Архив метки: приватизация

Основные тенденции на рынке MA в мире и в Украине

Введение
Кризис ликвидности на финансовых рынках существенно преобразил рынок слияний и поглощений.
В мировой экономике финансовый кризис уже спровоцировал насильственные перемены. Масштабные разорения банков привели к смене собственников крупнейших финансовых институтов.
Массовые отказы от реализации инвестиционных программ и сокращение объемов производства украинскими компаниями — лишь отголоски мирового финансового кризиса. Часть игроков на рынке терпит убытки и теряет стоимость, становясь мишенью для поглощения более крупными конкурентами.
В полной мере влияние кризиса проявится в 2009 году, когда нехватку ресурсов почувствуют даже те компании, которые развиваются в основном за счет собственных средств. Компании, испытывающие зависимость от заемных средств, уже сейчас оказались в сложной ситуации.
В 2009 году эксперты Astrum Investment Management прогнозируют качественные перемены в сегменте MA. Число МА сделок увеличится, став способом спасения бизнеса от банкротства. Кроме того, очень вероятна активизация процесса враждебных поглощений.
Общие тенденции МА в мире и в Украине
На глобальном рынке МА наблюдается рост активности. Количество сделок слияния и поглощения не только не уменьшилась, но и бурно растет. При этом резко упали объемы операций. За счет этого рынок МА в странах Западной Европы сократился в объеме на 40%, по сравнению с предыдущим годом, в США — на 30%.
В Украине в 2004г объём МА рынка оценочно составил 2,9 млрд. дол., в 2005 — 6,9млрд. дол., в 2006 — 4,8 млрд. дол., в 2007 — 14,9 млрд. дол. В 2008 году, по оценкам специалистов Astrum Investment Management, в лучшем случае, он составит 2,5-3,2 млрд. дол.
В отличие от глобальных рынков, на украинском рынке МА пока что наблюдается уменьшение количества сделок примерно в 3,5 раза. Такая особенность нашего рынка объясняется тем, что продавцы, намеревавшиеся продавать свои активы, находятся в состоянии ментального шока от резкого падения их стоимости. Они надеются, что затягивание и откладывание сделок до лучших времен позволит ценам вернуться на прежний уровень. К сожалению, для таких ожиданий нет никаких предпосылок. Примером этому может служить банковский сектор, где продажа учреждений с мультипликатором P/BV на уровне 5-6 навеки канула в лету. Сегодня P/BV 1,5-3 можно считать невероятной удачей.
Список секторов украинской экономики, пострадавших от мирового финансового кризиса, увеличивается. С лета финансовые проблемы испытывают инвестиционные компании, девелоперы и застройщики. Рейтинговое агентство Кредит-Рейтинг прогнозирует до конца года 15 дефолтов компаний, финансирующих строительство. С начала 2008 года агентство уже зафиксировало 7 дефолтов.
Как следствие возникших проблем, в 2009 году ожидается существенный рост количества вынужденных продаж в секторах девелопмента, ритейла, финасовом секторе и в сфере услуг. Многиe инвестиционныe компании, банки и розничные сети уже ищут стратегических инвесторов, что есть далеко не легкой задачей, и вынуждает продавцов делать существенные уступки в цене.
Рассчитывать на интерес зарубежных стратегических инвесторов к украинским активам средних размеров в ближайшем будущем не приходится. Сейчас они видят достаточно привлекательных объектов для поглощения на рынках развитых стран. Поэтому средним украинским компаниям стоит искать покупателей среди более сильных компаний своей же отрасли (дружественные поглощения), российских и украинских ФПГ.
В то же время, иностранным инвесторам могут быть интересны крупные украинские предприятия — энергетические компании, шахты, операторы рынка телекоммуникаций. Не исключено, что, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру мирового финансового рынка, государству на приватизационных аукционах удастся продать такие активы по достаточно высокой цене.
Одним из основных источников капитала для малых и средних украинских компаний в 2009-2010 гг. станут средства фондов прямых инвестиций. Их стратегия построена на покупке недооцененных активов, развитии их в течение 3-5 лет, и последующей продажи стратегическому инвестору. По прогнозам Astrum Investment Management, в 2009-2010 годах фонды прямых инвестиций, как правило, являющиеся держателями блокирующего или контрольного пакета акций, будут довольно популярными среди крупных инвесторов.
Отраслевые тренды
…Финансовый сектор в Украине: сегмент банков и страховых компаний в 2006-м — начале 2008-го года был самым активным по MA. Как правило, поглощались наиболее профессиональные собственники. Именно поэтому к сегодняшней ситуации на рынке финансовый сектор подошел с признаками некоторого снижения активности, что можно оценить как передышку. Банкиры оценили новые ценовые реалии достаточно быстро, и сегодня на продажу выходят в основном небольшие компании. Впрочем, среди банков по-прежнему есть объекты для больших сделок. Также необходимо отметить особо высокую активность в сегменте страхования. В этом году возможна продажа страховых компаний, которые располагают развитой сетью филиалов. Наиболее вероятными покупателями украинских СК являются компании Allianz, группа компаний ERGO (Германия), AXA (Франция), Varta (Польша), IF (Швеция), а также российские компании НАСТА, ORAL C и Альфа-Страхование…
Обзор подготовлен Еленой Малицкой,
директором департамента инвестиционно-банковских услуг

Денежный тромб (Контракты)

Украинская экономика на пороге кризиса неплатежей. Возврат к временам бартера маловероятен, хотя неплатежи усугубят спад в экономике в следующем году.
Константин Кравчук
Украинская экономика на пороге кризиса неплатежей. Возврат к временам бартера маловероятен, хотя неплатежи усугубят спад в экономике в следующем году
Предприятия перестали вовремя платить за энергоносители, жалуются представители компаний-поставщиков. В ноябре энергопоставляющие компании перечислили оптовому рынку электроэнергии 95,2% за ток (в октябре платежи составили 97,7%). Ухудшилась ситуация и с расчетами за газ. В январе-ноябре этого года производители тепла оплатили компании Газ Украины 69% приобретенного топлива (за аналогичный период минувшего года — 80%). Кроме того, осенью начали быстро увеличиваться долги по зарплатам. Если с января по август просроченные обязательства работодателей перед персоналом возросли всего на 4% — до 695,2 млн грн, то за следующие два месяца они увеличились уже на 50% — до 1,044 млрд грн. Наибольшие темпы прироста задолженностей по зарплатам составили: в строительстве — +37,8% (за октябрь), промышленности — +27,6%, отельном и ресторанном бизнесе — +56,5%.
Работодатели не выдерживают сроков оплаты труда не только в промышленных регионах, которые первыми пострадали от экономического спада, но также в столице и аграрных областях.
По данным Госкомстата, общий размер невозвращенных своевременно долгов в экономике начал медленно расти еще в начале этого года. С января по сентябрь просроченная дебиторская задолженность предприятий увеличилась на 10,6% — до 61,7 млрд грн.
По мнению экспертов, начавшийся экономический спад грозит ускорить процесс увеличения задолженностей. Уровень расчетов за электроэнергию, скорее всего, будет снижаться из-за остановки или уменьшения производства на крупных предприятиях. Эти потребители раньше часто платили наперед, и вытягивали общий уровень оплаты в трудные периоды, — сетует сотрудник Национальной комиссии регулирования электроэнергетики. Еще одна вероятная причина неплатежей — увеличение задолженностей населения перед поставщиками коммунальных услуг, что отразится и на предприятиях других отраслей. Зимой оплата жилищно-коммунальных услуг обычно ухудшается. Сегодня сотрудников многих компаний сокращают или отправляют в неоплачиваемые отпуска, поэтому, по всей видимости, население будет платить значительно меньше, — прогнозирует Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им. Разумкова.
При этом устроить тромбы в цепочках платежей с помощью банков будет сложно.
Многие финансовые учреждения испытывают дефицит ликвидности, они также сталкиваются с неплатежами — по кредитам. На 1 октября доля проблемных займов в кредитном портфеле банков составляла 1,7%; к 1 ноября она увеличилась до 1,79%; на 10 декабря, по словам главы Нацбанка Владимира Стельмаха, составляет уже около 2,0%. Финучреждениям стало труднее возвращать просроченные кредиты путем продажи залога: на сайтах некоторых банков появились объявления о продаже залогового имущества должников, прежде всего автомобилей.
Проблемы с платежами были одной из ключевых проблем в экономике Украины во время спада 1990-х. На 1 января 2000 года просроченная дебиторская задолженность компаний составляла 76,95 млрд грн — 59% ВВП: предприятия зачастую рассчитывались с помощью бартера, взаимозачетов, векселей. За период экономического роста долговая проблема почти исчезла — на 1 октября этого года просроченная дебиторская задолженность сократилась до 8,7% ВВП.
По мнению экспертов, возврат к временам бартера маловероятен, хотя неплатежи усугубят спад в экономике в следующем году. Пока у компаний есть запас прочности. Предприятия-должники могут, например, продать часть активов, — считает Василий Юрчишин. Масштаб неплатежей будет зависеть от продолжительности и глубины экономического кризиса.
Проесть все
Основная причина глубокого экономического кризиса в Украине — мощный поток капитала направлялся не в производство, а на потребление
Экономика Украины растет быстро, но простые граждане не ощущают этого на своем кармане, беспокоился семь лет назад бывший премьер Анатолий Кинах. Нужен переход от количественных показателей ВВП к качественным индикаторам роста благосостояния украинцев, — заявлял Кинах летом 2001 года, спустя два года после начала экономического подъема в стране. Желание экс-премьера сбылось: с 2001 по 2008 год реальные доходы наших граждан увеличились втрое, а потребительские рынки пережили настоящий бум. Однако оказалось, модель экономики, которая стимулировала быстрый рост зарплат, была начинена миной замедленного действия: страна оказалась в числе государств, наиболее пострадавших от мирового финансового кризиса.
Не хочу производить, хочу торговать
В течение последних нескольких лет структура отечественной экономики немного приблизилась к модели развитых держав, хотя по уровню доходов Украина продолжает занимать крепкие средние позиции в группе развивающихся государств. Сфера услуг в Украине росла значительно быстрее, чем производственный сектор. По данным Госкомстата, с 2001 по 2007 год доля услуг (включая госучреждения) в ВВП Украины увеличилась с 44,7% до 51,7%, в промышленности — лишь с 27,1% до 28,2%. При этом доля сельского хозяйства в ВВП за семь лет рухнула с 14,4% до 6,6%. Очень высокая доля сферы услуг в экономике характерна для постиндустриальных государств. К примеру, доля услуг в ВВП США достигает 80%, Германии — 70%, хотя по размерам экономики Украина далеко не дотягивает до развитых стран. По данным МВФ, по величине ВВП на душу населения страна занимает 92-е место в мире с показателем $6,968 за год (по паритету покупательной способности в 2007-м).
Некоторые эксперты называют модель экономики, которая формировалась в Украине в течение последних лет, потребительской или импортно ориентированной. Эта модель предусматривает быстрое увеличение социальных выплат из бюджета — темпами, которые превышают рост объемов внутреннего производства. В результате, чтобы удовлетворить растущий спрос, необходимо увеличивать импорт, — объясняет Александр Рябченко, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций. К стремительному увеличению потребительского спроса вела не только политика властей. Рост доходов бюджета был бы невозможен без благоприятной конъюнктуры на внешних рынках. В 2003-2007 годах значительно повысились цены на продукцию украинских экспортеров, прежде всего металлургических и химических предприятий и аграрных компаний, что привело к увеличению их прибыли и выплат в госбюджет. Кроме того, в 2005-2007 гг. в Украину устремился мощный поток зарубежных займов и инвестиций. Страна купалась в деньгах: за четыре года, с июля 2004 по июль 2008 года внешний долг отечественных компаний и банков увеличился в 6,5 раз — с $12,963 млрд до $84,899 млрд (с 25,8% ВВП до 57,7% ВВП). А прямые иностранные инвестиции в Украину с января 2004 по июль 2008 года выросли в 5,5 раз — до $37,622 млрд.
Значительная часть средств направлялась на потребление через опережающий рост зарплат и кредитов. В 2000-2007 гг. ВВП Украины увеличился на 77,4%, а реальные доходы наших граждан (с поправкой на инфляцию) — на 180,8%. Банки активизировали кредитование населения: только с января 2005 по октябрь 2008 года объем займов, выданных украинцам, увеличился в 16 раз, тогда как компаниям — всего в пять раз. Доля физлиц в кредитном портфеле банков подскочила за это время с 16,7% до 37,6%. Рост спроса привел к увеличению импорта и бурному развитию сферы услуг — оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, транспорт, реклама. Поток финансирования в украинскую экономику был настолько большим, что страна не могла переварить его, и как результат — взлет цен на товары и услуги, зарплатный бум.
В течение семи лет благоприятная внешняя конъюнктура и увеличивающийся потребительский спрос позволяли Украине поддерживать высокие темпы роста экономики. Среднегодовое увеличение украинского ВВП в 2000- 2007 годах составляло 7,4%, что превышало показатели большинства стран Восточной Европы (кроме Литвы, Латвии и Эстонии). Однако в условиях мирового финансового кризиса эта модель развития экономики оказалась неустойчивой.
Кризис в значительной степени перекрыл главные источники поступлений денег в Украину — займы и инвестиции, а также валютную выручку экспортеров. Рост потребления обеспечивался во многом не за счет внутренних финансовых ресурсов страны, а за счет внешний займов. Пока банки и предприятия могли получать кредиты из-за рубежа, потребление развивалось, но с наступлением кризиса спрос перестал расти и начал сокращаться, — отмечает экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Выяснилось, что продукция украинских предприятий-экспортеров, которые в основном используют устаревшие энергоемкие технологии, уступает зарубежным аналогам. По данным Всемирной ассоциации стали, если в октябре выпуск металлопродукции в мире сократился на 12,4%, то в Украине — на 48,7% (по сравнению с октябрем минувшего года). В октябре промышленное отечественное производство упало на 19,8% — наихудший показатель по регионам СНГ (в среднем сокращение в странах Содружества составило 2%). Уменьшение валютной выручки и внешних займов привело к резкому падению курса гривни — более чем на 60% (с августа по декабрь). Как следствие, пострадали не только промышленность, но и остальные сектора экономики — в октябре украинский ВВП сократился на 2,1%, Минэкономики прогнозирует его падение на 5%.
Мимо кассы
Развитие экономики за счет быстрого прироста внешних долгов не могло продолжаться бесконечно. Стремительный рост импорта, который все больше опережал экспорт, а также неизбежное замедление темпов привлечения кредитов рано или поздно должны были негативно повлиять на экономику. Мировой финансовый кризис лишь ускорил этот процесс, буквально за месяц, превратив экономический рост в спад. По мнению экономистов, Украина оказалась очень уязвима перед кризисом из-за недостаточных инвестиций в базовые отрасли — промышленность и сельское хозяйство. Слишком большая часть поступавших в страну денег направлялась на потребление, а не на реконструкцию предприятий- экспортеров и строительство новых производственных мощностей. Мы продаем за рубеж в основном продукцию низких переделов. Когда мировая экономика растет, спрос на нее высок, но в случае кризиса потребность в такой продукции падает в первую очередь, а восстанавливается — в последнюю.
Поэтому мы вошли в кризис раньше, чем другие страны, и выходить будем позже, — полагает экономист Александр Пасхавер.
Однако, по данным Госкомстата, объем инвестиций в основной капитал в Украине в последние годы был высоким — он увеличился с 20,6% ВВП в 2003-м до 27,5% ВВП в минувшем году. Это меньше, чем у КНР, — в 2003-2006 гг.
инвестиции в структуре ВВП Китая достигали от 41% до 43,2%. Но Украина значительно превзошла показатели других крупных развивающихся государств: к примеру, в России доля вложений в основной капитал в 2007-м составила только 21,4% ВВП, в Польше — 21,6%.
Причина уязвимости украинской экономики заключается в том, что инвестиции направлялись в основном в сферу услуг. К примеру, в 2007 году доля вложений в основной капитал промышленности составила всего 34,1% от общих инвестиций, в сельское хозяйство — 5,1%. В то же время в операции с недвижимостью и строительство было вложено 23,7% инвестиций, в транспорт и связь — 16,8%, в торговлю — 9,4%. По словам Александра Жолудя, значительная часть средств, которые направлялись в промышленность, шла на поддержание в работоспособном состоянии устаревшего оборудования, а не на создание новых конкурентоспособных производств.
Некоторые эксперты полагают, что к спаду экономики приложились крупные предприниматели, которые не инвестировали в промышленность, снимая сливки с дешево приватизированных предприятий, и не занимаясь их реконструкцией.
Многие собственники промышленных гигантов стремились диверсифицировать свой бизнес, инвестируя в сферу услуг. В частности, Ринат Ахметов вкладывал средства в мобильную связь, розничную торговлю и отельный бизнес. Владельцы Запорожстали тратили деньги на супермаркеты, а Мариупольский меткомбинат им. Ильича — на создание сельскохозяйственной империи. Впрочем, недостаточное количество инвестиций в базовые отрасли было закономерным. С одной стороны, вложения в торговлю, недвижимость и сектор услуг окупались быстрее. С другой — риски для долгосрочных инвестиций в Украине были слишком высоки из-за политической нестабильности, проблем с гарантированием прав собственности и административных барьеров для бизнеса. Государство не создало среду для инновационной деятельности. Если предприниматели не вкладывали деньги в модернизацию предприятий, значит, они находили своим капиталам лучшую сферу применения, — полагает Александр Пасхавер.
Равнение на Запад
Теперь многие экономисты говорят, что Украине нужно перейти от потребительской модели развития экономики к производственной. Она предусматривает поддержку экспортеров, а также медленное повышение уровня оплаты труда. В итоге такая политика приводит к укреплению национальной валюты, — отмечает Александр Рябченко. Для этого правительству необходимо стимулировать увеличение экспорта и сокращение импорта. Власти уже начали делать шаги в этом направлении — разработаны законопроекты о повышении пошлин на некоторые импортные товары. Содействовать развитию внутреннего производства будет и снижение курса национальной валюты. Девальвация гривни приведет к существенному уменьшению стоимости рабочей силы в Украине. В октябре средняя зарплата в стране составляла 1917 грн — $253 по курсу на 10 декабря. Теперь она ниже, чем в Китае, где по итогам 2007 года средняя зарплата за месяц достигла $305,5.
Однако быстрый рост в отечественной промышленности в ближайшие годы, по всей видимости, невозможен. Девальвация национальной валюты не поможет удешевить импортное оборудование, сырье и материалы, которые составляют значительную часть в структуре себестоимости украинских товаров.
Простаивающие сегодня без заказов украинские меткомбинаты специализируются на производстве полуфабрикатов и не выпускают многие виды металлопроката, которые нужны отечественным машиностроительным предприятиям, например, автомобильный лист — его приходится ввозить из-за рубежа. Создание же производственных цепочек потребует больших инвестиций, но они невозможны во время финансового кризиса. Кроме того, пока не исчезли и политические риски. После завершения финансового кризиса иностранные инвестиции и займы устремятся в Украину и, как и прежде, будут стимулировать развитие потребительских рынков, обеспечивающих высокий и, главное, быстрый доход, полагает Александр Жолудь.
Впрочем, после кризиса украинская экономика может развиваться и по другим сценариям. Возможно, локомотивом экономического роста Украины станет аграрный сектор, потенциал которого слабо использовался в последние годы.
Сейчас вообще рано говорить об экономической модели, надо сначала предотвратить коллапс экономики, — предупреждает Александр Рябченко. — Он может быть связан с обвалом курса гривни, который во многом вызван паникой и спекуляциями, а также безработцей, разрастание которой может вызвать социальный взрыв. Дополнительно см. по адресу http://kontrakty.com.ua/show/rus/article/4/50200811331.html

Виктор Ющенко приостановил постановление о приватизации предприятий в 2009 г.

Президент Украины Виктор Ющенко приостановил действие распоряжения Кабинета министров от 3 декабря в 2008 г. №1517-р Об утверждении перечней хозяйственных обществ и холдинговых компаний, государственные пакеты акций (доли) которых подлежат продаже, государственных предприятий, холдинговых компаний и открытых акционерных обществ, которые подлежат подготовке к продаже в 2009 году. Соответствующий указ опубликован на официальном сайте главы государства.
Указанным распоряжением Кабинета министров предусмотрено, в частности, осуществить в 2009 г. продажу ОАО Научно-исследовательский институт атомного и энергетического насосостроения, Научно-производственный комплекс Киевский завод автоматики имени Г.И.Петровского, Турбоатом, Феодосийская судостроительная компания Море, Мукачевский завод Точприбор, Днепроэнерго, Донбассэнерго, Западэнерго, Государственная энергогенерирующая компания Центрэнерго, а также подготовку к продаже в 2009 г. Херсонского государственного завода Паллада и Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (незавершенное строительство).
По мнению Президента, это распоряжение в указанной части не отвечает Конституции. В частности, по Конституции Кабмин является высшим органом в системе органов исполнительной власти (часть первая статьи 113), осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом (пункт 5 статьи 116).
По Основному закону государства правовой режим собственности определяется исключительно законами Украины (пункт 7 части первой статьи 92). Указанное конституционное положение реализовано, в частности, в законе О приватизации государственного имущества, которым определены правовые принципы отчуждения государственного имущества и объекты общегосударственного значения, не подлежащие приватизации (часть вторая статьи 5). К таким объектам отнесены объекты, контроль за деятельностью которых со стороны государства гарантирует защиту граждан от последствий влияния неконтролируемого изготовления, использования или реализации опасной продукции, услуг или опасных производств, в частности имущественные комплексы предприятий по изготовлению и ремонту всех видов оружия, которое есть на вооружении Вооруженных сил Украины, Службы безопасности Украины (абзацы первый и второй пункта В части второй статьи 5).
Открытые акционерные общества Научно-производственный комплекс Киевский завод автоматики имени Г.И.Петровского, Феодосийская судостроительная компания Море, Мукачевский завод Точприбор и Херсонский государственный завод Паллада обеспечивают обороноспособность государства, изготовления и ремонт оружия, военной техники, а, следовательно, являются предприятиями, которые по закону Украины О приватизации государственного имущества не подлежат приватизации.

Читать далее Виктор Ющенко приостановил постановление о приватизации предприятий в 2009 г.

Арсений Яценюк выступает за снятие моратория на землю

Народный депутат Украины Арсений Яценюк выступает за снятие моратория на землю, но при определенных условиях.
Об этом он заявил в комментарии УНИАН.
Земля давно уже не является исключительно экономической категорией… Это общественно-политическая категория, – сказал депутат, отметив, что не надо повторять ошибок, которые были в Украине в эпоху приватизации.
Арсений Яценюк подчеркнул, что выступает за снятие моратория на землю, при этом должны быть выполнены четыре условия:
-целевое назначение земли и принудительное изъятие земли в случае ее нецелевого использования;
— владельцами украинской земли могут быть исключительно резиденты Украины;
— только государство должно продавать землю;
— ограничение объема собственности на землю, сосредоточенную в одних руках, прямо или опосредованно.
По его словам, это должно оградить Украину от появления лендлордов.

Одобрено постановление ВР об отмене временных ограничений для приватизации жилья (действующий срок приватизации жилья истекает 1.01.2009г.)…..

Одобрено постановление ВР об отмене временных ограничений для приватизации жилья (действующий срок приватизации жилья истекает 1.01.2009г.).

Фракции БЮТ, Наша Украина – Народная самооборона и Блока Литвина подписали соглашение о создании коалиции Национального развития, стабильности и порядка.

Фракции БЮТ, Наша Украина – Народная самооборона и Блока Литвина подписали соглашение о создании коалиции Национального развития, стабильности и порядка.
Сегодня соглашение опубликовано в Голосе Украины. Предусматривает в т.ч. создание стабилизационного фонда, увеличение инвестсоставляющей в бюджетных расходах, аукционный принцип приватизации и приобретения земли, принятие закона о госзакупках, пролонгацию кредитов в АПК, металлургии, машиностроении, ТЭК, мораторий на повышение цен на товары и услуги природных монополий, компенсацию ставок кредитов для малого бизнеса, функционирование нефтепровода Одесса-Броды в аверсном направлении, отказ от системных изменений в Конституцию и др.
Регламент коалиции предусматривает право любой из фракций наложить вето на рассмотрение законопроекта в ВР. Кандидатуры членов КМ предварительно рассматриваются во фракциях. Фракция не имеет права наложения вето на кандидатуры, если их выдвинула другая фракция в рамках своей квоты.

В 2009-му Україна залишиться без резервів

Залишиться одне — затягти пояси, і рік зовсім не підтримувати з бюджету нікого, крім населення. Але таке неможливе, бо чиновники хочуть не лише вкрасти, але й банально профінансувати купівлю світла, тепла, води, а також працю людей.
До редакції Економічної правди потрапила презентація Віктора Ющенка, яку він демонстрував фракції НУНС під час засідання в четвер, 11 грудня.
Твердження, що економіка України дійсно постраждала від кризи, не є вигадкою політиків.
За даними економістів Секретаріату, економіка найближчим часом переживатиме ще глибшу рецесію, ніж до якої нас готували в уряді.
Спершу голова держави навів цифри, які вже не перший день в усіх на вустах.
За даними президента, в серпні почалося стрімке падіння реального валового продукту (ВВП) країни. У вересні сукупне виробництво впало з 10,9% (серпень до серпня 2007) до 5,5% (до вересня 2007). У жовтні, вперше з 2000 року, Державний комітет статистики зафіксував падіння ВВП до відповідного місяця минулого року — на 2,1%.
Для порівняння, у жовтні найгіршого за останні часи 2005 року він зріс на 2,2%. В 2006 та 2007 роках показники були 9% та 7%.
Більше за всіх постраждала промисловість. Вона перейшла у мінус ще в серпні — падіння склало 0,5%. Вже у вересні воно склало 4,5%, а у жовтні обвалилося до -19,8%. Саме тому промисловість першою заявила про великі звільнення та перегляд доходів робітників.
Як саме почуваються себе найбільші підприємства країни, читайте у серії матеріалів Економічної правди Олігархи під час кризи.
Неважко здогадатися, що падіння продовжиться і далі. У першому кварталі, за прогнозами президента, падіння реального ВВП складе від 7% до 10%. Звісно, у грошовому виразі ВВП може навіть не впасти, і навіть зрости — за рахунок інфляції. Але це не є втіхою. Ціни зростають, але фізично продукції та послуг вже виробляється набагато менше.
І такі прогнози, на жаль, виглядають більш реалістичними, ніж оголошені урядом -2% в річному вимірі.
Також за оцінками економістів президента, план по доходах загального фонду державного бюджету за підсумками року буде таки перевиконано. Не зважаючи на недовиконання майже на 7 мільярдів гривень, за підсумкам и року бюджет буде перевиконано на 10,68 мільярдів гривень, за рахунок надходжень за перші 10 місяців.
За оцінками Віктора Ющенка, в листопаді недобір склав 2,1 мільярдів гривень, а в грудні досягне 4,9 млрд. грн. Ще якийсь мінус напевне буде за доходами спеціального фонду бюджету.
Різко впали доходи, які приносила митниця. Звісно, вона вже на 11,3% перевиконала річний план збору грошей за перші місяці цього року, коли населення активно купувало автомобілі та імпортні товари, а в Україну завозилися газ та нафтопродукти. Але це було дуже нездорове явище — держава не може жити за рахунок митниці.
Сьогодні безглуздий перекіс зник, але він не перекривається доходами, що збирають податківці. 8,6% склало недовиконання плану збору податків станом на 8 грудня. Зменшення імпорту, зовнішніх цін та обертів економіки країни, впали збори ПДВ. Про податок на прибуток підприємств в найближчі два роки можна буде взагалі забути.
Отже, яким би оптимістичним не був бюджет на 2009 рік, його з високою вірогідністю доведеться секвеструвати — скорочувати.
Ющенко прогнозує зростання дефіциту бюджету за підсумками 2008 року на рівні 29,4 мільярдів гривень, замість планових 17,9 мільярдів, за рахунок дірки, що виникла у державному пенсійному фонді.
Багато хто недоотримає бюджетні асигнування вже цього року. Станом на кінець листопада, мінусове сальдо держбюджету склало 17,9 млрд. грн.
Фінансувати цей дефіцит бюджету немає чим — Нацбанк не може без кінця купувати облігації Мінфіну. А приватизації в цьому році не буде, як її може не бути і в наступному. Отже, єдиним шляхом вирівнювання доходів та видатків є секвестр бюджету вже цього року.
Є ще один стимул не витрачати гроші з бюджету — вони знадобляться на закриття „дірок у Пенсійному фонді. На кінець листопада „мінус там склав 15,8 млрд. грн. Але частину грошей Пенсійний вже отримує від держави, і реальний „мінус складає 29,4 мільярди. Ця дірка у 2009 року навряд чи зменшиться.
Але, за інформацією Економічної правди, зараз відбувається якраз протилежне. Робиться все, аби видати як можна більше грошей з бюджету.
Зокрема, різко спрощена процедура державних закупівель — дозволяється не проводити тендер.
Крім державного бюджету, суттєво від кризи постраждали місцеві бюджети. І якщо раніше кількість невиконаних бюджетів в середньому не набагато перевищувала 50, то за підсумками грудня кількість невиконаних місцевих бюджетів може вирости до 598 з 691, або 85,1%.
На початку 2009 року в Секретаріаті прогнозують ще більш розбалансований бюджет. Тільки захищені статті витрати в першому кварталі складають 41,7 мільярдів доларів, тоді як рівень доходів прогнозується на рівні 36,2 мільярдів. Тобто, навіть без урахування незахищених статей бюджету, його дефіцит не буде менше 21 мільярда гривень.
Отже, є велика проблема подвійного дефіциту. І це якщо гроші будуть витрачатися лише на захищені статті — умовно кажучи, на соціалку. Ні про яку допомогу економіці навіть не йде мова.
Загальний дефіцит коштів державних фінансів 2009 року прогнозується на рівні не менше 82,5 мільярдів гривень. За новим курсом долара, це трохи більше 10 мільярдів доларів — тобто для покриття буде достатньо лише дві третини кредиту МВФ.
Звідки фінансувати ці діри? Є лише три джерела. Перше — приватизація. І це дуже тонке питання, тому що всі інвестори будуть розуміти, що Україні бракує грошей. У таких умовах ніхто не дасть високу ціну за ті ж Одеський припортовий чи Укртелеком.
Отже, взагалі краще не продавати нічого. Друге джерело — запозичення. Але зовнішні ніхто більше ніж вже дали — не дасть, бо вже дали. А внутрішні ніхто не захоче давати, тому що у банків, які купують ОВДП, банально немає грошей.
Отже, залишається третє джерело — емісія НБУ. Так, воно заборонене законодавством, але існує легка схема обходу заборони.
Якщо бути відвертими до кінця, і ці три джерела не задіяти, то залишиться одне — затягти пояси, і рік зовсім не підтримувати з бюджету нікого, крім населення. Але таке неможливе, бо чиновники хочуть не лише вкрасти, але й банально профінансувати купівлю світла, тепла, води, а також працю людей.
Отже, треба шукати гроші.
Робота економістів президента торкнулася також і девальвації національної валюти. Тут гривня — серед світових лідерів. За цим показником Україна випередила навіть більш кризові країни, такі як Чілі та Індонезія.
Ні про яке зміцнення курсу гривні в таких умовах не може бути й мови.
Президент прогнозує: щомісяця резерви Нацбанку будуть зменшуватись на очах.
За 2009 рік, за сценарієм голови держави, резерви можуть зникнути як такі.
За умови, якщо всі боргові зобовязання, які заплановані до повертання з України, будуть повернені. А саме, 16,8 мільярдів доларів боргів банків, 3,1 мільярд держави та 9,8 мільярдів підприємств та фізичних осіб.
Самий негативний сценарій припускає, що на кінець 2008 року резерви втримаються вище риси, яку затвердили за меморандумом з МВФ — залишиться близько 30 мільярдів доларів. А ось на кінець грудня 2009 року резерви без врахування кредиту Фонду складуть майже мінус 17 мільярдів доларів.
Причому, власна валюта НБУ закінчиться в липні. Далі втриматись на нулі допоможе лише кредит МВФ саме на 16,8 мільярдів. Ось звідки взялася ця цифра.
Це є похованням мрій про витрачання грошей МВФ на фінансування дефіциту державного бюджету. Але також це є похованням байок Нацбанку про зміцнення гривні. За класикою економіки, ще навесні НБУ повинен буде здійснити стримку девальвацію вітчизняної валюти. Це неминуче викличе дефолти за зовнішніми зобовязаннями, а також збанкрочення багатьох банків та підприємств. Але такою буде ціна за збереження резервів та подальшої цінової стабільності у країні.
Звісно, це все станеться за найгіршим сценарієм — коли всі кинуться повертати борги. Але він є реальним, судячи зі слайдів президента.
Звичайно, держава та бізнес будуть намагатися реструктуризувати борги, щоб скоротити відтік валюти. Це буде означати масові дефолти українських компаній та банків.
Але безумовно, абсолютно всі цього зробити не зможуть. Отже, зменшення резервів НБУ таки відбудеться, і досить велике. А це означає підвищений попит на долар протягом всього року. У таких умовах курс не зміцниться.
За песимістичного сценарію, в 2009 році Україну чекають величезні дефіцити державного бюджету та Пенсійного фонду. Також дуже ймовірно, що Національний банк цілком витратить свої валютні резерви та запозичені у МВФ гроші, а гривня дуже сильно девальвує.
Цей сценарій є не фантастичним, а дуже реальним. Уряд та парламент поки не зробили вирішальних кроків для вирішення головних проблем в економіці, та не назвали джерела наповнення бюджету грошима.
Отже, у 2009 рік Україна входить у стані невизначеності, та з перспективою тотального краху. Звичайно, реальність буде дещо мякшою, але наскільки саме — зараз важко сказати. Додатково див. за адресою http://www.epravda.com.ua/publications/49465332b4bcd/

ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА. Приказ от 19.11.2008 г. № 1384 Об утверждении Изменений в Порядок проведения конкурса на право аренды государственного имущества

ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА. Приказ от 19.11.2008 г. № 1384 Об утверждении Изменений в Порядок проведения конкурса на право аренды государственного имущества
(Зарегистрирован в Минюсте 8.12.2008 г. под № 1169/15860)
Внесенными изменениями в Порядок проведения конкурса на право аренды госимущества установлено, что:
— арендодатель госимущества в 5-дневный срок после возникновения оснований для объявления конкурса письмом с уведомлением о вручении высылает госоргану управления имуществом запрос об условиях аренды этого имущества и кандидатурах от органа в состав конкурсной комиссии;
— если орган, уполномоченный управлять госимуществом, не предоставил предложения относительно условий конкурса и/или кандидатуры в состав комиссии, арендодатель в 3-дневный срок после публикации объявления о конкурсе заказным письмом уведомляет этот орган об условиях конкурса;
— перед объявлением конкурса балансодержатель объекта аренды в 15-дневный срок после получения запроса арендодателя уведомляет о наличии на его балансе имущества, передаваемого в аренду, и предоставляет справку об отсутствии/наличии задолженности перед бюджетом или налогового залога.
Для участия в конкурсе участник подает, кроме ранее утвержденных документов, обязательства (предложения) относительно выполнения условий конкурса и обеспечения обязательств по уплате арендной платы (задаток), которые включаются в проект договора аренды.

Унесенные ветром

Не плыви по течению, не плыви против течения, а плыви туда, куда тебе нужно, — советуют мудрецы. Увы, это не о наших рулевых. Власть окончательно и бесповоротно расписалась в бессилии противодействовать кризису. И потянулась (пардон), как дерьмо, прилипшее к сапогам, вслед за дуновением кризисного ветра. Нацбанк — вслед за рвущимся вверх долларом.
Кабмин — в яму бюджетного дефицита. Президент всем грозит пальцем, но сделать умное лицо у него уже не получается…
Сегодня Виктор Ющенко подписал закон о внесении изменений в госбюджет на 2008 год, который был принят с учетом вызовов экономического кризиса в стране. Эти изменения позволят профинансировать создаваемый для борьбы с кризисом Стабилизационный фонд и потратить на покрытие дефицита бюджета средства на счетах Госказначейства.
Ну, о Стабилизационном фонде трудно что-то сказать. Это все равно, что в пустыне Сахара в засушливый период распределять воду между бедуинами.
Откуда в этом фонде могут взяться деньги? По данным слепоглухонемого Госкомстата, который практически никогда не называет реальных показателей инфляции, падения и т.д., ВВП Украины в ноябре 2008 года снизился на 14,4% (!) по сравнению с ноябрем 2007-го. Это круто, если до августа включительно семимесячное падение составило лишь 28,6%. Остается надеяться, что уже близко к дну. То есть все, что могло упасть, — уже упало, и падение через несколько месяцев остановится.
Интереснее ситуация с казначейским счетом. Полгода правительство складывало туда деньги, как хомяк — запасы. Создавало проблемы распорядителям бюджетных средств, ничего не финансировало. Дождалось, пока деньги обесценились относительно доллара. И нашло им применение. Применение крайне странное — заткнуть дефицит бюджета.
Вообще-то, я не очень сильна в данных вопросах, но даже мне понятно: деньги на счетах Госказначейства не рассчитаны на покрытие бюджетного дефицита.
Это не средства от приватизации и не поступления от продажи ОВГЗ, которые уже никто не хочет покупать, ибо с такими руководителями, как мы имеем, страна бодрой рысью бежит к дефолту. По тропе, протоптанной Эквадором.
Правда, Эквадор объявил дефолт уже в седьмой раз. У него привычка такая — раз в несколько десятков лет кидать западных финансистов. Он это делает исключено по злобе к их лощеной жадности. И все это поддерживается правительством, президентом и соседом Уго Чавесом.
Нам же кинуть иностранных инвесторов все равно, что коту оттоптать себе яйца. Все, что угодно, только не это. Сами гусениц жрать станем, как в Последнем герое, а их, родных, не обидим.
Вот в связи с этим решено почистить казначейский счет. Что это значит? Есть бюджет, в нем расписаны программы, статьи расходов, распределители средств и их получатели. Грубо говоря, такая-то сумма на медицину, распорядитель — Минздрав, Минздрав перечисляет на конкретные больницы, исследования, препараты, зарплату медикам и т. д. Не все платежи осуществляются в один день. Поэтому то и дело на казначейском счете накапливаются остатки. Более того, с учетом замораживания нескольких десятков миллиардов гривен, чем правительство баловалось с начала бюджетного года, сумма получается приличная. Что с ней нужно сделать? Потратить по назначению, пока деньги не обесценились окончательно.
Что придумали правительство, 226 депутатов, проголосовавших за проект № 3308, и президент, эту муть подписавший? Они предлагают взять деньги Единого казначейского счета (ЕКС) и потратить их на финансирование дефицита бюджета с последующим их восстановлением равными частями в течение пяти последующих лет. Таким образом, Минфин планирует привлечь 6,6 млрд. грн. из 18,8 млрд. грн., находящихся на Едином казначейском счету.
Вообще-то Минфин и так имеет право в течение года кидать средства ЕКС с одной проблемы на другую, затыкая дыры по мере необходимости, но использование этих средств в другом бюджетном периоде, да еще и с отсрочкой возвращения на пять лет — это уже пугает.
Скажем, на казначейском счету лежат деньги, предназначенные на финансирование помощи по детям в начале января или армии в конце месяца. Но если эти деньги будут забраны с ЕКС, то это означает, что соответствующие социальные выплаты осуществлены не будут. А тем временем дефицит Пенсионного фонда называют в пределах 4,2 млрд. грн. То есть дедушек и бабушек, не сделавших жировой запас или не рассчитывающих на помощь родных, ждет конкретный пенсионный пістець, плавно переходящий в голодоморец.
Поможет ли им диковинная схема, придуманная Кабмином? Сомневаюсь, поскольку все эти выкрутасы адресованы не населению и не предприятиям, а Международному валютному фонду. Дело в том, что Меморандум с МВФ запрещает нам увеличивать дефицит бюджета больше минимального процента. Но реально это невозможно.
Недавно, когда у нас находилась миссия МВФ с очередной инспекцией доброй воли, Виктор Пинзеник, в присутствии президента пожаловался, что на сегодня правительство не имеет дополнительных возможностей для доступа к рынкам финансирования и в целом к резервному капиталу. А потому источников покрытия дефицита бюджета нет.
Потом с ним, по всей вероятности, провели работу в формате паяльник-попа, и появился документ следующего содержания. Министерство финансов Украины будет определять на конкурсной основе банки и предприятия, которые смогут получить свободные средства Единого казначейского счета (ЕКС) на условиях заключения договоров временной покупки (продажи) государственных ценных бумаг (ГЦБ). Минимальный размер договора 5 млн. грн. и предельный срок его завершения 25 декабря.
Предполагается, что размещение средств ЕКС позволит бюджету заработать дополнительные средства и увеличить спрос на облигации внутреннего государственного займа, а банкам — помочь справиться с нехваткой ликвидности. При проведении конкурсного отбора Минфин устанавливает минимальную ставку размещения средств и удовлетворяет заявки с наибольшей доходностью.
Банкиры, экономисты и даже чиновники старательно уклонялись от популярной интерпретации данной идеи для широких масс. Из чего можно сделать лишь один вывод: в этой игре на деньги (в данном случае бюджетные) мы снова потерпим фиаско. Как с игрой в доллары, которой Нацбанк увлек банки.
Вместо того, чтобы принять правильные регуляторные меры, НБУ кинул банкам масштабное рефинансирование в гривне. На эту гривну они скупили доллары.
Как подсчитали наши коллеги из Коммерсанта, за октябрь объем межбанковского рынка составил $20,993 млрд., наличного — лишь $5,15 млрд. В ноябре на межбанке было продано $16,419 млрд., а через кассы банков и обменные пункты прошло $4,392 млрд. В результате, к вчерашнему дню доллар подорожал до 8,25 грн./$, девальвировав с начала года на 63,36%. Замечу, что сегодня гривна потеряла на межбанке еще, как минимум, 10–15 копеек.
Таким образом, доллар становится желаннее прибыли. Банки и коммерческие структуры заняты исключительно погоней за долларом и затовариванием им на черный день. А валютные спекуляции стали самым востребованным занятием структур, имеющих коррупционные связи в Нацбанке.
Население и те, кому доллары нужны для бизнеса, не могут выйти в этой гонке победителями и постепенно отстают. В то же время, по данным НБУ, в структуре кредитного портфеля населения валютные займы к 1 декабря составляли 69,6%. Что это может означать на практике? То, что с января невозврат валютных кредитов будет измеряться десятками процентов, банки рано или поздно начнут валиться пачками, и рысь на пути к дефолту превратится в бешеный аллюр.
А как же казначейские средства, одолженные на пять лет? Заткнут ли они дефицит бюджета на радость МВФ? На время — может быть. Но какой ценой? Ценой окончательного и бесповоротного недофинансирования медицины, здравоохранения, образования, армии и т.д.
Автору попалась одна справочка, подготовленная аналитиками для нужд оппозиционного правительства, она достаточно красноречива, чтобы процитировать фрагмент языком оригинала, без комментариев.
Довідка про незадовільний стан виконання Кабінетом Міністрів України держбюджету за 11 місяців 2008 року
* За січень-листопад 2008 року доходи загального фонду державного бюджету склали 166,8 млрд. грн., видатки — 166,4 млрд. грн., сальдо кредитування — 1,4 млрд. грн.
* Станом на 1 грудня 2008 р. загальний фонд державного бюджету зведено з дефіцитом 1,05 млрд. грн.
* Бюджетний розпис надходжень до загального фонду державного бюджету на листопад 2008 року не виконаний на 2,1 млрд. грн.
* Відставання від плану допустили як Державна митна служба (на З84 млн.
грн.), так і Державна податкова адміністрація, яка не забезпечила планові показники зі сплати податків та зборів та одночасно відшкодувала платникам податків на 1,1 млрд. грн. більше ПДВ, ніж було враховано в бюджетному розписі.
* Разом з тим з початку року бюджетний розпис доходів загального фонду державного бюджету на 1 грудня 2008 р. виконано на 104,4 %. Понад план до бюджету надійшло 7 млрд. грн.
* Значних обсягів надходжень до бюджету виявилося недостатньо, щоб компенсувати відставання, допущене по інших джерелах наповнення бюджету.
* По запланованих 6 6З0 млн. грн. зовнішніх запозичень отримано лише 1 511,2 млн. грн. Це позика Світового банку для підтримки стратегії розвитку України в сумі 1,5 млрд. грн. (ЗОО млн. дол. США), яка надійшла до бюджету у лютому п. р. і стала результатом ухвалення нової Стратегії партнерства з Україною на період 2008-2011 рр. ще 6 грудня 2007 року.
* Із запланованих Міністерством фінансів на січень-листопад 2008 року 7 122,5 млн. грн. запозичень на внутрішньому ринку, фактично до загального фонду держбюджету зараховано 2528,8 млн. грн., або З5,5 %.
* За 11 місяців 2008 року виділено асигнувань на видатки та кредитування загального фонду державного бюджету на суму 172,6 млрд. грн., або 88,2 % від запланованого на поточний рік (195,8 млрд. грн.), в тому числі:
— 168,1 млрд. грн. — фактично витрачено;
— З,l млрд. грн. — не витрачено головними розпорядниками;
— 1,4 млрд. грн. (!) — не розподілено головними розпорядниками.
* Таким чином, положення Закону України Про Державний бюджет України на 2008 рік в частині видатків та кредитування загального фонду державногс бюджету виконані не будуть.
* Ще одним підтвердженням такого висновку є те, що у жовтні не було виділено жодної копійки по 93 бюджетних програмах, у листопаді — по 150 програмах.
* Бюджетний розпис видатків державного бюджету, який є основою збалансованого та стабільного виконання бюджету, у поточному році систематично не виконується.
* На 1 грудня 2008 року план видатків загального фонду державного бюджету на 2008 рік виконується наступним чином:
— 100-відсотково витрачено кошти згідно з бюджетним розписом на 2008 рік лише по 54 бюджетних програмах (6 % від загальної кількості програм);
— не витрачено жодної копійки із загального фонду держбюджету на 37 програми (4%);
— менше, ніж на 85 % від запланованого на 2008 рік витрачено на 554 бюджетних програм (58 %). При тому, що до закінчення бюджетного року залишився лише один МІСЯЦЬ.
* Обмеженого фінансування зазнають, в основному, програми соціального характеру, витрати на освіту, науку, культуру і охорону здоровя та видатки інвестиційно-інноваційного характеру.
* Так, на надзвичайно низькому рівні фінансування програм у сфері охорони здоровя, направлених на подолання епідемії туберкульозу і СНІДу, на які за 11 місяців п. р. виділено лише 9,5 % від річних бюджетних призначень.
* За січень-листопад 2008 р. на централізовану закупівлю рентгенологічного, діагностичного та іншого обладнання для закладів охорони здоровя, В тому числі на умовах фінансового лізингу виділено лише 48,7 % запланованого на рік (131,4 млн. грн. із закладених до бюджету 270 млн. грн.), на централізовані заходи з лікування цукрового діабету — 5 О % (15 млн. грн.
із 3 О млн. грн.) в жовтні та листопаді по даному напрямку кошти не виділялись, тобто фінансування настільки важливих видатків заплановано на останній місяць, коли виділенні кошти не будуть вчасно освоєні.
* Практично зірвано передбачене в бюджеті поточного року оновлення основних фондів медичних закладів.

Президент Виктор Ющенко подписал изменения в госбюджет-2008

Президент Виктор Ющенко подписал принятый Верховной Радой Закон О внесении изменений в Закон Украины О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, сообщает пресс-служба главы государства.
Согласно принятому Закону, увеличены средства Пенсионного фонда — на 6,6 млрд.грн., НАК Нефтегаз Украины — на 3,2 млрд.грн. и Фонда гарантирования вкладов физлиц — на 1 млрд.грн., сокращены поступления от приватизации на 8,3 млрд.грн.