Архив метки: пенсионные фонды

Банки остались без пенсии

Восемнадцати учреждениям запретили ее выплачивать
Пенсионный фонд исключил 18 банков из списка учреждений, которые будут выплачивать пенсии и денежную помощь в 2009 году. В банках пока не могут объяснить, чем вызвано такое решение. В НБУ отмечают, что возможности зарабатывать на выплате пенсий лишились банки, не выполняющие в полном объеме своих обязательств перед Пенсионным фондом по уплате 0,5-процентного сбора при операциях с валютой.
Пенсионный фонд Украины (ПФУ) пересмотрел перечень уполномоченных банков, в которых пенсионеры могут открывать счета для выплаты им пенсий в 2009 году. Согласно решению конкурсной комиссии, обнародованному вечером 24 декабря, из списка исключено 18 кредитных учреждений, осуществлявших пенсионные выплаты в 2008 году: Актив-банк, Артем-банк, Владимирский, Грант, Захидинкомбанк, Земельный банк, Земельный Капитал, Интербанк, Кредобанк, Национальный кредит, Южкомбанк, Синтез, СоцКом Банк, Украинский Бизнес Банк, Украинский финансовый мир, Факториал-Банк, Фамильный, Финростбанк.
Большинство этих банков мелкие: по данным Нацбанка на 1 октября, лишь Кредобанк входит в группу крупных (II), еще три банка – в группу средних (III), а четырнадцать – в группу небольших (IV). Пенсионеры смогут получать пенсии весь 2009 год в оставшихся в перечне 73 банках. Банк Надра и Проминвестбанк, получившие от НБУ рекордные объемы кредитов для поддержки их финансовой стабильности, смогут выплачивать пенсии, зарабатывая на комиссии, лишь до 1 июля 2009 года.
В ПФУ объяснили Ъ, что сократили количество уполномоченных банков после изучения их отчетности. Это решение конкурсной межведомственной комиссии, в которую входили представители Пенсионного фонда, Минфина, Министерства труда и социальной политики и Нацбанка. Каждый банк подавал заключение – письмо от Нацбанка о финансовой деятельности и работе с пенсионерами по выплате пенсий. Согласно решению комиссии с 18 банками сотрудничество не продлевается,– сказал Ъ источник в ПФУ.
Банки из черного списка затрудняются назвать конкретную причину их исключения. Тендера не было, все решила комиссия. У нас пока нет письма из Пенсионного фонда с объяснением, почему нам не продлили договор, но, согласно письму Нацбанка, у нас нет никаких финансовых или экономических нарушений,– сообщил Ъ источник в Актив-банке. А в банке Владимирский официальной информации ПФУ не поверили. Нас не исключили. У нас все продлевалось автоматически,– заверила Ъ заместитель председателя правления банка Владимирский Светлана Третьяк.
В Нацбанке говорят, что такое решение принято в связи с махинациями некоторых кредитных учреждений на межбанковском валютном рынке. При покупке валюты они не всегда осуществляли отчисления в ПФУ в размере 0,5% от объема безналичной торговли иностранной валютой, поэтому ПФУ лишил их возможности зарабатывать на комиссии при выплате пенсий. Мы получили письмо из Министерства труда и социальной политики о том, что они прекращают сотрудничество с рядом банков, потому что те некорректно себя ведут при операциях по покупке/продаже валюты и не перечислили в Пенсионный фонд 209 млн грн,– сообщил Ъ высокопоставленный источник в НБУ.
В банках с обвинениями не согласны. Это решение Пенсионного фонда, по мы пока не получили от него никаких разъяснений. Проблем на межбанке у нас вообще не было. Мы делали отчисления в Пенсионный фонд, потому что иначе валюту купить нельзя,– рассказала Ъ заместитель директора департамента ритейла Южкомбанка Инна Крыжановская.
Парламент ужесточил правила работы с ценными бумагами
Верховная рада ужесточила ответственность за незаконные операции с ценными бумагами. Согласно законопроекту #2614 О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг, принятому 25 декабря 264 депутатами во втором чтении в целом, осуществление банковских операций или деятельности по предоставлению финансовых услуг на рынке ценных бумаг без приобретения статуса финансового учреждения или без специальной лицензии повлечет наложение штрафа в размере 1-3 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан, тогда как ранее размер штрафа составлял 200-500 минимумов. Подделка документов, которые подаются для регистрации выпуска ценных бумаг; нарушение порядка ведения реестра собственников именных ценных бумаг; сокрытие информации о деятельности эмитента будут караться штрафом в размере 500-1000 минимумов. Ранее таких санкций не было. Ответственность за размещение ценных бумаг без регистрации их выпуска ужесточена с 50 минимумов до 500-1000 минимумов. Впервые предусмотрены финансовые санкции за незаконное использование инсайдерской информации – 750-2000 минимумов. Альтернативой штрафу остается лишение свободы сроком на два, три или пять лет.

Upras Capital сужает круг деятельности

Игорь Прасолов отказался от КУА АПФ Украинские фонды
ИК Upras Capital народного депутата Игоря Прасолова вышла из бизнеса по управлению активами, продав харьковскому бизнесмену, чье имя не разглашается, КУА АПФ Украинские фонды, управляющую пенсионными и венчурными фондами в сфере недвижимости. Теперь Upras Capital будет заниматься исключительно инвестиционным банкингом. Участники рынка считают, что бизнес по управлению активами диверсифицирует риски фондовой компании, а поэтому продажа актива в условиях кризиса – неразумное решение.
Вчера ИК Upras Capital (ранее – Керамет Инвест) сообщила о завершении сделки по продаже компании по управлению активами и администратора пенсионных фондов (КУА АПФ) Украинские фонды, в управлении которой находятся три венчурных и три пенсионных фонда. Основной причиной коррекции стратегии компании является концентрация на наиболее приоритетных направлениях бизнеса – оказании инвестиционно-банковских услуг и управлении прямыми инвестициями (private equity.–Ъ),– цитирует генерального директора Upras Capital Анатолия Амелина пресс-служба компании. Продажу Украинских фондов господин Амелин объяснил Ъ тем, что в ближайшие полтора года управление активами не принесет компании таких доходов, как инвестиционный бизнес. По словам высокопоставленного источника Ъ в компании, КУА АПФ продана харьковскому бизнесмену, переговоры с которым длились два дня.
КУА АПФ Украинские фонды была создана в ноябре 2006 года, принадлежит ООО Перше Джерело, подконтрольному народному депутату от Партии регионов Игорю Прасолову. Украинские фонды с момента создания возглавляет экс-директор департамента надзора над НПФ Госфинуслуг Андрей Рыбальченко.
Участники рынка считают продажу КУА опрометчивым решением, так как в условиях кризиса не следует концентрироваться исключительно на инвестиционном банкинге. По словам директора ИК Foyil Securities Александра Сандула, бизнес по управлению активами более стабилен и является одним из путей диверсификации рисков компаний, работающих на фондовом рынке. Направление инвестиционного банкинга более волатильное,– добавил он. А генеральный директор ИФГ АРТ-Капитал Леонид Городецкий уточнил, что бизнес по администрированию и управлению пенсионными фондами нацелен на длительную перспективу. В условиях финансового кризиса и девальвации гривны сложно говорить с клиентами о пенсионных фондах,– сказал он.
Эксперты утверждают, что стоимость КУА АПФ зависит от объема средств в управлении. По информации компании, суммарный объем ее активов – 1,2 млрд грн. Обычно цена бизнеса по управлению активами составляет 5-10% от стоимости активов,– рассказал Леонид Городецкий. По словам директора КУА Тройка Диалог Украина Александра Панченко, стоимость КУА оценивается в зависимости от объема средств, находящихся в управлении, и комиссии, которую компания зарабатывает от управления активами. В текущее время этот коэффициент может составлять 10-20% к годовому доходу,– добавил господин Панченко. Впрочем, игроки рынка сомневаются в том, что активы компании составляют 1,2 млрд грн. В их пенсионных фондах – ОНПФ Украинский пенсионный фонд, НППФ Хлебный, ПНПФ Пенсионный фонд Профессионального союза аттестованных сотрудников органов внутренних дел Украины – денег не так-то и много. Они не наполнены полностью,– отметил господин Городецкий. Вполне возможно, что компания еще не переоценивала недвижимость по новым ценам в своих трех венчурных фондах – ЗНВИФ Альянс Риал Истейт Менеджмент, ЗНВИФ Альянс Билдинг Групп и ЗНВИФ Украинский проект, говорят участники рынка. Узнать реальный объем активов в управлении можно только в конце года,– уверяет директор КУА Гарантия-Инвест Игорь Сирык.

Закон ВР от 12.12.2008 г. № 659 О внесении изменений в Закон Украины О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины

Закон ВР от 12.12.2008 г. № 659 О внесении изменений в Закон Украины О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины

Читать далее Закон ВР от 12.12.2008 г. № 659 О внесении изменений в Закон Украины О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины

Внешэкономбанк спасет ПИБ

На прошлой неделе наконец решилась судьба Проминвестбанка.
Как стало известно ДС, до конца 2008 г. 68% акций проблемного украинского финучреждения отойдут российскому Внешэкономбанку, который намерен в ближайший месяц-два взять ПИБ под полный контроль и назначить новое правление. По данным экспертов, покупка горе-банка обошлась ВЭБу в $250–300 млн, и еще на $600 млн он обязался нарастить его уставный капитал. Впоследствии финансисты рассчитывают на кредитную поддержку со стороны российского госбанка.
В минувший вторник было принято решение о дальнейшей судьбе Проминвестбанка. Как стало известно ДС, 16 декабря НБУ подписал меморандум об оздоровлении ПИБа с российским Внешэкономбанком. По нему ВЭБу достаются 68% акций, контролируемых сегодня австрийским холдингом Slav AG, который связывают с народными депутатами Сергеем и Андреем Клюевыми. На данный момент 34% акций Проминвестбанка принадлежат нескольким украинским ООО — Синергияфинанс, Сигнус, Приоритет-Буд и компании Бровары-Инвест, входящим в состав холдинга Slav AG. Еще 34% находятся под их управлением по доверенности, — разъяснил ДС текущую расстановку сил временный администратор ПИБа Владимир Кротюк. Эксперты оценивают стоимость этого пакета в $250–300 млн.
Как стало известно ДС, покупка Внешэкономбанком акций украинского финучреждения будет завершена до конца 2008 г. Меморандум предполагает несколько этапов проведения сделки. На первом будет выкуплено 68% акций, за ним последует дополнительная эмиссия: ВЭБ планирует увеличить капитал Проминвестбанка на $600 млн. Если учесть, что его уставный капитал сейчас составляет лишь 200 млн грн., то становится понятным, что по результатам допэмиссии россиянам будет принадлежать подавляющий пакет. Причем на все это сегодня отводится крайне малый срок — месяц-два. После покупки акций и увеличения капитала ПИБ покинет временная администрация НБУ и будет назначен новый председатель правления, который проведет кампанию по оздоровлению финучреждения.
Полагаю, ВЭБ поддержит украинский банк кредитными вливаниями. Стабилизация ситуации в ПИБе несколько разрядит обстановку во всей банковской системе, накалившуюся в последнее время, и повысит доверие вкладчиков к отечественным финучреждениям, — рассказал в интервью ДС член наблюдательного совета Энергобанка Вячеслав Юткин. Напомним, что до подписания меморандума владельцы холдинга Slav AG сорвали несколько сроков капитализации ПИБа: сначала они обещали увеличить капитал горе-банка 25 ноября, затем — 28 ноября, а в последний раз — 8 декабря. В конце концов срок выкупа акций не был продлен. И приказом временного администратора Проминвестбанка от 9 декабря 2008 г. эмиссия акций на 900 млн грн. была признана несостоявшейся, — сообщил ДС г-н Кротюк.
Эксперты не сомневаются, что еще до проведения допэмиссии Внешэкономбанку придется взять на себя длинный список обязательств перед НБУ по стабилизации работы ПИБа. Он будет утвержден после завершения аудита, который проводит сейчас компания DelloiteTouche USC. Наверняка под этими обязательствами будет подписываться уже новый председатель правления. Ожидается, что им станет один из топ-менеджеров российского ВЭБа, который сформирует команду из украинских банкиров. Согласно оптимистическим прогнозам на стабилизацию Проминвестбанка при условии серьезных капитальных вливаний Внешэкономбанка у новых владельцев уйдет шесть-восемь месяцев, пессимистическим — год-полтора.
Справка
Внешэкономбанк, являющийся правопреемником Внешэкономбанка СССР, был создан в 1924 г. В 2007 г. его преобразовали в государственную корпорацию Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк). 100% ее акций принадлежат правительству РФ. На сегодняшний день ВЭБ является агентом российского Кабмина по обслуживанию внешнего долга, взысканию кредиторской задолженности бывшего СССР, управлению средствами Пенсионного фонда РФ, а также по предоставлению займов и гарантий российским экспортерам. На 1 декабря капитал ВЭБ составил 262,5 млрд руб. ($9,5 млрд), а чистые активы — 534,5 млрд руб. ($19,3 млрд).

Государственное регулирование сферы страхования жизни

Важным фактором успешного развития отечественного рынка страхования жизни является практичное, взвешенное и эффективное его регулирование. Для сектора страхования жизни характерны быстрые структурные изменения и высокий уровень инновационности. Именно поэтому необходима постоянная адаптация приоритетов регулирования, предвосхищающих ожидание будущих событий с учетом тенденций развития отечественного рынка страхования жизни, и принимая во внимание зарубежный опыт.
Рынок страхования жизни быстрорастущий и инвестиционно привлекательный. Его ежегодный прирост составил 40,3% в 2006 году и 73,9% в 2007 году, а темпы прироста премий по страхованию жизни опережают темпы прироста премий по рисковым видам страхования более чем в два раза.
В Концепции развития страхового рынка Украины до 2010 года подчеркивается, что государственная политика относительно развития страхового рынка основывается на укреплении рыночных основ деятельности его участников и использовании преимущественно косвенных методов влияния на процессы, которые происходят в сфере страхования. К косвенным методам регулирования рынка страхования жизни относят инвестиционную, налоговую, денежно- кредитную и валютную политику. Прямое государственное регулирование субъектов рынка страхования жизни предполагает меры запрета, разрешения, принуждения, т.е. административные методы регулирования.
Дальнейшее рассмотрение приоритетных направлений развития страхового рынка в данной Концепции демонстрирует нацеленность на личное страхование, долгосрочное страхование жизни, участие страховщиков в системе негосударственного пенсионного обеспечения и внедрение обязательного медицинского страхования, которое будет оказывать содействие повышению роли частного сектора в выполнении социальных программ и уменьшению расходов государственного бюджета. Главной задачей государства должна стать поддержка развитию социально значимых видов страхования путем внедрения соответствующей стимулирующей налоговой политики.
Внесение в 2004 году изменений в Законы о прибыли и об НДФЛ создало правовую и финансово-экономическую основу для развития долгосрочного страхования жизни в Украине и содействует формированию рыночного механизма социальной защиты граждан.
Стараясь увеличить удельный вес страхования жизни на отечественном страховом рынке, законодатель установил ряд налоговых преференций для страхователей: страховые платежи юридических лиц можно включить в состав валовых расходов, если такая сумма не превышает 15% суммы начисленной заработной платы, не подлежат обложению НДФЛ и не начисляются на них страховые взносы. Страхователи — физические лица могут реализовать право на налоговый кредит.
Вместе с тем, анализ показывает, что текущая ситуация на рынке страхования жизни не оправдывает ожиданий страховщиков и экспертов страхового рынка.
Удельный вес премий по страхованию жизни к общему объему всего рынка страхования составлял: 1,9% в 2004г., 2,5% в 2005г.; 3,3% в 2006г.; 4,4% в 2007г. Тогда как в развитых странах согласно данным издания Sіgma на мировом рынке страхования доля страхования жизни в 2007 году составляла 58,9% суммы общих премий.
По итогам 2007 года страховые компании собрали по договорам накопительного страхования жизни 783,9 млн.грн, в том числе по договорам: страхования пожизненной пенсии и пенсионного страхования — 80,9 млн.грн.; накопительного страхования — 561,9 млн.грн.; страхования только на случай смерти — 33,8 млн.грн.; по другим договорам страхования жизни — 107,3 млн. грн.
Непосредственно от физических лиц-резидентов поступило 507,5 млн.грн., что составляет 64,7% в общем объеме премий по страхованию жизни и всего лишь 9,8% от общего объема страховых премий по всем видам страхования, полученных от физических лиц.
Уровень потребления услуг страхования жизни, как гражданами, так и организациями всех форм собственности находится в Украине в настоящее время еще на низком уровне. При этом спрос юридических и физических лиц в страховании имеет принципиально различную природу. Это проявляется в различных мотивах и стимулах, определяющих стремление потенциального страхователя застраховаться на предлагаемых страховыми компаниями условиях.
Главной причиной, подавляющей интерес к страхованию, является политическая и макроэкономическая нестабильность. По итогам первого полугодия 2008 года инфляция составила 15,5%, индекс цен производителя достиг 29,4%, потребительские цены выросли на 26,4%, реальные доходы граждан растут медленнее, чем в предыдущие годы.
Хотя страхование и является одним из способов защиты разнообразных имущественных и личных интересов, подобная нестабильность не является побудительным мотивом для развития страхования. Тем самым, на практике это не приводит к росту потребления страховых услуг.
Маркетинговое исследование, проведенное Статинформконсалтинг, свидетельствует, что 58% взрослого населения крупных городов Украины декларируют потребность в различных услугах страховых компаний, независимо от готовности и возможности воспользоваться ими в настоящий момент.
Медицинский страховой полис готовы приобрести 23% украинцев, 15% — застраховаться от несчастного случая, 10% — оплатить страхование жизни, 8% — делать взносы по программам пенсионного страхования, 6% — застраховать имущество.
В рыночных условиях именно спрос определяет предложение. А спрос со стороны предпринимательских структур, при всей их декларации как социально ответственных предприятий, практически мизерный — 276,4 млн.грн. страховых платежей в 2007 году. По данным ЛСОУ количество договоров по страхованию жизни, заключенных с юридическим лицами составило в 2006г. — 721, в 2007г. — 344, первое полугодие 2008г. — 782. Сделав поправку на неполные данные (не все страховщики предоставляют информацию) можно предположить, что в настоящее время заключены договора долгосрочного страхования жизни чуть более чем с двумя тысячами предпринимательских структур (предприятия, организации, учреждения).
По данным Государственного комитета статистики Украины по состоянию на 1.07.2008г. зарегистрировано более 1,2 миллионов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе юридические лица — 1148,5 тысяч, предприниматели без статуса юридического лица — 61,8 тысяч. Таким образом, можно сделать вывод, что только 0,2% собственников и менеджмента предпринимательских структур приобрели страховку для своих сотрудников, а если учесть что многие предприятия являются связанными лицами со страховщиком (кэптивные компании), то интерес к долгосрочному страхованию жизни, в том числе пенсионному страхованию, является очень низким.
Приоритетность значимости пенсионного обеспечения обусловлена такими факторами как старение населения, а существующая на сегодня солидарная система пенсионного обеспечения очень чувствительна к демографической ситуации. По статистическим данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины в 2007 году на 10 плательщиков взносов в Пенсионный фонд приходилось 8 пенсионеров. Средний размер пенсионной выплаты по состоянию на 1 декабря 2007г. составил 590,78 грн.
В то же время, государство пытается решить проблему социально значимых рисков, а таковым, в первую очередь, является пенсионное страхование, с помощью работодателей и самих граждан. Работодатель вполне резонно задает вопрос: Почему предприятие из собственных средств должно оплачивать будущие пенсии и какие стимулы для предприятия, если оно возьмет на себя часть социальных забот государства по обеспечению благосостояния работающих?. Отнесение страховых платежей на валовые расходы не является основополагающим фактором.
Сегодня украинский бизнес платит не только налог на прибыль, но и так называемые социальные налоги, которые слишком высоки для нормального развития бизнеса. Такое налоговое бремя зачастую является непосильным для украинских предпринимателей и не способствует внедрению социальных проектов. Пока у нас не будет условий для стимулирования социальных программ, не будет и того уровня социальной ответственности, какой хотелось бы иметь. Поэтому в первую очередь нужно обновлять законодательную базу, чтобы дать возможность предприятиям развиваться, а также разработать такие налоговые законы, которые будут способствовать социальной стабильности.
Если учесть мировой опыт, то во многих странах государственное пенсионное страхование обязательно для тех людей, чей ежемесячный доход до вычета налогов не превышает определенной суммы. Сотрудники компаний, зарабатывающие больше этой суммы, могут отказаться от услуг государства и обратиться к частному страхованию.
Именно корпоративное накопительное и пенсионное страхование, при определенных мотивирующих факторах, налоговых стимулах сможет стать стратегическим в развитии рынка страхования жизни. Работники предприятий больше доверяют своему руководству, и только осознав впоследствии выгоду страхования жизни, они начнут сами дополнительно оплачивать страховые взносы и самостоятельно заключать новые договора (рисковые, накопительные, инвестиционные).
Установление налоговых стимулов к развитию долгосрочного страхования жизни должно стать приоритетным на финансовом рынке для экономической и социальной стабильности общества.
Главными принципами государственного регулирования рынка страхования жизни должны оставаться: — целесообразность — необходимость государственного регулирования хозяйственных отношений с целью решения существующих проблем; — адекватность — соответствие форм и уровня государственного регулирования хозяйственных отношений рыночным требованиям с учетом всех приемлемых альтернатив; — эффективность — обеспечение достижения максимально возможных положительных результатов вследствие действия регуляторного акта за счет минимально необходимых затрат ресурсов субъектов хозяйствования, граждан и государства; — сбалансированность — обеспечение в регуляторной деятельности баланса интересов субъектов хозяйствования, граждан и государства; — предсказуемость — последовательность регуляторной деятельности, соответствие ее целям государственной политики, а также планам подготовки проектов регуляторных актов, которая разрешает субъектам хозяйствования осуществлять планирование своей деятельности; — прозрачность и учет мнения субъектов страхового рынка — открытость для физических и юридических лиц и их объединений действий регуляторных органов на всех этапах их регуляторной деятельности.
Конечно, в идеале хотелось бы того, чтобы регулирование развития рынка страхования жизни не отрывалось от реальных тенденций и обстоятельств, т.е. от объективных отношений, в которых реализуются интересы основных участников рынка: страхователей, страховщиков и государства. Возникает опасность того, что законотворчество в сфере страхования жизни может превратиться в процесс разработки и принятия нормативных актов, не в полной мере отвечающих реальным потребностям рынка, а эффективность активно осуществляемой в последнее время деятельности оказывается ниже ожидаемой.
Установление критериев и нормативов достаточности капитала, диверсификации и качества активов страховщика; требований к формированию, размещению и учету страховых резервов; налогообложение страховой деятельности; требования к посреднической деятельности, качеству страховых продуктов и продаж — вот далеко не полный перечень проблем, требующих взвешенного и эффективного регулирования.
На наш взгляд, только органическое соединение исследований экономических реалий со знанием конкретной рыночной практики, нахождения консенсуса между всеми участниками рынка страхования жизни и определение конкретных путей выгодного сочетания интересов страхователей, страховщиков и государства, пойдет на пользу развития долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования в Украине.

Как финансовый кризис повлиял на НПФ?

Финансовый кризис крепко прошелся по негосударственным пенсионным фондам (НПФ). По итогам 2008 года одни из них не смогут обогнать инфляцию, а другие и вовсе покажут убытки своим инвесторам. Деньги выяснили, какие из открытых НПФ тяжелее всего переживают кризис и как вкладчики могут защититься от потерь.
За 11 месяцев 2008 года доходность большинства открытых НПФ оказалась отрицательной — минус 10—20%. Это довольно грустно, ведь инфляция в этом году тоже немалая: по самым скромным прогнозам — не менее 21%.
И все же даже убытки для НПФ не являются фатальными — если они показаны на коротком интервале. Ведь фонды оперируют средствами вкладчиков не год, не два и даже не пять, а минимум 10—15 лет, а чаще еще дольше. В 2007 году многим НПФ удалось заработать для клиентов 35—40% годовых, а некоторые хвастались даже более чем 50% годовых. Так что убытки в 2008 году даже на уровне 20—30% пока не сильно пугают управляющих фондами.
К тому же пенсионные фонды изначально не ставят перед собой задачу получения сверхприбыли. Считается, что фактическая доходность фонда (за вычетом инфляции) должна составлять в среднем 3—6% годовых в гривнах на протяжении всего срока деятельности. Среднегодовой же результат многих открытых фондов даже с учетом кризиса этого года находится пока на уровне 7- -15% годовых. Правда, увы, без учета инфляции, которая в среднем ну никак не ниже 12% — что бы там ни говорили в Госкомстате и Минэкономики.
Что изменилось?
Безусловно, в связи с тяжелой ситуацией на финансовом рынке практически все управляющие компании изменили структуру активов в подопечных НПФ. К примеру, была сокращена доля высокорисковых инструментов, прежде всего — акций. Они были замещены на инструменты с фиксированной доходностью (облигации, депозиты). Но такая рокировка тоже может быть опасной. Здесь важно внимательно следить за качеством эмитентов, выпускающих облигации: чем дальше кризис — тем выше риски потенциальных дефолтов по корпоративным бумагам, выпущенным предприятиями.
Практически все облигации, которые выпускались за последние годы, были многолетними, но с обязательной годовой офертой (возможностью досрочного выкупа). Как правило, те оферты, которые возникают сейчас, предъявляются держателями на 100%. Соответственно, возникает риск, что у компании не хватит денег и она может пойти на реструктуризацию долга, на которую не всегда согласны все держатели бумаг. С этим и связаны определенные риски, — поясняет управляющий директор КУА Драгон Эссет Менеджмент Андрей Золотухин (управляет активами НПФ Лаурус).
Ну и, безусловно, кроме облигаций в портфелях фондов КУА остаются банковские депозиты или депозитные сертификаты. Структура активов НПФ позволяет максимально защитить и накопить деньги вкладчиков. Ведь сегодня при более чем серьезном падении фондового рынка негосударственные пенсионные фонды пострадали меньше всего, — успокаивает директор по развитию Concorde Asset Management Григорий Пелех (управляет активами НПФ Конкорд).
Платить стали меньше
Правда, в НПФ Деньгам подтвердили, что часть вкладчиков, поддавшись панике, все же уменьшила объемы своих взносов, то есть стала отчислять в НПФ меньше денег. В связи с кризисом ликвидности наблюдается некоторое уменьшение размеров взносов вкладчиками. Но в следующем году, скорее всего, поступления вернутся к обычным объемам, — говорит г-н Золотухин.
У Денег есть серьезные возражения — доходы вкладчиков падают сейчас и будут падать в ближайшие месяцы. И вкладчики, скорее всего, в ближайшие месяцы предпочтут короткие депозиты длинным инвестициям в НПФ.
Хотя, как видно из таблицы, пенсионные активы за полгода росли, причем у некоторых фондов (Европа, Социальная перспектива ИФЦ) даже существенно.
Но вот с чистой стоимостью единицы пенсионных взносов ситуация тяжелее: практически все НПФ с начала года показывают снижение этого показателя.
Лучше всего себя показали Социальная перспектива ИФЦ и Универсальный, хуже всего — Социальный стандарт и Социальная поддержка.
Позитивный результат первых двух явно связан с тем, что они практически не инвестировали в акции. А вот потери терпят именно те фонды, у которых велика доля рисковых активов.
Многие пенсионщики отвечали Деньгам, что показатель роста единицы пенсионных взносов должен полностью совпадать с динамикой доходности фонда.
Открою вам маленький секрет: прирост стоимости единицы пенсионного взноса при нормальном учете показывает и доходность фонда. Эти величины должны совпадать, по правилам бухгалтерского учета и здравого смысла, — пояснила Деньгам заместитель директора Всеукраинского администратора пенсионных фондов Елена Сотскова (администрирует НПФ ВСЕ, Покрова, Социальная поддержка).
И каково же было удивление Денег, когда несколько НПФ предоставили данные, в которых доходность с начала года существенно отличалась от прироста чистой стоимости единицы пенсионных взносов. А вся соль в том, что учет по правилам — в единицах пенсионных взносов — ведут только пару администраторов и управляющих компаний, остальные же считают этот показатель так сказать формально, пытаясь показать себя в выгодном свете и рисуя усредненную доходность за весь период деятельности.
Взять и поменять
Но вот если фонд не оправдывает ожидания, защитить свои права его клиентам не так уж легко. Дело в том, что ни вкладчики, ни участники не могут самостоятельно поменять ни КУА, ни администратора, ни банк-хранитель.
Законодательство этого не предусматривает.
Для принятия такого рода решения необходимо собрать 10% и более голосов всех участников, чтобы требовать созвать собрание совета НПФ, который располагает полномочиями, чтобы рассмотреть этот вопрос. Но и в этом случае гарантий, что вкладчики отстоят свои права, нет.
И нет возможности просто забрать деньги из пенсионного фонда без уважительных причин: только при выезде за границу на постоянное проживание, при получении инвалидности любой группы или при наступлении критического состояния здоровья, а также в случае смерти участника (не дай бог, конечно), но в последнем случае накопления получают наследники вкладчика.
Поэтому, если год от года фонд показывает отрицательную доходность, гораздо легче перевести свои пенсионные накопления в другой фонд или страховую компанию. Это может сделать любой участник, независимо от возраста и времени пребывания в фонде. Для этого необходимо написать заявление о расторжении пенсионного контракта и переводе денег в другую структуру, а также заплатить издержки (около 50 грн.) за перевод денег со счета на счет.
Темные лошадки
Каждый кулик свое болото хвалит, так и пенсионщики уверяют, что их фондам нет достойной альтернативы. Все они в один голос твердят, что в грядущем году НПФ будет чуть ли не единственным инструментом, который в перспективе принесет высокую доходность и обеспечит диверсификацию вложений.
Так-то оно так, но, как мы уже выяснили, пенсионные фонды сейчас теряют деньги вкладчиков, причем теряют очень быстро.
И вообще, понять, что реально происходит с фондами, простым гражданам очень сложно. К сожалению, рынок НПФ по-прежнему не вполне прозрачен. И если ГКЦБФР заставила КУА ежедневно обнародовать результаты работы ПИФов, то НПФ делиться информацией не торопятся. У многих из них на сайтах висят данные еще за летние месяцы нынешнего года, хотя уже зима в разгаре. Оно и понятно: зачем показывать клиентам плохие цифры? Видимо, не страшна им Госфинуслуг, которая еще в начале года обещала сделать НПФ кристально прозрачными для клиентов.
Очень важно понимать, что даже объемы активов НПФ не показывают, что он в действительности собой представляет. Ведь можно взять на обслуживание одну крупную корпорацию и с высунутым от счастья языком рисовать красивые цифры в отчетах. С другой стороны, может оказаться, что объем активов на одного вкладчика в таком случае вряд ли достигнет хотя бы тысячи гривен.
Пока в украинских пенсионных фондах относительно немного вкладчиков. И финансовый кризис станет для вкладчиков будущим хорошим подспорьем: именно сейчас пенсионные фонды, а точнее — их управляющие, проходят хорошую проверку на профессионализм и честность. Так что те, кто уже в фонде, держат кулаки и следят за его отчетностью. А кто еще нет — внимательно следит за нашими публикациями, чтобы выбрать наиболее подходящий НПФ — кризисы ведь имеют привычку заканчиваться, и они не отменяют необходимости думать о будущем.

Пенсионная альтернатива. Нужна ли она государству?

Негосударственная пенсия могла бы стать достойным дополнением традиционной пенсии в Украине уже с 2009 года. Предприниматели в лице частных финансовых учреждений, со своей стороны, делают все возможное для того, чтобы эта система заработала. Государство, в свою очередь, пока осторожничает, оттягивая с принятием законодательства, которое бы позволило полноценно запустить пенсионное обеспечение на коммерческой основе. Такая нерешительность вполне оправдана — в условиях несовершенства государственного контроля работы финансовой системы дополнительные меры предосторожности в вопросах социального обеспечения лишними явно не будут…
Так называемые негосударственные пенсионные фонды (НПФ) активно работают в Украине с 2004 года. В 2005 в государстве действовало уже 54 НПФ, в 2007 — 96, к концу третей декады текущего года на рынке было зарегистрировано 105 фондов негосударственной формы. Из них всего 10% — профессиональные, 14% — корпоративные, и подавляющее большинство — 82% — открытые НПФ. Что касается географического распределения НПФ на территории Украины, то киевлянам в этом плане повезло больше других сограждан — порядка 70% НПФ сконцентрированы именно в столице. Остальные размещены преимущественно в восточных и центральных регионах.
Суммарная стоимость активов НПФ, по данным государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины, увеличилась с 137,4 миллиона гривен в 2006 году до 552,1 миллиона гривен в 2008 году, или, практически, вдвое. Это, по мнению экспертов рынка, свидетельствует о том, что предложенная НПФ форма социального обеспечения пользуется большой популярностью у населения, особенно — в контексте несовершенства функционирования государственной пенсионной системы. Интересно, что порядка 50% вкладчиков НПФ — граждане в возрасте от 40 до 65 лет, то есть, возрастная группа, традиционно, в большей степени инертная в вопросах внедрения финансовых новаций, нежели молодое поколение. Это, в основном, люди либо только вышедшие на пенсию и ощутившие все прелести жизни на пенсионные средства, или готовящие себе достойную старость граждане.
Понимая перспективы и имея в наличии сегодня кое-какие сбережения, они пытаются максимально застраховать себя от скудного пенсионного обеспечения уже завтра, — отметил коммерческий директор по развитию одного из столичных НПФ Анатолий Райков.
Сегодня НПФ на прочность проверяются финансовым кризисом. Фонды сдают экзамен на качество инвестиций. Кто ставил на быструю прибыль — уже считает убытки, придерживающиеся же консервативных взглядов на инвестирование, не только держатся на плаву, но и являются надеждой государства в вопросах повышения качества социального обеспечения в будущем. Так, по данным Госфинуслуг, по состоянию на конец сентября текущего года 57% пенсионных средств частных вкладчиков НПФ разместили на банковских депозитах, 21% инвестировали в облигации предприятий, 12% — в акции, и всего по 1% — в ипотечные ценные бумаги и объекты недвижимости. Ипотека сегодня, понятное дело, оказалась под наибольшим риском, потому поставившие на данный инструмент приумножения капитала вынуждены просчитывать пути к отступлению.
Обвалился, правда, и фондовый рынок. Однако, относительно последнего в Госфинуслуг высказывают надежды на его скорейшую поправку. Учитывая то, что инвестиционные средства негосударственных пенсионных фондов являются длинными, а текущий кризис, как и его предшественники, — явлением временным, следует ожидать, что, когда отечественный фондовый рынок вступит в очередную стадию роста, наладятся дела и у НПФ, — отметил директор департамента надзора за негосударственными пенсионными фондами Госфинуслуг Андрей Бахмач. Однако регулятора беспокоит низкий уровень инвестирования пенсионных активов в государственные долговые ценные бумаги — всего 0,9% при максимально возможных 50%. Хотя, о привлекательности данного инвестиционного инструмента для повышения его популярности должно было побеспокоиться государство.
Кто из НПФ устоит в течение кризиса, проявит гибкость наравне с должной ответственностью, в виде бонуса получит возможность участия в следующем — активном — этапе государственной пенсионной реформы, когда будет полноценно запущена накопительная система. К слову, запуск второго этапа реформы ожидался в 2009 году. Однако раньше 2010-2011 гг. внедрения накопительного механизма ожидать не стоит. И связано это с тем, что власти, активно пропиарив реформу, до сих пор должным образом не подготовили законодательную базу. Вместе с тем, представители рынка торопят законодателей, указывая на то, что оттягивание реализации реформы ограничит в правах самих вкладчиков. Ведь в привлечении вкладов частных лиц в рамках внедрения общегосударственной системы обязательного 7%-го накопительного отчисления с зарплаты работающих предусматривается возрастное ограничение.
Так, участниками данной системы смогут стать граждане в возрасте до 39 лет включительно. Все, кому на тот момент исполнится 40 и больше, смогут рассчитывать только на традиционную государственную пенсию, собственные сбережения и дивиденды от частного инвестирования. По словам вице-президента KINTO Эссет Менеджмент Анатолия Федоренко, данная система привлечения вкладов уже в первый год работы могла бы аккумулировать порядка 100 миллионов гривен инвестиций частных лиц, которые можно было бы направить на развитие экономики государства.
А поскольку парламент сегодня работает явно не над законами и вряд ли завтра вспомнит о своих прямых обязанностях, у новой пенсионной нормативной базы пока мало шансов на утверждение. Значит, и пенсионной реформе пока суждено быть не более, чем многообещающим понятием?

Унесенные ветром

Не плыви по течению, не плыви против течения, а плыви туда, куда тебе нужно, — советуют мудрецы. Увы, это не о наших рулевых. Власть окончательно и бесповоротно расписалась в бессилии противодействовать кризису. И потянулась (пардон), как дерьмо, прилипшее к сапогам, вслед за дуновением кризисного ветра. Нацбанк — вслед за рвущимся вверх долларом.
Кабмин — в яму бюджетного дефицита. Президент всем грозит пальцем, но сделать умное лицо у него уже не получается…
Сегодня Виктор Ющенко подписал закон о внесении изменений в госбюджет на 2008 год, который был принят с учетом вызовов экономического кризиса в стране. Эти изменения позволят профинансировать создаваемый для борьбы с кризисом Стабилизационный фонд и потратить на покрытие дефицита бюджета средства на счетах Госказначейства.
Ну, о Стабилизационном фонде трудно что-то сказать. Это все равно, что в пустыне Сахара в засушливый период распределять воду между бедуинами.
Откуда в этом фонде могут взяться деньги? По данным слепоглухонемого Госкомстата, который практически никогда не называет реальных показателей инфляции, падения и т.д., ВВП Украины в ноябре 2008 года снизился на 14,4% (!) по сравнению с ноябрем 2007-го. Это круто, если до августа включительно семимесячное падение составило лишь 28,6%. Остается надеяться, что уже близко к дну. То есть все, что могло упасть, — уже упало, и падение через несколько месяцев остановится.
Интереснее ситуация с казначейским счетом. Полгода правительство складывало туда деньги, как хомяк — запасы. Создавало проблемы распорядителям бюджетных средств, ничего не финансировало. Дождалось, пока деньги обесценились относительно доллара. И нашло им применение. Применение крайне странное — заткнуть дефицит бюджета.
Вообще-то, я не очень сильна в данных вопросах, но даже мне понятно: деньги на счетах Госказначейства не рассчитаны на покрытие бюджетного дефицита.
Это не средства от приватизации и не поступления от продажи ОВГЗ, которые уже никто не хочет покупать, ибо с такими руководителями, как мы имеем, страна бодрой рысью бежит к дефолту. По тропе, протоптанной Эквадором.
Правда, Эквадор объявил дефолт уже в седьмой раз. У него привычка такая — раз в несколько десятков лет кидать западных финансистов. Он это делает исключено по злобе к их лощеной жадности. И все это поддерживается правительством, президентом и соседом Уго Чавесом.
Нам же кинуть иностранных инвесторов все равно, что коту оттоптать себе яйца. Все, что угодно, только не это. Сами гусениц жрать станем, как в Последнем герое, а их, родных, не обидим.
Вот в связи с этим решено почистить казначейский счет. Что это значит? Есть бюджет, в нем расписаны программы, статьи расходов, распределители средств и их получатели. Грубо говоря, такая-то сумма на медицину, распорядитель — Минздрав, Минздрав перечисляет на конкретные больницы, исследования, препараты, зарплату медикам и т. д. Не все платежи осуществляются в один день. Поэтому то и дело на казначейском счете накапливаются остатки. Более того, с учетом замораживания нескольких десятков миллиардов гривен, чем правительство баловалось с начала бюджетного года, сумма получается приличная. Что с ней нужно сделать? Потратить по назначению, пока деньги не обесценились окончательно.
Что придумали правительство, 226 депутатов, проголосовавших за проект № 3308, и президент, эту муть подписавший? Они предлагают взять деньги Единого казначейского счета (ЕКС) и потратить их на финансирование дефицита бюджета с последующим их восстановлением равными частями в течение пяти последующих лет. Таким образом, Минфин планирует привлечь 6,6 млрд. грн. из 18,8 млрд. грн., находящихся на Едином казначейском счету.
Вообще-то Минфин и так имеет право в течение года кидать средства ЕКС с одной проблемы на другую, затыкая дыры по мере необходимости, но использование этих средств в другом бюджетном периоде, да еще и с отсрочкой возвращения на пять лет — это уже пугает.
Скажем, на казначейском счету лежат деньги, предназначенные на финансирование помощи по детям в начале января или армии в конце месяца. Но если эти деньги будут забраны с ЕКС, то это означает, что соответствующие социальные выплаты осуществлены не будут. А тем временем дефицит Пенсионного фонда называют в пределах 4,2 млрд. грн. То есть дедушек и бабушек, не сделавших жировой запас или не рассчитывающих на помощь родных, ждет конкретный пенсионный пістець, плавно переходящий в голодоморец.
Поможет ли им диковинная схема, придуманная Кабмином? Сомневаюсь, поскольку все эти выкрутасы адресованы не населению и не предприятиям, а Международному валютному фонду. Дело в том, что Меморандум с МВФ запрещает нам увеличивать дефицит бюджета больше минимального процента. Но реально это невозможно.
Недавно, когда у нас находилась миссия МВФ с очередной инспекцией доброй воли, Виктор Пинзеник, в присутствии президента пожаловался, что на сегодня правительство не имеет дополнительных возможностей для доступа к рынкам финансирования и в целом к резервному капиталу. А потому источников покрытия дефицита бюджета нет.
Потом с ним, по всей вероятности, провели работу в формате паяльник-попа, и появился документ следующего содержания. Министерство финансов Украины будет определять на конкурсной основе банки и предприятия, которые смогут получить свободные средства Единого казначейского счета (ЕКС) на условиях заключения договоров временной покупки (продажи) государственных ценных бумаг (ГЦБ). Минимальный размер договора 5 млн. грн. и предельный срок его завершения 25 декабря.
Предполагается, что размещение средств ЕКС позволит бюджету заработать дополнительные средства и увеличить спрос на облигации внутреннего государственного займа, а банкам — помочь справиться с нехваткой ликвидности. При проведении конкурсного отбора Минфин устанавливает минимальную ставку размещения средств и удовлетворяет заявки с наибольшей доходностью.
Банкиры, экономисты и даже чиновники старательно уклонялись от популярной интерпретации данной идеи для широких масс. Из чего можно сделать лишь один вывод: в этой игре на деньги (в данном случае бюджетные) мы снова потерпим фиаско. Как с игрой в доллары, которой Нацбанк увлек банки.
Вместо того, чтобы принять правильные регуляторные меры, НБУ кинул банкам масштабное рефинансирование в гривне. На эту гривну они скупили доллары.
Как подсчитали наши коллеги из Коммерсанта, за октябрь объем межбанковского рынка составил $20,993 млрд., наличного — лишь $5,15 млрд. В ноябре на межбанке было продано $16,419 млрд., а через кассы банков и обменные пункты прошло $4,392 млрд. В результате, к вчерашнему дню доллар подорожал до 8,25 грн./$, девальвировав с начала года на 63,36%. Замечу, что сегодня гривна потеряла на межбанке еще, как минимум, 10–15 копеек.
Таким образом, доллар становится желаннее прибыли. Банки и коммерческие структуры заняты исключительно погоней за долларом и затовариванием им на черный день. А валютные спекуляции стали самым востребованным занятием структур, имеющих коррупционные связи в Нацбанке.
Население и те, кому доллары нужны для бизнеса, не могут выйти в этой гонке победителями и постепенно отстают. В то же время, по данным НБУ, в структуре кредитного портфеля населения валютные займы к 1 декабря составляли 69,6%. Что это может означать на практике? То, что с января невозврат валютных кредитов будет измеряться десятками процентов, банки рано или поздно начнут валиться пачками, и рысь на пути к дефолту превратится в бешеный аллюр.
А как же казначейские средства, одолженные на пять лет? Заткнут ли они дефицит бюджета на радость МВФ? На время — может быть. Но какой ценой? Ценой окончательного и бесповоротного недофинансирования медицины, здравоохранения, образования, армии и т.д.
Автору попалась одна справочка, подготовленная аналитиками для нужд оппозиционного правительства, она достаточно красноречива, чтобы процитировать фрагмент языком оригинала, без комментариев.
Довідка про незадовільний стан виконання Кабінетом Міністрів України держбюджету за 11 місяців 2008 року
* За січень-листопад 2008 року доходи загального фонду державного бюджету склали 166,8 млрд. грн., видатки — 166,4 млрд. грн., сальдо кредитування — 1,4 млрд. грн.
* Станом на 1 грудня 2008 р. загальний фонд державного бюджету зведено з дефіцитом 1,05 млрд. грн.
* Бюджетний розпис надходжень до загального фонду державного бюджету на листопад 2008 року не виконаний на 2,1 млрд. грн.
* Відставання від плану допустили як Державна митна служба (на З84 млн.
грн.), так і Державна податкова адміністрація, яка не забезпечила планові показники зі сплати податків та зборів та одночасно відшкодувала платникам податків на 1,1 млрд. грн. більше ПДВ, ніж було враховано в бюджетному розписі.
* Разом з тим з початку року бюджетний розпис доходів загального фонду державного бюджету на 1 грудня 2008 р. виконано на 104,4 %. Понад план до бюджету надійшло 7 млрд. грн.
* Значних обсягів надходжень до бюджету виявилося недостатньо, щоб компенсувати відставання, допущене по інших джерелах наповнення бюджету.
* По запланованих 6 6З0 млн. грн. зовнішніх запозичень отримано лише 1 511,2 млн. грн. Це позика Світового банку для підтримки стратегії розвитку України в сумі 1,5 млрд. грн. (ЗОО млн. дол. США), яка надійшла до бюджету у лютому п. р. і стала результатом ухвалення нової Стратегії партнерства з Україною на період 2008-2011 рр. ще 6 грудня 2007 року.
* Із запланованих Міністерством фінансів на січень-листопад 2008 року 7 122,5 млн. грн. запозичень на внутрішньому ринку, фактично до загального фонду держбюджету зараховано 2528,8 млн. грн., або З5,5 %.
* За 11 місяців 2008 року виділено асигнувань на видатки та кредитування загального фонду державного бюджету на суму 172,6 млрд. грн., або 88,2 % від запланованого на поточний рік (195,8 млрд. грн.), в тому числі:
— 168,1 млрд. грн. — фактично витрачено;
— З,l млрд. грн. — не витрачено головними розпорядниками;
— 1,4 млрд. грн. (!) — не розподілено головними розпорядниками.
* Таким чином, положення Закону України Про Державний бюджет України на 2008 рік в частині видатків та кредитування загального фонду державногс бюджету виконані не будуть.
* Ще одним підтвердженням такого висновку є те, що у жовтні не було виділено жодної копійки по 93 бюджетних програмах, у листопаді — по 150 програмах.
* Бюджетний розпис видатків державного бюджету, який є основою збалансованого та стабільного виконання бюджету, у поточному році систематично не виконується.
* На 1 грудня 2008 року план видатків загального фонду державного бюджету на 2008 рік виконується наступним чином:
— 100-відсотково витрачено кошти згідно з бюджетним розписом на 2008 рік лише по 54 бюджетних програмах (6 % від загальної кількості програм);
— не витрачено жодної копійки із загального фонду держбюджету на 37 програми (4%);
— менше, ніж на 85 % від запланованого на 2008 рік витрачено на 554 бюджетних програм (58 %). При тому, що до закінчення бюджетного року залишився лише один МІСЯЦЬ.
* Обмеженого фінансування зазнають, в основному, програми соціального характеру, витрати на освіту, науку, культуру і охорону здоровя та видатки інвестиційно-інноваційного характеру.
* Так, на надзвичайно низькому рівні фінансування програм у сфері охорони здоровя, направлених на подолання епідемії туберкульозу і СНІДу, на які за 11 місяців п. р. виділено лише 9,5 % від річних бюджетних призначень.
* За січень-листопад 2008 р. на централізовану закупівлю рентгенологічного, діагностичного та іншого обладнання для закладів охорони здоровя, В тому числі на умовах фінансового лізингу виділено лише 48,7 % запланованого на рік (131,4 млн. грн. із закладених до бюджету 270 млн. грн.), на централізовані заходи з лікування цукрового діабету — 5 О % (15 млн. грн.
із 3 О млн. грн.) в жовтні та листопаді по даному напрямку кошти не виділялись, тобто фінансування настільки важливих видатків заплановано на останній місяць, коли виділенні кошти не будуть вчасно освоєні.
* Практично зірвано передбачене в бюджеті поточного року оновлення основних фондів медичних закладів.

Если в 2009 году не провести пенсионную реформу, страну вскоре ждут новые серьезные финансовые и социальные потрясения

Галина Николаевна, насколько срочно нужно проводить пенсионную реформу?
Уже в следующем году. Потому что уже не за горами кризис солидарной пенсионной системы. А это значит, что в ближайшем будущем в Государственном пенсионном фонде не окажется достаточных средств для обеспечения пожилых людей.
Уже сегодня мы находимся на критической стадии, когда число работающих жителей страны почти уравнялось с числом пенсионеров. В Украине 13 миллионов пенсионеров и 14,4 миллиона работающих. Еще два года — и их станет поровну, а через пять лет каждый работающий должен будет обеспечивать пенсией двух пожилых людей. И что тогда? Ведь уже сегодня пенсионные начисления на заработную плату достигают 32% (платит работодатель в Пенсионный фонд из фонда оплаты труда), плюс 2-3% от зарплаты сотрудника. Мы платим самую высокую ставку пенсионных отчислений во всей Европе.
На каком уровне пенсионной системы мы сегодня находимся?
У нас работает первый и третий пенсионные уровни, а нужно, чтобы заработал и второй. Напомню: реформированная пенсионная система, по идее, должна состоять из трех уровней. Первый из них — это существующая сегодня у нас солидарная система обязательного государственного пенсионного страхования, которая предусматривает назначение пенсий в зависимости от страхового стажа и размера зарплаты.
На втором уровне планируется создание системы обязательных пенсионных накоплений для каждого работающего, которые дадут ему возможность в старости получать инвестдоход. Третий уровень — это дополнительное добровольное негосударственное пенсионное обеспечение, которое уже сегодня предоставляют как страховщики жизни, так и негосударственные пенсионные фонды, банки и институты совместного инвестирования. Но без второго уровня система не может быть действенной и эффективной.
А какие меры в первую очередь нужно принять, чтобы предотвратить надвигающийся пенсионный кризис?
В следующем году нужно срочно принимать закон о реформе системы пенсионного обеспечения. Пора переходить с первого на второй уровень пенсионной реформы с привлечением в пенсионную систему частных предпринимателей.
Вот смотрите: сегодня в Украине 4-5 миллионов людей, которые занимаются частным бизнесом и не платят налоги в Пенсионный фонд. Но когда они станут пенсионерами, государство обязано будет обеспечить их минимальной пенсией.
А откуда возьмутся деньги? Поэтому, внедрив второй уровень пенсионной реформы и позволив людям накапливать средства, которые в случае их смерти перейдут наследникам, мы тем самым вызовем желание у частных предпринимателей участвовать в пенсионном процессе. Ведь их отчисления будут персонифицированы, они будут накапливаться и прирастать инвестиционным доходом.
При таком подходе не проиграет и государство, так как получит внутренний финансовый ресурс и экономию. Например, когда в рамках реформы неизбежно начнут повышать планку выхода на пенсию, то каждый год экономика сэкономит дополнительно более 3 миллиардов гривен, а это улучшит платежный баланс страны и поможет нам отдать внешние долги, в том числе и МВФ.
А обязательно нужно удлинять пенсионный возраст?
Это неизбежный шаг. Сегодня наши люди становятся пенсионерами раньше всех в Европе: женщины — в 55 лет, а мужчины — в 60. За рубежом же пенсионный возраст 65 лет, а в некоторых странах — 67. А ведь люди, которые такими молодыми выходят на пенсию, испытывают огромный стресс. Правда, речь идет только о городском населении, так как жители сельской местности нуждаются в определенных пенсионных преференциях, так как, увы, стареют быстрее, чем их ровесники из городов.
Мне кажется, многие люди испытают не менее сильный стресс и в том случае, если им вдруг сообщат, что пенсионерами они станут в 65 вместо 55 лет…
А кто сказал, что нужно сразу так сильно повышать планку? Это нужно делать постепенно. Например, для женщин на полгода-год каждый год увеличивать пенсионный возраст, а для мужчин, соответственно, на 3-6 месяцев. Для того чтобы сравнять их пенсионный возраст в итоге до 65 лет и не делать крайними мужчин, которые и так живут меньше. Мы посчитали: если ежегодно удлинять на год пенсионный возраст для женщин, то пенсионная реформа займет в Украине 10 лет.
А законопроект, который нужно принять в следующем году, уже готов?
Самого документа еще нет, но у нас есть концепция пенсионного реформирования. А законопроект мы не готовили по одной простой причине: в стенах Верховной Рады подобных документов пылится около 50. Их написать не проблема. Но нужно сначала обсудить с парламентом и правительством, какой будет пенсионная реформа, четко просчитать будущие этапы ее развития.
Потому что сегодня ни у кого из руководства страны нет понимания ее сути и четких ответов на вопросы: как и когда должны уходить на пенсию люди, родившиеся в 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годах. Какими должны быть налоги с зарплаты в Пенсионный фонд в 2010-м, 2015-м, 2020 году и кто их должен платить — человек или работодатель? Сколько из пенсионных денег человека должно идти в солидарную, а сколько — в накопительную системы? Когда мы достигнем уровня, при котором вместо 33% отчислений в Пенсионный фонд будем платить всего 16%?

Экономика: картина происходящего

Одним из основных событий в украинской экономике по-прежнему остается ситуация на валютном рынке. Официальный доллар в Украине не устает бить курсовые рекорды. Национальный банк установил на вторник, 16 декабря, официальный курс американской валюты на уровне 765,3800 грн. за $100. В то же время, 15 декабря официальный курс доллара был зафиксирован на отметке 747,3100 грн. за $100.
Устанавливает рекорды и наличный доллар. Сегодня максимальный курс покупки составил 8,2000 грн., минимальный курс продажи — 7,8500 грн. В некоторых банках курс продажи доллара повысился до 9 грн. Не отстает по темпам роста и официальный евро, который уже перешагнул отметку 10 грн. Национальный банк установил на вторник, 16 декабря, официальный курс единой европейской валюты на уровне 1034,0284 грн. за 100 евро.
В свою очередь, Президент Украины Виктор Ющенко уверен, что ситуация с курсом гривни близка к нормализации. Глава государства отметил, что значительная девальвация курса гривни не соответствует рыночным условиям и является психологическим фактором.
Без сомнения важным экономическим событием не только сегодняшнего дня, но и последнего месяца можно считать рекордное сокращение реального ВВП Украины.
Так, по данным Госкомстата, в январе-ноябре 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года вырос на 3,6%, однако в ноябре зафиксирован спад на 14,4%.
Подписание Президентом Украины Закона О внесении изменений в Закон Украины О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины также заслуживает внимания.
Согласно Закону, увеличены средства Пенсионного фонда — на 6,6 млрд. грн., НАК Нефтегаз Украины — на 3,2 млрд. грн. и Фонда гарантирования вкладов физических лиц — на 1 млрд. грн.
Поработала во вторник и Верховная Рада Украины. Следует отметить, что депутаты приняли за основу проект закона, которым предлагается более чем в три раза повысить ставку на табачные изделия. За соответствующее решение проголосовал 351 народный депутат. Кроме того, сегодня Рада сделала шаг к принятию антирейдерского закона, а также продлила до 2011 года действие Закона, который позволяет защитить от банкротства НАК Нефтегаз Украины.
Заявил сегодня о себе и Проминвестбанк. По словам, временного администратора банка Владимира Кротюка, акционеры ПИБа, а именно Slav AG, и российский Внешэкономбанк договорились о совместном участии в финансовом оздоровлении банка.
И снова о тарифах на проезд в столице. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) рекомендует снизить тарифы на проезд в наземном транспорте и метрополитене до 26 декабря. Соответствующее решение было принято на cегодняшнем заседании АМКУ. В частности, Комитет установил 10-дневный срок для того, чтобы КГГА рассмотрела рекомендации АМКУ относительно снижения тарифов на проезд в городском наземном и подземном электротранспорте.
Событием дня на рынке мобильной связи сегодня можно считать состоявшееся первое с 2005 года собрание акционеров мобильного оператора Киевстар. На нем был избран новый состав совета директоров и внесены поправки в устав компании. Кроме того, акционеры компании утвердили финансовую отчетность и бюджет, а также дивиденды за 2004 и 2005 финансовые годы.
Также сегодня стало известно, что крупный региональный оператор на рынке торговли нефтепродуктами компания Параллель-М ЛТД вошла в состав финансово-промышленной группы Систем Кэпитал Менеджмент (СКМ).