Архив метки: полевые работы

Аграрный рынок Украины: итоги 2008 г.

События в аграрном секторе Украины в 2008 году характеризовались драматическими ценовыми взлетами и падениями, а также далеко не всегда взвешенной политикой регулирования отраслей АПК. Вместе с тем, хронология событий в текущем году на отдельных аграрных рынках заслуживает особого внимания, отмечает BIZ.liga.net.
Рынок зерновых
Урожай зерновых 2008/2009 маркетингового года стал самым большим за историю независимости Украины (по состоянию на 25 ноября — более 54 млн. тонн). Однако предшествующие текущему сезону решения правительства на рынке зерна, неразвитая инфраструктура хранения и недостаточные мощности для экспорта из Украины показали, что украинские аграрии абсолютно не были готовы к такому изобилию.
Постановления Кабинета Министров N1179 от 26 сентября 2007 года и N189 от 12 марта 2008 года, вводившие ограничения на экспорт зерна, в том числе утвердившие объемы квот на подсолнечное масло и семена подсолнечника, привели к тому, что в I полугодии 2008 года практически не осуществлялись внешние отгрузки зерновых. Так, в апреле 2008 года ограничения привели к снижению экспорта зерновых почти в десять раз, а также к вынужденной остановке 12 основных маслодобывающих предприятий Украины из-за нехватки у них емкостей для хранения масла. Вместе с тем, из-за внедрения режима квотирования произошел большой разрыв между внутренними и мировыми ценами на сельхозпродукцию.
Отмена 21 мая 2008 года квотирования экспорта зерновых, по мнению аналитиков рынка, была запоздалой: потери сельхозпроизводителей, которые не могли реализовать выращенную продукцию по рыночным ценам и погасить банковские кредиты, исчислялись миллиардами гривень.
Большие переходные остатки зерновых (более 7 млн. тонн) 2007/2008 маркетингового года, богатый урожай зерна в 2008/2009 году, недостаточные мощности сертифицированных элеваторов и зернохранилищ в Украине (около 32 млн. тонн при единовременном хранении) и невозможность экспортировать большое количество зерна (не более 1,3 млн. тонн в месяц) привели к избытку предложения на внутреннем рынке и, соответственно, к низким закупочным ценам на зерно.
Аграрии, не имевшие собственных зернохранилищ и возможностей самостоятельно экспортировать продукцию, были вынуждены сбывать зерно по тем ценам, которые предлагали посредники-зернотрейдеры, полностью контролируя ситуацию на рынке.
Для стабилизации цен на продукцию с/х-производителей правительство предприняло ряд шагов. Так, 6 августа Кабинет Министров принял решение об ускоренном (на протяжении 2-3 дней) возмещении зернотрейдерам налога на добавленную стоимость (НДС) при условии закупки зерна непосредственно у производителей — при документальном подтверждении факта сделки — по минимальным ценам, установленным правительством.
8 августа правительство также поручило Аграрному фонду, который выступает госагентом по предоставлению займа, начать залоговые закупки продовольственной пшеницы и ржи. С первой половины октября Аграрный фонд начал принимать в залог фуражный ячмень и кукурузу, а в ноябре — закупать зерно по залоговым ценам.
Однако ни ускоренное возмещение НДС (по состоянию на 25 ноября задолженность только перед пятью зернотрейдерскими компаниями — 600 млн.грн.), ни залоговые закупки фуражного зерна Аграрным фондом — из-за несовершенства и специфики механизма — не возымели должного эффекта на ценовую ситуацию на аграрном рынке.
Последствия мирового финансового кризиса, которые начали активно проявляться в октябре, стали началом грандиозного падения цен на все сельхозкультуры. В конце октября цены на фуражную пшеницу упали до 400 грн./т, кукурузу — до 350 грн./т, ячмень — до 600 грн./т при крайне слабом спросе со стороны покупателей.
Сельхозпроизводители, не имея возможности продать свою продукцию по экономически обоснованным ценам, не смогли своевременно рассчитаться с банками за ранее привлеченные кредиты и получить достаточное количество средств для завершения осенне-полевых работ, а также для приобретения материально-технических ресурсов для обеспечения весенней посевной кампании 2009 года.
Скандал на рынке подсолнечного масла
Для Украины, которая ежегодно экспортирует 1,6-1,8 млн. тонн масла, 55% которого идет в страны ЕС, инцидент с якобы загрязненным подсолнечным маслом стал болезненной проверкой на прочность и подверг серьезной опасности репутацию крупнейшего в мире поставщика высококачественного продукта.
Впервые загрязненное подсолнечное масло якобы происхождением из Украины было обнаружено на европейских рынках в конце апреля. Сразу после выявления Еврокомиссия предложила всем странам-членам отозвать с рынка все загрязненное подсолнечное масло, а также продукты, содержащие более 10% загрязненного масла.
В Европу, по большей части в страны ЕС, поступило 40 тыс. литров такого масла. Всего загрязненное подсолнечное масло было выявлено в 13 странах — членах Европейского экономического пространства. В итоге импорт подсолнечного масла в ЕС из Украины был запрещен, что привело к простою заводов по переработке и огромным финансовым потерям отечественных маслопроизводителей. Украинские маслопереработчики, уверенные в высоком качестве своей продукции, предполагали намеренное загрязнение и называли инцидент провокацией со стороны европейских конкурентов.
Вместе с тем, 3 июля Еврокомиссия официальным письмом одобрила разработанную украинской стороной систему проверки качества и согласовала перечень сопроводительных документов, необходимых для поставок подсолнечного масла в страны ЕС, таким образом разрешив украинским маслодобывающим предприятиям возобновить экспорт своей продукции в страны ЕС.
16-24 сентября 2008 года представители Европейской Комиссии провели инспектирование ряда крупнейших украинских предприятий-производителей подсолнечного масла относительно функционирования системы сертификации и контроля качества продукции, которая экспортируется в страны ЕС. По его результатам 19 ноября текущего года украинская сторона получила проект Отчета, котором была подтверждена эффективность украинской системы сертификации и контроля качества подсолнечного масла, экспортируемого в страны ЕС.
Между тем, по словам гендиректора Укролияпром Степана Капшука, сегодня в Украине осуществляются мероприятия, направленные на внедрение системы HAССP (англ. анализ рисков и критические контрольные точки), одной из наиболее эффективных методик обеспечения безопасности пищевых продуктов в мире.
Сейчас с Минздравом отработан механизм, и до конца маркетингового года система HACСP будет внедрена на Украине, — сообщил С.Капшук.
Рынок мяса
В 2008 году продолжалось сокращение внутреннего потребления говядины при увеличении производства мяса в целом. Снижение потребления происходило, по данным экспертов, в основном за счет сокращения предложения отечественного сырья с 456 тыс. тонн в 2006 году до 435,6 тыс. тонн в 2007 году и, по предварительным оценкам, до 385 тыс. тонн в 2008 году.
Украина достаточно сильно нарастила производство мяса птицы. Согласно прогнозным показателям, в 2008 году будет произведено около 785 тыс. тонн мяса птицы. Сегмент птицы постепенно выдавливает говядину, потому что и потребитель, и переработчики переключается на более дешевый продукт (мясо птицы — ред.), дефицит которого сегодня существует в Украине, — отмечает Елизавета Святкивская, эксперт ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ).
Импорт мяса птицы за 11 месяцев составил 235,39 тыс. тонн, что на 79% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего за 11 месяцев текущего года было импортировано 476 тыс. т мяса, что на 136,9% больше, чем за аналогичный период 2007 года.
Вместе с тем, в Украине из года в год сокращается поголовье крупного рогатого скота и, соответственно, производство говядины. Цены на КРС в живом весе растут, при этом рентабельность производства КРС в текущем году, по данным Госкомстата, опустилась до минус 40,5%.
Неоднократное повышение госдотаций на развитие животноводства — в феврале (на 0,5 грн. — до 1,9 грн./кг живого веса) и в августе (на 1 грн. — до 2,9 грн. за 1 кг живого веса) — и удешевление фуражного зерна, которое идет на корм скоту и птице, не смогли переломить понижательной тенденции в численности поголовья КРС и повышения себестоимости производства говядины.
В частности, отсутствие современных технологий в хозяйствах населения, выращивающих крупный рогатый скот, низкий уровень государственной поддержки, низкая платежеспособность внутреннего потребительского рынка стали основными факторами, которые влияли как в 2008, так и на протяжении предыдущих годов на достаточно длительный период окупаемости проектов по производству говядины. По мнению экспертов УКАБ, перечисленные факторы станут причиной дальнейшего сокращения поголовья КРС в ближайшие 2 года.
Между тем, в середине ноября ситуация на рынке мяса в Украине обострилась: под угрозой закрытия оказались крупнейшие мясные комбинаты страны. Из-за недостатка сырья и оборотных средств было приостановлено производство десятков комбинатов, другие же перешли на сокращенный рабочий день.
Представители объединения Укрмясопродукт, в состав которого входят 44 предприятия, обратилась к властям с требованием урегулировать ряд вопросов по обеспечению жизнеспособности отрасли. В частности, обеспечить долгосрочное льготное кредитование и компенсацию процентов государством в полном объеме; рефинансирование НБУ банковских учреждений, которые кредитуют с/х-сектор; ввести нулевую процентную ставку НДС при импорте скота мясных пород; сохранить нулевые процентные ставки НДС по продаже молока и мяса в живом весе; целевые дотации государства, а также увеличить размер дотаций по выращиванию крупного рогатого скота до 4 грн. за 1 кг.
Колбасные ГОСТы
Вступив в ВТО, Украина решила подготовить законодательную и нормативную базу по производству продуктов питания с учетом стандартов Евросоюза и внедрить с 1 августа 2008 года новые стандарты на мясоколбасные изделия. Министр агропромполитики Украины Юрий Мельник заявил, что поспешить с их внедрением ведомство заставили в том числе и невиданные масштабы импорта в Украину некачественного мяса.
В частности, предполагалось, что колбаса и сосиски высшего сорта будут состоять на 100% из мяса, а содержание пищевых добавок и субпродуктов будет ограничено.
Однако введение новых стандартов не состоялось: производители настояли на том, чтобы новшества перенесли на апрель 2009 года. Приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарта) N73 от 29 февраля 2008 года переходный период для подготовки к новым стандартам мясо-колбасной продукции был продлен до 1 апреля 2009 года.
Главными аргументами производителей стало то, что потребители якобы не готовы к столь качественному и, соответственно, дорогому продукту. Кроме того, производители сами не смогли бы так быстро подготовиться к переходу на новые стандарты, о введении которых их предупредили слишком поздно.
Кризис и спасение АПК
23 декабря 2008 года Верховная Рада приняла в целом Закон О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предотвращения негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса N3353, действие которого направлено на минимизацию возможных убытков в агропромышленном комплексе Украины.
В частности, Закон отменяет экспортную пошлину на семена подсолнечника, что, по мнению экспертов, в целом положительно скажется на материальном положении сельхозпроизводителей. Однако, отмечают аналитики, Закон в число тех, кто сможет сам осуществлять экспорт, не попадают мелкие фермеры.
Кроме того, по убеждению маслопереработчиков, реализация указанного документа может привести к недостатку сырья в Украине в конце весны 2009 года и закрытию маслоэкстракционных заводов.
В то же время предусмотренное Законом повышение импортных пошлин на мясопродукты может, по мнению аналитиков, усилить контрабанду и ввоз неликвида в Украину, в то время как поставки белого импорта будут ограничены. С другой стороны, отмечают эксперты, повышение ввозных пошлин в одностороннем порядке может привести к проблемам в отношениях со Всемирной торговой организацией (ВТО), что выразиться в наложении штрафов.
http://biz.liga.net/

Тимошенко подпишет с банкирами меморандум для преодоления последствий финансового кризиса

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко считает, что Кабинет Министров, Национальный банк Украины и представители банковского сектора должны разработать ряд общих документов для преодоления кризиса в этой сфере и для обеспечения прозрачности банковской системы. Об этом она заявила во время совещания с руководителями ведущих коммерческих банков, сообщает пресс- служба Кабмина.
По словам премьер-министра Украины, в первую очередь необходимо принять закон относительно прозрачных правил работы банковской системы. Тимошенко отметила, что вторым документом станет Меморандум между правительством, НБУ и коммерческими банками. В нем, как заметила глава правительства, планируется зафиксировать подходы к решению проблем, которые не подлежат законодательному урегулированию.
Также премьер-министр считает, что нужно отработать постановление правительства относительно порядка рекапитализации банковской системы за счет ресурсов, которые предоставит МВФ.
Тимошенко сообщила, что работать над документами будет общая группа, в которую войдут, в частности, представители Кабинета Министров, НБУ и коммерческих банков. Кроме того, Юлия Тимошенко делегировала в эту группу двух своих советников: Сергея Тигипка и Александра Гинзбурга.
Глава правительства добавила, что документы должны быть подготовлены за неделю.
Также Тимошенко убеждена, что реален сектор экономики должен быть поддержан необходимым количеством финансовых ресурсов.
Она отметила, что правительство в первую очередь заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин Украины был защищенным в общении с банковской системой. По словам главы правительства, это касается депозитных вкладов и кредитования граждан, в частности, на стабильном уровне должны оставаться процентные ставки по кредитам, порядок их возвращения и условия, по которым были сделаны вклады в банки.
Обращаясь к банкирам, Тимошенко отметила, что необходимо также уделить значительное внимание ипотечному кредитованию, кредитованию аграрного сектора, в том числе пролонгации кредитов аграриям, чтобы перейти к весенне полевым работам, и другим отраслям — машиностроению, горно- металлургическому комплексу, химическим предприятиям.
Если мы в настоящий момент не отработаем систему взаимодействий, нам будет чрезвычайно трудно проходить тот этап кризиса, который перешел из финансового кризиса в экономическую рецессию, — отметила премьер-министр.
Стоит добавить, что премьер-министр убеждена, что вновь созданная парламентская коалиция сможет стабилизировать финансовый сектор страны на законодательном уровне.
Премьер-министр отметила, что правительство стоит на страже интересов Национального банка Украины: Мы целиком и полностью защищаем независимость Национального банка, защищаем все функции НБУ, которые осуществляются сегодня в финансовом секторе страны для того, чтобы Нацбанк мог делать национальную политику.
Тимошенко отметила, что существенным для решения проблемных вопросов в банковский сфере на сегодня является тот факт, что к работе правительства и НБУ подключился еще один весомый инструмент — парламентское большинство: Этот инструмент является таким, который может подняться над всеми институциями, которые работают сегодня в Украине, и на базе законов урегулировать те процедуры, которые делают прозрачными, понятными как для банковской системы, так и для страны, такие инструменты как рефинансирование, функционирование валютного рынка.
Напомним, ранее сообщалось, что Блок Юлии Тимошенко настаивает на том, чтобы на завтрашнем заседании Верховной Рады был заслушан отчет главы Национального банка Украины Владимира Стельмаха. Об этом заявил сегодня, 11 декабря, первый заместитель главы фракции БЮТ Андрей Кожемякин.
Мы будем сегодня настаивать на том, чтобы завтра обязательно был заслушан отчет главы Нацбанка о финансовой ситуации в Украине. Это будет обязательно, мы будем настаивать. По возможности, мы ведем сейчас консультации, возможно, это сделаем и после обеда, — сказал Кожемякин.
Также он сообщил, что после отчета руководителя НБУ на заседании фракции БЮТ будет рассмотрен вопрос о целесообразности пребывания Стельмаха на должности главы Нацбанка.
Правительство защищает независимость НБУ, заявила Тимошенко
Правительство стоит на страже интересов Национального банка Украины. Об этом заявила Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко во время совещания с руководителями ведущих отечественных банков.
Мы целиком и полностью защищаем независимость Национального банка, защищаем все функции НБУ, которые осуществляются сегодня в финансовом секторе страны для того, чтобы Нацбанк мог делать национальную политику, — заявила Ю.Тимошенко. Ее цитирует радио Свобода.
По словам Премьера, определяющим фактором для решения проблемных вопросов в банковский сфере на сегодня является то, что к работе правительства и НБУ подключился еще один весомый инструмент — парламентское большинство.
Этот инструмент может подняться над всеми учреждениями, которые работают сегодня в Украине, и на базе законов урегулировать те процедуры, которые делают прозрачными, понятными как для банковской системы, так и для страны, такие инструменты как рефинансирование, функционирование валютного рынка, — подчеркнула Ю.Тимошенко.
Сегодня же Президент Виктор Ющенко обратился к Председателю Верховной Рады Украины с призывом не политизировать работу НБУ и Министерства финансов.
ЛІГАБізнесІнформ

На рассмотрение ВР внесен законопроект, предлагающий создать Государственный аграрный стабилизационный фонд (авторы — нардепы Виктор Янукович, Сергей Рыжук, Виктор Слаута, Николай Присяжнюк).

На рассмотрение ВР внесен законопроект, предлагающий создать Государственный аграрный стабилизационный фонд (авторы — нардепы Виктор Янукович, Сергей Рыжук, Виктор Слаута, Николай Присяжнюк).
Предусматриваемый объем фонда на 2008-2009гг. — 10 млн.грн.
Источник финансирования — госбюджет.
Согласно документу, средства фонда должны направляться на: предоставление целевой финпомощи комбанкам на возвратной основе для выделения кредитных средств агропроизводителям для проведения весенне-полевых работ в 2009г. в объеме предоставляемой финпомощи с учетом кредитной ставки НБУ; пролонгацию банками на период до 1.11.2009г. непогашенных кредитов, оформленных в 2005-2008гг.; предоставление на возвратной основе финподдержки НАК Украгролизинг для закупки и передачи в лизинг импортной сельхозтехники, аналоги которой не производятся в Украине.
Также предлагается обязать Госкомрезерв, Аграрный фонд и ГАК Хлеб Украины выступать гарантами при заключении кредитных соглашений на проведение весенних полевых работ между банками и сельхозпроизводителями.
Предусматривается установление нормы, согласно которой сельхозпроизводители, хранящие зерно на государственных зерновых складах, в 2008/09м.г. (начиная с 1 ноября) должны получать из госбюджета частичную компенсацию стоимости услуг хранения в размере 70% указанной стоимости.

Аграриям отсрочат уплату долгов

Кабинет Министров призвал коммерческие банки пролонгировать кредиты для производителей сельхозпродукции
Вчера премьер Юлия Тимошенко обратилась к руководителям коммерческих банков с просьбой пойти на уступки агропроизводителям. Она попросила продлить срок погашения кредитов для сельскохозяйственного сектора, который истекает в ближайшее время, до 1 июня 2009 года.
Банкам, которые согласятся на предложение Кабмина, пообещали перекредитование. Национальный банк поддержит эти банки рефинансированием, а также будет использовать специальные подходы к ставке по таким (сельскохозяйственным. — ДЕЛО) кредитам, — заявила Тимошенко, открывая вчерашнее заседание Кабмина.
Банкиры не против
Руководители коммерческих финучреждений заявляют, что предварительно готовы пойти на условия правительства. Но при этом они отмечают: окончательный ответ сложно дать, пока не сформированы конкретные условия сотрудничества.
Договоренность еще не сформулирована ни в каких договорах, — сообщил ДЕЛУ председатель правления Райффайзен Банка Аваль (наибольшего кредитора агропромышленного комплекса) Владимир Лавренчук. — На сегодняшний день проводится работа (по формированию условий. — ДЕЛО).
Сами аграрии одобрительно относятся к пролонгации кредитов, но утверждают, что эта мера не решит всех проблем в отрасли. Ведь хозяйство нуждается в новых банковских кредитах.
Денег нужно больше
Те цены, которые сформировались сейчас на аграрном рынке, — убыточные.
Реализовав произведенную продукцию, предприятия АПК не смогут в полном объеме профинансировать весенне-полевые работы, — подтверждает руководитель группы экс-пертов ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса Владимир Лапа.
По словам директора фермерского хозяйства Кушпит Бориса Кушпита, сельскохозяйственным предприятиям понадобятся кредитные средства из расчета 500 гривен на гектар.

Полгода строгого режима

Национальный банк обнародовал план антикризисных действий. Какими последствиями для отечественной финансовой системы грозит режим строгой экономии кредитных ресурсов, новый валютный коридор и запрет на досрочное изъятие депозитных вкладов
Мировые финансы переведены в ручной режим. Борьба с кризисом все больше приобретает характер военных действий. Правительства не предпринимали ничего подобного со времен Великой депрессии. Шесть центральных банков, включая ФРС, ЕЦБ и Банк Англии, одновременно срезают ставки на 50 базисных пунктов, подчеркивая, что действия их скоординированы. Скорость развития событий и принятия ответных решений — еще одна особенность нынешнего кризиса. Всего пару месяцев назад Генри Полсону его теперь уже знаменитый план выкупа проблемных активов на $700 млрд. не мог присниться даже в страшном сне. Спустя всего несколько дней эта сумма уже не производит должного впечатления. ФРС объявил о готовности расширить кредитную поддержку до $900 млрд., покупать в неограниченном количестве коммерческие бумаги частных компаний (а объем этого рынка около $1,3 трлн). Более того, американский Минфин уже почти созрел для прямых вливаний в капиталы банков путем покупки их акций. Таким образом, он может последовать примеру финансовых властей Европы, для которых национализация крупнейших институтов, похоже, превращается в рутинное занятие.
Великобритания уже объявила, что вложит 37 млрд. фунтов стерлингов ($64 млрд.) в акции Royal Bank of Scotland, HBOS Plc и Lloyds TSB Group. Также государство гарантирует долговые обязательства банков со сроком обращения более трех лет на общую сумму 250 млрд. фунтов. Франция, Германия и Испания предоставят 960 млрд. евро для гарантирования межбанковских кредитов, а также получат доли в банках, примерно равные 3% их ВВП. Однако все это скорее насторожило, чем успокоило рынок. Банковская чума захватывает и другие регионы мира.
На прошлой неделе Национальный банк Украины своим постановлением N319 перевел и украинский денежный рынок в ручной режим. Впрочем, пока реакция на происходящее украинских властей оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, они, очевидно, понимают опасность распространения кризиса.
Пакет стабилизационных мер не заставил себя долго ждать и оказался весомым (более 6 млрд. грн. кредитов — это много, учитывая относительно небольшой размер экономики Украины и ее финансового сектора). Вопрос только в том, насколько эффективными они окажутся. С другой стороны, высока вероятность сползания украинской экономики в рецессию.
Чудеса изобретательности
События, обусловившие появление в понедельник антикризисного постановления НБУ, стали разворачиваться в конце предыдущей недели. Жертвой сплетен стали несколько крупнейших банков страны, клиенты которых в массовом порядке извещались о том, что банки приостанавливают операции по вкладам и близки к банкротству. Злоумышленники использовали рассылку посредством почты, ICQ и sms-сообщений, форумов, блогов и призывали людей поторопиться забирать свои деньги, пока не поздно.
Вкладчики поддались панике, выстраивались в очередь и принялись изымать средства. Чтобы вкладчики не опустошили банки, НБУ и было вынуждено ввести план антикризисных мер.
Теперь украинские финансовые власти не только предпринимают шаги по спасению утопающих и восстановлению доверия на межбанке, но и пытаются пробудить уверенность рынка в завтрашнем дне. Обеспечить ее должны запреты на досрочное снятие депозитов, а также на любое увеличение кредитных портфелей банков. Эти меры очень похожи на те, которые были введены в конце 2004 года во время оранжевой революции, когда они позволили предотвратить банковский кризис. Тем не менее в 2004 году имел место только политический кризис, в то время как беспокойство на мировых финансовых рынках и снижение роста национальной экономики в этом году имели куда более негативный эффект.
Как же повлияет постановление Национального банка Украины N319 на экономику страны и на его участников — банки, компании и население?
Кредитование
Самой радикальной (и не менее спорной) мерой стал запрет банкам увеличивать стоимость своих активов выше уровня, достигнутого на момент закрытия 13 октября (за исключением инвестиций в государственные ценные бумаги и депозитные сертификаты Нацбанка, а также за исключением межбанковских операций). Это фактически означает замораживание расширения кредитного портфеля. Другими словами, банки имеют право выдавать новые кредиты только на суммы погашенных кредитов или за счет распродажи своих портфелей ценных бумаг. А тем заемщикам, которые не имеют валютной выручки, Нацбанк рекомендует новые кредиты вообще не выдавать.
Данная мера стала не только самой спорной, но и получила самую большую критику со стороны всех участников рынка. По словам главы совета НБУ Петра Порошенко, совет Нацбанка уже потребовал от правления специальным разъяснением все же обязать банки кредитовать экспортеров. По требованию совета правление должно уточнить, что банкам запрещено кредитовать население. Некоторые банки некорректно трактуют пункты постановления, — утверждает глава совета НБУ в интервью агентству Интерфакс-Украина. — Этими разъяснениями будут сняты какие-либо ограничения на кредитование субъектов экономики, работающих в реальном секторе, и экспортно- ориентированных предприятий, обеспечивающих рабочие места. Ограничение или остановка кредитования субъектов хозяйствования, которые имеют соответствующий экспортный потенциал, повлекут за собой разрушительные процессы. А ограничение потребительского кредитования и кредитования в валюте будет оставаться, так как оно связано с ликвидностью банковской системы. Действия НБУ должны поддержать на ближайших заседаниях Кабмин и Совет национальной безопасности и обороны, уверены в совете. В противном случае мы будем иметь ухудшение экономической ситуации в базовых отраслях, — считает Петр Порошенко.
В итоге Нацбанк был вынужден внести изменения в постановление относительно стабилизации банковской системы N319 от 11 октября, смягчив ограничения на кредитование. Соответствующие изменения закреплены постановлением НБУ N328 от 16 октября. Теперь подпункт 2.1 изложен в следующей редакции: 2.1.
(Банки) Могут предоставлять кредит в иностранной валюте контрагентам, которые не имеют валютной выручки, в рамках объемов задолженности по ним, сложившейся на эту дату (на 13 октября). Все другие кредиты банки могут предоставлять в установленном порядке при наличии соответствующих ресурсов. Постановление НБУ N328 вступило в силу с 16 октября.
Прогноз: если мораторий на объемы кредитования не будет снят в ближайшие месяцы, то может последовать рецессия в реальном секторе экономики, которая уже ощущает недостаток заемных средств в условиях глобального кризиса ликвидности. Это будет наиболее ощутимо, когда начнется подготовка к весенним полевым работам.
Депозиты
Согласно постановлению, вкладчики банков, как физические, так и юридические лица, теперь смогут снимать свои средства только по окончании срока действия депозитного договора. На практике это означает, что банки могут отказать в выдаче вклада при досрочном расторжении депозита. Хотя с юридической точки зрения все не так безупречно. Национальный банк не впервые поднимает тему безотзывных вкладов, однако введение данной нормы противоречило Гражданскому кодексу. С юридической точки зрения, согласно ст.1060 Гражданского кодекса, коммерческие банки не имеют права ограничивать досрочное расторжение договоров. Таким образом, распоряжение НБУ противоречит ГК. Тем не менее судебная тяжба с коммерческими банками видится нецелесообразной и бесперспективной: несмотря на правовую коллизию коммерческие банки будут исполнять постановление НБУ, а не соблюдать Гражданский кодекс. На данный момент экономическая целесообразность решения НБУ, его способность предотвратить панику на рынке, значительно более важны, чем юридическая составляющая, — говорит аналитик инвестиционной группы Сократ Михаил Сальников.
Впрочем, по мнению финансистов, данная мера хоть и обоснована с экономической точки зрения, но является немного запоздавшей, поскольку население и корпоративные клиенты уже начали изымать свои депозиты под влиянием нестабильности на мировом финансовом рынке и страхом перед возможным банкротством банков. По словам представителей НБУ, вкладчики с 1 октября изъяли 6,2 млрд. грн. со своих депозитов, что составляет 2,7% от общего объема срочных депозитов.
Прогноз: данное решение НБУ будет вполне эффективным в краткосрочной перспективе, поскольку оно даст возможность уменьшить панические настроения вкладчиков банков. Тем не менее эта мера может спровоцировать еще больший отток средств из банковской системы. Высока вероятность того, что люди, сроки депозитов которых истекают, не станут открывать новые срочные счета.
Это может привести к снижению пассивной базы банков и, как следствие, сокращению кредитно-инвестиционных портфелей отдельных банков.
Валюта
Следующая часть поправок относится к валютному рынку, в частности к обменным операциям с валютной наличностью. Теперь спрэд (разница между покупкой и продажей) не должен превышать 5,0%, то есть около 26-27 копеек по доллару и около 35 копеек по евро. По словам Михаила Сальникова, недавние значительные колебания обменного курса были вызваны, в первую очередь, дефицитом валюты у коммерческих банков и у производителей экспортной продукции при повышении спроса на валюту со стороны крупных импортеров, инвесторов и физлиц. Предписания НБУ должны, с одной стороны, упростить деятельность банков на валютном рынке (возможность покупки одной валюты за другую), а с другой — обеспечить снижение спроса и повышение предложения на валюту со стороны банков — лимиты на покупку валюты, запрет на покупку валюты для некоторых операций с нерезидентами, нулевая ставка резервирования средств по краткосрочным договорам с резидентами, ограничение типов валют на зарубежных счетах банков, — говорит эксперт.
В части регулирования валютного рынка интересен пункт и о том, что банкам запрещается приобретать или конвертировать иностранную валюту для досрочного выполнения своих обязательств и для произведения расчетов с нерезидентами за импортированные работы, услуги и права интеллектуальной собственности, которые не были ввезены на территорию Украины. Другими словами, НБУ не разрешает проводить авансовые платежи по импорту (кроме платежей за критический импорт). Правда, по словам Петра Порошенко, совет НБУ предложил правлению пересмотреть и эту норму, разрешив банкам проведение авансовых платежей по всем импортным контрактам, если такая операция осуществляется за счет собственных средств предприятия. По его словам, сейчас редкие иностранные компании готовы поставлять в Украину товары, сырье и материалы без предоплаты. Поэтому мы четко прописали в рекомендациях правлению: запретить авансовые платежи по импортным контрактам без ввоза товаров на территорию Украины. Сделано это, чтобы некоторые импортеры не играли на курсовой разнице, возвращая предоплату в Украину, — подчеркнул Петр Порошенко.
Прогноз: ограничения на импортные операции и любое увеличение розничных кредитов снизят объемы импорта, улучшив таким образом торговый баланс страны. Еще одним позитивным моментом является то, что ограничения на снятие депозитов сохранят объемы потребления неизменными, что позволит сдержать повышение инфляции, в то время как досрочное снятие депозитов могло бы стимулировать население увеличить уровень текущего потребления.
Ликвидность
Национальный банк своим постановлением еще раз подтвердил свое намерение и дальше поддерживать ликвидность банковского сектора путем рефинансирования кредитов, смягчив условия выдачи кредитов коммерческим банкам. Ликвидность тает с двух сторон. Закрыт доступ к западным кредитам, еще и вкладчики забирают свои деньги из мелких и средних банков и относят их в более стабильные, на их взгляд, — сетуют банкиры. Если бы вкладчики вели себя более лояльно и не ринулись забирать деньги со своих депозитов, то у банков таких проблем не было бы, уверены они. Теперь банки смогут получить кредит в НБУ на один год по ставке от 15% годовых в объеме до 60% от регулятивного капитала банка в пределах 90% предоставленного обеспечения.
Прогноз: запрет на досрочное снятие депозитов, а также ограничение активных операций снизят уровень спроса банков на гривню, что предотвратит снижение ликвидности. В то же время у банков все еще недостаточно свободы для осуществления операций на рынке по причине закрытия взаимных лимитов.
Гарантии НБУ заявил о возможном пересмотре гарантированной суммы вкладов в рамках Фонда гарантирования вкладов физических лиц с 50 тыс. грн. до 100 тыс. грн. Совет Национального банка уже одобрил предоставление НБУ кредита на 1 млрд. грн. Фонду гарантирования вкладов физических лиц для увеличения размера гарантированных выплат вкладчикам ликвидируемых банков. Сейчас на рассмотрении парламента находятся законодательные инициативы о финансировании Фонда гарантирования вкладов, в том числе Нацбанком и правительством. По мнению банкиров, изменение не будет иметь какого-либо существенного влияния с экономической точки зрения, так как 98% депозитов не превышает 50 тыс. грн.
Прогноз: изменения имеют чисто психологический эффект, давая ощущение вкладчикам, что более значительная часть их сбережений гарантируются государством. Таким образом, государство уменьшит вероятность паники среди вкладчиков.
Сроки и реверансы
Первый заместитель главы НБУ Анатолий Шаповалов говорит, что регулятор надеется на скорую стабилизацию ситуации в банковской системе. Мы постоянно отслеживаем ситуацию и готовы изменять постановление N319 сообразно рыночной конъюнктуре, — говорит г-н Шаповалов. Во время финансовой нестабильности, наверное, некогда просчитать все возможные риски, сопряженные с антикризисными действиями властей, предложить системный план по спасению. Однако радует то, что у представителей НБУ хватает времени общаться с рынком и вкладчиками, рассказывая им о сути своих действий в дни кризиса. Иначе, даже потратив колоссальные средства и приложив невероятные усилия, желаемого результата можно и не добиться.
Причем, на наш взгляд, делать реверансы общественности сейчас стоит по любому волнующему событию.

ЛСОУ 29 марта проведет традиционный мастер-класс Агрорынок: проблемы страхования

Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ) 29 марта проведет традиционный мастер-класс Агрорынок: проблемы страхования, приуроченный к началу весенних полевых работ.
Как сообщается в информации ЛСОУ, выездной мастер-класс в этот раз проводится на одной из баз отдыха под Киевом, на берегу Киевского моря.
Тема мастер-класса выбрана с учетом пожеланий журналистов. На мероприятие уже аккредитовалось почти 60 журналистов, специализирующихся на аграрной тематике.
На заседании будут рассмотрены вопросы взаимодействия государства, страховщиков и аграриев, ситуация с законодательной и нормативной базой рынка аграрного страхования, проанализированы статистические данные прошлого года, будет сделан прогноз на текущий аграрный год.
Программа мастер-класса создана таким образом, чтобы у журналистов была возможность и поработать, и отдохнуть. Ведь у журналистов, как правило, ненормированный рабочий день и практически не остается времени на отдых. Поэтому мы постараемся соединить для них полезное с приятным, — подчеркнула директор Центра информационной политики ЛСОУ Светлана Глушко.
Мастер-классы для журналистов Лига проводит каждый квартал, начиная с 2004 года.

Минагрополитики о ходе весенне-полевых работ на 24.03.2008г.

Минагрополитики о ходе весенне-полевых работ на 24.03.2008г.
Ранними зерновыми и зернобобовыми засеяно 1,72 млн.га (32% плана), в т.ч. яровой пшеницей засеяно 116,2 тыс.га (24%), ячменем — 1,355 млн.га (34%), овсом — 89 тыс.га (19%), горохом — 156,3 тыс.га (50%).
Плановые показатели сева уже превышены в Николаевской обл. (109%) и в АРК (104%).
Подкормка озимых проведена на площади 4,06 млн.га (59%).

КМ принял решение о создании стабилизационного фонда ГСМ для весенне-полевых работ в объеме 150 тыс.т. Об этом сообщил Первый вице-премьер Александр Турчинов.

КМ принял решение о создании стабилизационного фонда ГСМ для весенне-полевых работ в объеме 150 тыс.т. Об этом сообщил Первый вице-премьер Александр Турчинов.
Минагрополитики оценивает потребности для посевной в 600 тыс.т ДТ и 200 тыс.т бензина.

Пойдут ли банкиры в поля (Эксперт Украина)

Игорь Лавриненко, Наталия Богута
Из всех рискованных видов бизнеса неохотнее всего банкиры занимаются кредитованием села. Ситуация изменится только после отмены моратория на торговлю землей сельхозназначения
Впервые мы обратились в банк в 2000-м — взяли кредит на пятьдесят тысяч гривен. В прошлом году погасили ссуду на четыре с половиной миллиона гривен, а в нынешнем снова заняли пять миллионов, — рассказывает директор аграрного предприятия Песковское (Черниговская область) Валерий Колоша.
Без сотрудничества с финучреждениями аграриям не обойтись. Заемные средства нужны им для закупки новой техники (так поступило предприятие Песковское), пополнения оборотных средств (в этом остро нуждаются растениеводы).
К ноябрю 2007-го предприятия агропромышленного комплекса (АПК) привлекли более 11 млрд гривен кредитных ресурсов. Для нынешних весенне-полевых работ, которые уже идут полным ходом, аграриям необходимо около восьми миллиардов гривен. Удовлетворить такой спрос нелегко. Ведь на этом рынке активно работают всего шесть-семь банков из ста семидесяти пяти. Развитие кредитования села также тормозит отсутствие постановления Кабинета министров о порядке компенсации ставок по ссудам. Такой документ правительство издает ежегодно, а фининституты, исходя из него, формируют свою ценовую политику. Причем она у кредиторов достаточно жесткая: чтобы получить финансирование, агропредприятие должно предъявить ликвидное залоговое имущество (дорогостоящую недвижимость или транспорт). Банкиры также ждут снятия моратория на куплю-продажу земли сельхозназначения, которая сможет служить надежным залогом при кредитовании аграриев. Только с началом функционирования рынка земли этот вид банковского бизнеса начнет развиваться.
Свободная ниша
Наш банк уже давно работает на агрорынке. Конкурентов у нас немного — в прошлом году мы выдали сорок семь процентов всех кредитов аграриям, — отмечает директор департамента малого и среднего бизнеса Райффайзен Банка Аваль Елена Рудык. Выбрав кредитование аграриев своим стратегическим направлением, только на обслуживание этого сегмента банк сориентировал триста отделений. Такой интерес к сельхозпроизводителям проявляют всего несколько финансовых учреждений: кроме Райффайзен Банка Аваль, это Проминвестбанк, Надра, Форум, Ощадбанк и Кредитпромбанк. При этом Министерство финансов в рамках проекта Всемирного банка Расширение доступа к рынкам финансовых услуг привлекло Надра и Кредитпромбанк для финансирования малых и средних предприятий в сельской местности на 89 млн долларов.
Государство удешевляет кредиты на срок до трех лет. Поэтому банки не торопятся внедрять для агробизнеса более долгосрочные продукты
Остальные игроки пока присматриваются к аграриям либо кредитуют их только под покупку транспорта. Так, ОТП Банк выдает ссуды лишь тем предприятиям, для которых сельхозработы являются не основным видом деятельности. Дочки иностранных фининститутов (кроме Райффайзен Банка Аваль, кредитовавшего село и до, и после привлечения зарубежного стратегического инвестора) не жалуют АПК. Так, во Франции группа Credit Agricole активно занимается финансированием аграриев, тогда как ее украинская дочка — Индэкс-Банк — не предлагает нашим агрофирмам специальных программ.
Более лояльны к селу кредитные союзы, но их ресурсы слишком дороги. Фермерам дешевле получить кредит в банке, — считает директор департамента продаж малому и среднему бизнесу банка Надра Валентина Волошко.
Кредитование села — задача непростая. Для успешной работы в этом сегменте финучреждению нужны большая сеть отделений, адаптированная под потребности аграриев линейка продуктов (индивидуальный подход к клиентам, возможность отсрочки по телу займа, краткосрочные и долгосрочные кредитные линии), специальная система оценки рисков, хорошо обученный персонал. Чтобы активно кредитовать сельское хозяйство, банку необходимо открыть большое количество отделений в райцентрах и поселках. Ведь такие ссуды приходится отслеживать с особой тщательностью, — говорит начальник управления по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса ОТП Банка Дмитрий Гончаренко. Сейчас в агробизнесе преобладают микрохозяйства, а также малые и средние предприятия, хотя в последнее время наметилась тенденция к укрупнению — таким сельхозпроизводителям легче выжить. Поэтому во всех фининститутах, которые обслуживают агросегмент, такие клиенты получают услуги в рамках программ для малого и среднего бизнеса.
Аграрии могут рассчитывать на краткосрочные (до года) и среднесрочные (до пяти лет) кредиты. Краткосрочные ссуды направляются на закупки необходимых для работы материалов (удобрений, семян, молодняка скота), среднесрочные — на приобретение оборудования, техники, транспорта, а в некоторых случаях используются как инвестиции в покупку или строительство помещений.
Стоимость краткосрочных кредитов — 16-18% годовых в национальной валюте и 12-13,5% в долларах, среднесрочных — 14-17% годовых в гривне и 11-12% в долларах. По словам фермеров, самые дешевые кредиты предлагает Ощадбанк — 14% годовых в гривне. Рынок сельхозпроизводителей четко сегментирован и поделен между банками.
Так, Райффайзен Банк Аваль обслуживает -крупные хозяйства (максимальная сумма кредита составляет полтора миллиона гривен), Надра работает со средними предприятиями (максимальная ссуда — 1,25 млн гривен, средняя — 300 тыс. гривен), мелкими клиентами занимается банк Форум (в нем чаще всего занимают до 20 тыс. гривен).
При работе с аграриями присутствует такой фактор, как сезонность. Оборотные средства хозяйства предпочитают пополнять во время посевной — с февраля по апрель, а закупать технику — с мая по июль. Принимая во внимание особенности этого бизнеса, все финансовые игроки предлагают фермерам отсрочку платежа по телу кредита — льготный период, в течение которого клиент платит только проценты, может варьироваться от трех до девяти месяцев. В таком случае активные выплаты по займам приходятся на октябрь- январь (когда урожай уже собран и продан). Однако отсрочкой пользуются не все производители. Нам льготный период не нужен. Лучше, когда нагрузка распределена по месяцам — так легче расплачиваться с банком. Мы не знаем, что нас ждет впереди, поэтому не хотим растягивать выплату кредита, — рассказывает Колоша.
В ожидании компенсации
Агросегмент сильно зависит от государственных компенсаций. Финучреждения и сельхозпредприятия ждут соответствующего постановления правительства. Четкие правила игры на этот год еще не установлены, а ведь посевная уже идет полным ходом, и предприниматели берут кредиты, — говорит Елена Рудык.
Система государственной поддержки села включает компенсациюдля аграриев части ставки по банковским ссудам (в госбюджете-2008 на это запланировано 667 млн гривен). Обычно размер возмещения привязывается к уровню учетной ставки. Мы кредитуемся на льготных условиях уже семь лет, развиваемся, привлекая все более крупные ссуды, — сообщили в одном из хозяйств Донецкой области, специализирующемся на семеноводстве.
Как правило, в начале года Кабмин определяет условия кредитов, часть ставки по которым будет покрыта, а также размер компенсации. В 2007-м возмещение получили те хозяйства, которые привлекали ссуды на срок до двенадцати месяцев для краткосрочных займов и на срок до 36 месяцев — для среднесрочных. Чтобы получить компенсацию, аграрию необходимо было привлечь средства по ставке 18% годовых для краткосрочных и 17% годовых для среднесрочных кредитов в гривне или по ставке 12% годовых для краткосрочных и 11% годовых для среднесрочных займов в иностранной валюте. Годовые гривневые ссуды удешевлялись на учетную ставку Национального банка (8% годовых), долларовые кредиты — на шесть процентных пунктов.
В 2007-м фермеры выплачивали финучреждениям ежемесячные платежи по кредитам в полном объеме, а в конце года через районные и областные управления получили компенсацию. Такая система сельхозпроизводителей вполне устраивает. Мы ожидаем, что в этом году размеры возмещения будут такими же, как и в прошлом, — говорит Колоша. Между тем эта схема поддержки села несовершенна и способствует коррупции: порой кредиты и компенсацию получают те предприятия, которые мало занимаются сельским хозяйством, а подчас вообще никак с ним не связаны.
Еще одна проблема в том, что государство удешевляет ссуды только на срок до трех лет. Отчасти поэтому банки не торопятся внедрять для агробизнеса более долгосрочные продукты, хотя именно в них хозяйства нуждаются больше всего.
Самые оптимальные для нас кредиты — долгосрочные, лет на двадцать. Это позволило бы не затягивать решение насущных вопросов, мы смогли бы быстрее обновить технический парк, построить новые фермы, — говорит Валерий Колоша.
Отсутствие долгосрочных кредитных линий для фермерских хозяйств также вызвано тем, что в сельской местности нет надежного залогового имущества. Чаще всего в качестве залога банк берет недвижимость, технику, оборудование, иногда — семена, зерно на складах и товары в обороте, поголовье скота. Однако недвижимость в некоторых поселках слишком дешевая, техника в большинстве хозяйств устаревшая, а при принятии такого залога, как скот, могут возникнуть сложности. Чтобы оформить поголовье в качестве залога, нужно слишком много документов, в частности, на каждое животное необходимо оформить паспорт. А собрать справки, что все коровы здоровы, не так легко, — рассказывает Валентина Волошко. К тому же, по словам фермеров, при оценке скота банк учитывает лишь половину его залоговой стоимости. Еще реже финучреждения соглашаются на такой залог, как будущий урожай.
Кредитовать под залог будущего урожая очень рискованно. Со времен банка Украина многие хозяйства привыкли, что ссуда — это форма субсидии, которую можно вернуть, а можно и не вернуть. Это ухудшило кредитную культуру заемщиков. К тому же страховые компании неохотно идут на этот вид страхования, а если и соглашаются, то предлагают очень высокий тариф, — сообщил Дмитрий Гончаренко.
Страховка будущего урожая обходится в 10-12% его стоимости. Поэтому многиепроизводители пока не готовы к этому виду страхования, а банки — к принятию таких рисков, ведь погоду, а значит, и будущий урожай спрогнозировать трудно.
Землю в залог
Большинство игроков сосредоточены на обслуживании хозяйств в Херсонской, Одесской и Николаевской областях. То есть огромную часть сельхозпредприятий в западных, северных и центральных областях банки пока не обслуживают.
Перспективы развития агрокредитования связаны с расширением сети отделений крупных операторов, а также с работой на этом рынке мелких региональных банков. Потенциал агрорынка огромен. Последние несколько лет финучреждения ежегодно вдвое увеличивают портфель кредитов сельхозпредприятиям. Для продвижения ссуд банки используют различные маркетинговые приемы: от прямой рекламы в местных газетах до организации собраний фермеров у сельсовета и непосредственного выхода на аграриев (прямые продажи). Привлекать клиентов им также помогают компании, которые продают оборудование и транспорт. Мы активно сотрудничаем с нашими партнерами, продающими технику, семьдесят процентов займов мы выдаем именно их клиентам, — сообщила Рудык.
Фининституты, которые уже несколько лет успешно занимаются агрокредитованием, уверены в невысоких рисках, связанных с этим видом деятельности. Для микрокредитов мы ввели специальную скоринговую систему.
Наш банк давно работает в этом сегменте, мы понимаем его специфику, для нас — это самый прогнозируемый вид бизнеса, несмотря на погодные риски, — отметила Елена Рудык. Однако те, кто еще не вышел на рынок займов для аграриев, скептически оценивают успешность таких кредитов. Доля невозвратов в этом сегменте может составить до тридцати процентов, — такой комментарий Эксперт получил в одном из банков первой десятки.
Способствовать развитию долгосрочного кредитования аграриев может только отмена моратория на куплю-продажу земли сельхозназначения. Это позволит хозяйствам выкупить, а затем передать в залог арендованные участки.
Отсутствие надежного залога — одна из причин низкой заинтересованности финучреждений в развитии кредитования сельхозпроизводителей. Основной актив в сельской местности — земля. Как проследить, что происходит, скажем, с комбайном? Сколько было случаев, когда выдавалась ссуда, проходило полгода — и от комбайна оставался только остов. Все растащили. И что делать с таким залогом? — спрашивают банкиры. Однако прежде чем снять мораторий, необходимо создать условия для формирования прозрачного рынка земли, чтобы избежать злоупотреблений, спекуляций и мошенничества. Нужен кадастр, описание каждого участка, продавцы должны точно знать его стоимость, а реальные покупатели понимать, сколько им придется заплатить. В Европе банки кредитуют аграриев под залог земли. В Украине после отмены моратория большинство фининститутов тоже начнeт кредитовать сельское хозяйство, — уверен Гончаренко. Кроме того, необходимо усовершенствовать систему страхования будущего урожая — повысить эффективность и уменьшить стоимость страховки. Только тогда банки будут готовы кредитовать под залог будущего урожая, что позволит хозяйствам чаще и в бо/льших объемах привлекать заемные средства.
После вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию аграрии будут привлекать все больше кредитов — им понадобятся немалые средства на введение международных санитарных и фитосанитарных стандартов, развитие инновационных технологий. При этом банкиры считают, что из-за усиления конкуренции число кредитных рисков, а значит, и стоимость займов увеличится. Так что создание эффективной залоговой системы просто необходимо.
Банкиры прогнозируют, что по итогам 2008-го прирост портфелей по агрокредитам составит 100%. Однако конкуренция на рынке появится не раньше чем через три-четыре года, когда после отмены моратория начнет функционировать рынок земли, а активным обслуживанием сельхозпредприятий займутся минимум пятнадцать игроков.
Все та же черная дыра
В этом году на удешевление кредитов аграриям государство выделит миллиард гривен: 700 млн — на частичную компенсацию кредитных ставок, 100 млн — на частичное (до 30%) финансирование закупок новой техники на условиях лизинга и 200 млн — на покрытие затрат по договорам страхования аграрных рисков.
Такие же суммы были заложены и в госбюджет-2007 — это позволило сельхозпроизводителям при помощи государства купить полторы тысячи тракторов и чуть менее трехсот комбайнов на общую сумму три миллиарда гривен. На закупку техники ушла половина бюджетных компенсаций по кредитам, остальные деньги были направлены на пополнение оборотных средств, в том числе на закупку горюче-смазочных материалов и семян. Таким образом, государство субсидирует около трети всех кредитов и инвестиций в село.
Однако этого мало. Чтобы развивать свой бизнес, аграриям необходимо как минимум утроить закупки техники. Иначе упадок сельского хозяйства не остановить — сейчас значительная часть посевных площадей не обрабатывается, в частности, из-за отсутствия техники. В госбюджете на поддержку села заложено одиннадцать миллиардов гривен.
Однако бо/льшая часть этих средств расходуется впустую. Так, два с половиной миллиарда пойдут на господдержку растениеводства и животноводства: субсидии за гектар посевов и сдачу на переработку мяса и молока. Чуть меньше миллиарда гривен отправится на содержание аграрных вузов (при этом университеты продолжают выпускать агрономов, которые никогда не вернутся в село), еще примерно столько же — на компенсацию Пенсионному фонду льгот для аграриев по уплате пенсионного сбора. Кроме того, четыре с половиной миллиарда составят льготы по налогу на добавленную стоимость. Причем эти средства направляются куда угодно, но только не на улучшение материально-технической базы сельхозпроизводителей, как того требует законодательство.
До декабря прошлого года даже не существовало методики учета расходования сумм НДС — аграрии могли тратить эти деньги на свое усмотрение. Теперь принудить их направлять оставшиеся от этого налога средства по назначению очень трудно: за десять лет попустительства они привыклисчитать эти деньги не льготой, за пользование которой нужно отчитываться, а своей собственностью. Аграрные чиновники, в свою очередь, продолжают подгонять под субсидии тысячи якобы засеянных гектаров и тонны условного молока и мяса, а руководители сельхозпредприятий могут не заботиться о раздутых штатах — пенсионные сборы все равно частично оплачивает государство.
В целом на каждую бюджетную гривню, грамотно потраченную на развитие села, приходится десять гривен, пущенных на ветер. Согласно последнему отчету Всемирного банка, такая же ситуация сложилась в здравоохранении и образовании. Все это еще раз подтверждает тезис о том, что основная проблема нашего бюджета — не столько недостаток средств, сколько неумение ими распоряжаться. Принятая правительством 5 марта бюджетная резолюция на следующий год также не предполагает кардинальных изменений.
Между тем Министерство финансов все-таки решилось пойти на революционный шаг: финансировать не бюджетные учреждения, а услуги, которые они предоставляют государству. То есть с 2009-го аграрные университеты будут получать деньги не за факт своего существования, а за подготовку квалифицированных специалистов. Однако кардинально изменить методологию бюджетных расходов министр финансов Виктор Пинзеник так и не решился. В следующем году, как и предыдущие семнадцать лет, никто не будет анализировать эффективность государственных трат. Сотни, а то и тысячи чиновников продолжат следить за законностью и правильностью расходов, требуя у фермеров десятки справок, прежде чем компенсировать часть кредитной ставки или выделить субсидию. При этом никто даже не задумывается, на что мы тратим эти деньги и принесет ли это желаемый результат.
В то же время после вступления во Всемирную торговую организацию нашей стране придется свернуть часть программ помощи селу: отменить льготы по НДС и урезать субсидии. Но о том, как смягчить переход аграрной отрасли на по-настоящему рыночные условия, власти пока молчат.
Банковский рынок Украины

Пойдут ли банкиры в поля

Из всех рискованных видов бизнеса неохотнее всего банкиры занимаются кредитованием села. Ситуация изменится только после отмены моратория на торговлю землей сельхозназначения.
Впервые мы обратились в банк в 2000-м — взяли кредит на пятьдесят тысяч гривен. В прошлом году погасили ссуду на четыре с половиной миллиона гривен, а в нынешнем снова заняли пять миллионов, — рассказывает директор аграрного предприятия Песковское (Черниговская область) Валерий Колоша. Без сотрудничества с финучреждениями аграриям не обойтись. Заемные средства нужны им для закупки новой техники (так поступило предприятие Песковское), пополнения оборотных средств (в этом остро нуждаются растениеводы).
К ноябрю 2007-го предприятия агропромышленного комплекса (АПК) привлекли более 11 млрд гривен кредитных ресурсов. Для нынешних весенне-полевых работ, которые уже идут полным ходом, аграриям необходимо около восьми миллиардов гривен. Удовлетворить такой спрос нелегко. Ведь на этом рынке активно работают всего шесть-семь банков из ста семидесяти пяти. Развитие кредитования села также тормозит отсутствие постановления Кабинета министров о порядке компенсации ставок по ссудам. Такой документ правительство издает ежегодно, а фининституты, исходя из него, формируют свою ценовую политику. Причем она у кредиторов достаточно жесткая: чтобы получить финансирование, агропредприятие должно предъявить ликвидное залоговое имущество (дорогостоящую недвижимость или транспорт). Банкиры также ждут снятия моратория на куплю-продажу земли сельхозназначения, которая сможет служить надежным залогом при кредитовании аграриев. Только с началом функционирования рынка земли этот вид банковского бизнеса начнет развиваться.
Свободная ниша
Наш банк уже давно работает на агрорынке. Конкурентов у нас немного — в прошлом году мы выдали сорок семь процентов всех кредитов аграриям, — отмечает директор департамента малого и среднего бизнеса Райффайзен Банка Аваль Елена Рудык. Выбрав кредитование аграриев своим стратегическим направлением, только на обслуживание этого сегмента банк сориентировал триста отделений. Такой интерес к сельхозпроизводителям проявляют всего несколько финансовых учреждений: кроме Райффайзен Банка Аваль, это Проминвестбанк, Надра, Форум, Ощадбанк и Кредитпромбанк. При этом Министерство финансов в рамках проекта Всемирного банка Расширение доступа к рынкам финансовых услуг привлекло Надра и Кредитпромбанк для финансирования малых и средних предприятий в сельской местности на 89 млн долларов.
Государство удешевляет кредиты на срок до трех лет. Поэтому банки не торопятся внедрять для агробизнеса более долгосрочные продукты.
Остальные игроки пока присматриваются к аграриям либо кредитуют их только под покупку транспорта. Так, ОТП Банк выдает ссуды лишь тем предприятиям, для которых сельхозработы являются не основным видом деятельности. Дочки иностранных фининститутов (кроме Райффайзен Банка Аваль, кредитовавшего село и до, и после привлечения зарубежного стратегического инвестора) не жалуют АПК. Так, во Франции группа Credit Agricole активно занимается финансированием аграриев, тогда как ее украинская дочка — Индэкс-Банк — не предлагает нашим агрофирмам специальных программ.
Более лояльны к селу кредитные союзы, но их ресурсы слишком дороги. Фермерам дешевле получить кредит в банке, — считает директор департамента продаж малому и среднему бизнесу банка Надра Валентина Волошко.
Кредитование села — задача непростая. Для успешной работы в этом сегменте финучреждению нужны большая сеть отделений, адаптированная под потребности аграриев линейка продуктов (индивидуальный подход к клиентам, возможность отсрочки по телу займа, краткосрочные и долгосрочные кредитные линии), специальная система оценки рисков, хорошо обученный персонал. Чтобы активно кредитовать сельское хозяйство, банку необходимо открыть большое количество отделений в райцентрах и поселках. Ведь такие ссуды приходится отслеживать с особой тщательностью, — говорит начальник управления по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса ОТП Банка Дмитрий Гончаренко. Сейчас в агробизнесе преобладают микрохозяйства, а также малые и средние предприятия, хотя в последнее время наметилась тенденция к укрупнению — таким сельхозпроизводителям легче выжить. Поэтому во всех фининститутах, которые обслуживают агросегмент, такие клиенты получают услуги в рамках программ для малого и среднего бизнеса.
Аграрии могут рассчитывать на краткосрочные (до года) и среднесрочные (до пяти лет) кредиты. Краткосрочные ссуды направляются на закупки необходимых для работы материалов (удобрений, семян, молодняка скота), среднесрочные — на приобретение оборудования, техники, транспорта, а в некоторых случаях используются как инвестиции в покупку или строительство помещений. Стоимость краткосрочных кредитов — 16-18% годовых в национальной валюте и 12-13,5% в долларах, среднесрочных — 14-17% годовых в гривне и 11-12% в долларах. По словам фермеров, самые дешевые кредиты предлагает Ощадбанк — 14% годовых в гривне.
Рынок сельхозпроизводителей четко сегментирован и поделен между банками. Так, Райффайзен Банк Аваль обслуживает -крупные хозяйства (максимальная сумма кредита составляет полтора миллиона гривен), Надра работает со средними предприятиями (максимальная ссуда — 1,25 млн гривен, средняя — 300 тыс. гривен), мелкими клиентами занимается банк Форум (в нем чаще всего занимают до 20 тыс. гривен).
При работе с аграриями присутствует такой фактор, как сезонность. Оборотные средства хозяйства предпочитают пополнять во время посевной — с февраля по апрель, а закупать технику — с мая по июль. Принимая во внимание особенности этого бизнеса, все финансовые игроки предлагают фермерам отсрочку платежа по телу кредита — льготный период, в течение которого клиент платит только проценты, может варьироваться от трех до девяти месяцев. В таком случае активные выплаты по займам приходятся на октябрь- январь (когда урожай уже собран и продан). Однако отсрочкой пользуются не все производители. Нам льготный период не нужен. Лучше, когда нагрузка распределена по месяцам — так легче расплачиваться с банком. Мы не знаем, что нас ждет впереди, поэтому не хотим растягивать выплату кредита, — рассказывает Колоша.
В ожидании компенсации
Агросегмент сильно зависит от государственных компенсаций. Финучреждения и сельхозпредприятия ждут соответствующего постановления правительства. Четкие правила игры на этот год еще не установлены, а ведь посевная уже идет полным ходом, и предприниматели берут кредиты, — говорит Елена Рудык. Система государственной поддержки села включает компенсациюдля аграриев части ставки по банковским ссудам (в госбюджете-2008 на это запланировано 667 млн гривен). Обычно размер возмещения привязывается к уровню учетной ставки. Мы кредитуемся на льготных условиях уже семь лет, развиваемся, привлекая все более крупные ссуды, — сообщили в одном из хозяйств Донецкой области, специализирующемся на семеноводстве.
Как правило, в начале года Кабмин определяет условия кредитов, часть ставки по которым будет покрыта, а также размер компенсации. В 2007-м возмещение получили те хозяйства, которые привлекали ссуды на срок до двенадцати месяцев для краткосрочных займов и на срок до 36 месяцев — для среднесрочных. Чтобы получить компенсацию, аграрию необходимо было привлечь средства по ставке 18% годовых для краткосрочных и 17% годовых для среднесрочных кредитов в гривне или по ставке 12% годовых для краткосрочных и 11% годовых для среднесрочных займов в иностранной валюте. Годовые гривневые ссуды удешевлялись на учетную ставку Национального банка (8% годовых), долларовые кредиты — на шесть процентных пунктов.
В 2007-м фермеры выплачивали финучреждениям ежемесячные платежи по кредитам в полном объеме, а в конце года через районные и областные управления получили компенсацию. Такая система сельхозпроизводителей вполне устраивает. Мы ожидаем, что в этом году размеры возмещения будут такими же, как и в прошлом, — говорит Колоша. Между тем эта схема поддержки села несовершенна и способствует коррупции: порой кредиты и компенсацию получают те предприятия, которые мало занимаются сельским хозяйством, а подчас вообще никак с ним не связаны.
Еще одна проблема в том, что государство удешевляет ссуды только на срок до трех лет. Отчасти поэтому банки не торопятся внедрять для агробизнеса более долгосрочные продукты, хотя именно в них хозяйства нуждаются больше всего. Самые оптимальные для нас кредиты — долгосрочные, лет на двадцать. Это позволило бы не затягивать решение насущных вопросов, мы смогли бы быстрее обновить технический парк, построить новые фермы, — говорит Валерий Колоша.
Отсутствие долгосрочных кредитных линий для фермерских хозяйств также вызвано тем, что в сельской местности нет надежного залогового имущества. Чаще всего в качестве залога банк берет недвижимость, технику, оборудование, иногда — семена, зерно на складах и товары в обороте, поголовье скота. Однако недвижимость в некоторых поселках слишком дешевая, техника в большинстве хозяйств устаревшая, а при принятии такого залога, как скот, могут возникнуть сложности. Чтобы оформить поголовье в качестве залога, нужно слишком много документов, в частности, на каждое животное необходимо оформить паспорт. А собрать справки, что все коровы здоровы, не так легко, — рассказывает Валентина Волошко. К тому же, по словам фермеров, при оценке скота банк учитывает лишь половину его залоговой стоимости.
Еще реже финучреждения соглашаются на такой залог, как будущий урожай. Кредитовать под залог будущего урожая очень рискованно. Со времен банка Украина многие хозяйства привыкли, что ссуда — это форма субсидии, которую можно вернуть, а можно и не вернуть. Это ухудшило кредитную культуру заемщиков. К тому же страховые компании неохотно идут на этот вид страхования, а если и соглашаются, то предлагают очень высокий тариф, — сообщил Дмитрий Гончаренко.
Страховка будущего урожая обходится в 10-12% его стоимости. Поэтому многиепроизводители пока не готовы к этому виду страхования, а банки — к принятию таких рисков, ведь погоду, а значит, и будущий урожай спрогнозировать трудно.
Землю в залог
Большинство игроков сосредоточены на обслуживании хозяйств в Херсонской, Одесской и Николаевской областях. То есть огромную часть сельхозпредприятий в западных, северных и центральных областях банки пока не обслуживают. Перспективы развития агрокредитования связаны с расширением сети отделений крупных операторов, а также с работой на этом рынке мелких региональных банков. Потенциал агрорынка огромен. Последние несколько лет финучреждения ежегодно вдвое увеличивают портфель кредитов сельхозпредприятиям. Для продвижения ссуд банки используют различные маркетинговые приемы: от прямой рекламы в местных газетах до организации собраний фермеров у сельсовета и непосредственного выхода на аграриев (прямые продажи). Привлекать клиентов им также помогают компании, которые продают оборудование и транспорт. Мы активно сотрудничаем с нашими партнерами, продающими технику, семьдесят процентов займов мы выдаем именно их клиентам, — сообщила Рудык. Фининституты, которые уже несколько лет успешно занимаются агрокредитованием, уверены в невысоких рисках, связанных с этим видом деятельности. Для микрокредитов мы ввели специальную скоринговую систему. Наш банк давно работает в этом сегменте, мы понимаем его специфику, для нас — это самый прогнозируемый вид бизнеса, несмотря на погодные риски, — отметила Елена Рудык. Однако те, кто еще не вышел на рынок займов для аграриев, скептически оценивают успешность таких кредитов. Доля невозвратов в этом сегменте может составить до тридцати процентов, — такой комментарий Эксперт получил в одном из банков первой десятки.
Способствовать развитию долгосрочного кредитования аграриев может только отмена моратория на куплю-продажу земли сельхозназначения. Это позволит хозяйствам выкупить, а затем передать в залог арендованные участки. Отсутствие надежного залога — одна из причин низкой заинтересованности финучреждений в развитии кредитования сельхозпроизводителей. Основной актив в сельской местности — земля. Как проследить, что происходит, скажем, с комбайном? Сколько было случаев, когда выдавалась ссуда, проходило полгода — и от комбайна оставался только остов. Все растащили. И что делать с таким залогом? — спрашивают банкиры. Однако прежде чем снять мораторий, необходимо создать условия для формирования прозрачного рынка земли, чтобы избежать злоупотреблений, спекуляций и мошенничества. Нужен кадастр, описание каждого участка, продавцы должны точно знать его стоимость, а реальные покупатели понимать, сколько им придется заплатить. В Европе банки кредитуют аграриев под залог земли. В Украине после отмены моратория большинство фининститутов тоже начнeт кредитовать сельское хозяйство, — уверен Гончаренко. Кроме того, необходимо усовершенствовать систему страхования будущего урожая — повысить эффективность и уменьшить стоимость страховки. Только тогда банки будут готовы кредитовать под залог будущего урожая, что позволит хозяйствам чаще и в бо/льших объемах привлекать заемные средства.
После вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию аграрии будут привлекать все больше кредитов — им понадобятся немалые средства на введение международных санитарных и фитосанитарных стандартов, развитие инновационных технологий. При этом банкиры считают, что из-за усиления конкуренции число кредитных рисков, а значит, и стоимость займов увеличится. Так что создание эффективной залоговой системы просто необходимо.
Банкиры прогнозируют, что по итогам 2008-го прирост портфелей по агрокредитам составит 100%. Однако конкуренция на рынке появится не раньше чем через три-четыре года, когда после отмены моратория начнет функционировать рынок земли, а активным обслуживанием сельхозпредприятий займутся минимум пятнадцать игроков.
Все та же черная дыра
В этом году на удешевление кредитов аграриям государство выделит миллиард гривен: 700 млн — на частичную компенсацию кредитных ставок, 100 млн — на частичное (до 30%) финансирование закупок новой техники на условиях лизинга и 200 млн — на покрытие затрат по договорам страхования аграрных рисков. Такие же суммы были заложены и в госбюджет-2007 — это позволило сельхозпроизводителям при помощи государства купить полторы тысячи тракторов и чуть менее трехсот комбайнов на общую сумму три миллиарда гривен. На закупку техники ушла половина бюджетных компенсаций по кредитам, остальные деньги были направлены на пополнение оборотных средств, в том числе на закупку горюче-смазочных материалов и семян. Таким образом, государство субсидирует около трети всех кредитов и инвестиций в село. Однако этого мало. Чтобы развивать свой бизнес, аграриям необходимо как минимум утроить закупки техники. Иначе упадок сельского хозяйства не остановить — сейчас значительная часть посевных площадей не обрабатывается, в частности, из-за отсутствия техники.
В госбюджете на поддержку села заложено одиннадцать миллиардов гривен. Однако бо/льшая часть этих средств расходуется впустую. Так, два с половиной миллиарда пойдут на господдержку растениеводства и животноводства: субсидии за гектар посевов и сдачу на переработку мяса и молока. Чуть меньше миллиарда гривен отправится на содержание аграрных вузов (при этом университеты продолжают выпускать агрономов, которые никогда не вернутся в село), еще примерно столько же — на компенсацию Пенсионному фонду льгот для аграриев по уплате пенсионного сбора. Кроме того, четыре с половиной миллиарда составят льготы по налогу на добавленную стоимость. Причем эти средства направляются куда угодно, но только не на улучшение материально-технической базы сельхозпроизводителей, как того требует законодательство. До декабря прошлого года даже не существовало методики учета расходования сумм НДС — аграрии могли тратить эти деньги на свое усмотрение. Теперь принудить их направлять оставшиеся от этого налога средства по назначению очень трудно: за десять лет попустительства они привыклисчитать эти деньги не льготой, за пользование которой нужно отчитываться, а своей собственностью. Аграрные чиновники, в свою очередь, продолжают подгонять под субсидии тысячи якобы засеянных гектаров и тонны условного молока и мяса, а руководители сельхозпредприятий могут не заботиться о раздутых штатах — пенсионные сборы все равно частично оплачивает государство.
В целом на каждую бюджетную гривню, грамотно потраченную на развитие села, приходится десять гривен, пущенных на ветер. Согласно последнему отчету Всемирного банка, такая же ситуация сложилась в здравоохранении и образовании. Все это еще раз подтверждает тезис о том, что основная проблема нашего бюджета — не столько недостаток средств, сколько неумение ими распоряжаться. Принятая правительством 5 марта бюджетная резолюция на следующий год также не предполагает кардинальных изменений.
Между тем Министерство финансов все-таки решилось пойти на революционный шаг: финансировать не бюджетные учреждения, а услуги, которые они предоставляют государству. То есть с 2009-го аграрные университеты будут получать деньги не за факт своего существования, а за подготовку квалифицированных специалистов. Однако кардинально изменить методологию бюджетных расходов министр финансов Виктор Пинзеник так и не решился. В следующем году, как и предыдущие семнадцать лет, никто не будет анализировать эффективность государственных трат. Сотни, а то и тысячи чиновников продолжат следить за законностью и правильностью расходов, требуя у фермеров десятки справок, прежде чем компенсировать часть кредитной ставки или выделить субсидию. При этом никто даже не задумывается, на что мы тратим эти деньги и принесет ли это желаемый результат. В то же время после вступления во Всемирную торговую организацию нашей стране придется свернуть часть программ помощи селу: отменить льготы по НДС и урезать субсидии. Но о том, как смягчить переход аграрной отрасли на по-настоящему рыночные условия, власти пока молчат.