Архив метки: орэ

Денежный тромб (Контракты)

Украинская экономика на пороге кризиса неплатежей. Возврат к временам бартера маловероятен, хотя неплатежи усугубят спад в экономике в следующем году.
Константин Кравчук
Украинская экономика на пороге кризиса неплатежей. Возврат к временам бартера маловероятен, хотя неплатежи усугубят спад в экономике в следующем году
Предприятия перестали вовремя платить за энергоносители, жалуются представители компаний-поставщиков. В ноябре энергопоставляющие компании перечислили оптовому рынку электроэнергии 95,2% за ток (в октябре платежи составили 97,7%). Ухудшилась ситуация и с расчетами за газ. В январе-ноябре этого года производители тепла оплатили компании Газ Украины 69% приобретенного топлива (за аналогичный период минувшего года — 80%). Кроме того, осенью начали быстро увеличиваться долги по зарплатам. Если с января по август просроченные обязательства работодателей перед персоналом возросли всего на 4% — до 695,2 млн грн, то за следующие два месяца они увеличились уже на 50% — до 1,044 млрд грн. Наибольшие темпы прироста задолженностей по зарплатам составили: в строительстве — +37,8% (за октябрь), промышленности — +27,6%, отельном и ресторанном бизнесе — +56,5%.
Работодатели не выдерживают сроков оплаты труда не только в промышленных регионах, которые первыми пострадали от экономического спада, но также в столице и аграрных областях.
По данным Госкомстата, общий размер невозвращенных своевременно долгов в экономике начал медленно расти еще в начале этого года. С января по сентябрь просроченная дебиторская задолженность предприятий увеличилась на 10,6% — до 61,7 млрд грн.
По мнению экспертов, начавшийся экономический спад грозит ускорить процесс увеличения задолженностей. Уровень расчетов за электроэнергию, скорее всего, будет снижаться из-за остановки или уменьшения производства на крупных предприятиях. Эти потребители раньше часто платили наперед, и вытягивали общий уровень оплаты в трудные периоды, — сетует сотрудник Национальной комиссии регулирования электроэнергетики. Еще одна вероятная причина неплатежей — увеличение задолженностей населения перед поставщиками коммунальных услуг, что отразится и на предприятиях других отраслей. Зимой оплата жилищно-коммунальных услуг обычно ухудшается. Сегодня сотрудников многих компаний сокращают или отправляют в неоплачиваемые отпуска, поэтому, по всей видимости, население будет платить значительно меньше, — прогнозирует Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им. Разумкова.
При этом устроить тромбы в цепочках платежей с помощью банков будет сложно.
Многие финансовые учреждения испытывают дефицит ликвидности, они также сталкиваются с неплатежами — по кредитам. На 1 октября доля проблемных займов в кредитном портфеле банков составляла 1,7%; к 1 ноября она увеличилась до 1,79%; на 10 декабря, по словам главы Нацбанка Владимира Стельмаха, составляет уже около 2,0%. Финучреждениям стало труднее возвращать просроченные кредиты путем продажи залога: на сайтах некоторых банков появились объявления о продаже залогового имущества должников, прежде всего автомобилей.
Проблемы с платежами были одной из ключевых проблем в экономике Украины во время спада 1990-х. На 1 января 2000 года просроченная дебиторская задолженность компаний составляла 76,95 млрд грн — 59% ВВП: предприятия зачастую рассчитывались с помощью бартера, взаимозачетов, векселей. За период экономического роста долговая проблема почти исчезла — на 1 октября этого года просроченная дебиторская задолженность сократилась до 8,7% ВВП.
По мнению экспертов, возврат к временам бартера маловероятен, хотя неплатежи усугубят спад в экономике в следующем году. Пока у компаний есть запас прочности. Предприятия-должники могут, например, продать часть активов, — считает Василий Юрчишин. Масштаб неплатежей будет зависеть от продолжительности и глубины экономического кризиса.
Проесть все
Основная причина глубокого экономического кризиса в Украине — мощный поток капитала направлялся не в производство, а на потребление
Экономика Украины растет быстро, но простые граждане не ощущают этого на своем кармане, беспокоился семь лет назад бывший премьер Анатолий Кинах. Нужен переход от количественных показателей ВВП к качественным индикаторам роста благосостояния украинцев, — заявлял Кинах летом 2001 года, спустя два года после начала экономического подъема в стране. Желание экс-премьера сбылось: с 2001 по 2008 год реальные доходы наших граждан увеличились втрое, а потребительские рынки пережили настоящий бум. Однако оказалось, модель экономики, которая стимулировала быстрый рост зарплат, была начинена миной замедленного действия: страна оказалась в числе государств, наиболее пострадавших от мирового финансового кризиса.
Не хочу производить, хочу торговать
В течение последних нескольких лет структура отечественной экономики немного приблизилась к модели развитых держав, хотя по уровню доходов Украина продолжает занимать крепкие средние позиции в группе развивающихся государств. Сфера услуг в Украине росла значительно быстрее, чем производственный сектор. По данным Госкомстата, с 2001 по 2007 год доля услуг (включая госучреждения) в ВВП Украины увеличилась с 44,7% до 51,7%, в промышленности — лишь с 27,1% до 28,2%. При этом доля сельского хозяйства в ВВП за семь лет рухнула с 14,4% до 6,6%. Очень высокая доля сферы услуг в экономике характерна для постиндустриальных государств. К примеру, доля услуг в ВВП США достигает 80%, Германии — 70%, хотя по размерам экономики Украина далеко не дотягивает до развитых стран. По данным МВФ, по величине ВВП на душу населения страна занимает 92-е место в мире с показателем $6,968 за год (по паритету покупательной способности в 2007-м).
Некоторые эксперты называют модель экономики, которая формировалась в Украине в течение последних лет, потребительской или импортно ориентированной. Эта модель предусматривает быстрое увеличение социальных выплат из бюджета — темпами, которые превышают рост объемов внутреннего производства. В результате, чтобы удовлетворить растущий спрос, необходимо увеличивать импорт, — объясняет Александр Рябченко, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций. К стремительному увеличению потребительского спроса вела не только политика властей. Рост доходов бюджета был бы невозможен без благоприятной конъюнктуры на внешних рынках. В 2003-2007 годах значительно повысились цены на продукцию украинских экспортеров, прежде всего металлургических и химических предприятий и аграрных компаний, что привело к увеличению их прибыли и выплат в госбюджет. Кроме того, в 2005-2007 гг. в Украину устремился мощный поток зарубежных займов и инвестиций. Страна купалась в деньгах: за четыре года, с июля 2004 по июль 2008 года внешний долг отечественных компаний и банков увеличился в 6,5 раз — с $12,963 млрд до $84,899 млрд (с 25,8% ВВП до 57,7% ВВП). А прямые иностранные инвестиции в Украину с января 2004 по июль 2008 года выросли в 5,5 раз — до $37,622 млрд.
Значительная часть средств направлялась на потребление через опережающий рост зарплат и кредитов. В 2000-2007 гг. ВВП Украины увеличился на 77,4%, а реальные доходы наших граждан (с поправкой на инфляцию) — на 180,8%. Банки активизировали кредитование населения: только с января 2005 по октябрь 2008 года объем займов, выданных украинцам, увеличился в 16 раз, тогда как компаниям — всего в пять раз. Доля физлиц в кредитном портфеле банков подскочила за это время с 16,7% до 37,6%. Рост спроса привел к увеличению импорта и бурному развитию сферы услуг — оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, транспорт, реклама. Поток финансирования в украинскую экономику был настолько большим, что страна не могла переварить его, и как результат — взлет цен на товары и услуги, зарплатный бум.
В течение семи лет благоприятная внешняя конъюнктура и увеличивающийся потребительский спрос позволяли Украине поддерживать высокие темпы роста экономики. Среднегодовое увеличение украинского ВВП в 2000- 2007 годах составляло 7,4%, что превышало показатели большинства стран Восточной Европы (кроме Литвы, Латвии и Эстонии). Однако в условиях мирового финансового кризиса эта модель развития экономики оказалась неустойчивой.
Кризис в значительной степени перекрыл главные источники поступлений денег в Украину — займы и инвестиции, а также валютную выручку экспортеров. Рост потребления обеспечивался во многом не за счет внутренних финансовых ресурсов страны, а за счет внешний займов. Пока банки и предприятия могли получать кредиты из-за рубежа, потребление развивалось, но с наступлением кризиса спрос перестал расти и начал сокращаться, — отмечает экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Выяснилось, что продукция украинских предприятий-экспортеров, которые в основном используют устаревшие энергоемкие технологии, уступает зарубежным аналогам. По данным Всемирной ассоциации стали, если в октябре выпуск металлопродукции в мире сократился на 12,4%, то в Украине — на 48,7% (по сравнению с октябрем минувшего года). В октябре промышленное отечественное производство упало на 19,8% — наихудший показатель по регионам СНГ (в среднем сокращение в странах Содружества составило 2%). Уменьшение валютной выручки и внешних займов привело к резкому падению курса гривни — более чем на 60% (с августа по декабрь). Как следствие, пострадали не только промышленность, но и остальные сектора экономики — в октябре украинский ВВП сократился на 2,1%, Минэкономики прогнозирует его падение на 5%.
Мимо кассы
Развитие экономики за счет быстрого прироста внешних долгов не могло продолжаться бесконечно. Стремительный рост импорта, который все больше опережал экспорт, а также неизбежное замедление темпов привлечения кредитов рано или поздно должны были негативно повлиять на экономику. Мировой финансовый кризис лишь ускорил этот процесс, буквально за месяц, превратив экономический рост в спад. По мнению экономистов, Украина оказалась очень уязвима перед кризисом из-за недостаточных инвестиций в базовые отрасли — промышленность и сельское хозяйство. Слишком большая часть поступавших в страну денег направлялась на потребление, а не на реконструкцию предприятий- экспортеров и строительство новых производственных мощностей. Мы продаем за рубеж в основном продукцию низких переделов. Когда мировая экономика растет, спрос на нее высок, но в случае кризиса потребность в такой продукции падает в первую очередь, а восстанавливается — в последнюю.
Поэтому мы вошли в кризис раньше, чем другие страны, и выходить будем позже, — полагает экономист Александр Пасхавер.
Однако, по данным Госкомстата, объем инвестиций в основной капитал в Украине в последние годы был высоким — он увеличился с 20,6% ВВП в 2003-м до 27,5% ВВП в минувшем году. Это меньше, чем у КНР, — в 2003-2006 гг.
инвестиции в структуре ВВП Китая достигали от 41% до 43,2%. Но Украина значительно превзошла показатели других крупных развивающихся государств: к примеру, в России доля вложений в основной капитал в 2007-м составила только 21,4% ВВП, в Польше — 21,6%.
Причина уязвимости украинской экономики заключается в том, что инвестиции направлялись в основном в сферу услуг. К примеру, в 2007 году доля вложений в основной капитал промышленности составила всего 34,1% от общих инвестиций, в сельское хозяйство — 5,1%. В то же время в операции с недвижимостью и строительство было вложено 23,7% инвестиций, в транспорт и связь — 16,8%, в торговлю — 9,4%. По словам Александра Жолудя, значительная часть средств, которые направлялись в промышленность, шла на поддержание в работоспособном состоянии устаревшего оборудования, а не на создание новых конкурентоспособных производств.
Некоторые эксперты полагают, что к спаду экономики приложились крупные предприниматели, которые не инвестировали в промышленность, снимая сливки с дешево приватизированных предприятий, и не занимаясь их реконструкцией.
Многие собственники промышленных гигантов стремились диверсифицировать свой бизнес, инвестируя в сферу услуг. В частности, Ринат Ахметов вкладывал средства в мобильную связь, розничную торговлю и отельный бизнес. Владельцы Запорожстали тратили деньги на супермаркеты, а Мариупольский меткомбинат им. Ильича — на создание сельскохозяйственной империи. Впрочем, недостаточное количество инвестиций в базовые отрасли было закономерным. С одной стороны, вложения в торговлю, недвижимость и сектор услуг окупались быстрее. С другой — риски для долгосрочных инвестиций в Украине были слишком высоки из-за политической нестабильности, проблем с гарантированием прав собственности и административных барьеров для бизнеса. Государство не создало среду для инновационной деятельности. Если предприниматели не вкладывали деньги в модернизацию предприятий, значит, они находили своим капиталам лучшую сферу применения, — полагает Александр Пасхавер.
Равнение на Запад
Теперь многие экономисты говорят, что Украине нужно перейти от потребительской модели развития экономики к производственной. Она предусматривает поддержку экспортеров, а также медленное повышение уровня оплаты труда. В итоге такая политика приводит к укреплению национальной валюты, — отмечает Александр Рябченко. Для этого правительству необходимо стимулировать увеличение экспорта и сокращение импорта. Власти уже начали делать шаги в этом направлении — разработаны законопроекты о повышении пошлин на некоторые импортные товары. Содействовать развитию внутреннего производства будет и снижение курса национальной валюты. Девальвация гривни приведет к существенному уменьшению стоимости рабочей силы в Украине. В октябре средняя зарплата в стране составляла 1917 грн — $253 по курсу на 10 декабря. Теперь она ниже, чем в Китае, где по итогам 2007 года средняя зарплата за месяц достигла $305,5.
Однако быстрый рост в отечественной промышленности в ближайшие годы, по всей видимости, невозможен. Девальвация национальной валюты не поможет удешевить импортное оборудование, сырье и материалы, которые составляют значительную часть в структуре себестоимости украинских товаров.
Простаивающие сегодня без заказов украинские меткомбинаты специализируются на производстве полуфабрикатов и не выпускают многие виды металлопроката, которые нужны отечественным машиностроительным предприятиям, например, автомобильный лист — его приходится ввозить из-за рубежа. Создание же производственных цепочек потребует больших инвестиций, но они невозможны во время финансового кризиса. Кроме того, пока не исчезли и политические риски. После завершения финансового кризиса иностранные инвестиции и займы устремятся в Украину и, как и прежде, будут стимулировать развитие потребительских рынков, обеспечивающих высокий и, главное, быстрый доход, полагает Александр Жолудь.
Впрочем, после кризиса украинская экономика может развиваться и по другим сценариям. Возможно, локомотивом экономического роста Украины станет аграрный сектор, потенциал которого слабо использовался в последние годы.
Сейчас вообще рано говорить об экономической модели, надо сначала предотвратить коллапс экономики, — предупреждает Александр Рябченко. — Он может быть связан с обвалом курса гривни, который во многом вызван паникой и спекуляциями, а также безработцей, разрастание которой может вызвать социальный взрыв. Дополнительно см. по адресу http://kontrakty.com.ua/show/rus/article/4/50200811331.html

ГП Энергорынок привлекло первый транш кредита Ощадбанка для расчетов энергогенерирующих компаний за уголь. Размер транша составляет 413 млн.грн.

ГП Энергорынок привлекло первый транш кредита Ощадбанка для расчетов энергогенерирующих компаний за уголь. Размер транша составляет 413 млн.грн.
Справка. Всего КМ санкционировал привлечение Энергорынком кредита на 625 млн.грн.

Пресса о банках

Пресса о банках
Кризис уронил банки, Экономические известия, № 223 от 9 декабря.
 Банки продолжают терять вклады населения и вынуждены пересчитывать свои валютные активы в соответствии с резко увеличившимся курсом.
Братьям Клюевым добавили срок, Экономические известия, № 223 от 9 декабря.
 Правление Национального банка опять продлило дедлайн на увеличение капитала Проминвестбанка — до 15 декабря.
Надувается пузырь из облигаций, Экономические известия, № 223 от 9 декабря.
 Страны мира развернули конкуренцию за привлечение заемных средств, продавая гособлигации, чтобы покрыть растущие дефициты бюджетов и профинансировать многомиллиардные программы стимулирования своих экономик.
Плохие кредиты ударили по прибыли банкиров, Дело, № 226 от 9 декабря.
 Из-за ухудшения качества кредитных портфелей и резкого удорожания гривневых ресурсов прибыль украинских банков снизилась в два раза.
Россиянам облегчат ипотечное бремя, Дело, № 226 от 9 декабря.
 Российское правительство приняло решение о выкупе проблемных ипотечных кредитов у банков. На эти цели выделено около 200 млрд. руб. ($7 млрд.).
Досрочно снять деньги с депозита можно только на лекарства, Дело, № 226 от 9 декабря.
 Эксперты о том, на что смогут вкладчики банков досрочно снять свои сбережения.
Мухтар Аблязов: БТА банк содействовал инвестированию в экономику Украины свыше миллиарда долларов, Дело, № 226 от 9 декабря.
 Председатель совета директоров БТА Банка Мухтар Аблязов об инвестициях в Украину.
Банки потеряли свою половину, Коммерсант, № 223 от 9 декабря.
 Финансовый кризис привел к двукратному падению рентабельности банковской системы — в ноябре прибыль кредитных учреждений сократилась до 0,7 млрд. грн. с рекордных 1,4 млрд. грн. в октябре.
Правительство отправляет кредиты в топку, Коммерсант, № 223 от 9 декабря.
 Кабмин разрешил госпредприятию Энергорынок привлечь у Ощадбанка кредит в 625 млн. грн. для расчетов с генерирующими компаниями, которые должны выплатить долг ГП Уголь Украины.
Виктор Пинзеник хочет помочь заемщикам, Экономические известия, № 224 от 10 декабря.
 Министерство финансов предлагает банкам конвертировать валютные кредиты в гривню и списать убытки на капитал.
Биржи сольются, Экономические известия, № 224 от 10 декабря.
 Группа Deutsche Boerse, владеющая крупнейшей в континентальной Европе Франкфуртской фондовой биржей, и мировой лидер среди фондовых площадок NYSE Euronext провели переговоры о слиянии.
Меморандум в помощь, Дело, № 227 от 10 декабря.
 Минфин предлагает НБУ и коммерческим банкам подписать меморандум, основной задачей которого является помощь заемщикам.
Нацбанк собирает долги, Коммерсант, № 224 от 10 декабря.
 Нацбанк нашел возможность снизить курс доллара, не тратя валютные резервы.
Меморандум вышел на финансовый рынок, Коммерсант, № 224 от 10 декабря.
 Высокая вероятность невозвратов кредитов заставила Национальный банк, Министерство финансов и банки разработать план совместных действий по реструктуризации долга заемщиков.
Назад в будущее, Контракты, № 49 от 8 декабря.
 Международный валютный фонд требует от Украины перейти на хлеб и воду, резко сократив расходы в 2009 году. Однако, выполнив все требования МВФ, правительство и Нацбанк могут только усилить кризисные явления в украинской экономике.
Издержки свободы, Контракты, № 49 от 8 декабря.
 Председатель совета директоров ИК Инвестиционный Капитал Украина Валерия Гонтарева считает, что экономике будет очень сложно пережить режим свободного курсообразования, навязываемый МВФ.
Операция Антикризис, Контракты, № 49 от 8 декабря.
 Самые надежные сбережения средств во время кризиса — инвестиции в госактивы: ОВГЗ и акции госкомпаний.
Кредитный отбой, Эксперт, № 48 от 8–14 декабря.
 Дефицит ресурсов вынуждает банки сворачивать прежние программы потребительского кредитования. В 2009 году граждане Украины смогут расчитывать лишь на получение краткосрочных кредитов.

Кредиты и кредитные линии

Кредиты и кредитные линии
1. ОАО Банк Финансы и Кредит (Киев) предоставило кредит в размере 5 млн. грн. ГП Одесская железная дорога на выплату заработной платы сотрудникам предприятия.
2. Кабинет Министров Украины постановлением № 1059 от 26 ноября 2008 года уполномочило государственное предприятие Энергорынок привлечь у ОАО Государственный ощадный банк Украины (Киев) кредит в размере 625 млн. грн. для проведения энергогенерирующими компаниями, контрольные пакеты акций которых принадлежат НАК Энергетическая компания Украины, расчетов за поставленный уголь.

НКРЭ утвердила среднюю цену на э/энергию на декабрь

НКРЭ утвердила среднюю цену на э/энергию на декабрь для покупки на ОРЭ для ГП Укринтерэнерго – 465,5 грн./МВтч, цену покупки э/энергии для последующего экспорта в Венгрию, Словакию и Румынию – 550,8 грн.
Справка. ГП Укринтерэнерго является монопольным экспортером электроэнергии из Украины в Венгрию, Словакию, Польшу, Румынию и Молдову.
Окно в Украину

НКРЭ утвердила среднюю цену на э/энергию на декабрь для покупки на ОРЭ для ГП Укринтерэнерго – 465,5 грн./МВтч, цену покупки для последующего экспорта в Венгрию, Словакию и Румынию – 550,8 грн.

НКРЭ утвердила среднюю цену на э/энергию на декабрь для покупки на ОРЭ для ГП Укринтерэнерго – 465,5 грн./МВтч, цену покупки для последующего экспорта в Венгрию, Словакию и Румынию – 550,8 грн.
Справка. ГП Укринтерэнерго является монопольным экспортером электроэнергии из Украины в Венгрию, Словакию, Польшу, Румынию и Молдову.

НКРЭ согласовала привлечение ГП Энергорынок кредита на 115 млн.грн. Цель – оплата угольной продукции. Средства будут распределены следующим образом: Центрэнерго – 60 млн.грн., Донбассэнерго – 15 млн., Западэнерго – 40 млн.

НКРЭ согласовала привлечение ГП Энергорынок кредита на 115 млн.грн. Цель – оплата угольной продукции. Средства будут распределены следующим образом: Центрэнерго – 60 млн.грн., Донбассэнерго – 15 млн., Западэнерго – 40 млн.
Также НКРЭ утвердила тарифы на э/э на декабрь для 111 предприятий ГМК и химпрома. Цены сохранены на прежнем уровне (42,21 коп./кВтч для 1 кл. и 56,24 коп. – 2 кл.).

Премьеры стран СНГ обсудят 30 вопросов, в том числе Стратегию экономического развития-2020

Главы правительств СНГ обсудят в пятницу в Кишиневе более 30 вопросов, главным из которых станет проект Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020г., сообщил источник в аппарате правительства России, передает РИА Новости.
В проекте Приоритетных направлений сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020г. выделены актуальные направления согласованной транспортной политики, определены приоритетные направления сотрудничества и первоочередные задачи по их реализации по каждому из видов транспорта, сообщил источник.
По словам источника, премьер-министры также рассмотрят вопрос о состоянии конкуренции на рынках авиаперевозок государств-участников СНГ, что особенно актуально сейчас, в условиях нестабильности энергорынков.
Главы правительств планируют одобрить ряд международных договоров, в т. ч.:
— соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля;
— соглашение о совместном фильмопроизводстве, а также ряд решений в сфере здравоохранения;
— соглашение о сотрудничестве в борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств обяжет стороны информировать друг друга о фактах выявления, распространения и уничтожения фальсифицированных лекарственных средств, способах зашиты лекарственных средств, методиках подтверждения их подлинности;
— Конвенцию о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, которая должна обеспечить принцип равенства обращения в отношении мигрантов и граждан принимающего государства.

Днепрооблэнерго подписало договор реструктуризации задолженности перед ГП Энергорынок. Объем долга зафиксирован в сумме 1,978 млрд.грн., из них 1,….

Днепрооблэнерго подписало договор реструктуризации задолженности перед ГП Энергорынок. Объем долга зафиксирован в сумме 1,978 млрд.грн., из них 1,7 млрд. компания обязалась погасить в течение 8 лет, еще 278 млн. – в течение 13 лет. Первый платеж планируется осуществить в декабре. Первые 2 года Днепрооблэнерго будет выплачивать по 1 млн.грн. в месяц.
По данным компании, долг в размере 1,7 млрд.грн. образовался до 2005г., 278 млн.грн. – позднее.
Справка. Днепроблэнерго – крупнейшая энергоснабжающая компания по объемам транспортировки и поставки электроэнергии. Эксплуатирует распределительные электрические сети, расположенные на территории Днепропетровской области.

Минэкономики обнародовало некоторые подробности решений, принятых КМ 5.11.2008г. с целью уменьшения негативного внешнеторгового сальдо. В т.ч. одобрены:

Минэкономики обнародовало некоторые подробности решений, принятых КМ 5.11.2008г. с целью уменьшения негативного внешнеторгового сальдо. В т.ч. одобрены:
 запрет на ввоз одежды и др. изделий б/у в качестве давальческого сырья. Объем такого ввоза в 2007г. оценивается в 1,95 кг на 1 жителя Украины;
 план мер по уменьшению сальдо, предусматривающий ужесточение контроля за таможенной стоимостью и за импортом товаров, не соответствующих ветеринарным, санитарным, экологическим, фармакологическим нацстандартам, оказание поддержки производителям для участия в тендерах за границей, заключение контрактов на экспорт э/э по ценам не ниже уровня ОРЭ, строительство э/сетей 110 кВт на юго-западе Одесской обл.
По сообщению Минэкономики, разработан проект закона об экспортном страховании и кредитовании с использованием средств госбюджета.