Архив метки: госгарантии

300 российских компаний могут в период кризиса опереться на государственное плечо

Правительство опубликовало список предприятий, которым будет оказана поддержка в непростых финансовых условиях. В число избранных попали практически все крупнейшие корпорации.
В списке правительства 295 компаний различных отраслей экономики. Государство поможет и нефте-газо добытчикам — Газпрому, ЛУКОЙЛу, Роснефти, металлургическим компаниям — Норильскому Никелю и Русалу, угледобывающим, авиастроительным и другим корпорациям. В список избранных попали также три крупнейших федеральных оператора связи и ряд СМИ, в том числе ВГТРК и первый канал. Ранее премьер Владимир Путин на заседании Президиума Правительства заявил, что предприятия России, которые производят более 85% валового внутреннего продукта страны, с годовым оборотом более 15 миллиардов рублей, и числом работающих более четырех тысяч человек получат господдержку.
На конкретный выбор властей — кому помогать могли повлиять несколько как рыночных так и не рыночных факторов, — сообщил в интервью Business FM председатель совета директоров компании Арбат Капитал Менеджмент Алексей Голубович: Естественно, что сюда вошла металлургия, ТЭК, электроэнергетика, потому что именно там численность человек измеряется десятками тысяч человек иногда даже сотнями. С точки зрения их положения, очевидно, что здесь те предприятия, которые больше всего назанимали, которые хуже управлялись самым безобразным фин. менеджментом, как многие предприятия, скажем, пищевой промышленности. По лоббистским возможностям здесь можно судить только очень субъективно, но из перечисленных предприятий, любое какое ни возьми, можно найти среди владельцев известных депутатов, политиков, олигархов.
Однако сам факт занесения в список правительства не означает автоматического выделения финансовой помощи. Вид поддержки может быть индивидуальным для каждой компании — госгарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация долгов, госзаказ. Но именно госгарантии — более правильный способ поддержки, чем предоставление просто финансовой помощи, считает гендиректор компании ФинЭкспертиза Агван Микаелян: Очень правильный подход, когда обещаются чисто экономические меры, это субсидирование процентных ставок, это определенные налоги и налоговое послабление во всех проявлениях, это реструктуризация налога и индексация и какие-то поддержки и самый главный момент — это государственные гарантии, где требуется подкрепить доверие, денег не нужно, да и тратить тоже не надо, надо просто сказать, чтобы государство за эту операцию отвечает, и этого будет достаточно, чтобы механизм провернулся.
В правительстве отмечают, что опубликованный вариант не окончательный. Кроме того, в заявлении кабинета отмечается, что при необходимости, в рамках объявленной поддержки нужно понимать и то, что власти будут минимизировать негативные социально-экономические последствия от прекращения деятельности таких предприятий.
Российские СМИ обнаружили в заявлении кабинета несколько неточностей и странностей. В частности, в списке присутствуют малоизвестные компании, и некоторые упоминаются дважды. К примеру, ООО Авиакомпания с уставным капиталов в сто тысяч рублей на самом деле является ОАО и пока только создается. Именно она станет базой для авиаперевозчика Росавия на базе активов Эйр Юнион и Атлант-Союза.
www.prime-tass.ru

И вновь продолжается бой

О том, как в законопроекте 3306 предлагается гарантировать вклады, отсрочить выплату ипотечных платежей и оживить строительство.
ПОВОД
Комплексный антикризисный законопроект 3306 О срочных мерах по предупреждению последствий мирового финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законы Украины богат не только на налоговые и таможенные изменения (см. материал ЛІГА:ЗАКОН Налоги и пошлины неразделимы). В нем также нашлось место защите интересов вкладчиков банков и других финансовых учреждений. Кроме того, большое внимание в законопроекте 3306 уделено антикризисным мерам, касающимся субъектов рынка кредитования и застройщиков.
ФАБУЛА
Реализация некоторых идей, заложенных в комплексном антикризисном законопроекте, может иметь непредсказуемые последствия
К гарантиям через фонды
Законопроектом 3306 предлагается предоставить государственные гарантии по возвращению вкладов не только физических лиц — вкладчиков банков, но и по другим видам вкладов. Так, под защиту Фонда гарантирования вкладов физлиц (далее — ФГВ) планируется поставить депозитные счета физических лиц — предпринимателей, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения.
По аналогии с ФГВ в законопроекте 3306 запланировано создание Фонда гарантирования страховых выплат по договорам долгосрочного страхования и Фонда гарантирования вкладов кредитных союзов. Участниками первого должны стать страховщики, имеющие лицензию на право осуществления деятельности по долгосрочному страхованию жизни, инвестиционному или пенсионному страхованию. Участниками второго — все кредитные союзы, имеющие лицензию на привлечение депозитных средств.
За такую роскошь страховщики (кредитные союзы) должны будут уплатить первоначальный взнос в размере 10 % от статутного (резервного) капитала. А потом два раза в год отчислять в фонды по 0, 25 % (0,2 %) от суммы страховых рисков (суммы вкладов). Размер же возмещения страхователям и вкладчикам КС составит суммарно 50 тыс. гривен по всем видам невыплат одного неплатежеспособного участника фонда. Правда, выплачивать возмещения фонды смогут не раньше, чем через год после их создания…
…ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законопроект 3306 в части кредитно-банковского и строительного сектора достаточно рискованный. Ведь усиление роли договоров с оговоркой вместе с неспособностью некоторых граждан погасить кредит даже по прошествии 90 дней может привести к противоправным выселениям в досудебном порядке. Да и Фонды банковского управления еще не показали свою эффективность, а потому их внедрение по всей Украине может оказаться преждевременным.

Источники оптимизма — дом и семья

Россияне намного сильнее европейцев и американцев боятся последствий кризиса. Такие выводы содержатся в исследовании крупнейшего по капитализации страховщика Европы — германской Allianz, проведенного в октябре-ноябре 2008 г. в девяти странах — Австрии, Венгрии, Италии, Германии, Греции, России, США, Франции и Швейцарии.
Россияне более всего обеспокоены ситуацией на международных финансовых рынках и ее влиянием как на страну в целом, так и на свою личную жизнь, — отмечают авторы исследования.
В нем также говорится, что на фоне финансового кризиса люди стали проявлять больше беспокойства по поводу государственного пенсионного обеспечения и высказали намерение увеличить вложения в полисы страхования жизни. Среди россиян доля тех, кто оценивает текущую ситуацию в стране как плохую или очень плохую, составляет 28%, что больше, чем в Австрии (20%) и Швейцарии (12%), но меньше, чем в других странах. По сравнению с маем 2008 г. позитивные оценки текущей ситуации в России сократились заметнее, чем в других странах (на 9%). Сильно снизилась (на 18%) доля позитивно настроенных в отношении текущей ситуации в России среди менеджеров высшего звена, которые были наиболее оптимистичны в мае.
Большинство россиян (58%), как и в мае, оценивают ситуацию в стране нейтрально — ни плохая и ни хорошая. Вместе с тем увеличилось число считающих ситуацию плохой (с 17% до 28%). Наиболее заметно увеличение таких оценок среди старшей возрастной группы (на 18%). В России уверенность в гарантированном трудоустройстве снизилась среди менеджеров среднего звена и старшей возрастной группы (40-60 лет) на 9% и 8% соответственно. Россияне, как и жители других стран, не уверены в ситуации на международных финансовых рынках. Лишь 6% граждан не чувствуют обеспокоенности по этому поводу. По сравнению с первой волной кризиса в ноябре среди россиян снизилась уверенность в отношении экономической ситуации в стране (с 18% до 12%). Больше половины российских граждан отметили, что их волнует перспектива ее развития в ближайшие 12 месяцев (58% опрошенных). По сравнению с маем доля обеспокоенных этим фактором увеличилась на 13%.
Российские граждане по-прежнему демонстрируют высокую обеспокоенность проблемами защиты окружающей среды (65%) и государственных гарантий в области здравоохранения (58%). Однако по сравнению с маем последний показатель снизился на 3%.
Заключительный вопрос, заданный в ходе исследования: Влияет ли кризис финансовых рынков на ваше собственное положение?, — выявил явную обеспокоенность состоянием государственного пенсионного обеспечения во всех девяти странах. В Греции этот вопрос вызывает обеспокоенность у двух из трех опрошенных (66%), далее идут США (63%), Венгрия (61%), Франция (59%).
В России и Италии этот показатель составляет 54% и 52% соответственно.
Менее всего обеспокоены вопросом государственных пенсий в контексте кризиса швейцарцы (31%), а также австрийцы (42%) и немцы (44%).
Уровень обеспокоенности надежностью различного рода финансовых инструментов, таких как полисы страхования жизни, акции и ПИФы, является сравнительно низким, хотя в ряде стран определенное беспокойство все же ощущается. В целом менее всего обеспокоены данным вопросом жители Швейцарии и Германии. Между тем американцы, греки и россияне выражают наибольшую озабоченность. В то же время исследование показало, что финансовый кризис негативно сказывается на инвестиционных планах жителей во всех странах: респонденты проявляют осторожность в инвестиционных решениях. В результате кризиса многие люди планируют хранить больше сбережений на счетах в банках: самый высокий показатель у американцев (54%), швейцарцев и австрийцев (по 43%).
Что касается прогнозов финансового поведения, то россияне меньше всего собираются переводить деньги в евро и доллары (9% и 7% опрошенных соответственно). Примечательно, что в отношении страхования почти четверть опрошенных россиян (24%) задумывается над тем, чтобы в ближайшие 12 месяцев сократить расходы на автокаско и страхование имущества, а практически каждый шестой собирается при этом увеличить вложения в страхование жизни (17%). В условиях кризиса, как говорится в исследовании, люди больше обращаются к вечным ценностям. По словам респондентов, самым большим источником оптимизма в течение следующего года будут дом и семья: 92% швейцарцев, 88% немцев, 86% австрийцев, 78% французов и 71% россиян более всего уверены в своем домашнем окружении. Эти показатели не изменились по сравнению с маем 2008 г. Россияне входят в число лидеров по доле уверенных в своей семье, партнерах и детях: Швейцария (80%), Германия (70%), Австрия (68%), Россия (68%).
В ходе исследования было опрошено свыше 10,5 тыс. респондентов. В каждой из стран мужчинам и женщинам в возрасте от 15 до 60 лет предлагалось оценить свое личное положение и ситуацию в своей стране на момент исследования и на следующие 12 месяцев. Респондентам также задавался вопрос о том, какие факторы сегодня определяют будущее развитие страны и течение их собственной жизни.

Союзные потери

Население изымает сбережения из кредитных союзов. Последние будут вынуждены в 2009 году резко сократить объемы кредитования
Будет хуже
Судя по всему, конец текущего и начало следующего года кредитные союзы (КС) запомнят как период резкого ухудшения показателей своей деятельности. По крайней мере, такие неутешительные прогнозы дает Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг), регулирующая и рынок КС. По словам председателя Комиссии Валерия Алешина, на рынке КС могут возникнуть проблемы, аналогичные уже наблюдаемым в банковском секторе, — отток вкладов населения и сокращение объемов кредитования. “Мы прогнозируем возможные осложнения с показателями надежности и платежеспособности финансовых учреждений, в частности значительной части рынка кредитных учреждений”, — говорит Валерий Алешин. Среди причин ухудшения состояния КС регулятор называет и ухудшение ситуации на банковском рынке. Логика такова: без восстановления доверия населения к банкам, а также к курсовой политике НБУ не приходится рассчитывать на доверительное отношение и к небанковским кредитным учреждениям. “Мы уже ощущаем некоторые сигналы, которые пока не проявились в отчетности за три квартала текущего года. Как на банковском рынке, так и на рынке КС прослеживается желание (вкладчиков. — Ред.) быстрее получить средства с депозитных счетов”, — отмечает Валерий Алешин. Напомним: Госфинуслуг в данном вопросе пошла по стопам Нацбанка, введя мораторий на досрочный возврат депозитов членам КС. Соответствующее распоряжение №1203 было подписано регулятором 15 октября, буквально через два дня после вступления в силу постановления НБУ №319, которым был введен мораторий на досрочное изъятие банковских депозитов (подробнее см. БИЗНЕС №42 от 20.10.08 г., стр.55, 56, 58 и 59-61).
Примечательно, что если на момент появления распоряжения №1203 часть КС была против подобного решения, опасаясь возникновения паники среди клиентов, то теперь участники рынка не спешат поднимать вопрос о его отмене. “По моему мнению, отменять мораторий на досрочное изъятие вкладов и для банковской системы, и для КС преждевременно”, — считает Иван Вишневский, председатель ОКС “Программа защиты вкладов” (г.Киев; с 2007 г.; объединяет 43 КС). По мнению Петра Козинца, президента Национальной ассоциации кредитных союзов Украины (НАКСУ; г.Киев; объединяет более 150 КС; с 1994 г.), у регулятора пока нет оснований отменять мораторий на досрочный возврат вкладов членов КС. “Хотя нужно признать, что данным мораторием пользуются отнюдь не все КС. Люди понимают, что во многом это вопрос доверия. Сегодня можно будет удержать деньги, но доверия людей уже не будет, и снова в КС они вклады не принесут”, — говорит президент НАКСУ.
Былые успехи
Справедливости ради следует признать, что пока Госфинуслуг фиксирует только снижение темпов роста показателей КС. В частности, такая тенденция характерна для капитала КС. По данным Госфинуслуг, за I квартал 2008 г. капитал КС увеличился на 34%, за II квартал — на 32%, за III квартал — всего на 18%. В целом же, за девять месяцев текущего года КС успели показать неплохие результаты. На 30 сентября 2008 г. КС было привлечено 4,14 млрд грн., что на 20% превышает показатель на конец 2007 г. Увеличились также объемы кредитования: за январь — сентябрь КС выдали 5,62 млрд грн. кредитов, что на 24% превышает показатель 2007 г. в целом. По словам участников рынка, многие КС сознательно идут на сокращение активов. Собственно, кредитным союзам, располагающим значительными резервными капиталами, это позволит нормально пережить кризис. Тем же союзам, которые не имеют достаточных собственных средств, вероятнее всего, придется в разы сокращать свои операционные затраты. За девять месяцев количество членов КС увеличилось на 10,8%, до 2,65 млн чел. Из них 632 тыс.чел., или почти 23,9%, имели действующие кредитные договоры, а 174 тыс.чел., или 6,6%, — вклады на депозитных счетах в КС. Впрочем, большинство кредитных союзов, примерно 59%, остаются небольшими учреждениями, объединяющими не более 1 тыс. участников. Около трети КС объединяют по 1-10 тыс. участников, около 5% КС — 10-100 тыс. участников. При этом всего четыре КС объединяют более 100 тыс. членов.
Ни дать, ни взять
Примечательно, что представители КС, даже несмотря на то что большая часть года складывалась довольно неплохо, не отрицают наличия проблем на рынке. “Мой прогноз вряд ли чем-то отличается от позиции регулятора. Действительно, мы уже наблюдаем ухудшение показателей, — признает Иван Вишневский. — В частности, по кредитным союзам, которые входят в объединение КС “Программа защиты вкладов”, мы уже в октябре видели сокращение активов на 1,7%, кредитов — на 0,9%, депозитов — на 2,3%. Вероятнее всего, КС покажут уменьшение объемов кредитования”. По его словам, по результатам I квартала 2009 г. объем депозитов в КС может составить около 3,1 млрд грн., что гораздо меньше показателя на 30 сентября текущего года. Следовательно, за IV квартал 2008 г. и I квартал 2009 г. остатки на депозитах КС могут сократиться на 1 млрд грн. “Люди предпочитают забирать деньги по истечении срока договора. Доходит до того, что вкладчики говорят: мы доверяем вам, но не доверяем государству. Люди стремятся купить импортные бытовую технику, автомобили, пока цены на них не повысились, перевести гривневые сбережения в валютные”, — поясняет г-н Козинец. По его словам, если ранее в КС продлевали около 80% депозитов, то теперь — только 30%. И это неудивительно, если учесть, что КС работают с гривней, которая за последние недели стремительно дешевеет по отношению к доллару и евро, теряя остатки доверия населения.
Еще одна проблема, с которой уже столкнулись КС, — это проблема возврата уже выданных кредитов. “Мы видим возможность возникновения затруднений с возвратом кредитов КС. Основной заемщик КС — население, которое потенциально является более уязвимым в условиях всеобщего экономического кризиса”, — говорит Валерий Алешин. Действительно, в КС кредиты часто получают граждане, которые не могут соответствовать всем требованиям банков к заемщикам. Представители Госфинуслуг считают, что платежеспособность таких клиентов будет поставлена под угрозу в первую очередь, и немаловажную роль в данном случае сыграет наблюдающийся рост безработицы как в промышленности, так и в других секторах экономики. “Поэтому мы прогнозируем ухудшение финансового состояния КС. Проявление этой тенденции будет видно в IV квартале текущего и в I квартале следующего года”, — полагает г-н Алешин. Участники рынка признают, что проблема роста просроченной задолженности становится все более актуальной. “В некоторых случаях проблемная задолженность увеличилась на 10-20%, — говорит Петр Козинец. — Это в первую очередь связано с тем, что персонал многих предприятий отправлен в отпуска за свой счет. Особенно это характерно для городов, в которых есть бюджетообразующие предприятия.”
Имидж — все
Так сложилось, что проблемы с финансовыми показателями оказались не единственными для КС. Особенно остро для рынка встал вопрос сохранения положительного имиджа среди населения. Дело в том, что 2 декабря 2008 г. в ходе брифинга начальник Департамента Государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Украины Леонид Скалозуб заявил, что на рынке КС, которых в настоящее время в Украине насчитывается более 800, было раскрыто 338 злоупотреблений со средствами вкладчиков. Согласимся: подобная статистика заставляет потенциальных вкладчиков задуматься, стоит ли покупаться на высокие процентные ставки и доверять свои сбережения КС. Сами кредитные союзы не могли не отреагировать на подобную критику со стороны правоохранительных органов. В частности, 15 декабря Всеукраинская ассоциация кредитных союзов (ВАКС; г.Киев; объединяет более 160 КС) распространила заявление, в котором заверила, что большая часть КС являются надежными и финансово устойчивыми организациями. “Беспокоит то, что заявление начальника Департамента Государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Украины — не первый случай, когда представители контролирующих органов прибегают к откровенному провоцированию панических настроений среди населения”, — говорится в заявлении ВАКС. Впрочем, следует признать, что на рынке КС все же случаются скандалы. В частности, не стоит забывать о пострадавших вкладчиках КС “Алчевский”, который прекратил свое существование летом 2007 г. Это учреждение в 2004-2007 гг. привлекло более 10 тыс. вкладчиков, и, по некоторым оценкам, сумма вкладов на момент прекращения деятельности достигала $80 млн. Сбежавший председатель КС оставил лишь письмо, в котором взял вину за пропажу денег на себя и признал при этом, что часть денег проиграл в казино (см. БИЗНЕС №1-2 от 14.01.08 г., стр.50-52).
Так или иначе, но вкладчики КС все же имеют основания рассчитывать на хорошие новости. На минувшей неделе стало известно, что Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики разработал законопроект №3306 от 04.12.08 г. “О срочных мерах по предотвращению последствий мирового финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законы Украины”. Документ примечателен тем, что предусматривает внедрение системы государственного гарантирования вкладов членов кредитных союзов. 5 декабря текущего года профильный Комитет ВР рассмотрел данный законопроект и решил рекомендовать принять его за основу. Согласно тексту проекта, предлагается заложить сумму гарантии по вкладам членов КС на уровне 50 тыс.грн. Принятие подобного закона могло бы повысить доверие населения к КС. “Государству действительно стоит позаботиться о решении данного вопроса, так как КС привлекли около 5 млрд грн., а это серьезная сумма”, — считает Иван Вишневский.
Пока же решение проблемы гарантирования вкладов отдано на откуп самим КС. Сейчас на рынке реализуются два механизма гарантирования вкладов. Один предусматривает формирование кредитным союзом стабилизационного фонда и фонда гарантирования вкладов, второй основан на принципах страхования вкладов членов КС. Сама идея создания стабилизационного фонда, предназначенного для оказания помощи КС, испытывающим финансовые трудности, и фонда гарантирования вкладов членов КС была заложена еще в “Концепции развития системы кредитной кооперации”, принятой Кабмином в 2006 г. Наиболее активное участие в создании подобных структур принимают НАКСУ и ВАКС.

Никто не просил у МВФ увеличить объем кредита

Глава миссии Международного валютного фонда (МВФ) в Украине Джейла Пазарбашиоглу рассказала i о своем видении экономической ситуации в нашей стране и оценила антикризисные действия властей.
Вопрос: Каков главный вывод по результатам вашего визита в Украину?
Ответ: Экономическая ситуация в Украине остается чрезвычайно сложной и напрямую связанной с глобальным кризисом во всем мире. Этот кризис можно назвать беспрецедентным. Впервые за 60 лет рост ВВП стран Большой семерки будет отрицательным. Вместе со снижением производства падают потребление, инвестиции. Весь мир проходит через сложный период. Для Украины он характеризуется очень резким сокращением притока валюты по капитальному и товарному счетам платежного баланса. Снижение цен на сталь, падение спроса на металлургические товары и уменьшение финансовых потоков приводят к созданию очень сложных условий. После четырех-пяти лет постоянного притока инвестиций и кредитов, которые позволяли активно занимать в иностранной валюте, экономике приходится перестраиваться на кредитование в гривне. Это очень сложно.
В: Способны ли украинские власти противостоять кризису?
О: Надеюсь, что да. Успех по выходу из кризиса будет зависеть от выполнения всех договоренностей, заложенных в меморандуме, подписанном между МВФ, НБУ, Кабмином и президентом. От выполнения этих условий зависят и дальнейшие транши кредита фонда. Основная проблема украинских властей на сегодня — это отсутствие коммуникации с бизнесом и населением, которая бы донесла до людей стратегию по выходу из кризиса. Разобщенный парламент не позволяет даже разработать такую стратегию. В результате ни один политик не может выйти и сказать: мы будем действовать так-то и так-то, и это позволит выйти из кризиса. Сейчас в парламенте находится более 50 законопроектов, которые до сих пор не рассмотрены. Это удивительно, потому что во время кризиса политические силы должны действовать единой силой, а не предлагать собственные пути выхода из кризиса.
В: Чем вы занимались во время пребывания в Украине?
О: На протяжении минувших двух недель миссия МВФ оценивала применение антикризисной программы правительством и Нацбанком непосредственно на месте. Пока мы не имеем оснований менять свои оценки и подходы к проблемам в экономике Украины. Мы получили данные за октябрь и предварительные оценки по ноябрю. Должна сказать, что развитие экономики в эти месяцы не сильно отличается от наших прогнозов, заложенных в меморандуме. Поэтому пока нет оснований говорить о каком-либо пересмотре условий программы. В любом случае в январе миссия МВФ будет анализировать выполнение антикризисных мер правительством и Нацбанком, а также изучать бюджет на 2009 г.
В: Если экономическая ситуация будет ухудшаться, МВФ готов расширить объем помощи?
О: На моей памяти ни одна из стран-членов МВФ не просила увеличения суммы кредита фонда. Впрочем, если в мире ситуация в дальнейшем ухудшится, нам придется менять подходы к программе сотрудничества не только с Украиной, но и по всему миру. Возможно, будут сформированы новые программы . Кроме того, мы не можем говорить о кредитах МВФ как о чем-то отдельном от общей программы помощи со стороны международных финансовых организаций. Фонд активно сотрудничает с экспертами Всемирного банка и ЕБРР. Они также работают над программами по финансированию различных проектов в Украине. К примеру, ВБ в ближайшее время рассмотрит кредит Украине на сумму $500 млн. ЕБРР рассматривает возможность увеличения финансирования программ по капитализации украинских банков. Мы со своей стороны, как крупнейший кредитор страны, следим, чтобы антикризисная программа правительства способствовала росту частных иностранных инвестиций и приходу международных финансовых организаций.
В: Как вы оцениваете действия Нацбанка по выполнению условий антикризисной программы?
О: Национальный банк очень плотно работает с нами над имплементацией условий меморандума в монетарной политике. Они прошли через очень сложный период адаптации своей политики к плавающему курсу, когда доверие банков к регулятору стало очень хрупким. Вы наверняка заметили, что в определенный период времени НБУ пошел наперекор программе, укрепляя курс гривни. Я склонна считать, что это стало последствием давления некоторых политических сил.
В: Многие банкиры говорят, что одновременно с выполнением условий меморандума чиновники НБУ активно занимаются коррупцией. По нашим данным, об этом они прямо заявляли на встречах с вами…
О: Я не хочу обсуждать подобные заявления. Миссия МВФ изначально прикладывала усилия к формированию прозрачной системы рефинансирования коммерческих банков и продажи валюты на аукционах. Аукционы по продаже валюты сейчас функционируют прозрачно. Если говорить о рефинансировании коммерческих банков, то до последнего времени эта процедура была разделена на две части. Собственно краткосрочное рефинансирование на поддержание ликвидности коммерческих банков и т.н. реабилитационная поддержка — рефинансирование на срок более года. Мы настояли на том, чтобы НБУ отказался от практики длинного рефинансирования, которое вызвало много нареканий в банковской среде, и сконцентрировался только на поддержке банковской ликвидности. Поэтому НБУ переходит на короткое (максимум две недели) рефинансирование. В ближайшее время будет отменена и практика рефинансирования банков под залог акций их собственников.
В: Вы считаете, что сокращение рефинансирования оправданно в текущих условиях?
О: НБУ согласился, что как только отток депозитов из банковской системы прекратится — а это уже произошло: на протяжении двух недель деньги возвращаются в систему,- НБУ отменит мораторий на досрочное расторжение депозитов, перейдет к короткому рефинансированию банков, повысит процентные ставки по своим пассивным операциям. Большая часть из этих решений заложена в постановлении N413.
Теперь задача НБУ — активизировать программу рекапитализации коммерческих банков. Первый этап этой программы, который посвящен тщательному анализу ситуации крупнейших банков с целью определения их возможной недостаточной капитализации, уже проводится. Фактически, анализируя эти данные, НБУ сможет разделить кредитно-финансовые учреждения на две группы: нуждающиеся в рекапитализации и нуждающиеся в подпитке ликвидностью.
В: В какую сумму вы оцениваете возможную потребность крупнейших банков в рекапитализации?
О: Заложенные в меморандуме 54 млрд. грн.- лишь приблизительная оценка суммы, которая может потребоваться. Делая эти расчеты, мы не могли спрогнозировать, насколько банки готовы ужаться в своих расходах и могут ли они увеличивать свой капитал. В ближайшие дни менеджмент крупнейших финансовых учреждений должен предоставить в НБУ программу повышения их капитализации. Во время ее подготовки менеджмент, в первую очередь, должен разобраться, есть ли у действующих акционеров возможность увеличить капитал банка. Затем необходимо оценить возможность объединения с другим финансово стабильным банком. И только после этого искать поддержки государства для вывода банка из кризиса. Ведь получить поддержку государства должны только системные банки с качественным портфелем активов. Те банки, которые могут рассчитывать на эту поддержку, должны очень быстро пройти все этапы возможной рекапитализации. Сроки должны быть четко определены Кабмином и НБУ, иначе каждый банк начнет вести рисковую политику, зная, что получит поддержку. Основная идея этой программы — стимулировать дальнейший процесс кредитования экономики крупными банками.
В: Вы не опасаетесь, что активная рекапитализация приведет к новой волне оттока вкладов?
О: Нет. Стабильность курса гривни к доллару на фоне государственных гарантий по депозитам должны удержать деньги клиентов в банках. Поэтому я не ожидаю значительного оттока средств, равно как и роста спроса на валюту.
Рекапитализация — это всего лишь удержание норматива адекватности капитала банка на приемлемом уровне через размещение в капитале отдельных банков государственных обязательств.
Хочу подчеркнуть: мы не говорим о том, что остальные банки должны остаться без поддержки. Мы активно работаем с Международной финансовой корпорацией и ЕБРР, которые заинтересованы в поддержке некоторых банков второй и третьей группы. Безусловно, многим банкам придется искать поддержку акционеров, а в случае отсутствия такой поддержки — уйти с рынка. Однако это очень чувствительные вопросы, ответы на которые имеют значительное влияние на доверие к банковскому сектору. Поэтому я бы не хотела давать какие-либо прогнозы.
В: Как увязаны требования МВФ по нулевому дефициту бюджета и возможность рекапитализации коммерческих банков за счет бюджета?
О: Мы предусмотрели так называемые корректировки показателей дефицита бюджета. Проще говоря, мы не будем рассматривать как дефицитную операцию выпуск гособлигаций для рекапитализации банков, а также кредиты от международных финансовых учреждений, предназначенные для финансирования конкретных проектов развития. Вместе эти два источника формирования и финансирования дефицита бюджета могут достигать 5% ВВП, что является достаточно значительной цифрой.
В: Многих экспертов беспокоит прогнозное снижение чистых резервов НБУ на конец 2009 г. до $14,9 млрд. Что является причиной такого прогноза?
О: В условиях кризиса резервы НБУ используются для обеспечения потребности в валюте импортеров и внешних кредиторов. В случае нехватки валюты на межбанковском рынке, банки и их клиенты могут покупать ее на аукционах НБУ.
Снижение прогнозного размера чистых резервов НБУ (т.е. без учета кредитных средств МВФ) на конец 2009 г. и показывает эту потребность в валюте.
В: Можно ли реализовать предложенную Минфином конвертацию валютных депозитов клиентов банков в гривню? Как это будет согласовываться с требованием Меморандума по достаточности резервов НБУ?
О: Такая операция, если она будет добровольной, вполне возможна. Похожие действия осуществляли в Венгрии. В целом если Нацбанк и банки смогут договориться о прозрачном механизме такой конвертации, без нарушения нормативов валютной позиции банков и нижнего порога чистых резервов НБУ, ее можно осуществить. Думаю, речь не может и не должна идти обо всех кредитах в валюте. Многие банки смогут пролонгировать такие займы или предложить заемщикам только обслуживание долга. В случае если эти меры не смогут гарантировать выплату по кредитам, можно говорить о конвертации. При этом многие банки могут понести убытки на этой операции. Думаю, Минфин мог бы компенсировать их, например, не облагая налогом насчитанные, но не полученные доходы по кредитам (процентные доходы).
В: Как вы будете анализировать эффективность использования выделенных фондом средств?
О: Недавно сюда прибыла еще одна группа экспертов МВФ, в задачу которой входит проверка решений, принятых регулятором по тому или иному вопросу.
Необходимо гарантировать независимость НБУ от любых политических сил и давления извне в вопросах рекапитализации и поддержки ликвидности банковской системы. НБУ является защитником и пользователем резервов, в которых находятся и наши деньги. Поэтому мы должны быть уверены, что резервы надежно защищены и решения относительно их применения абсолютно прозрачны. Техническая группа экспертов МВФ должна подтвердить, что люди, принимающие решения относительно использования резервов, находятся на своем месте и могут принимать такие решения. Пока мы не ощутили, что средства МВФ используются не по назначению.
Джейла Пазарбашиоглу окончила Босфорский университет (Турция) и Джорджтаунский университет (США). С 1992-го по 1998 г. работала экономистом в Международном валютном фонде. С 1998-го по 2001 г.- старший экономист и глава департамента стратегии и экономики в лондонском отделении банка ABN AMRO. С 2001-го по 2003 г.- вице-президент банковского регулятора Турции. С 2003 г.- советник по технической помощи в МВФ.

Можно ли застраховаться от политических рисков

Последние события, которые переживает Украина, с новой силой подняли разговоры о необходимости страхования от политических рисков. Причем, если часть специалистов предлагает ввести такой вид страхования, как отдельный вид страховых услуг, то другая группа страховых компаний уже заявляет о возможности предоставления такого вида страхования в рамках действующих лицензий. Дискуссия только разгорается.
Само понятие страхование политических рисков — это скорее аббревиатура для научных толкований. Застраховать жизнь или свой бизнес от всех политических катаклизмов не возможно. Сами политические риски — это очень сложный с точки зрения страхового андеррайтинга объект для оценки степени рисковости. Возможно, поэтому многие страховые компании не предоставляют такого вида услуг. Сказывается отсутствие опыта в такого рода видах страхования. Но, как видно, события последних дней заставят страховые компании более внимательно присмотреться к страхованию политических рисков и обучить свой персонал. И право же было бы ошибкой ждать, когда будет введен отдельный вид страхования политических рисков.
И не лукавят те страховые компании, которые заявляют, что можно на сегодня застраховаться от политических рисков в рамках действующих страховых лицензий. Если рассматривать имущественное страхование в целом, то можно констатировать, что убыток имуществу может нанести не только огонь и стихийное бедствие, но и события политического характера. С точки зрения страхования имущества, страховым событием может считаться любое событие, которое носит характер вероятности, в результате которого имущество теряет свою стоимость. Утрата стоимости имущества проявляется, как в гибели самого имущества, так и в потере его первоначальной стоимости.
Самым простым и понятным на сегодня примером такого страхового случая является запрет на досрочное снятие денег с депозитного счета. Введение запрета и есть то страховое событие, которое привело к тому, что владелец депозита теряет свое имущество, потому что он не имеет права досрочно изъять депозит из одного банка и вложить в другой объект инвестирования под более высокий процент. Сумма недополученного дохода и является суммой имущественного ущерба, который понес владелец такого депозита. Чтобы защититься от такого риска, владелец банковского депозита должен был застраховаться в рисковой страховой компании, которая имеет лицензию на страхование инвестиций. В этом случае, объектом страхования была бы сумма банковского депозита, а страховая сумма рассчитывалась бы как возможный убыток от потери стоимости банковского депозита при наступлении страхового случая. Таким случаем, с точки зрения страховой методики, является принятие государственных актов, которые ограничивают действие денежно-кредитного обращения.
Но это можно было бы сделать при условии, что правила страхования инвестиций страховой компании предполагали бы такого рода страховые случаи.
Слабая методологическая проработка правил страхования инвестиций является сегодня одной из главных проблем развития рынка страхования политических рисков. Политический риск, может быть страховым риском только в том случае, если этот риск носит характер вероятности. Но при этом такой риск не может распространяться на защищенные сферы хозяйственной деятельности. На практике это означает, что нельзя застраховать банковские депозиты от банкротства банка, если существует программа государственных гарантий на возмещение потери депозита за счет Фонда гарантирования вкладов населения.
Хотя можно застраховать сам политический риск невыполнения Фондом гарантирования вкладов населения своих обязательств перед владельцами депозитных вкладов, но при условии, что невыполнение такого рода обязательств Фондом связано с установлением запрета на уровне государственного акта. Можно застраховать часть суммы банковского депозита, на который не распространяется защита Фонда гарантирования вкладов населения. В текущей ситуации, владелец депозита может застраховать сумму депозита, которая превышает 50 000 грн на случай банкротства банка. Но, что интересно, застраховать валютные риски страховая компания может только частично. Сами курсовые колебания не являются и не могут являться объектом страхования. Защита от курсовых колебаний предоставляется через механизм валютных фьючерсов и форвардов. А это не сфера деятельности страховых компаний. Страховая компания может застраховать потерю стоимости имущества от валютных рисков в случае принятия запретительных законодательных актов.
Страхование внешнеэкономических контрактов на случай введения запрета на осуществление авансовых валютных платежей было бы реальной защитой импортеров от потерь. Введение такого рода запрета, согласно постановлению НБУ N319, носит характер политического риска, который имеет все черты страхового случая.
Не исключено, что под влиянием последних политических событий спрос на страхование политических рисков возрастет. Но при этом остается открытым вопрос, захотят ли страховые компании развивать этот бизнес. Реально страхование политических рисков и банковских депозитов и внешнеэкономических контрактов возможно только при условии, что такого рода страхование будет носить массовый характер и большая часть страховых договоров будет заключаться в период политической стабильности. Не реально ожидать, что страховые компании согласятся страховать политические риски только в период обострения политических событий. В такие периоды вероятность наступление страхового события очень высока и, соответственно, страховые компании должны учесть уровень риска в размере страховых платежей. Так, сегодня страховой тариф при страховании банковских депозитов от политических рисков составил бы не менее 20-25% от суммы банковского депозита. И это в целом по рынку, а по отдельным банкам такой страховой тариф может доходить от 80% от размера банковского депозита. Если бы страхование банковских депозитов осуществлялось в 2005 или 2006 году, то размер страхового тарифа был бы не выше 2% от суммы депозита.
Следует отметить, страхование политических рисков — это именно страхование, а не покрытие убытков от неквалифицированных действий государственных органов.

Заседание Кабмина Украины 10.12.2008г.

1. Увеличено финансирование строительства, реконструкции и капремонта автодорог общего пользования, которые в 2008г. осуществляются за счет госбюджета. Дополнительные ассигнования составят 198,268 млн.грн. Об этом по итогам заседания сообщил председатель Укравтодора Вадим Гуржос. В т.ч. 100 млн.грн. будут направлены на обеспечение содержания дорог общего пользования в зимнее время.
В госбюджете на текущий год на развитие сети автодорог общего пользования и их содержание предусмотрено 6653,453 млн. грн.
2. Одобрено привлечение кредита Мирового банка на финансирование дорожного строительства в Украине ($400 млн.). Средства планируется использовать в т.ч. для капремонта автодороги Киев-Харьков-Довжанский на участке от Борисполя до г.Лубны и улучшения состояния автодорог на аварийно-опасных участках.
Конечным получателем средств является Госслужба автомобильных дорог.
Подписание кредитного соглашения с банком ожидается в начале 2009г. Предполагаемый срок привлечения средств – 17 лет.
3. Утвержден Комплексный план мероприятий по обеспечению погашения просроченной задолженности юрлиц перед государством или под госгарантии. В т.ч. предусмотрен обмен данными между министерствами и ведомствами о взыскании данной задолженности, а также информацией о рассмотрении судебных дел по этому вопросу. Минфину и ГНА вменяетмя в обязанность ежеквартально информировать правительство о состоянии погашения просроченной задолженности юрлиц перед государством или под госгарантии.
Кроме того, будет создан единый реестр обязательств юрлиц по таким кредитам и обязательствам.
4. Одобрен совместный с Нацбанком План мероприятий на 2009г. по предупреждению и противодействию легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Подробности – после обнародования.
Окно в Украину

Independent: рейтинг кредитной состоятельности Великобритании ниже, чем у McDonalds

Рейтинг кредитной состоятельности британского государства сегодня ниже, чем у McDonalds и ряда других крупных мировых компаний, хотя традиционно государственные гарантии считаются наивысшими. Об этом, как передает ИТАР- ТАСС, пишет газета Independent.
По мнению аналитиков страхового рынка, в последние 2,5 месяца этот рейтинг был обрушен предпринятыми правительством Великобритании мерами по спасению ряда национальных финансовых институтов, а также озвученным им планом бюджетных расходов на фоне прогрессирующей рецессии.
Например, еще в конце сентября приобретение страховки от дефолта по гособлигациям из расчета на пятилетний период стало стоить дороже, чем покупка подобного же полиса, страхующего от краха по облигациям гиганта индустрии фаст-фуда. Если раньше намерение застраховать 10 млн фунтов стерлингов от государственного краха обошлось бы вам менее чем в 30 тыс. фунтов в год, то нынешней осенью подобная услуга выросла в цене уже до 120 тыс. В то же время возможность покрыть в указанном формате риски по ценным бумагам McDonalds будет стоить 77 тыс. фунтов стерлингов. Страховка по облигациям таких компаний пищевой индустрии, как Coca-Cola или Kelloggs, также дешевле, чем по государственным.

Morgan Stanley продал Credit Suisse 50% кредита Укравтодора

Morgan Stanley продал Credit Suisse 50% кредита Укравтодора
Инвестбанк Morgan Stanley в конце ноября т.г. продал 50% кредита Укравтодора другому инвестбанку — Credit Suisse. Об этом 2.12.2008 г. на пресс-конференции сообщил глава Укравтодора В. Гуржос. По его словам, переговоры с Morgan Stanley по досрочному погашению кредита продолжаются, а Credit Suisse пока не требовал от Укравтодора досрочного погашения кредита.
Как проинформировал В. Гуржос, эти банки работают по принципу предоставления средств под госгарантии за счет собственных ресурсов или за счет синдикации и консолидации ресурсов других банков. Кредиты за собственные средства могут продаваться другим компаниям под какой-то процент, сообщает УГМК.
Справка. Кредит был привлечен в 2007 г. на сумму $930 млн сроком на 10 лет под ставку LIBOR +2,57%. Кредитное соглашение предусматривает возможность инициировать досрочный возврат средств, если кредитный рейтинг Украины снижается на 2 и больше пунктов.

Нацбанк собирает долги

Регулятор ограничивает доступ банков к своим деньгам
Нацбанк нашел возможность снизить курс доллара, не тратя валютные резервы. Регулятор ограничит срок рефинансирования банков двумя неделями, чтобы лишить кредитные учреждения возможности за счет денег НБУ скупать валюту, спекулируя на ее курсе. Кроме того, как стало известно Ъ, НБУ планирует изменить нормативы валютной позиции, так как нынешние требования позволяют банкам фальсифицировать статистические данные, закупая валюту впрок. Эксперты считают, что такие меры Нацбанка заставят банки продавать излишки долларов.
Вчера Нацбанк разослал банкам письмо №14-011/4587-17355, в котором подчеркнул необходимость стимулирования возврата вкладов населения в банки для уменьшения девальвационного давления свободных гривневых ресурсов на курс. При этом НБУ отметил, что не намерен более рефинансировать банки, накачивая их ликвидность в ущерб стабильности гривны. Нацбанк имеет право, а не обязан предоставлять кредиты для рефинансирования банка, если это не влечет за собой рисков для банковской системы,– говорится в письме банкам.
Таким образом НБУ попытался снять вопросы руководителей небольших банков, которые возмущались, почему им не выдаются кредиты регулятора, тогда как их получают крупные кредитные учреждения – из I и II групп. В письме НБУ в частности сообщалось, что правление Нацбанка постановило осуществлять поддержку ликвидности банков …. как правило не более чем на 14 дней, в зависимости от ежедневной ситуации, которая сложилась на денежно-кредитном рынке, и принимать решение о удовлетворении заявки каждого конкретного банка с учетом состояния его ликвидности, уменьшения депозитов, кредитной активности и участия на межбанковском кредитном рынке. Это необходимо, чтобы лишить банки возможности спекулировать на валютном рынке за счет денег НБУ. И президент говорил, что банки спекулируют за счет гривны, полученной у нас на месяц, три месяца или полгода,– отметил один из членов правления НБУ.– С ресурсом на две недели они не смогут спекулировать.
Дополнительным снятием свободной гривневой массы с рынка могут стать облигации Госипотечного учреждения (ГИУ), которое сообщило банкам об увеличении суммы рефинансирования НБУ, получаемого под залог облигаций ГИУ. Так, сумма кредитов под облигации с госгарантиями повышена с 90% до 95% их номинальной стоимости, а без гарантий – с 70% до 85%. По утверждению главы одного из банков, о таких преференциях ГИУ договорилось с НБУ, надеясь повысить интерес к облигациям перед их размещением. По выданному рефинансированию НБУ не будет доплачивать банкам разницу с учетом удорожания залога, так как договора уже подписаны и регулятор не хочет увеличивать гривневую массу,– отметил один из банкиров.
Кроме того, в НБУ говорят о подготовке постановления, которым банки будут лишены возможности покупать валюту впрок. По словам источника в НБУ, ни один из банков на доходит до границы нормативов по общей и короткой валютной позиции – 30% и 10% соответственно. И почему-то никто не просит поблажек,– говорит источник.– Начали разбираться и нашли лазейку во внебалансовых показателях. Оказывается, банки бросают друг другу гарантии по непокрытым аккредитивам и берут их на внебалансовый учет. Так и финансируется валютная позиция. Это прямая фальсификация статистических данных. Изменение нормативов вынудит банки продавать накопленную валюту, что может снизить курс доллара до 6-6,5 грн/$, прогнозируют в НБУ.