Архив метки: пенсионное страхование

И вновь продолжается бой

О том, как в законопроекте 3306 предлагается гарантировать вклады, отсрочить выплату ипотечных платежей и оживить строительство.
ПОВОД
Комплексный антикризисный законопроект 3306 О срочных мерах по предупреждению последствий мирового финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законы Украины богат не только на налоговые и таможенные изменения (см. материал ЛІГА:ЗАКОН Налоги и пошлины неразделимы). В нем также нашлось место защите интересов вкладчиков банков и других финансовых учреждений. Кроме того, большое внимание в законопроекте 3306 уделено антикризисным мерам, касающимся субъектов рынка кредитования и застройщиков.
ФАБУЛА
Реализация некоторых идей, заложенных в комплексном антикризисном законопроекте, может иметь непредсказуемые последствия
К гарантиям через фонды
Законопроектом 3306 предлагается предоставить государственные гарантии по возвращению вкладов не только физических лиц — вкладчиков банков, но и по другим видам вкладов. Так, под защиту Фонда гарантирования вкладов физлиц (далее — ФГВ) планируется поставить депозитные счета физических лиц — предпринимателей, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения.
По аналогии с ФГВ в законопроекте 3306 запланировано создание Фонда гарантирования страховых выплат по договорам долгосрочного страхования и Фонда гарантирования вкладов кредитных союзов. Участниками первого должны стать страховщики, имеющие лицензию на право осуществления деятельности по долгосрочному страхованию жизни, инвестиционному или пенсионному страхованию. Участниками второго — все кредитные союзы, имеющие лицензию на привлечение депозитных средств.
За такую роскошь страховщики (кредитные союзы) должны будут уплатить первоначальный взнос в размере 10 % от статутного (резервного) капитала. А потом два раза в год отчислять в фонды по 0, 25 % (0,2 %) от суммы страховых рисков (суммы вкладов). Размер же возмещения страхователям и вкладчикам КС составит суммарно 50 тыс. гривен по всем видам невыплат одного неплатежеспособного участника фонда. Правда, выплачивать возмещения фонды смогут не раньше, чем через год после их создания…
…ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законопроект 3306 в части кредитно-банковского и строительного сектора достаточно рискованный. Ведь усиление роли договоров с оговоркой вместе с неспособностью некоторых граждан погасить кредит даже по прошествии 90 дней может привести к противоправным выселениям в досудебном порядке. Да и Фонды банковского управления еще не показали свою эффективность, а потому их внедрение по всей Украине может оказаться преждевременным.

Росгосстрах в Калининграде выиграл тендер на страхование грузов компании ЛУКойл-Калининградморнефть

Калининградский филиал Росгосстраха выиграл тендер на страхование грузов компании ЛУКойл-Калининградморнефть на общую сумму 5 млн долларов. По программе Бизнес-CARGO в 2009 году будет застраховано спецоборудование для бурения нефтяных скважин в шельфовой зоне Балтийского моря и перекачки по трубопроводам нефти на сушу. Спецоборудование поставляется дочерней компании ЛУКойла заводами-изготовителями из России и стран Евросоюза.
Наряду с Росгосстрахом в конкурсе принимали участие страховые компании ВСК, Цюрих, Уралсиб, МАКС, Гута-страхование, Спасские ворота.
В Калининградской области работает Филиал ООО РГС-Северо-Запад — Управление по Калининградской области, который имеет сеть из 104 пунктов, офисов продаж и страховых отделов в 19 городах региона, в том числе городское агентство, представительский офис и центр урегулирования убытков.
Группа компаний Росгосстрах представляет собой вертикально интегрированный холдинг. Он состоит из ОАО Росгосстрах, 3 региональных, 7 межрегиональных страховых компаний, ООО СК РГС-Жизнь, основными видами деятельности которой являются страхование жизни, добровольное пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев и болезней, а также ООО РГС- Медицина, осуществляющей операции по обязательному медицинскому страхованию. В компании Группы входит порядка 3000 агентств, страховых отделов и центров урегулирования убытков. Управление Группой, разработку стратегии и методологии осуществляет Холдинговая компания Росгосстрах.
Познакомиться со всеми новостями Росгосстраха, а также получить самую оперативную и достоверную информацию о деятельности компании во всех регионах страны Вы можете на корпоративном портале Росгосстраха по адресу: www.rgs.ru.

Государственное регулирование сферы страхования жизни

Важным фактором успешного развития отечественного рынка страхования жизни является практичное, взвешенное и эффективное его регулирование. Для сектора страхования жизни характерны быстрые структурные изменения и высокий уровень инновационности. Именно поэтому необходима постоянная адаптация приоритетов регулирования, предвосхищающих ожидание будущих событий с учетом тенденций развития отечественного рынка страхования жизни, и принимая во внимание зарубежный опыт.
Рынок страхования жизни быстрорастущий и инвестиционно привлекательный. Его ежегодный прирост составил 40,3% в 2006 году и 73,9% в 2007 году, а темпы прироста премий по страхованию жизни опережают темпы прироста премий по рисковым видам страхования более чем в два раза.
В Концепции развития страхового рынка Украины до 2010 года подчеркивается, что государственная политика относительно развития страхового рынка основывается на укреплении рыночных основ деятельности его участников и использовании преимущественно косвенных методов влияния на процессы, которые происходят в сфере страхования. К косвенным методам регулирования рынка страхования жизни относят инвестиционную, налоговую, денежно- кредитную и валютную политику. Прямое государственное регулирование субъектов рынка страхования жизни предполагает меры запрета, разрешения, принуждения, т.е. административные методы регулирования.
Дальнейшее рассмотрение приоритетных направлений развития страхового рынка в данной Концепции демонстрирует нацеленность на личное страхование, долгосрочное страхование жизни, участие страховщиков в системе негосударственного пенсионного обеспечения и внедрение обязательного медицинского страхования, которое будет оказывать содействие повышению роли частного сектора в выполнении социальных программ и уменьшению расходов государственного бюджета. Главной задачей государства должна стать поддержка развитию социально значимых видов страхования путем внедрения соответствующей стимулирующей налоговой политики.
Внесение в 2004 году изменений в Законы о прибыли и об НДФЛ создало правовую и финансово-экономическую основу для развития долгосрочного страхования жизни в Украине и содействует формированию рыночного механизма социальной защиты граждан.
Стараясь увеличить удельный вес страхования жизни на отечественном страховом рынке, законодатель установил ряд налоговых преференций для страхователей: страховые платежи юридических лиц можно включить в состав валовых расходов, если такая сумма не превышает 15% суммы начисленной заработной платы, не подлежат обложению НДФЛ и не начисляются на них страховые взносы. Страхователи — физические лица могут реализовать право на налоговый кредит.
Вместе с тем, анализ показывает, что текущая ситуация на рынке страхования жизни не оправдывает ожиданий страховщиков и экспертов страхового рынка.
Удельный вес премий по страхованию жизни к общему объему всего рынка страхования составлял: 1,9% в 2004г., 2,5% в 2005г.; 3,3% в 2006г.; 4,4% в 2007г. Тогда как в развитых странах согласно данным издания Sіgma на мировом рынке страхования доля страхования жизни в 2007 году составляла 58,9% суммы общих премий.
По итогам 2007 года страховые компании собрали по договорам накопительного страхования жизни 783,9 млн.грн, в том числе по договорам: страхования пожизненной пенсии и пенсионного страхования — 80,9 млн.грн.; накопительного страхования — 561,9 млн.грн.; страхования только на случай смерти — 33,8 млн.грн.; по другим договорам страхования жизни — 107,3 млн. грн.
Непосредственно от физических лиц-резидентов поступило 507,5 млн.грн., что составляет 64,7% в общем объеме премий по страхованию жизни и всего лишь 9,8% от общего объема страховых премий по всем видам страхования, полученных от физических лиц.
Уровень потребления услуг страхования жизни, как гражданами, так и организациями всех форм собственности находится в Украине в настоящее время еще на низком уровне. При этом спрос юридических и физических лиц в страховании имеет принципиально различную природу. Это проявляется в различных мотивах и стимулах, определяющих стремление потенциального страхователя застраховаться на предлагаемых страховыми компаниями условиях.
Главной причиной, подавляющей интерес к страхованию, является политическая и макроэкономическая нестабильность. По итогам первого полугодия 2008 года инфляция составила 15,5%, индекс цен производителя достиг 29,4%, потребительские цены выросли на 26,4%, реальные доходы граждан растут медленнее, чем в предыдущие годы.
Хотя страхование и является одним из способов защиты разнообразных имущественных и личных интересов, подобная нестабильность не является побудительным мотивом для развития страхования. Тем самым, на практике это не приводит к росту потребления страховых услуг.
Маркетинговое исследование, проведенное Статинформконсалтинг, свидетельствует, что 58% взрослого населения крупных городов Украины декларируют потребность в различных услугах страховых компаний, независимо от готовности и возможности воспользоваться ими в настоящий момент.
Медицинский страховой полис готовы приобрести 23% украинцев, 15% — застраховаться от несчастного случая, 10% — оплатить страхование жизни, 8% — делать взносы по программам пенсионного страхования, 6% — застраховать имущество.
В рыночных условиях именно спрос определяет предложение. А спрос со стороны предпринимательских структур, при всей их декларации как социально ответственных предприятий, практически мизерный — 276,4 млн.грн. страховых платежей в 2007 году. По данным ЛСОУ количество договоров по страхованию жизни, заключенных с юридическим лицами составило в 2006г. — 721, в 2007г. — 344, первое полугодие 2008г. — 782. Сделав поправку на неполные данные (не все страховщики предоставляют информацию) можно предположить, что в настоящее время заключены договора долгосрочного страхования жизни чуть более чем с двумя тысячами предпринимательских структур (предприятия, организации, учреждения).
По данным Государственного комитета статистики Украины по состоянию на 1.07.2008г. зарегистрировано более 1,2 миллионов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе юридические лица — 1148,5 тысяч, предприниматели без статуса юридического лица — 61,8 тысяч. Таким образом, можно сделать вывод, что только 0,2% собственников и менеджмента предпринимательских структур приобрели страховку для своих сотрудников, а если учесть что многие предприятия являются связанными лицами со страховщиком (кэптивные компании), то интерес к долгосрочному страхованию жизни, в том числе пенсионному страхованию, является очень низким.
Приоритетность значимости пенсионного обеспечения обусловлена такими факторами как старение населения, а существующая на сегодня солидарная система пенсионного обеспечения очень чувствительна к демографической ситуации. По статистическим данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины в 2007 году на 10 плательщиков взносов в Пенсионный фонд приходилось 8 пенсионеров. Средний размер пенсионной выплаты по состоянию на 1 декабря 2007г. составил 590,78 грн.
В то же время, государство пытается решить проблему социально значимых рисков, а таковым, в первую очередь, является пенсионное страхование, с помощью работодателей и самих граждан. Работодатель вполне резонно задает вопрос: Почему предприятие из собственных средств должно оплачивать будущие пенсии и какие стимулы для предприятия, если оно возьмет на себя часть социальных забот государства по обеспечению благосостояния работающих?. Отнесение страховых платежей на валовые расходы не является основополагающим фактором.
Сегодня украинский бизнес платит не только налог на прибыль, но и так называемые социальные налоги, которые слишком высоки для нормального развития бизнеса. Такое налоговое бремя зачастую является непосильным для украинских предпринимателей и не способствует внедрению социальных проектов. Пока у нас не будет условий для стимулирования социальных программ, не будет и того уровня социальной ответственности, какой хотелось бы иметь. Поэтому в первую очередь нужно обновлять законодательную базу, чтобы дать возможность предприятиям развиваться, а также разработать такие налоговые законы, которые будут способствовать социальной стабильности.
Если учесть мировой опыт, то во многих странах государственное пенсионное страхование обязательно для тех людей, чей ежемесячный доход до вычета налогов не превышает определенной суммы. Сотрудники компаний, зарабатывающие больше этой суммы, могут отказаться от услуг государства и обратиться к частному страхованию.
Именно корпоративное накопительное и пенсионное страхование, при определенных мотивирующих факторах, налоговых стимулах сможет стать стратегическим в развитии рынка страхования жизни. Работники предприятий больше доверяют своему руководству, и только осознав впоследствии выгоду страхования жизни, они начнут сами дополнительно оплачивать страховые взносы и самостоятельно заключать новые договора (рисковые, накопительные, инвестиционные).
Установление налоговых стимулов к развитию долгосрочного страхования жизни должно стать приоритетным на финансовом рынке для экономической и социальной стабильности общества.
Главными принципами государственного регулирования рынка страхования жизни должны оставаться: — целесообразность — необходимость государственного регулирования хозяйственных отношений с целью решения существующих проблем; — адекватность — соответствие форм и уровня государственного регулирования хозяйственных отношений рыночным требованиям с учетом всех приемлемых альтернатив; — эффективность — обеспечение достижения максимально возможных положительных результатов вследствие действия регуляторного акта за счет минимально необходимых затрат ресурсов субъектов хозяйствования, граждан и государства; — сбалансированность — обеспечение в регуляторной деятельности баланса интересов субъектов хозяйствования, граждан и государства; — предсказуемость — последовательность регуляторной деятельности, соответствие ее целям государственной политики, а также планам подготовки проектов регуляторных актов, которая разрешает субъектам хозяйствования осуществлять планирование своей деятельности; — прозрачность и учет мнения субъектов страхового рынка — открытость для физических и юридических лиц и их объединений действий регуляторных органов на всех этапах их регуляторной деятельности.
Конечно, в идеале хотелось бы того, чтобы регулирование развития рынка страхования жизни не отрывалось от реальных тенденций и обстоятельств, т.е. от объективных отношений, в которых реализуются интересы основных участников рынка: страхователей, страховщиков и государства. Возникает опасность того, что законотворчество в сфере страхования жизни может превратиться в процесс разработки и принятия нормативных актов, не в полной мере отвечающих реальным потребностям рынка, а эффективность активно осуществляемой в последнее время деятельности оказывается ниже ожидаемой.
Установление критериев и нормативов достаточности капитала, диверсификации и качества активов страховщика; требований к формированию, размещению и учету страховых резервов; налогообложение страховой деятельности; требования к посреднической деятельности, качеству страховых продуктов и продаж — вот далеко не полный перечень проблем, требующих взвешенного и эффективного регулирования.
На наш взгляд, только органическое соединение исследований экономических реалий со знанием конкретной рыночной практики, нахождения консенсуса между всеми участниками рынка страхования жизни и определение конкретных путей выгодного сочетания интересов страхователей, страховщиков и государства, пойдет на пользу развития долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования в Украине.

Если в 2009 году не провести пенсионную реформу, страну вскоре ждут новые серьезные финансовые и социальные потрясения

Галина Николаевна, насколько срочно нужно проводить пенсионную реформу?
Уже в следующем году. Потому что уже не за горами кризис солидарной пенсионной системы. А это значит, что в ближайшем будущем в Государственном пенсионном фонде не окажется достаточных средств для обеспечения пожилых людей.
Уже сегодня мы находимся на критической стадии, когда число работающих жителей страны почти уравнялось с числом пенсионеров. В Украине 13 миллионов пенсионеров и 14,4 миллиона работающих. Еще два года — и их станет поровну, а через пять лет каждый работающий должен будет обеспечивать пенсией двух пожилых людей. И что тогда? Ведь уже сегодня пенсионные начисления на заработную плату достигают 32% (платит работодатель в Пенсионный фонд из фонда оплаты труда), плюс 2-3% от зарплаты сотрудника. Мы платим самую высокую ставку пенсионных отчислений во всей Европе.
На каком уровне пенсионной системы мы сегодня находимся?
У нас работает первый и третий пенсионные уровни, а нужно, чтобы заработал и второй. Напомню: реформированная пенсионная система, по идее, должна состоять из трех уровней. Первый из них — это существующая сегодня у нас солидарная система обязательного государственного пенсионного страхования, которая предусматривает назначение пенсий в зависимости от страхового стажа и размера зарплаты.
На втором уровне планируется создание системы обязательных пенсионных накоплений для каждого работающего, которые дадут ему возможность в старости получать инвестдоход. Третий уровень — это дополнительное добровольное негосударственное пенсионное обеспечение, которое уже сегодня предоставляют как страховщики жизни, так и негосударственные пенсионные фонды, банки и институты совместного инвестирования. Но без второго уровня система не может быть действенной и эффективной.
А какие меры в первую очередь нужно принять, чтобы предотвратить надвигающийся пенсионный кризис?
В следующем году нужно срочно принимать закон о реформе системы пенсионного обеспечения. Пора переходить с первого на второй уровень пенсионной реформы с привлечением в пенсионную систему частных предпринимателей.
Вот смотрите: сегодня в Украине 4-5 миллионов людей, которые занимаются частным бизнесом и не платят налоги в Пенсионный фонд. Но когда они станут пенсионерами, государство обязано будет обеспечить их минимальной пенсией.
А откуда возьмутся деньги? Поэтому, внедрив второй уровень пенсионной реформы и позволив людям накапливать средства, которые в случае их смерти перейдут наследникам, мы тем самым вызовем желание у частных предпринимателей участвовать в пенсионном процессе. Ведь их отчисления будут персонифицированы, они будут накапливаться и прирастать инвестиционным доходом.
При таком подходе не проиграет и государство, так как получит внутренний финансовый ресурс и экономию. Например, когда в рамках реформы неизбежно начнут повышать планку выхода на пенсию, то каждый год экономика сэкономит дополнительно более 3 миллиардов гривен, а это улучшит платежный баланс страны и поможет нам отдать внешние долги, в том числе и МВФ.
А обязательно нужно удлинять пенсионный возраст?
Это неизбежный шаг. Сегодня наши люди становятся пенсионерами раньше всех в Европе: женщины — в 55 лет, а мужчины — в 60. За рубежом же пенсионный возраст 65 лет, а в некоторых странах — 67. А ведь люди, которые такими молодыми выходят на пенсию, испытывают огромный стресс. Правда, речь идет только о городском населении, так как жители сельской местности нуждаются в определенных пенсионных преференциях, так как, увы, стареют быстрее, чем их ровесники из городов.
Мне кажется, многие люди испытают не менее сильный стресс и в том случае, если им вдруг сообщат, что пенсионерами они станут в 65 вместо 55 лет…
А кто сказал, что нужно сразу так сильно повышать планку? Это нужно делать постепенно. Например, для женщин на полгода-год каждый год увеличивать пенсионный возраст, а для мужчин, соответственно, на 3-6 месяцев. Для того чтобы сравнять их пенсионный возраст в итоге до 65 лет и не делать крайними мужчин, которые и так живут меньше. Мы посчитали: если ежегодно удлинять на год пенсионный возраст для женщин, то пенсионная реформа займет в Украине 10 лет.
А законопроект, который нужно принять в следующем году, уже готов?
Самого документа еще нет, но у нас есть концепция пенсионного реформирования. А законопроект мы не готовили по одной простой причине: в стенах Верховной Рады подобных документов пылится около 50. Их написать не проблема. Но нужно сначала обсудить с парламентом и правительством, какой будет пенсионная реформа, четко просчитать будущие этапы ее развития.
Потому что сегодня ни у кого из руководства страны нет понимания ее сути и четких ответов на вопросы: как и когда должны уходить на пенсию люди, родившиеся в 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годах. Какими должны быть налоги с зарплаты в Пенсионный фонд в 2010-м, 2015-м, 2020 году и кто их должен платить — человек или работодатель? Сколько из пенсионных денег человека должно идти в солидарную, а сколько — в накопительную системы? Когда мы достигнем уровня, при котором вместо 33% отчислений в Пенсионный фонд будем платить всего 16%?

Пенсионный конструктор

Как вам такая статистика: на 10% из 13,7 миллиона пенсионеров приходится половина всех выплат из государственного Пенсионного фонда? Такие цифры приводят страховщики жизни как один из аргументов при продаже продуктов накопительного страхования. Мол, если вы в число избранных пенсионеров не попадаете — самое время подумать о накоплении на старость и уже сегодня начать формировать себе дополнительную пенсию.
Дальше будет только хуже, так как число работающего населения постоянно сокращается, а пенсионеров — растет. Поэтому денег в Пенсионном фонде постепенно будет становиться все меньше, а пенсионеров — наоборот. И чтобы на старость не оказаться у разбитого корыта, людям нужно самим заботиться о будущей пенсии, — говорит руководитель управления маркетинга страховой компании ТАС Ольга Кондакова.
На страховом рынке жизни предлагается довольно большой выбор страховок на старость. К примеру, пожизненные аннуитеты (равномерные выплаты после выхода на пенсию и до конца жизни), пожизненные аннуитеты с гарантированным сроком выплат (когда, вне зависимости от того, будет жить или умрет застрахованное лицо, на протяжении фиксированного срока пенсия будет выплачиваться ему или его наследникам), срочные аннуитеты, приуроченные к пенсии.
При этом пенсионный возраст человек может выбрать себе сам. Или его может выбирать для своих застрахованных сотрудников фирма, управляя тем самым сроком выхода на пенсию персонала. То есть предприятие может само с помощью пенсионных страховок управлять своей кадровой политикой: отправлять персонал на пенсию раньше или позже установленного государством срока.
В моду входит конструктор
Однако тем, кто хочет получить не только пенсионные гарантии, но и защиту в период действия полиса, компании предлагают выбирать и комбинировать свою страховку из разных продуктов, получая так называемый конструктор.
Конструктор обеспечивает клиенту возможность в одном страховом договоре скомбинировать все необходимые страховые покрытия, учитывая его потребности и возможности, — утверждает начальник операционного управления страховой компании Оранта-Жизнь Рустем Галиев.
Например, можно сконструировать страховку, которая будет включать в себя как пенсионное страхование, так и страхование от несчастного случая на протяжении действия договора — 5, 10, 20 лет. Или приобрести долгосрочное накопительное страхование и страхование на случай критических заболеваний (онкология, инсульт, инфаркт).
Вариантов и комбинаций конструктора может быть довольно много. До конца декабря мы планируем выпустить универсальный накопительный продукт с широким перечнем страховых покрытий для защиты здоровья и жизни наших клиентов по принципу страхового конструктора, — говорит Рустем Галиев. По его утверждению, такие страховые программы пока еще только входят в моду и не всем клиентам понятны.
Старый продукт в новой обертке
Стоимость страховки-конструктора зависит от набора рисков, выбранных клиентом. Страховщики утверждают, что чаще всего клиенты конструируют продукты следующим образом: накопительная страховка (НС) Дожитие плюс рисковая Смерть по любой причине, или НС Пенсия плюс Несчастный случай.
Что касается срока действия таких страховок, то они ничем не отличаются от стандартных программ. То же касается и налогообложения: если такие программы рассчитаны, как и стандартные, на срок более 10 лет, то, по закону, 15% подоходного налога с платежей государство не взимает.
С другой стороны, страховщики признаются, что конструктор — это не панацея, готовая защитить задешево от всех бед, а всего лишь удачный маркетинговый ход, который дает клиентам всего лишь большую свободу выбора.
Правила всех компаний по страхованию жизни содержат простые (базисные) программы. А конструкторы, являющиеся композициями базисных программ, это всего лишь маркетинговый ход компаний с целью привлечения клиента, — говорит председатель правления страховой компании Блакитный полис Анатолий Лазоренко.

Танго за бабушкин счет

Аргентина национализирует пенсионные фонды, чтобы избежать дефолта?
Правительство Аргентины на днях решило национализировать частную пенсионную систему, в обороте которой на данный момент находится порядка $24 млрд. Согласно официальной версии, перевод частных фондов под контроль государства позволит защитить пенсионные накопления аргентинцев от влияния глобального финансового кризиса. А вот противники такой реформы уверены, что национализация пенсионных фондов является своего рода конфискацией вложенных населением средств для погашения огромного внешнего долга (по разным оценкам, от $14 млрд. до $29 млрд.), а также для финансирования бюджета страны на следующий год. Посему такой шаг действующей власти — не что иное, как стремление решить проблемы государственного управления за счет сбережений граждан.
Возмущение частников вполне объяснимо: негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являлись крупнейшими инвесторами на фондовом рынке Аргентины. Десятая часть их активов вложена в местный фондовый рынок, более половины средств инвестировано в госдолг родной державы. С начала года эти активы и так подешевели на 40% из-за кризиса и политической нестабильности в стране, причем фондовый рынок за год упал в 2,7 раза.
Падение облигаций еще больше усилилось после того как президент страны Кристина Фернандес де Киршнер объявила о планах по национализации пенсионных фондов. Теперь же эти средства (и так уже значительно потрепанные) вовсе хотят отобрать у честных тружеников на благо простого народа. Причем вряд ли только на время кризиса.
С другой стороны, интересен факт, что больших возмущений в народе национализация НПФ не вызвала. Поскольку выплаты из этих фондов во многом зависят от доходности вложений в акции и облигации, а кредитный рейтинг Аргентины на днях был повторно сокращен агентством Standard Poors до уровня В- (что на шесть позиций ниже инвестиционной степени), больших надежд на частные пенсии население не возлагает. Уже сейчас государство доплачивает пенсии до минимального уровня многим аргентинцам, которые пользуются накопительной системой, — просто потому, что фонды не в состоянии обеспечить клиентов достаточной суммой. В то время как государственный пенсионный фонд гарантирует выплату 1,5% от зарплаты работника за каждый год стажа, что на текущий момент более приемлемо и надежно, чем потери на обвалившемся финансовом рынке.
Ситуацию в Аргентине нужно рассматривать с позиции особенностей ее пенсионной системы, — комментирует директор Всеукраинского администратора пенсионных фондов Татьяна Сальникова. — В частности, в этой стране еще в 1993 году произошел переход от распределительной пенсионной системы к накопительно-распределительной. Попросту говоря, жители Аргентины, перешедшие в частную систему пенсионного страхования, уже не могли вернуться в государственную, не имели солидарного уровня пенсионного обеспечения и получали пенсию только через частный финансовый сектор. В результате этой реформы из государственной казны практически полностью ушли пенсионные деньги.
Помимо финансового кризиса, огромной девальвации песо, падения кредитного рейтинга страны и обвала облигаций, на стране висит большой внешний долг, средств на погашение которого в госбюджете недостаточно. А возвращение к государственной пенсионной системе позволит правительству не столько защитить пенсионные накопления аргентинцев от влияния глобального финансового кризиса, сколько использовать эти средства и защитить само государство от дефолта.
Есть еще один принципиальный момент, который стал одной из причин провала частной пенсионной системы: необходимым условием для аргентинских НПФ было размещение части активов в облигации госзайма (ОГЗ). А поскольку, как мы уже говорили, кредитные рейтинги страны снизились, а нацвалюта сильно девальвирована, частные пенсионные фонды там оказались в ощутимом минусе.
Справедливости ради надо заметить, что кризис поглощает пенсионные накопления не только в Аргентине. Так, пенсионные фонды Израиля проиграли с начала года на различных биржевых операциях от 12% до 40% накоплений граждан. Итого 200 тысяч израильтян (кому до выхода на пенсию остается год- два и кто исправно отчислял в НПФ определенный процент от своей зарплаты) уже не успеют наверстать упущенное и встретить старость достойно. В Казахстане за третий квартал текущего года 14 пенсионных фондов совокупно потеряли $40 млн. в качестве инвестдохода. А в России на фоне кризиса негосударственной пенсионной системы экономисты советуют гражданам задуматься об альтернативных способах обеспечения старости — например, купить квартиру с расчетом на то, что ее можно будет сдавать либо потом разменять.
Может ли такое случиться в Украине? Татьяна Сальникова уверяет, что нет.
Во-первых, наши НПФ не обязаны инвестировать в ОГЗ. Во-вторых, требования к диверсификации активов у нас прописаны достаточно четко и позволяют даже в условиях кризиса маневрировать, если не сохраняя доходность, то, по крайней мере, сводя убытки к минимуму. Безусловно, кризис коснулся и наших фондов, однако в меньшей степени, чем операторов исключительно фондового рынка. Так, если фондовый рынок обвалился уже где-то на 80%, то у НПФ с начала года доходность понизилась в среднем на 10%.
Вторит ей и директор департамента надзора над НПФ Госфинуслуг Андрей Бахмач: Возможно, аргентинское правительство не нашло иного способа обезопасить капиталовложения будущих пенсионеров, кроме национализации (к примеру, я не слышал, чтобы подобные решения были приняты в Европе). К тому же мы знаем только о том, что такое решение принято, но не знаем конкретной процедуры его реализации, поэтому сказать сейчас, будет ли данный способ рациональным, сможет ли он защитить пенсионные накопления, — невозможно.
В целом же в условиях финансового кризиса государство, безусловно, должно поддерживать финансовые учреждения. А вот какой именно будет эта поддержка — каждая страна выбирает сама. К примеру, у нас это — поиски дополнительных гарантий для участников частных фондов. Так, на сегодня для них сделано исключение — снят мораторий на досрочное расторжение депозитных договоров с банками. К тому же мы рассматриваем вопрос о возможности распространения гарантий Фонда гарантирования вкладов физлиц на вклады НПФ, потому что опосредованные собственники банковских депозитов — участники НПФ. Также в условиях кризиса необходимо несколько увеличить процент вложений в инструменты фиксированной доходности, а при рассмотрении вопросов о нарушениях диверсификации особое внимание уделять природе этих нарушений.
Например, если при другой ситуации НПФ просто не справится с последствиями кризиса — нужно устанавливать более длительный срок приведения деятельности фондов в соответствие с законодательными требованиями, чем это практикуется сейчас…, — говорит он.

Корпоративное страхование жизни — интерес повышается

В странах с развитой экономикой корпоративное страхование жизни является эффективным инструментом удержания персонала и входит в предлагаемый сотрудникам социальный пакет. Сейчас в государствах Евросоюза и США более 85% компаний заключают долгосрочные договоры по страхованию жизни своих сотрудников. В Украине таких предприятий пока намного меньше, но участники рынка рассчитывают на повышение интереса к долгосрочному страхованию жизни.
Программы накопительного страхования жизни являются одним из наиболее перспективных методов удержания и мотивации квалифицированных сотрудников, превосходя по своей эффективности бессистемное повышение зарплат на незначительные суммы. Основным преимуществом корпоративного страхования жизни является наличие накопительного счета у каждого сотрудника, который постоянно увеличивается. Чем больше лет проработает сотрудник, тем большая сумма аккумулируется на его счету. Работодатель может составить список страхуемых рисков и установить, будет ли страховая сумма фиксированной или же она будет накапливаться при перечислении на счет сотрудника до 15% от размера его заработной платы (максимальное значение, которое предприятие может относить на валовые расходы и уменьшать таким образом размер налога на прибыль). В случае увольнения застрахованного сотрудника работодатель может получить всю сумму страховки по окончании срока действия полиса или распределить ее между остальными застрахованными сотрудниками.
На сегодняшний день большинство страховщиков предлагают своим клиентам стандартные пакеты по страхованию жизни, которые включают накопительные программы на длительный срок с выплатой после окончания действия полиса. В случае необходимости удержания специалиста на предприятии чаще всего используется так называемая программа золотые наручники. Такой продукт предусматривает, что застрахованный может получить накопленные средства лишь после окончания определенного срока работы в компании или выполнения поставленных перед ним задач. Страховщики отмечают, что чаще всего такие программы используются для удержания топ-менеджеров, спрос на рынке труда на которых высок. Еще одной из наиболее популярных страховых программ являются так называемые золотые парашюты. Такая страховка используется, когда компания стоит перед необходимостью сокращения штатов и выплаты компенсаций. При этом такой полис можно использовать для того, чтобы не допустить перехода сотрудника к конкурентам, когда в трудовом контракте заранее определено условие, по которому сотрудник после увольнения получает страховку, однако обязан не занимать аналогичные должности в конкурирующих компаниях на протяжении нескольких лет. В том случае, если сотрудник, проработав весь срок действия полиса, не увольняется, страховое возмещение получает владелец предприятия.
Корпоративное страхование жизни: новые акценты
Высокий уровень инфляции и колебание курсов валют заставляют страховщиков пересматривать доходность своих продуктов и внедрять новые услуги.
Нестабильность на финансовом рынке влияет на сегмент страхования жизни.
Колебание курса доллара и рост инфляции имеют особое значение для иностранных работодателей, так как они давно привыкли использовать в своей работе страховые программы и понимают, что удерживать персонал нужно не только повышением зарплат, отмечает председатель правления СК Дженерали Гарант Страхование жизни Станислав Гоцуляк.
Наиболее распространенным способом является предложение более привлекательных условий инвестирования. Стоит отметить, что высокий уровень инфляции, составивший за девять месяцев этого года 16,1%, снижает эффективность программ накопительного страхования жизни. Сегмент страхования жизни сейчас находится не в самой лучшей ситуации, потому что доходность от этого направления в большинстве случаев ниже зафиксированного уровня инфляции, отмечает вице-президент СК Аска Елена Машаро. Но помимо сохранения средств есть еще задача их приумножения. В этом одна из основных проблем, так как страховщики не имеют права инвестировать много средств в такие доходные инструменты, как недвижимость или земля. Для борьбы с инфляцией нужно развивать инструменты пенсионного страхования и задействовать страховщиков в пенсионной реформе.
Сейчас особую популярность приобретают программы страхования жизни, когда резервы инвестируются в золото, то есть клиент вносит в СК платежи в гривнах по курсу банковского металла, который устанавливает Нацбанк на момент заключения договора. А страховая компания размещает средства на соответствующем депозите в банке. По большому счету такой страховой полис является альтернативой вклада денег на золотой депозит, но в этом случае сотрудник предприятия получает еще и страховую защиту.
Страховщики прогнозируют рост спроса на такие программы в связи с колебанием курсов валют, которые довольно сложно прогнозировать. Основная проблема такого страхового продукта заключается в том, что цена полиса меняется в зависимости от роста или падения цен на золото на мировых рынках. Кроме того, в условиях нестабильной ситуации на финансовых и валютных рынках довольно сложно спрогнозировать, какой будет стоимость золота через 10-15 лет. Впрочем, по итогам I полугодия цена на золото выросла почти на 11%, а до конца года оно может, по разным оценкам, подорожать еще на 8-10%. Кроме золотых программ растет число перезаключаемых договоров, когда расчет сумм переводится в евро. Таким образом клиенты пытаются обезопасить себя от потерь, связанных с девальвацией нестабильных гривны и доллара. Платежи осуществляются в гривне, однако рассчитываются по курсу европейской валюты. Учитывая то, что многие компании потеряли на курсе доллара, взносы можно перевести в евро, просто перезаключив договор. В свою очередь, страховщики могут играть на курсе доллара и получать большую доходность, констатирует начальник департамента корпоративных продаж СК Ренессанс Жизнь Андрей Букин.
Преимущества программ корпоративного страхования жизни
Социальный фактор — защита жизни и здоровья сотрудников предприятия накопление средств к выходу на пенсию материальная помощь семье на случай преждевременной смерти кормильца
Мотивационный фактор — удержание квалифицированных сотрудников гибкая система вознаграждения сотрудников
Финансовый фактор — экономия налога на прибыль: платежи по страхованию жизни относятся на валовые расходы в размере до 15% от фонда заработной платы каждого сотрудника, но не более 10 680 грн/год снижение начислений на фонд оплаты труда и подоходного налога: платежи по страхованию жизни не облагаются подоходным налогом и на них не производятся начисления на фонд оплаты труда* *В момент перечисления средств подоходный налог не взимается.
При страховой выплате подоходный налог взимается в размере 60% от действующей ставки (15%) экономия (накопление) средств в случае увольнения сотрудника: накопленная сумма может быть использована по усмотрению предприятия распределена между оставшимися сотрудниками, перераспределена в пользу нового сотрудника либо возвращена обратно в предприятие
Инвестиционный фактор — предприятие может выбрать направление инвестирования накопленных средств, в том числе вернуть в свой оборот
Имиджевый фактор — создание позитивного имиджа социально ответственного предприятия.

ВР приняла в первом чтении антикризисный законопроект по соцзащите населения

Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона №3344 О мероприятиях по социальной защите населения от последствий мирового финансового кризиса. За законопроект, внесенный на рассмотрение ВР депутатами от НУ-НС, проголосовали 266 депутатов из 443 присутствующих в зале.
Законопроектом предлагается временно, на период до 31 декабря 2009 г., внедрить меры жесткой экономии средств государственного и местных бюджетов, а также средств общеобязательного государственного социального страхования. В частности, на этот период предусматривается:
— запретить увеличение штата работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций государственной и коммунальной собственности;
— запретить увеличение расходов на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также фондов общеобязательного государственного социального страхования, за исключением расходов на заработную плату, начисление на фонд оплаты труда и оплату коммунальных услуг;
— наложить мораторий на осуществление за средства государственного и местных бюджетов и средства государственного социального страхования капитального строительства и капитального ремонта зданий и сооружений органов власти, самоуправления, социального страхования, а также закупку автомобилей (законопроектом предусмотрен перечень исключительных направлений расходов, которые не подпадают под действие моратория).
Законопроектом также предусмотрено внесение изменений в четыре закона, которые касаются социальной защиты граждан.
Изменениями к заключительным положениям закона Украины Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы предлагается с 1 января 2009 г. ввести в строй замороженные статье 24-26 данного закона, что предусматривают предоставление помощи по частичной безработице.
Путем внесения изменений в статью 23 закона Украины О занятости населения предлагается позволить финансирование общественных работ за счет не только местных бюджетов, но и государственного бюджета.
Путем внесения изменений в ст. 6 закона Украины Об оплате труда в закон имплементируются ключевые нормы, которые касаются оплаты всех работников бюджетной сферы по единственной тарифной сетке и недопущение установления должностного оклада (тарифной ставки) работника первого тарифного разряда на уровне, более низком законодательно определенного размера минимальной заработной платы.
Путем внесения изменений в статью 25 закона Украины Об общеобязательном государственном пенсионном страховании гарантируется право пенсионеров на применение при начислении пенсий величины оценки одного года страхового стажа на уровне 1,35%.
www.rbc.ua

Its a beautiful лайф

Мировой финансовый кризис задел, пожалуй, все сферы нашей жизни. От данного словосочетания скоро у каждого будет не то, что дергать правый глаз в нервном тике, но и — аллергия появится. Не кажется ли вам, что люди склонны многое в своей жизни гиперболизировать?! Понятно, что когда вокруг ажиотаж или паника, то тут особо не до рациональности. А все же?! Иногда стоит просто сказать себе стоп!, и, возможно, потом все происходящее не будет казаться утопией.
Это все абстракции, от которых мы перейдем к более конкретным вещам, а именно таким, как страхование жизни.
Для тех, кто слышал звон, но не знает, где он, Статья 6 Закона Украины О страховании поможет решить эту мелкую неловкость. В ней сказано, что страхование жизни — это вид личного страхования, который предусматривает обязательство страховщика совершить страховую выплату согласно договора страхования в случае смерти застрахованного лица, а также, если это предусмотрено договором страхования, в случае дожития застрахованного лица до окончания срока действия договора страхования и (или) достижения застрахованным лицом определенного договором возраста.
Из Закона мы также узнаем, что условиями договора страхования жизни может быть предусмотрено обязательство страховой компании произвести страховую выплату в случае несчастного случая, произошедшего с застрахованной особой, и (или) болезни застрахованной особы. Если при наступлении страхового случая предусмотрены регулярные последовательные пожизненные страховые выплаты (страхование пожизненной пенсии), то обязательным есть покрытие договором страхования риска смерти застрахованного лица в течение периода между началом действия договора страхования и первой страховой выплатой из числа пожизненных страховых выплат. В остальных случаях предусмотрение риска смерти застрахованной особы есть обязательным на протяжении всего срока действия договора страхования жизни.
Таким образом, для себя стоит уяснить, что страхование жизни, именуемое, также, лайфовым страхованием (от англ. life — жизнь) — это не пустая трата денег, а своеобразный залог того, что в непредвиденной ситуации и, к тому же, в недостаточно приятной ситуации мы будем иметь, как минимум, финансовую защиту со стороны страховой компании.
Возможно, вы уже где-то встречали словосочетание накопительное страхование, а вот под ним, как раз, и подразумевается страхование жизни.
В этих двух словах очень хорошо раскрывается главная функция полиса страхования жизни. С его помощью вы можете накопить определенную денежную сумму для финансовой уверенности в будущем. В принципе, это и является основной целью данного вида страхования.
Нельзя не упомянуть тот факт, что лайфовое страхование принципиально отличается от других видов страхования, которые называются рисковыми.
Разница состоит в том, что при наличии страховки жизни деньги страхователя возвращаются как в случае смерти застрахованого лица, так и в случае дожития лица до даты, установленной договором страхования. То есть, за свои деньги вы можете уже не переживать — они будут работать на вас и никуда от вас же не денутся.
Прежде, чем обратиться в страховую компанию, клиентам следовало бы определиться с выбором программы накопительного страхования жизни, которая наиболее отвечала бы их потребностям и потенциальным планам на будущее.
Таких программ существует две — смешанное страхование жизни и пенсионное страхование.
Согласно программе смешанного страхования жизни, накопившийся в страховой компании капитал выплачивается страхователю по дожитию застрахованного лица до конца срока действия договора страхования или же при наступлении события, предусмотренного договором страхования (смерть, несчастный случай).
Основные выплаты страхового обеспечения по программе пенсионного страхования производятся по достижении застрахованным лицом возраста для выхода на пенсию.
В договоре страхования также может быть прописана обязанность страховщика выплачивать страховое обеспечение по достижению застрахованным лицом пенсионного возраста. В таком случае выплаты данного характера приобретают признаки пенсии (аннуитета, ренты), что не может не считаться положительным моментом, особенно в современных условиях. Весь позитив заключается в том, что такие последовательные периодические выплаты вполне успешно дополняют государственное пенсионное обеспечение. Потому их также называют негосударственной дополнительной пенсией.
Существует несколько видов пенсионного страхования:
страхование ежемесячной пожизненной дополнительной пенсии. Здесь ежемесячная выплата осуществляется в течение жизни пенсионера с момента достижения им пенсионного возраста. Страховую сумму, в объеме определенном договором страхования, получают наследники пенсионера в случае его смерти.
страхование ежемесячной пенсии на определенный срок. Страховая компания начинает осуществлять ежемесячные выплаты с момента достижения страхователем пенсионного возраста в течении срока, определенного ним самим (10, 15, 20 или же 30 лет). Если пенсионер умирает в течение срока действия договора страхования, то страховую сумму получают опять же наследники.
пенсионное страхование с одноразовой выплатой. По достижении страхователем пенсионного возраста страховая сумма выплачивается ему одноразово.
Страховщики радуют нас и тем, что с момента вступления в силу договора страхования и до пенсионного возраста, в течении срока действия договора действует страховая защита жизни клиента.
Разобравшись в видах накопительного страхования жизни, нам становится ясно, что данный вид страхового покрытия может сослужить хорошую службу в будущем. Для кого в далеком будущем, а для кого и — не очень. В развитых странах давно поняли, что полис страхования жизни — это залог уверенности и вполне реальной финансовой независимости, на который, к тому же, мало влияют всякого рода кризисы.
Не стоит откладывать в долгий ящик решение застраховать свою жизнь. Пусть, не теряя ни дня, страховая компания работает вместе с вами на ваше будущее.
Взвесьте уже сегодня все за и против лайфового страхования, чтобы завтра быть на 100 % уверенным в сделанном вами выборе.

ГНАУ изъяла мусор

Остановлен оборот технических акций на 6 млрд грн
В Государственной налоговой администрации заявили, что за десять месяцев ее сотрудники изъяли из оборота и отменили эмиссию технических бумаг на сумму более 6 млрд грн, а также выявили схемы незаконного вывода за рубеж $4 млрд. Эксперты прогнозируют, что бизнес сократит объемы сделок с техническими акциями, так как большинство предприятий в условиях кризиса покажет реальные убытки.
В пятницу директор департамента Государственной налоговой администрации (ГНАУ) по борьбе с отмыванием средств, полученных преступным путем, Игорь Стельмахович заявил, что 37% операций, проведенных в течение полутора лет на рынке ценных бумаг, являются фиктивными. Из-за активного использования предприятиями сделок с мусорными акциями незаконная составляющая таких операций достигла 160 млрд грн (общий объем рынка — 432,4 млрд грн). Только в январе-октябре налоговики изъяли из оборота технические бумаги 228 компаний на сумму более 2 млрд грн, а через ГКЦБФР был остановлен выпуск таких акций 577 предприятий на 4 млрд грн.
Напомним, покупая по минимальной стоимости мусорные акции у фиктивных фирм и декларируя при этом высокие расходы, бизнес минимизирует свои налоговые платежи, в основном налог на прибыль. В пятницу господин Стельмахович не назвал участников фиктивного рынка ценных бумаг, однако ранее глава ГНАУ Сергей Буряк заявлял, что покупателями техакций были публичные компании, входящие в финансово-промышленные группы Приват, ИСД, СКМ, Интерпайп, Смарт-групп и Мотор Сич (см. Ъ от 17 марта).
По данным ГКЦБФР, по состоянию на конец I полугодия в Украине было 31 747 акционерных обществ, из которых 10 259 — открытые и 21 488 — закрытые. Общий объем рынка ценных бумаг за шесть месяцев составил 396 млрд грн. Львиная доля торгов — 37,6% от общего объема выполненных договоров (на сумму 148,9 млрд грн) — зафиксирована с акциями, 23,17% (91,7 млрд грн) — с векселями.
Кроме того, по словам Игоря Стельмаховича, полученную прибыль при продаже мусорных бумаг по завышенной стоимости через подконтрольного нерезидента предприятия направляют на покупку валюты. Средства в виде возвращения портфельных инвестиций выводятся за границу на счета этих нерезидентов в латвийских, кипрских или среднеазиатских банках. Это специализированные банки, как правило, не имеющие нормальных реальных клиентов и работающие именно по таким теневым схемам,- рассказал налоговик.- Наиболее активно вносили и возвращали инвестиции нерезиденты из Великобритании, США, России, Кипра, Виргинских островов и Германии. По данным ГНАУ, за десять месяцев из страны было вывезено более $4 млрд без уплаты сбора на обязательное пенсионное страхование при покупке валюты (около 200 млн грн). Такие операции могут иметь непосредственное отношение к оттоку валюты и легализации криминальных доходов. Нельзя выводить валюту, не подкрепленную активами, особенно в условиях кризиса,- возмутился господин Стельмахович.
Эксперты считают, что при усугублении финансового кризиса количество фиктивных операций не увеличится, несмотря на то, что бизнес сможет экономить на уплате налогов. По мнению аналитика Международного центра перспективных исследований Александра Жолудя, этим механизмом будут пользоваться только те, кто делал это раньше, но новых предприятий не добавится. Глава биржевого комитета фондовой биржи Перспектива Сергей Антонов полагает, что при нестабильности экономики приостанавливаются и криминальные схемы, так как большинство предприятий и без фиктивных операций покажет убытки. Сейчас, по данным Госкомстата, убыточные компании занимают почти треть экономики, а в следующем году количество предприятий, которые покажут убыток, вырастет. Поэтому тем бизнесменам, которые пытались спрятать налог, уже не нужно это делать — будет существенное снижение прибыли,- отмечает господин Жолудь.