Архив метки: налоги

Рецепты от Всемирного Банка

Всемирный банк обнародовал экономический обзор по Украине за второй квартал 2008 года. В нем отмечены как негативные, так и позитивные тенденции развития экономики.
Все растет, все повышается… Но это не радует
Например, не радует, что негативным остается платежный баланс: импорт вырос на 20%, а экспорт — аж на 1%. В результате дефицит платежного баланса достиг 9,8%. Заметим — ничего удивительного в этом нет: искусственно завышенный курс гривны, не отражающий ее реальную покупательную способность, выгоден импортерам, но не экспортерам. Как отмечают эксперты Всемирного банка, дефицит мог бы быть еще большим, но на руку нашим экспортерам сыграло повышение мировых цен на их продукцию.
Вместе с тем, прогнозы падения валового внутреннего продукта (ВВП) оказались чересчур пессимистичными. Фактором поддержки экономического роста стал внутренний спрос. Так, в первом квартале инвестиции в частный капитал выросли на 15%, частное потребление — на 22%, потому валовой внутренний продукт вырос на 6,5%.
Исходя из этих факторов, Всемирный банк повысил прогнозные показатели ВВП и инфляции. По итогам года ВВП, по мнению экспертов Всемирного банка, составит 6%. Но, на этот раз, за счет не промышленности и строительства, а сельского хозяйства: ожидаемый высокий урожай — более 40 млн. т — в сочетании с динамикой мировых цен на продовольствие. Предыдущий прогноз инфляции составлял 17,2%.Сегодняшний уровень инфляции, по расчетам Всемирного банка, составляет 29%, но до конца года она уменьшится до 21,5%.
На год грядущий
В 2009 году будет наблюдаться плавная корректировка с замедлением роста ВВП до 4,5% и возвращения инфляции до уровня около 15%. При реальной политической ситуации, считают во Всемирном банке, невозможно существенно сократить затраты бюджета.
При этом дефицит платежного баланса превысит 11% ВВП, что потребует около 25 миллиардов долларов дополнительного финансирования. Впрочем, Всемирный банк исходит из предположения, что инвестиционная привлекательность Украины будет возрастать, что вызовет приток в страну частного капитала. В Украине низкая стоимость активов, соответственно — высокий потенциал рынка.
Инфляционная петля
Как считает экономист представительства Всемирного банка в Украине Руслан Пионтковский, нарастание инфляции во многом вызвано ростом потребления. Но есть и обратная реакция: с ростом инфляции стало невыгодно делать сбережения. Они обесцениваются не только в чулках, но и в банках — процент по вкладам меньший, чем инфляция. Потому граждане предпочитают не хранить деньги, а приобретать на них товары длительного пользования и недвижимость. Но это приводит к новому выбросу денег на рынок…
Потребительская инфляция достигла пика в 31,1% в мае и несколько снизилась в июне — до 29,9 %. Уменьшение ликвидности кредитов и повышение кредитных ставок замедлил расширение потребительского кредитования. Для экономики это хорошо, поскольку несколько уменьшило выброс денежной массы. Но все равно перегретость экономики продолжает вызывать опасения.
Как с этим борются
По мнению Руслана Пионтковского, реакция правительства на угрозы была прогнозируемой, правильной и очевидной. Произошло ужесточение фискальной политики и изменение монетарной политики в сторону сдерживания, то есть рост доходов бюджета при неизменности затрат.
В январе — мае номинальные доходы бюджета выросли на 46% — не только из-за высокой инфляции, но и благодаря улучшению сборов.
Заслужил похвалу Всемирного банка и Национальный банк Украины, в частности — его политика укрепления курса национальной валюты, а также уменьшение ликвидности и повышение процентных ставок по банковским кредитам. Произошло замедление кредитного роста. Как отметил Руслан Пионтковский, мы считаем, что тут Украина на правильном пути. Из-за сокращения потребительских кредитов происходит медленное уменьшение давления внутреннего спроса — то есть, денежной массы — на рынок.
В борьбе с лишними деньгами
По мнению специалистов Всемирного банка, намерение внести изменения в бюджет и потратить дополнительные поступления в него на внутреннее потребление может свести на нет достигнутый положительный результат.
Электоральное давление может помешать дальнейшему внедрению более жесткой макроэкономической политики, необходимой для обуздания инфляции.
Имеется в виду, что фискальная политика должна ориентироваться на получение доходов в бюджет и умеренный рост номинальных затрат и социальных выплат на фоне роста продуктивности национальной экономики.
В условиях политической нестабильности риски такого сценария значительны.
Сюда же следует добавить необходимость повышения коммунальных тарифов в связи с тенденцией дальнейшего роста цен на импортные энергоносители.
Но риск обратной динамики, то есть, попытки бюджетными выплатами догнать рост цен, по мнению специалистов ВБ, чреват более негативными последствиями. Как отметил директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер, многие политики, не входящие в правительство (видимо, деликатное наименование оппозиции), утверждают, что из бюджета нужно тратить больше, а монетарная политика Национального банка — чрезмерно жесткая.
По мнению Всемирного банка, чтобы бороться с инфляцией, нужен политический консенсус, а пока его нет. Вместе с тем, Мартин Райзер недвусмысленно выразил поддержку действующему правительству: Будем поддерживать тех, кто борется с инфляцией.
Борьба с бедными
По логике Всемирного банка, чтобы ослабить инфляционное давление на рынок, следует уменьшить количество денег на нем. То есть — поменьше давать их людям через бюджет. Получается, что из двух проектов изменений в бюджет предпочтительнее тот, который предусматривает меньшие бюджетные затраты — то есть, президентский, а не самого правительства. А электоральное давление означает, что депутаты, помня о голосах избирателей, на такую чрезвычайную меру не пойдут.
Ведь умеренный рост номинальных затрат и социальных выплат на практике следует понимать как замораживание не только социальных пособий и пенсий, но также и зарплат работников бюджетной сферы, государственных программ развития отдельных отраслей и секторов человеческой деятельности. В первую очередь такая тенденция должна ударить по науке, культуре, социальной политике, образованию, здравоохранению. Кроме того, сокращение денежной массы вызовет сокращение производства, соответствующее падению покупательной способности населения. Кому интересно производить товары, которые большинство населения не может купить?
Сам себя не похвалишь…
Министр экономики Богдан Данилишин похвалил Всемирный банк за поддержку действий правительства и повышение прогноза экономического роста, но и пожурил за повышение прогноза инфляции. По его мнению, эксперты преувеличивают влияние мировых цен и недооценивают антиинфляционные действия правительства. Как считает Богдан Данилишин, в мире наблюдается ускорение инфляционных процессов, а в Украине — процесс обратный. Министр заявляет, что Украина продемонстрировала стойкость к сырьевым шокам и доказала инвесторам, что имеет базовые предпосылки повышения конкурентоспособности.
Вместе с тем, есть мнение, что ограничение объема денежной массы на рынке как способ борьбы с инфляцией имеет альтернативу.
Народный депутат Инна Богословская:
— С точки зрения Всемирного банка — подход правильный, потому что Всемирному банку никогда не нужна была развитая Украина. С точки зрения интересов страны — подход неправильный, потому что на самом деле существует два основных типа борьбы с инфляцией.
Инфляция — это ситуация, при которой количество товаров значительно меньше, чем денег, находящихся у населения. Выхода из этой ситуации есть два: или увеличить количество товаров, что приводит к росту производства, ВВП, и страна поднимается с колен, инфляция становится фактически толчком для роста промышленного производства. И второй способ — сужение денежной массы, что всегда идет во вред развитию.
Замораживать финансовые потоки, уменьшать количество денег, работающих в экономике — это то, что делает Всемирный банк своими рекомендациями для переходных экономик и то, что делает министр финансов Пинзенык с упорством, достойным лучшего применения, уже третье свое пришествие. И результатом его работы всегда видим гиперинфляцию, потому что такие методы в неразвитых рынках всегда вызывают в итоге гиперинфляцию.
Второй способ, который действительно нужен Украине, — это развивать экономику: резкое снижение налогов, создание максимально благоприятных условий для национального производителя, чтобы он мог быстро насытить рынок товарами.
Сегодня правительство выбрало первый способ. К сожалению, это совпадает с общей идеологией Всемирного банка, который уже в свое время не слишком правильными консультациями для украинских правительств способствовал тому, что у нас было сделано огромное количество экономических ошибок. Это их право — быть сторонниками именно такой идеологии выхода из инфляционных процессов, но все страны, которые вышли победителями в борьбе с инфляцией, как правило, применяли второй способ — создание преимуществ для отечественного производителя, чтобы наполнить рынок товарами.

Тимошенко могла остановить спекулянтов

Укргазбанк кредитовал тезку Росукрэнерго
Как и ожидалось, власть предержащие решили использовать финансово-экономический кризис в собственных политических интересах. Открытое противостояние премьера и Президента окончательно запутало всех, наблюдающих за историей взаимоотношений соратников оранжевой революции.
Их резкие, а все чаще оскорбительные высказывания в адрес друг друга, существенно притупили нюх электората и похоронили всякую надежду на возможность разобраться в том, кто или что стало основной причиной столь сложной экономической и финансовой ситуации в Украине. Каждое из звучащих в прямых эфирах заявлений шарахает нас от валютных спекуляций Ющенко и НБУ, провоцирующих в стране дефолт, к провальной экономической политике Тимошенко, пиарящейся на чужом горе. Найти в этих двух крайностях какие-то рациональные и объективные вещи уже не представляется возможным, потому как на первый план вышла исключительно политика.
И без того депрессивные настроения граждан, которые не перестают фиксировать социологи (шесть из десяти украинцев уже впали в панику), подогревают появившиеся в информационном пространстве свежие месседжи, касающиеся отставки главы НБУ, премьера, Президента. Магическое слово импичмент снова стало актуальным. Депутаты разных цветов и калибров не перестают просчитывать возможные варианты, а эксперты, составляя финансовые и политические прогнозы на будущий год, хватаются за голову.
Одним из героев вчерашнего информационного дня стал народный депутат Василий Горбаль. Так, в список пяти банков-коррупционеров, названных Тимошенко на последнем брифинге попал и Укргазбанк, связанный с именем этого небезызвестного регионала. Ситуация выглядит еще более пикантной, если учесть, что Горбаль не первый год является членом наблюдательного совета НБУ. Именно в силу этого обстоятельства наш разговор не ограничился рамками собственного финансового огорода депутата и ответных реплик в адрес премьера. На самом деле, у меня было достаточно оснований поинтересоваться в каком промежутке отрезка провальный премьер Тимошенко — коррупционер Ющенко поставит свою метку не просто политик, а еще и банкир Горбаль.
Признаюсь, что симбиоз этих статусов, осложненный не придуманным финансовым кризисом, дал надежду услышать не банальные заявления политика, а компетентные выкладки, за которыми стоит, прежде всего, ответственный финансист, дорожащий своей репутацией. Что из этого получилось, судите сами.
Про валютный курс, осведомленность Пинзеника и неведение Тимошенко
— Василий Михайлович, чтобы, по-вашему, произошло, если бы в нормальной цивилизованной стране премьер-министр обратилась к народу с заявлением, которое серьезно дискредитирует Президента, главу НБУ, а также целый ряд коммерческих банков, якобы вступивших в коррупционный сговор чреватый дефолтом финансовой системы?
— Я не могу назвать ни одной страны мира с похожей парламентско- президентской формой правления, где вообще могло бы произойти что-то подобное. Имею в виду ситуацию, когда премьер публично уходит в оппозицию к Президенту, главе Национального банка и т.д. По-моему, сейчас в Украине проходит некий эксперимент. В основе которого лежит весьма банальное обстоятельство — в момент кризиса всегда политически выгоднее уйти от ответственности. И если ты не успел вовремя покинуть насиженное место во власти, то, как оказалось можно стать оппозиционером и в кресле премьера.
На самом деле это абсурд.
Что касается следствий происходящего, то мы являемся свидетелями полного разрушения системы власти и государственной машины в Украине. Причем, заметьте, за год (!) до президентских выборов. Однако показательно, что в любой другой стране подобные вещи сразу бы нанесли сокрушительный удар по фондовому рынку, экономической ситуации и инвесторам. У нас же к подобным вещам уже привыкли, и каждая новая волна взаимных обвинений бывших соратников влияет разве что на набор очередных аргументов участников политических ток-шоу.
— Ну, не скажите… После резких заявлений Тимошенко доллар пополз вниз. И это веский аргумент ее команды. К тому же целый ряд экспертов сходится во мнении, что система власти это, конечно архи важно, но когда речь идет о глобальной коррупции, в результате которой народ обеднел в два раза, поход украинского премьера в оппозицию к Президенту — шаг вполне объективный. А как еще, по-вашему, должна была поступить Тимошенко, получив вполне конкретную информацию по тому же непрозрачному рефинансированию банков, и, не найдя понимания у Президента?
— В этой ситуации свое несогласие премьер могла выразить только публичным заявлением с последующим уходом в отставку. И это общепринятая мировая практика, а не мой или еще чей-то каприз. То есть премьер должна была занять четкую оппозиционную нишу, не цепляясь за кресло. Однако этого не произошло. Именно поэтому позиция Юлии Владимировны выглядит не вполне искренней, имеющей больше отношения к политике, нежели к экономике.
Вопрос: почему в пятницу в гостях у Шустера Тимошенко не сообщила народу, что министр финансов ее Кабинета господин Пинзеник присутствовал на всех совещаниях у Президента? В том числе и на двух последних в пятницу, когда Ющенко вел диалог с банкирами. Замечу, что риторика министра финансов на этих встречах в корне отличалась от риторики премьера. В силу этого обстоятельства сомнительно звучат и слова Тимошенко том, что правительство не было в курсе перспектив валютных позиций и политики Нацбанка.
Если же это действительно так, и Тимошенко все это время оставалась в неведении, то у меня напрашивается один еще более печальный вывод: в момент острого, как сама любит произносить Юлия Владимировна, финансового мирового кризиса премьер-министр страны не имеет налаженного диалога с министром финансов. О каком выходе из кризиса мы тогда можем вообще вести речь?! В этом же контексте довольно показательны еще два момента. Пинзеник не подписывает Бюджет правительства, и подготовку главного антикризисного документа берет на себя вице-премьер Турчинов! Премьер не приглашает главу НБУ на обсуждение макроэкономических показателей бюджета-2009! То есть получается, что все жизненно важные коммуникации разрушены, как внутри Кабмина, так и за его пределами.
— Повторяю, курс доллара после заявлений Тимошенко опустился. Или вы хотите сказать, что этому поспособствовали пятничные совещания Президента и Юлия Владимировна, зная ближайшую перспективу, по традиции первой надела тапки? На самом деле, это принципиальный вопрос. То ли у нас провальный и некомпетентный премьер, которая довела экономику до ручки. То ли — Президент коррупционер, решивший поиграть с курсом и заработать на выборы, вступив в сговор со Стельмахом и Фирташем. Кстати, с не чужим вам Укргазбанком тоже. По словам Юлии Владимировны.
— Сначала принципиально по курсу. Чтобы не говорила премьер, правительство и НБУ несут в этом вопросе солидарную ответственность. Как нельзя рассматривать банк без клиентов, так нельзя рассматривать и банки без экономики. Сальдо торгового и платежного баланса, импорт, экспорт, и многие другие показатели, касающиеся принятия решений в рамках регуляторной политики — все это солидарная ответственность Кабмина и НБУ. Результатом этой ответственности является стабильность или не стабильность национальной валюты, в том числе. Это, во-первых.
Во-вторых, если вы помните, разговоры по курсу начались с момента, когда был подписан Меморандум с МВФ. Уже тогда политики начали делать свои прогнозы на этот счет. Уточняю — в документе действительно была норма, касающаяся невозможности сокращения на 1 января 2009 года золотовалютного резерва более, чем на 4%.
— Переведите.
— То есть, нам сразу регламентировали ту сумму, которую НБУ может потратить на поддержание украинской гривны, посредством выхода на финансовый рынок с предложением иностранной валюты. Таким образом, НБУ, исходя из этой нормы, упрямо пытался каким-то образом спланировать свои интервенции на валютный рынок.
— Этим вы объясняете его выжидательную позицию и отказ выходить на рынок?
— В какой-то мере. И Кабмин прекрасно об этом знает, потому что именно Тимошенко ставила свою подпись под Меморандумом. К тому же от обязательности правительства также очень много зависело. Так, Кабмин должен был предоставить НБУ перечень неотложных платежей, для обеспечения которых НБУ необходимо было бы потратить часть своих золотовалютных резервов. Таким образом, у НБУ была бы возможность рассчитать, какая сумма в остатке пойдет на обычный межбанковский рынок. Я имею в виду миллиардный кредит по Укравтодору, а также платежи НАК Нефтегаз-Украина. Однако этого сделано не было. Что касается НАКа, то сумма не была понятна вплоть до заявлений Газпрома. Таким образом, впоследствии НАКу пришлось самостоятельно выходить на рынок и в качестве обычного игрока покупать валюту.
— И поэтому самому терять на курсе, негативно влиять на рынок и накапливать долги?
— Безусловно.
— Но такая ситуация очень выгодна тому же Фирташу, заинтересованному в срыве контракта с Россией и сохранении на рынке посредника РУЭ.
— Если рассматривать этот вопрос с точки зрения политики, то вы правы.
Однако, повторяю, исключительно своей халатностью правительство создало прецедент и, получается, позволило заинтересованным лицам манипулировать ситуацией и критиковать Кабмин. В вопросе Нефтегаза не может быть претензий к НБУ. Если бы Нацбанк хотел кому-то в этом вопросе подыграть, то вряд ли стал кредитовать НАК через Сбербанк.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ситуации с курсом нас очень сильно подвела практика отсутствия четкой коммуникации между всеми ответственными за финансовую систему и экономику ведомствами, а также неумение или нежелание оперативно реагировать на появляющиеся вызовы. В числе, которых был и Меморандум МВФ, который правительству надо было не только подписывать, но и искать пути оптимального и оперативного выполнения его условий. Мы же неделями на многочасовых совещаниях обсуждали и обсуждаем то, что в других странах решается за два дня с учетом принятия необходимой нормы закона. Вот взять хотя бы встречу с банкирами, о которой говорила премьер в пятницу. Она была три (!) недели назад. И где результаты этой встречи?
В-третьих, определенно негативную роль в этой истории сыграл и выброс информации о неликвидности золотовалютных резервов, которую НБУ по привычке не сумел своевременно опровергнуть. Что также подогрело рынок.
И, наконец, в-четвертых, напомню, что сам формат механизма действия межбанковского валютного рынка обсуждался при подписании Меморандума МВФ.
— Вы имеете в виду плавающий курс?
— Да. Что также способствовало скачкам доллара. И я сегодня ответственно заявляю, что если, подписывая Меморандум, этого не понимала Юлия Владимировна, то министр финансов, наверняка четко себе представлял объективное направление курсовой динамики. В этой связи можно спорить о сроках — все надеялись на постепенную девальвацию гривны, однако безапелляционно утверждать о том, что на рынке произошло что-то неожиданное и целенаправленно кем-то спровоцированное, как это делает сегодня премьер- министр, не совсем честно.
Про рефинансирование, стукачей и новую партию коррупционеров
— То есть, вы утверждаете, что все, что происходило на рынке, а именно — обесценивание национальной валюты до 10 гривень за доллар — объективный процесс, не связанный со спекуляциями и нарушениями? А как же 40 миллиардов напечатанных НБУ и розданных банкам в формате рефинансирования? Как же быть с 7-ю миллиардами, которые получила Надра Фирташа, и по словам Тимошенко, львиную долю этих средств направила ни на кредитование экономики и выплату депозитов, как предписывает МВФ, а на покупку валюты?
— Благодаря Юлии Владимировне рефинансирование банков, превратилось в некую сильно преувеличенную общественную страшилку.
— Ну, если сам председатель Совета НБУ Петр Порошенко заявляет, что не может получить на этот счет разъясняющие документы от главы НБУ, а Зеркало недели через несколько дней публикует этот секретный список, который взрывает рынок и подтверждает слова Тимошенко о миллиардах для Надры и Ко, то почему же рефинансирование не считать некой коррупционной страшилкой? Что было скрывать Стельмаху?
— Что касается заявления Порошенко, то это проблема не сегодняшнего дня, а долгая история взаимоотношений правления НБУ и его Совета. Существует коллизия между функциями Совета и недопустимости разглашения банковской тайны. Хотя, я считаю, что факт попадания этой информации в СМИ — в любом случае предмет внутреннего расследования НБУ. В данном случае должно волновать то, каким образом распечатка одного из счетов НБУ оказалась в чужих руках.
— Но чем оказались так опасны эти, как вы говорите, чужие руки, если они впоследствии только и сделали, что поспособствовали прозрачности процесса?
— Настаиваю на том, что как бы та или иная информация не была полезна рынку, ее несанкционированное попадание в СМИ или еще куда-то, чревато нарушением закона о банковской тайне. Это вопрос чистоты и надежности внутреннего документооборота главного финансового учреждения страны.
Никакой другой опасности действительно нет. И если НБУ впоследствии решит сделать эту информацию публичной — так тому и быть. Что же касается отношения банков к данному факту, то сработали стереотипы. Ведь если раньше государство помогало банку деньгами, то это считалось плохим сигналом.
Поэтому банки очень осторожно относятся к разглашению подобной информации.
Сейчас ситуация и механизм изменился, рефинансирование банков стало общепринятым инструментом поддержки ликвидности финансовой системы. Однако привычка не разглашать тайну рефинансирования у банкиров осталась. Вот и весь ответ.
Теперь непосредственно о рефинансировании и 7 млрд. Надры, которыми Тимошенко напугала всю страну. На самом деле, было вполне прогнозируемо, что первыми претендентами на рефинансирование станут банки которые:
а) лидирует в привлечении вкладов физических лиц;
б) имеют украинский капитал (а не иностранный);
в) имеют долги по внешнему заимствованию. Банк Надра входит в число таких банков, поэтому вполне мог рассчитывать на внушительную сумму кредита. И вопрос здесь может быть только в том, что банк Надра подавал в качестве обеспечения кредита. Однако, как мне известно, условия были для всех единообразны.
— Под какие условия получили 1,2 млрд. вы?
— Под залог имущественных прав по тем кредитам, которые выдавались банком.
Какие могли быть преференции у Надры я не знаю. Это закрытая коммерческая информация. И я бы очень не хотел, чтобы временная следственная комиссия занималась изучением кредитного портфеля того или иного банка. Мы так можем очень далеко зайти…
— Но информация уже разглашена.
— Я мало верю в то, что Надра некорректно вела себя на рынке. Однажды на одном из совещаний, когда резко выросло количество заявок на валюту, в числе покупателей действительно была заявка Надры. Однако после уточнения выяснилось, что ее сумма полностью совпала с суммой, необходимой банку для погашения внешнего заимствования в тот день.
Теперь, что касается Укргазбанка, почетным президентом которого я являюсь и, который в составе пяти банков попал в номинацию главных коррупционеров. Напомню, в ноябре этого года авторитетное международное рейтинговое агентство Standard Poors признало Укргазбанк самым информационно открытым банком Украины. По их рейтингу уровень финансовой прозрачности банка соответствует лучшим показателям транспарентности ведущих финансовых компаний мира. Замечу, что на этот рейтинг обращают внимания правительства всех стран мира, кроме нашего… Сразу же после того, как прозвучало заявление премьера я позвонил главе Государственного комитета по финансовому мониторингу Украины г-ну Черкасскому. Так вот, Игорь Черкасский, как и многие бютовцы очень долго передо мной извинялись. И, поверьте, у них на то было достаточно оснований.
Уже хотя бы потому, что в распоряжении премьера имеется государственный комитет с широчайшими полномочиями. Комитет, как и НБУ, ежедневно от каждого банка получает исчерпывающую информацию о финансовых операциях на рынке. Если сумма этих операций превышает 10 тыс. евро. Таким образом, господин Черкасский имеет широчайшую возможность ежедневно постукивать премьеру о происходящем на рынке. О валютных спекуляциях, незаконных конвертациях в том числе. Будь-то Надра, Укргазбанк или кто-то другой.
— Тогда почему Тимошенко, имея такого стукача, ждала момента, когда курс вырастет до 10, и только после этого вышла с публичными обвинениями?
— Наверное, это вопрос к самой Юлии Владимировне. На самом деле, ей достаточно было вызвать главу государственного комитета и сказать: Уважаемый, я не верю Стельмаху. Проверь тот-то и тот-то банк и компетентно поясни товарищам, что так не надо себя вести. Не поймут — будем принимать меры. Точка. А если к процессу подключить еще и налоговую администрацию, то, поверьте, любое финансовое нарушение замечается и устраняется очень быстро. Так что, у Тимошенко есть прямые рычаги влияния на валютных спекулянтов.
— Как вы думаете, почему вслед за Надрой именно пять названных Тимошенко банков (Альфа-банк Укргазбанк, банк Клиринговий дом, Єврогазбанк , Місто-банк, получивших рефинансирование, попали в черный список? Ведь деньги были выделены десяткам банков, в числе которых замечены и бютовские банки. В частности Финансы и кредит (Жеваго), Брокбизнесбанк (Буряк).
— Я не делю банки на бютовские и Партии регионов, как в равной степени и на банки с отечественным или иностранным капиталом. Они все работают в Украине и на них распространятся одни и те же правила. Уверен, что Ассоциация Украинских Банков в ближайшее время сделает резкое заявление в ответ на обвинения премьер-министра.
— Василий Михайлович, вы лучше расскажите, кредитовал ли Укргазбанк проекты бизнесмена с нашумевшей фамилией Фирташ? Вы вообще с этим господином знакомы?
— Уже знакомы. Мы познакомились на дне рождения Леонида Черновецкого. Что касается кредитования Укргазбанком его проектов, то мне об этом ничего не известно. Однако, могу предположить, по какой причине нас опорочили. Дело в том, что у Укргазбанка до недавнего времени был один клиент, который имеет не менее нашумевшее имя — Росукрэнерго.
— ???
— Попрошу общественность успокоиться. Компания, объединяющая сеть заправок —
полная тезка РУЭ, не имеющая никакого отношения к нашумевшим поставкам газа. Если мне не изменяет память, эта компания обслуживалась у нас с 2000- го года. Похоже, Юлию Владимировну просто подставляют. Знаете такой известный и довольно действенный прием — смешать все в кучу: правду, неправду, домыслы, совпадения… и заявить. А там как хотите, так и отмывайтесь. Однако, повторяю еще раз, подобные заявления можно делать только по итогам проверок вышеупомянутого комитета финансового мониторинга, НБУ, налоговой администрации. Как говорится, было бы желание и оперативная реакция.
Про временную следственную комиссию, поддержку металлургов и отставку Стельмаха
— Парламентскую комиссию уже созданную в ВР вы относите к подобному инструменту банковского надзора? Премьер настаивает на том, чтобы заслушать результаты ее работы уже в пятницу.
— Если судить по работе аналогичной комиссии по Киеву (расследование деятельности КМДА и Киевсовета), то, как мне известно, первая информация, которая была рассмотрена той комиссией, банальна была взята из Интернета.
Что касается деятельности этой комиссии, то депутаты предложили НБУ в течение трех часов предоставить информацию, касающуюся деятельности национального регулятора за 2007 год включительно. Боюсь, что это была изначально невыполнимая задача. Так что на качественный анализ при таких подходах вряд ли стоит надеяться. При этом есть еще одна проблема — банковская тайна, закона о которой никто не отменял. Я лично не знаю, как НБУ выйдет из этой ситуации. Возможны решения суда как в ту, так и в другую сторону. Так как любой из клиентов может подать в суд на банк, если информация о счете будет разглашена без его согласия или решения суда.
— Вы будете подавать в суд?
— Еще не решил.
— А у Фирташа, уже подавшего иск против премьер-министра Украины в Британский суд, по-вашему, есть шанс?
— Понимая объемы банка Надра, я могу утверждать, что заявление ЮВТ о том, что только 100 миллионов пошли на компенсацию вкладов, а все остальное — на покупку валюты, сильно преувеличено. Так что, шанс наверняка есть.
— Возвращаясь к проблеме курса, замечу, что коммерческие банки проявили некую слишком и молчаливую позицию, солидарную с НБУ. А вам не кажется, что если бы банкиры вовремя начали говорить, указывая на ошибки, как правительства, так и НБУ, ситуация могла бы развиваться иначе?
— Кажется. Однако у нас менталитет такой, что банкир всегда старается от любой проблемы уйти в сторону и пережить ее без эмоций. Тем более публичных.
— Деньги любят тишину.
— Это действительно так. Мы привыкли молчать. Дабы были спокойны наши клиенты. Однако сейчас ситуация меняется и финансисты стали понимать, что надо открываться. В отношении же публичной критики регулятора, так это вообще нонсенс для украинской постсоветской банковской системы. Однако случаи с судами в отношении отмены ряда постановлений НБУ были. Черновецкий любил этим заниматься.
Что касается нынешней ситуации, то наблюдалась слишком быстрая динамика курса. Поэтому критика регулятора если и была, то в рамках совещаний, которые обещали стать системными. Однако таковыми не стали.
— И в этом слабость банковской элиты?
— Я бы назвал это не слабостью. Скорее, неготовностью действовать в новых условиях оперативно, мобильно и настойчиво.
— Когда я слушала Тимошенко, а потом известного российского финансового аналитика г-на Илларионова, поймала себя на мысли, что на ситуацию в Украине в профессиональных кругах смотрят совершенно по-разному. В том числе и на обрушившийся курс доллара. Так, если команда Тимошенко настаивает на необходимости укреплять гривну, то Андрей Илларионов советует не сильно давить на Президента и НБУ, а подумать над тем, что можно пойти и совсем другим путем — намеренной девальвации гривны.
— У нас каждый политик, особенно депутат, считает себя профессионалом во всех отраслях экономики. Что же касается разговоров, что нам нужно объединить всех профессионалов, я всегда думаю о том, как объединить диаметрально противоположные подходы этих профессионалов. Дискуссия существует всегда. Однако Украина отличается от других стран тем, что у нас дискуссия бесконечная, без принятия какого бы то ни было решения.
Нормальные же люди решение принимают и выбирают какой-то единый путь. Пусть в итоге даже ошибочный.
— Но пройденный.
— Совершенно верно. Подход, который содействует девальвации гривны с точки зрения курсовой поддержки базовых отраслей, являющихся основой украинского экспорта, действительно есть. И направлен он на компенсацию низкой конъюнктуры мировых цен.
— Это вы сейчас про металлургические комбинаты Ахметова говорите?
— Про все то, что мы сегодня экспортируем. Что можно поддержать за счет курса. Это общий подход вне зависимости от фамилии собственника того или иного предприятия. Он принят и в России, и за рубежом. Однако есть и другое мнение, которое подразумевает фиксированный курс. На самом деле до сих пор идет дискуссия, что такое для Украины гибкий курс. И может ли он быть для нас приемлем вообще? Для многих подтверждением того, что у нас такого курса быть не может, является существование таких клиентов, как НАК и пр. с большими неожиданными заявками на приобретение валюты. Я тоже придерживаюсь мнения о необходимости устойчивого регулируемого курса в Украине. Так как валютный рынок у нас еще не развит. Впрочем, как и законодательство этого направления.
— И все-таки скажите, НБУ успел поддержать металлургов за счет курса? Подозрения такие в СМИ высказывались.
— Кто конкретно из металлургов ощутил прелести скачка курса, мы сможем понять только тогда, когда увидим, кто из металлургов получил валютную выручку в последний месяц, и кому удалось реализовать свою выручку по высокому курсу. Однако, я вполне допускаю, что многие экспортеры даже не успели воспользоваться этой преференцией. Слишком мало было времени.
— Как вы думаете, сколько времени понадобится парламенту для того, чтобы отправить в отставку Стельмаха?
— Более правыми я все-таки считаю тех, кто на всякий случай задается вопросом: если не Стельмах, то кто? До сих пор в парламенте идет дискуссия на предмет существования коалиции и количества ее голосов. Однако это уже второй вопрос после того, решится ли на отставку Стельмаха Ющенко? Но даже если Президент примет такое решение, рисков достаточно.
На самом деле, мы можем дать миру сигнал этой отставкой, а потом, не найдя компромиссной кандидатуры, зависнуть в совершенно неопределенной и опасной ситуации. К тому же, есть еще МВФ, который обязательно захочет встретиться с кандидатом на пост главы НБУ. Интересно КПУ будет голосовать за кандидатуру, имевшую тет-а-тет с капиталистами МВФ?
— Так будет отставка или нет?
— По-моему, Президент довольно четко заявил о своей позиции.
— Но и Тимошенко не менее четко дала понять, что в случае отказа Ющенко внести новую кандидатуру в ВР, парламент обойдется без Президента. Похоже, ваша фракция может поддержать эту настойчивую инициативу. Судя по заявлениям лидера.
— Это будет неконституционно.
— Даже если таким образом на пост главы НБУ выдвинут Горбаля?
— Мне кажется, что любой кандидат откажется от такого пути. Здесь стоит вопрос взаимоотношений не только с банковской системой, но и с финансовыми институтами на международном рынке. И вообще, сомнительное назначение вредит репутации любого нормального человека. Тем более профессионала.
Выдвинуться на этот пост таким образом, может согласиться только безответственный политик.
Про партию, чужих скелетов и перевыборы дублем
— Василий Михайлович, как вы сегодня можете охарактеризовать ситуацию, в которой оказалась ПР?
— Партия Регионов застыла в позиции оппозиции.
— Вот именно, что застыла. Там же действовать надо.
— Сейчас на политической арене другие основные действующие лица. Как вы уже успели заметить, из шкафов активно вытаскиваются скелеты производства 2004- го года. Информационный эфир заполонили некие трогательные ретроспективы оранжевой революции: кто за чьей спиной тогда стоял, кто шел впереди…
Полагаю, что, наблюдая за всем этим, общество не может не понимать, что в Украине стартовала жесткая президентская кампания. Нам в этой ситуации приходится просто считать потери каждой из сторон. А еще — достать из загашника старый-престарый лозунг: А мы же говорили…
— А вам не кажется, что это несколько ущербная позиция — наблюдать за тем, как рушится что-то у кого-то, и самому в это время не развиваться?
— Ну, я бы не сказал, что внутри нас ничего не развивается.
— Пока более всего заметно развитие внутрипартийных конфликтов по линии Янукович — Ахметов — Левочкин (Фирташ). Особенно после очередного провала переговоров с БЮТ, который организовал Виктор Федорович.
— На счет развития, одна небольшая ремарка. В парламент внесены десятки антикризисных законопроектов от ПР. И даже. Если они не принимаются, то среди законопроектов предлагаемых коалицией часто встречаются копии наших оригиналов. Что, безусловно, не может не радовать.
— Каким вы видите дальнейшее развитие событий? Четвертая попытка ПР и БЮТ объединиться будет? Или судя по последним категорическим заявлениям Януковича, предложившего своим непосредственным конкурентам уйти в отставку, нас ждут перевыборы дублем. По-видимому, весной после социальных бунтов. А если быть совсем точным, после того, как ПР и БЮТ решат эту проблему конституционным большинством голосов.
— Все может быть. Может сложиться такая ситуация, когда в Раде будут голосоваться на сто процентов непроходные у Ющенко законопроекты. Президент будет их ветировать, а все дружно придут к выводу, что выхода нет — только перевыборы, импичмент… Или что там еще можно придумать?
— Бюджет?
— Именно он может стать началом эскалации очередного витка конфликта.
— За какой бюджет вы не будете голосовать?
— Очень трудно голосовать за бюджет, который не поддерживает даже министр финансов действующего правительства. Я думаю, что обсуждение бюджета априори приведет либо к перевыборам, либо к переформатированию ВР и каким- то другим иным решениям. Я не исключаю и очередного бракосочетания соратников.
— Вот я тоже на досуге думала над этим. Ведь, как ни крути не верти, а нынешняя ситуация оказалась сильно выгодна исключительно Регионам. Кризис гонит ЮВТ из власти. Однако идти на выборы ей было бы удобно, разделив ответственность с Регинами (основным конкурентом) в формате какого-нибудь широкого спасительного правительства. Иначе вы вооружаетесь социальными бунтами и… выигрываете. Спасительного правительства с конституционным большинством, как известно, не получилось. А значит в этой истории антивыборным тылом для ЮВТ может стать только Президент, которому выборы сейчас не нужны. С его-то тремя процентами рейтинга. Так что, похоже, что рановато соратники горшки побили. Что скажите?
— Как известно, в украинской политике нет ничего невозможного. Однако я верю, что как бы не складывались дальнейшие отношения премьера и Президента именно Партия регионов сможет консолидировать конструктивные силы. При этом, придя к власти конституционным путем, не прибегая к организации и управлению социальными бунтами. Угроза их возникновения, и так велика и не требует вмешательства ни одной из политических сил. Наоборот, надежда, что в стране есть, кому навести порядок, реально может снизить температуру социального напряжения.

Д.Медведев подписал закон о совершенствовании налогового законодательства в части ОСАГО

Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Документ принят Госдумой 17 декабря 2008 г и одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г, сообщила сегодня пресс-служба Кремля.
Закон направлен на совершенствование налогового законодательства в части ОСАГО. Закон предусматривает освобождение от НДС средств, полученных страховщиком по заключенному в соответствии с законодательством об ОСАГО соглашением о прямом возмещении убытков от страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред.
К доходам и расходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, предлагается отнести денежные средства, полученные страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков потерпевшему, а также выплаты потерпевшим, осуществленные в порядке прямого возмещения убытков, и оплату услуг специалистов, привлекаемых в рамках соглашений о прямом возмещении убытков.
Страховые выплаты по договору ОСАГО, осуществленные от имени налогоплательщика — страховой организации другими страховщиками-участниками соглашения о прямом возмещении убытков, включается в состав расходов на дату поступления от страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, требования об оплате возмещенного им вреда потерпевшему.
Закон должен вступить в силу с 1 марта 2009 г, но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.

ГНА разрешила выдачу свидетельств о регистрации сельхозпредприятий как субъектов спецрежима налогообложения НДС с определением в данных свидетельствах….

ГНА разрешила выдачу свидетельств о регистрации сельхозпредприятий как субъектов спецрежима налогообложения НДС с определением в данных свидетельствах даты регистрации 1.01.2009г. тем предприятиям, которые не позднее 1.01.2009г. зарегистрированы как плательщики НДС на общих основаниях и которыми при перерегистрации до 20.01.2009г. будут поданы заявления о регистрации.

Тимошенко могла остановить спекулянтов (Обозреватель)

Укргазбанк кредитовал тезку Росукрэнерго
Как и ожидалось, власть предержащие решили использовать финансово-экономический кризис в собственных политических интересах. Открытое противостояние премьера и Президента окончательно запутало всех, наблюдающих за историей взаимоотношений соратников оранжевой революции.
Continue reading

300 российских компаний могут в период кризиса опереться на государственное плечо

Правительство опубликовало список предприятий, которым будет оказана поддержка в непростых финансовых условиях. В число избранных попали практически все крупнейшие корпорации.
В списке правительства 295 компаний различных отраслей экономики. Государство поможет и нефте-газо добытчикам — Газпрому, ЛУКОЙЛу, Роснефти, металлургическим компаниям — Норильскому Никелю и Русалу, угледобывающим, авиастроительным и другим корпорациям. В список избранных попали также три крупнейших федеральных оператора связи и ряд СМИ, в том числе ВГТРК и первый канал. Ранее премьер Владимир Путин на заседании Президиума Правительства заявил, что предприятия России, которые производят более 85% валового внутреннего продукта страны, с годовым оборотом более 15 миллиардов рублей, и числом работающих более четырех тысяч человек получат господдержку.
На конкретный выбор властей — кому помогать могли повлиять несколько как рыночных так и не рыночных факторов, — сообщил в интервью Business FM председатель совета директоров компании Арбат Капитал Менеджмент Алексей Голубович: Естественно, что сюда вошла металлургия, ТЭК, электроэнергетика, потому что именно там численность человек измеряется десятками тысяч человек иногда даже сотнями. С точки зрения их положения, очевидно, что здесь те предприятия, которые больше всего назанимали, которые хуже управлялись самым безобразным фин. менеджментом, как многие предприятия, скажем, пищевой промышленности. По лоббистским возможностям здесь можно судить только очень субъективно, но из перечисленных предприятий, любое какое ни возьми, можно найти среди владельцев известных депутатов, политиков, олигархов.
Однако сам факт занесения в список правительства не означает автоматического выделения финансовой помощи. Вид поддержки может быть индивидуальным для каждой компании — госгарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация долгов, госзаказ. Но именно госгарантии — более правильный способ поддержки, чем предоставление просто финансовой помощи, считает гендиректор компании ФинЭкспертиза Агван Микаелян: Очень правильный подход, когда обещаются чисто экономические меры, это субсидирование процентных ставок, это определенные налоги и налоговое послабление во всех проявлениях, это реструктуризация налога и индексация и какие-то поддержки и самый главный момент — это государственные гарантии, где требуется подкрепить доверие, денег не нужно, да и тратить тоже не надо, надо просто сказать, чтобы государство за эту операцию отвечает, и этого будет достаточно, чтобы механизм провернулся.
В правительстве отмечают, что опубликованный вариант не окончательный. Кроме того, в заявлении кабинета отмечается, что при необходимости, в рамках объявленной поддержки нужно понимать и то, что власти будут минимизировать негативные социально-экономические последствия от прекращения деятельности таких предприятий.
Российские СМИ обнаружили в заявлении кабинета несколько неточностей и странностей. В частности, в списке присутствуют малоизвестные компании, и некоторые упоминаются дважды. К примеру, ООО Авиакомпания с уставным капиталов в сто тысяч рублей на самом деле является ОАО и пока только создается. Именно она станет базой для авиаперевозчика Росавия на базе активов Эйр Юнион и Атлант-Союза.
www.prime-tass.ru

ВР отказала автопрому в льготах

ВР отказала автопрому в льготах
ВР установила ежегодную норму ускоренной амортизации основных фондов на уровне 20%. Вместе с тем, из проекта № 3430 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о минимизации влияния финансового кризиса на развитие автомобилестроения и других отраслей отечественной промышленности) была изъята норма о возобновлении льгот для автомобильной промышленности, сообщает УГМК.
Председатель Комитета ВР по вопросам промышленности, регуляторной политики и предпринимательства Н. Королевская пояснила, что при доработке законопроекта было решено распространить его действие на все отрасли отечественной промышленности. Так, название принятого в первом чтении законопроекта было изменено на О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности.
Также из законопроекта была изъята норма о продлении действия Закона О рынке автомобильной промышленности Украины до 31.12.2013 г. Как пояснила Н. Королевская, закон о развитии автопромышленности был изъят из данного законопроекта, потому что, по мнению депутатов, сегодня возобновление налоговых льгот по отраслевому принципу неприемлемо.
Справка. 12.12.2008 г. ВР приняла за основу законопроект О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно минимизации влияния финансового кризиса на развитие автомобилестроения и других отраслей отечественной промышленности) № 3430. Законопроектом предлагалось освободить от уплаты таможенной пошлины оборудование, которое ввозится предприятиями перерабатывающей промышленности и не производится в Украине, до 2011 г. закупать за госсредства работы и услуги исключительно у отечественного производителя, за исключением тех, которые не производятся и не предоставляются в Украине.
Помимо этого, проектом предлагалось продлить до 31.12.2013 г. действие Закона О развитии автомобильной промышленности Украины и отнести производство автомобилей, оборудования, комплектующих изделий, разработку и внедрение новейших технологий для сборки и производства автомобилей к стратегическим направлениям инновационной деятельности.

Азербайджан: утверждены правила ведения страховщиками внутреннего аудита

Министерство финансов утвердило Правила ведения страховщиками внутреннего аудита, сообщили агентству Интерфакс-Азербайджан в Минфине.
Целью внедрения системы внутреннего аудита является организация эффективного управления рисками при страховых операциях, оценка эффективности системы управления в компании, — сказал представитель Минфина.
По его словам, служба внутреннего аудита в страховых организациях должна обеспечивать решение следующих задач: проведения системного анализа и оценки финансовой стабильности и платежеспособности страховщика; соблюдение на соответствие установленным нормативам; проводить оценку эффективности принятых решений и их исполнения; проведения оценки страхового портфеля компании и отдельных видов страхования; обеспечение контроля над эффективностью управления активами и обязательствами.
Службы внутреннего аудита в своей деятельности должны осуществлять оценку кредитного риска, операционного риска, риск потери ликвидности, рыночные риски, валютные риски, портфельные риски, трансфертные риски.
Согласно правилам, в обязанности служб внутреннего аудита входит утверждение документов, связанных с организацией внутреннего аудита, функциями соответствующих структур, внутренней политику в сфере страховых и перестраховочных операций, по обеспечению финансовой стабильности, регулирования деятельности страховых агентов, организации учета страховых договоров, налогового учета, учета капитала, инвестиций, формирования страховых резервов.
Руководители и сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь экономическое или юридическое образование; опыт в проведении аудита; международный опыт по страховым операциям и проведению аудита.
Создание служб внутреннего аудита в страховых организациях является одним из требований закона О страховой деятельности, вступившего в силу 16 марта 2008 года.

Взять не качеством, а количеством!

Для осуществления одного денежного перевода банку теперь уже необходимо предоставлять не два, а гораздо больше платежных поручений
Повод
В условиях кризиса клиенты банка все чаще сталкиваются с новыми проблемами. До недавнего времени банкиры за осуществление своих операций самостоятельно и в одностороннем порядке вводили дополнительную плату в виде комиссии (то ли комиссии при осуществлении кассовых операций по обмену валюты — см. материал ЛІГА:ЗАКОН Миссия комиссии, то ли комиссии за выдачу депозита — см. материал Хочешь денег? Плати!). Теперь же финансовые учреждения вообще не хотят выполнять некоторые операции. С похожей проблемой столкнулся посетитель форума ЛІГАБізнесІнформ.
Фабула
Банк обязан вернуть клиенту расчетный документ не позже следующего операционного дня
Ситуация, обсуждаемая на форуме, заключалась в том, что главный офис банка безосновательно возвращает платежные поручения, хотя денежных средств на расчетном счете предостаточно. В связи с этим участник форума ищет меры воздействия на банк. По его мнению, предусмотренная договором расчетно- кассового обслуживания пеня в соотношении с суммой платежа в размере 100 грн. в день не выглядит для банка убедительным аргументом.
Не дать банку зацепиться
Согласно п. 22.7 Закона О платежных системах и переводе средств в Украине в случае отказа з будь-яких причин у прийнятті розрахункового документа банк має повернути його ініціатору не пізніше наступного операційного дня банку із зазначенням причини повернення. В этой связи плательщик должен быть уверен, что его платежное поручение содержит все необходимые и правильно заполненные реквизиты. В соответствии с п. 3.1 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте платежное поручение оформляется плательщиком по форме согласно с требованиями относительно заполнения реквизитов расчетных документов и подается в банк не менше ніж у двох примірниках.
Соответственно правильно заполненная платежка и наличие денег на счету не дают банку правовых оснований для отказа в принятии расчетного документа.
Тем не менее реалии осуществления хозяйственной деятельности в условиях кризиса свидетельствуют о противоположном.
Все познается в сравнении
Видимо, убедить банк принять и выполнить платежное поручение только наличием договора на расчетно-кассовое обслуживание уже не представляется возможным. Для этого нужны более веские аргументы. Брать их необходимо из того же договора и (или) актов законодательства. Может, ответственность в размере 100 грн. в день банк и не испугает, а вот, скажем, 10 тыс. гривен уже выглядит более угрожающе. Поэтому клиенту необходимо предпринять меры, дабы раздуть ответственность до указанного размера.
Нарушение банком установленных сроков исполнения поручения клиента о переводе обязывает уплатить плательщику пеню
Ответственность банка при осуществлении перевода предусмотрена в первую очередь Законом О платежных системах и переводе средств в Украине.
Согласно этому законодательному акту, в случае нарушения банком установленных сроков исполнения поручения клиента о переводе, этот банк обязан уплатить плательщику пеню в размере 0,1 % суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. Но в то же время пеня не может превышать 10 % суммы перевода, если другой ее размер не установлен договором.
Исходя из размера пени, установленного договором, задержка перевода одной платежки будет обходиться банку 100 грн. в день. Соответственно 100 платежных поручений позволят клиенту рассчитывать на взыскание с банка 10 тыс. грн. Согласно п. 8.1 Закона О платежных системах и переводе средств в Украине, банк зобовязаний виконати доручення клієнта, що міститься в розрахунковому документі, який надійшов протягом операційного часу банку, в день його надходження.
То есть платежное поручение, предоставленное в пределах операционного дня, должно быть исполнено в тот же день, если только другие сроки не установлены договором между банком и клиентом. Банк всегда склонен делать то, что выгодно ему. Если его поставить перед выбором или исполнения одной платежки, или взыскания в судебном порядке пени за неисполнение 100 платежных поручений, видится, что банк все-таки исполнит платежное поручение. Плюс ко всему у него не будет так много времени на раздумья.
Ведь с каждым днем размер пени будет удваиваться, пока не достигнет 10 % от суммы перевода.
Избранный способ воздействия на банк объясняется сиюминутной необходимостью перечислить денежные средства именно со счета в этом банке. Если же у клиента будет возможность рассчитаться с контрагентами или с бюджетом, использую счет в другом банке, то, возможно, отношения со старым банком необходимо прекращать.
Риск — благородное дело
Естественно, существует определенный риск предоставления 100 идентичных платежных поручений в пределах операционного дня. Банк ведь может все их исполнить. Клиенту особо нервничать не стоит. Во-первых, не факт, что на счету осталось достаточно средств для выполнения всех поданных платежных поручений. Во-вторых, получатель перечисленных денег должен был получить только сумму согласно одному платежному документу. Все остальные средства являются одновременно и ошибочно зачисленными таким получателем, и неосновательно сохраненными.
Получатель ошибочно зачисленных средств обязан в течение пяти дней их вернуть
Это, в свою очередь, должно заставить получателя руководствоваться Указом Президента О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины, согласно п. 6 которого підприємства незалежно від форм власності мають повертати у пятиденний строк платникам помилково зараховані на їх рахунки кошти. Другими словами, в силу действия этого Указа Президента у получателя через пять дней после перечисления денежных средств возникает денежное обязательство, ответственность за неисполнение которого в виде инфляции и 3 % годовых предусмотрена ст. 625 Гражданского кодекса.
Если перечисленные средства были направлены на погашение налоговых обязательств, то плательщику также волноваться не о чем. Ведь согласно п.15.3.1 Закона О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами заявления на возвращение излишне уплаченных налогов, сборов или на их возмещение могут быть поданы не позже 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения права на такое возмещение.
Если банк не исполняет платежные поручения при наличии средств на счету, клиенту необходимо забросать банк идентичными платежками. В этом случае его ответственность за несвоевременный перевод возрастает в разы.
Заключение
Таким образом, реалии осуществления хозяйственной деятельности в условиях кризиса демонстрируют, что сам по себе факт наличия договора на расчетно- кассовое обслуживание не позволяет убедить банк принять и выполнить платежное поручение. Для этого клиенту необходимо прикладывать дополнительные усилия. Лучшим способом воздействия на блокирующий перевод банк с целью сиюминутного перечисления денежных средств именно со счета в этом банке является предоставление множества идентичных платежных поручений, неисполнение которых повышает ответственность банка в разы. При этом необходимо соблюдать установленные требования к платежным документам.

Госдума проголосовала за закон завершающий банкротное законодательство

Госдума одобрила новый законопроект о банкротстве, в котором установлен порядок саморегулирования деятельности арбитражных управляющих. Документ О внесении изменений в ФЗ О несостоятельности (банкротстве) внесен 28 февраля 2005 правительством, принят во втором чтении 19 декабря 2008, сегодня его одобрили в окончательном третьем чтении 353 депутата, 92 было против, передает корреспондент Полит.ру в Госдуме Лев Файнберг. Председатель Комитета по собственности Виктор Плескачевский пояснил, что этим законом мы завершаем банкротное законодательство.
Коммунист Николай Коломейцев выступил в протестом против принятия закона, за который коммунисты голосовать не будут, потому что люди, которые занимаются законодательством в этой сфере, это злостные враги нашей страны.
Он назвал фамилии Чубайса, Кириенко, Христенко, Гайдара. Коммунист считает, что нужен закон о национализации.
Максим Рохмистров (ЛДПР) поддержал закон, но отметил, что он не решает всех проблем, в частности, основным кредитором предприятий выступает налоговая инспекция, убивая предприятия, которые могли бы выжить.
Закон, по замыслу авторов, направлен на устранение ряда пробелов базового закона, выявленных в ходе правоприменительной практики. Предусматривается уточнить основные понятия: несостоятельность (банкротство), должник, кредиторы, конкурсные кредиторы, арбитражный управляющий и др.
Уточняются также требования к арбитражным управляющим, их права, обязанности и ответственность арбитражного управляющего, а также положения об обязательном страховании ответственности арбитражного управляющего.
Указанные требования приводятся в соответствие с положениями Гражданского кодекса, регламентирующими обязательное страхование гражданской ответственности. Уточняются положения о саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СО АУ) в части их прав и обязанностей, механизма приема, выхода и исключения членов, процедур реорганизации и ликвидации, обеспечения открытости и доступности сведений из реестра АУ, являющихся членами саморегулируемой организации. Устанавливается порядок использования способов обеспечения финансовой ответственности, соотношение обязательного и дополнительного страхования ответственности, компенсационного фонда.
Определяется последовательность источников возмещения ущерба, причиненного деятельностью АУ. Конкретизируются положения, регламентирующие формирование и использование компенсационного фонда. Предлагается сформировать и определить порядок деятельности Национального объединения СО АУ, основная задача которого заключается в создании стандартов образования и деятельности саморегулируемых организаций. Уточняется участие государства в процедурах банкротства. Допускается возможность погашения третьим лицом налоговой задолженности с переходом к такому третьему лицу прав кредитора.
Предусматривается формирование и ведение Единого реестра сведений о банкротстве, в т.ч. в электронной форме.