Архив метки: терминалы

Отделения и банкоматы

Отделения и банкоматы
1. 17 декабря АКБ Имэксбанк (Одесса) сменил местонахождение филиала в Ровно (ул. Гетмана Мазепы, 4а/6а).
2. ЗАО Первый Украинский Международный банк (Донецк) открыло отделение в Виннице (ул. Козицкого, 38).
3. Открылось отделение ЗАО КБ ПриватБанк (Днепропетровск) в Нежине (Черниговская обл.).
4. 18 декабря начало работу отделение ОАО Райффайзен Банк Аваль (Киев) в Одессе (ул. Дерибасовская, 14).
5. 18 декабря ОАО КБ Промэкономбанк (Донецк) установило банкомат в Харькове (ул. Героев Труда, 9).
6. АБ Брокбизнесбанк (Киев) ввел в эксплуатацию банкоматы в Донецке (ул. Ильича, 82; ул. Кирова, 24; ул. Первомайская, 17а), Торезе (Донецкая обл., микрорайон 4, 20/39), Шахтерске (Донецкая обл., ул. Крупской, 13/9), пгт Оленивка (Донецкая обл., ул. Ленина, 7), Сумах (пр. Курский, 6, 3; ул. 130-й Таганрогской дивизии, 5; пр. Металлургов, 88; ул. Черепмна, 36б; ул. Леваневского, 28; ул. Засумская, 2; ул. Красногвардейская, 13), Недрыгайлове (Сумская обл., ул. Коминтерна, 9б), пгт Липовая Долина (Сумская обл., ул. Роменская, 58), Запорожье (пр. Ленина, 8; ул. 8 Марта, 64; ул. Истомина, 4; пр. Ленина, 166; ул. Запорожская, 13), а также POS-терминалы в Трускавце (Львовская обл., ул. Ричкы, 9; ул. Шевченко, 28б), с. Подгорное (Львовская обл., трасса Умань-Краковец), с. Подберезцы (Львовская обл., трасса Киев-Чоп).

Рынки Украины: Осторожный пессимизм (Дело)

Авторынок
Осторожный пессимизм — с такими чувствами входят в 2009 год большинство операторов автомобильного рынка. Общее охлаждение экономики и как следствие уменьшение доходов населения плюс сокращение банковского кредитования приобретения автомобилей — далеко не лучший фон для дальнейшего роста рынка новых авто. Падение продаж на 30% в 2009 году вместо стабильного роста в году текущем — такие цифры называют большинство экспертов и рыночных операторов. Тем не менее крупные компании не планируют резкого сокращения выручки. Скорее речь будет идти об изменении структуры доходов — от продажи автомобилей до поступлений от продажи запчастей и сервиса.
Новости по теме Выживет сильнейший Мир в 2009: Россия создаст горячую точку в Крыму во время кризиса
Поэтому перспективы пережить кризис с минимальными потерями получили операторы, предлагающие весь спектр этих услуг. В относительной безопасности могут чувствовать себя и продавцы машин люкс-класса, и самых дешевых авто — кредитная составляющая при их продаже до этого была незначительной, соответственно, спрос на них останется на прежнем уровне.
В зоне внимания: Ожидается значительное увеличение предложения за счет появления большого количества кредитных авто из-за отказа прежних владельцев платить по обязательствам. Кроме того, ужесточение экологических и технических стандартов вынудит владельцев избавляться от советской авторухляди и как следствие активизирует спрос на бюджетные автомобили.
Банки
Год Быка станет началом нового этапа эволюционного развития украинской банковской системы, которая перестала быть фантастически привлекательным инвестиционным аккумулятором и вошла в ровный период развития. Не стоит ожидать активного наращивания кредитных портфелей и высоких прибылей.
Прогноз на 2009 год — рост активов на уровне 15-20% и снижение чистой прибыли по результатам года практически в два раза — до 4-5 млрд. грн. В наиболее уязвимом положении окажутся мелкие и средние финансовые учреждения — их количество в 2009 году может сократиться минимум на треть. Впрочем, крупные дочки транснациональных банковских групп тоже в зоне риска: проблемы материнских структур на глобальном уровне могут ощутимо аукнуться на оперативной деятельности их подразделений в Украине.
Финансовые учреждения максимально сократят кредитование физических лиц.
Реальный сектор, нуждающийся в ресурсах, сможет получить средства по ставкам свыше 20% в гривне. Долларовое кредитование, как и ипотечные продукты, с лидирующих позиций переместятся в ранг наименее популярных. В первой половине 2009 года может увеличиться отток ресурсов из банковской системы в связи с окончанием сроков действия депозитных договоров.
Очевидно, что уже сегодня банкиры предлагают новые депозитные программы и повышают ставки по вкладам, дабы удержать в учреждениях не менее 60% средств. Вторым источником пополнения пассивной базы банковских учреждений будет эмиссия внутренних облигаций. Доступ на рынок еврооблигаций не будет оправдан с точки зрения ценового параметра.
В зоне внимания: Из-за риска дальнейшей девальвации гривни и общеэкономических проблем высока вероятность непогашения 30% кредитов. В таких условиях балансы банков пополнятся залоговым имуществом, которое необходимо будет распродавать, и в первую очередь — недвижимостью и автомобилями.
Страхование
В 2009 году сектор страхования будет расти не столь высокими темпами. Так, если ежегодно прирост рискового рынка страхования составлял 130%, а лайфо- вого 170-180%, то в следующем году рисковый рынок страхования вырастет не более чем на 110%, а лайфовый до 130%. Если говорить об абсолютных показателях, то здесь также уже можно делать приблизительные прогнозы. По итогам 9 месяцев текущего года порисковым видам страхования было получено 16,5 млрд. грн., а по лайфовому направлению — 0,8 млрд. грн. По итогам года можно ожидать, что валовой показатель собранных премий по сегменту non-life составит около 18 млрд. грн., а по сектору life не дотянет до отметки в миллиард. Таким образом, учитывая такие показатели 2008 года, можно ожидать, что в следующем году рисковый рынок может достигнуть отметки 19-20 млрд., а лайфовый сегмент соберет валовых премий в пределах 1,2 млрд. грн.
Впрочем, эти показатели при пессимистическом сценарии даже могут оказаться завышенными, особенно в случае, если правительству не удастся стабилизировать банковский сектор, который до сих пор давал значительное поступление платежей страховым компаниям. Также не на руку страховщикам играет снижение доходов населения, которое будет покупать более дешевые страховые продукты. На прибыльности скажется и удорожание перестраховочных емкостей.
Лайфовый сектор пострадает гораздо меньше, поскольку работал по принципиально иной системе. Сюда в первую очередь можно отнести консервативное размещение активов и страховых резервов, а также жесткий механизм создания резервов под средства клиентов (в размере 105% от взноса). В нынешних условиях лайфовые компании не испытывают серьезной проблемы ликвидности и напротив намерены активно развивать агентские сети.
В зоне внимания: Отсутствие контроля за наличием полисов автогражданки плюс рост убыточности по этому виду станет серьезным испытанием для рисковых страховщиков. Многим из них придется уйти с рынка, можно ожидать усиления волны слияний и поглощений.
Здравоохранение
В 2009 году стоит ожидать некоторого охлаждения роста фармацевтического рынка Украины, хотя о рецессии речь не идет. Рост в годовом исчислении составит не менее 18-20%. Лидеры отрасли формируют свои планы на 2009 год исходя из этих прогнозов.
Большое влияние на рынок окажет необходимость перехода предприятий с 1 января 2009 года на новый стандарт работы — GMP ЕС. Он предусматривает модернизацию производства и обучение персонала. В связи с его высокой стоимостью (модернизация одной производственной площадки обходится от $5 млн. до $40 млн.) на стандарты GMP ЕС перешли пока только 15 из 133 предприятий. Поэтому в период с 2009 по 2011 год большинство мелких и средних компаний перепрофилируются, закроются или будут поглощены. С другой стороны, GMP позволит расширить географию продаж отечественных препаратов.
В качестве антикризисных мер будет использовано повышение уровня эффективности менеджмента и внедрение новых технологий на производстве.
Сокращения персонала или снижение уровня заработной платы массового характера носить не будут.
Рынок медицинских услуг также пострадает от уменьшения доходов крупных компаний — ряд крупных проектов, которые раньше спонсировались частным бизнесом, могут быть приостановлены.
В зоне внимания: Строительство завода MaxWell под Борисполем и сети современных клиник подавалось как самая крупная инвестиция в украинскую фармакологию — уже инвестировано более $100 млн., однако пока проект так и не заработал. Осенью этого года контроль над активами MaxWell в Украине перешел к самому богатому человеку Казахстана — одному из собственников банка Туран-Алем Мухтару Аблязову. 2009 год покажет, удастся ли ему запустить пока пробуксовывающий проект.
Металлургия
Среди украинских металлургов господствуют упаднические настроения. Не удивительно, ведь как минимум до начала второго или даже третьего квартала 2009 года ситуация в отечественной металлургии будет очень тяжелой. Объемы выплавки стали будут находиться на уровне 1-2 млн. тонн в месяц (при том, что в первом полугодии 2008 года выплавлялось в среднем 3,7 млн. тонн, а пик в мае достиг 3,9 млн.). При этом квартальная выручка сталеваров в первом квартале следующего года упадет до $2-4 млрд., что в два 2-3 раза ниже средней по 2008 году.
В наиболее уязвимом положении — стальные группы, не обеспеченные сырьем (например, ИСД, ММКИ, Запорожсталь). Они будут вынуждены заморозить инвестпроекты и максимально минимизировать затраты. Эти же предприятия являются и основной мишенью для поглощения более крупными конкурентами, в числе которых называют Метинвест, Mittal Steel, российские металлургические компании Металлоинвест, Северсталь и др.
Конкурентоспособность украинских металлургов, возможно, оттает после снижения мировых цен на сырье (ЖРС, коксующийся уголь) следующей весной, а также благодаря росту рынков развивающихся стран (Китай, Индия). В таком случае металлурги смогут быстро выйти на уровень 2007 года по объемам как в натуральном выражении, так и в долларовом.
В зоне внимания: Более экономный способ производства — миниметаллургические заводы — может потеснить традиционных гигантов. О своих планах по строительству подобных предприятий уже заявили группа иранского бизнесмена Али Омрана Евро Финас ЛТД, собственник ИнГОКа Метинвест (в лице Рината Ахметова), Ворскласталь Константина Жеваго и Интерпайп Виктора Пинчука.
ГОКи
Период сверхприбылей для украинских рудокопов остался позади. В 2009 году произойдет снижение добычи железорудного сырья (по сравнению с 2008 годом) на 22-25%. Мировые цены на ЖРС снизятся в среднем на 15%. В связи с этим начало разработки новых месторождений, инвестиции в увеличение добычи практически всех горнодобывающих компаний будут отложены на 2010-2011 годы.
Замедление роста мировой экономики кроме всего прочего приведет к угрозе не только роста импорта ЖРС и вытеснения украинских компаний мировых рынков, но и уменьшения их доли на рынке внутреннем. Единственным источником инвестиций для украинских горнодобывающих компаний будет внутренний капитал и дополнительные средства нынешних акционеров, а также средства от вхождения в акционерный капитал сторонних стратегических инвесторов.
В зоне внимания: Компания Константина Жеваго Ferrexpo — единственный украинский актив, торгующийся на основной площадке Лондонской фондовой биржи, — может получить новых крупных акционеров. Не следует упускать из виду и возможность форсированной приватизации КГОКОРа, который остается одним из последних недоделенных крупных активов в отрасли.
Энергетика
Вопрос номер один на грани политики и бизнеса — решится ли власть на продажу энергогенерирующих активов в предвыборный год? Фон для разморозки приватизационных процессов будет очень неблагоприятным: кроме политических рисков и возможных проблем с финансированием сделок, в следующем году следует ожидать снижения внутреннего спроса на электроэнергию в Украине. В основном это будет вызвано сокращением потребления энергии промышленными предприятиями.
Падение добычи угля на украинских шахтах в 2009 году практически неизбежно.
Низкий спрос со стороны металлургов приведет к снижению добычи коксующихся углей, а сокращение потребления электроэнергии — к уменьшению спроса на энергетический уголь. Спад может достичь 5-10%, опустившись на минимальный уровень добычи за последние шесть лет.
Снижение цен на всю продукцию углепрома приведет к сокращению выручки как государственных, так и частных шахт. Однако из-за большей гибкости частных шахт в части оптимизации затрат они смогут показать лучшие финансовые результаты по сравнению с госсектором. Возобновления финансирования можно ожидать во второй половине 2009 года — одновременно с общим подъемом в металлургической отрасли.
В зоне внимания: Рецессия в отрасли и ухудшение финансового состояния вынудят отечественные угледобывающие предприятия значительно сокращать издержки, однако затраты на системы безопасности не должны подпадать под экономию. В 2009 году, когда потребность в угле любой ценой будет меньшей, Украина должна избавиться от удручающей характеристики одного из мировых лидеров по показателю смертности на тонну добытого угля.
Ритейл
Многие украинские ритейлеры окажутся на грани дефолта. Вопрос, который актуален практически для всех операторов розничной торговли, — где взять деньги, чтобы вернуть долги и развиваться дальше? Первый квартал 2009 года участники рынка характеризуют как наиболее трудный период.
Динамика темпов развития розницы снизится на 5-10%. Замедление объясняется постепенным насыщением по ряду товарных позиций преимущественно в непродуктовом ритейле (техника, электроника, мобильные телефоны и т. д.), а также снижением покупательской активности потребителей вследствие кризиса и уменьшения банками объемов розничного кредитования. Ситуация немного стабилизируется только к середине года.
В первом полугодии операторы направят основные усилия на поиск источников рефинансирования существующих долговых обязательств.
Ограниченные возможности по привлечению средств, а также снижение рентабельности бизнеса приведут к изменению структуры собственников ряда компаний, занимающихся розницей. Ожидается изменение структуры потребления товаров по ценовым сегментам: доля товаров элитных групп будет постепенно уменьшаться. В продуктовом ритейле сократится доля высоко- маржинальной продукции, для которой характерна более высокая цена.
Аналитики прогнозируют смещение потребительского спроса в сторону неорганизованной торговли (рынков). Так, на сегодняшний день сетевая торговля занимает около 30% рынка розничной торговли Украины, рынки немногим более 40%. В будущем можно ожидать увеличения доли рынков в структуре розничного товарооборота.
В зоне внимания: Компании будут вынуждены частично или полностью продавать бизнес из-за невозможности рассчитаться по ранее привлеченным банковским кредитам и облигационным выпускам. Уже сегодня многие из них ищут инвесторов. К примеру, крупный оператор розничной торговли бытовой техникой и электроникой компания Unitrade Group осенью заявила о готовности продаться.
Продукты питания
Украинские производители товаров пищепрома в большинстве своем оптимистично смотрят в будущее. Если оправдается базовый прогноз на 2009 год, построенный игроками молочного рынка, темпы роста их бизнеса сократятся всего лишь на 5-10% по сравнению с предыдущим годом. При этом выручка крупнейших компаний отрасли может увеличиться в среднем на 35%. Падение цен на зерно — один из немногих факторов, который позволит украинским хлебопекам сохранить свою рентабельность. Себестоимость производимой ими продукции сократится на 10-20%, что немаловажно в условиях жесткого государственного контроля цен на социальные сорта хлеба.
Алкогольные и безалкогольные напитки считаются сектором, который хорошо держит удар. Его меньше всего затронет замедление темпов развития экономики. Между тем даже при самых благоприятных условиях рост рынка в 2009 году не превысит 10% в натуральном выражении. А положение отдельных компаний будет зависеть от их способности управлять долгом и качественного менеджмента.
В зоне внимания: Ужесточение контроля и введение четких стандартов маркировки биоорганических продуктов будет способствовать повышению информированности и экологической культуры потребителей. Многие нишевые производители продуктов питания получат новые возможности для эффективной конкуренции с крупными операторами рынка.
Туризм
Отдых — то, на чем будут экономить украинцы в первую очередь. Уже на конец года падение объемов предновогодней реализации составило около 15%. Еще менее радужные перспективы видятся туроператорам в начале следующего года.
В первые месяцы, особенно в январе-марте, будет наблюдаться снижение объемов продаж и, соответственно, прибыли компаний, занимающихся туристическим бизнесом, более чем в два раза.
Если на рынке массового туризма спрос более-менее предсказуем, то рынок деловых поездок фактически является своеобразной лакмусовой бумажкой, отображающей ситуацию в экономике на данный момент. Уже сегодня большинство клиентов туроператоров заняли выжидательную позицию: разработка крупных проектов пока временно приостановлена. И в дальнейшем многие компании будут экономить на проведении деловых мероприятий за пределами Украины.
Туроператоры прогнозируют разорение многих участников туристического рынка уже весной следующего года. Турфирмы в один голос предвещают уменьшение емкости рынка на 20-30%. А его рост остановится на отметке не более 5% в год.
В зоне внимания: Кризис положительно отразится на работе операторов, занимающихся внутренним туризмом. Зимой — Карпаты, летом — Крым. Таким представляется туроператорам отдых украинцев в следующем году. Туры выходного дня по отечественным просторам будут пользоваться большим спросом, чем зарубежные туры.
Строительство и недвижимость
Стагнация на полтора-два года — это оптимистический сценарий развития ситуации. При пессимистическом сценарии аналитики ожидают падение темпов роста рынка как минимум на 40-50%. Если по итогам текущего года его объем составил около 52 млрд. грн., то следующий год ограничится 26-30 млрд. грн.
Цены на недвижимость во всех сегментах упадут на 30-40%, особенно в случае покупки объекта за живые деньги. Кризис ипотеки больно ударил по рентабельности работы девелоперов, особенно тех, кто ведет свою деятельность в сегменте жилой недвижимости. Их будущее будет зависеть от готовности банков выдавать ипотечные кредиты и ставок по ним — а именно этому виду финансовых услуг грядущий год не сулит ничего хорошего.
Отрасль ждет масштабный передел собственности и сфер влияния: мелкие компании обанкротятся и свернут свою деятельность, средние — заморозят строящиеся объекты и будут ждать лучших времен. Крупные девелоперы, вышедшие на IPO и потерявшие в связи с кризисом былой уровень капитализации, распродадут непрофильные направления и будут искать пути оптимизации расходов. Меньше всего пострадают компании, работающие в сегменте элитного жилья и офисов класса А. Именно эти направления меньше всего подвержены влиянию кризиса, и уровень спроса на них сохранится на прежнем уровне.
В зоне внимания: Компания Льва Парцхаладзе ХХІ Век станет своеобразным индикатором жизнестойкости отрасли. Если крупнейший отечественный девелопер сумеет избежать дефолта, сохранит свою целостность как компания и не распадется на несколько проектов с различными партнерами, это будет расценено инвесторами как позитивный сигнал о начале выздоровления украинского рынка недвижимости.
IT-технологии
Отрасль высоких технологий ощутит на себе влияние мирового финансового кризиса не так остро, как другие секторы экономики. Стагнация на рынке не прогнозируется, однако, по оценкам исследовательской компании IDC, IT-рынки Центральной и Восточной Европы, куда входит и Украина, в 2009 году вырастут всего лишь на 9,4% (а не на 16%, как говорилось в докризисном прогнозе). А объем отечественного рынка информационных технологий составит треть или половину от результата 2008 года.
В то же время, как и другие, в 2009 году IT-отрасль будет страдать от ухудшения условий внешнего финансирования. Инвесторы больше не дают деньги под идеи, их интересует работающий и прибыльный бизнес.
Рынок аутсорсинга ПО пострадает меньше других. Неприятности ждут лишь тех, кто зависим от краткосрочных проектов и отечественных заказчиков, испытывающих проблемы с платежеспособностью. Наибольший рост ожидает сегмент интернета и компьютерной связи, который, несмотря на общее замедление развития экономики, может демонстрировать двузначные показатели роста (в 2008 году они составили около 40%).
Наихудшие прогнозы для тех, кто занимается компьютерным оборудованием и системной интеграцией — количество и объемы заказов начали снижаться, и подобный тренд будет наблюдаться и в следующем году.
В зоне внимания: ПО для оптимизации расходов. Как заказчики, так и разработчики будут заинтересованы в продуктах, которые станут своеобразной палочкой-выручалочкой в период кризиса. Премиум-версии операционных систем какое-то время будут менее востребованы. Также ожидается рост спроса на продукты, позволяющие более эффективно управлять уже имеющимся парком вычислительной техники.
Телекоммуникации
Замедленный, менее 10%, но все же рост — прогноз динамики доходов для телекоммуникационных компаний в 2009 году. Уменьшение темпов роста потребления услуг связи будет минимальным: расходы на связь давно относят к базовым.
Дальнейшее мобильное проникновение будет составлять максимум +2%. Это связано с тем, что рынок практически сформирован. Рост доходов, как и прежде, будет базироваться на росте ARPU (средний доход на абонента), который, как и MOU (количество минут потребления), останется как минимум на прежнем уровне — около $9 и 250 минут в месяц. В то же время основные риски, которые могут больно ударить по доходности операторов связи — валютные.
В следующем году, несмотря на активное развитие услуг фиксированного широкополосного доступа и передачи данных, основной доход, как и прежде, будет приносить голосовая связь.
В зоне внимания: Кто из мобильных операторов получит право на официальную реализацию культового продукта компании Стивена Джобса — официальный iPhone? Скорее всего, это будет МТС, которая уже получила статус официального поставщика iPhone в России. Однако даже если это и случится, заработать на проекте будет весьма проблематично: кризис не лучшее время для старта продаж телефонов с ценой около $1000.
Транспорт
Охлаждение экономики вызовет резкое снижение объема перевозок. Загрузка самолетов еще больше сместится в сторону низкобюджетных авиакомпаний. Рейсы будут загружены на уровне 30-40%. Негативное влияние на рентабельность авиакомпаний окажут и высокие цены на керосин.
Автоперевозчики будут и дальше терять конкурентоспособность на рынке международных перевозок. В ситуации, когда только 34,3% автомобилей отвечают экологическим требованиям стран ЕС, операторы нуждаются в масштабном обновлении автопарка, однако этот процесс будет тормозиться вследствие общего падения объемов перевозок, недоступности кредитных ресурсов и неразвитости альтернативных финансовых инструментов, в частности — лизинга.
Перед угрозой падения темпов роста оказалась и железнодорожная отрасль.
Рост пассажиропотока в лучшем случае составит 1%, а объем международных транзитных грузоперевозок будет продолжать падать. Убытки от пассажирских междугородных, пригородных и дальних перевозок составят около 2,5 млрд. грн.
Снижение объема морских перевозок в 2009 году составит около 20%. Причина — коллапс мировых морских перевозок (ставка фрахта крупнотоннажных судов упала на 98,8%) и дефицит терминальных мощностей для обработки контейнеров.
В первом полугодии 2009 года особенно большие потери понесут перевозчики, специализирующиеся на спотовых контрактах.
На развитии ситуации в отрасли скажется подготовка к Евро-2012, которая включает создание скоростных железнодорожных магистралей, модернизацию международных транспортных коридоров и увеличение пропускной способности тринадцати украинских аэропортов.
В зоне внимания: Главные воздушные ворота страны — аэропорт Борисполь — ожидает масштабная реконструкция. До 2010 года в аэропорту должен появиться еще один пассажирский терминал пропускной мощностью 200 пассажиров в час.
Также на прилегающей к Борисполю территории начнется строительство многофункционального комплекса Kyiv Airport Citу, предусматривающего возведение пятизвездочной и трехзвездочной гостиниц, логистических помещений, ресторанов. Окончательное завершение проекта запланировано на 2012 год.
Химия
Для украинских химиков финансовый кризис будет наиболее разрушительным.
Существовавший ранее тренд — рост отрасли, связанный с интенсификацией сельхозпроизводства, — больше не будет определять ее деятельность. Хотя на рынке по-прежнему будут востребованы удобрения, у аграриев просто не окажется денег на их покупку. Это вызовет резкое ужесточение борьбы за платежеспособного покупателя, хотя цены на основную продукцию — минеральные удобрения (карбамид, аммиак, селитра) — за последние полгода упали уже в 2,5 раза. В 2009 году это падение продолжится, и уже в первом квартале цены опустятся ниже уровня рентабельности украинских химических предприятий. В результате весной ряд из них остановят свою работу, освободив определенные ниши.
Это приведет к усилению на рынке российских компаний, имеющих доступ к более дешевому газу, формирующему до 70% себестоимости продукции химической отрасли. Большое значение будут иметь меры, направленные на снижение энергопотребления на производство единицы продукции. В том числе и за счет собственной дешевой электроэнергии. Кроме того, ключевое значение будет иметь возможность перестраивать производственно-сбытовую политику, маневрируя в зависимости от конъюнктуры рынка. Это позволит выдерживать падение цен и сохранять производственную нагрузку на предприятиях.
В начале 2009 года ряд инвестиционных программ будут остановлены, а некоторые — пересмотрены в сторону уменьшения. Основной акцент будет сделан на производстве продукции, ликвидной даже в условиях кризиса (карбамид), а также на новой продукции, изготовленной по мировым стандартам.
Финансирование программ будет осуществляться как за счет собственных средств, так и за счет привлечения кредитов (ЕБРР) под программы экологической модернизации, ресурсо- и энергосбережения. Потери химпрома в условиях кризиса продаж могут быть частично минимизированы благодаря вмешательству государства. Однако для стимуляции потребления минеральных удобрений на внутреннем рынке у правительства средств недостаточно. Поэтому доля химпрома в ВВП Украины, которая сейчас составляет 6%, будет неуклонно сокращаться.
В зоне внимания: Одесский припортовый завод. В 2009 году существует как минимум две предпосылки, что его приватизация будет разблокирована. Во- первых, общая слабость власти в период перед выборами президента может быть использована лоббистами приватизации для ускоренного проталкивания решения о продаже ОПЗ. Во-вторых, завод — один из немногих государственных активов с высокой инвестиционной привлекательностью даже в период кризиса.
Соответственно, соблазн использовать продажу ОПЗ для закрытия неминуемого дефицита бюджета особенно велик.
Тяжелое машиностроение
На данный момент украинское машиностроение имеет ресурсы для того, чтобы поддерживать позитивную производственную и финансовую динамику. В то же время ухудшение условий кредитования, замораживание программ по модернизации предприятий ТЭК и горно-металлургического комплекса значительно сузили внутренний спрос на их продукцию.
Ситуацию усугубит и рецессия в странах-внешнеэкономических партнерах Украины (сейчас свыше 50% продукции украинского машиностроения и до 70% энергетического машиностроения идет на экспорт).
Кроме того, негативное воздействие окажет вступление Украины в ВТО, повлекшее за собой снижение импортных пошлин на ввозимую продукцию, которая превосходит украинскую по качеству, а в некоторых случаях — и по цене. В 2009 году возможно существенное сокращение заказов на продукцию машиностроительного комплекса, особенно на внутреннем рынке. Впрочем, имеющийся на сегодня портфель заказов позволит отечественным машиностроительным предприятиям сохранить темпы роста на уровне 15-17% в месяц. Возможный спад на рынке эксперты прогнозируют не раньше 2010 года.
Предприятия энергетического и нефтегазового машиностроения — единственные в отрасли, на которые пока не повлиял экономический кризис. За 10 месяцев года производство в этих сегментах выросло на 25,1 и 27% соответственно.
Такая тенденция будет наблюдаться и в следующем году.
В зоне внимания: Морской старт. Очередной пуск украинско-российской ракеты-носителя Зенит-3SL в рамках проекта намечен на январь 2009 года.
Согласно сообщению корпорации Sea Launch, в космос планируется вывести телекоммуникационный спутник SICRAL 1B, рассчитанный на 13 лет эксплуатации. Спутник будет использоваться вооруженными силами Италии в интересах НАТО, а также для мобильной связи.
Материал был опубликован в украинском издании глобального прогноза Мир в 2009 (The World in 2009), который представляет Инвестгазета в партнерстве с еженедельником The Economist.
http://delo.ua

Гендиректор ООО Нефтегазстройинформатика Леонид Униговский прокомментировал в интервью Комментариям ход разработки проекта строительства морского те….

Гендиректор ООО Нефтегазстройинформатика Леонид Униговский прокомментировал в интервью Комментариям ход разработки проекта строительства морского терминала сжиженного газа (будет ориентирован на газ из месторождений Северной Африки). Предварительные расчеты были приняты в разработку в начале декабря. Выводы будут представлены Кабмину до конца 2008г. В качестве площадки строительства рассматриваются акватории Южного, Феодосии и Очакова. Планируется строительство в 2 этапа. Проектная мощность 1-й очереди составит 5 млрд.куб.м, 2- й – 10 млрд. Стоимость проекта оценивается в $2-2,5 млрд. (вместе с инфраструктурой), срок – 3,5-4,5 года.

Ника-Тера опровергает информацию о массовых увольнениях

Ника-Тера опровергает информацию о массовых увольнениях
Главный диспетчер ЗАО Морской специализированный порт Ника-Тера (Ника-Тера, г. Николаев) А. Тарнавский опровергает информацию начальника Николаевского МТП В. Капацыны о массовых увольнениях на предприятии, сообщают Морские бизнес-новости Украины. По его словам, несмотря на некоторое снижение грузооборота, порт работает в обычном режиме, никаких сокращений нет.
Справка. На традиционной встрече с ветеранами порта, состоявшейся 1.12.2008 г., начальник Николаевского МТП В. Капацына заявил: …на конкурирующем с нами морском терминале Ника-Тера уже объявлено о сокращении 280 человек из 500 работающих.
Ника-Тера располагает 3 терминалами: терминалом генеральных грузов, терминалом удобрений навалом, зерновым терминалом.

Новые веяния

Отдельные финучреждения планируют проверять на консолидированной основе, как членов финансовых групп
ПОВОД
Госфинуслуг предложила внедрить консолидированную оценку финансового положения банков и страховых компаний. Как показывает мировая практика, это должно помочь в прогнозировании и предотвращении накопления рисков в целом по всем финансовым группам. Реализацию такого надзора предлагается отдать в руки двух госучреждений. Будет ли работать предложенное в сегодняшних неустойчивых условиях финансового рынка — это вопрос. Ведь за предложенными изменениями нет целостного взгляда на дальнейшее развитие рынка финансовых услуг.
ФАБУЛА
Вышеупомянутая идея получила закрепление в законопроекте, которым предлагается внести изменения в Закон Украины О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг в части внедрения надзора на консолидированной основе.
Госфинуслуг определит консолидированные банковские и страховые группы и установит над ними пруденционный контроль
Если в двух словах, то документом предлагается закрепить общие моменты, которые в дальнейшем будут уточняться законами з питань регулювання окремих ринків фінансових послуг нагляду за фінансовими установами на консолідованій основі, — подчеркивает глава Госфинуслуг Валерий Алешин. В частности, Госфинуслуг предложила разобраться в терминологии существенное участие, связанные лица и консолидированные группы (банковские, страховые, финансовые), по отношению к которым будет применяться надзор на консолидированной основе, а следовательно, и новые правила игры для участников рынка.
Впрочем, целесообразнее было бы изначально разработать концепцию (стратегию) развития рынка финуслуг, а уж потом воплощать ее через подобные изменения в законодательство. Здесь примером может быть и Россия, которая, приняв Стратегии развития финансового рынка, сейчас в поисках механизма ее реализации.
К слову, такую задачу Госфинуслуг поставила перед собой еще в конце 2005 года, утверждая План мероприятий по разработке Стратегии развития рынков финансовых услуг на период до 2015 года. Но, видимо, эта Стратегия канула в Лету, как и замыслы о ее разработке.
Надзор
Относительно предложенного в законопроекте, то идея Госфинуслуг предусматривает внедрение нового вида контроля — пруденционный надзор на консолидированной основе. Такой надзор будет осуществляться только на рынке банковских и страховых услуг. Заключается же он в регулярном проведении оценки общего финансового положения финучреждения, результатов деятельности системы и качества управления таким учреждением, соблюдения обязательных нормативов и других показателей и требований, которые ограничивают риски по операциям с финансовыми активами.
Отдельные финучреждения ожидает новый вид проверок при введении пруденционного надзора на консолидированной основе
Такая оценка будет осуществляться по всем финучреждениям, которые входят в определенную банковскую или страховую консолидированную группу. Вдобавок к этому будут анализироваться и риски, возникающие в связи с пребыванием каждого из учреждений в составе такой консолидированной финансовой группы.
Полномочия на это будут предоставлены:
— НБУ, который будет отвечать за пруденционный надзор над консолидированными банковскими группами (определение такой группы дается);
— уполномоченному органу (еще не определен). Он возглавит надзор над консолидированными страховыми группами (определение также имеется).
Эти два органа, собственно, будут определять, какие компании входят в состав консолидированных финансовых групп, а какие нет. За ними также закрепят право устанавливать пруденционные нормативы и критерии на консолидированной основе для подведомственных им компаний. Сами же финучреждения, подпавшие под пруденционный надзор, будут обязаны подавать необходимую информацию и отчетность, а также принимать гостей, пришедших с новым видом проверки.
Впрочем, здесь возникает вопрос, а если отечественное финучреждения окажется членом международной консолидированной финансовой группы. Что тогда? Каким образом уполномоченный орган будет истребовать информацию от нерезидентов, которые косвенно владеют украинской компанией?
Связанный интерес
Вместе с тем, интересным представляется то, что разработчик наконец-то предлагает урегулировать в законодательстве конкретный порог существенного участия одного лица в иной компании. Ведь на сегодняшний день эту величину контролирующие органы трактуют в зависимости от своего настроения.
Для выявления консолидированных фингрупп будут проверять причастность всех членов семьи собственников подконтрольных юрлиц
Предложено же установить, что существенным участием является прямое и/или косвенное, самостоятельное или совместное с другими лицами владение 10 и более процентами уставного (паевого) капитала или права голоса приобретенных акций (паев) юридического лица или независимая от формального владения возможность решающего влияния на руководство или деятельность юрлица.
Относительно понятия связанных лиц юрлица, то Госфинуслуг далеко не ушло от определения таких отношений в Законе Украины О защите экономической конкуренции, в отличие от трактовки понятия контроль (над компанией) в разрезе физлиц. Здесь предлагается установить, среди прочего, что для физлица общая доля уставного капитала компании определяется как общий объем корпоративных прав, которые принадлежат такому физлицу, членам его семьи и юрлицам, которые контролируются этим физлицом или членами его семьи.
Стоит отметить, что законодательство не дает исчерпывающего определения членов семьи, о чем говорит и КСУ. Так, согласно п. 2 ст. 3 Семейного кодекса сімю складають особи, які спільно проживають, повязані спільним побутом, мають взаємні права та обовязки. А Законом Украины О налогообложении прибыли предприятий установлен более широкий круг лиц:членами сімї фізичної особи вважаються її чоловік або дружина, прямі родичі (діти або батьки) як фізичної особи, так і її чоловіка або дружини, а також чоловік або дружина будь-якого прямого родича фізичної особи або її чоловіка (дружини). Так что проверяющему органу есть где разгуляться при осуществлении надзора на консолидированной основе.
Чужой пример заразителен
Вместе с тем, наше государство не новатор в вопросе внедрения контроля над финучреждениями на консолидированной основе и ему есть с кого брать пример и на чьих ошибках учиться. Так, в Великобритании регулированием финансовых рынков занимается одна независимая неправительственная организация (функционирует независимо от Банка Англии, осуществляющего функции регулирования денежно-кредитного рынка). Правда, процесс создания такого мегарегулятора был поэтапным и длился несколько лет (с 1997 по 2005 года).
В международной практике надзор на консолидированной основе часто осуществляет один мегарегулятор
Во Франции пошли по иному пути: банковский надзор осуществляет Банк Франции, а надзор над небанковскими финучреждениями — специально созданный регулятор.
В Германии сейчас идет процесс создания одного мегарегулятора по примеру Великобритании. Пока же их система надзора на финансовом рынке во многом похожа на французскую. Отличие лишь в том, что регулирование банковского сектора хоть и включено в полномочия специально созданного регулятора, но Бундесбанк все еще является источником информации для надзора.
Что касается США, то там изначально действовал один регулятор на рынке финуслуг. Позже, конгресс США создал систему функционального регулирования, передав надзор за брокерскими фирмами Комиссии по ценным бумагам и биржам (далее — Комиссия), а регулирование коммерческих банков — Федеральной резервной системе (ФРС). Но все изменилось в текущем году: часть полномочий Комиссии по надзору за крупными независимыми брокерскими фирмами была передана ФРС (в ведении Комиссии остались всего две крупные брокерские фирмы: Goldman Sachs Group Inc. и Morgan Stanley).
К слову, Россия пока не определилась с выбором органа для надзора на финансовом рынке. В частности, 3 октября Госдума РФ отклонила законопроект, которым предлагалось создание единого федерального органа регулирования на финансовых рынках. На такой мегарегулятор планировали возложить функции по регулированию отношений, связанных с оказанием финансовых услуг. Также он бы осуществлял представительство и защиту государственных интересов и интересов потребителей финансовых услуг на территории РФ и за ее пределами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Впрочем, недавние банкротства крупнейших кредитных учреждений мира (в США, Великобритании, Германии) свидетельствуют о том, что даже самые совершенные регуляторы дают серьезные сбои.
Если же Госфинуслуг уже предопределила дальнейшее развитие банковского и страхового бизнеса, то что же будет с остальными видами финансовых услуг — неизвестно. Хотя внедрение такого вида надзора на весь рынок финуслуг было бы логическим продолжением предложенного в проекте и соответствовало бы международной практике осуществления контроля за финучреждениями на консолидированной основе.
КОНТАКТЫ
Предложения и замечания по данному проекту можно присылать до 27 декабря в Госфинуслуг по адресу: 01001, г. Киев, ул. Б. Гринченка, 3, а также на e- mail: [email protected]

Все площадки американских автопроизводителей забиты машинами

Все площадки американских автопроизводителей забиты машинами
У падения автомобильного рынка в США есть еще одна сторона — непроданные машины занимают огромные площади и создают проблемы для самих же производителей.
Продажи новых машин в США упали за последние 2 месяца до уровня 25-летней давности — по некоторым брендам падение составило 3 раза. Однако логистика автоконцернов пока настроена на докризисные продажи. Океанские автовозы продолжают везти в Америку автомобили, которые уже никому здесь не нужны. В результате все порты уже забиты тысячами автомобилей. Прилегающие к ним территории также уже переполнены.
Агентство Reuters сообщает, что в порту Лонг Бич недалеко от Лос-Анджелеса разгружают свои транспортные суда концерны Toyota и Mercedes-Benz. Так называемая однодневная стоянка, на которую машины спускают с кораблей и с которой после загружают на автовозы и ж/д платформы, оказалась заполненной. Но дилеры не торопятся забирать эти машины. В это время новые корабли продолжают приходить.
Toyota Motors вынуждена арендовать дополнительную землю у порта, чтобы организовать там гигантскую парковку. Производитель запросил 23 акра площади — это почти 10 га. И еще более 20 акров нужны для мерседесов. Nissan, который разгружается в соседнем порту, также просит дополнительных площадей для своих машин.
Другие терминалы Соединенных Штатов испытывают схожие проблемы. В порту Сан Диего, который обслуживает Honda, Volkswagen и Mitsubishi, скопилось уже 14 тыс. автомобилей.
Кажется очевидным, что автозаводы придется останавливать до тех пор, пока не распродадутся многотысячные запасы складов. И это только начало, сообщает AUTO-Consulting.

Таможенные брокеры Украины предупреждают о возможности забастовки с 1.01.2009 г.

Таможенные брокеры Украины предупреждают о возможности забастовки с 1.01.2009 г.
Забастовка возможна в случае, если ГТСУ не отменит приказ Об утверждении временного порядка деятельности таможенных брокеров и их представителей. Об этом 16.12.2008 г. сообщил директор Ассоциации таможенных брокеров Украины Н. Мироненко.
Вопреки законам Украины ГТСУ, нарушая все каноны, возможные допустимые нормы, нарушает законодательство Украины по вопросам регулирования деятельности таможенных брокеров и в конце ноября издает приказ, которым по сути осуществляет рейдерское нападение на целую отрасль, — сказал Н. Мироненко. По его словам, утвержденный ГТСУ порядок не согласован ни с Минюстом, ни с Минфином. Этим документом установлены очень жесткие правила допуска брокеров к таможенным операциям. В частности, в соответствии с новым порядком, отменяется выдача лицензий таможенным брокерам, а для осуществления деятельности по декларированию товаров необходимо получить свидетельство. Обязательным условием получения свидетельства определено наличие в штате брокера представителя, который имеет свидетельство, выданное после сдачи квалификационного экзамена, сообщает Интерфакс-Украина.
Кроме того, по словам главы общественного совета при Днепропетровской таможне А. Шевченко, нововведение создает ситуацию, когда из-за грамматической ошибки одного из своего сотрудников предприятие может быть лишено права на осуществление таможенных операций. А это, добавил он, лишение работы около 20 человек с предприятия, что в условиях кризиса никак не будет содействовать улучшению ситуации в стране.
По словам Н. Мироненко, ГТСУ не идет ни на какие переговоры с таможенными брокерами. Мы имеем все основания считать, что действия, которые происходят в середине ГТСУ, имеют вполне направленный характер. Во-первых, ГТСУ в мае месяце создает госпредприятие Украинский грузовой комплекс, ему предоставляет немалые полномочия, и уже сейчас поступают из регионов в т.ч. из Киева сигналы о том, что представители этого госпредприятия ходят, требуя средства у собственников терминалов таможенных складов, — сказал Н. Мироненко, добавив, что речь идет о достаточно больших суммах. В связи с этим, по его словам, 10.12.2008 г. прошло всеукраинское собрание руководителей и представителей предприятий таможенных брокеров, на котором было принято решение требовать от ГТСУ продолжить выдачу лицензий таможенным брокерам, рекомендовать таможенным брокерам Украины игнорировать изданный приказ ГТСУ, обжаловать эти изменения в суде, а также в случае, если ситуация не изменится, начать забастовку брокеров с 1.01.2009 г.
Также Н. Мироненко сообщил, ассоциация уже обратилась в Киевский окружной административный суд с иском, в котором требует отменить приказ таможенной службы как такой, который не отвечает законодательству Украины. Иск уже принят к рассмотрению.

Доходы Ренийского МТП в ноябре т.г. значительно снизились

Доходы Ренийского МТП в ноябре т.г. значительно снизились
По данным председателя Ренийской РГА А. Булгарова, доходы Ренийского МТП снизились более чем на 97%, сообщает Украина промышленная. Причиной подобной ситуации является кризис, а также нестабильный валютный курс.
Сократились объемы грузоперевалки, что привело к сокращению рабочего дня в порту. Около трети сотрудников предприятия работают неполную смену, а 80% работников локомотивного депо и ж/д станции Рени отправлены в неоплачиваемый отпуск.
Как признал заместитель городского головы г. Рени В. Краснов, свободная экономическая зона (СЭЗ) Рени не оправдала надежд: за 8 лет своего существования она обеспечила переработку 1,146 млн т экспортных грузов — это в десятки раз меньше, чем предполагалось изначально.
В настоящее время в СЭЗ зарегистрировано 7 инвестпроектов, 2 из которых оказались нереализованными, а большинство остальных так и не принесли ожидаемых результатов, сообщает ЭХО. За последние 2 года горисполком представил 4 проекта, но лишь один — завод по переработке рапса ООО ДунайПромАгро — прошел согласования и находится на стадии осуществления. Еще 2 инвестпроекта предложил порт. Это комплекс по перевалке наливных грузов ООО Рени-Терминал (мощность — до 150 тыс. т в год, размер инвестиций — $7 млн) и комплекс по перегрузке растительных масел и биотоплива (мощность — 150 тыс. т в год, объем инвестиций — $4,5 млн). Однако, по мнению В. Краснова, не исключено, что мировой финансовый кризис притормозит реализацию перечисленных проектов.

Крымские авиаторы предлагают преобразовать аэродром Джанкой в международный транспортный аэропорт

Крымские авиаторы предлагают преобразовать аэродром Джанкой в международный транспортный аэропорт
По мнению и.о. директора ГП Универсал-Авиа В. Трусова, военный аэродром Джанкой является перспективным для преобразования его в международный грузовой авиатранспортный узел. Об этом он сообщил в ВР АРК.
Для этого, подчеркнул В. Трусов, необходимо реконструировать аэродромный комплекс. Как сообщил и.о. директора авиакомпании, с целью поиска финансовых средств на реконструкцию неоднократно поднимался вопрос о передаче целостного имущественного комплекса аэродрома Джанкой из собственности Минобороны Украины в коммунальную собственность территориальной общины Джанкоя. Однако, по его информации, до настоящего времени данный вопрос не решен, сообщает ИА Е-Крым.
В. Трусов также рассказал, что базирующаяся на территории военного аэродрома Джанкой авиакомпания Ветеран вынуждена большую часть грузоперевозок осуществлять за пределами Украины, так как на территории аэродрома отсутствуют необходимая инфраструктура, складские помещения, терминалы и т.д.
Справка. ООО Авиакомпания Ветеран (г. Джанкой, Крым) специализируется на грузовых авиационных перевозках, а также занимается техническим обслуживанием и ремонтом самолетов.
Эксплуатирует транспортные самолеты Ан-12.

Транзитные контейнеры оформляются в Одесском порту без задержек и в прежних объемах

Транзитные контейнеры оформляются в Одесском порту без задержек и в прежних объемах
Об этом сообщил начальник отдела развития и внешних связей Одесского МТП М. Шапошников в начале декабря 2008 г. По его словам, основные проблемы порт испытывает с обработкой контейнеров с импортными грузами, предназначенными для украинских получателей, сообщает Della. Жесткие правила и подходы таможни к оформлению импорта привели к огромной загруженности контейнерного терминала. В то же время, все транзитные контейнеры, как правило, не задерживаются в порту больше 3 суток, добавил он.