Архив метки: госфинуслуг

КСУ о полномочиях Госфинуслуг

10 декабря с.г. Конституционный Суд Украины огласил принятое 3 декабря решение по конституционному представлению Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (Госфинуслуг) об официальном толковании положений пункта 1 части 1 статьи 36 Закона Украины О страховании от 7 марта 1996 года, пункта 4 части 1 статьи 28 Закона Украины О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг от 12 июня 2001 года.
Автор конституционного представления просил разъяснить вопросы относительно полномочий и функций Госфинуслуг, а также истолковать равнозначности и тождественности правовых понятий, закрепленных в упомянутых нормативных актах.
Согласно решению КСУ, положения пункта 1 части 1 статьи 36 Закона Украины О страховании от 7 марта 1996 года, пункта 4 части 1 статьи 28 Закона Украины О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг от 12 июня 2001 года в аспекте поставленных вопросов следует понимать следующим образом: Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины имеет полномочия надзора за страховой деятельностью, которые она реализует путем принятия нормативно- правовых актов.
Однако судья Конституционного Суда Украины Владимир Кампо выразил отдельное мнение по данному вопросу, указав, что эти нормы следовало толковать несколько по-другому: данные положения предусматривают осуществление Госфинуслуг именно регуляторной функции в сфере страховой деятельности, которая реализуется исключительно путем издания нормативно-правовых актов.
Также в документе говорится о том, что во-первых, Госфинуслуг осуществляет две самостоятельные функции — регуляторную и наблюдательную, которые отличаются по содержанию, формам реализации, а во-вторых, регуляторная функция Госфинуслуг осуществляется исключительно путем издания нормативно- правовых актов.
Что касается второй части конституционного представления относительно равнозначности и тождественности правовых понятий, КСУ принял решение прекратить конституционное производство на основании пункта 2 статьи 5 Закона Украины О Конституционном Суде Украины — несоответствие конституционного представления требованиям, предусмотренным Конституцией Украины, Законом Украины О Конституционном Суде Украины.

Новые веяния

Отдельные финучреждения планируют проверять на консолидированной основе, как членов финансовых групп
ПОВОД
Госфинуслуг предложила внедрить консолидированную оценку финансового положения банков и страховых компаний. Как показывает мировая практика, это должно помочь в прогнозировании и предотвращении накопления рисков в целом по всем финансовым группам. Реализацию такого надзора предлагается отдать в руки двух госучреждений. Будет ли работать предложенное в сегодняшних неустойчивых условиях финансового рынка — это вопрос. Ведь за предложенными изменениями нет целостного взгляда на дальнейшее развитие рынка финансовых услуг.
ФАБУЛА
Вышеупомянутая идея получила закрепление в законопроекте, которым предлагается внести изменения в Закон Украины О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг в части внедрения надзора на консолидированной основе.
Госфинуслуг определит консолидированные банковские и страховые группы и установит над ними пруденционный контроль
Если в двух словах, то документом предлагается закрепить общие моменты, которые в дальнейшем будут уточняться законами з питань регулювання окремих ринків фінансових послуг нагляду за фінансовими установами на консолідованій основі, — подчеркивает глава Госфинуслуг Валерий Алешин. В частности, Госфинуслуг предложила разобраться в терминологии существенное участие, связанные лица и консолидированные группы (банковские, страховые, финансовые), по отношению к которым будет применяться надзор на консолидированной основе, а следовательно, и новые правила игры для участников рынка.
Впрочем, целесообразнее было бы изначально разработать концепцию (стратегию) развития рынка финуслуг, а уж потом воплощать ее через подобные изменения в законодательство. Здесь примером может быть и Россия, которая, приняв Стратегии развития финансового рынка, сейчас в поисках механизма ее реализации.
К слову, такую задачу Госфинуслуг поставила перед собой еще в конце 2005 года, утверждая План мероприятий по разработке Стратегии развития рынков финансовых услуг на период до 2015 года. Но, видимо, эта Стратегия канула в Лету, как и замыслы о ее разработке.
Надзор
Относительно предложенного в законопроекте, то идея Госфинуслуг предусматривает внедрение нового вида контроля — пруденционный надзор на консолидированной основе. Такой надзор будет осуществляться только на рынке банковских и страховых услуг. Заключается же он в регулярном проведении оценки общего финансового положения финучреждения, результатов деятельности системы и качества управления таким учреждением, соблюдения обязательных нормативов и других показателей и требований, которые ограничивают риски по операциям с финансовыми активами.
Отдельные финучреждения ожидает новый вид проверок при введении пруденционного надзора на консолидированной основе
Такая оценка будет осуществляться по всем финучреждениям, которые входят в определенную банковскую или страховую консолидированную группу. Вдобавок к этому будут анализироваться и риски, возникающие в связи с пребыванием каждого из учреждений в составе такой консолидированной финансовой группы.
Полномочия на это будут предоставлены:
— НБУ, который будет отвечать за пруденционный надзор над консолидированными банковскими группами (определение такой группы дается);
— уполномоченному органу (еще не определен). Он возглавит надзор над консолидированными страховыми группами (определение также имеется).
Эти два органа, собственно, будут определять, какие компании входят в состав консолидированных финансовых групп, а какие нет. За ними также закрепят право устанавливать пруденционные нормативы и критерии на консолидированной основе для подведомственных им компаний. Сами же финучреждения, подпавшие под пруденционный надзор, будут обязаны подавать необходимую информацию и отчетность, а также принимать гостей, пришедших с новым видом проверки.
Впрочем, здесь возникает вопрос, а если отечественное финучреждения окажется членом международной консолидированной финансовой группы. Что тогда? Каким образом уполномоченный орган будет истребовать информацию от нерезидентов, которые косвенно владеют украинской компанией?
Связанный интерес
Вместе с тем, интересным представляется то, что разработчик наконец-то предлагает урегулировать в законодательстве конкретный порог существенного участия одного лица в иной компании. Ведь на сегодняшний день эту величину контролирующие органы трактуют в зависимости от своего настроения.
Для выявления консолидированных фингрупп будут проверять причастность всех членов семьи собственников подконтрольных юрлиц
Предложено же установить, что существенным участием является прямое и/или косвенное, самостоятельное или совместное с другими лицами владение 10 и более процентами уставного (паевого) капитала или права голоса приобретенных акций (паев) юридического лица или независимая от формального владения возможность решающего влияния на руководство или деятельность юрлица.
Относительно понятия связанных лиц юрлица, то Госфинуслуг далеко не ушло от определения таких отношений в Законе Украины О защите экономической конкуренции, в отличие от трактовки понятия контроль (над компанией) в разрезе физлиц. Здесь предлагается установить, среди прочего, что для физлица общая доля уставного капитала компании определяется как общий объем корпоративных прав, которые принадлежат такому физлицу, членам его семьи и юрлицам, которые контролируются этим физлицом или членами его семьи.
Стоит отметить, что законодательство не дает исчерпывающего определения членов семьи, о чем говорит и КСУ. Так, согласно п. 2 ст. 3 Семейного кодекса сімю складають особи, які спільно проживають, повязані спільним побутом, мають взаємні права та обовязки. А Законом Украины О налогообложении прибыли предприятий установлен более широкий круг лиц:членами сімї фізичної особи вважаються її чоловік або дружина, прямі родичі (діти або батьки) як фізичної особи, так і її чоловіка або дружини, а також чоловік або дружина будь-якого прямого родича фізичної особи або її чоловіка (дружини). Так что проверяющему органу есть где разгуляться при осуществлении надзора на консолидированной основе.
Чужой пример заразителен
Вместе с тем, наше государство не новатор в вопросе внедрения контроля над финучреждениями на консолидированной основе и ему есть с кого брать пример и на чьих ошибках учиться. Так, в Великобритании регулированием финансовых рынков занимается одна независимая неправительственная организация (функционирует независимо от Банка Англии, осуществляющего функции регулирования денежно-кредитного рынка). Правда, процесс создания такого мегарегулятора был поэтапным и длился несколько лет (с 1997 по 2005 года).
В международной практике надзор на консолидированной основе часто осуществляет один мегарегулятор
Во Франции пошли по иному пути: банковский надзор осуществляет Банк Франции, а надзор над небанковскими финучреждениями — специально созданный регулятор.
В Германии сейчас идет процесс создания одного мегарегулятора по примеру Великобритании. Пока же их система надзора на финансовом рынке во многом похожа на французскую. Отличие лишь в том, что регулирование банковского сектора хоть и включено в полномочия специально созданного регулятора, но Бундесбанк все еще является источником информации для надзора.
Что касается США, то там изначально действовал один регулятор на рынке финуслуг. Позже, конгресс США создал систему функционального регулирования, передав надзор за брокерскими фирмами Комиссии по ценным бумагам и биржам (далее — Комиссия), а регулирование коммерческих банков — Федеральной резервной системе (ФРС). Но все изменилось в текущем году: часть полномочий Комиссии по надзору за крупными независимыми брокерскими фирмами была передана ФРС (в ведении Комиссии остались всего две крупные брокерские фирмы: Goldman Sachs Group Inc. и Morgan Stanley).
К слову, Россия пока не определилась с выбором органа для надзора на финансовом рынке. В частности, 3 октября Госдума РФ отклонила законопроект, которым предлагалось создание единого федерального органа регулирования на финансовых рынках. На такой мегарегулятор планировали возложить функции по регулированию отношений, связанных с оказанием финансовых услуг. Также он бы осуществлял представительство и защиту государственных интересов и интересов потребителей финансовых услуг на территории РФ и за ее пределами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Впрочем, недавние банкротства крупнейших кредитных учреждений мира (в США, Великобритании, Германии) свидетельствуют о том, что даже самые совершенные регуляторы дают серьезные сбои.
Если же Госфинуслуг уже предопределила дальнейшее развитие банковского и страхового бизнеса, то что же будет с остальными видами финансовых услуг — неизвестно. Хотя внедрение такого вида надзора на весь рынок финуслуг было бы логическим продолжением предложенного в проекте и соответствовало бы международной практике осуществления контроля за финучреждениями на консолидированной основе.
КОНТАКТЫ
Предложения и замечания по данному проекту можно присылать до 27 декабря в Госфинуслуг по адресу: 01001, г. Киев, ул. Б. Гринченка, 3, а также на e- mail: [email protected]

Пенсионная альтернатива. Нужна ли она государству?

Негосударственная пенсия могла бы стать достойным дополнением традиционной пенсии в Украине уже с 2009 года. Предприниматели в лице частных финансовых учреждений, со своей стороны, делают все возможное для того, чтобы эта система заработала. Государство, в свою очередь, пока осторожничает, оттягивая с принятием законодательства, которое бы позволило полноценно запустить пенсионное обеспечение на коммерческой основе. Такая нерешительность вполне оправдана — в условиях несовершенства государственного контроля работы финансовой системы дополнительные меры предосторожности в вопросах социального обеспечения лишними явно не будут…
Так называемые негосударственные пенсионные фонды (НПФ) активно работают в Украине с 2004 года. В 2005 в государстве действовало уже 54 НПФ, в 2007 — 96, к концу третей декады текущего года на рынке было зарегистрировано 105 фондов негосударственной формы. Из них всего 10% — профессиональные, 14% — корпоративные, и подавляющее большинство — 82% — открытые НПФ. Что касается географического распределения НПФ на территории Украины, то киевлянам в этом плане повезло больше других сограждан — порядка 70% НПФ сконцентрированы именно в столице. Остальные размещены преимущественно в восточных и центральных регионах.
Суммарная стоимость активов НПФ, по данным государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины, увеличилась с 137,4 миллиона гривен в 2006 году до 552,1 миллиона гривен в 2008 году, или, практически, вдвое. Это, по мнению экспертов рынка, свидетельствует о том, что предложенная НПФ форма социального обеспечения пользуется большой популярностью у населения, особенно — в контексте несовершенства функционирования государственной пенсионной системы. Интересно, что порядка 50% вкладчиков НПФ — граждане в возрасте от 40 до 65 лет, то есть, возрастная группа, традиционно, в большей степени инертная в вопросах внедрения финансовых новаций, нежели молодое поколение. Это, в основном, люди либо только вышедшие на пенсию и ощутившие все прелести жизни на пенсионные средства, или готовящие себе достойную старость граждане.
Понимая перспективы и имея в наличии сегодня кое-какие сбережения, они пытаются максимально застраховать себя от скудного пенсионного обеспечения уже завтра, — отметил коммерческий директор по развитию одного из столичных НПФ Анатолий Райков.
Сегодня НПФ на прочность проверяются финансовым кризисом. Фонды сдают экзамен на качество инвестиций. Кто ставил на быструю прибыль — уже считает убытки, придерживающиеся же консервативных взглядов на инвестирование, не только держатся на плаву, но и являются надеждой государства в вопросах повышения качества социального обеспечения в будущем. Так, по данным Госфинуслуг, по состоянию на конец сентября текущего года 57% пенсионных средств частных вкладчиков НПФ разместили на банковских депозитах, 21% инвестировали в облигации предприятий, 12% — в акции, и всего по 1% — в ипотечные ценные бумаги и объекты недвижимости. Ипотека сегодня, понятное дело, оказалась под наибольшим риском, потому поставившие на данный инструмент приумножения капитала вынуждены просчитывать пути к отступлению.
Обвалился, правда, и фондовый рынок. Однако, относительно последнего в Госфинуслуг высказывают надежды на его скорейшую поправку. Учитывая то, что инвестиционные средства негосударственных пенсионных фондов являются длинными, а текущий кризис, как и его предшественники, — явлением временным, следует ожидать, что, когда отечественный фондовый рынок вступит в очередную стадию роста, наладятся дела и у НПФ, — отметил директор департамента надзора за негосударственными пенсионными фондами Госфинуслуг Андрей Бахмач. Однако регулятора беспокоит низкий уровень инвестирования пенсионных активов в государственные долговые ценные бумаги — всего 0,9% при максимально возможных 50%. Хотя, о привлекательности данного инвестиционного инструмента для повышения его популярности должно было побеспокоиться государство.
Кто из НПФ устоит в течение кризиса, проявит гибкость наравне с должной ответственностью, в виде бонуса получит возможность участия в следующем — активном — этапе государственной пенсионной реформы, когда будет полноценно запущена накопительная система. К слову, запуск второго этапа реформы ожидался в 2009 году. Однако раньше 2010-2011 гг. внедрения накопительного механизма ожидать не стоит. И связано это с тем, что власти, активно пропиарив реформу, до сих пор должным образом не подготовили законодательную базу. Вместе с тем, представители рынка торопят законодателей, указывая на то, что оттягивание реализации реформы ограничит в правах самих вкладчиков. Ведь в привлечении вкладов частных лиц в рамках внедрения общегосударственной системы обязательного 7%-го накопительного отчисления с зарплаты работающих предусматривается возрастное ограничение.
Так, участниками данной системы смогут стать граждане в возрасте до 39 лет включительно. Все, кому на тот момент исполнится 40 и больше, смогут рассчитывать только на традиционную государственную пенсию, собственные сбережения и дивиденды от частного инвестирования. По словам вице-президента KINTO Эссет Менеджмент Анатолия Федоренко, данная система привлечения вкладов уже в первый год работы могла бы аккумулировать порядка 100 миллионов гривен инвестиций частных лиц, которые можно было бы направить на развитие экономики государства.
А поскольку парламент сегодня работает явно не над законами и вряд ли завтра вспомнит о своих прямых обязанностях, у новой пенсионной нормативной базы пока мало шансов на утверждение. Значит, и пенсионной реформе пока суждено быть не более, чем многообещающим понятием?

Негосударственные пенсионные фонды должны уметь заключать договоры оперативно

Это должно быть сделано не позднее чем за 10 дней до окончания или до расторжения предварительного договора (если только советом негосударственного пенсионного фонда не принято решение о продлении договора с предыдущим хранителем).
Согласно ст. 44 Закона Украины О негосударственном пенсионном обеспечении (далее — Закон) хранителем пенсионного фонда может быть банк, который отвечает требованиям, установленным этим Законом. Хранитель предоставляет свои услуги на основании договора об обслуживании пенсионного фонда. Такой договор заключается в письменной форме между советом пенсионного фонда и хранителем (ч. 2 ст. 44 Закона).
Пункт 2 ч. 5 ст. 45 Закона предусматривает, что в случае окончания срока договора или в случае его расторжения совет фонда письменно сообщает об этом Госфинуслуг, ГКЦБФР, хранителю, администратору, лицам, которые осуществляют управление активами такого фонда, и заключает договор с новым хранителем в срок, установленный Госфинуслуг.

Банки фильтруют страховщиков

На страховом рынке наметилась новая тенденция — перетягивание клиентов страховых компаний.
Но инициаторами процесса выступают не горе-компании, поток клиентов которых уменьшился, а банки, предпочитающие иметь среди аккредитованных страховщиков аффилированные компании или компании, не изъявшие из банка депозиты. Некоторых страховщиков такая ситуация не устроила, и они решили искать правду в суде и в Антимонопольном комитете.
В распоряжении і оказалось письмо главного офиса Укрсоцбанка своим филиалам, в котором говорится, что лимит страховой ответственности СК Страховые традиции закрыт в связи с тяжелым финансовым состоянием компании. Поэтому отделениям необходимо провести работу по выявлению клиентов, у которых заканчивается договор страхования залога с этой компанией, и предложить заключить договор с СК АХА Страхование, Альянс Украина, Инго Украина и Украинской страховой группой.
Говорят, что в список компаний, от работы с которыми предложили отказаться, попали СК Нова, Универсальная, СК ВУСО и СГ ТАС. А вот среди банков, кроме Укрсоцбанка,— УкрСиббанк, ПУМБ и ряд других. Банки не предоставили ответ на запрос к моменту сдачи номера в печать.
В последнее время подобные письма наши клиенты получают с завидной периодичностью. В этом отличились Укрсоцбанк и УкрСиббанк. УкрСиббанк уведомляет своих клиентов, что если они перезаключат договор с компаниями, кроме тех, которые предлагает банк, то они получат повышение по кредитной ставке на 10 п.п. В числе этих компаний называется АХА Страхование, которая связана с этим банком, а сейчас, когда нет новых кредитов, АХА Страхование можно поддержать теми клиентами, которые перезаключают договоры. Возникает вопрос, насколько эти действия конкурентны, ведь это можно назвать и картельным сговором двух или трех банков, которые просто обеспечивают поток одной компании. Мы будем подавать заявление в АМКУ и в суд,— рассказал Дмитрий Гончаров, глава набсовета СК Страховые традиции.
Согласны с ним и другие страховщики. Но они заявляют, что отстаивать свое право на свободный выбор страховой компании должны сами клиенты, а они находятся в данном случае в условиях ультиматума. Банки нарушают действующее законодательство в части антимонопольной деятельности. Тут целая череда нарушений, не говоря об этических нормах. Формально СК могут опротестовать действия банков. Но НБУ показал пример, что он выше всех законов, и банки придерживаются этого фарватера. Госфинуслуг и НБУ должны рассмотреть эту ситуацию и дать ей оценку. Судебные иски отдельных клиентов ни к чему не приведут,— уверяет Игорь Гордиенко, предправления СК Инго Украина.
Но Дмитрий Грицута, предправления СГ ТАС, сомневается, что обращения клиентов будут массовыми, ведь банк имеет в данном случае возможность давить на заемщиков. Нужно обращаться в АМКУ, но сейчас клиенты боятся это делать, потому что банки их пугают повышением ставки. Некоторые даже грозятся повысить ее на 10 процентных пунктов. Но кризис закончится, а репутация останется, и отношение у СК к банкам будет другое. Думаю, подобная ситуация будет продолжаться до первого принципиального клиента, пославшего запрос в АМКУ. Но даже в таком случае банк может ответить, что риск-менеджмент считает, что эти компании проблемные, и найдут десять причин, почему нельзя размещать страхование залогов,— отметил он.
При этом страховщиков удивляет, что даже лишая компаний аккредитации, банки не возвращают деньги с депозитов, а ведь внесение депозита является одним из основных условий получения аккредитации на страхование залогов. НБУ запретил мне как клиенту выбирать банк. Банки меня лишают аккредитации, но мой депозит при этом не отдают. Если бы рынок был конкурентный, то страховщики забрали бы депозиты из банков и диктовали бы свои условия банкирам,— сетует господин Гончаров.
Компании, которые попали в список избранных банками, заявляют, что узнали об этом постфактум. Мы были удивлены, что банки так быстро пересмотрели свою политику в отношении страховщиков. Мы узнали, что многие банки сократили количество аккредитованных СК, и в некоторых из них мы остались чуть ли не единственными рекомендованными к страхованию залогов. Позицию банков мы понимаем, потому что банки хотят обезопасить себя, ведь все понимают, что будут проблемы с залогами. А имя АХА всем известно, мы имеем хорошее финансовое положение в Украине, к тому же это компании №2 в мире с высоким рейтингом,— считает Андрей Перетяжко, первый вице-президент АХА Group в Украине. При этом он отметил, что в последнее время наметилась тенденция увеличения клиентов, в том числе и клиентов, которые приходят из других СК.
Регулятор же в данном случае пеняет на АМКУ. Дескать, проблемы недобросовестной конкуренции должны рассматривать там. Мы давали свои разъяснения по этому поводу. Но если в банке аккредитована не одна, а несколько СК, доказать факт недобросовестной конкуренции будет сложно,— говорит Вадим Коломиец, директор департамента страхового надзора Госфинуслуг.

Жизненный застой

НЕХОРОШИЕ ПРЕДЧУВСТВИЯ
Страховщики всерьез обеспокоены влиянием финансового кризиса на страховую отрасль, полагая, что существует реальная угроза финансовому состоянию и платежеспособности страховых компаний (СК). Об этом явно свидетельствует письмо, недавно направленное в Госфинуслуг Лигой страховых организаций Украины (ЛСОУ; г.Киев; объединяет более 100 СК; с 1992 г.). Послание содержит предлагаемые рынком меры по преодолению кризисных явлений на страховом рынке. Участники рынка уверяют регулятора в необходимости предоставления государственной поддержки страховой отрасли. Такая поддержка, по мнению членов ЛСОУ, должна включать в себя кроме прочего создание Фонда гарантирования страховых выплат по договорам долгосрочного страхования жизни. В размере, например, до 100 тыс.грн. на одного застрахованного. Для этого необходима государственная поддержка страховой отрасли в размере 500 млн грн. — говорится в письме ЛСОУ. Нельзя не отметить, что запрашиваемая страховщиками сумма выглядит завышенной, если учесть, что, по данным Госфинуслуг, за январь — сентябрь 2008 г. лайфовые СК выплатили всего 25,8 млн грн. При этом следует отметить, что отнюдь не все премии страховщики получают от договоров долгосрочного накопительного страхования. Существенная доля продаж приходится на страхование банковских заемщиков. В данном случае срок действия полиса редко превышает год и не несет крупных рисков для страховщика.
Также, по мнению авторов документа, в целях недопущения кризиса падения спроса на продукты страхования жизни государству необходимо срочно сконцентрироваться на проведении пенсионной реформы (о состоянии дел в этой сфере — см. БИЗНЕС №48 от 01.12.08 г., стр.21-24). Действительно, полноценная реализация этой реформы привела бы к накоплению большого объема средств как в СК, так и в негосударственных пенсионных фондах. Если бы Украина провела пенсионную реформу и внедрила второй и третий уровни накопительного страхования, вся финансовая система имела бы солидный запас средств. Мы теперь все вместе будем пожинать плоды отсутствия реформ в последние пять лет , — уверяет Юрий Гришан, директор Страхового общества Ильичевское (г.Киев; с 1997 г.; 175 чел.).
НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ
Пока же компании по страхованию жизни вынуждены пересматривать прогнозы и планы своей деятельности в 2008-2009 гг. Об этом свидетельствует и тот факт, что некоторые иностранные игроки отложили свой выход на украинский рынок страхования жизни. В частности, о таком решении заявила международная группа ING (Нидерланды). Официальная причина — неблагоприятные экономические условия. Напомним: ING практически запустила компанию по страхованию жизни в Украине СК ING Лайф Украина и планировала начать работать уже в первой половине 2009 г. Также группа отложила запланированное на октябрь увеличение уставного фонда своей дочки.
Обострившийся во втором полугодии финансовый и экономический кризис уже повлек за собой замедление сборов страховых премий. Эксперты опасаются ослабления интереса к страхованию жизни со стороны как частных лиц, так и корпоративных клиентов. Причина очевидна — ухудшение финансового состояния самих клиентов. Если речь идет о работодателях, которые практиковали в своих компаниях страхование жизни сотрудников, то они готовы отказаться от дальнейших страховых платежей, желая сократить расходы за счет социальных программ. Трудности страховщиков связаны с трудностями клиентов. Для корпоративных клиентов социальные программы — первая статья экономии. В то же время люди беспокоятся за сохранность вложений, — поясняет Станислав Гоцуляк, председатель СК Дженерали Гарант Страхование жизни (г.Киев; с 2000 г.; 250 чел.). — Есть некоторые запросы об отсрочке платежей по полисам страхования жизни. Но пока на рынке нет большого количества расторгнутых договоров. Аналогичные сложности, связанные с падением платежеспособного спроса на продукты риск-страхования, испытывают и рисковые СК (см. БИЗНЕС №49 от 08.12.08 г., стр.40-42, 44-46).
Если же речь идет о частных лицах, то зачастую это банковские заемщики, которые скорее предпочтут направить деньги на погашение дорожающих кредитов, чем оплатят очередной страховой взнос. Примечательно, что совсем недавно, оценивая итоги полугодия, страховщики уверяли, что страхование потребительских кредитов еще, как минимум, два года будет давать значительные обороты. Большие надежды возлагались на развитие ипотечного кредитования, предусматривающего страхование жизни заемщика на длительный срок (см. БИЗНЕС №36 от 08.09.08 г., стр.36-38). Теперь же некоторые эксперты полагают, что если за первое полугодие наибольший объем премий рынку принесло банковское страхование, теперь оно же, вероятнее всего, покажет наибольший недобор премий, что обусловлено сокращением объемов кредитования.
На украинском рынке страхования жизни оперируют множество различных компаний, реализующих различные стратегии и способы ведения своей деятельности. Соответственно, сложившаяся ситуация на всех игроков влияет по-разному. Не секрет, что работа большинства украинских страховщиков была построена на кэптивных схемах. Когда страховая компания создавалась под конкретный банк, и спецификой такой компании было развитие только одного канала дистрибуции — банкострахования, — поясняет Александр Козлов, управляющий директор СК Ренессанс Жизнь (г.Киев; с 2005 г.; более 280 чел.). — Именно на такие компании повлияла сложившаяся экономическая ситуация в первую очередь. Что касается ухудшения платежеспособности клиентов, то в данном вопросе страховщики сохраняют оптимизм. Как известно, большая часть населения под влиянием всеобщей паники успела изъять из банков свои депозиты, и крупные суммы наличных оказалась у людей на руках, что дает агентам возможность побороться за новых клиентов. Если мы возьмем результаты деятельности агентской сети нашей компании, то увидим, что темпы роста объемов продаж не изменились, ежемесячно сборы увеличиваются на 20%, — отмечает Александр Козлов. По его словам, наибольшие шансы сохранить поступление страховых премий имеют компании, которые развивали различные каналы привлечения клиентов, такие как агентские сети, банкострахование, работа с зависимыми и независимыми посредниками.
Помешать страховщикам увеличивать сборы страховых премий от физлиц может их неспособность показать на сегодняшний день высокую доходность по накоплениям. Впрочем, главный аргумент страховщиков в данном вопросе — страхование жизни — это прежде всего страховая защита и сбережение денежных средств. Следовательно, получение дополнительной прибыли не является основной задачей данной финансовой услуги. В итоге страховщики, стремясь обеспечить сохранность средств клиентов, используют так называемую консервативную систему инвестирования. Иными словами, основная часть инвестиций — это банковские депозиты. При этом следует отметить, что многие компании практикуют ежедневный и еженедельный мониторинг банковской системы и устанавливают лимиты на вложения в тот или иной банк.
Страховщики страдают и в связи с нестабильной ситуацией на валютном рынке. Дело в том, что многие СК заключают долгосрочные полисы в валюте. В таком случае клиенты оплачивают ежегодные взносы в гривнях по текущему официальному курсу НБУ. Проблема же возникает при необходимости СК формировать резервы в валюте под свои валютные обязательства. Резкий рост курса доллара привел к тому, что у многих СК образовался доход в виде курсовой разницы, который облагается 25%-ным налогом. Но в данном случае необходимо учитывать, что гривневый эквивалент резервов в валюте в случае укрепления курса гривни уменьшится, а уплаченный налог никто не вернет. Фактически получается, что компании не получают реальной прибыли и в то же время теряют деньги клиентов. Данная ситуация уже привела к тому, что более 10 лайфовых СК обратились в профильный комитет Верховной Рады, Госфинуслуг и Кабмин с просьбой урегулировать этот вопрос, в том числе путем внесения изменений в законодательство.
По словам участников рынка, трудности испытывают и компании, активно использовавшие для развития заемные средства. Многие кредиторы сократили выдачу кредитов или вовсе требуют возврат своих средств, или устанавливают слишком высокие проценты. В связи с этим многим компаниям приходится сокращать свои точки продаж: из-за их нерентабельности, — говорит Александр Козлов. Собственно, кризисные явления в финансовой системе станут испытанием в первую очередь для учредителей лайфовых СК. Известно, что данный вид бизнеса начинает приносить большую прибыль не сразу, и многим акционерам придется решать непростой вопрос, за счет чего продолжать развитие компании, не приносящей пока большого дохода и испытывающей нехватку средств.
ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ
Участники рынка все же полагают, что существенное сокращение сборов страховых премий можно будет наблюдать скорее в 2009 г., чем по итогам текущего года, так как кризис начал ощущаться относительно недавно. Пока же можно сказать, что обнародованные итоги деятельности лайфовых СК за девять месяцев 2008 г. показывают лишь замедление темпов роста сборов страховых премий. В частности, по данным Госфинуслуг, за январь — сентябрь 2008 г. компании по страхованию жизни получили от клиентов 783,5 млн грн. страховых премий, что на 73,9% больше, чем за аналогичный период 2007 г. (498,8 млн грн.). Отметим, что итоги девяти месяцев 2006 г. и 2007 г. показывали рост сборов страховых премий почти на 60%. В такой ситуации страховщики склонны сохранять оптимизм. Думаю, что рубеж в 1 млрд грн. страховых премий по итогам года рынок перешагнет — полагает Станислав Гоцуляк. Соглашается с ним и Наталья Невядомская, председатель правления СК Инго Украина-Жизнь (г.Киев; с 2007 г.). Я считаю, что рынок все-таки вытянет и премии покажут прирост на уровне прогнозируемых 60%. Если говорить о 2009 г., прогнозы самые разные. Есть мнение, что будет некоторое сокращение объемов рынка — на 10-20%, — говорит г-жа Невядомская. Она полагает, что уменьшение объемов страховых премий произойдет, скорее, не в связи с сокращением количества страхователей, а в связи с сокращением страховых сумм, на которые будут оформляться полисы. Уровень свободных финансов уменьшится, соответственно, снизится и уровень накопления. Если ранее, например, человек планировал за несколько лет накопить 50 тыс.грн., то сейчас будет накапливать 20-30 тыс.грн. — объясняет Наталья Невядомская. В любом случае, до улучшения экономической ситуации в стране на резкий прорыв рынку страхования жизни рассчитывать не приходится.
РЕГУЛЯТОР — 0 РИСКАХ
Вадим Коломиец (37),
директор департамента страхового надзора Госфинуслуг:
— Основными страхователями были крупные предприятия, которые страховали сотрудников в рамках социального пакета и выплачивали соответствующие премии. Сейчас, в условиях кризиса, предприятия сокращают расходы. Поэтому объем премий уменьшится. Лайфовые СК получали премии по каналу страхования банковских заемщиков. Как мы знаем, по этому каналу продажи тоже снизятся. Госфинуслуг утвердила Положение об оперативном мониторинге. Будет видна картина, как повели себя премии страховщиков. Для лайфовых СК сейчас наиболее жесткая проблема — это проблема налогообложения курсовой разницы. Компании продали страховки, по которым несут обязательства в валюте. Под данные выплаты были сформированы резервы в валюте. Когда курс повысился, у СК возник облагаемый налогом доход. Мы откорректировали наш проект документа, определяющего требования к диверсификации активов, и сняли ограничения на покрытие резервов компаний по страхованию жизни по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте. Мы разрешили в полном объеме покрывать их валютными депозитами. Кроме того, понимая отрицательную динамику на рынке ценных бумаг, регулятор, устанавливая нормативы диверсификации активов для лайфовых СК, повысил планку по максимальной доле депозитов с 50% до 70%. Предполагается, что если нормативный акт будет согласован и вступит в силу, то привести свою деятельность в соответствие с его требованиями СК нужно будет к 31 марта 2009 г.

Танго за бабушкин счет

Аргентина национализирует пенсионные фонды, чтобы избежать дефолта?
Правительство Аргентины на днях решило национализировать частную пенсионную систему, в обороте которой на данный момент находится порядка $24 млрд. Согласно официальной версии, перевод частных фондов под контроль государства позволит защитить пенсионные накопления аргентинцев от влияния глобального финансового кризиса. А вот противники такой реформы уверены, что национализация пенсионных фондов является своего рода конфискацией вложенных населением средств для погашения огромного внешнего долга (по разным оценкам, от $14 млрд. до $29 млрд.), а также для финансирования бюджета страны на следующий год. Посему такой шаг действующей власти — не что иное, как стремление решить проблемы государственного управления за счет сбережений граждан.
Возмущение частников вполне объяснимо: негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являлись крупнейшими инвесторами на фондовом рынке Аргентины. Десятая часть их активов вложена в местный фондовый рынок, более половины средств инвестировано в госдолг родной державы. С начала года эти активы и так подешевели на 40% из-за кризиса и политической нестабильности в стране, причем фондовый рынок за год упал в 2,7 раза.
Падение облигаций еще больше усилилось после того как президент страны Кристина Фернандес де Киршнер объявила о планах по национализации пенсионных фондов. Теперь же эти средства (и так уже значительно потрепанные) вовсе хотят отобрать у честных тружеников на благо простого народа. Причем вряд ли только на время кризиса.
С другой стороны, интересен факт, что больших возмущений в народе национализация НПФ не вызвала. Поскольку выплаты из этих фондов во многом зависят от доходности вложений в акции и облигации, а кредитный рейтинг Аргентины на днях был повторно сокращен агентством Standard Poors до уровня В- (что на шесть позиций ниже инвестиционной степени), больших надежд на частные пенсии население не возлагает. Уже сейчас государство доплачивает пенсии до минимального уровня многим аргентинцам, которые пользуются накопительной системой, — просто потому, что фонды не в состоянии обеспечить клиентов достаточной суммой. В то время как государственный пенсионный фонд гарантирует выплату 1,5% от зарплаты работника за каждый год стажа, что на текущий момент более приемлемо и надежно, чем потери на обвалившемся финансовом рынке.
Ситуацию в Аргентине нужно рассматривать с позиции особенностей ее пенсионной системы, — комментирует директор Всеукраинского администратора пенсионных фондов Татьяна Сальникова. — В частности, в этой стране еще в 1993 году произошел переход от распределительной пенсионной системы к накопительно-распределительной. Попросту говоря, жители Аргентины, перешедшие в частную систему пенсионного страхования, уже не могли вернуться в государственную, не имели солидарного уровня пенсионного обеспечения и получали пенсию только через частный финансовый сектор. В результате этой реформы из государственной казны практически полностью ушли пенсионные деньги.
Помимо финансового кризиса, огромной девальвации песо, падения кредитного рейтинга страны и обвала облигаций, на стране висит большой внешний долг, средств на погашение которого в госбюджете недостаточно. А возвращение к государственной пенсионной системе позволит правительству не столько защитить пенсионные накопления аргентинцев от влияния глобального финансового кризиса, сколько использовать эти средства и защитить само государство от дефолта.
Есть еще один принципиальный момент, который стал одной из причин провала частной пенсионной системы: необходимым условием для аргентинских НПФ было размещение части активов в облигации госзайма (ОГЗ). А поскольку, как мы уже говорили, кредитные рейтинги страны снизились, а нацвалюта сильно девальвирована, частные пенсионные фонды там оказались в ощутимом минусе.
Справедливости ради надо заметить, что кризис поглощает пенсионные накопления не только в Аргентине. Так, пенсионные фонды Израиля проиграли с начала года на различных биржевых операциях от 12% до 40% накоплений граждан. Итого 200 тысяч израильтян (кому до выхода на пенсию остается год- два и кто исправно отчислял в НПФ определенный процент от своей зарплаты) уже не успеют наверстать упущенное и встретить старость достойно. В Казахстане за третий квартал текущего года 14 пенсионных фондов совокупно потеряли $40 млн. в качестве инвестдохода. А в России на фоне кризиса негосударственной пенсионной системы экономисты советуют гражданам задуматься об альтернативных способах обеспечения старости — например, купить квартиру с расчетом на то, что ее можно будет сдавать либо потом разменять.
Может ли такое случиться в Украине? Татьяна Сальникова уверяет, что нет.
Во-первых, наши НПФ не обязаны инвестировать в ОГЗ. Во-вторых, требования к диверсификации активов у нас прописаны достаточно четко и позволяют даже в условиях кризиса маневрировать, если не сохраняя доходность, то, по крайней мере, сводя убытки к минимуму. Безусловно, кризис коснулся и наших фондов, однако в меньшей степени, чем операторов исключительно фондового рынка. Так, если фондовый рынок обвалился уже где-то на 80%, то у НПФ с начала года доходность понизилась в среднем на 10%.
Вторит ей и директор департамента надзора над НПФ Госфинуслуг Андрей Бахмач: Возможно, аргентинское правительство не нашло иного способа обезопасить капиталовложения будущих пенсионеров, кроме национализации (к примеру, я не слышал, чтобы подобные решения были приняты в Европе). К тому же мы знаем только о том, что такое решение принято, но не знаем конкретной процедуры его реализации, поэтому сказать сейчас, будет ли данный способ рациональным, сможет ли он защитить пенсионные накопления, — невозможно.
В целом же в условиях финансового кризиса государство, безусловно, должно поддерживать финансовые учреждения. А вот какой именно будет эта поддержка — каждая страна выбирает сама. К примеру, у нас это — поиски дополнительных гарантий для участников частных фондов. Так, на сегодня для них сделано исключение — снят мораторий на досрочное расторжение депозитных договоров с банками. К тому же мы рассматриваем вопрос о возможности распространения гарантий Фонда гарантирования вкладов физлиц на вклады НПФ, потому что опосредованные собственники банковских депозитов — участники НПФ. Также в условиях кризиса необходимо несколько увеличить процент вложений в инструменты фиксированной доходности, а при рассмотрении вопросов о нарушениях диверсификации особое внимание уделять природе этих нарушений.
Например, если при другой ситуации НПФ просто не справится с последствиями кризиса — нужно устанавливать более длительный срок приведения деятельности фондов в соответствие с законодательными требованиями, чем это практикуется сейчас…, — говорит он.

ЛСОУ поддержала предложения правительства по обязательному страхованию ответственности медиков и работников аптек

Комитет Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) по вопросам медицинского страхования поддержал инициативу Кабинета министров о введении обязательного страхования профессиональной ответственности субъектов хозяйствования в сфере медицинских услуг, оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, за исключением услуг, предоставляемых за счет государственного и местных бюджетов.
Согласно сообщению Лиги, такое решение было принято на заседании комитета ЛСОУ в понедельник.
На заседании отмечалось, что введение такой нормы станет значительным шагом к реформированию отечественной системы здравоохранения как дополнительной гарантии качества предоставляемых услуг.
Лига подчеркивает, что следующем этапом в этом направлении должно стать распространение страхования профессиональной ответственности на всю отрасль, включая бюджетную медицину.
Как сообщалось, с инициативой рассмотреть целесообразность такого новшества выступило правительство, поручив представить свои предложения рабочей группе Минфина, Минэкономики, Госкомпредпринимательства, Госфинуслуг, АМКУ, Минздрава и Минюста с привлечением общественных объединений участников страхового рынка.

Госфинуслуг планирует ужесточить методы влияния для игроков рынка финуслуг

Согласно документу, в первую очередь Госфинуслуг попытается изменить законодательство в сфере финуслуг, строительства и страхования. В целом много изменений планируется внести в деятельность финансовых учреждений и кредитных союзов, строительства и страхования, в том числе и пенсионного.
Скорее всего корректировке подвергнутся и лицензионные условия в сфере строительного бизнеса и кредитования. Также планируется изменить и некоторые контролирующие функции Госкомиссий по надзору.
Негосударственным пенсионным фондам нужно быть готовыми к введению новых критериев оценки их деятельности. На это нужно обратить особое внимание, так как частота проверок будет зависеть именно от того, к какой степени риска будет отнесен фонд.
Госфинуслуг утвердит критерии для негосударственных пенсионных фондов
Госфинуслуг также планирует усилить методы влияния на субъектов рынка финуслуг и именно с этой целью будут утверждены отдельные методические рекомендации, выполнение которых будет обязательным для участников рынка.
Среди прочих планов Госфинуслуг — проведение внутреннего и сертификационного аудита. Все, кто получил в Госфинуслуг какие-либо документы разрешительного характера, должны быть готовыми к тому, что от них могут потребовать какую-нибудь информацию о выданных им ранее документах.
Документ вступил в силу 4 декабря.

VAB Пенсия сохраняет лидерские позиции на рынке НПО

Компания VAB Пенсия, которая администрирует четыре негосударственных пенсионных фонда и управляет активами трёх из них, по последним данным Госфинуслуг, по результатам третьего квартала занимает 31,7% рынка негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) по показателю количества участников.
Система НПО в Украине по состоянию на 30.09.2008г. насчитывает 456,9 тысяч человек,из них около 132 тысяч стали участниками НО ОНПФ Европа, самого крупного фонда в управлении VAB Пенсия, доля рынка которого составила 28,8%.
По показателю стоимости активов VAB Пенсия заняла 3,8% всего рынка НПО, активы которого по состоянию на 30.09.2008г. насчитывали около 20 миллионов гривен, в то время как активы всего рынка составили 522,1 миллиона гривен.
По словам Сергея Ермаковича, генерального директора VAB Пенсия, компания продолжает сохранять лидирующие позиции на рынке негосударственного пенсионного обеспечения и сбавлять обороты не собирается.
Справка: VAB Пенсия была создана в марте 2004 года. С октября 2006 года компания входит в состав универсальной финансовой группы VAB Group.
Компания специализируется на негосударственном пенсионном обеспечении.
Учредителем VAB Пенсия является международный холдинг TBIH Financial Services Group NV (через Ukraine Pension and Insurance Holding B.V.), специализирующийся на предоставлении страховых услуг и услуг негосударственного пенсионного обеспечения.
Уставный капитал VAB Пенсия составляет 58 320 000 грн.