Архив метки: урожай

Аграрный рынок Украины: итоги 2008 г.

События в аграрном секторе Украины в 2008 году характеризовались драматическими ценовыми взлетами и падениями, а также далеко не всегда взвешенной политикой регулирования отраслей АПК. Вместе с тем, хронология событий в текущем году на отдельных аграрных рынках заслуживает особого внимания, отмечает BIZ.liga.net.
Рынок зерновых
Урожай зерновых 2008/2009 маркетингового года стал самым большим за историю независимости Украины (по состоянию на 25 ноября — более 54 млн. тонн). Однако предшествующие текущему сезону решения правительства на рынке зерна, неразвитая инфраструктура хранения и недостаточные мощности для экспорта из Украины показали, что украинские аграрии абсолютно не были готовы к такому изобилию.
Постановления Кабинета Министров N1179 от 26 сентября 2007 года и N189 от 12 марта 2008 года, вводившие ограничения на экспорт зерна, в том числе утвердившие объемы квот на подсолнечное масло и семена подсолнечника, привели к тому, что в I полугодии 2008 года практически не осуществлялись внешние отгрузки зерновых. Так, в апреле 2008 года ограничения привели к снижению экспорта зерновых почти в десять раз, а также к вынужденной остановке 12 основных маслодобывающих предприятий Украины из-за нехватки у них емкостей для хранения масла. Вместе с тем, из-за внедрения режима квотирования произошел большой разрыв между внутренними и мировыми ценами на сельхозпродукцию.
Отмена 21 мая 2008 года квотирования экспорта зерновых, по мнению аналитиков рынка, была запоздалой: потери сельхозпроизводителей, которые не могли реализовать выращенную продукцию по рыночным ценам и погасить банковские кредиты, исчислялись миллиардами гривень.
Большие переходные остатки зерновых (более 7 млн. тонн) 2007/2008 маркетингового года, богатый урожай зерна в 2008/2009 году, недостаточные мощности сертифицированных элеваторов и зернохранилищ в Украине (около 32 млн. тонн при единовременном хранении) и невозможность экспортировать большое количество зерна (не более 1,3 млн. тонн в месяц) привели к избытку предложения на внутреннем рынке и, соответственно, к низким закупочным ценам на зерно.
Аграрии, не имевшие собственных зернохранилищ и возможностей самостоятельно экспортировать продукцию, были вынуждены сбывать зерно по тем ценам, которые предлагали посредники-зернотрейдеры, полностью контролируя ситуацию на рынке.
Для стабилизации цен на продукцию с/х-производителей правительство предприняло ряд шагов. Так, 6 августа Кабинет Министров принял решение об ускоренном (на протяжении 2-3 дней) возмещении зернотрейдерам налога на добавленную стоимость (НДС) при условии закупки зерна непосредственно у производителей — при документальном подтверждении факта сделки — по минимальным ценам, установленным правительством.
8 августа правительство также поручило Аграрному фонду, который выступает госагентом по предоставлению займа, начать залоговые закупки продовольственной пшеницы и ржи. С первой половины октября Аграрный фонд начал принимать в залог фуражный ячмень и кукурузу, а в ноябре — закупать зерно по залоговым ценам.
Однако ни ускоренное возмещение НДС (по состоянию на 25 ноября задолженность только перед пятью зернотрейдерскими компаниями — 600 млн.грн.), ни залоговые закупки фуражного зерна Аграрным фондом — из-за несовершенства и специфики механизма — не возымели должного эффекта на ценовую ситуацию на аграрном рынке.
Последствия мирового финансового кризиса, которые начали активно проявляться в октябре, стали началом грандиозного падения цен на все сельхозкультуры. В конце октября цены на фуражную пшеницу упали до 400 грн./т, кукурузу — до 350 грн./т, ячмень — до 600 грн./т при крайне слабом спросе со стороны покупателей.
Сельхозпроизводители, не имея возможности продать свою продукцию по экономически обоснованным ценам, не смогли своевременно рассчитаться с банками за ранее привлеченные кредиты и получить достаточное количество средств для завершения осенне-полевых работ, а также для приобретения материально-технических ресурсов для обеспечения весенней посевной кампании 2009 года.
Скандал на рынке подсолнечного масла
Для Украины, которая ежегодно экспортирует 1,6-1,8 млн. тонн масла, 55% которого идет в страны ЕС, инцидент с якобы загрязненным подсолнечным маслом стал болезненной проверкой на прочность и подверг серьезной опасности репутацию крупнейшего в мире поставщика высококачественного продукта.
Впервые загрязненное подсолнечное масло якобы происхождением из Украины было обнаружено на европейских рынках в конце апреля. Сразу после выявления Еврокомиссия предложила всем странам-членам отозвать с рынка все загрязненное подсолнечное масло, а также продукты, содержащие более 10% загрязненного масла.
В Европу, по большей части в страны ЕС, поступило 40 тыс. литров такого масла. Всего загрязненное подсолнечное масло было выявлено в 13 странах — членах Европейского экономического пространства. В итоге импорт подсолнечного масла в ЕС из Украины был запрещен, что привело к простою заводов по переработке и огромным финансовым потерям отечественных маслопроизводителей. Украинские маслопереработчики, уверенные в высоком качестве своей продукции, предполагали намеренное загрязнение и называли инцидент провокацией со стороны европейских конкурентов.
Вместе с тем, 3 июля Еврокомиссия официальным письмом одобрила разработанную украинской стороной систему проверки качества и согласовала перечень сопроводительных документов, необходимых для поставок подсолнечного масла в страны ЕС, таким образом разрешив украинским маслодобывающим предприятиям возобновить экспорт своей продукции в страны ЕС.
16-24 сентября 2008 года представители Европейской Комиссии провели инспектирование ряда крупнейших украинских предприятий-производителей подсолнечного масла относительно функционирования системы сертификации и контроля качества продукции, которая экспортируется в страны ЕС. По его результатам 19 ноября текущего года украинская сторона получила проект Отчета, котором была подтверждена эффективность украинской системы сертификации и контроля качества подсолнечного масла, экспортируемого в страны ЕС.
Между тем, по словам гендиректора Укролияпром Степана Капшука, сегодня в Украине осуществляются мероприятия, направленные на внедрение системы HAССP (англ. анализ рисков и критические контрольные точки), одной из наиболее эффективных методик обеспечения безопасности пищевых продуктов в мире.
Сейчас с Минздравом отработан механизм, и до конца маркетингового года система HACСP будет внедрена на Украине, — сообщил С.Капшук.
Рынок мяса
В 2008 году продолжалось сокращение внутреннего потребления говядины при увеличении производства мяса в целом. Снижение потребления происходило, по данным экспертов, в основном за счет сокращения предложения отечественного сырья с 456 тыс. тонн в 2006 году до 435,6 тыс. тонн в 2007 году и, по предварительным оценкам, до 385 тыс. тонн в 2008 году.
Украина достаточно сильно нарастила производство мяса птицы. Согласно прогнозным показателям, в 2008 году будет произведено около 785 тыс. тонн мяса птицы. Сегмент птицы постепенно выдавливает говядину, потому что и потребитель, и переработчики переключается на более дешевый продукт (мясо птицы — ред.), дефицит которого сегодня существует в Украине, — отмечает Елизавета Святкивская, эксперт ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ).
Импорт мяса птицы за 11 месяцев составил 235,39 тыс. тонн, что на 79% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего за 11 месяцев текущего года было импортировано 476 тыс. т мяса, что на 136,9% больше, чем за аналогичный период 2007 года.
Вместе с тем, в Украине из года в год сокращается поголовье крупного рогатого скота и, соответственно, производство говядины. Цены на КРС в живом весе растут, при этом рентабельность производства КРС в текущем году, по данным Госкомстата, опустилась до минус 40,5%.
Неоднократное повышение госдотаций на развитие животноводства — в феврале (на 0,5 грн. — до 1,9 грн./кг живого веса) и в августе (на 1 грн. — до 2,9 грн. за 1 кг живого веса) — и удешевление фуражного зерна, которое идет на корм скоту и птице, не смогли переломить понижательной тенденции в численности поголовья КРС и повышения себестоимости производства говядины.
В частности, отсутствие современных технологий в хозяйствах населения, выращивающих крупный рогатый скот, низкий уровень государственной поддержки, низкая платежеспособность внутреннего потребительского рынка стали основными факторами, которые влияли как в 2008, так и на протяжении предыдущих годов на достаточно длительный период окупаемости проектов по производству говядины. По мнению экспертов УКАБ, перечисленные факторы станут причиной дальнейшего сокращения поголовья КРС в ближайшие 2 года.
Между тем, в середине ноября ситуация на рынке мяса в Украине обострилась: под угрозой закрытия оказались крупнейшие мясные комбинаты страны. Из-за недостатка сырья и оборотных средств было приостановлено производство десятков комбинатов, другие же перешли на сокращенный рабочий день.
Представители объединения Укрмясопродукт, в состав которого входят 44 предприятия, обратилась к властям с требованием урегулировать ряд вопросов по обеспечению жизнеспособности отрасли. В частности, обеспечить долгосрочное льготное кредитование и компенсацию процентов государством в полном объеме; рефинансирование НБУ банковских учреждений, которые кредитуют с/х-сектор; ввести нулевую процентную ставку НДС при импорте скота мясных пород; сохранить нулевые процентные ставки НДС по продаже молока и мяса в живом весе; целевые дотации государства, а также увеличить размер дотаций по выращиванию крупного рогатого скота до 4 грн. за 1 кг.
Колбасные ГОСТы
Вступив в ВТО, Украина решила подготовить законодательную и нормативную базу по производству продуктов питания с учетом стандартов Евросоюза и внедрить с 1 августа 2008 года новые стандарты на мясоколбасные изделия. Министр агропромполитики Украины Юрий Мельник заявил, что поспешить с их внедрением ведомство заставили в том числе и невиданные масштабы импорта в Украину некачественного мяса.
В частности, предполагалось, что колбаса и сосиски высшего сорта будут состоять на 100% из мяса, а содержание пищевых добавок и субпродуктов будет ограничено.
Однако введение новых стандартов не состоялось: производители настояли на том, чтобы новшества перенесли на апрель 2009 года. Приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарта) N73 от 29 февраля 2008 года переходный период для подготовки к новым стандартам мясо-колбасной продукции был продлен до 1 апреля 2009 года.
Главными аргументами производителей стало то, что потребители якобы не готовы к столь качественному и, соответственно, дорогому продукту. Кроме того, производители сами не смогли бы так быстро подготовиться к переходу на новые стандарты, о введении которых их предупредили слишком поздно.
Кризис и спасение АПК
23 декабря 2008 года Верховная Рада приняла в целом Закон О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предотвращения негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса N3353, действие которого направлено на минимизацию возможных убытков в агропромышленном комплексе Украины.
В частности, Закон отменяет экспортную пошлину на семена подсолнечника, что, по мнению экспертов, в целом положительно скажется на материальном положении сельхозпроизводителей. Однако, отмечают аналитики, Закон в число тех, кто сможет сам осуществлять экспорт, не попадают мелкие фермеры.
Кроме того, по убеждению маслопереработчиков, реализация указанного документа может привести к недостатку сырья в Украине в конце весны 2009 года и закрытию маслоэкстракционных заводов.
В то же время предусмотренное Законом повышение импортных пошлин на мясопродукты может, по мнению аналитиков, усилить контрабанду и ввоз неликвида в Украину, в то время как поставки белого импорта будут ограничены. С другой стороны, отмечают эксперты, повышение ввозных пошлин в одностороннем порядке может привести к проблемам в отношениях со Всемирной торговой организацией (ВТО), что выразиться в наложении штрафов.
http://biz.liga.net/

Еврокомиссия повысит с 1 января импортные пошлины на кукурузу, рожь и сорго

С 1 января 2009 г. Европейская Комиссия повышает импортную пошлину на кукурузу на EUR1,71/т до EUR29,22/т. Пошлина на рожь и сорго (кроме посевных гибридов) буде увеличена на EUR3,53/т до EUR55,22/т. Нулевая пошлина распространяется на дурум, мягкозерную пшеницу высокого качества и семена мягкозерной пшеницы, отмечают ПроАгро-Новости.
В отношении продукции, на которую распространяется пошлина, может действовать пошлинная льгота, если товары поставляются через Атлантический океан или Суэцкий канал. Причем в случае поставки в средиземноморские порты пошлины снижаются на EUR3/т, а в случае разгрузки в Дании, Эстонии, Ирландии, Латвии, Литве, Польше, Финляндии, Швеции, Великобритании, или в портах атлантического побережья Пиренейского полуострова — на EUR2/т.
В сентябре 2008 г. Комитет по управлению зерновыми ЕС принял решение о том, что в связи с уменьшением стоимости зерновых на европейском рынке импортные пошлины на зерновые будут возобновлены.
20 декабря 2007 г. Европейский Союз принял решение об отмене пошлин на импорт зерновых, кроме овса, гречихи и проса. Ранее, в конце ноября, министры сельского хозяйства стран-членов Содружества дали согласие на отмену импортных пошлин на зерновые в 2007/08 МГ. Эта мера была направлена на обуздание роста внутренних цен, вызванного увеличением спроса, большими потерями урожая два сезона подряд, истощением интервенционных запасов и, как следствие, образованием дефицита.
О необходимости отмены импортных пошлины еще в сентябре 2007 г. заявляла комиссар по вопросам сельского хозяйства ЕС Марианна Фишер Бойль.
В июне 2008 г. было принято решение о продлении срока беспошлинного импорта зерновых до 30 июня 2009 г. с правом Европейской Комиссии возобновить действие пошлин в случае возникновения соответствующих рыночных условий.
http://idk.ru./

Рецепты от Всемирного Банка

Всемирный банк обнародовал экономический обзор по Украине за второй квартал 2008 года. В нем отмечены как негативные, так и позитивные тенденции развития экономики.
Все растет, все повышается… Но это не радует
Например, не радует, что негативным остается платежный баланс: импорт вырос на 20%, а экспорт — аж на 1%. В результате дефицит платежного баланса достиг 9,8%. Заметим — ничего удивительного в этом нет: искусственно завышенный курс гривны, не отражающий ее реальную покупательную способность, выгоден импортерам, но не экспортерам. Как отмечают эксперты Всемирного банка, дефицит мог бы быть еще большим, но на руку нашим экспортерам сыграло повышение мировых цен на их продукцию.
Вместе с тем, прогнозы падения валового внутреннего продукта (ВВП) оказались чересчур пессимистичными. Фактором поддержки экономического роста стал внутренний спрос. Так, в первом квартале инвестиции в частный капитал выросли на 15%, частное потребление — на 22%, потому валовой внутренний продукт вырос на 6,5%.
Исходя из этих факторов, Всемирный банк повысил прогнозные показатели ВВП и инфляции. По итогам года ВВП, по мнению экспертов Всемирного банка, составит 6%. Но, на этот раз, за счет не промышленности и строительства, а сельского хозяйства: ожидаемый высокий урожай — более 40 млн. т — в сочетании с динамикой мировых цен на продовольствие. Предыдущий прогноз инфляции составлял 17,2%.Сегодняшний уровень инфляции, по расчетам Всемирного банка, составляет 29%, но до конца года она уменьшится до 21,5%.
На год грядущий
В 2009 году будет наблюдаться плавная корректировка с замедлением роста ВВП до 4,5% и возвращения инфляции до уровня около 15%. При реальной политической ситуации, считают во Всемирном банке, невозможно существенно сократить затраты бюджета.
При этом дефицит платежного баланса превысит 11% ВВП, что потребует около 25 миллиардов долларов дополнительного финансирования. Впрочем, Всемирный банк исходит из предположения, что инвестиционная привлекательность Украины будет возрастать, что вызовет приток в страну частного капитала. В Украине низкая стоимость активов, соответственно — высокий потенциал рынка.
Инфляционная петля
Как считает экономист представительства Всемирного банка в Украине Руслан Пионтковский, нарастание инфляции во многом вызвано ростом потребления. Но есть и обратная реакция: с ростом инфляции стало невыгодно делать сбережения. Они обесцениваются не только в чулках, но и в банках — процент по вкладам меньший, чем инфляция. Потому граждане предпочитают не хранить деньги, а приобретать на них товары длительного пользования и недвижимость. Но это приводит к новому выбросу денег на рынок…
Потребительская инфляция достигла пика в 31,1% в мае и несколько снизилась в июне — до 29,9 %. Уменьшение ликвидности кредитов и повышение кредитных ставок замедлил расширение потребительского кредитования. Для экономики это хорошо, поскольку несколько уменьшило выброс денежной массы. Но все равно перегретость экономики продолжает вызывать опасения.
Как с этим борются
По мнению Руслана Пионтковского, реакция правительства на угрозы была прогнозируемой, правильной и очевидной. Произошло ужесточение фискальной политики и изменение монетарной политики в сторону сдерживания, то есть рост доходов бюджета при неизменности затрат.
В январе — мае номинальные доходы бюджета выросли на 46% — не только из-за высокой инфляции, но и благодаря улучшению сборов.
Заслужил похвалу Всемирного банка и Национальный банк Украины, в частности — его политика укрепления курса национальной валюты, а также уменьшение ликвидности и повышение процентных ставок по банковским кредитам. Произошло замедление кредитного роста. Как отметил Руслан Пионтковский, мы считаем, что тут Украина на правильном пути. Из-за сокращения потребительских кредитов происходит медленное уменьшение давления внутреннего спроса — то есть, денежной массы — на рынок.
В борьбе с лишними деньгами
По мнению специалистов Всемирного банка, намерение внести изменения в бюджет и потратить дополнительные поступления в него на внутреннее потребление может свести на нет достигнутый положительный результат.
Электоральное давление может помешать дальнейшему внедрению более жесткой макроэкономической политики, необходимой для обуздания инфляции.
Имеется в виду, что фискальная политика должна ориентироваться на получение доходов в бюджет и умеренный рост номинальных затрат и социальных выплат на фоне роста продуктивности национальной экономики.
В условиях политической нестабильности риски такого сценария значительны.
Сюда же следует добавить необходимость повышения коммунальных тарифов в связи с тенденцией дальнейшего роста цен на импортные энергоносители.
Но риск обратной динамики, то есть, попытки бюджетными выплатами догнать рост цен, по мнению специалистов ВБ, чреват более негативными последствиями. Как отметил директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер, многие политики, не входящие в правительство (видимо, деликатное наименование оппозиции), утверждают, что из бюджета нужно тратить больше, а монетарная политика Национального банка — чрезмерно жесткая.
По мнению Всемирного банка, чтобы бороться с инфляцией, нужен политический консенсус, а пока его нет. Вместе с тем, Мартин Райзер недвусмысленно выразил поддержку действующему правительству: Будем поддерживать тех, кто борется с инфляцией.
Борьба с бедными
По логике Всемирного банка, чтобы ослабить инфляционное давление на рынок, следует уменьшить количество денег на нем. То есть — поменьше давать их людям через бюджет. Получается, что из двух проектов изменений в бюджет предпочтительнее тот, который предусматривает меньшие бюджетные затраты — то есть, президентский, а не самого правительства. А электоральное давление означает, что депутаты, помня о голосах избирателей, на такую чрезвычайную меру не пойдут.
Ведь умеренный рост номинальных затрат и социальных выплат на практике следует понимать как замораживание не только социальных пособий и пенсий, но также и зарплат работников бюджетной сферы, государственных программ развития отдельных отраслей и секторов человеческой деятельности. В первую очередь такая тенденция должна ударить по науке, культуре, социальной политике, образованию, здравоохранению. Кроме того, сокращение денежной массы вызовет сокращение производства, соответствующее падению покупательной способности населения. Кому интересно производить товары, которые большинство населения не может купить?
Сам себя не похвалишь…
Министр экономики Богдан Данилишин похвалил Всемирный банк за поддержку действий правительства и повышение прогноза экономического роста, но и пожурил за повышение прогноза инфляции. По его мнению, эксперты преувеличивают влияние мировых цен и недооценивают антиинфляционные действия правительства. Как считает Богдан Данилишин, в мире наблюдается ускорение инфляционных процессов, а в Украине — процесс обратный. Министр заявляет, что Украина продемонстрировала стойкость к сырьевым шокам и доказала инвесторам, что имеет базовые предпосылки повышения конкурентоспособности.
Вместе с тем, есть мнение, что ограничение объема денежной массы на рынке как способ борьбы с инфляцией имеет альтернативу.
Народный депутат Инна Богословская:
— С точки зрения Всемирного банка — подход правильный, потому что Всемирному банку никогда не нужна была развитая Украина. С точки зрения интересов страны — подход неправильный, потому что на самом деле существует два основных типа борьбы с инфляцией.
Инфляция — это ситуация, при которой количество товаров значительно меньше, чем денег, находящихся у населения. Выхода из этой ситуации есть два: или увеличить количество товаров, что приводит к росту производства, ВВП, и страна поднимается с колен, инфляция становится фактически толчком для роста промышленного производства. И второй способ — сужение денежной массы, что всегда идет во вред развитию.
Замораживать финансовые потоки, уменьшать количество денег, работающих в экономике — это то, что делает Всемирный банк своими рекомендациями для переходных экономик и то, что делает министр финансов Пинзенык с упорством, достойным лучшего применения, уже третье свое пришествие. И результатом его работы всегда видим гиперинфляцию, потому что такие методы в неразвитых рынках всегда вызывают в итоге гиперинфляцию.
Второй способ, который действительно нужен Украине, — это развивать экономику: резкое снижение налогов, создание максимально благоприятных условий для национального производителя, чтобы он мог быстро насытить рынок товарами.
Сегодня правительство выбрало первый способ. К сожалению, это совпадает с общей идеологией Всемирного банка, который уже в свое время не слишком правильными консультациями для украинских правительств способствовал тому, что у нас было сделано огромное количество экономических ошибок. Это их право — быть сторонниками именно такой идеологии выхода из инфляционных процессов, но все страны, которые вышли победителями в борьбе с инфляцией, как правило, применяли второй способ — создание преимуществ для отечественного производителя, чтобы наполнить рынок товарами.

Тимошенко несет чушь в массы

Доверять доллару оснований нет
Сегодня ни один выпуск новостей, ни одно выступление первых лиц государства не обходится без слов мировой экономический кризис и кризис в Украине. Представители власти дружно обмениваются перекрестным огнем обвинений. Правительство кивает на Нацбанк и президента, Нацбанк — на правительство и коммерческие банки, а президент — на НБУ и правительство.
(ИнтерМедиа консалтинг) решил выяснить, неужели во всех бедах Украины виновен мировой экономический кризис и могла ли власть смягчить его последствия для Украины. С этими вопросами мы обратились к народному депутату Украины от Партии регионов, заместителю председателя Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности Владиславу Лукьянову.
— Сейчас власть списывает все проблемы на мировой финансовый кризис. Действительно ли он виновен во всем, что сейчас происходит в Украине, в частности, и с курсом доллара?
— Главная дестабилизации на рынке — это даже не столько сам кризис, сколько ажиотаж и истерия в СМИ, которые нагнетали обстановку в течении последних нескольких месяцев. Слово кризис муссируется во всех СМИ. Открываешь газету — там проблемы, вызванные кризисом, включаешь любой канал — там тоже говорят о кризисе. Все это влияет на рынок и на население. Самое страшное, что это вызывает у людей негативные панические ожидания.
Кризис кризисом, но если бы не ажиотаж, то скоординированными регуляторными действиями властей можно было бы сгладить последствия кризиса и не допустить рост курса доллара выше 6-6,5 гривень. Тем более, что объективная ситуация в американской экономике не дает никаких оснований особо доверять доллару.
Безусловно, были объективные факторы для кризиса — это и падение экспорта, и отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, но на пожаре хуже паники ничего нет.
— После того как гривня начала укрепляться, во многих обменных пунктах мы видим странную картину, когда доллар покупают, например, по 6.50, а продают по 9 гривень. Разве может быть такая маржа?
— Это, конечно, нарушение, в нормальной ситуации этого быть не должно.
Такая ситуация — один из главных индикаторов кризиса и хаоса на финансовом рынке после регулирования. Если вы помните, то Нацбанк устанавливал валютный коридор, который регламентировал отклонения от курса Нацбанка на уровне 1,5%, а банки пытались вводить комиссию на продажу валюты, что было возмутительным явлением. Потом, когда банки прижали в этом вопросе, валюта просто ушла на черный рынок, и мы видели, как сразу появились менялы.
Национальный банк ограничен в своих средствах, этот ажиотаж создавался в первую очередь постоянным конфликтом Тимошенко и Ющенко. Политико- экономический конфликт между главой правительства и президентом страны — это один из самых страшных дестабилизирующих факторов в Украине, как в экономике, так и политике. Эти конфликты очень жестко бьют по рынку. Они вносят дезорганизацию и недоверие. Люди, которые могли бы вложить в Украину деньги, создать новые рабочие места, из-за этих конфликтов уходили. При всех парадных заявлениях президента и премьера народ видел, что этот конфликт был, есть и будет, пока эти люди не уйдут с политической арены.
— Юлия Тимошенко заявила, что Нацбанк произвел эмиссию, напечатав 40 млрд гривень, правда ли это?
— Я не хочу комментировать этот вопрос, поскольку это добавит только негатива. Я думаю, что Тимошенко не понимает, что происходит в экономике, и несет с экранов в массы чушь, которая является одним из факторов дестабилизации экономики. Этими заявлениями она делает нищими миллионы украинских семей.
— Кто, по Вашему мнению, все-таки в ответе за ситуацию с гривней — Нацбанк или правительство?
— Я бы не стал говорить о том, кто в этой ситуации виновен, но хотел бы сказать, что в этой ситуации правы и Нацбанк, и Тимошенко, когда они обвиняют друг друга, поскольку они оба виноваты.
— На этой неделе проект на 2009 год должен поступить в парламент. Какой курс доллара в нем необходимо заложить, учитывая нынешние реалии?
— Реальный курс мог бы быть на уровне 6-7 гривень за доллар при профессиональной скоординированной работе всех ветвей власти. Понятно, что курс в 5 гривень за доллар, который был в начале года, Тимошенко просто убила своими действиями по регулированию экономики. Вместе того, чтобы стимулировать крупный бизнес, обновлять производство и создавать рабочие места, она делала все, чтобы изъять у них доходы и направить их, образно говоря, на повороты рек. Эти деньги были тупо проедены, все деньги, которые государство заработало, были потрачены бездарно и безумно.
Действия премьера привели к резкому увеличению импорта, сокращению производства в Украине во всех отраслях. Например, если говорить о сельском хозяйстве — село у нас сегодня разорено. Перед сельскохозяйственной продукцией Украины в год, когда был собран очень большой урожай зерна, Европа закрыла двери.
Под давлением правительства Тимошенко люди брали кредит в валюте, поскольку ставки в долларе были ниже, чем в гривне, а правительство ничего не делало для того, чтобы обеспечить гривневое кредитование сельских производителей.
Сегодня это приведет к тому, что крестьяне не смогут рассчитаться ни по лизингу за импортную технику, ни за удобрения, поскольку во всем этом есть валютная составляющая.

По данным ассоциации Укрсахар, на 22.12.2008г. произведено 1,55 млн.т сахара из свеклы урожая 2008г. (на 15,4% меньше, чем на 22.12.2007г.).

По данным ассоциации Укрсахар, на 22.12.2008г. произведено 1,55 млн.т сахара из свеклы урожая 2008г. (на 15,4% меньше, чем на 22.12.2007г.).
Предприятия переработали 12,13 млн.т сахарной свеклы из принятых 12,52 млн.т.
На сегодня свеклу перерабатывают 3 сахарозавода, 67 завершили сезон.
Минагрополитики прогнозировало производство сахара из свеклы нового урожая в размере более 1,65 млн.т (в 2007г. — 1,86 млн.т).
На 1.09.2008г. переходящие остатки сахара из свеклы урожая-2007 превысили 930 тыс.т.

Украина просит ЕС отменить импортные пошлины на зерно

Правительство Украины обратилось в Европейский союз (ЕС) с просьбой отменить ограничения на импорт украинского зерна. Об этом сообщил первый вице-премьер Александр Турчинов. Добиться уступок от ЕС будет крайне сложно, считают эксперты: Евросоюз вводил ограничения, чтобы защитить собственных сельхозпроизводителей от негативных последствий, связанных с высоким урожаем в мире.
Такие действия как введение ограничений на импорт зерна со стороны ЕС, по словам А.Турчинова, слова которого приводит Коммерсант являются недопустимыми в условиях членства Украины во Всемирной торговой организации.
Таким образом, аграрии требуют выделения для Украины квоты на поставки зерна в страны ЕС с нулевой ставкой пошлины. Если это не будет сделано, то к 1 июля, началу маркетингового года, в Украине может быть 20 млн. т переходящих остатков зерна при ежегодном объеме внутреннего потребления – 26 млн. т, – уверены в Украинской зерновой ассоциации.
За 11 месяцев текущего года, по данным ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса, из общего объема экспорта пшеницы на поставки в страны ЕС пришлось около 30% объема в денежном выражении (всего – $979 млн). Кроме того, 10% ячменя (всего – $993 млн) и 40% кукурузы (всего $574 млн).
Однако, по мнению председателя комитета Верховной рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Николая Присяжнюка, шансы добиться снятия экспортных ограничений минимальны: Евросоюз ввел ограничения, чтобы защитить своих сельхозпроизводителей, и неоднократно заявлял, что все методы для этого оправданны.
В этом году в ЕС собран урожай зерна почти на 15 млн. т больше, чем в прошлом. Вряд ли украинское правительство может предложить Евросоюзу равноценные уступки в обмен на отмену или снижение пошлины, – согласился директор аналитического центра Украгроконсалт Сергей Феофилов.
Напомним, 27 октября Евросоюзом были установлены ввозные пошлины: на импорт пшеницы – 95 евро/т, ячменя – 93 евро/т, ржи и сорго – 24,16 евро/т, кукурузы – 8,68 евро/т, установленные сроком на два года. До конца маркетингового года (1 июля 2009 года) Украина может ввозить в страны ЕС пшеницу в рамках квоты 628 тыс. т со ставкой пошлины 12 евро/т.
www.liga.net

В 2009/10м.г. производство зерновых в ЕС уменьшится по сравнению с 2008/09м.г. на 6% — до 292 млн.т. Посевы сократятся на 2% — до 58,6 млн.га, урожайность снизится на 5%.

В 2009/10м.г. производство зерновых в ЕС уменьшится по сравнению с 2008/09м.г. на 6% — до 292 млн.т. Посевы сократятся на 2% — до 58,6 млн.га, урожайность снизится на 5%.
Ожидается, что производство мягкозерной пшеницы снизится на 5% — до 133 млн.т вследствие уменьшения урожая в Великобритании, Румынии, Болгарии и Испании.
Урожай кукурузы уменьшится на 7% — до 57,5 млн.т. В наибольшей мере он сократится в странах Восточной Европы.
Прогноз урожая зерновых в 2008/09м.г. пересмотрен в сторону увеличения на 0,5% — до 311,9 млн.т.

По данным Росстата, объем сельхозпроизводства в России в январе-ноябре 2008г. увеличился на 9,2% по сравнению с январем-ноябрем 2007г. и составил 2643,9 млрд.руб.

По данным Росстата, объем сельхозпроизводства в России в январе-ноябре 2008г. увеличился на 9,2% по сравнению с январем-ноябрем 2007г. и составил 2643,9 млрд.руб.
В т.ч. в ноябре 2008г. объем сельхозпроизводства составил 229,5 млрд.руб. (на 15,5% больше, чем в ноябре 2007г.).
Зерновые культуры на 1.12.2008г. обмолочены с 96% площадей, из них кукуруза на зерно — с 89%. Картофель выкопан с 99,6% посадки, овощи собраны с 98% посевов. Из технических культур сахарная свекла убрана с 97% площадей, подсолнечник — с 96% посевов.
В хозяйствах всех категорий намолочено 114,4 млн.т зерна в первоначально оприходованном весе (на 31,3% больше), 7,3 млн.т подсолнечника (на 28,3% больше), накопано 28,6 млн.т сахарной свеклы (на 0,7% меньше), 28,7 млн.т картофеля (на 5,4% больше), собрано 12,6 млн.т овощей (на 9,6% больше).
Под урожай-2009 озимые на зерно в сельхозпредприятиях посеяны на 12,8 млн.га (на 4,6% больше). Зябь вспахана на 20,7 млн.га.
На 1.12.2008г. поголовье КРС в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составило 21,6 млн. голов (на 1,4% меньше, чем на 1.12.2007г.).
Поголовье коров сократилось на 1% — до 9,3 млн. голов, поголовье свиней увеличилось на 2,2% — до 17,3 млн. голов, поголовье овец и коз увеличилось на 4,3% — до 22,2 млн. голов.
48,3% общей численности КРС, 40,5% свиней и 52,3% овец и коз приходилось на хозяйства населения.
Объем производства мяса скота и птицы за январь-ноябрь 2008г. увеличился на 7,3% — до 7,9 млн.т, молока — увеличился на 1,1% — до 30,5 млн.т, яиц — сократился на 0,7% — до 34,7 млрд.шт.

Правительство Индии приняло решение экспортировать до 2 млн.т пшеницы.

Правительство Индии приняло решение экспортировать до 2 млн.т пшеницы.
В 2008г. Индия собрала рекордные 78,4 млн.т пшеницы. На 1.12.2008г. в распоряжении правительства страны находилось 19,59 млн.т пшеницы. По сравнению с 2007г. запасы зерна выросли на 96%.
Сейчас в Индии идет сев пшеницы под урожай-2009. Ожидается, что площадь сева пшеницы и валовой сбор будет выше, чем в 2008г.

MCB Agricole Holding AG увеличила посевы озимых под урожай 2009г. на 50% — до 59 тыс.га. В текущем году компания собрала около 325 тыс.т сельскохпродукции, или на 13% больше запланированного. На сегодня реализовано около 180 тыс.т продукции. Товарные запасы компании составляют около 55 тыс.т.

MCB Agricole Holding AG увеличила посевы озимых под урожай 2009г. на 50% — до 59 тыс.га. В текущем году компания собрала около 325 тыс.т сельскохпродукции, или на 13% больше запланированного. На сегодня реализовано около 180 тыс.т продукции. Товарные запасы компании составляют около 55 тыс.т.
Справка. MCB Agricole Holding AG является собственником ООО Укрзернопром Агро. Укрзернопром Агро на сентябрь имел в обработке свыше 89 тыс.га сельхозземель. Компания работает в 12 регионах Украины, объединяя 27 сельскохпредприятий и 2 машинно-тракторные станции.