Архив метки: господдержка

Спасение утопающих

Рынок первичного жилья может спасти только покупатель. Государство примеряет его роль на себя
Что предлагают
Спустя ровно месяц после первой попытки рассмотреть неотложный законопроект, призванный вывести строительную отрасль из кризиса, народные избранники, похоже, таки взялись разруливать этот самый кризис. В частности, 11 декабря Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект N3354 от 11.11.08 г. О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства, разработанный Минрегионстроем.
Напомним: в случае принятия документа в целом, его авторы обещали застройщикам дофинансировать строительство объектов за государственный счет. В частности, в 2008 г. собираются дофинансировать жилье, степень готовности которого составляет 70%, в 2009 г. — более 50% (см. БИЗНЕС N46 от 17.11.08 г., стр.127-129). При этом Василий Куйбида, министр регионального развития и строительства, заявил, что на 1 ноября 2008 г. в Украине насчитывалось чуть более 1 тыс. недостроев, и все они якобы сгруппированы специалистами министерства по степени готовности и ждут государственного финансирования.
Но, как оказалось, недостроев в Украине гораздо больше (по некоторым данным, заморожено строительство около 80% объектов; см. БИЗНЕС N47 от 24.11.08 г., стр.111-113). Впрочем, как и компаний, желающих получить от государства деньги на завершение своих объектов. Поэтому после принятия законопроекта в первом чтении министерство оказалось, мягко говоря, в щекотливом положении и отложило обнародование списка избранных. До 25 декабря какое бы то ни было обнародование данных по списку объектов, строительство которых будет завершаться за государственный счет, откладывается, — заявил Валентин Пичко, начальник отдела коммуникаций и связей Минрегионстроя. При этом представитель министерства недвусмысленно дал понять БИЗНЕСу, что список объектов будет корректироваться достаточно серьезно. Впрочем, таинственность чиновников не удивляет, ведь помощь государства застройщикам в случае принятия законопроекта составит 8 млрд грн., из которых 3 млрд грн. пойдут на рефинансирование банков, которые примут участие в кредитовании жилищного строительства на льготных для покупателей условиях. Мы должны восстановить строительное производство хотя бы до уровня мая 2008 г.
Однако более 5 млн кв.м в год государство профинансировать не сможет, — заметил Юрий Сербин, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам строительства, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики.
Отметим, что, согласно законопроекту, государство будет выкупать (либо достраивать) жилье у застройщиков не напрямую, а посредством предоставления целевой адресной финансовой помощи гражданам, которые имеют право на получение жилья за государственные средства. В частности, речь идет об уплате государством первого взноса в размере 30% стоимости строительства или покупки такого жилья из бюджетных средств. Остальное будут уплачивать граждане (либо из своих средств, либо за счет ипотечного кредита), заключившие договоры о строительстве и получении жилья при господдержке.
При этом следует отметить, что может быть установлено возрастное ограничение для граждан, которые могут рассчитывать на господдержку, — до 45 лет. В частности, именно эта норма предложена в законопроекте N3354-1 Об антикризисных мерах в строительстве жилья, принятом наряду с законопроектом N3354 в первом чтении.
К чему приведет
Как отмечают эксперты, и один, и второй законопроекты пытаются решить ключевую проблему рынка жилья — отсутствие платежеспособного спроса, что уже привело к значительному увеличению количества недостроев. От нашей компании в общий список мы подали две многоэтажки, степень готовности которых составляет около 80%. Выкуплены в них около 40% квартир. То есть большая часть жилья достанется людям, которые, во-первых, стоят в очереди (что дает право на получение господдержки. — Авт.), а во-вторых, имеют деньги на оплату остальной части стоимости жилья или готовы взять ипотечный кредит, — прокомментировал ситуацию Александр Ротов, президент группы компаний Герц (г.Донецк; девелопмент, строительство; с 1990 г.; 715 чел.).
Вместе с тем остается открытым вопрос: исходя из какой цены 1 кв.м будет начисляться 30% господдержки? Первоначально Минрегионстрой отстаивал усредненную себестоимость строительства одного квадрата (методика, по которой рассчитывается этот показатель, позволяет определить затраты, понесенные на строительство, — начиная от проектных и заканчивая строительно-монтажными работами, правда, без учета дополнительной нагрузки на застройщиков).
Застройщики же уверены, что стоимость жилья, приобретаемого при государственной поддержке, должна быть выше. Цена должна быть средней между стоимостью, рассчитываемой Минрегионстроем, и рыночной стоимостью в конкретном регионе. К тому же что- то я не слышал об отмене требования о бесплатной передаче части квартир городу. В общем, если не будет договоренности о цене, то незачем огород городить, — заявил Василий Можар, первый вице-президент компании Киевгорстрой (г.Киев; строительство; с 1955 г.; около 40 тыс.чел.).
Напомним: при расчетной себестоимости строительства жилья в Киеве в 5-6 тыс.грн. за 1 кв.м его рыночная цена колеблется в пределах 11-12 тыс.грн. за 1 кв.м (см. Средняя стоимость.. на стр.100). То есть столичных застройщиков вполне устроят 8 тыс.грн. за 1 кв.м при условии, что будут отменены поборы в пользу городской квартирной очереди.
Впрочем, эксперты считают, что в данном случае застройщикам надеяться не на что. Очередь уже давно стала многохвостой и бессистемной. Поэтому кто и на каких условиях будет получать эти квартиры, на центральном уровне никто даже не пытается понять и сформулировать, — посетовал Александр Сергиенко, директор аналитико-исследовательского центра Институт города (г.Киев; общественная организация; с 2005 г.; 15 чел.). Впрочем, и сторону застройщиков эксперт не принимает: Ясно одно — застройщики хотят решить проблему своего финансирования, чтобы не обанкротиться. Но неясно, почему налогоплательщики должны выручать группу застройщиков, которые не могут самостоятельно выполнить обязательства перед своими инвесторами (покупателями строящегося жилья). Думаю, этот вопрос сильно замедлит принятие законопроекта N3354.
К слову, недовольными инициативами власти могут остаться и банки. Ведь, как можно судить из законопроекта N3354-1, государство попытается переложить продажу доступных квартир именно на них. То есть сначала оно позволит банкам кредитовать застройщиков для достройки жилья под залог активов. А в случае невозврата кредитов предоставит финучреждениям право продавать построенное жилье по стоимости выданного кредита государственным органам или органам местного самоуправления через Государственное ипотечное учреждение в целях обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или осуществлять его свободную продажу на рынке. Иными словами, вы сначала спасите застройщиков, а уж потом сами разбирайтесь, куда и на каких условиях это построенное жилье будете девать.

Fitch понизил прогноз по рейтингам украинских компаний сектора ТЭК

Международное рейтинговое агентство Fitch отмечает, что прогноз по кредитоспособности украинского сектора ТЭК на 2009 год является Негативным в связи с кризисом фондирования в контролируемом государством секторе производства энергии, понижательным давлением на регулируемые тарифы ввиду серьезной рецессии, ограниченным доступом к банковскому кредитованию и рынкам долгового капитала и продолжающимися сложностями у НАК Нефтегаз Украины (B/Rating Watch Негативный).
Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в пресс-службе агентства, в отчете оценивается воздействие значительного дефицита инвестиций в выработку энергии, которые не обеспечиваются в необходимом объеме, несмотря на увеличение тарифов. Такая критическая нехватка инвестиций способна стать препятствием для либерализации рынка и привести к нестабильной политике в электроэнергетическом секторе. Fitch ожидает, что в результате экономической рецессии в Украине в 2009 году спрос на энергию сократится, что обеспечит лишь временную передышку в плане сокращения резерва мощности.
Fitch полагает, что риск ликвидности и риск рефинансирования в украинском секторе ТЭК останутся высокими в течение большей части 2009 года, поскольку иностранные банки и рынки остаются фактически закрытыми для украинских эмитентов. Все энергетические компании, имеющие задолженность в иностранной валюте, а доходы, главным образом, в гривнах, будут испытывать особые сложности в связи с валютным кризисом, оказывающим воздействие на гривну, которые привел к ограничениям с доступностью валютных средств.
Нефтегаз продолжит сталкиваться со значительными сложностями в 2009 года, включая потенциально недостаточное государственное субсидирование убыточного сегмента по снабжению населения, более высокие импортные цены, аккумулирование кредиторской задолженности по газу и ограниченный доступ к внешнему финансированию. В то же время Fitch продолжает рассматривать Нефтегаз как важный стратегический актив для украинского правительства (Украина имеет рейтинги B+/прогноз Негативный) и учитывает в рейтингах компании государственную поддержку.
Украинские компании сектора ТЭК, рейтингуемые Fitch, включают НАК Нефтегаз Украины и DTEK Holdings Limited (B+/прогноз Негативный).
www.liga.net

Богдан поддерживает повышение акцизов

Богдан поддерживает повышение акцизов
Корпорация Богдан призывает Кабинет Министров Украины безотлагательно принять меры по защите автомобилестроительной отрасли государства. Об этом заявил президент корпорации О. Свинарчук.
Он отметил, что ситуация, которая сложилась в отрасти, критическая. Если правительство считает целесообразным повысить ставки ацизного сбора на ввоз автомобилей и кузовов вместо повышения пошлины, то корпорация готова поддержать такое решение КМУ и призывает сделать это безотлагательно.
Кроме того, по мнению руководителя корпорации, такие шаги — единственная возможность, при отсутствии господдержки, сохранить сотни тысячи рабочих мест, сообщает ЛігаБізнесІнформ.
Справка. КМУ предлагает повысить в 5—10 раз ставки ацизного сбора на ввоз автомобилей и кузовов как альтернативу установлению 25% импортной пошлины на автомобили. Так, в ВР зарегистрирован законопроект № 3430 от 2.12.2008 г. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно минимизации влияния финансового кризиса на развитие автомобилестроения и других отраслей отечественной промышленности). В законопроекте предлагается продлить действие Закона Украины О развитии автомобильной промышленности Украины до 31.12.2013 г.

ВВП просел за месяц на 14,4%

Экономика Украины в ноябре упала гораздо сильнее, чем ожидалось до сих пор.
ВВП по сравнению с тем же месяцем прошлого года оказался меньше на 14,4%, сообщил вчера Госкомстат. Темпы падения ускоряются — еще в октябре динамика спада составляла всего 2,1%.
В годовом выражении за январь-ноябрь отмечается резкое замедление роста экономики до 3,6% (с 5,8% по итогам 10 месяцев). Номинальный ВВП за 11 месяцев достиг 875,3 млрд. грн., в том числе в ноябре — 75,38 млрд. грн. (в октябре он был на 11,6% больше — 85,101 млрд. грн.).
В ноябре произошло замедление практически во всех сферах экономической деятельности, однако наиболее сильным оно было в торговле и ремонте, в которых рост замедлился с 6,3% — по итогам 10 месяцев — до 2,3% — по итогам 11 месяцев, а также в строительстве, где спад ускорился с 12,7% до 16,1%. Перерабатывающая промышленность в прошлом месяце перешла с 2,9% роста к 0,1%-ному спаду, добывающая промышленность — с 3,2% роста до стагнации, а транспорт и связь замедлились с 10,4% до 9,3%. Как итог спада общей активности экономики — в электроэнергетике, поставках газа и воды тоже ускорился спад — до 3,6% (с 1,5% по итогам октября). Уверенный рост сохраняется лишь в сельском хозяйстве, хотя и здесь замедление роста всего за месяц налицо: с 18,3% до 18%.
Для нас было очевидным, что ноябрь будет плохим месяцем хотя бы потому, что в октябре уже серьезно проседала вся промышленность, однако минус 14% — это очень жесткая посадка,— отмечает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. — Октябрь — всегда хороший месяц с точки зрения экономической активности и роста, но роста не произошло, начался спад. Когда дно? К сожалению, пока не видно, за счет чего начнут прирост экспортные отрасли. В 90-е экономика начинала падать с 9% в год, а затем вышла и на 12%, достигнув дна выживания населения. Сейчас природа кризиса иная. Остается рассчитывать на прогнозы в разных странах, где ожидается оживление примерно со второго полугодия.
Руководитель группы советников главы Нацбанка Валерий Литвицкий прогнозирует, что в этом году страна едва ли выйдет на прирост экономики по сравнению с прошлым на 2,5%, тогда как официальный прогноз Кабмина — на уровне 3,5-4%. Впрочем, в официальном прогнозе Минэкономики на следующий год признается вероятность спада на 5%. По итогам года, рост ВВП не выйдет за рубеж 2,5% и будет новым историческим минимумом за длительный период. На сегодня он составляет 2,7% — по итогам 2005 г.,— сказал он. В то же время, по оценке эксперта, в связи с переохлаждением экономики начнется постепенный спад инфляционного давления.
О том, как будет развиваться ситуация дальше, свое мнение озвучил вчера президент Виктор Ющенко. Спад ВВП будет продолжаться в первом квартале будущего года, он составит от 7% до 10%. Эксперты прогнозируют дальнейшее обострение кризиса, в том числе и в первом квартале, — констатировал он в ходе совещания с главами местных госадминистраций.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что наиболее острая фаза спада национальной экономики произойдет в феврале-марте, после чего будет достигнут предел запаса прочности экономики, и она прекратит падение. Глава подкомитета Рады по вопросам международной экономической политики Рады Алексей Плотников отмечает: Мои расчеты по ВВП в целом, по перспективам экспорта, а также по росту безработицы показывают, что в марте-феврале наша экономика испытает дно кризиса, после чего возможен застой или прирост активности — в зависимости от внешней конъюнктуры.
По мнению Валерия Гееца, члена совета НБУ, в нынешней ситуации для страны целесообразно принятие мер по оздоровлению ситуации в строительстве, а также запуск программ государственной поддержки экспорта: предоставление части ресурсов на страхование и кредитование экспортных операций, особенно для небольших украинских компаний.
Кроме того, по словам Василия Юрчишина, отечественная экономика на фоне кризиса получила ряд смягчающих факторов: Нефть стала гораздо дешевле, газ уже не будет сильно дорожать, а рекордный урожай этого года вскоре стабилизирует экономику.

ВР приняла за основу законопроект относительно инвестдеятельности

Верховная Рада Украины приняла за основу проект закона №3065 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно инвестиционной деятельности). За соответствующее решение проголосовал 241 депутат из 439 зарегистрированных в зале.
Законопроектом, в частности, предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно ответственности должностных лиц разрешительного органа за требования предоставления инвесторами документов, не предусмотренных законодательством для выдачи документов разрешительного характера. В законе Об инвестиционной деятельности предусматривается уточнить понятие инвестиции, инвестиционный проект, ввести положение об особенностях осуществления инвестиционной деятельности банков, приоритетные направления инвестиционной деятельности, которым предоставляется государственная поддержка.
В соответствии с проектом, государственная поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности осуществляются, в частности, путем: предоставление финансовой помощи из государственного бюджета местным бюджетам для реализации инвестиционных проектов на условиях софинансирования; осуществление за счет средств государственного и местных бюджетов полного и частичного кредитования, а также полной и частичной компенсации процентов, которые платят субъекты инвестиционной деятельности финансовым учреждениям за кредитование инвестиционных проектов; возмещение сумм первичных взносов, оплаченных по ипотечным жилищным кредитам.
www.rbc.ua

Жизненный застой

НЕХОРОШИЕ ПРЕДЧУВСТВИЯ
Страховщики всерьез обеспокоены влиянием финансового кризиса на страховую отрасль, полагая, что существует реальная угроза финансовому состоянию и платежеспособности страховых компаний (СК). Об этом явно свидетельствует письмо, недавно направленное в Госфинуслуг Лигой страховых организаций Украины (ЛСОУ; г.Киев; объединяет более 100 СК; с 1992 г.). Послание содержит предлагаемые рынком меры по преодолению кризисных явлений на страховом рынке. Участники рынка уверяют регулятора в необходимости предоставления государственной поддержки страховой отрасли. Такая поддержка, по мнению членов ЛСОУ, должна включать в себя кроме прочего создание Фонда гарантирования страховых выплат по договорам долгосрочного страхования жизни. В размере, например, до 100 тыс.грн. на одного застрахованного. Для этого необходима государственная поддержка страховой отрасли в размере 500 млн грн. — говорится в письме ЛСОУ. Нельзя не отметить, что запрашиваемая страховщиками сумма выглядит завышенной, если учесть, что, по данным Госфинуслуг, за январь — сентябрь 2008 г. лайфовые СК выплатили всего 25,8 млн грн. При этом следует отметить, что отнюдь не все премии страховщики получают от договоров долгосрочного накопительного страхования. Существенная доля продаж приходится на страхование банковских заемщиков. В данном случае срок действия полиса редко превышает год и не несет крупных рисков для страховщика.
Также, по мнению авторов документа, в целях недопущения кризиса падения спроса на продукты страхования жизни государству необходимо срочно сконцентрироваться на проведении пенсионной реформы (о состоянии дел в этой сфере — см. БИЗНЕС №48 от 01.12.08 г., стр.21-24). Действительно, полноценная реализация этой реформы привела бы к накоплению большого объема средств как в СК, так и в негосударственных пенсионных фондах. Если бы Украина провела пенсионную реформу и внедрила второй и третий уровни накопительного страхования, вся финансовая система имела бы солидный запас средств. Мы теперь все вместе будем пожинать плоды отсутствия реформ в последние пять лет , — уверяет Юрий Гришан, директор Страхового общества Ильичевское (г.Киев; с 1997 г.; 175 чел.).
НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ
Пока же компании по страхованию жизни вынуждены пересматривать прогнозы и планы своей деятельности в 2008-2009 гг. Об этом свидетельствует и тот факт, что некоторые иностранные игроки отложили свой выход на украинский рынок страхования жизни. В частности, о таком решении заявила международная группа ING (Нидерланды). Официальная причина — неблагоприятные экономические условия. Напомним: ING практически запустила компанию по страхованию жизни в Украине СК ING Лайф Украина и планировала начать работать уже в первой половине 2009 г. Также группа отложила запланированное на октябрь увеличение уставного фонда своей дочки.
Обострившийся во втором полугодии финансовый и экономический кризис уже повлек за собой замедление сборов страховых премий. Эксперты опасаются ослабления интереса к страхованию жизни со стороны как частных лиц, так и корпоративных клиентов. Причина очевидна — ухудшение финансового состояния самих клиентов. Если речь идет о работодателях, которые практиковали в своих компаниях страхование жизни сотрудников, то они готовы отказаться от дальнейших страховых платежей, желая сократить расходы за счет социальных программ. Трудности страховщиков связаны с трудностями клиентов. Для корпоративных клиентов социальные программы — первая статья экономии. В то же время люди беспокоятся за сохранность вложений, — поясняет Станислав Гоцуляк, председатель СК Дженерали Гарант Страхование жизни (г.Киев; с 2000 г.; 250 чел.). — Есть некоторые запросы об отсрочке платежей по полисам страхования жизни. Но пока на рынке нет большого количества расторгнутых договоров. Аналогичные сложности, связанные с падением платежеспособного спроса на продукты риск-страхования, испытывают и рисковые СК (см. БИЗНЕС №49 от 08.12.08 г., стр.40-42, 44-46).
Если же речь идет о частных лицах, то зачастую это банковские заемщики, которые скорее предпочтут направить деньги на погашение дорожающих кредитов, чем оплатят очередной страховой взнос. Примечательно, что совсем недавно, оценивая итоги полугодия, страховщики уверяли, что страхование потребительских кредитов еще, как минимум, два года будет давать значительные обороты. Большие надежды возлагались на развитие ипотечного кредитования, предусматривающего страхование жизни заемщика на длительный срок (см. БИЗНЕС №36 от 08.09.08 г., стр.36-38). Теперь же некоторые эксперты полагают, что если за первое полугодие наибольший объем премий рынку принесло банковское страхование, теперь оно же, вероятнее всего, покажет наибольший недобор премий, что обусловлено сокращением объемов кредитования.
На украинском рынке страхования жизни оперируют множество различных компаний, реализующих различные стратегии и способы ведения своей деятельности. Соответственно, сложившаяся ситуация на всех игроков влияет по-разному. Не секрет, что работа большинства украинских страховщиков была построена на кэптивных схемах. Когда страховая компания создавалась под конкретный банк, и спецификой такой компании было развитие только одного канала дистрибуции — банкострахования, — поясняет Александр Козлов, управляющий директор СК Ренессанс Жизнь (г.Киев; с 2005 г.; более 280 чел.). — Именно на такие компании повлияла сложившаяся экономическая ситуация в первую очередь. Что касается ухудшения платежеспособности клиентов, то в данном вопросе страховщики сохраняют оптимизм. Как известно, большая часть населения под влиянием всеобщей паники успела изъять из банков свои депозиты, и крупные суммы наличных оказалась у людей на руках, что дает агентам возможность побороться за новых клиентов. Если мы возьмем результаты деятельности агентской сети нашей компании, то увидим, что темпы роста объемов продаж не изменились, ежемесячно сборы увеличиваются на 20%, — отмечает Александр Козлов. По его словам, наибольшие шансы сохранить поступление страховых премий имеют компании, которые развивали различные каналы привлечения клиентов, такие как агентские сети, банкострахование, работа с зависимыми и независимыми посредниками.
Помешать страховщикам увеличивать сборы страховых премий от физлиц может их неспособность показать на сегодняшний день высокую доходность по накоплениям. Впрочем, главный аргумент страховщиков в данном вопросе — страхование жизни — это прежде всего страховая защита и сбережение денежных средств. Следовательно, получение дополнительной прибыли не является основной задачей данной финансовой услуги. В итоге страховщики, стремясь обеспечить сохранность средств клиентов, используют так называемую консервативную систему инвестирования. Иными словами, основная часть инвестиций — это банковские депозиты. При этом следует отметить, что многие компании практикуют ежедневный и еженедельный мониторинг банковской системы и устанавливают лимиты на вложения в тот или иной банк.
Страховщики страдают и в связи с нестабильной ситуацией на валютном рынке. Дело в том, что многие СК заключают долгосрочные полисы в валюте. В таком случае клиенты оплачивают ежегодные взносы в гривнях по текущему официальному курсу НБУ. Проблема же возникает при необходимости СК формировать резервы в валюте под свои валютные обязательства. Резкий рост курса доллара привел к тому, что у многих СК образовался доход в виде курсовой разницы, который облагается 25%-ным налогом. Но в данном случае необходимо учитывать, что гривневый эквивалент резервов в валюте в случае укрепления курса гривни уменьшится, а уплаченный налог никто не вернет. Фактически получается, что компании не получают реальной прибыли и в то же время теряют деньги клиентов. Данная ситуация уже привела к тому, что более 10 лайфовых СК обратились в профильный комитет Верховной Рады, Госфинуслуг и Кабмин с просьбой урегулировать этот вопрос, в том числе путем внесения изменений в законодательство.
По словам участников рынка, трудности испытывают и компании, активно использовавшие для развития заемные средства. Многие кредиторы сократили выдачу кредитов или вовсе требуют возврат своих средств, или устанавливают слишком высокие проценты. В связи с этим многим компаниям приходится сокращать свои точки продаж: из-за их нерентабельности, — говорит Александр Козлов. Собственно, кризисные явления в финансовой системе станут испытанием в первую очередь для учредителей лайфовых СК. Известно, что данный вид бизнеса начинает приносить большую прибыль не сразу, и многим акционерам придется решать непростой вопрос, за счет чего продолжать развитие компании, не приносящей пока большого дохода и испытывающей нехватку средств.
ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ
Участники рынка все же полагают, что существенное сокращение сборов страховых премий можно будет наблюдать скорее в 2009 г., чем по итогам текущего года, так как кризис начал ощущаться относительно недавно. Пока же можно сказать, что обнародованные итоги деятельности лайфовых СК за девять месяцев 2008 г. показывают лишь замедление темпов роста сборов страховых премий. В частности, по данным Госфинуслуг, за январь — сентябрь 2008 г. компании по страхованию жизни получили от клиентов 783,5 млн грн. страховых премий, что на 73,9% больше, чем за аналогичный период 2007 г. (498,8 млн грн.). Отметим, что итоги девяти месяцев 2006 г. и 2007 г. показывали рост сборов страховых премий почти на 60%. В такой ситуации страховщики склонны сохранять оптимизм. Думаю, что рубеж в 1 млрд грн. страховых премий по итогам года рынок перешагнет — полагает Станислав Гоцуляк. Соглашается с ним и Наталья Невядомская, председатель правления СК Инго Украина-Жизнь (г.Киев; с 2007 г.). Я считаю, что рынок все-таки вытянет и премии покажут прирост на уровне прогнозируемых 60%. Если говорить о 2009 г., прогнозы самые разные. Есть мнение, что будет некоторое сокращение объемов рынка — на 10-20%, — говорит г-жа Невядомская. Она полагает, что уменьшение объемов страховых премий произойдет, скорее, не в связи с сокращением количества страхователей, а в связи с сокращением страховых сумм, на которые будут оформляться полисы. Уровень свободных финансов уменьшится, соответственно, снизится и уровень накопления. Если ранее, например, человек планировал за несколько лет накопить 50 тыс.грн., то сейчас будет накапливать 20-30 тыс.грн. — объясняет Наталья Невядомская. В любом случае, до улучшения экономической ситуации в стране на резкий прорыв рынку страхования жизни рассчитывать не приходится.
РЕГУЛЯТОР — 0 РИСКАХ
Вадим Коломиец (37),
директор департамента страхового надзора Госфинуслуг:
— Основными страхователями были крупные предприятия, которые страховали сотрудников в рамках социального пакета и выплачивали соответствующие премии. Сейчас, в условиях кризиса, предприятия сокращают расходы. Поэтому объем премий уменьшится. Лайфовые СК получали премии по каналу страхования банковских заемщиков. Как мы знаем, по этому каналу продажи тоже снизятся. Госфинуслуг утвердила Положение об оперативном мониторинге. Будет видна картина, как повели себя премии страховщиков. Для лайфовых СК сейчас наиболее жесткая проблема — это проблема налогообложения курсовой разницы. Компании продали страховки, по которым несут обязательства в валюте. Под данные выплаты были сформированы резервы в валюте. Когда курс повысился, у СК возник облагаемый налогом доход. Мы откорректировали наш проект документа, определяющего требования к диверсификации активов, и сняли ограничения на покрытие резервов компаний по страхованию жизни по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте. Мы разрешили в полном объеме покрывать их валютными депозитами. Кроме того, понимая отрицательную динамику на рынке ценных бумаг, регулятор, устанавливая нормативы диверсификации активов для лайфовых СК, повысил планку по максимальной доле депозитов с 50% до 70%. Предполагается, что если нормативный акт будет согласован и вступит в силу, то привести свою деятельность в соответствие с его требованиями СК нужно будет к 31 марта 2009 г.

В 2009 году дефицит торгового баланса может снизиться до $11,4 млрд. (Комментарии)

Виктория Пода
Совсем недавно правительство Украины привлекло компанию Ренессанс Капитал в качестве одного из советников по вопросам банковского сектора. Своим видением перспектив украинской экономики и возможными направлениями государственной поддержки в 2009 году с k: поделился генеральный директор Ренессанс Капитал Украина Питер Ванхекке
— Украина до сих пор не определилась с макроэкономическими показателями, есть ли у вас прогнозные показатели инфляции и роста ВВП?
— Недостатка в прогнозах роста украинского ВВП на следующий год на сегодня нет. В целом большинство прогнозов находится в пределах от чересчур пессимистичных (-5%) до неоправданно оптимистичных (+1%). Основная причина столь широкого разброса прогнозов заключается в том, что показатель роста украинского ВВП в следующем году будет определяться в основном факторами неукраинского происхождения. Все эти факторы сводятся к одному — как быстро восстановится мировая экономика.
Как работающий в Украине инвестиционный банк мы склоняемся к оценкам, предложенным МВФ. Речь идет о том, что украинский ВВП сократится в следующем году до минус 3%. По моему мнению, это достаточно сбалансированный прогноз. Что касается инфляции, тут мы тоже солидарны с валютным фондом. Если в 2008 году по результатам года мы допускаем рост потребительских цен на уровне 22-25%, то в 2009 году ожидаем 17%.
— Если говорить о прогнозах, что вы как инвестбанк, работающий с иностранными компаниями, можете сказать о перспективах иностранных инвестиций в следующем году?
— На данный момент иностранные инвестиции существенно снизились, и это общемировая тенденция. Но есть три момента, от которых зависит их рост. Во- первых, это стабильность валюты. Девальвацию гривни готовы воспринимать как свершившийся факт, но инвесторам нужна стабильность на валютном рынке, резкие колебания им не нужны. Во-вторых, нужна политическая стабильность или, по крайней мере, ощущение политической стабильности. Инвесторы должны понимать, что руководство страны в состоянии бороться с последствиями кризиса. Безусловно, в этом мог бы помочь и работоспособный парламент. В- третьих, стабильность мировой экономики. Должна уменьшиться волатильность мировых финансовых рынков, в частности американского рынка, так, чтобы все поняли, что дно достигнуто и вскоре появятся первые признаки роста. Если все три элемента станут на свои места, инвестиции вернутся. Потому что в инвестиционном плане Украина остается привлекательной страной. Мы полагаем, что во второй половине следующего года к Украине, по крайней мере, начнут снова присматриваться. Вместе с тем первое полугодие следующего года будет очень и очень непростым.
— Каким на ваш взгляд будет сальдо торгового баланса в 2009?
— Здесь все будет зависеть от трех факторов. Первый — это гривня. Ее падение привело к тому, что украинские товары стали дешевле на внешнем рынке, а импортные — дорожают в Украине.
Второе — это опять же мировая экономика. Если она снова начнет расти, возрастет спрос на сырьевые товары, и Украина как крупный сельскохозяйственный производитель и металлургический экспортер повысит объемы экспорта. Если это произойдет, гривня уже будет играть менее важную роль — колебания ее курса не остановят украинский экспорт. Хотя сейчас гривня, конечно, делает украинский экспорт более конкурентоспособным.
Третьим фактором станет внутреннее потребление, которое в следующем году будет снижаться из-за недоступности банковских кредитов. Это, вероятно, сыграет позитивную роль в плане уменьшения дефицита торгового баланса. По нашим прогнозам, в 2008 году импорт превысит экспорт на $13,1 млрд., а в 2009 году дефицит торгового баланса может снизиться до $11,4 млрд.
— Сейчас много говорят о протекционизме. Как вы считаете, нужно Украине защищать отечественного производителя или рынок должен расставить все на свои места?
— Считаю, что подход должен быть сбалансированным. Вводить жесткие протекционистские меры не следует по одной простой причине: Украина — страна-экспортер. Если она пойдет на протекционизм, другие страны примут ответные меры, и в конечном счете Украина больше потеряет, чем приобретет.
С другой стороны, речь также не должна идти о свободном рынке в его классическом понимании, потому что шок от кризиса еще не прошел.
Правительство должно оказать поддержку отраслям, больше других пострадавшим от кризиса, но нужно все делать в меру.
Вместо того чтобы вводить ограничения, направленные на импорт из других стран, нужно проанализировать, какие отрасли постарадали от кризиса больше всех, какие из них играют ключевую роль в экономике страны. И принять временные меры, направленные на поддержку таких отраслей.
Приведу один пример. В США, стране — апологете свободного рынка, всегда выступали против протекционизма. За последние два месяца там приняли сразу ряд мер, направленных на поддержку некоторых отраслей экономики. Сейчас говорят о поддержке автомобильной промышленности, уже помогают банковскому сектору, предприняты шаги по повышению доступности ипотеки и так далее. Как раз такие меры я и имею в виду. Если говорить о поддержке автомобильной промышленности, то тут речь должна идти о помощи своим компаниям. А не о том, чтобы закрыть рынок для импортных автомобилей.
На мой взгляд, в Украине правительство должно сосредоточиться на мерах по поддержке рынка недвижимости, потому что именно этот сектор более всего пострадал от приостановки кредитования. Также необходимо поддержать банковский сектор и смягчить последствия падения спроса на продукцию украинских металлургов. Нужно помочь и сельскому хозяйству, хотя его проблемы носят временный характер, поэтому и речь должна идти только о кратковременной помощи.
— Каким именно образом можно поддержать рынок недвижимости? Помощью застройщикам?
— Строительная сфера по определению зависит от заемного финансирования.
Поэтому этот сектор нуждается в поддержке государства. И правительством уже были приняты необходимые меры в этом направлении — в основном это создание условий для возобновления банковского кредитования, а также кредитование физлиц для покупки жилья. Такие шаги эффективнее прямых финансовых вливаний в бизнес девелоперов, так как исключают вероятность нецелевого использования средств.
— Если мы заговорили о банковской системе, то что, по вашему мнению, ее ждет в ближайший год?
— Если говорить о прогнозах развития украинского банковского сектора на следующий год, нужно акцентировать внимание на трех моментах. Во-первых, как и в большинстве стран мира, правительство должно предпринять шаги, направленные на возобновление нормальной работы финансовой системы. Значит, в той или иной степени будет иметь место государственное вмешательство в банковскую систему. Во-вторых, банковский сектор ожидает консолидация. В стране работают 182 банка, и помочь всем невозможно. Многие небольшие банки столкнутся с трудностями и будут вынуждены объединяться. В-третьих, некоторые банки прекратят свое существование. Замедлится рост банковской системы: если в 2007 году рост активов банковской системы составил 76%, то в 2009 году нас ждет значительное замедление. Отдельно отмечу, что кризис — это всегда плохо, однако рационализация банковского сектора, к которой он приведет, — явление позитивное.
— Сколько, на ваш взгляд, должно быть банков в Украине? Если 182 — это много, то сколько?
— В европейской стране со схожей численностью населения пять-шесть банковских групп могут контролировать 70% рынка и более. При этом может существовать значительная группа небольших, специализированных банков, однако их доля рынка, как правило, невелика. Эволюционное развитие украинского банковского сектора предполагало переход в течение четырех-пяти лет львиной доли рынка под контроль пяти-шести банковских групп. Нынешний кризис должен ускорить этот процесс. Мы ожидаем череды слияний и поглощений на украинском банковском рынке.
— Как вы в целом оцениваете политику, которую сейчас проводит НБУ?
— Перед Национальным банком стоит непростая задача, осложненная спекулятивным давлением на гривню. По моему мнению, поиск правильного набора инструментов для поддержки национальной валюты еще не завершен. Были допущены ошибки, но в нынешних условиях они были практически неизбежны. В ретроспективе можно сказать, что если бы подход Нацбанка был другим, курс гривни мог бы быть выше. Однако анализировать прошлые ошибки всегда легко.
Ведь, с одной стороны, Нацбанку нужно было учитывать жесткие требования МВФ, с другой — призывы государственного и частного секторов, требующих стабильности. На этом фоне рост недоверия к финансовой системе вызвал панику среди населения. Считаю, что последние два месяца были для регулятора хорошей школой — стало понятно, что работает, а что нет.
— Как вы оцениваете перспективы основных украинских отраслей — металлургии, химии и машиностроения?
— Все три сектора сильно зависят от экспорта. Их перспективы напрямую зависят от состояния мировой экономики и от того, как быстро появятся первые признаки ее роста. Здесь нельзя давать однозначных прогнозов — это может случиться во второй половине 2009 года или позже. Экспортерам поможет падение гривни, но курс национальной валюты не будет для них определяющим фактором.
— Вы говорили о возможной поддержке аграриев. Как вы считаете, нужно ли сейчас отменять мораторий на продажу земли и как это отразится на сельском хозяйстве?
— Ситуацию с мораторием нужно менять в самое ближайшее время. Отмена моратория позволит привлечь иностранные инвестиции в сельское хозяйство Украины. Интерес к нему есть хотя бы потому, что украинские черноземы — одни из лучших в мире. Инвестиции позволят резко повысить производительность сектора, в то время как спрос на продовольствие в мире будет постоянно расти.
Вопрос о снятии моратория поднимался во время переговоров с МВФ, он обсуждался и в контексте пакета антикризисных мер, однако в окончательный его вариант не попал. Главная проблема заключается в отсутствии полноценного реестра земель. Тем не менее налицо растущее понимание того, что мораторий должен быть отменен. Вопрос лишь в том, как и когда. Считаю, чем скорее, тем лучше.
— Когда, по-вашему, закончится кризис в мире и в Украине?
— Мы полагаем, что первые признаки улучшения ситуации появятся во второй половине следующего года. О полном восстановлении говорить будет рано, но мы должны увидеть признаки стабилизации и первые признаки возобновления роста. Это может произойти и немного раньше, и позже — лишь в 2010 году. Но на данный момент наш рабочий сценарий — это вторая половина 2009 года. Как только это произойдет, позитив отразится и на Украине.
Банковский рынок Украины

ВР приняла в первом чтении антикризисный законопроект относительно строиительной отрасли

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о предупреждении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства (за – 233 депутата из 442 зарегистрированных).
Документ определяет механизмы господдержки строительства доступного жилья, объекты инвестирования, меры по удешевлению стоимости его строительства, порядок аренды доступного жилья с последующим выкупом, требования к банкам-участникам программы, установление на срок действия данного закона ограничения размера сметной прибыли застройщика и производителя стройматериалов для строительства доступного жилья (10% от прямых и общепроизводственных расходов).
Первый взнос за доступное жилье (30% от его стоимости) планируется осуществлять за счет бюджетных ассигнований, остальное финансировать из собственных средств получателя жилья или за счет ипотечного кредита.
Окно в Украину

Господдержка энергосберегающих технологий

Господдержка энергосберегающих технологий
Национальное агентство по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов. Приказ от 11.11.08 г. №162 Об утверждении Порядка конкурсного отбора мероприятий по энергосбережению для их финансовой поддержки за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете по программе Государственная поддержка мероприятий по энергосбережению через механизм удешевления кредитов.*** Зарегистрирован в Министерстве юстиции 4.12.08 г. под №1162/15853
Объявление о конкурсе размещается НАЭР в СМИ, в частности в газете Урядовый курьер и на официальном сайте НАЭР.
Отбор мероприятий осуществляется Конкурсной комиссией при НАЭР под председательством главы НАЭР. В состав Комиссии входят по 2 представителя НАЭР и Минфина, представитель Минэкономики, Минпромполитики, НАНУ. Заседания Комиссии проводятся не реже 1 раза в месяц.
Участники конкурса – хозсубъекты, получившие кредиты для реализации мероприятий по энергосбережению, в т.ч. для реализации энергоэффективных проектов, и заплатившие в 2008 г. проценты за пользование этими кредитами.
Для участия в Конкурсе хозсубъекты подают в НАЭР заявку, к которой прилагаются по 2 экз. документов на украинском языке:
 бизнес-план энергоэффективного проекта или план мероприятий по энергосбережению;
 резюме проекта, по которому получен кредит;
 нотариально заверенная копия кредитного договора;
 справка финучреждения о предоставлении заемщику кредита;
 справка-расчет финучреждения о размере и сроках уплаты процентов за пользование кредитом;
 копии платежных поручений об уплате процентов за пользование кредитом, заверенные финучреждением;
 аудиторский вывод за последний отчетный год;
 справка об отсутствии задолженности перед бюджетами и Пенсионным фондом;
 справка, подтверждающая, что заемщик не получает финансовой поддержки по другим бюджетным программам и средства международных финансовых организаций для финансирования проекта, представленного на конкурс.
Некомплектность или неправильность оформления документов могут послужить причиной отказа от регистрации заявки.
Зарегистрированные заявки оцениваются на заседании комиссии в соответствии с критериями:
 производство энергоэффективного оборудования и продукции (0–6 баллов);
 снижение энергоемкости производства продукции (0–6 баллов);
 использование альтернативных видов топлива и возобновляемых источников энергии (0–6 баллов);
 создание новых рабочих мест, рост зарплаты, улучшение условий труда (0–2 балла);
 размер плановых поступлений в бюджеты (0–2 балла);
 срок окупаемости проекта (0–-2 балла).
Победителями конкурса признаются мероприятия, получившие наибольшее количество баллов.
При одинаковом количестве баллов и недостаточности объема бюджетных ассигнований победитель определяется голосованием членов комиссии.
Решение о финансовой поддержке мероприятий, которые по результатам оценки набрали меньше 12 баллов, принимается путем голосования.
НАЭР в течение 5 рабочих дней письменно сообщает результаты конкурса всем заемщикам.

Нацбанк разрешит уплату процентов по валютным кредитам гривной

Нацбанк разрешит уплату процентов по валютным кредитам гривной
Быстрого выхода из экономического кризиса не будет
Национальный банк Украины (НБУ) в ближайшее время может принять решение о введении механизма, позволяющего осуществлять выплату процентов по валютным кредитам гривной.
Об этом сообщил глава Совета НБУ Петр Порошенко в эфире 5 канала в воскресенье, 7 декабря.
По словам Порошенко, Нацбанк совместно с коммерческими банками должен немедленно разработать и предложить вам механизм разрешения уплаты процентов по валютным кредитам в гривнах. Вы не должны бегать по обменным пунктам и искать, где вам купить валюту. Нацбанк, комбанки должны обеспечить вам, если вы честный плательщик процентов по кредитам, соответствующий сервис. В ближайшее время это предложение будет рассмотрено и принято Нацбанком, — отметил он.
Также глава Совета НБУ выступил за реструктуризацию банками выплат по кредитам физических лиц, которые пострадали от экономического кризиса.
Порошенко отметил, что тем, кто взял кредиты нужно сделать несколько шагов на встречу. Для любых банков повышение процентов по валютным кредитам является самоубийством, — добавил он.
Чем грозит финансовый кризис Украине
Кроме того, Порошенко прогнозирует, что быстрого выхода из экономического кризиса не будет, но для минимизации его последствий властям необходимо в сжатые сроки выработать консолидированную антикризисную программу.
Также он уточнил, что для противодействия кризисным явлениям необходим компромисс между Президентом, правительством и парламентскими политическими силами. При этом, он допустил, что отсутствие соответствующего подхода может привести к смене политической элиты в стране.
По его оценке, пока украинские власти демонстрируют неспособность к компромиссным консолидирующим антикризисным действиям, тогда как страна нуждается в непопулярных оздоровительных мерах, реализовать которые можно лишь совместными усилиями всех политических сил.
При этом он высказал мнение, что власти не готовы эффективно действовать для предотвращения забастовок и не понимают масштаба соответствующих угроз.
Говоря о возможной государственной поддержке экономики, глава Совета НБУ подчеркнул, что речь должна идти о налоговых послаблениях.
Вместе с тем, по его оценке, одной из первоочередных мер должно стать восстановление курсовой стабильности: НБУ должен сделать все необходимое, чтобы остановить дальнейшую девальвацию гривни.
При этом он отметил, что текущая политика правления НБУ вызывает подозрения. Нацбанк, чтобы вызвать доверие, должен работать абсолютно прозрачно. Непрозрачная политика, к сожалению, вызывает очень серьезные подозрения и создает нестабильность, — сказал он.
Порошенко также добавил, что Совет НБУ не смог получить от правления центрального банка данные о распределения кредитов рефинансирования.
Вместе с тем, глава Совета НБУ заверил, что валютные резервы страны остаются полностью ликвидными. Структура золотовалютных резервов является абсолютно ликвидной. Золотовалютные резервы страны находятся в безопасности, — сказал Порошенко.
Ранее председатель совета НБУ Петр Порошенко заявил, что в Украине сложилась критическая ситуация с проблемными кредитами.
Напомним, что Министерство финансов Украины инициирует предоставление заемщикам права, при согласии банка, погашать валютные кредиты гривной.
Быстрого выхода из экономического кризиса не будет
Быстрого выхода из экономического кризиса не будет, но для минимизации его последствий властям необходимо в сжатые сроки выработать консолидированную антикризисную программу, считает глава Совета Национального банка Украины (НБУ) Петр Порошенко.
Нет никаких позитивных перспектив по декабрю… Быстрого выхода из кризиса не будет, — сказал он в эфире 5 канала в воскресенье.
Глава Совета НБУ уточнил, что для противодействия кризисным явлениям необходим компромисс между президентом, правительством и парламентскими политическими силами. При этом, он допустил, что отсутствие соответствующего подхода может привести к смене политической элиты в стране.
Если они не придут к этому в декабре, их заставят их это сделать в январе, феврале или марте, — подчеркнул П.Порошенко.
По его оценке, пока украинские власти демонстрируют неспособность к компромиссным консолидирующим антикризисным действиям, тогда как страна нуждается в непопулярных оздоровительных мерах, реализовать которые можно лишь совместными усилиями всех политических сил.
При этом он высказал мнение, что власти не готовы эффективно действовать для предотвращения забастовок и не понимают масштаба соответствующих угроз.
Страна крайне нуждается в очень быстрых решительных действиях по сокращению несоциальных расходов бюджета… Усилия должны быть сконцентрированы исключительно на уменьшении или смягчении необычайно жестких социальных последствий, которые мы получим уже в первом квартале следующего года, — отметил П.Порошенко.
Говоря о возможной государственной поддержке экономики, глава Совета НБУ подчеркнул, что речь должна идти о налоговых послаблениях.
Вместе с тем, по его оценке, одной из первоочередных мер должно стать восстановление курсовой стабильности: НБУ должен сделать все необходимое, чтобы остановить дальнейшую девальвацию гривни.
Нацбанк должен все сделать, чтобы этот курс не был больше… На сегодняшний день не является принципиально важным будет это 6,5 грн/$ или 7 грн/$. Но главное, чтобы курс был стабильным и прогнозируемым, — подчеркнул П.Порошенко.
При этом он отметил, что текущая политика правления НБУ вызывает подозрения. Нацбанк, чтобы вызвать доверие, должен работать абсолютно прозрачно… Непрозрачная политика, к сожалению, вызывает очень серьезные подозрения и создает нестабильность, — сказал он.
П.Порошенко также добавил, что Совет НБУ не смог получить от правления центрального банка данные о распределения кредитов рефинансирования.
Вместе с тем, глава Совета НБУ заверил, что валютные резервы страны остаются полностью ликвидными. Структура золотовалютных резервов является абсолютно ликвидной… Золотовалютные резервы страны находятся в безопасности, — сказал П.Порошенко.