Архив метки: монеты

Рецепты от Всемирного Банка

Всемирный банк обнародовал экономический обзор по Украине за второй квартал 2008 года. В нем отмечены как негативные, так и позитивные тенденции развития экономики.
Все растет, все повышается… Но это не радует
Например, не радует, что негативным остается платежный баланс: импорт вырос на 20%, а экспорт — аж на 1%. В результате дефицит платежного баланса достиг 9,8%. Заметим — ничего удивительного в этом нет: искусственно завышенный курс гривны, не отражающий ее реальную покупательную способность, выгоден импортерам, но не экспортерам. Как отмечают эксперты Всемирного банка, дефицит мог бы быть еще большим, но на руку нашим экспортерам сыграло повышение мировых цен на их продукцию.
Вместе с тем, прогнозы падения валового внутреннего продукта (ВВП) оказались чересчур пессимистичными. Фактором поддержки экономического роста стал внутренний спрос. Так, в первом квартале инвестиции в частный капитал выросли на 15%, частное потребление — на 22%, потому валовой внутренний продукт вырос на 6,5%.
Исходя из этих факторов, Всемирный банк повысил прогнозные показатели ВВП и инфляции. По итогам года ВВП, по мнению экспертов Всемирного банка, составит 6%. Но, на этот раз, за счет не промышленности и строительства, а сельского хозяйства: ожидаемый высокий урожай — более 40 млн. т — в сочетании с динамикой мировых цен на продовольствие. Предыдущий прогноз инфляции составлял 17,2%.Сегодняшний уровень инфляции, по расчетам Всемирного банка, составляет 29%, но до конца года она уменьшится до 21,5%.
На год грядущий
В 2009 году будет наблюдаться плавная корректировка с замедлением роста ВВП до 4,5% и возвращения инфляции до уровня около 15%. При реальной политической ситуации, считают во Всемирном банке, невозможно существенно сократить затраты бюджета.
При этом дефицит платежного баланса превысит 11% ВВП, что потребует около 25 миллиардов долларов дополнительного финансирования. Впрочем, Всемирный банк исходит из предположения, что инвестиционная привлекательность Украины будет возрастать, что вызовет приток в страну частного капитала. В Украине низкая стоимость активов, соответственно — высокий потенциал рынка.
Инфляционная петля
Как считает экономист представительства Всемирного банка в Украине Руслан Пионтковский, нарастание инфляции во многом вызвано ростом потребления. Но есть и обратная реакция: с ростом инфляции стало невыгодно делать сбережения. Они обесцениваются не только в чулках, но и в банках — процент по вкладам меньший, чем инфляция. Потому граждане предпочитают не хранить деньги, а приобретать на них товары длительного пользования и недвижимость. Но это приводит к новому выбросу денег на рынок…
Потребительская инфляция достигла пика в 31,1% в мае и несколько снизилась в июне — до 29,9 %. Уменьшение ликвидности кредитов и повышение кредитных ставок замедлил расширение потребительского кредитования. Для экономики это хорошо, поскольку несколько уменьшило выброс денежной массы. Но все равно перегретость экономики продолжает вызывать опасения.
Как с этим борются
По мнению Руслана Пионтковского, реакция правительства на угрозы была прогнозируемой, правильной и очевидной. Произошло ужесточение фискальной политики и изменение монетарной политики в сторону сдерживания, то есть рост доходов бюджета при неизменности затрат.
В январе — мае номинальные доходы бюджета выросли на 46% — не только из-за высокой инфляции, но и благодаря улучшению сборов.
Заслужил похвалу Всемирного банка и Национальный банк Украины, в частности — его политика укрепления курса национальной валюты, а также уменьшение ликвидности и повышение процентных ставок по банковским кредитам. Произошло замедление кредитного роста. Как отметил Руслан Пионтковский, мы считаем, что тут Украина на правильном пути. Из-за сокращения потребительских кредитов происходит медленное уменьшение давления внутреннего спроса — то есть, денежной массы — на рынок.
В борьбе с лишними деньгами
По мнению специалистов Всемирного банка, намерение внести изменения в бюджет и потратить дополнительные поступления в него на внутреннее потребление может свести на нет достигнутый положительный результат.
Электоральное давление может помешать дальнейшему внедрению более жесткой макроэкономической политики, необходимой для обуздания инфляции.
Имеется в виду, что фискальная политика должна ориентироваться на получение доходов в бюджет и умеренный рост номинальных затрат и социальных выплат на фоне роста продуктивности национальной экономики.
В условиях политической нестабильности риски такого сценария значительны.
Сюда же следует добавить необходимость повышения коммунальных тарифов в связи с тенденцией дальнейшего роста цен на импортные энергоносители.
Но риск обратной динамики, то есть, попытки бюджетными выплатами догнать рост цен, по мнению специалистов ВБ, чреват более негативными последствиями. Как отметил директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер, многие политики, не входящие в правительство (видимо, деликатное наименование оппозиции), утверждают, что из бюджета нужно тратить больше, а монетарная политика Национального банка — чрезмерно жесткая.
По мнению Всемирного банка, чтобы бороться с инфляцией, нужен политический консенсус, а пока его нет. Вместе с тем, Мартин Райзер недвусмысленно выразил поддержку действующему правительству: Будем поддерживать тех, кто борется с инфляцией.
Борьба с бедными
По логике Всемирного банка, чтобы ослабить инфляционное давление на рынок, следует уменьшить количество денег на нем. То есть — поменьше давать их людям через бюджет. Получается, что из двух проектов изменений в бюджет предпочтительнее тот, который предусматривает меньшие бюджетные затраты — то есть, президентский, а не самого правительства. А электоральное давление означает, что депутаты, помня о голосах избирателей, на такую чрезвычайную меру не пойдут.
Ведь умеренный рост номинальных затрат и социальных выплат на практике следует понимать как замораживание не только социальных пособий и пенсий, но также и зарплат работников бюджетной сферы, государственных программ развития отдельных отраслей и секторов человеческой деятельности. В первую очередь такая тенденция должна ударить по науке, культуре, социальной политике, образованию, здравоохранению. Кроме того, сокращение денежной массы вызовет сокращение производства, соответствующее падению покупательной способности населения. Кому интересно производить товары, которые большинство населения не может купить?
Сам себя не похвалишь…
Министр экономики Богдан Данилишин похвалил Всемирный банк за поддержку действий правительства и повышение прогноза экономического роста, но и пожурил за повышение прогноза инфляции. По его мнению, эксперты преувеличивают влияние мировых цен и недооценивают антиинфляционные действия правительства. Как считает Богдан Данилишин, в мире наблюдается ускорение инфляционных процессов, а в Украине — процесс обратный. Министр заявляет, что Украина продемонстрировала стойкость к сырьевым шокам и доказала инвесторам, что имеет базовые предпосылки повышения конкурентоспособности.
Вместе с тем, есть мнение, что ограничение объема денежной массы на рынке как способ борьбы с инфляцией имеет альтернативу.
Народный депутат Инна Богословская:
— С точки зрения Всемирного банка — подход правильный, потому что Всемирному банку никогда не нужна была развитая Украина. С точки зрения интересов страны — подход неправильный, потому что на самом деле существует два основных типа борьбы с инфляцией.
Инфляция — это ситуация, при которой количество товаров значительно меньше, чем денег, находящихся у населения. Выхода из этой ситуации есть два: или увеличить количество товаров, что приводит к росту производства, ВВП, и страна поднимается с колен, инфляция становится фактически толчком для роста промышленного производства. И второй способ — сужение денежной массы, что всегда идет во вред развитию.
Замораживать финансовые потоки, уменьшать количество денег, работающих в экономике — это то, что делает Всемирный банк своими рекомендациями для переходных экономик и то, что делает министр финансов Пинзенык с упорством, достойным лучшего применения, уже третье свое пришествие. И результатом его работы всегда видим гиперинфляцию, потому что такие методы в неразвитых рынках всегда вызывают в итоге гиперинфляцию.
Второй способ, который действительно нужен Украине, — это развивать экономику: резкое снижение налогов, создание максимально благоприятных условий для национального производителя, чтобы он мог быстро насытить рынок товарами.
Сегодня правительство выбрало первый способ. К сожалению, это совпадает с общей идеологией Всемирного банка, который уже в свое время не слишком правильными консультациями для украинских правительств способствовал тому, что у нас было сделано огромное количество экономических ошибок. Это их право — быть сторонниками именно такой идеологии выхода из инфляционных процессов, но все страны, которые вышли победителями в борьбе с инфляцией, как правило, применяли второй способ — создание преимуществ для отечественного производителя, чтобы наполнить рынок товарами.

Пётр Порошенко:Банк — это как церковь

Курс доллара в 2009 году можно удержать на уровне не выше 8 гривен, считает глава Совета НБУ Пётр Порошенко. Но только в случае грамотной работы Нацбанка и других органов власти, а с этим как раз проблемы
— Как долго ещё будет расти курс доллара к гривне? Вы можете дать прогноз на ближайшие полгода?
— Могу, но не буду этого делать. Непрофессионально давать прогнозы, когда остаётся неопределённой львиная доля факторов, влияющих на курс национальной валюты. Сейчас в парламенте находится закон, который предусматривает повышение пошлин на все импортные товары. Следствием этого будет резкое сокращение импорта, а значит, падение спроса на валюту, благодаря чему сократится дефицит торгового баланса. Украинская делегация находится в Москве на переговорах по поставкам газа в Украину. Напомню, что на днях цена газа для Европы снизилась с $500 до $300 за тысячу кубометров.
Это даёт нам основания рассчитывать на приемлемую цену на российский газ в 2009 году. К слову, Украина резко сократила потребление газа этой зимой. К тому же резко упали цены на нефть. Всё это благоприятные факторы. Но вместе с тем мы имеем резкое падение объёмов украинского экспорта. Необходимо принять бюджет и антикризисные законы, которые защитят внутренний рынок.
Нужна внятная валютная политика НБУ. В этом случае мы удержимся в пределах 8 грн. за доллар.
— Президент и премьер заявляли, что 40 млрд. грн., которые Нацбанк направил на рефинансирование банков, на самом деле использовались для спекуляций на валютном рынке. Так ли это и кто нажился на валютных спекуляциях?
— Это заявления политиков. А я не политик и должен делать профессиональные заявления. Чтобы получить точную информацию, месяц назад Совет НБУ уполномочил меня обратиться к правлению Нацбанка с просьбой предоставить детальную информацию о перечне банков, получивших рефинансирование, основаниях получения, гарантиях возврата. Мы считаем, что правление использовало ряд экзотических инструментов, под которые рефинансирование выдаваться не могло, например акции банков. Но если у банка проблемы, то его акции ничего не стоят. А Нацбанк под эти акции пытался выдавать деньги государственной эмиссии. Мы также потребовали предоставить отчёт о политике валютных интервенций с перечнем банков в период массовой выдачи рефинансирования. Всё это необходимо для проведения монетарной политики и осуществления контроля за ёё исполнением, что является конституционной и законной функцией Совета НБУ. Но мы получили ответ: Сведений не предоставим. Такой же ответ правление НБУ направило и парламентской комиссии, созданной для расследования обстоятельств, которые привели к обесцениванию гривны.
Непрофессионально давать прогнозы, когда остаётся неопределённой львиная доля факторов, влияющих на курс гривны
— Почему же Нацбанк отказывается раскрыть эту информацию?
— Правление ссылается на мифическое положение о банковской тайне. Но Нацбанк должен защищать банковскую тайну клиента, гражданина, а мы спрашиваем лишь о том, как распределяются деньги НБУ, деньги государства в отношении коммерческих банков. Если банк боится, что информацию о получении им рефинансирования обнародуют, то не надо обращаться за деньгами. Или, наоборот, гордись, если обходишься без помощи НБУ. А у нас рефинансирование было превращено в безумие, в инструмент зарабатывания денег. Но этого не должно быть, никто не должен зарабатывать на рефинансировании.
— Свидетельствует ли отказ правления раскрывать информацию о коррупционных действиях НБУ?
— Я не могу утверждать, что коррупция имела место. Пока подтверждённых и доказанных фактов коррупции нет. Я говорю о том, что это непрозрачно, а значит, не вызывает доверия. А если действия НБУ не вызывают доверия у гражданина, то у общества будут проблемы. Ведь банк — это как церковь, которой должны верить все. Банки обязаны демонстрировать прозрачность.
— В последнее время муссировался вопрос о возможной отставке Владимира Стельмаха. Почему она до сих пор не произошла?
— Плохо, что он муссируется. Этот вопрос должен быть решён однозначно: или да, или нет. Вопрос подотчётности и ответственности руководителя Нацбанка находится в компетенции президента и парламента. Именно они могут решить судьбу председателя НБУ.
— Если вам предложат занять кресло председателя НБУ, вы готовы?
— Я никогда не рвался ни на какую должность, но никогда и не отказывался.
— Как вы относитесь к идее Минфина, который предлагает на месяц прекратить рефинансирование банков?
— Этот вопрос вообще не в компетенции Минфина. НБУ должен проводить рефинансирование банков, у которых возникают проблемы. Главное, чтобы у банка было под что получать эти средства. Но я не понимаю, почему банку, у которого разница между сроком возврата кредита и сроком, когда он должен отдать депозит, составляет два месяца, дают рефинансирование на год? Зачем это делается? Если у банка возникла проблема на сумму 50 млн. грн., почему ему дали 100 млн. грн.? А потом возникают основания для подозрений в нечистоплотности и попытке заработать на этом деньги. Ответы на эти вопросы должны снять любые дискуссии по поводу Нацбанка. Нацбанк — это священная корова, жена Цезаря, которая вне подозрений.
— Как вы относитесь к введению 100-процентного резервирования под валютные кредиты, то есть к фактическому запрету валютного кредитования?
— Это временная мера. Она касается только тех, кто не имеет экспортной валютной выручки, кому нечем возвращать кредиты. Если нечем возвращать, то и брать нечего. На самом деле эти нормы резервирования были приняты по рекомендации Совета НБУ. Мы это поддерживаем: нельзя, чтобы механизм валютных кредитов использовался банками для валютных спекуляций. Сейчас банки не выдают валютных кредитов на сторону — только инсайдерам. В этом может убедиться каждый — попробуйте взять кредит в банке. Я уверен, что откажут. Но на сегодняшний день валютное кредитование используется в качестве схемы: банки своим приближённым выдают валютный кредит, покупают у Нацбанка валюту якобы для возврата этого кредита и через два-три дня его закрывают. Увеличение резервирования до 100% будет сдерживать банки от игры на валютном рынке и стабилизирует ситуацию с курсом гривны.

Банкир отпущения

Обычно в число наиболее часто употребляемых в новостных выпусках персон входят политики. В последнее время в топ-5 плотно обосновался экономист. Глава НБУ Владимир Стельмах находится на пике скандальной популярности и на острие борьбы между Банковой и Грушевского.
Родители обвала
Пристальное внимание куда более широких кругов общественности, чем только банковские, глава НБУ привлекает, пожалуй, со времен весенней ревальвации.
Но тогда на то, чтобы привыкнуть к достаточно резкому укреплению национальной валюты и отвыкнуть поминать имя Владимира Стельмаха всуе, и у обычных украинцев, и у политиков было несколько месяцев. Курсовые колебания сезона осень-зима-2008 такую возможность не предоставили. И потому вопросом: Что же делает Стельмах? — лица разной степени заинтересованности озадачиваются едва ли не каждый день.
Начало валютного кризиса ознаменовалось волной критики в адрес Нацбанка со стороны экспертов и других государственных институций. Главной претензией было: почему регулятор не участвует в торгах на межбанке. Со временем ситуация выправилась: центробанк несколько раз вышел на рынок, да так активно, что недавние критики забеспокоились о здоровье золотовалютных резервов страны. В дальнейшем список претензий увеличился: от почему не отдают депозиты? через зачем устраивать валютные аукционы? до по какой схеме осуществляется рефинансирование отдельных банков?. Ответ на претензии населения нашелся довольно быстро: ограничение выдачи вкладов погасит панику и пойдет на пользу банковской системе в целом, что отразится на благополучии каждого отдельно взятого вклада. А вот получение разъяснений по поводу тонкостей общей политики Нацбанка проходило с куда большим скрипом. Причем со скрипом таким, что ко второй половине декабря желающие начали сами активно продуцировать искомые ответы. Как раз к тому времени, когда большая часть вопросов конкретизировалась до двух основных: Что происходит с курсом? и Нацбанк вообще чем-нибудь занимается?.
Брифинг главы правительства на тему возможных ответов на эти два вопроса запомнится надолго. Напомним, Юлия Тимошенко обвинила Нацбанк в пособничестве спекулятивным операциям ряда банков и при попустительстве Банковой. Политическая реакция в лучших традициях войн в песочницах последовала сразу же: и Виктор Балога, и Владимир Стельмах рассказали Юлии Тимошенко, что во всех бедах украинской экономики виноват Кабмин. То, что правительство лишено влияния на монетарную политику, как-то забылось — обе стороны явственно жаждали крови в стремлении переложить ответственность с одной головы на другую.
Накалившуюся до предела ситуацию несколько смягчил ряд то ли дополнительных обстоятельств, то ли следствий произошедшего. Во-первых, Виктор Ющенко (скорее всего, независимо от Юлии Тимошенко) пришел к выводу, что основной виновник курсовых колебаний все-таки спекуляции. Правда, на достижениях премьера — обвинении ряда банков — глава государства не остановился: чуть ли не главным врагом национальной валюты были назначены обменники, работающие по агентским соглашениям. Во-вторых, Нацбанк очнулся от затянувшейся летаргии, наконец-то анонсировал совместную с Министерством финансов программу по оздоровлению курса (Подробности о ней уже упоминали) и перешел на стадию активности. И, наконец, в-третьих, то ли с перепугу, то ли в силу объективных причин (как, например, насыщение валютного рынка), но доллар пополз вниз. Правда, неизвестно, надолго ли. И неизвестно, чья это заслуга
Юлия Тимошенко, а за компанию с ней и часть парламента, расценила укрепление гривны как иллюстрацию правильности выводов премьера, вследствие чего было решено создать парламентскую комиссию по проверке деятельности НБУ. Заодно в ближайшее время БЮТ планирует инициировать отставку Владимира Стельмаха. С другой стороны, Банковая дает главному банкиру страны фору на устранение последствий центробанковского легкомыслия и заверяет, что наибольший вред всей системе нанесли необоснованные и истерические (по определению главы СП) обвинения главы правительства. А если глава Нацбанка, даже с учетом вполне обоснованных вопросов к его действиям, виноват чуть- чуть, то и в родители валютного кризиса его записывать пока рановато.
Вопрос в том, чья точка зрения победит.
Коней на переправе не меняют?
Мотивы недавнего поведения Нацбанка пока остаются загадкой.
Злонамеренность ли, халатность ли, или просто недоступная многим логика спасения национальной валюты — оценка деятельности Владимира Стельмаха еще впереди. И будет лучше, если этой проблемой займутся все же не политики. В принципе, под гнетом таких обвинений, даже если они не были обоснованы, зарубежные деятели часто уходят в отставку — на всякий случай. Особенно, с учетом количества вопросов к главе центробанка и того, что, как любит повторять сам Владимир Семенович, банковской сфере нужны тишина и спокойствие. Но, похоже, виновник торжества не спешит оставлять вотчину на произвол судьбы. Правда, ему могут и помочь.
Главным инициатором борьбы с Нацбанком агрессивным методом отставки его главы на сегодня является Юлия Тимошенко. Премьер высказывает претензии к действиям Владимира Стельмаха уже не один месяц, а сейчас, по мнению многих политологов, председатель правления НБУ торжественно назначается на роль главного антикризисного козла отпущения.
Можно назвать немало причин взыгравшей нелюбви главы правительства к главе центробанка. От жажды справедливости до стремления затеять громкий скандал вокруг просчетов монетарной политики, чтобы отвлечь внимание от реального сектора экономики и местами очень спорного бюджета. От обиды на Нацбанк из-за рефинансирования коммерческих банков в ущерб финансовым потребностям Кабмина до попыток аккумулировать весомый компромат против Банковой и, как следствие, использовать его в политическом торге. Главным резоном, пожалуй, была бы замена Владимира Стельмаха на более лояльную премьеру кандидатуру.
Предположить подобное, с учетом того, что представление сменщика входит в компетенцию президента, было бы сложно. А потому у Юлии Владимировны два варианта: изыскать средства контроля над Стельмахом или попытаться уволить его с очень громким скандалом. С учетом кризиса и неплохого отношения к нынешнему руководству регулятора со стороны МВФ логичнее выглядит первый вариант. Но только в том случае, если под ногами премьер-министра не слишком горит земля. Необходимость защищать свои интересы ценой утопления соперника уже стоит — не зря глава правительства ушла в оппозицию. Но о масштабной войне говорить пока рано: отставка Стельмаха — это мелочь, когда во главе угла нет-нет, а мелькнет мечта о досрочных президентских выборах.
Помочь премьеру разобраться с креатурой Банковой мог бы парламент. БЮТ обязывает положение, а все остальные (исключая пропрезидентские группы в НУ- НС) могут проголосовать в рамках демонстрации активной борьбы с кризисом.
Правда, возможности законодателей ограничены, о чем не преминул упомянуть Александр Лавринович: предлагать отправить председателя правления НБУ в отставку может или он сам, или президент. Так что кампания Верховная рада против Стельмаха может затянуться по причине неотзывчивости заинтересованных сторон.
Как это часто в последнее время бывает, если премьер-министру чего-то очень хочется, то интерес президента состоит в чем-то обратном. Среди государственного руководства Виктор Ющенко наименее заинтересован в отставке Владимира Стельмаха. Президент курирует НБУ не только по долгу службы, но и в силу профессионального интереса. К тому же, судя по слухам, вопрос независимости Владимира Семеновича от мнения Виктора Андреевича стоит не слишком остро. Возможно, именно поэтому поведение главы государства в отношении политики руководства центробанка в последнее время отличается некоторой двойственностью. С одной стороны представители СП докладывают, что президент неоднократно жестко критиковал политику Нацбанка за закрытость и непрозрачность, непрогнозируемость решений и отсутствие воли к принятию жестких мер. С другой — похоже, что критика действий НБУ — это преференция главы государства и только его.
Сохранение Владимира Стельмаха на его посту для Банковой — это не только путь к сбережению своего влияния на регулятор, но и гарантия действующего курса монетарной политики. Трудно предположить, что президент был не в курсе действий центробанка. И, исходя из этого, трудно предположить, что он их не одобрял. В таком случае, позиция верной дорогой идем, товарищи служит оправданием и для Гаранта тоже. Кроме того, выгораживание действий НБУ помогает убить еще одного зайца: доказать, что деятельность Юлии Тимошенко на ее посту была более разрушительной для экономики страны, чем шалости с курсом. И, наконец, основным аргументом в защиту Владимира Стельмаха может послужить банальное коней на переправе не меняют: нынешнее руководство Нацбанка усложнило ситуацию, ему ее и исправлять, деньги любят тишину, легкий кризис никто и не обещал
С президентской позицией многие (в первую очередь, премьер) не согласны, но что-то резко предпринять в обход мнения главы государства трудно, в первую очередь, с технической точки зрения. При этом не исключено, что защита Стельмаха — временная акция по укреплению позиций Банковой. Вполне вероятно, что главе НБУ уже ищут смену, тем более что через месяц повод для его ухода образуется сам собой — 18 января Владимиру Семеновичу исполнится 70 лет, можно и на пенсию уйти А вот кто будет этой заменой — другой вопрос. И вокруг возможной кандидатуры (кто бы это ни был — делегат от Банковой, делегат от Кабмина, Петр Порошенко, Арсений Яценюк, Сергей Тигипко) развернутся еще более интенсивные бои, чем сейчас — за и против банкира отпущения. И это еще одна причина повременить/поспешить с отставкой Владимира Стельмаха.

То, что делает НБУ, требует клинического обследования

Советник министра экономики, бывший главный валютчик Нацбанка Сергей Яременко рассказал i, что нужно сделать для стабилизации курса и восстановления доверия к банковской системе.
Вопрос: Почему политика НБУ способствует не стабилизации ситуации, а еще сильнее загоняет экономику в яму кризиса?
Ответ: Время экспертных оценок действий НБУ, с профессиональной точки зрения, закончилось. Никто не успевает оценить тот или иной кульбит НБУ, а тем более уразуметь смысл и направленность вороха документов, который исходит из этого учреждения. Если все, что делает регулятор — серьезно, то это уже хуже, чем непрофессионализм и требует клинического обследования. Если они это делают преднамеренно, то это преступление, и оценка совсем не дело экономистов. Поэтому политикой такие действия называть трудно.
Это набор инстинктивных действий, которые носят противоречивый, а часто и взаимоисключающий, характер, они еще больше загоняют ситуацию в тупик. Это полное банкротство подхода в финансовой политике монетарных властей. Понимание того, что он находится в идеологической ловушке, заставляет НБУ вести агрессивные действия на валютном и денежном рынках, чтобы хоть как-то погасить ситуацию. Это проявляется и в выступлениях советников, теоретиков, которые пытаются убедить страну, что кризис — это хорошо, это очищение.
Не добавляют только, очищение чьих карманов, и для кого это очищение путей к коррупционным сделкам. Им трудно признаться в том, что монетарные подходы борьбы с кризисом неизбежно переводят активность банковской системы исключительно в финансовый инструментарий, совершенно забывая об экономике. В таких условиях банки не могут выполнять свою основную функцию — кредитование экономики. Все их помыслы заняты борьбой за ликвидность по пути спекуляциями на валютном рынке. Эта борьба не может продолжаться бесконечно, так как без поддержки забытой ими экономики банки рухнут через два-три месяца.
В: Почему?
О: Потому что сюрпризы продолжаются. Кто может объяснить мотивацию НБУ, два дня покупавшего валюту на рынке? У нас что, цель — удержать курс доллара на достигнутом уровне? Возвращать его к докризисному уровню не нужно? Разумного объяснения никто дать не сможет, даже в самом Нацбанке. Одновременно при кризисе ликвидности банковской системы Минфин и НБУ делают все в направлении сжатия денежных агрегатов. Но и этого мало. Они выносят предложения о необходимости поднятия повышения ставки рефинансирования.
Отсюда вывод: чем усерднее будут проводить свою политику Виктор Пинзеник и Владимир Стельмах (министр финансов и глава НБУ.— і), тем быстрее экономика и банковский сектор будут двигаться к краху. Указанные руководители не могут поменять свои подходы к выходу из кризиса, а мы никогда не сможем выбраться из нынешней ситуации и все дальше будем входить в пике. Циклические стабилизации, которые достигаются запугиванием руководства банков и перекрытием кислорода во имя стабилизации курса, неизбежно будут приводить к остановке предприятий.
В: То есть основной вред для экономики несет в себе политика дефицита гривни, проводимая НБУ?
О: В условиях, когда все страны снижают ставки рефинансирования практически до 0%, чтобы оживить экономику, мы не даем своей ни гроша и к тому же повышаем ставшую бесполезной учетную ставку. Поэтому повышение учетной ставки до 20% ничего для реальной экономики не означает, так как ресурсы на межбанке сегодня стоят почти 80-100%. Курс доллара в этих условия может опускаться и в итоге стабилизироваться.
В: На каком уровне?
О: Курс может дойти и до 6 грн./$1. Но не потому, что это экономически обоснованный курс, а потому что ни у населения, ни у бизнеса в условиях экономичного спада не будет ресурса для его покупки. Это, в свою очередь, будет означать, что мы довели экономику до ручки, а население — до полного безденежья. Но в такой ситуации совершенно нельзя начать выход экономики из кризиса. Подход порочен потому, что спасать гривню нельзя, убивая экономику. Для кого мы ее спасаем? Отсюда вывод: менять походы необходимо немедленно. Ибо это чревато огромными угрозами для государства.
В: Как остановить падение гривни и стабилизировать ликвидность банков?
О: Самая большая угроза сегодняшней ситуации — это отсутствие кредитования реального сектора, что недопустимо в условиях мирового спада. Основной причиной этого является дестабилизация курса и снижение ликвидности банков. Они не могут выполнять функцию кредитования экономики. Отток вкладов — по причине девальвации гривни и потери доверия к банкам. Поэтому снимают гривню, покупают валюту, но при этом она уходит под матрасы. Тоже происходит с валютными депозитами. Граждане у НБУ стали спекулянтами и поэтому валюту он им не продает. То есть население и корпоративный сектор — враги Нацбанка. Выход — в изменении позиции НБУ. Необходимо объединить желание населения и цели регулятора.
Другого выхода при ослабевшей гривне быть не может. Мы дошли до точки, когда необходимо вводить не очень популярные меры ради избежание системного банковского кризиса. И заключается эта норма в том, что если гражданин Украины хочет избавиться от национальной валюты и купить иностранную, то сможет он это сделать только в безналичной форме, т.е. зачисляя ее на свой личный счет в коммерческом банке. И при условии невозможности ее снять в течение минимум трех месяцев. Таким образом мы замыкаем рынок снятия депозитов в гривне на банковскую систему.
В: Как быть с валютой, которая уже перекочевала из банков в депозитные ячейки?
О: Необходимо заставить людей вернуть эти деньги в банковскую систему. Для этого, во-первых, необходимо разрешить вывод валюты из Украины в наличной форме только в пределах $500. Те, кто хочет вывести большую сумму, должны предъявить на таможне справку о том, что эта валюта была снята со счета в банке. Но, чтобы не допустить однодневных операций (положил-снял), необходимо добавить норму, которая позволяет снимать со счета для зарубежной поездки только половину имеющихся на счете валютных средств. Вот вкратце основные меры по отношению к населению.

НБУ введет в обращение монеты

23 декабря вступило в силу постановление Национального банка Украины № 410 от 2.12.08 г. О введении в обращение памятных монет Украины, зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 12 декабря 2008 года под № 1193/15884.
Согласно документу, с 25 декабря 2008 года вводится в обращение памятная монета Храмовий комплекс у с. Буки Глухів (серебро, номинал — 10 грн., качество — пруф, тираж — 5 000 шт.), с 5 января 2009 года — памятная монета Рік Бика из серии Східний календар (серебро, номинал — 5 грн., качество — пруф, тираж — 20 000 шт.), с 14 января 2009 года — памятная монета Павло Чубинський из серии Видатні особистості України (нейзильбер, номинал — 2 грн., качество — специальный анциркулейтед, тираж — 35 000 шт.), з 27 февраля 2009 года — памятная монета Микола Гоголь из серии Видатні особистості України (серебро, номинал — 5 грн., качество — пруф, тираж — 5 000 шт.), с 27 февраля 2009 года — памятная монета Шолом-Алейхем из серии Видатні особистості України (серебро, номинал — 5 грн., качество — пруф, тираж — 5 000 шт.).
Банковские новости

Не все то золото…

Украинцы почти не рассматривают ювелирные изделия как предмет для инвестирования в условиях финансовой нестабильности.
После нескольких лет стабильного развития ювелирный рынок вслед за экономикой в целом начал снижать темпы роста. По прогнозам специалистов, несмотря на то что по итогам года объем продаж ювелирных изделий все-таки покажет положительный прирост в 20-23%, уже в начале следующего года будет наблюдаться спад сбыта. К этому есть весомые предпосылки.
По словам генерального директора завода компании Укрзолото Дмитрия Градоблянского, начиная с октября этого года спрос на золотые украшения снизился на одну пятую. А учитывая то, что в конце осени и в преддверии новогодних праздников обычно наблюдается всплеск продаж, данное обстоятельство не может не тревожить. Правда, как считает Василий Мельник, директор департамента госрегулирования операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и пробирного контроля Минфина, именно в кризисные времена, когда у населения исчезли более выгодные способы размещения своих средств, от акций до банковских депозитов, популярность драгоценных украшений должна возрасти. По нашим подсчетам в этом году объем продаж ювелирной отрасли составит около 9 млрд. грн. Однако у ювелиров есть уникальный шанс существенно повысить свои продажи за счет тех средств, которые в настоящее время украинцы снимают со своих депозитов. Согласитесь, было бы неплохо привлечь эти средства и дать дополнительный импульс для развития отрасли, — делится мнением чиновник.
Действительно, с советских времен золото воспринималось людьми как самый надежный способ вложения денег. Однако, судя по всему, в последнее время положение дел стало меняться. Несмотря на то что вот уже несколько месяцев, как страна переживает кризисные времена, украинские граждане пока не ринулись скупать ювелирные украшения, отдавая предпочтение банковскому золоту. Объясняется это просто: большинство уже понимает, что в случае необходимости извлечь живые деньги из ювелирных изделий, их ценность в ломбарде определяется по цене лома, что в два-три раза ниже суммы, уплаченной при покупке. Настоящую ценность ювелирные изделия могут составлять, только если являются уникальными, предметами антикварного значения или произведениями искусства. Понятно, что такую арифметику вряд ли можно назвать привлекательной. Другое дело — прикупить немного слитков из драгметалла. Тем более что несмотря на непродолжительные падения, биржевая цена на золото осенью стабильно росла. Однако, как предупреждают эксперты, в ближайшее время она если и вырастет, то незначительно, а то и вовсе может пойти вниз.
Тем, кто хочет купить слитки, надо также помнить, что в этом случае возникает необходимость уплатить НДС. Избежать же необходимости платить НДС можно, приобретая монеты из драгметаллов или открыв обезличенный металлический счет. Также стоит учесть, что еще в середине октября появились первые признаки дефицита банковских металлов в слитках. Тогда это объясняли повышенным спросом на золото со стороны вкладчиков, которые снимали средства с депозитов. Поэтому у многих банков просто не хватило кассовых остатков для покрытия такого спроса. В этой ситуации банкиры записывали вкладчиков в очередь и ждали следующей поставки металла. Но производители слитков в мире сегодня просто не успевают удовлетворять растущий спрос, который в ІІІ квартале по всему миру вырос на 40-50%, достигнув рекорда в $32 млрд., потому золото в банки поставляется лишь через полтора-два месяца после получения заказа.
Как показывает статистика, большинство украинцев, а именно около 85%, воспринимают золото в качестве украшения. Об этом свидетельствуют и цифры: за 11 месяцев текущего года отечественные ювелиры изготовили более 19 млн.шт. изделий из драгметаллов, а до конца 2008 г. данный показатель перевалит за 22 млн. Суммарно же, несмотря на снижение спроса, за нынешний год ювелирная отрасль переработает около 83 т золота. Понятно, что сравнительно неплохое положение дел в данном сегменте экономики по-прежнему привлекает компании, желающие заняться этим видом бизнеса. Например, как и несколько других фирм, компания Укрголдтрейд решила использовать ноябрьскую ювелирную выставку в Киеве в качестве трамплина для выхода на рынок.
Однако, — признается ее директор Элеонора Клименко, — к сожалению, идея завозить в Украину часы американского производства возникла еще до кризиса, и нам просто пришлось плыть по течению. Конечно, мы понимаем, что сейчас не совсем удачное время для начала работы на рынке, скорее всего, нужны часы с кукушкой.
В отличие от отечественных ювелиров, иностранные компании настроены более оптимистично. Например, президент китайской TTF studio Франк Ву считает: несмотря ни на что, объем продаж ювелирных изделий в Украине будет расти.
Во всем мире, в том числе и в Китае, пока не наблюдается спада продаж. Мне кажется, что ваша страна также будет по-прежнему отдавать предпочтение золотым украшениям, а не бижутерии, — отмечает он. И оптимистично добавляет: А что касается нашей конкуренции с отечественными ювелирами, то у нас есть весомое преимущество — технологии. Например, в Украине пока не могут изготовить изделия с зеркальной поверхностью и сложным дизайном, а мы можем. Единственным минусом наших изделий до недавнего времени была высокая цена — в среднем около $60 за 1 г, однако уже осенью этого года наши цены стали вполне конкурентоспособными. И это действительно так: по сравнению с весной 2008 г. стоимость отечественных золотых украшений возросла почти в два раза. Так, если в мае цена 1 г золотого изделия на выставке Ювелир экспо Украина 2008-весна в среднем составляла 130 грн., то уже на осенней выставке 1 г стоил от 200 до 280 грн. Учитывая снижение спроса, столь резкое повышение цен на ювелирные изделия не совсем понятно (тем более, что по сравнению с весной цена золота на мировом рынке выросла не столь значительно). Как следствие — рост стоимости продукции отечественных ювелиров, во-первых, действительно может привести к потере их основного конкурентного преимущества перед импортерами. Во-вторых, повышение цен на фоне кризиса может вызвать дальнейшее снижение продаж. А чтобы избежать такого развития событий, скорее всего, уже в январе 2009 г. украинским ювелирам придется убавить свои аппетиты, и стоимость ювелирных изделий начнет снижаться.
Об ассортименте
Людмила Харарук, директор по развитию студии современного ювелирного дизайна Харарук:
— Наш ювелирный рынок все еще находится на стадии развития. И если кратко охарактеризовать его уровень, то можно сказать, что отечественные ювелиры уже научились качественно делать подделки. И дело здесь отнюдь не в нежелании следовать мировым правилам. Это, скорее, связано с тем, что не хватает талантливых дизайнеров-ювелиров: легче сделать как на картинке. А если даже что-то и придумать новенькое, то по достоинству его вряд ли оценят. Кроме того, не хватает подготовленного персонала. Вот и получается, что ассортимент наших ювелирных изделий пока, увы, далек от европейского уровня.
О сотрудничестве
Елена Юрина, генеральный директор Укрзолото:
— У каждого игрока на рынке существует своя стратегия построения и продвижения бизнеса. Кто-то делает ставку на создание сети собственных магазинов, наша же компания ставит себе целью получение прибыли за счет внедрения и развития стратегии ювелирной торговой сети по франчайзинговой схеме. Несмотря на то что у нас есть собственное производство, мы не ориентированы исключительно на его продвижение. Ведь для того чтобы успевать за постоянно меняющимся спросом на ювелирные изделия, нужно предоставить потребителю возможность выбирать то, что ему по душе. Поэтому мы позволяем размещаться в торговом зале нашего супермаркета десяткам производителей.
О перспективах
Василий Мельник, директор Департамента госрегулирования операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и пробирного контроля Минфина:
— Я не помню, чтобы золото когда-либо обесценивалось. Поэтому, мне кажется, именно сейчас, во время кризиса, ювелирная отрасль может стать одной из немногих, которая поднимется. Правда, для этого ювелирам не помешало бы потратиться на рекламу своей продукции.

На новом витке спирали

События в сфере экономики и финансов в последние месяцы 2008 года напоминают печально известный 1998 год. Но по законам общественного развития все повторяется на новом витке спирали.
В 2007-м мировой кризис зародился в США, а не в Юго-Восточной Азии. Нестабильность мировых рынков отразилась на экономике Украины после распространения финансовых эффектов заражения на европейские страны, а не на Россию, как в 1998-м. Передаточным механизмом влияния нынешнего мирового кризиса на экономику Украины стали долги частного, а не государственного сектора экономики.
Вследствие изолированности банковского и реального секторов от мировых потоков капитала в 1998—1999 годах финансовый кризис в Украине был кризисом валютным. В 2008-м возникает принципиально иная ситуация: потрясения на отечественном финансовом рынке, начавшиеся с падения фондового рынка и девальвации гривни, угрожают перерасти в широкомасштабный экономический кризис, составляющими которого станут банковский и долговой кризисы.
В 2007—2008 годах предвестниками финансового кризиса были переоценка обменного курса и недостаточность международных резервов страны, привлечение значительных объемов иностранного капитала и формирование чрезмерной внешнедолговой нагрузки, быстрый рост банковских кредитов и финансирование за их счет непроизводительных расходов субъектов экономики, надувание пузырей цен на реальные активы и ценные бумаги отечественных эмитентов.
За девять месяцев 2008 года реальный эффективный обменный курс гривни повысился на 14,7%. Снижение ценовой конкурентоспособности отечественных производителей выливалось в наращивание дефицита текущего счета платежного баланса, достигшего 6,5% ВВП. Согласно оценкам МВФ, расчетное сальдо текущего счета для Украины, обусловленное действием фундаментальных экономических факторов, составляет около -2% ВВП.
По состоянию на 1 октября 2008 года, отношение международных резервов к краткосрочному внешнему долгу в Украине составляло 1,2, что существенно отставало от среднего показателя для стран с низким и средним уровнем доходов — 3,2. Относительно ВВП международные резервы Украины находились на уровне 19,3%, в то время как в странах с низким и средним уровнем доходов — 27% ВВП. В последние годы страны с формирующимися рынками почти 90% чистого привлечения иностранного капитала направляли на прирост международных резервов. В Украине в течение 2006—2007 годов это соотношение в среднем составляло 24,4%, а в первом полугодии 2008-го — 13,5%.
На сегодняшний день международные резервы Украины покрывают 75,7% суммы краткосрочных обязательств и платежей по долгосрочному внешнему долгу, приходящихся на 2009 год. Выплаты предприятий, банков и государства в счет погашения и обслуживания долгосрочного долга прогнозируются на уровне 15 млрд. долл. США. Кроме того, сумма краткосрочных внешних обязательств по состоянию на середину 2008 года составила 28,2 млрд. долл. Таким образом, Украина не удовлетворяет базовый показатель достаточности золотовалютных резервов — расширенный критерий Гринспена. Обострение мирового финансового кризиса мгновенно подняло на поверхность проблему отсутствия надежной подушки ликвидности в Украине.
Размер валового внешнего долга Украины по состоянию на 1 декабря с.г. по расчетам составляет 74,6% ВВП. По результатам эмпирических исследований, оптимальный уровень внешнего долга, гарантирующий сохранение финансовой стабильности и положительно влияющий на темпы экономического роста, не превышает 35% ВВП (см. табл.). В Украине чрезмерное привлечение внешнего заемного капитала привело к усилению уязвимости экономики, что сразу же запустило цепь дестабилизации финансовой системы, как только конъюнктура мировых товарных рынков ухудшилась, а мировой кредитный кризис распространился на страны Восточной Европы.
Беспрепятственное привлечение внешних займов и активизация иностранных банков на кредитном рынке Украины стали факторами стремительного роста банковских кредитов. По состоянию на 1 ноября 2008 года, сумма банковских кредитов, выданных в экономику, достигла 63,9% ВВП. Для Украины, исходя из размера среднедушевых доходов (по ППС валют), равновесный уровень банковских требований по кредитам составляет 37% ВВП, что в 1,7 раза меньше текущего уровня.
В соответствии с дефинициями финансовых кризисов, применяемыми в мировой практике, Украина уже прошла начальный этап валютного кризиса и находится на пороге кризиса банковского. При этом валютный кризис рассматривается как процесс изъятия международных резервов, потери стоимости национальной валюты более чем на 25% и изменения валютного режима. А системный банковский кризис — как процесс эрозии банковского капитала, массового изъятия депозитов, сокращения кредитной деятельности банков и масштабного вмешательства государства в деятельность банков.
Необходимость выполнения накопленных обязательств в условиях сокращения внешнего финансирования делает все более актуальными проблемы стабильности платежного баланса и избежания глубокого экономического спада. Ведь для осуществления расчетов с кредиторами предприятия-заемщики вынуждены будут сокращать затраты на ведение бизнеса и изымать собственные оборотные средства. В исторической ретроспективе изменение направления движения иностранного капитала оборачивалось для стран-заемщиц сокращением ВВП в среднем на 10%.
Механизмы возникновения и распространения кризисных явлений на финансовом рынке Украины выглядят следующим образом:
— значительный дефицит текущего счета сочетается с сокращением притока иностранных инвестиций и кредитов; в таких условиях в Украине формируется отрицательное сальдо платежного баланса (в октябре его величина достигла 4 млрд. долл.), что ведет к изъятию международных резервов и оказывает давление на курс национальной валюты;
— ухудшение ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках оборачивается для экономики сокращением экспортной выручки, уменьшением доходной части бюджета, осложнениями с обслуживанием внешних и внутренних кредитов у предприятий-экспортеров;
— отток иностранного капитала, бегство от национальной валюты и изъятие депозитов из банковской системы становятся причиной дестабилизации финансового рынка Украины и приводят к исчерпанию финансового потенциала экономического развития;
— снижение курса национальной валюты при существовании значительных валютных дисбалансов в банковском секторе, уменьшение реальных доходов населения и ухудшение финансового состояния предприятий приводят к снижению качества банковских активов, а изъятие внутренних депозитов и сокращение внешних заимствований — к сужению пассивной базы банковских учреждений.
Продолжение мирового кредитного кризиса и существенное присутствие иностранного капитала на рынке банковских услуг Украины обуславливают возможность импорта финансовой нестабильности иностранными банками. Доля банков с иностранным капиталом в активах банковской системы приближается к 50%, а чистая внешняя позиция Украины относительно международных банков составляет 9,5% ВВП.
Юридически транснациональные банки не несут ответственности по обязательствам дочерних структур и в кризисные времена могут оказывать им поддержку, руководствуясь мотивами сохранения репутации материнского банка. На сегодняшний день большинство материнских банков, присутствующих на финансовом рынке Украины (особенно шведские, итальянские и австрийские), вследствие негативного влияния глобальных кредитных факторов вынуждены уменьшать кредитование собственных дочерних структур. Такое положение дел повышает вероятность жесткой посадки украинской экономики.
Распространение международных эффектов заражения на экономику Украины происходит по следующим основным каналам:
— общие шоки: падение мировых цен на металлопродукцию и повышение спредов по долговым обязательствам стран с формирующимися рынками подрывают финансовое положение национальных производителей и ухудшают возможности обслуживания ими внешнедолговых обязательств;
— торговые шоки: стагнация экономик крупных торговых партнеров Украины уменьшает спрос на товары национального экспорта, что, в свою очередь, приводит к оттоку капиталов и падению цен на внутренние активы;
— финансовые шоки: кризисы в ведущих странах мира заставляют международных инвесторов реструктуризировать собственные портфели, исходя из требований ликвидности, риск-менеджмента и т.п.; в условиях общего снижения цен на активы инвесторы предпочитают сбрасывать наименее надежные активы с наиболее волатильной доходностью;
— информационные эффекты: валютный кризис в одной стране посылает сигналы спекулянтам о возможности девальвации валюты страны с похожими макроэкономическими характеристиками; девальвация валют восточноевропейских стран дала толчок к проведению спекулятивных атак на гривню.
Принятие избыточных рисков банками и предприятиями Украины объяснялось недееспособностью дисциплинирующих механизмов рынка и слабостью системы пруденциального регулирования. Свою роль сыграла также неэффективность систем внутреннего корпоративного управления.
Неадекватная система регулирования деятельности банков значительно усиливала их уязвимость к валютным, кредитным рискам и рискам пролонгации долга. Слабо управляемые процессы предоставления валютных кредитов заемщикам, не имеющим источников валютной выручки, и долгосрочных кредитов за счет краткосрочных обязательств, неадекватность резервов под кредитные риски и недокапитализированность банковских учреждений поставили банковскую систему на грань краха после девальвации гривни и подорожания внешних ресурсов.
Итак, нездоровая макроэкономическая среда, слабая защищенность корпоративного сектора экономики перед проблемами мировых рынков и негативное влияние глобальных факторов запустили маховик дестабилизации финансовой системы Украины, который со временем все болезненнее и с нарастающей скоростью будет травмировать ключевые сферы жизнедеятельности общества.
Для снижения остроты финансового кризиса первоочередное значение имеет взвешенная макроэкономическая политика и действенные структурные реформы в банковском секторе. Поддержка доступа банковских учреждений к источникам финансирования является ключевым условием смягчения последствий финансового кризиса в краткосрочной перспективе.
Международный опыт указывает на то, что в кризисных условиях центральные банки могут применять различные механизмы кредитования чрезвычайного положения и выполнять роль кредитора последней инстанции для банков.
Оказание финансовой поддержки Национальным банком неизбежно порождает проблемы морального риска среди банковских учреждений Украины. Для ее смягчения правительство и НБУ могут использовать такие механизмы, как наложение определенных ограничений на операции банков (особенно на валютном рынке), установление верхнего предела процентных ставок по депозитам, перенос расходов по финансовому оздоровлению банков на плечи их акционеров. Следует также как можно скорее начать процесс закрытия неплатежеспособных банков. Например, в Таиланде во время кризиса 1997 года была приостановлена деятельность 58 финансовых учреждений, в Корее — заблокированы операции 14 торговых банков.
Для отсечения необоснованного спроса банков на ресурсы центрального банка стоит заранее объявить о том, что в процессе реструктуризации и выбора банков, подлежащих ликвидации, основное внимание будет уделяться показателям ликвидности баланса и объемам обязательств банков перед НБУ.
Поддержание ликвидности в значительных объемах может применяться только в качестве временной меры до разработки и внедрения всеобъемлющей программы реструктуризации банковского сектора, во время которой платежеспособные банки будут подлежать рекапитализации, а неплатежеспособные — обанкротятся.
Законом Украины О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины предусмотрено создание стабилизационного фонда, средства которого могут использоваться на предоставление кредитов отечественным банкам и предприятиям с целью погашения, рефинансирования и обслуживания иностранных кредитов (займов). Однако схема рефинансирования внешних обязательств предприятий и банков, определенная этим законом, имеет серьезные финансово-организационные изъяны, сводящие на нет усилия по стабилизации валютно-финансовой ситуации в стране.
Во-первых, стабилизационный фонд не имеет реальных источников наполнения, поскольку при пятикратном падении фондового рынка Украины и обострении ситуации на мировых финансовых рынках продажа объектов государственной собственности по разумной цене выглядит маловероятной. А суммы размещения государственных ценных бумаг вряд ли окажутся достаточными для рефинансирования долговых обязательств правительства, не говоря уж о наполнении стабилизационного фонда.
Во-вторых, распорядителями средств стабилизационного фонда выступают Министерство финансов и Кабинет министров, которые не используют рыночные критерии для оценки платежеспособности предприятий и банков; не могут оперативно принимать решения о выделении кредитов и не имеют административных возможностей для мониторинга целевого использования предоставленных средств. Ограниченность ресурсной базы стабилизационного фонда и широкий перечень возможных направлений использования его средств приведут к тому, что он станет разменной монетой в руках олигархических групп, никоим образом не способствуя решению задач общегосударственного уровня.
На мой взгляд, в Украине целесообразно реализовать аналог российской системы рефинансирования внешних займов национальных предприятий и банков, основным субъектом которой будет выступать ОАО Укрэксимбанк в качестве кредитора заемщиков на международных рынках. Источником для предоставления кредитов Укрэксимбанком должны стать средства НБУ объемом до 10 млрд. долл. США, оформленные как депозит в Укрэксимбанке.
Кредиты Укрэксимбанка для рефинансирования внешних обязательств могут предоставляться отечественным предприятиям и банкам при выполнении ими следующих условий:
— рефинансированию подлежат кредиты и займы, отказ от погашения которых приведет к банкротству заемщика или потери существенной части его активов;
— финансовое положение заемщика подтверждает его способность своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед Укрэксимбанком;
— заемщик без использования кредитных ресурсов самостоятельно погашает не менее 25% суммы кредита (займа), подлежащего рефинансированию;
— по новым кредитам заемщик предоставляет залог, являющийся приемлемым для Укрэксимбанка.
Подписание соглашения стенд-бай с Международным валютным фондом и возможный прирост валютных резервов Украины на сумму 16,5 млрд. долл. США обеспечивают финансовую основу для реализации приведенной выше схемы.
По мере углубления кризисных явлений, когда поддержка ликвидности банковских учреждений не будет оказывать стабилизирующего эффекта, а сужение их пассивной базы будет продолжаться, возникнет потребность в чрезвычайных мерах, одной из которых является реструктуризация внешнего корпоративного долга. Последовательная и взвешенная реструктуризация долговых обязательств отвечает интересам как кредиторов (которые во что бы то ни стало стараются избежать убытков, связанных с дефолтами), так и заемщиков (не заинтересованных в потере доступа к внешнему финансированию). В мире в период 1970—1997 годов из 56 кризисов платежного баланса 35 сопровождались реструктуризацией внешнего долга.
Мировой практикой до сих пор не наработаны унифицированные механизмы реструктуризации внешних долгов корпоративных заемщиков, в отличие от долгов суверенных заемщиков (таких как Парижскому и Лондонскому клубу кредиторов). Частично это объясняется отсутствием универсальной, признанной мировым сообществом процедуры банкротства. Реструктуризация корпоративного долга регулируется на основе двусторонних соглашений между кредиторами и заемщиками, рамочные условия которых устанавливаются правительством учреждений-заемщиков и группой основных кредиторов.
В период азиатского кризиса 1997—1998 годов правительства стран базирования банков-кредиторов побуждали их к заключению соглашений с корпоративными заемщиками кризисных стран. Правительства банков-заемщиков, в свою очередь, инициировали переговорный процесс и предоставляли гарантии по внешним обязательствам банков.
Например, в январе 1998 года правительство Кореи при поддержке правительства США достигло договоренности с международными банками о реструктуризации межбанковских депозитов и краткосрочных кредитов банкам на 24 млрд. долл. Внешние обязательства корейских банков были реструктуризированы через предоставление новых займов сроком от одного до трех лет с процентной ставкой LIBOR + 2,25—2,75%. Корейское правительство гарантировало погашение 20 млрд. долл. новых займов. Выгодные условия для банков-заемщиков стали результатом компромисса между корейским правительством, правительствами банков-кредиторов и самими международными банками.
В Индонезии план реструктуризации внешних долгов распространялся на задолженность банков и нефинансовых предприятий. В июне 1998 года правительство Индонезии подписало Франкфуртское соглашение с международными банками о поддержке кредитных линий по торговым кредитам на уровне апреля 1998-го и реструктуризации межбанковских кредитов через оформление новых кредитов сроком от одного до четырех лет по процентной ставке LIBOR + 2,75—3,5%. Новые займы гарантировались центральным банком Индонезии.
Правительство Украины также должно играть активную роль в процессе установления договорных отношений между заемщиками и учреждениями-кредиторами относительно реструктуризации долговых обязательств. Во внешнеполитическом контексте стоит добиваться поддержки соответствующих мер правительствами стран базирования банков-кредиторов. Такая поддержка и взаимопонимание являются достаточно реальными с учетом того факта, что правительства кредиторов заинтересованы в сохранении стабильного финансового положения своих банков. Проведение взвешенной и последовательной реструктуризации внешнего корпоративного долга Украины предотвратит угрозу массовых дефолтов отечественных заемщиков и будет способствовать сбалансированию валютно-финансовых потоков страны.
Наиболее адекватным методом реструктуризации корпоративного долга Украины, предполагающим предъявление соответствующих требований к кредиторам, является его пролонгация на два-четыре года по ставкам, под которые были выделены первоначальные займы. Значительная часть ресурсов, переданных материнскими банками своим дочерним структурам, в общей сумме внешнего долга Украины облегчает задачу урегулирования внешнедолговых обязательств.
До переговоров с кредиторами о реструктуризации внешнего долга необходимо начать программу реструктуризации банковского сектора, что улучшит перспективы возврата отсроченных долгов и будет способствовать возобновлению внешнего финансирования субъектов экономики.
Программа реструктуризации банковского сектора должна основываться на следующих основных принципах: применение единых критериев идентификации жизнеспособных и нежизнеспособных банков, создание условий для выхода из капитала проблемных банков нынешних владельцев, стимулирование вливания капитала новыми частными инвесторами. Неотъемлемым элементом программ реструктуризации является вливание государственных средств в акционерный капитал банков.
В странах, переживших финансовые кризисы, расходы государственных средств на проведение реструктуризации банковской системы в среднем составляли 16% ВВП. Такие расходы во многих случаях были ниже потенциальных потерь от коллапса банковской системы, разрушения платежно-расчетной системы, замораживания кредитных операций и перекладывания значительной части убытков на банковских вкладчиков.
Участие государства в урегулировании банковского кризиса не ограничивалось пополнением капитала проблемных банков. В странах Юго-Восточной Азии к финансово неустойчивым банкам, которым не удавалось привлечь частных инвесторов, применялись такие меры государственного влияния, как национализация, принудительное слияние с другими банками, продажа иностранным инвесторам, передача под юрисдикцию компаний по управлению активами, ликвидация.
В Украине рекапитализация банков государством будет целесообразной только в том случае, если акционеры банков окажутся неспособными привлечь частный капитал. А со временем, когда угроза системного банковского кризиса исчезнет, эти национализированные государством банки могут быть снова приватизированы.
С рекапитализации банков должен начаться длительный процесс реструктуризации банковского сектора, в ходе которого будут расчищаться балансы, списываться безнадежная задолженность банковских заемщиков, приниматься меры по улучшению качества банковских активов. Достижение устойчивого финансового положения банков станет ключевой предпосылкой макрофинансовой стабилизации и возвращения сбережений в экономический оборот.
В 2009 году возникнет ряд специфических проблем, связанных с управлением внешним государственным долгом. В длительной перспективе, с учетом небольшого размера этого долга, платежеспособность правительства по прямым обязательствам не вызывает сомнений. Но в связи с пиковыми платежами по государственному долгу в следующем году страна может столкнуться с краткосрочными проблемами ликвидности (в счет погашения и обслуживания внешнего государственного долга должно быть выплачено 2,3 млрд. долл.). Спред EMBI+ Украина (премия в доходности внешних государственных облигаций Украины к гособязательствам США) к середине декабря составлял 24,5%, что делает невозможным привлечение ресурсов международного рынка капиталов и использование их для проведения долговых платежей.
Реструктуризация задолженности коммерческим кредиторам в 2000 году и официальным кредиторам в 2001-м исключают возможность реструктуризации государственного долга Украины в 2009-м. Кроме того, значительная часть внешних долговых обязательств правительства (45%) представлена еврооблигационными займами, реструктуризация которых возможна только при наличии положения о коллективных действиях в юридической документации на выпуск облигаций.
С учетом вышесказанного основными задачами управления государственным долгом Украины в 2008—2009 годах должны стать усиление сотрудничества с международными финансовыми организациями (МФО) и активизация внутреннего рынка государственных облигаций. Займы МФО в кризисных условиях станут весомым источником покрытия дефицита бюджета, будут способствовать стабилизации платежного баланса и оживлению инвестиционной активности в стране. Дополнительно см. по адресу http://www.zn.ua/img/st_img/2008/727/727-07_vo_send_rus.gif
Татьяна Вахненко (доктор экономических наук, Институт экономики и прогнозирования НАН Украины)

На что тратят деньги в Нацбанке

В текущем году Национальный банк, возглавляемый Владимиром Стельмахом, выделил рекордную сумму на ремонт зданий центрального аппарата — около 29 миллионов гривен. Согласно Вестнику государственных закупок, 24 миллиона гривен ведомство уже распределило между победителями тендеров. Еще 5 миллионов Нацбанк потратит на ремонт фундамента админздания по улице Институтской, 9.
В управлении строительства НБУ объясняют необходимость выделения таких сумм критическим состоянием большинства зданий и помещений. Более того, по словам сотрудников управления, даже этих денег не достаточно для проведения полноценной реконструкции.
Кроме того, Нацбанк выделял средства на ремонт своих подразделений и учреждений, входящих в структуру ведомства. Так, реконструкция комплекса зданий управления Нацбанка в Черновицкой области обошлась в 43,3 миллиона гривен. Капитальный ремонт в Черкасском институте банковского дела обошелся в 6 миллионов гривен.
Нацбанк в уходящем году значительно потратился и на автомобильную технику.
Всего на эти цели ушло около 17 миллионов гривен. Так, ведомство купило автомобиль Toyota Camry (в автосалонах он стоит около 35 тысяч долларов) и 18 автомобилей Skoda Octavia Tour (около 20 тысяч долларов каждый).
Кроме того, НБУ приобрел 15 микроавтобусов и 6 большегрузных автомобилей Ford Carqo. По словам начальника хозяйственно-эксплуатационного управления НБУ Александра Руденко, большинство машин будут использоваться при инкассации.
Стельмах справит новоселье
Национальный банк обзаведется новым корпусом. 16-этажное здание появится на улице Институтской между главным зданием финансового ведомства и Кабмином. Планируется, что строительство высотки будет завершено в 2012 году.
Тендер на осуществление проектных работ выиграл институт Укрстройпроект.
Их стоимость составит 6,3 миллиона гривен. Полную стоимость строительства нового корпуса в Нацбанке пока затрудняются назвать, ссылаясь на отсутствие проекта.
Кого переселят
По словам заместителя начальника управления строительства НБУ Владимира Панагушина, в шестнадцатиэтажку переедет часть сотрудников Нацбанка из старых корпусов. Во-первых, здания расположены далеко друг от друга, что приводит к неудобствам в работе.
Во-вторых, нынешних помещений не хватает банкирам. В корпусах по улице Науки, 7 и Науки, 9 люди уже буквально в коридорах сидят, — пояснил чиновник. Там находятся департамент информатизации, а также расчетный, строительный, хозяйственный и печатный отделы.
Планируется, что на Институтскую переедут и сотрудники Главного управления НБУ в Киевской области, расположенного на Контрактовой площади, 2Б. Сейчас Нацбанк арендует это здание. Также новоселье справят работники банкнотно- монетного двора (нынешний адрес — Мелиоративная, 6).
Каким будет проект
Предварительный эскиз нового корпуса НБУ уже готов. Однако в Укрстройпроекте отказались показать его до презентации на градостроительном совете, который состоится весной следующего года.
Мы предложили совершенно оригинальную концепцию строения, которая дает значительное увеличение полезной площади и при этом не испортит стиль улицы, — утверждает руководитель института Наталья Джамбекова.
Главное здание НБУ по улице Институтская, 9 строилось три года и было окончено в 1905 году. Над его сооружением работали архитекторы О. Коболев, О. Вербицкий, скульпторы Е. Саля и Ф. Соколов.
Фасад здания выполнен в стиле итальянской готики и раннего флорентийского возрождения. Его украшают мраморные колонны, утонченные орнаменты и эмблемы ремесел. На башенках сидят грифоны — в античной мифологии охранники золотых месторождений.

Нацбанк повышает учетную ставку

Национальный банк Украины намерен повысить учетную ставку. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции в Борисполе председатель Нацбанка Владимир Стельмах.
Стельмах не уточнил, до какого уровня будет повышена ставка.
Глава Нацбанка добавил, что также будет существенно повышена стоимость кредитов рефинансирования.
Такие шаги, по словам Стельмаха, направлены на стабилизацию курса гривны и избежание спекуляций на валютном рынке.
На данный момент учетная ставка составляет 12%.
Стельмах также сообщил, что НБУ будет продавать доллары на межбанке по курсу 8,95 грн, а в пятницу — 8,7 грн.
Как сообщалось, Нацбанк повысил учетную ставку на 2 процентных пункта до 12% в апреле 2008 года.
Нацбанк поднимет учетную ставку, но будет печатать меньше денег
Национальный банк Украины существенно уменьшит изготовление новых денег и рефинансирование банков.
Как передает корреспондент УНИАН, об этом председатель НБУ Владимир Стельмах заявил после встречи с Президентом Украины Виктором Ющенко, министром финансов Украины Виктором Пинзеником и председателем НАК Нафтогаз Украины Олегом Дубиной.
По его словам, НБУ будет проводить более оптимальную, сдержанную монетарную политику. Это значит, что вопрос выпуска новых денег, рефинансирования и так далее, будет более ограничен, — сказал В.Стельмах.
Он отметил, что ранее НБУ закрывал проблемы банков, в которых шел большой отток валютных депозитов, но, по мнению председателя Нацбанка, уже прошло достаточно времени для того, чтобы банки сориентировались и осуществляли мероприятия по сдерживанию оттока депозитов.
Мы считаем, что уже пришел период, когда можно воздержаться от такого массового рефинансирования для закрытия их проблем текущей деятельности, — сказал В.Стельмах, добавив, что НБУ будет повышать цену нашего рефинансирования.
Цена нашего рефинансирования будет задействована по двум направлениям — это повышение учетной ставки, вторым направлением будет то, что банки должны закрывать свои проблемы текущими резервами через дополнительную эмиссию, сказал В.Стельмах.
Как сообщал УНИАН, 17 декабря руководитель Главной службы социально- экономического развития Секретариата Президента Украины Роман Жуковский подчеркнул, что коммерческие банки продолжают использовать средства рефинансирования для работы на валютном рынке.
У нас сегодня есть существенное несоответствие объемов спроса, которые подаются на рынок, и объемов валюты, которая фактически пересекает границу.
Таким образом, имеют место существенные спекуляции, — отметил Р.Жуковский.
Он также подчеркнул, что банки продолжают использовать средства рефинансирования для покупки валюты на межбанке, что отрицательно отражается на курсе национальной валюты.
Есть определенная зависимость между объемами рефинансирования, которые предоставляются Нацбанком, и валютообменным курсом. Потому у нас есть подозрение, что все-таки существует механизм, в соответствии с которым часть средств, предоставляемых банкам в виде рефинансирования, попадает на валютный рынок, и создает таким образом давление на курс, — сказал Р.Жуковский.
По мнению Секретариата, Нацбанк должен проводить рефинансирование комбанков только на уровне, необходимом для осуществления платежей, и ни на копейку больше.
Стельмах обещает неприятные для кое-кого меры
Председатель Национального банка Украины Владимир Стельмах заявляет, что НБУ будет применять жесткие меры для стабилизации курса гривни.
Как передает корреспондент УНИАН, об этом он сказал после встречи с Президентом Украины Виктором Ющенко, министром финансов Виктором Пинзеником и председателем НАК Нафтогаз Украины Олегом Дубиной.
В.Стельмах подчеркнул, что в среду, 17 декабря, НБУ выяснял спрос на валюту, в том числе и относительно расчетов за газ. Выяснилось, что те кросс-дефолты, которыми пугали нас, они снимаются, и у нас есть возможность определиться с теми интервенциями, какие мы будем осуществлять до конца года, — сказал В.Стельмах.
В то же время он подчеркнул, что будет осуществляться и ряд неприятных для кое-кого мер. Как пример, он привел ситуацию с Укртелекомом, который, по его словам, почти 4 года не распределял свои дивиденды. В.Стельмах рассказал, что сейчас Укртелеком заявляет, что будет распределять депозиты на сумму приблизительно 8 млн. грн. Это безусловно удар, который может спровоцировать безосновательную девальвацию курса, поэтому мы будем принимать меры — если так, то пусть он (Укртелеком) выводит свои дивиденды за все четыре года. Это я вам как пример говорю, — сказал В.Стельмах.
При этом он подчеркнул, что Нацбанк будет выходить на рынок с усиленными интервенциями.
Как сообщалось, Кабмин передал ОАО Укртелеком из управления Фонда госимущества в управление Министерства транспорта и связи и внес его в список предприятий, которые планируется приватизировать в 2009 году.
Кабмин также утвердил финплан ОАО Укртелеком на 2008 год, которым предусмотрено, что предприятие получит 7 млрд. 498 млн. 800 тыс. грн.
доходов в этом году, расходы будут достигать 7 млрд. 490 млн. 100 тыс. с прибылью 8,7 млн. грн.
Между тем, сегодня на межбанковском валютном рынке Украины торги по доллару США открылись следующими котировками 9,2500/9,6500 грн./долл., к 11:00 цены выросли до 9,5000/9,9000 грн./долл.

Япония опускает иену

Страна восходящего солнца планирует впервые за последние четыре года совершить валютные интервенции.
Об этом сообщил генеральный секретарь Кабинета министров Японии Такэо Кавамура, отметив наличие острой необходимости сбить ненормально высокий курс иены.
Вчерашний обвал доллара, упавшего против иены, евро и других основных валют примерно на 2,2% после понижения учетной ставки в США до 0,25%, пришелся не по душе экспортноориентированным экономикам. Правительство Японии опасается за судьбу основных отраслей — производители электроники и машиностроения последние месяцы стремительно теряют доходы. На фоне падения спроса и цен экспортеры несут убытки при обмене валютной выручки на иену.
Монетарные власти готовы принять все необходимые меры, чтобы ограничить рост национальной валюты и защитить доходы своих экспортеров,— заявил министр финансов Японии Шоичи Накагава.
Последние годы иена считалась одной из стабильнейших валют и выгодной инвестицией: в этом году ее стоимость в долларах выросла примерно на 21%. Популярность японских денег обусловлена тем, что после азиатского кризиса 1998 г., когда иена просела с 79,8 иены/$1 до 147,6 иены/$1, ее курс стабильно укреплялся. В конце 2003 г. и начале 2004 г., когда курс достигал 103,4 иены/$1, японский центробанк неплохо обогатился, совершив две интервенции — на 20,4 трлн. иен и 14,8 трлн. иен. В ближайшем будущем он может проделать эту операцию еще раз.
Мы видим растущий прессинг со стороны официальных лиц Японии, призывающих к понижению курса иены. По рынку поползли спекуляции, что интервенции неизбежны. Высока вероятность, что японский центробанк вдобавок пойдет на дальнейшее смягчение кредитной политики, что также поспособствует ослаблению курса,— говорит валютный стратег банка Bank of Tokyo-Mitsubishi Ли Хардман.
По прогнозу аналитика банковской группы Goldman Sachs Фаионы Лэйк, Япония снизит учетную ставку вдвое — с 0,3% до 0,15%. Эксперты ожидают, что такое решение центробанк примет на начавшемся сегодня двухдневном совещании. Там же могут быть утверждены объемы интервенций иены.
Уверенности аналитикам в снижении ставки добавило почти обнуление ставки Федеральной резервной системы (ФРС) США. Целевой диапазон ставки американского ЦБ сейчас ниже японской ставки,— отмечает глава одного из подразделений Bank of America в Токио Томоко Фудзии.— Таким образом, Банк Японии, весьма вероятно, уменьшит ключевую ставку до 0,1% в эту пятницу, в дополнение к осуществлению других мер по поддержке ликвидности. По мнению экономиста Credit Suisse в Токио Сатору Огасавара, Банк Японии понизит ставку до 0,1% в начале следующего года, а не на этой неделе.
В дальнейшем не исключен и возврат к политике нулевой процентной ставки (ZIRP), от которой Япония отказалась в 2006 г. По мнению аналитика Morgan Stanley Такехиро Сато, обнуление ставки возможно в январе-марте следующего года. Кроме того, считает эксперт, возможны и другие меры смягчения денежной политики: в частности, расширение списка инструментов, используемых в качестве залога,— за счет ипотечных облигаций и акций, и даже прямой выкуп этих бумаг.
Отрицательные прогнозы поспособствовали падению курса иены с почти 13-летнего максимума. Вчера японская валюта упала с 87,1 иены/$1 до 88,2 иены/$1.