Архив метки: энергоэффективность

Кредиты украинским банкам

Кредиты украинским банкам
16 декабря совет директоров Европейского банка реконструкции и развития одобрил решение открыть ОАО Государственный экспортно-импортный банк (Киев) кредитную линию на сумму $50 млн. в рамках программы повышения энергоэффективности в Украине.
Планируется, что кредитное соглашение стороны подпишут до конца 2008 года.
Сделка будет заключена в рамках программы на сумму 100 млн. евро, направленной на сотрудничество с финансовыми учреждениями в сфере энергоэффективности и проектов в области возобновляемой энергетики в Украине, которая была одобрена советом директоров ЕБРР в октябре 2006 года.
Потенциальными клиентами программы энергоэффективности станут украинские частные компании, которые будут иметь возможность получить от банков-участников субкредиты на сумму до $5 млн.

Совет директоров ЕБРР санкционировал подписание соглашения с Укрэксимбанком о выделении кредита в размере $50 млн. на реализацию программы энергоэффективности в Украине. Об этом сообщил Коммерсант.

Совет директоров ЕБРР санкционировал подписание соглашения с Укрэксимбанком о выделении кредита в размере $50 млн. на реализацию программы энергоэффективности в Украине. Об этом сообщил Коммерсант.
Справка. В рамках программы ЕБРР уже выделял в 2007г. банку кредит на аналогичную сумму. В рамках программы финансируются проекты негосударственных предприятий. Объем займов составляет не более $5 млн.

Как выйти из кризиса, вылечив экономику?

Судорожные действия власти — в частности, вопиющая история с разморозкой депозитов (на прошлой неделе в четверг Нацбанк разморозил, в субботу передумал) — доказывают: те, кому достался штурвал украинской экономики, не знают, куда рулить. В прошлом номере мы публиковали мнения маститых кризисменов. В этом предлагаем дискуссию представителей нового поколения экономистов: кандидата экономических наук, доцента Константина Белевского и эксперта Национального института стратегических исследований Украины Сергея Киселева.
— Ваша версия: в чем суть кризиса?
Б. К.: Сутью нынешнего финансового кризиса в Украине является проблема погашения внешней задолженности банковского сектора и других секторов экономики, которая вызвана трудностями с получением новых заимствований на внешнем рынке в условиях мирового кризиса. Внешней причиной создания большой задолженности оказалось подорожание энергоносителей в последние годы. Не менее важны внутренние причины: значительный рост импорта потребительских товаров из-за многократного превышения темпов прироста размера минимальной зарплаты над темпами прироста реального ВВП в последние годы; избыточное потребительское кредитование в 2006-2008 годах; расходы бюджетных организаций и других секторов экономики непроизводственного характера, в том числе на приобретение импортных автомобилей. Наибольший вклад в размер внешней задолженности внесли потребительские кредиты банков. Лишь на приобретение импортных автомобилей в 2007 году было выдано кредитов на сумму $11 млрд.!
К. С.: Правда и в том, что украинская экономика переболела так называемой голландской болезнью. Голландская болезнь (или эффект Гронингена) — это явление, когда страна сидит на экспорте сырья или продукции очень низкого уровня обработки. Это могут быть, скажем, нефть и газ, как в России, или бананы, как в некоторых странах Латинской Америки, или черные металлы, как в Украине, — и у нее нет стимулов повышать качество продукции, внедрять новые технологии и бороться за повышение энергоэффективности. Эта болезнь порождает серьезные экономические рецидивы — тормозит развитие других отраслей, ускоряет инфляцию. В нашем случае болезнь обострилась в связи с ростом мировых цен на основные экспортные продукты (в 2007-м и І половине 2008 года мировые цены на металл были очень высокими, это обеспечивало неплохой приток валюты в страну).
Вспомните, что было в основе экономического роста страны, который начался в 1998-1999 годах, — дешевая гривня (опущенная во время валютного кризиса 1998 года) и относительно дешевые энергоносители. Стимулов инвестировать в модернизацию предприятий, уменьшать энергопотребление не было. Наблюдался экономический рост, но отсутствовали качественные реформы. Однако запас экстенсивного роста в связи с мировым кризисом, увы, исчерпался.
Те предприятия, которые отложили сегодня модернизацию, сделали в корне неправильно. Я понимаю их проблемы с выплатой зарплат, с социальными расходами. Да, объемы кредитования сейчас заморожены. Но те же металлурги на чем проигрывают — на том, что себестоимость украинского металла выше, чем у китайцев, турок, из-за нашего энергозатратного производства и прочих факторов. И потому сейчас дешевый турецкий металл вытесняет наш не только на внешних, но уже и на внутреннем украинском рынке.
— Что необходимо предпринять для относительно быстрого выхода из кризиса? Какие практические шаги?
Б. К.: Чтобы не спровоцировать массовое невозвращение ранее предоставленных кредитов, нужна сильная монетарная и курсовая политика НБУ.
Прирост монетарной базы в 2009 году должен быть значительно меньше, чем в 2008-м, учитывая прогноз реального ВВП. Только курс на уровне 5,50-5,80 UAH/USD, потери от которого сопоставимы с процентами по депозитам, еще может сохранить имеющийся объем депозитов в банковской системе и значительно снизить риски массового невозвращения кредитов, обеспечив тем самым стабильность банковской системы.
К. С.: Первое и главное в этой ситуации — снабдить заказами предприятия.
Будет работа — будут рабочие места — будут зарплаты. Как говорил в свое время президент Франклин Делано Рузвельт, выведший США из Великой депрессии, лучше увеличивать объемы работ для граждан, чем пособия по безработице. Здесь государство может выступать заказчиком продукции. Причем имеет смысл делать акцент на заказах, прежде всего, для отраслей с высокой добавочной стоимостью — строительства, точного машиностроения. Ведь известно, к примеру, что одно рабочее место в авиа- или судостроении гарантирует также 7-8 рабочих мест в смежных отраслях (например, металлургии, приборостроении и т. п.).
Второе — возобновление кредитования как предприятий, так и населения.
Ограничение кредитования имело определенный позитивный сдерживающий эффект на банковском рынке, но эта мера не может быть долгосрочной. И акцент нужно делать на кредитовании покупки продукции именно отечественного производства.
— Как вы представляете себе стабилизацию курса на уровне 5,50-5,80 UAH/USD в нынешних условиях? Усилить интервенции (которых сейчас нет, а есть валютный аукцион)? Сжечь все валютные резервы?
Б. К.: Валютные интервенции надо не усиливать, их просто надо делать.
Отсутствие внятной политики НБУ и порождает панику, которую нужно было пресечь еще в самом начале. В итоге НБУ все равно вынужден будет вернуться к курсу 5,8 UAH/USD, и чем дольше он будет с этим затягивать, тем больше резервов он вынужден будет потратить. В любом случае их хватит. При имеющейся монетарной базе в размере 170 млрд. грн., даже при снижении в 2009 году золотовалютного резерва НБУ до уровня $20-28 млрд., этого резерва будет достаточно для поддержки официального курса на уровне 5,50-5,80 UAH/USD, если банки не будут раскачивать ситуацию спекулятивными операциями с валютой.
К. С.: Согласен с коллегой в том плане, что в прошлые месяцы политика НБУ в валютной сфере была довольно неудачной. Объем золотовалютных резервов тает, а курс продолжает падать. В октябре НБУ вообще взял привычку выходить на межбанк за полчаса до конца его работы и сливать доллары по низкому курсу паре-тройке коммерческих структур. В результате это не влияло на курс, зато кое-кто неплохо зарабатывал на покупке дешевых долларов. Хаос был и с валютными аукционами — большинство игроков рынка поначалу даже не знали элементарных правил. Не говоря уже о крайне непродуманных ограничениях курса наличной валюты (1,5% отклонения от курса НБУ и максимум 3% маржи между покупкой и продажей), эти шаги привели к дефициту валюты на официальном рынке, а также к расцвету черного рынка (как видим, повторилась ситуация конца 2004 года). И главное — быстрый рост курса доллара плюс рост безработицы могут привести к массовым неплатежам по кредитам населения, что может стать серьезнейшим ударом по банковской системе.
Поэтому я бы сейчас ставил цель: не снижать во что бы то ни было курс до 5,5-5,8 UAH/USD, а прежде всего решать проблему с возвращением валютных кредитов. И здесь как вариант решения мне импонирует предложение Минфина: кредиторам надо предоставить возможность отдавать валютные кредиты гривнями по более низкому курсу или же снизить ставки по таким кредитам. Банки должны понимать, что лучше уступить часть прибыли, чем упасть под тяжестью неплатежей.
Б. К.: НБУ должен обеспечить уменьшение коммерческими банками ставки по новым депозитным вкладам в долларах США до 3-5%, оставив ставки по гривневым депозитам на имеющемся уровне. Это в течение двух месяцев существенно снизит ажиотаж вокруг доллара и евро. Кроме того, НБУ должен своим постановлением рекомендовать коммерческим банкам в нынешнем и 2009 году полностью прекратить выдачу потребительских кредитов на импортные товары как физическим, так и юридическим лицам.
К. С.: Не следует забывать, что мы связаны меморандумом с МВФ. МВФ настаивает на плавающем курсе без валютного коридора, курс должен формировать рынок, а не Нацбанк, и официальный курс не должен отличаться от рыночного более чем на 2%. В свою очередь НБУ большее внимание уделяет не курсу, а инфляции. Кстати, многие центробанки мира так и работают, занимаясь в основном инфляционным таргетированием (установлением планового показателя инфляции, и главная задача центробанка — достичь этого показателя).
Что касается депозитов и кредитов, то можно согласиться с коллегой, хотя определенные исключения из правила не кредитовать импорт должны быть сделаны. Речь идет, в частности, о критическом импорте — о тех же энергоносителях или, скажем, об оборудовании, которое не производится в Украине.
— Возможна ли в нынешних условиях минимизация дефицита платежного баланса Украины?
К. С.: Объем импорта будет падать под влиянием снижения курса гривни и цен на энергоносители (наш основной импортный продукт). Это сможет улучшить торговый и платежный баланс. Но проблема в том, что параллельно будет падать экспорт (хотя дешевая гривня его несколько оживит), а также, скорее всего, будет снижаться прирост прямых иностранных инвестиций. Чтобы смягчать эту тенденцию, прежде всего нужно максимально внедрять стратегию инвестиции вместо импорта. Частично эту стратегию уже предлагает реализовать правительство на примере автомобильной отрасли. Напрямую не нарушая условий Всемирной торговой организации, Кабмин предлагает повысить акциз на импортные автомобили.
Б. К.: Внутренними инструментами невозможно остановить действие внешних факторов, но мы можем и должны создать условия, благоприятствующие росту экономики Украины, снизить уровень инфляции, сбить ажиотаж вокруг доллара и стабилизировать банковскую систему, а также создать преференции отечественным производителям.
К. С.: Необходим перевод стратегических экспортных потоков, которые у нас сейчас остались без потребителя за границей, на внутренний рынок. Это будет очень нелегко сделать. Но в свое время, кстати, Данилишин об этом заявлял, и эта идея неплохая. Это стимул и для производства, и для снижения инфляции.
— Каким образом можно обеспечить перевод стратегических потоков на внутренний рынок? Ограничить импорт?
К. С.: Если мы серьезно ограничим импорт, то будем иметь проблемы с ВТО. Я бы говорил о необходимости формирования определенной части госзаказов. По всем рейтингам, Украина — далеко не самая инвестиционно непривлекательная страна. Думаю, здесь есть определенные направления, по которым можно идти, чтобы усилить привлекательность государства. Это не только налоги, но и улучшение регуляторной политики, в том числе возможность легко открыть предприятие, свобода от обременяющих проверок и т. п. В этом плане наша регуляторная политика отпугивает потенциальных инвесторов, а Закон О разрешительной системе имеет много недоработок.
— То есть вы предлагаете воспользоваться кризисом для экспортной передышки и модернизировать то, что можно? За чей счет? Под каким лозунгом? Евро- 2012?
К. С.: Я уже упоминал о формировании государством целой системы заказов для промышленности. При этом помощником Украины могут выступить и международные финансовые институции. К примеру, Европейский банк реконструкции и развития уже заявил о предоставлении кредита на обновление подвижного состава Укрзалізниці. А это дополнительные заказы для наших машиностроителей.
Речь идет не о поддержании предприятий на плаву (в І половине 1990-х такой подход стимулировал гиперинфляцию), а о целенаправленном развитии инфраструктуры за счет госзаказов. Это модернизация дорог, строительство мостов и новых терминалов аэропортов, реконструкция исторических центров городов, принимающих Евро-2012, что создаст дополнительный спрос на продукцию промышленности (цемент, стройматериалы и т. п.) и стимул для роста строительства. Что в такой норме важно? Во-первых, сделать посыл к тому, чтобы для этих мероприятий использовалась украинская промышленная продукция. Во-вторых, создать систему довольно жесткого контроля за тем, куда идут госинвестиции, дабы не было искушения направить их исключительно на предприятия, близкие к той или иной политической силе.
Б. К.: Насколько мне известно, есть предложение депутатов развернуть программу обновления вагонного и локомотивного парка железной дороги и реконструкции железнодорожных путей, чтобы увеличить внутренний спрос на продукцию металлургических комбинатов и сделать более рентабельным и современным железнодорожный транспорт. Это весьма целесообразно.
Финансирование удешевления процентных ставок на такие кредиты для Укрзалізниці должно происходить из бюджета. Но предложение строительства дорог сомнительно, потому что это очень дорогой и малорентабельный проект с большим сроком окупаемости.
— А потянет ли все это бюджет? Кстати, на прошлом круглом столе легендарный финансист Сергей Яременко сказал, что для такой страны, как наша, нормой является дефицит в 10%, и МВФ не прав. Вы согласны?
Б. К.: Не согласен. Госбюджет должен быть бездефицитным.
К. С.: Безусловно, в этой экономической ситуации нужно стремиться к бездефицитному бюджету. На это и намекает МВФ, заявляя о необходимости сбалансированных государственного и местных бюджетов.
Б. К.: Главной внутренней причиной инфляции в 2007-2008 годах были несбалансированные темпы прироста размера минимальной зарплаты с имеющимися темпами прироста ВВП. При прогнозных темпах прироста ВВП на 2008 год на уровне 6% темп прироста размера минимальной зарплаты должен был быть в пределах 12%, а не 31,5%, как это было заложено в бюджете на 2008 год.
К. С.: Инфляция была вызвана целым рядом факторов. И экстенсивная социальная политика — лишь один из них. К примеру, известно, что в 2007-м и в І половине 2008 года существенно выросли мировые цены на продукты питания и энергоносители. И именно эти две группы товаров были основным мотором инфляции и в Украине.
Сейчас объективно есть необходимость более сдержанной социальной политики, в то же время доходы населения должны быть защищены от инфляции. Кстати, и Президент Украины, и правительство заявляли о необходимости индексации зарплат и социальных выплат в зависимости от размера инфляции.
— На какой эффект вы рассчитываете при выполнении ваших рекомендаций…
Б. К.: Их выполнение позволит уменьшить отрицательное сальдо торгового баланса с $14-17 млрд. до $4-5 млрд. Соответственно, платежный баланс улучшится на $10- 12 млрд. С учетом поступления очередных траншей кредита МВФ и внешнего финансирования коммерческих банков золотовалютный резерв НБУ в 2009 году уменьшится не более чем на $3-5 млрд. При росте с 2009 года размера минимальной зарплаты до уровня, обеспечивающего эффект стимулирующего потребительского спроса на товары собственного производства, уже в августе 2009-го начнется экономический рост, что в результате даст прирост реального ВВП за год на уровне 0,5-2%. Инфляция при этом в 2009 году будет в пределах 14-15,5%. Все это позволит избежать и глубокой девальвации гривни. Рост с августа 2009 года реального ВВП приведет также к существенному росту прямых капитальных инвестиций в Украину.
К. С.: Прежде всего удастся замедлить темпы сокращения рабочих мест. Это позволит не доводить социальную нагрузку на бюджет до максимума. Кстати, не будем забывать, что кроме роста выплат по безработице расширяется и объем пенсий — ведь на пенсию выходит более многочисленное послевоенное поколение. Постепенно начнет тормозиться инфляция. Этому, кроме названных мер, будут способствовать серьезное снижение цен на топливо, постепенное снижение цен производителей, уменьшение темпов подорожания продуктов питания.

Лидеры ЕС поддержали план перезагрузки европейской экономики

Лидеры ЕС в целом поддерживают план перезагрузки европейской экономики, предложенный Еврокомиссией.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, об этом заявил Премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде на брифинге по итогам первого дня саммита.
Мы обсуждали план Еврокомиссии по преодолению кризиса, как известно разные страны- члены ЕС находятся в разной ситуации, поэтому мы говорим о пакете по стабилизации исходя из реалий каждой страны, — сказал он.
План Еврокомиссии предусматривает выделение на борьбу с экономическим кризисом не менее 1,5% ВВП всех стран ЕС, что составляет около EUR200 млрд..
EUR 170 млрд. выделят государства-члены ЕС, и еще EUR30 млрд. придется на долю общеевропейского бюджета.
Программа состоит из двух частей:
— это краткосрочные меры, направленные на сохранение рабочих мест, повышение спроса и укрепление потребительского доверия;
— умные инвестиции, имеющие своей целью укрепление роста и поддержку благосостояния в долгосрочной перспективе.
Под умными инвестициями, в свою очередь, подразумеваются вложения в развитие новых перспективных технологий — таких, например, как разработка экологически чистых автомобилей, энергоэффективных зданий и т.п. Средства будут вкладываться также в переобучение людей, а также в увеличение эффективности производства.

ЕБРР перенес на 10.03.2009г. рассмотрение Советом директоров вопроса о предоставлении кредита концерну Стирол. Ранее планировалось принять решение о выделении средств в декабре.

ЕБРР перенес на 10.03.2009г. рассмотрение Советом директоров вопроса о предоставлении кредита концерну Стирол. Ранее планировалось принять решение о выделении средств в декабре.
Справка. Объем кредита составляет $75 млн. Цель – модернизация двух аммиачных агрегатов и двух агрегатов по выпуску карбамида, а также внедрение проектов по повышению энергоэффективности. Общая стоимость проекта составляет $167,8 млн.

Господдержка энергосберегающих технологий

Господдержка энергосберегающих технологий
Национальное агентство по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов. Приказ от 11.11.08 г. №162 Об утверждении Порядка конкурсного отбора мероприятий по энергосбережению для их финансовой поддержки за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете по программе Государственная поддержка мероприятий по энергосбережению через механизм удешевления кредитов.*** Зарегистрирован в Министерстве юстиции 4.12.08 г. под №1162/15853
Объявление о конкурсе размещается НАЭР в СМИ, в частности в газете Урядовый курьер и на официальном сайте НАЭР.
Отбор мероприятий осуществляется Конкурсной комиссией при НАЭР под председательством главы НАЭР. В состав Комиссии входят по 2 представителя НАЭР и Минфина, представитель Минэкономики, Минпромполитики, НАНУ. Заседания Комиссии проводятся не реже 1 раза в месяц.
Участники конкурса – хозсубъекты, получившие кредиты для реализации мероприятий по энергосбережению, в т.ч. для реализации энергоэффективных проектов, и заплатившие в 2008 г. проценты за пользование этими кредитами.
Для участия в Конкурсе хозсубъекты подают в НАЭР заявку, к которой прилагаются по 2 экз. документов на украинском языке:
 бизнес-план энергоэффективного проекта или план мероприятий по энергосбережению;
 резюме проекта, по которому получен кредит;
 нотариально заверенная копия кредитного договора;
 справка финучреждения о предоставлении заемщику кредита;
 справка-расчет финучреждения о размере и сроках уплаты процентов за пользование кредитом;
 копии платежных поручений об уплате процентов за пользование кредитом, заверенные финучреждением;
 аудиторский вывод за последний отчетный год;
 справка об отсутствии задолженности перед бюджетами и Пенсионным фондом;
 справка, подтверждающая, что заемщик не получает финансовой поддержки по другим бюджетным программам и средства международных финансовых организаций для финансирования проекта, представленного на конкурс.
Некомплектность или неправильность оформления документов могут послужить причиной отказа от регистрации заявки.
Зарегистрированные заявки оцениваются на заседании комиссии в соответствии с критериями:
 производство энергоэффективного оборудования и продукции (0–6 баллов);
 снижение энергоемкости производства продукции (0–6 баллов);
 использование альтернативных видов топлива и возобновляемых источников энергии (0–6 баллов);
 создание новых рабочих мест, рост зарплаты, улучшение условий труда (0–2 балла);
 размер плановых поступлений в бюджеты (0–2 балла);
 срок окупаемости проекта (0–-2 балла).
Победителями конкурса признаются мероприятия, получившие наибольшее количество баллов.
При одинаковом количестве баллов и недостаточности объема бюджетных ассигнований победитель определяется голосованием членов комиссии.
Решение о финансовой поддержке мероприятий, которые по результатам оценки набрали меньше 12 баллов, принимается путем голосования.
НАЭР в течение 5 рабочих дней письменно сообщает результаты конкурса всем заемщикам.

Рынок акций в Европе открылся ростом на благоприятном внешнем фоне

Фондовые торги в Европе 8 декабря начались повышением основных индексов. Торговля в зеленой зоне в первые часы биржевой сессии была предопределена благоприятным внешним фоном — ростом фьючерсов в США и повышением индексов на торгах в Азии на фоне выступления избранного президента США Барака Обамы. В интервью одному из американских телеканалов Б.Обама поведал о намерении спасти американскую экономику при помощи инвестиций, которые станут крупнейшими за последние 60 лет. В рамках разрабатываемого командой Б.Обамы плана, огромные средства будут направлены в первую очередь на реализацию инфраструктурных проектов, а также на повышение энергоэффективности и снижение налогов.
Как ожидается, стимулирующий план избранного президента США будет сочетать в себе элементы краткосрочных стимулов и некий набор финансовых ограничений, целью которых станет больший контроль над деятельностью банков, финансовых и брокерских компаний.
Аналитики полагают, что осуществление запланированных мер поможет оживить американскую экономику и побороть финансовый кризис. На фоне позитивных перспектив участники торгов с энтузиазмом пополняют свои портфели бумагами самых различных компаний. Так, вполне удачно складывается ситуация на торговых площадках для крупнейших сталелитейщиков. Котировки акций мирового лидера ArcelorMittal SA подскочили на 11% на французских торгах.
Не менее привлекательными выглядят и страховые компании. Бумаги крупнейшего во Франции страховщика Axa SA уже подорожали также на 11%…

Распоряжение КМУ от 19.11.2008 г. № 1446-р Об одобрении Концепции Государственной целевой экономической программы энергоэффективности на 2010—2015 гг.

Распоряжение КМУ от 19.11.2008 г. № 1446-р Об одобрении Концепции Государственной целевой экономической программы энергоэффективности на 2010—2015 гг.
Государственным заказчиком Программы является НАЭР. НАЭР совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти должна разработать и подать 1.01.2009 г. в КМУ проект Программы. Целью Программы является создание условий для снижения энергоемкости ВВП до уровня развитых государств мира, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и обеспечение конкурентоспособности национальной экономики.
Предложенные пути решения, в частности, предусматривают:
— законодательное обеспечение и экономическое стимулирование осуществления мероприятий по энергосбережению; адаптация национального законодательства в сфере энергоэффективности и энергосбережения к законодательству ЕС;
— устранение или уменьшение влияния основных факторов, предопределяющих высокую энергоемкость ВВП; создание госсистемы мониторинга и контроля за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов, повышение уровня достоверности статинформации относительно показателей энергопотребления;
— создание условий, которые делают невозможным использование энергетически неэффективных, устаревших технологий и оборудования во время выпуска продукции, а также продажи техники и технологий, характеризующихся низким уровнем эффективности использования энергоресурсов; внедрение системы энергетического маркирования; структурной перестройки предприятий, направленной на научно обоснованное снижение материало- и энергоемкости производства;
— усовершенствование порядка проведения госэкспертизы по энергосбережению и внесение изменений в перечень объектов, подлежащих такой экспертизе.
Срок выполнения Программы согласовывается по этапам реализации с Энергетической стратегией Украины на период до 2030 г. как базовым документом в сфере энергоэффективности и энергосбережения.
Объем финансирования, необходимый для выполнения Программы, определяется каждый год в пределах средств, предусмотренных в госбюджете на соответствующий год.

Европа обнародовала коммюнике по энергетической безопасности

Как заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso), мы должны защитить граждан Европы от рисков, связанных с невыполнением внешними поставщиками своих обязательств.
Восемь членов ЕС на 100% зависят только от одного поставщика газа, и это является проблемой.
В коммюнике, в частности, отмечается, что в марте 2007г. Европейский Совет одобрил решение о достижении до 2020г. целей по уменьшению выбросов СО2 в атмосферу, увеличении доли восстановимых источников энергоресурсов до 20% с нынешних 8,5% и улучшении энергоэффективности на 20%.
В то же время, отмечается в документе, даже при условии достижения этих целей экономика ЕС останется существенно зависимой от импорта нефти, угля и особенно газа, — передает primenews.com..
В документе отмечается, что некоторые страны-члены ЕС зависят при поставках газа от одного поставщика (Прибалтика), что делает их энергетическую безопасность уязвимой в случае политических конфликтов в странах-экспортерах или транзитных странах, либо в случаях природных катастроф.
В связи с этим Еврокомиссия предложила солидарный план действий по обеспечению энергетической безопасности ЕС. Этот план состоит из 5-ти пунктов:
— внешние газовые отношения,
— запасы нефти и газа
— механизм реагирования на кризисы,
— энергоэффективность,
— лучшее использование местных энергоресурсов.
В коммюнике отмечается, что сегодня импорт составляет 61% всего годового потребления газа в ЕС. При этом 42% импортного газа поступает из России, 24% — из Норвегии, 18% — из Алжира, 16% — из других стран.
В связи с этим Еврокомиссия предлагает 6 инфраструктурных приоритетов в области поставок газа, которые заключаются в развитии плана балтийских соединений газопроводов, создании южного газового коридора, который может обеспечить поступление газа из Туркменистана и Азербайджана, развитие поставок сжиженного газа, создания газового кольца вокруг Средиземного моря, развитие инфраструктурных проектов на севере Европы для объединения ее со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Работу по согласованию и определению стоимости этих проектов предлагается завершить до 2010 года.
В области внешних отношений Еврокомиссия предлагает усилить работу по привлечению к Энергетическому сообществу Украины, Молдовы и Турции, развивать взаимовыгодные энергетические отношения с Россией, а также, в рамках Восточного партнерства — с Беларусью, усиление диалога со странами ОПЕК, развивать отношения в энергетической сфере с Африкой, а также сотрудничать с быстро развивающимися странами, поскольку такое развитие может в значительной мере повлиять на баланс спроса и предложения.
Коммюнике также содержит план строительства новых новые ЛЭП (энергетическая суперсистема), которые свяжут ветряные электростанции на Северном море, а также сети, которые объединят разрозненные электросети Прибалтийского региона и стран Средиземноморья. При этом, как сообщает британская газета The Times, Великобритания одобряет первый этап проекта суперсистемы — идею соединить между собой все ветряные электростанции Северного моря, что уменьшит зависимость отдельных стран от конкретных погодных условий: если в британской части штиль, можно воспользоваться энергией ветра у берегов Германии. Такие же сети, согласно проекту, появятся в Прибалтике и Средиземноморье, а долгосрочная задача — создание единой европейской энергосистемы.
Еврокомиссия также предлагает разработать ряд законодательных предложений по улучшению механизма ответа на кризисы и управлению запасами газа и нефти, по развитию энергоэффективности.
В коммюнике также предусматривается создание специальной группы при Еврокомиссии для разработки дорожной карты по улучшению энергетической политики до 2050 года.
Предложения были выдвинуты главным исполнительным органом ЕС накануне саммита Россия-ЕС, который начнется 14 ноября, сообщает www.oilru.com.

Постановление КМУ от 22.10.2008 г. № 935 Об организации государственного контроля за эффективным (рациональным) использованием топливно-энергетических ресурсов

Постановление КМУ от 22.10.2008 г. № 935 Об организации государственного контроля за эффективным (рациональным) использованием топливно-энергетических ресурсов
Устанавливаются 3 степени риска для хозсубъектов в сфере энергоэффективности и энергосбережения:
— хозсубъекты с высокой степенью риска: с годовым объемом потребления 10 тыс. т и более условного топлива; имеют стратегическое значение для государства и включены в соответствующий перечень; включены в график перевода предприятий на резервные виды топлива в осенне-зимний период; внесены в Госреестр хозсубъектов, занимающихся разработкой, внедрением и использованием энергосберегающих мероприятий и энергоэффективных проектов; объекты в сфере теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотвода;
— хозсубъекты со средней степенью риска: с годовым объемом потребления 1—10 тыс. т условного топлива; бюджетные учреждения;
— хозсубъекты с незначительной степенью риска — с годовым объемом потребления до 1 тыс. т условного топлива.
Плановая проверка хозсубъектов проводится должностными лицами Госинспекции по энергосбережению с периодичностью: с высокой степенью риска — не чаще 1 раза в год; со средней степенью риска — не чаще 1 раза в 3 года; с незначительной степенью риска — не чаще 1 раза в 5 лет.
Плановые проверки проводятся согласно годовому плану-графику. Проверка отдельных структурных производственных подразделений или филиалов юрлица может проводиться по отдельному графику с составлением акта по каждому объекту.
В случае выявления факта неэффективного использования энергоресурсов издается предписание. Состояние выполнения предписания проверяется непосредственно по местонахождению юрлица не позднее 15 дней после окончания срока его выполнения. По результатам составляется акт проверки выполнения предписания.
В случае невыполнения предписания издается повторное предписание, в котором отмечаются невыполненные требования и устанавливается новый срок их выполнения, который не должен превышать 2 месяцев. В случае невыполнения повторного предписания материалы проверки в 5-дневный срок передаются органам прокуратуры.
В случае принятия решения о применении экономических санкций, предусмотренных Законом Украины Об энергосбережении, издается постановление. Юрлицо должно уплатить средства согласно постановлению не позднее 30 дней после их поступления, а в случае обжалования — не позднее 15 дней после принятия решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
В случае неуплаты средств в указанный срок они взимаются в судебном порядке.