Архив метки: энергосбережение

Тимошенко придумала, как на 3 миллиардах заработать 30?

Дефицит бюджета на 2009 год составит 2,96%, заявила премьер-министр Юлия Тимошенко, представляя проект бюджета в парламенте во вторник.
Венгрия имеет дефицит 2,4%. Украина — мы заложили 2,9. Германия — более 3%. Ни одна страна мира не вышла с нулевым дефицитом. Все 2,5-2,9%, — заявила Тимошенко.
Наше предложение — весь дефицит бюджета направить в стабилизационный фонд и профинансировать из них сферы, — заявила Тимошенко.
Из них, как говорится в объяснительной записке к бюджету, на удешевление кредитов, финансирование инвестиционных проектов и поддержку отдельных проектов в агропромышленном комплексе пойдет 2.200.000 тыс. гривен;
реализацию инвестиционных и инновационных проектов предприятиями авиастроения, оборонно-промышленного комплекса и машиностроения — 840.000 тыс. гривен;
удешевление кредитов, финансирование инвестиционных проектов по строительству и техническому переоснащению угле — и торфодобывающих предприятий, проектов связанных с повышением техники безопасности шахт, а также проектов по ликвидации шахт — 6.000.000 тыс. гривен;
реализация инвестиционных и инновационных проектов по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве — 500.000 тыс. гривен;
выполнение Государственной целевой программы по подготовке и проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу — 4.354.560 тыс. гривен;
реализацию инвестиционных проектов социально-экономического развития регионов — 1.000.000 тыс. гривен;
ипотечное кредитование жилья через государственные банки — 3.000.000 тыс.
гривен;
Это наш единственный путь, как из 3 миллиардов сделать 30, — отметила премьер.
Каждая страна мира должна иметь свой источник подъема экономики. Наш источник не налоги, не валютные резервы, не резервные фонды, а капиталы наших государственных банков, — заявила Тимошенко и сообщила, что два государственных банка получат по 1 миллиарду гривен.
Украинская правда
На рекапитализацию банков в 2009 году будет выделено 44 млрд грн
На рекапитиализацию банковской системы Украины из государственного бюджета на 2009 год будет выделено 44 млрд грн.
Мы планируем на 2009 г. 44 млрд грн на рекапитализацию банковской системы. Причем на тех условиях, которые будут восприниматься банками, которые позволят банкам полностью ликвидировать свои внутренние разрывы и позволят государству получить надежный залог под эту рекапитализацию, и потом, после оздоровления банковской системы, вернуть все залоги, в том числе и пакеты акций, тем банкам, которые были спасены путем рекапитализации, — сообщила Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко.
По ее словам, комплексный законопроект относительно поддержки банковской системы будет рассмотрен завтра на заседании правительства вместе с представителями банковского сектора.
Кроме того, Кабмин собирается увеличить уставный фонд Ощадбанка и Укрэксимбанка на 3 млрд грн. До конца 2008 г. на капитализацию этих банков будет выделено 2 млрд грн.
Перший Діловий

Рынки Украины: Осторожный пессимизм (Дело)

Авторынок
Осторожный пессимизм — с такими чувствами входят в 2009 год большинство операторов автомобильного рынка. Общее охлаждение экономики и как следствие уменьшение доходов населения плюс сокращение банковского кредитования приобретения автомобилей — далеко не лучший фон для дальнейшего роста рынка новых авто. Падение продаж на 30% в 2009 году вместо стабильного роста в году текущем — такие цифры называют большинство экспертов и рыночных операторов. Тем не менее крупные компании не планируют резкого сокращения выручки. Скорее речь будет идти об изменении структуры доходов — от продажи автомобилей до поступлений от продажи запчастей и сервиса.
Новости по теме Выживет сильнейший Мир в 2009: Россия создаст горячую точку в Крыму во время кризиса
Поэтому перспективы пережить кризис с минимальными потерями получили операторы, предлагающие весь спектр этих услуг. В относительной безопасности могут чувствовать себя и продавцы машин люкс-класса, и самых дешевых авто — кредитная составляющая при их продаже до этого была незначительной, соответственно, спрос на них останется на прежнем уровне.
В зоне внимания: Ожидается значительное увеличение предложения за счет появления большого количества кредитных авто из-за отказа прежних владельцев платить по обязательствам. Кроме того, ужесточение экологических и технических стандартов вынудит владельцев избавляться от советской авторухляди и как следствие активизирует спрос на бюджетные автомобили.
Банки
Год Быка станет началом нового этапа эволюционного развития украинской банковской системы, которая перестала быть фантастически привлекательным инвестиционным аккумулятором и вошла в ровный период развития. Не стоит ожидать активного наращивания кредитных портфелей и высоких прибылей.
Прогноз на 2009 год — рост активов на уровне 15-20% и снижение чистой прибыли по результатам года практически в два раза — до 4-5 млрд. грн. В наиболее уязвимом положении окажутся мелкие и средние финансовые учреждения — их количество в 2009 году может сократиться минимум на треть. Впрочем, крупные дочки транснациональных банковских групп тоже в зоне риска: проблемы материнских структур на глобальном уровне могут ощутимо аукнуться на оперативной деятельности их подразделений в Украине.
Финансовые учреждения максимально сократят кредитование физических лиц.
Реальный сектор, нуждающийся в ресурсах, сможет получить средства по ставкам свыше 20% в гривне. Долларовое кредитование, как и ипотечные продукты, с лидирующих позиций переместятся в ранг наименее популярных. В первой половине 2009 года может увеличиться отток ресурсов из банковской системы в связи с окончанием сроков действия депозитных договоров.
Очевидно, что уже сегодня банкиры предлагают новые депозитные программы и повышают ставки по вкладам, дабы удержать в учреждениях не менее 60% средств. Вторым источником пополнения пассивной базы банковских учреждений будет эмиссия внутренних облигаций. Доступ на рынок еврооблигаций не будет оправдан с точки зрения ценового параметра.
В зоне внимания: Из-за риска дальнейшей девальвации гривни и общеэкономических проблем высока вероятность непогашения 30% кредитов. В таких условиях балансы банков пополнятся залоговым имуществом, которое необходимо будет распродавать, и в первую очередь — недвижимостью и автомобилями.
Страхование
В 2009 году сектор страхования будет расти не столь высокими темпами. Так, если ежегодно прирост рискового рынка страхования составлял 130%, а лайфо- вого 170-180%, то в следующем году рисковый рынок страхования вырастет не более чем на 110%, а лайфовый до 130%. Если говорить об абсолютных показателях, то здесь также уже можно делать приблизительные прогнозы. По итогам 9 месяцев текущего года порисковым видам страхования было получено 16,5 млрд. грн., а по лайфовому направлению — 0,8 млрд. грн. По итогам года можно ожидать, что валовой показатель собранных премий по сегменту non-life составит около 18 млрд. грн., а по сектору life не дотянет до отметки в миллиард. Таким образом, учитывая такие показатели 2008 года, можно ожидать, что в следующем году рисковый рынок может достигнуть отметки 19-20 млрд., а лайфовый сегмент соберет валовых премий в пределах 1,2 млрд. грн.
Впрочем, эти показатели при пессимистическом сценарии даже могут оказаться завышенными, особенно в случае, если правительству не удастся стабилизировать банковский сектор, который до сих пор давал значительное поступление платежей страховым компаниям. Также не на руку страховщикам играет снижение доходов населения, которое будет покупать более дешевые страховые продукты. На прибыльности скажется и удорожание перестраховочных емкостей.
Лайфовый сектор пострадает гораздо меньше, поскольку работал по принципиально иной системе. Сюда в первую очередь можно отнести консервативное размещение активов и страховых резервов, а также жесткий механизм создания резервов под средства клиентов (в размере 105% от взноса). В нынешних условиях лайфовые компании не испытывают серьезной проблемы ликвидности и напротив намерены активно развивать агентские сети.
В зоне внимания: Отсутствие контроля за наличием полисов автогражданки плюс рост убыточности по этому виду станет серьезным испытанием для рисковых страховщиков. Многим из них придется уйти с рынка, можно ожидать усиления волны слияний и поглощений.
Здравоохранение
В 2009 году стоит ожидать некоторого охлаждения роста фармацевтического рынка Украины, хотя о рецессии речь не идет. Рост в годовом исчислении составит не менее 18-20%. Лидеры отрасли формируют свои планы на 2009 год исходя из этих прогнозов.
Большое влияние на рынок окажет необходимость перехода предприятий с 1 января 2009 года на новый стандарт работы — GMP ЕС. Он предусматривает модернизацию производства и обучение персонала. В связи с его высокой стоимостью (модернизация одной производственной площадки обходится от $5 млн. до $40 млн.) на стандарты GMP ЕС перешли пока только 15 из 133 предприятий. Поэтому в период с 2009 по 2011 год большинство мелких и средних компаний перепрофилируются, закроются или будут поглощены. С другой стороны, GMP позволит расширить географию продаж отечественных препаратов.
В качестве антикризисных мер будет использовано повышение уровня эффективности менеджмента и внедрение новых технологий на производстве.
Сокращения персонала или снижение уровня заработной платы массового характера носить не будут.
Рынок медицинских услуг также пострадает от уменьшения доходов крупных компаний — ряд крупных проектов, которые раньше спонсировались частным бизнесом, могут быть приостановлены.
В зоне внимания: Строительство завода MaxWell под Борисполем и сети современных клиник подавалось как самая крупная инвестиция в украинскую фармакологию — уже инвестировано более $100 млн., однако пока проект так и не заработал. Осенью этого года контроль над активами MaxWell в Украине перешел к самому богатому человеку Казахстана — одному из собственников банка Туран-Алем Мухтару Аблязову. 2009 год покажет, удастся ли ему запустить пока пробуксовывающий проект.
Металлургия
Среди украинских металлургов господствуют упаднические настроения. Не удивительно, ведь как минимум до начала второго или даже третьего квартала 2009 года ситуация в отечественной металлургии будет очень тяжелой. Объемы выплавки стали будут находиться на уровне 1-2 млн. тонн в месяц (при том, что в первом полугодии 2008 года выплавлялось в среднем 3,7 млн. тонн, а пик в мае достиг 3,9 млн.). При этом квартальная выручка сталеваров в первом квартале следующего года упадет до $2-4 млрд., что в два 2-3 раза ниже средней по 2008 году.
В наиболее уязвимом положении — стальные группы, не обеспеченные сырьем (например, ИСД, ММКИ, Запорожсталь). Они будут вынуждены заморозить инвестпроекты и максимально минимизировать затраты. Эти же предприятия являются и основной мишенью для поглощения более крупными конкурентами, в числе которых называют Метинвест, Mittal Steel, российские металлургические компании Металлоинвест, Северсталь и др.
Конкурентоспособность украинских металлургов, возможно, оттает после снижения мировых цен на сырье (ЖРС, коксующийся уголь) следующей весной, а также благодаря росту рынков развивающихся стран (Китай, Индия). В таком случае металлурги смогут быстро выйти на уровень 2007 года по объемам как в натуральном выражении, так и в долларовом.
В зоне внимания: Более экономный способ производства — миниметаллургические заводы — может потеснить традиционных гигантов. О своих планах по строительству подобных предприятий уже заявили группа иранского бизнесмена Али Омрана Евро Финас ЛТД, собственник ИнГОКа Метинвест (в лице Рината Ахметова), Ворскласталь Константина Жеваго и Интерпайп Виктора Пинчука.
ГОКи
Период сверхприбылей для украинских рудокопов остался позади. В 2009 году произойдет снижение добычи железорудного сырья (по сравнению с 2008 годом) на 22-25%. Мировые цены на ЖРС снизятся в среднем на 15%. В связи с этим начало разработки новых месторождений, инвестиции в увеличение добычи практически всех горнодобывающих компаний будут отложены на 2010-2011 годы.
Замедление роста мировой экономики кроме всего прочего приведет к угрозе не только роста импорта ЖРС и вытеснения украинских компаний мировых рынков, но и уменьшения их доли на рынке внутреннем. Единственным источником инвестиций для украинских горнодобывающих компаний будет внутренний капитал и дополнительные средства нынешних акционеров, а также средства от вхождения в акционерный капитал сторонних стратегических инвесторов.
В зоне внимания: Компания Константина Жеваго Ferrexpo — единственный украинский актив, торгующийся на основной площадке Лондонской фондовой биржи, — может получить новых крупных акционеров. Не следует упускать из виду и возможность форсированной приватизации КГОКОРа, который остается одним из последних недоделенных крупных активов в отрасли.
Энергетика
Вопрос номер один на грани политики и бизнеса — решится ли власть на продажу энергогенерирующих активов в предвыборный год? Фон для разморозки приватизационных процессов будет очень неблагоприятным: кроме политических рисков и возможных проблем с финансированием сделок, в следующем году следует ожидать снижения внутреннего спроса на электроэнергию в Украине. В основном это будет вызвано сокращением потребления энергии промышленными предприятиями.
Падение добычи угля на украинских шахтах в 2009 году практически неизбежно.
Низкий спрос со стороны металлургов приведет к снижению добычи коксующихся углей, а сокращение потребления электроэнергии — к уменьшению спроса на энергетический уголь. Спад может достичь 5-10%, опустившись на минимальный уровень добычи за последние шесть лет.
Снижение цен на всю продукцию углепрома приведет к сокращению выручки как государственных, так и частных шахт. Однако из-за большей гибкости частных шахт в части оптимизации затрат они смогут показать лучшие финансовые результаты по сравнению с госсектором. Возобновления финансирования можно ожидать во второй половине 2009 года — одновременно с общим подъемом в металлургической отрасли.
В зоне внимания: Рецессия в отрасли и ухудшение финансового состояния вынудят отечественные угледобывающие предприятия значительно сокращать издержки, однако затраты на системы безопасности не должны подпадать под экономию. В 2009 году, когда потребность в угле любой ценой будет меньшей, Украина должна избавиться от удручающей характеристики одного из мировых лидеров по показателю смертности на тонну добытого угля.
Ритейл
Многие украинские ритейлеры окажутся на грани дефолта. Вопрос, который актуален практически для всех операторов розничной торговли, — где взять деньги, чтобы вернуть долги и развиваться дальше? Первый квартал 2009 года участники рынка характеризуют как наиболее трудный период.
Динамика темпов развития розницы снизится на 5-10%. Замедление объясняется постепенным насыщением по ряду товарных позиций преимущественно в непродуктовом ритейле (техника, электроника, мобильные телефоны и т. д.), а также снижением покупательской активности потребителей вследствие кризиса и уменьшения банками объемов розничного кредитования. Ситуация немного стабилизируется только к середине года.
В первом полугодии операторы направят основные усилия на поиск источников рефинансирования существующих долговых обязательств.
Ограниченные возможности по привлечению средств, а также снижение рентабельности бизнеса приведут к изменению структуры собственников ряда компаний, занимающихся розницей. Ожидается изменение структуры потребления товаров по ценовым сегментам: доля товаров элитных групп будет постепенно уменьшаться. В продуктовом ритейле сократится доля высоко- маржинальной продукции, для которой характерна более высокая цена.
Аналитики прогнозируют смещение потребительского спроса в сторону неорганизованной торговли (рынков). Так, на сегодняшний день сетевая торговля занимает около 30% рынка розничной торговли Украины, рынки немногим более 40%. В будущем можно ожидать увеличения доли рынков в структуре розничного товарооборота.
В зоне внимания: Компании будут вынуждены частично или полностью продавать бизнес из-за невозможности рассчитаться по ранее привлеченным банковским кредитам и облигационным выпускам. Уже сегодня многие из них ищут инвесторов. К примеру, крупный оператор розничной торговли бытовой техникой и электроникой компания Unitrade Group осенью заявила о готовности продаться.
Продукты питания
Украинские производители товаров пищепрома в большинстве своем оптимистично смотрят в будущее. Если оправдается базовый прогноз на 2009 год, построенный игроками молочного рынка, темпы роста их бизнеса сократятся всего лишь на 5-10% по сравнению с предыдущим годом. При этом выручка крупнейших компаний отрасли может увеличиться в среднем на 35%. Падение цен на зерно — один из немногих факторов, который позволит украинским хлебопекам сохранить свою рентабельность. Себестоимость производимой ими продукции сократится на 10-20%, что немаловажно в условиях жесткого государственного контроля цен на социальные сорта хлеба.
Алкогольные и безалкогольные напитки считаются сектором, который хорошо держит удар. Его меньше всего затронет замедление темпов развития экономики. Между тем даже при самых благоприятных условиях рост рынка в 2009 году не превысит 10% в натуральном выражении. А положение отдельных компаний будет зависеть от их способности управлять долгом и качественного менеджмента.
В зоне внимания: Ужесточение контроля и введение четких стандартов маркировки биоорганических продуктов будет способствовать повышению информированности и экологической культуры потребителей. Многие нишевые производители продуктов питания получат новые возможности для эффективной конкуренции с крупными операторами рынка.
Туризм
Отдых — то, на чем будут экономить украинцы в первую очередь. Уже на конец года падение объемов предновогодней реализации составило около 15%. Еще менее радужные перспективы видятся туроператорам в начале следующего года.
В первые месяцы, особенно в январе-марте, будет наблюдаться снижение объемов продаж и, соответственно, прибыли компаний, занимающихся туристическим бизнесом, более чем в два раза.
Если на рынке массового туризма спрос более-менее предсказуем, то рынок деловых поездок фактически является своеобразной лакмусовой бумажкой, отображающей ситуацию в экономике на данный момент. Уже сегодня большинство клиентов туроператоров заняли выжидательную позицию: разработка крупных проектов пока временно приостановлена. И в дальнейшем многие компании будут экономить на проведении деловых мероприятий за пределами Украины.
Туроператоры прогнозируют разорение многих участников туристического рынка уже весной следующего года. Турфирмы в один голос предвещают уменьшение емкости рынка на 20-30%. А его рост остановится на отметке не более 5% в год.
В зоне внимания: Кризис положительно отразится на работе операторов, занимающихся внутренним туризмом. Зимой — Карпаты, летом — Крым. Таким представляется туроператорам отдых украинцев в следующем году. Туры выходного дня по отечественным просторам будут пользоваться большим спросом, чем зарубежные туры.
Строительство и недвижимость
Стагнация на полтора-два года — это оптимистический сценарий развития ситуации. При пессимистическом сценарии аналитики ожидают падение темпов роста рынка как минимум на 40-50%. Если по итогам текущего года его объем составил около 52 млрд. грн., то следующий год ограничится 26-30 млрд. грн.
Цены на недвижимость во всех сегментах упадут на 30-40%, особенно в случае покупки объекта за живые деньги. Кризис ипотеки больно ударил по рентабельности работы девелоперов, особенно тех, кто ведет свою деятельность в сегменте жилой недвижимости. Их будущее будет зависеть от готовности банков выдавать ипотечные кредиты и ставок по ним — а именно этому виду финансовых услуг грядущий год не сулит ничего хорошего.
Отрасль ждет масштабный передел собственности и сфер влияния: мелкие компании обанкротятся и свернут свою деятельность, средние — заморозят строящиеся объекты и будут ждать лучших времен. Крупные девелоперы, вышедшие на IPO и потерявшие в связи с кризисом былой уровень капитализации, распродадут непрофильные направления и будут искать пути оптимизации расходов. Меньше всего пострадают компании, работающие в сегменте элитного жилья и офисов класса А. Именно эти направления меньше всего подвержены влиянию кризиса, и уровень спроса на них сохранится на прежнем уровне.
В зоне внимания: Компания Льва Парцхаладзе ХХІ Век станет своеобразным индикатором жизнестойкости отрасли. Если крупнейший отечественный девелопер сумеет избежать дефолта, сохранит свою целостность как компания и не распадется на несколько проектов с различными партнерами, это будет расценено инвесторами как позитивный сигнал о начале выздоровления украинского рынка недвижимости.
IT-технологии
Отрасль высоких технологий ощутит на себе влияние мирового финансового кризиса не так остро, как другие секторы экономики. Стагнация на рынке не прогнозируется, однако, по оценкам исследовательской компании IDC, IT-рынки Центральной и Восточной Европы, куда входит и Украина, в 2009 году вырастут всего лишь на 9,4% (а не на 16%, как говорилось в докризисном прогнозе). А объем отечественного рынка информационных технологий составит треть или половину от результата 2008 года.
В то же время, как и другие, в 2009 году IT-отрасль будет страдать от ухудшения условий внешнего финансирования. Инвесторы больше не дают деньги под идеи, их интересует работающий и прибыльный бизнес.
Рынок аутсорсинга ПО пострадает меньше других. Неприятности ждут лишь тех, кто зависим от краткосрочных проектов и отечественных заказчиков, испытывающих проблемы с платежеспособностью. Наибольший рост ожидает сегмент интернета и компьютерной связи, который, несмотря на общее замедление развития экономики, может демонстрировать двузначные показатели роста (в 2008 году они составили около 40%).
Наихудшие прогнозы для тех, кто занимается компьютерным оборудованием и системной интеграцией — количество и объемы заказов начали снижаться, и подобный тренд будет наблюдаться и в следующем году.
В зоне внимания: ПО для оптимизации расходов. Как заказчики, так и разработчики будут заинтересованы в продуктах, которые станут своеобразной палочкой-выручалочкой в период кризиса. Премиум-версии операционных систем какое-то время будут менее востребованы. Также ожидается рост спроса на продукты, позволяющие более эффективно управлять уже имеющимся парком вычислительной техники.
Телекоммуникации
Замедленный, менее 10%, но все же рост — прогноз динамики доходов для телекоммуникационных компаний в 2009 году. Уменьшение темпов роста потребления услуг связи будет минимальным: расходы на связь давно относят к базовым.
Дальнейшее мобильное проникновение будет составлять максимум +2%. Это связано с тем, что рынок практически сформирован. Рост доходов, как и прежде, будет базироваться на росте ARPU (средний доход на абонента), который, как и MOU (количество минут потребления), останется как минимум на прежнем уровне — около $9 и 250 минут в месяц. В то же время основные риски, которые могут больно ударить по доходности операторов связи — валютные.
В следующем году, несмотря на активное развитие услуг фиксированного широкополосного доступа и передачи данных, основной доход, как и прежде, будет приносить голосовая связь.
В зоне внимания: Кто из мобильных операторов получит право на официальную реализацию культового продукта компании Стивена Джобса — официальный iPhone? Скорее всего, это будет МТС, которая уже получила статус официального поставщика iPhone в России. Однако даже если это и случится, заработать на проекте будет весьма проблематично: кризис не лучшее время для старта продаж телефонов с ценой около $1000.
Транспорт
Охлаждение экономики вызовет резкое снижение объема перевозок. Загрузка самолетов еще больше сместится в сторону низкобюджетных авиакомпаний. Рейсы будут загружены на уровне 30-40%. Негативное влияние на рентабельность авиакомпаний окажут и высокие цены на керосин.
Автоперевозчики будут и дальше терять конкурентоспособность на рынке международных перевозок. В ситуации, когда только 34,3% автомобилей отвечают экологическим требованиям стран ЕС, операторы нуждаются в масштабном обновлении автопарка, однако этот процесс будет тормозиться вследствие общего падения объемов перевозок, недоступности кредитных ресурсов и неразвитости альтернативных финансовых инструментов, в частности — лизинга.
Перед угрозой падения темпов роста оказалась и железнодорожная отрасль.
Рост пассажиропотока в лучшем случае составит 1%, а объем международных транзитных грузоперевозок будет продолжать падать. Убытки от пассажирских междугородных, пригородных и дальних перевозок составят около 2,5 млрд. грн.
Снижение объема морских перевозок в 2009 году составит около 20%. Причина — коллапс мировых морских перевозок (ставка фрахта крупнотоннажных судов упала на 98,8%) и дефицит терминальных мощностей для обработки контейнеров.
В первом полугодии 2009 года особенно большие потери понесут перевозчики, специализирующиеся на спотовых контрактах.
На развитии ситуации в отрасли скажется подготовка к Евро-2012, которая включает создание скоростных железнодорожных магистралей, модернизацию международных транспортных коридоров и увеличение пропускной способности тринадцати украинских аэропортов.
В зоне внимания: Главные воздушные ворота страны — аэропорт Борисполь — ожидает масштабная реконструкция. До 2010 года в аэропорту должен появиться еще один пассажирский терминал пропускной мощностью 200 пассажиров в час.
Также на прилегающей к Борисполю территории начнется строительство многофункционального комплекса Kyiv Airport Citу, предусматривающего возведение пятизвездочной и трехзвездочной гостиниц, логистических помещений, ресторанов. Окончательное завершение проекта запланировано на 2012 год.
Химия
Для украинских химиков финансовый кризис будет наиболее разрушительным.
Существовавший ранее тренд — рост отрасли, связанный с интенсификацией сельхозпроизводства, — больше не будет определять ее деятельность. Хотя на рынке по-прежнему будут востребованы удобрения, у аграриев просто не окажется денег на их покупку. Это вызовет резкое ужесточение борьбы за платежеспособного покупателя, хотя цены на основную продукцию — минеральные удобрения (карбамид, аммиак, селитра) — за последние полгода упали уже в 2,5 раза. В 2009 году это падение продолжится, и уже в первом квартале цены опустятся ниже уровня рентабельности украинских химических предприятий. В результате весной ряд из них остановят свою работу, освободив определенные ниши.
Это приведет к усилению на рынке российских компаний, имеющих доступ к более дешевому газу, формирующему до 70% себестоимости продукции химической отрасли. Большое значение будут иметь меры, направленные на снижение энергопотребления на производство единицы продукции. В том числе и за счет собственной дешевой электроэнергии. Кроме того, ключевое значение будет иметь возможность перестраивать производственно-сбытовую политику, маневрируя в зависимости от конъюнктуры рынка. Это позволит выдерживать падение цен и сохранять производственную нагрузку на предприятиях.
В начале 2009 года ряд инвестиционных программ будут остановлены, а некоторые — пересмотрены в сторону уменьшения. Основной акцент будет сделан на производстве продукции, ликвидной даже в условиях кризиса (карбамид), а также на новой продукции, изготовленной по мировым стандартам.
Финансирование программ будет осуществляться как за счет собственных средств, так и за счет привлечения кредитов (ЕБРР) под программы экологической модернизации, ресурсо- и энергосбережения. Потери химпрома в условиях кризиса продаж могут быть частично минимизированы благодаря вмешательству государства. Однако для стимуляции потребления минеральных удобрений на внутреннем рынке у правительства средств недостаточно. Поэтому доля химпрома в ВВП Украины, которая сейчас составляет 6%, будет неуклонно сокращаться.
В зоне внимания: Одесский припортовый завод. В 2009 году существует как минимум две предпосылки, что его приватизация будет разблокирована. Во- первых, общая слабость власти в период перед выборами президента может быть использована лоббистами приватизации для ускоренного проталкивания решения о продаже ОПЗ. Во-вторых, завод — один из немногих государственных активов с высокой инвестиционной привлекательностью даже в период кризиса.
Соответственно, соблазн использовать продажу ОПЗ для закрытия неминуемого дефицита бюджета особенно велик.
Тяжелое машиностроение
На данный момент украинское машиностроение имеет ресурсы для того, чтобы поддерживать позитивную производственную и финансовую динамику. В то же время ухудшение условий кредитования, замораживание программ по модернизации предприятий ТЭК и горно-металлургического комплекса значительно сузили внутренний спрос на их продукцию.
Ситуацию усугубит и рецессия в странах-внешнеэкономических партнерах Украины (сейчас свыше 50% продукции украинского машиностроения и до 70% энергетического машиностроения идет на экспорт).
Кроме того, негативное воздействие окажет вступление Украины в ВТО, повлекшее за собой снижение импортных пошлин на ввозимую продукцию, которая превосходит украинскую по качеству, а в некоторых случаях — и по цене. В 2009 году возможно существенное сокращение заказов на продукцию машиностроительного комплекса, особенно на внутреннем рынке. Впрочем, имеющийся на сегодня портфель заказов позволит отечественным машиностроительным предприятиям сохранить темпы роста на уровне 15-17% в месяц. Возможный спад на рынке эксперты прогнозируют не раньше 2010 года.
Предприятия энергетического и нефтегазового машиностроения — единственные в отрасли, на которые пока не повлиял экономический кризис. За 10 месяцев года производство в этих сегментах выросло на 25,1 и 27% соответственно.
Такая тенденция будет наблюдаться и в следующем году.
В зоне внимания: Морской старт. Очередной пуск украинско-российской ракеты-носителя Зенит-3SL в рамках проекта намечен на январь 2009 года.
Согласно сообщению корпорации Sea Launch, в космос планируется вывести телекоммуникационный спутник SICRAL 1B, рассчитанный на 13 лет эксплуатации. Спутник будет использоваться вооруженными силами Италии в интересах НАТО, а также для мобильной связи.
Материал был опубликован в украинском издании глобального прогноза Мир в 2009 (The World in 2009), который представляет Инвестгазета в партнерстве с еженедельником The Economist.
http://delo.ua

Регистрационные данные нормативно-правовых документов

Регистрационные данные нормативно-правовых документов
Вступили в силу
10.12.2008 г.:
— Изменения в порядок отпуска товаров, принадлежащих гражданам, со склада таможни (Приказ ГТСУ от 16.10.2008 г. № 1155).
12.12.2008 г.:
— Новая редакция Перечня товаров, на которые Госдепартаментом интеллектуальной собственности Минобразования выдаются документы для таможенного оформления товаров (Приказ Минобразования от 29.08.2008 г. № 787).
15.12.2008 г.:
— Порядок аттестации инструкторов, осуществляющих специальную или специализированную подготовку моряков (Приказ Минтранссвязи от 5.11.2008 г. № 1340);
— Изменения в Порядок остановки операций с бюджетными средствами (Приказ Госказначейства от 17.11.2008 г. № 485);
— Изменения в Инструкцию о порядке заполнения карточки регистрации-учета внешнеэкономического договора (контракта) (Приказ Минэкономики от 13.11.2008 г. № 678);
— Порядок конкурсного отбора мероприятий по энергосбережению для их финансовой поддержки за счет средств госбюджета (Приказ Нацагентства энергоресурсов от 11.11.2008 г. № 162).
Итоги деятельности ВР
Приняты ВР:
— Проект Закона О внесении изменений в Закон Украины О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины;
Предусматривается направление 3 млрд грн. в стабилизационный фонд (за счет продажи ОВГЗ) и 1 млрд грн. в Фонд гарантирования вкладов физлиц (за счет сверхпланового превышения доходов над расходами НБУ).
— Проект Закона О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно запрета банкам изменять условия договора банковского вклада и кредитного договора в одностороннем порядке).
Банкам запрещается в одностороннем порядке изменять условия заключенных с клиентами договоров, в т.ч. увеличивать размер процентной ставки по кредитным договорам или уменьшать ее размер по депозитным договорам (кроме вклада по требованию).
Приняты ВР в первом чтении:
— Проект Закона Об экономии расходов и защите доходов населения;
Предусматривается введение до конца 2009 г. запрета на увеличение штата в организациях, финансируемых за счет бюджетных средств, расходов на органы власти и местного самоуправления и фонды соцстрахования (кроме фондов оплаты труда и оплату коммунуслуг).
— Проект Закона О стимулировании перерабатывающей промышленности;
Предполагаются: установление для предприятий ежегодной 25%-ной нормы амортизации 3 гр. основных фондов; освобождение от ввозной пошлины оборудования и комплектующих, не производимых в Украине; продление до 2013 г. льгот для автомобилестроения.
— Проект Закона О регулировании платежного баланса.
Предусматривает спецпроцедуру введения по инициативе КМУ временной надбавки к ввозным пошлинам на случай ухудшения платежного баланса.

Ситуация с теплоснабжением в Киеве.

Ситуация с теплоснабжением в Киеве.
По поручению Кабмина ДК Газ Украины увеличила поставку газа в адрес ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6. 14.12.2008г. Киевэнерго начала восстановление горячего водоснабжения и теплоснабжения ранее отключенных домов. В связи с технологическими особенностями восстановление должно завершиться в течение 2 суток.
Также Президент поручил КГГА погасить долг перед Киевэнерго и НАК через изменения в горбюджет или привлечение кредита (должно быть осуществлено до 16.12.2008г.). МинЖКХ поручило Госжилкоммунинспекции проверить обоснованность тарифов в Киеве и проанализировать инвестполитику КГГА в сфере энергосбережения.
Справка. По оперативным данным МинЖКХ, задолженность Киевэнерго за газ в течение минувшей недели увеличилась на 52 млн.грн. и превысила 350 млн.грн.

Господдержка энергосберегающих технологий

Господдержка энергосберегающих технологий
Национальное агентство по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов. Приказ от 11.11.08 г. №162 Об утверждении Порядка конкурсного отбора мероприятий по энергосбережению для их финансовой поддержки за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете по программе Государственная поддержка мероприятий по энергосбережению через механизм удешевления кредитов.*** Зарегистрирован в Министерстве юстиции 4.12.08 г. под №1162/15853
Объявление о конкурсе размещается НАЭР в СМИ, в частности в газете Урядовый курьер и на официальном сайте НАЭР.
Отбор мероприятий осуществляется Конкурсной комиссией при НАЭР под председательством главы НАЭР. В состав Комиссии входят по 2 представителя НАЭР и Минфина, представитель Минэкономики, Минпромполитики, НАНУ. Заседания Комиссии проводятся не реже 1 раза в месяц.
Участники конкурса – хозсубъекты, получившие кредиты для реализации мероприятий по энергосбережению, в т.ч. для реализации энергоэффективных проектов, и заплатившие в 2008 г. проценты за пользование этими кредитами.
Для участия в Конкурсе хозсубъекты подают в НАЭР заявку, к которой прилагаются по 2 экз. документов на украинском языке:
 бизнес-план энергоэффективного проекта или план мероприятий по энергосбережению;
 резюме проекта, по которому получен кредит;
 нотариально заверенная копия кредитного договора;
 справка финучреждения о предоставлении заемщику кредита;
 справка-расчет финучреждения о размере и сроках уплаты процентов за пользование кредитом;
 копии платежных поручений об уплате процентов за пользование кредитом, заверенные финучреждением;
 аудиторский вывод за последний отчетный год;
 справка об отсутствии задолженности перед бюджетами и Пенсионным фондом;
 справка, подтверждающая, что заемщик не получает финансовой поддержки по другим бюджетным программам и средства международных финансовых организаций для финансирования проекта, представленного на конкурс.
Некомплектность или неправильность оформления документов могут послужить причиной отказа от регистрации заявки.
Зарегистрированные заявки оцениваются на заседании комиссии в соответствии с критериями:
 производство энергоэффективного оборудования и продукции (0–6 баллов);
 снижение энергоемкости производства продукции (0–6 баллов);
 использование альтернативных видов топлива и возобновляемых источников энергии (0–6 баллов);
 создание новых рабочих мест, рост зарплаты, улучшение условий труда (0–2 балла);
 размер плановых поступлений в бюджеты (0–2 балла);
 срок окупаемости проекта (0–-2 балла).
Победителями конкурса признаются мероприятия, получившие наибольшее количество баллов.
При одинаковом количестве баллов и недостаточности объема бюджетных ассигнований победитель определяется голосованием членов комиссии.
Решение о финансовой поддержке мероприятий, которые по результатам оценки набрали меньше 12 баллов, принимается путем голосования.
НАЭР в течение 5 рабочих дней письменно сообщает результаты конкурса всем заемщикам.

Антикризисные меры власти: анализ нелепостей и непрофессионализма

Меры как правительственных чиновников, так и оппозиции вызывают лишь желания ругаться… Громко и много…
На днях один мой знакомый сказал мне: Вот ты пишешь статьи, выступаешь по телевидению, а лучше бы мне дал прогноз, что будет происходить дальше с экономикой страны, и посоветовал, что делать. Я ответил, что уже не рискую давать прогнозы, потому что предвидеть что-то можно лишь в ситуации, когда правительственные чиновники или хотя бы оппозиция знают, что делают, и главное для них — стремление сделать что-то полезное для страны, а не банальное желание обогатиться за счет государства. Вся проблема в том, что ни те, ни другие пока еще почти ничего действительно умного не сделали и не предложили. Интеллектуальная пустыня на политическом олимпе, честно говоря, поражает. Большинство уже реализованных шагов и объявленные предложения как правительственных чиновников, так и оппозиции вызывают у меня лишь желание ругаться — громко и много.
Хорошо известно, что на микроуровне реальные менеджерские качества и профессионализм проявляются не тогда, когда в экономика растет и предприятие развивается в пределах общего экономического мейнстрима, а тогда, когда возникают проблемы и нужно решать сложные задачи. То же происходит на уровне экономики страны в целом. Именно в момент глубокого экономического кризиса, когда к накопленным внутренним проблемам добавляются чрезвычайно серьезные внешнеэкономические вызовы, можно увидеть реальное лицо того, кто считается политической и интеллектуальной элитой страны.
В статье Экономический кризис — что нам делать?, написанной в УНИАН, я изложил свое виденье наиболее горячих экономических проблем, возникающих перед властью страны, и выразил некоторые предложения по этому поводу.
Но интересным, с точки зрения оценки возможности исполнительной власти и оппозиции продуцировать что-то действительно умное и полезное для страны, может быть анализ некоторых из их предложений, которые подаются почти как экономический прорыв (не исключаю, правда, что скоро это словосочетание будет чем-то вроде ругательства) для решения нынешних проблем.
Стабилизационный фонд: те же яйца, вид сбоку
Итак, начнем с уже принятого парламентом Закона Украины О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины.
В законе предусмотрено создать стабилизационный фонд, средства которого пойдут на решение проблем в финансовом секторе страны, и решить ряд других задач. Однако любому управленцу хорошо известно, что создавать резервный фонд нужно за счет части прибыли, полученной во времена подъема экономики и успешного развития той или иной компании, и использовать его во время возникновения тех или иных бизнес-проблем.
А создавать резервный фонд во время кризиса экономики и проблем на предприятии просто бессмысленно, потому что как ни называй и как ни выделяй часть имеющихся доходов, которые к тому же имеют тенденцию к сокращению, использовать их придется на текущие проблемы. То же с экономикой страны в целом. Так, например, даже российские власти, благодаря настоянию бывшего советника Президента России Андрея Илларионова, создали достаточно большой стабилизационный фонд, позволяющий решать проблемы. Я не даю оценку, насколько качественно и эффективно они сейчас его используют, но он у них есть.
Если же мы уже бездарно профукали дополнительные доходы государственного бюджета, в том числе полученные от приватизации государственного имущества, на раздачу популистских социальных льгот населению, не подкрепленных соответствующим ростом производительности труда и сокращением неэффективных расходов, связанных с потреблением материальных, в том числе энергетических ресурсов, то создавать какой-то стабилизационный, то есть резервный фонд, во время кризиса не имеет смысла, потому что речь будет идти все о тех же текущих доходах и тех же источниках их получения. И задача сейчас заключается лишь в их правильном направлении и экономном использовании — в пределах процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Украины.
Между прочим, если уж вспоминать Бюджетный кодекс, то предложенная идеология источников формирования и направлений использования стабилизационного фонда отвечает нынешнему механизму формирования и использования спецфонда государственного бюджета. То есть можно было бы и не изобретать велосипед, а просто внести изменения в государственный бюджет на 2008 год, предусмотреть соответствующие нормы в госбюджете-2009 и использовать эти средства в рамках действующего бюджетного законодательства.
Увеличение капиталов государственных банков: мертвому припарка
Можно было бы подробно разбирать каждое из направлений использования этого стабилизационного фонда. Анализа нелепостей там на целую статью хватит, но хочу остановиться лишь на двух предложениях.
Средства стабилизационного фонда предлагается использовать, в частности, на пополнение уставных капиталов государственных банков.
Для банковских специалистов очевидно, что целью увеличения капитала банка является получение большего кредитного плеча. Потому что, скажем, имея сто гривен банковского капитала, ты имеешь возможность привлечь депозиты (физические и юридические лица, межбанковские кредиты) и направить на кредитование тысячу гривен, то есть в десять раз больше. Если ты увеличил капитал банка до двухсот гривен, то он уже имеешь возможность привлечь средства и выдать кредитов на сумму две тысячи гривен.
Но проблема сейчас не в наращивании объемов кредитования, а в том, что очень мало кредитоспособных клиентов. Даже при имеющемся капитале банки сталкиваются с проблемой — как эффективно использовать кредитные ресурсы.
То есть главная закавыка в том, что слишком мало клиентов, которые могут не только получить эти кредиты и за их счет произвести продукцию, но и потом продать ее платежеспособным покупателям и получить от них средства.
Таким образом, увеличение капиталов государственных банков никоим образом не решает их проблемы. Им нужны, как и всем другим банкам, кредитоспособные заемщики. А для этого необходим платежеспособный спрос, и его должно сформировать государство за счет имеющихся средств государственного бюджета, механизма государственных гарантий и казначейских векселей.
Одна рука обесценивает капитал, вторая — наращивает
Кстати, особого идиотизма ситуации с капитализацией государственных банков добавляет рукотворный обвал курса гривни. То, что руку к этому обвалу приложил Национальный банк, я уже писал несколько раз, поэтому повторяться не буду. Но проблема в том, что обвалив курс национальной валюты, центробанк обесценил весь сформированный в гривне совокупный капитал банков, в том числе и государственных, уже почти на пятьдесят процентов.
Какой смысл в этом увеличении капитала государственных банков за счет средств государственного бюджета, если один из органов государственной власти, обесценивает его своими действиями в таком ужасном объеме?
Государству мало геморроя?
Еще одной гениальной идеей вышеупомянутого закона является норма, предусматривающая фактически национализацию тех или иных банков, к тому же оригинальным путем выкупа дополнительной эмиссии их акций. То, что государство — неэффективный владелец коммерческой собственности, и так хорошо известно, потому углубляться по этому поводу не буду.
Нелепость же этой идеи заключается в том, что государство хочет взвалить на свою шею еще и проблемы частных владельцев банков. Но проблемы у этих банков могут быть связаны либо с недостатком ликвидности — и тогда на помощь может прийти Национальный банк, — либо с плохим качеством кредитного портфеля — и тогда уже нужно разбираться с конкретными причинами, обусловившими ухудшение ситуации с возвращением кредитов.
Если эти просроченные кредиты — следствие неразумной кредитной политики менеджмента банка, выдашего необеспеченные кредиты непроверенным заемщикам, и общий объем таких кредитов очень велик, тогда нужно не национализировать этот банк, а вводить временную администрацию и искать частных инвесторов, которые согласятся на его санацию и вложат необходимые для этого средства, или начать процедуру банкротства, обеспечивая интересы вкладчиков.
Если же ситуация с просроченными кредитами возникла в связи с ухудшением платежеспособности клиентов, уже достаточно давно, качественно и своевременно обслуживавших свои кредитные обязательства, то нужно формировать механизмы их отсрочки и рассрочки и предоставления соответствующего рефинансирования центральным банком, именно связанного с обеспечением дополнительной ликвидности, которой может не хватать в связи с этим отсрочкам и рассрочкам задолженности.
Но в этом случае должна идти речь не о решении проблем отдельно взятого банка, а об общей денежно-кредитной политике и соответствующем инструментарии центрального банка в условиях экономического кризиса, и тут может возникнуть необходимость даже в некоторых изменениях законодательства.
Тяжелая участь залогового жилья
Не меньше поражает своей неадекватностью и непониманием имеющихся проблем было предложение правительства и некоторых народных депутатов, связанное с принятием изменений законодательства, направленных на упрощение процедур отчуждения залогового имущества заемщиков. К счастью, эта идея не нашла поддержки депутатского корпуса, по крайней мере пока.
Желание получить более эффективные механизмы борьбы с мошенническими действиями тех или иных заемщиков понятно. Но очевидно, что сейчас мы будем сталкиваться с совсем другой проблемой — массовой неплатежеспособностью добросовестных заемщиков, особенно имеющих крупные кредиты в иностранной валюте, связанные с приобретением автомобилей и залогом объектов недвижимости. И тут, наоборот, нужно искать не так механизмы ускорения процедур отчуждения имущества, как сохранения хотя бы частичной платежеспособности клиентов.
В качестве примера можно привести действия правительства США — страны, где процедура отчуждения в целом чрезвычайно быстрая и эффективная. Но имеено сейчас там до конца января следующего года наложен мораторий на отчуждение жилых домов, состоящих в залоге по ипотечным кредитам. За это время американские правительственные чиновники планируют разработать механизмы рассрочки и отсрочки обязательств по этим кредитам и сохранения этих домов за их нынешними владельцами.
Молодежное строительств? А кто будет отдавать кредиты?
Комментируя умные идеи, выраженные Президентом Украины, правительственными чиновниками и народными депутатами, не могу обойти вниманием предложения о содействия так называемому молодежному строительству путем предоставления бюджетной помощи молодежи из первого взноса по ипотечному кредиту.
И дело не только в том, что сначала нужно сформулировать и реализовать на общегосударственном уровне политику развития регионов и малых городов и поселков, где эти молодые люди будут иметь работу и зарплату, достаточную не только для выживания, но и для обслуживания обязательств по кредитам.
Необходимо также кардинально изменить градостроительную политику в области жилищного строительства. Не преодолев тотальную коррупцию в этой сфере, мы будем всегда иметь заоблачные цены на жилье, и никогда не сможем сделать его доступным миллионам граждан Украины.
Неэффективность и даже вредность этого шага на нынешнем этапе заключается еще и в том, что в условиях кризиса и роста безработицы в стране почти не будет молодых людей со стабильной работой и зарплатой, которые могли бы считаться хотя бы условно кредитоспособными.
Если речь идет о стимулировании инвестиционного спроса в строительной отрасли, то нужно четко и правильно сформулировать приоритеты. На этом этапе о стимулировании развития ипотеки нужно забыть. Сейчас нужно хоть как- то устроить ситуацию с имеющимися ипотечными кредитами и массовой неплатежеспособностью заемщиков.
На мой взгляд, довольно ограниченные бюджетные инвестиции необходимо направить лишь на реализацию строительных проектов, связанных с подготовкой к Евро-2012, а также на меры утепления жилищного фонда и замену крайне устаревших теплосетей. Но два последних шага целесообразно предпринимать, лишь начав коммунальную реформу с массовой передачей всех водо- и теплосетей в концессию. И тогда может быть реализована политика целевой кредитной поддержки за счет средств Национального банка и совместного финансирования как центральными и местными органами власти, так и за счет частных инвестиций.
Только не трогайте налоги
И последний комментарий — о предложениях, связанных со снижением налогов. Очевидно, что в условиях резкого сокращения поступлений в государственный и местные бюджеты, все разговоры о сокращении налогов не вполне адекватны.
Единственным шагом налогового стимулирования, на который целесообразно было бы пойти, — это увеличить нормы амортизации по так называемой третьей группе основных фондов. Но и здесь может речь идти только о той части основных фондов, которые будут обеспечивать существенное энергосбережение.

ДЖД сэкономила на энергии 30 млн грн.

ДЖД сэкономила на энергии 30 млн грн.
В результате внедрения энергосберегающих технологий, программ энергосбережения и усиления контроля над расходами энергетических ресурсов за 9 месяцев 2008 г. Донецкая ж/д снизила использование основных топливно-энергетических ресурсов более чем на 30 млн грн., сообщает ЛІГАБізнесІнформ.
В частности, за 9 месяцев т.г. снижено потребление энергоресурсов на 7,9 тыс. т условного топлива, что в сумме позволило сэкономить 31,1 млн грн., в т.ч. дизельного топлива — более 25,5 млн грн., электроэнергии — более 3 млн грн. В то же время, по сравнению с соответствующим периодом 2007 г., использование энергетического угля сократилось на 869,7 т (2,9%), мазута — на 845,3 т (29,52%), ДТ — на 2,826 тыс. т (4,27%).

Меры по энергосбережению

Меры по энергосбережению
Кабинет Министров. Постановление от 26.11.08 г. №1023 О внесении изменения в пункт 7 Порядка использования в 2008 году субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на мероприятия по энергосбережению, в том числе оснащение инженерных вводов многоквартирных жилых домов средствами учета потребления воды и тепловой энергии, ремонт и реконструкцию тепловых сетей и котельных, строительство газопроводов и газификацию населенных пунктов.***
Разрешено изменять в течение года перечень объектов, финансируемых за счет субвенции из госбюджета местным бюджетам на мероприятия по энергосбережению на условиях софинансирования.

Распоряжение КМУ от 19.11.2008 г. № 1446-р Об одобрении Концепции Государственной целевой экономической программы энергоэффективности на 2010—2015 гг.

Распоряжение КМУ от 19.11.2008 г. № 1446-р Об одобрении Концепции Государственной целевой экономической программы энергоэффективности на 2010—2015 гг.
Государственным заказчиком Программы является НАЭР. НАЭР совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти должна разработать и подать 1.01.2009 г. в КМУ проект Программы. Целью Программы является создание условий для снижения энергоемкости ВВП до уровня развитых государств мира, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и обеспечение конкурентоспособности национальной экономики.
Предложенные пути решения, в частности, предусматривают:
— законодательное обеспечение и экономическое стимулирование осуществления мероприятий по энергосбережению; адаптация национального законодательства в сфере энергоэффективности и энергосбережения к законодательству ЕС;
— устранение или уменьшение влияния основных факторов, предопределяющих высокую энергоемкость ВВП; создание госсистемы мониторинга и контроля за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов, повышение уровня достоверности статинформации относительно показателей энергопотребления;
— создание условий, которые делают невозможным использование энергетически неэффективных, устаревших технологий и оборудования во время выпуска продукции, а также продажи техники и технологий, характеризующихся низким уровнем эффективности использования энергоресурсов; внедрение системы энергетического маркирования; структурной перестройки предприятий, направленной на научно обоснованное снижение материало- и энергоемкости производства;
— усовершенствование порядка проведения госэкспертизы по энергосбережению и внесение изменений в перечень объектов, подлежащих такой экспертизе.
Срок выполнения Программы согласовывается по этапам реализации с Энергетической стратегией Украины на период до 2030 г. как базовым документом в сфере энергоэффективности и энергосбережения.
Объем финансирования, необходимый для выполнения Программы, определяется каждый год в пределах средств, предусмотренных в госбюджете на соответствующий год.

ЕБРР будет поддерживать банки Украины

ЕБРР будет поддерживать банки Украины
Руководитель проектов в финансовом секторе Украины Европейского банка реконструкции и развития Александр Павлов в ходе III Ежегодного украинского банковского форума Института Адама Смита сообщил СМИ, что ЕБРР намерен поддерживать украинскую банковскую систему во время кризиса.
По словам А. Павлова, на сегодняшний день серьезными клиентами Европейского банка реконструкции и развития в стране являются 13 банковских учреждений, составляющих около 40% активов системы.
Г-н Павлов отметил, что ЕБРР также намерен принимать участие в миноритарных пакетах акций предприятий в Украине и поддерживать проекты, направленные на энергосбережение.
Необходимые средства для украинской банковской системы будут предоставляться в виде субординированных займов или кредитных линий.