Архив метки: деривативы

ИТОГИ 2008: Кризис, потрясший мир (ПІК України)

Високосный 2008-й нам придется вспоминать еще долго. Экономический кризис объявлен самым сильным за последние 100 лет, с 1907 года. Еще не окончательные результаты включают перестройку мировой финансовой системы, глобальную переоценку активов, крушение экономик ряда стран и серьезное перераспределение собственности.
Continue reading

Фонд Maiden Lane III купил $16 млрд. долгов, гарантированных AIG

Фонд, созданный Федеральным резервным банком Нью-Йорка и страховой компанией American International Group, приобрел облигации, гарантируемые проблемным страховщиком, еще на $16 млрд., сообщает 24 декабря Reuters.
Фонд Maiden Lane III был создан для покупки обеспеченных долговых обязательств, которые гарантирует AIG. К настоящему времени он приобрел $62,1 млрд. таких активов у банков и других сторон.
Сделка является частью плана по освобождению AIG, которая была крупнейшей в мире страховой компанией, от обязательств по кредитным деривативам. Это вынудило страховщика в этом году показывать растущий объем обеспечения, что поставило компанию на грань банкротства.
Правительство США в сентябре спасло AIG, предложив программу, размер которой в итоге превысил $150 млрд. В ноябре план был пересмотрен с тем, чтобы дать страховой компании больше времени на продажу активов и возможность расплатиться с правительством.
В рамках нового плана AIG внесла $5 млрд. в Maiden Lane III, а ФРБ Нью- Йорка согласился предоставить фонду финансирование в размере до $30 млрд.
AIG по-прежнему ищет возможность ликвидировать свою зависимость от примерно $12 млрд. кредитных дефолтных свопов.

О чем умолчал Франциони

Почему сорвалась самая крупная сделка на рынке биржевых операторов между Deutsche Boerse и NYSE Euronext
На прошлой неделе Рето Франциони так и не смог стать главой крупнейшей мировой фондовой площадки с капитализацией свыше $18 млрд. Глава Deutsche Boerse составил весьма оригинальный план слияния одного из крупнейших в мире по капитализации биржевых операторов NYSE Euronext с немецкой компанией Deutsche Boerse — крупнейшим биржевым оператором в Европе. Согласно его замыслу, планировалось создать совместный холдинг в Нидерландах. Затем акционерам Deutsche Boerse должно было последовать предложение о слиянии с этим холдингом. Когда слияние было бы осуществлено, NYSE Euronext должна была объединиться с подразделением холдинга в США. Объединенную компанию и должен был возглавить именно Рето Франциони. Нынешний глава NYSE Euronext Данкан Нидерауэр занял бы пост главы совета директоров. Однако внутренние документы, которые планировалось вынести на заседание совета директоров, были слиты немецким Der Spiegel, после чего переговоры по слиянию двух бирж были приостановлены. Почему же сорвалась самая крупная сделка на рынке биржевых операторов?
Трудное время
Deutsche Boerse принадлежит Франкфуртская фондовая биржа, а также расчетная компания Clearstream и биржа деривативов Eurex. NYSE Euronext управляет Нью-Йоркской фондовой биржей и рядом бирж в Европе, а кроме того, биржей деривативов Liffe. Однако в последнее время дела у бирж идут не лучшим образом. С начала года капитализация обеих площадок потеряла около 70% (акции Deutsche Boerse в 2008 году подешевели на 63%, а NYSE Euronext на 73%). Это худшие годовые результаты за несколько последних лет их публичной деятельности. К тому же существенно снизились обороты по акциям, а со второго полугодия 2008 года падают и результаты бирж по прибыли. Поэтому торговцы ценными бумагами ждали появления новой трансатлантической площадки, которая cмогла бы не только упростить доступ компаний с обеих сторон Атлантики к капиталам инвесторов, но и увеличить стремительно падающие объемы торгов.
Впрочем, сами биржи не спешили заявлять о переговорах. Группа Deutsche Boerse постоянно находится в поиске вариантов для улучшения состояния бизнеса. Эти меры включают постоянные контакты со всеми крупными фондовыми площадками мира, — комментировал появившуюся информацию представитель Deutsche Boerse Рудигер Ассион агентству Bloomberg. Но и этой информации вполне хватило, чтобы рынок отреагировал ростом на возможное слияние. В частности акции Deutsche Boerse выросли утром 8 декабря на 10,2%, а NYSE Euronext подскочили в Париже на 24% и на 13,5% в Нью-Йорке. Рост же американского биржевого индикатора NYSE Composite был более сдержанным. После того как новость о слиянии была опровергнута немцами, индекс потерял 117 из 238 набранных 9 декабря пунктов. В то же время немецкий индекс DAX отреагировал на новость ростом в 334 пункта.
В поисках друга
Обе биржи уже давно искали возможности для увеличения своей капитализации за счет поглощения конкурентов. Год назад NYSE и Deutsche Boerse боролись за право приобрести парижскую группу Euronext, управлявшую фондовыми площадками Парижа, Лиссабона, Брюсселя и Амстердама. Тогда Euronext досталась американцам. Неудачу Deutsche Boerse связывали с антимонопольным законодательством. В результате поглощения появилась первая глобальная фондовая биржа с капитализацией в $20 млрд. (на момент слияния). В 2000 и 2004 годах Deutsche Boerse пыталась приобрести Лондонскую фондовую биржу. В 2004 году Швейцарская фондовая биржа также отклонила ее предложение провести консультации по слиянию площадок. Незаинтересованность в объединении с Deutsche Boerse продемонстрировала и итальянская Borsa Italiana SpA. Единственным успехом немецкой биржевой группы за последнее время остается покупка в прошлом году нью-йоркской International Securities Exchange Holdings Inc.
Почему же сорвалась сделка?
Бизнес-модель Deutsche Boerse — чрезвычайно ценный актив, который требует нашей протекции, — заявил Роланд Кох, премьер-министр земли Гессен, где расположена Франкфуртская фондовая биржа. Появление подобного заявления со стороны властей сразу же инициировало слухи о политическом давлении на менеджмент биржи. С другой стороны, подобную сделку теоретически могли запретить и европейские антимонопольные власти как нарушающую правила конкурентной борьбы, поскольку после слияния объединенная компания будет контролировать крупнейшие мировые биржи и конкурировать с ней станет просто бессмысленно.
Слияние NYSE Euronext и Deutsche Boerse позволило бы объединенной бирже предложить огромный пул ликвидности для клиентов по обе стороны Атлантики. При этом обе биржи сохранили бы независимость в управлении и регулятивном режиме. NYSE Euronext регулировалась бы американскими законами (в том числе законом Сарбанеса-Оксли), а немцы предлагали бы клиентам менее жесткие условия размещения, существующие в Евросоюзе. Поэтому новая биржевая площадка стала бы напрямую конкурировать с London Stock Exchange, которую все чаще предпочитают для своих размещений эмитенты стран Ближнего Востока и СНГ. Кроме того, торговый день для инвесторов стал бы значительно длиннее (Франкфурт от Нью-Йорка отделяет пять часовых поясов).
Перенос переговоров связывают со срывами сроков по объединению NYSE и Euronext: согласно предварительным планам компаний, слияние двух бирж должно было полностью завершиться к 2009 году. С началом мирового кризиса создание первой межконтинентальной торговой площадки может затянуться еще на несколько лет.
Еще одним подводным камнем могла стать разница в оценках состояния двух бирж (капитализация NYSE Euronext составляет $5,7 млрд., а Deutsche Boerse — $12,5 млрд.).
Для украинских эмитентов Deutsche Boerse была интересной площадкой, так как декларировала самый быстрый процесс допуска. Если к размещению в Лондоне нужно готовиться годы, то во Франкфурт можно было попасть в течение пяти-семи месяцев. На Франкфуртской фондовой бирже уже котируются депозитарные расписки украинских акций.
В любом случае в краткосрочной перспективе изменения в мировой биржевой инфраструктуре никак не затронут украинский фондовый рынок. В настоящее время, по словам генерального директора компании Foyil Securities Александра Сандула, интерес украинских эмитентов к фондовому рынку в целом охладел в связи с резким снижением рыночных котировок и нежеланием инвесторов вкладывать в высокорисковые активы.
Но в долгосрочной перспективе объединение ведущих фондовых бирж Европы и США составит серьезную конкуренцию ПФТС, если последняя не предложит операторам рынка современную и надежную торговую систему. В то же время, помимо модернизации торговой системы, ПФТС необходимо провести систему комплексных реформ для повышения привлекательности украинского фондового рынка для иностранных и отечественных инвесторов. Среди основных реформ — либерализация валютного законодательства, модернизация депозитария с установлением корреспондентских отношений с зарубежными депозитариями, усовершенствование механизма оплаты против платежа, а также расширение электронного документооборота. Важное значение будет иметь воплощение в жизнь положений недавно принятого Закона Об акционерных обществах, а особенного тех из его нормативов, которые способствуют повышению ликвидности фондового рынка и защиты прав миноритарных акционеров, — считает Александр Сандул.

Обзор фрахтового рынка

Обзор фрахтового рынка
Сухогрузные перевозки
Глобальный крах сырьевых рынков в ноябре 2008 г. еще больше усугубился, что соответствующим образом отразилось и на фрахтовом рынке.
Крупнейшие горнорудные компании мира, которые совсем недавно не успевали обеспечивать добычей постоянно растущий спрос, теперь вынуждены сокращать производство.
Крупнейшая горнодобывающая компания мира BHP Billiton в начале ноября т.г. заявила о том, что ее китайские контрагенты откладывают заказы на железную руду из-за замедления строительного бума в Китае. Перенос сроков исполнения заказов может привести к сокращению поставок железной руды BHP на 5% по итогам 2008 г.
Компании Rio Tinto и Vale урезали производство железной руды на 10%. В частности, Rio Tinto в 2008 г. сократит добычу до 170—175 млн т, а Vale — до 320 млн т.
За ноябрь т.г. запасы железной руды в китайских портах сократились с 71,92 млн т до 67,83 млн т.
По данным отраслевой ассоциации Китая, производство стали в стране составит в 2008 г. 500 млн т, что на 10 млн больше, чем в 2007 г., но меньше ранее прогнозируемых 520—550 млн т.
Чтобы спасти металлургию, правительство Китая сообщило о плане стимулирования экономики стоимостью $600 млрд, значительная часть которых, по мнению аналитиков, будет выделена строительному сектору, что должно способствовать росту потребления стали уже в 1 кв. 2009 г.
Кроме того, с 1.12.2008 г. Китай отменил пошлины на экспорт ряда видов стальной и химической продукции, снизил экспортные пошлины на минудобрения.
Правительство Индии также приняло решение отменить экспортные пошлины на чугун, чугунную и стальную заготовку, сортовой прокат и катанку. Кроме того, Индия откорректировала экспортные пошлины на некоторые виды ЖРС.
По прогнозу China Metallurgical Mining Enterprise Association Imports, в 2009 г. китайский импорт железной руды может составить всего 400 млн т, т.е. не изменится по сравнению с 2008 г. Потребление руды будет низким вплоть до 2 кв. 2009 г., а может быть и далее, отмечают аналитики Daiwa Securities Group Inc.
Эксперты Noble Group Ltd. прогнозируют возврат повышательных тенденций на товарно-сырьевые рынки в течение 12—18 месяцев. По их мнению, спрос на металлы и зерно восстановится, поскольку государственные инвестпрограммы будут способствовать сохранению экономического роста. Я вижу дно, и я не буду удивлен, если через год или 18 месяцев мы снова взлетим. Многие страны возобновят усилия по оживлению экономики, заявил главный исполнительный директор Noble Group Ltd. Р. Элман.
Эксперты швейцарского банка UBS AG также полагают, что сырьевые рынки будут находиться под давлением на протяжении 18 месяцев.
Принятие Китаем пакета мер по поддержке экономики окажет умеренный позитив на спрос на сырье, который в другом случае был бы негативным, отмечают эксперты UBS AG.
Производство стали в Китае, по их оценке, в 2009 г. уменьшится на 15%.
UBS называет предпочтительными видами сырья энергетический уголь, золото и соевые бобы. На уголь окажет влияние ограничение поставок из крупнейших стран-производителей, включая РФ, Индонезию и ЮАР.
Динамика балтийских индексов (сухогрузы)

Continue reading

Биржи сольются

Группа Deutsche Boerse, владеющая крупнейшей в континентальной Европе Франкфуртской фондовой биржей, и мировой лидер среди фондовых площадок NYSE Euronext провели переговоры о слиянии
По мнению экспертов, в ближайшем будущем можно ожидать дальнейших сделок слияния и поглощения на этом рынке.
Согласно предварительному плану, компании создадут совместный холдинг в Нидерландах, а затем акционерам Deutsche Boerse будет сделано предложение о слиянии компании с этим холдингом. Когда слияние будет осуществлено, NYSE Euronext должна будет объединиться с подразделением холдинга в США, а в итоге объединенная компания будет управлять фондовыми биржами во Франкфурте, Париже, Амстердаме, Брюсселе, Лиссабоне и Нью-Йорке. Объединенную структуру может возглавить нынешний глава германской биржи Рето Франциони. Нынешний глава NYSE Euronext Данкан Нидерауэр займет в объединенной компании пост главы совета директоров.
Сделка между Deutsche Boerse и NYSE Euronext может стать самой крупной за всю историю существования фондовых бирж: на данный момент капитализация Deutsche Boerse составляет $12,5 млрд., что вдвое больше капитализации NYSE Euronext. Кроме того, в случае слияния двух гигантов появится крупнейший в мире фондовый оператор. После слияния объединенная компания будет контролировать крупнейшие мировые биржи, и конкурировать с ней будет бессмысленно,— говорят аналитики.
По их мнению, на фоне глобальной консолидации на рынке деривативов объединение двух крупных торговых площадок выглядит вполне закономерным и логичным. Более того, регуляторы не будут противиться этому слиянию, поскольку им выгодно появление крупной биржи, которая возьмет под контроль весь рынок дефолтных свопов (CDS).
В последнее время сделки MA на этом рынке стали заключаться довольно часто. Так, в конце января 2007 г. New York Stock Exchange Group Inc. и Tokyo Stock Exchange Inc. (TSE) подписали договор, устанавливающий стратегический альянс между двумя ведущими мировыми фондовыми биржами с целью совместного развития новых возможностей торговых систем и технологий, инвестиционного и эмитентного сервиса, инвестиционных продуктов, управления и регулирования.
Продолжили консолидацию в этом секторе Deutsche Boerse и нью-йоркская International Securities Exchange (ISE), которые в апреле прошлого года объявили о слиянии. Одной из недавних сделок MA на этом рынке стало объединение крупнейшей в мире товарно-сырьевой биржи New York Mercantile Exchange (NYMEX) и CME Group. А год назад NYSE и Deutsche Boerse боролись за право приобрести парижскую группу Euronext, объединявшую фондовые площадки Парижа, Лиссабона, Брюсселя и Амстердама, которая в итоге досталась американской бирже из-за проблем немецкой группы с антимонопольным законодательством.
Deutsche Bоеrse AG — немецкая компания, одна из крупнейших бирж Европы. Центральный офис расположен во Франкфурте-на-Майне. Компания управляет Франкфуртской фондовой биржей, владеет расчетной компаний Clearstream.
NYSE Euronext управляет фондовыми биржами Нью-Йорка, Парижа, Амстердама, Брюсселя и Лиссабона, а также Лондонской международной биржей финансовых фьючерсов и опционов (LIFFE). В конце 2007 г. с капитализацией EUR22,3 трлн. ($29,7 трлн.) занимала первое место в мире и являлась крупнейшим трансатлантическим биржевым оператором.

Защитная реакция

Почему Украина запоздала с введением хеджирования валютных рисков.
Банки могли избежать потерь, если бы в Украине было распространено хеджирование валютных рисков
Украинские банки намерены обратиться в НБУ с просьбой разрешить им хеджировать валютные риски. К концу октября за один доллар США на межбанковском и наличном рынках давали 6,60–6,90 грн. Еще летом банки покупали американскую валюту по 4,60–4,80 UAH/USD. Глава Нацбанка Владимир Стельмах заявил, что до конца 2008 года официальный курс гривни будет не меньше 6,00 UAH/USD. Одна из главных причин резкого подорожания доллара — высокий спрос на валюту со стороны украинских банков и компаний.
Во II половине 2007 — I половине 2008-го отечественные финучреждения и компании активно привлекали зарубежные займы. Большинство кредитов были предоставлены на год: сейчас пришло время платить по долгам. Только в ІV квартале банковский сектор должен вернуть по внешним долгам $4,3 млрд, а компании — $3,4 млрд.
Подорожавший доллар значительно усложнил задачу должникам.
Банки могли избежать потерь, если бы в Украине было распространено хеджирование валютных рисков. После того как Нацбанк отказался от фиксированного курса и перешел к плавающему, страхование от валютных колебаний было бы как нельзя кстати.
Однако некоторые банкиры считают, что поезд ушел — в краткосрочной перспективе хеджирование им не поможет. Спрогнозировать, каким будет курс доллара на украинском рынке в конце года, не может даже Владимир Стельмах, не говоря о банкирах и аналитиках.
На рынках развитых стран уже давно прогнозируют курсы валют с помощью производных финансовых инструментов, поскольку в течение полугода-года валютные котировки там колеблются в небольшом коридоре. В Украине курс доллара зависит сразу от нескольких факторов: от объемов экспортной выручки, настроений населения, действий НБУ на межбанке и т. д. Поэтому обязательные договоры на покупку-продажу валюты украинские банкиры попросту не станут заключать (чтобы не прогореть на потерях от курсовых колебаний), тогда как необязательные договоры не будут исполняться. Сейчас, по мнению Александра Вальчишена, директора по стратегическим исследованиям ИК Инвестиционный Капитал Украина, куда важнее хеджировать кредитные риски банков (предоставить им возможность получать кредиты по определенной ставке, зафиксированной сегодня), а не валютные.
Глава НБУ Владимир Стельмах называет себя консерватором и до сих пор выступал против хеджирования. Он предлагает участникам финансового рынка самостоятельно разработать механизм действия рынка деривативов.

Contra Стельмаха

Глава правления Национального банка Украины Владимир Стельмах не признает вины НБУ в текущем банковском кризисе и считает Проминвестбанк надежным
В конце октября глава правления Национального банка Украины Владимир Стельмах встретился с журналистами деловых изданий. Главный банкир страны объяснил причины подорожания доллара на украинском рынке, попытался спрогнозировать судьбу Проминвестбанка и прокомментировал текущую ситуацию в банковском секторе. Некоторые из ответов банкира оказались довольно неоднозначными и спорными. Поэтому Контракты прокомментировали ответы Владимира Стельмаха исходя из текущей экономической ситуации.
О курсе гривни
— В октябре курс доллара на наличном и межбанковском рынках перевалил за психологическую отметку 6,00 UAH/USD. В чем причины резкого подорожания американской валюты в Украине?
— Во II полугодии в Украине резко снизились объемы экспорта в денежном выражении. С начала года авуары банков выросли на $1,5 млрд. Не спешат продавать валюту и те компании, которые не имеют необходимости рассчитываться по платежам в инвалюте и ожидают еще большего подорожания доллара. То есть сейчас украинский наличный и межбанковский рынки практически не пополняются валютой (со стороны банков и компаний). Вместе с тем наблюдается высокий спрос на дензнаки США: за первые 20 дней октября население и компании изъяли с депозитов 17,6 млрд грн и массово конвертируют нацвалюту в доллары. Депозиты юрлиц похудели на 4 млрд грн, физлиц — на 13,6 млрд грн. Эти деньги пошли не только на валютный, но и на товарный рынки, поэтому нас ожидает очередной виток инфляции. Но при нынешней экономической ситуации в стране курс гривни должен быть на уровне 4,90–5,00 UAH/USD. Однако спекулятивный фактор провоцирует снижение курса нацвалюты.
Комментарий Контрактов
Рост авуаров банков (авуары — банковские активы, предназначенные для платежей и погашения обязательств, либо средства банка в инвалюте в зарубежных финучреждениях, а также вклады частных лиц и организаций) означает, что отечественные банки сейчас не спешат избавляться от долларов и держат валюту за рубежом на счетах в иностранных банках. Что вполне логично — в конце этого года истекает срок погашения некоторых займов, привлеченных отечественными финструктурами за рубежом. Например, общая сумма погашения по банковским еврооблигациям в декабре составит $433 млн. В целом в ІV квартале банковский сектор должен вернуть по внешним долгам $4,3 млрд.
Впрочем, высокий спрос на валюту как со стороны банков и компаний, так и со стороны населения в какой-то мере спровоцировал сам Нацбанк. Весной этого года НБУ уменьшал гривневую денежную массу, проводил мероприятия по стерилизации нацвалюты. Вместе с тем банки имели в своем распоряжении довольно большой объем иностранной валюты, полученной в виде зарубежных кредитов еще в прошлом году. В результате дефицита гривни на рынке банки начали выкупать нацвалюту у НБУ, расплачиваясь долларами. Гривню регулятор покупал по курсу 4,6–4,8 UAH/USD (к лету курс доллара в Украине резко снизился в связи с его избытком как на наличном, так и на межбанковском рынках). К осени финучреждения остались не только без нацвалюты, но и без долларов.
— Допустит ли НБУ подорожание доллара до 7,00– 9,00 UAH/USD?
— Поскольку у банков возникли трудности с восстановлением доверия со стороны населения и нацвалюта нескоро вернется на банковские депозиты, НБУ намерен выйти на наличный рынок со своими депозитными сертификатами, чтобы изъять гривню из оборота и тем самым удешевить доллар. Сертификаты будут продавать непосредственно населению и компаниям через уполномоченные финучреждения, которые впоследствии сами решат, оставить полученные деньги себе в качестве кредитов или передать их Нацбанку. Сертификаты выпустят на довольно большую сумму. Мы будем исходить из того, что стандартно наличка в общей денежной массе должна занимать 25–27%, тогда как в октябре доля наличных денег составляла 32%. Но, думаю, народ постепенно успокоится и перестанет снимать деньги с банковских счетов.
Комментарий Контрактов
Выпуская депозитные сертификаты и изымая гривню из оборота, НБУ откладывает инфляцию во времени: если срок действия сертификатов составит год-полтора, то в конце 2009 — начале 2010-го цены могут резко вырасти вследствие притока гривни на наличный рынок (после погашения сертификатов). Впрочем, экономика, испытывающая дефицит ресурсов, может абсорбировать денежную массу без ускорения роста цен, однако для этого внушительную часть госсертификатов Нацбанку необходимо продать украинским предприятиям, отложившим инвестиционные планы до лучших времен, а не населению.
Об антикризисных мерах
— Что послужило основанием для принятия постановления № 319, существенно ограничившего выдачу банками кредитов?
— Постановление № 319 — это реакция Нацбанка на последствия рейдерских атак, организованных на отечественные банки (в первую очередь на Проминвестбанк. — Прим. Контрактов) и отток денег из финучреждений. Основная цель этого документа — успокоить украинцев, унять панику на банковском рынке.
В октябре у банков возникли проблемы с ликвидностью не только из-за атак рейдеров: финучреждения увлеклись привлечением средств населения на накопительные депозиты, которых в классификации НБУ не существует. Чтобы получить как можно больше денег от населения, банки изобрели новый вид вкладов — накопительные. Деньги на такие вклады привлекаются на определенный срок (так же, как и на срочные депозиты). Вместе с тем инвестор может снимать часть денег с накопительного вклада до истечения срока его действия (аналогично депозиту до востребования).
Однако в бухгалтерском учете и статистической отчетности банков понятия накопительный вклад нет. Существуют исключительно срочные депозиты и до востребования. Такая классификация вкладов вытекает из золотого правила банковской деятельности: на какой срок банк привлек деньги, на такой и должен их инвестировать.
До сих пор финучреждения классифицировали накопительные вклады как срочные, считая, что могут распоряжаться деньгами накопительных счетов в течение определенного периода времени. Еще до кризиса на банковском рынке многие финучреждения вложили средства накопительных вкладов в долгосрочные проекты (например, выдали ипотечные кредиты). Однако банкиры не предусмотрели, что украинцы станут массово забирать деньги со счетов. В октябре начался отток средств с депозитов, при этом банкирам попросту негде было взять деньги, чтобы вернуть все накопительные вклады.
Недавно мы направили банкам телеграмму, обязав их привести свои бухучет и статистику в соответствие с правилами НБУ, исключив понятие накопительные счета. Фальсификация бухгалтерской и статистической отчетности — это самое страшное в банковской системе. Поэтому если банки не выполнят наше требование — придется увеличивать резервы для тех, кто фальсифицирует отчетность, либо применять иные санкции.
Комментарий Контрактов
Дефицит текущей ликвидности в банках вызван не столько большими объемами накопительных депозитов, сколько общим истощением украинской банковской системы в результате стерилизации гривни Нацбанком в I половине 2008 года и ростом дефицита текущего счета платежного баланса из-за резкого снижения темпов роста экспорта. Проблемы с ликвидностью банки пытались решить за счет денег населения и бизнеса, активно повышая ставки по депозитам: летом некоторые финучреждения предлагали 23% годовых по вкладам в гривне. Однако дефицит средств в банковской системе все равно остается довольно большим. Ситуация может усугубиться через полгода-год, когда истечет срок действия срочных вкладов, которые привлекались в 2008-м под высокие процентные ставки. Массовые выплаты по депозитам в следующем году могут серьезно пошатнуть финансовую систему.
— Как долго продлится действие постановления № 319?
— Пока не стабилизируется ситуация на финансовом рынке и население не успокоится и не прекратит снимать деньги с депозитов. Думаю, этого можно ожидать уже в ближайшие месяц-два. Денег у нас хватит: валютные резервы НБУ могут покрыть и не такой дефицит ликвидности. Кроме того, в Украину придут деньги МВФ, возможно, выделят кредиты Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.
О Проминвестбанке
— Что будет с ПИБом?
— Проминвестбанк — надежный банк с качественными активами. Уровень проблемных кредитов в общем кредитном портфеле банка невысок. Однако в ходе атаки рейдеров вскрылся его недостаток — низкий уровень текущей ликвидности. ПИБ, как и многие другие финучреждения, привлекал деньги населения на накопительные депозиты, вкладывая эти средства в средне- и долгосрочные проекты. Вместе с рейдерской атакой в ПИБ потянулись вкладчики, он не смог выплатить деньги всем желающим, в результате начался массовый отток денег из депозитов банка.
Проминвестбанк может быть интересен многим инвесторам. Если банк будут продавать, то только с целью завести в финучреждение серьезный капитал и обновить его платежеспособность, обеспечить нормальный режим работы. Поэтому при продаже ПИБа предпочтителен будет тот инвестор, который готов заплатить за него самую высокую цену. Среди покупателей могут быть украинские, российские и западные банки. Впрочем, приоритет может быть отдан украинскому правительству, но только исходя из политических мотивов. В любом случае процесс национализации Проминвестбанка пока не прописан на законодательном уровне, поэтому вопрос продажи ПИБа правительству Украины остается открытым.
— Ходят слухи о том, что Проминвестбанк уже куплен Николаем Лагуном в интересах Дмитрия Фирташа и Виктора Пинчука…
— Пока в Проминвестбанке не назначили временного госадминистратора (зампредправления НБУ Владимира Кротюка. — Прим. Контрактов), Владимир Матвиенко (собственник ПИБа) действительно вел переговоры с Николаем Лагуном о продаже банка, однако они не договорились о цене. Сейчас Кротюк должен представить правлению Нацбанка свое видение выхода из ситуации, сложившейся вокруг Проминвестбанка. Продажа ПИБа будет проводиться только с разрешения НБУ: регулятор отстаивает интересы вкладчиков и кредиторов. А о том, что Дмитрий Фирташ намеревается купить банк, я впервые слышу.
Комментарий Контрактов
По информации Контрактов, ранее временный администратор готовил к продаже 80% акций Проминвестбанка, которые сосредоточены у 8–10 лиц. Основными претендентами на покупку ПИБа считаются собственник Дельта Банка Николай Лагун, президент Московской инвестиционно-финансовой группы Дмитрий Клюев и российская ЗАО Национальная резервная корпорация (НРК). Некоторые СМИ также писали об интересе к ПИБу крупнейшего российского государственного банка Сбербанк. По неподтвержденной информации, Николай Лагун предлагал за 75% акций ПИБа около $500 млн, а Дмитрий Клюев готов заплатить за такой же пакет $750 млн. Впрочем, не исключена и национализация банка. Президентский антикризисный законопроект, принятый в первом чтении, предусматривает выделение из бюджета 1 млрд грн на покупку акций Проминвестбанка — деньги будут направлены государственному Укрэксимбанку, который потратит их на выкуп акций дополнительной эмиссии ПИБа. В Секретарите президента считают, что при такой схеме продажи банка доля государства (через Укрэксимбанк) в уставном капитале ПИБ составит 83,3%, а доля нынешних основных собственников банка — семьи Матвиенко — сократится до 6,7%.
О плохих прогнозах
— В Секретариате президента прогнозируют дефицит сальдо платежного баланса в 2009 году на уровне $15 млрд. Цифра оправдана?
— Исходя из нынешних экономических тенденций Секретариат прав — в следующем году дефицит баланса может составить $15 млрд за счет высокой задолженности банков и компаний перед зарубежными кредиторами, резкого снижения экспорта и прямых иностранных инвестиций. Однако в эту сумму не включено возможное рефинансирование долгов банков и компаний, тогда как пролонгация займов или их рефинансирование вполне реальны. Например, по нашим данным, за 20 дней октября 2008-го коммерческие банки получили на внешнем рынке $1 млрд кредитов. Думаю, на самом деле дефицит платежного баланса в следующем году составит около $4 млрд, в 2008-м сальдо баланса будет положительным.
Комментарий Контрактов
Дефицит платежного баланса Украины означает, что в среднесрочном периоде гривня продолжит дешеветь: в страну будет поступать меньше иностранной валюты от экспорта и прямых иностранных инвестиций, чем уходить в качестве оплаты за импорт.
О хороших новостях
Мы легче переносим мировой финансовый кризис, чем Запад. Если посчитать размер финансовой помощи НБУ отечественным банкам по отношению к ВВП и расходы Европы и США на гашение кризиса (тоже в процентах от ВВП), цифры получатся несопоставимые. Меня называют консерватором, поскольку мы не ввели производные инструменты, которые распространены во многих странах мира. Откровенно говоря, мы не стали внедрять инструменты хеджа, поскольку банкиры и фондовики сами не знали, как пользоваться деривативами, и не смогли четко обосновать свою позицию, зачем украинскому рынку такие инструменты.
Консерватизм нас спас. Сейчас есть только две проблемы украинской банковской системы — дефицит ликвидности и определенный портфель некачественных кредитов. По сравнению с ситуацией на Западе — это не смертельно.
Комментарий Контрактов
К концу октября 11,49% всех договоров, содержащихся в базе данных Международного бюро кредитных историй, имеют просрочку по телу кредита и 12,68% — по процентным платежам. По сравнению с предыдущим месяцем уровень просрочек увеличился, но несущественно (около 1,5%). По оценкам банкиров, уровень проблемной задолженности в украинских банках сейчас составляет 15% от общего кредитного портфеля. И это действительно некритическая цифра, тем более что банки практически перестали кредитовать и сейчас всеми силами выбивают деньги из заемщиков (некоторые финучреждения даже попросили своих клиентов досрочно погасить долги). Однако проблема ликвидности остается довольно серьезной: еще, по крайней мере, 2 года банкам негде будет получить дешевое фондирование. Дополнительно см. по адресу http://kontrakty.com.ua/show/rus/article/45/44200811163.html

Мировой финансовый кризис: Hannibal ante portas! (Зеркало недели)

Напрасно говорят, что мы отстаем от Европы на десятилетия. Мировой финансовый кризис наглядно показал, что разрыв (или gap, раз уж мы говорим о финансах) составляет всего неделю-другую. Именно столько понадобилось нашим экономическим властям и официальным аналитикам, чтобы от утверждений типа все хорошо, прекрасная маркиза перейти к прямо-таки алармическим прогнозам в отношении всяческих негараздів, которые неминуемо принесет к нашим берегам финансовое цунами. Если, конечно, эти самые власти не спасут всех нас.
А такое намерение декларируют теперь они все, составляя многопунктовые мероприятия. На радость лоббистам, спешащим протолкнуть в их перечень все, что накопилось в их файлах за время вынужденного перерыва в период парламентского полураспада. Невзирая на то, что иногда предлагаемые меры не только не имеют отношения к преодолению кризиса, но и прямо противоречат — и одна другой, и простой логике.
Впрочем, в данном случае, естественно, применяется более продвинутая, вероятно, даже диалектическая логика, которая, как известно, требует подходить к рассматриваемым явлениям конкретно (просто — конкретно), в исторической перспективе и во взаимосвязи с другими явлениями. Именно такая логика, надо понимать, и требовала еще совсем недавно говорить и писать о том, что разворачивающийся за пределами нашей Родины кризис нас не касается, поскольку, во-первых, мы не очень-то интегрированы в мировую экономику, а во-вторых, власти всех уровней так хорошо заботились о росте экономического могущества державы, что нам эти цунами — что волчьи потуги против каменного домика нашего предусмотрительного поросенка.
Но вскоре стало ясно, что таким образом власть подкладывает сама себе свинью — что ж это она так плохо работала, если за семнадцать лет так и не интегрировала отечественную экономику в мировую? А действительно — мы все- таки уже часть глобальной деревни или по-прежнему живем на отдельном хуторе и наша хата с краю? То есть мировые финансовые процессы все еще минуют нас или мы таки интегрируемся и адаптируемся?
Характерно, что и среди нашей финансовой элиты сначала преобладали мысли о том, что деньги любят тишину, и всякое будирование темы кризиса лишь усугубляет его.
Замечу, что лозунг в реалиях сегодняшнего дня более чем сомнительный. Или открытое правительство, гражданское общество, транспарентность бизнеса, права миноритариев, информационное общество — это все для внешнего употребления и предвыборной риторики? Так как раз их время и наступило. Так что народ имеет право знать!
Оговорюсь сразу: с точки зрения судьбы каждого конкретного финансового учреждения, конечно, лучше раньше времени панику не поднимать. Знающие люди еще, наверное, помнят ставший классическим случай, произошедший в начале 80- х с американским банком Continental Illinois. Тогда один популярный телеведущий в какую-то злосчастную пятницу, рассуждая о проблеме латиноамериканских долгов, сказал, что они могут создать проблему для банков среднего (по американским масштабам) размера — типа Континенталь Иллинойс (занимавшего тогда, кажется, восьмое место по размеру своих активов). А наутро в понедельник, ставший для многих черным, у дверей отделений этого банка уже скопились очереди вкладчиков, жаждущих изъять свои денежки.
Естественно, для Континенталя это закончилось крахом. Самым крупным на тот момент. Так что упоминать всуе названия проблемных банков надо, действительно, со всей ответственностью и пониманием. Но это не значит, что о таких проблемах вообще не нужно беспокоиться. Тем более если о них на всех властных углах уже с полгода кричат возмущенные миноритарии. И понадобились еще заезжие (если засланные?) рейдеры для того, чтобы глас вопиющих в пустыне был услышан. Хотя специальные регуляторные органы озаботились ликвидностью местного Континенталь Иллинойса, если я не ошибаюсь, еще с медового Спаса, не так ли? Или с яблочного? Во всяком случае, за это время можно было разобраться с проблемным банком, ставшим яблоком раздора между фактическим собственником и таинственными рейдерами. И особенно миноритариями, которых мажоры настолько демонстративно не замечали, что даже отказывали в праве существования такого термина. Нет слова — нет проблемы!.
И, конечно, правильно, что, решив не примешивать к этому спору еще и обманутых вкладчиков, Нацбанк щедро открыл пятимиллиардную кредитную линию под залог акций банка и устранил опасность его банкротства. Я полагаю, что и в его национализации отказали тоже правильно. Ведь он и так уже принадлежит государству. Его следует просто декорпоратизировать, чем и восстановить статус-кво, как говорил Остап Бендер. Тоже знавший толк в такого рода схемах. (Уточню: статус-кво, существовавший на 1991 год.) Хотя есть у меня смутное подозрение, что банк таки уйдет какому-либо стратегическому партнеру. Но об этом потом…
А мы вернемся к нашим баранам. Хотя, пожалуй, правильнее сказать — слонам.
Боевым. Ведь опасность мирового кризиса теперь признана на всех уровнях, и тревожные возгласы Ганнибал у ворот! отдаются эхом во всех коридорах власти. А группы реагирования и кризисные штабы создаются на каждой ее веточке. Я лично такой подход одобряю: в подобной ситуации лишняя осторожность не помешает. Но лица, принимающие решения, все же должны четко знать, что делается за нашими крепостными стенами. Есть ли там враг и какой?
Начнем с того, что творится у них. Просто напомню, что толчком к кризису стала выдача ипотечных кредитов всем кому ни попадя, поскольку это было составной частью программы социализации Америки. (Не случайно одна из депутатов их Конгресса сострила недавно по CNN, что следовало бы уже изменить название страны с USA на USSA — Соединенные социалистические штаты Америки). Речь, в частности, шла о желании обеспечить жильем многочисленных трудовых мигрантов и малообеспеченных. Но не за счет бюджета, а за счет кредитов, которые они, естественно, не могли (и боюсь, не собирались) возвращать.
В результате, приплыли ипотечные учреждения с игривыми прозвищами Fannie Mae и Freddie Mac (то есть Федеральная национальная ипотечная ассоциация — FNMA и Федеральная корпорация жилищно-ипотечного кредитования — FHLMC), превратившиеся просто в национализированные Frannie.
Но далее вирус перекинулся на инвестиционные банки, поскольку понимавшие- таки рискованность затеянного ипотечники собирали сомнительные задолженности претендентов на улучшение жилищных условий в один пакет, на основе которого выпускали производные ценные бумаги. А это уже инструмент инвестиционников.
Особенно много таких ценных бумаг угораздило набрать таким банкам, как Bear Stearns, Lehman Brothers и Merrill Lynch. С широко известными последствиями. Европейцы такими бумагами особенно не увлекались, но зато вкладывались в акции надежных (как им казалось) и прибыльных (как они надеялись) американских инвестиционных гигантов. На чем и погорели.
Вдобавок у них возникли проблемы и на собственном ипотечном рынке: ведь рынок недвижимости и США, и Западной Европы держится в значительной степени на деньгах тех, кто просто выбирает себе тихую гавань. (В том числе и постсоветских нуворишей.) Так что подешевление вилл в Калифорнии неминуемо ведет к падению цен замков на Лазурном берегу. Ну и прочего жилья в менее фешенебельных уголках Нового и Старого Света тоже.
Таков, в общих чертах, передаточный механизм этой болезни. Так что если у нас на ПФТС кто-то покупал ипотечные деривативы из США или инвестировал свои кровные в какой-либо ипотечный Brothers, — тогда конечно. Тогда мировой кризис уже стоит у его персонального порога.
Правда, есть еще отечественная ипотека и отечественный рынок жилья. Но что- то мне подсказывает, что цены в США и Западной Европе — сами по себе, а у нас — сами собой. Иначе бы уже давно мыс Чехова возле Фороса был застроен виллами мировых знаменитостей и назывался новым Малибу, а не бандитским Петербургом. Поэтому смею утверждать, что (невзирая на своевременное бегство спекулятивных инвесторов с площадки ПФТС) мировой финансовый кризис нас не коснулся по-настоящему. Но еще может коснуться. Да еще как!
Теперь позвольте несколько слов о серьезности разразившегося у нас на глазах мирового кризиса. Так ли действительно страшен черт, как его малюют? Кризис и действительно выглядит самым крупным со времен Великой депрессии 30-х годов прошлого века, как и утверждает А.Гринспен, бывший глава ФРС США. Но предыдущий самый крупный был на переломе тысячелетия. То есть семь-восемь лет назад, когда лопнул доткомовский пузырь. И мир не рухнул. И даже высокотехнологичный бизнес выжил и неплохо себя чувствует.
А еще за два года до того был пред-предыдущий самый крупный — азиатский (для нас — российский) валютно-фондовый. Россия и Малайзия, конечно, тогда пострадали, но по-прежнему остаются более инвестиционно привлекательными, чем… Ну, вы поняли?
Так что ничего апокалипсического в финансовом кризисе нет. И правильно намекнул в своей статье профессор А.Гальчинский (ЗН, N39 за 2008 год), что после конца последует новое начало. Это как гроза, добавлю я. Кого-то может и убить, где-то и пожар вызвать. А в целом принесет разрядку и свежесть. До новой грозы.
И я бы воздержался от траурных речей по поводу умирающего мирового экономического порядка. Я понимаю, что кое-кто совсем не любит Америку, кое- кто не совсем любит Америку, а кое-кто, как и я, не все любит в Америке. Но менее 4% населения Земли, сосредоточенных в США, производят более четверти мирового ВВП. И от этого факта (как снова-таки говаривал, правда, по другому поводу, Остап Бендер) никуда не деться!
Причем, что особенно важно, ВВП этот состоит преимущественно не из сырьевых, а из высокотехнологичных продуктов. (То есть тех самых инноваций, наличием которых у нас обеспокоивается каждое новое правительство. До тех пор, пока оно новое.) И поучаствовать в таком производстве по-прежнему желают многие. Поэтому и с инвестициями в американскую экономику проблем нет. В том числе и в правительственные ценные бумаги (Treasury Bills). В которые вложены баснословные суммы не только арабских, китайских или российских, но и наших официальных валютных резервов.
И перекладывать их во что-то экзотическое — например, ценные бумаги украинских эмитентов, показывавших чудеса роста в прошлом финансовом году, — никто не спешит. И правильно делает. И пока доллар остается самой крупной резервной валютой, от болезней он, конечно, не застрахован, но умереть ему не дадут. Потому что себе дороже. Доноры всегда найдутся. А замены доллару пока не имеется. Хотя претенденты имелись и имеются: и СДР, и евро… Вот кое-кто и на рубль намекает…
А, кстати, и крах доллара ничего особенно не изменил бы. На самом деле мировая финансовая система все время находится в состоянии перемен. Или, я бы сказал, перманентного развития. Был да исчез золотой стандарт, описанный К.Марксом в первом томе его бестселлера (это я без иронии, просто по факту) под названием Капитал. Но золото по-прежнему в фаворе, и никто общественных отхожих мест из него не строит, как ни хотел этого один из известных почитателей и читателей К.Маркса.
Ушло в прошлое господство фунта, а Британия все еще остается самым привлекательным уголком мира (для тех, у кого этих самых фунтов немеряно).
Утонули все три кита Бреттон-Вудской валютной системы: фиксированная цена золота в долларах, фиксированные курсы валют к доллару и размен долларов на золото (для центральных банков). В результате на смену долларовому голоду 50-60-х постепенно пришло долларовое пресыщение, и мир столкнулся с дилеммой. Дилеммой Триффина: испытать дефицит международной ликвидности и всемирную стагнацию или смириться с засильем американской валюты. И он смирился. И ощутил все прелести долларизации.
И мы тоже ее ощутили. Правда, по-разному: экономика в целом страдает, а вот те, кто получает эти самые доллары в конвертах или имеет собственные конверты для обмена на доллары родной гривни, — те, вроде бы, страдают поменьше.
Конечно, Бреттон-Вудская система в принципе устарела. Более того, ее и нет давно: ее ныне существующую Ямайскую модификацию многие, в том числе и ваш покорный слуга, давно характеризуют термином non-system и призывают провести новый Бреттон-Вудс. Теперь к их числу добавился и амбициозный политический тяжеловес Н.Саркози.
Мне в реализацию этого плана в обозримом будущем верится с трудом, но в целом подход вселяет оптимизм. Так что будьте уверены — после кризиса тоже будет жизнь. И не для всех хуже, чем была. Хотя кое-кто, конечно, ответит за базар. То есть за рынок и его падение. Например, инвестиционные банки.
Конечно, слухи о том, что Лукоморья больше нет, а от инвестбанков простыл и след, слегка преувеличены. Могу назвать навскидку несколько: Bear Stearns, Lehman Brothers, Merrill Lynch… Правда, Lehman Brothers, от покупки которого в свое время отказался другой инвестиционный (по британской терминологии — merchant, т.е. торговый) банк Barclays Global Investments, две недели назад, после истечения срока закрытия его позиций, таки исчез. А два других преспокойно себе продолжают выполнять свои функции. Руководитель Merrill Lynch недавно даже выступал на круглом столе в Дубае, рассказывал о перспективах преодоления мирового кризиса.
Оба банка, кстати, обзаведшиеся новыми хозяевами, пока даже имена не поменяли. Хотя, конечно, могут. Как это бывает при поглощениях. Ажаль.
Особенно Merrill Lynch, который в свое время славно потрудился на нашей финансовой ниве.
Однако былых золотых деньков для инвестиционных банков уже не будет. Судя по наметившейся тенденции, придется им переквалифицироваться. Не в управдомы, конечно, но в банки универсальные. Подпадающие под общий банковский надзор. Так эта тенденция в Штатах наметилась еще со времен У.Клинтона, чья администрация добилась отмены акта Гласса-Стигола, действовавшего еще со времен той самой Великой депрессии. А в Европе — так большинство из них давно уже универсальные. (Разве что Британия еще как-то придерживалась консервативных традиций.)
Из других перемен — надеюсь на снижение темпов работы креативщиков, изобретающих деривативы. А то как пошло: форварды, двойные форварды, фьючерсы, опционы на фьючерсы, опционы на опционы, опционы с воротничком… — тут уж и самые продвинутые белые воротнички стали терять понимание смысла. Игра пошла сама собой. Ну, вот и доигрались.
Вероятно, есть смысл вернуть фондовый рынок к его первоначальному смыслу: не играть на угадывании цены на завтра, а обеспечивать реальный сектор необходимыми финансовыми ресурсами.
И вот когда это все там у них произойдет, мы здесь окажемся перед лицом новых глобальных экономических реалий. Так что Ганнибал еще не достиг наших ворот, а только переходит через Альпы. И вполне вероятно, что во время этого перехода его боевые слоны (то есть основные угрозы) прикажут долго жить. (Индекс Dow-Jones уже начал потихоньку набирать вес, и небезызвестный у нас Дж.Сорос заявляет, что кризис, в принципе, уже достиг своего дна и скоро маятник качнется в обратную сторону.)
Кроме того, следует учитывать, что по пути к нам кризису предстоит пробить четыре степени защиты: американскую, западноевропейскую, российскую, ну и, наконец, нашу, отечественную.
Об этих самых планах в последние дни говорят очень много, ожидая их появления, словно пресловутого Годо. И на данный момент в необходимых деталях они известны только узкому кругу доверенных лиц Кабмина да депутатам Верховной Рады. А поскольку всем иным не дано оценить их за один день, давайте вернемся к этой теме попозже. Если в этом будет смысл.
Александр Шаров (доктор экономических наук, профессор)
Банковский рынок Украины

НБУ, Госфинуслуг и ГКЦБФР разработали проект Стратегии развития финансовых рынков на период до 2015г. По данным Экономических известий, предполагаются….

НБУ, Госфинуслуг и ГКЦБФР разработали проект Стратегии развития финансовых рынков на период до 2015г. По данным Экономических известий, предполагаются унификация требований к финансовым институтам с похожими продуктами, переориентация от анализа текущей деятельности к введению пруденциального надзора (анализ рисков, процедур управления и контроль над собственниками), создание мегарегулятора, ограничение доли иностранного капитала на финрынках на уровне 50%, передача части полномочий СРО.
В банковской сфере планируется в т.ч. поддержка деятельности бюро кредитных историй и коллекторских агентств, унификация процедуры взыскания предметов залога, повышение требований к покупателям акций, создание института корпоративных ликвидаторов; на фондовом рынке – запуск рынка деривативов, введение ответственности за манипулирование на рынке ЦБ, отмена НДС и освобождение от налогов эмиссионного дохода, дематериализация ЦБ, введение понятия квалифицированный инвестор; в сфере страхования – внедрение микрострахования, допуск лайфовых компаний к долгосрочному медстрахованию, переход к налогообложению прибыли, создание гарантийного фонда в сфере лайфового страхования, разрешение на передачу активов в управление КУА, др.; в сфере кредитных союзов – введение их рефинансирования, консолидация ассоциаций.

Регуляторы придумали стратегию

В распоряжении і оказалась стратегия развития финансовых рынков до 2015 г. Проект стратегии разработан совместно Госфинуслуг, Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и Национальным банком. Документ предусматривает ряд регуляторных и законодательных изменений на финансовых рынках в среднесрочной перспективе.
Разработчики стратегии рассчитывали, что она будет принята до конца 2008 г., но из-за политической ситуации попросили Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) и Кабинет министров перенести ее утверждение на первый квартал 2009 г.
Мы обратились к Кабмину и СНБО с просьбой отложить принятие стратегии, ведь она еще не согласована с рынком. К тому же политическая ситуация сейчас нестабильная — нет гарантии, что если мы согласуем стратегию с действующим Кабмином, то нам не придется в следующем году согласовывать ее с новым составом правительства. К тому же в правительстве сейчас разрабатывается стратегия развития Украины до 2020 г. Мы планируем, что стратегия финансовых рынков станет ее частью,- рассказал заместитель главы Госфинуслуг Евгений Григоренко.
По своей сути, стратегия — это программный документ сравни декларации о намерениях, который не имеет законодательной силы, обязывающей в точности ее выполнять. Но, по словам участников рынка, главная ее задача в другом — в разработке единого видения того, как должны развиваться финансовые рынки, и в согласовании единых подходов к этому развитию у участников рынка и регулятора.
Унификация против глобализации
Основополагающими идеями стратегии развития финансовых рынков до 2015 г. является унификация требований к различным финансовым институтам, имеющим похожие продукты. К примеру, очень схожи программы по долгосрочному накопительному страхованию жизни, продукты негосударственных пенсионных фондов, инвестфондов. Сейчас требования к размещению активов этих институтов и принципы налогообложения отличаются. По замыслу авторов документа, унификация повысит доверие населения к этим финансовым институтам, что позволит привлечь их к инвестированию, а национальной экономике даст существенный объем средств за счет вложения привлеченных денег в акции предприятий.
В структуре финансового рынка Украины на долю небанковского финансового рынка приходится всего 7% от общего объема активов финучреждений. А торгово- расчетная инфраструктура фондового рынка является затратной и неудобной.
Как следствие, 90% всего объема эмитированных в Украине ценных бумаг обращается на неорганизованном внебиржевом рынке. При этом финучреждения предлагают населению узкий спектр финансовых услуг,- говорится в стратегии.
В документе отмечается рост зависимости украинского финансового сектора от мировых рынков — европейских и американского, а также увеличение влияния на Украину российского капитала. Регуляторы предлагают во главу угла поставить защиту национального бизнеса, поскольку глобализация предусматривает серьезные риски для экономики, связанные с деятельностью транснациональных корпораций, возможностью утраты суверенитета и обострением борьбы за инвестиционные ресурсы.
Согласно тенденциям мирового финансового пространства, в ближайшие 10 лет национальные финансовые рынки останутся в немногих странах, и их наличие будет одним из наиболее важных признаков конкурентоспособности экономик таких стран,- уверяют разработчики стратегии. Поэтому документ предусматривает ограничение доли присутствия иностранного капитала на финансовом рынке на уровне 50%. В частности, для страхового сектора предусмотрено внедрение поэтапного и взвешенного допуска на рынок иностранных страховщиков, основанного на взаимообмене информацией о деятельности страховщиков, их филиалов, посредников между Госфинуслуг, ГКЦБФР и регуляторными органами других стран.
Еще одним важным направлением развития финансовых рынков Украины является переход к новой модели регулирования, ориентированной не на анализ текущей деятельности финучреждения и выполнение ею финансовых нормативов, а на введение пруденциального надзора, базирующегося на рисках и стандартизированных процедурах управления ими и усилении контроля над собственниками финучреждений. Введение такого надзора призвано прогнозировать и предупреждать риски отдельных компаний (ликвидности, неплатежеспособности, операционные риски) и предупреждать риски всего рынка.
В целом изменение подхода к регулированию предусматривает унификацию норм и правил госрегулирования для всех финансовых рынков, разделение пруденциального регулирования и надзорных функций регулятора путем передачи части полномочий саморегулирующимся организациям (СРО). На фондовом рынке такой саморегулирующейся организацией является Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса (УАИБ), а на рынке негосударственных пенсионных фондов — Украинская ассоциация администраторов пенсионных фондов. Правда последняя не обладает полномочиями. На страховом рынке на статус СРО претендует Лига страховых организаций (ЛСОУ), а на рынке кредитных союзов — Национальная ассоциация кредитных союзов (НАКСУ).
Созданию саморегулирующихся организаций на остальных рынках препятствуют разногласия между участниками рынка и Госфинуслуг. Регулятор требует от СРО наличия гарантийных и стабилизационных фондов, разработки профессионально- этических норм деятельности, создания органов урегулирования конфликтов между участниками рынка (третейские суды). При этом, согласно стратегии, СРО будет предоставлено право контроля за деятельностью участников рынка вплоть до запрета на ее осуществление. Но претенденты на статус СРО пока не готовы к этому, а хотят ограничиться лишь сбором и анализом отчетности, а также разработкой внутренних правил работы на рынке.
Вторая причина, тормозящая создание СРО, — наличие на некоторых рынках нескольких ассоциаций, причем ни одна из них не объединяет даже половины игроков. А нередко ассоциации ведут между собой открытую информационную войну. К примеру, созданная недавно Федерация классического страхования вызвала на рынке множество разговоров о невозможности разделения рынка на классический и неклассический сегменты. В итоге учредители новой ассоциации и ЛСОУ перешли к взаимным обвинениям.
Подобная история имела место и на рынке НПФ, когда Национальная ассоциация НПФ и администраторов пенсионных фондов дважды получала отказ на предоставление статуса СРО. Участники этой ассоциации обвинили регулятора в лоббировании интересов другой ассоциации, получившей статус саморегулирующейся организации. Не получила статуса СРО и Национальная ассоциация кредитных союзов. Регулятор заявил, что готов предоставлять такой статус только той ассоциации, которая будет проводить постоянный финансовый анализ состояния кредитных союзов, иметь штат администраторов для проведения выездного мониторинга и введения временной администрации.
Поэтому вопрос было решено отложить, ведь предоставление одной из ассоциаций статуса СРО приведет к конфликту между регулятором и членами других ассоциаций.
К идее мегарегулятора
Третьим направлением реформы регулирования является создание мегарегулятора на основе Госфинуслуг, ГКЦБФР и департамента по банковскому надзору НБУ.
При этом стратегией предусматривается, что за Нацбанком должны быть сохранены полномочия, непосредственно влияющие на проведение денежно- кредитной политики.
Предполагается, что объединение должно происходить поэтапно до 2015 г. Уже в следующем году должен начаться процесс унификации требований к финучреждениям разных секторов. Потом планируется внедрить унифицированные подходы к управлению рисками финансовых учреждений разных сегментов рынка.
Эти подходы должны формироваться на основании базельских принципов, которые уже реализуются в рамках регулирования банковской деятельности. Эти принципы планируется расширить и на других участников рынка, в частности на КУА, страховые компании, кредитные союзы с учетом специфики их деятельности и осуществляемых операций. До 2015 г. планируется закончить работу по сближению законодательства о банкротстве и введении временной администрации всех финучреждений (банки, страховые компании, кредитные союзы, корпоративные инвестфонды, биржи, депозитарии, доверительные общества и НПФ).
Напомним, это уже не первая идея создания мегарегулятора на финансовом рынке страны. Появлялась она аккурат перед выборами, при этом в разном виде — создание мегарегулятора планировалось либо при участии только Госфинуслуг и ГКЦБФР, либо с привлечением НБУ. Рынок к таким заявлениям всегда относился с опаской. В последний раз такая идея появилась в правительственном проекте Назустріч людям, но в итоге от нее отказались как от несвоевременной.
Мировая практика свидетельствует, что существует несколько подходов к регулированию, и создание мегарегулятора при этом не является панацеей. К тому же некоторые европейские страны (к примеру, Венгрия) намерены отказаться от существования мегарегулятора и создать отдельные профильные ведомства.
К плюсам идеи создания мегарегулятора относится возможность ведения комплексного надзора за деятельностью финансовых конгломератов.
Характерной тенденцией современного развития финансового рынка является универсализация финансовых учреждений, диверсификация их услуг, сосредоточение деятельности по предоставлению всего спектра финансовых услуг в рамках многоотраслевых корпораций и конгломератов. Поэтому необходимо ввести централизованный контроль за всеми финучреждениями с точки зрения управления рисками и зависимости финучреждений друг от друга,- поясняется в документе.
В начале сентября Кабмин одобрил изменения к закону О финансовых услугах и госрегулировании рынков финуслуг. Согласно им, все финучреждения, подпадающие под контроль Госфинуслуг, обязаны информировать регулятора о своих собственниках и связанных лицах при создании, а также на этапе вхождения в капитал. Эти изменения стали частью идеи о контроле над деятельностью финансовых конгломератов из нескольких финучреждений (банк, СК, лизинговая компания, КУА), деятельность каждого из которых регулируют различные госинституты.
По сути, планируется создание двух регуляторов, один из которых будет формировать политику, устанавливать правила функционирования рынка, создавать стратегию развития. Второй регулятор будет непосредственно осуществлять регулирование. Создание мегарегулятора должно снять конфликты между разными регуляторами, когда, к примеру, у НБУ одно видение ситуации, а у Госфинуслуг или ГКЦБФР — другое. Хотя концентрация регуляторных функций в одном органе тоже подразумевает риски,- считает Павел Царук, председатель правления СК ТАС.
С другой стороны, концентрация регуляторных функций в одном месте позволит избежать эффекта домино при кризисе, когда банк, испытывающий финансовые проблемы, провоцирует проблемы у страховых компаний, с которыми он аффилирован или которые страховали его риски или его заемщиков. НБУ до того, как у Европейского банка реконструкции и развития возникли проблемы, не заявлял, что есть повод для беспокойства, и другие финучреждения продолжали работать с ним. И до сих пор никто не рассказал, деньги скольких компаний оказались заблокированы в этом банке.
Создание мегарегулятора будет иметь смысл только тогда, когда в нем будут профессиональные сотрудники, которые понимают специфику бизнеса,- уверяет Юрий Гришан, предправления СО Ильичевское.
Кроме того, в стратегии предусмотрена идея финансирования регулятора за счет участников рынка. По мнению господина Гришана, это позволит заинтересовать регулятора в отстаивании интересов рынка, управлении рисками, а не применении санкций.
О необходимости объединения ГКЦБФР, Госфинуслуг и НБУ свидетельствует, например, лоббирование страховщиками законодательных изменений, которые позволили бы передавать их резервы в доверительное управление КУА. В данном случае сталкиваются интересы двух регуляторов: поскольку деятельность компаний по управлению активами регулирует ГКЦБФР, Госфинуслуг не сможет контролировать качество размещения средств управляющей компанией.
Аналогичная ситуация с НПФ. Их регулирует Госфинуслуг, а КУА, размещающие средства участников этих фондов, регулирует ГКЦБФР. Не сомневаюсь, что принятие решений регулятором на основании большего массива данных даст хороший синергетический эффект,- говорит директор департамента надзора за деятельностью страховых учреждений Госфинуслуг Вадим Коломиец.
Заметим, созданию мегарегулятора препятствуют два фактора — политический и финансовый. Во-первых, при создании такой мегаструктуры высок риск того, что портфель ее руководителя станет предметом политического торга. Чем более политически независимым будет регулятор, тем лучше для рынка,- уверен Вадим Коломиец.
С таким мнением согласен и бывший руководитель департамента надзора за деятельностью КС Андрей Оленчик: Если этот орган будет создан под конкретного человека, это вряд ли хорошо отразится на регуляторных функциях госинститута. К тому же для объединения регуляторов необходимы дополнительные ресурсы, однако сколько именно — не скажет никто. Если просто слить штаты Госфинуслуг и ГКЦБФР, то дополнительных затрат не нужно.
Но для разработки ПО и информирования всех участников о процессе регулирования требуется много денег. Да и зарплаты работникам аппарата необходимо повысить соизмеримо с доходами, которые приносит государству работа регуляторов,- отмечает глава ГКЦБФР Анатолий Балюк. А идея финансовой поддержки регулятора участниками рынка достаточно сомнительна, ведь на примере любого рынка можно с уверенностью сказать, что ни одна ассоциация или СРО не объединяет даже половину участников рынка. Остальные не заинтересованы в участии в ассоциациях.
Все участники рынка сходятся во мнении, что, создавая мегарегулятора, не следует спешить. В условиях финансового кризиса объединять регуляторов опасно, ведь сейчас необходимо проводить слаженную политику поддержки финансовых рынков. В нынешней ситуации говорить об объединении регуляторов преждевременно. Сегодня они совместно с министерствами должны оперативно проводить согласованную политику по спасению финансового рынка. Через год- два, когда кризис минует, следует вернуться к идее мегарегулятора, но необходимо детально обсудить его инфраструктуру. Уверен, мировые рынки сделают выводы после этого кризиса и существенно изменят структуру и функции регулирования финансовых рынков. Поэтому и Украина должна будет прийти к другой организационной и функциональной модели регулирования,- говорит первый ампредправления НРБ Банка Владислав Кравец.
Стратегия развития финансовых рынков до 2015 г.
Банки
Стимулирование капитализации прибыли в банках, обязательное размещение акций на фондовых биржах.
Уменьшение внебанковского денежного оборота за счет внедрения современных технологий оплаты труда.
Развитие факторинга, лизинга, потребительского кредитования, ориентированных на малый и средний бизнес.
Внедрение эффективных механизмов контроля Нацбанком деятельности ФОН и ФФС.
Превращение банков в ОАО путем ограничения при выдаче лицензии на прием депозитов, открытия и ведения счетов физических лиц.
Повышение уровня ответственности руководителей и собственников банков за их стабильность и безопасность.
Поддержка процессов формирования бюро кредитных историй и деятельности коллекторских агентств.
Установление критериев оценки деловой репутации учредителей и повышение требований к покупателям акций банка.
Унификация процедуры взыскания предмета залога.
Усовершенствование механизмов ликвидации банков, создание института корпоративных ликвидаторов.
Страховые компании
Внедрение микрострахования для малоимущих.
Допуск лайфовых компаний к долгосрочному медицинскому страхованию.
Позволить страховщикам вкладывать в инвестсертификаты, пересмотреть ограничения к рейтинговым оценкам.
Разрешить страховым компаниям передавать активы в доверительное управление компаниям по управлению активами.
Создание фонда страховых гарантий по договорам страхования жизни.
Упростить доступ к рынкам иностранных ценных бумаг.
Внедрить стимулирующую налоговую политику для личного страхования, лайфового и инвестиционного страхования.
Перевести рынок на режим налогообложения прибыли.
Ввести регистрацию страховых агентов и аварийных комиссаров.
Кредитные союзы
Создать национальную систему стабилизации и финансового оздоровления кредитных союзов.
Ввести рефинансирование союзов.
Способствовать консолидации ассоциаций КС.
Повышение капитализации и ликвидности рынков эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций, в том числе правительственных).
Запуск рынка деривативов и сроковых контрактов на торговых рынках (энергетические и товарно-сырьевые ресурсы).
Внедрить механизм защиты миноритарных акционеров при слияниях и поглощениях.
Ввести понятие квалифицированный инвестор.
Ввести ответственность за манипулирование на рынке ценных бумаг.
Уравнять системные ставки к налогообложению доходов, полученных от владения ценными бумагами и банковскими депозитами.
Отменить НДС для профессиональных участников рынка, освободить от налогообложения эмиссионный доход.
Создать депозитарные расписки, которые смогут обращаться на иностранных рынках.
Дематериализовать ценные бумаги.
Создать центральный депозитарий и расчетно-клиринговое учреждение.