Архив метки: уголь

Продлено на 2009г. действие антикризисных мероприятий для ГМК и химпрома, утвержденных постановлением КМ от 14.10.2008г. Кроме того, уровень предоплаты за газ для хозсубъектов снижен до 20%.

Продлено на 2009г. действие антикризисных мероприятий для ГМК и химпрома, утвержденных постановлением КМ от 14.10.2008г. Кроме того, уровень предоплаты за газ для хозсубъектов снижен до 20%.
Справка. Документ предусматривает мораторий на повышение тарифов на ж/д перевозки и цен на коксующийся уголь, нулевой сбор на природный газ.

ТОП-10 — Рейтинг рискованных инвестиций (сентябрь-октябрь 2008г)

ТОП-10 — Рейтинг рискованных инвестиций (сентябрь-октябрь 2008г) Cамыми рискованными инвестициями в Украине за последние 2 месяца стали:

Читать далее ТОП-10 — Рейтинг рискованных инвестиций (сентябрь-октябрь 2008г)

Антикризисный рецепт правительства

Своим — дотации, чужим — облигации
Пока Президент разводит жаб (видимо, на еду), премьер разводит реальный сектор (похоже, что на деньги). Нынешняя неделя ознаменовалась беспрецедентной активностью правительства на ниве борьбы с кризисом. Прошла целая серия совещаний с представителями отраслей, подписан меморандум с металлургами, подан (позднее отозванный) проект бюджета, всем обещаны дотации и помощь. Но в сухом остатке лишь попытка заменить деньги в обороте…
Как и прогнозировала наша газета, Юлия Тимошенко пропустила на голосование антикризисный проект Президента, чтобы потом хаять его за неэффективность, а тем временем подготовить свои меры борьбы с кризисом. В отличие от неконкретных и во многом наивных постулатов Ющенко, предложения Тимошенко прагматичны и адресны: они принесут пользу одним за счет других. Виктор Андреевич это уже понял и встрепенулся. Он оперативно раскритиковал меморандум с металлургами, язвительно заметив, что название документа прекрасное, а содержание очень слабое. Сказано это было в среду во время Общенационального антикризисного совещания, само название которого говорит, что главным оружием борьбы власти с кризисом остается дешевый пиар.
Еще одна интересная деталь: на совещании Президент снова принялся лоббировать интересы аграрного и банковского секторов, потребовав от Кабмина увеличить в государственном бюджете размер средств на компенсацию аграриям процентных ставок по привлеченным кредитам.
Тимошенко в свою очередь, хоть и встречалась формально с аграриями, строителями и банкирами, но внимание уделила преимущественно строителям. До этого она терпеливо выслушивала металлургов и рассыпалась в комплиментах перед Лакшми Митталом.
Все это делает таким прозрачным спонсорский расклад в украинской политике, что хочется посоветовать Президенту и премьеру сменить валютные прикиды от Бриони и Луи Виттона на майки с наименованием конкретных ФПГ. Знаете, как у футболистов — на спине Сименс, на животе Адидас. В таком же духе.
Нет, мы целиком и полностью поддерживаем идею помощи металлургической отрасли, поскольку 41% поступления валюты давала именно реализация металла. Но возникают два вопроса. Почему на проблемы металлургов, ставшие уже давно очевидными, официальное внимание обращено лишь в последние дни? И реальны ли обещания правительства металлургам?
Начнем с последнего. По словам премьера, предприятиям ГМК будет поставляться газ по себестоимости, снижены цены на электроэнергию, инициировано снижение цен на коксующийся уголь (дотации на поддержку угольной отрасли), снижены тарифы на железнодорожные перевозки и т. д.
Все это требует расходов бюджета, а где их взять, если казна пустеет? Ответ дан в отозванном проекте бюджетных корректив — за счет импортного НДС (+14 млрд. грн.). Но глава таможни Валерий Хорошковский не даст нам соврать — падение импорта идет катастрофическими темпами, и закладывать в бюджет увеличение доходов от него — это самообман. Или очередной обман МВФ, который предупреждает: выдача кредитных траншей может быть приостановлена, если Украина превысит оговоренный соглашением размер дефицита госбюджета.
Что же тогда выполнимого и адресного в предложениях Кабмина? А вот что: среди других льгот госпожа Тимошенко назвала предложение Фонду госимущества внести изменения в договоры купли-продажи предприятий отрасли с целью рассрочки внесения инвестиций и фиксирования низких тарифов на электроэнергию.
Все это совпадает с просьбой, высказанной 29 октября генеральным директором ОАО Арселор Миттал Кривой Рог Жаном Жуэ на встрече с министром промышленной политики Владимиром Новицким. Жуэ просил зафиксировать на минимальном уровне тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки для металлургов. А также разрешить Арселор Миттал не модернизировать коксовые батареи №3 и №4 и не проводить реконструкции цеха сероочистки коксохимического производства, как записано в инвестобязательствах.
То есть речь идет о том, чтобы переложить часть затрат транснациональной компании на бюджет. Интересно, как отнесется к этому ВТО — ведь это запрещенный прием: субсидирование производства за счет бюджета, искусственное повышение конкурентоспособности. И за это грозят серьезные санкции.
И вот что забавно, сколько ни били в колокола металлурги — их не слышали. Но стоило появиться информации, что 3 ноября на Арселор Миттал Кривой Рог были остановлены все до единого прокатные станы, а сам транснациональный гигант стал терпеть бедствие, как премьер собрала металлургический хозактив.
И тут память предательски подсказывает, что уважаемый Лакшми Миттал не раз бывал в гостях у Тимошенко во время ее первого премьерства, да и Криворожсталь купил (очень дорого) на глазах и под аплодисменты присутствовавшей на торгах Юлии Владимировны (тогда она была в отставке).
Со строительством еще проще. С глубоким пониманием сути вопроса премьер выслушивала просьбы о возобновлении государственных ипотечных дотаций или о фиксировании цен на стройматериалы (интересно, как это практически реализовать в отношении импортеров). И волей-неволей начинаешь верить досужим вымыслам о том, что не чужда Юлия Владимировна и ее родственники строительного бизнеса и хочет ему (и себе) помочь, но…
Как сказано выше, в бюджете денег нет. И раздавая запредельные в своей щедрости обещания, власть не делает даже такого банального, но конкретного шага, как погашение задолженности по НДС экспортерам. По словам главы комитета Союза аудиторов Украины по связям с общественностью Татьяны Зацерковной, в условиях финансового кризиса именно своевременный возврат НДС экспортерам — одна из первоочередных задач ГНАУ и правительства. В то же время сейчас есть масса информации о том, что многие предприятия имеют даже не месячные, а годичные задолженности по возврату НДС. Иногда такие долги тянутся на протяжении четырех лет, и накапливаются немалые суммы, — говорит Зацерковная.
Но и эту проблему Кабмин пытается решить в стиле блефа: в отозванном на переработку проекте изменений в бюджет содержится гениальная идея увеличить оборот государственных долговых бумаг и выдавать их не только банкам в обмен на их акции, но и предприятиям на сумму возмещения НДС. Более того, как говорят знающие люди, НДС-облигации — это только начало. Закончиться все может тем, что и часть доплат госслужащим начнут давать облигациями, и вклады в банках возвращать ими же. Бизнесмены уже шутят, что в таком случае они и налоги будут платить облигациями.
По сути, это неконституционный ввод параллельных денег, — комментирует идею президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко. — И я абсолютно согласен с тем, что предприниматели имеют полное право платить налоги теми же облигациями: если вы вводите в прямой оборот такую валюту и собираетесь ею расплачиваться на уровне полноценного денежного заменителя, то укажите нам, куда ее можно пристроить и на что использовать? А так — просто получается вымывание оборотного капитала из бизнеса. Держава дает бизнесу бумажки, а взамен забирает реальные деньги. Будет интересно, если предпринимателей еще обяжут в течение определенного срока эти облигации вообще никак не использовать.
Более того, у меня сейчас на руках проект второго антикризисного пакета — там вообще сумасшедшие налоговые меры. Чего стоит предложение убрать из законодательства термин налоговый вексель?! Хватит того, что такие векселя уже таможня не принимает. Теперь вообще все деньги из оборотного капитала государство себе перебрать решило, — подчеркивает Рубаненко.
Становится очевидной суть антикризисных мероприятий. Как сформулировал ее известный политолог Виктор Небоженко, исполнительная, законодательная и секретариатская власть видят единственный способ помочь своим финансово-промышленным группировкам, страдающим от кризиса, — за счет бюджета. Что на практике будет означать — за счет других ФПГ. Как пел Окуджава: А пряников сладких всегда не хватает на всех. Поэтому наш рецепт борьбы с кризисом — нужны власть и нахальство, чтобы решить проблемы своих….

Балкерные перевозки становятся нерентабельными

Балкерные перевозки становятся нерентабельными
Ситуация на рынке морских перевозок сложилась критическая, если не сказать катастрофическая. Скорость падения фрахтовых ставок такова, что ее уже проще измерять в разах, нежели в процентах.
Индекс BDI 25.10.2008 г. впервые за 6 лет опустился ниже отметки 1000 пунктов. В целом за октябрь т.г. индекс упал в 3,5 раза — с 2990 пунктов до 851 пункта.
С мая 2008 г. BDI упал примерно на 92%. Это самое значительное его падение из когда-либо зафиксированных.
Динамика балтийских индексов (сухогрузы)

Читать далее Балкерные перевозки становятся нерентабельными

МТП Южный в ноябре планирует увеличить до 85% объем российских транзитных грузов

МТП Южный (Одесская обл.) в ноябре 2008г. планирует увеличить с 50% до 85% объем транзитных грузов российских компаний, сообщает РБК Украина со ссылкой на пресс-службу порта.
По словам начальника порта Южный Юрия Крука, такое решение мотивировано сокращением производства руды и металла на украинских горнодобывающих комбинатах и металлургических заводах. В частности, транзит в этом месяце будет составлять основную долю в переработке грузов в порту Южный
В ноябре порт планирует принять два судна с импортным коксовым углем направлением на Новолипецк по 35 тыс. тонн.
Справка: МТП Южный в 2007г. по сравнению с 2006г., увеличил грузооборот на 3,5% — до 21,5 млн.т, грузопереработку на 5,5% — до 14,6 млн.т.
За 2007г. обработано 1,29 тыс. судов и 152,4 тыс. полувагонов.

Правительство Украины, профсоюзы и металлурги подписали Меморандум о взаимопонимании

Собственники предприятий горно-металлургического комплекса подписали Меморандум о взаимопонимании с Камином Украины, Федерацией металлургов Украины, объединениями профсоюзов.
Документ предусматривает поддержку предприятий ГМК в период кризиса, а также их обязательства по соблюдению прав трудовых коллективов предприятий, передает ЛІГАБізнесІнформ.
От имени Кабмина Меморандум подписала Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко.
От предприятий ГМК — глава корпорации Смарт-групп Вадим Новинский, генеральный директор ИСД Олег Мкртчан, генеральный директор ООО Метинвестхолдинг Игорь Сырый, глава администрации ОАО Арселор Миттал Кривой Рог Владимир Шеремет, глава правления ОАО Мариупольский металлургический комбинат им.Ильича Владимир Бойко, генеральный директор ЗАО Донецксталь — металлургический завод Александр Рыженков, вице-президент ООО Евразхолдинг Игорь Марков, генеральный директор по менеджменту корпорации Интерпайп Александр Киричко, генеральный директор компании ВС Энерджи Интернейшнл Украина Александр Святковский.
От Центрального комитета профсоюза трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины глава Центрального комитета профсоюза сотрудников металлургической и горнодобывающей промышленности Владимир Козаченко. От профсоюзных объединений подписи под документом поставили и.о. главы Федерации профсоюзов Украины Игорь Луцышин, от Федерации металлургов Украины — глава Федерации металлургов Украины, гендиректор производственно-хозяйственного объединения Металлургпром Василий Харахулах.
Меморандум предусматривает возобновление деятельности Проминвестбанка, в котором находятся в том числе средства предприятий ГМК, пятидневный возврат НДС, увеличение срока возврата валютной выручки до 360 дней под ввоз энергосберегающего оборудования, поставки природного газа по минимальной цене, снижение железнодорожных тарифов, тарифов на электроэнергию, цен на коксующийся уголь.
Металлурги обязуются максимально использовать в производстве коксующийся уголь, сохранить рабочие места и уровень заработных плат, вносить изменения в коллективные соглашения только по согласованию с трудовыми коллективами, по мере возможности продолжать инвестиционные проекты и снижать себестоимость продукции ГМК.

Итоги совещания по вопросам эффективной отладки совместной работы железных дорог и морских торговых портов по перевозке и переработке транзитных грузов и планированию перевозок внешнеторговых и транзитных грузов через морские и речные порты Украины на ноябрь 2008 г.

Итоги совещания по вопросам эффективной отладки совместной работы железных дорог и морских торговых портов по перевозке и переработке транзитных грузов и планированию перевозок внешнеторговых и транзитных грузов через морские и речные порты Украины на ноябрь 2008 г.
В совещании приняли участие представители Минтранссвязи, Укрзалізниці, Укрморречфлота, заместители начальников портов по эксплуатации, руководители служб и структурных подразделений морских торговых портов, железных дорог, ответственные за формирование и выполнение плана перевозок, представители металлургических и железорудных комбинатов, металлотрейдеров-экспортеров металлопродукции.
По результатам обсуждения информации относительно исполнения Протокола № 8 аппаратного совещания Минтранссвязи от 13.09.2008 г. определено:
Организация планирования перевозок по дополнительным планам осуществляется в установленные протокольным решением сроки.
Морские торговые порты осуществляют организационные и технические мероприятия, направленные на обеспечение сохранности вагонного парка при организации разгрузочно-погрузочных работ, в частности, усилена ответственность руководителей производственных подразделений и стивидорных компаний, причастных к выполнению указанных работ. Осуществляются работы по модернизации и оборудованию дополнительными устройствами действующих разгрузочно-погрузочных механизмов с целью обеспечения сохранности вагонов.
ГП Морской торговый порт Южный и ГП Мариупольский морской торговый порт осуществляют мероприятия по обеспечению готовности тепляков к работе в зимний период с 1.11.2008 г.
Вместе с тем нуждается в общем (морских портов и железных дорог) углубленном анализе вопрос относительно возможности оснащения портов современными технологическими комплексами по обработке вагонов (эстакады, вагоноопрокидыватели, современное перегрузочное оборудование и механизмы). Применение морально и физически устаревшего перегрузочного оборудования и механизмов отрицательно влияет как на сохранность железнодорожных вагонов, так и на улучшение конкурентоспособности морских портов, повышение их перерабатывающей способности.
Решено до 3.12.2008 г:
— МТП совместно с железными дорогами продолжить отработку вопроса возможности обновления и модернизации перегрузочного оборудования и механизмов и учесть согласованные предложения при разработке Программы комплексного развития железнодорожной инфраструктуры портовых перерабатывающих комплексов, припортовых железнодорожных станций и подходов к ним;
— Укрморречфлоту совместно с Укрзалізницею обеспечить контроль выполнения при формировании проекта указанной Программы.
По результатам информации относительно состояния перевозок железными дорогами грузов и переработки их морскими торговыми портами за 9 месяцев и сентябрь 2008 г., взаимодействия железных дорог и портов по организации перевозок и использованию подвижного состава, определено:
За 9 месяцев 2008 г. железными дорогами Украины в адрес портов перевезено 87428,5 тыс. т экспортных, импортных и транзитных грузов. Объемы перевозок грузов в сравнении с соответствующим периодом 2007 г. увеличились на 15,0%, в.ч. прирост экспортных перевозок составил 12,8%, транзитных — 12,5%, импортных — 59,2%.
Увеличились перевозки практически на все порты и комплексы, кроме Мариупольского (89,6%), Феодосийского (88,3%), Керченского моррыбпорта (95%), Одесского припортового завода (89,2%), Херсонского речного порта (79,8%).
Прирост объемов перевозок через морские порты в сравнении с уровнем 2007 г. произошел за счет черных металлов (+25,4% ), руды (+13%), удобрений (+8,0%), нефтегрузов (+51,8%) за счет транзита, экспортных нефтегрузов в сравнении с 2007 г. отгружено на уровне 46,8%.
Относительно согласованных основных и дополнительных планов нагрузки в адрес портов фактическая отгрузка составила 72,4%.
Вследствие резкого падения цен на металлопродукцию на мировом рынке украинскими металлургическими предприятиями отгружено черных металлов в сентябре только 46,5%, нарастающим итогом за 9 месяцев т.г. — на уровне 66,6% относительно запланированного.
Соответственно сократилось потребление рудно-металлургического сырья, что отразилось на объемах погрузки — за 9 месяцев в адрес портов недогружено украинскими предприятиями 24160 вагонов.
Выполнение планов погрузки угля составляет 68%. Недогруженность угля с украинских предприятий в адрес портов в 3 кв. т.г. связана с первоочередным обеспечением углем отечественных электростанций. Сокращение транзита российского угля произошло из-за концепции ОАО РЖД относительно согласования планов перевозок в направлении украинских портов только в частном подвижном составе.
Остается неудовлетворительным использование подвижного состава в портах. Среднее время пользования вагонами в целом портами увеличилось на 1,45 ч.
Завысили время пользования вагонами следующие порты: Николаевский (+5,65), Керченский (+8,41), Мариупольский (+2,52), Бердянский (+1,95), Феодосийский (+1,42), Южный (+0,97), Ренийский (+0,85).
Сократилось среднее время пользования вагонами в портах Ильичевск (-1,76), Белгород-Днестровский (-3,44), Октябрьск (-1,01), Одесский (-0,65).
Сложной остается ситуация с перевозками, и на ноябрь т.г. грузоотправителями заявлено к перевозке 8347,0 тыс. т грузов, что на 1253,8 тыс. т меньше аналогичного периода 2007 г. Уменьшение заявок состоялось практически по всей основной номенклатуре грузов, в т.ч. транзитных.
С целью обеспечения постоянной работы портов и железных дорог, привлечения транзитных грузопотоков Укрзалізницею совместно с Укрморречфлотом, с учетом принятых решений на Тарифной конференции стран СНГ, в ноябре т.г. планируется провести совещание при участии железных дорог, портов, экспедиторов, основных грузоотправителей транзитных грузов из стран СНГ.
Решено:
— до 10.11.2008 г. Укрзалізниці совместно с Укрморречфлотом согласовать срок проведения совещания и поинформировать Минтранссвязи;
— в течение месяца железным дорогам и МТП осуществить подготовительные мероприятия и быть готовыми обеспечить перевозку и переработку в портах экспортных и транзитных зерновых грузов и угля согласно потребности, в случае их поступления.
По результатам обсуждения предъявленных к перевозке объемов грузов и проекта плана перевозок экспортных и транзитных грузов через порты Украины на ноябрь 2008 г. решено:
— Укрзалізниці и Укрморречфлоту довести до железных дорог и МТП согласованные объемы грузов на ноябрь 2008 г. и контролировать выполнение перевозок;
— портам, припортовым железным дорогам принять к перевозке все согласованные объемы грузов на ноябрь 2008 г.

Минпромполитики инициирует исключение коксующихся углей из списка товаров стратегического импорта. Об этом сообщило Дело. Цель – упрощение процедур таможенного оформления, возможность введения квот на импорт.

Минпромполитики инициирует исключение коксующихся углей из списка товаров стратегического импорта. Об этом сообщило Дело. Цель – упрощение процедур таможенного оформления, возможность введения квот на импорт.
Справка. Ранее Укркокс прогнозировал на 2008г. импорт кокса в объеме 11 млн.т. На сегодня, в связи с кризисом в ГМК, объем запасов кокса на складах коксохимзаводов составляет 150 тыс.т. Добыча коксующегося угля в январе-сентябре составила 16,2 млн.т, или на 12,2 млн.т меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007г.

Закон ВР от 25.09.2008 г. № 601–VI О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно установления зеленого тарифа

Закон ВР от 25.09.2008 г. № 601–VI О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно установления зеленого тарифа
Вводятся понятия:
— малая гидроэлектростанция — электростанция, вырабатывающая электроэнергию за счет использования гидроэнергии, установленная мощность которой не превышает 10 МВт;
— зеленый тариф — спецтариф, по которому закупается электроэнергия, произведенная на объектах электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии (кроме доменного и коксующегося газов) либо малыми гидроэлектростанциями.
Расширено понятие альтернативных источников энергии — это возобновляемые источники энергии, к которым принадлежат:
— энергия солнечная, ветровая, геотермальная, волн и приливов, гидроэнергия, энергия биомассы, газа из органических отходов, газа канализационно-очистных станций, биогазов;
— вторичные энергетические ресурсы, к которым принадлежат доменный и коксующийся газы, газ метан дегазации угольных месторождений, преобразование сбросового энергопотенциала технологических процессов.
Зеленый тариф утверждается НКРЭ. Величина зеленого тарифа устанавливается ежегодно для каждого хозсубъекта на уровне удвоенного средневзвешенного тарифа за предыдущий год на электроэнергию, закупаемую у енергогенерирующих компаний, работающих на оптовом рынке электроэнергии по ценовым заявкам. Такой порядок применяется для каждого хозсубъекта на протяжении 10 лет от даты его установления.
Электроэнергия, выработанная из альтернативных источников энергии, может быть реализована по зеленому тарифу по прямым договорам с потребителями. При этом потребителю энергии уполномоченным КМУ органом выдается документ, подтверждающий закупку такой энергии.
Оптовый рынок электроэнергии обязан покупать по зеленому тарифу электроэнергию, выработанную с использованием альтернативных источников энергии либо малыми гидроэлектростанциями и не проданную по договорным ценам потребителям или энергоснабжающим компаниям, поставляющим электроэнергию по регулируемому тарифу.
НКРЭ поручено в 3-месячный срок:
— установить зеленый тариф на закупку электроэнергии;
— утвердить порядок установления, пересмотра и прекращения действия зеленого тарифа.

Одесский МТП в т.г. переработал почти 2,5 млн т хлебных грузов

Одесский МТП в т.г. переработал почти 2,5 млн т хлебных грузов

Читать далее Одесский МТП в т.г. переработал почти 2,5 млн т хлебных грузов