Архив метки: господдержка

ВР приняла в первом чтении законопроект о создании Госагентства по управлению сельхозрисками

Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон О государственной поддержке сельского хозяйства Украины (относительно усовершенствования механизмов государственного ценового регулирования рынка сельхозпродукции, страхования рисков сельхозпроизводства, реализации социальных программ на селе, мер по восстановлению животноводства).
За соответствующий законопроект проголосовали 411 народных депутатов.
Согласно документу, предлагается создать Государственное агентство по управлению сельскохозяйственными рисками, которое является небанковским финансовым учреждением, имеющим свой бюджет, отдельный баланс и расчетные счета, в органе Государственного казначейства.
Агентство подотчетно и подконтрольно Министерству агарной политики и Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг. Положение об агентстве утверждается Кабинетом министров Украины.
Размер обязательных отчислений агентству составляет 2% суммы страховых премий, полученных страховщиком в результате обязательного или добровольного страхования отдельных видов сельскохозяйственной продукции, и увеличенных на сумму любых других платежей или компенсаций страховщику, которые предоставляются страхователем или от его имени третьим лицом.
Возмещения из фонда составят не более 5% суммы застрахованного риска, рассчитанного исходя из размера средневзвешенной биржевой цены, которая сложилась на организованном аграрном рынке за последний месяц, предшествующий заключению договора страхования. Страховая франшиза не может превышать 30% суммы договора.
Кроме того, законопроектом определен перечень комплексного страхования при страховании сельхозкультур, в частности, по риску: вымерзание, гололед, заморозок, ледовая корка; град, буря, ураган, шквал, удар молнии; ливни и наводнения, лавина, оползень, засуха, обезвоживание земель, подлежащих орошению, землетрясение.
При страховании сельскохозяйственных животных в перечень комплексного страхования включены риски: инфекционных болезней, пожара, стихийного бедствия, несчастного случая, вынужденного забоя (уничтожение) по распоряжению специалистов ветеринарной медицины в связи с мерами борьбы с инфекционными болезнями, невозможность использования животных по назначению (для племенных животных).
Страхование проводится в добровольной форме и осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком.
http://www.interfax.com.ua

Аграрный рынок Украины: итоги 2008 г.

События в аграрном секторе Украины в 2008 году характеризовались драматическими ценовыми взлетами и падениями, а также далеко не всегда взвешенной политикой регулирования отраслей АПК. Вместе с тем, хронология событий в текущем году на отдельных аграрных рынках заслуживает особого внимания, отмечает BIZ.liga.net.
Рынок зерновых
Урожай зерновых 2008/2009 маркетингового года стал самым большим за историю независимости Украины (по состоянию на 25 ноября — более 54 млн. тонн). Однако предшествующие текущему сезону решения правительства на рынке зерна, неразвитая инфраструктура хранения и недостаточные мощности для экспорта из Украины показали, что украинские аграрии абсолютно не были готовы к такому изобилию.
Постановления Кабинета Министров N1179 от 26 сентября 2007 года и N189 от 12 марта 2008 года, вводившие ограничения на экспорт зерна, в том числе утвердившие объемы квот на подсолнечное масло и семена подсолнечника, привели к тому, что в I полугодии 2008 года практически не осуществлялись внешние отгрузки зерновых. Так, в апреле 2008 года ограничения привели к снижению экспорта зерновых почти в десять раз, а также к вынужденной остановке 12 основных маслодобывающих предприятий Украины из-за нехватки у них емкостей для хранения масла. Вместе с тем, из-за внедрения режима квотирования произошел большой разрыв между внутренними и мировыми ценами на сельхозпродукцию.
Отмена 21 мая 2008 года квотирования экспорта зерновых, по мнению аналитиков рынка, была запоздалой: потери сельхозпроизводителей, которые не могли реализовать выращенную продукцию по рыночным ценам и погасить банковские кредиты, исчислялись миллиардами гривень.
Большие переходные остатки зерновых (более 7 млн. тонн) 2007/2008 маркетингового года, богатый урожай зерна в 2008/2009 году, недостаточные мощности сертифицированных элеваторов и зернохранилищ в Украине (около 32 млн. тонн при единовременном хранении) и невозможность экспортировать большое количество зерна (не более 1,3 млн. тонн в месяц) привели к избытку предложения на внутреннем рынке и, соответственно, к низким закупочным ценам на зерно.
Аграрии, не имевшие собственных зернохранилищ и возможностей самостоятельно экспортировать продукцию, были вынуждены сбывать зерно по тем ценам, которые предлагали посредники-зернотрейдеры, полностью контролируя ситуацию на рынке.
Для стабилизации цен на продукцию с/х-производителей правительство предприняло ряд шагов. Так, 6 августа Кабинет Министров принял решение об ускоренном (на протяжении 2-3 дней) возмещении зернотрейдерам налога на добавленную стоимость (НДС) при условии закупки зерна непосредственно у производителей — при документальном подтверждении факта сделки — по минимальным ценам, установленным правительством.
8 августа правительство также поручило Аграрному фонду, который выступает госагентом по предоставлению займа, начать залоговые закупки продовольственной пшеницы и ржи. С первой половины октября Аграрный фонд начал принимать в залог фуражный ячмень и кукурузу, а в ноябре — закупать зерно по залоговым ценам.
Однако ни ускоренное возмещение НДС (по состоянию на 25 ноября задолженность только перед пятью зернотрейдерскими компаниями — 600 млн.грн.), ни залоговые закупки фуражного зерна Аграрным фондом — из-за несовершенства и специфики механизма — не возымели должного эффекта на ценовую ситуацию на аграрном рынке.
Последствия мирового финансового кризиса, которые начали активно проявляться в октябре, стали началом грандиозного падения цен на все сельхозкультуры. В конце октября цены на фуражную пшеницу упали до 400 грн./т, кукурузу — до 350 грн./т, ячмень — до 600 грн./т при крайне слабом спросе со стороны покупателей.
Сельхозпроизводители, не имея возможности продать свою продукцию по экономически обоснованным ценам, не смогли своевременно рассчитаться с банками за ранее привлеченные кредиты и получить достаточное количество средств для завершения осенне-полевых работ, а также для приобретения материально-технических ресурсов для обеспечения весенней посевной кампании 2009 года.
Скандал на рынке подсолнечного масла
Для Украины, которая ежегодно экспортирует 1,6-1,8 млн. тонн масла, 55% которого идет в страны ЕС, инцидент с якобы загрязненным подсолнечным маслом стал болезненной проверкой на прочность и подверг серьезной опасности репутацию крупнейшего в мире поставщика высококачественного продукта.
Впервые загрязненное подсолнечное масло якобы происхождением из Украины было обнаружено на европейских рынках в конце апреля. Сразу после выявления Еврокомиссия предложила всем странам-членам отозвать с рынка все загрязненное подсолнечное масло, а также продукты, содержащие более 10% загрязненного масла.
В Европу, по большей части в страны ЕС, поступило 40 тыс. литров такого масла. Всего загрязненное подсолнечное масло было выявлено в 13 странах — членах Европейского экономического пространства. В итоге импорт подсолнечного масла в ЕС из Украины был запрещен, что привело к простою заводов по переработке и огромным финансовым потерям отечественных маслопроизводителей. Украинские маслопереработчики, уверенные в высоком качестве своей продукции, предполагали намеренное загрязнение и называли инцидент провокацией со стороны европейских конкурентов.
Вместе с тем, 3 июля Еврокомиссия официальным письмом одобрила разработанную украинской стороной систему проверки качества и согласовала перечень сопроводительных документов, необходимых для поставок подсолнечного масла в страны ЕС, таким образом разрешив украинским маслодобывающим предприятиям возобновить экспорт своей продукции в страны ЕС.
16-24 сентября 2008 года представители Европейской Комиссии провели инспектирование ряда крупнейших украинских предприятий-производителей подсолнечного масла относительно функционирования системы сертификации и контроля качества продукции, которая экспортируется в страны ЕС. По его результатам 19 ноября текущего года украинская сторона получила проект Отчета, котором была подтверждена эффективность украинской системы сертификации и контроля качества подсолнечного масла, экспортируемого в страны ЕС.
Между тем, по словам гендиректора Укролияпром Степана Капшука, сегодня в Украине осуществляются мероприятия, направленные на внедрение системы HAССP (англ. анализ рисков и критические контрольные точки), одной из наиболее эффективных методик обеспечения безопасности пищевых продуктов в мире.
Сейчас с Минздравом отработан механизм, и до конца маркетингового года система HACСP будет внедрена на Украине, — сообщил С.Капшук.
Рынок мяса
В 2008 году продолжалось сокращение внутреннего потребления говядины при увеличении производства мяса в целом. Снижение потребления происходило, по данным экспертов, в основном за счет сокращения предложения отечественного сырья с 456 тыс. тонн в 2006 году до 435,6 тыс. тонн в 2007 году и, по предварительным оценкам, до 385 тыс. тонн в 2008 году.
Украина достаточно сильно нарастила производство мяса птицы. Согласно прогнозным показателям, в 2008 году будет произведено около 785 тыс. тонн мяса птицы. Сегмент птицы постепенно выдавливает говядину, потому что и потребитель, и переработчики переключается на более дешевый продукт (мясо птицы — ред.), дефицит которого сегодня существует в Украине, — отмечает Елизавета Святкивская, эксперт ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ).
Импорт мяса птицы за 11 месяцев составил 235,39 тыс. тонн, что на 79% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего за 11 месяцев текущего года было импортировано 476 тыс. т мяса, что на 136,9% больше, чем за аналогичный период 2007 года.
Вместе с тем, в Украине из года в год сокращается поголовье крупного рогатого скота и, соответственно, производство говядины. Цены на КРС в живом весе растут, при этом рентабельность производства КРС в текущем году, по данным Госкомстата, опустилась до минус 40,5%.
Неоднократное повышение госдотаций на развитие животноводства — в феврале (на 0,5 грн. — до 1,9 грн./кг живого веса) и в августе (на 1 грн. — до 2,9 грн. за 1 кг живого веса) — и удешевление фуражного зерна, которое идет на корм скоту и птице, не смогли переломить понижательной тенденции в численности поголовья КРС и повышения себестоимости производства говядины.
В частности, отсутствие современных технологий в хозяйствах населения, выращивающих крупный рогатый скот, низкий уровень государственной поддержки, низкая платежеспособность внутреннего потребительского рынка стали основными факторами, которые влияли как в 2008, так и на протяжении предыдущих годов на достаточно длительный период окупаемости проектов по производству говядины. По мнению экспертов УКАБ, перечисленные факторы станут причиной дальнейшего сокращения поголовья КРС в ближайшие 2 года.
Между тем, в середине ноября ситуация на рынке мяса в Украине обострилась: под угрозой закрытия оказались крупнейшие мясные комбинаты страны. Из-за недостатка сырья и оборотных средств было приостановлено производство десятков комбинатов, другие же перешли на сокращенный рабочий день.
Представители объединения Укрмясопродукт, в состав которого входят 44 предприятия, обратилась к властям с требованием урегулировать ряд вопросов по обеспечению жизнеспособности отрасли. В частности, обеспечить долгосрочное льготное кредитование и компенсацию процентов государством в полном объеме; рефинансирование НБУ банковских учреждений, которые кредитуют с/х-сектор; ввести нулевую процентную ставку НДС при импорте скота мясных пород; сохранить нулевые процентные ставки НДС по продаже молока и мяса в живом весе; целевые дотации государства, а также увеличить размер дотаций по выращиванию крупного рогатого скота до 4 грн. за 1 кг.
Колбасные ГОСТы
Вступив в ВТО, Украина решила подготовить законодательную и нормативную базу по производству продуктов питания с учетом стандартов Евросоюза и внедрить с 1 августа 2008 года новые стандарты на мясоколбасные изделия. Министр агропромполитики Украины Юрий Мельник заявил, что поспешить с их внедрением ведомство заставили в том числе и невиданные масштабы импорта в Украину некачественного мяса.
В частности, предполагалось, что колбаса и сосиски высшего сорта будут состоять на 100% из мяса, а содержание пищевых добавок и субпродуктов будет ограничено.
Однако введение новых стандартов не состоялось: производители настояли на том, чтобы новшества перенесли на апрель 2009 года. Приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарта) N73 от 29 февраля 2008 года переходный период для подготовки к новым стандартам мясо-колбасной продукции был продлен до 1 апреля 2009 года.
Главными аргументами производителей стало то, что потребители якобы не готовы к столь качественному и, соответственно, дорогому продукту. Кроме того, производители сами не смогли бы так быстро подготовиться к переходу на новые стандарты, о введении которых их предупредили слишком поздно.
Кризис и спасение АПК
23 декабря 2008 года Верховная Рада приняла в целом Закон О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предотвращения негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса N3353, действие которого направлено на минимизацию возможных убытков в агропромышленном комплексе Украины.
В частности, Закон отменяет экспортную пошлину на семена подсолнечника, что, по мнению экспертов, в целом положительно скажется на материальном положении сельхозпроизводителей. Однако, отмечают аналитики, Закон в число тех, кто сможет сам осуществлять экспорт, не попадают мелкие фермеры.
Кроме того, по убеждению маслопереработчиков, реализация указанного документа может привести к недостатку сырья в Украине в конце весны 2009 года и закрытию маслоэкстракционных заводов.
В то же время предусмотренное Законом повышение импортных пошлин на мясопродукты может, по мнению аналитиков, усилить контрабанду и ввоз неликвида в Украину, в то время как поставки белого импорта будут ограничены. С другой стороны, отмечают эксперты, повышение ввозных пошлин в одностороннем порядке может привести к проблемам в отношениях со Всемирной торговой организацией (ВТО), что выразиться в наложении штрафов.
http://biz.liga.net/

Парламент принял в 1-м чтении законопроект о создании Госагентства по управлению сельхозрисками

Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон О государственной поддержке сельского хозяйства Украины (относительно усовершенствования механизмов государственного ценового регулирования рынка сельхозпродукции, страхования рисков сельхозпроизводства, реализации социальных программ на селе, мер по восстановлению животноводства).
За соответствующий законопроект проголосовали 411 народных депутатов.
Согласно документу, предлагается создать Государственное агентство по управлению сельскохозяйственными рисками, которое является небанковским финансовым учреждением, имеющим свой бюджет, отдельный баланс и расчетные счета, в органе Государственного казначейства.
Агентство подотчетно и подконтрольно Министерству агарной политики и Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг. Положение об агентстве утверждается Кабинетом министров Украины.
Размер обязательных отчислений агентству составляет 2% суммы страховых премий, полученных страховщиком в результате обязательного или добровольного страхования отдельных видов сельскохозяйственной продукции, и увеличенных на сумму любых других платежей или компенсаций страховщику, которые предоставляются страхователем или от его имени третьим лицом.
Возмещения из фонда составят не более 5% суммы застрахованного риска, рассчитанного исходя из размера средневзвешенной биржевой цены, которая сложилась на организованном аграрном рынке за последний месяц, предшествующий заключению договора страхования. Страховая франшиза не может превышать 30% суммы договора.
Кроме того, законопроектом определен перечень комплексного страхования при страховании сельхозкультур, в частности, по риску: вымерзание, гололед, заморозок, ледовая корка; град, буря, ураган, шквал, удар молнии; ливни и наводнения, лавина, оползень, засуха, обезвоживание земель, подлежащих орошению, землетрясение.
При страховании сельскохозяйственных животных в перечень комплексного страхования включены риски: инфекционных болезней, пожара, стихийного бедствия, несчастного случая, вынужденного забоя (уничтожение) по распоряжению специалистов ветеринарной медицины в связи с мерами борьбы с инфекционными болезнями, невозможность использования животных по назначению (для племенных животных).
Страхование проводится в добровольной форме и осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком.

ВР приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон о господдержке с/х, предусматривающий включение в перечень объектов государственн….

ВР приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон о господдержке с/х, предусматривающий включение в перечень объектов государственного ценового регулирования: пшеницы твердой и мягкой, смеси пшеницы и ржи (меслина), кукурузы, ячменя, ржи озимой и яровой, гороха, гречихи, проса, овса, сои, семян подсолнечника, рапса и льна, шишек хмеля, сахара-песка, муки пшеничной и ржаной, мяса, субпродуктов забойных животных и птицы, молока сухого, масла сливочного и подсолнечного.
Справка. Объектами государственного ценового регулирования на 2008/09м.г. определены пшеница, ячмень, кукуруза, рожь, сахар и семена подсолнечника.
Документ предусматривает установление на объекты ценового госрегулирования минимальных и максимальных интервенционных цен.
Минимальная интервенционная цена устанавливается с учетом среднеотраслевых нормативных затрат производства, минимального уровня прибыли, конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках по методике, разработанной Кабмином.
Максимальная цена определяется с учетом индекса потребительских цен, индекса цен производителей за соответствующий период ценового госрегулирования и конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках по методике, разработанной Кабмином.
Аграрный фонд может производить куплю/продажу объектов ценового госрегулирования, не связанную с ценовым госрегулированием по ценам, которые не должны быть выше/ниже 20% максимальной/минимальной интервенционной цены.
Законопроект предусматривает положение, согласно которому, производитель сельхозпродукции обязан предварительно заключать договор страхования при условии получения банковского кредита на производство сельхозпродукции или на приобретение основных средств, если проценты по кредиту частично или полностью уменьшаются за счет бюджета (или кредит получен под гарантию государства).
Договор заключается по правилам комплексного или индексного страхования.
Фонд аграрных страховых субсидий заменяется Госагентством по управлению сельхозрисками.
Согласно документу, вводится кредитная субсидия для долгосрочных кредитов сроком до 60 календарных дней. Размер субсидии в нацвалюте — учетная ставка НБУ, действующая на дату начисления процентов; в инвалюте — 6% годовых.

300 российских компаний могут в период кризиса опереться на государственное плечо

Правительство опубликовало список предприятий, которым будет оказана поддержка в непростых финансовых условиях. В число избранных попали практически все крупнейшие корпорации.
В списке правительства 295 компаний различных отраслей экономики. Государство поможет и нефте-газо добытчикам — Газпрому, ЛУКОЙЛу, Роснефти, металлургическим компаниям — Норильскому Никелю и Русалу, угледобывающим, авиастроительным и другим корпорациям. В список избранных попали также три крупнейших федеральных оператора связи и ряд СМИ, в том числе ВГТРК и первый канал. Ранее премьер Владимир Путин на заседании Президиума Правительства заявил, что предприятия России, которые производят более 85% валового внутреннего продукта страны, с годовым оборотом более 15 миллиардов рублей, и числом работающих более четырех тысяч человек получат господдержку.
На конкретный выбор властей — кому помогать могли повлиять несколько как рыночных так и не рыночных факторов, — сообщил в интервью Business FM председатель совета директоров компании Арбат Капитал Менеджмент Алексей Голубович: Естественно, что сюда вошла металлургия, ТЭК, электроэнергетика, потому что именно там численность человек измеряется десятками тысяч человек иногда даже сотнями. С точки зрения их положения, очевидно, что здесь те предприятия, которые больше всего назанимали, которые хуже управлялись самым безобразным фин. менеджментом, как многие предприятия, скажем, пищевой промышленности. По лоббистским возможностям здесь можно судить только очень субъективно, но из перечисленных предприятий, любое какое ни возьми, можно найти среди владельцев известных депутатов, политиков, олигархов.
Однако сам факт занесения в список правительства не означает автоматического выделения финансовой помощи. Вид поддержки может быть индивидуальным для каждой компании — госгарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация долгов, госзаказ. Но именно госгарантии — более правильный способ поддержки, чем предоставление просто финансовой помощи, считает гендиректор компании ФинЭкспертиза Агван Микаелян: Очень правильный подход, когда обещаются чисто экономические меры, это субсидирование процентных ставок, это определенные налоги и налоговое послабление во всех проявлениях, это реструктуризация налога и индексация и какие-то поддержки и самый главный момент — это государственные гарантии, где требуется подкрепить доверие, денег не нужно, да и тратить тоже не надо, надо просто сказать, чтобы государство за эту операцию отвечает, и этого будет достаточно, чтобы механизм провернулся.
В правительстве отмечают, что опубликованный вариант не окончательный. Кроме того, в заявлении кабинета отмечается, что при необходимости, в рамках объявленной поддержки нужно понимать и то, что власти будут минимизировать негативные социально-экономические последствия от прекращения деятельности таких предприятий.
Российские СМИ обнаружили в заявлении кабинета несколько неточностей и странностей. В частности, в списке присутствуют малоизвестные компании, и некоторые упоминаются дважды. К примеру, ООО Авиакомпания с уставным капиталов в сто тысяч рублей на самом деле является ОАО и пока только создается. Именно она станет базой для авиаперевозчика Росавия на базе активов Эйр Юнион и Атлант-Союза.
www.prime-tass.ru

ВР приняла изменения в Закон о господдержке с/х

ВР приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон о господдержке с/х, предусматривающий включение в перечень объектов государственного ценового регулирования: пшеницы твердой и мягкой, смеси пшеницы и ржи (меслина), кукурузы, ячменя, ржи озимой и яровой, гороха, гречихи, проса, овса, сои, семян подсолнечника, рапса и льна, шишек хмеля, сахара-песка, муки пшеничной и ржаной, мяса, субпродуктов забойных животных и птицы, молока сухого, масла сливочного и подсолнечного.
Справка. Объектами государственного ценового регулирования на 2008/09м.г. определены пшеница, ячмень, кукуруза, рожь, сахар и семена подсолнечника.
Документ предусматривает установление на объекты ценового госрегулирования минимальных и максимальных интервенционных цен.
Минимальная интервенционная цена устанавливается с учетом среднеотраслевых нормативных затрат производства, минимального уровня прибыли, конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках по методике, разработанной Кабмином.
Максимальная цена определяется с учетом индекса потребительских цен, индекса цен производителей за соответствующий период ценового госрегулирования и конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках по методике, разработанной Кабмином.
Аграрный фонд может производить куплю/продажу объектов ценового госрегулирования, не связанную с ценовым госрегулированием по ценам, которые не должны быть выше/ниже 20% максимальной/минимальной интервенционной цены.
Законопроект предусматривает положение, согласно которому, производитель сельхозпродукции обязан предварительно заключать договор страхования при условии получения банковского кредита на производство сельхозпродукции или на приобретение основных средств, если проценты по кредиту частично или полностью уменьшаются за счет бюджета (или кредит получен под гарантию государства).
Договор заключается по правилам комплексного или индексного страхования.
Фонд аграрных страховых субсидий заменяется Госагентством по управлению сельхозрисками.
Согласно документу, вводится кредитная субсидия для долгосрочных кредитов сроком до 60 календарных дней. Размер субсидии в нацвалюте — учетная ставка НБУ, действующая на дату начисления процентов; в инвалюте — 6% годовых.
Агроновости

Президент Украины выступает за господдержку судостроительной отрасли

Президент Украины выступает за господдержку судостроительной отрасли

Читать далее Президент Украины выступает за господдержку судостроительной отрасли

Украинские автопроизводители пересматривают планы

Украинские автопроизводители пересматривают планы
15.12.2008 г. один из крупнейших украинских производителей автомобилей корпорация Богдан заявила об ухудшении производственных планов на 2009 г. Компания снизит не только объем выпуска грузовиков, как объявлялось ранее, но и легковых автомобилей. Конкуренты Богдана пока планы не пересмотрели, но соглашаются, что в целом ситуация будет хуже, чем предполагалось ранее. По оценкам аналитиков, объем производства может снизиться в 2009 г. на 35% — до 265 тыс. автомобилей.
Не лучше ситуация и у других автопроизводителей. Производство однозначно сокращать собираются все, сегодня прогноз по объему сокращения дать невозможно, но то, что это будет значительное сокращение, совершенно очевидно, — заявил почетный президент корпорации АИС Д. Святаш. Ранее он заявлял, что даже при оптимистическом сценарии развития событий в экономике в 2009 г. корпорация снизит объемы на 20%. Производственные мощности завода составляют 40 тыс. автомобилей в год. Президент корпорации Укравто Тариэл Васадзе заявлял, что его компания без господдержки может снизить производство на 40%, сообщает Коммерсант-Украина.

Отечественный лизинг уходит в отпуск, возлагая надежды на господдержку экономики…

Две третьи лизинговых компаний в Украине сами полностью зависят от кредитов, поэтому желающим приобрести авто таким образом в 2009 году придется рассчитывать лишь на собственные силы…
Быстрый рост и радикальное падение: лизинг как надежда реального сектора экономики на оперативное перевооружение современной техникой и технологиями под давлением кризиса уходит в список нереализованных идей вслед за строительным рынком, фондовым и банковским. Лошадки, работавшие от финансовой подпитки, выдворены в вынужденные отпуска до лучших времен.
Корень проблемы этих рынков, и в частности лизинга, уже не столько во внезапном сокращении внешнего финансирования, сколько в кардинальном падении внутреннего платежеспособного потребительского спроса.
В 2009 год Украина, по мнению экспертов ряда отечественных рынков, вступит с почти пятидесятипроцентным уменьшением спроса на большинство товаров и практически все услуги. Спрос уже практически не поддерживается платежеспособностью; покупатели, как физические, так и юридические лица, максимально сократили потребление, оставив в перечне расходов только статьи, рассчитанные на жизнеобеспечение. Для рынка лизинга, выросшего в 2007 году в 500 раз до почти 4 миллиардов долларов США, это сегодня уже может стать толчком к долгосрочному замораживанию или даже рецессии.
В то же время для Украины необходимость развития рынка лизинговых услуг, в том числе благодаря зарубежным игрокам, является остро актуальной. По экспертным оценкам, нашей стране требуется не менее $172 миллиардов инвестиций в основные фонды с целью их обновления, поскольку изношенность производственных ресурсов в зависимости от отрасли составляет от 60 до 90%.
Данный финансовый инструмент был надеждой на развитие внутреннего производства, поддержкой отечественного товаропроизводителя, опорой для роста реального сектора экономики.
Преодолев законодательные барьеры, украинский лизинг по итогам прошлого года выбился в лидеры, увеличив стоимость активов, переданных в лизинг, с 2 миллиардов 396 миллионов гривен в 2006 году до 14,1 миллиарда гривен в 2007 году. На 2008 год эксперты прогнозировали некоторое замедление темпов роста, однако двукратное увеличение стоимости активов обещали, особенно, на фоне первых шагов по корректировке банковского потребкредитования, в том числе и в автомобильном бизнесе. Однако расчеты подвели: финансовый кризис, парализовав банковскую систему, кардинально откорректировал планы лизингодателей. К концу четвертого квартала 2008 года финансирование лизинговых компаний, по данным Украинского объединения лизингодателей, сократилось в 10-30 раз в зависимости от направления деятельности и внешних финансовых источников. Лизингодатели, в свою очередь, урезают собственные лизинговые программы, не имея ни малейшей уверенности в возвращении вложенных средств.
Пока услуги лизинговых компаний обходятся потребителям дешевле банковских кредитов. Компании просят за лизинг сроком до пяти лет в среднем 19 — 22% годовых, тогда как средняя банковская ставка по автокредитам в гривне уже превышает 30%. Однако вряд ли все лизингодатели воспользуются проблемами банков. По данным профильного объединения, две трети лизинговых компаний в Украине полностью зависят от кредитных средств, собственниками части из них являются банки. Дефицит средств у банков обуславливает замедление темпов роста лизингового рынка в Украине и даже сворачивание деятельности отдельных участников данного рынка. В некоторых компаниях, к примеру, уже не предоставляют услуги новым клиентам, для проверенных же потребителей ужесточают условия обслуживания. Так, например, одна из компаний, предоставляющих в лизинг автотранспорт, объявила переход на льготную лизинговую программу, в которой за минимальными годовыми ставками стоит малопривлекательный срок лизинга, рассчитанный не более чем на один год.
При этом для покупки авто необходимо сразу оплатить 50% его стоимости.
В связи с описанными тенденциями эксперты прогнозируют рост ставок по лизингу уже в ближайшие месяцы. Причем даже те лизинговые компании, которые имеют доступ к относительно дешевому финансированию, не станут демпинговать.
Острой проблемой развития отечественного лизинга, помимо дефицита финансов, является также несовершенное законодательство, регулирующее деятельность в данной сфере. Для решения этого комплекса вопросов в сентябре текущего года при УСПП была создана комиссия по вопросам лизинга. По результатам второго заседания комиссии, посвященного противодействию кризисным тенденциям, было принято решение внести изменения в действующее законодательство Украины касательно стабилизации и усовершенствования лизинговых правоотношений как в сфере привлечения финансовых активов в реальный сектор экономики. В частности, предлагается внести поправки к следующим законодательным актам Украины: Закону Украины О налогообложении прибыли предприятий, Закону Украины О налоге на добавленную стоимость, Закону Украины О финансовом лизинге, Закону Украины Об исполнительном производстве, декрету Кабинета Министров Украины О государственных пошлинах. Однако прогнозировать, когда будут приняты изменения в нормативно-правовую базу, сегодня не берется никто…
Поэтому отечественные лизингодатели предпочитают не говорить о своих перспективах на 2009 год, возлагая все надежды на принятие действенного антикризисного законодательного пакета, с реализацией которого должна быть оказана максимальная поддержка экономике Украины.

Регистрационные данные нормативно-правовых документов

Регистрационные данные нормативно-правовых документов
Вступили в силу
14.12.2008 г.:
— Новые Тарифы на ж/д перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении Восток—Запад (Приказ Минтранссвязи от 18.08.2008 г. № 1037).
Новый график и новые тарифы для международного сообщения (кроме сообщения с государствами СНГ и Балтии) вводятся (или подтверждаются действующие) каждый год со второго воскресенья декабря.
Тарифы повышены только в вагонах второго класса в среднем на 15%.
Тарифы на перевозку пассажиров в страны дальнего зарубежья дифференцированы в зависимости от расстояния поездки, категории поезда и вагона и выражены в EUR.
Для расчетов применяется курс EUR к грн., объявленный НБУ на предпоследний день каждого месяца, который принимается, начиная с 1 числа каждого месяца. В случае значительного повышения (снижения) курс может учитываться чаще, но не более 4 раз в месяц. Значительным отклонением курса как в сторону повышения, так и снижения считается отклонение от предыдущего объявленного на 2—2,5%.
Тарифы на перевозку пассажиров в сообщении с государствами СНГ и Балтии (страны ближнего зарубежья) будут рассчитываться в швейцарских франках.
Тарифы, установленные для международного сообщения Восток—Запад, являются предельными и применяются при расчете стоимости билета за проезд пассажиров по территории, за перевозку багажа и стоимости плацкарты в спальных вагонах Украины (за весь путь следования). Тарифы на перевозку пассажиров дифференцируются в зависимости от расстояния поездки, категории поезда и вагона.
Стоимость билета для детей возрастом 4—12 лет составляет 50% стоимости билета для взрослого пассажира, а стоимость плацкарты равняется стоимости плацкарты для взрослого пассажира.
Льготы и скидки в международном сообщении Восток—Запад устанавливаются согласно международным соглашениям.
19.12.2008 г.:
— Изменения в Порядок проведения конкурса на право аренды госимущества (Приказ ФГИУ от 19.11.2008 г. № 1384);
— Изменения в дополнительную информацию, указываемую в гр. 31 ГТД (Приказ ГТСУ от 26.11.2008 г. № 1326).

Читать далее Регистрационные данные нормативно-правовых документов