Архив метки: мобильная связь

Рынки Украины: Осторожный пессимизм (Дело)

Авторынок
Осторожный пессимизм — с такими чувствами входят в 2009 год большинство операторов автомобильного рынка. Общее охлаждение экономики и как следствие уменьшение доходов населения плюс сокращение банковского кредитования приобретения автомобилей — далеко не лучший фон для дальнейшего роста рынка новых авто. Падение продаж на 30% в 2009 году вместо стабильного роста в году текущем — такие цифры называют большинство экспертов и рыночных операторов. Тем не менее крупные компании не планируют резкого сокращения выручки. Скорее речь будет идти об изменении структуры доходов — от продажи автомобилей до поступлений от продажи запчастей и сервиса.
Новости по теме Выживет сильнейший Мир в 2009: Россия создаст горячую точку в Крыму во время кризиса
Поэтому перспективы пережить кризис с минимальными потерями получили операторы, предлагающие весь спектр этих услуг. В относительной безопасности могут чувствовать себя и продавцы машин люкс-класса, и самых дешевых авто — кредитная составляющая при их продаже до этого была незначительной, соответственно, спрос на них останется на прежнем уровне.
В зоне внимания: Ожидается значительное увеличение предложения за счет появления большого количества кредитных авто из-за отказа прежних владельцев платить по обязательствам. Кроме того, ужесточение экологических и технических стандартов вынудит владельцев избавляться от советской авторухляди и как следствие активизирует спрос на бюджетные автомобили.
Банки
Год Быка станет началом нового этапа эволюционного развития украинской банковской системы, которая перестала быть фантастически привлекательным инвестиционным аккумулятором и вошла в ровный период развития. Не стоит ожидать активного наращивания кредитных портфелей и высоких прибылей.
Прогноз на 2009 год — рост активов на уровне 15-20% и снижение чистой прибыли по результатам года практически в два раза — до 4-5 млрд. грн. В наиболее уязвимом положении окажутся мелкие и средние финансовые учреждения — их количество в 2009 году может сократиться минимум на треть. Впрочем, крупные дочки транснациональных банковских групп тоже в зоне риска: проблемы материнских структур на глобальном уровне могут ощутимо аукнуться на оперативной деятельности их подразделений в Украине.
Финансовые учреждения максимально сократят кредитование физических лиц.
Реальный сектор, нуждающийся в ресурсах, сможет получить средства по ставкам свыше 20% в гривне. Долларовое кредитование, как и ипотечные продукты, с лидирующих позиций переместятся в ранг наименее популярных. В первой половине 2009 года может увеличиться отток ресурсов из банковской системы в связи с окончанием сроков действия депозитных договоров.
Очевидно, что уже сегодня банкиры предлагают новые депозитные программы и повышают ставки по вкладам, дабы удержать в учреждениях не менее 60% средств. Вторым источником пополнения пассивной базы банковских учреждений будет эмиссия внутренних облигаций. Доступ на рынок еврооблигаций не будет оправдан с точки зрения ценового параметра.
В зоне внимания: Из-за риска дальнейшей девальвации гривни и общеэкономических проблем высока вероятность непогашения 30% кредитов. В таких условиях балансы банков пополнятся залоговым имуществом, которое необходимо будет распродавать, и в первую очередь — недвижимостью и автомобилями.
Страхование
В 2009 году сектор страхования будет расти не столь высокими темпами. Так, если ежегодно прирост рискового рынка страхования составлял 130%, а лайфо- вого 170-180%, то в следующем году рисковый рынок страхования вырастет не более чем на 110%, а лайфовый до 130%. Если говорить об абсолютных показателях, то здесь также уже можно делать приблизительные прогнозы. По итогам 9 месяцев текущего года порисковым видам страхования было получено 16,5 млрд. грн., а по лайфовому направлению — 0,8 млрд. грн. По итогам года можно ожидать, что валовой показатель собранных премий по сегменту non-life составит около 18 млрд. грн., а по сектору life не дотянет до отметки в миллиард. Таким образом, учитывая такие показатели 2008 года, можно ожидать, что в следующем году рисковый рынок может достигнуть отметки 19-20 млрд., а лайфовый сегмент соберет валовых премий в пределах 1,2 млрд. грн.
Впрочем, эти показатели при пессимистическом сценарии даже могут оказаться завышенными, особенно в случае, если правительству не удастся стабилизировать банковский сектор, который до сих пор давал значительное поступление платежей страховым компаниям. Также не на руку страховщикам играет снижение доходов населения, которое будет покупать более дешевые страховые продукты. На прибыльности скажется и удорожание перестраховочных емкостей.
Лайфовый сектор пострадает гораздо меньше, поскольку работал по принципиально иной системе. Сюда в первую очередь можно отнести консервативное размещение активов и страховых резервов, а также жесткий механизм создания резервов под средства клиентов (в размере 105% от взноса). В нынешних условиях лайфовые компании не испытывают серьезной проблемы ликвидности и напротив намерены активно развивать агентские сети.
В зоне внимания: Отсутствие контроля за наличием полисов автогражданки плюс рост убыточности по этому виду станет серьезным испытанием для рисковых страховщиков. Многим из них придется уйти с рынка, можно ожидать усиления волны слияний и поглощений.
Здравоохранение
В 2009 году стоит ожидать некоторого охлаждения роста фармацевтического рынка Украины, хотя о рецессии речь не идет. Рост в годовом исчислении составит не менее 18-20%. Лидеры отрасли формируют свои планы на 2009 год исходя из этих прогнозов.
Большое влияние на рынок окажет необходимость перехода предприятий с 1 января 2009 года на новый стандарт работы — GMP ЕС. Он предусматривает модернизацию производства и обучение персонала. В связи с его высокой стоимостью (модернизация одной производственной площадки обходится от $5 млн. до $40 млн.) на стандарты GMP ЕС перешли пока только 15 из 133 предприятий. Поэтому в период с 2009 по 2011 год большинство мелких и средних компаний перепрофилируются, закроются или будут поглощены. С другой стороны, GMP позволит расширить географию продаж отечественных препаратов.
В качестве антикризисных мер будет использовано повышение уровня эффективности менеджмента и внедрение новых технологий на производстве.
Сокращения персонала или снижение уровня заработной платы массового характера носить не будут.
Рынок медицинских услуг также пострадает от уменьшения доходов крупных компаний — ряд крупных проектов, которые раньше спонсировались частным бизнесом, могут быть приостановлены.
В зоне внимания: Строительство завода MaxWell под Борисполем и сети современных клиник подавалось как самая крупная инвестиция в украинскую фармакологию — уже инвестировано более $100 млн., однако пока проект так и не заработал. Осенью этого года контроль над активами MaxWell в Украине перешел к самому богатому человеку Казахстана — одному из собственников банка Туран-Алем Мухтару Аблязову. 2009 год покажет, удастся ли ему запустить пока пробуксовывающий проект.
Металлургия
Среди украинских металлургов господствуют упаднические настроения. Не удивительно, ведь как минимум до начала второго или даже третьего квартала 2009 года ситуация в отечественной металлургии будет очень тяжелой. Объемы выплавки стали будут находиться на уровне 1-2 млн. тонн в месяц (при том, что в первом полугодии 2008 года выплавлялось в среднем 3,7 млн. тонн, а пик в мае достиг 3,9 млн.). При этом квартальная выручка сталеваров в первом квартале следующего года упадет до $2-4 млрд., что в два 2-3 раза ниже средней по 2008 году.
В наиболее уязвимом положении — стальные группы, не обеспеченные сырьем (например, ИСД, ММКИ, Запорожсталь). Они будут вынуждены заморозить инвестпроекты и максимально минимизировать затраты. Эти же предприятия являются и основной мишенью для поглощения более крупными конкурентами, в числе которых называют Метинвест, Mittal Steel, российские металлургические компании Металлоинвест, Северсталь и др.
Конкурентоспособность украинских металлургов, возможно, оттает после снижения мировых цен на сырье (ЖРС, коксующийся уголь) следующей весной, а также благодаря росту рынков развивающихся стран (Китай, Индия). В таком случае металлурги смогут быстро выйти на уровень 2007 года по объемам как в натуральном выражении, так и в долларовом.
В зоне внимания: Более экономный способ производства — миниметаллургические заводы — может потеснить традиционных гигантов. О своих планах по строительству подобных предприятий уже заявили группа иранского бизнесмена Али Омрана Евро Финас ЛТД, собственник ИнГОКа Метинвест (в лице Рината Ахметова), Ворскласталь Константина Жеваго и Интерпайп Виктора Пинчука.
ГОКи
Период сверхприбылей для украинских рудокопов остался позади. В 2009 году произойдет снижение добычи железорудного сырья (по сравнению с 2008 годом) на 22-25%. Мировые цены на ЖРС снизятся в среднем на 15%. В связи с этим начало разработки новых месторождений, инвестиции в увеличение добычи практически всех горнодобывающих компаний будут отложены на 2010-2011 годы.
Замедление роста мировой экономики кроме всего прочего приведет к угрозе не только роста импорта ЖРС и вытеснения украинских компаний мировых рынков, но и уменьшения их доли на рынке внутреннем. Единственным источником инвестиций для украинских горнодобывающих компаний будет внутренний капитал и дополнительные средства нынешних акционеров, а также средства от вхождения в акционерный капитал сторонних стратегических инвесторов.
В зоне внимания: Компания Константина Жеваго Ferrexpo — единственный украинский актив, торгующийся на основной площадке Лондонской фондовой биржи, — может получить новых крупных акционеров. Не следует упускать из виду и возможность форсированной приватизации КГОКОРа, который остается одним из последних недоделенных крупных активов в отрасли.
Энергетика
Вопрос номер один на грани политики и бизнеса — решится ли власть на продажу энергогенерирующих активов в предвыборный год? Фон для разморозки приватизационных процессов будет очень неблагоприятным: кроме политических рисков и возможных проблем с финансированием сделок, в следующем году следует ожидать снижения внутреннего спроса на электроэнергию в Украине. В основном это будет вызвано сокращением потребления энергии промышленными предприятиями.
Падение добычи угля на украинских шахтах в 2009 году практически неизбежно.
Низкий спрос со стороны металлургов приведет к снижению добычи коксующихся углей, а сокращение потребления электроэнергии — к уменьшению спроса на энергетический уголь. Спад может достичь 5-10%, опустившись на минимальный уровень добычи за последние шесть лет.
Снижение цен на всю продукцию углепрома приведет к сокращению выручки как государственных, так и частных шахт. Однако из-за большей гибкости частных шахт в части оптимизации затрат они смогут показать лучшие финансовые результаты по сравнению с госсектором. Возобновления финансирования можно ожидать во второй половине 2009 года — одновременно с общим подъемом в металлургической отрасли.
В зоне внимания: Рецессия в отрасли и ухудшение финансового состояния вынудят отечественные угледобывающие предприятия значительно сокращать издержки, однако затраты на системы безопасности не должны подпадать под экономию. В 2009 году, когда потребность в угле любой ценой будет меньшей, Украина должна избавиться от удручающей характеристики одного из мировых лидеров по показателю смертности на тонну добытого угля.
Ритейл
Многие украинские ритейлеры окажутся на грани дефолта. Вопрос, который актуален практически для всех операторов розничной торговли, — где взять деньги, чтобы вернуть долги и развиваться дальше? Первый квартал 2009 года участники рынка характеризуют как наиболее трудный период.
Динамика темпов развития розницы снизится на 5-10%. Замедление объясняется постепенным насыщением по ряду товарных позиций преимущественно в непродуктовом ритейле (техника, электроника, мобильные телефоны и т. д.), а также снижением покупательской активности потребителей вследствие кризиса и уменьшения банками объемов розничного кредитования. Ситуация немного стабилизируется только к середине года.
В первом полугодии операторы направят основные усилия на поиск источников рефинансирования существующих долговых обязательств.
Ограниченные возможности по привлечению средств, а также снижение рентабельности бизнеса приведут к изменению структуры собственников ряда компаний, занимающихся розницей. Ожидается изменение структуры потребления товаров по ценовым сегментам: доля товаров элитных групп будет постепенно уменьшаться. В продуктовом ритейле сократится доля высоко- маржинальной продукции, для которой характерна более высокая цена.
Аналитики прогнозируют смещение потребительского спроса в сторону неорганизованной торговли (рынков). Так, на сегодняшний день сетевая торговля занимает около 30% рынка розничной торговли Украины, рынки немногим более 40%. В будущем можно ожидать увеличения доли рынков в структуре розничного товарооборота.
В зоне внимания: Компании будут вынуждены частично или полностью продавать бизнес из-за невозможности рассчитаться по ранее привлеченным банковским кредитам и облигационным выпускам. Уже сегодня многие из них ищут инвесторов. К примеру, крупный оператор розничной торговли бытовой техникой и электроникой компания Unitrade Group осенью заявила о готовности продаться.
Продукты питания
Украинские производители товаров пищепрома в большинстве своем оптимистично смотрят в будущее. Если оправдается базовый прогноз на 2009 год, построенный игроками молочного рынка, темпы роста их бизнеса сократятся всего лишь на 5-10% по сравнению с предыдущим годом. При этом выручка крупнейших компаний отрасли может увеличиться в среднем на 35%. Падение цен на зерно — один из немногих факторов, который позволит украинским хлебопекам сохранить свою рентабельность. Себестоимость производимой ими продукции сократится на 10-20%, что немаловажно в условиях жесткого государственного контроля цен на социальные сорта хлеба.
Алкогольные и безалкогольные напитки считаются сектором, который хорошо держит удар. Его меньше всего затронет замедление темпов развития экономики. Между тем даже при самых благоприятных условиях рост рынка в 2009 году не превысит 10% в натуральном выражении. А положение отдельных компаний будет зависеть от их способности управлять долгом и качественного менеджмента.
В зоне внимания: Ужесточение контроля и введение четких стандартов маркировки биоорганических продуктов будет способствовать повышению информированности и экологической культуры потребителей. Многие нишевые производители продуктов питания получат новые возможности для эффективной конкуренции с крупными операторами рынка.
Туризм
Отдых — то, на чем будут экономить украинцы в первую очередь. Уже на конец года падение объемов предновогодней реализации составило около 15%. Еще менее радужные перспективы видятся туроператорам в начале следующего года.
В первые месяцы, особенно в январе-марте, будет наблюдаться снижение объемов продаж и, соответственно, прибыли компаний, занимающихся туристическим бизнесом, более чем в два раза.
Если на рынке массового туризма спрос более-менее предсказуем, то рынок деловых поездок фактически является своеобразной лакмусовой бумажкой, отображающей ситуацию в экономике на данный момент. Уже сегодня большинство клиентов туроператоров заняли выжидательную позицию: разработка крупных проектов пока временно приостановлена. И в дальнейшем многие компании будут экономить на проведении деловых мероприятий за пределами Украины.
Туроператоры прогнозируют разорение многих участников туристического рынка уже весной следующего года. Турфирмы в один голос предвещают уменьшение емкости рынка на 20-30%. А его рост остановится на отметке не более 5% в год.
В зоне внимания: Кризис положительно отразится на работе операторов, занимающихся внутренним туризмом. Зимой — Карпаты, летом — Крым. Таким представляется туроператорам отдых украинцев в следующем году. Туры выходного дня по отечественным просторам будут пользоваться большим спросом, чем зарубежные туры.
Строительство и недвижимость
Стагнация на полтора-два года — это оптимистический сценарий развития ситуации. При пессимистическом сценарии аналитики ожидают падение темпов роста рынка как минимум на 40-50%. Если по итогам текущего года его объем составил около 52 млрд. грн., то следующий год ограничится 26-30 млрд. грн.
Цены на недвижимость во всех сегментах упадут на 30-40%, особенно в случае покупки объекта за живые деньги. Кризис ипотеки больно ударил по рентабельности работы девелоперов, особенно тех, кто ведет свою деятельность в сегменте жилой недвижимости. Их будущее будет зависеть от готовности банков выдавать ипотечные кредиты и ставок по ним — а именно этому виду финансовых услуг грядущий год не сулит ничего хорошего.
Отрасль ждет масштабный передел собственности и сфер влияния: мелкие компании обанкротятся и свернут свою деятельность, средние — заморозят строящиеся объекты и будут ждать лучших времен. Крупные девелоперы, вышедшие на IPO и потерявшие в связи с кризисом былой уровень капитализации, распродадут непрофильные направления и будут искать пути оптимизации расходов. Меньше всего пострадают компании, работающие в сегменте элитного жилья и офисов класса А. Именно эти направления меньше всего подвержены влиянию кризиса, и уровень спроса на них сохранится на прежнем уровне.
В зоне внимания: Компания Льва Парцхаладзе ХХІ Век станет своеобразным индикатором жизнестойкости отрасли. Если крупнейший отечественный девелопер сумеет избежать дефолта, сохранит свою целостность как компания и не распадется на несколько проектов с различными партнерами, это будет расценено инвесторами как позитивный сигнал о начале выздоровления украинского рынка недвижимости.
IT-технологии
Отрасль высоких технологий ощутит на себе влияние мирового финансового кризиса не так остро, как другие секторы экономики. Стагнация на рынке не прогнозируется, однако, по оценкам исследовательской компании IDC, IT-рынки Центральной и Восточной Европы, куда входит и Украина, в 2009 году вырастут всего лишь на 9,4% (а не на 16%, как говорилось в докризисном прогнозе). А объем отечественного рынка информационных технологий составит треть или половину от результата 2008 года.
В то же время, как и другие, в 2009 году IT-отрасль будет страдать от ухудшения условий внешнего финансирования. Инвесторы больше не дают деньги под идеи, их интересует работающий и прибыльный бизнес.
Рынок аутсорсинга ПО пострадает меньше других. Неприятности ждут лишь тех, кто зависим от краткосрочных проектов и отечественных заказчиков, испытывающих проблемы с платежеспособностью. Наибольший рост ожидает сегмент интернета и компьютерной связи, который, несмотря на общее замедление развития экономики, может демонстрировать двузначные показатели роста (в 2008 году они составили около 40%).
Наихудшие прогнозы для тех, кто занимается компьютерным оборудованием и системной интеграцией — количество и объемы заказов начали снижаться, и подобный тренд будет наблюдаться и в следующем году.
В зоне внимания: ПО для оптимизации расходов. Как заказчики, так и разработчики будут заинтересованы в продуктах, которые станут своеобразной палочкой-выручалочкой в период кризиса. Премиум-версии операционных систем какое-то время будут менее востребованы. Также ожидается рост спроса на продукты, позволяющие более эффективно управлять уже имеющимся парком вычислительной техники.
Телекоммуникации
Замедленный, менее 10%, но все же рост — прогноз динамики доходов для телекоммуникационных компаний в 2009 году. Уменьшение темпов роста потребления услуг связи будет минимальным: расходы на связь давно относят к базовым.
Дальнейшее мобильное проникновение будет составлять максимум +2%. Это связано с тем, что рынок практически сформирован. Рост доходов, как и прежде, будет базироваться на росте ARPU (средний доход на абонента), который, как и MOU (количество минут потребления), останется как минимум на прежнем уровне — около $9 и 250 минут в месяц. В то же время основные риски, которые могут больно ударить по доходности операторов связи — валютные.
В следующем году, несмотря на активное развитие услуг фиксированного широкополосного доступа и передачи данных, основной доход, как и прежде, будет приносить голосовая связь.
В зоне внимания: Кто из мобильных операторов получит право на официальную реализацию культового продукта компании Стивена Джобса — официальный iPhone? Скорее всего, это будет МТС, которая уже получила статус официального поставщика iPhone в России. Однако даже если это и случится, заработать на проекте будет весьма проблематично: кризис не лучшее время для старта продаж телефонов с ценой около $1000.
Транспорт
Охлаждение экономики вызовет резкое снижение объема перевозок. Загрузка самолетов еще больше сместится в сторону низкобюджетных авиакомпаний. Рейсы будут загружены на уровне 30-40%. Негативное влияние на рентабельность авиакомпаний окажут и высокие цены на керосин.
Автоперевозчики будут и дальше терять конкурентоспособность на рынке международных перевозок. В ситуации, когда только 34,3% автомобилей отвечают экологическим требованиям стран ЕС, операторы нуждаются в масштабном обновлении автопарка, однако этот процесс будет тормозиться вследствие общего падения объемов перевозок, недоступности кредитных ресурсов и неразвитости альтернативных финансовых инструментов, в частности — лизинга.
Перед угрозой падения темпов роста оказалась и железнодорожная отрасль.
Рост пассажиропотока в лучшем случае составит 1%, а объем международных транзитных грузоперевозок будет продолжать падать. Убытки от пассажирских междугородных, пригородных и дальних перевозок составят около 2,5 млрд. грн.
Снижение объема морских перевозок в 2009 году составит около 20%. Причина — коллапс мировых морских перевозок (ставка фрахта крупнотоннажных судов упала на 98,8%) и дефицит терминальных мощностей для обработки контейнеров.
В первом полугодии 2009 года особенно большие потери понесут перевозчики, специализирующиеся на спотовых контрактах.
На развитии ситуации в отрасли скажется подготовка к Евро-2012, которая включает создание скоростных железнодорожных магистралей, модернизацию международных транспортных коридоров и увеличение пропускной способности тринадцати украинских аэропортов.
В зоне внимания: Главные воздушные ворота страны — аэропорт Борисполь — ожидает масштабная реконструкция. До 2010 года в аэропорту должен появиться еще один пассажирский терминал пропускной мощностью 200 пассажиров в час.
Также на прилегающей к Борисполю территории начнется строительство многофункционального комплекса Kyiv Airport Citу, предусматривающего возведение пятизвездочной и трехзвездочной гостиниц, логистических помещений, ресторанов. Окончательное завершение проекта запланировано на 2012 год.
Химия
Для украинских химиков финансовый кризис будет наиболее разрушительным.
Существовавший ранее тренд — рост отрасли, связанный с интенсификацией сельхозпроизводства, — больше не будет определять ее деятельность. Хотя на рынке по-прежнему будут востребованы удобрения, у аграриев просто не окажется денег на их покупку. Это вызовет резкое ужесточение борьбы за платежеспособного покупателя, хотя цены на основную продукцию — минеральные удобрения (карбамид, аммиак, селитра) — за последние полгода упали уже в 2,5 раза. В 2009 году это падение продолжится, и уже в первом квартале цены опустятся ниже уровня рентабельности украинских химических предприятий. В результате весной ряд из них остановят свою работу, освободив определенные ниши.
Это приведет к усилению на рынке российских компаний, имеющих доступ к более дешевому газу, формирующему до 70% себестоимости продукции химической отрасли. Большое значение будут иметь меры, направленные на снижение энергопотребления на производство единицы продукции. В том числе и за счет собственной дешевой электроэнергии. Кроме того, ключевое значение будет иметь возможность перестраивать производственно-сбытовую политику, маневрируя в зависимости от конъюнктуры рынка. Это позволит выдерживать падение цен и сохранять производственную нагрузку на предприятиях.
В начале 2009 года ряд инвестиционных программ будут остановлены, а некоторые — пересмотрены в сторону уменьшения. Основной акцент будет сделан на производстве продукции, ликвидной даже в условиях кризиса (карбамид), а также на новой продукции, изготовленной по мировым стандартам.
Финансирование программ будет осуществляться как за счет собственных средств, так и за счет привлечения кредитов (ЕБРР) под программы экологической модернизации, ресурсо- и энергосбережения. Потери химпрома в условиях кризиса продаж могут быть частично минимизированы благодаря вмешательству государства. Однако для стимуляции потребления минеральных удобрений на внутреннем рынке у правительства средств недостаточно. Поэтому доля химпрома в ВВП Украины, которая сейчас составляет 6%, будет неуклонно сокращаться.
В зоне внимания: Одесский припортовый завод. В 2009 году существует как минимум две предпосылки, что его приватизация будет разблокирована. Во- первых, общая слабость власти в период перед выборами президента может быть использована лоббистами приватизации для ускоренного проталкивания решения о продаже ОПЗ. Во-вторых, завод — один из немногих государственных активов с высокой инвестиционной привлекательностью даже в период кризиса.
Соответственно, соблазн использовать продажу ОПЗ для закрытия неминуемого дефицита бюджета особенно велик.
Тяжелое машиностроение
На данный момент украинское машиностроение имеет ресурсы для того, чтобы поддерживать позитивную производственную и финансовую динамику. В то же время ухудшение условий кредитования, замораживание программ по модернизации предприятий ТЭК и горно-металлургического комплекса значительно сузили внутренний спрос на их продукцию.
Ситуацию усугубит и рецессия в странах-внешнеэкономических партнерах Украины (сейчас свыше 50% продукции украинского машиностроения и до 70% энергетического машиностроения идет на экспорт).
Кроме того, негативное воздействие окажет вступление Украины в ВТО, повлекшее за собой снижение импортных пошлин на ввозимую продукцию, которая превосходит украинскую по качеству, а в некоторых случаях — и по цене. В 2009 году возможно существенное сокращение заказов на продукцию машиностроительного комплекса, особенно на внутреннем рынке. Впрочем, имеющийся на сегодня портфель заказов позволит отечественным машиностроительным предприятиям сохранить темпы роста на уровне 15-17% в месяц. Возможный спад на рынке эксперты прогнозируют не раньше 2010 года.
Предприятия энергетического и нефтегазового машиностроения — единственные в отрасли, на которые пока не повлиял экономический кризис. За 10 месяцев года производство в этих сегментах выросло на 25,1 и 27% соответственно.
Такая тенденция будет наблюдаться и в следующем году.
В зоне внимания: Морской старт. Очередной пуск украинско-российской ракеты-носителя Зенит-3SL в рамках проекта намечен на январь 2009 года.
Согласно сообщению корпорации Sea Launch, в космос планируется вывести телекоммуникационный спутник SICRAL 1B, рассчитанный на 13 лет эксплуатации. Спутник будет использоваться вооруженными силами Италии в интересах НАТО, а также для мобильной связи.
Материал был опубликован в украинском издании глобального прогноза Мир в 2009 (The World in 2009), который представляет Инвестгазета в партнерстве с еженедельником The Economist.
http://delo.ua

Міжбанк починає працювати за новими правилами

Починаючи з 22 грудня, банки зобовязані проводити валютні операції між собою з 14-00 до 16-00, а з 10-00 до 14-00 — лише зі своїми небанківськими клієнтами. Про це йдеться у постанові Національного банку України N435, текстом якого володіє ЛІГАБізнесІнформ.
Згідно із нормативним актом, якщо сума купленої банком у своїх клієнтів (крім банків) іноземної валюти не задовольняє потреб інших його клієнтів (крім банків), банк цю суму включає у заявку на участь в Системі підтвердження угод.
У постанові також відзначено, що у разі перевищення встановленого ліміту валютної позиції банк зобовязаний продати таке перевищення не пізніше наступного банківського дня. У разі неможливості продати вказану інвалюту клієнтам або іншим банкам банк зобовязаний продати її Нацбанку за офіційним курсом.
Встановлюється, що банки здійснюють валютні операції між собою за узгодженим курсом. Також передбачається, що куплена банком від свого імені під час функціонування Системи підтвердження угод іноземна валюта продається цим банком своїм клієнтам (крім банків) за встановленим курсом.
Нагадаємо, раніше Президент України Віктор Ющенко заявив, що загальні дії НБУ і Мінфіну призведуть до стабілізації ситуації на валютному ринку. Після цього, Мінфін оприлюднив зміст пакету першочергових заходів із стабілізації ситуації на валютному ринку України.

14 січня 2009 року за ініціативи Проекту TACIS Підтримка страхового сектору України відбудеться сьомий актуарний CPD семінар на тему: Моделі виживання

Метою програми СPD семінарів, розроблених експертами Проекту, є сталий професійний розвиток та підвищення кваліфікації актуаріїв в Україні.
Семінар проведе кандидат фіз. — мат. наук, доцент кафедри теорії ймовірностей та математичної статистики Київського національного університету імені Тараса Шевченка, викладач Навчального центру для актуаріїв і фінансових аналітиків Борисенко Олександр Данилович.
Початок семінару — о 14:00.
Семінар відбудеться за наступною адресою: м. Київ, вул. В. Житомирська, 33, Торгово — промислова палата України (вхід з вул. Стрітенська, 10, Міжнародна академія фінансів та інвестицій, 4 поверх).
Заявка на участь
Програма
Заявки приймаються до 12 січня 2009 року.
Чекаємо на зустріч з Вами!

Экономика: картина происходящего

Одним из основных событий в украинской экономике по-прежнему остается ситуация на валютном рынке. Официальный доллар в Украине не устает бить курсовые рекорды. Национальный банк установил на вторник, 16 декабря, официальный курс американской валюты на уровне 765,3800 грн. за $100. В то же время, 15 декабря официальный курс доллара был зафиксирован на отметке 747,3100 грн. за $100.
Устанавливает рекорды и наличный доллар. Сегодня максимальный курс покупки составил 8,2000 грн., минимальный курс продажи — 7,8500 грн. В некоторых банках курс продажи доллара повысился до 9 грн. Не отстает по темпам роста и официальный евро, который уже перешагнул отметку 10 грн. Национальный банк установил на вторник, 16 декабря, официальный курс единой европейской валюты на уровне 1034,0284 грн. за 100 евро.
В свою очередь, Президент Украины Виктор Ющенко уверен, что ситуация с курсом гривни близка к нормализации. Глава государства отметил, что значительная девальвация курса гривни не соответствует рыночным условиям и является психологическим фактором.
Без сомнения важным экономическим событием не только сегодняшнего дня, но и последнего месяца можно считать рекордное сокращение реального ВВП Украины.
Так, по данным Госкомстата, в январе-ноябре 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года вырос на 3,6%, однако в ноябре зафиксирован спад на 14,4%.
Подписание Президентом Украины Закона О внесении изменений в Закон Украины О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины также заслуживает внимания.
Согласно Закону, увеличены средства Пенсионного фонда — на 6,6 млрд. грн., НАК Нефтегаз Украины — на 3,2 млрд. грн. и Фонда гарантирования вкладов физических лиц — на 1 млрд. грн.
Поработала во вторник и Верховная Рада Украины. Следует отметить, что депутаты приняли за основу проект закона, которым предлагается более чем в три раза повысить ставку на табачные изделия. За соответствующее решение проголосовал 351 народный депутат. Кроме того, сегодня Рада сделала шаг к принятию антирейдерского закона, а также продлила до 2011 года действие Закона, который позволяет защитить от банкротства НАК Нефтегаз Украины.
Заявил сегодня о себе и Проминвестбанк. По словам, временного администратора банка Владимира Кротюка, акционеры ПИБа, а именно Slav AG, и российский Внешэкономбанк договорились о совместном участии в финансовом оздоровлении банка.
И снова о тарифах на проезд в столице. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) рекомендует снизить тарифы на проезд в наземном транспорте и метрополитене до 26 декабря. Соответствующее решение было принято на cегодняшнем заседании АМКУ. В частности, Комитет установил 10-дневный срок для того, чтобы КГГА рассмотрела рекомендации АМКУ относительно снижения тарифов на проезд в городском наземном и подземном электротранспорте.
Событием дня на рынке мобильной связи сегодня можно считать состоявшееся первое с 2005 года собрание акционеров мобильного оператора Киевстар. На нем был избран новый состав совета директоров и внесены поправки в устав компании. Кроме того, акционеры компании утвердили финансовую отчетность и бюджет, а также дивиденды за 2004 и 2005 финансовые годы.
Также сегодня стало известно, что крупный региональный оператор на рынке торговли нефтепродуктами компания Параллель-М ЛТД вошла в состав финансово-промышленной группы Систем Кэпитал Менеджмент (СКМ).

АэроСвит улучшает работу Call center и предоставление Интернет-услуг

АэроСвит улучшает работу Call center и предоставление Интернет-услуг
Авиакомпания АэроСвит в рамках программы по улучшению клиент-ориентированности перевела работу Call center на круглосуточный режим, подключила дополнительный бесплатный номер и приняла меры по сокращению количества утерянных звонков клиентов, сообщает Украинский авиационный портал.
С настоящего времени пользователям, в дополнение к международному номеру 8-044-490-3-490, доступен в пределах Украины телефонный номер 8-800-305-00-00, на который можно звонить бесплатно со стационарных аппаратов; звонки с мобильных телефонов платные и тарифицируются согласно тарифному плану используемого мобильного оператора.
Для уменьшения количества непринятых (утерянных) входящих звонков АэроСвит организовал резервный Call center, который будет обрабатывать вызовы, не принятые центральным Call center, Меридиан Сервис Центром и Группой по обработке претензий.
Функции, которые будет осуществлять резервный Call center, аналогичны перечисленным подразделениям.
Кроме того, на сайте авиакомпании www.aerosvit.ua организован Интернет-чат для пассажиров, позволяющий в режиме online покупать авиабилеты и изменять условия перевозки.
Необходимость модернизации системы обработки запросов возникла вследствие увеличения количества обращений клиентов.

Заява Ядерного страхового пулу щодо поширення негативної неправдивої інфорації про НАСК Оранта

В інтернет-мережі було розповсюджено провокаційне повідомлення про банкрутство ВАТ НАСК ОРАНТА. ВАТ НАСК ОРАНТА є одним з членів Ядерного страхового пулу, який обєднує 34 страхові компанії, що за принципами солідарної відповідальності страхують цивільну відповідальність ДП НАЕК Енергоатом та інших операторів ядерних установок за ядерну шкоду. Більш того, ВАТ НАСК ОРАНТА — уповноважена компанія пулу по перестрахуванню, яка від імені членів пулу укладає договори перестрахування з ядерними страховими пулами 18 країн світу.
Спроба безпідставної дискредитації одного з членів пулу обурює та викликає тривогу за стан страхового ринку та здатність органів влади в державі забезпечити правопорядок та дотримання законних прав громадян та субєктів підприємницької діяльності.
Тому ми підтримуємо звернення ВАТ НАСК ОРАНТА до органів державної влади вжити вичерпних заходів для виявлення та притягнення до відповідальності замовників та виконавців цього злочину.
Генеральний директор
В.Г. Захаров
По материалам: Заявления ЯСПУ

Рішення Конституційного Суду України у справі вiд 03.12.2008 N 27-рп/2008

Документ v027p710-08, редакцiя вiд 03.12.2008, чинний
І М Е Н Е М У К Р А Ї Н И
Р І Ш Е Н Н Я
КОНСТИТУЦІЙНОГО СУДУ УКРАЇНИ
у справі за конституційним поданням
Державної комісії з регулювання ринків
фінансових послуг України щодо офіційного
тлумачення положень пункту 11 частини
першої статті 36 Закону України
Про страхування, пункту 4 частини
першої статті 28 Закону України
Про фінансові послуги та державне
регулювання ринків фінансових послуг
(справа про повноваження Держфінпослуг
щодо нагляду за страховою діяльністю)
м. Київ Справа N 1-30/2008 3 грудня 2008 року N 27-рп/2008
Конституційний Суд України у складі суддів:
Бринцева Василя Дмитровича — головуючого, Бауліна Юрія Васильовича, Вдовіченка Сергія Леонідовича, Головіна Анатолія Сергійовича, Джуня Вячеслава Васильовича, Дідківського Анатолія Олександровича, Домбровського Івана Петровича, Кампа Володимира Михайловича, Колоса Михайла Івановича, Маркуш Марії Андріївни, Мачужак Ярослави Василівни, Нікітіна Юрія Івановича, Стецюка Петра Богдановича, Ткачука Павла Миколайовича, Шишкіна Віктора Івановича — доповідача,
розглянув на пленарному засіданні справу за конституційним поданням Державної комісії з регулювання ринків фінансових послуг України щодо офіційного тлумачення положень пункту 11 частини першої статті 36 Закону України Про страхування від 7 березня 1996 року N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) (Відомості Верховної Ради України, 1996 р., N 18, ст. 78; 2002 р., N 7, ст. 50), пункту 4 частини першої статті 28 Закону України Про фінансові послуги та державне регулювання ринків фінансових послуг від 12 липня 2001 року N 2664-III ( 2664-14 ) (Відомості Верховної Ради України, 2002 р., N 1, ст. 1).
Приводом для розгляду справи відповідно до статей 39, 41 Закону України Про Конституційний Суд України ( 422/96-ВР ) стало конституційне подання Державної комісії з регулювання ринків фінансових послуг України.
Підставою для розгляду справи згідно зі статтею 93 Закону України Про Конституційний Суд України ( 422/96-ВР ) є практична необхідність в офіційному тлумаченні зазначених положень Закону України Про страхування ( 85/96-ВР ) і Закону України Про фінансові послуги та державне регулювання ринків фінансових послуг ( 2664-14 ).
Заслухавши суддю-доповідача Шишкіна В.І. та розглянувши матеріали справи, Конституційний Суд України
у с т а н о в и в:
1. Субєкт права на конституційне подання — Державна комісія з регулювання ринків фінансових послуг України (далі — Держфінпослуг) — звернувся до Конституційного Суду України з клопотанням дати офіційне тлумачення положень пункту 11 частини першої статті 36 Закону України Про страхування від 7 березня 1996 року N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) (далі — Закон N 85/96-ВР), пункту 4 частини першої статті 28 Закону України Про фінансові послуги та державне регулювання ринків фінансових послуг від 12 липня 2001 року N 2664-III ( 2664-14 ) (далі — Закон N 2664-III).
З метою зясування суті вказаних положень Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) і Закону N 2664-III ( 2664-14 ) автор конституційного подання просить розяснити такі питання:
— чи має затверджувати Держфінпослуг у межах своїх повноважень і функцій, передбачених у пункті 11 частини першої статті 36 Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ), пункті 4 частини першої статті 28 Закону N 2664-III ( 2664-14 ), нормативно-правові акти, що встановлюють, зокрема, правила розміщення коштів страхових резервів і визначають обсяги величин окремих категорій активів, у які ці кошти можуть бути розміщені;
— чи можуть бути обмежені такі повноваження і функції Держфінпослуг іншим органом державної влади, крім законодавця, який їх надав;
— чи можуть бути передані такі повноваження і функції Держфінпослуг або їх частина за рішенням органу державної влади, крім законодавця, іншому державному органу;
— чи рівнозначні визначені в Законі N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) поняття перелік страхових резервів і перелік категорій дозволених активів для представлення коштів страхових резервів;
— чи тотожні визначені в Законі N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) поняття порядок розміщення страхових резервів і порядок розрахунків страхових резервів.
Обґрунтовуючи клопотання, субєкт права на конституційне подання стверджує, що до основних функцій Держфінпослуг належить встановлення правил формування, обліку і розміщення страхових резервів, як закріплено в пункті 11 частини першої статті 36 Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ), і визначення обовязкових нормативів достатності капіталу та інших показників і вимог, що обмежують ризики по операціях з фінансовими активами, як передбачено в пункті 4 частини першої статті 28 Закону N 2664-III ( 2664-14 ). Відповідно до цих положень Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) і Закону N 2664-III ( 2664-14 ) Держфінпослуг у межах своєї компетенції видала розпорядження від 17 грудня 2004 року N 3104 ( z0019-05 ), яким затвердила Правила формування, обліку та розміщення страхових резервів за видами страхування, іншими, ніж страхування життя (далі — Правила). У Правилах ( z0019-05 ) встановлено обсяги величин окремих категорій активів для представлення коштів страхових резервів; способи формування страхових резервів; терміни, до закінчення яких страховики зобовязані були привести розміщення коштів страхових резервів у відповідність до вимог Правил ( z0019-05 ); відповідальність за порушення вимог, передбачених цими Правилами ( z0019-05 ), тощо (пункти 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6 розділу 8, пункт 9.1 розділу 9 в редакції від 17 грудня 2004 року). Проте інтерпретація судами норм Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) і Закону N 2664-III ( 2664-14 ) створила перешкоди для реалізації повноважень Держфінпослуг через позбавлення її судовими рішеннями відповідних регулюючих і контролюючих функцій, внаслідок чого виникла проблема з виконанням нею завдань, визначених законами.
Обмеження права Держфінпослуг на встановлення правил розміщення страхових резервів, як зазначає субєкт права на конституційне подання, надає можливість страховикам на свій розсуд розміщувати кошти страхових резервів, здійснювати нерегламентовані дії, що фактично ставить під загрозу систему забезпечення страхових виплат страхувальникам, нівелює один з основних напрямів нагляду Держфінпослуг за додержанням критеріїв і нормативів якості фінансових активів та ризиковості операцій з ними, які здійснює фінансова установа.
2. Свої позиції стосовно викладених у конституційному поданні питань висловили науковці Інституту економіко-правових досліджень НАН України, Національного університету Києво-Могилянська академія, Національної юридичної академії України імені Ярослава Мудрого.
3. Конституційний Суд України, вирішуючи питання, порушені в конституційному поданні, виходить з такого.
Відповідно до частини другої статті 19 Конституції України ( 254к/96-ВР ) органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобовязані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією ( 254к/96-ВР ) та законами України.
Засади створення і функціонування фінансового ринку встановлюються виключно законами України (пункт 1 частини другої статті 92 Конституції України) ( 254к/96-ВР ). Закон N 2664-III ( 2664-14 ) безпосередньо визначає, що фінансові установи в Україні діють відповідно до цього Закону з урахуванням норм законів України, які встановлюють особливості їх діяльності (частина друга статті 2) ( 2664-14 ). Це положення Закону N 2664-III ( 2664-14 ) є загальним для всіх ринків фінансових послуг та всіх їх учасників, а норми законів, які регулюють окремі сектори на ринку фінансових послуг, зокрема Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ), законів України Про недержавне пенсійне забезпечення ( 1057-15 ), Про кредитні спілки ( 2908-14 ), Про фінансовий лізинг ( 723/97-ВР ), є спеціальними. Що стосується страхових послуг, то за Законом N 2664-III ( 2664-14 ) вони належать до ринку фінансових послуг (пункт 6 частини першої статті 1) ( 2664-14 ).
Згідно із Законом N 2664-III ( 2664-14 ) одним з органів, що здійснює державне регулювання ринків фінансових послуг, є спеціально уповноважений орган виконавчої влади у сфері регулювання ринків фінансових послуг (частина перша статті 21) ( 2664-14 ), основні завдання якого — здійснення державного регулювання та нагляду за наданням фінансових послуг та додержанням законодавства у цій сфері (пункт 2 частини першої статті 27) ( 2664-14 ), розроблення і затвердження нормативно-правових актів, обовязкових до виконання центральними та місцевими органами виконавчої влади, органами місцевого самоврядування, учасниками ринків фінансових послуг, їх обєднаннями, контроль за їх виконанням (пункт 1 частини першої статті 28) ( 2664-14 ). Указом Президента України від 11 грудня 2002 року N 1153 ( 1153/2002 ) утворено Держфінпослуг як центральний орган виконавчої влади зі спеціальним статусом.
Основні функції спеціального уповноваженого центрального органу виконавчої влади у справах нагляду за страховою діяльністю закріплені у статті 36 Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) (частина перша), в якій також зазначено, що цей орган може здійснювати інші функції, необхідні для виконання покладених на нього завдань (частина друга) ( 85/96-ВР ). Зокрема, у положеннях пунктів 5, 11 частини першої статті 36 Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) передбачено розроблення нормативних та методичних документів з питань страхової діяльності, що віднесена цим Законом до компетенції Уповноваженого органу, встановлення правил формування, обліку і розміщення страхових резервів та показників звітності.
Аналізуючи зазначені положення Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) як спеціальні норми, слід констатувати, що вони не встановлюють обмежень у застосуванні приписів пункту 4 частини першої статті 28 Закону N 2664-III ( 2664-14 ) як загальної норми в урегулюванні відносин на ринку страхових послуг. Відповідно до вказаних норм Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) і Закону N 2664-III ( 2664-14 ) Держфінпослуг має право в межах своєї компетенції встановлювати правила здійснення нагляду за страховою діяльністю, визначати, зокрема, обовязкові нормативи достатності капіталу та інші показники і вимоги, що обмежують ризики по операціях з фінансовими активами.
4. Субєкт права на конституційне подання також просить розяснити рівнозначність понять перелік страхових резервів та перелік категорій дозволених активів для представлення коштів страхових резервів і тотожність понять порядок розміщення страхових резервів та порядок розрахунків страхових резервів.
Однак автор звернення не вказав, яким саме положенням Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) необхідно дати офіційне тлумачення з метою визначення рівнозначності і тотожності зазначених у конституційному поданні понять.
За таких обставин конституційне провадження у справі в цій частині підлягає припиненню на підставі пункту 2 статті 45 Закону України Про Конституційний Суд України ( 422/96-ВР ) — невідповідність конституційного подання вимогам, передбаченим Конституцією України ( 254к/96-ВР ), Законом України Про Конституційний Суд України ( 422/96-ВР ).
Враховуючи викладене та керуючись статтями 147, 150, 153 Конституції України ( 254к/96-ВР ), статтями 45, 51, 63, 67, 69, 95 Закону України Про Конституційний Суд України ( 422/96-ВР ), пунктом 1 параграфа 51 Регламенту Конституційного Суду України ( v001z710-97 ), Конституційний Суд України
в и р і ш и в:
1. В аспекті порушених у конституційному поданні питань положення пункту 11 частини першої статті 36 Закону України Про страхування від 7 березня 1996 року N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ), пункту 4 частини першої статті 28 Закону України Про фінансові послуги та державне регулювання ринків фінансоих послуг від 12 липня 2001 року N 2664-III ( 2664-14 ) треба розуміти як повноваження Державної комісії з регулювання ринків фінансових послуг України у справах нагляду за страховою діяльністю, які вона реалізує шляхом видання нормативно-правових актів.
2. Припинити конституційне провадження у справі в частині визначення рівнозначності і тотожності правових понять на підставі пункту 2 статті 45 Закону України Про Конституційний Суд України ( 422/96-ВР ) — невідповідність конституційного подання вимогам, передбаченим Конституцією України ( 254к/96-ВР ), Законом України Про Конституційний Суд України ( 422/96-ВР ).
3. Рішення Конституційного Суду України є обовязковим до виконання на території України, остаточним і не може бути оскаржене.
Рішення Конституційного Суду України підлягає опублікуванню у Віснику Конституційного Суду України та в інших офіційних виданнях України.
КОНСТИТУЦІЙНИЙ СУД УКРАЇНИ
ОКРЕМА ДУМКА
судді Конституційного Суду України Кампа В.М.
стосовно Рішення Конституційного Суду України
у справі за конституційним поданням
Державної комісії з регулювання ринків
фінансових послуг України щодо офіційного
тлумачення положень пункту 11 частини першої
статті 36 Закону України Про страхування
( 85/96-ВР ), пункту 4 частини першої статті 28
Закону України Про фінансові послуги та державне
регулювання ринків фінансових послуг ( 2664-14 )
(справа про повноваження Держфінпослуг
щодо нагляду за страховою діяльністю)
У Рішенні від 3 грудня 2008 року N 27-рп/2008 (далі — Рішення) Конституційний Суд України дав тлумачення положень пункту 11 частини першої статті 36 Закону України Про страхування від 7 березня 1996 року N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) (далі — Закон N 85/96-ВР), пункту 4 частини першої статті 28 Закону України Про фінансові послуги та державне регулювання ринків фінансових послуг від 12 липня 2001 року N 2664-III ( 2664-14 ) (далі — Закон N 2664-III), визначивши, що ці положення треба розуміти як повноваження Державної комісії з регулювання ринків фінансових послуг України (далі — Держфінпослуг) у справах нагляду за страховою діяльністю, які вона реалізує шляхом видання нормативно-правових актів.
Підтримуючи в цілому позицію Конституційного Суду України, вважаю за доцільне висловити окрему думку стосовно Рішення на підставі статті 64 Закону України Про Конституційний Суд України ( 422/96-ВР ).
Положення Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) і Закону N 2664-III ( 2664-14 ), тлумачення яких просив дати субєкт права на конституційне подання, слід було протлумачити дещо по-іншому, тобто вказати, що ці положення передбачають здійснення Держфінпослуг саме регуляторної функції у сфері страхової діяльності, яка реалізується виключно шляхом видання нормативно-правових актів. Це випливає з такого аналізу.
1. У наданому в Рішенні тлумаченні вказаних положень Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) і Закону N 2664-III ( 2664-14 ) недостатньо враховано статус Держфінпослуг як органу, що здійснює регуляторну функцію у сфері страхової діяльності.
Закон N 2664-III ( 2664-14 ) — у цьому випадку базовий — визначає статус спеціально уповноваженого органу виконавчої влади у сфері регулювання ринків фінансових послуг, яким є Держфінпослуг (згідно з Указом Президента України від 11 грудня 2002 року N 1153) ( 1153/2002 ). Основні завдання Держфінпослуг відповідно до Закону N 2664-III ( 2664-14 ) полягають, зокрема, у здійсненні державного регулювання та нагляду за наданням фінансових послуг і додержанням законодавства у цій сфері (пункт 2 частини першої статті 27) ( 2664-14 ).
За статтею 20 Закону N 2664-III ( 2664-14 ) державне регулювання діяльності з надання фінансових послуг здійснюється шляхом:
1) нормативно-правового регулювання діяльності фінансових установ;
2) нагляду за діяльністю фінансових установ тощо. Відповідно до статті 1 Закону України Про засади державної регуляторної політики у сфері господарської діяльності від 11 вересня 2003 року N 1160-IV ( 1160-15 ) прийнятий уповноваженим регуляторним органом (до якого належить і Держфінпослуг як центральний орган виконавчої влади зі спеціальним статусом) нормативно-правовий акт, який або окремі положення якого спрямовані на правове регулювання господарських відносин, а також адміністративних відносин між регуляторними органами або іншими органами державної влади та субєктами господарювання, є регуляторним актом.
Отже, одна з функцій Держфінпослуг у сфері державного регулювання ринків фінансових послуг — це регуляторна діяльність, спрямована на підготовку, прийняття, відстеження результативності та перегляд регуляторних актів, яка здійснюється, зокрема, регуляторними органами (стаття 1 Закону України Про засади державної регуляторної політики у сфері господарської діяльності) ( 1160-15 ). Нагляд за діяльністю фінансових установ як вид державного нагляду є окремою функцією Держфінпослуг, до якої входить забезпечення законності, дотримання спеціальних норм, виконання загальнообовязкових правил, закріплених у законах та інших нормативно-правових актах. Такий нагляд здійснюється на основі відповідних норм законів України і не передбачає видання додаткових нормативно-правових актів самою Держфінпослуг.
Оскільки згідно з пунктом 6 частини першої статті 1 Закону N 2664-III ( 2664-14 ) страхові послуги належать до ринку фінансових послуг, Держфінпослуг здійснює відповідно до Закону N 2664-III ( 2664-14 ) регуляторну функцію у сфері страхової діяльності. Закон N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) визначає повноваження Держфінпослуг як спеціального уповноваженого центрального органу виконавчої влади у справах нагляду за страховою діяльністю, проте серед них, вочевидь, наявні й регуляторні функції — розроблення нормативних та методичних документів з питань страхової діяльності; прийняття нормативно-правових актів з питань страхової діяльності; встановлення правил формування, обліку і розміщення страхових резервів та показників звітності тощо (пункти 5, 7, 11 частини першої статті 36) ( 85/96-ВР ).
Отже, Держфінпослуг, здійснюючи державне регулювання ринків страхових послуг, виконує дві функції — регуляторну і наглядову, які не залежать одна від одної. Тому в мотивувальній частині Рішення необхідно було зробити акцент на розмежуванні регуляторної та наглядової функцій Держфінпослуг як двох самостійних способів здійснення державного регулювання ринків страхових послуг. Вживання в резолютивній частині Рішення терміна у справах нагляду за страховою діяльністю невиправдане. Цей термін не розяснюється у Законі N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) і не вживається на позначення кола відповідних повноважень Держфінпослуг у положеннях, тлумачення яких просить дати автор клопотання. Навпаки, у зазначених положеннях ідеться про повноваження щодо здійснення регуляторної, а не наглядової діяльності Держфінпослуг. Тобто термін у справах нагляду за страховою діяльністю штучно привнесений у тлумачення вказаних положень і не відповідає дійсному змісту повноважень Держфінпослуг.
Відповідно слід було виключити з назви та резолютивної частини Рішення положення, які стосуються повноважень Держфінпослуг щодо нагляду за страховою діяльністю, оскільки в цьому випадку має йтися виключно про регуляторну функцію. Остання ж не є складовою наглядової функції, як це випливає з Рішення.
2. У пункті 5 частини першої статті 36 Закону N 85/96-ВР ( 85/96-ВР ) передбачається повноваження Держфінпослуг щодо розроблення нормативних та методичних документів з питань страхової діяльності, що віднесена цим Законом до компетенції Уповноваженого органу. Разом з тим пунктом 5 частини першої статті 27, пунктом 1 частини першої статті 28 Закону N 2664-III ( 2664-14 ) визначено, що Держфінпослуг розробляє і затверджує нормативно-правові акти, обовязкові до виконання центральними та місцевими органами виконавчої влади, органами місцевого самоврядування, учасниками ринків фінансових послуг, їх обєднаннями.
Отже, регуляторна функція Держфінпослуг у сфері страхової діяльності має здійснюватися виключно шляхом видання нормативно-правових актів, які підлягають державній реєстрації Міністерством юстиції України. Використання методичних рекомендацій для нормативного регулювання страхової діяльності неможливе, оскільки ці рекомендації не породжують правових наслідків.
Це стосується і повноважень щодо встановлення обовязкових нормативів достатності капіталу та інших показників і вимог, що обмежують ризики по операціях з фінансовими активами (пункт 4 частини першої статті 28 Закону N 2664-III) ( 2664-14 ), та визначення правил формування, обліку і розміщення страхових резервів та показників звітності (пункт 11 частини першої статті 36 Закону N 85/96-ВР) ( 85/96-ВР ), закріплених у положеннях, тлумачення яких просить дати субєкт права на конституційне подання.
На мою думку, в мотивувальній частині Рішення варто було зробити акцент на тому, що виключно нормативно-правовими актами Держфінпослуг здійснює регуляторну функцію у сфері страхової діяльності, оскільки лише зазначені акти можуть закріплювати права та обовязки субєктів страхової діяльності.
Проведений аналіз свідчить про те, що, по-перше, Держфінпослуг здійснює дві самостійні функції — регуляторну і наглядову, які відрізняються за змістом, формами реалізації тощо, а по-друге, регуляторна функція Держфінпослуг здійснюється виключно шляхом видання нормативно-правових актів.
Суддя Конституційного Суду України В.Кампо
{ Текст окремої думки взято з сайту Конституційного Суду України }

Мобилки уволят кассиров

Количество пользователей мобильного банкинга, позволяющего управлять своим банковским счетом с помощью сотового терминала, растет с каждым годом. Через несколько лет с помощью телефона можно будет расплачиваться в магазинах и транспорте.
Ассоциация мобильных операторов GSMA в ноябре призвала производителей сотовых терминалов выпускать телефоны, которые можно использовать вместо кошелька. Для этого, по их мнению, уже в середине следующего года телефоны должны оснащаться технологией NFC (Near field communication — Коммуникация ближнего действия). Она позволяет мобильнику быстро устанавливать связь и обмениваться данными с другим устройством. С помощью этой технологии можно расплачиваться с мобильника, например, за проезд в метро. Для этого необходимо будет просто поднести свой телефон к специальному сенсору и произвести несколько нажатий на кнопки мобильника. Сотовым операторам это позволит больше зарабатывать, а пользователям — экономить время.
Коммунальные SMSки
Владелец украинской компании Creative Media Group Антон Рублевский также экономит время с помощью мобильного телефона. Сейчас, как только на его банковском счету происходит начисление денег, он тут же узнает об этом благодаря SMS. Теперь мне не надо каждые полчаса звонить в банк и узнавать, поступили ли деньги на мой счет, — говорит бизнесмен. Такая экономия обходится ему всего в несколько гривен в месяц — Антон пользуется мобильным банкингом. Этот сервис получает все больший спрос среди клиентов отечественных банков.
В компании Центр обслуживания мобильных платежей сообщают, что подобную услугу заказывает каждый третий владелец платежной карты. Количество пользователей мобильного банкинга растет с каждым днем, — подтверждает Олег Серго, руководитель пресс-службы Приватбанка. — В перспективе эта услуга может сэкономить время наших клиентов и составить достойную альтернативу ожиданиям в очередях у касс.
Эксперты признают: услуга мобильных платежей пока находится в зачаточном состоянии. По прогнозам исследовательской компании Gartner, к концу 2008 года во всем мире будет 32,9 млн. ее пользователей, а через три года — почти 104 млн. И большинство мобильных платежей к тому времени будет осуществляться с помощью SMS, утверждают аналитики Gartner.
В Украине мобильный банкинг ограничивается эсэмэсками. И то, в основном, для уведомления банковских клиентов о том, что происходит с их банковским счетом. Однако вскоре мобильный телефон будет чаще использоваться и для платежей, заверяет председатель правления Центра обслуживания мобильных платежей Павел Губин. Его компания начала предоставлять подобные услуги летом этого года, но значительный рост спроса на них он ожидает только сейчас — после того, как к проекту присоединились все мобильные операторы.
Отныне с помощью мобильного телефона можно расплатиться и за коммунальный услуги, и сотовую связь. В 2009 году мы ожидаем 300-500 тыс. пользователей услуги, а затем — ежегодный рост до 100%, — говорит Губин.
Кошелек-сотовик
Выходя из дома, человек берет с собой как минимум три вещи: ключи, телефон и бумажник, — говорит Тор Халворсен, вице-президент норвежского мобильного оператора Telenor. — Но скоро человеку необязательно будет носить бумажник — его полностью сможет заменить телефон. Telenor вместе с другими европейскими сотовыми операторами уже пытается внедрить технологию NFC в своей сети.
Если с помощью этой технологии жители Южной Кореи и Японии уже несколько лет совершают небольшие платежи, то в остальных регионах NFC еще не настолько внедрена. Считалось, что подобные нововведения приживаются только в Юго-Восточной Азии. Однако недавние исследования спроса на эту услугу в Европе показали: 90% пользователей технологии остались довольны ею. Это и заставило GSMA просить производителей мобилок встраивать специальные NFC- чипы в терминалы, рассчитанные не только на японский и южнокорейский рынки.
Ведь в Европе NFC оснащены единичные модели. А с насыщением рынка подобными аппаратами, к соответствующей технологии не замедлят подключиться те же магазины — им лишние очереди ни к чему, уверены в GSMA.
Правда, в Украине предприниматель Антон Рублевский сможет увеличить экономию своего времени с помощью мобильного телефона гораздо позже — не ранее, чем через три-четыре года. Платежи с помощью NFC пока никому, кроме пользователей, не особенно нужны, — объясняет консультант компании Netton Роман Химич. — Для внедрения этой технологии необходимо инвестировать миллионы долларов, а также координация усилий банков, операторов связи, госорганов. К этому у нас пока не готовы — тем же банкам проще снимать с каждого платежа по 10 гривен комиссии.
Банковский счет под удаленным контролем
В Украине мобильный банкинг существует в ограниченном варианте — здесь активно пользуются SMS-уведомлениями о состоянии счета. Подключиться к этой услуге можно во многих крупных финучреждениях страны. Для этого необходимо прийти в ближайшее отделение вашего банка или позвонить в его call-центр (последнее предлагают немногие банки). После подключения вы получаете список команд, которые нужно отправить в виде SMS, чтобы получить необходимую информацию о своем счете. Абонентская плата за такой сервис обойдется от 2 до 15 гривен ежемесячно, отдельно тарифицируются отправленные и полученные SMS.
Дальнейшее развитие мобильного банкинга — это возможность оплаты различных услуг. Сейчас заплатить по коммунальным счетам можно в немногих банках, и эта процедура не отличается простотой. Например, для оплаты счета за свет нужно ввести комбинацию, состоящую из показаний счетчика, цифр номера вашей пластиковой карточки, суммы оплаты, кода города, в котором вы проживаете, тип платежа и номер лицевого счета. Одна неточность — и ваши деньги не перечисляются или теряются.
В связи с тем, что пользование мобильным телефоном для контроля личного счета является сложной процедурой, некоторые банки выкладывают на своих сайтах обучающие видеоролики.
Впрочем, используя мобильный телефон можно также производить интернет- платежи. В таком случае необходимо зарегистрироваться в специальных интернет-службах, где нужно заполнить электронные квитанции. В данном случае мобильный телефон используется лишь как средство доступа в интернет.

Брокер-нерезидент поможет застраховаться

Вступлению Украины в текущем году во Всемирную торговую организацию предшествовала кропотливая работа по адаптации украинских нормативных актов к требованиям ВТО. Но и после получения долгожданного членства она не завершилась. Так, 7 ноября вступило в силу распоряжение Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (далее — Госфинуслуг) об утверждении формы уведомления страхового/перестраховочного брокера-нерезидента о намерении осуществлять деятельность на территории Украины.
Распоряжение принято в развитие норм Закона Украины О страховании (далее — Закон), которыми он пополнился 16 мая 2008 года (дата вступления Украины в ВТО).
Госфинуслуг не только утвердила форму уведомления брокера-нерезидента о начале деятельности, но и разъяснила, как ее заполнять
До вступления Украины в ВТО страховые (перестраховочные) брокеры- нерезиденты могли предоставлять услуги исключительно через постоянные представительства в Украине, которые регистрировались как плательщики налогов в соответствии с законодательством Украины и включались в государственный реестр страховых (перестраховочных) брокеров (ст. 15 Закона в редакции от 04.10.2001).
С 16 мая текущего года ситуация изменилась. Страховые (перестраховочные) брокеры-нерезиденты получили возможность осуществлять деятельность и без регистрации постоянных представительств. Согласно ст. 15 Закона, изложенной в новой редакции, брокерам-нерезидентам достаточно письменно уведомить уполномоченный орган в установленной форме о намерении осуществлять деятельность в Украине (такая информация публикуется уполномоченным органом в трехдневный срок на своей официальной веб-странице в Интернете и в печатных средствах массовой информации).
Как это часто бывает, вопрос остался за малым: Закон предусматривал подачу уведомления в некой установленной форме, однако документа, эту форму определяющего, не существовало.
И вот через полгода с момента внесения в Закон изменений Госфинуслуг устранила этот пробел. Утверждена не только форма уведомления о начале деятельности, но и Порядок ее заполнения.
К слову, страховым (перестраховочным) брокерам-нерезидентам, которые уже осуществляют деятельность на территории Украины через постоянные представительства, зарегистрированы как плательщики налогов в соответствии с законодательством Украины и внесены в реестр страховых (перестраховочных) брокеров по состоянию на дату вступления Украины в ВТО, утвержденная Госфинуслуг форма уведомления не пригодится. Поданные ими заявления о внесении информации в реестр брокеров Госфинуслуг расценивает как предусмотренные законом уведомления.
Брокерам-нерезидентам предоставлена возможность работать на украинском рынке страхования без регистрации представительства
Принятый Госфинуслуг документ позволит брокерам-нерезидентам воспользоваться предоставленной законом новой процедурой внедрения в украинский рынок страхования без регистрации каких-либо представительств.
Но принесет ли это ожидаемый положительный эффект? На этот вопрос пока нет однозначного ответа (отдельные отечественные страховщики высказывают опасения, что брокер-нерезидент, не регистрирующий своего представительства, станет абсолютно неконтролируемым).
Уведомление о начале деятельности — это вполне нормальная практика в европейских странах и странах мира, — сказал в интервью корреспонденту ЛІГА:ЗАКОН директор ООО Страховой брокер Дедал Ибрагим Габидулин. — В соответствии с Директивой ЕС 2002/92/ЕС от 09.12.2002 о страховом посредничестве, если брокер зарегистрирован и имеет лицензию, к примеру, в Бельгии, и желает работать во Франции, то он просто уведомляет Регулятора о том, что он начинает работать. Если мы декларируем, что мы хотим в Европу, то мы должны подчиняться законам, которые там существуют.
НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Закон Украины О страховании от 07.03.1996 85/96-ВР:
Страхові брокери — юридичні особи або фізичні особи, які зареєстровані у встановленому порядку як субєкти підприємницької діяльності та здійснюють за винагороду посередницьку діяльність у страхуванні від свого імені на підставі брокерської угоди з особою, яка має потребу у страхуванні як страхувальник. Страхові брокери — фізичні особи, які зареєстровані у встановленому порядку як субєкти підприємницької діяльності, не мають права отримувати та перераховувати страхові платежі, страхові виплати та виплати страхового відшкодування.
Перестрахові брокери — юридичні особи, які здійснюють за винагороду посередницьку діяльність у перестрахуванні від свого імені на підставі брокерської угоди із страховиком, який має потребу у перестрахуванні як перестрахувальник.

Коммунальные тарифы

Коммунальные тарифы
Киевская городская государственная администрация. Распоряжение от 27.11.08 г. №1661 О согласовании тарифов на коммунальные услуги по централизованным поставкам холодной воды и водоотводу холодной и горячей воды для бюджетных учреждений и других потребителей.
Вступает в силу 1.12.08 г.
Утратило силу расп. КГГА от 30.10.08 г. №1487 О согласовании тарифов на коммунальные услуги по централизованным поставкам холодной воды и водоотводу холодной и горячей воды для бюджетных учреждений и других потребителей.
По сравнению с тарифами по поставке холодной воды и водоотводу (за 1 куб. м), утвержденными утратившим силу распоряжением:
 тарифы для бюджетных учреждений не изменились – 2,54 грн. и 2,16 грн. на услуги Киевводоканала и 2,64 грн. и 2,24 грн. – на услуги прочих поставщиков;
 тарифы для др. потребителей – снижены в среднем на 0,6 грн. – 11,56 грн. и 10,63 грн. на услуги Киевводоканала и 12,02 грн. и 11,05 грн. – на услуги прочих поставщиков.

Читать далее Коммунальные тарифы