумов. Альтернативой штрафу остается лишение свободы сроком на два, три или пять лет.

Тимошенко могла остановить спекулянтов (Обозреватель)

Укргазбанк кредитовал тезку Росукрэнерго
Как и ожидалось, власть предержащие решили использовать финансово-экономический кризис в собственных политических интересах. Открытое противостояние премьера и Президента окончательно запутало всех, наблюдающих за историей взаимоотношений соратников оранжевой революции.
Continue reading

И вновь продолжается бой

О том, как в законопроекте 3306 предлагается гарантировать вклады, отсрочить выплату ипотечных платежей и оживить строительство.
ПОВОД
Комплексный антикризисный законопроект 3306 О срочных мерах по предупреждению последствий мирового финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законы Украины богат не только на налоговые и таможенные изменения (см. материал ЛІГА:ЗАКОН Налоги и пошлины неразделимы). В нем также нашлось место защите интересов вкладчиков банков и других финансовых учреждений. Кроме того, большое внимание в законопроекте 3306 уделено антикризисным мерам, касающимся субъектов рынка кредитования и застройщиков.
ФАБУЛА
Реализация некоторых идей, заложенных в комплексном антикризисном законопроекте, может иметь непредсказуемые последствия
К гарантиям через фонды
Законопроектом 3306 предлагается предоставить государственные гарантии по возвращению вкладов не только физических лиц — вкладчиков банков, но и по другим видам вкладов. Так, под защиту Фонда гарантирования вкладов физлиц (далее — ФГВ) планируется поставить депозитные счета физических лиц — предпринимателей, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения.
По аналогии с ФГВ в законопроекте 3306 запланировано создание Фонда гарантирования страховых выплат по договорам долгосрочного страхования и Фонда гарантирования вкладов кредитных союзов. Участниками первого должны стать страховщики, имеющие лицензию на право осуществления деятельности по долгосрочному страхованию жизни, инвестиционному или пенсионному страхованию. Участниками второго — все кредитные союзы, имеющие лицензию на привлечение депозитных средств.
За такую роскошь страховщики (кредитные союзы) должны будут уплатить первоначальный взнос в размере 10 % от статутного (резервного) капитала. А потом два раза в год отчислять в фонды по 0, 25 % (0,2 %) от суммы страховых рисков (суммы вкладов). Размер же возмещения страхователям и вкладчикам КС составит суммарно 50 тыс. гривен по всем видам невыплат одного неплатежеспособного участника фонда. Правда, выплачивать возмещения фонды смогут не раньше, чем через год после их создания…
…ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законопроект 3306 в части кредитно-банковского и строительного сектора достаточно рискованный. Ведь усиление роли договоров с оговоркой вместе с неспособностью некоторых граждан погасить кредит даже по прошествии 90 дней может привести к противоправным выселениям в досудебном порядке. Да и Фонды банковского управления еще не показали свою эффективность, а потому их внедрение по всей Украине может оказаться преждевременным.

ВР выразила недоверие НБУ и требует от Президента уволить Владимира Стельмаха

Верховная Рада выразила недоверие главе и правлению Нацбанка и требует от Президента Виктора Ющенко внести в парламент представление об отставке главы НБУ Владимира Стельмаха. За принятие соответствующего постановления N3565 проголосовали 380 депутатов (149 депутатов от ПР, 154 – БЮТ, 31 – НУНС, 27 – КПУ, 19 – Блок Литвина).
Данное постановление было принято по результатам предварительного отчета временной следственной комиссия по проверке деятельности НБУ в период финансового кризиса.
Также Верховная Рада решили признать процедуры рефинансирования, которые осуществлялись Нацбанком на протяжении октября-декабря 2008 года, и организацию им валютного рынка непрозрачными, предвзятыми в пользу отдельных финансовых структур, имеющими признаки коррупции и такими, которые привели к масштабной дестабилизации национальной валюты.
Депутаты также приняли решение направить материалы, изложенные в предварительном отчете временной следственной комиссии, в Генпрокуратуру для соответствующего реагирования.

ВР приняла в окончательной редакции закон об усилении ответственности за нарушения на рынке ЦБ. В т.ч. вводится уголовная ответственность за неправоме….

ВР приняла в окончательной редакции закон об усилении ответственности за нарушения на рынке ЦБ. В т.ч. вводится уголовная ответственность за неправомерное вмешательство в деятельность предприятий, ведомств, организаций, за нарушение порядка передачи и ведения реестра собственников именных ЦБ, за подделку документов, которые подаются для регистрации выпуска, за нарушение порядка раскрытия информации и за сокрытие от инвестора информации о деятельности общества.

ВР выявила нарушения в действиях Нацбанка

Национальный банк Украины (НБУ) предоставил стабилизационные кредиты Надра Банку и Родовид Банку с нарушением своих же решений. Об этом говорится в предварительном отчете временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам проверки деятельности НБУ в период финансового кризиса.
Как передает ЛІГАБізнесІнформ, так, по информации, полученной из неофициальных источников, поскольку официальную информацию НБУ отказался предоставить, Надра Банк получил пятую часть стабилизационных кредитов, выданных по состоянию на 15 декабря 2008 года (7,1 млрд.грн.), Родовид Банк — 5% от этой суммы (2,2 млрд.грн.), в то время как государственный Укрэксимбанк получил сумму рефинансирования 1,4 млрд.грн., Ощадбанк — 4 млрд.грн. Проминвестбанк, долгое время находившийся на грани банкротства, также получил сумму, меньшую, чем Надра Банк — 6,03 млрд.грн.
В отчете комиссии обращается внимание на то, что обязательным условием рефинансирования, предусмотренным в абзаце 3 Письма НБУ от 22 октября 2008 года, является требование о том, что кредит рефинансирования для поддержки ликвидности предоставляется банку в сумме до 60% уставного капитала банка и в рамках 90% номинальной стоимости акций, представленных банком в обеспечение кредита.
Также, по неофициальной информации, объем рефинансирования, предоставленный Надра Банку, почти в 20 раз превысил размер его уставного капитала. Родовид Банк, уставный капитал которого составляет 350 млн.грн., получил рефинансирование в размере 2,2 млрд.грн., сообщает www.liga.net.

Тимошенко могла остановить спекулянтов

Укргазбанк кредитовал тезку Росукрэнерго
Как и ожидалось, власть предержащие решили использовать финансово-экономический кризис в собственных политических интересах. Открытое противостояние премьера и Президента окончательно запутало всех, наблюдающих за историей взаимоотношений соратников оранжевой революции.
Их резкие, а все чаще оскорбительные высказывания в адрес друг друга, существенно притупили нюх электората и похоронили всякую надежду на возможность разобраться в том, кто или что стало основной причиной столь сложной экономической и финансовой ситуации в Украине. Каждое из звучащих в прямых эфирах заявлений шарахает нас от валютных спекуляций Ющенко и НБУ, провоцирующих в стране дефолт, к провальной экономической политике Тимошенко, пиарящейся на чужом горе. Найти в этих двух крайностях какие-то рациональные и объективные вещи уже не представляется возможным, потому как на первый план вышла исключительно политика.
И без того депрессивные настроения граждан, которые не перестают фиксировать социологи (шесть из десяти украинцев уже впали в панику), подогревают появившиеся в информационном пространстве свежие месседжи, касающиеся отставки главы НБУ, премьера, Президента. Магическое слово импичмент снова стало актуальным. Депутаты разных цветов и калибров не перестают просчитывать возможные варианты, а эксперты, составляя финансовые и политические прогнозы на будущий год, хватаются за голову.
Одним из героев вчерашнего информационного дня стал народный депутат Василий Горбаль. Так, в список пяти банков-коррупционеров, названных Тимошенко на последнем брифинге попал и Укргазбанк, связанный с именем этого небезызвестного регионала. Ситуация выглядит еще более пикантной, если учесть, что Горбаль не первый год является членом наблюдательного совета НБУ. Именно в силу этого обстоятельства наш разговор не ограничился рамками собственного финансового огорода депутата и ответных реплик в адрес премьера. На самом деле, у меня было достаточно оснований поинтересоваться в каком промежутке отрезка провальный премьер Тимошенко — коррупционер Ющенко поставит свою метку не просто политик, а еще и банкир Горбаль.
Признаюсь, что симбиоз этих статусов, осложненный не придуманным финансовым кризисом, дал надежду услышать не банальные заявления политика, а компетентные выкладки, за которыми стоит, прежде всего, ответственный финансист, дорожащий своей репутацией. Что из этого получилось, судите сами.
Про валютный курс, осведомленность Пинзеника и неведение Тимошенко
— Василий Михайлович, чтобы, по-вашему, произошло, если бы в нормальной цивилизованной стране премьер-министр обратилась к народу с заявлением, которое серьезно дискредитирует Президента, главу НБУ, а также целый ряд коммерческих банков, якобы вступивших в коррупционный сговор чреватый дефолтом финансовой системы?
— Я не могу назвать ни одной страны мира с похожей парламентско- президентской формой правления, где вообще могло бы произойти что-то подобное. Имею в виду ситуацию, когда премьер публично уходит в оппозицию к Президенту, главе Национального банка и т.д. По-моему, сейчас в Украине проходит некий эксперимент. В основе которого лежит весьма банальное обстоятельство — в момент кризиса всегда политически выгоднее уйти от ответственности. И если ты не успел вовремя покинуть насиженное место во власти, то, как оказалось можно стать оппозиционером и в кресле премьера.
На самом деле это абсурд.
Что касается следствий происходящего, то мы являемся свидетелями полного разрушения системы власти и государственной машины в Украине. Причем, заметьте, за год (!) до президентских выборов. Однако показательно, что в любой другой стране подобные вещи сразу бы нанесли сокрушительный удар по фондовому рынку, экономической ситуации и инвесторам. У нас же к подобным вещам уже привыкли, и каждая новая волна взаимных обвинений бывших соратников влияет разве что на набор очередных аргументов участников политических ток-шоу.
— Ну, не скажите… После резких заявлений Тимошенко доллар пополз вниз. И это веский аргумент ее команды. К тому же целый ряд экспертов сходится во мнении, что система власти это, конечно архи важно, но когда речь идет о глобальной коррупции, в результате которой народ обеднел в два раза, поход украинского премьера в оппозицию к Президенту — шаг вполне объективный. А как еще, по-вашему, должна была поступить Тимошенко, получив вполне конкретную информацию по тому же непрозрачному рефинансированию банков, и, не найдя понимания у Президента?
— В этой ситуации свое несогласие премьер могла выразить только публичным заявлением с последующим уходом в отставку. И это общепринятая мировая практика, а не мой или еще чей-то каприз. То есть премьер должна была занять четкую оппозиционную нишу, не цепляясь за кресло. Однако этого не произошло. Именно поэтому позиция Юлии Владимировны выглядит не вполне искренней, имеющей больше отношения к политике, нежели к экономике.
Вопрос: почему в пятницу в гостях у Шустера Тимошенко не сообщила народу, что министр финансов ее Кабинета господин Пинзеник присутствовал на всех совещаниях у Президента? В том числе и на двух последних в пятницу, когда Ющенко вел диалог с банкирами. Замечу, что риторика министра финансов на этих встречах в корне отличалась от риторики премьера. В силу этого обстоятельства сомнительно звучат и слова Тимошенко том, что правительство не было в курсе перспектив валютных позиций и политики Нацбанка.
Если же это действительно так, и Тимошенко все это время оставалась в неведении, то у меня напрашивается один еще более печальный вывод: в момент острого, как сама любит произносить Юлия Владимировна, финансового мирового кризиса премьер-министр страны не имеет налаженного диалога с министром финансов. О каком выходе из кризиса мы тогда можем вообще вести речь?! В этом же контексте довольно показательны еще два момента. Пинзеник не подписывает Бюджет правительства, и подготовку главного антикризисного документа берет на себя вице-премьер Турчинов! Премьер не приглашает главу НБУ на обсуждение макроэкономических показателей бюджета-2009! То есть получается, что все жизненно важные коммуникации разрушены, как внутри Кабмина, так и за его пределами.
— Повторяю, курс доллара после заявлений Тимошенко опустился. Или вы хотите сказать, что этому поспособствовали пятничные совещания Президента и Юлия Владимировна, зная ближайшую перспективу, по традиции первой надела тапки? На самом деле, это принципиальный вопрос. То ли у нас провальный и некомпетентный премьер, которая довела экономику до ручки. То ли — Президент коррупционер, решивший поиграть с курсом и заработать на выборы, вступив в сговор со Стельмахом и Фирташем. Кстати, с не чужим вам Укргазбанком тоже. По словам Юлии Владимировны.
— Сначала принципиально по курсу. Чтобы не говорила премьер, правительство и НБУ несут в этом вопросе солидарную ответственность. Как нельзя рассматривать банк без клиентов, так нельзя рассматривать и банки без экономики. Сальдо торгового и платежного баланса, импорт, экспорт, и многие другие показатели, касающиеся принятия решений в рамках регуляторной политики — все это солидарная ответственность Кабмина и НБУ. Результатом этой ответственности является стабильность или не стабильность национальной валюты, в том числе. Это, во-первых.
Во-вторых, если вы помните, разговоры по курсу начались с момента, когда был подписан Меморандум с МВФ. Уже тогда политики начали делать свои прогнозы на этот счет. Уточняю — в документе действительно была норма, касающаяся невозможности сокращения на 1 января 2009 года золотовалютного резерва более, чем на 4%.
— Переведите.
— То есть, нам сразу регламентировали ту сумму, которую НБУ может потратить на поддержание украинской гривны, посредством выхода на финансовый рынок с предложением иностранной валюты. Таким образом, НБУ, исходя из этой нормы, упрямо пытался каким-то образом спланировать свои интервенции на валютный рынок.
— Этим вы объясняете его выжидательную позицию и отказ выходить на рынок?
— В какой-то мере. И Кабмин прекрасно об этом знает, потому что именно Тимошенко ставила свою подпись под Меморандумом. К тому же от обязательности правительства также очень много зависело. Так, Кабмин должен был предоставить НБУ перечень неотложных платежей, для обеспечения которых НБУ необходимо было бы потратить часть своих золотовалютных резервов. Таким образом, у НБУ была бы возможность рассчитать, какая сумма в остатке пойдет на обычный межбанковский рынок. Я имею в виду миллиардный кредит по Укравтодору, а также платежи НАК Нефтегаз-Украина. Однако этого сделано не было. Что касается НАКа, то сумма не была понятна вплоть до заявлений Газпрома. Таким образом, впоследствии НАКу пришлось самостоятельно выходить на рынок и в качестве обычного игрока покупать валюту.
— И поэтому самому терять на курсе, негативно влиять на рынок и накапливать долги?
— Безусловно.
— Но такая ситуация очень выгодна тому же Фирташу, заинтересованному в срыве контракта с Россией и сохранении на рынке посредника РУЭ.
— Если рассматривать этот вопрос с точки зрения политики, то вы правы.
Однако, повторяю, исключительно своей халатностью правительство создало прецедент и, получается, позволило заинтересованным лицам манипулировать ситуацией и критиковать Кабмин. В вопросе Нефтегаза не может быть претензий к НБУ. Если бы Нацбанк хотел кому-то в этом вопросе подыграть, то вряд ли стал кредитовать НАК через Сбербанк.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ситуации с курсом нас очень сильно подвела практика отсутствия четкой коммуникации между всеми ответственными за финансовую систему и экономику ведомствами, а также неумение или нежелание оперативно реагировать на появляющиеся вызовы. В числе, которых был и Меморандум МВФ, который правительству надо было не только подписывать, но и искать пути оптимального и оперативного выполнения его условий. Мы же неделями на многочасовых совещаниях обсуждали и обсуждаем то, что в других странах решается за два дня с учетом принятия необходимой нормы закона. Вот взять хотя бы встречу с банкирами, о которой говорила премьер в пятницу. Она была три (!) недели назад. И где результаты этой встречи?
В-третьих, определенно негативную роль в этой истории сыграл и выброс информации о неликвидности золотовалютных резервов, которую НБУ по привычке не сумел своевременно опровергнуть. Что также подогрело рынок.
И, наконец, в-четвертых, напомню, что сам формат механизма действия межбанковского валютного рынка обсуждался при подписании Меморандума МВФ.
— Вы имеете в виду плавающий курс?
— Да. Что также способствовало скачкам доллара. И я сегодня ответственно заявляю, что если, подписывая Меморандум, этого не понимала Юлия Владимировна, то министр финансов, наверняка четко себе представлял объективное направление курсовой динамики. В этой связи можно спорить о сроках — все надеялись на постепенную девальвацию гривны, однако безапелляционно утверждать о том, что на рынке произошло что-то неожиданное и целенаправленно кем-то спровоцированное, как это делает сегодня премьер- министр, не совсем честно.
Про рефинансирование, стукачей и новую партию коррупционеров
— То есть, вы утверждаете, что все, что происходило на рынке, а именно — обесценивание национальной валюты до 10 гривень за доллар — объективный процесс, не связанный со спекуляциями и нарушениями? А как же 40 миллиардов напечатанных НБУ и розданных банкам в формате рефинансирования? Как же быть с 7-ю миллиардами, которые получила Надра Фирташа, и по словам Тимошенко, львиную долю этих средств направила ни на кредитование экономики и выплату депозитов, как предписывает МВФ, а на покупку валюты?
— Благодаря Юлии Владимировне рефинансирование банков, превратилось в некую сильно преувеличенную общественную страшилку.
— Ну, если сам председатель Совета НБУ Петр Порошенко заявляет, что не может получить на этот счет разъясняющие документы от главы НБУ, а Зеркало недели через несколько дней публикует этот секретный список, который взрывает рынок и подтверждает слова Тимошенко о миллиардах для Надры и Ко, то почему же рефинансирование не считать некой коррупционной страшилкой? Что было скрывать Стельмаху?
— Что касается заявления Порошенко, то это проблема не сегодняшнего дня, а долгая история взаимоотношений правления НБУ и его Совета. Существует коллизия между функциями Совета и недопустимости разглашения банковской тайны. Хотя, я считаю, что факт попадания этой информации в СМИ — в любом случае предмет внутреннего расследования НБУ. В данном случае должно волновать то, каким образом распечатка одного из счетов НБУ оказалась в чужих руках.
— Но чем оказались так опасны эти, как вы говорите, чужие руки, если они впоследствии только и сделали, что поспособствовали прозрачности процесса?
— Настаиваю на том, что как бы та или иная информация не была полезна рынку, ее несанкционированное попадание в СМИ или еще куда-то, чревато нарушением закона о банковской тайне. Это вопрос чистоты и надежности внутреннего документооборота главного финансового учреждения страны.
Никакой другой опасности действительно нет. И если НБУ впоследствии решит сделать эту информацию публичной — так тому и быть. Что же касается отношения банков к данному факту, то сработали стереотипы. Ведь если раньше государство помогало банку деньгами, то это считалось плохим сигналом.
Поэтому банки очень осторожно относятся к разглашению подобной информации.
Сейчас ситуация и механизм изменился, рефинансирование банков стало общепринятым инструментом поддержки ликвидности финансовой системы. Однако привычка не разглашать тайну рефинансирования у банкиров осталась. Вот и весь ответ.
Теперь непосредственно о рефинансировании и 7 млрд. Надры, которыми Тимошенко напугала всю страну. На самом деле, было вполне прогнозируемо, что первыми претендентами на рефинансирование станут банки которые:
а) лидирует в привлечении вкладов физических лиц;
б) имеют украинский капитал (а не иностранный);
в) имеют долги по внешнему заимствованию. Банк Надра входит в число таких банков, поэтому вполне мог рассчитывать на внушительную сумму кредита. И вопрос здесь может быть только в том, что банк Надра подавал в качестве обеспечения кредита. Однако, как мне известно, условия были для всех единообразны.
— Под какие условия получили 1,2 млрд. вы?
— Под залог имущественных прав по тем кредитам, которые выдавались банком.
Какие могли быть преференции у Надры я не знаю. Это закрытая коммерческая информация. И я бы очень не хотел, чтобы временная следственная комиссия занималась изучением кредитного портфеля того или иного банка. Мы так можем очень далеко зайти…
— Но информация уже разглашена.
— Я мало верю в то, что Надра некорректно вела себя на рынке. Однажды на одном из совещаний, когда резко выросло количество заявок на валюту, в числе покупателей действительно была заявка Надры. Однако после уточнения выяснилось, что ее сумма полностью совпала с суммой, необходимой банку для погашения внешнего заимствования в тот день.
Теперь, что касается Укргазбанка, почетным президентом которого я являюсь и, который в составе пяти банков попал в номинацию главных коррупционеров. Напомню, в ноябре этого года авторитетное международное рейтинговое агентство Standard Poors признало Укргазбанк самым информационно открытым банком Украины. По их рейтингу уровень финансовой прозрачности банка соответствует лучшим показателям транспарентности ведущих финансовых компаний мира. Замечу, что на этот рейтинг обращают внимания правительства всех стран мира, кроме нашего… Сразу же после того, как прозвучало заявление премьера я позвонил главе Государственного комитета по финансовому мониторингу Украины г-ну Черкасскому. Так вот, Игорь Черкасский, как и многие бютовцы очень долго передо мной извинялись. И, поверьте, у них на то было достаточно оснований.
Уже хотя бы потому, что в распоряжении премьера имеется государственный комитет с широчайшими полномочиями. Комитет, как и НБУ, ежедневно от каждого банка получает исчерпывающую информацию о финансовых операциях на рынке. Если сумма этих операций превышает 10 тыс. евро. Таким образом, господин Черкасский имеет широчайшую возможность ежедневно постукивать премьеру о происходящем на рынке. О валютных спекуляциях, незаконных конвертациях в том числе. Будь-то Надра, Укргазбанк или кто-то другой.
— Тогда почему Тимошенко, имея такого стукача, ждала момента, когда курс вырастет до 10, и только после этого вышла с публичными обвинениями?
— Наверное, это вопрос к самой Юлии Владимировне. На самом деле, ей достаточно было вызвать главу государственного комитета и сказать: Уважаемый, я не верю Стельмаху. Проверь тот-то и тот-то банк и компетентно поясни товарищам, что так не надо себя вести. Не поймут — будем принимать меры. Точка. А если к процессу подключить еще и налоговую администрацию, то, поверьте, любое финансовое нарушение замечается и устраняется очень быстро. Так что, у Тимошенко есть прямые рычаги влияния на валютных спекулянтов.
— Как вы думаете, почему вслед за Надрой именно пять названных Тимошенко банков (Альфа-банк Укргазбанк, банк Клиринговий дом, Єврогазбанк , Місто-банк, получивших рефинансирование, попали в черный список? Ведь деньги были выделены десяткам банков, в числе которых замечены и бютовские банки. В частности Финансы и кредит (Жеваго), Брокбизнесбанк (Буряк).
— Я не делю банки на бютовские и Партии регионов, как в равной степени и на банки с отечественным или иностранным капиталом. Они все работают в Украине и на них распространятся одни и те же правила. Уверен, что Ассоциация Украинских Банков в ближайшее время сделает резкое заявление в ответ на обвинения премьер-министра.
— Василий Михайлович, вы лучше расскажите, кредитовал ли Укргазбанк проекты бизнесмена с нашумевшей фамилией Фирташ? Вы вообще с этим господином знакомы?
— Уже знакомы. Мы познакомились на дне рождения Леонида Черновецкого. Что касается кредитования Укргазбанком его проектов, то мне об этом ничего не известно. Однако, могу предположить, по какой причине нас опорочили. Дело в том, что у Укргазбанка до недавнего времени был один клиент, который имеет не менее нашумевшее имя — Росукрэнерго.
— ???
— Попрошу общественность успокоиться. Компания, объединяющая сеть заправок —
полная тезка РУЭ, не имеющая никакого отношения к нашумевшим поставкам газа. Если мне не изменяет память, эта компания обслуживалась у нас с 2000- го года. Похоже, Юлию Владимировну просто подставляют. Знаете такой известный и довольно действенный прием — смешать все в кучу: правду, неправду, домыслы, совпадения… и заявить. А там как хотите, так и отмывайтесь. Однако, повторяю еще раз, подобные заявления можно делать только по итогам проверок вышеупомянутого комитета финансового мониторинга, НБУ, налоговой администрации. Как говорится, было бы желание и оперативная реакция.
Про временную следственную комиссию, поддержку металлургов и отставку Стельмаха
— Парламентскую комиссию уже созданную в ВР вы относите к подобному инструменту банковского надзора? Премьер настаивает на том, чтобы заслушать результаты ее работы уже в пятницу.
— Если судить по работе аналогичной комиссии по Киеву (расследование деятельности КМДА и Киевсовета), то, как мне известно, первая информация, которая была рассмотрена той комиссией, банальна была взята из Интернета.
Что касается деятельности этой комиссии, то депутаты предложили НБУ в течение трех часов предоставить информацию, касающуюся деятельности национального регулятора за 2007 год включительно. Боюсь, что это была изначально невыполнимая задача. Так что на качественный анализ при таких подходах вряд ли стоит надеяться. При этом есть еще одна проблема — банковская тайна, закона о которой никто не отменял. Я лично не знаю, как НБУ выйдет из этой ситуации. Возможны решения суда как в ту, так и в другую сторону. Так как любой из клиентов может подать в суд на банк, если информация о счете будет разглашена без его согласия или решения суда.
— Вы будете подавать в суд?
— Еще не решил.
— А у Фирташа, уже подавшего иск против премьер-министра Украины в Британский суд, по-вашему, есть шанс?
— Понимая объемы банка Надра, я могу утверждать, что заявление ЮВТ о том, что только 100 миллионов пошли на компенсацию вкладов, а все остальное — на покупку валюты, сильно преувеличено. Так что, шанс наверняка есть.
— Возвращаясь к проблеме курса, замечу, что коммерческие банки проявили некую слишком и молчаливую позицию, солидарную с НБУ. А вам не кажется, что если бы банкиры вовремя начали говорить, указывая на ошибки, как правительства, так и НБУ, ситуация могла бы развиваться иначе?
— Кажется. Однако у нас менталитет такой, что банкир всегда старается от любой проблемы уйти в сторону и пережить ее без эмоций. Тем более публичных.
— Деньги любят тишину.
— Это действительно так. Мы привыкли молчать. Дабы были спокойны наши клиенты. Однако сейчас ситуация меняется и финансисты стали понимать, что надо открываться. В отношении же публичной критики регулятора, так это вообще нонсенс для украинской постсоветской банковской системы. Однако случаи с судами в отношении отмены ряда постановлений НБУ были. Черновецкий любил этим заниматься.
Что касается нынешней ситуации, то наблюдалась слишком быстрая динамика курса. Поэтому критика регулятора если и была, то в рамках совещаний, которые обещали стать системными. Однако таковыми не стали.
— И в этом слабость банковской элиты?
— Я бы назвал это не слабостью. Скорее, неготовностью действовать в новых условиях оперативно, мобильно и настойчиво.
— Когда я слушала Тимошенко, а потом известного российского финансового аналитика г-на Илларионова, поймала себя на мысли, что на ситуацию в Украине в профессиональных кругах смотрят совершенно по-разному. В том числе и на обрушившийся курс доллара. Так, если команда Тимошенко настаивает на необходимости укреплять гривну, то Андрей Илларионов советует не сильно давить на Президента и НБУ, а подумать над тем, что можно пойти и совсем другим путем — намеренной девальвации гривны.
— У нас каждый политик, особенно депутат, считает себя профессионалом во всех отраслях экономики. Что же касается разговоров, что нам нужно объединить всех профессионалов, я всегда думаю о том, как объединить диаметрально противоположные подходы этих профессионалов. Дискуссия существует всегда. Однако Украина отличается от других стран тем, что у нас дискуссия бесконечная, без принятия какого бы то ни было решения.
Нормальные же люди решение принимают и выбирают какой-то единый путь. Пусть в итоге даже ошибочный.
— Но пройденный.
— Совершенно верно. Подход, который содействует девальвации гривны с точки зрения курсовой поддержки базовых отраслей, являющихся основой украинского экспорта, действительно есть. И направлен он на компенсацию низкой конъюнктуры мировых цен.
— Это вы сейчас про металлургические комбинаты Ахметова говорите?
— Про все то, что мы сегодня экспортируем. Что можно поддержать за счет курса. Это общий подход вне зависимости от фамилии собственника того или иного предприятия. Он принят и в России, и за рубежом. Однако есть и другое мнение, которое подразумевает фиксированный курс. На самом деле до сих пор идет дискуссия, что такое для Украины гибкий курс. И может ли он быть для нас приемлем вообще? Для многих подтверждением того, что у нас такого курса быть не может, является существование таких клиентов, как НАК и пр. с большими неожиданными заявками на приобретение валюты. Я тоже придерживаюсь мнения о необходимости устойчивого регулируемого курса в Украине. Так как валютный рынок у нас еще не развит. Впрочем, как и законодательство этого направления.
— И все-таки скажите, НБУ успел поддержать металлургов за счет курса? Подозрения такие в СМИ высказывались.
— Кто конкретно из металлургов ощутил прелести скачка курса, мы сможем понять только тогда, когда увидим, кто из металлургов получил валютную выручку в последний месяц, и кому удалось реализовать свою выручку по высокому курсу. Однако, я вполне допускаю, что многие экспортеры даже не успели воспользоваться этой преференцией. Слишком мало было времени.
— Как вы думаете, сколько времени понадобится парламенту для того, чтобы отправить в отставку Стельмаха?
— Более правыми я все-таки считаю тех, кто на всякий случай задается вопросом: если не Стельмах, то кто? До сих пор в парламенте идет дискуссия на предмет существования коалиции и количества ее голосов. Однако это уже второй вопрос после того, решится ли на отставку Стельмаха Ющенко? Но даже если Президент примет такое решение, рисков достаточно.
На самом деле, мы можем дать миру сигнал этой отставкой, а потом, не найдя компромиссной кандидатуры, зависнуть в совершенно неопределенной и опасной ситуации. К тому же, есть еще МВФ, который обязательно захочет встретиться с кандидатом на пост главы НБУ. Интересно КПУ будет голосовать за кандидатуру, имевшую тет-а-тет с капиталистами МВФ?
— Так будет отставка или нет?
— По-моему, Президент довольно четко заявил о своей позиции.
— Но и Тимошенко не менее четко дала понять, что в случае отказа Ющенко внести новую кандидатуру в ВР, парламент обойдется без Президента. Похоже, ваша фракция может поддержать эту настойчивую инициативу. Судя по заявлениям лидера.
— Это будет неконституционно.
— Даже если таким образом на пост главы НБУ выдвинут Горбаля?
— Мне кажется, что любой кандидат откажется от такого пути. Здесь стоит вопрос взаимоотношений не только с банковской системой, но и с финансовыми институтами на международном рынке. И вообще, сомнительное назначение вредит репутации любого нормального человека. Тем более профессионала.
Выдвинуться на этот пост таким образом, может согласиться только безответственный политик.
Про партию, чужих скелетов и перевыборы дублем
— Василий Михайлович, как вы сегодня можете охарактеризовать ситуацию, в которой оказалась ПР?
— Партия Регионов застыла в позиции оппозиции.
— Вот именно, что застыла. Там же действовать надо.
— Сейчас на политической арене другие основные действующие лица. Как вы уже успели заметить, из шкафов активно вытаскиваются скелеты производства 2004- го года. Информационный эфир заполонили некие трогательные ретроспективы оранжевой революции: кто за чьей спиной тогда стоял, кто шел впереди…
Полагаю, что, наблюдая за всем этим, общество не может не понимать, что в Украине стартовала жесткая президентская кампания. Нам в этой ситуации приходится просто считать потери каждой из сторон. А еще — достать из загашника старый-престарый лозунг: А мы же говорили…
— А вам не кажется, что это несколько ущербная позиция — наблюдать за тем, как рушится что-то у кого-то, и самому в это время не развиваться?
— Ну, я бы не сказал, что внутри нас ничего не развивается.
— Пока более всего заметно развитие внутрипартийных конфликтов по линии Янукович — Ахметов — Левочкин (Фирташ). Особенно после очередного провала переговоров с БЮТ, который организовал Виктор Федорович.
— На счет развития, одна небольшая ремарка. В парламент внесены десятки антикризисных законопроектов от ПР. И даже. Если они не принимаются, то среди законопроектов предлагаемых коалицией часто встречаются копии наших оригиналов. Что, безусловно, не может не радовать.
— Каким вы видите дальнейшее развитие событий? Четвертая попытка ПР и БЮТ объединиться будет? Или судя по последним категорическим заявлениям Януковича, предложившего своим непосредственным конкурентам уйти в отставку, нас ждут перевыборы дублем. По-видимому, весной после социальных бунтов. А если быть совсем точным, после того, как ПР и БЮТ решат эту проблему конституционным большинством голосов.
— Все может быть. Может сложиться такая ситуация, когда в Раде будут голосоваться на сто процентов непроходные у Ющенко законопроекты. Президент будет их ветировать, а все дружно придут к выводу, что выхода нет — только перевыборы, импичмент… Или что там еще можно придумать?
— Бюджет?
— Именно он может стать началом эскалации очередного витка конфликта.
— За какой бюджет вы не будете голосовать?
— Очень трудно голосовать за бюджет, который не поддерживает даже министр финансов действующего правительства. Я думаю, что обсуждение бюджета априори приведет либо к перевыборам, либо к переформатированию ВР и каким- то другим иным решениям. Я не исключаю и очередного бракосочетания соратников.
— Вот я тоже на досуге думала над этим. Ведь, как ни крути не верти, а нынешняя ситуация оказалась сильно выгодна исключительно Регионам. Кризис гонит ЮВТ из власти. Однако идти на выборы ей было бы удобно, разделив ответственность с Регинами (основным конкурентом) в формате какого-нибудь широкого спасительного правительства. Иначе вы вооружаетесь социальными бунтами и… выигрываете. Спасительного правительства с конституционным большинством, как известно, не получилось. А значит в этой истории антивыборным тылом для ЮВТ может стать только Президент, которому выборы сейчас не нужны. С его-то тремя процентами рейтинга. Так что, похоже, что рановато соратники горшки побили. Что скажите?
— Как известно, в украинской политике нет ничего невозможного. Однако я верю, что как бы не складывались дальнейшие отношения премьера и Президента именно Партия регионов сможет консолидировать конструктивные силы. При этом, придя к власти конституционным путем, не прибегая к организации и управлению социальными бунтами. Угроза их возникновения, и так велика и не требует вмешательства ни одной из политических сил. Наоборот, надежда, что в стране есть, кому навести порядок, реально может снизить температуру социального напряжения.