Архив метки: ликеро-водочная продукция

Парламент принял Закон относительно вопросов акцизного сбора.

Парламент принял Закон относительно вопросов акцизного сбора.
Согласно документу, ставки акциза будут повышены:

Читать далее Парламент принял Закон относительно вопросов акцизного сбора.

Россия будет ежемесячно отслеживать объемы поставок примерно 30 товаров с Украины

Россия будет ежемесячно отслеживать объемы поставок примерно 30 товаров с Украины в связи с ее присоединением к ВТО и возможным нанесением ущерба российским производителям, заявил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков на брифинге в четверг.
Мы завершили анализ последствий для российских производителей присоединения Украины к ВТО. Из-за того, что Украина по ряду позиций присоединилась к этой организации на более либеральных условиях, чем действуют у нас, мы будем вести постоянный ежемесячный мониторинг по ряду товаров, — сказал он.
По его словам, начиная с 1 января следующего года, будут ежемесячно отслеживаться и анализироваться объемы поставок этих товаров, и если обнаружатся какие-либо нарушения, то будем принимать меры в рамках действующего соглашения с Украиной.
Максим Медведков сообщил, что это касается примерно 30 позиций, в основном сельхозтоваров — масла, молока, сливок, сыров и других.
Кроме того, в этот список попали сельскохозяйственные машины, мебель, бумага, картон и другие товары.
Он также отметил, что априори чувствительным товаром является сахар, и украинские коллеги уже проинформированы о том, чтобы режим изъятия сахара из соглашения о свободной торговле был продлен еще на несколько лет. Он также напомнил, что, по достигнутым ранее договоренностям, в режим изъятия до 2012 года попадает спирт.

Укрзалізниця не планирует резко увеличивать тарифы на транзитные перевозки

Укрзалізниця не планирует резко увеличивать тарифы на транзитные перевозки

Читать далее Укрзалізниця не планирует резко увеличивать тарифы на транзитные перевозки

ВР приняла в первом чтении законопроект относительно вопросов акцизного сбора.

ВР приняла в первом чтении законопроект относительно вопросов акцизного сбора.
Документом предлагается установить на период с 1.01 по 30.06.2009г. ставки акцизного сбора на:

Читать далее ВР приняла в первом чтении законопроект относительно вопросов акцизного сбора.

На новом витке спирали

События в сфере экономики и финансов в последние месяцы 2008 года напоминают печально известный 1998 год. Но по законам общественного развития все повторяется на новом витке спирали.
В 2007-м мировой кризис зародился в США, а не в Юго-Восточной Азии. Нестабильность мировых рынков отразилась на экономике Украины после распространения финансовых эффектов заражения на европейские страны, а не на Россию, как в 1998-м. Передаточным механизмом влияния нынешнего мирового кризиса на экономику Украины стали долги частного, а не государственного сектора экономики.
Вследствие изолированности банковского и реального секторов от мировых потоков капитала в 1998—1999 годах финансовый кризис в Украине был кризисом валютным. В 2008-м возникает принципиально иная ситуация: потрясения на отечественном финансовом рынке, начавшиеся с падения фондового рынка и девальвации гривни, угрожают перерасти в широкомасштабный экономический кризис, составляющими которого станут банковский и долговой кризисы.
В 2007—2008 годах предвестниками финансового кризиса были переоценка обменного курса и недостаточность международных резервов страны, привлечение значительных объемов иностранного капитала и формирование чрезмерной внешнедолговой нагрузки, быстрый рост банковских кредитов и финансирование за их счет непроизводительных расходов субъектов экономики, надувание пузырей цен на реальные активы и ценные бумаги отечественных эмитентов.
За девять месяцев 2008 года реальный эффективный обменный курс гривни повысился на 14,7%. Снижение ценовой конкурентоспособности отечественных производителей выливалось в наращивание дефицита текущего счета платежного баланса, достигшего 6,5% ВВП. Согласно оценкам МВФ, расчетное сальдо текущего счета для Украины, обусловленное действием фундаментальных экономических факторов, составляет около -2% ВВП.
По состоянию на 1 октября 2008 года, отношение международных резервов к краткосрочному внешнему долгу в Украине составляло 1,2, что существенно отставало от среднего показателя для стран с низким и средним уровнем доходов — 3,2. Относительно ВВП международные резервы Украины находились на уровне 19,3%, в то время как в странах с низким и средним уровнем доходов — 27% ВВП. В последние годы страны с формирующимися рынками почти 90% чистого привлечения иностранного капитала направляли на прирост международных резервов. В Украине в течение 2006—2007 годов это соотношение в среднем составляло 24,4%, а в первом полугодии 2008-го — 13,5%.
На сегодняшний день международные резервы Украины покрывают 75,7% суммы краткосрочных обязательств и платежей по долгосрочному внешнему долгу, приходящихся на 2009 год. Выплаты предприятий, банков и государства в счет погашения и обслуживания долгосрочного долга прогнозируются на уровне 15 млрд. долл. США. Кроме того, сумма краткосрочных внешних обязательств по состоянию на середину 2008 года составила 28,2 млрд. долл. Таким образом, Украина не удовлетворяет базовый показатель достаточности золотовалютных резервов — расширенный критерий Гринспена. Обострение мирового финансового кризиса мгновенно подняло на поверхность проблему отсутствия надежной подушки ликвидности в Украине.
Размер валового внешнего долга Украины по состоянию на 1 декабря с.г. по расчетам составляет 74,6% ВВП. По результатам эмпирических исследований, оптимальный уровень внешнего долга, гарантирующий сохранение финансовой стабильности и положительно влияющий на темпы экономического роста, не превышает 35% ВВП (см. табл.). В Украине чрезмерное привлечение внешнего заемного капитала привело к усилению уязвимости экономики, что сразу же запустило цепь дестабилизации финансовой системы, как только конъюнктура мировых товарных рынков ухудшилась, а мировой кредитный кризис распространился на страны Восточной Европы.
Беспрепятственное привлечение внешних займов и активизация иностранных банков на кредитном рынке Украины стали факторами стремительного роста банковских кредитов. По состоянию на 1 ноября 2008 года, сумма банковских кредитов, выданных в экономику, достигла 63,9% ВВП. Для Украины, исходя из размера среднедушевых доходов (по ППС валют), равновесный уровень банковских требований по кредитам составляет 37% ВВП, что в 1,7 раза меньше текущего уровня.
В соответствии с дефинициями финансовых кризисов, применяемыми в мировой практике, Украина уже прошла начальный этап валютного кризиса и находится на пороге кризиса банковского. При этом валютный кризис рассматривается как процесс изъятия международных резервов, потери стоимости национальной валюты более чем на 25% и изменения валютного режима. А системный банковский кризис — как процесс эрозии банковского капитала, массового изъятия депозитов, сокращения кредитной деятельности банков и масштабного вмешательства государства в деятельность банков.
Необходимость выполнения накопленных обязательств в условиях сокращения внешнего финансирования делает все более актуальными проблемы стабильности платежного баланса и избежания глубокого экономического спада. Ведь для осуществления расчетов с кредиторами предприятия-заемщики вынуждены будут сокращать затраты на ведение бизнеса и изымать собственные оборотные средства. В исторической ретроспективе изменение направления движения иностранного капитала оборачивалось для стран-заемщиц сокращением ВВП в среднем на 10%.
Механизмы возникновения и распространения кризисных явлений на финансовом рынке Украины выглядят следующим образом:
— значительный дефицит текущего счета сочетается с сокращением притока иностранных инвестиций и кредитов; в таких условиях в Украине формируется отрицательное сальдо платежного баланса (в октябре его величина достигла 4 млрд. долл.), что ведет к изъятию международных резервов и оказывает давление на курс национальной валюты;
— ухудшение ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках оборачивается для экономики сокращением экспортной выручки, уменьшением доходной части бюджета, осложнениями с обслуживанием внешних и внутренних кредитов у предприятий-экспортеров;
— отток иностранного капитала, бегство от национальной валюты и изъятие депозитов из банковской системы становятся причиной дестабилизации финансового рынка Украины и приводят к исчерпанию финансового потенциала экономического развития;
— снижение курса национальной валюты при существовании значительных валютных дисбалансов в банковском секторе, уменьшение реальных доходов населения и ухудшение финансового состояния предприятий приводят к снижению качества банковских активов, а изъятие внутренних депозитов и сокращение внешних заимствований — к сужению пассивной базы банковских учреждений.
Продолжение мирового кредитного кризиса и существенное присутствие иностранного капитала на рынке банковских услуг Украины обуславливают возможность импорта финансовой нестабильности иностранными банками. Доля банков с иностранным капиталом в активах банковской системы приближается к 50%, а чистая внешняя позиция Украины относительно международных банков составляет 9,5% ВВП.
Юридически транснациональные банки не несут ответственности по обязательствам дочерних структур и в кризисные времена могут оказывать им поддержку, руководствуясь мотивами сохранения репутации материнского банка. На сегодняшний день большинство материнских банков, присутствующих на финансовом рынке Украины (особенно шведские, итальянские и австрийские), вследствие негативного влияния глобальных кредитных факторов вынуждены уменьшать кредитование собственных дочерних структур. Такое положение дел повышает вероятность жесткой посадки украинской экономики.
Распространение международных эффектов заражения на экономику Украины происходит по следующим основным каналам:
— общие шоки: падение мировых цен на металлопродукцию и повышение спредов по долговым обязательствам стран с формирующимися рынками подрывают финансовое положение национальных производителей и ухудшают возможности обслуживания ими внешнедолговых обязательств;
— торговые шоки: стагнация экономик крупных торговых партнеров Украины уменьшает спрос на товары национального экспорта, что, в свою очередь, приводит к оттоку капиталов и падению цен на внутренние активы;
— финансовые шоки: кризисы в ведущих странах мира заставляют международных инвесторов реструктуризировать собственные портфели, исходя из требований ликвидности, риск-менеджмента и т.п.; в условиях общего снижения цен на активы инвесторы предпочитают сбрасывать наименее надежные активы с наиболее волатильной доходностью;
— информационные эффекты: валютный кризис в одной стране посылает сигналы спекулянтам о возможности девальвации валюты страны с похожими макроэкономическими характеристиками; девальвация валют восточноевропейских стран дала толчок к проведению спекулятивных атак на гривню.
Принятие избыточных рисков банками и предприятиями Украины объяснялось недееспособностью дисциплинирующих механизмов рынка и слабостью системы пруденциального регулирования. Свою роль сыграла также неэффективность систем внутреннего корпоративного управления.
Неадекватная система регулирования деятельности банков значительно усиливала их уязвимость к валютным, кредитным рискам и рискам пролонгации долга. Слабо управляемые процессы предоставления валютных кредитов заемщикам, не имеющим источников валютной выручки, и долгосрочных кредитов за счет краткосрочных обязательств, неадекватность резервов под кредитные риски и недокапитализированность банковских учреждений поставили банковскую систему на грань краха после девальвации гривни и подорожания внешних ресурсов.
Итак, нездоровая макроэкономическая среда, слабая защищенность корпоративного сектора экономики перед проблемами мировых рынков и негативное влияние глобальных факторов запустили маховик дестабилизации финансовой системы Украины, который со временем все болезненнее и с нарастающей скоростью будет травмировать ключевые сферы жизнедеятельности общества.
Для снижения остроты финансового кризиса первоочередное значение имеет взвешенная макроэкономическая политика и действенные структурные реформы в банковском секторе. Поддержка доступа банковских учреждений к источникам финансирования является ключевым условием смягчения последствий финансового кризиса в краткосрочной перспективе.
Международный опыт указывает на то, что в кризисных условиях центральные банки могут применять различные механизмы кредитования чрезвычайного положения и выполнять роль кредитора последней инстанции для банков.
Оказание финансовой поддержки Национальным банком неизбежно порождает проблемы морального риска среди банковских учреждений Украины. Для ее смягчения правительство и НБУ могут использовать такие механизмы, как наложение определенных ограничений на операции банков (особенно на валютном рынке), установление верхнего предела процентных ставок по депозитам, перенос расходов по финансовому оздоровлению банков на плечи их акционеров. Следует также как можно скорее начать процесс закрытия неплатежеспособных банков. Например, в Таиланде во время кризиса 1997 года была приостановлена деятельность 58 финансовых учреждений, в Корее — заблокированы операции 14 торговых банков.
Для отсечения необоснованного спроса банков на ресурсы центрального банка стоит заранее объявить о том, что в процессе реструктуризации и выбора банков, подлежащих ликвидации, основное внимание будет уделяться показателям ликвидности баланса и объемам обязательств банков перед НБУ.
Поддержание ликвидности в значительных объемах может применяться только в качестве временной меры до разработки и внедрения всеобъемлющей программы реструктуризации банковского сектора, во время которой платежеспособные банки будут подлежать рекапитализации, а неплатежеспособные — обанкротятся.
Законом Украины О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины предусмотрено создание стабилизационного фонда, средства которого могут использоваться на предоставление кредитов отечественным банкам и предприятиям с целью погашения, рефинансирования и обслуживания иностранных кредитов (займов). Однако схема рефинансирования внешних обязательств предприятий и банков, определенная этим законом, имеет серьезные финансово-организационные изъяны, сводящие на нет усилия по стабилизации валютно-финансовой ситуации в стране.
Во-первых, стабилизационный фонд не имеет реальных источников наполнения, поскольку при пятикратном падении фондового рынка Украины и обострении ситуации на мировых финансовых рынках продажа объектов государственной собственности по разумной цене выглядит маловероятной. А суммы размещения государственных ценных бумаг вряд ли окажутся достаточными для рефинансирования долговых обязательств правительства, не говоря уж о наполнении стабилизационного фонда.
Во-вторых, распорядителями средств стабилизационного фонда выступают Министерство финансов и Кабинет министров, которые не используют рыночные критерии для оценки платежеспособности предприятий и банков; не могут оперативно принимать решения о выделении кредитов и не имеют административных возможностей для мониторинга целевого использования предоставленных средств. Ограниченность ресурсной базы стабилизационного фонда и широкий перечень возможных направлений использования его средств приведут к тому, что он станет разменной монетой в руках олигархических групп, никоим образом не способствуя решению задач общегосударственного уровня.
На мой взгляд, в Украине целесообразно реализовать аналог российской системы рефинансирования внешних займов национальных предприятий и банков, основным субъектом которой будет выступать ОАО Укрэксимбанк в качестве кредитора заемщиков на международных рынках. Источником для предоставления кредитов Укрэксимбанком должны стать средства НБУ объемом до 10 млрд. долл. США, оформленные как депозит в Укрэксимбанке.
Кредиты Укрэксимбанка для рефинансирования внешних обязательств могут предоставляться отечественным предприятиям и банкам при выполнении ими следующих условий:
— рефинансированию подлежат кредиты и займы, отказ от погашения которых приведет к банкротству заемщика или потери существенной части его активов;
— финансовое положение заемщика подтверждает его способность своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед Укрэксимбанком;
— заемщик без использования кредитных ресурсов самостоятельно погашает не менее 25% суммы кредита (займа), подлежащего рефинансированию;
— по новым кредитам заемщик предоставляет залог, являющийся приемлемым для Укрэксимбанка.
Подписание соглашения стенд-бай с Международным валютным фондом и возможный прирост валютных резервов Украины на сумму 16,5 млрд. долл. США обеспечивают финансовую основу для реализации приведенной выше схемы.
По мере углубления кризисных явлений, когда поддержка ликвидности банковских учреждений не будет оказывать стабилизирующего эффекта, а сужение их пассивной базы будет продолжаться, возникнет потребность в чрезвычайных мерах, одной из которых является реструктуризация внешнего корпоративного долга. Последовательная и взвешенная реструктуризация долговых обязательств отвечает интересам как кредиторов (которые во что бы то ни стало стараются избежать убытков, связанных с дефолтами), так и заемщиков (не заинтересованных в потере доступа к внешнему финансированию). В мире в период 1970—1997 годов из 56 кризисов платежного баланса 35 сопровождались реструктуризацией внешнего долга.
Мировой практикой до сих пор не наработаны унифицированные механизмы реструктуризации внешних долгов корпоративных заемщиков, в отличие от долгов суверенных заемщиков (таких как Парижскому и Лондонскому клубу кредиторов). Частично это объясняется отсутствием универсальной, признанной мировым сообществом процедуры банкротства. Реструктуризация корпоративного долга регулируется на основе двусторонних соглашений между кредиторами и заемщиками, рамочные условия которых устанавливаются правительством учреждений-заемщиков и группой основных кредиторов.
В период азиатского кризиса 1997—1998 годов правительства стран базирования банков-кредиторов побуждали их к заключению соглашений с корпоративными заемщиками кризисных стран. Правительства банков-заемщиков, в свою очередь, инициировали переговорный процесс и предоставляли гарантии по внешним обязательствам банков.
Например, в январе 1998 года правительство Кореи при поддержке правительства США достигло договоренности с международными банками о реструктуризации межбанковских депозитов и краткосрочных кредитов банкам на 24 млрд. долл. Внешние обязательства корейских банков были реструктуризированы через предоставление новых займов сроком от одного до трех лет с процентной ставкой LIBOR + 2,25—2,75%. Корейское правительство гарантировало погашение 20 млрд. долл. новых займов. Выгодные условия для банков-заемщиков стали результатом компромисса между корейским правительством, правительствами банков-кредиторов и самими международными банками.
В Индонезии план реструктуризации внешних долгов распространялся на задолженность банков и нефинансовых предприятий. В июне 1998 года правительство Индонезии подписало Франкфуртское соглашение с международными банками о поддержке кредитных линий по торговым кредитам на уровне апреля 1998-го и реструктуризации межбанковских кредитов через оформление новых кредитов сроком от одного до четырех лет по процентной ставке LIBOR + 2,75—3,5%. Новые займы гарантировались центральным банком Индонезии.
Правительство Украины также должно играть активную роль в процессе установления договорных отношений между заемщиками и учреждениями-кредиторами относительно реструктуризации долговых обязательств. Во внешнеполитическом контексте стоит добиваться поддержки соответствующих мер правительствами стран базирования банков-кредиторов. Такая поддержка и взаимопонимание являются достаточно реальными с учетом того факта, что правительства кредиторов заинтересованы в сохранении стабильного финансового положения своих банков. Проведение взвешенной и последовательной реструктуризации внешнего корпоративного долга Украины предотвратит угрозу массовых дефолтов отечественных заемщиков и будет способствовать сбалансированию валютно-финансовых потоков страны.
Наиболее адекватным методом реструктуризации корпоративного долга Украины, предполагающим предъявление соответствующих требований к кредиторам, является его пролонгация на два-четыре года по ставкам, под которые были выделены первоначальные займы. Значительная часть ресурсов, переданных материнскими банками своим дочерним структурам, в общей сумме внешнего долга Украины облегчает задачу урегулирования внешнедолговых обязательств.
До переговоров с кредиторами о реструктуризации внешнего долга необходимо начать программу реструктуризации банковского сектора, что улучшит перспективы возврата отсроченных долгов и будет способствовать возобновлению внешнего финансирования субъектов экономики.
Программа реструктуризации банковского сектора должна основываться на следующих основных принципах: применение единых критериев идентификации жизнеспособных и нежизнеспособных банков, создание условий для выхода из капитала проблемных банков нынешних владельцев, стимулирование вливания капитала новыми частными инвесторами. Неотъемлемым элементом программ реструктуризации является вливание государственных средств в акционерный капитал банков.
В странах, переживших финансовые кризисы, расходы государственных средств на проведение реструктуризации банковской системы в среднем составляли 16% ВВП. Такие расходы во многих случаях были ниже потенциальных потерь от коллапса банковской системы, разрушения платежно-расчетной системы, замораживания кредитных операций и перекладывания значительной части убытков на банковских вкладчиков.
Участие государства в урегулировании банковского кризиса не ограничивалось пополнением капитала проблемных банков. В странах Юго-Восточной Азии к финансово неустойчивым банкам, которым не удавалось привлечь частных инвесторов, применялись такие меры государственного влияния, как национализация, принудительное слияние с другими банками, продажа иностранным инвесторам, передача под юрисдикцию компаний по управлению активами, ликвидация.
В Украине рекапитализация банков государством будет целесообразной только в том случае, если акционеры банков окажутся неспособными привлечь частный капитал. А со временем, когда угроза системного банковского кризиса исчезнет, эти национализированные государством банки могут быть снова приватизированы.
С рекапитализации банков должен начаться длительный процесс реструктуризации банковского сектора, в ходе которого будут расчищаться балансы, списываться безнадежная задолженность банковских заемщиков, приниматься меры по улучшению качества банковских активов. Достижение устойчивого финансового положения банков станет ключевой предпосылкой макрофинансовой стабилизации и возвращения сбережений в экономический оборот.
В 2009 году возникнет ряд специфических проблем, связанных с управлением внешним государственным долгом. В длительной перспективе, с учетом небольшого размера этого долга, платежеспособность правительства по прямым обязательствам не вызывает сомнений. Но в связи с пиковыми платежами по государственному долгу в следующем году страна может столкнуться с краткосрочными проблемами ликвидности (в счет погашения и обслуживания внешнего государственного долга должно быть выплачено 2,3 млрд. долл.). Спред EMBI+ Украина (премия в доходности внешних государственных облигаций Украины к гособязательствам США) к середине декабря составлял 24,5%, что делает невозможным привлечение ресурсов международного рынка капиталов и использование их для проведения долговых платежей.
Реструктуризация задолженности коммерческим кредиторам в 2000 году и официальным кредиторам в 2001-м исключают возможность реструктуризации государственного долга Украины в 2009-м. Кроме того, значительная часть внешних долговых обязательств правительства (45%) представлена еврооблигационными займами, реструктуризация которых возможна только при наличии положения о коллективных действиях в юридической документации на выпуск облигаций.
С учетом вышесказанного основными задачами управления государственным долгом Украины в 2008—2009 годах должны стать усиление сотрудничества с международными финансовыми организациями (МФО) и активизация внутреннего рынка государственных облигаций. Займы МФО в кризисных условиях станут весомым источником покрытия дефицита бюджета, будут способствовать стабилизации платежного баланса и оживлению инвестиционной активности в стране. Дополнительно см. по адресу http://www.zn.ua/img/st_img/2008/727/727-07_vo_send_rus.gif
Татьяна Вахненко (доктор экономических наук, Институт экономики и прогнозирования НАН Украины)

Пресса о банках

Пресса о банках
МВФ потерял голову, Экономические известия, № 230 от 18 декабря.
 Глава киевского офиса Международного валютного фонда Балаш Хорват подал в отставку.
Движение на Варшаву, Экономические известия, № 230 от 18 декабря.
 В следующем году на Варшавской фондовой бирже могут состояться несколько IPO украинских компаний, которые отправятся в Польшу за фондированием.
Гривня укрепится в январе, Дело, № 233 от 18 декабря.
 После нового года в Украине возникнет острый дефицит наличной гривни, что будет способствовать ее укреплению.
Казахстанский инвестор, Дело, № 233 от 18 декабря.
 Председатель совета директоров БТА Банка Мухтар Аблязов рассказал, как финансовое учреждение планирует развиваться в Украине и какие секторы отечественной экономики наиболее привлекательны для инвестиций.
Насколько близка Украина к дефолту, Дело, № 233 от 18 декабря.
 Западные инвесторы оценивают вероятность дефолта Украины в 30%. Отечественные эксперты в своих прогнозах более оптимистичны.
Олег Неплях: Говорить о дефолте Украины в 2009 году явно преждевременно, Дело, № 233 от 18 декабря.
 Управляющий активами Astrum Investment Management Олег Неплях об опасности дефолта в Украине.
Оптимистическая комедия, Коммерсант, № 230 от 18 декабря.
 Правительство пересмотрело макропрогнозы на 2009 год. Премьер-министр Юлия Тимошенко настояла на том, что экономика Украины в условиях кризиса вырастет на 0,4%, а инфляция упадет до 9,5%.
Банкиров обвинили в спекуляциях, Экономические известия, № 231 от 19 декабря.
 Правительство, Президент, парламент и Совет НБУ подтвердили слухи о том, что на рынке проводятся спекуляции, которые осуществляются с ведома Нацбанка.
Банк Форум начнет ребрендинг летом, Экономические известия, № 231 от 19 декабря.
 Commerzbank Group, владеющая на данный момент 60%+1 акцией банка Форум, завершила подписку на акции допэмиссии украинского банка и планирует провести его ребрендинг летом 2009 года.
Стельмах должен уйти, Экономические известия, № 231 от 19 декабря.
 Пока парламент пытается отправить в отставку главу НБУ Владимира Стельмаха, курс гривни на межбанке упал до 9,5–10,0 грн./$1.
Япония опускает иену, Экономические известия, № 231 от 19 декабря.
 Страна восходящего солнца планирует впервые за последние четыре года совершить валютные интервенции.
Тимошенко нашла крайних, Дело, № 234 от 19 декабря.
 Юлия Тимошенко обвинила Нацбанк, Секретариат Президента и банк Надра в спекуляциях с курсом гривни.
Как будут продаваться залоговые автомобили, Дело, № 234 от 19 декабря.
 В следующем году банкирам могут вернуть до 130 тысяч автомобилей, взятых в кредит.
Спасительная соломинка для заемщиков, Дело, № 234 от 19 декабря.
 Советник премьер-министра Сергей Тигипко предлагает Нацбанку продавать по льготному курсу $200 млн. в месяц на погашение ипотечных валютных кредитов.
Банки начали описывать квартиры, Дело, № 234 от 19 декабря.
 Банки начали обращаться в органы государственного исполнения для принудительного ареста квартир своих должников.
Руководитель Фиников, Дело, № 234 от 19 декабря.
 Председатель правления банка Финансы и Кредит Владимир Хлывнюк рассказал, что своего пика кризис платежей по кредитам достигнет в феврале-марте следующего года. К тому времени доля проблемки может составить 10% кредитного портфеля коммерческих банков.
Когда стабилизируется курс гривни, Дело, № 234 от 19 декабря.
 Аналитик компании Foyil Securities Владимир Габриелян о курсе гривни.
Нацбанк расплатится гривной, Коммерсант, № 231 от 19 декабря.
 Председатель НБУ Владимир Стельмах пообещал уже с понедельника изменить правила работы на валютно-кредитном рынке.
Пиар-министр, Коммерсант, № 231 от 19 декабря.
 Премьер-министр Юлия Тимошенко выступила с резкими заявлениями в адрес руководства Национального банка и Президента, обвинив их в обвале гривни.
Платіжний баланс залишає бажати кращого, Хрещатик, № 225 от 19 декабря.
 В первом полугодии 2009 года ожидается наибольший спад экономики.
Банкам можуть заборонити забирати заставлене майно, Хрещатик, № 225 от 19 декабря.
 19 декабря парламент может одобрить законопроект о запрете банкам забирать залоговое имущество.
Тимошенко временно сбила курс, Экономические известия, № 232 от 22 декабря.
 Валютный рынок стабилизировался всего через день после громких обвинений премьер-министра Юлии Тимошенко в адрес главы Нацбанка Владимира Стельмаха.
Япония снизила ставку, Экономические известия, № 232 от 22 декабря.
 Банк Японии снизил процентную ставку с 0,3% до 0,1%, чтобы поддержать рост экономики.
Инвесторы готовятся на выход из доллара, Дело, № 235 от 22 декабря.
 Инвестиционный управляющий Foyil Asset Management Ukraine Дмитрий Мошкало о ситуации на мировом финансовом рынке.
НБУ спекулирует национализацией Проминвестбанка, Дело, № 235 от 22 декабря.
 Национальный банк принял постановление, согласно которому планируется национализация Проминвестбанка.
Фондовый рынок потерял 384 миллиарда гривен, Дело, № 235 от 22 декабря.
 В течение 2008 года украинский фондовый рынок рухнул почти в четыре раза.
С чем столкнется мировая экономика в 2009 году, Дело, № 235 от 22 декабря.
 Мировая экономика в 2009 году столкнется с мощной рецессией.
Украина — не Аргентина?, Дело, № 235 от 22 декабря.
 На прошлой неделе Украину начали сравнивать с Аргентиной. В 2001 году в этой стране произошла девальвация национальной валюты, что привело к серьезным последствиям.
Гривна прокатилась на американских горках, Коммерсант, № 232 от 22 декабря.
 После рекордного роста курса доллара 18 декабря, когда наличная валюта продавалась некоторыми банками дороже 11 грн./$, 19 декабря доллар упал ниже уровня 8 грн./$.
Александра Адарича списали со счета, Коммерсант, № 232 от 22 декабря.
 Расхождение во взглядах на управление УкрСиббанком в условиях финансового кризиса привело к увольнению председателя правления банка Александра Адарича.
ПФТС помогает маленьким, Коммерсант, № 232 от 22 декабря.
 Низкая ликвидность фондового рынка заставила совет биржи ПФТС в третий раз за год пересмотреть минимальные размеры торговых лотов.
Фонды ждут лидеров, Компньон, № 51 от 16 декабря.
 Сейчас фонды прямых инвестиций получают доступ к лучшим компаниям рынка, которые до кризиса вообще не были заинтересованы в продаже акций.
Неперспективная Азия, Компньон, № 51 от 16 декабря.
 Американские банки для получения финансирования из азиатских стран выстраиваются в очередь. Есть ли в ней место для отечественных банков?
Доллар — ничто, гривня — все, Кіевскій телеграфЪ, № 51 от 19–25 декабря.
 За ошибочный девиз власти страна заплатила плачевными итогами.
Кредитное похмелье, Профиль, № 49 от 20 декабря.
 В патовой ситуации сегодня оказались и заемщики, набравшие кредитов более чем на 250 млрд. грн., и банки, активно пропагандирующие жизнь в долг и с удовольствием (и немалой выгодой) раздававшие деньги налево и направо.
Заемщики банков сыграли в ипотечном казино. И проиграли, Зеркало недели, № 48 от 20–26 декабря.
 Размер банковских процентов и цены на квадратные метры позволяют с полной уверенностью заявлять — то, что существовало у нас в последние годы, это был не рынок недвижимости, а именно казино.
Гривня/доллар — 10:1, Зеркало недели, № 48 от 20–26 декабря.
 18 декабря украинские власти преподнесли свои гражданам замечательный подарок — очередной рекордный курсовой обвал.
Поднялись на золоте. Банковские слитки обогнали доллар, Зеркало недели, № 48 от 20–26 декабря.
 17 декабря зафиксирован новый национальный рекорд стоимости банковского золота.
На новом витке спирали, Зеркало недели, № 48 от 20–26 декабря.
 События в сфере экономики и финансов в последние месяцы 2008 года напоминают печально известный 1998 год.
Обезглавленный француз, ИнвестГазета, № 50 от 21 декабря.
 Александр Адарич  покинул пост главы УкрСиббанка по собственному желанию.
Цена кризиса, Контракты, № 51–52 от 22 декабря.
 В 2009 году украинцы будут не только меньше тратить, но и меньше работать — страна на пороге рецессии.
Курс на понижение, Контракты, № 51–52 от 22 декабря.
 В следующем году гривня может и укрепиться до 7,0 грн./$, и продолжить падение ниже 12,0 грн./$. Изменение курса будет зависеть от масштаба оттока капитала из страны.
Валютный сказ, Бизнес, № 51–52 от 22 декабря.
 Национальная валюта, достигнув двукратного снижения по отношению к доллару, резко укрепилась. Поведение валютного рынка становится непредсказуемым.
Юркский период, Бизнес, № 51–52 от 22 декабря.
 Отечественные банки резко сократили кредитование корпоративных клиентов. Компании будут вынуждены сидеть на голодном пайке как минимум весь 2009 год.
Союзные потери, Бизнес, № 51–52 от 22 декабря.
 Население изымает сбережения из кредитных союзов. Последние будут вынуждены в 2009 году резко сократить объемы кредитования.
Кредитные каникулы, Бизнес, № 51–52 от 22 декабря.
 На рынке экспресс-кредитования осталась лишь треть кредитных операторов. Одолжить на покупку подарка под елочку в магазинах бытовой техники и электроники будет весьма непросто.
Искусство делать деньги, Деловая столица, № 51–52 от 22 декабря.
 Курируя финансовую сферу страны, трудно удержаться от соблазна припасть к денежному источнику.
Внешэкономбанк спасет ПИБ, Деловая столица, № 51–52 от 22 декабря.
 До конца 2008 года 68% акций проблемного Проминвестбанка отойдут российскому Внешэкономбанку.
Валютный переворот, Деловая столица, № 51–52 от 22 декабря.
 Разгул спекулянтов и паника населения спровоцировали рекордные колебания гривни — ее курс падал и рос на 3,5–4 грн.
Карточное кредитование искоренят, Деловая столица, № 51–52 от 22 декабря.
 Из-за обострения ресурсного дефицита банки сворачивают выпуск кредитных карт.
Автоподмена, Деловая столица, № 51–52 от 22 декабря.
 По мере ухода с рынка автокредитования банков на нем обживаются финансовые компании.
Был курс коммерческий, стал политический, Эксперт, № 50 от 22–28 декабря.
 На прошлой неделе курс доллара, резко упавший по отношению к ведущим валютам планеты, неожиданно превысил отметку 10 грн.
Пирамида-американка, Эксперт, № 50 от 22–28 декабря.
 Созданная бывшим председателем биржи NASDAQ финансовая пирамида стоила инвесторам по всему миру около $50 млрд.
В какой мир мы вступаем?, Эксперт, № 50 от 22–28 декабря.
 Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Анатолий Гальчинский о том, чем вызван глобальный экономический кризис и каковы его последствия для Украины.

Спиртзаводы ГК Укрспирт инвестируют в производство около 70 млн.грн.

В 2009г. спиртзаводы ГК Укрспирт планируют инвестировать в производство около 70 млн.грн.Об этом сообщают Экономические известия. Направления средств — на перепрофилирование 10 предприятий на производство технических жидкостей, расширение ассортимента, капитальное техпереоснащение, оборудование заводов средствами контроля.
В 2008г. предприятия концерна инвестировали в производство более 175 млн.грн.
Справка. В состав Укрспирта входят 8 облгособъединений спиртовой и ликеро-водочной промышленности, 76 госспиртзаводов, которые обеспечивают 95% производства спирта в Украине.
По данным ГК Укрспирт, в январе-октябре 2008г. произведено 21,792 млн.дал этилового спирта (на 10% меньше, чем в январе-октябре 2007г.), 759 тыс.дал технического спирта (почти в 2 раза меньше).
В октябре 2008г. ГК Укрспирт выступил с инициативой первоочередной приватизации 27 спиртзаводов для выпуска технического спирта, технических жидкостей и бензолов.
Агроновости

Госкомрезерв анонсировал в Урядовом курьере проведение 22.12.2008г. аукциона по продаже пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, овса, гречихи, проса, гороха,….

Госкомрезерв анонсировал в Урядовом курьере проведение 22.12.2008г. аукциона по продаже пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, овса, гречихи, проса, гороха, зерносмеси, рапса, семян подсолнечника, сахара и спирта этилового ректифицированного. Конечный срок подачи заявок — 19.12.2008г.

В 2009г. спиртзаводы ГК Укрспирт планируют инвестировать в производство около 70 млн.грн. Об этом сообщают Экономические известия. Направления средс….

В 2009г. спиртзаводы ГК Укрспирт планируют инвестировать в производство около 70 млн.грн. Об этом сообщают Экономические известия. Направления средств — на перепрофилирование 10 предприятий на производство технических жидкостей, расширение ассортимента, капитальное техпереоснащение, оборудование заводов средствами контроля.
В 2008г. предприятия концерна инвестировали в производство более 175 млн.грн.
Справка. В состав Укрспирта входят 8 облгособъединений спиртовой и ликеро-водочной промышленности, 76 госспиртзаводов, которые обеспечивают 95% производства спирта в Украине.
По данным ГК Укрспирт, в январе-октябре 2008г. произведено 21,792 млн.дал этилового спирта (на 10% меньше, чем в январе-октябре 2007г.), 759 тыс.дал технического спирта (почти в 2 раза меньше). 
В октябре 2008г. ГК Укрспирт выступил с инициативой первоочередной приватизации 27 спиртзаводов для выпуска технического спирта, технических жидкостей и бензолов.

Письмо ГТСУ от 27.11.2008 г. № 10/1-1/ 2150-ЕП

Письмо ГТСУ от 27.11.2008 г. № 10/1-1/ 2150-ЕП
Отозвано письмо ГТСУ от 10.07.2007 г. № 10/1-1/1211-ЕП.
Обновлена сводная таблица ограничений и запретов относительно помещения в таможенные режимы переработки в и за пределами Украины товаров как давальческого сырья согласно Закону Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях. В обновленной таблице:
— исключены позиции по ограничению относительно вывоза из Украины как давальческого сырья растворимого кофе, лома легированных черных металлов, лома цветных металлов, продуктов первичной металлургической переработки в форме слитков, чушек, пластин и пр. полуфабрикатов из нерафинированной меди;
— добавлены позиции относительно ограничения вывоза из Украины как давальческого сырья: экстрактов, эссенций и концентратов кофе; сложных спиртных продуктов; видеотелефонов, цветных видеомониторов и видеопроекторов с плоскопанельными дисплеями; бывших в употреблении одежды и др. предметов.