Архив метки: платежеспособность

Аграрный рынок Украины: итоги 2008 г.

События в аграрном секторе Украины в 2008 году характеризовались драматическими ценовыми взлетами и падениями, а также далеко не всегда взвешенной политикой регулирования отраслей АПК. Вместе с тем, хронология событий в текущем году на отдельных аграрных рынках заслуживает особого внимания, отмечает BIZ.liga.net.
Рынок зерновых
Урожай зерновых 2008/2009 маркетингового года стал самым большим за историю независимости Украины (по состоянию на 25 ноября — более 54 млн. тонн). Однако предшествующие текущему сезону решения правительства на рынке зерна, неразвитая инфраструктура хранения и недостаточные мощности для экспорта из Украины показали, что украинские аграрии абсолютно не были готовы к такому изобилию.
Постановления Кабинета Министров N1179 от 26 сентября 2007 года и N189 от 12 марта 2008 года, вводившие ограничения на экспорт зерна, в том числе утвердившие объемы квот на подсолнечное масло и семена подсолнечника, привели к тому, что в I полугодии 2008 года практически не осуществлялись внешние отгрузки зерновых. Так, в апреле 2008 года ограничения привели к снижению экспорта зерновых почти в десять раз, а также к вынужденной остановке 12 основных маслодобывающих предприятий Украины из-за нехватки у них емкостей для хранения масла. Вместе с тем, из-за внедрения режима квотирования произошел большой разрыв между внутренними и мировыми ценами на сельхозпродукцию.
Отмена 21 мая 2008 года квотирования экспорта зерновых, по мнению аналитиков рынка, была запоздалой: потери сельхозпроизводителей, которые не могли реализовать выращенную продукцию по рыночным ценам и погасить банковские кредиты, исчислялись миллиардами гривень.
Большие переходные остатки зерновых (более 7 млн. тонн) 2007/2008 маркетингового года, богатый урожай зерна в 2008/2009 году, недостаточные мощности сертифицированных элеваторов и зернохранилищ в Украине (около 32 млн. тонн при единовременном хранении) и невозможность экспортировать большое количество зерна (не более 1,3 млн. тонн в месяц) привели к избытку предложения на внутреннем рынке и, соответственно, к низким закупочным ценам на зерно.
Аграрии, не имевшие собственных зернохранилищ и возможностей самостоятельно экспортировать продукцию, были вынуждены сбывать зерно по тем ценам, которые предлагали посредники-зернотрейдеры, полностью контролируя ситуацию на рынке.
Для стабилизации цен на продукцию с/х-производителей правительство предприняло ряд шагов. Так, 6 августа Кабинет Министров принял решение об ускоренном (на протяжении 2-3 дней) возмещении зернотрейдерам налога на добавленную стоимость (НДС) при условии закупки зерна непосредственно у производителей — при документальном подтверждении факта сделки — по минимальным ценам, установленным правительством.
8 августа правительство также поручило Аграрному фонду, который выступает госагентом по предоставлению займа, начать залоговые закупки продовольственной пшеницы и ржи. С первой половины октября Аграрный фонд начал принимать в залог фуражный ячмень и кукурузу, а в ноябре — закупать зерно по залоговым ценам.
Однако ни ускоренное возмещение НДС (по состоянию на 25 ноября задолженность только перед пятью зернотрейдерскими компаниями — 600 млн.грн.), ни залоговые закупки фуражного зерна Аграрным фондом — из-за несовершенства и специфики механизма — не возымели должного эффекта на ценовую ситуацию на аграрном рынке.
Последствия мирового финансового кризиса, которые начали активно проявляться в октябре, стали началом грандиозного падения цен на все сельхозкультуры. В конце октября цены на фуражную пшеницу упали до 400 грн./т, кукурузу — до 350 грн./т, ячмень — до 600 грн./т при крайне слабом спросе со стороны покупателей.
Сельхозпроизводители, не имея возможности продать свою продукцию по экономически обоснованным ценам, не смогли своевременно рассчитаться с банками за ранее привлеченные кредиты и получить достаточное количество средств для завершения осенне-полевых работ, а также для приобретения материально-технических ресурсов для обеспечения весенней посевной кампании 2009 года.
Скандал на рынке подсолнечного масла
Для Украины, которая ежегодно экспортирует 1,6-1,8 млн. тонн масла, 55% которого идет в страны ЕС, инцидент с якобы загрязненным подсолнечным маслом стал болезненной проверкой на прочность и подверг серьезной опасности репутацию крупнейшего в мире поставщика высококачественного продукта.
Впервые загрязненное подсолнечное масло якобы происхождением из Украины было обнаружено на европейских рынках в конце апреля. Сразу после выявления Еврокомиссия предложила всем странам-членам отозвать с рынка все загрязненное подсолнечное масло, а также продукты, содержащие более 10% загрязненного масла.
В Европу, по большей части в страны ЕС, поступило 40 тыс. литров такого масла. Всего загрязненное подсолнечное масло было выявлено в 13 странах — членах Европейского экономического пространства. В итоге импорт подсолнечного масла в ЕС из Украины был запрещен, что привело к простою заводов по переработке и огромным финансовым потерям отечественных маслопроизводителей. Украинские маслопереработчики, уверенные в высоком качестве своей продукции, предполагали намеренное загрязнение и называли инцидент провокацией со стороны европейских конкурентов.
Вместе с тем, 3 июля Еврокомиссия официальным письмом одобрила разработанную украинской стороной систему проверки качества и согласовала перечень сопроводительных документов, необходимых для поставок подсолнечного масла в страны ЕС, таким образом разрешив украинским маслодобывающим предприятиям возобновить экспорт своей продукции в страны ЕС.
16-24 сентября 2008 года представители Европейской Комиссии провели инспектирование ряда крупнейших украинских предприятий-производителей подсолнечного масла относительно функционирования системы сертификации и контроля качества продукции, которая экспортируется в страны ЕС. По его результатам 19 ноября текущего года украинская сторона получила проект Отчета, котором была подтверждена эффективность украинской системы сертификации и контроля качества подсолнечного масла, экспортируемого в страны ЕС.
Между тем, по словам гендиректора Укролияпром Степана Капшука, сегодня в Украине осуществляются мероприятия, направленные на внедрение системы HAССP (англ. анализ рисков и критические контрольные точки), одной из наиболее эффективных методик обеспечения безопасности пищевых продуктов в мире.
Сейчас с Минздравом отработан механизм, и до конца маркетингового года система HACСP будет внедрена на Украине, — сообщил С.Капшук.
Рынок мяса
В 2008 году продолжалось сокращение внутреннего потребления говядины при увеличении производства мяса в целом. Снижение потребления происходило, по данным экспертов, в основном за счет сокращения предложения отечественного сырья с 456 тыс. тонн в 2006 году до 435,6 тыс. тонн в 2007 году и, по предварительным оценкам, до 385 тыс. тонн в 2008 году.
Украина достаточно сильно нарастила производство мяса птицы. Согласно прогнозным показателям, в 2008 году будет произведено около 785 тыс. тонн мяса птицы. Сегмент птицы постепенно выдавливает говядину, потому что и потребитель, и переработчики переключается на более дешевый продукт (мясо птицы — ред.), дефицит которого сегодня существует в Украине, — отмечает Елизавета Святкивская, эксперт ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ).
Импорт мяса птицы за 11 месяцев составил 235,39 тыс. тонн, что на 79% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего за 11 месяцев текущего года было импортировано 476 тыс. т мяса, что на 136,9% больше, чем за аналогичный период 2007 года.
Вместе с тем, в Украине из года в год сокращается поголовье крупного рогатого скота и, соответственно, производство говядины. Цены на КРС в живом весе растут, при этом рентабельность производства КРС в текущем году, по данным Госкомстата, опустилась до минус 40,5%.
Неоднократное повышение госдотаций на развитие животноводства — в феврале (на 0,5 грн. — до 1,9 грн./кг живого веса) и в августе (на 1 грн. — до 2,9 грн. за 1 кг живого веса) — и удешевление фуражного зерна, которое идет на корм скоту и птице, не смогли переломить понижательной тенденции в численности поголовья КРС и повышения себестоимости производства говядины.
В частности, отсутствие современных технологий в хозяйствах населения, выращивающих крупный рогатый скот, низкий уровень государственной поддержки, низкая платежеспособность внутреннего потребительского рынка стали основными факторами, которые влияли как в 2008, так и на протяжении предыдущих годов на достаточно длительный период окупаемости проектов по производству говядины. По мнению экспертов УКАБ, перечисленные факторы станут причиной дальнейшего сокращения поголовья КРС в ближайшие 2 года.
Между тем, в середине ноября ситуация на рынке мяса в Украине обострилась: под угрозой закрытия оказались крупнейшие мясные комбинаты страны. Из-за недостатка сырья и оборотных средств было приостановлено производство десятков комбинатов, другие же перешли на сокращенный рабочий день.
Представители объединения Укрмясопродукт, в состав которого входят 44 предприятия, обратилась к властям с требованием урегулировать ряд вопросов по обеспечению жизнеспособности отрасли. В частности, обеспечить долгосрочное льготное кредитование и компенсацию процентов государством в полном объеме; рефинансирование НБУ банковских учреждений, которые кредитуют с/х-сектор; ввести нулевую процентную ставку НДС при импорте скота мясных пород; сохранить нулевые процентные ставки НДС по продаже молока и мяса в живом весе; целевые дотации государства, а также увеличить размер дотаций по выращиванию крупного рогатого скота до 4 грн. за 1 кг.
Колбасные ГОСТы
Вступив в ВТО, Украина решила подготовить законодательную и нормативную базу по производству продуктов питания с учетом стандартов Евросоюза и внедрить с 1 августа 2008 года новые стандарты на мясоколбасные изделия. Министр агропромполитики Украины Юрий Мельник заявил, что поспешить с их внедрением ведомство заставили в том числе и невиданные масштабы импорта в Украину некачественного мяса.
В частности, предполагалось, что колбаса и сосиски высшего сорта будут состоять на 100% из мяса, а содержание пищевых добавок и субпродуктов будет ограничено.
Однако введение новых стандартов не состоялось: производители настояли на том, чтобы новшества перенесли на апрель 2009 года. Приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарта) N73 от 29 февраля 2008 года переходный период для подготовки к новым стандартам мясо-колбасной продукции был продлен до 1 апреля 2009 года.
Главными аргументами производителей стало то, что потребители якобы не готовы к столь качественному и, соответственно, дорогому продукту. Кроме того, производители сами не смогли бы так быстро подготовиться к переходу на новые стандарты, о введении которых их предупредили слишком поздно.
Кризис и спасение АПК
23 декабря 2008 года Верховная Рада приняла в целом Закон О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предотвращения негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса N3353, действие которого направлено на минимизацию возможных убытков в агропромышленном комплексе Украины.
В частности, Закон отменяет экспортную пошлину на семена подсолнечника, что, по мнению экспертов, в целом положительно скажется на материальном положении сельхозпроизводителей. Однако, отмечают аналитики, Закон в число тех, кто сможет сам осуществлять экспорт, не попадают мелкие фермеры.
Кроме того, по убеждению маслопереработчиков, реализация указанного документа может привести к недостатку сырья в Украине в конце весны 2009 года и закрытию маслоэкстракционных заводов.
В то же время предусмотренное Законом повышение импортных пошлин на мясопродукты может, по мнению аналитиков, усилить контрабанду и ввоз неликвида в Украину, в то время как поставки белого импорта будут ограничены. С другой стороны, отмечают эксперты, повышение ввозных пошлин в одностороннем порядке может привести к проблемам в отношениях со Всемирной торговой организацией (ВТО), что выразиться в наложении штрафов.
http://biz.liga.net/

Гривна перестала падать

Гривну пнули, и она перестала падать. Премьер обещала бороться с отмывателями грязных денег. Президент обещал бороться с валютными спекулянтами. Экономика боролась за свое светлое будущее.
Примерно в тот самый момент, когда курс гривны почти переполз за мистическую отметку 10 грн. за доллар, раздались вопросы вроде а у НБУ валюта-то вообще есть?!. Есть у Него валюта — доказал Нацбанк парой дней позже. И курс гривны попер вверх.
Вопрос: что мешало НБУ сделать внятные заявления и телодвижения, к примеру, месяцем раньше? На первый взгляд, мешали только пункты Меморандума Кабинета Министров Украины Международному валютному фонду.
По прочтении документа остается стойкое впечатление: его написали ради того, чтобы государство Украина оставалось платежеспособным должником. Допустим. Но при этом документ требует сохранения режима открытых дверей — то есть такого, при котором из Украины безналичную валюту легко переводить под совершенно надуманными поводами. Что мы и наблюдали в течение последних двух месяцев. Не будь двери распахнуты, за доллар не давали бы больше 6,5 гривен, говорят многие вполне уважаемые эксперты.
Курсовой шок, который испытала украинская экономика, много хуже по последствиям самого по себе оттока валюты (стр. 28). Из-за шока бизнес не смог спланировать 2009 год. Первые месяцы наступающего года уже потеряны. Потеряны и первые сотни тысяч рабочих мест.
Дальше есть два пути. Первый — жесткий, эгоистичный путь усиления валютного регулирования, контроль НБУ за движением курса (стр. 28). Включая шлепание по попе тех из банкиров, которые пытаются заработать на падении национальной валюты. Придется, правда, немного поспорить с МВФ. В результате — довольно быстрое выздоровление экономики и национальной валюты. Не 5,05, конечно! Но и не 10,1.
Второй путь — фотографирование процесса Нацбанком, распахнутые настежь двери и быстрое таяние украинской экономики.
В последнюю неделю декабря выбор уже будет сделан. Если он будет правильным — это окажется лучшим нам всем подарком на Новый год.

Рефинансирование не для всех или ставки не инструмент

Вопрос принципов формирования уровня учетной ставки НБУ волнует участников рынка все больше и больше. Ведь действительно, почему во всем мире ставки падают, а в Украине растут? Почему в Украине рефинансирование стоит более 100% в год на межбанке, и в то же время Нацбанк декларирует 14%? Почему ставки меньше инфляции, когда во всем мире наблюдается обратная ситуация? Отвечает Андрей Зарипов, аналитик ГК ТЕКТ.
— Почему нацбанк повышает ставки, когда весь мир следит за тенденцией к ее снижению?
— Можно предположить, что руководство НБУ, полагая, что средства, выделяемые на рефинансирование, используются банками для валютных спекуляций, повышает учетную ставку. Насколько могу судить, логика НБУ проста — ограничить платежеспособный спрос банков на валюту. В нашей стране рефинансирование, к сожалению, работает избирательно, и не является общедоступным инструментом поддержания ликвидности (краткосрочной, долгосрочной), как во всем мире. На примере Проминвестбанка можно увидеть эту избирательность — в этот банк влили 6 млрд. грн., с банком Надра произошла похожая ситуация.
— Из-за чего ставки столь высоки?
— Сейчас ставки овернайт составляют около 22%, при чем последних два дня НБУ даже не публиковал их на своем сайте (забыли видать опубликовать — прим. автора). Но есть другой индикатор, который можно использовать при оценке коротких денег — это межбанк. В прошлом месяце стоимость займа овернайт на межбанке превышала 100%, что говорит о большой необходимости банков в коротких деньгах. При этом, несмотря на всю декларативность заявлений НБУ о доступности рефинансирования под 14%, в это же самое время на межбанке реальная ставка составляла порядка 100% по овернайт. О чем это может говорить? Только о том, что получить средства от НБУ под 14% было фактически невозможно.
— Как же тогда быть тем предприятиям, компаниям, которые надеются на помощь банков?
— Ограничение доступа банков к коротким и длинным деньгам автоматически приводит к росту стоимости кредитования для предприятий и конечных заемщиков. В принципе, о стимулировании экономики речи в такой ситуации уже не идет. Хотя в других странах ситуация иная — учетные ставки опускают, тем самым стимулируя производство и конечного потребителя — таким образом вливая средства в реальный сектор экономики.
— Банк собственноручно затягивает удавку на горле финансовой системы?
— Логику действий Нацбанка в долгосрочной перспективе предугадать сложно.
Притока валюты в банковской системе нет, а получить рефинансирование на международных долговых рынках невозможно, на внутренних — не позволяет НБУ.
А повышение ставок приводит к мысли, что своими действиями НБУ пытается сократить количество украинских банков. Банки с такими принципами работы главного финучреждения страны, не имея дополнительных резервов и возможности маневра, не смогут существовать, тем более развиваться. До сих пор украинские банки развивались на средства, полученные на международных валютных рынках под 10% годовых. Погашать свои займы они смогут, только если привлекут средства под 18-20% годовых — на тех же международных рынках. И это с учетом того, что найти сейчас средства для рефинансирования крайне трудно, даже под такую ставку. В Украине банки также не смогут получить дешевое рефинансирование. Логично, что некоторые из них будут вынуждены прекратить работу.
— Какая по-вашему ставка нужна нам?
— Конечно же, для банков чем меньше учетная ставка, тем лучше, скажем, учетная ставка в 10%, конечно же, в какой-то мере устроила банкиров. Но так как в Украине учетная ставка не является в прямом смысле слова инструментом, то речь скорее идет не о количественном эквиваленте, а о качественном использовании. Принципы работы этого элемента необходимо сделать более прозрачными, зафиксировать одинаковые возможности для всех банков использовать этот инструмент. Хотя с другой стороны нельзя забывать, что рефинансирование — это включение денежного станка, который приводит к увеличению денежной массы, составляющей львиную долю влияния на нашу инфляцию. Поэтому к определению размера учетной ставки необходимо подходить взвешенно, учитывая все нюансы.

Insurance боится

По данным АФН, за 11 месяцев текущего года страховые компании Казахстана собрали 141,1 млрд тенге страховых премий, что на 17% меньше, чем за аналогичный период 2007 года. В грядущем году аналитики предсказывают данному рынку отрицательный рост в 20-30%. Также эксперты не исключают возможности крупных слияний и поглощений на рынке страхования и ухода мелких игроков.
При столь пессимистичных прогнозах эксперты добавляют, что текущая ситуация открывает большие возможности диверсифицировать бизнес и внедрять инновационные страховые продукты.
Страховой рынок Казахстана за 11 месяцев текущего года рухнул в сегменте добровольного имущественного страхования по следующим видам страхования: страхование от прочих финансовых убытков — минус 67,9%, добровольное страхование автотранспорта — минус 19%. Однако, что касается обязательного страхования, то в данном секторе рынка наблюдался рост собранных премий на 49% по сравнению с 2007 годом. Но стоит оговориться, что рост собранных премий обусловлен увеличением тарифов по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев (ГПО автовладельцев), т.е. фактически заслуги страховых компаний (СК) в этом нет.
Впрочем, сокращение страхового рынка объяснить можно достаточно просто — кризис, и, как результат — спад платежеспособности населения. Однако 2008 год позади, и страховщики озабочены тем, чего им ожидать в предстоящем, как прогнозируется, очень сложном 2009 году.
Как рассказал Къ председатель правления СК Лондон-Алматы Ергали Бегимбетов, в будущем году падение рынка составит 20-30%. Однако, несмотря на возможное падение, глава компании ожидает рост в Лондон-Алматы по традиционному страхованию на 24%.
По мнению председателя правления СК Сентрас Иншуранс Талгата Усенова, по оптимистичным прогнозам компания может войти в число 15 сильнейших страховщиков Казахстана. Это во многом зависит от экономической ситуации в стране. Планируется, что основные сборы в компании, как и на рынке, будут по обязательным и сопутствующим видам страхования. Возможно, увеличится объем входящего перестрахования в связи с необходимостью более грамотного распределения рисков страховщиками.
Также глава Сентрас Иншуранс предположил, что в связи с ужесточением требований регулирующих органов к СК по автоматизации внутренних процессов, уровню капитализации и ликвидности, в Казахстане планируется сжатие страхового рынка за счет уменьшения числа игроков. В связи с этим не исключается возможность ликвидации, слияния или поглощения некоторых страховщиков. При этом на рынке вполне могут появиться новые серьезные игроки — нерезиденты. С Талгатом Усеновым согласны и другие его коллеги по цеху.
Как рассказала Къ председатель правления АО ДКСЖ БТА Банка БТА Жизнь Айман Мыхтыбаева, с учетом текущей ситуации на рынке и изменения норм законодательства, регулирующего страховой рынок, такой вариант развития событий вполне возможен.
Айман Мыхтыбаева рассказала, что приоритетным направлением для БТА Жизнь в 2009 году по-прежнему останется развитие долгосрочного накопительного страхования жизни. Также глава БТА Жизнь добавила, что говорить о популярности того или иного добровольного вида страхования в 2009 году сложно в связи с низкой информированностью населения и недостатком развитых профессиональных агентских сетей. Об обязательных же видах страхования знают все.
Между тем, как утверждает советник председателя правления СК Альянс Полис Альфия Ильясова, для Казахстана в связи с текущей ситуацией на рынке вполне реально возникновение новых продуктов страхования, пока нетипичных для республики, которые будут отвечать современным требованием клиентов.
Между тем, говоря о предстоящих перспективах, Ергали Бегимбетов отметил, что корабль не будет плыть без попутного ветра.

Отечественный лизинг уходит в отпуск, возлагая надежды на господдержку экономики…

Две третьи лизинговых компаний в Украине сами полностью зависят от кредитов, поэтому желающим приобрести авто таким образом в 2009 году придется рассчитывать лишь на собственные силы…
Быстрый рост и радикальное падение: лизинг как надежда реального сектора экономики на оперативное перевооружение современной техникой и технологиями под давлением кризиса уходит в список нереализованных идей вслед за строительным рынком, фондовым и банковским. Лошадки, работавшие от финансовой подпитки, выдворены в вынужденные отпуска до лучших времен.
Корень проблемы этих рынков, и в частности лизинга, уже не столько во внезапном сокращении внешнего финансирования, сколько в кардинальном падении внутреннего платежеспособного потребительского спроса.
В 2009 год Украина, по мнению экспертов ряда отечественных рынков, вступит с почти пятидесятипроцентным уменьшением спроса на большинство товаров и практически все услуги. Спрос уже практически не поддерживается платежеспособностью; покупатели, как физические, так и юридические лица, максимально сократили потребление, оставив в перечне расходов только статьи, рассчитанные на жизнеобеспечение. Для рынка лизинга, выросшего в 2007 году в 500 раз до почти 4 миллиардов долларов США, это сегодня уже может стать толчком к долгосрочному замораживанию или даже рецессии.
В то же время для Украины необходимость развития рынка лизинговых услуг, в том числе благодаря зарубежным игрокам, является остро актуальной. По экспертным оценкам, нашей стране требуется не менее $172 миллиардов инвестиций в основные фонды с целью их обновления, поскольку изношенность производственных ресурсов в зависимости от отрасли составляет от 60 до 90%.
Данный финансовый инструмент был надеждой на развитие внутреннего производства, поддержкой отечественного товаропроизводителя, опорой для роста реального сектора экономики.
Преодолев законодательные барьеры, украинский лизинг по итогам прошлого года выбился в лидеры, увеличив стоимость активов, переданных в лизинг, с 2 миллиардов 396 миллионов гривен в 2006 году до 14,1 миллиарда гривен в 2007 году. На 2008 год эксперты прогнозировали некоторое замедление темпов роста, однако двукратное увеличение стоимости активов обещали, особенно, на фоне первых шагов по корректировке банковского потребкредитования, в том числе и в автомобильном бизнесе. Однако расчеты подвели: финансовый кризис, парализовав банковскую систему, кардинально откорректировал планы лизингодателей. К концу четвертого квартала 2008 года финансирование лизинговых компаний, по данным Украинского объединения лизингодателей, сократилось в 10-30 раз в зависимости от направления деятельности и внешних финансовых источников. Лизингодатели, в свою очередь, урезают собственные лизинговые программы, не имея ни малейшей уверенности в возвращении вложенных средств.
Пока услуги лизинговых компаний обходятся потребителям дешевле банковских кредитов. Компании просят за лизинг сроком до пяти лет в среднем 19 — 22% годовых, тогда как средняя банковская ставка по автокредитам в гривне уже превышает 30%. Однако вряд ли все лизингодатели воспользуются проблемами банков. По данным профильного объединения, две трети лизинговых компаний в Украине полностью зависят от кредитных средств, собственниками части из них являются банки. Дефицит средств у банков обуславливает замедление темпов роста лизингового рынка в Украине и даже сворачивание деятельности отдельных участников данного рынка. В некоторых компаниях, к примеру, уже не предоставляют услуги новым клиентам, для проверенных же потребителей ужесточают условия обслуживания. Так, например, одна из компаний, предоставляющих в лизинг автотранспорт, объявила переход на льготную лизинговую программу, в которой за минимальными годовыми ставками стоит малопривлекательный срок лизинга, рассчитанный не более чем на один год.
При этом для покупки авто необходимо сразу оплатить 50% его стоимости.
В связи с описанными тенденциями эксперты прогнозируют рост ставок по лизингу уже в ближайшие месяцы. Причем даже те лизинговые компании, которые имеют доступ к относительно дешевому финансированию, не станут демпинговать.
Острой проблемой развития отечественного лизинга, помимо дефицита финансов, является также несовершенное законодательство, регулирующее деятельность в данной сфере. Для решения этого комплекса вопросов в сентябре текущего года при УСПП была создана комиссия по вопросам лизинга. По результатам второго заседания комиссии, посвященного противодействию кризисным тенденциям, было принято решение внести изменения в действующее законодательство Украины касательно стабилизации и усовершенствования лизинговых правоотношений как в сфере привлечения финансовых активов в реальный сектор экономики. В частности, предлагается внести поправки к следующим законодательным актам Украины: Закону Украины О налогообложении прибыли предприятий, Закону Украины О налоге на добавленную стоимость, Закону Украины О финансовом лизинге, Закону Украины Об исполнительном производстве, декрету Кабинета Министров Украины О государственных пошлинах. Однако прогнозировать, когда будут приняты изменения в нормативно-правовую базу, сегодня не берется никто…
Поэтому отечественные лизингодатели предпочитают не говорить о своих перспективах на 2009 год, возлагая все надежды на принятие действенного антикризисного законодательного пакета, с реализацией которого должна быть оказана максимальная поддержка экономике Украины.

Как действуют банки в условиях кризиса?

Правда, наличие универсальных программ такого рода банки стараются не афишировать. Руководители финучреждений признаются: информация о том, что банк идет на уступки, может спровоцировать лавинообразный рост количества проблемных клиентов.
Долги откладывают
УкрСиббанк предлагает своим клиентам так называемые кредитные каникулы. То есть клиент может получить отсрочку по выплате тела кредита, но не более чем на три месяца (правда, в банке утверждают, что в отдельных случаях кредитный комитет может увеличить и этот срок). Но проценты, согласно программе, все равно придется погашать, — уточняет сотрудница одного из киевских отделений УкрСиббанка.
Укргазбанк также готов отсрочивать погашение кредита. Как и в Укрсиббанке, на выплату набежавших процентов действие программы не распространяется.
Надо также учитывать, что отсроченная сумма будет перенесена и разбита на последующие периоды, что приведет к увеличению финансовой нагрузки на клиента в дальнейшем, — отметил начальник управления кредитных продуктов розничного банкинга Укргазбанка Дмитрий Замотаев. Период отсрочки в этом финучреждении устанавливают индивидуально для каждого клиента.
Каникулы для заемщиков предоставляет и Укрсоцбанк. Главное, чтобы клиент выплачивал кредит, а лавировать мы готовы, — объясняет Борис Тимонькин, председатель правления Укрсоцбанка.
Данное финучреждение практикует и другую программу лояльности по отношению к заемщикам. По словам Тимонькина, его банк может увеличить срок кредита.
Например, если клиент брал заем на семь лет, его погашение растянут на все 12 лет. В этом случае мы увеличиваем количество месячных платежей с 60 до 120.
Таким образом, тело кредита разбивается на большее количество периодов, в результате клиенту легче будет платить, — поясняет банкир. В то же время, по словам Тимонькина, Укрсоцбанк не рекламирует такую программу, поскольку опасается, что ею могут воспользоваться и платежеспособные клиенты.
Курс гривни фиксируют
Банк Хрещатик, в свою очередь, готов не только подождать с выплатой тела кредита, но и списать пеню, набежавшую за просроченные платежи. По договоренности с каждым клиентом мы готовы идти на уступки. Например, это может быть в случае, если у клиента возникли непредвиденные дополнительные затраты и зарплаты не хватает на оплату кредита. Или же могут быть ситуативные расходы: например, в случае свадьбы, болезни, рождения ребенка и т.д., — говорит глава правления банка Хрещатик Дмитрий Гриджук.
Клиенты Экспобанка также могут рассчитывать на отсрочку платежей или списание пени. Однако заместитель председателя правления банка Ростислав Коган обращает внимание, что такие льготы будут предоставляться только добросовестным заемщикам. Надо понимать, что мы не можем делать поблажки всем клиентам банка. И если все заемщики перестанут платить на основании задержки зарплаты или будут использовать этот факт в качестве формального повода, ляжет вся банковская система, — уверен Коган.
Укрпромбанк пошел дальше: на днях он зафиксировал курс продажи доллара для своих заемщиков, которые взяли кредиты в американской валюте, на уровне 7,2 гривни. Это уступка, благодаря которой заемщики в дальнейшем не пострадают от курсовых колебаний, — говорит начальник департамента розничного бизнеса Укрпромбанка Юлия Морозова. По ее словам, затраты, которые банк понесет вследствие фиксации курса, будут компенсированы средствами от погашенных вовремя кредитов.
Однако украинские банки пока не переводят долларовые кредиты в гривневые, что могло бы привести к значительному послаблению нагрузки на заемщиков.
Мы не готовы переходить на курсовые изменения, это повлечет за собой убытки, — признает Борис Тимонькин.
А, например, Терра Банк вообще не желает брать на себя риски клиента и отказывается от каких-либо льгот по кредитам. Отсрочки по выплате платежей не будут предоставлены даже в том случае, если у клиента проблемы на работе. Мы не можем брать на себя корпоративные риски компаний, которые задерживают зарплату. У нас есть взаимоотношения с физлицом, на которые мы ориентируемся. Если компания возьмет на себя поручительство за своего сотрудника, то мы готовы оценить риски компании, — объясняет председатель правления Терра Банка Сергей Щербина.
В свою очередь, представители коллекторских компаний уверены, что только массовое внедрение льготных программ по кредитам — единственный способ решить проблему с невыплатами. Сейчас многие банки предоставляют поблажки на индивидуальной основе. Но у нас в управлении — около 140 тысяч долгов, поэтому индивидуальные решения здесь уже не работают. Банки должны делать продукты (программы по облегчению нагрузки на заемщиков), выводить их на массовый рынок, — убежден гендиректор коллекторской компании EСall Валерий Светлов.
Чтобы получить отсрочку по кредиту или списание пени, клиенту необходимо написать заявление, а также предоставить справку с места работы (подтверждающую, например, задержку с выплатой зарплаты). При рассмотрении заявления клиента в банке могут потребовать и некоторые другие документы.
Однако основная часть бумаг уже имеется у финучреждения — они собираются при оформлении кредита. Банк тщательно проверит всю информацию. Сответственно, эта процедура заберет некоторое время.

Азербайджан: утверждены правила ведения страховщиками внутреннего аудита

Министерство финансов утвердило Правила ведения страховщиками внутреннего аудита, сообщили агентству Интерфакс-Азербайджан в Минфине.
Целью внедрения системы внутреннего аудита является организация эффективного управления рисками при страховых операциях, оценка эффективности системы управления в компании, — сказал представитель Минфина.
По его словам, служба внутреннего аудита в страховых организациях должна обеспечивать решение следующих задач: проведения системного анализа и оценки финансовой стабильности и платежеспособности страховщика; соблюдение на соответствие установленным нормативам; проводить оценку эффективности принятых решений и их исполнения; проведения оценки страхового портфеля компании и отдельных видов страхования; обеспечение контроля над эффективностью управления активами и обязательствами.
Службы внутреннего аудита в своей деятельности должны осуществлять оценку кредитного риска, операционного риска, риск потери ликвидности, рыночные риски, валютные риски, портфельные риски, трансфертные риски.
Согласно правилам, в обязанности служб внутреннего аудита входит утверждение документов, связанных с организацией внутреннего аудита, функциями соответствующих структур, внутренней политику в сфере страховых и перестраховочных операций, по обеспечению финансовой стабильности, регулирования деятельности страховых агентов, организации учета страховых договоров, налогового учета, учета капитала, инвестиций, формирования страховых резервов.
Руководители и сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь экономическое или юридическое образование; опыт в проведении аудита; международный опыт по страховым операциям и проведению аудита.
Создание служб внутреннего аудита в страховых организациях является одним из требований закона О страховой деятельности, вступившего в силу 16 марта 2008 года.

Страховую очередь перестроили

Согласно Закону N0980 право первого требования к имуществу ликвидируемой СК получили физические лица, заключившие договоры личного страхования: от несчастного случая, добровольного медицинского страхования, выезжающих за рубеж и т. д. Во вторую очередь должны удовлетворяться требования населения по другим видам страхования. Примечательно, что возмещение смогут получить даже те граждане, у которых страховое событие не произошло. Им компенсируют неиспользованную часть страховой премии (в случае банкротства действие договора страхования прекращается), которая рассчитывается пропорционально оставшемуся сроку соглашения с СК. Только после удовлетворения требований населения, в соответствии с новым законом, наступает очередь юридических лиц: на первом этапе им выплатят задолженность по страховым событиям, на втором — неиспользованные премии. На последнее и предпоследнее место поставили долги служащим СК по зарплате и государству по налогам. Как и прежде, ликвидационная масса страховщика будет состоять из активов СК и средств, вырученных от продажи его имущества. Если ее не хватит для удовлетворения всех требований, то они автоматически будут признаны погашенными.
Напомним, что до сих пор законами О страховании и О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом устанавливалась другая очередность выплаты компенсаций клиентам обанкротившихся страховых компаний. Прежде всего удовлетворялись требования кредиторов, обеспеченные залогом, выплачивалась задолженность по зарплате работникам компании- банкрота, уплачивались налоги и обязательные платежи государству. Население стояло в этой цепочке лишь на четвертом месте.
В последние годы отечественный страховой рынок не видел крупных банкротств.
Из всех страховых скандалов эксперты выделяют лишь два. В октябре 2007 г. была ликвидирована СК Бонус: ее имущества не хватало для удовлетворения всех требований, однако большую часть выплат по обязательствам перед клиентами (по автогражданке) взяло на себя Моторное (транспортное) страховое бюро, выплатившее 114,1 тыс. грн. Меньше повезло страхователям СК Скиф, обанкротившейся в 2006 г., чье руководство смогло вывести средства за границу и скрыться в неизвестном направлении. Одним из основных клиентов горе-компании были Международные авиалинии Украины. Однако в самое ближайшее время ситуация может измениться, и работа на нашем страховом рынке уже не будет такой безоблачной. В связи с кризисом количество страховых компаний в Украине в 2009 г. сократится на треть, — заявил недавно председатель Госфинуслуг Валерий Алешин. Уже есть ряд компаний, которые находятся на грани. По моим прогнозам, только в первом квартале следующего года с рынка уйдут несколько страховщиков, — дополнил его председатель правления СГ ТАС Дмитрий Грицута.
Новый закон, по мнению финансистов, станет своего рода гарантией для клиентов СК, которые на сегодняшний день не защищены государством, как, например, вкладчики банков. Напомним, что, в соответствии с действующим законодательством, в случае банкротства финучреждения физлицо может получить компенсацию по вкладам в размере до 150 тыс. грн. Очередность получения компенсаций была изменена для того, чтобы повысить доверие к страховщикам со стороны физлиц. Рядовые граждане — главные действующие лица на нашем страховом рынке, — рассказал ДС заместитель председатель правления СК Универсальная Александр Барчишак. Физлица менее защищены, для них должны быть предусмотрены преференции. Они зачастую выбирают страховую компанию неосознанно, под действием рекламы, поэтому их интересы должны защищаться законодательно. Выбор юрлиц более осознанный: у них больше возможностей проанализировать финансовую отчетность СК, — согласилась с коллегой вице-президент УАСК АСКА Елена Машаро.
После ожидаемого подписания Президентом нового закона прогнозируется появление нескольких решений Госфинуслуг. Ожидается, что ими регулятор детально пропишет отдельные нормы закона для разных видов страховых компаний (рисковых и лайфовых). Например, закон о страховании предусматривает возврат возмещения за вычетом накладных расходов страховщика. Однако помимо накладных расходов у СК есть траты на инфраструктуру — к примеру, авансовые платежи ассистирующим компаниям и медицинским клиникам. Вернуть эти средства невозможно. Словом, рынку необходимо детально прописанная методика расчета неиспользованных премий в каждом отдельном случае, исходя из которой будут определяться суммы компенсаций, — отметила в беседе с ДС г-жа Машаро. Согласно нынешним прогнозам новый закон вступит в силу в январе 2009 г.
По материалам сайта Деловая столица

Рефинансирование коммерческих банков будет продолжаться

Рефинансирование коммерческих банков будет продолжаться. Об этом заявил сегодня председатель правления банка Финансы и кредит Владимир Хлывнюк, выступая на пресс-конференции в пресс-центре РБК-Украина. Это часть стабильности банковской системы. Потому что мы делаем реструктуризацию кредитов и должны рассчитываться по депозитам, — подчеркнул он.
В.Хлывнюк также отметил, что в условиях отсутствия доверия к банковской системе и продолжающегося оттока средств с депозитов, рефинансирование остается единственным источником пополнения ликвидности, т.е. платежеспособности банков.
В свою очередь, как отметил член совета Нацбанка Василий Горбаль, закупка банками валюты на собственные нужды оказывает давление на курс, однако является необходимой именно для поддержания ликвидности.
В свою очередь председатель правления Родовид Банка Денис Горбуненко отметил, что процесс рефинансирования со стороны НБУ проводится правильно. Вместе с тем, в настоящее время участники рынка обсуждают возможность сохранения прозрачной схемы, согласно которой условия рефинансирования будут опубликованы на официальном сайте НБУ.

Спасение утопающих

Рынок первичного жилья может спасти только покупатель. Государство примеряет его роль на себя
Что предлагают
Спустя ровно месяц после первой попытки рассмотреть неотложный законопроект, призванный вывести строительную отрасль из кризиса, народные избранники, похоже, таки взялись разруливать этот самый кризис. В частности, 11 декабря Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект N3354 от 11.11.08 г. О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства, разработанный Минрегионстроем.
Напомним: в случае принятия документа в целом, его авторы обещали застройщикам дофинансировать строительство объектов за государственный счет. В частности, в 2008 г. собираются дофинансировать жилье, степень готовности которого составляет 70%, в 2009 г. — более 50% (см. БИЗНЕС N46 от 17.11.08 г., стр.127-129). При этом Василий Куйбида, министр регионального развития и строительства, заявил, что на 1 ноября 2008 г. в Украине насчитывалось чуть более 1 тыс. недостроев, и все они якобы сгруппированы специалистами министерства по степени готовности и ждут государственного финансирования.
Но, как оказалось, недостроев в Украине гораздо больше (по некоторым данным, заморожено строительство около 80% объектов; см. БИЗНЕС N47 от 24.11.08 г., стр.111-113). Впрочем, как и компаний, желающих получить от государства деньги на завершение своих объектов. Поэтому после принятия законопроекта в первом чтении министерство оказалось, мягко говоря, в щекотливом положении и отложило обнародование списка избранных. До 25 декабря какое бы то ни было обнародование данных по списку объектов, строительство которых будет завершаться за государственный счет, откладывается, — заявил Валентин Пичко, начальник отдела коммуникаций и связей Минрегионстроя. При этом представитель министерства недвусмысленно дал понять БИЗНЕСу, что список объектов будет корректироваться достаточно серьезно. Впрочем, таинственность чиновников не удивляет, ведь помощь государства застройщикам в случае принятия законопроекта составит 8 млрд грн., из которых 3 млрд грн. пойдут на рефинансирование банков, которые примут участие в кредитовании жилищного строительства на льготных для покупателей условиях. Мы должны восстановить строительное производство хотя бы до уровня мая 2008 г.
Однако более 5 млн кв.м в год государство профинансировать не сможет, — заметил Юрий Сербин, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам строительства, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики.
Отметим, что, согласно законопроекту, государство будет выкупать (либо достраивать) жилье у застройщиков не напрямую, а посредством предоставления целевой адресной финансовой помощи гражданам, которые имеют право на получение жилья за государственные средства. В частности, речь идет об уплате государством первого взноса в размере 30% стоимости строительства или покупки такого жилья из бюджетных средств. Остальное будут уплачивать граждане (либо из своих средств, либо за счет ипотечного кредита), заключившие договоры о строительстве и получении жилья при господдержке.
При этом следует отметить, что может быть установлено возрастное ограничение для граждан, которые могут рассчитывать на господдержку, — до 45 лет. В частности, именно эта норма предложена в законопроекте N3354-1 Об антикризисных мерах в строительстве жилья, принятом наряду с законопроектом N3354 в первом чтении.
К чему приведет
Как отмечают эксперты, и один, и второй законопроекты пытаются решить ключевую проблему рынка жилья — отсутствие платежеспособного спроса, что уже привело к значительному увеличению количества недостроев. От нашей компании в общий список мы подали две многоэтажки, степень готовности которых составляет около 80%. Выкуплены в них около 40% квартир. То есть большая часть жилья достанется людям, которые, во-первых, стоят в очереди (что дает право на получение господдержки. — Авт.), а во-вторых, имеют деньги на оплату остальной части стоимости жилья или готовы взять ипотечный кредит, — прокомментировал ситуацию Александр Ротов, президент группы компаний Герц (г.Донецк; девелопмент, строительство; с 1990 г.; 715 чел.).
Вместе с тем остается открытым вопрос: исходя из какой цены 1 кв.м будет начисляться 30% господдержки? Первоначально Минрегионстрой отстаивал усредненную себестоимость строительства одного квадрата (методика, по которой рассчитывается этот показатель, позволяет определить затраты, понесенные на строительство, — начиная от проектных и заканчивая строительно-монтажными работами, правда, без учета дополнительной нагрузки на застройщиков).
Застройщики же уверены, что стоимость жилья, приобретаемого при государственной поддержке, должна быть выше. Цена должна быть средней между стоимостью, рассчитываемой Минрегионстроем, и рыночной стоимостью в конкретном регионе. К тому же что- то я не слышал об отмене требования о бесплатной передаче части квартир городу. В общем, если не будет договоренности о цене, то незачем огород городить, — заявил Василий Можар, первый вице-президент компании Киевгорстрой (г.Киев; строительство; с 1955 г.; около 40 тыс.чел.).
Напомним: при расчетной себестоимости строительства жилья в Киеве в 5-6 тыс.грн. за 1 кв.м его рыночная цена колеблется в пределах 11-12 тыс.грн. за 1 кв.м (см. Средняя стоимость.. на стр.100). То есть столичных застройщиков вполне устроят 8 тыс.грн. за 1 кв.м при условии, что будут отменены поборы в пользу городской квартирной очереди.
Впрочем, эксперты считают, что в данном случае застройщикам надеяться не на что. Очередь уже давно стала многохвостой и бессистемной. Поэтому кто и на каких условиях будет получать эти квартиры, на центральном уровне никто даже не пытается понять и сформулировать, — посетовал Александр Сергиенко, директор аналитико-исследовательского центра Институт города (г.Киев; общественная организация; с 2005 г.; 15 чел.). Впрочем, и сторону застройщиков эксперт не принимает: Ясно одно — застройщики хотят решить проблему своего финансирования, чтобы не обанкротиться. Но неясно, почему налогоплательщики должны выручать группу застройщиков, которые не могут самостоятельно выполнить обязательства перед своими инвесторами (покупателями строящегося жилья). Думаю, этот вопрос сильно замедлит принятие законопроекта N3354.
К слову, недовольными инициативами власти могут остаться и банки. Ведь, как можно судить из законопроекта N3354-1, государство попытается переложить продажу доступных квартир именно на них. То есть сначала оно позволит банкам кредитовать застройщиков для достройки жилья под залог активов. А в случае невозврата кредитов предоставит финучреждениям право продавать построенное жилье по стоимости выданного кредита государственным органам или органам местного самоуправления через Государственное ипотечное учреждение в целях обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или осуществлять его свободную продажу на рынке. Иными словами, вы сначала спасите застройщиков, а уж потом сами разбирайтесь, куда и на каких условиях это построенное жилье будете девать.