Архив метки: обязательное страхование

12 документов, вступающих в силу 1 января 2009г.

Сельхозпроизводителям
Факт. Сельхозпроизводители смогут выбрать спецрежим налогообложения НДС.
Новая редакция статьи 8-1 Закона об НДС предусматривает льготный режим обложения НДС для сельхозтоваропроизводителей-резидентов. Предприятие, у которого удельный вес стоимости сельхозтоваров (услуг) составляет не менее 75% стоимости всех товаров (услуг), может зарегистрироваться как субъект спецрежима.
Сумма НДС, начисленная на стоимость поставленных таким предприятием сельхозтоваров (услуг), полностью остается в распоряжении предприятия для возмещения суммы налога, начисленной на стоимость производственных факторов, а при наличии остатка такой суммы налога — с другой производственной целью.
Документ. Закон N 639-VI от 31.10.2008.
Бухгалтерам
Факт. Внесены изменения в Закон о доходах.
Изменения предусматривают расширение круга лиц, бесплатно получающих уголь и угольные брикеты, которые не включаются в состав общего среднемесячного или годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика (не подлежат отображению в его годовой налоговой декларации). В частности, работники угледобывающих и углестроительных предприятий; пенсионеры этих предприятий; инвалиды и ветераны войны и труда; лица, награжденные знаками Шахтерская слава или Шахтерская доблесть, а также семьи погибших шахтеров, получающие пенсии в связи с утратой кормильца.
Документ. Закон N 347-VI от 02.09.2008.
Застройщикам
Факт. Прием в эксплуатацию завершенных объектов строительства будет осуществляться по-новому.
Прием осуществляет комиссия, которую создает инспекция Госархстройконтроля.
Для этого заказчик объекта строительства подает в инспекцию письменное заявление, форму которого утверждает Минрегионстрой. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, значительно расширен, а инспекция имеет право вернуть документы, не соответствующие требованиям Порядка.
Проверка проводится на протяжении 10 рабочих дней с момента создания комиссии. На основании акта готовности в течение двух рабочих дней выдается свидетельство о соответствии объекта. Дата выдачи свидетельства считается датой принятия объекта в эксплуатацию.
Документ. Постановление КМУ N 923 от 08.10.2008.
Работодателям
Факт. Минимальная зарплата соответствует прожиточному минимуму для трудоспособных лиц.
Отныне, согласно ст. 95 КЗоТ, размер минимальной заработной платы устанавливается и пересматривается в соответствии со статьями 9 и 10 Закона Украины Об оплате труда и не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
Отменена норма, согласно которой размер минимальной заработной платы мог пересматриваться при внесении изменений в Закон о госбюджете в зависимости от роста индекса цен на потребительские товары и тарифов на услуги по соглашению сторон коллективных переговоров.
Документ. Закон N 466-V от 14.12.2006.
Производителям алкоголя и табака
Факт. Запрещена внешняя реклама табака и алкоголя.
С 1 января согласно ч. 1, 2 ст. 22 Закона Украины О рекламе запрещается реклама средствами внешней рекламы:
1) табачных изделий и объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия;
2) алкогольных напитков и других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки.
Согласно ст. 5 Закона о рекламе в телепередачах запрещается использовать любую информацию рекламного характера, которая подается в виде дикторского текста и/или звукового сопровождения, о спонсоре — производителе алкогольных напитков.
Документ. Закон N 145-VI от 18.03.2008.
Плательщикам сбора за загрязнение
Факт. Сбор за загрязнения рассчитывается по-новому.
В случае отсутствия у плательщика сбора утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущения сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов сбор исчисляется в установленном порядке в десятикратном размере (ранее — в пятикратном размере).
Отчет подается и сбор платится:
— в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов — по месту нахождения стационарных источников загрязнения;
— в случае размещения отходов — по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов (ранее — исключительно по месту налоговой регистрации).
Документ. Постановление КМУ N 1050 от 03.12.2008.
Предприятиям
Факт. Статнаблюдения об охране воздуха подаются согласно новой Инструкции.
Госкомстат обновил Инструкцию, которая устанавливает порядок заполнения форм государственных статистических наблюдений об охране атмосферного воздуха N 2-ТП (воздух) Отчет об охране атмосферного воздуха (годовой и квартальный).
Эти формы подаются органу госстатистики респондентами, взятыми на государственный учет по объемам потенциальных выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу. Структурные подразделения этих предприятий подают отчетность отдельно от главного предприятия.
В формах N 2-ТП (воздух) не отображаются данные о выбросах от передвижных источников загрязнения — только от стационарных.
Документ. Приказ Госкомстата N 396 от 20.10.2008.
Экспортерам металлолома
Факт. Вводятся новые формы экспортных сертификатов качества на металлолом.
— N сЯ-1 — для таможенного оформления полуфабрикатов из лома легированных черных металлов и лома цветных металлов;
— N сЯ-2 — для таможенного оформления лома легированных черных металлов и лома цветных металлов.
Также вводится Инструкция о применении и хранении бланков документов строгого учета Экспортный сертификат качества.
Бланки сертификатов заполняются в трех экземплярах: для соответствующего подразделения таможенного органа, получателя товара (по его требованию этот экземпляр на обратной стороне заполняется на английском языке) и самого экспортера.
Сертификаты следует хранить 10 лет.
Документ. Приказ Минпромполитики, ГТСУ N 626/1091 от 03.10.2008.
Предприятиям
Факт. Об отходах надо отчитываться.
Вступает в силу форма первичной учетной документации N 1-ВТ Учет отходов и упаковочных материалов и тары и Инструкция по ее заполнению.
Первичный учет осуществляют юрлица всех форм собственности, видов экономической деятельности и организационно-правовых форм хозяйствования, физлица-предприниматели, в деятельности которых образовываются отходы и используются упаковочные материалы и тара.
Не включаются в форму данные о веществах, которые являются готовой продукцией, полуфабрикатах, предназначенных для дальнейшей переработки с целью получения готовой продукции, а также отходах, поступающих в водные объекты со сточными водами и выбрасываемых в атмосферный воздух.
Документ. Приказ Минприроды N 342 от 07.07.2008.
Бухгалтерам
Факт. В бухучете появится статья расходов на разведку полезных ископаемых.
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 33 Расходы на разведку запасов полезных ископаемых определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах на разведку и определение объемов и качества запасов полезных ископаемых и ее раскрытия в финансовой отчетности.
Нормы этого П (С) БУ применяют предприятия, организации и другие юридические лица независимо от форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений). Не распространяется Положение (стандарт) на этапы опытно- промышленной разработки месторождений.
Документ. Приказ Минфина N 1090 от 26.08.2008.
Бухгалтерам
Факт. Вступают в силу изменения в П(С)БУ 8 Нематериальные активы и в П(С)БУ 14 Аренда.
Нематериальными активами будут считаться немонетарные активы, которые не имеют материальной формы и могут быть идентифицированы. НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизации не подлежат. К НМА с неопределенным сроком полезного использования относятся те, в отношении которых предприятие не установило ограничения срока, на протяжении которого можно ожидать увеличения денежных средств от использования таких НМА.
Документ. Приказ Минфина N 901 от 08.07.2008.
Страховщикам
Факт. Страховщики, работающие с ОСАГО, должны ежедневно рассчитывать резерв незаработанных премий.
Согласно Порядку расчета резервов незаработанных премий, который проводится по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, страховщики, имеющие право заключать договоры ОСАГО, должны ежедневно рассчитывать и вести учет резервов незаработанных премий.
Объем резервов незаработанных премий определяется ежедневно по методу 1/365 (pro rata temporis) и рассчитывается по приведенной в Порядке формуле отдельно по каждому действующему договору.
Общий объем резервов незаработанных премий равняется сумме резервов незаработанных премий, рассчитанных по каждому договору.
Документ. Постановление КМУ N 671 от 23.07.2008.

http://kontrakty.com.ua

Страховщики ожидают увеличения поступлений от страхования транспорта юридическими лицами

Страховщики ожидают значительное увеличения объемов поступлений от страхования транспорта юридических лиц в Кишиневе. Менеджеры страховых компаний объясняют это введением с 1 января 2009 г. новых правил формирования тарифов обязательного страхования транспорта. Для хозяйствующих субъектов Кишинева, в частности, цена страховки увеличится на 20%.
В организациях постараются воспользоваться оставшимся временем на оформление страховок по старой методике, а страховщики этому будут активно способствовать, заключая даже в январе, задним числом, договора на страхование, — отметил один из собеседников агентства.
Цены на страховку автомобилей физических лиц и транспортников в сельской местности уменьшатся.
Страховщики, считают, что введение системы бонус-малус, по которой учитываются предыдущая история аварийности клиента, без введения единой базы данных аварий — преждевременна. Страховые компании постараются использовать этот механизм в качестве узаконенного демпинга, устанавливая минимальный коэффициент для привлечения клиента.
Собеседники агентства заметили, что на 30% можно уменьшить цену страховки, если заявить, что к управлению транспортом будет допущено не одно, а несколько лиц.
Все эти вопросы страховщики намерены обсудить на ближайшем заседании недавно созданной профессиональной Ассоциации страховщиков.
С начала 2009 г. изменится и расчет стоимости зеленой карты (ЗК), которая подешевеет для физических лиц на 10-15%, юридических — на 20-30%. Базовая страховая премия ЗК на Украину и Россию определена в 58 евро, в еврозону — 458 евро. Далее для частников используются понижающие коэффициенты. В частности, для легковых автомобилей, следующих на Украину и Беларусь, базовую ставку следует умножить на коэффициент 0,6 и в зависимости от количества дней еще на 0,15-0,9.
Наиболее часто население обращается за картами сроком до 15 дней (коэффициент — 0,15), для грузового транспорта приобретаются карты на год (0,9).
Срок действия: 31.01.2009

В Узбекистане введено обязательное страхование на опасном производстве

Постановлением Кабинета Министров Узбекистана утверждено положение о порядке обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте, сообщает UzReport.
Положение определяет условия страховой защиты имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, деятельность которых связана с риском причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
Не признается страховым случаем гражданская ответственность страхователя, наступившая вследствие ядерного взрыва, радиации, радиоактивного заражения, если они не связаны с эксплуатацией данного производственного объекта; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, действий вооруженных формирований или террористов; массовых беспорядков, других коллективных актов гражданского неповиновения, забастовок; действия обстоятельств непреодолимой силы: стихийных бедствий, природных явлений стихийного характера; возникновение обстоятельств, не связанных непосредственно с эксплуатацией опасного производственного объекта; иных обстоятельств, предусмотренных законодательством и договором.
Минимальный размер страховой суммы по обязательному страхованию на опасном производстве в случае аварии на этом объекте устанавливается для соответствующего типа опасного производственного объекта.
В частности, для первого типа опасного производственного объекта минимальный размер страховой суммы определен в размере 250 тыс. минимальных размеров заработной платы, для второго типа — 50 тыс., для третьего — 10 тыс. При этом минимальные размеры страховых сумм для опасных производственных объектов рассчитываются на основе минимальных размеров заработной платы, установленных законодательством Республики Узбекистан на день заключения договора страхования.
Страховая премия исчисляется исходя из разработанных страховщиком тарифных ставок и размера установленных договором страховых сумм. Тарифные ставки устанавливаются страховщиком с учетом условий и объемов производства, местонахождения опасного производственного объекта, других факторов его эксплуатации, получения, использования, переработки и хранения на объекте опасных веществ в определенных объемах, степени страхового риска и иных условий объекта страхования. При заключении договора страхования страхователь оплачивает страховую премию единовременно или ежеквартально равными частями.
Положением определено, что в случае аварии на опасном производстве страхователь письменно уведомляет страховщика в течение 3 рабочих дней с момента аварии на объекте, в результате которой причинен вред жизни и здоровью других лиц, либо имуществу других лиц и окружающей среде.
Размер выплаты страхового возмещения (страховой суммы) определяется страховщиком на основании акта технического расследования причин аварии, судебных решений и других материалов, содержащих данные о причинах и обстоятельствах наступления страхового случая, в том числе и о размере причиненного другим лицам вреда. Выплата страхового возмещения осуществляется в пределах установленной страховой суммы, указанной в договоре страхования.
Если по одному договору страхования застраховано несколько опасных производственных объектов, в отношении которых установлены различные страховые суммы, то выплата страхового возмещения по конкретному страховому случаю производится в пределах страховой суммы, установленной по опасному производственному объекту, на котором произошла авария.
Выплата страхового возмещения производится непосредственно потерпевшему в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта о страховом случае.

Страховая компания НОВА выплатила более 50 млн гривен

Страховая компания НОВА за 11 месяцев 2008 года осуществила более 30000 выплат по добровольным и обязательным видам страхования, на сумму 54,5 млн. грн., из них по договорам страхования КАСКО 33,5 млн. грн., по договорам добровольного медицинского страхования около 10 млн. грн.
В ноябре 2008 года СК НОВА по добровольным и обязательным видам страхования осуществила 4378 выплат на сумму 4,3 млн. грн., из них по договорам страхования КАСКО — на сумму 2,8 млн. грн., по договорам медицинского страхования — на сумму 1,2 млн. грн.

12 документов, вступающих в силу 1 января 2009 года

Заинтересует: сельхозпроизводителей, бухгалтеров, застройщиков, работодателей, производителей алкоголя и табака, плательщиков сбора за загрязнение, предприятия, экспортеров металлолома, страховщиков…
…Страховщикам
Факт. Страховщики, работающие с ОСАГО, должны ежедневно рассчитывать резерв незаработанных премий.
Согласно Порядку расчета резервов незаработанных премий, который проводится по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, страховщики, имеющие право заключать договоры ОСАГО, должны ежедневно рассчитывать и вести учет резервов незаработанных премий.
Объем резервов незаработанных премий определяется ежедневно по методу 1/365 (pro rata temporis) и рассчитывается по приведенной в Порядке формуле отдельно по каждому действующему договору.
Общий объем резервов незаработанных премий равняется сумме резервов незаработанных премий, рассчитанных по каждому договору.
Документ. Постановление КМУ N 671 от 23.07.2008.

Почем взять кредит на учебу

Оплата качественного образования — одна из обязательных расходных статей семейного бюджета. Но обучение в вузах дорожает, а доходы растут далеко не у всех. Деньги с большим трудом нашли банки, которые еще продолжают выдавать кредиты на учебу.
Осенью университет поставил меня перед фактом, что стоимость обучения увеличилась чуть ли не вдвое. Аргументировать такое решение вуз не пожелал и дал две недели, чтобы или покрыть разницу, или отчисляться из университета. У родителей денег нет, поэтому пришлось обращаться к родственникам и брать в долг, — поделился с автором студент одного из столичных вузов Андрей.
Одолжить нужную сумму в полном объеме ему не удалось, так что Андрей вынужден был искать банк для оформления кредита. Я слышал от своих друзей, что есть банки, которые предлагают специальные программы кредитования для студентов. Однако когда я начал их искать, то понял, что дело — труба: из-за кризиса все банки перестали выдавать кредиты, — посетовал студент.
Действительно, многие банки, которые ранее предлагали кредиты для студентов (Икар-банк, Полтава-банк, Имэкс-банк, Морской и другие), из-за кризиса от них отказались. От вопроса А даете ли вы кредиты на обучение? банкиры сейчас шарахаются, как от чумы. По их словам, раньше, чем в конце января-февраля 2009 года, на займы рассчитывать вообще нет смысла.
Без права на щедрость
После долгих поисков Деньги нашли всего несколько банков (см. Пока недоступные), которые могут помочь студентам решить их проблемы с оплатой обучения. Понятно, что сумма займа не бог весть какая, (максимум 15 тыс. грн.), но она поможет перебиться семестр-два.
Кстати, базовая кредитная ставка находится на уровне той, что предлагается по целевым программам кредитования, — около 35-36% годовых в гривнах. А справку о доходах требуют всего за три месяца. Эффективная ставка, соответственно, составляет приблизительно 40%, а кредит выдается лишь на два года. Но зато ни залога, ни поручителей, даже в нынешнее смутное время.
В других банках еще можно оформить кредитную карту. Часто лимит по таким картам устанавливается по договоренности с кредитным экспертом, там также может существовать льготный период пользования заемными средствами.
Правда, карточный вариант может оказаться недоступным для студентов, которые не имеют постоянного места работы, но он будет вполне приемлемым для тех, кто получает второе образование или совмещает заработки с учебой. Максимум, который сейчас можно получить по кредитке — около 30 тыс. грн. Учитывая, что обучение в столичных институтах среднего пошиба начинается где-то с 5-7 тыс. грн. в год, а в более крутых — от 10 тыс. грн., такого займа может хватить для оплаты. Увы, расходы на кредитку составят не менее 30-33% годовых в гривнах, и погашать придется от 5% долга ежемесячно.
Стоит также прошерстить кредитные союзы на предмет специализированных программ. Правда, как и во многих банках, там можно получить временный отказ в связи с кризисом. Более того, многие союзники не могут пока даже озвучить условия выдачи займа. Когда разблокируем (кредитную программу. — Ред.) — они явно будут другими, — объяснили Деньгам, к примеру, в КС Перспектива.
Но некоторые кредитные союзы готовы все-таки выдать кредит наличными (нецелевой) в размере до 10-15 тыс. грн. под 30-40% годовых на 1-2 года. При этом придется внести вступительный взнос (10-20 грн.) и паевой (20-30 грн.), а иногда еще и 1-1,5% комиссии за обслуживание займа. Без поручителей или залога также вряд ли удастся обойтись.
Только для избранных
Деньги, расстроенные диалогом с кредиторами, решились обратиться в Министерство образования, уповая на то, что хотя бы государство протянет руку помощи желающим грызть гранит науки. Ведь не секрет, что существуют государственные программы кредитования абитуриентов-отличников и детей из многодетных семей, которые позволяют получить деньги на обучение под ничтожные проценты.
После многократных звонков и переключений автору все же дали точную наводку на человека, который курирует вопросы распределения госкредитов. Им оказался Николай Фоменко, начальник отдела мониторинга высшего образования. Однако студенту, нуждающемуся в госкредите и получившему от нас соответствующую информацию, не повезло! Ему не удалось пробиться к чиновнику, на его пути оказалась одна из его ретивых коллег, которая четко и недвусмысленно дала понять: не стоит стучаться в поднебесную с глупыми и бесполезными вопросами, будь ты студент или даже сам Папа Римский. Нечего трезвонить по государственным ведомствам с такими вопросами, — безапелляционно заявила собеседница.
Нам так и не стало ясно, кто же на самом деле имеет право на пятнадцатилетний кредит по ставке 3% годовых в гривнах?!
Пока недоступные
Во сколько обходятся кредиты на обучение, выдаваемые в банках и кредитных союзах

Continue reading

Страховщики присоединяются к Хартии социальной ответственности и деловой репутации — ЛСОУ

Как сообщила агентству Интерфакс-Украина ЛСОУ, о готовности поддержать эту идею уже заявили ЗАО СК Провидна, ЗАО СК Бусин, ЗАО АСК Омега, ЗАО ПРОСТО-Страхование. Жизнь и пенсия.
В основу этого документа положены принципы верховенства права, конкурентности, стабильности, открытости бизнеса и доверия. Среди обязательств участников хартии — максимальное сокращение сроков принятия решений и выплаты возмещений по страховым случаям; уменьшение расходов на ведение дел до 25% в добровольных и 20% — в обязательных видах страхования; отказ от демпинга или необоснованного завышения страховых тарифов; усиление мониторинга финансовой устойчивости страховщиков и своевременное раскрытие информации относительно их деятельности; введение моратория на высказывание и комментарии относительно вопросов неплатежеспособности или ненадежности страховщиков иначе как по решению учредителей или соответствующего органа.
В условиях кризиса рынок осознает необходимость консолидации, установления понятных и прозрачных правил игры, восстановления доверия со стороны клиентов, — считает президент Лиги Александр Филонюк.
Он отметил, что страховщики понимают свою социальную ответственность участников страхового рынка перед обществом в период продолжающихся негативных тенденций в экономике. Только объединенными усилиями бизнеса, власти и общества можно изменить ситуацию. Именно на это и направлена хартия, — уверен А. Филонюк.
Хартия вступила в силу с 15 декабря 2008 года и открыта для ее подписания.
Текст документа размещен на сайте ЛСОУ: www.uainsur.com.

Insurance боится

По данным АФН, за 11 месяцев текущего года страховые компании Казахстана собрали 141,1 млрд тенге страховых премий, что на 17% меньше, чем за аналогичный период 2007 года. В грядущем году аналитики предсказывают данному рынку отрицательный рост в 20-30%. Также эксперты не исключают возможности крупных слияний и поглощений на рынке страхования и ухода мелких игроков.
При столь пессимистичных прогнозах эксперты добавляют, что текущая ситуация открывает большие возможности диверсифицировать бизнес и внедрять инновационные страховые продукты.
Страховой рынок Казахстана за 11 месяцев текущего года рухнул в сегменте добровольного имущественного страхования по следующим видам страхования: страхование от прочих финансовых убытков — минус 67,9%, добровольное страхование автотранспорта — минус 19%. Однако, что касается обязательного страхования, то в данном секторе рынка наблюдался рост собранных премий на 49% по сравнению с 2007 годом. Но стоит оговориться, что рост собранных премий обусловлен увеличением тарифов по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев (ГПО автовладельцев), т.е. фактически заслуги страховых компаний (СК) в этом нет.
Впрочем, сокращение страхового рынка объяснить можно достаточно просто — кризис, и, как результат — спад платежеспособности населения. Однако 2008 год позади, и страховщики озабочены тем, чего им ожидать в предстоящем, как прогнозируется, очень сложном 2009 году.
Как рассказал Къ председатель правления СК Лондон-Алматы Ергали Бегимбетов, в будущем году падение рынка составит 20-30%. Однако, несмотря на возможное падение, глава компании ожидает рост в Лондон-Алматы по традиционному страхованию на 24%.
По мнению председателя правления СК Сентрас Иншуранс Талгата Усенова, по оптимистичным прогнозам компания может войти в число 15 сильнейших страховщиков Казахстана. Это во многом зависит от экономической ситуации в стране. Планируется, что основные сборы в компании, как и на рынке, будут по обязательным и сопутствующим видам страхования. Возможно, увеличится объем входящего перестрахования в связи с необходимостью более грамотного распределения рисков страховщиками.
Также глава Сентрас Иншуранс предположил, что в связи с ужесточением требований регулирующих органов к СК по автоматизации внутренних процессов, уровню капитализации и ликвидности, в Казахстане планируется сжатие страхового рынка за счет уменьшения числа игроков. В связи с этим не исключается возможность ликвидации, слияния или поглощения некоторых страховщиков. При этом на рынке вполне могут появиться новые серьезные игроки — нерезиденты. С Талгатом Усеновым согласны и другие его коллеги по цеху.
Как рассказала Къ председатель правления АО ДКСЖ БТА Банка БТА Жизнь Айман Мыхтыбаева, с учетом текущей ситуации на рынке и изменения норм законодательства, регулирующего страховой рынок, такой вариант развития событий вполне возможен.
Айман Мыхтыбаева рассказала, что приоритетным направлением для БТА Жизнь в 2009 году по-прежнему останется развитие долгосрочного накопительного страхования жизни. Также глава БТА Жизнь добавила, что говорить о популярности того или иного добровольного вида страхования в 2009 году сложно в связи с низкой информированностью населения и недостатком развитых профессиональных агентских сетей. Об обязательных же видах страхования знают все.
Между тем, как утверждает советник председателя правления СК Альянс Полис Альфия Ильясова, для Казахстана в связи с текущей ситуацией на рынке вполне реально возникновение новых продуктов страхования, пока нетипичных для республики, которые будут отвечать современным требованием клиентов.
Между тем, говоря о предстоящих перспективах, Ергали Бегимбетов отметил, что корабль не будет плыть без попутного ветра.

Украина присоединилась к Монреальской Конвенции

ВР приняла в целом проект Закона О присоединении Украины к Конвенции об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок.
Представляли законопроект председатель Госавиаадминистрации А. Давыдов и первый зампредседателя комитета ВР по вопросам евроинтеграции В. Вечерко.
А. Давыдов подчеркнул, что транспортировка пассажиров и грузов воздушным транспортом характеризуется массовостью, ритмичностью и достаточной сложностью, когда пассажир при перелетах пользуется услугами нескольких авиакомпаний.
Он пояснил, что в связи с этим необходимо установить четкий современный правовой базис для осуществления таких перевозок, а также установить правовые механизмы и обязанности всех участников международных воздушных перевозок и, самое главное, определить ответственность по договору перевозок пассажиров и грузов.
Присоединение к конвенции будет означать, что страхование всех международных рейсов будет происходить в соответствии с требованиями стран-участниц Монреальской конвенции.
Принятие закона будет стимулировать авиакомпании к повышению безопасности полетов. Для примера — в настоящее время максимальное возмещение в случае смерти украинского авиапассажира установлено на уровне $20 тыс., а после присоединения к Монреальской конвенции оно будет составлять 100 тыс. SDR (специальные права заимствования).
Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок модернизирует и укрепляет международно-правовой режим, установленный Варшавской Конвенцией и рядом др. документов, а также определяет правила международной перевозки пассажиров, багажа и грузов воздушным транспортом.
Устанавливается двухуровневая система ответственности за причинение смерти или тяжелого телесного повреждения; возмещение причиненных убытков осуществляется без длительной судебной процедуры; устанавливается ответственность авиаперевозчика за задержку рейса, что обеспечивает дополнительную защиту прав пассажиров; авиаперевозчики могут добиться существенной эксплуатационной экономии за счет использования упрощенных проездных документов, особенно в отрасли грузоперевозок, и повышения возможности эффективно управлять рисками.
Монреальская Конвенция устанавливает требование об обязательном страховании, в соответствии с которым авиаперевозчики должны представлять доказательства наличия договоров страхования, гарантирующих получение компенсации, а также обеспечивать возмещение убытков без длительного судебного процесса.
Главной особенностью Монреальской Конвенции является отсутствие лимита ответственности авиаперевозчика.
Разрешается применять электронные проездные и перевозочные документы и компьютерные средства обработки данных.
Также важным нововведением является уточнение, что проездной документ может выдаваться как на одного пассажира (индивидуальный), так и на группу пассажиров (групповой). Этот документ может быть заменен электронным документом, а пассажиру может быть предоставлена его копия на бумажном носителе.
Кроме того, конвенция предоставляет возможность принимать участие в ней не только государствам-участникам, но и региональным организациям экономической интеграции.
Справка. Монреальская Конвенция была принята 28.05.1999 г. в г. Монреаль (Канада), ее участниками являются 86 стран.

Мотоцикл: страховать или не страховать?

Если вы приобрели железного друга, рабочий объем двигателя у которого превышает 50 кубических сантиметров, то самое время задуматься о страховке.
Страшная статистика или пройдите тест на ваши риски?
Определить и показать существующие риски помогает статистика, а она очень неутешительна. Рассмотрим статистику авторитетного учреждения США, с поправкой на то, что в штатах уровень жизни выше и дороги лучше, а это значит, что объективная наша статистика скорее всего будет еще хуже.
Оказывается, в отличие от автомобильных, 44% смертельных аварий с мотоциклистами происходит без участия второго транспортного средства (как правило, это ДТП с вылетом мотоцикла за пределы дорожного полотна, иногда в повороте, причем 41% из этих случаев приходится на происшествия, когда водитель мотоцикла пребывает в состоянии алкогольного опьянения.
Таковы данные американского Института страхования дорожной безопасности (Insurance Institute for Highway Safety), который каждый год публикует статистику смертей из-за аварий на дорогах. Самая тревожная информация института это то, что с каждым годом статистика смертности мотоциклистов в ДТП ухудшается сегодня смертей вдвое больше, чем 10 лет назад, причем количество погибших достигло рекордной отметки за всю историю исследований института с 1975 года. Вопреки распространенному мнению, что чаще в такие аварии попадают люди юного возраста, чуть менее трети мотоциклистов были младше 30 лет, пятая часть младше 40 лет, чуть меньше четверти младше 50 лет, и больше четверти были старше 50 лет. Самые рисковые по объему двигателя это те, у кого объем двигателя до 1 литра (50% всех случаев), а на втором месте мотоциклы с объемом более 1,4 л (23%).
И хотя в случае летального исхода любое страхование транспорта становится бессмысленным, тем не менее, эта статистика показывает картину существующих рисков для разных категорий байков и байкеров. Итак, если вы решили застраховаться и собираетесь жить долго и счастливо, наслаждаясь быстрой ездой, то вам нужно знать несколько важных нюансов.
Одни убытки или мнение страховых компаний о мотоциклах
Как правило, среди представителей страховых компаний бытует мнение, что мотоцикл подвержен большему количеству рисков и вероятность их наступления выше, чем у автомобиля. Этим и объясняется то, что страхование мотоциклов по договору КАСКО является менее популярной услугой, чем страхование легковых автомобилей.
Мотоциклы считаются наиболее убыточными объектами в портфеле СК, поэтому страховщики часто стараются ограничить количество застрахованных у себя мотоциклов или не страхуют их вообще, считает Юрий Фидасюк, начальник отдела добровольного страхования транспортных рисков СК Провидна. Мотоцикл более чем автомобиль, подвержен таким рискам как Угон или Противоправные действия третьих лиц, а также риску ДТП: часто водители автомобилей просто не замечают мотоцикл на дороге.
О культуре езды на мотоциклах представители компаний тоже имеют свое мнение. Повышенная аварийность мотоциклов объясняется культурой езды на мотоциклах, как самих водителей в результате превышения скорости, так и отношения других участников дорожного движения к мотоциклам, — считает Сергей Паламарчук, начальник отдела оценки рисков транспортного страхования ОАО Страховая компания Универсальная.
Впрочем, вполне возможно, что не так все печально, ведь статистика, например, Страховой Группы ТАС показывает, что мотоциклисты реже становятся участниками ДТП, чем автомобилисты. Однако здесь в поле зрения попадает еще одна проблема: не все представители страховых компаний склонны доверять официальным данным. Насколько мне известно, мотоциклисты это категория, которая очень подвержена аварийности на дорогах. Хотя официальная статистика утверждает, что аварийность мотоциклов с каждым годом уменьшается, я вряд ли смогу с этим согласиться, особенно видя ситуацию на дорогах столицы, — рассказывает Людмила Ясинская, директор управления автотранспортного страхования ПЗУ Украина. Впрочем, даже она признает, что в ее компании КАСКО мотоциклов не отличается повышенной убыточностью.
Причина такого мнения страховщиков не только в стереотипах. По словам опытных байкеров, статистику в СК как правило портят пилоты с небольшим опытом вождения, которые без достаточных навыков безопасной езды в качестве байка выбирают провокатора-спорта (спортивный мотоцикл).
Впрочем, как ни крути, а из-за конструкции и невысокой защищенности мотоцикла, часто после ДТП наступает его полная конструктивная гибель, то есть состояние, при котором восстановительный ремонт экономически нецелесообразен. Отсюда непривычно высокие тарифы на страхование этого транспортного средства.
От чего зависят сумма страхования и тарифы до облаков
Поскольку цены на свои услуги страховые компании определяют вероятностью наступления страхового случая, то тарифы на страхование мототехники, как правило, на 50%-70% выше, чем на страхование легковых автомобилей. Перечень рисков, от которых вас могут застраховать по КАСКО, стандартен. Это: ДТП; противоправные действия третьих лиц; незаконное завладение транспортным средством; пожар; взрыв; действие стихийных явлений; влияние сторонних объектов и удар молнии.
Правда, тарифы выше по всем рискам часто доходит и до 18% от стоимости мотоцикла.
Некоторые компании предлагают байкерам застраховать только некоторые риски на выбор клиента. Тогда базовые тарифы составят, например, только по риску ДТП 5%, по противоправным действиям 2%, по незаконному завладению мотоциклом 2%. Правда, чаще всего риск угона вообще исключается категорически.
При расчете окончательного тарифа, так же как и при страховании машин, некоторыми компаниями учитываются поправочные коэффициенты, зависящие как от возраста мотоциклиста и мотоцикла, так и от стажа управления байком.
Например, для драйвера до 22 лет со стажем вождения 1-3 года будет учитываться коэффициент 1,2, тогда как для матерого мотоциклиста со стажем более 10 лет 0,8. На цену страховки также повлияет количество допущенных к управлению мотоциклом водителей. Также при страховании мототранспорта учитывают амортизационный износ транспортного средства, — делится опытом СК Вексель ее гендиректор Василий Фурман.
Впрочем, поскольку сегмент нельзя сегодня назвать хорошо изученным, то и о хорошо разработанном рентабельном продукте тоже речь не идет. А зря: хорошая разработка могла бы принести хорошую рентабельность страховщикам и более лояльные тарифы байкерам. В этом страховом продукте цена может зависеть от типа мотоцикла — это агрессивный спорт или размеренный чёппер; от опыта вождения — это молодой горячий парень, купивший за 20 тыс. долл.
очередную игрушку, или это бородатый байкер, десятки лет живущий в седле, или может солидный состоятельный человек, добившийся в жизни многого и решивший воплотить мечту юности и купить себе красивый байк. Этот продукт может включать условие выплаты только при соблюдении скоростного режима, установленного ПДД и при хранении транспортного средства на охраняемой стоянке и так далее, — делится Татьяна Спис, начальник Управления факультативного перестрахования ЗАО Страховая группа ТАС, которая водит байк несколько лет.
Франшиза: стоит ли свеч?
Еще один сюрприз для мотоциклиста, который подумывает о страховке это высокая франшиза. Главным отличием при страховании мотоциклов стоит отметить повышенную франшизу по риску Похищения и полное уничтожение транспортного средства (больше 75% повреждения), которая составляет 10%- 15%. Таким образом, страховые компании заинтересовывают страхователя в бережном отношении и сохранении мотоцикла, — рассказывает Сергей Паламарчук, начальник отдела оценки рисков транспортного страхования департамента андеррайтинга ОАО Страховая компания Универсальная.
Однако не у всех компаний предложения именно такие обычно цифры доходят до 20% франшизы по угону и до 25% франшизы по ущербу (от 1250 грн.). Правда, есть компании, где условия более привлекательны минимальная франшиза по частичному повреждению, которую удалось найти Простобанк Консалтинг — 2%, а по полной гибели или угону 10%. Каждая компания определяет такие параметры самостоятельно, поэтому выбирать разумный баланс между страховым тарифом, приемлемой франшизой и условиями договора приходится уже самим байкерам.
ОСАГО для байка
Стоимость обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств для мотоциклистов гораздо ниже, чем для автомобилистов ведь в случае столкновения мотоцикл принесет значительно меньше ущерба, чем более габаритное авто. Здесь также есть свои особенности. Во-первых, определенные законом тарифы для страхователей мотоциклов по ОСАГО зависят от таких переменных, как территория действия договора, водительский стаж владельца ТС, его статус (юридическое или физическое лицо), срок действия договора, а также тип договора.
Во-вторых, учитываются габариты и максимальная скорость самого мотоцикла: разделяют байки с объемом двигателя до 300 куб.см. и больше 300 куб.см. В обоих случаях базовый коэффициент составляет 291,49 гривен, но окончательный платеж будет значительно разниться. Для мотоцикла с двигателем до 300 кубиков, платеж составит от 47,22 гривен в населенном пункте с населением меньше 100 тысяч человек до 63,75 гривен в Киеве. Для мотоциклов с двигателем свыше 300 куб. см. платеж составит от 94,44 гривен до 255 гривен соответственно.
Несмотря на сравнительно невысокие тарифы, наличие либо отсутствие страховки ОСАГО это дело сознательности и опыта каждого мотоциклиста, особенно колесящего по сельским дорогам. Однако, учитывая то, что в последнее время в сфере, которая касается мотоциклов, постепенно наводят порядок, то возможно и контроль обязательных полисов со стороны сотрудников ГАИ тоже придет в требуемый вид.
Когда откажут в выплате?
Что касается условий выплаты и причин отказа в возмещении, то, как правило, во всех страховых компаниях они стандартны: соблюдение правил договора; своевременная подача необходимых документов; корректная эксплуатация транспортного средства; соблюдение правил дорожного движения.
Есть и некоторые характерные только для мототранспорта условия. Например, во многих компаниях по риску незаконного завладения байком (если такой риск вообще присутствует) страховое возмещение не выплачивается, если мотоцикл не находился на специально оборудованной, охраняемой и правильно зарегистрированной стоянке или в охраняемом гараже. По риску ДТП страховщик откажет в выплате, если мототранспорт эксплуатировался в неблагоприятных погодных условиях, например, в гололед или в снегопад.
И самое главное, что способно остановить любого байкера это то, что среди исключений, как правило, страховые компании называют и использование транспортного средства в спортивных состязаниях. Если страховой компании станет известно, что мотоцикл был поврежден на гонках (драге), то страховщик откажет в выплате страхового возмещения, — рассказывает Василий Фурман, гендиректор СК Вексель.
Страховать или не страховать?
Окончательное решение, естественно, за мужественным байкером. Сегодня мотоциклы страхуют, как правило, те немногочисленные покупатели, которые берут его в кредит, а не за наличные, а также владельцы дорогих агрегатов, которые опасаются угона. Впрочем, по прошествии финансового кризиса ситуация может существенно измениться в лучшую сторону как для байкеров, так и для страховых компаний. Мотодвижение в Украине набирает обороты и в дальнейшем будет только расширяться. И, как всегда в новой сфере, вначале имеет место небольшой хаос, но и в этом смысле уже есть изменения в лучшую сторону я имею ввиду изменения в ПДД, которые немного ужесточают поведение мотоциклистов на дороге, — рассказывает Татьяна Спис, опытный водитель мотоцикла и начальник управления факультативного перестрахования ЗАО Страховая группа ТАС. — И поскольку в эту сферу приходит порядок, то рано или поздно страховщики всё-таки заинтересуются страхованием мототехники, потому что увлечение мотоциклом далеко не такое дешёвое, как может показаться на первый взгляд. И кто будет первым, тот и сможет заработать.