Архив метки: таможня

Регистрационные данные нормативно-правовых документов

Регистрационные данные нормативно-правовых документов
Вступили в силу
14.12.2008 г.:
— Новые Тарифы на ж/д перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении Восток—Запад (Приказ Минтранссвязи от 18.08.2008 г. № 1037).
Новый график и новые тарифы для международного сообщения (кроме сообщения с государствами СНГ и Балтии) вводятся (или подтверждаются действующие) каждый год со второго воскресенья декабря.
Тарифы повышены только в вагонах второго класса в среднем на 15%.
Тарифы на перевозку пассажиров в страны дальнего зарубежья дифференцированы в зависимости от расстояния поездки, категории поезда и вагона и выражены в EUR.
Для расчетов применяется курс EUR к грн., объявленный НБУ на предпоследний день каждого месяца, который принимается, начиная с 1 числа каждого месяца. В случае значительного повышения (снижения) курс может учитываться чаще, но не более 4 раз в месяц. Значительным отклонением курса как в сторону повышения, так и снижения считается отклонение от предыдущего объявленного на 2—2,5%.
Тарифы на перевозку пассажиров в сообщении с государствами СНГ и Балтии (страны ближнего зарубежья) будут рассчитываться в швейцарских франках.
Тарифы, установленные для международного сообщения Восток—Запад, являются предельными и применяются при расчете стоимости билета за проезд пассажиров по территории, за перевозку багажа и стоимости плацкарты в спальных вагонах Украины (за весь путь следования). Тарифы на перевозку пассажиров дифференцируются в зависимости от расстояния поездки, категории поезда и вагона.
Стоимость билета для детей возрастом 4—12 лет составляет 50% стоимости билета для взрослого пассажира, а стоимость плацкарты равняется стоимости плацкарты для взрослого пассажира.
Льготы и скидки в международном сообщении Восток—Запад устанавливаются согласно международным соглашениям.
19.12.2008 г.:
— Изменения в Порядок проведения конкурса на право аренды госимущества (Приказ ФГИУ от 19.11.2008 г. № 1384);
— Изменения в дополнительную информацию, указываемую в гр. 31 ГТД (Приказ ГТСУ от 26.11.2008 г. № 1326).

Читать далее Регистрационные данные нормативно-правовых документов

Вводятся новые правила ввоза товаров в Украину

Новые правила ввоза товаров в Украину вводятся с 1 января 2009 года, сообщает пресс-служба Государственной таможенной службы Украины.
Автотранспортные средства, ввозящие товары Украину с любыми целями, кроме транзита, не будут допускаться в украинскую часть пункта пропуска, если в Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС Гостаможслужбы) будут отсутствовать электронные копии предварительных сообщений (ПС) и предварительных таможенных деклараций (ПД), предоставленных украинским получателем на эти товары.
В случае отсутствия в ЕАИС Гостаможслужбы электронных копий ПС или ПД, а также соответствующих записей в товаросопроводительных документах товары не будут пропускаться, а транспортные средства будут возвращаться на сопредельную сторону с выдачей Карточки отказа в принятии таможенной декларации, оформлении или пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины.
http://bin.com.ua

Банки используют средства рефинансирования для покупки валюты

В Секретариате Президента Украины считают, что коммерческие банки продолжают использовать средства рефинансирования для работы на валютном рынке. Как передает УНИАН, об этом сегодня на брифинге заявил руководитель Главной службы социально-экономического развития Секретариата Президента Украины Роман Жуковский.
Он сообщил, что при принятии регуляторных решений в отношении работы банков Национальный банк Украины не учел предложения Президента Украины Виктора Ющенко, в частности, предложение о рабочей группе, в которую бы вошли специалисты крупнейших банков, Гостамослужбы и Госфинмониторинга для проведения постаудита заявок на покупку валюты на межбанке.
У нас сегодня есть существенное несоответствие объемов спроса, которые подаются на рынок, и объемов валюты, которая фактически пересекает границу.
Таким образом, имеют место существенные спекуляции, — отметил Жуковский.
Он также отметил, что банки продолжают использовать средства рефинансирования для покупки валюты на межбанке, что негативно отражается на курсе национальной валюты.
Есть определенная зависимость между объемами рефинансирования, которые предоставляются Нацбанком, и валютообменным курсом. Поэтому у нас есть подозрение, что все-таки существует механизм, в соответствии с которым часть средств, которые предоставляются банкам в виде рефинансирования, попадает на валютный рынок, и создает таким образом давление на курс, — сказал Жуковский.
По его мнению, сегодня необходимо принять ряд мер, которые бы ограничили возможности для спекуляций на валютном рынке.
Так, по словам Жуковского, в отношении несостоявшихся контрактов банки должны продавать валюту по тому курсу, по которому они ее купили, независимо от того, контракт проводится с использованием собственных средств или средств кредита.
То есть, это может быть одним из механизмов, через которые рефинансирование попадает на валютный рынок, — считает Жуковский.
Кроме того, по мнению Секретариата, Нацбанк должен проводить рефинансирование комбанков только на уровне, необходимом для осуществления платежей, и ни копейкой более.
Сегодня банк предоставляет залог, и в зависимости от того, как этот залог Национальный банк принимает, он может получить рефинансирование, независимо от того, какая реальная необходимость у него в средствах для того, чтобы проводить платежи, — сказал Жуковский.
По его словам, данные меры помогут стабилизировать ситуацию на валютном рынке и определить уравновешенный курс гривни.
Суть этих мер будет заключаться в удержании стабильного курса. В том числе, если их будет недостаточно, мы прогнозируем выход с интервенциями Нацбанка на протяжении какого-то периода. Думаю, что на протяжении уже двух недель (в случае принятие указанных выше мер), мы будем иметь реальное понимание того, удалось ли удержать уравновешенный курс, действительно ли эти дополнительные меры удержали спекулянтов и не пускают их на рынок, достаточно ли их и можем ли мы удерживать такой курс интервенций, не теряя резервы, — отметил представитель СП.
В среду, 17 декабря, на украинском межбанковском валютном рынке продолжился галопирующий рост цен на американскую валюту.
ГлавРед
Президент готовит план спасения гривни
Президент Украины Виктор Ющенко обеспокоен ускорением девальвации гривни и готовит план действий по улучшению ситуации на валютном рынке, сообщил руководитель главной службы социально-экономического развития секретариата президента Роман Жуковский на брифинге в среду.
По его словам, глава государства запросил дополнительную информацию и перенес на 18 декабря совещание с главой Национального банка Украины (НБУ) Владимиром Стельмахом и министром финансов Виктором Пинзеником.
Думаю, что по результатам его разговора завтра с утра (с главами НБУ и Минфина) будет выработан четкий план действий, и уже в ближайшее время мы сможем увидеть его реализацию, — сказал Жуковский.
Руководитель главной службы социально-экономического развития секретариата президента отметил, что в среду гривня преодолела очередной психологический уровень — 9 гривен за 1 доллар.
Произошел очередной срыв курса. (…) Сегодня мы на валютно-обменном рынке уже преодолели уровень 9 грн (за доллар), как минимум, по заявкам, которые выставляются на покупку валюты, — констатировал он.
Как сообщалось, курс гривни на межбанковском валютном рынке в среду во второй половине дня снизился до 9,45 гривен за 1 доллар, что на 13,2% меньше финального уровня торгов во вторник (8,35 гривен за 1 доллар): в начале торгов котировки находились на уровне 8,20-8,50 гривен за 1 доллар, а во второй половине дня рухнули к 9,40-9,50 гривен за 1 доллар. На наличном рынке курс продажи валюты в среду также достиг 9,5 гривен за 1 доллар. Курс гривни на межбанке с начала текущего года снизился на 87% — до 9,45 гривен за 1 доллар, тогда как за 2007 год он снизился на 0,2% — до 5,0540 гривен за 1 доллар. С начала года официальный курс гривни снизился на 53,2% — до 7,7383 гривен за 1 доллар.
Жуковский подчеркнул, что НБУ учел не все предложения президента, которые высказывались ранее.
В частности, по его словам, не было учтено предложение о создании рабочей группы из специалистов банков, таможенников и специалистов Госфинмониторнга по проведению аудита использования покупаемой валюты.
У нас на сегодня есть существенное несоответствие объемов спроса, который предоставляется рынку, и объемов импорта, который фактически пересекает границу. Таким образом, имеют место существенные спекуляции, — пояснил Жуковский.
Кроме того, по его словам, рефинансирование НБУ продолжает оказывать давление на курс. У нас есть подозрение, что все же есть механизм, согласно которому часть средств, предоставляемых банкам в виде рефинансирования, попадает на валютный рынок, — отметил руководитель главной службы социально-экономического развития секретариата президента.
Жуковский также подчеркнул, что значительное влияние на курс оказывает бюджетная политика.
По его мнению, при курсе 7,5 гривен за 1 доллар невозвраты по валютным кредитам составят 25% от их общей суммы, а при 9,5 гривен за 1 доллар можно смело прогнозировать и 60% невозврата. При этом он сообщил, что в настоящее время 20% ипотечных кредитов в иностранной валюте уже просрочено: ситуация будет ухудшаться с каждой копейкой девальвации.
По его словам, эксперты секретариата президента рекомендовали главе государства предложить НБУ ряд мер по отсечению спекулятивного спроса на валюту. В частности, обязать покупателей валюты продавать ее по курсу покупки, если импортные контракты не состоялись, в том числе по контрактам, заключенным на основании кредитных соглашений.
Кроме того, отметил Жуковский, целесообразно дальнейшее сжатие рефинансирования — до минимального уровня. При этом предлагается предоставлять кредиты рефинансирования только при наличии реальных потребностей банков в средствах.
Думаю, что уже в течение двух недель мы будем иметь реальное понимание того, действительно ли мы получили равновесный курс, — предположил Жуковский.
При этом он отметил, что для поддержания стабильности курса интервенции Нацбанка могут быть лишь в незначительных объемах.
По словам Жуковского, в кризисный период курс несколько раз выходил к уровню, близкому к равновесному, — на уровнях 5,8 гривен за 1 доллар и 7,4- 7,5 гривен за 1 доллар, но рынок преодолевал их, и в настоящее время нащупывает новый равновесный курс.
Как предположил Жуковский, когда такой курс будет найден, его можно будет удерживать при реализации определенного комплекса мер: возможна даже незначительная ревальвация гривни.
Тогда, может, вернемся и на какой-то прежний уровень. Пока сложно прогнозировать, — отметил он.
Как сообщалось, во вторник НБУ продавал валюту под импортные контракты по курсу 7,66 гривен за 1 доллар, однако рыночные котировки по итогам дня вышли на уровень 8,30-8,40 гривен за 1 доллар. На 17 декабря запланирован аукцион НБУ по продаже долларов.
Укррудпром

Письмо ГТСУ от 5.12.2008 г. № 12/182-ЕП

Письмо ГТСУ от 5.12.2008 г. № 12/182-ЕП
Обнародованы Программа проведения экзаменов у лиц, желающих получить квалификационное удостоверение представителя таможенного брокера, и Положение о порядке организации и правилах проведения экзаменов у лиц, желающих получить квалификационное удостоверение представителя таможенного брокера, в учебных заведениях ГТСУ.

Таможенные брокеры Украины предупреждают о возможности забастовки с 1.01.2009 г.

Таможенные брокеры Украины предупреждают о возможности забастовки с 1.01.2009 г.
Забастовка возможна в случае, если ГТСУ не отменит приказ Об утверждении временного порядка деятельности таможенных брокеров и их представителей. Об этом 16.12.2008 г. сообщил директор Ассоциации таможенных брокеров Украины Н. Мироненко.
Вопреки законам Украины ГТСУ, нарушая все каноны, возможные допустимые нормы, нарушает законодательство Украины по вопросам регулирования деятельности таможенных брокеров и в конце ноября издает приказ, которым по сути осуществляет рейдерское нападение на целую отрасль, — сказал Н. Мироненко. По его словам, утвержденный ГТСУ порядок не согласован ни с Минюстом, ни с Минфином. Этим документом установлены очень жесткие правила допуска брокеров к таможенным операциям. В частности, в соответствии с новым порядком, отменяется выдача лицензий таможенным брокерам, а для осуществления деятельности по декларированию товаров необходимо получить свидетельство. Обязательным условием получения свидетельства определено наличие в штате брокера представителя, который имеет свидетельство, выданное после сдачи квалификационного экзамена, сообщает Интерфакс-Украина.
Кроме того, по словам главы общественного совета при Днепропетровской таможне А. Шевченко, нововведение создает ситуацию, когда из-за грамматической ошибки одного из своего сотрудников предприятие может быть лишено права на осуществление таможенных операций. А это, добавил он, лишение работы около 20 человек с предприятия, что в условиях кризиса никак не будет содействовать улучшению ситуации в стране.
По словам Н. Мироненко, ГТСУ не идет ни на какие переговоры с таможенными брокерами. Мы имеем все основания считать, что действия, которые происходят в середине ГТСУ, имеют вполне направленный характер. Во-первых, ГТСУ в мае месяце создает госпредприятие Украинский грузовой комплекс, ему предоставляет немалые полномочия, и уже сейчас поступают из регионов в т.ч. из Киева сигналы о том, что представители этого госпредприятия ходят, требуя средства у собственников терминалов таможенных складов, — сказал Н. Мироненко, добавив, что речь идет о достаточно больших суммах. В связи с этим, по его словам, 10.12.2008 г. прошло всеукраинское собрание руководителей и представителей предприятий таможенных брокеров, на котором было принято решение требовать от ГТСУ продолжить выдачу лицензий таможенным брокерам, рекомендовать таможенным брокерам Украины игнорировать изданный приказ ГТСУ, обжаловать эти изменения в суде, а также в случае, если ситуация не изменится, начать забастовку брокеров с 1.01.2009 г.
Также Н. Мироненко сообщил, ассоциация уже обратилась в Киевский окружной административный суд с иском, в котором требует отменить приказ таможенной службы как такой, который не отвечает законодательству Украины. Иск уже принят к рассмотрению.

Приказ Минтранссвязи совместно с ГТСУ 18.09.2008 г. № 1019/1143 Об утверждении инструкций о взаимодействии должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенные процедуры в международном железнодорожном сообщении, и работников железных дорог Украины

Приказ Минтранссвязи совместно с ГТСУ 18.09.2008 г. № 1019/1143 Об утверждении инструкций о взаимодействии должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенные процедуры в международном железнодорожном сообщении, и работников железных дорог Украины
(Зарегистрирован в Минюсте 4.12.2008 г. под №№ 1157/15848, 1158/15849)
Утратили силу:
— приказ Минтранса и ГТСУ от 10.11.1998 г. № 442/696 Об утверждении Инструкции о порядке действий таможен и железных дорог Украины при перемещении через таможенную границу Украины багажа и грузобагажа в багажных вагонах пассажирских и почтово-багажных поездов;
— приказ ГТСУ и Минтранса от 30.03.2001 г. № 231/174 Об утверждении Порядка взаимодействия таможен и железных дорог Украины при перемещении через таможенную границу товаров и других предметов в грузовых железнодорожных поездах.
Вступает в силу через 45 дней со дня официального опубликования.
Утверждены Инструкции о взаимодействии должностных лиц таможен и работников железных дорог по товарам:
— перемещаемым грузовыми железнодорожными поездами — распространяется на всех физ- и юрлиц, которые перемещают через границу Украины товары (грузы) в ж/д грузовых поездах (вагонах, контейнерах) (не распространяется на военные ж/д транспортные средства, военную технику, товары (грузы), перевозимые предприятиями спецсвязи);
— перемещаемым в багажных вагонах — распространяется на юр- и физлиц, которые перемещают через границу Украины принадлежащий им багаж (грузобагаж) в багажных вагонах пассажирских поездов.
Инструкции предусматривают порядок взаимодействия должностных лиц таможен и работников железных дорог:
— при перевозке грузов/багажа под таможенным контролем;
— при проведении таможенного контроля и оформления грузов/багажа, ввозимых в Украину;
— при проведении таможенного контроля и оформления грузов/багажа, вывозимых из Украины;
— при проведении таможенного контроля и оформления транзитных грузов/багажа;
— при проведении таможенного контроля и оформления грузов в случае переадресации;
— при проведении таможенного досмотра (переосвидетельствования) грузов и транспортных средств, наложении и снятии средств идентификации;
— при проведении таможенного контроля и оформления в случае аварии или возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
— при проведении таможенного контроля и таможенного оформления в случае отцепления вагонов, а также порядок возвращения ошибочно направленных грузов.
Утвержден Перечень ж/д станций, на которых осуществляется таможенное оформление багажа и грузобагажа, перемещаемых через границу Украины, в разрезе железных дорог.

Сила и слабость организации

Сила и слабость организации
Проведенная работа и подписанный протокол не означают, что сняты все противоречия и решены все проблемы. Однако вся работа была нацелена на поиск взаимоприемлемых результатов, — заявил, комментируя эффективность встречи в Киеве, президент ОАО РЖД Владимир Якунин. Как отмечено в итоговых документах, особую озабоченность железнодорожников Содружества вызывают организационные сбои в перевозочном процессе, что особенно болезненно сказывается в международном сообщении. Имеются недоработки в организации перевозочного процесса на международном уровне, выполнении обязательств перед пользователями услуг железных дорог, а также в соблюдении норм документов, регламентирующих совместное использование грузовых вагонов и контейнеров, — констатировал Совет.
Ключевые организационные проблемы обозначил В. Якунин, выступая в качестве председателя Совета. Мы должны, наконец, прийти к такому уровню сотрудничества, при котором погрузка будет осуществляться в строгом соответствии с планом, — указал председатель, напомнив собравшимся, что внимание российского Минтранса в Киеве было обращено на проблему координации работы по перевозке грузов с использованием портовых перегрузочных мощностей. Я полагаю, там, где есть выходы к морю, все страны, все администрации сталкиваются приблизительно с одной и той же проблемой, когда вагоны используются как склады на колесах, когда пароходы подводятся с большими задержками и т.д., — заявил В. Якунин. Безусловно, проблема остается актуальной даже в условиях нынешнего спада грузопотоков. На перспективу, с восстановлением экономического роста, она может только усугубиться. В ожидании этого периода железнодорожникам предстоит выявить узкие места по всей цепочке перевозок, от станций погрузки, стыковых станций, до портов и сухопутных погранпереходов. Здесь проблем пока еще достаточно, констатировал В. Якунин. В работе наших железных дорог особую озабоченность вызывают простои на межгосударственных пограничных переходах на отдельных направлениях перевозок — фактор, содержащий большие резервы пропускной способности. Не сокращается количество отцепок по коммерческим и таможенным причинам. По-прежнему неправильно составляются, не в полном объеме предоставляются перевозочные документы, что приводит к длительным задержкам вагонов на погранстанциях, — указал президент ОАО РЖД. По данным, обнародованным Советом, за 9 месяцев наблюдалось ухудшение ритмичности месячной погрузки, в особенности в привязке к станциям назначения. Количество отцепок вагонов от поездов на межгосударственных стыковых пунктах увеличилось на 2%, в т.ч. по требованиям таможенных органов — на 42%. Последнее обстоятельство было особо выделено председателем Совета. Большие резервы по сокращению времени прохождения контрольных операций на погранпереходах кроются в неслаженной, технически и организационно несовершенной работе железных дорог, пограничных и таможенных органов, — заявил В. Якунин. — Именно по этим причинам ОАО РЖД совместно с казахстанскими коллегами приступило к работе над этими вопросами. По информации председателя Совета, 22 сентября т.г. на V форуме приграничных регионов России и Казахстана (г. Актюбинск) в присутствии глав обоих государств был подписан меморандум о сотрудничестве российских и казахстанских железнодорожников и таможенников. Я призываю все железнодорожные администрации приступить к такой же работе. И вновь обращаюсь к представителям правительств, прежде всего присутствующим здесь: нам необходимо вырабатывать какие-то правила взаимоотношений с контролирующими органами, поскольку, в конечном счете, ответственность за перевозку пассажиров несем мы, железнодорожники. В т.ч. и ответственность рублем, — указал В. Якунин. Недопустимы случаи, когда простои пассажирских вагонов достигают 4 и более часов, а затем, так ничего и не найдя, нам дают разрешение на дальнейшее следование вагонов. Я считаю, что не только железнодорожники, но и соответствующие руководители пограничных и таможенных служб должны нести ответственность за создаваемые неудобства для пассажиров. Одно дело, когда есть повод, есть причина задержки — к этому мы относимся с пониманием. Но когда, по сути, нет никакого основания, кроме ссылки на то, что а мы думали… — я считаю, такая постановка вопроса неправомерна, — темпераментно заявил В. Якунин. Все это снижает конкурентоспособность РЖД и всех железнодорожных администраций в целом. Мы просим вас, уважаемые господа министры, помочь урегулировать проблему, — обратился председатель к присутствующим на форуме министрам транспорта РФ и Украины.
Среди организационных проблем Советом выделены: задержки поездов ввиду несвоевременной подсылки локомотивов и локомотивных бригад (свыше 60% передачи поездов по стыкам приходится на вторую половину суток); невыполнение месячных норм передачи между администрациями порожних вагонов (прежде всего, остродефицитных полувагонов и крытых вагонов); недостаточный контроль использования вагонов чужой принадлежности; низкий уровень технической подготовки вагонов и некорректность оформления перевозочных документов в международном сообщении; рост объемов конвенционных запрещений. Говоря о последней проблеме, В. Якунин отметил: Количество конвенционных запрещений оказывает растущее влияние на показатели перевозок в международном сообщении вопреки тому, что Совет неоднократно рассматривал эту проблему. Мы должны принять системные меры для того, чтобы конвенционные запрещения вводились только в остро необходимых случаях, поскольку этот режим не только сокращает наши возможности по перевозке грузов, но и ухудшает конкурентоспособность железных дорог в целом, — призвал глава ОАО РЖД. По информации председателя, лидером по темпам роста количества конвенционных запрещений является Укрзалізниця, продемонстрировавшая рост в 1,8 раза за 9 месяцев. Снижение этого показателя несколькими администрациями (Молдовой, Узбекистаном, Беларусью) не обеспечивает решения проблемы в целом по сети. Еще раз обращаю внимание коллег на необходимость строгого отслеживания обязательности и необходимости введения конвенционных запрещений, — предупредил председатель.
В целом, вопросы организации перевозок стали ключевыми в ходе киевского заседания, сделавшего упор на пассажирском секторе. Совет отметил значительный объем нарушений графиков движения пассажирских поездов, правил проезда пассажиров в международных перевозках оси Россия—Средняя Азия. Перенаселенность вагонов, провоз безбилетных пассажиров и излишней ручной клади, в т.ч. незадекларированного груза — такие характеристики, напоминающие времена разрухи, перечислены в протоколе заседания. Тем не менее, в рекомендациях Совета фигурируют, главным образом, нормотворчество и организационные мероприятия. Техническая база улучшения условий для пассажиров прописана единственной скупой строкой: Усилить контроль за подготовкой в техническом отношении пассажирских составов в рейс. Особо озабочен Совет отнюдь не качеством сервиса для пассажиров, но финансовыми вопросами, конкретно — издержками администраций ввиду нарушения графика движения пассажирских поездов в международном сообщении. Признать необходимость введения экономической ответственности за передачу пассажирских поездов с нарушением графика движения по межгосударственным стыковым пунктам, — указано в итоговом документе заседания. Совет предложил ввести санкции в виде единой ставки платы за каждые 30 минут опоздания поезда. Комментируя достигнутые договоренности, гендиректор Укрзалізниці Василий Мельничук отметил: Мы нашли взаимоприемлемые решения по вопросам ответственности за нарушения графиков движения поездов. Эта проблема уже рассматривалась ранее, сейчас подход конкретизирован. Если одна сторона задерживает поезд, почему вторая должна страдать от этого?.
Тарифные реалии
Проблема баланса интересов прозвучала и в контексте формирования согласованной тарифной политики сети. Резко по этому вопросу высказалась российская сторона, указавшая на отсутствие сбалансированной политики в отношении железнодорожных скидок. По большому счету, грузовладельцев не интересует, кто и какие вводит цены на маршруте, их интересует общая сумма оплаты за перевозку, — заявил В. Якунин. — Поэтому, если мы снижаем свои тарифы, а владельцы портов, частники, соответственно, поднимают цену своих услуг, для грузовладельца становится более выгодным использовать все что угодно, до самолета включительно, только чтобы не связываться с дополнительными расходами.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся разногласия с портовиками, очевидно, железнодорожники склонны учитывать приоритетность тарифных условий перевозок на порты, что учтено в Тарифном соглашении на следующий год. Так, для РЖД в Тарифной политике СНГ на 2009 г. заложены условия перевозок из/на Иран через порты Астрахань, Волгоград, Оля; из/на страны Дальнего Востока — через порты Балтики; из/на Китай — через порты России и Латвии. Отдельно сформированы тарифные условия для транзитных перевозок грузов (универсальным подвижным составом и в контейнерах) через российские дальневосточные порты и порты Балтии. Кроме того, РЖД зафиксировали условия перевозки: хлопка из Узбекистана на Ильичевск (при условии гарантии годового объема на уровне не менее 70 тыс. т); глинозема из портов Украины на Таджикистан; сырой нефти и нефтепродуктов на порты Украины (отдельно — на Феодосийский порт); сжиженных газов производства Казахстана на порты Украины. Характерно, что в тарифные условия РЖД включена скидка на перевозки серы из Казахстана на собственное балтийское побережье (Усть-Луга). Для Украины, чьи порты также получают казахскую серу, скидки РЖД не определены. В то же время, определены тарифные условия транзитных перевозок контейнеров на/из дальневосточных российских портов направлением на украинские сухопутные погранпереходы и морские порты (включая Одесский, Ильичевский, Николаевский, Мариупольский МТП).
Со своей стороны, Укрзалізниця сформировала перечень коэффициентов на перевозку транзитом набора грузов, значимых для Украинских железных дорог. По сравнению с предыдущим годом уровень коэффициентов закладывает ценовой рост в диапазоне +50—75%, в зависимости от вида груза. Определены тарифные условия Укрзалізниці для ряда грузопотоков: российских рудных грузов на Украинский Дунай (Ренийский МТП); казахской сырой нефти и сжиженных газов, российского мазута и зерна — на порты Украины; черных металлов — на порты Большой Одессы (Одесский, Ильичевский, Южный МТП). Для Одесского порта существенным фактором явится понижающий коэффициент на перевозку транзитом сахара-сырца направлением на Россию, для Днепро-Бугского порта — коэффициент на перевозку глинозема направлением на Таджикистан, для ООО Трансинвестсервис — коэффициент на перевозку российских удобрений. Для ряда транзитных грузов определены спецставки Укрзалізниці. В этом ряду фигурируют угольные грузы, черные металлы, чугун, сера, удобрения (главным образом, направлением на отечественные порты).
Очевидно, железнодорожники Содружества внимательно отслеживают тенденции развития грузопотоков в системе железнодорожных и морских перевозок. Более того, участники Соглашения констатировали необходимость усилить координацию в системе международных перевозок на порты, считая это первоочередной задачей. Нам необходимо подумать над созданием оперативного органа, отвечающего за текущую координацию эксплуатационной деятельности при выполнении международных перевозок, связанных с использованием морских портов, — заявил глава российского Минтранса Игорь Левитин. — Эта проблематика становится все более актуальной, поскольку от решения подобных вопросов зависит бесперебойная работа всего транспортного комплекса СНГ. Его украинский коллега не был столь категоричен, однако также подчеркнул необходимость координации различных видов транспорта в сфере международных перевозок. Сегодняшние реалии, а именно — требования по улучшению условий безопасности, экологической чистоты, качества услуг делают особую ставку не только на сам железнодорожный транспорт, но и на его эффективное взаимодействие с другими видами транспорта, включая организацию комбинированных перевозок. Мы уверены, что сегодня существует острая потребность в консолидации усилий железнодорожного транспорта в международном сообщении, необходимость создания условий для эффективного функционирования отрасли в целом во всех странах Содружества, — подчеркнул Иосиф Винский. Глава Минтранссвязи сделал акцент на гибкости украинской транспортной политики, пообещав максимальное содействие международным перевозкам и прозрачность тарифов. Мы намерены развивать транспортную сеть Украины как транзитного государства, — заявил министр. — Именно поэтому нам необходимо, чтобы система железнодорожных коммуникаций работала четко, прозрачно, прогнозируемо. В соответствии с позицией нашего правительства и министерства Укрзалізниця имеет установку на максимальную конструктивность диалога. Мы будем максимально корректны в подходах и, вместе с тем, будем готовы к тому, чтобы все вопросы, которые предстоит решить, решались в максимально короткие сроки с пользой для всех участников этого совещания.
Насколько соответствуют практике слова министра, показало скорое принятие КМУ решения об открытии в Керченском морском торговом порту пункта пропуска для железнодорожно-паромных грузов и пассажирских перевозок. Как известно, железнодорожно-паромное сообщение в зоне Керченского пролива стало одним из ключевых пунктов обсуждения в ходе киевской встречи российского и украинского министров транспорта. При этом И. Левитин остался явно недовольным состоянием вопроса имущественного статуса прилегающей железнодорожной инфраструктуры, дислоцированной на украинской стороне. Открытие пункта пропуска, при всей прогрессивности шага, вряд ли можно считать этапом урегулирования спорного вопроса. Да и Тарифная политика СНГ на 2009 г. не зафиксировала интереса участников, ни российского, ни украинского, к стимулированию этого сегмента перевозок грузов, что можно считать минусом украинской стороны.
Противоположным примером активного продвижения собственных интересов можно считать позицию РЖД в вопросе развития перевозок оси Дальний Восток—Западная Европа. Так, ОАО РЖД достаточно полно сформировало тарифные условия этих перевозок на следующий год. Кроме того, в ходе заседания железнодорожные администрации России и стран Центральной Азии подписали протокол о совместных действиях в рамках т.н. Заявления об общих подходах к стратегии развития железных дорог в международном сообщении до 2020 г. — документа, подписанного осенью т.г. Комментируя достигнутые договоренности, В. Якунин указал: Выход на железные дороги Китая и привлечение международного транзита на направление восток—запад является для нас крайне перспективным делом. Для привлечения международного транзита направления восток—запад, в частности из Китая, открываются новые возможности в связи с развитием станции Забайкальск, пограничных станций в Казахстане. Совместными усилиями мы можем обеспечить дополнительный пропуск грузов, прежде всего контейнерных. К примеру, Забайкальск может увеличить пропуск до 500 тыс. контейнеров в условном исчислении. С учетом того, что ОАО РЖД установило на следующий год скидку в размере 42% для перевозок контейнерными поездами через ст. Забайкальск, эти перспективы более чем реальны.
Никакой политики?
К сожалению, украинская сторона не отличилась ни подобной активностью, ни оперативностью вопреки всем декларациям Минтранссвязи о транзитном потенциале государства. Украина по-прежнему пассивна в вопросах развития международных перевозок, уповая, главным образом, на географический фактор и заинтересованность партнеров в отечественном перевозочном ресурсе. Это отразилось и в высказываниях на форуме руководителей украинских транспортных ведомств. Основные транзитные грузы идут по Южной и Одесской железным дорогам направлением на порты. Конечно, зимой грузов добавляется, что связано с замерзанием российских портов. Мы с удовольствием принимаем эти дополнительные объемы и справляемся с их перевозками, — заявил глава Укрзалізниці Василий Мельничук. Все предназначенные нам грузы мы обязательно примем, и при этом будем стараться создавать нашим северным соседям все условия; Если будут дополнительные грузы, мы их обязательно перевезем, — таков был лейтмотив украинской стороны в ходе заседания.
Для сравнения: руководство ОАО РЖД активно ищет формы альянсов с соседями по колее, ориентируясь, к сожалению, отнюдь не на южного партнера в лице Укрзалізниці. Мы провели на Иссык-Куле встречу делегаций Азиатских железных дорог и РЖД, на которой рассмотрели весь комплекс наших взаимоотношений, от инфраструктурных проектов различных администраций до порядка пересечения границ в пунктах пропуска, — заявил В. Якунин. — Причиной явилось накопившееся количество проблем, возникающих не только и не столько из-за технологии железнодорожных перевозок, сколько на стыке взаимодействия с контролирующими органами на погранпереходах. Мы договорились отработать технологии информационного обмена, которые могли бы быть использованы нашими смежниками — органами власти, осуществляющими контроль на границе. Это заложено в будущие соглашения. Правда, глава ОАО РЖД упомянул о совместном с Украиной проекте продления на Европу широкой колеи, однако был весьма сдержан в оценках его реализуемости. Совместно с Украиной, а также с коллегами из Словакии и Австрии сегодня мы рассматриваем возможность реализации международного проекта продления широкой колеи. Это, наверное, самое новое, самое свежее, что существует и что соответствует интересам не только участников Совета по железнодорожному транспорту, но и выходит за границы стран СНГ, Балтии, Болгарии и Финляндии, — заявил В. Якунин. — Это самый интересный проект, который сегодня рассматривается, однако никаких сроков здесь пока нет, поскольку проект находится на стадии обсуждения.
Определенной оценкой российской стороной уровня сотрудничества с Укрзалізницею можно считать эмоциональное высказывание президента ОАО РЖД по пресловутому вопросу экспансии РЖД в Украине. О какой экспансии речь? Конечно, на чужой роток не накинешь платок, но это глупость! — заявил В. Якунин. — Мы создали Совет по железнодорожному транспорту, чтобы координировать наши усилия и взаимодействие в конкурентной борьбе с реальными конкурентами. У нас нет никаких предубеждений против того, чтобы с нами и на территории России работали зарубежные железные дороги, — убеждал присутствующих глава РЖД. — Мы управляем единым парком, делимся преимуществами и знаниями, в т.ч. в вопросах реформирования. Что касается остального, то я даже представить себе не могу, о чем тут может идти речь. Все это — просто ерунда. Тем не менее, В. Якунин приоткрыл некоторые детали намерений РЖД в Украине, заявив: Говоря о МТК, мы говорим, прежде всего, о принципах транспортной логистики, которые лежат в основе совершенствования взаимодействия и координации видов транспорта, о внедрении эффективных схем перевозок, в т.ч. с использованием современных информационных технологий. Возможно также создание совместных перевозочных компаний на транзитных направлениях восток—запад, север—юг. Мы уже ведем такую работу с рядом администраций и коллег. Думается, вектор устремлений РЖД определен достаточно прозрачно.
На неоднозначность экономических интересов в рамках СНГ указал в ходе заседания заместитель председателя Исполнительного комитета, исполнительный секретарь Совета глав правительств СНГ Анатолий Дронь. Несмотря на пессимистические оценки как современного состояния СНГ, так и его перспектив, Содружество развивается. При всей неоднозначности ситуации, различиях в позициях отдельных государств — а сейчас мы имеем и прецедент выхода одного из участников из соглашения по СНГ — признается, что образование и функционирование СНГ лежит в русле современных мировых тенденций глобализации и регионализации, — указал чиновник. — Можно констатировать, что важными итогами деятельности Содружества за 17 лет являются как повышение взаимной заинтересованности в развитии экономического сотрудничества, так и выработка условий цивилизованного развода. В ходе ноябрьской встречи в Кишиневе главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития наших стран — документ, который почти год разрабатывался представителями государств. При подготовке этого документа проанализированы национальные программы социально-экономического развития, сопоставлены текущие и долговременные интересы, и на этой основе определены направления, на которых консолидация совместных усилий может дать наибольший эффект. Тем не менее, к большому сожалению, должен признать, что при подписании итогового документа в Кишиневе появились оговорки со стороны отдельных государств, не приемлющих такие понятия, как унификация, общее экономическое пространство, общие рынки и пр., — констатировал А. Дронь. — Без реализации и вне учета таких понятий очень сложно достичь целей, которые поставлены в этой стратегии.
Определенной идеологической слабостью СНГ можно считать и привязку к концепции транспортных коридоров, во многом уже устаревшей. Считаю целесообразным актуализировать схему транспортных сообщений, разработанную на период до 2010 г. с учетом формируемых международных транспортных систем в части железнодорожного транспорта. Это, кстати, связано еще и с тем, что мы постоянно ведем работу по развитию транспортных коридоров и, в той или иной композиции администраций железных дорог стран СНГ, Балтии, Финляндии и Болгарии, предлагаем новые железнодорожные маршруты. В связи с этим даже осуществляем выработку совершенно новых, инновационных предложений, в т.ч. связанных с расширением пространства 1520, — заявил В. Якунин. — Схема транспортных сообщений до 2010 г., утвержденная в ходе 37-го заседания Совета по железнодорожному транспорту в феврале 2004 г., фактически представляет собой схему МТК, проходящих по железным дорогам наших стран. При актуализации этой схемы необходимо предусмотреть необходимость сбалансировать международную систему транспортных коридоров по пропускным способностям, техническому развитию, по обеспечению высокого уровня сервиса. Напомним, идея МТК подвергается обоснованной критике со стороны российского транспортного сообщества. На мой взгляд, вряд ли существует корреляция между развитием непонятных мне транспортных коридоров и объемами перевозок на конкретном направлении. Я могу привести тому много примеров. Достаточно сказать, что в тех регионах, где сегодня наиболее развиты интермодальные и контейнерные перевозки, нет никаких коридоров. Возьмем Юго-Восточную Азию; сегодня там перерабатывается 55% всех контейнеров — там нет никаких транспортных коридоров. США, которые сегодня стоят на 2—3 месте в мире по объемам контейнерных и интермодальных перевозок, ни о каких коридорах не говорят, — таково мнение генерального директора ООО Интер-Валира (Москва) Валерия Новикова.
По оценке В. Новикова, идея транспортных коридоров, родившаяся в Западной Европе лет 15—20 назад с сугубо утилитарной целью — разгрузить европейские автотрассы, захлебывающиеся от перевозок (прежде всего, контейнерных) — ныне утратила свою актуальность. И не потому, что была достигнута поставленная цель — переключить грузопотоки с автомобильного транспорта на водный и железнодорожный, вложив инвестиции в развитие соответствующих транспортных направлений. За 10 лет своих усилий они добились того, что объем перевозок на водном транспорте немного увеличился — примерно на 15%, в то время как на железной дороге он остался на том же уровне или даже немного снизился. Грузопоток же на автомобильных дорогах значительно возрос. Таким образом, задача, поставленная странами Общего рынка в области создания транспортных коридоров, выполнена не была. Лет 5 назад — может быть, больше — они перестали на эту тему говорить. А мы все продолжаем, — резюмировал В. Новиков. Близкую точку зрения обнародовало руководство Клайпедского государственного морского порта (Литва). Мы согласны на сто процентов, что маршруты грузопотоков формируются не по выдуманным коридорам, но по тем путям, где это экономически целесообразно. Однако, как известно, выделение определенных маршрутов как международных транспортных коридоров было целью Евросоюза для определения приоритетов инвестиций, — указал представитель порта. — Европейский Союз считает, что порты являются своего рода монополистами, и туда средства, в целом, не предполагаются. Что же касается другой инфраструктуры — железных и автомобильных дорог, это — приоритет Евросоюза. Инвестиции в этот сектор делаются, и делаются именно по сформированным транспортным коридорам.
Т.о., МТК можно считать схемой для определения приоритетов инвестирования. Это, по сути, подтвердил в ходе форума В. Якунин, указав: Развитие МТК предполагает координацию усилий участников по привлечению инвестиций в их техническое оснащение. Однако, как следовало из дальнейшего выступления спикера, приоритеты инвестирования пока мало связаны с формулой МТК. Мы, безусловно, знаем те проблемы, с которыми сталкивается железнодорожный транспорт, и на предыдущем заседании Совета было принято решение о направлении писем в адрес глав правительств наших стран с просьбой обратить внимание на необходимость выделения финансовых ресурсов для поддержания процессов технологического и технического обновления и совершенствования железнодорожного транспорта. И практически во всех странах это обращение было воспринято позитивно, — указал В. Якунин. Напомним, Укрзалізниця получила условия для кредитования под и вне гарантий КМУ, однако и те, и другие отнюдь не предусматривали развитие инфраструктуры в рамках МТК. Фактически, МТК остается чисто политическим понятием СНГ, где интересы участников Содружества даже не конкурируют.
Очень правильно определил задачу нашего форума Владимир Путин, указав: никакой политики, только железнодорожные интересы. Я бы сказал шире: никакой политики, только экономические интересы наших государств, — заявил А. Дронь. — Здесь, на нашем форуме, такой подход и демонстрируется, формируются ответы на вопросы, как нам более эффективно сотрудничать в экономической сфере. На всех этапах функционирования Содружества сотрудничество в транспортной сфере было и остается обязательным условием обеспечения эффективного развития экономики, — указала в приветствии форуму Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Все эти декларации как нельзя лучше иллюстрируют специфику транспортного сотрудничества СНГ — правильность исходных установок в отсутствие конкретных результатов. Отсюда — расплывчатость формулировок, принятых на вооружение Содружеством. Последний период для наших государств характеризовался развитием национальных экономик, улучшением условий экономического сотрудничества. В докладе ООН Мировое экономическое положение и перспективы — 2007 г. специалистами дан прогноз относительно того, что СНГ останется самым быстроразвивающимся регионом планеты. Этот прогноз подтверждается итогами 2007 г., а также показателями, которые мы имеем в этом году. Хотя в последнее время эти показатели по известной причине ухудшились, — такова была обтекаемость оценки современной экономической ситуации, данная представителем секретариата СНГ.
Хочу подчеркнуть, что Совет по железнодорожному транспорту является одним из наиболее востребованных и эффективно работающих в системе отраслевых органов СНГ, а их только в экономической сфере — свыше 40, — это заявление А. Дроня породило у присутствовавших журналистов смешанные чувства, вызванные мощью постсоветской бюрократии. В значительной мере благодаря вам, железнодорожникам, сохранен и успешно развивается единый транспортный комплекс, проводится согласованная транспортная политика, — указал оратор. Здесь также все не столь однозначно, что, в частности, продемонстрировало обсуждение на Совете тарифных вопросов. Когда по инициативе ГУП Таджикская железная дорога форум рассмотрел вопрос правомочности третьего, в течение 2008 фрахтового года, повышения тарифов, предпринятого ГАЖК Узбекские железные дороги, рычагов влияния на Узбекистан не обнаружилось. Обменявшись мнениями по данному вопросу, участники констатировали, что повышение уровня ставок на перевозки грузов в международном сообщении допускается не более 2-х раз в год независимо от рода груза и направления перевозки, — указал форум. Признав факт нарушения, участники Соглашения обратились с просьбой к железнодорожным администрациям неуклонно руководствоваться настоящим разъяснением. Иного, более действенного решения Совет изыскать не смог. Тем не менее, в целом Совет остается весьма эффективным инструментом реализации транспортной политики СНГ. Мы всегда ставим в пример Совет по железнодорожному транспорту в части того, как разрабатываемые документы приносят практические результаты. На железнодорожный транспорт, приоритетный в транспортной системе, в значительной мере опирается экономическое сотрудничество государств-членов СНГ, — с этим пассажем представителя секретариата СНГ трудно не согласиться. В этом мы видим большую заслугу членов Совета и лично Владимира Якунина, — здесь как-то блекнет тезис об отсутствии политики.
Остается добавить, что 2008 г. провозглашен Советом СНГ Годом транспорта. Согласно установившейся в рамках СНГ практике 1 год — 1 проблема, по предложению Казахстана и Кыргызстана следующий год объявлен Годом энергетики, — проинформировал А. Дронь. На чьей улице будет праздник, Украине становится все яснее.
Галина Каткевич

Регистрационные данные нормативно-правовых документов

Регистрационные данные нормативно-правовых документов
Вступили в силу
10.12.2008 г.:
— Изменения в порядок отпуска товаров, принадлежащих гражданам, со склада таможни (Приказ ГТСУ от 16.10.2008 г. № 1155).
12.12.2008 г.:
— Новая редакция Перечня товаров, на которые Госдепартаментом интеллектуальной собственности Минобразования выдаются документы для таможенного оформления товаров (Приказ Минобразования от 29.08.2008 г. № 787).
15.12.2008 г.:
— Порядок аттестации инструкторов, осуществляющих специальную или специализированную подготовку моряков (Приказ Минтранссвязи от 5.11.2008 г. № 1340);
— Изменения в Порядок остановки операций с бюджетными средствами (Приказ Госказначейства от 17.11.2008 г. № 485);
— Изменения в Инструкцию о порядке заполнения карточки регистрации-учета внешнеэкономического договора (контракта) (Приказ Минэкономики от 13.11.2008 г. № 678);
— Порядок конкурсного отбора мероприятий по энергосбережению для их финансовой поддержки за счет средств госбюджета (Приказ Нацагентства энергоресурсов от 11.11.2008 г. № 162).
Итоги деятельности ВР
Приняты ВР:
— Проект Закона О внесении изменений в Закон Украины О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины;
Предусматривается направление 3 млрд грн. в стабилизационный фонд (за счет продажи ОВГЗ) и 1 млрд грн. в Фонд гарантирования вкладов физлиц (за счет сверхпланового превышения доходов над расходами НБУ).
— Проект Закона О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно запрета банкам изменять условия договора банковского вклада и кредитного договора в одностороннем порядке).
Банкам запрещается в одностороннем порядке изменять условия заключенных с клиентами договоров, в т.ч. увеличивать размер процентной ставки по кредитным договорам или уменьшать ее размер по депозитным договорам (кроме вклада по требованию).
Приняты ВР в первом чтении:
— Проект Закона Об экономии расходов и защите доходов населения;
Предусматривается введение до конца 2009 г. запрета на увеличение штата в организациях, финансируемых за счет бюджетных средств, расходов на органы власти и местного самоуправления и фонды соцстрахования (кроме фондов оплаты труда и оплату коммунуслуг).
— Проект Закона О стимулировании перерабатывающей промышленности;
Предполагаются: установление для предприятий ежегодной 25%-ной нормы амортизации 3 гр. основных фондов; освобождение от ввозной пошлины оборудования и комплектующих, не производимых в Украине; продление до 2013 г. льгот для автомобилестроения.
— Проект Закона О регулировании платежного баланса.
Предусматривает спецпроцедуру введения по инициативе КМУ временной надбавки к ввозным пошлинам на случай ухудшения платежного баланса.

Взаимодействие работников таможен и железных дорог

Взаимодействие работников таможен и железных дорог
Государственная таможенная служба, Министерство транспорта и связи. Приказ 18.09.08 г. №1019/1143 Об утверждении инструкций о взаимодействии должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенные процедуры в международном железнодорожном сообщении, и работников железных дорог Украины.*** Зарегистрирован в Министерстве юстиции 4.12.08 г. под №№1157/15848, 1158/15849.
Утратили силу:
· приказ Минтранса и ГТС от 10.11.98 г. №442/696 Об утверждении Инструкции о порядке действий таможен и железных дорог Украины при перемещении через таможенную границу Украины багажа и грузобагажа в багажных вагонах пассажирских и почтово-багажных поездов;
· приказ ГТС и Минтранса от 30.03.2001 №231/174 Об утверждении Порядка взаимодействия таможен и железных дорог Украины при перемещении через таможенную границу товаров и других предметов в грузовых железнодорожных поездах.
Вступает в силу через 45 дней со дня официального опубликования.
Утверждены Инструкции о взаимодействии должностных лиц таможен и работников железных дорог по товарам:
 перемещаемым грузовыми железнодорожными поездами – распространяется на всех физ- и юрлиц, которые перемещают через границу Украины товары (грузы) в ж/д грузовых поездах (вагонах, контейнерах) (не распространяется на военные ж/д транспортные средства, военную технику, товары (грузы), перевозимые предприятиями спецсвязи);
 перемещаемым в багажных вагонах – распространяется на юр- и физлиц, которые перемещают через границу Украины принадлежащий им багаж (грузобагаж) в багажных вагонах пассажирских поездов.
Инструкции предусматривают порядок взаимодействия должностных лиц таможен и работников железных дорог:
 при перевозке грузов/багажа под таможенным контролем;
 при проведении таможенного контроля и оформления грузов/багажа, ввозимых в Украину;
 при проведении таможенного контроля и оформления грузов/багажа, вывозе из Украины;
 при проведении таможенного контроля и оформления транзитных грузов/багажа;
 при проведении таможенного контроля и оформления грузов в случае переадресации;
 при проведении таможенного досмотра (переосвидетельствования) грузов и транспортных средств, наложении и снятии средств идентификации;
 при проведении таможенного контроля и оформления в случае аварии или возникновения обстоятельств непреодолимой силы
 при проведении таможенного контроля и таможенного оформления в случае отцепления вагонов и порядок возвращения ошибочно направленных грузов.
Утвержден Перечень ж/д станций, на которых осуществляется таможенное оформление багажа и грузобагажа, перемещаемых через границу Украины, в разрезе железных дорог.