Архив метки: экономически кризис

ВР выявила нарушения в действиях Нацбанка

Национальный банк Украины (НБУ) предоставил стабилизационные кредиты Надра Банку и Родовид Банку с нарушением своих же решений. Об этом говорится в предварительном отчете временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам проверки деятельности НБУ в период финансового кризиса.
Как передает ЛІГАБізнесІнформ, так, по информации, полученной из неофициальных источников, поскольку официальную информацию НБУ отказался предоставить, Надра Банк получил пятую часть стабилизационных кредитов, выданных по состоянию на 15 декабря 2008 года (7,1 млрд.грн.), Родовид Банк — 5% от этой суммы (2,2 млрд.грн.), в то время как государственный Укрэксимбанк получил сумму рефинансирования 1,4 млрд.грн., Ощадбанк — 4 млрд.грн. Проминвестбанк, долгое время находившийся на грани банкротства, также получил сумму, меньшую, чем Надра Банк — 6,03 млрд.грн.
В отчете комиссии обращается внимание на то, что обязательным условием рефинансирования, предусмотренным в абзаце 3 Письма НБУ от 22 октября 2008 года, является требование о том, что кредит рефинансирования для поддержки ликвидности предоставляется банку в сумме до 60% уставного капитала банка и в рамках 90% номинальной стоимости акций, представленных банком в обеспечение кредита.
Также, по неофициальной информации, объем рефинансирования, предоставленный Надра Банку, почти в 20 раз превысил размер его уставного капитала. Родовид Банк, уставный капитал которого составляет 350 млн.грн., получил рефинансирование в размере 2,2 млрд.грн., сообщает www.liga.net.

Аграрный рынок Украины: итоги 2008 г.

События в аграрном секторе Украины в 2008 году характеризовались драматическими ценовыми взлетами и падениями, а также далеко не всегда взвешенной политикой регулирования отраслей АПК. Вместе с тем, хронология событий в текущем году на отдельных аграрных рынках заслуживает особого внимания, отмечает BIZ.liga.net.
Рынок зерновых
Урожай зерновых 2008/2009 маркетингового года стал самым большим за историю независимости Украины (по состоянию на 25 ноября — более 54 млн. тонн). Однако предшествующие текущему сезону решения правительства на рынке зерна, неразвитая инфраструктура хранения и недостаточные мощности для экспорта из Украины показали, что украинские аграрии абсолютно не были готовы к такому изобилию.
Постановления Кабинета Министров N1179 от 26 сентября 2007 года и N189 от 12 марта 2008 года, вводившие ограничения на экспорт зерна, в том числе утвердившие объемы квот на подсолнечное масло и семена подсолнечника, привели к тому, что в I полугодии 2008 года практически не осуществлялись внешние отгрузки зерновых. Так, в апреле 2008 года ограничения привели к снижению экспорта зерновых почти в десять раз, а также к вынужденной остановке 12 основных маслодобывающих предприятий Украины из-за нехватки у них емкостей для хранения масла. Вместе с тем, из-за внедрения режима квотирования произошел большой разрыв между внутренними и мировыми ценами на сельхозпродукцию.
Отмена 21 мая 2008 года квотирования экспорта зерновых, по мнению аналитиков рынка, была запоздалой: потери сельхозпроизводителей, которые не могли реализовать выращенную продукцию по рыночным ценам и погасить банковские кредиты, исчислялись миллиардами гривень.
Большие переходные остатки зерновых (более 7 млн. тонн) 2007/2008 маркетингового года, богатый урожай зерна в 2008/2009 году, недостаточные мощности сертифицированных элеваторов и зернохранилищ в Украине (около 32 млн. тонн при единовременном хранении) и невозможность экспортировать большое количество зерна (не более 1,3 млн. тонн в месяц) привели к избытку предложения на внутреннем рынке и, соответственно, к низким закупочным ценам на зерно.
Аграрии, не имевшие собственных зернохранилищ и возможностей самостоятельно экспортировать продукцию, были вынуждены сбывать зерно по тем ценам, которые предлагали посредники-зернотрейдеры, полностью контролируя ситуацию на рынке.
Для стабилизации цен на продукцию с/х-производителей правительство предприняло ряд шагов. Так, 6 августа Кабинет Министров принял решение об ускоренном (на протяжении 2-3 дней) возмещении зернотрейдерам налога на добавленную стоимость (НДС) при условии закупки зерна непосредственно у производителей — при документальном подтверждении факта сделки — по минимальным ценам, установленным правительством.
8 августа правительство также поручило Аграрному фонду, который выступает госагентом по предоставлению займа, начать залоговые закупки продовольственной пшеницы и ржи. С первой половины октября Аграрный фонд начал принимать в залог фуражный ячмень и кукурузу, а в ноябре — закупать зерно по залоговым ценам.
Однако ни ускоренное возмещение НДС (по состоянию на 25 ноября задолженность только перед пятью зернотрейдерскими компаниями — 600 млн.грн.), ни залоговые закупки фуражного зерна Аграрным фондом — из-за несовершенства и специфики механизма — не возымели должного эффекта на ценовую ситуацию на аграрном рынке.
Последствия мирового финансового кризиса, которые начали активно проявляться в октябре, стали началом грандиозного падения цен на все сельхозкультуры. В конце октября цены на фуражную пшеницу упали до 400 грн./т, кукурузу — до 350 грн./т, ячмень — до 600 грн./т при крайне слабом спросе со стороны покупателей.
Сельхозпроизводители, не имея возможности продать свою продукцию по экономически обоснованным ценам, не смогли своевременно рассчитаться с банками за ранее привлеченные кредиты и получить достаточное количество средств для завершения осенне-полевых работ, а также для приобретения материально-технических ресурсов для обеспечения весенней посевной кампании 2009 года.
Скандал на рынке подсолнечного масла
Для Украины, которая ежегодно экспортирует 1,6-1,8 млн. тонн масла, 55% которого идет в страны ЕС, инцидент с якобы загрязненным подсолнечным маслом стал болезненной проверкой на прочность и подверг серьезной опасности репутацию крупнейшего в мире поставщика высококачественного продукта.
Впервые загрязненное подсолнечное масло якобы происхождением из Украины было обнаружено на европейских рынках в конце апреля. Сразу после выявления Еврокомиссия предложила всем странам-членам отозвать с рынка все загрязненное подсолнечное масло, а также продукты, содержащие более 10% загрязненного масла.
В Европу, по большей части в страны ЕС, поступило 40 тыс. литров такого масла. Всего загрязненное подсолнечное масло было выявлено в 13 странах — членах Европейского экономического пространства. В итоге импорт подсолнечного масла в ЕС из Украины был запрещен, что привело к простою заводов по переработке и огромным финансовым потерям отечественных маслопроизводителей. Украинские маслопереработчики, уверенные в высоком качестве своей продукции, предполагали намеренное загрязнение и называли инцидент провокацией со стороны европейских конкурентов.
Вместе с тем, 3 июля Еврокомиссия официальным письмом одобрила разработанную украинской стороной систему проверки качества и согласовала перечень сопроводительных документов, необходимых для поставок подсолнечного масла в страны ЕС, таким образом разрешив украинским маслодобывающим предприятиям возобновить экспорт своей продукции в страны ЕС.
16-24 сентября 2008 года представители Европейской Комиссии провели инспектирование ряда крупнейших украинских предприятий-производителей подсолнечного масла относительно функционирования системы сертификации и контроля качества продукции, которая экспортируется в страны ЕС. По его результатам 19 ноября текущего года украинская сторона получила проект Отчета, котором была подтверждена эффективность украинской системы сертификации и контроля качества подсолнечного масла, экспортируемого в страны ЕС.
Между тем, по словам гендиректора Укролияпром Степана Капшука, сегодня в Украине осуществляются мероприятия, направленные на внедрение системы HAССP (англ. анализ рисков и критические контрольные точки), одной из наиболее эффективных методик обеспечения безопасности пищевых продуктов в мире.
Сейчас с Минздравом отработан механизм, и до конца маркетингового года система HACСP будет внедрена на Украине, — сообщил С.Капшук.
Рынок мяса
В 2008 году продолжалось сокращение внутреннего потребления говядины при увеличении производства мяса в целом. Снижение потребления происходило, по данным экспертов, в основном за счет сокращения предложения отечественного сырья с 456 тыс. тонн в 2006 году до 435,6 тыс. тонн в 2007 году и, по предварительным оценкам, до 385 тыс. тонн в 2008 году.
Украина достаточно сильно нарастила производство мяса птицы. Согласно прогнозным показателям, в 2008 году будет произведено около 785 тыс. тонн мяса птицы. Сегмент птицы постепенно выдавливает говядину, потому что и потребитель, и переработчики переключается на более дешевый продукт (мясо птицы — ред.), дефицит которого сегодня существует в Украине, — отмечает Елизавета Святкивская, эксперт ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ).
Импорт мяса птицы за 11 месяцев составил 235,39 тыс. тонн, что на 79% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего за 11 месяцев текущего года было импортировано 476 тыс. т мяса, что на 136,9% больше, чем за аналогичный период 2007 года.
Вместе с тем, в Украине из года в год сокращается поголовье крупного рогатого скота и, соответственно, производство говядины. Цены на КРС в живом весе растут, при этом рентабельность производства КРС в текущем году, по данным Госкомстата, опустилась до минус 40,5%.
Неоднократное повышение госдотаций на развитие животноводства — в феврале (на 0,5 грн. — до 1,9 грн./кг живого веса) и в августе (на 1 грн. — до 2,9 грн. за 1 кг живого веса) — и удешевление фуражного зерна, которое идет на корм скоту и птице, не смогли переломить понижательной тенденции в численности поголовья КРС и повышения себестоимости производства говядины.
В частности, отсутствие современных технологий в хозяйствах населения, выращивающих крупный рогатый скот, низкий уровень государственной поддержки, низкая платежеспособность внутреннего потребительского рынка стали основными факторами, которые влияли как в 2008, так и на протяжении предыдущих годов на достаточно длительный период окупаемости проектов по производству говядины. По мнению экспертов УКАБ, перечисленные факторы станут причиной дальнейшего сокращения поголовья КРС в ближайшие 2 года.
Между тем, в середине ноября ситуация на рынке мяса в Украине обострилась: под угрозой закрытия оказались крупнейшие мясные комбинаты страны. Из-за недостатка сырья и оборотных средств было приостановлено производство десятков комбинатов, другие же перешли на сокращенный рабочий день.
Представители объединения Укрмясопродукт, в состав которого входят 44 предприятия, обратилась к властям с требованием урегулировать ряд вопросов по обеспечению жизнеспособности отрасли. В частности, обеспечить долгосрочное льготное кредитование и компенсацию процентов государством в полном объеме; рефинансирование НБУ банковских учреждений, которые кредитуют с/х-сектор; ввести нулевую процентную ставку НДС при импорте скота мясных пород; сохранить нулевые процентные ставки НДС по продаже молока и мяса в живом весе; целевые дотации государства, а также увеличить размер дотаций по выращиванию крупного рогатого скота до 4 грн. за 1 кг.
Колбасные ГОСТы
Вступив в ВТО, Украина решила подготовить законодательную и нормативную базу по производству продуктов питания с учетом стандартов Евросоюза и внедрить с 1 августа 2008 года новые стандарты на мясоколбасные изделия. Министр агропромполитики Украины Юрий Мельник заявил, что поспешить с их внедрением ведомство заставили в том числе и невиданные масштабы импорта в Украину некачественного мяса.
В частности, предполагалось, что колбаса и сосиски высшего сорта будут состоять на 100% из мяса, а содержание пищевых добавок и субпродуктов будет ограничено.
Однако введение новых стандартов не состоялось: производители настояли на том, чтобы новшества перенесли на апрель 2009 года. Приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарта) N73 от 29 февраля 2008 года переходный период для подготовки к новым стандартам мясо-колбасной продукции был продлен до 1 апреля 2009 года.
Главными аргументами производителей стало то, что потребители якобы не готовы к столь качественному и, соответственно, дорогому продукту. Кроме того, производители сами не смогли бы так быстро подготовиться к переходу на новые стандарты, о введении которых их предупредили слишком поздно.
Кризис и спасение АПК
23 декабря 2008 года Верховная Рада приняла в целом Закон О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предотвращения негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса N3353, действие которого направлено на минимизацию возможных убытков в агропромышленном комплексе Украины.
В частности, Закон отменяет экспортную пошлину на семена подсолнечника, что, по мнению экспертов, в целом положительно скажется на материальном положении сельхозпроизводителей. Однако, отмечают аналитики, Закон в число тех, кто сможет сам осуществлять экспорт, не попадают мелкие фермеры.
Кроме того, по убеждению маслопереработчиков, реализация указанного документа может привести к недостатку сырья в Украине в конце весны 2009 года и закрытию маслоэкстракционных заводов.
В то же время предусмотренное Законом повышение импортных пошлин на мясопродукты может, по мнению аналитиков, усилить контрабанду и ввоз неликвида в Украину, в то время как поставки белого импорта будут ограничены. С другой стороны, отмечают эксперты, повышение ввозных пошлин в одностороннем порядке может привести к проблемам в отношениях со Всемирной торговой организацией (ВТО), что выразиться в наложении штрафов.
http://biz.liga.net/

Маленькая вера

Почему резко подорожали кредиты.
В октябре-ноябре объемы предоставленных кредитных ресурсов на межбанке резко снизились
В 2008-м практически для всех украинских банков закрылся внешний кредитный рынок. В течение года иностранные займы поступали только украинским дочкам от зарубежных мам, и то в рамках рефинансирования текущих долгов. Основная причина закрытости зарубежных финансовых рынков для украинских банков — мировой кризис доверия. Западные банки по-прежнему списывают убытки, но это не значит, что в мире закончились деньги. Их стало еще больше — на борьбу с экономическим кризисом 23 ведущие страны мира, а также международные организации направили уже более $10 трлн. При этом многие иностранные инвесторы располагают крупными наличными средствами.
Например, по данным агентства Bloomberg, банк New York Mellon, компании Danieli S.p.A (Италия) и Namyang Dairy Products Co (Южная Корея) на данный момент держат наличность на сумму, превышающую их собственную капитализацию и долги. Аналитики считают, что мировой финансовый кризис затягивается, поскольку большинство инвесторов с деньгами сегодня не вкладывают их в какие-либо активы. По сути, именно по этой причине и украинские банки не могут рефинансировать свои долги: западные фингруппы, даже при наличии средств, элементарно боятся кредитовать.
Кризис доверия разразился и на украинском финансовом рынке. В октябре- декабре Нацбанк продал валюты на межбанковском рынке на $7,7 млрд — по крайней мере, большинство крупных отечественных банков не испытывают финансовых проблем. Тем не менее в октябре-ноябре объемы предоставленных кредитных ресурсов на межбанке резко снизились: финучреждения кредитовали конкурентов в основном на несколько суток и под рекордно высокий процент (в конце ноября ставки превышали 50%). И как результат — резкий рост ставок по кредитам населению и корпоративному сектору. По данным Простобанк Консалтинга, долларовый кредит под покупку автомобиля на сегодняшний момент стоит в среднем 20,18% годовых, под залог имущества — 18,09%. Кредиты в гривне — 27,06% (авто), 27,80% (под залог имущества). Год назад гривневые автокредиты обходились заемщикам в 17-18% годовых, под залог имущества — 19- 22%.

ЛСОУ продолжает размещение на сайте информации о деятельности страховщиков за 9 мес. 2008 г

Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ) в рамках реализации проекта Открытое страхование продолжает размещение на своем веб-сайте (www.uainsur.com) информации о финансовых итогах деятельности страховых компаний-резидентов за январь-сентябрь 2008 года.
Согласно сообщению Лиги, данные, предоставляемые на добровольной основе, охватывают такие показатели как общий объем страховых премий, полученных за девять месяцев; величина активов и уставного капитала; объемы страховых резервов, в том числе доля перестраховщиков; размеры страховых выплат за этот период в разрезе видов страхования (государственное и негосударственное обязательное, добровольное, имущественное, ответственности владельцев транспортных средств).
Эти показатели особенно важны в период финансово-экономического кризиса, так как свидетельствуют о прозрачности и финансовой устойчивости компании, — считает президент ЛСОУ Александр Филонюк.
По его словам, дефицит информации всегда является предпосылкой для недоверия со стороны клиентов, которые в результате не могут сделать осознанный выбор страховщика.
Он также подчеркнул, что раскрытие финансовых показателей страховых компаний является важнейшей составляющей процесса привлечения дополнительного капитала в страхование, а также формирования конкурентоспособного и транспарентного рынка.
А.Филонюк напомнил, что в проекте новой редакции закона о страховании по инициативе ЛСОУ эта норма является обязательной.

Доктор Эдуард Майберг: В развитых странах удается вылечить около 70 процентов онкобольных, независимо от того, на какой стадии у них рак. Таких результатов уже сегодня можно достичь и в Украине

Жителям нашей страны впервые предоставлена возможность воспользоваться Социальным онкологическим страхованием — СОС! — и в случае необходимости получить высококачественное лечение.
Чтобы вылечиться от рака, нужны немалые деньги. Каждый потерянный день может стоить больному жизни. Найти крупную сумму особенно трудно теперь: банки повсеместно отказывают в кредитах, недвижимость продать невозможно, а знакомые и родственники сами стеснены в средствах из-за экономической неразберихи.
Примечательно, что в самый разгар финансового кризиса в Украине стартовал социальный проект СОС!. О возможностях нового страхового продукта рассказывает Эдуард Майберг, доктор медицины, председатель совета директоров Лікарні сучасної онкологічної допомоги ЛІСОД.
— В случае, если у человека, застрахованного по программе СОС! выявили онкозаболевание, ему предоставляется лечение именно в ЛІСОД — больнице нового для Украины образца. Благодаря многомиллионным иностранным инвестициям в этом учреждении сосредоточена вся необходимая диагностическая и лечебная аппаратура последнего поколения. Но что важнее всего — здесь работают опытнейшие зарубежные онкологи. Они используют самые современные стандарты диагностики и лечения, доказавшие свою эффективность в ведущих мировых онкологических центрах. Это — неоспоримое преимущество. Ведь именно такие стандарты позволяют жителям Европы или США не относиться к раку как к фатальной болезни. Например, по данным института рака США, сегодня 60-70 процентов онкологических больных излечиваются независимо от стадии обнаруженного заболевания.
— Благодаря чему удается достигнуть таких показателей?
— Это обусловлено целым комплексом факторов. Один из них — так называемый принцип перевернутой пирамиды: посетители уже на первом приеме попадают к высококлассным иностранным специалистам клиническим онкологам — они работают в больнице на постоянной основе. В онкологии, как ни в одной другой области медицины, важно то, насколько правильно поставлен диагноз, спланировано лечение. Ведь, если ошибка будет допущена в самом начале, позже ее практически невозможно исправить. Вот и выходит, что результат лечения во многом зависит от квалификации специалиста, от того, как проведен даже первый прием. Диагноз и схема ведения больного составляются в ходе консилиума. Решение всегда принимается коллективно. Если же специалистам больницы потребуется авторитетное мнение других иностранных медиков, к их услугам система телемедицины, которая позволяет проводить консультации с их коллегами — специалистами ведущих медицинских центров мира в режиме реального времени. Верный диагноз невозможен без качественно проведенных лабораторных исследований. Поэтому все цитологические тесты направляются для анализа в одну из ведущих европейских лабораторий — это позволяет получить стопроцентно правильный результат исследования. Я назвал лишь некоторые из отличительных черт ЛІСОД. В больнице работает колл-центр, операторы которого предоставляют полную информацию об особенностях медицинского обслуживания в ЛІСОД по телефону 8-800-500-11-00 (бесплатно для звонков по Украине). Информацию о страховании можно получить по этому же номеру.
— Наверняка, как и в любой страховке, у страхового полиса есть ограничения…
— Мы старались сделать продукт максимально доступным. Ведь не зря он называется Социальное онкологическое страхование. Как и любая медицинская страховка, программа СОС! предназначена для людей, чувствующих себя здоровыми, но заботящихся о своем будущем. Однако при страховании мы не проводим никаких проверок состояния здоровья. Страховая сумма рассчитана так, что ее будет достаточно для покрытия даже очень сложного онкологического лечения. Существуют возрастные ограничения. Минимальный возраст застрахованного — 18 лет. Это обусловлено тем, что на лечение в ЛІСОД принимают людей не моложе восемнадцати. А максимальный возраст застрахованного составляет 70 лет. По этим критериям проходит подавляющее число жителей нашей страны, которым может быть интересна программа СОС!. Пожалуй, самым существенным ограничением в рамках СОС! является то, что в течение первого года работы программы мы сможем застраховать лишь ограниченное количество желающих.

СК ЛЕММА перестраховала крупнейшего производителя водонагревательной техники STIEBEL ELTRON В Германии

СК ЛЕММА приняла в перестрахование имущественные риски крупнейшей немецкой компании по производству водонагревателей Stiebel Eltron. Общая страховая сумма по данному договору составляет более 860 млн. Евро. СК ЛЕММА участвует в данном риске на 2%. Период действия страхового покрытия 1 год, начиная с 1 января 2009 года. Риск был получен в перестрахование через немецкого брокера.
Заключение настоящего договора является знаковым событием в истории компании, поскольку это первый риск, принятый в перестрахование от известной швейцарской страховой компании. Начало этому сотрудничество было положено в рамках встречи перестраховщиков в Баден-Бадене в октябре 2008 года, где мы провели переговоры с брокером, который имеет сильные позиции в немецком промышленном страховании. Ранее СК ЛЕММА несколько раз подтверждала свое участие в крупных европейских проектах, однако до настоящего момента нам не удавалось выйти на рынок Западной Европы. Мы считаем, что в условиях финансового кризиса и сокращения глобальной емкости с одной стороны, и принимая во внимание тот факт, что агентство А.М. Best подтвердило СК ЛЕММА рейтинг финансовой устойчивости на уровне B+ со стабильным прогнозом третий год подряд, компания сможет получать больше бизнеса из Западной Европы и других регионов, — сказал вице-президент СК ЛЕММА Игорь Васильченко.
Компания Stiebel Eltron была основана в 1924 году в Берлине и к настоящему моменту имеет производство в Германии и Таиланде с общим штатом сотрудников около 1 700 человек.

И вновь продолжается бой

О том, как в законопроекте 3306 предлагается гарантировать вклады, отсрочить выплату ипотечных платежей и оживить строительство.
ПОВОД
Комплексный антикризисный законопроект 3306 О срочных мерах по предупреждению последствий мирового финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законы Украины богат не только на налоговые и таможенные изменения (см. материал ЛІГА:ЗАКОН Налоги и пошлины неразделимы). В нем также нашлось место защите интересов вкладчиков банков и других финансовых учреждений. Кроме того, большое внимание в законопроекте 3306 уделено антикризисным мерам, касающимся субъектов рынка кредитования и застройщиков.
ФАБУЛА
Реализация некоторых идей, заложенных в комплексном антикризисном законопроекте, может иметь непредсказуемые последствия
К гарантиям через фонды
Законопроектом 3306 предлагается предоставить государственные гарантии по возвращению вкладов не только физических лиц — вкладчиков банков, но и по другим видам вкладов. Так, под защиту Фонда гарантирования вкладов физлиц (далее — ФГВ) планируется поставить депозитные счета физических лиц — предпринимателей, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения.
По аналогии с ФГВ в законопроекте 3306 запланировано создание Фонда гарантирования страховых выплат по договорам долгосрочного страхования и Фонда гарантирования вкладов кредитных союзов. Участниками первого должны стать страховщики, имеющие лицензию на право осуществления деятельности по долгосрочному страхованию жизни, инвестиционному или пенсионному страхованию. Участниками второго — все кредитные союзы, имеющие лицензию на привлечение депозитных средств.
За такую роскошь страховщики (кредитные союзы) должны будут уплатить первоначальный взнос в размере 10 % от статутного (резервного) капитала. А потом два раза в год отчислять в фонды по 0, 25 % (0,2 %) от суммы страховых рисков (суммы вкладов). Размер же возмещения страхователям и вкладчикам КС составит суммарно 50 тыс. гривен по всем видам невыплат одного неплатежеспособного участника фонда. Правда, выплачивать возмещения фонды смогут не раньше, чем через год после их создания…
…ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законопроект 3306 в части кредитно-банковского и строительного сектора достаточно рискованный. Ведь усиление роли договоров с оговоркой вместе с неспособностью некоторых граждан погасить кредит даже по прошествии 90 дней может привести к противоправным выселениям в досудебном порядке. Да и Фонды банковского управления еще не показали свою эффективность, а потому их внедрение по всей Украине может оказаться преждевременным.

Тимошенко могла остановить спекулянтов

Укргазбанк кредитовал тезку Росукрэнерго
Как и ожидалось, власть предержащие решили использовать финансово-экономический кризис в собственных политических интересах. Открытое противостояние премьера и Президента окончательно запутало всех, наблюдающих за историей взаимоотношений соратников оранжевой революции.
Их резкие, а все чаще оскорбительные высказывания в адрес друг друга, существенно притупили нюх электората и похоронили всякую надежду на возможность разобраться в том, кто или что стало основной причиной столь сложной экономической и финансовой ситуации в Украине. Каждое из звучащих в прямых эфирах заявлений шарахает нас от валютных спекуляций Ющенко и НБУ, провоцирующих в стране дефолт, к провальной экономической политике Тимошенко, пиарящейся на чужом горе. Найти в этих двух крайностях какие-то рациональные и объективные вещи уже не представляется возможным, потому как на первый план вышла исключительно политика.
И без того депрессивные настроения граждан, которые не перестают фиксировать социологи (шесть из десяти украинцев уже впали в панику), подогревают появившиеся в информационном пространстве свежие месседжи, касающиеся отставки главы НБУ, премьера, Президента. Магическое слово импичмент снова стало актуальным. Депутаты разных цветов и калибров не перестают просчитывать возможные варианты, а эксперты, составляя финансовые и политические прогнозы на будущий год, хватаются за голову.
Одним из героев вчерашнего информационного дня стал народный депутат Василий Горбаль. Так, в список пяти банков-коррупционеров, названных Тимошенко на последнем брифинге попал и Укргазбанк, связанный с именем этого небезызвестного регионала. Ситуация выглядит еще более пикантной, если учесть, что Горбаль не первый год является членом наблюдательного совета НБУ. Именно в силу этого обстоятельства наш разговор не ограничился рамками собственного финансового огорода депутата и ответных реплик в адрес премьера. На самом деле, у меня было достаточно оснований поинтересоваться в каком промежутке отрезка провальный премьер Тимошенко — коррупционер Ющенко поставит свою метку не просто политик, а еще и банкир Горбаль.
Признаюсь, что симбиоз этих статусов, осложненный не придуманным финансовым кризисом, дал надежду услышать не банальные заявления политика, а компетентные выкладки, за которыми стоит, прежде всего, ответственный финансист, дорожащий своей репутацией. Что из этого получилось, судите сами.
Про валютный курс, осведомленность Пинзеника и неведение Тимошенко
— Василий Михайлович, чтобы, по-вашему, произошло, если бы в нормальной цивилизованной стране премьер-министр обратилась к народу с заявлением, которое серьезно дискредитирует Президента, главу НБУ, а также целый ряд коммерческих банков, якобы вступивших в коррупционный сговор чреватый дефолтом финансовой системы?
— Я не могу назвать ни одной страны мира с похожей парламентско- президентской формой правления, где вообще могло бы произойти что-то подобное. Имею в виду ситуацию, когда премьер публично уходит в оппозицию к Президенту, главе Национального банка и т.д. По-моему, сейчас в Украине проходит некий эксперимент. В основе которого лежит весьма банальное обстоятельство — в момент кризиса всегда политически выгоднее уйти от ответственности. И если ты не успел вовремя покинуть насиженное место во власти, то, как оказалось можно стать оппозиционером и в кресле премьера.
На самом деле это абсурд.
Что касается следствий происходящего, то мы являемся свидетелями полного разрушения системы власти и государственной машины в Украине. Причем, заметьте, за год (!) до президентских выборов. Однако показательно, что в любой другой стране подобные вещи сразу бы нанесли сокрушительный удар по фондовому рынку, экономической ситуации и инвесторам. У нас же к подобным вещам уже привыкли, и каждая новая волна взаимных обвинений бывших соратников влияет разве что на набор очередных аргументов участников политических ток-шоу.
— Ну, не скажите… После резких заявлений Тимошенко доллар пополз вниз. И это веский аргумент ее команды. К тому же целый ряд экспертов сходится во мнении, что система власти это, конечно архи важно, но когда речь идет о глобальной коррупции, в результате которой народ обеднел в два раза, поход украинского премьера в оппозицию к Президенту — шаг вполне объективный. А как еще, по-вашему, должна была поступить Тимошенко, получив вполне конкретную информацию по тому же непрозрачному рефинансированию банков, и, не найдя понимания у Президента?
— В этой ситуации свое несогласие премьер могла выразить только публичным заявлением с последующим уходом в отставку. И это общепринятая мировая практика, а не мой или еще чей-то каприз. То есть премьер должна была занять четкую оппозиционную нишу, не цепляясь за кресло. Однако этого не произошло. Именно поэтому позиция Юлии Владимировны выглядит не вполне искренней, имеющей больше отношения к политике, нежели к экономике.
Вопрос: почему в пятницу в гостях у Шустера Тимошенко не сообщила народу, что министр финансов ее Кабинета господин Пинзеник присутствовал на всех совещаниях у Президента? В том числе и на двух последних в пятницу, когда Ющенко вел диалог с банкирами. Замечу, что риторика министра финансов на этих встречах в корне отличалась от риторики премьера. В силу этого обстоятельства сомнительно звучат и слова Тимошенко том, что правительство не было в курсе перспектив валютных позиций и политики Нацбанка.
Если же это действительно так, и Тимошенко все это время оставалась в неведении, то у меня напрашивается один еще более печальный вывод: в момент острого, как сама любит произносить Юлия Владимировна, финансового мирового кризиса премьер-министр страны не имеет налаженного диалога с министром финансов. О каком выходе из кризиса мы тогда можем вообще вести речь?! В этом же контексте довольно показательны еще два момента. Пинзеник не подписывает Бюджет правительства, и подготовку главного антикризисного документа берет на себя вице-премьер Турчинов! Премьер не приглашает главу НБУ на обсуждение макроэкономических показателей бюджета-2009! То есть получается, что все жизненно важные коммуникации разрушены, как внутри Кабмина, так и за его пределами.
— Повторяю, курс доллара после заявлений Тимошенко опустился. Или вы хотите сказать, что этому поспособствовали пятничные совещания Президента и Юлия Владимировна, зная ближайшую перспективу, по традиции первой надела тапки? На самом деле, это принципиальный вопрос. То ли у нас провальный и некомпетентный премьер, которая довела экономику до ручки. То ли — Президент коррупционер, решивший поиграть с курсом и заработать на выборы, вступив в сговор со Стельмахом и Фирташем. Кстати, с не чужим вам Укргазбанком тоже. По словам Юлии Владимировны.
— Сначала принципиально по курсу. Чтобы не говорила премьер, правительство и НБУ несут в этом вопросе солидарную ответственность. Как нельзя рассматривать банк без клиентов, так нельзя рассматривать и банки без экономики. Сальдо торгового и платежного баланса, импорт, экспорт, и многие другие показатели, касающиеся принятия решений в рамках регуляторной политики — все это солидарная ответственность Кабмина и НБУ. Результатом этой ответственности является стабильность или не стабильность национальной валюты, в том числе. Это, во-первых.
Во-вторых, если вы помните, разговоры по курсу начались с момента, когда был подписан Меморандум с МВФ. Уже тогда политики начали делать свои прогнозы на этот счет. Уточняю — в документе действительно была норма, касающаяся невозможности сокращения на 1 января 2009 года золотовалютного резерва более, чем на 4%.
— Переведите.
— То есть, нам сразу регламентировали ту сумму, которую НБУ может потратить на поддержание украинской гривны, посредством выхода на финансовый рынок с предложением иностранной валюты. Таким образом, НБУ, исходя из этой нормы, упрямо пытался каким-то образом спланировать свои интервенции на валютный рынок.
— Этим вы объясняете его выжидательную позицию и отказ выходить на рынок?
— В какой-то мере. И Кабмин прекрасно об этом знает, потому что именно Тимошенко ставила свою подпись под Меморандумом. К тому же от обязательности правительства также очень много зависело. Так, Кабмин должен был предоставить НБУ перечень неотложных платежей, для обеспечения которых НБУ необходимо было бы потратить часть своих золотовалютных резервов. Таким образом, у НБУ была бы возможность рассчитать, какая сумма в остатке пойдет на обычный межбанковский рынок. Я имею в виду миллиардный кредит по Укравтодору, а также платежи НАК Нефтегаз-Украина. Однако этого сделано не было. Что касается НАКа, то сумма не была понятна вплоть до заявлений Газпрома. Таким образом, впоследствии НАКу пришлось самостоятельно выходить на рынок и в качестве обычного игрока покупать валюту.
— И поэтому самому терять на курсе, негативно влиять на рынок и накапливать долги?
— Безусловно.
— Но такая ситуация очень выгодна тому же Фирташу, заинтересованному в срыве контракта с Россией и сохранении на рынке посредника РУЭ.
— Если рассматривать этот вопрос с точки зрения политики, то вы правы.
Однако, повторяю, исключительно своей халатностью правительство создало прецедент и, получается, позволило заинтересованным лицам манипулировать ситуацией и критиковать Кабмин. В вопросе Нефтегаза не может быть претензий к НБУ. Если бы Нацбанк хотел кому-то в этом вопросе подыграть, то вряд ли стал кредитовать НАК через Сбербанк.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ситуации с курсом нас очень сильно подвела практика отсутствия четкой коммуникации между всеми ответственными за финансовую систему и экономику ведомствами, а также неумение или нежелание оперативно реагировать на появляющиеся вызовы. В числе, которых был и Меморандум МВФ, который правительству надо было не только подписывать, но и искать пути оптимального и оперативного выполнения его условий. Мы же неделями на многочасовых совещаниях обсуждали и обсуждаем то, что в других странах решается за два дня с учетом принятия необходимой нормы закона. Вот взять хотя бы встречу с банкирами, о которой говорила премьер в пятницу. Она была три (!) недели назад. И где результаты этой встречи?
В-третьих, определенно негативную роль в этой истории сыграл и выброс информации о неликвидности золотовалютных резервов, которую НБУ по привычке не сумел своевременно опровергнуть. Что также подогрело рынок.
И, наконец, в-четвертых, напомню, что сам формат механизма действия межбанковского валютного рынка обсуждался при подписании Меморандума МВФ.
— Вы имеете в виду плавающий курс?
— Да. Что также способствовало скачкам доллара. И я сегодня ответственно заявляю, что если, подписывая Меморандум, этого не понимала Юлия Владимировна, то министр финансов, наверняка четко себе представлял объективное направление курсовой динамики. В этой связи можно спорить о сроках — все надеялись на постепенную девальвацию гривны, однако безапелляционно утверждать о том, что на рынке произошло что-то неожиданное и целенаправленно кем-то спровоцированное, как это делает сегодня премьер- министр, не совсем честно.
Про рефинансирование, стукачей и новую партию коррупционеров
— То есть, вы утверждаете, что все, что происходило на рынке, а именно — обесценивание национальной валюты до 10 гривень за доллар — объективный процесс, не связанный со спекуляциями и нарушениями? А как же 40 миллиардов напечатанных НБУ и розданных банкам в формате рефинансирования? Как же быть с 7-ю миллиардами, которые получила Надра Фирташа, и по словам Тимошенко, львиную долю этих средств направила ни на кредитование экономики и выплату депозитов, как предписывает МВФ, а на покупку валюты?
— Благодаря Юлии Владимировне рефинансирование банков, превратилось в некую сильно преувеличенную общественную страшилку.
— Ну, если сам председатель Совета НБУ Петр Порошенко заявляет, что не может получить на этот счет разъясняющие документы от главы НБУ, а Зеркало недели через несколько дней публикует этот секретный список, который взрывает рынок и подтверждает слова Тимошенко о миллиардах для Надры и Ко, то почему же рефинансирование не считать некой коррупционной страшилкой? Что было скрывать Стельмаху?
— Что касается заявления Порошенко, то это проблема не сегодняшнего дня, а долгая история взаимоотношений правления НБУ и его Совета. Существует коллизия между функциями Совета и недопустимости разглашения банковской тайны. Хотя, я считаю, что факт попадания этой информации в СМИ — в любом случае предмет внутреннего расследования НБУ. В данном случае должно волновать то, каким образом распечатка одного из счетов НБУ оказалась в чужих руках.
— Но чем оказались так опасны эти, как вы говорите, чужие руки, если они впоследствии только и сделали, что поспособствовали прозрачности процесса?
— Настаиваю на том, что как бы та или иная информация не была полезна рынку, ее несанкционированное попадание в СМИ или еще куда-то, чревато нарушением закона о банковской тайне. Это вопрос чистоты и надежности внутреннего документооборота главного финансового учреждения страны.
Никакой другой опасности действительно нет. И если НБУ впоследствии решит сделать эту информацию публичной — так тому и быть. Что же касается отношения банков к данному факту, то сработали стереотипы. Ведь если раньше государство помогало банку деньгами, то это считалось плохим сигналом.
Поэтому банки очень осторожно относятся к разглашению подобной информации.
Сейчас ситуация и механизм изменился, рефинансирование банков стало общепринятым инструментом поддержки ликвидности финансовой системы. Однако привычка не разглашать тайну рефинансирования у банкиров осталась. Вот и весь ответ.
Теперь непосредственно о рефинансировании и 7 млрд. Надры, которыми Тимошенко напугала всю страну. На самом деле, было вполне прогнозируемо, что первыми претендентами на рефинансирование станут банки которые:
а) лидирует в привлечении вкладов физических лиц;
б) имеют украинский капитал (а не иностранный);
в) имеют долги по внешнему заимствованию. Банк Надра входит в число таких банков, поэтому вполне мог рассчитывать на внушительную сумму кредита. И вопрос здесь может быть только в том, что банк Надра подавал в качестве обеспечения кредита. Однако, как мне известно, условия были для всех единообразны.
— Под какие условия получили 1,2 млрд. вы?
— Под залог имущественных прав по тем кредитам, которые выдавались банком.
Какие могли быть преференции у Надры я не знаю. Это закрытая коммерческая информация. И я бы очень не хотел, чтобы временная следственная комиссия занималась изучением кредитного портфеля того или иного банка. Мы так можем очень далеко зайти…
— Но информация уже разглашена.
— Я мало верю в то, что Надра некорректно вела себя на рынке. Однажды на одном из совещаний, когда резко выросло количество заявок на валюту, в числе покупателей действительно была заявка Надры. Однако после уточнения выяснилось, что ее сумма полностью совпала с суммой, необходимой банку для погашения внешнего заимствования в тот день.
Теперь, что касается Укргазбанка, почетным президентом которого я являюсь и, который в составе пяти банков попал в номинацию главных коррупционеров. Напомню, в ноябре этого года авторитетное международное рейтинговое агентство Standard Poors признало Укргазбанк самым информационно открытым банком Украины. По их рейтингу уровень финансовой прозрачности банка соответствует лучшим показателям транспарентности ведущих финансовых компаний мира. Замечу, что на этот рейтинг обращают внимания правительства всех стран мира, кроме нашего… Сразу же после того, как прозвучало заявление премьера я позвонил главе Государственного комитета по финансовому мониторингу Украины г-ну Черкасскому. Так вот, Игорь Черкасский, как и многие бютовцы очень долго передо мной извинялись. И, поверьте, у них на то было достаточно оснований.
Уже хотя бы потому, что в распоряжении премьера имеется государственный комитет с широчайшими полномочиями. Комитет, как и НБУ, ежедневно от каждого банка получает исчерпывающую информацию о финансовых операциях на рынке. Если сумма этих операций превышает 10 тыс. евро. Таким образом, господин Черкасский имеет широчайшую возможность ежедневно постукивать премьеру о происходящем на рынке. О валютных спекуляциях, незаконных конвертациях в том числе. Будь-то Надра, Укргазбанк или кто-то другой.
— Тогда почему Тимошенко, имея такого стукача, ждала момента, когда курс вырастет до 10, и только после этого вышла с публичными обвинениями?
— Наверное, это вопрос к самой Юлии Владимировне. На самом деле, ей достаточно было вызвать главу государственного комитета и сказать: Уважаемый, я не верю Стельмаху. Проверь тот-то и тот-то банк и компетентно поясни товарищам, что так не надо себя вести. Не поймут — будем принимать меры. Точка. А если к процессу подключить еще и налоговую администрацию, то, поверьте, любое финансовое нарушение замечается и устраняется очень быстро. Так что, у Тимошенко есть прямые рычаги влияния на валютных спекулянтов.
— Как вы думаете, почему вслед за Надрой именно пять названных Тимошенко банков (Альфа-банк Укргазбанк, банк Клиринговий дом, Єврогазбанк , Місто-банк, получивших рефинансирование, попали в черный список? Ведь деньги были выделены десяткам банков, в числе которых замечены и бютовские банки. В частности Финансы и кредит (Жеваго), Брокбизнесбанк (Буряк).
— Я не делю банки на бютовские и Партии регионов, как в равной степени и на банки с отечественным или иностранным капиталом. Они все работают в Украине и на них распространятся одни и те же правила. Уверен, что Ассоциация Украинских Банков в ближайшее время сделает резкое заявление в ответ на обвинения премьер-министра.
— Василий Михайлович, вы лучше расскажите, кредитовал ли Укргазбанк проекты бизнесмена с нашумевшей фамилией Фирташ? Вы вообще с этим господином знакомы?
— Уже знакомы. Мы познакомились на дне рождения Леонида Черновецкого. Что касается кредитования Укргазбанком его проектов, то мне об этом ничего не известно. Однако, могу предположить, по какой причине нас опорочили. Дело в том, что у Укргазбанка до недавнего времени был один клиент, который имеет не менее нашумевшее имя — Росукрэнерго.
— ???
— Попрошу общественность успокоиться. Компания, объединяющая сеть заправок —
полная тезка РУЭ, не имеющая никакого отношения к нашумевшим поставкам газа. Если мне не изменяет память, эта компания обслуживалась у нас с 2000- го года. Похоже, Юлию Владимировну просто подставляют. Знаете такой известный и довольно действенный прием — смешать все в кучу: правду, неправду, домыслы, совпадения… и заявить. А там как хотите, так и отмывайтесь. Однако, повторяю еще раз, подобные заявления можно делать только по итогам проверок вышеупомянутого комитета финансового мониторинга, НБУ, налоговой администрации. Как говорится, было бы желание и оперативная реакция.
Про временную следственную комиссию, поддержку металлургов и отставку Стельмаха
— Парламентскую комиссию уже созданную в ВР вы относите к подобному инструменту банковского надзора? Премьер настаивает на том, чтобы заслушать результаты ее работы уже в пятницу.
— Если судить по работе аналогичной комиссии по Киеву (расследование деятельности КМДА и Киевсовета), то, как мне известно, первая информация, которая была рассмотрена той комиссией, банальна была взята из Интернета.
Что касается деятельности этой комиссии, то депутаты предложили НБУ в течение трех часов предоставить информацию, касающуюся деятельности национального регулятора за 2007 год включительно. Боюсь, что это была изначально невыполнимая задача. Так что на качественный анализ при таких подходах вряд ли стоит надеяться. При этом есть еще одна проблема — банковская тайна, закона о которой никто не отменял. Я лично не знаю, как НБУ выйдет из этой ситуации. Возможны решения суда как в ту, так и в другую сторону. Так как любой из клиентов может подать в суд на банк, если информация о счете будет разглашена без его согласия или решения суда.
— Вы будете подавать в суд?
— Еще не решил.
— А у Фирташа, уже подавшего иск против премьер-министра Украины в Британский суд, по-вашему, есть шанс?
— Понимая объемы банка Надра, я могу утверждать, что заявление ЮВТ о том, что только 100 миллионов пошли на компенсацию вкладов, а все остальное — на покупку валюты, сильно преувеличено. Так что, шанс наверняка есть.
— Возвращаясь к проблеме курса, замечу, что коммерческие банки проявили некую слишком и молчаливую позицию, солидарную с НБУ. А вам не кажется, что если бы банкиры вовремя начали говорить, указывая на ошибки, как правительства, так и НБУ, ситуация могла бы развиваться иначе?
— Кажется. Однако у нас менталитет такой, что банкир всегда старается от любой проблемы уйти в сторону и пережить ее без эмоций. Тем более публичных.
— Деньги любят тишину.
— Это действительно так. Мы привыкли молчать. Дабы были спокойны наши клиенты. Однако сейчас ситуация меняется и финансисты стали понимать, что надо открываться. В отношении же публичной критики регулятора, так это вообще нонсенс для украинской постсоветской банковской системы. Однако случаи с судами в отношении отмены ряда постановлений НБУ были. Черновецкий любил этим заниматься.
Что касается нынешней ситуации, то наблюдалась слишком быстрая динамика курса. Поэтому критика регулятора если и была, то в рамках совещаний, которые обещали стать системными. Однако таковыми не стали.
— И в этом слабость банковской элиты?
— Я бы назвал это не слабостью. Скорее, неготовностью действовать в новых условиях оперативно, мобильно и настойчиво.
— Когда я слушала Тимошенко, а потом известного российского финансового аналитика г-на Илларионова, поймала себя на мысли, что на ситуацию в Украине в профессиональных кругах смотрят совершенно по-разному. В том числе и на обрушившийся курс доллара. Так, если команда Тимошенко настаивает на необходимости укреплять гривну, то Андрей Илларионов советует не сильно давить на Президента и НБУ, а подумать над тем, что можно пойти и совсем другим путем — намеренной девальвации гривны.
— У нас каждый политик, особенно депутат, считает себя профессионалом во всех отраслях экономики. Что же касается разговоров, что нам нужно объединить всех профессионалов, я всегда думаю о том, как объединить диаметрально противоположные подходы этих профессионалов. Дискуссия существует всегда. Однако Украина отличается от других стран тем, что у нас дискуссия бесконечная, без принятия какого бы то ни было решения.
Нормальные же люди решение принимают и выбирают какой-то единый путь. Пусть в итоге даже ошибочный.
— Но пройденный.
— Совершенно верно. Подход, который содействует девальвации гривны с точки зрения курсовой поддержки базовых отраслей, являющихся основой украинского экспорта, действительно есть. И направлен он на компенсацию низкой конъюнктуры мировых цен.
— Это вы сейчас про металлургические комбинаты Ахметова говорите?
— Про все то, что мы сегодня экспортируем. Что можно поддержать за счет курса. Это общий подход вне зависимости от фамилии собственника того или иного предприятия. Он принят и в России, и за рубежом. Однако есть и другое мнение, которое подразумевает фиксированный курс. На самом деле до сих пор идет дискуссия, что такое для Украины гибкий курс. И может ли он быть для нас приемлем вообще? Для многих подтверждением того, что у нас такого курса быть не может, является существование таких клиентов, как НАК и пр. с большими неожиданными заявками на приобретение валюты. Я тоже придерживаюсь мнения о необходимости устойчивого регулируемого курса в Украине. Так как валютный рынок у нас еще не развит. Впрочем, как и законодательство этого направления.
— И все-таки скажите, НБУ успел поддержать металлургов за счет курса? Подозрения такие в СМИ высказывались.
— Кто конкретно из металлургов ощутил прелести скачка курса, мы сможем понять только тогда, когда увидим, кто из металлургов получил валютную выручку в последний месяц, и кому удалось реализовать свою выручку по высокому курсу. Однако, я вполне допускаю, что многие экспортеры даже не успели воспользоваться этой преференцией. Слишком мало было времени.
— Как вы думаете, сколько времени понадобится парламенту для того, чтобы отправить в отставку Стельмаха?
— Более правыми я все-таки считаю тех, кто на всякий случай задается вопросом: если не Стельмах, то кто? До сих пор в парламенте идет дискуссия на предмет существования коалиции и количества ее голосов. Однако это уже второй вопрос после того, решится ли на отставку Стельмаха Ющенко? Но даже если Президент примет такое решение, рисков достаточно.
На самом деле, мы можем дать миру сигнал этой отставкой, а потом, не найдя компромиссной кандидатуры, зависнуть в совершенно неопределенной и опасной ситуации. К тому же, есть еще МВФ, который обязательно захочет встретиться с кандидатом на пост главы НБУ. Интересно КПУ будет голосовать за кандидатуру, имевшую тет-а-тет с капиталистами МВФ?
— Так будет отставка или нет?
— По-моему, Президент довольно четко заявил о своей позиции.
— Но и Тимошенко не менее четко дала понять, что в случае отказа Ющенко внести новую кандидатуру в ВР, парламент обойдется без Президента. Похоже, ваша фракция может поддержать эту настойчивую инициативу. Судя по заявлениям лидера.
— Это будет неконституционно.
— Даже если таким образом на пост главы НБУ выдвинут Горбаля?
— Мне кажется, что любой кандидат откажется от такого пути. Здесь стоит вопрос взаимоотношений не только с банковской системой, но и с финансовыми институтами на международном рынке. И вообще, сомнительное назначение вредит репутации любого нормального человека. Тем более профессионала.
Выдвинуться на этот пост таким образом, может согласиться только безответственный политик.
Про партию, чужих скелетов и перевыборы дублем
— Василий Михайлович, как вы сегодня можете охарактеризовать ситуацию, в которой оказалась ПР?
— Партия Регионов застыла в позиции оппозиции.
— Вот именно, что застыла. Там же действовать надо.
— Сейчас на политической арене другие основные действующие лица. Как вы уже успели заметить, из шкафов активно вытаскиваются скелеты производства 2004- го года. Информационный эфир заполонили некие трогательные ретроспективы оранжевой революции: кто за чьей спиной тогда стоял, кто шел впереди…
Полагаю, что, наблюдая за всем этим, общество не может не понимать, что в Украине стартовала жесткая президентская кампания. Нам в этой ситуации приходится просто считать потери каждой из сторон. А еще — достать из загашника старый-престарый лозунг: А мы же говорили…
— А вам не кажется, что это несколько ущербная позиция — наблюдать за тем, как рушится что-то у кого-то, и самому в это время не развиваться?
— Ну, я бы не сказал, что внутри нас ничего не развивается.
— Пока более всего заметно развитие внутрипартийных конфликтов по линии Янукович — Ахметов — Левочкин (Фирташ). Особенно после очередного провала переговоров с БЮТ, который организовал Виктор Федорович.
— На счет развития, одна небольшая ремарка. В парламент внесены десятки антикризисных законопроектов от ПР. И даже. Если они не принимаются, то среди законопроектов предлагаемых коалицией часто встречаются копии наших оригиналов. Что, безусловно, не может не радовать.
— Каким вы видите дальнейшее развитие событий? Четвертая попытка ПР и БЮТ объединиться будет? Или судя по последним категорическим заявлениям Януковича, предложившего своим непосредственным конкурентам уйти в отставку, нас ждут перевыборы дублем. По-видимому, весной после социальных бунтов. А если быть совсем точным, после того, как ПР и БЮТ решат эту проблему конституционным большинством голосов.
— Все может быть. Может сложиться такая ситуация, когда в Раде будут голосоваться на сто процентов непроходные у Ющенко законопроекты. Президент будет их ветировать, а все дружно придут к выводу, что выхода нет — только перевыборы, импичмент… Или что там еще можно придумать?
— Бюджет?
— Именно он может стать началом эскалации очередного витка конфликта.
— За какой бюджет вы не будете голосовать?
— Очень трудно голосовать за бюджет, который не поддерживает даже министр финансов действующего правительства. Я думаю, что обсуждение бюджета априори приведет либо к перевыборам, либо к переформатированию ВР и каким- то другим иным решениям. Я не исключаю и очередного бракосочетания соратников.
— Вот я тоже на досуге думала над этим. Ведь, как ни крути не верти, а нынешняя ситуация оказалась сильно выгодна исключительно Регионам. Кризис гонит ЮВТ из власти. Однако идти на выборы ей было бы удобно, разделив ответственность с Регинами (основным конкурентом) в формате какого-нибудь широкого спасительного правительства. Иначе вы вооружаетесь социальными бунтами и… выигрываете. Спасительного правительства с конституционным большинством, как известно, не получилось. А значит в этой истории антивыборным тылом для ЮВТ может стать только Президент, которому выборы сейчас не нужны. С его-то тремя процентами рейтинга. Так что, похоже, что рановато соратники горшки побили. Что скажите?
— Как известно, в украинской политике нет ничего невозможного. Однако я верю, что как бы не складывались дальнейшие отношения премьера и Президента именно Партия регионов сможет консолидировать конструктивные силы. При этом, придя к власти конституционным путем, не прибегая к организации и управлению социальными бунтами. Угроза их возникновения, и так велика и не требует вмешательства ни одной из политических сил. Наоборот, надежда, что в стране есть, кому навести порядок, реально может снизить температуру социального напряжения.

Какие короткие вклады предлагают банки

Банки просто фонтанируют идеями. Депозит физлицу сейчас можно открыть чуть ли не на два дня, при этом и ставка довольно вкусная. Но сами вклады порой забирают усилий на оформление больше, чем приносят пользы. О плюсах и минусах 1-2-месячных депозитов узнавали Деньги.
Депозиты
Увидев резкое охлаждение интереса населения к депозитам, банки начали лихорадочно искать выход из ситуации, дабы не потерять практически единственный источник финансирования, который остался после того, как захлопнулись окна для привлечения внешних займов.
И если раньше минимальный срок вкладов редко опускался ниже трех месяцев, то сейчас банки предоставляют возможность положить средства и на месяц, и на две недели, и даже на несколько дней. Понятно, что надеяться при этом на заоблачную прибыль — просто смешно, но эти вклады и не рассчитаны на заядлых капиталистов. Они подойдут больше тем, кто не особо верит в непоколебимость банковской системы и вместе с тем не хочет держать свои деньги под подушкой.
Отличительной тенденцией текущей ситуации на рынке является смещение приоритетов по привлечению вкладов на короткие сроки (1-3 месяца), что в первую очередь связано с неготовностью населения размещать свои денежные сбережения на более длительный период, — объясняет директор департамента управления розничными продуктами Альфа-Банка (Украина) Тарас Волобуев.
Для банка же временно свободные средства — хороший способ заткнуть кассовые разрывы и показать НБУ красивую картину выполненных нормативов.
Но, несмотря на относительную гибкость сверхкоротких вкладов, обольщаться особо не стоит: в них далеко не всегда присутствует возможность пополнения, а за досрочное расторжение штрафы и санкции достаточно жесткие.
Процент лишним не будет
Главный плюс краткосрочных вкладов — относительное спокойствие для клиента, ведь в нынешних условиях доверить банку деньги на год или полгода согласится далеко не каждый. А тут и средства вроде бы как под рукой, и в случае чего договор можно продлить на очередной месяц.
Правда, за такое удобство приходится расплачиваться доходностью: при вложении средств на 1-2 месяца банки в среднем предлагают 18-19% годовых в гривнах и около 9-11% в валюте. Реже гривневые вклады достигают 21-22%, а валютные — 12-14%.
Безусловно, разница ощутима, ведь ставки по долгосрочным депозитам составляют 14-25% годовых в гривнах и 9-15% годовых в иностранной валюте.
Безусловно, краткосрочный вклад можно растянуть на 12 месяцев, регулярно продлевая договор, но на выходе доход все равно будет на 2-4% ниже, чем для годового договора.
Если под понятием красивее подразумевается полученный доход, то 12- месячный депозит однозначно доходнее — ставки по таким вкладам на 2-3% годовых выше ставок по краткосрочным вкладам, — сравнивает директор казначейства Правэкс-банка Светлана Крамарова.
Однако сниженная ставка — это своеобразная плата за спокойствие и за то, что банк морочится со сверхкоротким вкладом больше, чем даже с трехмесячным.
Поэтому чтобы заработать, нужно вносить либо много, либо надолго. Кстати, крупных вкладчиков банки любят. Если внести где-то от 10 тыс. в гривнах или от 2 тыс. в валюте, то банк будет готов прилепить к установленной по депозиту ставке еще около 0,2-0,75% годовых. Правда, вряд ли многие будут готовы отдать такие суммы в условиях финансового кризиса. Больше 150 тыс. грн. (размер гарантированной суммы вклада) размещать в одном, пусть даже и в очень крупном, банке вряд ли стоит.
Простая арифметика
Механизмы начисления процентов по коротким и длинным вкладам в принципе одинаковы. Обычно проценты начисляются по итогам банковского месяца и учитывают фактический остаток денежных средств на депозитном счету на конец каждого банковского дня. При этом сумма пополнения также учитывается при начислении дохода.
Проще говоря, вкладчик, который периодически довносит средства на депозит, получает доход на каждую сумму за тот период, на протяжении которого она находилась на счету. А выплачиваться проценты могут как ежемесячно, так и в конце срока договора.
Например, вкладчик разместил на депозите 1000 грн., а через две недели пополнил свой вклад еще на 1000 грн. В этом случае начисление процентов за месяц будет выглядеть следующим образом — за первую половину месяца проценты будут начислены исходя из суммы вклада 1000 грн., а за вторую половину месяца — уже из 2000 грн., — подсчитывает г-н Волобуев.
Поэтому надеяться на то, что, внеся в первый день 50 грн., а в последний день месяца — 50 тыс. грн., доход начислят на последнюю сумму как за весь месяц, конечно же, не стоит. Исходя из этого, выбирая вклад, нужно четко просчитывать, существует ли потребность в его пополнении или нет. Тем более что по пополняемым вкладам обычно предлагаются более скромные ставки, чем по тем, для которых такая возможность не предусмотрена.
Да и сверхкороткий пополняемый депозит можно найти далеко не в каждом банке. Видимо, некоторые банкиры посчитали, что вкладчики изначально принесут на тарелочке свои сбережения и добрасывать им дополнительно средства — ни к чему.
В банк или в банку?
Но как бы банки ни приманивали вкладчиков, уйти по-английски не удастся, так как при необходимости изъятия средств досрочно теряются практически все накопленные проценты. И о нацбанковских настойчивых рекомендациях не возвращать досрочно тоже надо помнить.
Условия досрочного расторжения вкладов различны в банках. Но в большинстве — это пересчет начисленных процентов по штрафным ставкам. Чем короче вклад, тем жестче условия досрочного расторжения депозита, — говорит директор департамента развития банковских продуктов СЕБ Банка Ирина Еременко.
Например, при разрыве договора ставка по краткосрочному депозиту автоматически меняется на смехотворные 1-3% годовых, которые и для годового вклада — капля в море, а для 1-2-месячного — тем более. Некоторые банки действуют еще жестче: при расторжении договора в течение первых 30 дней проценты за весь срок, на протяжении которого деньги находились на депозите, пересчитываются по ставке 0,001% (!) годовых. При частичном снятии средств санкция аналогична. Да, и не стоит забывать, что забрать деньги сейчас нелегко.
В период действия моратория на досрочное расторжение депозитного договора банк просит подтверждения цели использования депозита. Приоритетной является социальная направленность средств. Такие заявления рассматриваются в первую очередь. Если причина недостаточно веская, рассматривать заявление будут дольше, — объяснили нам в банке Хрещатик.
Поэтому, если средства могут понадобиться в любой момент, лучше задуматься о бессрочном гибком депозите, который хоть и дает доходность пониже (около 15% в гривнах и 8% в валюте), но зато не кусает вкладчика штрафами и позволяет снять средства в любой день и без потерь.
Ну и еще, надо помнить о затратах при оформлении вклада не только банка, но и вкладчика. Походы в банк с деньгами и в день завершения депозита, как ни крути, занимают по половине рабочего дня. Цена своего времени каждому известна. Вклад, предположим, в валюте, принесет за месяц около 1% отнесенной в банк суммы — при нынешнем уровне ставок. Сколько нужно положить на депозит, чтобы оправдать хлопоты вкладчика, каждый сможет подсчитать сам. Примерные оценки Денег свидетельствуют о том, что нет особенного резона нести в банк на месяц сумму, меньшую, чем два с половиной месячных дохода, — иначе затраты времени просто не оправдаются. Если речь идет о двухмесячном вкладе, предельная сумма может быть снижена примерно до 1,2-месячного дохода.
Что выбрать
Отдавать ли банку деньги на пару месяцев?
Да:
— Довольно высокая процентная ставка.
— Сбережения недоступны квартирным ворам.
— Дополнительные бонусы при большой сумме или пролонгации договора.
Нет:
— Жесткие условия досрочного расторжения вклада.
— Далеко не всегда есть возможность пополнения депозита.
— Меньшая доходность в сравнении с длинным депозитом.
Итого: Открывать вклад на 1-2 месяца стоит только в том случае, если средства могут понадобиться в ближайшем будущем, сумма вклада крупная (но не больше 150 тыс. грн.), а доходность не играет особой роли.
Депозиты на три месяца. Листинг Гид по миру личных финансов
Ставки по трехмесячным депозитам растут. В некоторых из наиболее депозитных банков они достигли 24% годовых в гривнах, 14,2% в долларах и 13% годовых в евро. Но вкладчику нынче непросто — курсовые риски растут, да и хочется побольше уверенности в надежности банков.
Какие короткие вклады предлагают банки
Открытый под Новый год трехмесячный депозит можно будет забрать не раньше середины марта. Раньше — вряд ли, даже если захочется сделать это досрочно. Это первое, о чем должен помнить вкладчик. Второе, о чем ему не стоит забывать, — курсовые риски. Конечно, после окриков, прозвучавших 18-19 декабря, валютные спекулянты должны забиться в щель, а гривна, напротив, — обязана воспрянуть. Но после прошлонедельных кульбитов ее поведению удивлялся даже бывший и. о. главы НБУ Арсений Яценюк. Так что гривневые депозиты — для оптимистов и патриотов. Остальным, видимо, придется довольствоваться валютными вкладами.
И еще раз напоминаем, что, прежде чем торопиться открывать депозит даже на три месяца, стоит навести справки о финансовом состоянии банка и его хозяевах (см. Деньги №43 от 23 октября). И мы все помним, что депозитные ставки, слишком уж превышающие среднерыночный уровень, осторожного вкладчика должны отпугивать — ну, так говорят всякие там финансовые гуру.
Депозиты с выплатой в конце срока и помесячно

Читать далее Какие короткие вклады предлагают банки

Евро переоценен относительно доллара, как минимум, на 20%:WSJ

Продолжающееся укрепление евро усиливает негативные последствия финансового кризиса для экономики еврозоны, а также выдвигает на первый план появившиеся разногласия между странами-членами Евросоюза, пишет газета The Wall Street Journal. Так необходимое региону снижение курса евро может произойти в 2009 году.

Читать далее Евро переоценен относительно доллара, как минимум, на 20%:WSJ