hit.ua -->

Угольная пыль массового поражения

Дата публикации: Янв 28th, 2013, категория: Транспорт.

В январе т.г. в обществе начался новый виток дискуссий относительно целесообразности строительства универсального перегрузочного комплекса (УПК) в Севастополе. Проект возведения УПК, который будет ориентирован на импорт угля и импорт/транзит инертных грузов, намерена реализовать стивидорная компания Авлита. Перед обсуждением нижеприведенного отметим, что накануне крымским предприятием были закуплены у отечественного производителя циклоны — аппараты сухого пылеулавливания. Именно они обеспечивают экологическую и производственную безопасность.

Следует напомнить, что в ноябре 2007 г. Авлита объявила о завершении первого этапа подготовки проекта — этапа технико-экономического обоснования (ТЭО), составной частью которого является оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Компания сообщила, что на этой стадии были получены все подтверждающие документы, необходимые для начала реализации следующего этапа проекта строительства комплекса — стадии Проект. Результирующим документом стадии ТЭО и ОВОС стало получение экспертного заключения государственной экспертизы службы Укринвестэкспертиза в АРК.

Для проведения госэкспертизы в Укринвестэкспертизу были, в частности, переданы ТЭО и ОВОС проекта, положительные заключения экспертиз Минздрава Украины, Минприроды Украины, ГП Крымский экспертно-технический центр. Кроме того, в Укринвестэкспертизу были переданы положительные заключения независимых экспертиз ТЭО и ОВОС УПК, проведенных Морским гидрофизическим институтом НАН Украины (г. Севастополь), Институтом биологии южных морей НАН Украины (г. Севастополь), институтом ЮГНИРО (г. Керчь), ООО ЭКОТОН (г. Киев), Харьковским государственным отделением комплексных исследований и оценки воздействия на окружающую среду института УкрНИИНТИЗ.
По утверждению Авлиты, после изучения всех представленных документов Укринвестэкспертиза в октябре 2008 г. выдала экспертное заключение государственной экспертизы, в соответствии с которым ТЭО строительства УПК рекомендуется к разработке на последующих стадиях проектирования.
Однако в начале т.г. электронные СМИ распространили заявление директора Укринветэкспертизы в АРК П. Иосипенко, в которых он утверждает, что в настоящее время у Авлиты нет экспертного заключения организации, и компания не имеет права начинать строительство терминала до тех пор, пока не получит разрешение государственных органов после проведения экспертизы.
По данным П. Иосипенко, у Укринветэкспертизы был ряд замечаний. В частности, у Авлиты нет заключения МЧС, договора с Минтранссвязи, согласования с местным населением. Он отмечает, что Укринветэкспертиза дала только экспертное заключение с вопросами, которые нужно доделать. А начинать строительство можно, когда будет дано комплексное положительное заключение.
Одновременно с этим активизировались противники проекта среди экологов и политических сил Севастополя.
Как заявила депутат Ленинского райсовета Севастополя О. Тимофеева 31.01.2009 г., по проекту УПК вновь состоятся общественные слушания. На слушаниях будут изучены возможные последствия строительства в городе угольного терминала.
Все участники слушаний должны иметь при себе документы, чтобы пройти регистрацию.
Мы учли уроки общественных слушаний, которые проводила Авлита”, когда в зале находились вовсе не севастопольцы, — заявляет О. Тимофеева.
По ее словам, строительство терминала будет иметь не только экологические последствия. В границах территорий, на которые претендует Авлита”, находится памятник истории национального значения — Братское кладбище, на котором захоронены участники первой обороны Севастополя.
Согласно данным одного из организаторов слушаний — председателя Совета общественных экологических организаций Севастополя М. Литвиненко, 99% севастопольцев против угольного терминала, однако Авлита упорно навязывает противоположное мнение.
В их проекте по заключениям много фальсификаций. Например, заключения отдельных экспертов и институтов выданы за заключения комплексной государственной экспертизы. В проекте Авлиты не учитывается экологическая опасность. Роза ветров неправильно учтена — в Севастополе ветер идет в основном на Ленинский район и в сторону госпиталя, то есть, сюда и будет попадать угольная пыль. Не выдерживает никакой критики санитарная зона — расстояние от угольного терминала до Братского кладбища и ближайшего жилого дома будет меньше установленных норм, — заявляет М. Литвиненко.
Справка. Роза ветров — векторная диаграмма, характеризующая в метеорологии и климатологии режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям.
Можно понять заботу жителей Севастополя об экологии своего города, однако следует отметить, что обработкой угля уже более 7 лет занимается Севастопольский МРП.
По информации М. Литвиненко, разрешение на хранение угля было выдано госуправлением экологии города.
При перевалке угля Севастопольский МРП выполняет все требования экологической инспекции и санэпидемстанции, поэтому экологического ущерба для жителей города не наблюдается.
Возникает вполне резонный вопрос: Почему экологов и некоторых политиков Севастополя так беспокоит проектируемый терминал Авлиты, а действующий в Севастопольском МРП — нет?.
Да, конечно, объемы перевалки не сопоставимы: в рыбном порту перерабатывается около 20 тыс. т угля в месяц, тогда как Авлита планирует принимать более 300 тыс. т.
Но, с другой стороны, в рыбном порту уголь хранится открытым способом, на причалах, тогда как Авлита планирует использовать экологически безопасный перегрузочный комплекс, состоящий из крытых складов и конвейерных галерей для хранения и транспортировки груза.
Ответ на этот вопрос, по всей видимости, находится вне экологии, экономики, он — политический.
На эту мысль наводит следующая хронология событий.
26.12.2008 г. Президент Украины В. Ющенко подписал Указ О дополнительных мерах по социально-экономическому развитию города Севастополя. В частности, в указе говорится об использовании после 2017 г. инфраструктуры Севастопольской бухты в невоенных целях, перепрофилировании и модернизации логистической, в т.ч. портовой, инфраструктуры.
А уже 28.12.2008 г. первый замглавы МИД РФ А. Денисов заявил, что поручение Президента Украины переоборудовать в гражданских целях бухту в Севастополе, где в настоящее время базируется Черноморский флот (ЧФ РФ), является продолжением линии Киева по оказанию психологического давления на Москву.
Позднее, в начале января 2009 г. вице-спикер Госдумы РФ В. Жириновский заявил, что действия украинского холдинга Метинвест, который ведет подготовку к строительству в Севастополе терминала по перевалке коксующегося угля, приведут к проблемам функционирования здесь российского Черноморского флота РФ, поскольку через несколько лет будет перекрыт доступ ЧФ в Севастопольскую бухту.
Можно было бы и не обращать внимания на заявления этого одиозного политика, если бы вслед за ним, как по сигналу, с аналогичными тезисами не начали выступать пророссийские силы в Крыму.
Так, 8.01.2009 г. депутат горсовета Севастополя Е. Дубовик (лидер Севастопольской фракции Блока Витренко) заявил, что вице-спикер российской Госдумы РФ был абсолютно прав, когда утверждал, что строящийся терминал будет препятствовать деятельности ЧФ РФ. По его мнению, компания Авлита будет пытаться получить под свой контроль причалы, пока что еще использующиеся военными. В планах Авлиты дальнейшее расширение, они имеют виды на причалы, скорее всего, дожидаться 2017 г. не будут. Об этом свидетельствует недавний указ Виктора Ющенко по развитию инфраструктуры Севастополя, который уже вовсю принялся исполнять градоначальник Сергей Куницын, — отмечает Е. Дубовик.
Депутат горсовета от Русского блока А. Меркулов также выступил против строительства УПК. Я горный инженер, я знаю, что такое угольная пыль. Ее ничем подавить невозможно. Учитывая, что терминал находится на Северной стороне, четко по розе ветров вся эта пыль будет оседать в центре города, — заявил он.
Одновременно общественная организация Русская община Севастополя распространила заявление, в котором призывает не допустить открытия в городе угольного терминала.
При этом Русская община Севастополя в качестве аргументов использует заведомо ложные или вообще абсурдные доводы. В частности, организация утверждает, что: В планах компании Авлита разгрузка в Севастополе до 100 тыс. т угля (800 вагонов в сутки). В год в бухту Севастополя будут заходить и выходить более 500 грузовых кораблей по 300 м в длину и по 50 м в ширину (по 2 корабля в день). Один такой корабль, встав поперек входа в бухту, моментально заблокирует возможность выхода в акваторию Черного моря кораблей Черноморского флота РФ. Угольная пыль ударит по здоровью севастопольцев и изменит микроклимат города. Уголь, это достаточно токсичное и взрывоопасное вещество, которое может не только возгораться, но и приведет к страшным заболеваниям. Каждый севастополец будет получать 60 г угольной пыли в день. Взрывы на терминале неизбежны, и учитывая близость расположения хранилищ нефти, боеприпасов и атомного реактора к месту непосредственного базирования ЧФ, такие взрывы способны уничтожить боевые корабли, стоящие в бухте.
На самом же деле, в сутки перерабатывать на УПК планируется не 100 тыс. т угля, а 56,1 тыс. т (чистая судо-суточная норма погрузки). И, конечно же, не сможет терминал обработать 500 судов длиной 300 м. Предусматривается прием лишь 31—48 ед. таких судов в год, а остальные — это небольшие суда вместимостью 5 тыс. т.
Распределение грузооборота УПК по расчетным типам судов, проектный судооборот

Объем перевозок (в год)

Тип судна
Загрузка судна (тыс. т)
%
тыс. т
Кол-во обрабатываемых судов (ед. в год)

Уголь (импорт)
СН-140
130
100
4000
31

Инертные грузы (импорт/транзит)
СН-140
130
100
2250
17
СН-5
5
100
2250
450
Всего

498

Заявление о том, что каждый севастополец будет получать 60 г угольной пыли в день, вообще не выдерживает никакой критики. Простые арифметические подсчеты показывают, что для этого необходимо распылять над городом 21 т угля в сутки.
На самом деле, суммарное запыление смешанной пылью от ежегодной перегрузки 8,5 млн т угля, щебня и песка составит всего 5,595 т, в т.ч. пыли (т/год): 2,952 т — от угля, 0,75 т — от щебня, 1,893 т — от песка.
Не менее абсурдными являются тезисы о неизбежности взрывов и последствиях таких взрывов для российского флота. Действительно, зачем Украине ядерное оружие, если у нее полно угольной пыли…
По мнению заведующего отделом защиты окружающей среды Украинского государственного исследовательского углехимического института (УХИН), к.т.н. А. Борисенко, проект строительства УПК соответствует европейским экологическим стандартам.
Выброс угольной пыли отвечает европейским требованиям и в 2 раза ниже норм, установленных украинским законодательством. Концентрация пыли в таких складах не превышает 4—5 г/куб. м. А по всем научным данным, взрывоопасная смесь начинает формироваться при концентрации, начиная от 50 г/куб. м.
По словам эксперта, уровень воздействия угля на организм человека является минимальным.
Если уголь хранится на закрытых складах угля с соблюдением техники безопасности, в частности, ведется контроль температуры в штабеле угля (не должна превышать 60 град.) и не нарушаются нормативные сроки хранения, то ни о каком самовозгорании угля говорить не приходится.
Высказывания некоторых представителей экологических общественных организаций о том, что система водяного тумана (которая используется для уменьшения запыления) способствует самовозгоранию, по словам эксперта, могут вызывать только улыбку.
Характер возможных ЧС на объектах УПК

Название источника опасности
Территориальное распространение ЧС
Кол-во погибших, чел.
Кол-во постра-давших, чел.
Нарушены условия жизнедея-тельности, чел.
Убытки, тыс. мини-мальных размеров зарплаты
Уровень ЧС
Причал № 20
ЧС не выходит за пре-делы территории, отве-денной перегрузочному комплексу



2
Объектовый
Ж/д пути в районе причала № 20




0,5
Объектовый
Ж/д вагоны на территории перегрузочного комплекса




0,3
Объектовый
Технические средства для перегрузки




0,5
Объектовый
Транспортеры с пере-сыпными устройствами перегрузочного комплекса




0,3
Объектовый
Склад углей на верхней площадке перегрузочного комплекса


10

2
Объектовый
Ж/д пути на верхней пло-щадке перегрузочного комплекса


2

0,5
Объектовый
Баллоны со сжатыми, сжиженными взрывоопасными газами




0,1
Объектовый

Из информации, приведенной в документе Идентификация и декларирование потенциально опасных объектов универсального перегрузочного комплекса ЗАО Авлита (разработан ООО Мортехинвест), следует, что:
— при реализации принятых проектных решений и соблюдении грамотно подготовленных организационных мер безопасности аварийных ситуаций и аварий на перегрузочном комплексе не должно быть;
— в случае даже самой масштабной аварии (взрыв большого пылевого облака в складе угля) вероятные зоны поражений и разрушений не выходят за границы нормативной санитарно-защитной зоны УПК;
— при пожаре опасная зона риска с тепловым облучением, превышающим 7 кВт/кв. м, не будет более 30—50 м от места горения (такое расстояние лица, оказавшиеся вблизи с очагом пожара, одолевают за 30—60 сек.) и при этом тяжело пострадавших не должно быть.
Гибель населения в результате аварии на УПК практически исключена.
Количество пострадавших из числа персонала при наиболее опасных сценариях аварии не будет превышать 1—2 человека.
Уровень возможной аварии будет не выше, чем объектовый.
Авторы данного заключения отмечают, что в Украине в настоящее время нет доступной статистической информации о взрывах и пожарах на объектах хранения и перегрузки угля. Возможная частота возникновения аварий на предприятии определена на основании отрывочных публикуемых сведений.
Из аналогов, близких по характеру деятельности с объектами и сооружениями УПК, следует, что:
— существует обратная зависимость между вероятностью аварий и степенью их тяжести (более вероятны аварии с незначительными зонами поражения и малыми величинами возможных ущербов);
— пространственное распределение потенциального территориального риска и выполненные оценки показывают, что в районе УПК отсутствует вероятность аварии со смертельным исходом.
С учетом проведенных оценок ООО Мортехинвест сделан вывод, что есть основание считать опасность эксплуатации УПК как приемлемый риск.
Тем не менее, принимая во внимание политическую составляющую, можно прогнозировать, что в будущем проект Авлиты неизбежно столкнется с еще более активным противодействием. И если бюрократические преграды специалисты компании, скорее всего, преодолеют, то с остальными будет справиться непросто.
Вот, к примеру, цитата из заявления А. Меркулова: Предстоящие слушания — это выражение мнения граждан, которое власть должна учитывать и выполнять. Не прислушаются — будем действовать по-другому. Начнем с митингов, а арсенал действий у нас большой. Вплоть до акций гражданского неповиновения.
Это означает, что Авлита может испытать на себе типичные методы воздействия пророссийских политсил АРК: митинги в агрессивной форме, блокирование транспортных коммуникаций, провокации насилия с использованием пожилых граждан в качестве живого щита и т.д.
Потенциальных инициаторов акций гражданского неповиновения не смущает тот факт, что слушания не имеют какой-либо юридической силы.
Как отмечает председатель постоянной комиссии по экологии Севастопольского горсовета С. Антоненко, слушания, назначенные на 31.01.2009 г., юридически не будут носить характер общественных слушаний. Это будет сход, это будет мнение горожан. Но по закону слушания можно проводить только на следующей стадии — на стадии проекта, — отметила С. Антоненко. Она напомнила, что на стадии ТЭО общественные слушания уже были проведены.
В сложившейся ситуации от властей требуются четкие и скоординированные действия, направленные на предотвращение провокаций и отстаивание национальных интересов. Интересы эти заключаются в том, чтобы Севастополь перестал наконец быть придатком, обслуживающим ЧФ РФ, и трансформировался в мощную и самодостаточную хозяйственную единицу государства.
По материалам СМИ подготовил Михаил Кушнир

 
-->
Войти
26 запросов, время генерации 0,236