Архив метки: финансовые результаты

Мировое производство алюминия будет снижаться

Цена алюминия на ЛБМ по трехмесячным контрактам немного поднялась благодаря объявлениям о дальнейших сокращениях производства алюминия.
Национальная Комиссия Китая по развитию и реформам по слухам может потребовать от крупных алюминиевых заводов еще большего сокращения производства металла, чтобы уменьшить его поставки на внутренний рынок. Взамен Комиссия приобретет 1-2 млн. т алюминия в ближайшие месяцы. Учитывая, что китайские продуценты алюминия работают в убыток, экспортная пошлина на алюминий останется на уровне 15% и в следующем году, можно полагать, что дополнительные значительные сокращения производства металла в Китае будут предприняты в ближайшее время. Это будет еще одним ключевым фактором, который поможет достичь дна в ценах на алюминий скорее рано, чем поздно.
Американское правительство обещает ссудить автопроизводителям США 17,4 млрд. долл., чтобы предотвратить коллапс отечественной автоиндустрии.
Индийская Nalco прогнозирует к марту следующего года увеличение цены алюминия до 2000 долл./т. Однако пока рост цены алюминия ограничивается ростом складских запасов металла на ЛБМ, которые выросли еще на 27,1 тыс.т до 2,159 млн. т, и укреплением американского доллара против евро — до 1,38 долл. Общий понижающий тренд цен продолжается и пока еще нет ясных признаков того, что дно падения достигнуто.
Норвежская Norsk Hydro сообщила, что она будет постепенно сокращать производство на заводе мощностью 230 тыс.т/год алюминия в г.Нойс, Германия.
Румынская Alro Slatina объявила о плане сокращения наполовину производства на заводе мощностью 283 тыс.т/год первичного алюминия в г.Слатина, Румыния (крупнейший алюминиевый завод в Центральной и Восточной Европе), окончательное решение по которому будет принято на текущей неделе. Если оба сокращения состоятся общемировые сокращения производства алюминия достигнут 4,5-4,8 млн. т или 12-13% мирового производства алюминия в 2007 г.
www.rusmet.ru

Крутое пике рынка недвижимости

Нынешний обвал рынка недвижимости еще раз обнажил его пирамидальную сущность. Подпитываясь вхождением на рынок все большего числа новых игроков — покупателей недвижимости, пирамида росла как на дрожжах. Росла бы она возможно и сейчас, если бы основой ее были средства, заработанные населением в реальных секторах экономики — промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и т.д. Увы, пирамида возвышалась в основном за счет привлечения спекулятивных иностранных капиталов и упрощения системы кредитования иностранными банками. Как только инвесторы вывели свои средства с рынка, она рухнула в одночасье.

Читать далее Крутое пике рынка недвижимости

ВР начнет сегодня работу с рассмотрения в первом чтении проекта госбюджета на 2009г..

За проголосовали 223 народных депутатов. Не голосовала в полном составе фракция КПУ, из фракции Партии регионов проголосовали 4 народных депутатов, из фракции “НУНС” — 44 и почти в полном составе поддержали фракции БЮТ и Блока Литвина.
Также не принято решение о направлении проекта на доработку.
Соответствующее предложение набрало 221 голос.
Комментируя результаты голосования, бывший председатель ВР Арсений Яценюк предположил, что на следующий день парламент снова вернется к рассмотрению проекта госбюджета на 2009г.. В то же время он отметил, что перспективы принятия бюджета стали намного более сложными.
Справка: Бюджет предусматривал дефицит 31 млрд..грн. ( 3% от ВВП), доходы — 238 млрд.грн., расходы — 266 млрд.грн.

Литва: страховые компании за 9 месяцев снизили чистую прибыль на 6,6%

Страховые компании Литвы за 9 месяцев 2008 года получили 89,8 млн литов чистой прибыли, что на 6,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщила Комиссия по надзору за страховой деятельностью.
Прибыль страховщиков от инвестиционной деятельности в январе-сентябре сократилась почти в три раза, говорится в пресс-релизе.
Только компании страхования жизни получили за отчетный период 25,5 млн литов прибыли (снижение на 18,3% по сравнению с январем-сентябрем 2007 года), компании имущественного и иных видов страхования — 64,2 млн литов (снижение на 1%).
Курс лита привязан к евро в соотношении 3,4528 лита за евро.

Харьковский подшипниковый завод объявил о намерении перейти в январе на 7-дневный 3-сменный режим работы. По данным медиа, причиной данного решения является увеличение предварительного пакета заказов на 2009г. для железных дорог стран СНГ.

Харьковский подшипниковый завод объявил о намерении перейти в январе на 7-дневный 3-сменный режим работы. По данным медиа, причиной данного решения является увеличение предварительного пакета заказов на 2009г. для железных дорог стран СНГ.
Справка. Владельцем завода является корпорация УПЭК. В настоящее время на заводе реализуется проект по модернизации производства ж/д подшипников. Объем проекта – EUR25 млн. По итогам проекта планируется увеличить производственную мощность до 1,2 млн. подшипников (ныне – 0,8 млн.), освоить новые типы подшипников 200-400 мм (ныне – до 360 мм). В 2007г. чистый доход завода составил 311,5 млн.грн., или на 36,5% больше по сравнению с 2006г., чистый убыток – 4 млн.грн.

Куда будет направлен курсовой вектор в следующем году?

Валютные карусели заставили понервничать в начале декабря даже самых стойких украинцев. Пропорционально потерям сбережений граждан росло и недоверие последних к своей родной национальной валюте. Казалось, что стремительное падение гривны приносило пользу только предприимчивым спекулянтам и банкам, успевшим отхватить свой кусок пирога на валютном рынке. Сберегутся ли курсовые передряги и каким будет курс доллара в начале следующего года?
Советник главы правления Укргазбанка Александр Охрименко считает, что все будет зависеть исключительно от политического фактора. Но, исходя из того, что в проекте бюджета подано курсовой ориентир 7,5 грн/$, наиболее вероятно, что это и будет придел.
О курсовом прогнозе в 7-7,5 грн/$ на конец первого квартала говорит и глава правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. Мол, при таком курсе интересы экспорта и импорта сбалансированы. Сейчас импорт серьезно убит, таможни пустые, население скупило доллары, но постепенно начнет их продавать, — уверен банкир.
Научит ли горький опыт 2008 года главных докторов экономики? Многие финансисты сегодня не готовы дать ответ на этот вопрос. Курс прогнозировать невозможно, потому что он управляется в ручном режиме и не объявлены экономические меры, направленные на его стабилизацию, — говорит член наблюдательного совета Энергобанка Вячеслав Юткин.
По мнению же начальника отдела анализа и исследований Райффайзен Банк Аваль Дмитрия Сологуба, декабрьские курсовые скачки (когда курс подскочил за считаные дни до 10 грн/$, а потом так же резко вернулся назад) вряд ли можно объяснить экономическими факторами. Скорее всего, были какие-то другие причины. Поэтому нельзя исключать, что такие факторы могут проявиться и в следующем году и, таким образом, привести к непрогнозируемым колебаниям обменного курса.
Но вместе с тем господин Сологуб подчеркивает, что традиционно обменный курс валюты определяется состоянием платежного баланса страны (а именно потоками товаров и капитала). Поэтому, если говорить о платежном балансе, то здесь существует несколько элементов неопределенности.
Первый — это цена на импортируемый газ. Судя по последним заявлениям, интервал цены на следующий год достаточно велик — от $200 до $300 за тыс. кубометров. Соответственно, и величина эффекта цены на газ на платежный баланс может быть тоже достаточно разной.
Второй фактор, по словам банковского эксперта, — экспорт. Цены на сырьевые товары на мировых рынках в последнее время отличаются своей непредсказуемостью. Поэтому очень сложно понять, какой будет конъюнктура на мировых ранках стали и химической продукции (основных товаров украинского экспорта) в следующем году. И третий фактор — это динамика импорта. По многим прогнозам, рост импорта значительно замедлится в следующем году на фоне девальвации гривны, падения реальных доходов населения и замораживания кредитной активности. Однако какой будет величина этого эффекта и когда это произойдет, точно не известно, — отмечает Дмитрий Сологуб.

Поступления в Госбюджет

Поступления в Госбюджет
По данным Государственной налоговой администрации Украины, в течение 11 месяцев 2008 года в сводный бюджет Украины банковскими учреждениями уплачено 5,5 млрд. грн., что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года) поступление налога на прибыль — 3,3 млрд. грн. (прирост в 1,7 раза).
Наибольшие поступления обеспечили ЗАО КБ ПриватБанк (Днепропетровск), 0,6 млрд. грн. и ОАО Государственный экспортно-импортный банк (Киев), 0,2 млрд. грн.
Кроме того, небанковскими учреждениями в сводный бюджет Украины уплачено 1,4 млрд. грн., что в 1,6 раза больше за соответствующий период прошлого года. Поступление налога на прибыль увеличились в 1,52 раза (0,7 млрд. грн.). Наибольшие поступления обеспечили ЗАО СК Кредо-Класик (24,4 млн. грн.) и ЗАО СК Ингосстрах (16,3 млн. грн.).
По результатам проверок финансовые учреждения обеспечили увеличение поступлений в Государственный бюджет Украины на 12,2% (31,1 млн. грн.).

У Нацбанку лякають, що бюджет Тимошенко обвалить гривню

Ухвалення державного бюджету України на 2009 рік з дефіцитом на рівні 3% від валового внутрішнього продукту підсилить девальваційний тиск на курс гривні, вважає керівник групи радників голови Національного банку України Валерій Літвицький.
Дефіцит держбюджету на рівні 3% — це погана новина для тих, хто хоче мати в 2009 році більш-менш стабільний курс. Такий дефіцит держбюджету — це нове збільшення дефіциту платіжного балансу. Наші бюджетні витрати, в основному, споживчого характеру: їх надмірний рівень вабить неминуче збільшення споживання і попиту на імпорт. Наслідком цього стане тиск на обмінний курс, — сказав Літвицький.
За його словами, пропонований урядом дефіцит держбюджету-2009 потребує додаткового обговорення: доцільно знайти можливість сформувати бездефіцитний бюджет. Уряд пропонує парламенту затвердити держбюджет-2009 з дефіцитом 3% ВВП і зростанням доходів на 2,4%.
Літвицький наголосив, що наступного року при дефіциті держбюджету на рівні 3% і майже нульовому зростанні ВВП всі надії на виконання соціальних та інших зобовязань уряду побічно покладаються на інфляційний податок.
Кажучи про курсові перспективи, керівник групи радників голови НБУ висловив думку, що гривня рухається у напрямі 7,5 гривень за 1 долар. Напевно ринок вже не чекає подальшого зниження курсу гривні і вважає, що дно ослаблення пройдене. Вже декілька днів спостерігається тенденція щодо зміцнення. Але НБУ прагнутиме уникати різких курсових рухів, тому що вони дають плацдарм для спекулятивних ігор на ринку. Мова йде як про ослаблення, так і про посилення, — сказав він.
При цьому, за його словами, курс гривні більшою мірою орієнтується на конкретні дії регулятора, ніж на панічні заяви окремих політиків.Курс реагує, як на страшилки, так і на конкретні заходи по управлінню ситуацією.
Ми змінили ставки по овернайтах, посилили доступ до рефінансування, посилюємо контроль за цільовим використанням валюти банками. Поки позитивний ефект цих кроків є сильнішим, ніж негативний ефект страшилок, — підкреслив Літвицький.
У звязку з цим він зазначив, що Нацбанк повинен ухвалювати зважені незалежні рішення і, зокрема, НБУ не варто закликати до фіксації курсу.
Керівник групи радників голови НБУ також повідомив, що у вівторок НБУ продав на міжбанківському валютному ринку на 30 млн. доларів по курсу 8,00 гривень за 1 долар.
Сьогодні продали 30 млн. доларів, але це не робило погоди на ринку, загальний обєм якого склав по торгівлі доларами близько 300 млн. доларів.
Середньозважений курс за підсумками торгів у вівторок зміцнився до 7,68 гривень за 1 долар з 8,03 гривень за 1 долар в понеділок. При цьому, якщо розраховувати середньозважений курс без урахування операцій Нацбанку, то він сьогодні склав 7,65 гривень за 1 долар, — сказав він.
При цьому Літвицький зазначив, що валові міжнародні резерви Нацбанку на сьогоднішній день знаходяться на рівні 32,5 млрд. доларів, пише SV Development.

Мотоцикл: страховать или не страховать?

Если вы приобрели железного друга, рабочий объем двигателя у которого превышает 50 кубических сантиметров, то самое время задуматься о страховке.
Страшная статистика или пройдите тест на ваши риски?
Определить и показать существующие риски помогает статистика, а она очень неутешительна. Рассмотрим статистику авторитетного учреждения США, с поправкой на то, что в штатах уровень жизни выше и дороги лучше, а это значит, что объективная наша статистика скорее всего будет еще хуже.
Оказывается, в отличие от автомобильных, 44% смертельных аварий с мотоциклистами происходит без участия второго транспортного средства (как правило, это ДТП с вылетом мотоцикла за пределы дорожного полотна, иногда в повороте, причем 41% из этих случаев приходится на происшествия, когда водитель мотоцикла пребывает в состоянии алкогольного опьянения.
Таковы данные американского Института страхования дорожной безопасности (Insurance Institute for Highway Safety), который каждый год публикует статистику смертей из-за аварий на дорогах. Самая тревожная информация института это то, что с каждым годом статистика смертности мотоциклистов в ДТП ухудшается сегодня смертей вдвое больше, чем 10 лет назад, причем количество погибших достигло рекордной отметки за всю историю исследований института с 1975 года. Вопреки распространенному мнению, что чаще в такие аварии попадают люди юного возраста, чуть менее трети мотоциклистов были младше 30 лет, пятая часть младше 40 лет, чуть меньше четверти младше 50 лет, и больше четверти были старше 50 лет. Самые рисковые по объему двигателя это те, у кого объем двигателя до 1 литра (50% всех случаев), а на втором месте мотоциклы с объемом более 1,4 л (23%).
И хотя в случае летального исхода любое страхование транспорта становится бессмысленным, тем не менее, эта статистика показывает картину существующих рисков для разных категорий байков и байкеров. Итак, если вы решили застраховаться и собираетесь жить долго и счастливо, наслаждаясь быстрой ездой, то вам нужно знать несколько важных нюансов.
Одни убытки или мнение страховых компаний о мотоциклах
Как правило, среди представителей страховых компаний бытует мнение, что мотоцикл подвержен большему количеству рисков и вероятность их наступления выше, чем у автомобиля. Этим и объясняется то, что страхование мотоциклов по договору КАСКО является менее популярной услугой, чем страхование легковых автомобилей.
Мотоциклы считаются наиболее убыточными объектами в портфеле СК, поэтому страховщики часто стараются ограничить количество застрахованных у себя мотоциклов или не страхуют их вообще, считает Юрий Фидасюк, начальник отдела добровольного страхования транспортных рисков СК Провидна. Мотоцикл более чем автомобиль, подвержен таким рискам как Угон или Противоправные действия третьих лиц, а также риску ДТП: часто водители автомобилей просто не замечают мотоцикл на дороге.
О культуре езды на мотоциклах представители компаний тоже имеют свое мнение. Повышенная аварийность мотоциклов объясняется культурой езды на мотоциклах, как самих водителей в результате превышения скорости, так и отношения других участников дорожного движения к мотоциклам, — считает Сергей Паламарчук, начальник отдела оценки рисков транспортного страхования ОАО Страховая компания Универсальная.
Впрочем, вполне возможно, что не так все печально, ведь статистика, например, Страховой Группы ТАС показывает, что мотоциклисты реже становятся участниками ДТП, чем автомобилисты. Однако здесь в поле зрения попадает еще одна проблема: не все представители страховых компаний склонны доверять официальным данным. Насколько мне известно, мотоциклисты это категория, которая очень подвержена аварийности на дорогах. Хотя официальная статистика утверждает, что аварийность мотоциклов с каждым годом уменьшается, я вряд ли смогу с этим согласиться, особенно видя ситуацию на дорогах столицы, — рассказывает Людмила Ясинская, директор управления автотранспортного страхования ПЗУ Украина. Впрочем, даже она признает, что в ее компании КАСКО мотоциклов не отличается повышенной убыточностью.
Причина такого мнения страховщиков не только в стереотипах. По словам опытных байкеров, статистику в СК как правило портят пилоты с небольшим опытом вождения, которые без достаточных навыков безопасной езды в качестве байка выбирают провокатора-спорта (спортивный мотоцикл).
Впрочем, как ни крути, а из-за конструкции и невысокой защищенности мотоцикла, часто после ДТП наступает его полная конструктивная гибель, то есть состояние, при котором восстановительный ремонт экономически нецелесообразен. Отсюда непривычно высокие тарифы на страхование этого транспортного средства.
От чего зависят сумма страхования и тарифы до облаков
Поскольку цены на свои услуги страховые компании определяют вероятностью наступления страхового случая, то тарифы на страхование мототехники, как правило, на 50%-70% выше, чем на страхование легковых автомобилей. Перечень рисков, от которых вас могут застраховать по КАСКО, стандартен. Это: ДТП; противоправные действия третьих лиц; незаконное завладение транспортным средством; пожар; взрыв; действие стихийных явлений; влияние сторонних объектов и удар молнии.
Правда, тарифы выше по всем рискам часто доходит и до 18% от стоимости мотоцикла.
Некоторые компании предлагают байкерам застраховать только некоторые риски на выбор клиента. Тогда базовые тарифы составят, например, только по риску ДТП 5%, по противоправным действиям 2%, по незаконному завладению мотоциклом 2%. Правда, чаще всего риск угона вообще исключается категорически.
При расчете окончательного тарифа, так же как и при страховании машин, некоторыми компаниями учитываются поправочные коэффициенты, зависящие как от возраста мотоциклиста и мотоцикла, так и от стажа управления байком.
Например, для драйвера до 22 лет со стажем вождения 1-3 года будет учитываться коэффициент 1,2, тогда как для матерого мотоциклиста со стажем более 10 лет 0,8. На цену страховки также повлияет количество допущенных к управлению мотоциклом водителей. Также при страховании мототранспорта учитывают амортизационный износ транспортного средства, — делится опытом СК Вексель ее гендиректор Василий Фурман.
Впрочем, поскольку сегмент нельзя сегодня назвать хорошо изученным, то и о хорошо разработанном рентабельном продукте тоже речь не идет. А зря: хорошая разработка могла бы принести хорошую рентабельность страховщикам и более лояльные тарифы байкерам. В этом страховом продукте цена может зависеть от типа мотоцикла — это агрессивный спорт или размеренный чёппер; от опыта вождения — это молодой горячий парень, купивший за 20 тыс. долл.
очередную игрушку, или это бородатый байкер, десятки лет живущий в седле, или может солидный состоятельный человек, добившийся в жизни многого и решивший воплотить мечту юности и купить себе красивый байк. Этот продукт может включать условие выплаты только при соблюдении скоростного режима, установленного ПДД и при хранении транспортного средства на охраняемой стоянке и так далее, — делится Татьяна Спис, начальник Управления факультативного перестрахования ЗАО Страховая группа ТАС, которая водит байк несколько лет.
Франшиза: стоит ли свеч?
Еще один сюрприз для мотоциклиста, который подумывает о страховке это высокая франшиза. Главным отличием при страховании мотоциклов стоит отметить повышенную франшизу по риску Похищения и полное уничтожение транспортного средства (больше 75% повреждения), которая составляет 10%- 15%. Таким образом, страховые компании заинтересовывают страхователя в бережном отношении и сохранении мотоцикла, — рассказывает Сергей Паламарчук, начальник отдела оценки рисков транспортного страхования департамента андеррайтинга ОАО Страховая компания Универсальная.
Однако не у всех компаний предложения именно такие обычно цифры доходят до 20% франшизы по угону и до 25% франшизы по ущербу (от 1250 грн.). Правда, есть компании, где условия более привлекательны минимальная франшиза по частичному повреждению, которую удалось найти Простобанк Консалтинг — 2%, а по полной гибели или угону 10%. Каждая компания определяет такие параметры самостоятельно, поэтому выбирать разумный баланс между страховым тарифом, приемлемой франшизой и условиями договора приходится уже самим байкерам.
ОСАГО для байка
Стоимость обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств для мотоциклистов гораздо ниже, чем для автомобилистов ведь в случае столкновения мотоцикл принесет значительно меньше ущерба, чем более габаритное авто. Здесь также есть свои особенности. Во-первых, определенные законом тарифы для страхователей мотоциклов по ОСАГО зависят от таких переменных, как территория действия договора, водительский стаж владельца ТС, его статус (юридическое или физическое лицо), срок действия договора, а также тип договора.
Во-вторых, учитываются габариты и максимальная скорость самого мотоцикла: разделяют байки с объемом двигателя до 300 куб.см. и больше 300 куб.см. В обоих случаях базовый коэффициент составляет 291,49 гривен, но окончательный платеж будет значительно разниться. Для мотоцикла с двигателем до 300 кубиков, платеж составит от 47,22 гривен в населенном пункте с населением меньше 100 тысяч человек до 63,75 гривен в Киеве. Для мотоциклов с двигателем свыше 300 куб. см. платеж составит от 94,44 гривен до 255 гривен соответственно.
Несмотря на сравнительно невысокие тарифы, наличие либо отсутствие страховки ОСАГО это дело сознательности и опыта каждого мотоциклиста, особенно колесящего по сельским дорогам. Однако, учитывая то, что в последнее время в сфере, которая касается мотоциклов, постепенно наводят порядок, то возможно и контроль обязательных полисов со стороны сотрудников ГАИ тоже придет в требуемый вид.
Когда откажут в выплате?
Что касается условий выплаты и причин отказа в возмещении, то, как правило, во всех страховых компаниях они стандартны: соблюдение правил договора; своевременная подача необходимых документов; корректная эксплуатация транспортного средства; соблюдение правил дорожного движения.
Есть и некоторые характерные только для мототранспорта условия. Например, во многих компаниях по риску незаконного завладения байком (если такой риск вообще присутствует) страховое возмещение не выплачивается, если мотоцикл не находился на специально оборудованной, охраняемой и правильно зарегистрированной стоянке или в охраняемом гараже. По риску ДТП страховщик откажет в выплате, если мототранспорт эксплуатировался в неблагоприятных погодных условиях, например, в гололед или в снегопад.
И самое главное, что способно остановить любого байкера это то, что среди исключений, как правило, страховые компании называют и использование транспортного средства в спортивных состязаниях. Если страховой компании станет известно, что мотоцикл был поврежден на гонках (драге), то страховщик откажет в выплате страхового возмещения, — рассказывает Василий Фурман, гендиректор СК Вексель.
Страховать или не страховать?
Окончательное решение, естественно, за мужественным байкером. Сегодня мотоциклы страхуют, как правило, те немногочисленные покупатели, которые берут его в кредит, а не за наличные, а также владельцы дорогих агрегатов, которые опасаются угона. Впрочем, по прошествии финансового кризиса ситуация может существенно измениться в лучшую сторону как для байкеров, так и для страховых компаний. Мотодвижение в Украине набирает обороты и в дальнейшем будет только расширяться. И, как всегда в новой сфере, вначале имеет место небольшой хаос, но и в этом смысле уже есть изменения в лучшую сторону я имею ввиду изменения в ПДД, которые немного ужесточают поведение мотоциклистов на дороге, — рассказывает Татьяна Спис, опытный водитель мотоцикла и начальник управления факультативного перестрахования ЗАО Страховая группа ТАС. — И поскольку в эту сферу приходит порядок, то рано или поздно страховщики всё-таки заинтересуются страхованием мототехники, потому что увлечение мотоциклом далеко не такое дешёвое, как может показаться на первый взгляд. И кто будет первым, тот и сможет заработать.

Динамика торгов на ПФТС в ноябре

Динамика торгов на ПФТС в ноябре
Согласно аналитическому отчету Национального банка Украины, индекс ПФТС, вероятнее всего, будет оставаться волатильным с позитивным направлением, способствовать чему будет политическая стабилизация и задекларированная на следующий год приватизация генкомпаний.
В то же время аналитики не исключают вероятности, что неразрешенность фундаментальных проблем (сокращение производства, высокий уровень инфляции, нестабильность на валютном рынке, ухудшение инвестиционного климата) будет определять негативный тренд рынка в долгосрочной перспективе.
По данным Нацбанка, в ноябре ПФТС-индекс увеличился на 37,32 пункта, или на 14,79% — до 289,63 пункта.
На динамику индекса повлияло получение Украиной стабилизационной кредитной линии; подписание соглашения между Кабинетом Министров Украины и Всемирным банком по привлечению кредита на сумму, эквивалентную 3 млрд. грн. сроком на 30 лет под 5% годовых для покрытия дефицита госбюджета, подтверждение Европейским банком реконструкции и развития намерений о дальнейшем долгосрочном кредитовании проектов во всех отраслях экономики Украины, а также ряд других факторов. Среди негативных факторов — политическая неопределенность в стране; дестабилизация ситуации на валютном рынке; снижение объемов промышленного производства в октябре на 19,8%; снижение ВВП в октябре на 2,1%.
Рыночная капитализация ликвидных ценных бумаг (по листингу ПФТС) в ноябре увеличилась на 22,5 млрд. грн. — до 198,9 млрд. грн., или на 12,7%. Объем торгов в ноябре 2008 года составил 7,73 млрд. грн., что в 3,5 раза больше показателя октября текущего года. При этом объемы торгов на рынке корпоративных облигаций сократились на 45,9%. Рост отмечен в следующих сегментах фондового рынка: рынок акций увеличился в 3,7 раза, рынок государственных ценных бумаг — в 9,4 раза, рынок муниципальных облигаций — в 7,5 раза, рынок инвестиционных сертификатов — в 3,1 раза. В структуре торгов на ПФТС по объему торгов лидирует рынок государственных ценных бумаг (79,1% в ноябре против 29,2% в октябре). Рынок акций (10,9%) опередил рынок корпоративных облигаций (9,4%).
Кроме того, за ноябрь спред EMBI+Украина расширился на 313 б. п. — до 2 154 б. п., а разница между данным спредом и EMBI+Global расширилась до 1 436 б. п.
Волатильность украинских евробондов немного уменьшилась, но ее рост за месяц составил в среднем 18%, что свидетельствует о потере доверия инвесторов к ценным бумагам Украины, в первую очередь к краткосрочным облигациям.
На первичном рынке государственных ценных бумаг в ноябре текущего года активность немного уменьшилась: состоялось пятнадцать из пятидесяти объявленных размещений ОВГЗ.
Доходность по всем видам ценных бумаг снизились до уровня 15,6% в связи с замедлением темпов инфляции в годовом выражении, тогда как спрос со стороны коммерческих банков на долговые инструменты для получения рефинансирования вырос. Доля ОВГЗ, находящихся в портфеле нерезидентов, увеличилась не существенно — на 5,85 млн. грн. — до 523,7 млн. грн.