Архив метки: техосмотр

План подготовки проектов регуляторных актов в Минтранссвязи на 2009 г.

План подготовки проектов регуляторных актов в Минтранссвязи на 2009 г.
Приказ Минтранссвязи от 11.12.2008 г. № 1505

Читать далее План подготовки проектов регуляторных актов в Минтранссвязи на 2009 г.

КМ утвердил Порядок временного изъятия:

КМ утвердил Порядок временного изъятия:
 водительских прав – изымаются работником ГАИ. Водителю выдается разрешение на право управления на период до принятия судебного решения, но не более чем на 3 мес. При непринятии судом решения в течение этого срока права возвращаются;
 талона техосмотра – может быть изъят с одновременным запретом эксплуатации автомобиля при наличии неисправностей в тормозной системе, рулевом управлении, тягово-сцепном устройстве, внешних световых приборах;
 лицензионной карточки – в т.ч. при отсутствии отметки о предрейсовых медосмотре и проверке техсостояния, при отсутствии прав соответствующей категории, при направлении в рейс для перевозки пассажиров одного водителя на маршруте свыше 500 км.
Кроме того, Кабмин утвердил правила эвакуации автомобилей.

ПРОЕКТЫ

ПРОЕКТЫ
Лицензионная карточка транспортного средства
Министерство транспорта и связи. Проект приказа
Об утверждении Положения о лицензионной карточке, которая прилагается к лицензии на предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом согласно видам работ, определенным Законом Украины Об автомобильном транспорте
Предлагается установить, что на одно ТС выдается только одна лицензионная карточка (документ, прилагаемый к лицензии на автоперевозки).
Устанавливается исчерпывающий перечень типов ТС в соответствии с видами работ, которые указываются в лицензии:
— по внутренним автобусным перевозкам пассажиров — на различные типы автобусов и микроавтобусов, пассажирский автопоезд;
— по международным автобусным перевозкам пассажиров — на автобусы с местами для сидения более 20;
— по внутренним или международным перевозкам грузов — на грузовой, грузопассажирский, специализированный автомобиль, прицеп, полуприцеп, седельный тягач (при наличии полуприцепа), автопоезд и т.п. (ныне оформление лицензионных карточек на ТС международных автоперевозчиков грузов не требуется);
— по внутренним или международным перевозкам пассажиров легковыми автомобилями на заказ — на легковой автомобиль;
— по внутренним или международным перевозкам пассажиров на такси — на легковой автомобиль-такси, оборудованный согласно установленным требованиям.
Срок действия лицензионной карточки предлагается, помимо срока действия лицензии, ограничить сроком действия регистрационного документа ТС.
На автобусы, переоборудованные из грузовых ТС, лицензионная карточка выдается со сроком действия до 31.12.2011 г.
Предлагается расширить список оснований для признания лицензионной карточки недействительной:
— аннулирование или признание недействительной лицензии;
— изменение сведений, содержащихся в лицензионной карточке;
— отчуждение лицензиатом ТС;
— передача права управления, владения или пользования при сохранении права собственности лицензиатом;
— самовольное внесение изменений или исправлений;
— передача карточки владельцем другому хозсубъекту, который использует ее для предоставления услуг по перевозке;
— непрохождение техосмотра в установленные сроки;
— использование ТС для перевозок, которые не отвечают типу и конструкции ТС.
Признанная недействительной лицензионная карточка проходит процедуру погашения, после чего возвращается лицензиату.
ГП Дельта-лоцман предложило изменения в Правила плавания и лоцманского проведения судов в северо-западной части Черного моря, Бугско-Днепровско-лиманском и Херсонском морском каналах
ГП Дельта-лоцман представило этот проект на рассмотрение в Минтранссвязи Украины. Представленный в проект изменений, подготовлен ГП Дельта-лоцман по результатам производственных совещаний лоцманских служб и СРДС ГП Дельта-лоцман (в отличие от предшествующего образца 2007 г.), согласованный капитанами портов региона и Госфлотинспекцией. Цель изменений предложенных в проекте — повышение уровня безопасности судоходства.
Предложенные изменения в Правила включают:
— введение ограничений по размерам для контейнеровозов;
— введение ограничения относительно плавания в темное время суток по осадке судов (более 10 м для БДЛК и 7 м для ХМК);
— сокращение срока подачи заявок на лоцманское проведение с 48 ч. до 8 ч.;
— восстановление права капитанов определенных категорий судов на безлоцманское проведение судов.

Контроль за проведением техосмотра транспортных средств

Контроль за проведением техосмотра транспортных средств
Постановление КМУ от 10.12.2008 г. № 1067
Об утверждении Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением уполномоченными субъектами хозяйствования требований к проведению проверки технического состояния колесных транспортных средств во время государственного технического осмотра
Извлечения
Контрольные функции возложены на департамент ГАИ МВД и др. законодательно определенные органы.
Контроль осуществляется за:
— достоверностью документов, представленных хозсубъектом для получения полномочий на проведение техосмотра ТС;
— соответствием территории пункта техконтроля, производственных помещений и оборудования хозсубъекта условиям проведения техосмотра;
— соблюдением порядка проведения техосмотра;
— объективностью проведения техосмотра, достоверностью оформления его результатов, учетом и выдачей протоколов проверки техсостояния ТС и передачей информации в базу данных ГАИ.
Если у органа контроля будут основания считать, что проверка техсостояния ТС проведена необъективно, по его письменному обоснованному требованию хозсубъект безвозмездно должен провести повторную (контрольную) проверку.
Контроль осуществляется путем проведения плановых или внеплановых проверок.
Плановая проверка проводится комплексно в соответствии с годовым планом с периодичностью в зависимости от степени риска деятельности хозсубъекта по его местонахождению. Департамент ГАИ не позднее чем за 10 дней письменно уведомляет хозсубъекта о дате и времени проведения плановой проверки.
Внеплановая проверка может проводиться как комплексно, так и одним органом в пределах его полномочий. Комплексная — по общему решению руководителей контролирующих органов.
Если проверку проводит комиссия, в состав которой входят представители нескольких органов, ее руководителем назначается представитель ГАИ. Решение о проведении комплексной внеплановой проверки принимает департамент ГАИ по представлению др. органов. В случае проведения внеплановой проверки одним органом о ее начале, выявленных нарушениях и их устранении орган информирует ГАИ.
Внеплановая проверка проводится в случае:
— установления факта необъективной проверки хозсубъектом техсостояния ТС;
— нарушения требований к оформлению результатов техосмотра;
— отсутствия в базе данных ГАИ информации о результатах техосмотра ТС после выдачи протокола проверки или передачи в базу данных ГАИ недостоверной информации о результатах осмотра;
— совершения ДТП, причиной которого явилась техническая неисправность ТС, которая не была выявлена хозсубъектом во время проведения последнего техосмотра ТС;
— поступления в орган от физ- или юрлиц письменного сообщения о нарушении хозсубъектом требований Порядка проведения техосмотра;
— возникновения оснований для проверки выполнения хозсубъектом предписания на устранение выявленных нарушений.
Основания для прекращения полномочий хозсубъекта на проведение техосмотра ТС:
— выявление на протяжении полугодия более 3 фактов проведения необъективной проверки;
— невыполнение в установленный срок предписания на устранение нарушений;
— препятствование должностным лицам органов в проведении проверки.
Полномочия хозсубъекта прекращаются по решению департамента ГАИ, согласованному с Минтранссвязи и др. заинтересованными органами исполнительной власти. Если такое решение принято по результатам проверки, проводимой комиссией, согласование не обязательно.

Разрекламированное приобретение автомобиля в лизинг равнозначно кредиту под… 43 % годовых (Факты и комментарии)

Тарас Ткачук
Договоры в лизинговых компаниях составлены таким образом, что покупатель может потерять и сам автомобиль, и деньги, за него уплаченные
В последние недели лизинг стал среди автомобильных компаний очень модным словом. Банки если и дают кредиты, то с большой неохотой и под драконовские проценты, поэтому автолюбителям стали активно предлагать брать машины в лизинг (финансовый лизинг — это фактически долгосрочная аренда с правом выкупа).
Как поясняют продавцы, для обычных покупателей лизинг от кредита отличается лишь тем, что владельцем машины все время, пока вы будете за нее расплачиваться, остается лизинговая компания, и лишь после получения последнего платежа автомобиль передается покупателю. На самом деле несколько крупных украинских автомобильных компаний делают автолюбителям довольно неплохое предложение: внесите 35-50 процентов стоимости машины, говорят они, а оставшуюся сумму можете выплачивать в течение года под пару процентов годовых в гривне (естественно, вам придется при этом оплатить страховку КАСКО, оформление машины в ГАИ и т. д).
Искать подвох смысла нет: на складах у наших крупнейших автопоставщиков сейчас действительно скопилось грандиозное количество машин (более полусотни тысяч), в основном китайского производства, которые необходимо как-то распродать. В салонах разве что умалчивают лишь о том, что после выплаты автомобиля вам вновь придется ставить его на учет, вновь платить три процента стоимости машины в Пенсионный фонд… Впрочем, на таких условиях продают лишь некоторые марки машин.
Что касается других неакционных автомобилей, то условия по ним более жесткие, но, как убеждают в компаниях, вполне сравнимые с кредитом и даже более выгодные. Представитель одной из известных лизинговых компаний недавно заявил: их предложение соизмеримо с кредитом под 14-16 процентов годовых в долларах (автокредит сейчас — от 21-22 процентов в гривне, от 15- 16 процентов в долларах США). Срок выплаты в этом случае может достигать пяти лет.
В качестве плюсов лизинга называют гораздо более лояльное отношение к личности покупателя и его доходам, нежели в банках, ведь машина до полного ее выкупа остается в собственности компании. Кроме этого, лизинговая компания обещает взять на себя часть забот автовладельца — сама зарегистрирует машину, застрахует, будет проходить обязательный техосмотр.
Однако будьте осторожны! Реальные условия далеки от обещанных.
Для примера мы попытались заключить с лизинговой компанией договор на легковой автомобиль ценой около 70 тысяч гривен с объемом двигателя 1,5 литра (Chevrolet Aveo). Нам предложили внести 25 тысяч гривен предоплаты.
Остаток нужно выплачивать ежемесячно по убывающей в течение пяти лет.
Первый платеж — порядка трех тысяч гривен.
Проценты в договоре не указаны, однако, проводя аналогию с кредитом, можно сказать, что ставку нам назначили где-то в… 43 процента годовых. Правда, на компанию легли страховка КАСКО (автогражданку нужно почему-то покупать самим), оформление автомобиля в ГАИ и другие платежи.
Но даже если учесть все это, ставка составит порядка 37 процентов. При этом компания согласно договору имеет право увеличивать размер платежей, если банк, где она берет деньги, изменит свою кредитную политику или изменится ситуация на денежном рынке. Не согласны — можете выкупить автомобиль по остаточной стоимости, плюс два следующих платежа, плюс все издержки компании по досрочному погашению кредита банку.
Идти на такой риск или нет — выбирать каждому.
Банковский рынок Украины

В системе техосмотра транспортных средств Украины нововведение

24 ноября о нововведении в системе техосмотра в 2009 году ЗИК сообщила руководитель пресс-службы управления ГАИ во Львовской области Светлана Добровольская. По ее словам, техосмотр транспортного средства будет проводиться по месту постоянной или временной регистрации. По результатам проверки в станциях технического осмотра владельцам транспортных средств предоставят протокол технического состояния транспортного средства, который будет заверен подписью и печатью, отметила Светлана Добровольская. Также она сообщила, что работники Госавтоинспекции предоставляют талон о прохождении техосмотра на транспортное средство. Светлана Добровольская отметила, что в том случае, если владелец покажет не все документы или не будут оплачены штрафы за нарушение правил дорожного движения, техосмотр проводиться не будет. Владельцы транспортных средств этого года выпуска получат талоны без предварительной проверки технического состояния. Если транспортное средство перерегистрировано на нового владельца, то он в десятидневный срок должен пройти регистрационный техосмотр в подразделениях ГАИ, заметила она. Светлана Добровольская рассказала, что техосмотр тех транспортных средств, которые предназначены для перевозки пассажиров, проводится два раза в год.
Один раз в год будут проверяться те транспортные средства, которые предназначены для перевозки грузов с максимально разрешенной массой до 3,5 тонн, отметила она. Перечень документов, необходимые для проведения техосмотра транспортного средства: удостоверение водителя, медицинская справка, полис обязательного страхования гражданской правовой ответственности, квитанция об уплате налога владельцев транспортного средства, разрешение на установление и использование специальных звуковых и сигнальных устройств, если оно используется. В 2009 году техосмотр должны проходить те транспортные средства, год выпуска которых заканчивается на непарную цифру, сообщила Светлана Добровольская.
http://www.zik.com.ua

Служба страхования 611: ГАИ должно воспитывать высокую культуру поведения на дорогах

Одна из задач Государственной автоинспекции — воспитывать у владельцев транспортных средств высокую культуру поведения на дорогах, в том числе — культуру ответственности перед участниками дорожного движения, считает председатель правления Службы страхования 611 Юрий Калениченко.
Демократия — это, в первую очередь, персональная ответственность любого гражданина за то, что он делает. Но у нас в обществе, к сожалению, пока еще на культурном уровне не сформировано понятие ответственности как таковой.
Человек управляет автомобилем, который является источником повышенной опасности, но, при этом не считает обязательным защитить права других участников дорожного движения путем приобретения полиса ОСАГО. Таким образом, говорит Юрий Калениченко, понятие демократии у нас подменяется понятием либерализма, что провоцирует безответственность. И такое положение дел поддерживается на государственном уровне.
По словам председателя правления Службы страхования 611, инспекторы ГАИ отстаивают требования законодательства, предупреждая нарушения в сфере дорожно-транспортного движения: они следят за тем, чтобы водители не превышали установленную скорость движения, пропускали пешеходов на переходах, выполняли указания дорожных знаков и т. д. В то же время, в ГАИ отказываются массово проверять наличие у владельцев транспортных средств полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (делают это только в четырех случаях: при оформлении административных дел за нарушение водителями ПДД, при оформлении ДТП, при прохождении техосмотра и при регистрации/перерегистрации ТС). При этом инспекторы оправдывают свое бездействие якобы демократическими принципами в работе.
Таким образом, государство в лице соответствующей службы либерально по отношению к водителям и не стремится воспитывать у них ответственность за безопасность и защиту всех участников дорожного движения. Если бы инспекторы ГАИ на протяжении месяца-двух, а возможно, и года проверяли у владельцев транспортных средств наличие полисов ОСАГО, со временем их наличие у водителей стало бы таким же привычным, как водительского удостоверения или свидетельства о регистрации автомобиля, — считает Юрий Калениченко. — Такая практика способствовала бы привитию у водителей более высокой культуры поведения на дорогах и ответственности перед другими участниками дорожного движения.

Угнали машину? Предъяви ключи! — А лучше вообще без аварий!

Наличие полиса КАСКО еще не означает, что клиент быстро получит деньги от страховщиков.
Сейчас для украинских страховых компаний настали тяжелые времена. Продажи автомобилей в кредит снизились, а вместе с этим уменьшились поступления от полисов КАСКО, которые были обязательным атрибутом любого автокредита. А тут еще и Нацбанк со своим постановлением, которое запрещает коммерческим банкам досрочно выдавать депозиты. Это отразилось на бизнесе страховщиков, которые, как и простые граждане, не могут снять с депозитов свои деньги, чтобы рассчитаться с клиентами. В таких условиях клиенты некоторых СК, скорее всего, столкнутся с занижением суммы, затягиванием выплат, а иногда и вообще с отказом компенсировать убытки. Что же нужно знать о страховании КАСКО, чтобы бороться за свои права?
Стоянка и комплектность
Первое, на что стоит обратить внимание, — это ваш договор со страховой компанией. В нем может быть много интересного. Например, некоторые компании требуют, чтобы машина ночью хранилась на охраняемой стоянке, естественно, была оборудована сигнализацией и у владельца после угона на руках остались оба комплекта ключей и документы на автомобиль. Иначе вас могут принять за мошенника и отказать в выплате. Или попросту обвинят в халатности, сказав, что вы спровоцировали угон, оставив ключи в замке зажигания.
Обязательно стоит изучить пункт договора, который регламентирует ночную стоянку автомобиля, и разобраться, что страховщики понимают под словом угон. Бывают случаи, когда воровство автомобиля в СК называли грабежом и отказывались возмещать убытки. Поэтому нужно, чтобы в тексте договора была формулировка любое противозаконное завладение третьими лицами.
Если вы страхуете дополнительное оборудование, то тоже внимательно читайте условия возмещения. Например, вам разбили боковое стекло и выдрали магнитолу. Чаще всего купить новую музыку дешевле, чем заменить стекло.
Вы приходите в страховую, а они просят предъявить съемную панель от магнитолы. Если у вас ее нет, значит, по мнению СК, вы сами спровоцировали воров и выплаты вам не положены. Всегда забирайте переднюю панель магнитолы с собой!
Оценщики считают как хотят
При определении суммы ущерба страховые компании чаще всего пользуются услугами своего оценщика. Не будем объяснять, в чью сторону он будет считать. Иногда приходится докладывать 10-15% от суммы ремонта из собственного кармана.
В этом случае есть смысл обратиться к независимому оценщику, услуги которого придется оплатить из собственного кармана. Зато он посчитает по реальным ценам. Главное — предусмотреть такую возможность в договоре.
И еще — по возможности выбирайте тариф, в котором не учитывается износ автомобиля. Ведь при ремонте вам будут ставить новые детали, а если в договоре предусмотрена уценка, то оценивать разбитое будут как старое.
Разницу придется оплатить самостоятельно.
Будьте внимательны зимой
Итак, давайте разберемся, когда СК может отказать в выплате. Во-первых, если не поставить компанию в известность о случившемся страховом случае. В договоре оговаривается срок, в течение которого это необходимо сделать.
Естественно, клиент может опоздать по объективной причине, например, он в больнице, поэтому постарайтесь оговорить эти условия в договоре, иначе придется доказывать уважительную причину уже в суде.
Второй вариант — вы были пьяны. В этом случае страховая откажет на сто процентов.
В случае грубого нарушения Правил дорожного движения, например, сознательного выезда на полосу встречного движения или проезда перекрестка на красный свет, выплаты могут сократиться. Поэтому ни в коем случае не подписывайте документы, где вы признаете свою вину. И тем более не покидайте место происшествия.
В некоторых договорах оговариваются условия езды зимой. Страховые компании требуют, чтобы машина была обута в зимнюю резину. А в некоторых договорах оговаривается отказ в выплате, если ДТП случилось из-за гололеда.
Проблемы с кредитом
Несколько неожиданностей может подстерегать тех, кто купил машину в кредит.
В некоторых договорах встречается пункт, согласно которому максимальная сумма возмещения не может превышать сумму задолженности заемщика перед банком по основной сумме кредита по застрахованному транспортному средству на момент страхового случая.
Из этого пункта следует, что если кредит на автомобиль будет погашен клиентом до наступления страхового события или на этот момент задолженность по кредиту окажется маленькой, владелец либо вовсе ничего не получит (в первом случае), либо сумма возмещения будет копеечной (во втором случае) и уж точно не превысит текущей задолженности клиента перед банком.
СПРАВКА КП
Что делать при ДТП
Вызывайте ГАИ. Узнайте всю информацию о вашем товарище по несчастью — номер автомобиля, паспортные данные, наличие страховок.
После завершения осмотра места происшествия сотрудниками ГАИ и составления протокола стоит потребовать копию схемы ДТП и попросить участников ДТП и представителя ГАИ поставить на ней подписи.
После этого не откладывайте визит в страховую компанию. Ведь согласно договору заявление нужно подать в течение трех дней.
КСТАТИ
Когда еще отказывают в выплатах
Все страховые компании в договоре предусматривают отказ в выплате, если:
повреждения авто наступили вследствие гниения, коррозии и природных факторов;
если автомобиль хранился в неблагоприятных условиях (например, на него капала кислота);
если автомобиль не прошел обязательного техосмотра или использовался в аварийном состоянии;
если клиент совершил бегство с места происшествия.

Автогражданка стала по-настоящему обязательной

В жизни случается множество неожиданностей, особенно когда ты за рулем. Ситуация на украинских дорогах оставляет желать лучшего, тем не менее многих неприятностей можно избежать, приобретя страховку. Тем более что сейчас наличие страхового полиса становится обязательным условием передвижения.
Правила старые, штрафы новые
24 сентября Верховная Рада увеличила штраф за отсутствие полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) с 17 до 425-850 гривен. Согласно Закону Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения № 1061-5, парламент установил, что отсутствие у водителя полиса ОСАГО влечет за собой наложение штрафа в размере 25-50 необлагаемых налогом минимумов. Ранее сумма штрафа составляла 0,5-1 необлагаемый налогом минимум. В МВД уверены, что такое значительное увеличение суммы штрафов поможит уменьшать количество жертв ДТП на 15% ежегодно. При этом эксперты говорят, что теперь украинским водителям будет гораздо выгоднее купить страховку, которая защитит их от неприятных ситуаций в дороге, чем каждый раз оплачивать штраф.
— Сумма штрафа за отсутствие полиса равнозначна (а в некоторых случаях и больше), стоимости самого страхового полиса,- говорит председатель Наблюдательного совета HACK Оранта Олег СПИЛКА. Учитывая то, что, не имея полиса, штраф можно оплачивать не единожды, выгоднее и спокойнее купить страховку. Тем более что если при техосмотре водителю выпишут штраф за отсутствие страховки, он сможет его пройти, только оплатив этот штраф.
ОСАГО — это выгодно
Участники рынка отмечают, что на сегодня украинские водители еще не привыкли к цивилизованному способу решения проблем, возникающих на дороге. До сих пор многие уверены, что, отказываясь от страховки, они ничего не теряют. Однако стоит помнить, что в первую очередь выгоду от полиса ОСАГО приобретает сам водитель, которому не нужно больше волноваться о последствиях возможного происшествия в пути.
— Автомобиль является объектом повышенной опастности. Когда идет речь о нанесении ущерба жизни и здоровью, собственник автомобиля несет ответственность даже тогда, когда он не виновен. Конечно, главную выгоду при обязательном страховании приобретает потерпевший, который получает возмещение раньше всех, — говорит Олег Спилка.-Тем не менее это не означает, что у застрахованного совершенно нет выгоды, так как он страхует свои риски и угрозу больших финансовых потерь. Если собственник недорогого авто не намеренно, а из-за невнимания создал серьезное ДТП и нанес ущерб на суммы, которые гораздо выше стоимости его автомобиля и жилья, он никогда не сможет расплатиться с потерпевшими. Поэтому при наличии страховки жизнь этого водителя не будет разрушена в одночасье, даже если он является единственным виновником такого ДТП.
Подготовил Сергей АНТИПОВ.
БУДЬ В КУРСЕ!
Закон вступает в силу в ноябре
Эксперты советуют не затягивать с приобретением полиса ОСАГО, так как закон о его обязательном наличии вступает в силу в ноябре, и прогнозируют массовые проверки на дорогах со стороны ГАИ. Впрочем, не стоит покупать страховку в спешке у первой попавшейся компании. Сперва следует проверить уровень ее выплат.
По данным Моторного транспортного страхового бюро Украины, за первое полугодие 2008 года лидером как по количеству проданных полисов, так и по сумме выплаченного страхового возмещения событий на дорогах является HACK Оранта. Рейтинг Forinsurer.com свидетельствует о том, что Оранта является лидером по страховым выплатам, которые по итогам 2007 года составили 240 млн грн. При этом выплаты Оранты по ОСАГО составили 28,189 млн грн., что вывело компанию на первое место среди украинских страховщиков.
Кроме уверенности в страховой выплате, занятой клиент может рассчитывать на то, что страховой агент Оранты бесплатно доставит полис в любоеудобное для него время и место.

Обязаловка подорожает

Повышение штрафов, утвержденное народными депутатами новым законом о дорожном движении неделю назад, до конца года выльется в стремительный рост продаж полисов автогражданки. Страховщики не сомневаются в том, что водители скорее потратят 400 гривен на ОСГПО, чем станут выкладывать за каждое нарушение, зафиксированное работником ГАИ, от 425 до 850 гривен.
Именно маленькие штрафы за отсутствие полиса гражданской ответственности, по мнению страховщиков, были главной причиной низких продаж автогражданки: такое правонарушение сегодня обходится водителям всего лишь в 17 грн. Потому большинство из них покупают страховки лишь раз в два года: наличие полиса — обязательное условие для прохождения техосмотра либо регистрации в МРЭО. Для таких целей вполне достаточно дешевых краткосрочных страховок (рассчитанных на 15 дней). Они, по нашим оценкам, составляют до 50% всех проданных полисов автогражданки, — рассказала в интервью ДС вице-президент страховой компании АСКА Елена Машаро.
После вступления в силу нового закона о правилах дорожного движения (N1061- 5), принятого Верховной Радой 24 сентября, ситуация изменится: правоохранители рассчитывают, что Президент подпишет его до конца октября, и документ вступит в силу на протяжении ноября. Штрафы за отсутствие обязательной страховки будут более чем в два раза превышать ее стоимость.
Поэтому водители перестанут отказываться от автогражданки либо покупать краткосрочные полисы и рисковать быть пойманными работниками ГАИ с просроченными страховками, — отметил в беседе с ДС генеральный директор страховой компании Вексель Василий Фурман.
По подсчетам экспертов, на протяжении октября-января количество водителей с долгосрочными ОСГПО вырастет с 40 до 80% всех страховок. Общее же число автолюбителей с автогражданками увеличится с 32,7 до как минимум 70%.
Как только гаишники начнут штрафовать автовладельцев, автогражданка может охватить до 70-90% водителей — считает председатель правления компании Украинская страховая группа Павел Нельга. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро, на 1 июля в Украине было зарегистрировано более 11,3 млн автотранспортных средств, но при этом заключено лишь 3,7 млн договоров по страхованию гражданской ответственности и собрано премий на 703 млн грн. (выплачено по страховым случаям 232 млн грн.). По прогнозам экспертов, до конца года сборы по автогражданке должны вырасти до 3 млрд грн.
Наращивая объемы премий, страховщики будут увеличивать и выплаты по ОСГПО: по подсчетам экспертов, они вырастут до 70-80% сборов. Сейчас среднерыночный уровень выплат физическим лицам составляет 30-35% привлекаемых премий. Но если у компаний, осуществляющих активные продажи краткосрочных полисов, выплат практически нет, то у страховщиков, продающих годовые, они достигают 60%, — пояснила ДС Елена Машаро. Повышение убыточности в автомобильном сегменте, по прогнозам экспертов, спровоцирует уменьшение количества страховщиков, занимающихся сегодня автогражданкой, со 145 до 125 СК. Многие компании решат отказаться от работы с ОСГПО из-за повышения убыточности и перепрофилируются на другие виды, — подчеркнул в разговоре с ДС президент компании Дженерали Гарант Юрий Лахно. Другие финансисты предупреждают об еще более мрачных перспективах.
С введением новых штрафов и увеличением объемов рынка убыточность увеличится. Мы прогнозируем средний размер выплат на уровне 65% от собираемых премий. Учитывая, что сумма, равная не менее 30% сборов, уходит на развитие сети и операционные расходы, реальный заработок СК составит в лучшем случае 5%, — рассказывает Павел Нельга. Если же у кого-то из членов МТСБУ убыточность превысит 70%, компания окажется на грани банкротства. Я не исключаю, что в течение трех лет активного действия страхования автогражданской ответственности не менее четверти из входящих в МТСБУ компаний могут обанкротиться, — предупреждает г-н Нельга. В случае банкротства СК выплаты на себя возьмет Моторное бюро.
Оставшиеся же на рынке страховщики будут стараться всеми правдами и неправдами увеличить свои доходы. Из-за роста убыточности актуальным станет вопрос повышения корректирующих коэффициентов, применяемых в расчете стоимости автогражданки. Сейчас большинство компаний работают на нижней границе коэффициентов, утвержденных действующим законодательством, и потому в ряде городов данный вид страхования скоро может стать катастрофически убыточным, — рассказала ДС г-жа Машаро. Пересмотр коэффициентов выльется в повышение средней стоимости автогражданки в стране: эксперты уверены, что СК откажутся от минимальных тарифов.
Например, стоимость полиса в Киеве для водителя с трехлетним стажем и авто с объемом двигателя 1,6 л сегодня колеблется в пределах 351,83-411 грн. в год. Напомним, что Законом Об ОСГПО предусмотрена единая система расчета стоимости автогражданки: базовый тариф составляет 291 грн. и увеличивается либо уменьшается в зависимости от водительского стажа, объема двигателя автомобиля, территории его эксплуатации и количества человек, имеющих право на управление машиной (корректирующие коэффициенты, например, для столицы составляют 1,5-1,8).
Впрочем, рост цен на страховки — не единственная плохая новость для водителей в этом году. Вслед за повышением спроса на автогражданку эксперты ожидают активизации мошенников. Мы уже сталкивались с продажами поддельных полисов. Их покупают люди, пытающиеся сэкономить. Бороться с этим следует, вводя жесткие санкции за подделку, — сказал ДС Юрий Лахно.
Предполагается, что аферисты станут действовать по обкатанной схеме: липовые страховки на 20-30% дешевле стандартных цен под видом специальных акций СК доверчивым и экономным водителям будут предлагать граждане, выдающие себя за страховых агентов. Такие поддельные страховки, может, и помогут при общении с гаишниками, которые не отличат их от подлинных, но окажутся абсолютно бесполезными в случае ДТП. По прогнозам экспертов, удельный вес подделок в ОСГПО на протяжении 2008-2009 гг. вырастет с 0,5 до 2%.