Архив метки: пенсии

73,8% украинцев ощутили влияние кризиса: опрос

73,8% опрошенных Центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова заявили, что их коснулся финансово-экономический кризис.
Респондентов спросили, коснулся ли их лично финансовый и экономический кризис. 19,1% опрошенных сказали, что кризис их не коснулся, 7,2% затруднились ответить.
Кроме того, респондентов попросили указать, в каких именно проявлениях они почувствовали влияние кризиса, предоставив возможность выбрать несколько вариантов ответа.
Из тех респондентов, которые заявили, что кризис их коснулся, 86,1% сказали, что выросли цены и тарифы, 50,5% — что понизился уровень их доходов, 43,1% стали менее уверены в завтрашнем дне, 41,9% отметили ухудшение качества питания, которое может позволить их семья, 26,5% заявили, что им задерживают выплату зарплаты либо пенсии.
Кроме того, 19% опрошенных потеряли часть своих сбережений, 15,7% стало тяжелее выплачивать кредит, 10,6% не могут снять деньги с депозита, 9,5% не могут найти работу, 9,1% отправили в неоплачиваемый отпуск, также 9,1% не могут взять кредит, 7,1% потеряли работу, 4,9% опасаются потерять имущество, взятое в кредит, 1,7% заявили об уменьшении материальной помощи, которую они получали от родственников, работающих за границей.
0,7% респондентов указали другую причину, 0,3% — затруднились ответить.
Опрос проводился с 17 по 24 декабря.
В его рамках было опрошено 2017 граждан, проживающих в разных регионах, старше 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3% с вероятностью 0,95%.
www.podrobnosti.ua

12 документов, вступающих в силу 1 января 2009г.

Сельхозпроизводителям
Факт. Сельхозпроизводители смогут выбрать спецрежим налогообложения НДС.
Новая редакция статьи 8-1 Закона об НДС предусматривает льготный режим обложения НДС для сельхозтоваропроизводителей-резидентов. Предприятие, у которого удельный вес стоимости сельхозтоваров (услуг) составляет не менее 75% стоимости всех товаров (услуг), может зарегистрироваться как субъект спецрежима.
Сумма НДС, начисленная на стоимость поставленных таким предприятием сельхозтоваров (услуг), полностью остается в распоряжении предприятия для возмещения суммы налога, начисленной на стоимость производственных факторов, а при наличии остатка такой суммы налога — с другой производственной целью.
Документ. Закон N 639-VI от 31.10.2008.
Бухгалтерам
Факт. Внесены изменения в Закон о доходах.
Изменения предусматривают расширение круга лиц, бесплатно получающих уголь и угольные брикеты, которые не включаются в состав общего среднемесячного или годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика (не подлежат отображению в его годовой налоговой декларации). В частности, работники угледобывающих и углестроительных предприятий; пенсионеры этих предприятий; инвалиды и ветераны войны и труда; лица, награжденные знаками Шахтерская слава или Шахтерская доблесть, а также семьи погибших шахтеров, получающие пенсии в связи с утратой кормильца.
Документ. Закон N 347-VI от 02.09.2008.
Застройщикам
Факт. Прием в эксплуатацию завершенных объектов строительства будет осуществляться по-новому.
Прием осуществляет комиссия, которую создает инспекция Госархстройконтроля.
Для этого заказчик объекта строительства подает в инспекцию письменное заявление, форму которого утверждает Минрегионстрой. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, значительно расширен, а инспекция имеет право вернуть документы, не соответствующие требованиям Порядка.
Проверка проводится на протяжении 10 рабочих дней с момента создания комиссии. На основании акта готовности в течение двух рабочих дней выдается свидетельство о соответствии объекта. Дата выдачи свидетельства считается датой принятия объекта в эксплуатацию.
Документ. Постановление КМУ N 923 от 08.10.2008.
Работодателям
Факт. Минимальная зарплата соответствует прожиточному минимуму для трудоспособных лиц.
Отныне, согласно ст. 95 КЗоТ, размер минимальной заработной платы устанавливается и пересматривается в соответствии со статьями 9 и 10 Закона Украины Об оплате труда и не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
Отменена норма, согласно которой размер минимальной заработной платы мог пересматриваться при внесении изменений в Закон о госбюджете в зависимости от роста индекса цен на потребительские товары и тарифов на услуги по соглашению сторон коллективных переговоров.
Документ. Закон N 466-V от 14.12.2006.
Производителям алкоголя и табака
Факт. Запрещена внешняя реклама табака и алкоголя.
С 1 января согласно ч. 1, 2 ст. 22 Закона Украины О рекламе запрещается реклама средствами внешней рекламы:
1) табачных изделий и объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия;
2) алкогольных напитков и других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки.
Согласно ст. 5 Закона о рекламе в телепередачах запрещается использовать любую информацию рекламного характера, которая подается в виде дикторского текста и/или звукового сопровождения, о спонсоре — производителе алкогольных напитков.
Документ. Закон N 145-VI от 18.03.2008.
Плательщикам сбора за загрязнение
Факт. Сбор за загрязнения рассчитывается по-новому.
В случае отсутствия у плательщика сбора утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущения сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов сбор исчисляется в установленном порядке в десятикратном размере (ранее — в пятикратном размере).
Отчет подается и сбор платится:
— в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов — по месту нахождения стационарных источников загрязнения;
— в случае размещения отходов — по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов (ранее — исключительно по месту налоговой регистрации).
Документ. Постановление КМУ N 1050 от 03.12.2008.
Предприятиям
Факт. Статнаблюдения об охране воздуха подаются согласно новой Инструкции.
Госкомстат обновил Инструкцию, которая устанавливает порядок заполнения форм государственных статистических наблюдений об охране атмосферного воздуха N 2-ТП (воздух) Отчет об охране атмосферного воздуха (годовой и квартальный).
Эти формы подаются органу госстатистики респондентами, взятыми на государственный учет по объемам потенциальных выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу. Структурные подразделения этих предприятий подают отчетность отдельно от главного предприятия.
В формах N 2-ТП (воздух) не отображаются данные о выбросах от передвижных источников загрязнения — только от стационарных.
Документ. Приказ Госкомстата N 396 от 20.10.2008.
Экспортерам металлолома
Факт. Вводятся новые формы экспортных сертификатов качества на металлолом.
— N сЯ-1 — для таможенного оформления полуфабрикатов из лома легированных черных металлов и лома цветных металлов;
— N сЯ-2 — для таможенного оформления лома легированных черных металлов и лома цветных металлов.
Также вводится Инструкция о применении и хранении бланков документов строгого учета Экспортный сертификат качества.
Бланки сертификатов заполняются в трех экземплярах: для соответствующего подразделения таможенного органа, получателя товара (по его требованию этот экземпляр на обратной стороне заполняется на английском языке) и самого экспортера.
Сертификаты следует хранить 10 лет.
Документ. Приказ Минпромполитики, ГТСУ N 626/1091 от 03.10.2008.
Предприятиям
Факт. Об отходах надо отчитываться.
Вступает в силу форма первичной учетной документации N 1-ВТ Учет отходов и упаковочных материалов и тары и Инструкция по ее заполнению.
Первичный учет осуществляют юрлица всех форм собственности, видов экономической деятельности и организационно-правовых форм хозяйствования, физлица-предприниматели, в деятельности которых образовываются отходы и используются упаковочные материалы и тара.
Не включаются в форму данные о веществах, которые являются готовой продукцией, полуфабрикатах, предназначенных для дальнейшей переработки с целью получения готовой продукции, а также отходах, поступающих в водные объекты со сточными водами и выбрасываемых в атмосферный воздух.
Документ. Приказ Минприроды N 342 от 07.07.2008.
Бухгалтерам
Факт. В бухучете появится статья расходов на разведку полезных ископаемых.
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 33 Расходы на разведку запасов полезных ископаемых определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах на разведку и определение объемов и качества запасов полезных ископаемых и ее раскрытия в финансовой отчетности.
Нормы этого П (С) БУ применяют предприятия, организации и другие юридические лица независимо от форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений). Не распространяется Положение (стандарт) на этапы опытно- промышленной разработки месторождений.
Документ. Приказ Минфина N 1090 от 26.08.2008.
Бухгалтерам
Факт. Вступают в силу изменения в П(С)БУ 8 Нематериальные активы и в П(С)БУ 14 Аренда.
Нематериальными активами будут считаться немонетарные активы, которые не имеют материальной формы и могут быть идентифицированы. НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизации не подлежат. К НМА с неопределенным сроком полезного использования относятся те, в отношении которых предприятие не установило ограничения срока, на протяжении которого можно ожидать увеличения денежных средств от использования таких НМА.
Документ. Приказ Минфина N 901 от 08.07.2008.
Страховщикам
Факт. Страховщики, работающие с ОСАГО, должны ежедневно рассчитывать резерв незаработанных премий.
Согласно Порядку расчета резервов незаработанных премий, который проводится по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, страховщики, имеющие право заключать договоры ОСАГО, должны ежедневно рассчитывать и вести учет резервов незаработанных премий.
Объем резервов незаработанных премий определяется ежедневно по методу 1/365 (pro rata temporis) и рассчитывается по приведенной в Порядке формуле отдельно по каждому действующему договору.
Общий объем резервов незаработанных премий равняется сумме резервов незаработанных премий, рассчитанных по каждому договору.
Документ. Постановление КМУ N 671 от 23.07.2008.
http://kontrakty.com.ua

ПФУ исключил 18 банков, осуществлявших пенсионные выплаты

Согласно решению конкурсной комиссии, обнародованному 24 декабря, из списка исключено 18 кредитных учреждений, осуществлявших пенсионные выплаты в 2008г.: Актив-банк, Артем-банк, Владимирский, Грант, Захидинкомбанк, Земельный банк, Земельный Капитал, Интербанк, Кредобанк, Национальный кредит, Южкомбанк, Синтез, СоцКом Банк, Украинский Бизнес Банк, Украинский финансовый мир, Факториал-Банк, Фамильный, Финростбанк.
Большинство этих банков мелкие: по данным Нацбанка на 1 октября, лишь Кредобанк входит в группу крупных (II), еще три банка – в группу средних (III), а четырнадцать – в группу небольших (IV). Пенсионеры смогут получать пенсии весь 2009 г. в оставшихся в перечне 73 банках. Банк Надра и Проминвестбанк, получившие от НБУ рекордные объемы кредитов для поддержки их финансовой стабильности, смогут выплачивать пенсии, зарабатывая на комиссии, лишь до 1 июля 2009 года.
В ПФУ объяснили, что сократили количество уполномоченных банков после изучения их отчетности.

Рецепты от Всемирного Банка

Всемирный банк обнародовал экономический обзор по Украине за второй квартал 2008 года. В нем отмечены как негативные, так и позитивные тенденции развития экономики.
Все растет, все повышается… Но это не радует
Например, не радует, что негативным остается платежный баланс: импорт вырос на 20%, а экспорт — аж на 1%. В результате дефицит платежного баланса достиг 9,8%. Заметим — ничего удивительного в этом нет: искусственно завышенный курс гривны, не отражающий ее реальную покупательную способность, выгоден импортерам, но не экспортерам. Как отмечают эксперты Всемирного банка, дефицит мог бы быть еще большим, но на руку нашим экспортерам сыграло повышение мировых цен на их продукцию.
Вместе с тем, прогнозы падения валового внутреннего продукта (ВВП) оказались чересчур пессимистичными. Фактором поддержки экономического роста стал внутренний спрос. Так, в первом квартале инвестиции в частный капитал выросли на 15%, частное потребление — на 22%, потому валовой внутренний продукт вырос на 6,5%.
Исходя из этих факторов, Всемирный банк повысил прогнозные показатели ВВП и инфляции. По итогам года ВВП, по мнению экспертов Всемирного банка, составит 6%. Но, на этот раз, за счет не промышленности и строительства, а сельского хозяйства: ожидаемый высокий урожай — более 40 млн. т — в сочетании с динамикой мировых цен на продовольствие. Предыдущий прогноз инфляции составлял 17,2%.Сегодняшний уровень инфляции, по расчетам Всемирного банка, составляет 29%, но до конца года она уменьшится до 21,5%.
На год грядущий
В 2009 году будет наблюдаться плавная корректировка с замедлением роста ВВП до 4,5% и возвращения инфляции до уровня около 15%. При реальной политической ситуации, считают во Всемирном банке, невозможно существенно сократить затраты бюджета.
При этом дефицит платежного баланса превысит 11% ВВП, что потребует около 25 миллиардов долларов дополнительного финансирования. Впрочем, Всемирный банк исходит из предположения, что инвестиционная привлекательность Украины будет возрастать, что вызовет приток в страну частного капитала. В Украине низкая стоимость активов, соответственно — высокий потенциал рынка.
Инфляционная петля
Как считает экономист представительства Всемирного банка в Украине Руслан Пионтковский, нарастание инфляции во многом вызвано ростом потребления. Но есть и обратная реакция: с ростом инфляции стало невыгодно делать сбережения. Они обесцениваются не только в чулках, но и в банках — процент по вкладам меньший, чем инфляция. Потому граждане предпочитают не хранить деньги, а приобретать на них товары длительного пользования и недвижимость. Но это приводит к новому выбросу денег на рынок…
Потребительская инфляция достигла пика в 31,1% в мае и несколько снизилась в июне — до 29,9 %. Уменьшение ликвидности кредитов и повышение кредитных ставок замедлил расширение потребительского кредитования. Для экономики это хорошо, поскольку несколько уменьшило выброс денежной массы. Но все равно перегретость экономики продолжает вызывать опасения.
Как с этим борются
По мнению Руслана Пионтковского, реакция правительства на угрозы была прогнозируемой, правильной и очевидной. Произошло ужесточение фискальной политики и изменение монетарной политики в сторону сдерживания, то есть рост доходов бюджета при неизменности затрат.
В январе — мае номинальные доходы бюджета выросли на 46% — не только из-за высокой инфляции, но и благодаря улучшению сборов.
Заслужил похвалу Всемирного банка и Национальный банк Украины, в частности — его политика укрепления курса национальной валюты, а также уменьшение ликвидности и повышение процентных ставок по банковским кредитам. Произошло замедление кредитного роста. Как отметил Руслан Пионтковский, мы считаем, что тут Украина на правильном пути. Из-за сокращения потребительских кредитов происходит медленное уменьшение давления внутреннего спроса — то есть, денежной массы — на рынок.
В борьбе с лишними деньгами
По мнению специалистов Всемирного банка, намерение внести изменения в бюджет и потратить дополнительные поступления в него на внутреннее потребление может свести на нет достигнутый положительный результат.
Электоральное давление может помешать дальнейшему внедрению более жесткой макроэкономической политики, необходимой для обуздания инфляции.
Имеется в виду, что фискальная политика должна ориентироваться на получение доходов в бюджет и умеренный рост номинальных затрат и социальных выплат на фоне роста продуктивности национальной экономики.
В условиях политической нестабильности риски такого сценария значительны.
Сюда же следует добавить необходимость повышения коммунальных тарифов в связи с тенденцией дальнейшего роста цен на импортные энергоносители.
Но риск обратной динамики, то есть, попытки бюджетными выплатами догнать рост цен, по мнению специалистов ВБ, чреват более негативными последствиями. Как отметил директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер, многие политики, не входящие в правительство (видимо, деликатное наименование оппозиции), утверждают, что из бюджета нужно тратить больше, а монетарная политика Национального банка — чрезмерно жесткая.
По мнению Всемирного банка, чтобы бороться с инфляцией, нужен политический консенсус, а пока его нет. Вместе с тем, Мартин Райзер недвусмысленно выразил поддержку действующему правительству: Будем поддерживать тех, кто борется с инфляцией.
Борьба с бедными
По логике Всемирного банка, чтобы ослабить инфляционное давление на рынок, следует уменьшить количество денег на нем. То есть — поменьше давать их людям через бюджет. Получается, что из двух проектов изменений в бюджет предпочтительнее тот, который предусматривает меньшие бюджетные затраты — то есть, президентский, а не самого правительства. А электоральное давление означает, что депутаты, помня о голосах избирателей, на такую чрезвычайную меру не пойдут.
Ведь умеренный рост номинальных затрат и социальных выплат на практике следует понимать как замораживание не только социальных пособий и пенсий, но также и зарплат работников бюджетной сферы, государственных программ развития отдельных отраслей и секторов человеческой деятельности. В первую очередь такая тенденция должна ударить по науке, культуре, социальной политике, образованию, здравоохранению. Кроме того, сокращение денежной массы вызовет сокращение производства, соответствующее падению покупательной способности населения. Кому интересно производить товары, которые большинство населения не может купить?
Сам себя не похвалишь…
Министр экономики Богдан Данилишин похвалил Всемирный банк за поддержку действий правительства и повышение прогноза экономического роста, но и пожурил за повышение прогноза инфляции. По его мнению, эксперты преувеличивают влияние мировых цен и недооценивают антиинфляционные действия правительства. Как считает Богдан Данилишин, в мире наблюдается ускорение инфляционных процессов, а в Украине — процесс обратный. Министр заявляет, что Украина продемонстрировала стойкость к сырьевым шокам и доказала инвесторам, что имеет базовые предпосылки повышения конкурентоспособности.
Вместе с тем, есть мнение, что ограничение объема денежной массы на рынке как способ борьбы с инфляцией имеет альтернативу.
Народный депутат Инна Богословская:
— С точки зрения Всемирного банка — подход правильный, потому что Всемирному банку никогда не нужна была развитая Украина. С точки зрения интересов страны — подход неправильный, потому что на самом деле существует два основных типа борьбы с инфляцией.
Инфляция — это ситуация, при которой количество товаров значительно меньше, чем денег, находящихся у населения. Выхода из этой ситуации есть два: или увеличить количество товаров, что приводит к росту производства, ВВП, и страна поднимается с колен, инфляция становится фактически толчком для роста промышленного производства. И второй способ — сужение денежной массы, что всегда идет во вред развитию.
Замораживать финансовые потоки, уменьшать количество денег, работающих в экономике — это то, что делает Всемирный банк своими рекомендациями для переходных экономик и то, что делает министр финансов Пинзенык с упорством, достойным лучшего применения, уже третье свое пришествие. И результатом его работы всегда видим гиперинфляцию, потому что такие методы в неразвитых рынках всегда вызывают в итоге гиперинфляцию.
Второй способ, который действительно нужен Украине, — это развивать экономику: резкое снижение налогов, создание максимально благоприятных условий для национального производителя, чтобы он мог быстро насытить рынок товарами.
Сегодня правительство выбрало первый способ. К сожалению, это совпадает с общей идеологией Всемирного банка, который уже в свое время не слишком правильными консультациями для украинских правительств способствовал тому, что у нас было сделано огромное количество экономических ошибок. Это их право — быть сторонниками именно такой идеологии выхода из инфляционных процессов, но все страны, которые вышли победителями в борьбе с инфляцией, как правило, применяли второй способ — создание преимуществ для отечественного производителя, чтобы наполнить рынок товарами.

Банки остались без пенсии

Восемнадцати учреждениям запретили ее выплачивать
Пенсионный фонд исключил 18 банков из списка учреждений, которые будут выплачивать пенсии и денежную помощь в 2009 году. В банках пока не могут объяснить, чем вызвано такое решение. В НБУ отмечают, что возможности зарабатывать на выплате пенсий лишились банки, не выполняющие в полном объеме своих обязательств перед Пенсионным фондом по уплате 0,5-процентного сбора при операциях с валютой.
Пенсионный фонд Украины (ПФУ) пересмотрел перечень уполномоченных банков, в которых пенсионеры могут открывать счета для выплаты им пенсий в 2009 году. Согласно решению конкурсной комиссии, обнародованному вечером 24 декабря, из списка исключено 18 кредитных учреждений, осуществлявших пенсионные выплаты в 2008 году: Актив-банк, Артем-банк, Владимирский, Грант, Захидинкомбанк, Земельный банк, Земельный Капитал, Интербанк, Кредобанк, Национальный кредит, Южкомбанк, Синтез, СоцКом Банк, Украинский Бизнес Банк, Украинский финансовый мир, Факториал-Банк, Фамильный, Финростбанк.
Большинство этих банков мелкие: по данным Нацбанка на 1 октября, лишь Кредобанк входит в группу крупных (II), еще три банка – в группу средних (III), а четырнадцать – в группу небольших (IV). Пенсионеры смогут получать пенсии весь 2009 год в оставшихся в перечне 73 банках. Банк Надра и Проминвестбанк, получившие от НБУ рекордные объемы кредитов для поддержки их финансовой стабильности, смогут выплачивать пенсии, зарабатывая на комиссии, лишь до 1 июля 2009 года.
В ПФУ объяснили Ъ, что сократили количество уполномоченных банков после изучения их отчетности. Это решение конкурсной межведомственной комиссии, в которую входили представители Пенсионного фонда, Минфина, Министерства труда и социальной политики и Нацбанка. Каждый банк подавал заключение – письмо от Нацбанка о финансовой деятельности и работе с пенсионерами по выплате пенсий. Согласно решению комиссии с 18 банками сотрудничество не продлевается,– сказал Ъ источник в ПФУ.
Банки из черного списка затрудняются назвать конкретную причину их исключения. Тендера не было, все решила комиссия. У нас пока нет письма из Пенсионного фонда с объяснением, почему нам не продлили договор, но, согласно письму Нацбанка, у нас нет никаких финансовых или экономических нарушений,– сообщил Ъ источник в Актив-банке. А в банке Владимирский официальной информации ПФУ не поверили. Нас не исключили. У нас все продлевалось автоматически,– заверила Ъ заместитель председателя правления банка Владимирский Светлана Третьяк.
В Нацбанке говорят, что такое решение принято в связи с махинациями некоторых кредитных учреждений на межбанковском валютном рынке. При покупке валюты они не всегда осуществляли отчисления в ПФУ в размере 0,5% от объема безналичной торговли иностранной валютой, поэтому ПФУ лишил их возможности зарабатывать на комиссии при выплате пенсий. Мы получили письмо из Министерства труда и социальной политики о том, что они прекращают сотрудничество с рядом банков, потому что те некорректно себя ведут при операциях по покупке/продаже валюты и не перечислили в Пенсионный фонд 209 млн грн,– сообщил Ъ высокопоставленный источник в НБУ.
В банках с обвинениями не согласны. Это решение Пенсионного фонда, по мы пока не получили от него никаких разъяснений. Проблем на межбанке у нас вообще не было. Мы делали отчисления в Пенсионный фонд, потому что иначе валюту купить нельзя,– рассказала Ъ заместитель директора департамента ритейла Южкомбанка Инна Крыжановская.
Парламент ужесточил правила работы с ценными бумагами
Верховная рада ужесточила ответственность за незаконные операции с ценными бумагами. Согласно законопроекту #2614 О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг, принятому 25 декабря 264 депутатами во втором чтении в целом, осуществление банковских операций или деятельности по предоставлению финансовых услуг на рынке ценных бумаг без приобретения статуса финансового учреждения или без специальной лицензии повлечет наложение штрафа в размере 1-3 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан, тогда как ранее размер штрафа составлял 200-500 минимумов. Подделка документов, которые подаются для регистрации выпуска ценных бумаг; нарушение порядка ведения реестра собственников именных ценных бумаг; сокрытие информации о деятельности эмитента будут караться штрафом в размере 500-1000 минимумов. Ранее таких санкций не было. Ответственность за размещение ценных бумаг без регистрации их выпуска ужесточена с 50 минимумов до 500-1000 минимумов. Впервые предусмотрены финансовые санкции за незаконное использование инсайдерской информации – 750-2000 минимумов. Альтернативой штрафу остается лишение свободы сроком на два, три или пять лет.

И вновь продолжается бой

О том, как в законопроекте 3306 предлагается гарантировать вклады, отсрочить выплату ипотечных платежей и оживить строительство.
ПОВОД
Комплексный антикризисный законопроект 3306 О срочных мерах по предупреждению последствий мирового финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законы Украины богат не только на налоговые и таможенные изменения (см. материал ЛІГА:ЗАКОН Налоги и пошлины неразделимы). В нем также нашлось место защите интересов вкладчиков банков и других финансовых учреждений. Кроме того, большое внимание в законопроекте 3306 уделено антикризисным мерам, касающимся субъектов рынка кредитования и застройщиков.
ФАБУЛА
Реализация некоторых идей, заложенных в комплексном антикризисном законопроекте, может иметь непредсказуемые последствия
К гарантиям через фонды
Законопроектом 3306 предлагается предоставить государственные гарантии по возвращению вкладов не только физических лиц — вкладчиков банков, но и по другим видам вкладов. Так, под защиту Фонда гарантирования вкладов физлиц (далее — ФГВ) планируется поставить депозитные счета физических лиц — предпринимателей, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения.
По аналогии с ФГВ в законопроекте 3306 запланировано создание Фонда гарантирования страховых выплат по договорам долгосрочного страхования и Фонда гарантирования вкладов кредитных союзов. Участниками первого должны стать страховщики, имеющие лицензию на право осуществления деятельности по долгосрочному страхованию жизни, инвестиционному или пенсионному страхованию. Участниками второго — все кредитные союзы, имеющие лицензию на привлечение депозитных средств.
За такую роскошь страховщики (кредитные союзы) должны будут уплатить первоначальный взнос в размере 10 % от статутного (резервного) капитала. А потом два раза в год отчислять в фонды по 0, 25 % (0,2 %) от суммы страховых рисков (суммы вкладов). Размер же возмещения страхователям и вкладчикам КС составит суммарно 50 тыс. гривен по всем видам невыплат одного неплатежеспособного участника фонда. Правда, выплачивать возмещения фонды смогут не раньше, чем через год после их создания…
…ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законопроект 3306 в части кредитно-банковского и строительного сектора достаточно рискованный. Ведь усиление роли договоров с оговоркой вместе с неспособностью некоторых граждан погасить кредит даже по прошествии 90 дней может привести к противоправным выселениям в досудебном порядке. Да и Фонды банковского управления еще не показали свою эффективность, а потому их внедрение по всей Украине может оказаться преждевременным.

Страховщики присоединяются к Хартии социальной ответственности и деловой репутации — ЛСОУ

Как сообщила агентству Интерфакс-Украина ЛСОУ, о готовности поддержать эту идею уже заявили ЗАО СК Провидна, ЗАО СК Бусин, ЗАО АСК Омега, ЗАО ПРОСТО-Страхование. Жизнь и пенсия.
В основу этого документа положены принципы верховенства права, конкурентности, стабильности, открытости бизнеса и доверия. Среди обязательств участников хартии — максимальное сокращение сроков принятия решений и выплаты возмещений по страховым случаям; уменьшение расходов на ведение дел до 25% в добровольных и 20% — в обязательных видах страхования; отказ от демпинга или необоснованного завышения страховых тарифов; усиление мониторинга финансовой устойчивости страховщиков и своевременное раскрытие информации относительно их деятельности; введение моратория на высказывание и комментарии относительно вопросов неплатежеспособности или ненадежности страховщиков иначе как по решению учредителей или соответствующего органа.
В условиях кризиса рынок осознает необходимость консолидации, установления понятных и прозрачных правил игры, восстановления доверия со стороны клиентов, — считает президент Лиги Александр Филонюк.
Он отметил, что страховщики понимают свою социальную ответственность участников страхового рынка перед обществом в период продолжающихся негативных тенденций в экономике. Только объединенными усилиями бизнеса, власти и общества можно изменить ситуацию. Именно на это и направлена хартия, — уверен А. Филонюк.
Хартия вступила в силу с 15 декабря 2008 года и открыта для ее подписания.
Текст документа размещен на сайте ЛСОУ: www.uainsur.com.

Upras Capital сужает круг деятельности

Игорь Прасолов отказался от КУА АПФ Украинские фонды
ИК Upras Capital народного депутата Игоря Прасолова вышла из бизнеса по управлению активами, продав харьковскому бизнесмену, чье имя не разглашается, КУА АПФ Украинские фонды, управляющую пенсионными и венчурными фондами в сфере недвижимости. Теперь Upras Capital будет заниматься исключительно инвестиционным банкингом. Участники рынка считают, что бизнес по управлению активами диверсифицирует риски фондовой компании, а поэтому продажа актива в условиях кризиса – неразумное решение.
Вчера ИК Upras Capital (ранее – Керамет Инвест) сообщила о завершении сделки по продаже компании по управлению активами и администратора пенсионных фондов (КУА АПФ) Украинские фонды, в управлении которой находятся три венчурных и три пенсионных фонда. Основной причиной коррекции стратегии компании является концентрация на наиболее приоритетных направлениях бизнеса – оказании инвестиционно-банковских услуг и управлении прямыми инвестициями (private equity.–Ъ),– цитирует генерального директора Upras Capital Анатолия Амелина пресс-служба компании. Продажу Украинских фондов господин Амелин объяснил Ъ тем, что в ближайшие полтора года управление активами не принесет компании таких доходов, как инвестиционный бизнес. По словам высокопоставленного источника Ъ в компании, КУА АПФ продана харьковскому бизнесмену, переговоры с которым длились два дня.
КУА АПФ Украинские фонды была создана в ноябре 2006 года, принадлежит ООО Перше Джерело, подконтрольному народному депутату от Партии регионов Игорю Прасолову. Украинские фонды с момента создания возглавляет экс-директор департамента надзора над НПФ Госфинуслуг Андрей Рыбальченко.
Участники рынка считают продажу КУА опрометчивым решением, так как в условиях кризиса не следует концентрироваться исключительно на инвестиционном банкинге. По словам директора ИК Foyil Securities Александра Сандула, бизнес по управлению активами более стабилен и является одним из путей диверсификации рисков компаний, работающих на фондовом рынке. Направление инвестиционного банкинга более волатильное,– добавил он. А генеральный директор ИФГ АРТ-Капитал Леонид Городецкий уточнил, что бизнес по администрированию и управлению пенсионными фондами нацелен на длительную перспективу. В условиях финансового кризиса и девальвации гривны сложно говорить с клиентами о пенсионных фондах,– сказал он.
Эксперты утверждают, что стоимость КУА АПФ зависит от объема средств в управлении. По информации компании, суммарный объем ее активов – 1,2 млрд грн. Обычно цена бизнеса по управлению активами составляет 5-10% от стоимости активов,– рассказал Леонид Городецкий. По словам директора КУА Тройка Диалог Украина Александра Панченко, стоимость КУА оценивается в зависимости от объема средств, находящихся в управлении, и комиссии, которую компания зарабатывает от управления активами. В текущее время этот коэффициент может составлять 10-20% к годовому доходу,– добавил господин Панченко. Впрочем, игроки рынка сомневаются в том, что активы компании составляют 1,2 млрд грн. В их пенсионных фондах – ОНПФ Украинский пенсионный фонд, НППФ Хлебный, ПНПФ Пенсионный фонд Профессионального союза аттестованных сотрудников органов внутренних дел Украины – денег не так-то и много. Они не наполнены полностью,– отметил господин Городецкий. Вполне возможно, что компания еще не переоценивала недвижимость по новым ценам в своих трех венчурных фондах – ЗНВИФ Альянс Риал Истейт Менеджмент, ЗНВИФ Альянс Билдинг Групп и ЗНВИФ Украинский проект, говорят участники рынка. Узнать реальный объем активов в управлении можно только в конце года,– уверяет директор КУА Гарантия-Инвест Игорь Сирык.

Банкир отпущения

Обычно в число наиболее часто употребляемых в новостных выпусках персон входят политики. В последнее время в топ-5 плотно обосновался экономист. Глава НБУ Владимир Стельмах находится на пике скандальной популярности и на острие борьбы между Банковой и Грушевского.
Родители обвала
Пристальное внимание куда более широких кругов общественности, чем только банковские, глава НБУ привлекает, пожалуй, со времен весенней ревальвации.
Но тогда на то, чтобы привыкнуть к достаточно резкому укреплению национальной валюты и отвыкнуть поминать имя Владимира Стельмаха всуе, и у обычных украинцев, и у политиков было несколько месяцев. Курсовые колебания сезона осень-зима-2008 такую возможность не предоставили. И потому вопросом: Что же делает Стельмах? — лица разной степени заинтересованности озадачиваются едва ли не каждый день.
Начало валютного кризиса ознаменовалось волной критики в адрес Нацбанка со стороны экспертов и других государственных институций. Главной претензией было: почему регулятор не участвует в торгах на межбанке. Со временем ситуация выправилась: центробанк несколько раз вышел на рынок, да так активно, что недавние критики забеспокоились о здоровье золотовалютных резервов страны. В дальнейшем список претензий увеличился: от почему не отдают депозиты? через зачем устраивать валютные аукционы? до по какой схеме осуществляется рефинансирование отдельных банков?. Ответ на претензии населения нашелся довольно быстро: ограничение выдачи вкладов погасит панику и пойдет на пользу банковской системе в целом, что отразится на благополучии каждого отдельно взятого вклада. А вот получение разъяснений по поводу тонкостей общей политики Нацбанка проходило с куда большим скрипом. Причем со скрипом таким, что ко второй половине декабря желающие начали сами активно продуцировать искомые ответы. Как раз к тому времени, когда большая часть вопросов конкретизировалась до двух основных: Что происходит с курсом? и Нацбанк вообще чем-нибудь занимается?.
Брифинг главы правительства на тему возможных ответов на эти два вопроса запомнится надолго. Напомним, Юлия Тимошенко обвинила Нацбанк в пособничестве спекулятивным операциям ряда банков и при попустительстве Банковой. Политическая реакция в лучших традициях войн в песочницах последовала сразу же: и Виктор Балога, и Владимир Стельмах рассказали Юлии Тимошенко, что во всех бедах украинской экономики виноват Кабмин. То, что правительство лишено влияния на монетарную политику, как-то забылось — обе стороны явственно жаждали крови в стремлении переложить ответственность с одной головы на другую.
Накалившуюся до предела ситуацию несколько смягчил ряд то ли дополнительных обстоятельств, то ли следствий произошедшего. Во-первых, Виктор Ющенко (скорее всего, независимо от Юлии Тимошенко) пришел к выводу, что основной виновник курсовых колебаний все-таки спекуляции. Правда, на достижениях премьера — обвинении ряда банков — глава государства не остановился: чуть ли не главным врагом национальной валюты были назначены обменники, работающие по агентским соглашениям. Во-вторых, Нацбанк очнулся от затянувшейся летаргии, наконец-то анонсировал совместную с Министерством финансов программу по оздоровлению курса (Подробности о ней уже упоминали) и перешел на стадию активности. И, наконец, в-третьих, то ли с перепугу, то ли в силу объективных причин (как, например, насыщение валютного рынка), но доллар пополз вниз. Правда, неизвестно, надолго ли. И неизвестно, чья это заслуга
Юлия Тимошенко, а за компанию с ней и часть парламента, расценила укрепление гривны как иллюстрацию правильности выводов премьера, вследствие чего было решено создать парламентскую комиссию по проверке деятельности НБУ. Заодно в ближайшее время БЮТ планирует инициировать отставку Владимира Стельмаха. С другой стороны, Банковая дает главному банкиру страны фору на устранение последствий центробанковского легкомыслия и заверяет, что наибольший вред всей системе нанесли необоснованные и истерические (по определению главы СП) обвинения главы правительства. А если глава Нацбанка, даже с учетом вполне обоснованных вопросов к его действиям, виноват чуть- чуть, то и в родители валютного кризиса его записывать пока рановато.
Вопрос в том, чья точка зрения победит.
Коней на переправе не меняют?
Мотивы недавнего поведения Нацбанка пока остаются загадкой.
Злонамеренность ли, халатность ли, или просто недоступная многим логика спасения национальной валюты — оценка деятельности Владимира Стельмаха еще впереди. И будет лучше, если этой проблемой займутся все же не политики. В принципе, под гнетом таких обвинений, даже если они не были обоснованы, зарубежные деятели часто уходят в отставку — на всякий случай. Особенно, с учетом количества вопросов к главе центробанка и того, что, как любит повторять сам Владимир Семенович, банковской сфере нужны тишина и спокойствие. Но, похоже, виновник торжества не спешит оставлять вотчину на произвол судьбы. Правда, ему могут и помочь.
Главным инициатором борьбы с Нацбанком агрессивным методом отставки его главы на сегодня является Юлия Тимошенко. Премьер высказывает претензии к действиям Владимира Стельмаха уже не один месяц, а сейчас, по мнению многих политологов, председатель правления НБУ торжественно назначается на роль главного антикризисного козла отпущения.
Можно назвать немало причин взыгравшей нелюбви главы правительства к главе центробанка. От жажды справедливости до стремления затеять громкий скандал вокруг просчетов монетарной политики, чтобы отвлечь внимание от реального сектора экономики и местами очень спорного бюджета. От обиды на Нацбанк из-за рефинансирования коммерческих банков в ущерб финансовым потребностям Кабмина до попыток аккумулировать весомый компромат против Банковой и, как следствие, использовать его в политическом торге. Главным резоном, пожалуй, была бы замена Владимира Стельмаха на более лояльную премьеру кандидатуру.
Предположить подобное, с учетом того, что представление сменщика входит в компетенцию президента, было бы сложно. А потому у Юлии Владимировны два варианта: изыскать средства контроля над Стельмахом или попытаться уволить его с очень громким скандалом. С учетом кризиса и неплохого отношения к нынешнему руководству регулятора со стороны МВФ логичнее выглядит первый вариант. Но только в том случае, если под ногами премьер-министра не слишком горит земля. Необходимость защищать свои интересы ценой утопления соперника уже стоит — не зря глава правительства ушла в оппозицию. Но о масштабной войне говорить пока рано: отставка Стельмаха — это мелочь, когда во главе угла нет-нет, а мелькнет мечта о досрочных президентских выборах.
Помочь премьеру разобраться с креатурой Банковой мог бы парламент. БЮТ обязывает положение, а все остальные (исключая пропрезидентские группы в НУ- НС) могут проголосовать в рамках демонстрации активной борьбы с кризисом.
Правда, возможности законодателей ограничены, о чем не преминул упомянуть Александр Лавринович: предлагать отправить председателя правления НБУ в отставку может или он сам, или президент. Так что кампания Верховная рада против Стельмаха может затянуться по причине неотзывчивости заинтересованных сторон.
Как это часто в последнее время бывает, если премьер-министру чего-то очень хочется, то интерес президента состоит в чем-то обратном. Среди государственного руководства Виктор Ющенко наименее заинтересован в отставке Владимира Стельмаха. Президент курирует НБУ не только по долгу службы, но и в силу профессионального интереса. К тому же, судя по слухам, вопрос независимости Владимира Семеновича от мнения Виктора Андреевича стоит не слишком остро. Возможно, именно поэтому поведение главы государства в отношении политики руководства центробанка в последнее время отличается некоторой двойственностью. С одной стороны представители СП докладывают, что президент неоднократно жестко критиковал политику Нацбанка за закрытость и непрозрачность, непрогнозируемость решений и отсутствие воли к принятию жестких мер. С другой — похоже, что критика действий НБУ — это преференция главы государства и только его.
Сохранение Владимира Стельмаха на его посту для Банковой — это не только путь к сбережению своего влияния на регулятор, но и гарантия действующего курса монетарной политики. Трудно предположить, что президент был не в курсе действий центробанка. И, исходя из этого, трудно предположить, что он их не одобрял. В таком случае, позиция верной дорогой идем, товарищи служит оправданием и для Гаранта тоже. Кроме того, выгораживание действий НБУ помогает убить еще одного зайца: доказать, что деятельность Юлии Тимошенко на ее посту была более разрушительной для экономики страны, чем шалости с курсом. И, наконец, основным аргументом в защиту Владимира Стельмаха может послужить банальное коней на переправе не меняют: нынешнее руководство Нацбанка усложнило ситуацию, ему ее и исправлять, деньги любят тишину, легкий кризис никто и не обещал
С президентской позицией многие (в первую очередь, премьер) не согласны, но что-то резко предпринять в обход мнения главы государства трудно, в первую очередь, с технической точки зрения. При этом не исключено, что защита Стельмаха — временная акция по укреплению позиций Банковой. Вполне вероятно, что главе НБУ уже ищут смену, тем более что через месяц повод для его ухода образуется сам собой — 18 января Владимиру Семеновичу исполнится 70 лет, можно и на пенсию уйти А вот кто будет этой заменой — другой вопрос. И вокруг возможной кандидатуры (кто бы это ни был — делегат от Банковой, делегат от Кабмина, Петр Порошенко, Арсений Яценюк, Сергей Тигипко) развернутся еще более интенсивные бои, чем сейчас — за и против банкира отпущения. И это еще одна причина повременить/поспешить с отставкой Владимира Стельмаха.

Закон ВР от 12.12.2008 г. № 659 О внесении изменений в Закон Украины О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины

Закон ВР от 12.12.2008 г. № 659 О внесении изменений в Закон Украины О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины

Читать далее Закон ВР от 12.12.2008 г. № 659 О внесении изменений в Закон Украины О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины