Архив метки: ввп

Fitch прошелся по Пинчуку, Ахметову и банкирам

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings обрушилось в четверг на целый ряд украинских компаний, пересмотрев их рейтинги в сторону понижения. Постарадали в основном металлургические гиганты, ориентированные на экспорт, а также банки.
Так, агентство понизило рейтинги трубной империи Виктора Пинчука. В частности, понижены рейтинги украинского производителя труб и железнодорожных колес Interpipe с учетом ориентированности компании на экспорт (около 75% реализации за первое полугодие 2008 г.) и относительно высокую долю производства товарной стали (32% от общего объема производства), что означает, что операционные результаты и финансовые показатели компании, как ожидается, будут пропорционально более затронуты, чем у большинства других сталелитейных компаний на фоне глобальной экономической рецессии и связанного с этим резкого снижения цен на сталь. В трубном сегменте Interpipe возможно сокращение объемов производства на 25- 30% в 2009 г. Вместе с тем, компания может столкнуться со сложностями с рефинансированием долговых обязательств.
Также Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) украинской металлургической компании Индустриальный союз Донбасса бизнесменов Сергея Таруты и Виталия Гайдука. Агентство считает, что корпорация будет существенно затронута экономическим спадом, поскольку является экспортно-ориентированной и, как следствие, имеет ограниченные возможности влиять на цены. Кроме того, 35% ее продукции приходится на товарную сталь, которая резко упала в цене. Также не исключено, что из-за ситуации на кредитных рынках ИСД может подвергнуться краткосрочным рискам ликвидности и рефинансирования.
Понижены и рейтинги компании Metinvest, входящей в промышленную группу Рината Ахметова. Около 70% продукции компании идет на экспорт. Fitch ожидает, что операционные результаты и финансовые показатели Metinvest будут пропорционально более затронуты, чем у тех сталелитейных компаний, которые сосредоточены на удовлетворении основного внутреннего спроса на сталь. Прогноз по международной торговле сталью на 2009 г. в настоящее время является неопределенным. Исходя из негативного сценария, согласно которому рыночная конъюнктура останется слабой в течение 2009 г., а объемы производства снизятся на 40-50% относительно предыдущего года, по оценкам Fitch, выручка Metinvest может сократиться приблизительно на 50-60%.
Одновременно агентство подтвердило долгосрочный РДЭ компании в иностранной валюте на уровне B+ и краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте на уровне B.
Кроме того, рейтинговое агентство Fitch понизило прогноз относительно 9- ти украинских банков до уровня В+. Негативный прогноз по украинским банкам — банк Форум, Ощадбанк, Правэкс-Банк, Прокредитбанк Украина, Сведбанк, Укрэксимбанк, УкрСиббанк, Укрсоцбанк, ВТБ-банк Украина — отражает прогноз по суверенному рейтингу Украины, поскольку эти банки находятся на поддержке, и их рейтинг включает поддержку акционеров. Рейтинг этих банков выше, чем в целом по сектору, однако Негативный прогноз означает, что возможный уровень поддержки акционерами этих банков сдерживается рейтингом страны.
Согласно прогнозам Fitch, в следующем году валовой внутренний продукт (ВВП) Украины составит -3,5%. Это более оптимистичный прогноз, чем у правительства Украины. Минэкономики, к примеру, ожидает -5% ВВП.
Специалисты Fitch прогнозируют, что в следующем году курс национальной валюты составит 7 грн. 30 коп. за доллар, рост государственного долга до 28% ВВП, а инфляция 17,5%.
Эндрю Кохун, директор аналитической группы Fіtch заявил, что Украина остается среди стран риска: Особенно из-за роста государственного долга.
Долларизация вашей экономики только ухудшает ситуацию. Инфляция в стране будет расти и стабилизируется только в конце 2009 года. Правда, есть и положительные моменты — сегодняшнее корректирование курса в дальнейшем стабилизирует экономическую ситуацию. Вам следует больше доверять внутреннему производителю и вести конкретную антикризисную политику с учетом мировой конъюнктуры.
Вместе с тем, в среде отечественных специалистов есть такие, которые не доверяют рейтингам агентства Fitch. Так, например, президент Украинского общества финансовых аналитиков Юрий Прозоров заявляет, что рейтинги Fitch дискредитировали себя в среде банкиров и инвесторов, а Украина за негативные прогнозы данного агентства расплачивается миллионными потерями.
По его мнению, Fitch и весь рейтинговый бизнес, во-первых, во многом себя изжил, а во-вторых, его прогнозы подвели огромное количество субъектов хозяйствования высокими прогнозами и рейтингами по ипотечным бумагам.
После этого многие банкиры открыто заявляют: мы не верим Fitch. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что в новом глобальном финансовом порядке, который строят Саркози, Медведев и прочие участники G-20, есть отдельный пункт по изменению работы рейтинговых систем в будущем. Это значит, весь мир не доверяет, — пояснил он и отметил, что Fitch попросту по многим позициям перестраховывается.
Для справки: в Европе и Северной Америке рейтинги 21% корпоративных эмитентов на конец сентября имели негативный прогноз или находились в списке Rating Watch негативный по сравнению с 13% на начало года. Доля эмитентов, рейтинги которых имеют позитивный прогноз или находятся в списке Rating Watch позитивный, снизилась до 7% по сравнению с 9% на конец 2007 года.

Капитальный просчет

Получение кредита Международного валютного фонда (МВФ) может грозить серьезными проблемами украинским банкам.
После того как банкиры ознакомились с методикой оценки платежеспособности банков, на которой настаивает МВФ, они стали выражать опасения, что капитал украинских банков окажется, с точки зрения аудиторов отрицательным, что потребует докапитализации. Отказ от увеличения капитала может стать преградой для получения следующих траншей кредита МВФ.
Вчера в распоряжении оказалось постановление Нацбанка №389 О проведении диагностической проверки банков. Согласно подписанному главой НБУ Владимиром Стельмахом документу, диагностику должны пройти 34 банка: до 14 декабря — банки I группы (крупнейшие) и до 24 февраля 2009 года — банки II группы (крупные). Проверку могут провести лишь восемь аудиторских компаний: украинские дочки PricewaterhouseCoopers, KPMG, Deloitte, Ernst Young, а также БДО Баланс-Аудит, РСМ АПиК, Grand Thornton Украина, Baker Tilly Ukraine.
Постановление предполагает прохождение банками проверки по методике, предложенной МВФ в рамках подписанного с Украиной меморандума о предоставлении ей кредита в 16,4 млрд долл, до выделения НБУ следующего транша фонда. По Программе оценки текущей и перспективной платежеспособности банка и его жизнедеятельности в условиях кризиса будет проведена проверка качества активов, ликвидности, внебалансовых обязательств, оценка регулятивного капитала и его адекватности. Аудиторы проводят выборку кредитных портфелей. Будут изучены по 30% кредитов юридическим лицам (по каждому из секторов экономики) и по 5% каждого сегмента займов физлицам. При этом нужно осуществить экстраполяцию необходимого объема деформирования резервов на соответствующий сегмент.
Самым значительным ударом для банков станет переоценка их капитала по методике МВФ, которая, по словам банкиров, была применена фондом в 2002 году к турецким банкам. Так, при проверке обеспечения по кредитному портфелю аудиторы должны исключить все залоги, по которым идут судебные споры, какие-либо ценные бумаги (кроме ОВГЗ), движимое имущество, имущественные права на недвижимость и другие имущественные права.
Недвижимость, которая принадлежит банку, будет оцениваться с учетом всех ожидаемых потерь, связанных с ее реализацией. Аудиторы проверят и способность руководства банков вести деятельность в случае резкого ухудшения условий работы в следующем году.
Согласно макроэкономическому прогнозу НБУ на 2009 год, произойдет снижение реального ВВП на 9% с пропорциональным снижением деловой активности предприятий металлургии, строительства, коммерческой недвижимости, химической промышленности; падение цен на недвижимость на 25%; обесценение гривны и увеличение средней процентной ставки по кредитам на 25%.
Аудиторские компании удивлены требованиями МВФ и три дня подряд вели переговоры с его представителями и сотрудниками банковского надзора НБУ о переносе сроков выполнения аудита. Кроме того, у компаний просто не хватит сотрудников, чтобы одновременно провести аудит стольких кредитных учреждений. Проверка по методике МВФ — это составление томов информации о каждом банке, — заявили в одной из компаний. Однако аудиторы не отказываются проводить проверки, ожидая, что аудит каждого банка первой группы принесет им 150-300 ты с долл . Две недели — достаточно жесткий срок,- отмечает партнер департамента корпоративных финансов компании Deloitte Дмитрий Ануфриев, — но если при этом будет поставлена задача и все будут ее однозначно понимать, включая предоставление банками четкой информации, то она выполнима.
Сами же банкиры опасаются серьезных проблем, которые могут у них возникнуть из-за требований МВФ. Мы в шоке. У каждого банка будет отрицательный капитал. Это однозначно,- заявил зампред одного из банков.- Какую цель преследует такая проверка, никто не понимает. Большие банки, конечно, нужно проверять, но параметры этой проверки вызывают вопросы, — отметил первый зампред ПриватБанка Юрий Пикуш. Банкиры считают, что методика необъективна, так как сконцентрирована не на увеличении ликвидности, а на капитализации. Сейчас ни у кого нет денег. Ни у акционеров, ни у инвесторов. Никто не будет капитализировать банки в такой ситуации, — утверждает один из банкиров. — Если МВФ будет требовать ненужной докапитализации, то Украине, скорее всего, придется отказаться от кредита, как это уже было в 1998 году.

Девальвация гривни — неизбежность

Правительству Украины следует отказаться от активной борьбы с инфляцией и дефицитом торгового баланса, поскольку девальвация гривни и значительная инфляция в стране неизбежны, считают эксперты Института изучения России и делового журнала Эксперт, сообщается в их совместном пресс-релизе.
По их мнению, темпы инфляции подогреваются падением мировых цен, тогда как рост дефицита торгового баланса — неизбежностью девальвации национальной валюты.
Эти приоритеты были актуальны еще весной этого года. Напротив, основными задачами должны стать стимулирование деловой активности и создание новых рабочих мест, в том числе за счет средств государственного бюджета. Пройти кризисный период с бездефицитным бюджетом не удастся, — отмечается в пресс- релизе.
Эксперты прогнозируют два сценария развития ситуации.
Первый базовый сценарий предполагает стабилизацию мировых цен на ресурсы в 2009 году (среднегодовая цена нефти Urals на уровне 65 долларов за баррель) и умеренную девальвацию гривни по отношению к доллару США (среднегодовой обменный курс в 6,74 гривен за доллар).
Реальный ВВП Украины, согласно базовому сценарию, в 2009 году вырастет на 2%, а ключевым двигателем экономического роста будет внутреннее потребление, которое увеличится на 5%. При этом рост реальных располагаемых доходов населения значительно замедлится, но будет оставаться достаточно высоким по мировым стандартам: они увеличатся на 6%. Уровень безработицы вырастет до 7,5% трудоспособного населения (по методологии Международной организации труда), рост инвестиций составит 4%.
Эксперты отмечают, что замедление экономической активности будет способствовать ослабеванию инфляционного давления. В 2009 году индекс потребительских цен (ИПЦ) вырастет на 14,5%, индекс цен производителей (ИЦП) — на 13%, — считают они.
Согласно их прогнозу, в 2009 году по сравнению с 2008 годом резко замедлятся темпы роста внешней торговли: экспорт товаров и услуг в стоимостном выражении увеличится на 5%, импорт — на 8%. Однако при этом дисбаланс внешнеэкономических операций будет усиливаться: дефицит счета текущих операций платежного баланса достигнет 10,3% ВВП.
Пессимистический прогноз основан на ожиданиях дальнейшего ухудшения мировой конъюнктуры (среднегодовая цена на нефть составит 40 долларов за баррель, пропорционально снижаются цены на черные металлы и химическую продукцию).
В таких условиях мы ожидаем резкой девальвации курса гривни (среднегодовой обменный курс в 8,50 гривен за доллар с достижением показателя в 10 гривен за доллар во второй половине 2009 года).
Согласно пессимистическому сценарию, в 2009 году падение реального ВВП Украины достигнет 3%. Рецессия затронет все сектора экономики. Потребление сократится на 5,8%. Уровень безработицы резко вырастет — до 9-12%. Наиболее существенно среди составляющих ВВП сократятся инвестиции — на 15%.
При этом резкая девальвация гривни по отношению к доллару США вызовет ускорение потребительской инфляции по сравнению с базовым сценарием: ИПЦ вырастет на 18%. Однако экономический спад усилит дефляционное давление на цены производителей: ИЦП увеличится лишь на 9,5%.
По мнению экспертов, обвальная девальвация гривни станет причиной стремительной коррекции внешнеэкономического дисбаланса. Согласно их прогнозу, в 2009 году экспорт товаров и услуг сократится на 14,2%, импорт — на 20,9%, дефицит текущего счета платежного баланса сократится до 2,7% ВВП.
При обоих сценариях становится очевидным, что приоритетом для государства должна стать контрциклическая политика, направленная на стимулирование экономического роста за счет внутренних факторов, — подчеркивают эксперты.

Приоткрытое окно возможностей

Не стоит переоценивать значимость кредита МВФ.
Не прошло и двух недель с момента принятия решения МВФ о выдаче Украине стабилизационного кредита, как он был окончательно одобрен. Основным камнем преткновения стали требования фонда по повышению гибкости обменного курса, замораживание роста зарплат и социальных расходов в реальном выражении, некоторые другие шаги, касающиеся как банковского сектора, так и бюджетного процесса. В итоге общий размер кредита, предоставленного на два года на условиях stand-by, составил $16,4 млрд., что на $100 млн. меньше заявленной ранее суммы. Подписание соглашения позволяет Украине взять первый транш в размере $4,5 млрд. Программа правительства, поддерживаемая двухлетним соглашением с МВФ, направлена на восстановление финансовой и макроэкономической стабильности путем введения гибкого курса валют с точечными интервенциями, рекапитализацией банков, предусмотрительной фискальной и более жесткой монетарной политикой, – отметил Мурило Португал, заместитель управляющего директора МВФ. По его словам, неукоснительное выполнение принятой программы должно помочь к сроку ее окончания снизить инфляцию до однозначных цифр.
В целом отечественные экономисты позитивно оценивают выдачу Украине стабилизационного кредита. Доступ к внешнему финансированию может стать первой предпосылкой для макроэкономической стабилизации, а также закрытию дыр по внешним финансовым обязательствам. Кроме того, по мнению Богдана Кочубея, главы аналитического отдела Galt Taggart Securities, кредит очень своевременный, так как поможет закрыть возможности для спекуляций на гривне, которые появились после обильных интервенций НБУ. Регулятор уже перешел на унифицированный обменный курс, – говорит он. – Это означает, что официальным курсом отныне является курс на межбанковском рынке. Подписание кредитного соглашения и соответственно принятие антикризисных требований МВФ должно позитивно сказаться и на банковском рынке, который получит доступ к рефинансированию. Кабинет министров Украины уже разработал методику такого рефинансирования, предполагающую обмен акций банков на ОВГЗ с последующим обязательным выкупом последних НБУ, – подчеркивает Олег Неплях, директор отдела стратегии рынка акций ИК Astrum Инвестиционный Менеджмент. Существенным плюсом программы МВФ, по его мнению, является возможность рекапитализации банков за счет наращивания бюджетного дефицита (единственное исключение из программы, предусматривающее дефицитное финансирование).
Важно и то, что сам факт выделения кредита дает зеленый свет другим международным организациям (таким как Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития) для проведения переговоров о предоставлении стране дополнительного финансирования. Арсений Яценюк, председатель Верховной Рады Украины, заявил о возможности начала переговоров между Украиной и Мировым банком о предоставлении Украине финансирования под отдельные программы. В частности, средства могут быть направлены на реформирование финансово-банковского сектора, в том числе и финансовой капитализации банков.
Впрочем, отечественные аналитики не считают кредит МВФ панацеей от всех бед. Некоторую настороженность у них вызывает предложенное жесткое монетарное регулирование в условиях экономического спада. Снижение темпов прироста денежной базы в три раза от показателя 2008 г. до 10,9% при годовых темпах инфляции в 17% может создать предпосылки для роста стоимости заемных средств и падения темпов кредитования, – предупреждает Олег Неплях. – С точки зрения макроэкономического регулирования такие меры могут усугубить рецессионные явления в экономике, но в данном случае МФВ сделал акцент на обеспечении стабильности цен и снижении темпов инфляции. Неуверенность также вызывает возможность формирования бездефицитного бюджета. Снижение базы налогообложения за счет сокращения объемов производства (отрицательное реальное ВВП) и базы для прямых налогов (падение реального дохода населения, падение нормы прибыльности в корпоративном секторе) на фоне возможного роста социального компонента бюджета (рост безработицы с 6 до 9,5% в 2008 г.) будет тяжело компенсировать исключительно снижением затратных частей бюджета и повышением цены на газ для населения.
Эксперты также допускают, что кредита МВФ может и вовсе не хватить. В случае ухудшения для Украины внешних условий (снижения спроса и цен на экспортную продукцию) правительству, скорее всего, придется еще раз идти за рубеж с протянутой рукой. Но вероятный ответ на вопрос, подадут ли ему во второй раз, достаточно печален.

Мировой денежный кризис: истоки, логика трансформаций

Уроки истории
Потребуется еще много времени, чтобы с достаточной глубиной осмыслить происходящее на мировом финансовом рынке. Аналоги с кризисом 1997—1998 годов все очевидней представляются недостаточно корректными. Соответственно, нельзя говорить и об адекватности принципов антикризисной политики.
Кризис 1997—1998 годов по своим характеристикам полностью вписывался в систему обстоятельно исследованных в научной литературе цикличных денежных кризисов, которые связаны с пульсацией накопления капитала. Существенным в его характеристике было и то, что он сформировался не в эпицентре мировой финансовой системы, а на периферии (в Юго-Восточной Азии) и лишь опосредованно отразился на экономике западных стран. В 1997—1999-х в странах еврозоны темпы роста ВВП составили 2,4—2,8%, а в США — превысили 4,0% в год, что соответствовало среднесрочным определениям экономической динамики.
Текущий кризис проявляется иным образом. Уже сейчас мы имеем достаточно оснований рассматривать его как структурный денежный кризис. Подобные кризисы отличаются от цикличных прежде всего своей периодичностью — они формируются не на основе среднесрочных (раз в семь-девять лет), а долгосрочных циклов. Но главным является другое — структурные кризисы в своей основе отражают имманентные противоречия денежной системы. Их причины — не внешние, а внутренние (эндогенные) шоки системы денежных отношений.
Как аналог этого можно рассматривать Великую депрессию 1929—1933 годов, исходной основой которой стал процесс демонетизации золота — отмена золотого стандарта денег и качественной перестройки на этой основе существовавших механизмов денежного обращения. До этого стабильность бумажных денег обеспечивалась фиксацией их золотого содержания, что, в свою очередь, гарантировало устойчивость валютных курсов. В период кризиса эта система разрушилась: сначала Англия (в то время — финансовый центр мира), а затем США, Франция, а также другие страны Запада вынуждены были отказаться от внутренней конвертации бумажных денег в золото. В итоге — функционировавшая в течение продолжительного периода система золотого стандарта оказалась подорванной.
Последствия для мировой экономики хорошо известны. Мир до этого не сталкивался с подобным: только в США разорилось более 130 тыс. фирм. Практически каждый четвертый американец лишился работы. В целом в западной экономике промышленное производство сократилось на 46%, а внешний товарооборот — на 67%. Считается, что Великая депрессия отбросила страны Запада назад в промышленном развитии минимум на 20 лет.
И еще одна важная деталь: процесс качественной перестройки международной денежной системы оказался весьма продолжительным. Значительно укрепив в ходе Второй мировой войны свой экономический потенциал и сконцентрировав в своих закромах более 70% мировых централизованных золотозапасов, США сохранили конвертируемость доллара в золото для центральных банков других стран. Это гарантировало антиинфляционный иммунитет доллару и возможность монопольного выполнения в течение продолжительного времени американской денежной единицей функции мировых денег.
Доллар так же хорош, как и золото; доллар — лучше золота — таким стал основной постулат межгосударственных валютных отношений первых послевоенных десятилетий. И это был не только пропагандистский слоган Белого дома. Для тех лет это был достаточно дееспособный механизм взаимодействия валют, в котором эталоном стоимости выступало не непосредственно золото, а конвертируемый в золото американский доллар. И только под воздействием опять-таки резко обострившихся кризисных процессов в августе 1971 года президент Р.Никсон огласил чрезвычайные меры, суть которых состояла в полном отказе от золотого обеспечения доллара и в его официальной девальвации.
В итоге процесс качественной перестройки системы денежных отношений получил окончательное завершение. Фактически он длился почти 40 лет — столь продолжительным оказался период перехода от золотовалютного к бумажно-денежному стандарту.
Новая конфигурация международных валютных отношений, в которой деньги, утратив свою товарную основу, де-факто стали виртуальными деньгами, а механизмы твердых курсовых соотношений трансформировались в систему плавающих (ежедневно изменяющихся) валютных курсов, официально вступила в действие в апреле 1978 года. Я далек от того, чтобы оценивать дееспособность этой системы лишь в негативном контексте. Она имеет, без сомнений, определенные преимущества перед системой золотого стандарта — является менее дорогой и более динамичной, что соответствует логике ускоряющейся экономики. Но весьма ощутимыми оказались и ее недостатки.
Нынешний мировой финансовый кризис в своей исходной основе отражает эти недостатки, он порожден ими. Эта констатация очень важна: при обосновании логики алгоритмов нынешней антикризисной политики нужно отталкиваться прежде всего от этого. Последствия ошибок могут оказаться непредсказуемыми.
Истоки кризиса
Теперь непосредственно по сути проблемы. Каковы истоки нынешнего кризиса? У всех на слуху американская ипотека. Кризис начал свое шествие с банкротств ипотечных банков. Это действительно так. Но правомерно ли считать это обстоятельство исходной основой кризиса? Такая позиция представляется весьма примитивной.
Ипотека — атрибут реальной экономики, важная составляющая потребительского общества, инвестиционного спроса, внутреннего рынка. В этом контексте ипотечная эмиссия — это не самая плохая по своим качественным характеристикам эмиссия. По итогам 2007 года ипотечный долг в США достиг 100% ВВП. Это — 12—13 трлн. долл. В Великобритании — 135% ВВП. Много это или мало — вопрос к кризису не имеет прямого отношения. Все это эмиссия под реальные ценности. Не самой плохой является и нефтедолларовая эмиссия. Мировая валютная система рушится не из-за этого.
Я предлагаю посмотреть на эту проблему в несколько ином сопоставлении: 12—13 трлн. долл. — американский ипотечный долг и почти 2 трлн. долл. — ежедневный объем операций на мировом валютном рынке. Что это за операции? Согласно экспертным оценкам, всего лишь 5—7% их общей суммы связаны с реальной экономикой, а все остальное — спекулятивные трансакции. Их потоки ускорялись в последнее время темпами в 15—20% в год. Банки начали все в большей степени превращаться в институты обслуживания спекулятивных потоков.
По существующим оценкам, в структуре глобальной ликвидности коммерческих банков доля сильных денег, которые создаются центральными банками, составляет всего 1,0%. Все остальное — так называемые near money (почти деньги). Истоки кризиса необходимо искать в этих параметрах — в пропорциях, которые характеризуют сложившуюся в последние десятилетия структуру денег, соотношение полноценных и квазиденег.
Важно учитывать и другое: в ситуации, о которой идет речь, деформируются связи между деньгами и частной собственностью. Частная собственность требует стабильных денег. В финансовой системе, где более 95% трансакций являются спекулятивными, частная собственность теряет свою функциональную определенность, наполняется виртуальным содержанием. Сегодня это понятие стало модным, но никто толком не знает главного — кто является субъектом такой собственности.
Перечень подобных проблем можно продолжить. Вывод очевиден: денежная система, допускающая эскалацию подобных процессов, не может не считаться больной системой. Кризис — подтверждение сказанного. Но кризис — это всегда запаздывающий лекарь. Кризис — констатация того, что лечение больной системы уже не может быть консервативным.
Кризис — это вынужденное хирургическое вмешательство. Выживет ли пациент? — этого сегодня никто не знает. Скальпель ввели. Но никому толком еще не ведомо, что нужно удалять. Разобраться необходимо в первую очередь в этом.
В поисках рецептов лечения
Вопрос как помогать больному? имеет два аспекта. Пользуясь традиционной лексикой, назовем их тактическим и стратегическим. С тактическими решениями определиться проще. Грубейшей ошибкой в этом смысле представляются попытки огосударствления банков. Имею в виду не только постсоциалистическую реальность, где подобные новации особо опасны не только в экономическом, но и в сугубо психологическом плане, политическом аспекте. Идеология национализации является несостоятельной и для стран Запада: банки по своей природе — институт коммерческой деятельности. Это всем известно.
Рынок посмеялся над близорукими политиками, предложившими подобную рецептуру: сотни миллиардов долларов, потраченные на огосударствление, придали лишь большую уверенность дядюшке-кризису. И дело здесь даже не в том, что речь идет о подарках за чужой счет и о том, что в условиях кризиса необходимо помогать экономике как можно быстрее очиститься от неэффективных игроков. Проблема в другом.
Любой первокурсник экономического вуза знает, что во время кризиса нужно стимулировать всеми возможными, в том числе фискальными, механизмами инвестиционный спрос. Это кейнсианство, к классическим истокам которого мы вновь возвращаемся. В условиях стабильности все вращается вокруг принципа денег не хватает. Для условий кризиса Дж.Кейнс предложил противоположную модель экономической политики. Ее кредо — денег хватает. Это более сложная игра, но она, в соответствующих условиях, безальтернативна.
На сей счет имеется достаточно горький опыт. Считается доказанным то, что одним из факторов, существенно обострившим кризис 1929—1933 годов, стала ошибочная политика дорогих денег, проводимая Федеральной резервной системой США. В первые годы кризиса предложение денег сократилось на 35,2%, что существенно углубило остроту денежного голода и кризиса неплатежей.
По каким правилам осуществляется политика денег хватает? Ответ — в самом названии основного произведения Дж.Кейнса Общая теория занятости, процента и денег. В нем все сказано: стимулировать занятость (читай — реальную экономику) с помощью эмиссионных денег через механизмы низкого процента.
Сколько может быть предложено таких денег? У Дж.Кейнса принцип денег хватает связан с логикой эффективного спроса. Считается, что в теории антикризисной политики положение об эффективном спросе является ключевым: параметры неинфляционной эмиссии определяются эффективным спросом. Сейчас об этом никто и не вспоминает.
Направленность такой эмиссии — инвестиционные проекты. В США в 1930-е годы — это проекты дорожного строительства. Основная сеть автобанов была введена в действие посредством соответствующих механизмов именно в те годы. На их основе была решена наиболее острая социальная проблема кризиса — проблема занятости.
Конечно, нынешняя ситуация представляется более сложной. Но принципы антикризисной политики, скорее всего, должны основываться на постулате: наиболее опасная проблема кризиса — проблема массовой безработицы — может и должна решаться посредством реализации подобных механизмов.
В Украине в силу известных обстоятельств проблема безработицы особо значима. Она может оказаться катастрофической. Антикризисная политика должна фокусироваться в первую очередь на упреждении этой опасности. Для этого необходимо придать осуществляемому ныне рефинансированию коммерческих банков целевую направленность.
Одновременно необходимо существенно снизить учетную ставку. В США только в последнее время ставка рефинансирования уменьшилась с 5,25 до 1,5%. Мы должны принимать во внимание и специфику нынешней ценовой динамики — усиливающиеся в мире дефляционные тенденции. Для кризиса перепроизводства — это типичное явление. Политика дешевых денег должна корреспондироваться и с этими тенденциями.
Теперь о контурах стратегии, о перспективных линиях трансформаций, о долгосрочном тренде измерений, касающихся структуры и принципов непосредственно денежной сферы. Н.Саркози, видимо, поспешил, заявив, что международную денежную систему необходимо реформировать таким образом, чтобы найти золотую середину между фиксированными и свободными курсами обмена основных валют. Я не возражаю против этого, но логика перспективы требует более основательных подходов. Политикам в эту сферу пока еще рано вмешиваться. Пусть выскажутся по этому поводу в первую очередь специалисты.
Методологический ключ решения этого вопроса представляется очевидным: логика трансформаций денежной системы и логика глобальных трансформаций должны корреспондироваться друг с другом. Но и эта взаимозависимость оказывается не столь уж прозрачной. Сокровенный вопрос — в каком направлении движется мир? Если в сторону дальнейшего углубления универсальной глобализации, то тогда президент Франции прав: реанимация (естественно, на новой основе) фиксированных курсов и соответственно — принципов золотого стандарта может рассматриваться в качестве определяющей траектории возможной реконструкции существующей денежной системы, ее институциональной архитектуры.
Но все дело в том, что углубляющаяся универсализация — это принцип индустриальной эпохи, эпохи, которая покидает нас, уходит в прошлое. В 2000 году вышла в свет книга английского экономиста Э.Рагмана Конец глобализации. Речь идет о конце глобализации индустриальной. Современная эпоха — это иное, это движение на противоположных курсах — централизации и децентрализации, где доминантой становится траектория усиливающейся самодостаточности соответствующих субъектов.
У И.Валлерстайна это конец знакомого мира. Новый мир у Э.Тоффлера — это эпоха десинхронизации; у Д.Белла — эпоха разобщенности, у Ф.Фукуямы — конец иерархии, это мир не как однородная масса, а как горсть песка. В моем понимании, все это — конец принципов евроцентризма. Н.Саркози, очевидно, очень трудно согласиться именно с этим, по сути ключевым в определении логики реформ, положением.
Что следует из этих определений? Следует очевидное: децентрализации глобальной экономики должна соответствовать логика децентрализации мировой денежной системы. Понимаю, что это звучит сегодня парадоксально. Однако новое всегда парадоксально. Подлинная наука также парадоксальна. Именно поэтому ученые всегда и воспринимаются как смешные. Но это отступление.
Совсем недавно на прилавках киевских магазинов появилась книга известного специалиста в области финансов Б.Лиетара Будущее денег, в которой можно прочесть очень много интересного по сути поставленной проблемы. Речь идет не только об углубляющейся горизонтальной регионализации денежной системы — формировании относительно обособленных центров влияния (зоны доллара, евро, юаня, возможно, и российского рубля). Об этом было много сказано и раньше. Б.Лиетар акцентирует не на горизонтальной, а на вертикальной многослойности. В его конструкции денежная система — это деньги глобального, регионального, национального, корпоративного и местного уровней. Проблема денег достаточно корреспондируется в первую очередь с их вертикальной многослойностью.
Конечно, в этом процессе очень много еще неосмысленного. Но здесь присутствует и принципиально значимое. Деньги, по большому счету, это эквивалент (эталон) ценности (стоимости). В уходящей индустриальной эпохе ценность унифицирована. Она — основа обмена. Новая эпоха — это эпоха индивидуализации ценностных определений. Движение в сторону многослойности денег должно определяться, как мне представляется, в первую очередь этим.
В свое время я писал о формировании функциональных форм денег. По сути, Б.Лиетар поднимает эту же проблему. Сегодня денежная единица соединяет в себе функции меры стоимости и средства обмена. Она же реализуется и в качестве механизма накопления. Логика многослойной трансформации денежной системы корреспондируется с обособлением функций денег, размежеванием в первую очередь денег в роли инструмента накопления и средства обмена и одновременно — формированием эффективных механизмов их устойчивости, функционального взаимодействия.
Все понимают, насколько это важно. Перечень подобных трансформаций можно продолжить. Очень хотелось бы, чтобы они воспринимались не только в сугубо академическом контексте. Их хотя бы каким-то образом должны учитывать и те, кто будет принимать решения о нынешней фундаментальной реконструкции денежной системы. Я имею в виду лидеров большой двадцатки (G-20), которым на встрече в Вашингтоне уже на будущей неделе (15 ноября) предстоит согласовать (как это задекларировано) новую стратегию регулирования денежной системы.
В заключение хочу привлечь внимание к следующему: в теории денег разграничивают понятия деньги как деньги и деньги как капитал. В хорошую погоду можно и не знать, что такое деньги как деньги. В хорошую погоду это и не столь важно. У нас много серьезных специалистов (в первую очередь банкиров), которые глубоко разбираются в том, как реализуются деньги, приносящие капитал.
В условиях кризиса ситуация меняется: знания того, что такое деньги как капитал, оказываются недостаточными. Нужно основательно разбираться и в том, что такое деньги как деньги. Особенно важно, чтобы подобными знаниями обладали лица, принимающие управленческие в сфере денежных отношений решения.
В книге М.Фридмана Монетарная история США 1867—1960 (книга написана в соавторстве с А.Шварц) аргументируется очень важная мысль, которая актуальна и сегодня. Существенные перемены в денежной системе, отмечает нобелевский лауреат, никогда не совершаются до появления негативных результатов, а всегда после, когда их на то обязывает уже грянувший кризис. Но в таких условиях направление перемен зависит не от экономической целесообразности, а от политической конъюнктуры. Хотелось бы, чтобы отмеченное одним из патриархов теории денег учитывалось и в наши дни.
Анатолий Гальчинский (профессор, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений)

Развитой мир начинает падать

Перспективы роста мировой экономики за последний месяц всерьез ухудшились, а развитые страны переживут в следующем году первое со времен Второй мировой войны снижение ВВП в годовом исчислении.
Об этом говорится в опубликованном вчера докладе Международного валютного фонда о перспективах мировой экономики.
Фонд ожидает, что рост мирового ВВП составит в 2009 г. всего 2,2%, в то время как еще в октябре фонд прогнозировал его на уровне 3%. При этом ВВП развитых стран в 2009 г. снизится на 0,25%. В том числе у США — на 0,7%, у стран в зоне евро — на 0,5%. Экономика Германии, крупнейшая в ЕС, по прогнозам МВФ, снизится в 2009 г. на 0,8%, Франции — на 0,5%, Великобритании — на 1,3%, Италии — на 0,6% и Японии — на 0,2%.
Перспективы роста глобальной экономики за прошедший месяц ухудшились по мере того, как финансовый сектор продолжает отказываться от заемных средств. Также падает уверенность производителей и потребителей.
В развивающихся экономиках рост значительно замедлится, однако все же достигнет 5% (прогноз самого же МВФ месячной давности — 6,1%). Так, ВВП России в 2008 г. вырастет на 6,8%, а в 2009 г. — на 3,5%. В странах СНГ рост экономики в следующем году составит 3,2%, а не 5,7%, как прогнозировалось ранее. Рост экономики Китая замедлится в 2009 г. до 8,5% (предыдущий прогноз — 9,3%), Бразилии — 3% (3,5%).
С другой стороны, МВФ понизил прогноз мировой инфляции на следующий год. Так, потребительские цены в развитых экономиках вырастут на 1,4% (а не на 2%, как в предыдущей оценке фонда), а инфляция в развивающихся странах составит 7,1% (а не 7,8%). Падающий мировой спрос, по данным доклада, уже отражается на ценах на топливо. Цены на нефть снизились более чем на 50% по сравнению с пиком, отступив на уровни, которых не было с начала 2007 г., несмотря на решение ОПЕК снизить объемы добычи. Это отражает глобальный спад экономической активности, усиление доллара США и влияние финансового кризиса. Средняя стоимость нефти, по мнению фонда, составит в 2009 г. лишь около $68 за баррель.
По мнению авторов распространенного вчера еще одного доклада о перспективах глобальной экономики, опубликованного Bank of America Corp., текущий финансовый кризис, похоже, менее всего затронет крупнейшие азиатские страны — Китай, Индию и Малайзию. С одной стороны, у этих стран тоже проблемы. Развивающиеся страны были поражены в октябре самым резким за последние полвека месячным снижением цен на сырье. С июля 2007 г. инвесторы вывели из азиатских активов $93 млрд., что соответствует 54% всех активов. В Бразилии бегство капиталов достигло 24%.
С другой стороны, именно Китай, Индия и Малайзия имеют преимущества перед другими развивающимися странами, поскольку владеют более крупными золотовалютными накоплениями, а также частными накоплениями в банках. По подсчетам Bank of America, сбережения граждан КНР сейчас превышают 45% от ВВП, и это серьезно поддерживает экономический рост. В Малайзии и Индии зафиксированы накопления на уровне 30% ВВП. Финансовые системы Турции и Южной Африки, например, где вклады населения занимают менее 15% от ВВП, находятся в большей опасности.

Кредит МВФ оказывает поддержку Украине, однако риски сохраняются

Сегодня Fitch Ratings заявило, что одобрение Советом управляющих МВФ двухлетнего стабилизационного кредита Украине в размере 16,4 млрд долл., из которых сразу будет предоставлено 4,5 млрд долл., оказывает существенную финансовую поддержку стране и дает четкие ориентиры продуманной экономической политики. Однако риски для кредитоспособности государства сохраняются. Украина имеет долгосрочные рейтинги дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте на уровне B+, прогноз Негативный, сказано в сообщении.
Существенный объем финансирования в иностранной валюте и сопутствующие условия поддерживают финансовую позицию страны и перспективы восстановления стабильности в экономике и финансовой системе, — отмечает Эндрю Кохун, директор в аналитической группе Fitch по суверенным рейтингам. — Однако, даже с учетом кредита от МВФ, риски макроэкономической и финансовой стабильности Украины остаются повышенными, по мере того, как экономике предстоит пройти период непростых корректировок, в ходе которого будет протестирована готовность властей страны следовать программе МВФ.
Кредит нацелен на поддержку стратегии восстановления макроэкономической и финансовой стабильности в стране. Ключевые элементы стратегии включают переход на более гибкую валютную политику, в том числе использование денежной базы в качестве краткосрочного ориентира в преддверии введения режима таргетирования инфляции, ужесточение налогово-бюджетной политики для приближения к балансу в 2009 г. и поддержка стабильности банковской системы (в частности, улучшение механизма в отношении банкротств банков, рекапитализация жизнеспособных банков и усиление страхования депозитов).
Программа предусматривает спад в экономике Украины со снижением реального ВВП на 3% в 2009 г., а также быстрое уменьшение дефицита счета текущих операций с 6% в 2008 г. до 2% в 2009 г. Ожидается снижение темпов инфляции с 26% в 2008 г. до 17% в 2009 г.
Тот факт, что правительство Украины не имеет большинства в парламенте, а в стране длительное время наблюдается политическая нестабильность, вызывает сомнения относительно способности политиков придерживаться выбранного курса. Одобрение ключевых реформ, необходимых для получения поддержки от МВФ, было отложено ввиду споров относительно времени проведения новых парламентских выборов, которые так и остаются неразрешенными. Кроме того, президентские выборы в конце 2009 г. могут создать дополнительное давление на политиков в сторону отхода от взятых обязательств в проводимой политике.
Существенный размер пакета поддержки со стороны МВФ необходимо оценивать на фоне больших потребностей Украины во внешнем финансировании на 2009 г.
Согласно прогнозам МВФ, дефицит счета текущих операций Украины должен сократиться примерно до 2% ВВП в 2009 г. (около 4 млрд долл.), так как уменьшение импорта будет перевешивать шок, связанный с условиями торговли ввиду роста цен на импорт газа и снижения цен на сталь (основную статью экспорта). На конец июня 2008 г. краткосрочная задолженность частного сектора Украины составила 28 млрд долл., и по оценкам Fitch украинским заемщикам может потребоваться рефинансировать долгосрочные заимствования со сроками погашения в 2009 г. на 19 млрд долл. Переход на валютные депозиты и/или бегство капитала могли бы оказать дополнительное давление на позиции внешних финансов страны. Fitch отмечает, что та сумма, которая будет предоставлена МВФ сразу (4,5 млрд долл.), не восстановит все потери резервов страны за октябрьский период нестабильности валютного курса.
Суверенные рейтинги Украины поддерживаются такими факторами, как низкий государственный долг и умеренные потребности государства в рефинансировании на 2009 г. (2,5 млрд долл., в том числе 0,9 млрд долл. внутреннего рефинансирования, преимущественно в гривнах, и 1,6 млрд долл. внешнего рефинансирования, в том числе еврооблигации на 0,5 млрд долл. со сроком погашения в мае). Однако ухудшение экономических перспектив и потребность экономики в дальнейшей государственной поддержке могут ухудшить сильные бюджетные позиции Украины в среднесрочной перспективе.

Евросоюз ожидает рецессия

Об этом сообщает агентство AFP, передает www.delo.ua.
Согласно прогнозу, ВВП всех 27 стран Евросоюза по итогам текущего года вырастет на 1,4%, а в 2009 году — еще на 0,2%. В третьем и четвертом кварталах темпы экономического роста этих государств сократятся на 0,1%.
Аналитики также ожидают, что экономики 15 государств еврозоны войдут в стадию рецессии до конца года. По их прогнозам, в июле-сентябре и октябре-декабре рост ВВП еврозоны уменьшится на 0,1%, а техническая рецессия и определяется как сокращение ВВП в течение двух кварталов подряд.
В конце октября стало известно, что ВВП Испании уменьшился на 0,2% в третьем квартале 2008 года. Ранее сообщалось, что экономика Великобритании сократилась впервые за 16 лет, снижение ВВП составило 0,5%.
В сентябре руководство Евросоюза уже снизило оценку по росту экономики еврозоны в 2009 году с 1,7 до 1,3%. До этого Европейский Центробанк спрогнозировал, что в следующем году темпы экономического роста еврозоны составят не 1,5%, а 1,2%.

Цепная реакция

Экономика Украины: риски развития и ключевые направления минимизации влияния мирового финансового кризиса
Экономика Украины, как и любая экономика, интегрированная в мировое хозяйство, развивается в этом году под влиянием сложных неоднозначных мировых процессов.
В текущем году мы можем четко выделить два периода развития: до июля, который характеризовался в общем положительными тенденциями, формировавшимися в условиях благоприятной внешней конъюнктуры, и резкое изменение тенденций развития начиная с августа. Так, результаты первых семи месяцев свидетельствовали о том, что экономика Украины выдержала в этом году сильный шок, а именно очередное повышение цены на природный газ, чрезвычайно высокую динамику роста цен на нефть и другие ресурсы, а также полномасштабное разворачивание мировой агроинфляции.
Реальный рост ВВП составлял 6,5%, промышленного производства — 7,3%. При этом основные экспортоориентированные отрасли демонстрировали восходящие тренды. Объемы металлургического производства увеличились за семь месяцев на 3,5%, химического — на 3,3%. Лидером же роста оставалось машиностроение — 28,7%.
Наряду с позитивной динамикой развития экономики происходило увеличение прибыльности производства. Предприятиями был получен финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения в сумме 91,2 млрд. грн., который на 86% превышал объемы за соответствующий период 2007 года. При этом 66,9% предприятий были прибыльными и получили 111,1 млрд. грн. прибыли, что на 72% больше, чем за январь-июль минувшего года.
Учитывая то, что прибыль является основным источником финансирования инвестиций, произошло дальнейшее расширение инвестиционных процессов. По итогам І полугодия инвестиции в основной капитал реально увеличились на 8,2 процента.
Также экономика Украины оставалась привлекательным объектом капиталовложения и для иностранных инвесторов. Так, в І полугодии прирост совокупного объема иностранного капитала в экономику в 2,7 раза превысил показатели соответствующего периода предыдущего года.
Самым весомым стимулом развития оставалась высокая потребительская активность домашних хозяйств, динамика которой формировалась под влиянием действия ускоренного роста реальных доходов населения (на 13,7 процента).
По итогам І полугодия сократился уровень безработицы среди населения трудоспособного возраста до 6,8% против 7,1% за соответствующий период минувшего года (методология МОТ).
В условиях благоприятной внешней конъюнктуры экспорт товаров увеличился на 46,6%. Это, а также значительный приток капитала сформировало позитивное сальдо платежного баланса и, соответственно, избыток предложения валюты.
Поэтому в мае произошла ревальвация официального курса гривны по отношению к доллару США на 3,96 процента, и на конец июля он составлял 4,85 грн./дол. США. Международные валютные резервы в январе-августе выросли на 5,4 млрд. дол. США, до 37,9 млрд. дол. США.
Следовательно, в целом результаты развития экономики были позитивными и соответствовали прогнозируемым тенденциям.
Конечно, были и определенные проблемы, свидетельствовавшие, что украинская экономика не осталась в стороне от мировых процессов.
На фоне усиления мирового финансового кризиса не остался в стороне мировых процессов и украинский фондовый рынок. Индекс Первой фондовой торговой системы (ПФТС) утратил за 7 месяцев 43,5 процента своих позиций. Это связано главным образом с уходом с украинского рынка, как с мирового, части иностранных инвесторов, так называемых спекулянтов, а также нестабильной политической ситуацией в Украине.
За первые 7 месяцев на 2,1% сократились объемы строительных работ. Причин было несколько. Среди них и находящиеся в плоскости кредитования, в частности ипотечного. Также имеются и связанные с постоянным ростом цен на энергоносители, увеличением стоимости металлоконструкций.
Также в текущем году продолжалась тенденция ускоренного роста импорта товаров в 1,6 раза. Причинами были постоянно растущий потребительский спрос населения, увеличение цены на импортированный природный газ и повышение мировой цены на нефть, а также рост инвестиций в обновление основных фондов и энергосберегающие технологии.
Однако самым большим вызовом, с которым пришлось бороться правительству, была унаследованная и импортированная извне высокая инфляция. Следствием всплеска спекулятивного спроса на сырьевые активы в мире стало усиление энергетической и агроинфляции. Принимая во внимание прохождение Украиной объективного процесса конвергенции внутренних и общемировых цен, высокую зависимость от импорта энергоносителей, это существенно усиливало ценовое давление в экономике.
По итогам января-июля потребительские цены выросли на 14,9 процента, а цены производителей промышленной продукции — на 34,1 процента.
Принимая во внимание значительные социальные последствия инфляционных процессов они находятся под бдительным вниманием Правительства и Национального банка. И именно в июле было достигнуто снижение цен.
Однако, как я уже указывал, в августе состоялось резкое изменение тенденций развития. Новые статистические данные, вышедшие в этот период засвидетельствовали, что в ряде стран Европы, а также в США состояние в экономике ухудшилось.
Состоялось существенное падение ВВП в Эстонии (-0,8%), Италии (-0,3%), Ирландии (-0,5%), Германии (-0,5%), Франции и Литве (-0,5%) (в расчете ІІ квартала к І кварталу 2008 года).
В июле-августе в некоторых странах ЕС-27 было зафиксировано снижение выпуска строительства. Непосредственно в августе к июлю такое падение составляло в Болгарии (-4,7%), Чехии (-0,4%), Франции (-0,7%), Нидерландах (-1,7%), Польше (-1,8%), Португалии (-6,6%), Словении (-4,9%). В целом по ЕС-27 сезонно скорректированное падение в августе к июлю составляло минус 0,2%.
На фоне сокращения объемов производства заострилась проблема безработицы. В целом по странам ЕС-25 в августе уровень безработицы вырос до 7% против 6,9% в июле. Самый большой рост наблюдается в Эстонии — до 11,3%, Франции — до 8,0%, Словакии — 9,9%. Венгрии — 7,9%. Уже сейчас о возможных массовых увольнениях заявляют ведущие мировые компании, специализирующиеся на строительстве, металлургии, химической промышленности и других сферах.
В ответ на рецессионные процессы на мировых рынках началось обвальное падение цен на сырьевых рынках, которые являются наиболее важными для развивающихся стран, включая Украину.
Только за 2 месяца — август-сентябрь — цена на металл в среднем по 8 регионам мира упала на 18,3 процента, цены на нефть снизились на 26,5 процента.
Украина только вошла в эти процессы, длительность и глубину которых сейчас тяжело оценить. Что же случилось?
В августе-сентябре впервые, начиная с октября 2002 года, наблюдается сокращение объемов производства промышленной продукции к соответствующему месяцу предыдущего года. Наибольшее падение демонстрируют экспортоориентированные отрасли.
Так, в сентябре 2008 г. к сентябрю 2007 года падение в металлургии составляет 17%, химической и нефтехимической промышленности — 2,1%.
Сокращения производства этих отраслей по цепочке межотраслевых связей потянули за собой падение в производстве кокса и продуктов нефтепереработки — на 22,3%, добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических — на 2,3%. В целом объемы производства в промышленности сократились на 4,5%.
То есть в слабо диверсифицированных экспортоориентированных секторах экономики, которые вследствие реализации стратегий, направленных на первоочередной поиск ниш на внешнем рынке и недооценке внутреннего, на сегодняшний день наблюдается свертывание производства под действием комплекса внешних шоков.
Как следствие, по итогам 9 месяцев после роста производства в металлургической промышленности падение объемов составляет 0,03 процента, в химическом производстве — 0,5 процента. В целом темпы роста объемов промышленного производства уже по итогам 9 месяцев замедлились до 5,1 процента.
Также ради объективности стоит отметить, что в текущем году происходит ухудшение ситуации и в развитии пищевой промышленности, которая ориентирована на внутренний рынок. В данном виде промышленной деятельности третий месяц подряд продолжается тенденция ежемесячного сокращения объемов производства, которая приводит к существенному замедлению кумулятивных темпов роста: прирост в январе — сентябре составлял 3,3% (против 4,4% в январе-августе и 5,5% в январе-июле).
Развитие пищевой промышленности в этом году сдерживает существенное уменьшение объемов производства масла, мясной и молочной продукции, а также сахара-песка, полученного из сахара-сырца.
Такое замедление кумулятивных показателей является результатом действия ряда факторов как со стороны спроса так и предложения.
Так, в этом году вследствие роста цен на продукцию пищевой промышленности происходило ограничение спроса домохозяйств. Также имела место потеря части внутреннего рынка из-за роста импорта пищевых продуктов (в первую очередь мясопродуктов), а также снижение предложения мясной и молочной продукции вследствие уменьшения сырьевой базы (сокращение поголовья крупного рогатого скота).
После постепенного проседания фондового рынка в течение первых 7 месяцев, уже за 2 последующих месяца было зафиксировано аналогичное падение и индекс ПФТС потерял еще 43 процента своих позиций. Негативное воздействие на изменение индекса ПФТС имели новости именно от горно-металлургического комплекса.
В ответ на отток валюты из-за выхода из фондового рынка начались девальвационные процессы и уже в сентябре международные валютные резервы сократились на 0,6 млрд. дол. США.
Среди ускоряющих инфляционных факторов в сентябре опять начали усиливаться негативные инфляционные ожидания и конвертация сбережений населения в иностранную валюту. В результате на наличном валютном рынке сформировалось значительное отрицательное сальдо продажи/покупки населением иностранной валюты на уровне 1321 млн. долларов США.
Конечно, такие тенденции не прибавляют оптимизма. И мы понимаем, что следующий год будет непростым, учитывая глобальные вызовы, которые стоят перед нашей экономикой. Однако и в панику впадать не стоит.
В целом, экономика Украины, и даже основные отрасли-экспортеры имеют определенный резерв прочности, благодаря тому, что в последние годы рост обеспечивался не столько расширением экспорта, сколько за счет активизации внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.
Также в этом году благодаря чрезвычайно высоким ценам на мировых рынках за первые восемь месяцев экспортеры получили значительные объемы прибыли. В металлургической отрасли прибыль увеличилась на 36,3%, в химической и нефтехимической промышленности — в 2,7 раза. Кроме того, эти отрасли относятся к тем видам промышленной деятельности, которые способны профинансировать капитальные расходы за счет собственных средств, т.е. отношение инвестиций к прибыли является значительно меньше единицы. Конечно сокращение спроса и цен на мировом рынке негативно повлияет на финансовое состояние предприятий. По оценкам Минэкономики, если тенденции, которые наметились в августе-сентябре в металлургическом и химическом комплексе будут продолжаться до конца года, то:
— металлургическая отрасль потеряет за четыре месяца 7-8 млрд. грн. прибыли и по итогам года выйдет на рост прибыли на уровне 14,5% против 36% по итогам января-августа;
— химическая отрасль потеряет 1,7-2,3 млрд. грн. и по итогам года выйдет на рост прибыли на уровне 90% против 170% по итогам января-августа.
Ради минимизации негативных воздействий мирового финансового кризиса на Украину в Министерстве экономики разработаны мероприятия по следующим ключевым направлениям:
Во-первых, пересмотреть бюджеты 2008-2009 гг., увеличить уровень государственных капитальных расходов и расширить внутренний инвестиционный спрос, а следовательно и спрос на строительные услуги и на продукцию, которая частично потеряла внешние рынки, в первую очередь, металлопродукцию.
Речь идет о целевом увеличении бюджетных расходов на строительство не только уже запланированных инфраструктурных объектов бюджетной сферы, но и на закупку доступного жилья с помощью применения тендерных процедур с минимизацией цен на жилье и в то же время — достройкой объектов с высокой степенью готовности.
Результатом будет рост производства в строительном комплексе, переориентация металлургов на внутренний рынок и уменьшение количества объектов незаконченного строительства, в которых заморожены не только доходы граждан, но и долговые обязательства инвесторов.
Не является секретом, что развитие строительства мультипликативно влияет на рост в добывающей промышленности, металлургии, в транспортной сфере и тому подобное. Нам необходимо возобновить рост в этой отрасли и решить весь комплекс связанных со строительством финансовых и социальных проблем.
Второе важное направление — это поддержка платежного баланса.
Министерством экономики разработан целый пакет мероприятий, направленных на уменьшение негативного торгового сальдо, а также на обеспечение поступления финансовых ресурсов в Украину. Речь идет о проведении переговоров с международными финансовыми организациями относительно новой ссуды, в частности, от Мирового банка в рамках системного проекта Ссуда на политику развития, сокращение процедур заключения кредитных соглашений с международными финансовыми организациями по проектам на строительство инфраструктурных объектов, включая объекты Евро-2012 и муниципальной инфраструктуры, а также разблокирование процесса приватизации.
Недавно КМУ принял новый порядок инициирования, подготовки и реализации проектов экономического и социального развития Украины, которые поддерживаются международными финансовыми организациями, который значительно ускоряет прохождение всех отмеченных процедур.
Относительно Стабилизационного фонда, который мы предложили создать, то считаем необходимым использование его средств, в первую очередь, на поддержку экспортеров и инвесторов путем частичной компенсации кредитных ставок.
Хочу акцентировать внимание на том, что для поддержки платежного баланса необходимо воспрепятствовать оттоку капитала. Бесспорно, мы не можем вмешиваться в деятельность НБУ, но рекомендовали бы рассмотреть опыт Польши в части недопущения трансферта капитала с дочерних банков к материнским и ограничение оттока банковского капитала на уровне 5% от уставного капитала.
Третьим важным направлением является стабилизация фондового рынка. Считаем, что необходимо обеспечить расширение инструментария фондового рынка и, в то же время, для недопущения фрагментации рынка и манипулирования ценами на нем — усилить контроль за деятельностью профессиональных участников фондового рынка.
Целесообразно установить минимальные критерии объемов торговли ценными бумагами и уставного капитала для организаторов торговли, которые дают основания для поддержки лицензии на право осуществления деятельности по организации торговли.
Важно также совершенствовать критерии листинга ценных бумаг в котировальные списки фондовых бирж и усилить ответственность участников рынка ценных бумаг за манипулирование ценами и использование инсайдерской информации.
Четвертое, и очень важное направление, связанное с необходимостью минимизации негативных социальных последствий и достижением консенсуса социальными партнерами.
Мы планируем провести консультации с представителями социальных партнеров относительно принятия согласованных мер по недопущению роста безработицы, которая начала уже расти в других странах мира.
Кроме уже отмеченных направлений движения в сфере воздействия Правительства, мы подготовили ряд рекомендаций НБУ относительно поддержки стабильности банковской системы и недопущения злоупотреблений на валютном рынке Украины. Многие из наших рекомендаций нашли поддержку в НБУ и уже реализованы. В целом, мы плодотворно сотрудничаем с НБУ и проводим скоординированную антикризисную политику.
Также Правительство постоянно проводит консультации с представителями бизнеса. Уже прошли встречи с металлургами, представителями фармацевтической, легкой и пищевой промышленности.
Сейчас мы рассматриваем предложения совещательных органов, которые созданы при Кабинете Министров Украины. Т.е. Правительство при формировании системы антикризисных мероприятий также будет опираться на позицию инвесторов и производителей. Такой подход позволит консолидировать усилия всех субъектов управления и ведения хозяйства.
Богдан Данилишин, министр экономики Украины

Реальный ВВП Украины в сентябре 2008г. составил 5,5%, с начала года — на 6,9%

По данным Госкомстата, реальный ВВП Украины в январе-сентябре 2008г. по сравнению с соответствующим периодом 2007г. вырос на 6,9%, в сентябре рост составил 5,5%.
Номинальный ВВП, по ориентировочной оценке, за 9 мес. 2008г. составил 714895 млн.грн., за сентябрь — 86787 млн.грн.
Индекс-дефлятор ВВП в январе-сентябре 2008г. составлял 133,7%.
Рост ВВП за 9 мес. 2008г. состоялся в основном за счет увеличения валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте, лесном хозяйстве на 15,7%, транспорте — на 10,4%, торговли — на 9,4%.
Справка: По данным Госкомстата, в 2007г. реальный валовой внутренний продукт вырос на 7,6% по сравнению с 2006г. до 712 945 млн. грн.