Архив метки: метан

Неплатежи Киева за газ наносят ущерб российской экономике: Газпром

Неплатежи Киева за поставленный из России газ лишают российскую экономику дополнительных инвестиций и наносят ущерб отечественным производителям товаров, аналоги которых импортируются с Украины, заявил официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов, передает РИА Новости.
Средства в объеме 2,15 миллиардов долларов, которые не заплатила Украина, должны пойти на развитие российской экономики и обеспечение занятости россиян, — сказал Сергей Куприянов журналистам.
Ссылаясь на данные директора Института энергетики и финансов Леонида Григорьева, он сообщил, что в целом по российской экономике 1 рубль капитальных вложений дает приблизительно 5 рублей общего роста ВВП.
Таким образом, дополнительные инвестиции в российскую экономику в размере 2,15 миллиарда долларов, или 60,2 миллиарда рублей, украинского газового долга могут привести в перспективе к увеличению ВВП страны на 301 миллиард рублей, или 0,72%, — сказал пресс-секретарь Газпрома.
Неплатежи Украины за газ фактически снижают себестоимость украинской продукции и делают ее более конкурентоспособной на внешних рынках, в том числе и в России. Учитывая то, что большая часть импортируемых из Украины товаров также производится и в России, неплатежи за газ наносят ущерб, прежде всего, тем отраслям, с которыми на внутрироссийском рынке конкурируют украинские товары, — заявил Сергей Куприянов.
В частности, по его словам, речь идет о черной металлургии, тяжелом машиностроении, производителях энергетического и электрооборудования.
Справка: По данным Росстата, за 11 мес. 2008г. Украина импортировала в Россию товаров на сумму более $15 млрд., в т.ч. черных металлов на $2,383 млрд., железнодорожной техники на $2,089 млрд., ядерных реакторов и котлов на $1,822 млрд., изделий из черных металлов на $1,170 млрд..

Не все то золото…

Украинцы почти не рассматривают ювелирные изделия как предмет для инвестирования в условиях финансовой нестабильности.
После нескольких лет стабильного развития ювелирный рынок вслед за экономикой в целом начал снижать темпы роста. По прогнозам специалистов, несмотря на то что по итогам года объем продаж ювелирных изделий все-таки покажет положительный прирост в 20-23%, уже в начале следующего года будет наблюдаться спад сбыта. К этому есть весомые предпосылки.
По словам генерального директора завода компании Укрзолото Дмитрия Градоблянского, начиная с октября этого года спрос на золотые украшения снизился на одну пятую. А учитывая то, что в конце осени и в преддверии новогодних праздников обычно наблюдается всплеск продаж, данное обстоятельство не может не тревожить. Правда, как считает Василий Мельник, директор департамента госрегулирования операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и пробирного контроля Минфина, именно в кризисные времена, когда у населения исчезли более выгодные способы размещения своих средств, от акций до банковских депозитов, популярность драгоценных украшений должна возрасти. По нашим подсчетам в этом году объем продаж ювелирной отрасли составит около 9 млрд. грн. Однако у ювелиров есть уникальный шанс существенно повысить свои продажи за счет тех средств, которые в настоящее время украинцы снимают со своих депозитов. Согласитесь, было бы неплохо привлечь эти средства и дать дополнительный импульс для развития отрасли, — делится мнением чиновник.
Действительно, с советских времен золото воспринималось людьми как самый надежный способ вложения денег. Однако, судя по всему, в последнее время положение дел стало меняться. Несмотря на то что вот уже несколько месяцев, как страна переживает кризисные времена, украинские граждане пока не ринулись скупать ювелирные украшения, отдавая предпочтение банковскому золоту. Объясняется это просто: большинство уже понимает, что в случае необходимости извлечь живые деньги из ювелирных изделий, их ценность в ломбарде определяется по цене лома, что в два-три раза ниже суммы, уплаченной при покупке. Настоящую ценность ювелирные изделия могут составлять, только если являются уникальными, предметами антикварного значения или произведениями искусства. Понятно, что такую арифметику вряд ли можно назвать привлекательной. Другое дело — прикупить немного слитков из драгметалла. Тем более что несмотря на непродолжительные падения, биржевая цена на золото осенью стабильно росла. Однако, как предупреждают эксперты, в ближайшее время она если и вырастет, то незначительно, а то и вовсе может пойти вниз.
Тем, кто хочет купить слитки, надо также помнить, что в этом случае возникает необходимость уплатить НДС. Избежать же необходимости платить НДС можно, приобретая монеты из драгметаллов или открыв обезличенный металлический счет. Также стоит учесть, что еще в середине октября появились первые признаки дефицита банковских металлов в слитках. Тогда это объясняли повышенным спросом на золото со стороны вкладчиков, которые снимали средства с депозитов. Поэтому у многих банков просто не хватило кассовых остатков для покрытия такого спроса. В этой ситуации банкиры записывали вкладчиков в очередь и ждали следующей поставки металла. Но производители слитков в мире сегодня просто не успевают удовлетворять растущий спрос, который в ІІІ квартале по всему миру вырос на 40-50%, достигнув рекорда в $32 млрд., потому золото в банки поставляется лишь через полтора-два месяца после получения заказа.
Как показывает статистика, большинство украинцев, а именно около 85%, воспринимают золото в качестве украшения. Об этом свидетельствуют и цифры: за 11 месяцев текущего года отечественные ювелиры изготовили более 19 млн.шт. изделий из драгметаллов, а до конца 2008 г. данный показатель перевалит за 22 млн. Суммарно же, несмотря на снижение спроса, за нынешний год ювелирная отрасль переработает около 83 т золота. Понятно, что сравнительно неплохое положение дел в данном сегменте экономики по-прежнему привлекает компании, желающие заняться этим видом бизнеса. Например, как и несколько других фирм, компания Укрголдтрейд решила использовать ноябрьскую ювелирную выставку в Киеве в качестве трамплина для выхода на рынок.
Однако, — признается ее директор Элеонора Клименко, — к сожалению, идея завозить в Украину часы американского производства возникла еще до кризиса, и нам просто пришлось плыть по течению. Конечно, мы понимаем, что сейчас не совсем удачное время для начала работы на рынке, скорее всего, нужны часы с кукушкой.
В отличие от отечественных ювелиров, иностранные компании настроены более оптимистично. Например, президент китайской TTF studio Франк Ву считает: несмотря ни на что, объем продаж ювелирных изделий в Украине будет расти.
Во всем мире, в том числе и в Китае, пока не наблюдается спада продаж. Мне кажется, что ваша страна также будет по-прежнему отдавать предпочтение золотым украшениям, а не бижутерии, — отмечает он. И оптимистично добавляет: А что касается нашей конкуренции с отечественными ювелирами, то у нас есть весомое преимущество — технологии. Например, в Украине пока не могут изготовить изделия с зеркальной поверхностью и сложным дизайном, а мы можем. Единственным минусом наших изделий до недавнего времени была высокая цена — в среднем около $60 за 1 г, однако уже осенью этого года наши цены стали вполне конкурентоспособными. И это действительно так: по сравнению с весной 2008 г. стоимость отечественных золотых украшений возросла почти в два раза. Так, если в мае цена 1 г золотого изделия на выставке Ювелир экспо Украина 2008-весна в среднем составляла 130 грн., то уже на осенней выставке 1 г стоил от 200 до 280 грн. Учитывая снижение спроса, столь резкое повышение цен на ювелирные изделия не совсем понятно (тем более, что по сравнению с весной цена золота на мировом рынке выросла не столь значительно). Как следствие — рост стоимости продукции отечественных ювелиров, во-первых, действительно может привести к потере их основного конкурентного преимущества перед импортерами. Во-вторых, повышение цен на фоне кризиса может вызвать дальнейшее снижение продаж. А чтобы избежать такого развития событий, скорее всего, уже в январе 2009 г. украинским ювелирам придется убавить свои аппетиты, и стоимость ювелирных изделий начнет снижаться.
Об ассортименте
Людмила Харарук, директор по развитию студии современного ювелирного дизайна Харарук:
— Наш ювелирный рынок все еще находится на стадии развития. И если кратко охарактеризовать его уровень, то можно сказать, что отечественные ювелиры уже научились качественно делать подделки. И дело здесь отнюдь не в нежелании следовать мировым правилам. Это, скорее, связано с тем, что не хватает талантливых дизайнеров-ювелиров: легче сделать как на картинке. А если даже что-то и придумать новенькое, то по достоинству его вряд ли оценят. Кроме того, не хватает подготовленного персонала. Вот и получается, что ассортимент наших ювелирных изделий пока, увы, далек от европейского уровня.
О сотрудничестве
Елена Юрина, генеральный директор Укрзолото:
— У каждого игрока на рынке существует своя стратегия построения и продвижения бизнеса. Кто-то делает ставку на создание сети собственных магазинов, наша же компания ставит себе целью получение прибыли за счет внедрения и развития стратегии ювелирной торговой сети по франчайзинговой схеме. Несмотря на то что у нас есть собственное производство, мы не ориентированы исключительно на его продвижение. Ведь для того чтобы успевать за постоянно меняющимся спросом на ювелирные изделия, нужно предоставить потребителю возможность выбирать то, что ему по душе. Поэтому мы позволяем размещаться в торговом зале нашего супермаркета десяткам производителей.
О перспективах
Василий Мельник, директор Департамента госрегулирования операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и пробирного контроля Минфина:
— Я не помню, чтобы золото когда-либо обесценивалось. Поэтому, мне кажется, именно сейчас, во время кризиса, ювелирная отрасль может стать одной из немногих, которая поднимется. Правда, для этого ювелирам не помешало бы потратиться на рекламу своей продукции.

Від чого залежить курс долара в Україні

Результати роботи фінансового ринку за 15-19 грудня 2008 року
— Валюта;
Події, які відбулись на валютному ринку минулого тижня, чітко показали, що курс долара в Україні залежить виключно від валютних спекулянтів. Різке зростання курсу долара в минулий четвер і його настільки ж різке падіння минулої пятниці — це наслідок валютних спекуляцій. Багато в чому ігри валютних спекулянтів стали можливими з причини величезного негативного зовнішньоекономічного сальдо. Сягнувши рівня 16 млрд. доларів, негативне зовнішньоекономічне сальдо створило сприятливі умови для валютних спекулянтів, давши їм змогу розхитувати гривню, незважаючи на економічні орієнтири. Як наслідок, не дивлячись навіть на відносну стабілізацію курсу гривні в кінці минулого тижня, за період 15-19.12 гривня девальвувала на 1,1% на міжбанківському валютному ринку.
Міжнародні ринкові раллі долар/євро виявилися дуже привабливими. Рішення ФРС понизити свої ставки призвело до різкої девальвації курсу долара. Курс долара подолав рівень 1,4 долара за євро і, здавалося, що буде ще знижуватись. Але тут вже позначилися загальносвітові тенденції. Не дивлячись на всі проблеми економіки США, економіка Західної Європи в стані не на багато кращому. Тому девальвація долара дещо загальмувалася, і рівень 1,4 долара за євро — це на сьогодні той рівень, навколо якого розігруються всі події.
— Цінні папери;
Дуже важко вибрати час, необхідний для придбання акцій. Ось і минулого тижня нерви у брокерів явно здали, і в минулий четвер інвестори різко почали скуповувати акції українських емітентів. У результаті індекс ПФТС тільки за один день зріс на 7%. І це, зауважте, відбувалося в умовах загального зниження вартості акцій на міжнародних фондових ринках. Ринок російських акцій за минулий тиждень перебував у стадії зниження. Зростання ПФТС фактично відображає тенденцію часткової скупівлі дуже дешевих українських акцій з орієнтацією на наступний рік, коли ці акції можна буде продати.
— Золото;
Ціна на золото залежала від ситуації з доларом США. Як тільки долар почав девальвувати, ціна на золото на міжнародних ринках почала активно рости, і практично за тиждень вартість тройської унції золота зросла з 830 до 840 доларів. Як тільки позиція долара частково укріпилась, ціна на золото відразу знизилась. Сьогодні золото, поряд з державними облігаціями США, залишається найбільш консервативним обєктом інвестування, і це істотно впливає на динаміку вартості благородного металу.
— Кредити;
Фактично весь тиждень спостерігалася тенденція до зниження вартості грошей у банківському секторі. Вартість грошей на міжбанківському ринку почала знижуватися від рівня понад 30% до рівня 20%. Але це дуже несуттєво вплинуло на загальне зниження вартості виданих кредитів на прямого позичальника. Ставки за кредитами залишаються високими, і, в умовах економічної нестабільності, ставки за кредитами будуть залишатися високими.
На кінець поточного тижня отримати кредити для населення можна було не дешевше 27% річних у гривні. У той же час, окремі банки вже пропонують кредити за ставкою 30-35% річних.
— Депозити;
Рекламні акції по залученню коштів від населення на банківські депозити йдуть на спад. Але ставки по депозитах залишаються високими. Гривню можна розмістити на універсальний банківський депозит з прибутковістю 18 -24% річних, долар — 12-16% і євро — 11-15%. Рівень доходу залежить від терміну розміщення, умов нарахування відсотків і умов зняття грошей з депозиту. При цьому кредити з терміном розміщення більше 6 місяців фактично мають ставки близькі до річних депозитів. Дуже багато депозитів мають велику кількість включених преференцій (призи, додаткові відсотки, пільги при нарахуванні відсотків і т.д.), і це багато в чому відображає поточну тенденцію на ринку, коли попит на внутрішні фінансові ресурси залишається дуже великим, внаслідок недоступності міжнародних грошей.
— Форекс;
Минулий тиждень відзначився високою волатильністю по всіх основних валютах.
Серед основних причин — зміна основних процентних ставок. ФРС знизила ставку по долару США до 0,5%, Банк Японії знизив ставку до 0,1%. Євро продовжило ріст відносно долара США — з 1,34 до 1,47. У середині тижня відбулася корекція — з 1,47 на 1,38. Фунт стерлінгів до середини тижня продовжував зміцнюватися проти долара США — з 1,50 до 1,57, після чого відбулася корекція на 1,48. Попередній тиждень був останнім робочим тижнем перед Різдвяними та новорічними святами. Наступний тиждень буде більш спокійним.

Деньги на бочку!

Газета выяснила, как выгоднее вложить 100 тыс. грн в условиях кризиса
Непростые экономические условия вынуждают харьковчан избавляться от национальной денежной единицы.
Мы решили поставить себя на место человека, которому необходимо пристроить 100 тыс. грн, чтобы эта сумма не обесценилась совсем.
Валюта
100 тыс.гривен можно потратить на покупку иностранной валюты типа евро, доллара или английского фунта стерлингов. Причем делать это нужно прямо сейчас — гривна обесценивается с каждым днем.
Еще 4 декабря доллар в харьковских обменках можно было купить по курсу 7,55 грн. 12 декабря зеленый продавали по 7,8 грн. А уже через три дня в обменках курс был уже 9,0 грн. При этом наши 100 тыс. грн за эти дни обесценились с $13245 до $12820. А потом и вовсе похудели до $11111. То есть за полмесяца минус составил аж $2134. Или $142 в день.
С учетом того, что эксперты прогнозируют дальнейшее падение гривны уже в ближайшее время, то нашей сумме угрожает еще большая девальвация по отношению к американской валюте.
Итог: ваши сбережения будут целее, если хранить их в валюте.
Купить золото
Как один из вариантов вложения крупной суммы мы выбрали покупку драгоценных металлов. Тем более, что по официальным данным Нацбанка Украины, это достаточно выгодное занятие. По сравнению с серединой ноября курс золота в гривнах вырос на 35%! Почти так же, как вырос доллар по отношению к непослушной гривне.
Мы обратились в ближайший банк, который продает обычным гражданам слитки драгоценных металлов, и поинтересовались золотом наивысшей (999-й) пробы. В Диамант-банке нам объяснили, что можно купить слитки в красивой швейцарской упаковке.
Цена 1 грамма — 270 грн;
2 г — по 241 грн/1 г;
2,5 г — по 239 грн/1 г;
50 г — по 205 грн/1 г;
100 г — по 204 грн/1 г.
Получается, что покупка сразу большого слитка дает выигрыш в 66 грн. на каждом грамме золота. Если брать золота на все 100 тыс. грн по указанным ценам, то можно приобрести 4 слитка по 100 г. (81,6 тыс. грн), один слиток в 50 г. (10,25 тыс. грн), 13 слитков по 2,5 г. (7767,5 грн) и еще однограммовый слиток. Оставшиеся 112,5 грн можно потратить на такси, чтобы спокойно отвезти золото домой. Или отдать 40 грн за то, чтобы оставить драгметалл на хранение в том же банке — как в сейфе. Итого у нас окажется стабильно ценных 483,5 граммов золота.
К сожалению, объясняют сами банкиры, положить эти граммы на депозит с процентами в том же золоте в Харькове не удастся — в местных отделениях банков, в отличие от столичных, нет такой услуги.
Итог: деньги будут иметь примерно ту же стоимость, что и золото, а главное — не обесценятся в ближайшие десятилетия.
Вложить золото с процентами
В Укргазбанке нам предложили несколько иные условия работы с золотом: здесь можно купить этот драгоценный металл по тому курсу, который имеется в данный момент. Скажем, в 17.00 понедельника, эта цифра составляла 5978,9 грн за тройскую унцию (это чуть больше 31 г.).
Приобретя не менее 100 граммов золота, клиент кладет его на депозит сроком как минимум на полгода. Ваша прибыль в таком случае составит от 4,7% (если вкладываете на 6 месяцев) до 5,75% (за 24 месяца). В конце срока вам выдадут не золото, а гривны. По курсу, который будет на тот момент.
Мы прикинули, что в этом случае за наши 100 тыс. грн можно купить 520,22 граммов золота. Это больше, чем в Диаманте, но еще неизвестно, что получим на выходе. Курс-то меняется, и не факт, что через полгода мы получим причитающиеся нам 550 грамм с хвостиком (в гривневом эквиваленте).
Итог: В идеале, положив деньги на золотой депозит, получим через полгода 104700 грн. И не будем переживать о сохранности драгметалла.
Недвижимость
Можно, конечно, вложить деньги и в недвижимость, которая как раз подешевела. Правда, на покупку даже самой скромной квартиры в Харькове 100 тыс. грн все равно не хватит.
Судя по объявлениям, за $12-13 тыс. сейчас можно реально приобрести гостинку. Скажем, в газете Премьер мы нашли объявление о продаже такого жилья на Холодной Горе в нескольких минутах от подземки — всего за $10 тыс.
(с торгом). Правда, сюда еще нужно прибавить расходы на оформление документов.
Итог: 100 тыс. грн перестанут быть деньгами, зато превратятся в недвижимость. Несмотря ни на какие кризисы, квадратные метры всегда в цене.
Депозит в банке
Насколько подрастут сбережения, зависит от того, какой именно банк предпочесть: разница в условиях бывает приличной.
Положив деньги на депозит, за месяц можно заработать от 8,5% (ВТБ) до 20,1% (HomeCreditBank) годовых.
За квартал — от 15% (Финансы и кредит) до 25% (Проминвестбанк).
За полгода — от 9% (Форум) до 23,5% (Актив-банк).
За девять месяцев — от 16,25% (ВТБ) до 22% (Актив-банк).
За год прибыль составит в целом от 15% (Укргазбанк) до 25% (HomeCreditBank).
Итог: За месяц можно дополнительно заработать 1675 грн, за полгода — 11750 грн, а за год — 25 тыс. грн.
…В кредитном союзе
В харьковском кредитном союзе Надия плюс нам объяснили, что выгоднее всего класть деньги на депозит под 28% на срок 13 месяцев и с выплатой процентов в конце срока. Если забирать проценты ежемесячно, то условия будут менее привлекательны (25%). Зато можно сразу же пустить их в оборот или, в крайнем случае, просто купить доллары.
Другие кредитные сообщества предлагают примерно такие же условия. Например, Харьковская касса взаимопомощи предлагает вложить деньги под 25% годовых.
Вложив 100 тысяч, через полгода можно забрать 112,5 тысяч гривен (акция длится до Нового года).
Итог: Можно получить 128 тыс. грн через 13 месяцев.
Деньги лучше хранить частями
Олег Колодизев, заведующий кафедрой банковского дела Харьковского национального экономического университета:
— Все зависит от того, чем располагает человек с точки зрения инвестирования. Сейчас стоит дождаться понятных тенденций к снижению или стабилизации. Пока этого не наблюдается. Но в любом случае деньги нужно раскладывать на части. Существенную долю — процентов 20-30 — я бы оставил в виде живых денег. Могут возникнуть ситуации, когда для приобретения выгодных активов понадобится реальная сумма, и решение придется принимать практически мгновенно. Покупать доллары и хранить таким образом — думаю, глупо. Золото покупать — это не инвестиционная составляющая. Хранить на депозите нужно, но лишь часть денег и только в долларовом эквиваленте.
Вкладывать в недвижимость — это малопродуктивно и рискованно, потому что ситуация будет еще меняться.
Деньги в чулки уже не прячут
Владимир Качук, начальник управления НБУ в Харьковской области:
— Абсолютного рецепта нет, каждый должен принимать решения самостоятельно.
Но я считаю, что как хранили, так и надо хранить деньги в банках. Старый дедовский способ хранить в чулках сегодня уже не подходит. Инфляция будет съедать гривну. Я патриот, поэтому предлагаю 50% хранить в гривне, а по 25% в долларах и столько же в евро.
Час икс придет летом
По мнению Олега Колодизева, так называемое дно кризиса придется на конец лета следующего года, а в сентябре экономическая ситуация начнет потихоньку стабилизироваться.

Нацбанк санкционировал эксперимент по проведению операций прямого репо с гарантированными государством облигациями Госипотечного учреждения, а также проведение операций на рынке по приобретению этих облигаций.

Нацбанк санкционировал эксперимент по проведению операций прямого репо с гарантированными государством облигациями Госипотечного учреждения, а также проведение операций на рынке по приобретению этих облигаций.
Справка. Ранее было анонсировано внедрение схемы финансирования строительства залоговых объектов. Схема предполагает выкуп Нацбанком на вторичном рынке облигаций ГИУ, приобретаемых госбанками. ГИУ направляет средства управляющим ФФС на рефинансирование кредитов. Частные заемщики кредитуются банками.
Операция прямого репо – кредитная операция между НБУ и банком о покупке Нацбанком облигаций или банковских металлов. Договор в части облигаций может заключаться на тендере или по двусторонней договоренности.

Минприроды огласило итоги аукциона по продаже спецразрешений на пользование недрами (состоялся 16.12.2008г.). Продана 31 лицензия на общую сумму более….

Минприроды огласило итоги аукциона по продаже спецразрешений на пользование недрами (состоялся 16.12.2008г.). Продана 31 лицензия на общую сумму более 16,09 млн.грн. В т.ч. за 6,666 млн. реализована лицензия на добычу глины на Иванцовском месторождении (стартовая цена – 6,616 млн.грн.), за 1,37 млн.грн. – лицензия на геологическое изучение запасов метана угольных месторождений на Первомайской площади Марьевского полигона (1,35 млн.), за 1,343 млн.грн. – на изучение запасов метана на девяти других участках Марьевского полигона (стартовая цена – 1,323 млн.грн.).
Примечание. Всего на аукцион выставлялось 57 лицензий, 26 из них были сняты с торгов. В числе последних – разрешение на геологическое изучение Снетинско-Глыбоковской нефтегазовой площади (Полтавская обл.), на получение которого претендовало ОАО Укрнефть.

Минприроды огласило итоги аукциона по продаже спецразрешений на пользование недрами

Минприроды огласило итоги аукциона по продаже спецразрешений на пользование недрами (состоялся 16.12.2008г.). Продана 31 лицензия на общую сумму более 16,09 млн.грн. В т.ч. за 6,666 млн.грн. реализована лицензия на добычу глины на Иванцовском месторождении (стартовая цена – 6,616 млн.грн.), за 1,37 млн.грн. – лицензия на геологическое изучение запасов метана угольных месторождений на Первомайской площади Марьевского полигона (стартовая цена — 1,35 млн.грн.), за 1,343 млн.грн. – на изучение запасов метана на девяти других участках Марьевского полигона (стартовая цена – 1,323 млн.грн.).
Примечание. Всего на аукцион выставлялось 57 лицензий, 26 из них были сняты с торгов. В числе последних – в т.ч. разрешение на геологическое изучение Снетинско-Глыбоковской нефтегазовой площади (Полтавская обл.), на получение которого претендовало ОАО Укрнефть.
Окно в Украину

Ліга страхових організацій України закликає приєднатися до Хартії соціальної відповідальності та ділової репутації учасників страхового ринку України

Ліга страхових організацій України, враховуючи соціальну відповідальність учасників страхового ринку перед суспільством, прагнучи дотримання міжнародних стандартів у наданні страхових послуг та керуючись взаємною зацікавленістю у створенні сприятливих умов для ефективної діяльності страхових організацій та зменшення впливу наслідків фінансово-економічної кризи, ініціювала підписання членами ЛСОУ Хартії соціальної відповідальності та ділової репутації учасників страхового ринку України.
Головна мета документу — розбудова ефективної системи страхування, що сприятиме гарантії фінансової безпеки країни та підвищенню ролі страхування в стабілізації фінансового стану субєктів підприємницької діяльності, а також формування довіри населення до масових видів страхування (життя, здоровя, працездатності та пенсійного забезпечення застрахованої особи, її майна та відповідальності перед третіми особами), як однієї з передумов успішного розвитку вітчизняного страхового ринку.
В основу Хартії покладені принципи верховенства права, конкурентності, стабільності та довіри. Серед зобовязань учасників Хартії — максимальне скорочення термінів прийняття рішень та виплати відшкодувань за страховими випадками; зменшення витрат на ведення справ до 25% з добровільних та 20% — з обовязкових видів страхування; відмова від демпінгу або необґрунтованого завищення страхових тарифів; посилення моніторингу фінансової стійкості страховиків та своєчасного розкриття інформації щодо їх діяльності; введення мораторію на висловлювання та коментарі щодо питань неплатоспроможності або ненадійності страховиків, інакше, як за рішенням засновників чи відповідного органу.
Хартія набула чинності з 15 грудня 2008 року та відкрита для її підписання.
Текст Хартії розміщено на сайті ЛСОУ: www.uainsur.com

Банки реализуют монеты

Банки реализуют монеты
1. ОАО Райффайзен Банк Аваль (Киев) предлагает серебряные и позолоченные монеты АН-124 из серии Самолеты Антонова номиналом 1 доллар Островов Кука.
Монета изготовлена из серебра 999 пробы. Вес монеты — 31,1 г, качество чеканки — пруф и пруф с выборочной позолотой, тираж — по 5 000 шт.
2. ОАО Государственный ощадный банк Украины (Киев) предлагает серебряную монету с частичной позолотой Рождество Республики Андорра. Монета содержит вставки Swarovski.
Номинал монеты — 10 динаров, вес — 25 г, тираж — 5 000 шт.
Кроме того, Ощадбанк предлагает монеты из драгоценных металлов из серии История. Русские цари и императоры Островов Кука.
Данная серия представлена шестью серебряными цветными монетами 999 пробы Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Анна Иоанновна, Елизаветта Петровна, Павел І Петрович, Александр ІІ Николаевич.
Номинал монет — 10 долларов Островов Кука, масса — 2 тройские унции, тираж — 500 шт.

Неподконтрольность соблазняет,или На чем зарабатывает Национальный банк Украины

Согласно Конституции нашего государства (ст.99) основной функцией НБУ является обеспечение стабильности национальной денежной единицы — гривни. Закон Украины О Национальном банке Украины (ст.2) определяет НБУ особым центральным органом государственного управления.
Противоречия между Конституцией и Законом Украины О Национальном банке Украины
Прежде всего важно отметить противоречие между законом о НБУ и Основным Законом страны. Это главным образом касается места и роли центрального банка во властной иерархии страны, который конституционно обязан только обеспечить стабильность национальной валюты, а в действительности является никому не подконтрольным учреждением, которое вправе решать беспрецедентно широкий комплекс проблем и влиять на разнообразие процессов, непосредственно влияющих на национальную безопасность страны.
У нас есть все основания утверждать, что закон о НБУ наполнен таким содержанием и построен редакционно таким образом, что, с одной стороны, его особенности как центрального органа государственной власти сведены до абсолюта и являются беспрецедентными, с другой стороны, положение о том, что деятельность центрального банка Украины определяется другими законами, не взято во внимание в принципе, т. е. фактически проигнорировано. По смыслу прерогатив и привилегий, набором функций и полномочий законодатель вышел за пределы, определенные и очерченные содержанием статей 99 и 100 Конституции Украины. Нынче НБУ владеет беспрецедентным, с точки зрения мировой практики, правовым статусом.
Об этом свидетельствует, в частности, ст. 53 закона о НБУ Гарантии невмешательства, которая гласит: Не допускается вмешательство органов законодательной и исполнительной власти (подчеркнуто мной. — А. К.) или их должностных лиц в исполнение функций и полномочий Совета Национального банка или Правления Национального банка иначе, чем в пределах, определенных этим Законом. А согласно закону (ст.9) Совет НБУ разрабатывает, не согласовывая ни с парламентом, ни с Кабинетом Министров, Основные принципы денежно-кредитной политики и вносит их Верховной Раде Украины лишь для информирования. Совет НБУ сам разрабатывает и сам осуществляет контроль за выполнением Основных принципов денежно-кредитной политики. Если в цивилизованных странах центральные банки находятся в прямой подчиненности министерству финансов или государственному казначейству, то в Украине центробанк владеет абсолютной независимостью.
Именно из-за этого денежно-кредитная и валютная политика центрального банка настолько закрыта и непрозрачна, что фактически представляет собой черный ящик, расшифровать который недоступно ни парламенту страны, ни Кабинету Министров, не говоря уже об официальных контролирующих органах государства (Счетной палате, Контрольно-ревизионном управлении Украины).
Законодательно установленные льготы и преференции НБУ
Согласно ст. 5 Получение прибыли не является целью деятельности Национального банка. Чтобы в достаточной степени представить, какими уникальными возможностями по получению прибыли владеет НБУ и какими при этом пользуется правами, льготами и преференциями, просто перечислим то разнообразие деятельности и финансовых операций, которыми НБУ вправе заниматься и, по каким, в соответствии со статьей 42 закона о НБУ, имеет право устанавливать плату. У нас есть все основания считать, что скрупулезным анализом внесенных в закон разновидностей деятельности и операций (коммерческих по своей сути), которые активно и, необходимо признать, с пользой для себя осуществляет наш центральный банк, до сих пор никто не занимался.
Весьма важно обратить внимание на пункт 7 статьи 42: НБУ торгует на внутреннем и внешнем рынках без квотирования и лицензирования памятными и инвестиционными монетами из драгоценных металлов, также без лицензирования и за пределами каких бы то ни было квот покупает и продает банковские металлы, драгоценные металлы и камни и др. драгоценности. В таком же свободном режиме НБУ открывает собственные корреспондентские и металлические счета в зарубежных банках, покупает и продает валютные ценности с целью монетарного регулирования.
Довольно показательной, по признакам полной бесконтрольности (читай — безответственности), которой законно пользуется центральный банк, есть статья 50 закона о НБУ Внереализационные валютные доходы и убытки.
Процитируем ее ключевые позиции для того, чтобы представить те колоссальные возможности и свободы, которыми наделил себя центральный банк государства: Доходы и убытки Национального банка, связанные с изменением оценки активов и пассивов, представленных в виде банковского золота и иностранной валюты, специальных прав заимствования (СПЗ), в связи с изменениями курса иностранных валют и цены золота … не учитываются при расчете годового дохода Национального банка.
К сожалению, только в Украине имеет место фактическое присвоение центральным банком не только всего золотовалютного резерва государства, но и важнейшего общенационального актива — гривневой эмиссии. НБУ занимается рефинансированием коммерческих банков, имея от торговли гривней постоянную и ощутимую выгоду. На сегодняшний день вся сумма гривневой эмиссии не отражается на балансе НБУ как его финансовые обязательства перед государством. Наоборот, новорожденная гривневая масса (важнейший национальный актив) тут же фиксируется в пассиве баланса НБУ, т. е. в качестве собственных средств. Бесконтрольно, по своему усмотрению, торгуя сэмитированными деньгами, центральный банк постоянно получает гигантские прибыли, не делясь с государственным бюджетом.
Каждый мало-мальски осведомленный в экономике и коммерции человек, не говоря уже о парламентариях и правительственных чиновниках высокого ранга, может оценить те колоссальные легальные и теневые возможности, которыми сейчас эксклюзивно владеет центральный банк страны и его руководство. Этим, очевидно, объясняется жесткая борьба среди парламентариев за право быть членом Совета НБУ.
Принципиальный запрет финансово помогать государству на случай острой необходимости
Закон о НБУ был принят в тот период, когда Украина после перенесенной гиперинфляции безоговорочно подчинялась советам и требованиям МВФ и Всемирного банка. Именно под давлением этих последних и при всестороннем потакании парламентского лобби Украина законодательно отказалась от использования собственных эмиссионных ресурсов для решения общегосударственных проблем. Это было принципиальным условием предоставления так называемой помощи со стороны международных финансовых учреждений. Поэтому в действующем законодательстве заложен принципиальный запрет помогать государству на случай острой необходимости.
Так, закон о НБУ содержит статью прямого действия (с.54), которая запрещает центральному банку предоставлять прямые кредиты как в национальной, так и в иностранной валюте на финансирование затрат государственного бюджета Украины.
Для того, чтобы узаконить подобный источник своего дополнительного финансирования (которое, по сути, обескровливает бюджет государства), НБУ, в тесном партнерстве с МВФ, заставил украинскую власть принять нормативный акт высшей юридической силы — Закон Украины О реструктуризации долговых обязательств Кабинета Министров перед Национальным банком Украины (N 1697- ІІІ от 20 апреля 2000 г.), который, по нашему убеждению, жестко работает против национальных интересов. С момента принятия этого закона (ст.1) задолженность по отсроченным кредитам, предоставленным правительству за счет так называемой кредитной эмиссии, стабильно зачисляется на внутренний государственный долг Украины (выделено мной. — А. К.).
Если исходить из того, что государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности, то НБУ, осуществляя так называемую кредитную эмиссию, таким образом приобретает соответствующие права на общегосударственное имущество. Получается, что самый большой внутренний долг украинское государство накопило перед своим же Национальным банком. По здравому смыслу — это экономико-правовой нонсенс. Вот цена недопустимой безопасности со стороны законодателя.
Ни одна страна не будет процветать, если будет возлагать надежду на удовлетворение нужд собственного народа за счет внешних поступлений — как денежных, так и товарных.
Проблемы с размещением валютных резервов страны
В этом смысле логичен вопрос: где, наконец, те золотовалютные резервы, которые государство по всем правилам обязано всячески консолидировать и монопольно (с наивысшим КПД) использовать в интересах страны и общества? А нынешний финансовый кризис как раз и нуждается в эффективном использовании накопленных золотовалютных резервов для послабления негативных последствий для национальной экономики.
Как оказалось, вопрос слишком сложный для честного ответа со стороны центрального банка государства, и информация по нему настолько закрыта для украинцев, но не для МВФ и других заинтересованных зарубежных инстанций, что не остается ничего иного, как обратиться к интернет-источникам и другим СМИ.
Само бесконтрольное размещение валютных резервов, явно убыточное юридическое сопровождение этого крайне важного процесса привели к тому, что в 2008 г. с первыми же проявлениями мирового финансового кризиса, как информируют некоторые СМИ, как минимум 12 млрд. долл. США валютных резервов НБУ оказались замороженными, т. е. недоступными для украинского государства. Эта сумма оказалась на счетах обанкротившегося банка Lehman Brothers. А на счетах не очень известного американского банковского ритейлера Wachovіa (который вскоре был поглощен более сильным конкурентом — Wells Farqo) было сконцентрировано 1,25 млрд. долл. украинских валютных запасов.
Характерно, что договора по размещению золотовалютного резерва Украины были редакционно составлены под диктовку зарубежных консультантов (которые уже продолжительное время находятся в НБУ и Минфине), и соответствующие права украинского инвестора были подчинены зарубежному законодательству. Именно поэтому, как оказалось, в силу юридической доверчивости руководства НБУ зарубежным советникам и собственного финансово-правового невежества валютные резервы украинского государства не могут быть использованы в Украине во время самой острой необходимости.
Приведенные противоправные (даже по критериям здравого смысла) действия НБУ не являются каким-то единичным прецедентом. Украинский центральный банк неоднократно осуществлял сомнительные, если не сказать преступные, операции с золотовалютным резервом, которые нанесли ущерб финансовой безопасности Украины. Вспомним в этой связи результаты проверки Специальной комиссии Верховной Рады под руководством В. Суслова. Достаточно напомнить рискованное размещение почти всего государственного резерва в малоизвестном кипрском банке в 1997 году, когда на эти средства были приобретены украинские ОВГЗ с прибыльностью около 60 процентов годовых и не установлены до сих пор лица, которые, приобретя долговые обязательства Украины за ее собственные средства, присвоили не менее 400 миллионов чистой прибыли за счет отечественных налогоплательщиков.
В ноябре 1998 года в Верховной Раде Украины заслушивался вопрос о выявленном факте размещения значительной части валютных резервов НБУ в банке Креди Свисс Ферст Бостон (Кипр) Лимитед. Главное обвинение заключалось в том, что НБУ разместил 700 млн. долларов из своих валютных резервов в ненадежном банке, находящемся в оффшорной зоне (Кипр). В докладе представителя СБУ на заседании Верховной Рады отмечалось, в частности, что из всего состава учредителей этого банка есть сведения лишь об одном, которому принадлежит одна акция, а капитал банка не превышает миллиона долларов. Вопрос относительно того, для какой цели могли использоваться эти средства, какие операции с ними разрешалось осуществлять, какой объем могла составлять прибыль и кому должна принадлежать, не выяснился. Выводов из этих досадных фактов руководство НБУ так и не сделало.
Обманчивые надежды на очередной кредит МВФ
Обманчивы надежды высочайшего руководства страны, в том числе и НБУ, на абсолютно нестандартный кредит от МВФ. Ведь кроме тела кредита (16,5 млрд. долл. США) необходимо будет платить проценты (по плавающей ставке, но не менее 4-5 процентов годовых), что выльется в огромную общую долговую сумму — как минимум 100 млрд. грн. В то же время для предоставления консультационных услуг как правильно израсходовать деньги, полученные от МВФ, Украине предлагается подписать договор с американской компанией Blackstone Group, за услуги которой в течение года придется заплатить свыше 300 млн. грн.
Чтобы определиться, насколько украинское правительство и НБУ настроены защищать национальные интересы при получении кредита МВФ, следует проанализировать Меморандум МВФ о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике на 2009 год, который (буквальный перевод с английского языка) подписало украинское правительство. Важно, с нашей точки зрения, акцентировать внимание на такую запись: Также мы намерены усилить независимость НБУ. С этой целью проведем реформу Совета НБУ, превратив его —
согласно оптимальной практике — в орган с более узкой, технической специализацией; продолжим срок, на который избирается Председатель НБУ; а также обеспечим большую степень финансовой гибкости для НБУ (долг правительства к НБУ будет оформлен ценными бумагами, все операции с ликвидностью будет централизовано в НБУ, а договор о перечислении в бюджет превышения доходов НБУ над расходами будет приведен в соответствие с оптимальной практикой. Не понятно, о какой оптимальной практике идет речь, поскольку в подавляющем большинстве цивилизованных стран с рыночной экономикой центральные банки имеют системно сформулированные обязанности, в частности, по регулярной отчетности перед парламентом страны, обязательным перечислениям, по меньшей мере 50 процентов полученных доходов в бюджет, а также четкую подчиненность исполнительной власти.
В действительности же украинское правительство не должно было брать на себя такие обязательства, поскольку согласно действующему законодательству оно не имеет никаких реальных рычагов влияния на НБУ; и об этом руководящие органы МВФ хорошо проинформированы. Другие комментарии — излишни.
Значительно лучше и выгоднее (и этот вывод является безоговорочным, если исходить из национальных интересов) осуществить собственную эмиссию на аналогичную сумму, но иметь при этом возможности для маневра, существенно не увеличивать государственный внешний долг, который уже сегодня (с учетом долгов корпоративных структур и кредита МВФ) превышает 120 млрд. долларов.
Обобщающие выводы
Верховная Рада Украины, как единый законодательный орган в стране, не может и не должна оставаться в дальнейшем только наблюдателем и констататором такого статус-кво центрального банка, при котором он делает, что хочет, а ответственность перед обществом несет Верховная Рада и правительство.
Исходя из этого, необходимо:
1. Безотлагательно внести принципиально важные изменения в Закон Украины О Национальном банке Украины, в первую очередь отменив ныне действующие ст.53 и ст.54.
Статья 53 не допускает вмешательства органов законодательной (Верховной Рады Украины) и исполнительной власти (Кабинета Министров Украины) в деятельность Правления и Совета НБУ. Это — беспрецедентно, учитывая практику рыночно цивилизованных стран, центральные банки которых подчинены министерству финансов или же государственному казначейству.
Статья 54 запрещает НБУ не только финансировать, но и предоставлять прямые кредиты на финансирование государственных бюджетных затрат. Таким образом, заставляет идти на внешние заимствования, игнорируя общегосударственные проблемы.
2. Усилить ответственность НБУ перед главой государства и парламентом страны, усовершенствовав редакцию пункта 1 ст. 9 и пункт 5 ст.51, которыми обусловлено лишь информирование Верховной Рады и Президента страны об Основных принципах денежно-кредитной политики, которые разрабатывает Совет НБУ и сам же контролирует их выполнение.
3. Изменить редакцию пункта 8 ст. 42, которая разрешает НБУ на свое усмотрение (в том числе и уполномоченным банкам), не согласовывая ни с Верховной Радой, ни с Кабинетом Министров, осуществлять зарубежные размещения золотовалютных резервов страны.
4. Обратить внимание на законодательную некорректность пункта 7 (ст. 42), которым разрешается фактически теневая торговля (без квотирования и лицензирования) банковскими металлами, драгоценными камнями, памятными и инвестиционными монетами из драгоценных металлов и другими ценностями.
5. Изменить редакцию ст. 5 закона о Нацбанке, четко записав об обязанности Центрального банка отчислять в государственный бюджет не менее 50 процентов полученного за текущий год дохода, как делает, например, Центробанк Российской Федерации. За все годы независимости НБУ считанные разы действительно вносил приличный вклад в бюджет.
6. Дополнить ст.34, которая предоставляет НБУ исключительное право эмиссии гривни, положением, четко указывающим, что первичная эмиссия является собственностью государства, а не центрального банка. Принципиально изменить эмиссионную политику НБУ, согласно которой выпуск гривни полностью обуславливается лишь притоком на украинский рынок долларов США.
7. Ввести налогообложение на виды коммерческой деятельности и услуг, указанных в статьях 7, 31, 42, 50, на которые НБУ имеет право устанавливать плату и снять ст. 4 и ст. 5, гарантирующие НБУ (под прикрытием законодательно формализованной константы о неприбыльной деятельности) налоговый иммунитет даже на его сугубо коммерческие операции.
8. Сейчас, когда назревает отказ от доллара как монопольного эквивалента в международных расчетах, необходимо согласовать и ввести новый порядок финансовых расчетов в мире (именно об этом заявили отдельные участники саммита Большой двадцатки), становится понятным, что сегодня Вашингтонский консенсус (так обычно называют МВФ) оказался стратегическим банкротом. Отказ от роли долларовой системы расчетов уже задекларировали экспортеры энергоносителей — Россия, Венесуэла, Иран, Аргентина. В подобных раздумьях находится Китай.
9. Поэтому национальные интересы Украины требуют активно переходить к заключению внешнеторговых договоров не в долларах США, а в евро и других перспективных валютах. Таким образом, есть все основания для того, чтобы золотовалютные резервы Украины, которые нынче содержатся в основном на зарубежных территориях и в американских долларах, необходимо территориально переориентировать и переводить в более перспективные валюты. Этими процессами должен безотлагательно заняться Национальный банк украинского государства.
Андрей Ковальчук, кандидат юридических наук, доцент.