Архив метки: пенсионная реформа

Если в 2009 году не провести пенсионную реформу, страну вскоре ждут новые серьезные финансовые и социальные потрясения

Галина Николаевна, насколько срочно нужно проводить пенсионную реформу?
Уже в следующем году. Потому что уже не за горами кризис солидарной пенсионной системы. А это значит, что в ближайшем будущем в Государственном пенсионном фонде не окажется достаточных средств для обеспечения пожилых людей.
Уже сегодня мы находимся на критической стадии, когда число работающих жителей страны почти уравнялось с числом пенсионеров. В Украине 13 миллионов пенсионеров и 14,4 миллиона работающих. Еще два года — и их станет поровну, а через пять лет каждый работающий должен будет обеспечивать пенсией двух пожилых людей. И что тогда? Ведь уже сегодня пенсионные начисления на заработную плату достигают 32% (платит работодатель в Пенсионный фонд из фонда оплаты труда), плюс 2-3% от зарплаты сотрудника. Мы платим самую высокую ставку пенсионных отчислений во всей Европе.
На каком уровне пенсионной системы мы сегодня находимся?
У нас работает первый и третий пенсионные уровни, а нужно, чтобы заработал и второй. Напомню: реформированная пенсионная система, по идее, должна состоять из трех уровней. Первый из них — это существующая сегодня у нас солидарная система обязательного государственного пенсионного страхования, которая предусматривает назначение пенсий в зависимости от страхового стажа и размера зарплаты.
На втором уровне планируется создание системы обязательных пенсионных накоплений для каждого работающего, которые дадут ему возможность в старости получать инвестдоход. Третий уровень — это дополнительное добровольное негосударственное пенсионное обеспечение, которое уже сегодня предоставляют как страховщики жизни, так и негосударственные пенсионные фонды, банки и институты совместного инвестирования. Но без второго уровня система не может быть действенной и эффективной.
А какие меры в первую очередь нужно принять, чтобы предотвратить надвигающийся пенсионный кризис?
В следующем году нужно срочно принимать закон о реформе системы пенсионного обеспечения. Пора переходить с первого на второй уровень пенсионной реформы с привлечением в пенсионную систему частных предпринимателей.
Вот смотрите: сегодня в Украине 4-5 миллионов людей, которые занимаются частным бизнесом и не платят налоги в Пенсионный фонд. Но когда они станут пенсионерами, государство обязано будет обеспечить их минимальной пенсией.
А откуда возьмутся деньги? Поэтому, внедрив второй уровень пенсионной реформы и позволив людям накапливать средства, которые в случае их смерти перейдут наследникам, мы тем самым вызовем желание у частных предпринимателей участвовать в пенсионном процессе. Ведь их отчисления будут персонифицированы, они будут накапливаться и прирастать инвестиционным доходом.
При таком подходе не проиграет и государство, так как получит внутренний финансовый ресурс и экономию. Например, когда в рамках реформы неизбежно начнут повышать планку выхода на пенсию, то каждый год экономика сэкономит дополнительно более 3 миллиардов гривен, а это улучшит платежный баланс страны и поможет нам отдать внешние долги, в том числе и МВФ.
А обязательно нужно удлинять пенсионный возраст?
Это неизбежный шаг. Сегодня наши люди становятся пенсионерами раньше всех в Европе: женщины — в 55 лет, а мужчины — в 60. За рубежом же пенсионный возраст 65 лет, а в некоторых странах — 67. А ведь люди, которые такими молодыми выходят на пенсию, испытывают огромный стресс. Правда, речь идет только о городском населении, так как жители сельской местности нуждаются в определенных пенсионных преференциях, так как, увы, стареют быстрее, чем их ровесники из городов.
Мне кажется, многие люди испытают не менее сильный стресс и в том случае, если им вдруг сообщат, что пенсионерами они станут в 65 вместо 55 лет…
А кто сказал, что нужно сразу так сильно повышать планку? Это нужно делать постепенно. Например, для женщин на полгода-год каждый год увеличивать пенсионный возраст, а для мужчин, соответственно, на 3-6 месяцев. Для того чтобы сравнять их пенсионный возраст в итоге до 65 лет и не делать крайними мужчин, которые и так живут меньше. Мы посчитали: если ежегодно удлинять на год пенсионный возраст для женщин, то пенсионная реформа займет в Украине 10 лет.
А законопроект, который нужно принять в следующем году, уже готов?
Самого документа еще нет, но у нас есть концепция пенсионного реформирования. А законопроект мы не готовили по одной простой причине: в стенах Верховной Рады подобных документов пылится около 50. Их написать не проблема. Но нужно сначала обсудить с парламентом и правительством, какой будет пенсионная реформа, четко просчитать будущие этапы ее развития.
Потому что сегодня ни у кого из руководства страны нет понимания ее сути и четких ответов на вопросы: как и когда должны уходить на пенсию люди, родившиеся в 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годах. Какими должны быть налоги с зарплаты в Пенсионный фонд в 2010-м, 2015-м, 2020 году и кто их должен платить — человек или работодатель? Сколько из пенсионных денег человека должно идти в солидарную, а сколько — в накопительную системы? Когда мы достигнем уровня, при котором вместо 33% отчислений в Пенсионный фонд будем платить всего 16%?

Страховщики жизни выступают за реформирование пенсионной системы Украины

Осуществление пенсионной реформы возможно только в конструктивном диалоге государства, работодателей и граждан Украины. Необходимо согласовать основные параметры эффективной модели пенсионного обеспечения Украины, создать механизмы социального партнерства и определить тех субъектов финансового сектора, которые станут новыми инструментами социальной политики. Проект пенсионной реформы предполагает переход от существующей солидарной системы — первый уровень — к накопительной системе с персонифицированным учетом. Второй уровень пенсионной реформы создаст систему обязательных пенсионных накоплений. Государство обязано гарантировать каждому работающему украинцу возможность самостоятельного формирования и управления накопительной частью своей будущей пенсии.
При этом необходимы существенные налоговые льготы тем, кто самостоятельно участвует в формировании своей пенсии, а также право назначать правопреемников для наследования пенсионных накоплений. Третий уровень — добровольное негосударственное пенсионное обеспечение, которое предоставляют негосударственные пенсионные фонды, банки, страховщики жизни и институты совместного инвестирования.
Сам процесс реформирования рассчитан на 10-20 лет. Сегодня в Украине на 14 млн. работающего населения приходится 13 млн. пенсионеров. Демографический прогноз к 2026 году — 27% украинцев это люди в возрасте 60 и более лет.
Поэтому важным элементом реформы является постепенное повышение возрастного пенсионного порога.

Пенсионная альтернатива. Нужна ли она государству?

Негосударственная пенсия могла бы стать достойным дополнением традиционной пенсии в Украине уже с 2009 года. Предприниматели в лице частных финансовых учреждений, со своей стороны, делают все возможное для того, чтобы эта система заработала. Государство, в свою очередь, пока осторожничает, оттягивая с принятием законодательства, которое бы позволило полноценно запустить пенсионное обеспечение на коммерческой основе. Такая нерешительность вполне оправдана — в условиях несовершенства государственного контроля работы финансовой системы дополнительные меры предосторожности в вопросах социального обеспечения лишними явно не будут…
Так называемые негосударственные пенсионные фонды (НПФ) активно работают в Украине с 2004 года. В 2005 в государстве действовало уже 54 НПФ, в 2007 — 96, к концу третей декады текущего года на рынке было зарегистрировано 105 фондов негосударственной формы. Из них всего 10% — профессиональные, 14% — корпоративные, и подавляющее большинство — 82% — открытые НПФ. Что касается географического распределения НПФ на территории Украины, то киевлянам в этом плане повезло больше других сограждан — порядка 70% НПФ сконцентрированы именно в столице. Остальные размещены преимущественно в восточных и центральных регионах.
Суммарная стоимость активов НПФ, по данным государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины, увеличилась с 137,4 миллиона гривен в 2006 году до 552,1 миллиона гривен в 2008 году, или, практически, вдвое. Это, по мнению экспертов рынка, свидетельствует о том, что предложенная НПФ форма социального обеспечения пользуется большой популярностью у населения, особенно — в контексте несовершенства функционирования государственной пенсионной системы. Интересно, что порядка 50% вкладчиков НПФ — граждане в возрасте от 40 до 65 лет, то есть, возрастная группа, традиционно, в большей степени инертная в вопросах внедрения финансовых новаций, нежели молодое поколение. Это, в основном, люди либо только вышедшие на пенсию и ощутившие все прелести жизни на пенсионные средства, или готовящие себе достойную старость граждане.
Понимая перспективы и имея в наличии сегодня кое-какие сбережения, они пытаются максимально застраховать себя от скудного пенсионного обеспечения уже завтра, — отметил коммерческий директор по развитию одного из столичных НПФ Анатолий Райков.
Сегодня НПФ на прочность проверяются финансовым кризисом. Фонды сдают экзамен на качество инвестиций. Кто ставил на быструю прибыль — уже считает убытки, придерживающиеся же консервативных взглядов на инвестирование, не только держатся на плаву, но и являются надеждой государства в вопросах повышения качества социального обеспечения в будущем. Так, по данным Госфинуслуг, по состоянию на конец сентября текущего года 57% пенсионных средств частных вкладчиков НПФ разместили на банковских депозитах, 21% инвестировали в облигации предприятий, 12% — в акции, и всего по 1% — в ипотечные ценные бумаги и объекты недвижимости. Ипотека сегодня, понятное дело, оказалась под наибольшим риском, потому поставившие на данный инструмент приумножения капитала вынуждены просчитывать пути к отступлению.
Обвалился, правда, и фондовый рынок. Однако, относительно последнего в Госфинуслуг высказывают надежды на его скорейшую поправку. Учитывая то, что инвестиционные средства негосударственных пенсионных фондов являются длинными, а текущий кризис, как и его предшественники, — явлением временным, следует ожидать, что, когда отечественный фондовый рынок вступит в очередную стадию роста, наладятся дела и у НПФ, — отметил директор департамента надзора за негосударственными пенсионными фондами Госфинуслуг Андрей Бахмач. Однако регулятора беспокоит низкий уровень инвестирования пенсионных активов в государственные долговые ценные бумаги — всего 0,9% при максимально возможных 50%. Хотя, о привлекательности данного инвестиционного инструмента для повышения его популярности должно было побеспокоиться государство.
Кто из НПФ устоит в течение кризиса, проявит гибкость наравне с должной ответственностью, в виде бонуса получит возможность участия в следующем — активном — этапе государственной пенсионной реформы, когда будет полноценно запущена накопительная система. К слову, запуск второго этапа реформы ожидался в 2009 году. Однако раньше 2010-2011 гг. внедрения накопительного механизма ожидать не стоит. И связано это с тем, что власти, активно пропиарив реформу, до сих пор должным образом не подготовили законодательную базу. Вместе с тем, представители рынка торопят законодателей, указывая на то, что оттягивание реализации реформы ограничит в правах самих вкладчиков. Ведь в привлечении вкладов частных лиц в рамках внедрения общегосударственной системы обязательного 7%-го накопительного отчисления с зарплаты работающих предусматривается возрастное ограничение.
Так, участниками данной системы смогут стать граждане в возрасте до 39 лет включительно. Все, кому на тот момент исполнится 40 и больше, смогут рассчитывать только на традиционную государственную пенсию, собственные сбережения и дивиденды от частного инвестирования. По словам вице-президента KINTO Эссет Менеджмент Анатолия Федоренко, данная система привлечения вкладов уже в первый год работы могла бы аккумулировать порядка 100 миллионов гривен инвестиций частных лиц, которые можно было бы направить на развитие экономики государства.
А поскольку парламент сегодня работает явно не над законами и вряд ли завтра вспомнит о своих прямых обязанностях, у новой пенсионной нормативной базы пока мало шансов на утверждение. Значит, и пенсионной реформе пока суждено быть не более, чем многообещающим понятием?

Жизненный застой

НЕХОРОШИЕ ПРЕДЧУВСТВИЯ
Страховщики всерьез обеспокоены влиянием финансового кризиса на страховую отрасль, полагая, что существует реальная угроза финансовому состоянию и платежеспособности страховых компаний (СК). Об этом явно свидетельствует письмо, недавно направленное в Госфинуслуг Лигой страховых организаций Украины (ЛСОУ; г.Киев; объединяет более 100 СК; с 1992 г.). Послание содержит предлагаемые рынком меры по преодолению кризисных явлений на страховом рынке. Участники рынка уверяют регулятора в необходимости предоставления государственной поддержки страховой отрасли. Такая поддержка, по мнению членов ЛСОУ, должна включать в себя кроме прочего создание Фонда гарантирования страховых выплат по договорам долгосрочного страхования жизни. В размере, например, до 100 тыс.грн. на одного застрахованного. Для этого необходима государственная поддержка страховой отрасли в размере 500 млн грн. — говорится в письме ЛСОУ. Нельзя не отметить, что запрашиваемая страховщиками сумма выглядит завышенной, если учесть, что, по данным Госфинуслуг, за январь — сентябрь 2008 г. лайфовые СК выплатили всего 25,8 млн грн. При этом следует отметить, что отнюдь не все премии страховщики получают от договоров долгосрочного накопительного страхования. Существенная доля продаж приходится на страхование банковских заемщиков. В данном случае срок действия полиса редко превышает год и не несет крупных рисков для страховщика.
Также, по мнению авторов документа, в целях недопущения кризиса падения спроса на продукты страхования жизни государству необходимо срочно сконцентрироваться на проведении пенсионной реформы (о состоянии дел в этой сфере — см. БИЗНЕС №48 от 01.12.08 г., стр.21-24). Действительно, полноценная реализация этой реформы привела бы к накоплению большого объема средств как в СК, так и в негосударственных пенсионных фондах. Если бы Украина провела пенсионную реформу и внедрила второй и третий уровни накопительного страхования, вся финансовая система имела бы солидный запас средств. Мы теперь все вместе будем пожинать плоды отсутствия реформ в последние пять лет , — уверяет Юрий Гришан, директор Страхового общества Ильичевское (г.Киев; с 1997 г.; 175 чел.).
НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ
Пока же компании по страхованию жизни вынуждены пересматривать прогнозы и планы своей деятельности в 2008-2009 гг. Об этом свидетельствует и тот факт, что некоторые иностранные игроки отложили свой выход на украинский рынок страхования жизни. В частности, о таком решении заявила международная группа ING (Нидерланды). Официальная причина — неблагоприятные экономические условия. Напомним: ING практически запустила компанию по страхованию жизни в Украине СК ING Лайф Украина и планировала начать работать уже в первой половине 2009 г. Также группа отложила запланированное на октябрь увеличение уставного фонда своей дочки.
Обострившийся во втором полугодии финансовый и экономический кризис уже повлек за собой замедление сборов страховых премий. Эксперты опасаются ослабления интереса к страхованию жизни со стороны как частных лиц, так и корпоративных клиентов. Причина очевидна — ухудшение финансового состояния самих клиентов. Если речь идет о работодателях, которые практиковали в своих компаниях страхование жизни сотрудников, то они готовы отказаться от дальнейших страховых платежей, желая сократить расходы за счет социальных программ. Трудности страховщиков связаны с трудностями клиентов. Для корпоративных клиентов социальные программы — первая статья экономии. В то же время люди беспокоятся за сохранность вложений, — поясняет Станислав Гоцуляк, председатель СК Дженерали Гарант Страхование жизни (г.Киев; с 2000 г.; 250 чел.). — Есть некоторые запросы об отсрочке платежей по полисам страхования жизни. Но пока на рынке нет большого количества расторгнутых договоров. Аналогичные сложности, связанные с падением платежеспособного спроса на продукты риск-страхования, испытывают и рисковые СК (см. БИЗНЕС №49 от 08.12.08 г., стр.40-42, 44-46).
Если же речь идет о частных лицах, то зачастую это банковские заемщики, которые скорее предпочтут направить деньги на погашение дорожающих кредитов, чем оплатят очередной страховой взнос. Примечательно, что совсем недавно, оценивая итоги полугодия, страховщики уверяли, что страхование потребительских кредитов еще, как минимум, два года будет давать значительные обороты. Большие надежды возлагались на развитие ипотечного кредитования, предусматривающего страхование жизни заемщика на длительный срок (см. БИЗНЕС №36 от 08.09.08 г., стр.36-38). Теперь же некоторые эксперты полагают, что если за первое полугодие наибольший объем премий рынку принесло банковское страхование, теперь оно же, вероятнее всего, покажет наибольший недобор премий, что обусловлено сокращением объемов кредитования.
На украинском рынке страхования жизни оперируют множество различных компаний, реализующих различные стратегии и способы ведения своей деятельности. Соответственно, сложившаяся ситуация на всех игроков влияет по-разному. Не секрет, что работа большинства украинских страховщиков была построена на кэптивных схемах. Когда страховая компания создавалась под конкретный банк, и спецификой такой компании было развитие только одного канала дистрибуции — банкострахования, — поясняет Александр Козлов, управляющий директор СК Ренессанс Жизнь (г.Киев; с 2005 г.; более 280 чел.). — Именно на такие компании повлияла сложившаяся экономическая ситуация в первую очередь. Что касается ухудшения платежеспособности клиентов, то в данном вопросе страховщики сохраняют оптимизм. Как известно, большая часть населения под влиянием всеобщей паники успела изъять из банков свои депозиты, и крупные суммы наличных оказалась у людей на руках, что дает агентам возможность побороться за новых клиентов. Если мы возьмем результаты деятельности агентской сети нашей компании, то увидим, что темпы роста объемов продаж не изменились, ежемесячно сборы увеличиваются на 20%, — отмечает Александр Козлов. По его словам, наибольшие шансы сохранить поступление страховых премий имеют компании, которые развивали различные каналы привлечения клиентов, такие как агентские сети, банкострахование, работа с зависимыми и независимыми посредниками.
Помешать страховщикам увеличивать сборы страховых премий от физлиц может их неспособность показать на сегодняшний день высокую доходность по накоплениям. Впрочем, главный аргумент страховщиков в данном вопросе — страхование жизни — это прежде всего страховая защита и сбережение денежных средств. Следовательно, получение дополнительной прибыли не является основной задачей данной финансовой услуги. В итоге страховщики, стремясь обеспечить сохранность средств клиентов, используют так называемую консервативную систему инвестирования. Иными словами, основная часть инвестиций — это банковские депозиты. При этом следует отметить, что многие компании практикуют ежедневный и еженедельный мониторинг банковской системы и устанавливают лимиты на вложения в тот или иной банк.
Страховщики страдают и в связи с нестабильной ситуацией на валютном рынке. Дело в том, что многие СК заключают долгосрочные полисы в валюте. В таком случае клиенты оплачивают ежегодные взносы в гривнях по текущему официальному курсу НБУ. Проблема же возникает при необходимости СК формировать резервы в валюте под свои валютные обязательства. Резкий рост курса доллара привел к тому, что у многих СК образовался доход в виде курсовой разницы, который облагается 25%-ным налогом. Но в данном случае необходимо учитывать, что гривневый эквивалент резервов в валюте в случае укрепления курса гривни уменьшится, а уплаченный налог никто не вернет. Фактически получается, что компании не получают реальной прибыли и в то же время теряют деньги клиентов. Данная ситуация уже привела к тому, что более 10 лайфовых СК обратились в профильный комитет Верховной Рады, Госфинуслуг и Кабмин с просьбой урегулировать этот вопрос, в том числе путем внесения изменений в законодательство.
По словам участников рынка, трудности испытывают и компании, активно использовавшие для развития заемные средства. Многие кредиторы сократили выдачу кредитов или вовсе требуют возврат своих средств, или устанавливают слишком высокие проценты. В связи с этим многим компаниям приходится сокращать свои точки продаж: из-за их нерентабельности, — говорит Александр Козлов. Собственно, кризисные явления в финансовой системе станут испытанием в первую очередь для учредителей лайфовых СК. Известно, что данный вид бизнеса начинает приносить большую прибыль не сразу, и многим акционерам придется решать непростой вопрос, за счет чего продолжать развитие компании, не приносящей пока большого дохода и испытывающей нехватку средств.
ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ
Участники рынка все же полагают, что существенное сокращение сборов страховых премий можно будет наблюдать скорее в 2009 г., чем по итогам текущего года, так как кризис начал ощущаться относительно недавно. Пока же можно сказать, что обнародованные итоги деятельности лайфовых СК за девять месяцев 2008 г. показывают лишь замедление темпов роста сборов страховых премий. В частности, по данным Госфинуслуг, за январь — сентябрь 2008 г. компании по страхованию жизни получили от клиентов 783,5 млн грн. страховых премий, что на 73,9% больше, чем за аналогичный период 2007 г. (498,8 млн грн.). Отметим, что итоги девяти месяцев 2006 г. и 2007 г. показывали рост сборов страховых премий почти на 60%. В такой ситуации страховщики склонны сохранять оптимизм. Думаю, что рубеж в 1 млрд грн. страховых премий по итогам года рынок перешагнет — полагает Станислав Гоцуляк. Соглашается с ним и Наталья Невядомская, председатель правления СК Инго Украина-Жизнь (г.Киев; с 2007 г.). Я считаю, что рынок все-таки вытянет и премии покажут прирост на уровне прогнозируемых 60%. Если говорить о 2009 г., прогнозы самые разные. Есть мнение, что будет некоторое сокращение объемов рынка — на 10-20%, — говорит г-жа Невядомская. Она полагает, что уменьшение объемов страховых премий произойдет, скорее, не в связи с сокращением количества страхователей, а в связи с сокращением страховых сумм, на которые будут оформляться полисы. Уровень свободных финансов уменьшится, соответственно, снизится и уровень накопления. Если ранее, например, человек планировал за несколько лет накопить 50 тыс.грн., то сейчас будет накапливать 20-30 тыс.грн. — объясняет Наталья Невядомская. В любом случае, до улучшения экономической ситуации в стране на резкий прорыв рынку страхования жизни рассчитывать не приходится.
РЕГУЛЯТОР — 0 РИСКАХ
Вадим Коломиец (37),
директор департамента страхового надзора Госфинуслуг:
— Основными страхователями были крупные предприятия, которые страховали сотрудников в рамках социального пакета и выплачивали соответствующие премии. Сейчас, в условиях кризиса, предприятия сокращают расходы. Поэтому объем премий уменьшится. Лайфовые СК получали премии по каналу страхования банковских заемщиков. Как мы знаем, по этому каналу продажи тоже снизятся. Госфинуслуг утвердила Положение об оперативном мониторинге. Будет видна картина, как повели себя премии страховщиков. Для лайфовых СК сейчас наиболее жесткая проблема — это проблема налогообложения курсовой разницы. Компании продали страховки, по которым несут обязательства в валюте. Под данные выплаты были сформированы резервы в валюте. Когда курс повысился, у СК возник облагаемый налогом доход. Мы откорректировали наш проект документа, определяющего требования к диверсификации активов, и сняли ограничения на покрытие резервов компаний по страхованию жизни по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте. Мы разрешили в полном объеме покрывать их валютными депозитами. Кроме того, понимая отрицательную динамику на рынке ценных бумаг, регулятор, устанавливая нормативы диверсификации активов для лайфовых СК, повысил планку по максимальной доле депозитов с 50% до 70%. Предполагается, что если нормативный акт будет согласован и вступит в силу, то привести свою деятельность в соответствие с его требованиями СК нужно будет к 31 марта 2009 г.

Корпоративное страхование жизни — интерес повышается

В странах с развитой экономикой корпоративное страхование жизни является эффективным инструментом удержания персонала и входит в предлагаемый сотрудникам социальный пакет. Сейчас в государствах Евросоюза и США более 85% компаний заключают долгосрочные договоры по страхованию жизни своих сотрудников. В Украине таких предприятий пока намного меньше, но участники рынка рассчитывают на повышение интереса к долгосрочному страхованию жизни.
Программы накопительного страхования жизни являются одним из наиболее перспективных методов удержания и мотивации квалифицированных сотрудников, превосходя по своей эффективности бессистемное повышение зарплат на незначительные суммы. Основным преимуществом корпоративного страхования жизни является наличие накопительного счета у каждого сотрудника, который постоянно увеличивается. Чем больше лет проработает сотрудник, тем большая сумма аккумулируется на его счету. Работодатель может составить список страхуемых рисков и установить, будет ли страховая сумма фиксированной или же она будет накапливаться при перечислении на счет сотрудника до 15% от размера его заработной платы (максимальное значение, которое предприятие может относить на валовые расходы и уменьшать таким образом размер налога на прибыль). В случае увольнения застрахованного сотрудника работодатель может получить всю сумму страховки по окончании срока действия полиса или распределить ее между остальными застрахованными сотрудниками.
На сегодняшний день большинство страховщиков предлагают своим клиентам стандартные пакеты по страхованию жизни, которые включают накопительные программы на длительный срок с выплатой после окончания действия полиса. В случае необходимости удержания специалиста на предприятии чаще всего используется так называемая программа золотые наручники. Такой продукт предусматривает, что застрахованный может получить накопленные средства лишь после окончания определенного срока работы в компании или выполнения поставленных перед ним задач. Страховщики отмечают, что чаще всего такие программы используются для удержания топ-менеджеров, спрос на рынке труда на которых высок. Еще одной из наиболее популярных страховых программ являются так называемые золотые парашюты. Такая страховка используется, когда компания стоит перед необходимостью сокращения штатов и выплаты компенсаций. При этом такой полис можно использовать для того, чтобы не допустить перехода сотрудника к конкурентам, когда в трудовом контракте заранее определено условие, по которому сотрудник после увольнения получает страховку, однако обязан не занимать аналогичные должности в конкурирующих компаниях на протяжении нескольких лет. В том случае, если сотрудник, проработав весь срок действия полиса, не увольняется, страховое возмещение получает владелец предприятия.
Корпоративное страхование жизни: новые акценты
Высокий уровень инфляции и колебание курсов валют заставляют страховщиков пересматривать доходность своих продуктов и внедрять новые услуги.
Нестабильность на финансовом рынке влияет на сегмент страхования жизни.
Колебание курса доллара и рост инфляции имеют особое значение для иностранных работодателей, так как они давно привыкли использовать в своей работе страховые программы и понимают, что удерживать персонал нужно не только повышением зарплат, отмечает председатель правления СК Дженерали Гарант Страхование жизни Станислав Гоцуляк.
Наиболее распространенным способом является предложение более привлекательных условий инвестирования. Стоит отметить, что высокий уровень инфляции, составивший за девять месяцев этого года 16,1%, снижает эффективность программ накопительного страхования жизни. Сегмент страхования жизни сейчас находится не в самой лучшей ситуации, потому что доходность от этого направления в большинстве случаев ниже зафиксированного уровня инфляции, отмечает вице-президент СК Аска Елена Машаро. Но помимо сохранения средств есть еще задача их приумножения. В этом одна из основных проблем, так как страховщики не имеют права инвестировать много средств в такие доходные инструменты, как недвижимость или земля. Для борьбы с инфляцией нужно развивать инструменты пенсионного страхования и задействовать страховщиков в пенсионной реформе.
Сейчас особую популярность приобретают программы страхования жизни, когда резервы инвестируются в золото, то есть клиент вносит в СК платежи в гривнах по курсу банковского металла, который устанавливает Нацбанк на момент заключения договора. А страховая компания размещает средства на соответствующем депозите в банке. По большому счету такой страховой полис является альтернативой вклада денег на золотой депозит, но в этом случае сотрудник предприятия получает еще и страховую защиту.
Страховщики прогнозируют рост спроса на такие программы в связи с колебанием курсов валют, которые довольно сложно прогнозировать. Основная проблема такого страхового продукта заключается в том, что цена полиса меняется в зависимости от роста или падения цен на золото на мировых рынках. Кроме того, в условиях нестабильной ситуации на финансовых и валютных рынках довольно сложно спрогнозировать, какой будет стоимость золота через 10-15 лет. Впрочем, по итогам I полугодия цена на золото выросла почти на 11%, а до конца года оно может, по разным оценкам, подорожать еще на 8-10%. Кроме золотых программ растет число перезаключаемых договоров, когда расчет сумм переводится в евро. Таким образом клиенты пытаются обезопасить себя от потерь, связанных с девальвацией нестабильных гривны и доллара. Платежи осуществляются в гривне, однако рассчитываются по курсу европейской валюты. Учитывая то, что многие компании потеряли на курсе доллара, взносы можно перевести в евро, просто перезаключив договор. В свою очередь, страховщики могут играть на курсе доллара и получать большую доходность, констатирует начальник департамента корпоративных продаж СК Ренессанс Жизнь Андрей Букин.
Преимущества программ корпоративного страхования жизни
Социальный фактор — защита жизни и здоровья сотрудников предприятия накопление средств к выходу на пенсию материальная помощь семье на случай преждевременной смерти кормильца
Мотивационный фактор — удержание квалифицированных сотрудников гибкая система вознаграждения сотрудников
Финансовый фактор — экономия налога на прибыль: платежи по страхованию жизни относятся на валовые расходы в размере до 15% от фонда заработной платы каждого сотрудника, но не более 10 680 грн/год снижение начислений на фонд оплаты труда и подоходного налога: платежи по страхованию жизни не облагаются подоходным налогом и на них не производятся начисления на фонд оплаты труда* *В момент перечисления средств подоходный налог не взимается.
При страховой выплате подоходный налог взимается в размере 60% от действующей ставки (15%) экономия (накопление) средств в случае увольнения сотрудника: накопленная сумма может быть использована по усмотрению предприятия распределена между оставшимися сотрудниками, перераспределена в пользу нового сотрудника либо возвращена обратно в предприятие
Инвестиционный фактор — предприятие может выбрать направление инвестирования накопленных средств, в том числе вернуть в свой оборот
Имиджевый фактор — создание позитивного имиджа социально ответственного предприятия.

Основная роль в пенсионной реформе в развивающихся странах отводится накопительной пенсии

Целью очередного отчета Allianz Global Investors AG (AllianzGI), одной из крупнейших мировых компаний по управлению активами, являлось изучение причин проведения и результатов пенсионных реформ, их последствий и дальнейших шагов в данном направлении в 18 странах Азии, Центральной и Восточной Европы.
Основные результаты исследования: В странах Центральной и Восточной Европы и в странах азиатского региона были предприняты гораздо более существенные и фундаментальные шаги по реформированию пенсионной системы, чем в индустриально развитых странах Запада. Несмотря на наличие существенных различий между указанными регионами в обоих была внедрена предложенная Всемирным банком модель, предусматривающая в качестве одного из основных элементов пенсионного обеспечения наличие программ с фиксированными взносами, перечисляемыми в специальные пенсионные фонды, находящиеся в доверительном управлении. Такая модель пенсионного обеспечения является обязательной в большинстве стран.
Осуществление этих пенсионных реформ было вызвано тремя основными причинами: стремлением Азии к введению официальных систем пенсионного обеспечения и отказ от традиционного обеспечения стариков за счет более молодых членов семьи; неспособностью к дальнейшему развитию пенсионных систем, существовавших в странах Центральной и Восточной Европы до распада соцлагеря; существенными демографическими изменениями, приведшими к беспрецедентным темпам старения населения.
В целях устойчивого успешного функционирования пенсионных планов с фиксированными взносами и обеспечения адекватного жизненного уровня пенсионеров правительствам развивающихся стран, финансовым институтам и спонсорам пенсионных планов необходимо принять меры по повышению финансовой грамотности населения, разработке соответствующих планов, предоставлению прозрачных продуктов, отвечающих потребностями населения, и создать должную нормативно-правовую базу.
Внедрение новых пенсионных планов с фиксированными взносами может уже к 2015 году обеспечить формирование огромных пенсионных активов: 244,9 млрд. евро в странах Центральной и Восточной Европы и 1 049,3 млрд. евро в Азии.
Тенденции развития пенсионного обеспечения в развивающихся странах Развитие пенсионных планов с фиксированными взносами и последствия их применения свидетельствуют о том, что в развивающихся странах внедрен целый ряд пенсионных реформ, которые не так широко рекламируются, как реформы, проводимые в индустриально развитых странах, но являются гораздо более радикальными. Основным стимулом проведения таких реформ являются демографическая ситуация. В развивающихся странах она весьма неблагоприятная; она более острая, чем в США, и зачастую превосходит даже демографические изменения в странах Западной Европы. Наиболее серьезная проблема — темпы старения населения. Так например, в Китае прогнозируется рост относительного показателя числа иждивенцев среди людей пожилого возраста (2) с 11 в 2005 году до 39 к 2050 году. И, несмотря на то, что данный показатель ниже соответствующих показателей по Западной Европе (53), темпы старения населения беспрецедентно высоки. Через поколение население Китая будет состоять, главным образом, из стариков. Александр Боерщ, ведущий аналитик пенсионного рынка AllianzGI, сказал: Развивающиеся страны, включенные в наше исследование, начали масштабные пенсионные реформы, между которыми очень много общего. Разумеется, развивающиеся страны двух регионов существенно различаются в экономическом, политическом и культурном плане, однако они проводят реформы в одном направлении, значительно отличающемся от реформ, проводимых в индустриально развитых странах Запада. Пенсионные реформы, проводимые правительствами развивающихся стран в обоих регионах, осуществляются по модели, предложенной Всемирным банком (3), одним из основных элементов которой является финансируемая в полном объеме накопительная пенсия в форме фиксированных взносов. Основной причиной выбора в пользу данного варианта является гибкость и прозрачность пенсионных планов с фиксированными взносами. Изменения в пенсионной системе, обсуждаемые в отчете по результатам исследования, приведут к накоплению весьма существенных пенсионных активов на развивающихся рынках. По прогнозам AllianzGI/Allianz Dresdner Economic Research, к 2015 году размер пенсионных активов в странах Центральной и Восточной Европы увеличится с нынешних 50,8 млрд. евро до 244,9 млрд. евро.
За этот же период пенсионные активы развивающихся азиатских рынков вырастут с нынешних 215,9 млрд. евро до 1 049,3 млрд. евро. Текущий кризис финансовых рынков ясно продемонстрировал уязвимость накопительных пенсионных систем в условиях волатильности рынков, которые ставят под угрозу стабильное функционирование этих систем. В отчете говорится о необходимости принятия мер по целому ряду направлений для того, чтобы такие активы действительно стали гарантией обеспеченной старости.
Необходимо повышать финансовую грамотность населения, структура пенсионных планов должна быть максимально эффективной, управляющие активами должны предлагать прозрачные продукты и давать разумные советы, а регулирующим органам не стоит чрезмерно ограничивать инвестиционные возможности или поощрять субоптимальные инвестиционные стратегии пенсионных фондов. В заключение Александр Боерщ сказал: Внедряя пенсионные планы, основным элементом которых является финансируемая часть пенсии, правительства развивающихся стран внедряют реформы, обещающие лечь в основу устойчивых пенсионных систем. После того, как был заложен крепкий фундамент, первоочередной задачей становится отладка новых пенсионных систем. Крайне важно, чтобы системы на основе фиксированных взносов надежно работали, поскольку через несколько лет условия жизни существенной и постоянно растущей части населения будут напрямую зависеть от размера накопленного ими капитала.
Примечания
В состав 18 исследованных стран вошли: Китай, Гонконг, Индия, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия и Словения. 2. Относительный показатель числа иждивенцев среди пожилого населения — это количество пенсионеров на 100 человек трудоспособного возраста. 3. В соответствии с предложенной Всемирным банком моделью, любая пенсионная система должна включать в себя не менее трех частей. Государственная пенсия призвана обеспечить пожилым людям прожиточный минимум путем перераспределения доходов и страхования от целого ряда рисков. Вторая часть также должна быть обязательной и полностью финансироваться. Она призвана выполнять сберегательную функцию и способствовать накоплению капитала и развитию финансового рынка. В сущности, сюда могут относиться как пенсионные планы, предоставляемые работодателем так и частные пенсионные планы. И наконец, третья часть — частная система пенсионного обеспечения, призванная предоставить людям, которые хотят иметь более высокий уровень материального обеспечения в старости, возможности для накопления частных пенсионных сбережений. (Материалы Всемирного банка за 1994 г.).

НПФ разрешат нарушать

Госфинуслуг планирует облегчить участь негосударственных пенсионных фондов путем фактического введения либерализации при размещении активов. Правда, требования по диверсификации не отменят, просто штрафовать за нарушения диверсификации не будут. Планируется, что предписания по приведению в соответствие структуры активов будут предполагать годичную отсрочку.
В течение двух недель Госфинуслуг намерена провести ряд встреч с ГКЦБФР относительно выработки общей позиции регуляторов в условиях кризиса на фондовом рынке, который затронул НПФ. Мы долго обсуждали этот вопрос с рынком, и пока нет единого мнения, как реагировать на эту ситуацию. Мы сходимся во мнении с ГКЦБФР в том, что при применении санкций к компаниям, которые на сегодня имеют нарушения по диверсификации активов, необходимо устанавливать более длительный срок приведения в соответствие с законодательными требованиями, чем это практикуется сейчас,- рассказал Андрей Бахмач, директор департамента надзора за НПФ Госфинуслуг.
Некоторые участники рынка настаивали на полной отмене требований по диверсификации в условиях кризиса. Подобные предложения были и у участников страхового рынка. Дескать, сейчас все инструменты являются рисковыми, и нужно дать рынку возможность самостоятельно регулировать структуру активов, ведь компании в первую очередь заинтересованы в получении высшей доходности и сохранности средств.
Однако обе комиссии неоднократно заявляли, что не намерены отменять требования по диверсификации. Если сегодня снять ограничение на лимиты по диверсификации и не заставлять компании, которые нарушили лимиты, привести структуру активов в соответствие, нам потом будет очень сложно повторно ввести эти требования. Ведь рынок неохотно воспринимает ограничения.
Учитывая сегодняшнюю ситуацию, сложно прогнозировать, какие инструменты более безопасны и какая либерализация даст стимул для рынка,- рассказал на условиях анонимности один из чиновников.
Тем самым регуляторы оказались в двойственной ситуации. С одной стороны, Госфинуслуг и ГКЦБФР обязаны контролировать стабильность работы НПФ и сохранность денег участников. С другой стороны, снижение доходности из-за падения стоимости акций в портфелях фондов может привести к снижению интереса вкладчиков к этому финансовому институту. А многие пенсионные фонды наравне с компаниями по страхованию жизни очень рассчитывают, что часть денег, которые были изъяты вкладчиками из банковской системы, будет размещена у них. Для этого компаниям приходится правдами и неправдами показывать свою стабильность и привлекательность. И либерализация в вопросе размещения активов позволит многим из них переложить деньги в более надежные источники.
Напомним, что комиссии добились от НБУ отмены для ИСИ и НПФ моратория на досрочное расторжение депозитов, что существенно упростило возможности НПФ по инвестированию. Требования по диверсификации отменить нельзя, поскольку они определены законом. А договоренности регуляторов по продлению срока диверсификации облегчат жизнь КУА, к которым применяются санкции в случае нарушения. Управляющие компании, с одной стороны, заинтересованы в том, чтобы обеспечить высокую доходность НПФ, с другой — обязаны заботиться о выполнении норм по диверсификации. Эта мера развяжет руки КУА, и они смогут более эффективно управлять активами фондов. Но я не думаю, что компании будут активно избавляться от акций, потому что на этих уровнях продавать их бессмысленно. Это позволит КУА размещать новые поступления в инструменты с фиксированной доходностью (ОВГЗ, корпоративные облигации и банковские депозиты),- уверен Юрий Бурков, администратор НПФ Центр персонифицированного учета.
По словам господина Бахмача, в третьем квартале действительно наблюдалось снижение доходности НПФ при росте активов. Участники рынка также заявляют, что многие предприятия в условиях кризиса временно прекратили перечислять средства в корпоративные НПФ. Но при этом следует отметить, что снижение доходности может оказаться выше, чем заявляют компании. Ведь участники рынка до сих пор оценивают большинство бумаг по стоимости покупки и не пересчитывают реальную стоимость бумаг по текущим котировкам. После введения единицы пенсионных взносов (ЕПВ) доходность многих фондов может оказаться существенно ниже, что приведет к переходу вкладчиков в более успешные фонды.
В то же время участники рынка уверены, что для спасения развивающегося рынка НПФ необходимы более радикальные меры, в том числе введение второго уровня пенсионной реформы, которое вопреки ожиданиям снова будет перенесено как минимум на год. Либерализация — это спасательная подушка для рынка.
Необходимо сделать и второй, более важный шаг — ввести второй уровень реформы. Чем быстрее правительство и Верховная Рада примут это решение, тем быстрее Украина преодолеет кризис. Средства, которые будут поступать в НПФ, будут вкладываться в экономику, и это наконец-то позволит Украине сформировать внутреннего инвестора, без которого все надежды на кредиты на иностранных инвесторов не оправдаются,- рассказывает Андрей Рыбальченко, гендиректор КУА АПФ Украинские фонды.

6 ноября КУА Магистр проведет бесплатный семинар Как сформировать дополнительную пенсию?

6 ноября 2008 года компания по управлению активами Магистр приглашает всех, кто хочет повысить свой уровень знаний о современных инвестиционных инструментах, на бесплатный образовательный семинар Как сформировать дополнительную пенсию?.
В программе встречи:
Пенсионная реформа в Украине: преимущества и недостатки
Негосударственные пенсионные фонды: принцип работы, виды фондов, их сходства и отличия
Особенности налогообложение взносов в НПФ
Пенсионные выплаты: возможность выбора
Открытый негосударственный пенсионный фонд Европейский выбор Программа включает обсуждение вопросов слушателей в формате круглого стола и обеспечения тематическими материалами.
Участие в семинарах бесплатное, по предварительной регистрации. По вопросам регистрации обращайтесь по контактным телефонам: 8 (044) 494-24-22 8 (044) 494-24-23 или e-mail: [email protected]
Время и место проведения семинара: — 6 ноября в 18:00, Консультационный центр КУА Магистр, г. Киев, ул.Б.Хмельницкого, 42, оф.5
Приглашаем всех желающих!
Информация о деятельности КУА Магистр представлена на ресурсе: www.am- magister.com Телефон горячей линии: 8 800 300 06 70
Для справки.
ОНПФ Европейский выбор осуществляет деятельность на украинском рынке НПО с 2007 года. Учредитель: ООО Компания по управлению Магистр (лицензия Госфинуслуг: серия АБ N 115943 от 03.09.2007г.).
Компания по управлению активами (КУА) Магистр. Основана в 2006 году. С 2007 года является учредителем линейки инвестиционных фондов Магистр-фонд (лицензия ГКЦБФР: на проведение деятельности по управлению активами институционных инвесторов, серия АВ N 189947 от 19.01.2007 г.). В настоящее время в линейку инвестиционных фондов Магистр-фонд входят открытый Магистр-фонд сбалансированный со стоимостью чистых активов около 880 тыс.грн., закрытые корпоративные Магистр-фонд высоколиквидных акций (393 тыс.
грн.), Магистр-фонд доходный (1,1 млн. грн.) и Магистр-фонд энергетики (1,7 млн. грн.). Помимо того, компания управляет ЗНВПИФ Еврогазфонд, ОАО ЗНКИФ ЭСКО-ФОНД и открытым негосударственным пенсионным фондом Европейский выбор. Суммарный объем активов в управлении КУА Магистр составляет около 19 млн. грн.

Буэнос-Айрес пустит пенсии на долги

Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер передала на рассмотрение Национального конгресса законопроект о национализации десяти частных пенсионных фондов, под управлением которых находится $28,7 млрд.
Власти утверждают, что национализация будет проведена в целях защиты будущих пенсий от неопределенности в условиях глобального финансового кризиса, а также должна защитить частных инвесторов от потерь, связанных с падением финансовых рынков. Мы принимаем это решение в контексте международных мер, которые страны G8 предпринимают с целью защиты банков,— говорит президент Аргентины.
Аргентина приватизировала пенсионные фонды в 1994 г. для увеличения рынка капиталов. Фонды являются крупнейшими инвесторами на фондовом рынке Аргентины. До 70% их средств вложены в местный рынок акций и рынок облигаций. С начала 2009 г. эти активы подешевели на 40% из-за политической нестабильности в стране и глобального финансового кризиса. Пенсионной системе Аргентины принадлежит около 5% компаний, прошедших листинг на Фондовой бирже Буэнос-Айреса, и около 27% акций, доступных для открытой торговли. При этом около 60% пенсионных накоплений аргентинцев контролируется четырьмя фондами. В 2006 г. аргентинцы получили возможность передавать свои пенсионные накопления и государству.
Пенсионная реформа в Аргентине возвращает обязательную государственную распределительную систему пенсионного обеспечения, существовавшую до 1994 г., а накопительная получит право на существование лишь в частных фондах в качестве добровольного индивидуального дополнения к базовой пенсии. Услугами частных пенсионных фондов, более половины которых за 14 лет исчезли, пользуются 9,5 млн. клиентов. Уже сейчас государство вынуждено доплачивать пенсии до минимального уровня значительной части граждан, которые пользуются накопительной системой. Причинами, по которым накопительная система не прижилась в Аргентине, являются низкий уровень зарплаты, отсутствие устойчивого рынка труда и сокрытие реальных доходов.
Многие аргентинцы не доверяют частным управляющим компаниям, нуждаясь в гарантиях того, что их деньги не пропадут к тому времени, когда они состарятся. Президент основной профсоюзной организации Аргентины Всеобщая конфедерация труда Уго Мойано утверждает, что правительство в условиях кризиса обязано принять решение о национализации пенсионных фондов, чтобы избежать их банкротства и обеспечить гражданам гарантированную пенсию. Создание частных управляющих пенсионных компаний было в свое время большим надувательством. Право на пенсию — это социальное завоевание, а не способ наживы отдельных банков,— говорит профсоюзный лидер.
Национализируя частные пенсионные фонды, правительство Аргентины стремится увеличить объем средств, которые пойдут на финансирование бюджета страны в 2009 г. Эти средства необходимы правительству, чтобы избежать второго за последнее десятилетие дефолта по долговым обязательствам. В следующем году страна должна оплатить внешние долги на сумму в $22,4 млрд. При этом Аргентина еще не выплатила долги, образовавшиеся в результате дефолта 2001 г.
По оценкам экономистов, Аргентине не хватает примерно $10-11 млрд. для обслуживания внешнего долга в период до конца 2009 г., а по причине финансового кризиса рефинансировать долг за счет выпуска новых облигаций сейчас невозможно. К тому же в сентябре 2008 г. Аргентина заявила, что в ближайшее время полностью погасит задолженность перед Парижским клубом на $6,7 млрд.
Сразу после объявления о национализации частных пенсионных фондов был введен семидневный мораторий, запрещающий им участвовать в биржевых торгах. Основной индекс биржи Буэнос-Айреса Merval упал на 11%. Государственные облигации с погашением в 2033 г. торгуются по цене мусорных с прибыльностью до 24%.

КУА Магистр проведет семинар, посвященный негосударственному пенсионному обеспечению

23 октября 2008 года компания по управлению активами Магистр приглашает всех, кто хочет повысить свой уровень знаний о современных инвестиционных инструментах, на бесплатный образовательный семинар Как накопить дополнительную пенсию.
В программе встречи:
Пенсионная реформа в Украине: преимущества и недостатки
Негосударственные пенсионные фонды: принцип работы, виды фондов, их сходства и отличия
Особенности налогообложение взносов в НПФ
Пенсионные выплаты: возможность выбора
Открытый негосударственный пенсионный фонд Европейский выбор
Программа включает обсуждение вопросов слушателей в формате круглого стола и обеспечения тематическими материалами.
Участие в семинарах бесплатное, по предварительной регистрации.
По вопросам регистрации обращайтесь по контактным телефонам:
8 (044) 494-24-22
8 (044) 494-24-23
или e-mail: [email protected]
Время и место проведения семинара:
— 23 октября в 18:00, Консультационный центр КУА Магистр, г. Киев, ул.Б.Хмельницкого,42, оф.5
Приглашаем всех желающих!
Информация о деятельности КУА Магистр представлена на ресурсе: http://www.am-magister.com/
Телефон горячей линии: 8 800 300 06 70
Для справки.
ОНПФ Европейский выбор осуществляет деятельность на украинском рынке НПО с 2007 года. Учредитель: ООО Компания по управлению Магистр (лицензия Госфинуслуг: серия АБ 115943 от 03.09.2007г.).
Компания по управлению активами (КУА) Магистр. Основана в 2006 году. С 2007 года является учредителем линейки инвестиционных фондов Магистр-фонд (лицензия ГКЦБФР: на проведение деятельности по управлению активами институционных инвесторов, серия АВ 189947 от 19.01.2007 г.). В настоящее время в линейку инвестиционных фондов Магистр-фонд входят открытый Магистр-фонд сбалансированный со стоимостью чистых активов около 1,3 млн.грн., закрытые корпоративные Магистр-фонд высоколиквидных акций (1,01 млн. грн.), Магистр-фонд доходный (2,7 млн. грн.) и Магистр-фонд энергетики (2,1 млн. грн.). Помимо того, компания управляет ЗНВПИФ Еврогазфонд, ОАО ЗНКИФ ЭСКО-ФОНД и открытым негосударственным пенсионным фондом Европейский выбор. Суммарный объем активов в управлении КУА Магистр составляет около 15 млн. грн.