Архив метки: энергосети

Планируют повысить арендные ставки за землю

Вчера, вопреки публичным заверениям городского головы о льготах для предпринимателей по арендной плате за землю, в мэрии рассматривался проект решения Киевсовета о повышении размеров такой платы.
ЛЮБОПЫТНО, что в случае принятия этого решения его собираются ввести в действие молниеносно — с 1 января 2009 года.
Похоже, большинство юридических и физических лиц схватятся за голову, узнав, что размеры платы за арендованные земельные участки городские власти намерены установить в зависимости от их нормативной денежной оценки. Причем с учетом видов деятельности арендаторов. Если, к примеру, предприятиям и учреждениям энергетики, городского транспорта, госуправления и почты придется ежегодно платить 3% от оценки земли, то для фирм, производящих алкогольные напитки и табачные изделия, банков, игровых салонов и казино, рекламных компаний, речных дебаркадеров установлен размер платы в 12%. Чуть меньше, по 10%, будут взимать за аренду с предприятий розничной и оптовой торговли, автозаправок, вещевых рынков, туристических и страховых агентств, юридических, аудиторских, девелоперских и других посреднических фирм…

Мыльные пузыри-2008

Событие, которое происходит раз в сто лет. Так нынешний финансовый кризис назвал экс-глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен. Действительно, мировая экономика уже давно не подвергалась такому массированному удару. Глобальное падение коснулось практически всех.
Украину, которая оказалась совсем не готова к потрясениям, этот спад накрыл ближе к осени. Последствия кризиса уже сейчас можно назвать катастрофическими: наш фондовый рынок рухнул на 74,2%, металлургия сократила производство в два раза, национальная валюта рекордно обесценилась.
Что будет дальше? К чему готовиться бизнесу и стране в следующем году?
Одной из основных жертв финансового кризиса в Украине стал фондовый рынок. И, по мнению экспертов, ситуация в первой половине 2009 года существенно не изменится. Рост индекса до уровня 350 пунктов возможен в условиях девальвации гривни в первом-втором квартале 2009 года. В случае обострения политической напряженности возможно падение индекса ниже 200 пунктов, — комментирует управляющий активами Astrum Investment Management Олег Неплях. Эксперты утверждают, что в 2009 году торговаться будут преимущественно акции энергетических предприятий.
Металлургия
Украинской металлургии в будущем году придется бороться за мировые рынки. Основную конкуренцию отечественной продукции тут составят производители из Китая и России. По прогнозам аналитика инвестиционной компании Тройка Диалог Александра Мартыненко, в 2009 году потребление стали упадет на 10% по сравнению с текущим годом.
Гривня
В будущем году девальвация национальной валюты остановится, а сама гривня укрепится. Директор по стратегическому развитию компании UFC Capital Сергей Кульпинский прогнозирует, что укрепление нацвалюты начнется уже в первых месяцах будущего года. Свое влияние на укрепление валюты будет иметь приостановление экспорта.
Автомобильный рынок
В 2009 году ситуация на авторынке ухудшится после введения Верховной Радой временных 13%-ных импортных пошлин. Ввоз машин по новым пошлинам повлечет за собой повышение стоимости автомобилей, что, несомненно, повлияет на ценообразование, — говорит Игорь Соколов, пресс-секретарь компании Ниссан Мотор Украина.
Недвижимость
Прогнозы экспертов относительно рынка недвижимости тоже неутешительны. Директор аналитического агентства Медиадиагностика Юрий Карапетян считает, что в 2009 году квартиру на вторичном рынке в Киеве можно будет найти за 30-40 тысяч долларов. Улучшений в отрасли стоит ожидать не ранее начала 2010 года.

Украину ожидает рецессия

Всемирный банк на 2009 год изменил свои макроэкономические показатели
В следующем году отечественную экономику ожидает снижение ВВП на 4% (раньше прогнозировали его рост на 4,5%). Об этом вчера во время презентации обновленного экономического прогноза на следующий год для нашего государства рассказал старший экономист представительства Всемирного банка (ВБ) в Украине Руслан Пионтковский.
Главными факторами экономического замедления в Украине стали резкое падение цен на основные экспортные товары (металл, сталь) и осложнение доступа к рынкам финансирования. В результате такого изменения украинская экономика замедлила свои темпы и, фактически, если говорить исходя из имеющихся в наличии сегодня показателей, вошла в рецессию в четвертом квартале 2008 года, — рассказывает Пионтковский. В общем же, по его словам, в течение 2009 года экономика будет пребывать в состоянии рецессии.
Прийти в себя от финансового шока она сможет только в 2010 году, когда рост ВВП, по предварительным прогнозам, составит 2%.
Говоря об экономической перспективе на 2008 и на следующие годы, Пионтковский сообщил, что дефицит текущего счета в 2009-2011 годах может сократиться до 1-2% ВВП. По итогам же 2008 года он достигнет 6,9% ВВП, но в 2009 году снизится до 1,1%, а в 2010-м — до 0,6%. А вот экспорт в 2008 году увеличится только на 0,1%, в 2009 году он вообще сократится на 1,4%. Рост экспорта возобновится только в 2010 году — на 5,4%. В то же время поток импорта в этом году в страну увеличится на 6,1%, в 2009-м — снизится на 23,5%, а в 2010-м — вырастет на 5,3%.
Среди позитивных моментов всемирного прогноза можно выделить показатель инфляции. Пионтковский надеется, что с нынешних 22,8% в 2009 году инфляция снизится до 13,6% (раньше прогнозировали 15,5%). Почему? Будет происходить снижение товарных цен, будет ограничена ликвидность и сократится внутренний спрос на продукцию со стороны населения, у которого реальная заработная плата уменьшится.
Дефицит бюджета, который сегодня является предметом самой горячей критики со стороны Президента, будет нулевым, прогнозируют во Всемирном банке. При чем, по словам Пионтковского, бездефицитный бюджет Всемирным банком считался без затрат на рекапитализацию банков и средств на реализацию определенных инфраструктурных объектов.
По мнению директора Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Мартина Райзера, в 2009 году страна должна приспособиться к экономическим штормам и выйти из них закаленной. На практике для этого следует позаботиться о перераспределении украинского бюджета для защиты самых бедных слоев населения. Бюджет помогает всем и все хотят получить от него денег понемногу. И хороший политик скажет — я вам в этом помогу, — рассказывает Райзер. Но ведь на носу экономическая рецессия, поэтому государство должно заботиться, в первую очередь, о самой бедной прослойке населения.
Вызовы, которые предстают перед экономикой Украины, подчеркивают необходимость ускорения структурных реформ в таких сферах, как благоприятный климат для предпринимательской деятельности, финансовый сектор, диверсификация торговли, земельная реформа, политика укрепления конкурентоспособности и энергетическая безопасность, — добавляет от себя советы правительства старший экономист Всемирного банка по Украине Пабло Сааведра.
В условиях экономических трудностей Всемирный банк готов продолжить политику предоставления займов на развитие, резюмировал в конце разговора с прессой Мартин Райзер.

СОГАЗ в Амурской области застраховал строительно-монтажные работы на 5,4 млрд рублей

Хабаровский филиал страховой группы СОГАЗ заключил договор страхования строительно-монтажных рисков компании ОАО Буреягэсстрой (п. Талакан, Амурская область), ведущей в Благовещенске работы по берегоукреплению и реконструкции набережной реки Амур.
В соответствии с договором СОГАЗ в течение четырех лет обеспечит страховой защитой строительно-монтажные риски организации. Общая страховая сумма по заключенному договору страхования составляет 5,4 млрд рублей.
ОАО Буреягэсстрой создано в 2001 году и является основным генеральным подрядчиком строительства Бурейской ГЭС одного из крупнейших энергетических комплексов России.
В проекте по реконструкции набережной реки Амур в Благовещенске будут задействованы около 1200 рабочих. Обновленная набережная Амура протяженностью 5,6 км будет не только иметь привлекательный вид, но и выполнять свою главную функцию защитного сооружения от наводнений. Кроме того, согласно проекту, планируется осуществить намыв грунта общей площадью 6 га с целью его дальнейшего использования под застройку. Весь комплекс работ выполнит ОАО Буреягэсстрой.

Ответственность экспедитора в Украине: итоги

16 декабря в конференц-зале Ассоциации УкрПорт состоялся круглый стол-практикум Ответственность экспедиторов за сохранность генеральных и контейнерных грузов при перевалке в Украине.
Событие, организованное юридической фирмой Международная юридическая служба, состоялось при поддержке:
Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ),
Ассоциации транспортно-экспедиторских организаций Украины Укрвнештранс,
Ассоциации портов Украины Укрпорт.
На круглом столе-практикуме присутствовали руководители и представители предприятий, осуществляющих экспедиторскую деятельность в портах Украины, юристы, страховщики, сюрвейеры и представители украинских портов.
Задача круглого стола-практикума состояла в том, чтобы совместно разобраться в проблемных вопросах, связанных с ответственностью экспедитора, ее основаниях, видах и пределах; определить роль и значимость страхования ответственности, необходимость участия сюрвейера в транспортных процессах; как четко определить и ограничить ответственность экспедитора на стадии заключения контракта с заказчиком, о необходимости проведения правового аудита контракта; какова роль арбитражной оговорки в контракте, о ее надлежащей формулировке и значении.
Юрист и адвокат Международной юридической службы Артем Скоробогатов открыл круглый стол-практикум и представил вниманию участников практическую ситуацию, состоящую из этапов транспортного процесса, произвел анализ актуальных вопросов при заключении и исполнении договоров ТЭО.
Юрист Международной юридической службы Наталья Мирошниченко предложила всем участникам круглого стола-практикума поделиться наиболее интересной информацией, связанной с практическим решением проблемных вопросов в отношении ответственности экспедиторов за сохранность грузов при их перевалке, а также определить недочеты и пробелы, допускаемые экспедиторами в этой связи, равно как и методы разрешения подобных ситуаций. После активных дебатов и выступлений г-жа Мирошниченко привела примеры из практики ведения подобных дел Международной юридической службой, предложила ряд мер и действий, направленных на ограничение степени ответственности экспедиторов и предотвращение их убытков в этой связи.
Последовавшее вслед за этим выступление директора сюрвейерской компании ДиПиЭс — Маринекс г-на Прохорова Виктора Геннадиевича было сфокусировано на подробной характеристике роли и участии сюрвейера в процессе транспортировки. Г-н Прохоров подчеркнул необходимость контроля за качеством и количеством груза на всех этапах транспортировки, что позволило бы экспедитору оперативно реагировать на недостачи и повреждения груза.
Заместитель председателя правления страховой компании ОСТРА г-н Щур Александр Анатольевич посоветовал страховать ответственность экспедитора, что позволит компенсировать убытки, которые могут возникнуть у экспедитора в случае недостачи или повреждения груза, за сохранность которого экспедитор несет ответственность.
Начальник коммерческого отдела Одесского морского торгового порта г-н Проценко Владимир Валерьевич рассказал присутствующим о роли порта в процессе приемки груза в порту и осуществлении им погрузо-разгрузочных работ, которые рекомендуется производить в присутствии сюрвейера.
Свое мнение в отношении мер, которые должен принять экспедитор для обеспечения сохранности грузов в процессе перевалки, а также практическое решение подобных проблем изложила заместитель директора компании МТА сервис ЛТД г-жа Елена Забугина, обращая внимания участников круглого стола- практикума на необходимость тщательного контроля экспедитора за перевалкой грузов на всех этапах транспортного процесса.
Заместитель директора ЗАО Пласке Дмитрий Зубков сообщил о практических примерах работы его компании с навалочными грузами, практикой организации работы экспедитора и мер, принимаемых для обеспечения сохранности груза.
Интересный пример из практики привел начальник юридического отдела компании МЕРСК-Украина Александр Чеботаренко. Г-н Чеботаренко в качестве примера привел случай, когда обоснованная претензия грузополучателя, адресованная перевозчику, в данном случае — контейнерной линии МЕРСК, в результате грамотно проведенного расследования изменила адресата и, в конечном итоге, вина за повреждение груза была возложена на другого участника транспортного процесса.
Приняли активное участие в обсуждении директор компании Альфатранс г-н Балабан Дмитрий Петрович и юристы фирмы АТ Промтэкс — г-жа Крецуль Ирина Александровна и г-жа Слинько Оксана Викторовна. Они рассказали участникам о практике страхования ответственности экспедиторов, а также поделились опытом в отношении решения проблем, связанных с ответственностью экспедиторов за сохранность контейнерных грузов.
Большой опыт компании МТЭК ИнтерТрансСервис в отношении перевалки навалочных грузов был представлен участникам круглого стола-практикума начальником отдела экспедирования г-ном Козаченко Виталием Валерьевичем и вызвал интерес участников в части решения проблем обеспечения сохранности таких грузов.
В заключении юрист Международной юридической службы, адвокат Татьяна Непомнящая привела ряд примеров из актуальной судебной практики Международной юридической службы по делам, в которых наша юридическая компания выступала в качестве защитника интересов экспедиторов. Г-жа Непомнящая отметила, что каждый подобный случай требует индивидуального подхода и решения, тем более, что из практики известно: по двум подобным делам могут быть вынесены совершенно противоположные судебные решения.
Резюмируя мнения, высказанные в ходе дискуссии, юристы Международной юридической службы выдвинули ряд рекомендаций, которые требуют пристального внимания и должны быть приняты к сведению, как перед началом договорных отношений, так и в ходе непосредственного исполнения договоров транспортного экспедирования.
Итак, рекомендуется:
— заранее готовить свои проформы договоров; — создать собственные стандартные правила экспедирования; — тщательно анализировать предложенные контрагентом проекты договоров до подписания; — осуществлять проверку самого контрагента до подписания договора; — обеспечить и оговорить с заказчиком необходимость контроля качества и количества груза на всех этапах транспортировки; — если контроль на какой-то стадии не возможен, то исключить в договоре ответственность экспедитора за возможные недостачи на неконтролируемых этапах (операциях); — оперативно реагировать на недостачи и своевременно информировать о них заказчиков; — страховать свою ответственность;
— заботиться о возможных спорах заранее (арбитраж, язык, право, место).
Международная юридическая служба благодарит всех участников мероприятия за активные выступления и призывает в своей деятельности руководствоваться рекомендациями и помощью юридических консультантов в целях исключения возможных рисков и, как следствие, возникновения ответственности и убытков.
Также организатор мероприятия Международная юридическая служба благодарит своих постоянных медиа — партнеров за поддержку и участие:
Генеральный Медиа Партнер Телеканал ГЛАС
Генеральный информационный спонсор Журнал Транспорт
Информационная поддержка
Порты Украины Транспорт и логистика Судоходство
В результате проведения настоящего круглого стола-практикума родился лозунг, который мы рекомендуем помнить всем экспедиторам:
Закон — знать, договор — читать, действия — думать.

Украине подкинули $500 миллионов

Всемирный банк одолжил Украине полмиллиарда долларов и намекнул, что одолженные деньги лучше не разворовывать. А то хуже будет
Вчера, 22 декабря 2008 года, совет исполнительных директоров Всемирного банка (ВБ) утвердил третий кредит в размере $500 млн. на поддержку политики развития (ППР-III) Украины. Сегодня представительство Всемирного банка в Украине озвучило основные направления, на которые будет направлена финансовая поддержка, и сделало основные макроэкономические прогнозы для нашей страны на период до 2010 года.
Серия программных кредитов Всемирного банка ППР направлена на поддержку экономических реформ и улучшение инвестиционного климата в стране во времена серьезных экономических трудностей, вызванных, в частности, финансовым кризисом.
Как рассказал Багнету директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Мартин Райзер, ссуда должна смягчить упадок экономики Украины, который наблюдается на данный момент и будет усугубляться ожидающей страну рецессией.
Но ясно, что для дальнейшего развития правительству страны нужно приложить больше усилий для внедрения в жизнь уже взятых обязательств…и углубления структурных реформ и реформ финансового сектора, — отметил Райзер.
По словам Пабло Сааведры, старшего экономиста ВБ, наиболее важными для Украины сейчас являются реформы в сфере предпринимательской деятельности, диверсификации торговли, земельных реформ, политики укрепления конкурентоспособности и энергетической безопасности.
Вместе с тем руководству страны необходимо понимать, что использовать кредит нужно крайне рационально и последовательно, делая очень жесткий выбор. То есть, адресатом одалживаемых Украине денег ВБ хочет видеть лишь наиболее нуждающиеся сферы экономики, хозяйствования или бизнеса. А выражаясь языком еще более понятным, — не допустить растрату (или разворовывание) одалживаемых нашей стране средств, которую привыкли практиковать украинские чиновники.
Ясное дело, что открыто сказать об этом Мартин Райзер не мог. Но даже на языке дипломатии опасения Всемирного банка относительно нецелевой растрате выделяемых Украине денег более чем красноречивы.
В Украине бюджет помогает всем. И все очень хотят иметь что-то от бюджета… И экономика, и парламентарии и все остальные…Но есть факт — скоро в стране будет рецессия. И очень важно, чтобы бюджетная политика не обещала все для всех, а помогала только тем, кому это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО крайне нужно, у кого ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нет ничего. Поэтому вам нужно делать очень жесткий выбор…Всемирный банк поддерживает только такую политику, — заявил Райзер.
Следующий кредит, по словам дипломата, Украина получит на развитие инфраструктуры. В частности, на строительство дороги Киев-Харьков. Всего в ближайшее время Всемирный банк планирует одолжить Украине еще $400 млн.
Проблемой 1 2009 года для населения Украины тотальное будет снижение зарплат.
Согласно макроэкономическим прогнозам, приведенным Всемирным банком, весь 2009 год экономика Украины будет пребывать в рецессии. При этом падение ВВП будет составлять 4%. В 2010 году реальный ВВП войдет в плюс и составит 2%. Рецессию, в которую экономика страны вошла в 4-м квартале 2008 года, повлек кредитный кризис, ухудшение условий торговли и снижение экспортного спроса.
Реальная заработная плата и занятость населения будет стремительно падать вплоть до 2010 года. Причем, по словам Райзера, украинцы пострадают больше от тотального снижения зарплат, чем от безработицы.
В мире сейчас происходит наибольшее экономическое падение, по крайней мере, самое большое из тех, которые я видел за всю свою жизнь…Украине необходимо приспособиться… а также ускорить экономические реформы, чтобы открыть путь малому и среднему бизнесу, — отметил Райзер.
Также, по прогнозам Всемирного банка, в следующем году инфляция в Украине составит 13,6%. Рост инфляции будут тормозить такие факторы, как колебание курса валют и колебание расценок на услуги жилищно-коммунального комплекса.
Кроме того в 2009 году, по мнению специалистов ВБ, увеличится внешний долг Украины, и пропорционально снизятся бюджетные доходы и расходы. И доходы, и расходы, будут равны 41,4% от ВВП, поэтому положительно, что базового дефицита бюджета для Украины в следующем году не будет. Однако в 2010-м дефицит составит -0,2%. В нынешнем году он составил -1%.

Регистрационные данные нормативно-правовых документов

Регистрационные данные нормативно-правовых документов
Вступили в силу
14.12.2008 г.:
— Новые Тарифы на ж/д перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении Восток—Запад (Приказ Минтранссвязи от 18.08.2008 г. № 1037).
Новый график и новые тарифы для международного сообщения (кроме сообщения с государствами СНГ и Балтии) вводятся (или подтверждаются действующие) каждый год со второго воскресенья декабря.
Тарифы повышены только в вагонах второго класса в среднем на 15%.
Тарифы на перевозку пассажиров в страны дальнего зарубежья дифференцированы в зависимости от расстояния поездки, категории поезда и вагона и выражены в EUR.
Для расчетов применяется курс EUR к грн., объявленный НБУ на предпоследний день каждого месяца, который принимается, начиная с 1 числа каждого месяца. В случае значительного повышения (снижения) курс может учитываться чаще, но не более 4 раз в месяц. Значительным отклонением курса как в сторону повышения, так и снижения считается отклонение от предыдущего объявленного на 2—2,5%.
Тарифы на перевозку пассажиров в сообщении с государствами СНГ и Балтии (страны ближнего зарубежья) будут рассчитываться в швейцарских франках.
Тарифы, установленные для международного сообщения Восток—Запад, являются предельными и применяются при расчете стоимости билета за проезд пассажиров по территории, за перевозку багажа и стоимости плацкарты в спальных вагонах Украины (за весь путь следования). Тарифы на перевозку пассажиров дифференцируются в зависимости от расстояния поездки, категории поезда и вагона.
Стоимость билета для детей возрастом 4—12 лет составляет 50% стоимости билета для взрослого пассажира, а стоимость плацкарты равняется стоимости плацкарты для взрослого пассажира.
Льготы и скидки в международном сообщении Восток—Запад устанавливаются согласно международным соглашениям.
19.12.2008 г.:
— Изменения в Порядок проведения конкурса на право аренды госимущества (Приказ ФГИУ от 19.11.2008 г. № 1384);
— Изменения в дополнительную информацию, указываемую в гр. 31 ГТД (Приказ ГТСУ от 26.11.2008 г. № 1326).

Читать далее Регистрационные данные нормативно-правовых документов

Рынки Украины: Осторожный пессимизм (Дело)

Авторынок
Осторожный пессимизм — с такими чувствами входят в 2009 год большинство операторов автомобильного рынка. Общее охлаждение экономики и как следствие уменьшение доходов населения плюс сокращение банковского кредитования приобретения автомобилей — далеко не лучший фон для дальнейшего роста рынка новых авто. Падение продаж на 30% в 2009 году вместо стабильного роста в году текущем — такие цифры называют большинство экспертов и рыночных операторов. Тем не менее крупные компании не планируют резкого сокращения выручки. Скорее речь будет идти об изменении структуры доходов — от продажи автомобилей до поступлений от продажи запчастей и сервиса.
Новости по теме Выживет сильнейший Мир в 2009: Россия создаст горячую точку в Крыму во время кризиса
Поэтому перспективы пережить кризис с минимальными потерями получили операторы, предлагающие весь спектр этих услуг. В относительной безопасности могут чувствовать себя и продавцы машин люкс-класса, и самых дешевых авто — кредитная составляющая при их продаже до этого была незначительной, соответственно, спрос на них останется на прежнем уровне.
В зоне внимания: Ожидается значительное увеличение предложения за счет появления большого количества кредитных авто из-за отказа прежних владельцев платить по обязательствам. Кроме того, ужесточение экологических и технических стандартов вынудит владельцев избавляться от советской авторухляди и как следствие активизирует спрос на бюджетные автомобили.
Банки
Год Быка станет началом нового этапа эволюционного развития украинской банковской системы, которая перестала быть фантастически привлекательным инвестиционным аккумулятором и вошла в ровный период развития. Не стоит ожидать активного наращивания кредитных портфелей и высоких прибылей.
Прогноз на 2009 год — рост активов на уровне 15-20% и снижение чистой прибыли по результатам года практически в два раза — до 4-5 млрд. грн. В наиболее уязвимом положении окажутся мелкие и средние финансовые учреждения — их количество в 2009 году может сократиться минимум на треть. Впрочем, крупные дочки транснациональных банковских групп тоже в зоне риска: проблемы материнских структур на глобальном уровне могут ощутимо аукнуться на оперативной деятельности их подразделений в Украине.
Финансовые учреждения максимально сократят кредитование физических лиц.
Реальный сектор, нуждающийся в ресурсах, сможет получить средства по ставкам свыше 20% в гривне. Долларовое кредитование, как и ипотечные продукты, с лидирующих позиций переместятся в ранг наименее популярных. В первой половине 2009 года может увеличиться отток ресурсов из банковской системы в связи с окончанием сроков действия депозитных договоров.
Очевидно, что уже сегодня банкиры предлагают новые депозитные программы и повышают ставки по вкладам, дабы удержать в учреждениях не менее 60% средств. Вторым источником пополнения пассивной базы банковских учреждений будет эмиссия внутренних облигаций. Доступ на рынок еврооблигаций не будет оправдан с точки зрения ценового параметра.
В зоне внимания: Из-за риска дальнейшей девальвации гривни и общеэкономических проблем высока вероятность непогашения 30% кредитов. В таких условиях балансы банков пополнятся залоговым имуществом, которое необходимо будет распродавать, и в первую очередь — недвижимостью и автомобилями.
Страхование
В 2009 году сектор страхования будет расти не столь высокими темпами. Так, если ежегодно прирост рискового рынка страхования составлял 130%, а лайфо- вого 170-180%, то в следующем году рисковый рынок страхования вырастет не более чем на 110%, а лайфовый до 130%. Если говорить об абсолютных показателях, то здесь также уже можно делать приблизительные прогнозы. По итогам 9 месяцев текущего года порисковым видам страхования было получено 16,5 млрд. грн., а по лайфовому направлению — 0,8 млрд. грн. По итогам года можно ожидать, что валовой показатель собранных премий по сегменту non-life составит около 18 млрд. грн., а по сектору life не дотянет до отметки в миллиард. Таким образом, учитывая такие показатели 2008 года, можно ожидать, что в следующем году рисковый рынок может достигнуть отметки 19-20 млрд., а лайфовый сегмент соберет валовых премий в пределах 1,2 млрд. грн.
Впрочем, эти показатели при пессимистическом сценарии даже могут оказаться завышенными, особенно в случае, если правительству не удастся стабилизировать банковский сектор, который до сих пор давал значительное поступление платежей страховым компаниям. Также не на руку страховщикам играет снижение доходов населения, которое будет покупать более дешевые страховые продукты. На прибыльности скажется и удорожание перестраховочных емкостей.
Лайфовый сектор пострадает гораздо меньше, поскольку работал по принципиально иной системе. Сюда в первую очередь можно отнести консервативное размещение активов и страховых резервов, а также жесткий механизм создания резервов под средства клиентов (в размере 105% от взноса). В нынешних условиях лайфовые компании не испытывают серьезной проблемы ликвидности и напротив намерены активно развивать агентские сети.
В зоне внимания: Отсутствие контроля за наличием полисов автогражданки плюс рост убыточности по этому виду станет серьезным испытанием для рисковых страховщиков. Многим из них придется уйти с рынка, можно ожидать усиления волны слияний и поглощений.
Здравоохранение
В 2009 году стоит ожидать некоторого охлаждения роста фармацевтического рынка Украины, хотя о рецессии речь не идет. Рост в годовом исчислении составит не менее 18-20%. Лидеры отрасли формируют свои планы на 2009 год исходя из этих прогнозов.
Большое влияние на рынок окажет необходимость перехода предприятий с 1 января 2009 года на новый стандарт работы — GMP ЕС. Он предусматривает модернизацию производства и обучение персонала. В связи с его высокой стоимостью (модернизация одной производственной площадки обходится от $5 млн. до $40 млн.) на стандарты GMP ЕС перешли пока только 15 из 133 предприятий. Поэтому в период с 2009 по 2011 год большинство мелких и средних компаний перепрофилируются, закроются или будут поглощены. С другой стороны, GMP позволит расширить географию продаж отечественных препаратов.
В качестве антикризисных мер будет использовано повышение уровня эффективности менеджмента и внедрение новых технологий на производстве.
Сокращения персонала или снижение уровня заработной платы массового характера носить не будут.
Рынок медицинских услуг также пострадает от уменьшения доходов крупных компаний — ряд крупных проектов, которые раньше спонсировались частным бизнесом, могут быть приостановлены.
В зоне внимания: Строительство завода MaxWell под Борисполем и сети современных клиник подавалось как самая крупная инвестиция в украинскую фармакологию — уже инвестировано более $100 млн., однако пока проект так и не заработал. Осенью этого года контроль над активами MaxWell в Украине перешел к самому богатому человеку Казахстана — одному из собственников банка Туран-Алем Мухтару Аблязову. 2009 год покажет, удастся ли ему запустить пока пробуксовывающий проект.
Металлургия
Среди украинских металлургов господствуют упаднические настроения. Не удивительно, ведь как минимум до начала второго или даже третьего квартала 2009 года ситуация в отечественной металлургии будет очень тяжелой. Объемы выплавки стали будут находиться на уровне 1-2 млн. тонн в месяц (при том, что в первом полугодии 2008 года выплавлялось в среднем 3,7 млн. тонн, а пик в мае достиг 3,9 млн.). При этом квартальная выручка сталеваров в первом квартале следующего года упадет до $2-4 млрд., что в два 2-3 раза ниже средней по 2008 году.
В наиболее уязвимом положении — стальные группы, не обеспеченные сырьем (например, ИСД, ММКИ, Запорожсталь). Они будут вынуждены заморозить инвестпроекты и максимально минимизировать затраты. Эти же предприятия являются и основной мишенью для поглощения более крупными конкурентами, в числе которых называют Метинвест, Mittal Steel, российские металлургические компании Металлоинвест, Северсталь и др.
Конкурентоспособность украинских металлургов, возможно, оттает после снижения мировых цен на сырье (ЖРС, коксующийся уголь) следующей весной, а также благодаря росту рынков развивающихся стран (Китай, Индия). В таком случае металлурги смогут быстро выйти на уровень 2007 года по объемам как в натуральном выражении, так и в долларовом.
В зоне внимания: Более экономный способ производства — миниметаллургические заводы — может потеснить традиционных гигантов. О своих планах по строительству подобных предприятий уже заявили группа иранского бизнесмена Али Омрана Евро Финас ЛТД, собственник ИнГОКа Метинвест (в лице Рината Ахметова), Ворскласталь Константина Жеваго и Интерпайп Виктора Пинчука.
ГОКи
Период сверхприбылей для украинских рудокопов остался позади. В 2009 году произойдет снижение добычи железорудного сырья (по сравнению с 2008 годом) на 22-25%. Мировые цены на ЖРС снизятся в среднем на 15%. В связи с этим начало разработки новых месторождений, инвестиции в увеличение добычи практически всех горнодобывающих компаний будут отложены на 2010-2011 годы.
Замедление роста мировой экономики кроме всего прочего приведет к угрозе не только роста импорта ЖРС и вытеснения украинских компаний мировых рынков, но и уменьшения их доли на рынке внутреннем. Единственным источником инвестиций для украинских горнодобывающих компаний будет внутренний капитал и дополнительные средства нынешних акционеров, а также средства от вхождения в акционерный капитал сторонних стратегических инвесторов.
В зоне внимания: Компания Константина Жеваго Ferrexpo — единственный украинский актив, торгующийся на основной площадке Лондонской фондовой биржи, — может получить новых крупных акционеров. Не следует упускать из виду и возможность форсированной приватизации КГОКОРа, который остается одним из последних недоделенных крупных активов в отрасли.
Энергетика
Вопрос номер один на грани политики и бизнеса — решится ли власть на продажу энергогенерирующих активов в предвыборный год? Фон для разморозки приватизационных процессов будет очень неблагоприятным: кроме политических рисков и возможных проблем с финансированием сделок, в следующем году следует ожидать снижения внутреннего спроса на электроэнергию в Украине. В основном это будет вызвано сокращением потребления энергии промышленными предприятиями.
Падение добычи угля на украинских шахтах в 2009 году практически неизбежно.
Низкий спрос со стороны металлургов приведет к снижению добычи коксующихся углей, а сокращение потребления электроэнергии — к уменьшению спроса на энергетический уголь. Спад может достичь 5-10%, опустившись на минимальный уровень добычи за последние шесть лет.
Снижение цен на всю продукцию углепрома приведет к сокращению выручки как государственных, так и частных шахт. Однако из-за большей гибкости частных шахт в части оптимизации затрат они смогут показать лучшие финансовые результаты по сравнению с госсектором. Возобновления финансирования можно ожидать во второй половине 2009 года — одновременно с общим подъемом в металлургической отрасли.
В зоне внимания: Рецессия в отрасли и ухудшение финансового состояния вынудят отечественные угледобывающие предприятия значительно сокращать издержки, однако затраты на системы безопасности не должны подпадать под экономию. В 2009 году, когда потребность в угле любой ценой будет меньшей, Украина должна избавиться от удручающей характеристики одного из мировых лидеров по показателю смертности на тонну добытого угля.
Ритейл
Многие украинские ритейлеры окажутся на грани дефолта. Вопрос, который актуален практически для всех операторов розничной торговли, — где взять деньги, чтобы вернуть долги и развиваться дальше? Первый квартал 2009 года участники рынка характеризуют как наиболее трудный период.
Динамика темпов развития розницы снизится на 5-10%. Замедление объясняется постепенным насыщением по ряду товарных позиций преимущественно в непродуктовом ритейле (техника, электроника, мобильные телефоны и т. д.), а также снижением покупательской активности потребителей вследствие кризиса и уменьшения банками объемов розничного кредитования. Ситуация немного стабилизируется только к середине года.
В первом полугодии операторы направят основные усилия на поиск источников рефинансирования существующих долговых обязательств.
Ограниченные возможности по привлечению средств, а также снижение рентабельности бизнеса приведут к изменению структуры собственников ряда компаний, занимающихся розницей. Ожидается изменение структуры потребления товаров по ценовым сегментам: доля товаров элитных групп будет постепенно уменьшаться. В продуктовом ритейле сократится доля высоко- маржинальной продукции, для которой характерна более высокая цена.
Аналитики прогнозируют смещение потребительского спроса в сторону неорганизованной торговли (рынков). Так, на сегодняшний день сетевая торговля занимает около 30% рынка розничной торговли Украины, рынки немногим более 40%. В будущем можно ожидать увеличения доли рынков в структуре розничного товарооборота.
В зоне внимания: Компании будут вынуждены частично или полностью продавать бизнес из-за невозможности рассчитаться по ранее привлеченным банковским кредитам и облигационным выпускам. Уже сегодня многие из них ищут инвесторов. К примеру, крупный оператор розничной торговли бытовой техникой и электроникой компания Unitrade Group осенью заявила о готовности продаться.
Продукты питания
Украинские производители товаров пищепрома в большинстве своем оптимистично смотрят в будущее. Если оправдается базовый прогноз на 2009 год, построенный игроками молочного рынка, темпы роста их бизнеса сократятся всего лишь на 5-10% по сравнению с предыдущим годом. При этом выручка крупнейших компаний отрасли может увеличиться в среднем на 35%. Падение цен на зерно — один из немногих факторов, который позволит украинским хлебопекам сохранить свою рентабельность. Себестоимость производимой ими продукции сократится на 10-20%, что немаловажно в условиях жесткого государственного контроля цен на социальные сорта хлеба.
Алкогольные и безалкогольные напитки считаются сектором, который хорошо держит удар. Его меньше всего затронет замедление темпов развития экономики. Между тем даже при самых благоприятных условиях рост рынка в 2009 году не превысит 10% в натуральном выражении. А положение отдельных компаний будет зависеть от их способности управлять долгом и качественного менеджмента.
В зоне внимания: Ужесточение контроля и введение четких стандартов маркировки биоорганических продуктов будет способствовать повышению информированности и экологической культуры потребителей. Многие нишевые производители продуктов питания получат новые возможности для эффективной конкуренции с крупными операторами рынка.
Туризм
Отдых — то, на чем будут экономить украинцы в первую очередь. Уже на конец года падение объемов предновогодней реализации составило около 15%. Еще менее радужные перспективы видятся туроператорам в начале следующего года.
В первые месяцы, особенно в январе-марте, будет наблюдаться снижение объемов продаж и, соответственно, прибыли компаний, занимающихся туристическим бизнесом, более чем в два раза.
Если на рынке массового туризма спрос более-менее предсказуем, то рынок деловых поездок фактически является своеобразной лакмусовой бумажкой, отображающей ситуацию в экономике на данный момент. Уже сегодня большинство клиентов туроператоров заняли выжидательную позицию: разработка крупных проектов пока временно приостановлена. И в дальнейшем многие компании будут экономить на проведении деловых мероприятий за пределами Украины.
Туроператоры прогнозируют разорение многих участников туристического рынка уже весной следующего года. Турфирмы в один голос предвещают уменьшение емкости рынка на 20-30%. А его рост остановится на отметке не более 5% в год.
В зоне внимания: Кризис положительно отразится на работе операторов, занимающихся внутренним туризмом. Зимой — Карпаты, летом — Крым. Таким представляется туроператорам отдых украинцев в следующем году. Туры выходного дня по отечественным просторам будут пользоваться большим спросом, чем зарубежные туры.
Строительство и недвижимость
Стагнация на полтора-два года — это оптимистический сценарий развития ситуации. При пессимистическом сценарии аналитики ожидают падение темпов роста рынка как минимум на 40-50%. Если по итогам текущего года его объем составил около 52 млрд. грн., то следующий год ограничится 26-30 млрд. грн.
Цены на недвижимость во всех сегментах упадут на 30-40%, особенно в случае покупки объекта за живые деньги. Кризис ипотеки больно ударил по рентабельности работы девелоперов, особенно тех, кто ведет свою деятельность в сегменте жилой недвижимости. Их будущее будет зависеть от готовности банков выдавать ипотечные кредиты и ставок по ним — а именно этому виду финансовых услуг грядущий год не сулит ничего хорошего.
Отрасль ждет масштабный передел собственности и сфер влияния: мелкие компании обанкротятся и свернут свою деятельность, средние — заморозят строящиеся объекты и будут ждать лучших времен. Крупные девелоперы, вышедшие на IPO и потерявшие в связи с кризисом былой уровень капитализации, распродадут непрофильные направления и будут искать пути оптимизации расходов. Меньше всего пострадают компании, работающие в сегменте элитного жилья и офисов класса А. Именно эти направления меньше всего подвержены влиянию кризиса, и уровень спроса на них сохранится на прежнем уровне.
В зоне внимания: Компания Льва Парцхаладзе ХХІ Век станет своеобразным индикатором жизнестойкости отрасли. Если крупнейший отечественный девелопер сумеет избежать дефолта, сохранит свою целостность как компания и не распадется на несколько проектов с различными партнерами, это будет расценено инвесторами как позитивный сигнал о начале выздоровления украинского рынка недвижимости.
IT-технологии
Отрасль высоких технологий ощутит на себе влияние мирового финансового кризиса не так остро, как другие секторы экономики. Стагнация на рынке не прогнозируется, однако, по оценкам исследовательской компании IDC, IT-рынки Центральной и Восточной Европы, куда входит и Украина, в 2009 году вырастут всего лишь на 9,4% (а не на 16%, как говорилось в докризисном прогнозе). А объем отечественного рынка информационных технологий составит треть или половину от результата 2008 года.
В то же время, как и другие, в 2009 году IT-отрасль будет страдать от ухудшения условий внешнего финансирования. Инвесторы больше не дают деньги под идеи, их интересует работающий и прибыльный бизнес.
Рынок аутсорсинга ПО пострадает меньше других. Неприятности ждут лишь тех, кто зависим от краткосрочных проектов и отечественных заказчиков, испытывающих проблемы с платежеспособностью. Наибольший рост ожидает сегмент интернета и компьютерной связи, который, несмотря на общее замедление развития экономики, может демонстрировать двузначные показатели роста (в 2008 году они составили около 40%).
Наихудшие прогнозы для тех, кто занимается компьютерным оборудованием и системной интеграцией — количество и объемы заказов начали снижаться, и подобный тренд будет наблюдаться и в следующем году.
В зоне внимания: ПО для оптимизации расходов. Как заказчики, так и разработчики будут заинтересованы в продуктах, которые станут своеобразной палочкой-выручалочкой в период кризиса. Премиум-версии операционных систем какое-то время будут менее востребованы. Также ожидается рост спроса на продукты, позволяющие более эффективно управлять уже имеющимся парком вычислительной техники.
Телекоммуникации
Замедленный, менее 10%, но все же рост — прогноз динамики доходов для телекоммуникационных компаний в 2009 году. Уменьшение темпов роста потребления услуг связи будет минимальным: расходы на связь давно относят к базовым.
Дальнейшее мобильное проникновение будет составлять максимум +2%. Это связано с тем, что рынок практически сформирован. Рост доходов, как и прежде, будет базироваться на росте ARPU (средний доход на абонента), который, как и MOU (количество минут потребления), останется как минимум на прежнем уровне — около $9 и 250 минут в месяц. В то же время основные риски, которые могут больно ударить по доходности операторов связи — валютные.
В следующем году, несмотря на активное развитие услуг фиксированного широкополосного доступа и передачи данных, основной доход, как и прежде, будет приносить голосовая связь.
В зоне внимания: Кто из мобильных операторов получит право на официальную реализацию культового продукта компании Стивена Джобса — официальный iPhone? Скорее всего, это будет МТС, которая уже получила статус официального поставщика iPhone в России. Однако даже если это и случится, заработать на проекте будет весьма проблематично: кризис не лучшее время для старта продаж телефонов с ценой около $1000.
Транспорт
Охлаждение экономики вызовет резкое снижение объема перевозок. Загрузка самолетов еще больше сместится в сторону низкобюджетных авиакомпаний. Рейсы будут загружены на уровне 30-40%. Негативное влияние на рентабельность авиакомпаний окажут и высокие цены на керосин.
Автоперевозчики будут и дальше терять конкурентоспособность на рынке международных перевозок. В ситуации, когда только 34,3% автомобилей отвечают экологическим требованиям стран ЕС, операторы нуждаются в масштабном обновлении автопарка, однако этот процесс будет тормозиться вследствие общего падения объемов перевозок, недоступности кредитных ресурсов и неразвитости альтернативных финансовых инструментов, в частности — лизинга.
Перед угрозой падения темпов роста оказалась и железнодорожная отрасль.
Рост пассажиропотока в лучшем случае составит 1%, а объем международных транзитных грузоперевозок будет продолжать падать. Убытки от пассажирских междугородных, пригородных и дальних перевозок составят около 2,5 млрд. грн.
Снижение объема морских перевозок в 2009 году составит около 20%. Причина — коллапс мировых морских перевозок (ставка фрахта крупнотоннажных судов упала на 98,8%) и дефицит терминальных мощностей для обработки контейнеров.
В первом полугодии 2009 года особенно большие потери понесут перевозчики, специализирующиеся на спотовых контрактах.
На развитии ситуации в отрасли скажется подготовка к Евро-2012, которая включает создание скоростных железнодорожных магистралей, модернизацию международных транспортных коридоров и увеличение пропускной способности тринадцати украинских аэропортов.
В зоне внимания: Главные воздушные ворота страны — аэропорт Борисполь — ожидает масштабная реконструкция. До 2010 года в аэропорту должен появиться еще один пассажирский терминал пропускной мощностью 200 пассажиров в час.
Также на прилегающей к Борисполю территории начнется строительство многофункционального комплекса Kyiv Airport Citу, предусматривающего возведение пятизвездочной и трехзвездочной гостиниц, логистических помещений, ресторанов. Окончательное завершение проекта запланировано на 2012 год.
Химия
Для украинских химиков финансовый кризис будет наиболее разрушительным.
Существовавший ранее тренд — рост отрасли, связанный с интенсификацией сельхозпроизводства, — больше не будет определять ее деятельность. Хотя на рынке по-прежнему будут востребованы удобрения, у аграриев просто не окажется денег на их покупку. Это вызовет резкое ужесточение борьбы за платежеспособного покупателя, хотя цены на основную продукцию — минеральные удобрения (карбамид, аммиак, селитра) — за последние полгода упали уже в 2,5 раза. В 2009 году это падение продолжится, и уже в первом квартале цены опустятся ниже уровня рентабельности украинских химических предприятий. В результате весной ряд из них остановят свою работу, освободив определенные ниши.
Это приведет к усилению на рынке российских компаний, имеющих доступ к более дешевому газу, формирующему до 70% себестоимости продукции химической отрасли. Большое значение будут иметь меры, направленные на снижение энергопотребления на производство единицы продукции. В том числе и за счет собственной дешевой электроэнергии. Кроме того, ключевое значение будет иметь возможность перестраивать производственно-сбытовую политику, маневрируя в зависимости от конъюнктуры рынка. Это позволит выдерживать падение цен и сохранять производственную нагрузку на предприятиях.
В начале 2009 года ряд инвестиционных программ будут остановлены, а некоторые — пересмотрены в сторону уменьшения. Основной акцент будет сделан на производстве продукции, ликвидной даже в условиях кризиса (карбамид), а также на новой продукции, изготовленной по мировым стандартам.
Финансирование программ будет осуществляться как за счет собственных средств, так и за счет привлечения кредитов (ЕБРР) под программы экологической модернизации, ресурсо- и энергосбережения. Потери химпрома в условиях кризиса продаж могут быть частично минимизированы благодаря вмешательству государства. Однако для стимуляции потребления минеральных удобрений на внутреннем рынке у правительства средств недостаточно. Поэтому доля химпрома в ВВП Украины, которая сейчас составляет 6%, будет неуклонно сокращаться.
В зоне внимания: Одесский припортовый завод. В 2009 году существует как минимум две предпосылки, что его приватизация будет разблокирована. Во- первых, общая слабость власти в период перед выборами президента может быть использована лоббистами приватизации для ускоренного проталкивания решения о продаже ОПЗ. Во-вторых, завод — один из немногих государственных активов с высокой инвестиционной привлекательностью даже в период кризиса.
Соответственно, соблазн использовать продажу ОПЗ для закрытия неминуемого дефицита бюджета особенно велик.
Тяжелое машиностроение
На данный момент украинское машиностроение имеет ресурсы для того, чтобы поддерживать позитивную производственную и финансовую динамику. В то же время ухудшение условий кредитования, замораживание программ по модернизации предприятий ТЭК и горно-металлургического комплекса значительно сузили внутренний спрос на их продукцию.
Ситуацию усугубит и рецессия в странах-внешнеэкономических партнерах Украины (сейчас свыше 50% продукции украинского машиностроения и до 70% энергетического машиностроения идет на экспорт).
Кроме того, негативное воздействие окажет вступление Украины в ВТО, повлекшее за собой снижение импортных пошлин на ввозимую продукцию, которая превосходит украинскую по качеству, а в некоторых случаях — и по цене. В 2009 году возможно существенное сокращение заказов на продукцию машиностроительного комплекса, особенно на внутреннем рынке. Впрочем, имеющийся на сегодня портфель заказов позволит отечественным машиностроительным предприятиям сохранить темпы роста на уровне 15-17% в месяц. Возможный спад на рынке эксперты прогнозируют не раньше 2010 года.
Предприятия энергетического и нефтегазового машиностроения — единственные в отрасли, на которые пока не повлиял экономический кризис. За 10 месяцев года производство в этих сегментах выросло на 25,1 и 27% соответственно.
Такая тенденция будет наблюдаться и в следующем году.
В зоне внимания: Морской старт. Очередной пуск украинско-российской ракеты-носителя Зенит-3SL в рамках проекта намечен на январь 2009 года.
Согласно сообщению корпорации Sea Launch, в космос планируется вывести телекоммуникационный спутник SICRAL 1B, рассчитанный на 13 лет эксплуатации. Спутник будет использоваться вооруженными силами Италии в интересах НАТО, а также для мобильной связи.
Материал был опубликован в украинском издании глобального прогноза Мир в 2009 (The World in 2009), который представляет Инвестгазета в партнерстве с еженедельником The Economist.
http://delo.ua

Промышленность дошла до передела. Украинские предприятия ждут серьезные изменения (КоммерсантЪ-Украина)

Экономический кризис серьезно отразился на объемах производства основных видов промышленной продукции. В большинстве предприятий отрасли, за исключением отдельных заводов тяжелого машиностроения, объем производства снизился на 11-65%. Падение настолько значительно, что промышленность Украины в ближайшее время ожидают структурные изменения, а также масштабный передел собственности, полагают эксперты.
По данным Госкомстата, в ноябре было добыто на 11,5% угля меньше, чем в январе, руды – на 64% меньше. Спад производства минеральных удобрений в ноябре по сравнению с январем составил 37%. Месячный объем производства стали снизился на 65%, труб – на 35,4% (подробнее см. таблицу). Эти цифры тем более показательны, что традиционно спад в этих отраслях приходится на январь. Осенью же и весной обычно наблюдается пик производства и продаж продукции,– говорит независимый эксперт Кирилл Чуйко.
Стальная нехватка
Наиболее масштабно кризис коснулся двух отраслей – металлургической и химической. Спад производства в металлургической отрасли – самый большой за весь период независимости Украины, говорит глава Союза доменщиков Владимир Терещенко. Кризиса такого масштаба на металлургическом рынке еще не было. Были спады потребления на рынках Юго-Восточной Азии и России в 1997-1998 годах. Но чтобы остановилось потребление металла во всех регионах-потребителях – такого еще не случалось,– соглашается директор объединения метпредприятий Металлургпром Василий Харахулах. По его мнению, к тому моменту, когда ситуация улучшится, некоторые украинские меткомбинаты будут вынуждены ликвидировать часть своих производственных мощностей без возможности восстановления, что уменьшит их долю на рынке.
Господин Харахулах считает, что наибольшие шансы пережить кризис у предприятий, способных производить готовую металлургическую продукцию за рубежом (Метинвест Холдинг, ИСД), имеющих собственные запасы руды (Метинвест Холдинг, Evraz), интегрированных в международные корпорации (АрселорМиттал–Кривой Рог) либо имеющих долгосрочные контракты (Донецкий электрометаллургический завод). Можно определенно говорить, что эти предприятия останутся на плаву и, скорее всего, в целом сохранят свои мощности,– соглашается господин Терещенко.
Перспективы же остальных предприятий – таких, например, как Запорожсталь и ММК им. Ильича – туманны. Господин Чуйко полагает, что ослабленные кризисом собственники этих украинских меткомбинатов будут вынуждены продать их российским металлургам, которые имеют намного больший запас прочности и легче переживут кризис. Не исключено, что новыми собственниками станут и азиатские металлургические компании. По словам господина Харахулаха, украинскими заводами интересовались китайская China Minmetals Corp. и индийская Tata Steel. Эти компании смогут в следующем году аккумулировать и предложить больше средств за покупку активов.
Химия уйдет с молотка
Перемены ожидают и химическую отрасль. Как рассказали Ъ в пресс-службе ОАО Днепроазот, сегодня рентабельно работают только два химических предприятия – Ровноазот и Одесский припортовый завод (ОПЗ). Совокупный объем убытков химических предприятий в ноябре превысил $22 млн. По словам господина Чуйко, Ровноазот оказался лучше подготовлен к кризису благодаря наличию стабильных долгосрочных контрактов, а ОПЗ – в силу более выгодного географического положения и низких транспортных расходов. Глава парламентского комитета по вопросам промышленной политики Наталья Королевская считает, что если цены на природный газ в следующем году вырастут, встанет вопрос о закрытии отдельных производств и продаже бизнеса. Главным покупателем украинских активов, по мнению экспертов, может стать нефтехимическое подразделение Газпрома – Сибур, в российской монополии уже вынашивают планы по поглощению украинских предприятий. В целом на новые покупки в следующем году выделено около $300 млн, если какие-то из активов могут быть куплены за эти деньги в Украине, то теоретически мы можем их приобрести,– заявил Ъ источник в Газпроме.
Радости специализации
По мнению госпожи Королевской, наиболее защищенной от кризиса отраслью оказалось тяжелое машиностроение, которое за три месяца кризиса не только не снизило объемы производства, но даже не уменьшило темпы роста. Наш завод востребован, и работников мы не только не отправляем в отпуска, но и ощущаем их нехватку. Мы привыкли экономить и работать с минимальной рентабельностью и на собственные средства. И сейчас эта стратегия дает результат,– рассказывает генеральный директор судостроительного завода Залив Александр Ивлев. Господин Чуйко уверен, что лучше всего подготовленными к кризису оказались машиностроительные отрасли, ориентированные на производство уникальной продукции на экспорт: энергетическое и нефтегазовое машиностроение. По данным Минпромполитики, рост производства в этих отраслях по итогам года составит 35,4%.
А на некоторых предприятиях он даже превысит этот показатель. По предварительным данным, объем реализации продукции ОАО Запорожтрансформатор в 2008 составит порядка $700 млн, что на 70% превышает объемы продаж в 2007 году. Планы роста у предприятия также остаются значительными: если в этом году было произведено продукции на 45 ГВ•А, то в 2009 объем производства, как ожидается, составит 50 ГВ•А. Большинство инвестиционных проектов в энергетике будет продолжено в следующем году, и уже на конец отчетного года мы сформировали портфель заказов на сумму $327,5 млн,– утверждает генеральный директор ОАО ЗТР Игорь Клейнер. На 40% по сравнению с предыдущим годом увеличится уровень реализации продукции и у ОАО Сумское НПО им. Фрунзе. Ожидается, что к концу 2008 года показатель реализации вырастет с $281,4 млн до $425,5 млн. По словам генерального директора ОАО Сумское НПО им. Фрунзе Игоря Иванова, несмотря на кризис, продукция НПО им. Фрунзе пока востребована на рынке машиностроения. НПО имеет портфель заказов, полученных в 2008 году, на $546 млн. Аналогичный показатель прошлого года составлял порядка $385 млн, что дает основания говорить о росте объема заказов сумского предприятия приблизительно в 1,5 раза.
Однако ситуация в машиностроении – это, скорее, исключение из правил. Эксперты соглашаются, что падение объемов производства может привести к структурным изменениями. В общей структуре промышленности место химии может занять машиностроение, и олигархи, накопившие капиталы на реализации удобрений, могут направить их на покупку активов в энергетическом и нефтегазовом машиностроении,– говорит господин Ивлев. Это время возможностей, обновления, сброса неэффективных активов и приобретения новых. Поменяется состав не только наиболее сильных отраслей, но и игроков, и к концу следующего года мы можем иметь абсолютно неожиданные результаты,– соглашается госпожа Королевская.

В бюджеты стран ОПЕК на 2009г. закладывается цена нефти в $35-55 за баррель

Большинство стран-членов ОПЕК закладывают в бюджет на 2009 год цену нефти в 35-55 долл. за баррель. Так, Саудовская Аравия закладывает в бюджет следующего года цену нефти марки WTI в 43 долл. по сравнению с 45 долл. за баррель в прошлом году, сообщил главный экономист Saudi British Bank Джон Сфакианакис. По итогам 2008 года страна может получить рекордный профицит бюджета на уровне 590 млрд риялов (160 млрд долл.), что на 181 проц. превысит показатель прошлого года, приводит его прогноз Bloomberg.
Кувейт, занимающий 4-е место в ОПЕК по объему добычи, заложил в бюджет текущего финансового года цены на нефть на уровне 50 долл. за баррель против 36 долл. в прошлом.
Катар исходит в бюджете-2009 из показателя в 35 долл. за баррель, заявил 22 декабря министр энергетики и промышленности страны Мохаммед бен Салех Аль-Сада.
Венесуэла, ведущий экспортер нефти на американском континенте, базирует бюджет-2009 на прогнозе средней стоимости продаваемой страной нефти в 60 долл. за баррель.
Анголы в начале ноября сообщила, что бюджет на 2009 год будет основан на цене 55 долл. за баррель.Нигерия, крупнейший производитель нефти в Африке, рассчитывает бюджет на основе прогноза цены в 45долл. за баррель.Такой же уровень будет использовать и Ливия, владеющая самыми крупными запасами нефти в Африке. Бюджет этого года рассчитывался исходя из цены в 65 долл.
Алжир с 2000 года базирует свой бюджет исходя из стоимости нефти 19 долл. за баррель. В этом году страна планирует получить нефтяную выручку на уровне 80 млрд долл.
А вот Ираку, вероятно, придется занимать деньги для покрытия дефицита бюджета, если стоимость нефти останется ниже 80 долл. за баррель в следующем году, заявил посол страны в США Самир Сумайдайе.
На долю государств, входящих в организацию, приходится более 40 проц. мировых поставок нефти. В ОПЕК состоят Алжир, Ангола, Эквадор, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ и Венесуэла. Индонезия покидает организацию с 1 января 2009 года.
Бахрейн в бюджете на следующие 2 года установил стоимость нефти в 60 долл. за баррель. На долю нефти приходится около 82 проц. общих доходов страны. Бахрейн планирует добывать порядка 190 тыс. баррелей нефти в сутки.
Южный Судан заложил в бюджет на 2009 год цену на уровне 65 долл. за баррель. Нефтяная выручка составляет 97 проц. бюджета государства. Южный Судан добывает около 500 тыс. баррелей в сутки.
http://finmarket.ru