Архив метки: машиностроение

Фракции БЮТ, Наша Украина – Народная самооборона и Блока Литвина подписали соглашение о создании коалиции Национального развития, стабильности и порядка.

Фракции БЮТ, Наша Украина – Народная самооборона и Блока Литвина подписали соглашение о создании коалиции Национального развития, стабильности и порядка.
Сегодня соглашение опубликовано в Голосе Украины. Предусматривает в т.ч. создание стабилизационного фонда, увеличение инвестсоставляющей в бюджетных расходах, аукционный принцип приватизации и приобретения земли, принятие закона о госзакупках, пролонгацию кредитов в АПК, металлургии, машиностроении, ТЭК, мораторий на повышение цен на товары и услуги природных монополий, компенсацию ставок кредитов для малого бизнеса, функционирование нефтепровода Одесса-Броды в аверсном направлении, отказ от системных изменений в Конституцию и др.
Регламент коалиции предусматривает право любой из фракций наложить вето на рассмотрение законопроекта в ВР. Кандидатуры членов КМ предварительно рассматриваются во фракциях. Фракция не имеет права наложения вето на кандидатуры, если их выдвинула другая фракция в рамках своей квоты.

Как выйти из кризиса, вылечив экономику?

Судорожные действия власти — в частности, вопиющая история с разморозкой депозитов (на прошлой неделе в четверг Нацбанк разморозил, в субботу передумал) — доказывают: те, кому достался штурвал украинской экономики, не знают, куда рулить. В прошлом номере мы публиковали мнения маститых кризисменов. В этом предлагаем дискуссию представителей нового поколения экономистов: кандидата экономических наук, доцента Константина Белевского и эксперта Национального института стратегических исследований Украины Сергея Киселева.
— Ваша версия: в чем суть кризиса?
Б. К.: Сутью нынешнего финансового кризиса в Украине является проблема погашения внешней задолженности банковского сектора и других секторов экономики, которая вызвана трудностями с получением новых заимствований на внешнем рынке в условиях мирового кризиса. Внешней причиной создания большой задолженности оказалось подорожание энергоносителей в последние годы. Не менее важны внутренние причины: значительный рост импорта потребительских товаров из-за многократного превышения темпов прироста размера минимальной зарплаты над темпами прироста реального ВВП в последние годы; избыточное потребительское кредитование в 2006-2008 годах; расходы бюджетных организаций и других секторов экономики непроизводственного характера, в том числе на приобретение импортных автомобилей. Наибольший вклад в размер внешней задолженности внесли потребительские кредиты банков. Лишь на приобретение импортных автомобилей в 2007 году было выдано кредитов на сумму $11 млрд.!
К. С.: Правда и в том, что украинская экономика переболела так называемой голландской болезнью. Голландская болезнь (или эффект Гронингена) — это явление, когда страна сидит на экспорте сырья или продукции очень низкого уровня обработки. Это могут быть, скажем, нефть и газ, как в России, или бананы, как в некоторых странах Латинской Америки, или черные металлы, как в Украине, — и у нее нет стимулов повышать качество продукции, внедрять новые технологии и бороться за повышение энергоэффективности. Эта болезнь порождает серьезные экономические рецидивы — тормозит развитие других отраслей, ускоряет инфляцию. В нашем случае болезнь обострилась в связи с ростом мировых цен на основные экспортные продукты (в 2007-м и І половине 2008 года мировые цены на металл были очень высокими, это обеспечивало неплохой приток валюты в страну).
Вспомните, что было в основе экономического роста страны, который начался в 1998-1999 годах, — дешевая гривня (опущенная во время валютного кризиса 1998 года) и относительно дешевые энергоносители. Стимулов инвестировать в модернизацию предприятий, уменьшать энергопотребление не было. Наблюдался экономический рост, но отсутствовали качественные реформы. Однако запас экстенсивного роста в связи с мировым кризисом, увы, исчерпался.
Те предприятия, которые отложили сегодня модернизацию, сделали в корне неправильно. Я понимаю их проблемы с выплатой зарплат, с социальными расходами. Да, объемы кредитования сейчас заморожены. Но те же металлурги на чем проигрывают — на том, что себестоимость украинского металла выше, чем у китайцев, турок, из-за нашего энергозатратного производства и прочих факторов. И потому сейчас дешевый турецкий металл вытесняет наш не только на внешних, но уже и на внутреннем украинском рынке.
— Что необходимо предпринять для относительно быстрого выхода из кризиса? Какие практические шаги?
Б. К.: Чтобы не спровоцировать массовое невозвращение ранее предоставленных кредитов, нужна сильная монетарная и курсовая политика НБУ.
Прирост монетарной базы в 2009 году должен быть значительно меньше, чем в 2008-м, учитывая прогноз реального ВВП. Только курс на уровне 5,50-5,80 UAH/USD, потери от которого сопоставимы с процентами по депозитам, еще может сохранить имеющийся объем депозитов в банковской системе и значительно снизить риски массового невозвращения кредитов, обеспечив тем самым стабильность банковской системы.
К. С.: Первое и главное в этой ситуации — снабдить заказами предприятия.
Будет работа — будут рабочие места — будут зарплаты. Как говорил в свое время президент Франклин Делано Рузвельт, выведший США из Великой депрессии, лучше увеличивать объемы работ для граждан, чем пособия по безработице. Здесь государство может выступать заказчиком продукции. Причем имеет смысл делать акцент на заказах, прежде всего, для отраслей с высокой добавочной стоимостью — строительства, точного машиностроения. Ведь известно, к примеру, что одно рабочее место в авиа- или судостроении гарантирует также 7-8 рабочих мест в смежных отраслях (например, металлургии, приборостроении и т. п.).
Второе — возобновление кредитования как предприятий, так и населения.
Ограничение кредитования имело определенный позитивный сдерживающий эффект на банковском рынке, но эта мера не может быть долгосрочной. И акцент нужно делать на кредитовании покупки продукции именно отечественного производства.
— Как вы представляете себе стабилизацию курса на уровне 5,50-5,80 UAH/USD в нынешних условиях? Усилить интервенции (которых сейчас нет, а есть валютный аукцион)? Сжечь все валютные резервы?
Б. К.: Валютные интервенции надо не усиливать, их просто надо делать.
Отсутствие внятной политики НБУ и порождает панику, которую нужно было пресечь еще в самом начале. В итоге НБУ все равно вынужден будет вернуться к курсу 5,8 UAH/USD, и чем дольше он будет с этим затягивать, тем больше резервов он вынужден будет потратить. В любом случае их хватит. При имеющейся монетарной базе в размере 170 млрд. грн., даже при снижении в 2009 году золотовалютного резерва НБУ до уровня $20-28 млрд., этого резерва будет достаточно для поддержки официального курса на уровне 5,50-5,80 UAH/USD, если банки не будут раскачивать ситуацию спекулятивными операциями с валютой.
К. С.: Согласен с коллегой в том плане, что в прошлые месяцы политика НБУ в валютной сфере была довольно неудачной. Объем золотовалютных резервов тает, а курс продолжает падать. В октябре НБУ вообще взял привычку выходить на межбанк за полчаса до конца его работы и сливать доллары по низкому курсу паре-тройке коммерческих структур. В результате это не влияло на курс, зато кое-кто неплохо зарабатывал на покупке дешевых долларов. Хаос был и с валютными аукционами — большинство игроков рынка поначалу даже не знали элементарных правил. Не говоря уже о крайне непродуманных ограничениях курса наличной валюты (1,5% отклонения от курса НБУ и максимум 3% маржи между покупкой и продажей), эти шаги привели к дефициту валюты на официальном рынке, а также к расцвету черного рынка (как видим, повторилась ситуация конца 2004 года). И главное — быстрый рост курса доллара плюс рост безработицы могут привести к массовым неплатежам по кредитам населения, что может стать серьезнейшим ударом по банковской системе.
Поэтому я бы сейчас ставил цель: не снижать во что бы то ни было курс до 5,5-5,8 UAH/USD, а прежде всего решать проблему с возвращением валютных кредитов. И здесь как вариант решения мне импонирует предложение Минфина: кредиторам надо предоставить возможность отдавать валютные кредиты гривнями по более низкому курсу или же снизить ставки по таким кредитам. Банки должны понимать, что лучше уступить часть прибыли, чем упасть под тяжестью неплатежей.
Б. К.: НБУ должен обеспечить уменьшение коммерческими банками ставки по новым депозитным вкладам в долларах США до 3-5%, оставив ставки по гривневым депозитам на имеющемся уровне. Это в течение двух месяцев существенно снизит ажиотаж вокруг доллара и евро. Кроме того, НБУ должен своим постановлением рекомендовать коммерческим банкам в нынешнем и 2009 году полностью прекратить выдачу потребительских кредитов на импортные товары как физическим, так и юридическим лицам.
К. С.: Не следует забывать, что мы связаны меморандумом с МВФ. МВФ настаивает на плавающем курсе без валютного коридора, курс должен формировать рынок, а не Нацбанк, и официальный курс не должен отличаться от рыночного более чем на 2%. В свою очередь НБУ большее внимание уделяет не курсу, а инфляции. Кстати, многие центробанки мира так и работают, занимаясь в основном инфляционным таргетированием (установлением планового показателя инфляции, и главная задача центробанка — достичь этого показателя).
Что касается депозитов и кредитов, то можно согласиться с коллегой, хотя определенные исключения из правила не кредитовать импорт должны быть сделаны. Речь идет, в частности, о критическом импорте — о тех же энергоносителях или, скажем, об оборудовании, которое не производится в Украине.
— Возможна ли в нынешних условиях минимизация дефицита платежного баланса Украины?
К. С.: Объем импорта будет падать под влиянием снижения курса гривни и цен на энергоносители (наш основной импортный продукт). Это сможет улучшить торговый и платежный баланс. Но проблема в том, что параллельно будет падать экспорт (хотя дешевая гривня его несколько оживит), а также, скорее всего, будет снижаться прирост прямых иностранных инвестиций. Чтобы смягчать эту тенденцию, прежде всего нужно максимально внедрять стратегию инвестиции вместо импорта. Частично эту стратегию уже предлагает реализовать правительство на примере автомобильной отрасли. Напрямую не нарушая условий Всемирной торговой организации, Кабмин предлагает повысить акциз на импортные автомобили.
Б. К.: Внутренними инструментами невозможно остановить действие внешних факторов, но мы можем и должны создать условия, благоприятствующие росту экономики Украины, снизить уровень инфляции, сбить ажиотаж вокруг доллара и стабилизировать банковскую систему, а также создать преференции отечественным производителям.
К. С.: Необходим перевод стратегических экспортных потоков, которые у нас сейчас остались без потребителя за границей, на внутренний рынок. Это будет очень нелегко сделать. Но в свое время, кстати, Данилишин об этом заявлял, и эта идея неплохая. Это стимул и для производства, и для снижения инфляции.
— Каким образом можно обеспечить перевод стратегических потоков на внутренний рынок? Ограничить импорт?
К. С.: Если мы серьезно ограничим импорт, то будем иметь проблемы с ВТО. Я бы говорил о необходимости формирования определенной части госзаказов. По всем рейтингам, Украина — далеко не самая инвестиционно непривлекательная страна. Думаю, здесь есть определенные направления, по которым можно идти, чтобы усилить привлекательность государства. Это не только налоги, но и улучшение регуляторной политики, в том числе возможность легко открыть предприятие, свобода от обременяющих проверок и т. п. В этом плане наша регуляторная политика отпугивает потенциальных инвесторов, а Закон О разрешительной системе имеет много недоработок.
— То есть вы предлагаете воспользоваться кризисом для экспортной передышки и модернизировать то, что можно? За чей счет? Под каким лозунгом? Евро- 2012?
К. С.: Я уже упоминал о формировании государством целой системы заказов для промышленности. При этом помощником Украины могут выступить и международные финансовые институции. К примеру, Европейский банк реконструкции и развития уже заявил о предоставлении кредита на обновление подвижного состава Укрзалізниці. А это дополнительные заказы для наших машиностроителей.
Речь идет не о поддержании предприятий на плаву (в І половине 1990-х такой подход стимулировал гиперинфляцию), а о целенаправленном развитии инфраструктуры за счет госзаказов. Это модернизация дорог, строительство мостов и новых терминалов аэропортов, реконструкция исторических центров городов, принимающих Евро-2012, что создаст дополнительный спрос на продукцию промышленности (цемент, стройматериалы и т. п.) и стимул для роста строительства. Что в такой норме важно? Во-первых, сделать посыл к тому, чтобы для этих мероприятий использовалась украинская промышленная продукция. Во-вторых, создать систему довольно жесткого контроля за тем, куда идут госинвестиции, дабы не было искушения направить их исключительно на предприятия, близкие к той или иной политической силе.
Б. К.: Насколько мне известно, есть предложение депутатов развернуть программу обновления вагонного и локомотивного парка железной дороги и реконструкции железнодорожных путей, чтобы увеличить внутренний спрос на продукцию металлургических комбинатов и сделать более рентабельным и современным железнодорожный транспорт. Это весьма целесообразно.
Финансирование удешевления процентных ставок на такие кредиты для Укрзалізниці должно происходить из бюджета. Но предложение строительства дорог сомнительно, потому что это очень дорогой и малорентабельный проект с большим сроком окупаемости.
— А потянет ли все это бюджет? Кстати, на прошлом круглом столе легендарный финансист Сергей Яременко сказал, что для такой страны, как наша, нормой является дефицит в 10%, и МВФ не прав. Вы согласны?
Б. К.: Не согласен. Госбюджет должен быть бездефицитным.
К. С.: Безусловно, в этой экономической ситуации нужно стремиться к бездефицитному бюджету. На это и намекает МВФ, заявляя о необходимости сбалансированных государственного и местных бюджетов.
Б. К.: Главной внутренней причиной инфляции в 2007-2008 годах были несбалансированные темпы прироста размера минимальной зарплаты с имеющимися темпами прироста ВВП. При прогнозных темпах прироста ВВП на 2008 год на уровне 6% темп прироста размера минимальной зарплаты должен был быть в пределах 12%, а не 31,5%, как это было заложено в бюджете на 2008 год.
К. С.: Инфляция была вызвана целым рядом факторов. И экстенсивная социальная политика — лишь один из них. К примеру, известно, что в 2007-м и в І половине 2008 года существенно выросли мировые цены на продукты питания и энергоносители. И именно эти две группы товаров были основным мотором инфляции и в Украине.
Сейчас объективно есть необходимость более сдержанной социальной политики, в то же время доходы населения должны быть защищены от инфляции. Кстати, и Президент Украины, и правительство заявляли о необходимости индексации зарплат и социальных выплат в зависимости от размера инфляции.
— На какой эффект вы рассчитываете при выполнении ваших рекомендаций…
Б. К.: Их выполнение позволит уменьшить отрицательное сальдо торгового баланса с $14-17 млрд. до $4-5 млрд. Соответственно, платежный баланс улучшится на $10- 12 млрд. С учетом поступления очередных траншей кредита МВФ и внешнего финансирования коммерческих банков золотовалютный резерв НБУ в 2009 году уменьшится не более чем на $3-5 млрд. При росте с 2009 года размера минимальной зарплаты до уровня, обеспечивающего эффект стимулирующего потребительского спроса на товары собственного производства, уже в августе 2009-го начнется экономический рост, что в результате даст прирост реального ВВП за год на уровне 0,5-2%. Инфляция при этом в 2009 году будет в пределах 14-15,5%. Все это позволит избежать и глубокой девальвации гривни. Рост с августа 2009 года реального ВВП приведет также к существенному росту прямых капитальных инвестиций в Украину.
К. С.: Прежде всего удастся замедлить темпы сокращения рабочих мест. Это позволит не доводить социальную нагрузку на бюджет до максимума. Кстати, не будем забывать, что кроме роста выплат по безработице расширяется и объем пенсий — ведь на пенсию выходит более многочисленное послевоенное поколение. Постепенно начнет тормозиться инфляция. Этому, кроме названных мер, будут способствовать серьезное снижение цен на топливо, постепенное снижение цен производителей, уменьшение темпов подорожания продуктов питания.

В 2009 году дефицит торгового баланса может снизиться до $11,4 млрд. (Комментарии)

Виктория Пода
Совсем недавно правительство Украины привлекло компанию Ренессанс Капитал в качестве одного из советников по вопросам банковского сектора. Своим видением перспектив украинской экономики и возможными направлениями государственной поддержки в 2009 году с k: поделился генеральный директор Ренессанс Капитал Украина Питер Ванхекке
— Украина до сих пор не определилась с макроэкономическими показателями, есть ли у вас прогнозные показатели инфляции и роста ВВП?
— Недостатка в прогнозах роста украинского ВВП на следующий год на сегодня нет. В целом большинство прогнозов находится в пределах от чересчур пессимистичных (-5%) до неоправданно оптимистичных (+1%). Основная причина столь широкого разброса прогнозов заключается в том, что показатель роста украинского ВВП в следующем году будет определяться в основном факторами неукраинского происхождения. Все эти факторы сводятся к одному — как быстро восстановится мировая экономика.
Как работающий в Украине инвестиционный банк мы склоняемся к оценкам, предложенным МВФ. Речь идет о том, что украинский ВВП сократится в следующем году до минус 3%. По моему мнению, это достаточно сбалансированный прогноз. Что касается инфляции, тут мы тоже солидарны с валютным фондом. Если в 2008 году по результатам года мы допускаем рост потребительских цен на уровне 22-25%, то в 2009 году ожидаем 17%.
— Если говорить о прогнозах, что вы как инвестбанк, работающий с иностранными компаниями, можете сказать о перспективах иностранных инвестиций в следующем году?
— На данный момент иностранные инвестиции существенно снизились, и это общемировая тенденция. Но есть три момента, от которых зависит их рост. Во- первых, это стабильность валюты. Девальвацию гривни готовы воспринимать как свершившийся факт, но инвесторам нужна стабильность на валютном рынке, резкие колебания им не нужны. Во-вторых, нужна политическая стабильность или, по крайней мере, ощущение политической стабильности. Инвесторы должны понимать, что руководство страны в состоянии бороться с последствиями кризиса. Безусловно, в этом мог бы помочь и работоспособный парламент. В- третьих, стабильность мировой экономики. Должна уменьшиться волатильность мировых финансовых рынков, в частности американского рынка, так, чтобы все поняли, что дно достигнуто и вскоре появятся первые признаки роста. Если все три элемента станут на свои места, инвестиции вернутся. Потому что в инвестиционном плане Украина остается привлекательной страной. Мы полагаем, что во второй половине следующего года к Украине, по крайней мере, начнут снова присматриваться. Вместе с тем первое полугодие следующего года будет очень и очень непростым.
— Каким на ваш взгляд будет сальдо торгового баланса в 2009?
— Здесь все будет зависеть от трех факторов. Первый — это гривня. Ее падение привело к тому, что украинские товары стали дешевле на внешнем рынке, а импортные — дорожают в Украине.
Второе — это опять же мировая экономика. Если она снова начнет расти, возрастет спрос на сырьевые товары, и Украина как крупный сельскохозяйственный производитель и металлургический экспортер повысит объемы экспорта. Если это произойдет, гривня уже будет играть менее важную роль — колебания ее курса не остановят украинский экспорт. Хотя сейчас гривня, конечно, делает украинский экспорт более конкурентоспособным.
Третьим фактором станет внутреннее потребление, которое в следующем году будет снижаться из-за недоступности банковских кредитов. Это, вероятно, сыграет позитивную роль в плане уменьшения дефицита торгового баланса. По нашим прогнозам, в 2008 году импорт превысит экспорт на $13,1 млрд., а в 2009 году дефицит торгового баланса может снизиться до $11,4 млрд.
— Сейчас много говорят о протекционизме. Как вы считаете, нужно Украине защищать отечественного производителя или рынок должен расставить все на свои места?
— Считаю, что подход должен быть сбалансированным. Вводить жесткие протекционистские меры не следует по одной простой причине: Украина — страна-экспортер. Если она пойдет на протекционизм, другие страны примут ответные меры, и в конечном счете Украина больше потеряет, чем приобретет.
С другой стороны, речь также не должна идти о свободном рынке в его классическом понимании, потому что шок от кризиса еще не прошел.
Правительство должно оказать поддержку отраслям, больше других пострадавшим от кризиса, но нужно все делать в меру.
Вместо того чтобы вводить ограничения, направленные на импорт из других стран, нужно проанализировать, какие отрасли постарадали от кризиса больше всех, какие из них играют ключевую роль в экономике страны. И принять временные меры, направленные на поддержку таких отраслей.
Приведу один пример. В США, стране — апологете свободного рынка, всегда выступали против протекционизма. За последние два месяца там приняли сразу ряд мер, направленных на поддержку некоторых отраслей экономики. Сейчас говорят о поддержке автомобильной промышленности, уже помогают банковскому сектору, предприняты шаги по повышению доступности ипотеки и так далее. Как раз такие меры я и имею в виду. Если говорить о поддержке автомобильной промышленности, то тут речь должна идти о помощи своим компаниям. А не о том, чтобы закрыть рынок для импортных автомобилей.
На мой взгляд, в Украине правительство должно сосредоточиться на мерах по поддержке рынка недвижимости, потому что именно этот сектор более всего пострадал от приостановки кредитования. Также необходимо поддержать банковский сектор и смягчить последствия падения спроса на продукцию украинских металлургов. Нужно помочь и сельскому хозяйству, хотя его проблемы носят временный характер, поэтому и речь должна идти только о кратковременной помощи.
— Каким именно образом можно поддержать рынок недвижимости? Помощью застройщикам?
— Строительная сфера по определению зависит от заемного финансирования.
Поэтому этот сектор нуждается в поддержке государства. И правительством уже были приняты необходимые меры в этом направлении — в основном это создание условий для возобновления банковского кредитования, а также кредитование физлиц для покупки жилья. Такие шаги эффективнее прямых финансовых вливаний в бизнес девелоперов, так как исключают вероятность нецелевого использования средств.
— Если мы заговорили о банковской системе, то что, по вашему мнению, ее ждет в ближайший год?
— Если говорить о прогнозах развития украинского банковского сектора на следующий год, нужно акцентировать внимание на трех моментах. Во-первых, как и в большинстве стран мира, правительство должно предпринять шаги, направленные на возобновление нормальной работы финансовой системы. Значит, в той или иной степени будет иметь место государственное вмешательство в банковскую систему. Во-вторых, банковский сектор ожидает консолидация. В стране работают 182 банка, и помочь всем невозможно. Многие небольшие банки столкнутся с трудностями и будут вынуждены объединяться. В-третьих, некоторые банки прекратят свое существование. Замедлится рост банковской системы: если в 2007 году рост активов банковской системы составил 76%, то в 2009 году нас ждет значительное замедление. Отдельно отмечу, что кризис — это всегда плохо, однако рационализация банковского сектора, к которой он приведет, — явление позитивное.
— Сколько, на ваш взгляд, должно быть банков в Украине? Если 182 — это много, то сколько?
— В европейской стране со схожей численностью населения пять-шесть банковских групп могут контролировать 70% рынка и более. При этом может существовать значительная группа небольших, специализированных банков, однако их доля рынка, как правило, невелика. Эволюционное развитие украинского банковского сектора предполагало переход в течение четырех-пяти лет львиной доли рынка под контроль пяти-шести банковских групп. Нынешний кризис должен ускорить этот процесс. Мы ожидаем череды слияний и поглощений на украинском банковском рынке.
— Как вы в целом оцениваете политику, которую сейчас проводит НБУ?
— Перед Национальным банком стоит непростая задача, осложненная спекулятивным давлением на гривню. По моему мнению, поиск правильного набора инструментов для поддержки национальной валюты еще не завершен. Были допущены ошибки, но в нынешних условиях они были практически неизбежны. В ретроспективе можно сказать, что если бы подход Нацбанка был другим, курс гривни мог бы быть выше. Однако анализировать прошлые ошибки всегда легко.
Ведь, с одной стороны, Нацбанку нужно было учитывать жесткие требования МВФ, с другой — призывы государственного и частного секторов, требующих стабильности. На этом фоне рост недоверия к финансовой системе вызвал панику среди населения. Считаю, что последние два месяца были для регулятора хорошей школой — стало понятно, что работает, а что нет.
— Как вы оцениваете перспективы основных украинских отраслей — металлургии, химии и машиностроения?
— Все три сектора сильно зависят от экспорта. Их перспективы напрямую зависят от состояния мировой экономики и от того, как быстро появятся первые признаки ее роста. Здесь нельзя давать однозначных прогнозов — это может случиться во второй половине 2009 года или позже. Экспортерам поможет падение гривни, но курс национальной валюты не будет для них определяющим фактором.
— Вы говорили о возможной поддержке аграриев. Как вы считаете, нужно ли сейчас отменять мораторий на продажу земли и как это отразится на сельском хозяйстве?
— Ситуацию с мораторием нужно менять в самое ближайшее время. Отмена моратория позволит привлечь иностранные инвестиции в сельское хозяйство Украины. Интерес к нему есть хотя бы потому, что украинские черноземы — одни из лучших в мире. Инвестиции позволят резко повысить производительность сектора, в то время как спрос на продовольствие в мире будет постоянно расти.
Вопрос о снятии моратория поднимался во время переговоров с МВФ, он обсуждался и в контексте пакета антикризисных мер, однако в окончательный его вариант не попал. Главная проблема заключается в отсутствии полноценного реестра земель. Тем не менее налицо растущее понимание того, что мораторий должен быть отменен. Вопрос лишь в том, как и когда. Считаю, чем скорее, тем лучше.
— Когда, по-вашему, закончится кризис в мире и в Украине?
— Мы полагаем, что первые признаки улучшения ситуации появятся во второй половине следующего года. О полном восстановлении говорить будет рано, но мы должны увидеть признаки стабилизации и первые признаки возобновления роста. Это может произойти и немного раньше, и позже — лишь в 2010 году. Но на данный момент наш рабочий сценарий — это вторая половина 2009 года. Как только это произойдет, позитив отразится и на Украине.
Банковский рынок Украины

Тимошенко подпишет с банкирами меморандум для преодоления последствий финансового кризиса

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко считает, что Кабинет Министров, Национальный банк Украины и представители банковского сектора должны разработать ряд общих документов для преодоления кризиса в этой сфере и для обеспечения прозрачности банковской системы. Об этом она заявила во время совещания с руководителями ведущих коммерческих банков, сообщает пресс- служба Кабмина.
По словам премьер-министра Украины, в первую очередь необходимо принять закон относительно прозрачных правил работы банковской системы. Тимошенко отметила, что вторым документом станет Меморандум между правительством, НБУ и коммерческими банками. В нем, как заметила глава правительства, планируется зафиксировать подходы к решению проблем, которые не подлежат законодательному урегулированию.
Также премьер-министр считает, что нужно отработать постановление правительства относительно порядка рекапитализации банковской системы за счет ресурсов, которые предоставит МВФ.
Тимошенко сообщила, что работать над документами будет общая группа, в которую войдут, в частности, представители Кабинета Министров, НБУ и коммерческих банков. Кроме того, Юлия Тимошенко делегировала в эту группу двух своих советников: Сергея Тигипка и Александра Гинзбурга.
Глава правительства добавила, что документы должны быть подготовлены за неделю.
Также Тимошенко убеждена, что реален сектор экономики должен быть поддержан необходимым количеством финансовых ресурсов.
Она отметила, что правительство в первую очередь заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин Украины был защищенным в общении с банковской системой. По словам главы правительства, это касается депозитных вкладов и кредитования граждан, в частности, на стабильном уровне должны оставаться процентные ставки по кредитам, порядок их возвращения и условия, по которым были сделаны вклады в банки.
Обращаясь к банкирам, Тимошенко отметила, что необходимо также уделить значительное внимание ипотечному кредитованию, кредитованию аграрного сектора, в том числе пролонгации кредитов аграриям, чтобы перейти к весенне полевым работам, и другим отраслям — машиностроению, горно- металлургическому комплексу, химическим предприятиям.
Если мы в настоящий момент не отработаем систему взаимодействий, нам будет чрезвычайно трудно проходить тот этап кризиса, который перешел из финансового кризиса в экономическую рецессию, — отметила премьер-министр.
Стоит добавить, что премьер-министр убеждена, что вновь созданная парламентская коалиция сможет стабилизировать финансовый сектор страны на законодательном уровне.
Премьер-министр отметила, что правительство стоит на страже интересов Национального банка Украины: Мы целиком и полностью защищаем независимость Национального банка, защищаем все функции НБУ, которые осуществляются сегодня в финансовом секторе страны для того, чтобы Нацбанк мог делать национальную политику.
Тимошенко отметила, что существенным для решения проблемных вопросов в банковский сфере на сегодня является тот факт, что к работе правительства и НБУ подключился еще один весомый инструмент — парламентское большинство: Этот инструмент является таким, который может подняться над всеми институциями, которые работают сегодня в Украине, и на базе законов урегулировать те процедуры, которые делают прозрачными, понятными как для банковской системы, так и для страны, такие инструменты как рефинансирование, функционирование валютного рынка.
Напомним, ранее сообщалось, что Блок Юлии Тимошенко настаивает на том, чтобы на завтрашнем заседании Верховной Рады был заслушан отчет главы Национального банка Украины Владимира Стельмаха. Об этом заявил сегодня, 11 декабря, первый заместитель главы фракции БЮТ Андрей Кожемякин.
Мы будем сегодня настаивать на том, чтобы завтра обязательно был заслушан отчет главы Нацбанка о финансовой ситуации в Украине. Это будет обязательно, мы будем настаивать. По возможности, мы ведем сейчас консультации, возможно, это сделаем и после обеда, — сказал Кожемякин.
Также он сообщил, что после отчета руководителя НБУ на заседании фракции БЮТ будет рассмотрен вопрос о целесообразности пребывания Стельмаха на должности главы Нацбанка.
Правительство защищает независимость НБУ, заявила Тимошенко
Правительство стоит на страже интересов Национального банка Украины. Об этом заявила Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко во время совещания с руководителями ведущих отечественных банков.
Мы целиком и полностью защищаем независимость Национального банка, защищаем все функции НБУ, которые осуществляются сегодня в финансовом секторе страны для того, чтобы Нацбанк мог делать национальную политику, — заявила Ю.Тимошенко. Ее цитирует радио Свобода.
По словам Премьера, определяющим фактором для решения проблемных вопросов в банковский сфере на сегодня является то, что к работе правительства и НБУ подключился еще один весомый инструмент — парламентское большинство.
Этот инструмент может подняться над всеми учреждениями, которые работают сегодня в Украине, и на базе законов урегулировать те процедуры, которые делают прозрачными, понятными как для банковской системы, так и для страны, такие инструменты как рефинансирование, функционирование валютного рынка, — подчеркнула Ю.Тимошенко.
Сегодня же Президент Виктор Ющенко обратился к Председателю Верховной Рады Украины с призывом не политизировать работу НБУ и Министерства финансов.
ЛІГАБізнесІнформ

Потребление э/э за 11 мес. 2008г. в промышленности сократилось на 4,5%

Потребление электроэнергии в январе-ноябре 2008г. (данные Минтопэнерго).
Потребление э/э составило: брутто – 168,880 млрд.кВтч (на 0,8% больше аналогичного периода 2007г.), нетто – 135,775 млрд.кВтч (на 1% больше).
В промышленности потребление э/э сократилось на 4,5% (до 71,669 млрд.кВтч), рост энергопотребления был отмечен в промышленности стройматериалов (на 5,3%), в машиностроении (на 3,7%), а также в пищевой и перерабатывающей промышленности (на 0,8%). В строительстве потребление э/э увеличилось на 22,1% (составило 1,191 млрд.кВтч), в коммунально-бытовом секторе – на 10,6% (потреблено 16,722 млрд.кВтч).
Население увеличило энергопотребление на 9,9% (до 28,693 млрд.кВтч). Его доля в общем объеме потребления э/энергии составила 21,1% (в январе-ноябре 2007г. – 19,4%).
Окно в Украину

Потребление электроэнергии в январе-ноябре 2008г. (данные Минтопэнерго).

Потребление электроэнергии в январе-ноябре 2008г. (данные Минтопэнерго).
Потребление э/э составило: брутто – 168,880 млрд.кВтч (на 0,8% больше аналогичного периода 2007г.), нетто – 135,775 млрд.кВтч (на 1% больше).
В промышленности потребление э/э сократилось на 4,5%  (до 71,669 млрд.кВтч), рост энергопотребления был отмечен в промышленности стройматериалов (на 5,3%), в машиностроении (на 3,7%), а также в пищевой и перерабатывающей промышленности (на 0,8%). В строительстве потребление э/э увеличилось на 22,1% (составило 1,191 млрд.кВтч), в коммунально-бытовом секторе – на 10,6% (потреблено 16,722 млрд.кВтч).
Население увеличило энергопотребление на 9,9% (до 28,693 млрд.кВтч). Его доля в общем объеме потребления э/энергии составила 21,1% (в январе-ноябре 2007г. – 19,4%).

Днепропетровское НПО электровозостроения поставит Стойлинскому ГОКу 3 электровоза

Днепропетровское НПО электровозостроения поставит Стойлинскому ГОКу 3 электровоза
Об этом сообщил гендиректор НПО В. Чумак 25.11.2008 г. в ходе выездной коллегии Минпромполитики. Он не уточнил, какие именно типы электровозов будут поставлены в РФ, отметив при этом, что они предназначены для транспортировки грузов при осуществлении горных работ открытым способом, сообщает УНИАН.
В. Чумак добавил, что ранее электровозы Стойлинскому ГОКу поставлял Новочеркасский электровозостроительный завод (РФ).
Справка. Днепропетровское НПО электровозостроения — одно из крупнейших предприятий Украины по выпуску сложных изделий тяжелого электротехнического машиностроения. В настоящее время производит ж/д электровозы, промышленные электровозы, шахтные электровозы и другие сложные электротехнические изделия.

Eureko завершила сделку по приобретению СК ОРАНТА

Группа ПромСвязьКапитал (ПСК) и компания Eureko B.V завершили сделку по продаже нидерландскому страховщику российской страховой компании ОРАНТА.
Как отмечается в пресс-релизе ПСК, о подписании предварительного соглашения было объявлено в сентябре 2008г., и по факту получения необходимых разрешений регулирующих органов сделка была завершена. По условиям соглашения, Eureko приобретает у ПСК 100% страхового бизнеса: ООО СК ОРАНТА и ЗАО СК ОРАНТА-М, известного как ОРАНТА.
В сообщении отмечается, что сделка соответствует стратегическим и географическим целям Eureko по международному развитию и позволит войти с крепкими позициями на рынок страхования в РФ. Также ПСК отмечает, что продажа СК ОРАНТА соответствует инвестиционной стратегии группы ПромСвязьКапитал, которая заключается в развитии приобретаемых компаний до уровня максимального возврата на инвестиции и продажи доли или всего бизнеса стратегическому инвестору.
ООО Страховая компания ОРАНТА создано в 1995г. Компания осуществляет операции по 64 видам страхования, а также по перестрахованию, имеет более 50 филиалов и агентств в крупнейших городах РФ. Уставный капитал компании составляет 1 млрд руб. Сбор страховых премий за 2005г. составил 1 млрд 939 млн руб., объем страховых выплат — по страхованию иному, чем страхование жизни, составил 375 млн 236 тыс. руб.
По оценке РА Эксперт, ОРАНТА входит в 30 крупнейших страховых компаний России. Группе ПромСвязьКапитал (управляет активами Алексея и Дмитрия Ананьевых), в частности, принадлежат следующие базовые активы в сфере медиа: ЗАО Аргументы и Факты (АиФ) и ООО ИД Медиа-Пресса. В состав медиахолдинга также входят газеты Труд, Экстра М, полиграфический комплекс Экстра М, межрегиональная инфраструктура доставки и распространения прессы, сети продаж Метропресс, МОП Союзпечать.
Кроме того, в группу входит девелоперская компания ПромСвязьНедвижимость, системный интегратор Техносерв А/С, лизинговая компания Independent Leasing, завод Криогенмаш, а также ряд других активов в сфере телекоммуникаций, торговли, промышленности и машиностроения. Нидерландская страховая группа
Eureko работает в 10 странах Европы, в том числе в Румынии и Болгарии. По итогам 2005г. доход Eureko составил 706 млн евро, капитал — 8,525 млрд евро. Страховые премии выросли на 19% — до 6,577 млрд евро (страхование жизни — 2,807 млрд евро, здоровья — 2,072 млрд евро, рисковое страхование — 1,699 млрд евро).

План строительства и реконструкции автодорог к финалу Евро-2012 будет выполнен на 100%

План строительства и реконструкции автодорог к финалу Евро-2012 будет выполнен на 100%
Такую уверенность выразил 2.12.2008 г. на пресс-конференции, проходившей в Информационном центре Евро-2012-Украина, председатель Укравтодора В. Гуржос, который также занимает должность национального эксперта Украины по транспортной инфраструктуре.
По его словам, у Украины есть абсолютно все возможности реализовать этот план на 100%, если на то будет соответствующее финансирование и политическая воля. Страна масштабно готовится к чемпионату, объекты, которые сдаются, — объекты европейского уровня. В. Гуржос в качестве положительного примера привел строительство автодороги Харьков—Симферополь—Севастополь на участке Перещепино—Новомосковск, реализация которого заняла немного более 2 лет.
Председатель Укравтодора также сообщил, что на всю программу по подготовке дорожной отрасли к Евро-2012 необходимо 42,7 млрд грн., в т.ч. бюджетных средств — 15,78 млрд грн.
Отдельно В. Гуржос коснулся вопроса о намерении увеличить акцизный сбор на автомобили. Он подчеркнул, что повышение акцизного сбора будет осуществляться для получения дополнительных источников на финансирование автодорог, а также для компенсации потерь от снижения налога на автомобили и шины для них, которое произошло после вступления в ВТО.
По его словам, дорожное строительство приведет к оживлению дорожного машиностроения, индустрии строительных материалов, интенсификации перевозок, большей мобильности трудовых ресурсов, также будет создана масса новых рабочих мест, возрастут доходы занятых в этой отрасли, а следовательно, и их покупательная способность. Это, в свою очередь, поддержит легкую промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг, подчеркнул глава Укравтодора.
В. Гуржос сообщил и о проблеме состояния мостов и реконструкции существующих мостовых переходов. Из 16,1 тыс. мостов на дорогах общего пользования большинство мостов было построено в 50—60 гг. прошлого столетия — это свыше 60%. Необходимость строительства мостов обусловливается развитием сети дорог. Строительство новых мостов в дальнейшем будет вестись в местах транспортных развязок, пересечения железных дорог, через большие водные препятствия.
В конечном итоге, строительство (реконструкция, капитальный ремонт) автодорог является катализатором, который оказывает содействие развитию всей экономики государства.
По оценке председателя Укравтодора, при осуществлении антикризисных действий в Украине, на дорожное строительство из разных источников можно ожидать увеличение финансовых ресурсов на уровне не менее 3% ВВП, сообщает пресс-центр Укравтодора.

VAB Пенсия увеличила объемы пенсионных активов ОНПФ Европа на 66,5 %

Компания VAB Пенсия, которая администрирует один из самых крупных украинских негосударственных пенсионных фондов ОНПФ Европа, с начала года увеличила пенсионные активы фонда на 66,5%, которые по состоянию на 01.12.2008г. составили 20 543 804,94 грн.
Пенсионеры, которые накопили негосударственную пенсию в ОНПФ Европа, с начала ноября 2008 года получили 65 017,96 грн., а с начала деятельности фонда сумма выплат составила 390 039,69 грн.
По словам Сергея Ермаковича, генерального директора VAB Пенсия, даже в трудной экономической ситуации активы фонда продолжают расти, что говорит, прежде всего, о слаженной и продуманной работе компании, а также о заинтересованности украинцев в дополнительных доходах к основной пенсии.
По состоянию на 01.12.2008 года структура активов ОНПФ Европа в региональном разрезе выглядит следующим образом: Волынский — 3,17%, Донецкий — 16,28%, Днепропетровский — 4,30%, Запорожский — 1,76%, Киевский —
31,15%, Крымский — 2,82%, Луганский — 3,51%, Львовский — 6,55%, Одесский — 5,83%, Полтавский — 12,64%, Сумской — 6,82%, Харьковский — 3,94%, Черкасский — 1,21%.
В разрезе отраслей экономики, структура портфеля имеет такое процентное деление: торговля — 18,59%, госсектор — 11,61%, банковский и финансовый сектор — 11,48%, машиностроение — 9,61%, пищевая промышленность — 8,19%, химическая промышленность — 8,03%, автомобилестроение — 6,12%, металлургия —
5,91%, энергетика — 5,78%, нефтехимическая промышленность — 5,51%, горнодобывающая промышленность — 4,79%, связь и телекоммуникации — 2,46%, трубная промышленность — 1,79%, муниципальные облигации — 0,11%.
Справка: VAB Пенсия была создана в марте 2004 года. С октября 2006 года компания входит в состав универсальной финансовой группы VAB Group.
Компания специализируется на негосударственном пенсионном обеспечении.
Учредителем VAB Пенсия является международный холдинг TBIH Financial Services Group NV (через Ukraine Pension and Insurance Holding B.V.), специализирующийся на предоставлении страховых услуг и услуг негосударственного пенсионного обеспечения.
Уставный капитал VAB Пенсия составляет 43 325 396 грн.