Архив метки: денежная эмиссия

Тимошенко рассказала, как НБУ печатал деньги

С 1 октября 2008 года Национальный банк Украины осуществил эмиссию в размере 40 млрд.грн. Об этом заявила Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сегодня на пресс-конференции.
Я должна сказать, что все, что связано с падением курса гривни, это специальные спекулятивные операции, которые планируются на валютном рынке Украины, которые организовываются при поддержке Национального банка и нескольких банков нашей страны. Мы с большим трудом достали информацию, которая во всех других странах является информацией публичной. К сожалению, украинский Национальный банк всю эту информацию сделал непубличной. Речь идет о том, что с 1 октября этого года НБУ проводит эмиссию — по сути дела, печатание денег. На сегодняшний день такая эмиссия составила более 40 млрд.грн., — сказала Ю.Тимошенко.
Премьер отметила, что эти деньги должны были бы прозрачно передаваться для коммерческих банков, в том числе и государственных, для того, чтобы покрывать недостаток средств и выплачивать людям депозиты.
Она также подчеркнула, что рефинансирование банков, по сути, распределение 40 млрд.грн. среди коммерческих банков Украины происходило таким образом, что главные финансовые потоки были сосредоточены на отдельных банках, которые входили в систему масштабных спекулятивных операций с курсом гривни.
ЛІГАБізнесІнформ
Тимошенко обещает парламенту очередную блокаду
Пока не будет рассмотрен вопрос об увольнении главы Национального банка Украины Владимира Стельмаха и членов правления НБУ, Верховная Рада не будет рассматривать ни один другой вопрос — фракция БЮТ за этим проследит. Об этом заявила премьер-министр Юлия Тимошенко на сегодняшней пресс- конференции в Киеве.
В связи с этим глава правительства потребовала от Президента Украины Виктора Ющенко внести представление на увольнение председателя Нацбанка Владимира Стельмаха в парламент, сообщает РБК-Украина.
MIGnews.com.ua

Тимошенко рассказала о скандале с банком Надра

Одна пятая эмиссии гривни была направлена на банк Надра, который, в свою очередь, направил эти средства на выкуп валюты по официальному курсу. Об этом заявила Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сегодня на пресс- конференции.
(Эмиссия составила, — ред.) 40 млрд.грн., а если точнее сказать, 40 млрд. 275 млн.грн. Имелось в виду также поддержать и реальный сектор экономики.
Но почти одна пятая часть этих денег была направлена на банк-банкрот, который был выкуплен за бросовые деньги — это 7 млрд. 100 млн.грн. было направлено на банк Надра, — сказала Ю.Тимошенко.
Премьер подчеркнула, что эти деньги аккумулировались в банке, а затем потом по курсу Национального банка Надра выкупал валюту.
Ю.Тимошенко отметила, что есть еще несколько банков, которые проводили подобные операции, однако она не назвала эти банки.
По сути дела, банк, который был приобретен за 60 млн. долларов, получил финансовые ресурсы, эмитированные Национальным банком, на сумму 7 млрд. 100 млн. Это скандал для банковской системы, это скандал для Национального банка, — сказала она.
В Украине готовится обвал доллара?
Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко уверена, что Надра Банк и НБУ готовят обвал доллара. Об этом глава правительства заявила сегодня на пресс- конференции.
Речь идет о том, что дальше — для того, чтобы такой банк как Надра Банк, за которым стоит известный господин Фирташ, который стоит и за Росукрэнерго, которое разрушило газовый рынок Украины — для того, чтобы они заработали побольше, сейчас необходимо обрушить курс доллара. Сегодня в таких банках, в том числе Надра Банке, почти миллиард долларов лежит и ждет того момента, когда гривня упадет и станет самой дешевой, которую можно получить в этой ситуации, — сказала Ю.Тимошенко.
Премьер отметила, что как только гривня упадет до минимума, такие банки выбрасывают на рынок валюту и покупают гривню. И потом запланировано укрепление гривни, когда они купят доллары, и только на одной сделке Надра Банка, за которым стоит, кстати, и администрация Президента, будет полмиллиарда долларов положено в карман. Это страшные операции, и эти операции практически на горе Украины, на кризисе. И сейчас необходимо признать, что, к сожалению, значительное количество людей в Украине пострадали на финансовом кризисе, — подчеркнула она.

Цифры недели

Вкладчики забирают вклады, а кредитов выдают меньше.
Глас народа 71,36%
Большие, выше 20% годовых, ставки по гривневым вкладам — это не повод нести деньги в банк. Так считают 71,36% проголосовавших на сайте Денег. 28,64% респондентов полагают, что такие предложения — это возможность заработать.
Вклады -4%
Вкладчики забирают вклады.
За ноябрь 2008 года в банках объем гривневых вкладов физлиц сократился на 4%, со 114 млрд. грн. до 109 млрд. грн. При этом доля депозитов в валюте в гривневом эквиваленте выросла на 18,7%, до 96,9 млрд. грн. (правда, только в результате курсовой переоценки).
Кредиты -1,4%
Кредитов выдают меньше.
В ноябре объем кредитов для населения в гривнах сократился на 1,4%, с 78,1 млрд. грн. до 77 млрд. грн. В иностранной валюте объем займов в гривневом эквиваленте, по данным НБУ, напротив, увеличился на 14,4%, до 96,9 млрд. грн.
Недвижимость -5,8%
Недвижимость дешевеет.
За неделю, с 5 по 12 декабря, на вторичном рынке средние цены на однокомнатные квартиры уменьшились на 5,8%, до $3016 за 1 м2. Двушки за неделю подешевели на 2,8% — до $3250,9 за 1 м2, трешки — на 4,8%, до $3223,5 за 1 м2.
Нефть +9,87%
Нефть подорожала.
12 декабря нефть в Нью-Йорке торговалась на уровне $45,52 за баррель — после провала в Сенате закона о помощи автопрому США. Перед этим, с 4 по 11 декабря, нефтяные фьючерсы в Нью-Йорке выросли в цене на 9,87%. 11 декабря баррель нефти в Нью-Йорке стоил $47,98. Нефть в Лондоне выросла в цене на 4,52%, до $47,39 за баррель.

Проминвестбанк ждет: национализация или Путин?

Секретариат Ющенко против российского капитала
Переход ПИБа в руки госбанков другой страны опасно для Украины, — эксперты
Национализация Проминвестбанка откладывается минимум до середины следующего месяца. Именно столько времени есть у собственников для того, чтобы провести рекапитализацию до визита представителей МВФ. Предыдущая попытка инвестора не удалась. Холдинг SLAV AG, совладельцами которого являются депутаты от Партии регионов Сергей и Андрей Клюевы, не выполнил обязательства перед НБУ. В попытке номер два примет участие российский государственный Внешэкономбанк. Это вызывает протест со стороны Секретариата Ющенко, который продолжает отстаивать национализацию.
Всю неделю вокруг ПИБа кипят страсти. Ожидаемое сообщение о национализации так и не появилось на сайте Нацбанка. 15 декабря об этом должен был объявить временный администратор Владимир Кротюк, но не смог. Оказался запертым в кабинете однопартийцами братьев Клюевых. А на следующий день вышел к журналистам уже с другой новостью. Инвестор рекапитализирует ПИБ за счет Внешэкономбанка. Но на идее национализации рано ставить крест.
Клюевы используют шанс
Суета с закрыванием в кабинете временного администратора вполне понятна.
Инвесторам во что бы то ни стало необходим еще один шанс получить банк без вмешательства государства. Цена вопроса 50% акций, которые в случае национализации переходят под контроль НБУ.
Холдинг SLAV AG, получая в управление 68% акций Проминвестбанка, брал на себя обязательства перечислить 900 млн. грн. в уставный фонд банка и разместить в нем кредиты и депозиты на сумму не менее 4,4 млрд. грн. Срок их выполнения продлевался неоднократно. Последний раз называлась дата 10 декабря. И снова господам Клюевым с помощью активных однопартийцев удалось убедить Нацбанк дать им еще один шанс.
На сей раз рекапитализацией будет заниматься российский государственный Внешэкономбанк (ВЭБ), наблюдательный совет которого возглавляет Владимир Путин. Как рассказал журналистам Кротюк, условиями меморандума предполагается, что ВЭБ предоставит средства акционерам ПИБа под залог их активов. Точную сумму временный администратор не назвал, средства должны поступить в начале следующей недели. На сегодняшний день ПИБ требует скорейшего заведения средств для того, чтобы возобновить свою деятельность, — заявил Кротюк.
Инвесторам следует поторопиться. На середину января запланирован визит в Украину представителя Международного валютного фонда. Одним из условий предоставления кредита Украине этой организацией было спасение Проминвестбанка. Если этого не будет сделано с помощью частных средств, Украина может национализировать банк, чтобы не лишиться кредита.
Национализировать нельзя продать
Вопрос о собственниках Проминвестбанка еще нельзя назвать решенным. Идея национализации разделила всех причастных к учреждению на два лагеря.
Оставить банк в руках частного собственника призывают братья Клюевы и их сторонники. Частное управление более эффективное, чем государственное, потому предпочтительнее найти частного инвестора, который не привлекал бы государственные средства, а занимался развитием банка на свой страх и риск, — высказал мнение интернет-газете СЕЙЧАС зампредседателя парламентского комитета по вопросам банковской деятельности регионал Владислав Лукьянов. В числе категорических сторонников национализации Виктор Ющенко и его окружение. Замглавы Секретариата президента Роман Жуковский считает договор между ПИБом и Внешэкономбанком способом затянуть процесс национализации. Единственный выход в этой ситуации быстро национализировать ПИБ. Для этого необходимо, чтобы Кабинет Министров Украины немедленно принял решение о вхождении государства в капитал банка, а Министерство финансов позаботилось о дополнительных эмиссиях, — заявил чиновник Секретариата.
По словам Жуковского, в случае развития такого сценария ЕБРР и Всемирный банк готовы профинансировать превращение Проминвестбанка в банк развития.
Хотя в украинском представительстве ЕБРР эту информацию опровергли. Как рассказал интернет-газете СЕЙЧАС ведущий советник ЕБРР в Украине Антон Усов, представители учреждения всего лишь провели встречу с руководителями НБУ и Минфина и получили для ознакомления документацию по Проминвестбанку. Мы продолжаем знакомиться с бумагами, которые нам предоставили. Принятие решения будет сложным процессом, тем более что банк вовлечен в схожие операции в Венгрии, Латвии, Грузии и Румынии, — заявил Усов. Скорее всего, в случае национализации банка правительству придется потратиться на его восстановление самостоятельно европейские учреждения пока в этом предприятии не заинтересованы. Зато весьма заинтересованы российские, что и вызывает страх у президентской стороны.
Путин нагнал страху
Опасения эти не напрасны. Интерес путинского банка к ПИБу возник не на ровном месте. Проминвестбанк имеет огромный опыт в обслуживании промышленных предприятий. В разное время его клиентами были Никопольский завод ферросплавов, Азовсталь, Криворожсталь, банк обслуживает крупнейших экспортеров. По мнению аналитика Международного центра перспективных исследований Александра Жолудя, нежелание президента пускать ВЭБ на украинский рынок вполне логично. Вопрос в том, насколько корректно позволять вхождение на рынок нашей страны не частного капитала, а капитала другого государства. В этом случае инвестор может иметь иной интерес, нежели просто получение прибыли. Переход какой-то части банковской системы в руки госбанков другого государства опасно для экономической системы, — рассказал эксперт интернет-газете СЕЙЧАС.
Противостояние вокруг банка не возникло бы, если бы частный иностранный банк был заинтересован инвестировать в ПИБ, соглашаются специалисты. Ведь треть капиталов украинских финучреждений имеет иностранное происхождение. Возможно, в следующем году эта доля станет больше.

Нацбанк повышает учетную ставку

Национальный банк Украины намерен повысить учетную ставку. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции в Борисполе председатель Нацбанка Владимир Стельмах.
Стельмах не уточнил, до какого уровня будет повышена ставка.
Глава Нацбанка добавил, что также будет существенно повышена стоимость кредитов рефинансирования.
Такие шаги, по словам Стельмаха, направлены на стабилизацию курса гривны и избежание спекуляций на валютном рынке.
На данный момент учетная ставка составляет 12%.
Стельмах также сообщил, что НБУ будет продавать доллары на межбанке по курсу 8,95 грн, а в пятницу — 8,7 грн.
Как сообщалось, Нацбанк повысил учетную ставку на 2 процентных пункта до 12% в апреле 2008 года.
Нацбанк поднимет учетную ставку, но будет печатать меньше денег
Национальный банк Украины существенно уменьшит изготовление новых денег и рефинансирование банков.
Как передает корреспондент УНИАН, об этом председатель НБУ Владимир Стельмах заявил после встречи с Президентом Украины Виктором Ющенко, министром финансов Украины Виктором Пинзеником и председателем НАК Нафтогаз Украины Олегом Дубиной.
По его словам, НБУ будет проводить более оптимальную, сдержанную монетарную политику. Это значит, что вопрос выпуска новых денег, рефинансирования и так далее, будет более ограничен, — сказал В.Стельмах.
Он отметил, что ранее НБУ закрывал проблемы банков, в которых шел большой отток валютных депозитов, но, по мнению председателя Нацбанка, уже прошло достаточно времени для того, чтобы банки сориентировались и осуществляли мероприятия по сдерживанию оттока депозитов.
Мы считаем, что уже пришел период, когда можно воздержаться от такого массового рефинансирования для закрытия их проблем текущей деятельности, — сказал В.Стельмах, добавив, что НБУ будет повышать цену нашего рефинансирования.
Цена нашего рефинансирования будет задействована по двум направлениям — это повышение учетной ставки, вторым направлением будет то, что банки должны закрывать свои проблемы текущими резервами через дополнительную эмиссию, сказал В.Стельмах.
Как сообщал УНИАН, 17 декабря руководитель Главной службы социально- экономического развития Секретариата Президента Украины Роман Жуковский подчеркнул, что коммерческие банки продолжают использовать средства рефинансирования для работы на валютном рынке.
У нас сегодня есть существенное несоответствие объемов спроса, которые подаются на рынок, и объемов валюты, которая фактически пересекает границу.
Таким образом, имеют место существенные спекуляции, — отметил Р.Жуковский.
Он также подчеркнул, что банки продолжают использовать средства рефинансирования для покупки валюты на межбанке, что отрицательно отражается на курсе национальной валюты.
Есть определенная зависимость между объемами рефинансирования, которые предоставляются Нацбанком, и валютообменным курсом. Потому у нас есть подозрение, что все-таки существует механизм, в соответствии с которым часть средств, предоставляемых банкам в виде рефинансирования, попадает на валютный рынок, и создает таким образом давление на курс, — сказал Р.Жуковский.
По мнению Секретариата, Нацбанк должен проводить рефинансирование комбанков только на уровне, необходимом для осуществления платежей, и ни на копейку больше.
Стельмах обещает неприятные для кое-кого меры
Председатель Национального банка Украины Владимир Стельмах заявляет, что НБУ будет применять жесткие меры для стабилизации курса гривни.
Как передает корреспондент УНИАН, об этом он сказал после встречи с Президентом Украины Виктором Ющенко, министром финансов Виктором Пинзеником и председателем НАК Нафтогаз Украины Олегом Дубиной.
В.Стельмах подчеркнул, что в среду, 17 декабря, НБУ выяснял спрос на валюту, в том числе и относительно расчетов за газ. Выяснилось, что те кросс-дефолты, которыми пугали нас, они снимаются, и у нас есть возможность определиться с теми интервенциями, какие мы будем осуществлять до конца года, — сказал В.Стельмах.
В то же время он подчеркнул, что будет осуществляться и ряд неприятных для кое-кого мер. Как пример, он привел ситуацию с Укртелекомом, который, по его словам, почти 4 года не распределял свои дивиденды. В.Стельмах рассказал, что сейчас Укртелеком заявляет, что будет распределять депозиты на сумму приблизительно 8 млн. грн. Это безусловно удар, который может спровоцировать безосновательную девальвацию курса, поэтому мы будем принимать меры — если так, то пусть он (Укртелеком) выводит свои дивиденды за все четыре года. Это я вам как пример говорю, — сказал В.Стельмах.
При этом он подчеркнул, что Нацбанк будет выходить на рынок с усиленными интервенциями.
Как сообщалось, Кабмин передал ОАО Укртелеком из управления Фонда госимущества в управление Министерства транспорта и связи и внес его в список предприятий, которые планируется приватизировать в 2009 году.
Кабмин также утвердил финплан ОАО Укртелеком на 2008 год, которым предусмотрено, что предприятие получит 7 млрд. 498 млн. 800 тыс. грн.
доходов в этом году, расходы будут достигать 7 млрд. 490 млн. 100 тыс. с прибылью 8,7 млн. грн.
Между тем, сегодня на межбанковском валютном рынке Украины торги по доллару США открылись следующими котировками 9,2500/9,6500 грн./долл., к 11:00 цены выросли до 9,5000/9,9000 грн./долл.

Нацбанк расплатится гривной

Владимиру Стельмаху грозит отставка
Глава НБУ Владимир Стельмах пообещал уже с понедельника изменить правила работы на валютно-кредитном рынке: ужесточить условия рефинансирования банков, повысить учетную ставку, отменить прямую продажу предприятиями валюты на межбанке и наказать банки, виновные в валютных спекуляциях. Но эти благие намерения не спасли Владимира Стельмаха от резкой критики со стороны Кабинета министров, совета НБУ и Верховной рады, которая создала комиссию по расследованию действий правления НБУ. Такой прессинг может закончиться отправкой Владимира Стельмаха в отставку еще в этом году.
Вчера утром в аэропорту Борисполь после встречи с президентом Виктором Ющенко, министром финансов Виктором Пинзеныком и председателем НАК Нафтогаз Украины Олегом Дубиной глава НБУ Владимир Стельмах пообещал сделать ряд жестких шагов. Он сообщил журналистам, что с 22 декабря вступит в силу решение правления НБУ об очередном изменении правил работы валютного рынка. На межбанковском рынке позволят торговать лишь банкам, которые будут покупать (продавать) валюту клиентов, тогда как с 4 ноября на прямой межбанк выходили предприятия и формировали реальный, а не спекулятивный курс доллара. Возвращение старой схемы, по мнению господина Стельмаха, должно снять валютные спекуляции.
Также в ближайшие дни Владимир Стельмах пообещал снизить объемы рефинансирования банков и гривневую эмиссию (по требованию МВФ монетарная база в 2009 году может вырасти всего на 11%). Уже пришел период, когда можно воздержаться от массового рефинансирования для закрытия проблем текущей деятельности,– сказал он. НБУ обещал ограничить кредитование банков двумя неделями еще 9 декабря. В тот день НБУ выдал банкам 270 млн грн на 294 дня, а 15 и 16 декабря – 160 млн грн и 400 млн грн на 361 и 59 дней соответственно. 17 декабря НБУ направил в банки бессрочно еще 6,23 млрд грн. Среди новых мер Нацбанка: повышение учетной ставки (сейчас 12%) и ставки рефинансирования (сейчас овернайты 18-20%). По данным господина Пинзеныка, овернайты подорожают вдвое.
Для выявления спекулятивных операций Владимир Стельмах намерен провести массовые проверки банков, которые должны вести себя корректно и в первую очередь удовлетворять потребности, связанные с экономическими процессами на валютном рынке, в том числе через наличный курс. Виктор Ющенко добавил, что проверка должна касаться также обоснованности проведения банками кредитных операций и соблюдения законодательства по обслуживанию депозитов: Я, как президент, заявляю, что в случае выявления нарушений эти банки должны быть лишены лицензии – кто на три месяца, кто на шесть, а кто – навсегда. По данным совета НБУ, валютной лицензии по результатам проверок регулятора могут лишить три небольших банка.
Несмотря на такие обещания, которые были вызваны резким скачком курса доллара до 10 грн/$, критика действий НБУ вчера усилилась. Я, как глава совета Нацбанка, не могу смириться с такой существенной девальвацией гривны, потому что она несет огромные риски для экономики, стабильности банковской системы и требует немедленных и жестких мер, которые нами были сформированы как рекомендации совета правлению,– сказал Петр Порошенко по итогам заседания совета.– Правление НБУ несет персональную ответственность за происходящее, имея все рычаги влияния для контроля ситуации в финансово-кредитной сфере. Среди предложенных мер – требование сократить сроки ввоза экспортерами выручки и обязательная продажа ее части.
В спланированной акции, приведшей к девальвации гривны, НБУ обвинила и премьер-министр Юлия Тимошенко (см. стр. 2). А 416 депутатов Верховной рады с голоса приняли постановление о создании следственной комиссии по проверке деятельности НБУ во время финансового кризиса во главе с членом совета Нацбанка Юрием Полунеевым, которая в месячный срок должна проверить НБУ вместе с Генпрокуратурой и СБУ. Мы будем стараться показать какие-то результаты быстрее, ко вторнику,– сказал Ъ глава комиссии. Среди аргументов спешки депутат Андрей Кожемякин (БЮТ) назвал то, что в понедельник курс будет 12 грн/$, а в четверг-пятницу – дефолт, который уже готовится. Во вторник президент планирует заслушать в парламенте отчет Владимира Стельмаха. По его результатам президент готов поддержать самые жесткие кадровые решения,– заявил глава секретариата президента Виктор Балога.

Неподконтрольность соблазняет,или На чем зарабатывает Национальный банк Украины

Согласно Конституции нашего государства (ст.99) основной функцией НБУ является обеспечение стабильности национальной денежной единицы — гривни. Закон Украины О Национальном банке Украины (ст.2) определяет НБУ особым центральным органом государственного управления.
Противоречия между Конституцией и Законом Украины О Национальном банке Украины
Прежде всего важно отметить противоречие между законом о НБУ и Основным Законом страны. Это главным образом касается места и роли центрального банка во властной иерархии страны, который конституционно обязан только обеспечить стабильность национальной валюты, а в действительности является никому не подконтрольным учреждением, которое вправе решать беспрецедентно широкий комплекс проблем и влиять на разнообразие процессов, непосредственно влияющих на национальную безопасность страны.
У нас есть все основания утверждать, что закон о НБУ наполнен таким содержанием и построен редакционно таким образом, что, с одной стороны, его особенности как центрального органа государственной власти сведены до абсолюта и являются беспрецедентными, с другой стороны, положение о том, что деятельность центрального банка Украины определяется другими законами, не взято во внимание в принципе, т. е. фактически проигнорировано. По смыслу прерогатив и привилегий, набором функций и полномочий законодатель вышел за пределы, определенные и очерченные содержанием статей 99 и 100 Конституции Украины. Нынче НБУ владеет беспрецедентным, с точки зрения мировой практики, правовым статусом.
Об этом свидетельствует, в частности, ст. 53 закона о НБУ Гарантии невмешательства, которая гласит: Не допускается вмешательство органов законодательной и исполнительной власти (подчеркнуто мной. — А. К.) или их должностных лиц в исполнение функций и полномочий Совета Национального банка или Правления Национального банка иначе, чем в пределах, определенных этим Законом. А согласно закону (ст.9) Совет НБУ разрабатывает, не согласовывая ни с парламентом, ни с Кабинетом Министров, Основные принципы денежно-кредитной политики и вносит их Верховной Раде Украины лишь для информирования. Совет НБУ сам разрабатывает и сам осуществляет контроль за выполнением Основных принципов денежно-кредитной политики. Если в цивилизованных странах центральные банки находятся в прямой подчиненности министерству финансов или государственному казначейству, то в Украине центробанк владеет абсолютной независимостью.
Именно из-за этого денежно-кредитная и валютная политика центрального банка настолько закрыта и непрозрачна, что фактически представляет собой черный ящик, расшифровать который недоступно ни парламенту страны, ни Кабинету Министров, не говоря уже об официальных контролирующих органах государства (Счетной палате, Контрольно-ревизионном управлении Украины).
Законодательно установленные льготы и преференции НБУ
Согласно ст. 5 Получение прибыли не является целью деятельности Национального банка. Чтобы в достаточной степени представить, какими уникальными возможностями по получению прибыли владеет НБУ и какими при этом пользуется правами, льготами и преференциями, просто перечислим то разнообразие деятельности и финансовых операций, которыми НБУ вправе заниматься и, по каким, в соответствии со статьей 42 закона о НБУ, имеет право устанавливать плату. У нас есть все основания считать, что скрупулезным анализом внесенных в закон разновидностей деятельности и операций (коммерческих по своей сути), которые активно и, необходимо признать, с пользой для себя осуществляет наш центральный банк, до сих пор никто не занимался.
Весьма важно обратить внимание на пункт 7 статьи 42: НБУ торгует на внутреннем и внешнем рынках без квотирования и лицензирования памятными и инвестиционными монетами из драгоценных металлов, также без лицензирования и за пределами каких бы то ни было квот покупает и продает банковские металлы, драгоценные металлы и камни и др. драгоценности. В таком же свободном режиме НБУ открывает собственные корреспондентские и металлические счета в зарубежных банках, покупает и продает валютные ценности с целью монетарного регулирования.
Довольно показательной, по признакам полной бесконтрольности (читай — безответственности), которой законно пользуется центральный банк, есть статья 50 закона о НБУ Внереализационные валютные доходы и убытки.
Процитируем ее ключевые позиции для того, чтобы представить те колоссальные возможности и свободы, которыми наделил себя центральный банк государства: Доходы и убытки Национального банка, связанные с изменением оценки активов и пассивов, представленных в виде банковского золота и иностранной валюты, специальных прав заимствования (СПЗ), в связи с изменениями курса иностранных валют и цены золота … не учитываются при расчете годового дохода Национального банка.
К сожалению, только в Украине имеет место фактическое присвоение центральным банком не только всего золотовалютного резерва государства, но и важнейшего общенационального актива — гривневой эмиссии. НБУ занимается рефинансированием коммерческих банков, имея от торговли гривней постоянную и ощутимую выгоду. На сегодняшний день вся сумма гривневой эмиссии не отражается на балансе НБУ как его финансовые обязательства перед государством. Наоборот, новорожденная гривневая масса (важнейший национальный актив) тут же фиксируется в пассиве баланса НБУ, т. е. в качестве собственных средств. Бесконтрольно, по своему усмотрению, торгуя сэмитированными деньгами, центральный банк постоянно получает гигантские прибыли, не делясь с государственным бюджетом.
Каждый мало-мальски осведомленный в экономике и коммерции человек, не говоря уже о парламентариях и правительственных чиновниках высокого ранга, может оценить те колоссальные легальные и теневые возможности, которыми сейчас эксклюзивно владеет центральный банк страны и его руководство. Этим, очевидно, объясняется жесткая борьба среди парламентариев за право быть членом Совета НБУ.
Принципиальный запрет финансово помогать государству на случай острой необходимости
Закон о НБУ был принят в тот период, когда Украина после перенесенной гиперинфляции безоговорочно подчинялась советам и требованиям МВФ и Всемирного банка. Именно под давлением этих последних и при всестороннем потакании парламентского лобби Украина законодательно отказалась от использования собственных эмиссионных ресурсов для решения общегосударственных проблем. Это было принципиальным условием предоставления так называемой помощи со стороны международных финансовых учреждений. Поэтому в действующем законодательстве заложен принципиальный запрет помогать государству на случай острой необходимости.
Так, закон о НБУ содержит статью прямого действия (с.54), которая запрещает центральному банку предоставлять прямые кредиты как в национальной, так и в иностранной валюте на финансирование затрат государственного бюджета Украины.
Для того, чтобы узаконить подобный источник своего дополнительного финансирования (которое, по сути, обескровливает бюджет государства), НБУ, в тесном партнерстве с МВФ, заставил украинскую власть принять нормативный акт высшей юридической силы — Закон Украины О реструктуризации долговых обязательств Кабинета Министров перед Национальным банком Украины (N 1697- ІІІ от 20 апреля 2000 г.), который, по нашему убеждению, жестко работает против национальных интересов. С момента принятия этого закона (ст.1) задолженность по отсроченным кредитам, предоставленным правительству за счет так называемой кредитной эмиссии, стабильно зачисляется на внутренний государственный долг Украины (выделено мной. — А. К.).
Если исходить из того, что государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности, то НБУ, осуществляя так называемую кредитную эмиссию, таким образом приобретает соответствующие права на общегосударственное имущество. Получается, что самый большой внутренний долг украинское государство накопило перед своим же Национальным банком. По здравому смыслу — это экономико-правовой нонсенс. Вот цена недопустимой безопасности со стороны законодателя.
Ни одна страна не будет процветать, если будет возлагать надежду на удовлетворение нужд собственного народа за счет внешних поступлений — как денежных, так и товарных.
Проблемы с размещением валютных резервов страны
В этом смысле логичен вопрос: где, наконец, те золотовалютные резервы, которые государство по всем правилам обязано всячески консолидировать и монопольно (с наивысшим КПД) использовать в интересах страны и общества? А нынешний финансовый кризис как раз и нуждается в эффективном использовании накопленных золотовалютных резервов для послабления негативных последствий для национальной экономики.
Как оказалось, вопрос слишком сложный для честного ответа со стороны центрального банка государства, и информация по нему настолько закрыта для украинцев, но не для МВФ и других заинтересованных зарубежных инстанций, что не остается ничего иного, как обратиться к интернет-источникам и другим СМИ.
Само бесконтрольное размещение валютных резервов, явно убыточное юридическое сопровождение этого крайне важного процесса привели к тому, что в 2008 г. с первыми же проявлениями мирового финансового кризиса, как информируют некоторые СМИ, как минимум 12 млрд. долл. США валютных резервов НБУ оказались замороженными, т. е. недоступными для украинского государства. Эта сумма оказалась на счетах обанкротившегося банка Lehman Brothers. А на счетах не очень известного американского банковского ритейлера Wachovіa (который вскоре был поглощен более сильным конкурентом — Wells Farqo) было сконцентрировано 1,25 млрд. долл. украинских валютных запасов.
Характерно, что договора по размещению золотовалютного резерва Украины были редакционно составлены под диктовку зарубежных консультантов (которые уже продолжительное время находятся в НБУ и Минфине), и соответствующие права украинского инвестора были подчинены зарубежному законодательству. Именно поэтому, как оказалось, в силу юридической доверчивости руководства НБУ зарубежным советникам и собственного финансово-правового невежества валютные резервы украинского государства не могут быть использованы в Украине во время самой острой необходимости.
Приведенные противоправные (даже по критериям здравого смысла) действия НБУ не являются каким-то единичным прецедентом. Украинский центральный банк неоднократно осуществлял сомнительные, если не сказать преступные, операции с золотовалютным резервом, которые нанесли ущерб финансовой безопасности Украины. Вспомним в этой связи результаты проверки Специальной комиссии Верховной Рады под руководством В. Суслова. Достаточно напомнить рискованное размещение почти всего государственного резерва в малоизвестном кипрском банке в 1997 году, когда на эти средства были приобретены украинские ОВГЗ с прибыльностью около 60 процентов годовых и не установлены до сих пор лица, которые, приобретя долговые обязательства Украины за ее собственные средства, присвоили не менее 400 миллионов чистой прибыли за счет отечественных налогоплательщиков.
В ноябре 1998 года в Верховной Раде Украины заслушивался вопрос о выявленном факте размещения значительной части валютных резервов НБУ в банке Креди Свисс Ферст Бостон (Кипр) Лимитед. Главное обвинение заключалось в том, что НБУ разместил 700 млн. долларов из своих валютных резервов в ненадежном банке, находящемся в оффшорной зоне (Кипр). В докладе представителя СБУ на заседании Верховной Рады отмечалось, в частности, что из всего состава учредителей этого банка есть сведения лишь об одном, которому принадлежит одна акция, а капитал банка не превышает миллиона долларов. Вопрос относительно того, для какой цели могли использоваться эти средства, какие операции с ними разрешалось осуществлять, какой объем могла составлять прибыль и кому должна принадлежать, не выяснился. Выводов из этих досадных фактов руководство НБУ так и не сделало.
Обманчивые надежды на очередной кредит МВФ
Обманчивы надежды высочайшего руководства страны, в том числе и НБУ, на абсолютно нестандартный кредит от МВФ. Ведь кроме тела кредита (16,5 млрд. долл. США) необходимо будет платить проценты (по плавающей ставке, но не менее 4-5 процентов годовых), что выльется в огромную общую долговую сумму — как минимум 100 млрд. грн. В то же время для предоставления консультационных услуг как правильно израсходовать деньги, полученные от МВФ, Украине предлагается подписать договор с американской компанией Blackstone Group, за услуги которой в течение года придется заплатить свыше 300 млн. грн.
Чтобы определиться, насколько украинское правительство и НБУ настроены защищать национальные интересы при получении кредита МВФ, следует проанализировать Меморандум МВФ о денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике на 2009 год, который (буквальный перевод с английского языка) подписало украинское правительство. Важно, с нашей точки зрения, акцентировать внимание на такую запись: Также мы намерены усилить независимость НБУ. С этой целью проведем реформу Совета НБУ, превратив его —
согласно оптимальной практике — в орган с более узкой, технической специализацией; продолжим срок, на который избирается Председатель НБУ; а также обеспечим большую степень финансовой гибкости для НБУ (долг правительства к НБУ будет оформлен ценными бумагами, все операции с ликвидностью будет централизовано в НБУ, а договор о перечислении в бюджет превышения доходов НБУ над расходами будет приведен в соответствие с оптимальной практикой. Не понятно, о какой оптимальной практике идет речь, поскольку в подавляющем большинстве цивилизованных стран с рыночной экономикой центральные банки имеют системно сформулированные обязанности, в частности, по регулярной отчетности перед парламентом страны, обязательным перечислениям, по меньшей мере 50 процентов полученных доходов в бюджет, а также четкую подчиненность исполнительной власти.
В действительности же украинское правительство не должно было брать на себя такие обязательства, поскольку согласно действующему законодательству оно не имеет никаких реальных рычагов влияния на НБУ; и об этом руководящие органы МВФ хорошо проинформированы. Другие комментарии — излишни.
Значительно лучше и выгоднее (и этот вывод является безоговорочным, если исходить из национальных интересов) осуществить собственную эмиссию на аналогичную сумму, но иметь при этом возможности для маневра, существенно не увеличивать государственный внешний долг, который уже сегодня (с учетом долгов корпоративных структур и кредита МВФ) превышает 120 млрд. долларов.
Обобщающие выводы
Верховная Рада Украины, как единый законодательный орган в стране, не может и не должна оставаться в дальнейшем только наблюдателем и констататором такого статус-кво центрального банка, при котором он делает, что хочет, а ответственность перед обществом несет Верховная Рада и правительство.
Исходя из этого, необходимо:
1. Безотлагательно внести принципиально важные изменения в Закон Украины О Национальном банке Украины, в первую очередь отменив ныне действующие ст.53 и ст.54.
Статья 53 не допускает вмешательства органов законодательной (Верховной Рады Украины) и исполнительной власти (Кабинета Министров Украины) в деятельность Правления и Совета НБУ. Это — беспрецедентно, учитывая практику рыночно цивилизованных стран, центральные банки которых подчинены министерству финансов или же государственному казначейству.
Статья 54 запрещает НБУ не только финансировать, но и предоставлять прямые кредиты на финансирование государственных бюджетных затрат. Таким образом, заставляет идти на внешние заимствования, игнорируя общегосударственные проблемы.
2. Усилить ответственность НБУ перед главой государства и парламентом страны, усовершенствовав редакцию пункта 1 ст. 9 и пункт 5 ст.51, которыми обусловлено лишь информирование Верховной Рады и Президента страны об Основных принципах денежно-кредитной политики, которые разрабатывает Совет НБУ и сам же контролирует их выполнение.
3. Изменить редакцию пункта 8 ст. 42, которая разрешает НБУ на свое усмотрение (в том числе и уполномоченным банкам), не согласовывая ни с Верховной Радой, ни с Кабинетом Министров, осуществлять зарубежные размещения золотовалютных резервов страны.
4. Обратить внимание на законодательную некорректность пункта 7 (ст. 42), которым разрешается фактически теневая торговля (без квотирования и лицензирования) банковскими металлами, драгоценными камнями, памятными и инвестиционными монетами из драгоценных металлов и другими ценностями.
5. Изменить редакцию ст. 5 закона о Нацбанке, четко записав об обязанности Центрального банка отчислять в государственный бюджет не менее 50 процентов полученного за текущий год дохода, как делает, например, Центробанк Российской Федерации. За все годы независимости НБУ считанные разы действительно вносил приличный вклад в бюджет.
6. Дополнить ст.34, которая предоставляет НБУ исключительное право эмиссии гривни, положением, четко указывающим, что первичная эмиссия является собственностью государства, а не центрального банка. Принципиально изменить эмиссионную политику НБУ, согласно которой выпуск гривни полностью обуславливается лишь притоком на украинский рынок долларов США.
7. Ввести налогообложение на виды коммерческой деятельности и услуг, указанных в статьях 7, 31, 42, 50, на которые НБУ имеет право устанавливать плату и снять ст. 4 и ст. 5, гарантирующие НБУ (под прикрытием законодательно формализованной константы о неприбыльной деятельности) налоговый иммунитет даже на его сугубо коммерческие операции.
8. Сейчас, когда назревает отказ от доллара как монопольного эквивалента в международных расчетах, необходимо согласовать и ввести новый порядок финансовых расчетов в мире (именно об этом заявили отдельные участники саммита Большой двадцатки), становится понятным, что сегодня Вашингтонский консенсус (так обычно называют МВФ) оказался стратегическим банкротом. Отказ от роли долларовой системы расчетов уже задекларировали экспортеры энергоносителей — Россия, Венесуэла, Иран, Аргентина. В подобных раздумьях находится Китай.
9. Поэтому национальные интересы Украины требуют активно переходить к заключению внешнеторговых договоров не в долларах США, а в евро и других перспективных валютах. Таким образом, есть все основания для того, чтобы золотовалютные резервы Украины, которые нынче содержатся в основном на зарубежных территориях и в американских долларах, необходимо территориально переориентировать и переводить в более перспективные валюты. Этими процессами должен безотлагательно заняться Национальный банк украинского государства.
Андрей Ковальчук, кандидат юридических наук, доцент.

Оптимистическая комедия

Юлия Тимошенко прогнозирует рост экономики
Вчера правительство пересмотрело макропрогнозы на 2009 год. Премьер-министр Юлия Тимошенко настояла на том, что экономика Украины в условиях кризиса вырастет на 0,4%, а инфляция упадет до 9,5%. Министр экономики Богдан Данилишин такой оптимизм объяснил ожиданиями улучшения ситуации на мировых рынках и повышения спроса на металл, а также результатами системных антикризисных мер. Принятие таких маловыполнимых прогнозов эксперты объяснили ожидаемой сменой состава экономического блока правительства.
Вчера Кабинет министров пересмотрел основные прогнозные показатели экономического и социального развития Украины в 2009 году. По словам министра экономики Богдана Данилишина, в основу их нового прогноза заложен оптимистичный сценарий развития экономики: реальный ВВП Украины вырастет на 0,4%, а не упадет на 5%, как это ожидают эксперты МВФ; инфляция, как в сентябрьских прогнозах, составит 9,5%, а индекс цен производителей увеличится на 12%. По словам министра, эти уточненные прогнозы – следствие реализации системных антикризисных мер правительства. В Кабмине рассчитали макропараметры, надеясь на улучшение динамики мировых цен и повышение спроса на металл. О каких антикризисных мерах идет речь, господин Данилишин вчера отказался рассказать Ъ. Министр финансов Виктор Пинзенык на звонки Ъ не отвечал. Руководитель службы обеспечения связей с Верховной радой и Кабмином секретариата президента Ян Берназюк, который был на заседании Кабмина, также не комментировал Ъ принятие макропрогнозов.
Неположительную оценку макропрогнозам дал руководитель главной службы социально-экономического развития секретариата Роман Жуковский, который заявил, что правительство планирует рост доходов бюджета на 86 млрд грн, размер фонда оплаты труда – 330 млрд грн, а курс гривны – 7,5 грн/$. По его мнению, если бюджет будет иметь традиционную социальную направленность, влияние кризиса будет лишь усугубляться, а финансировать статьи расходов будет не за что. Уже в декабре, по оперативным данным, Гостаможня выполняет по доходам 50% плана, а ГНАУ – 3%,– констатировал господин Жуковский.– Если социальный бюджет будет подан в Раду, то это будет свидетельствовать о том, что существуют намерения финансировать расходы за счет эмиссии. И если он будет принят, мы будем рекомендовать президенту не подписывать.
По мнению экспертов, появление такого макропрогноза – попытка не потерять политические очки в глазах потенциальных избирателей. Складывается впечатление, что слухи об отставке экономического блока правительства подтверждаются: они уже сидят на чемоданах, и у них горизонт планирования – это ближайшие несколько месяцев,– говорит аналитик Бюро экономических и социальных исследований Владислав Комаров.– Надеяться даже на небольшой рост глупо. Откуда появится потребление, если население в один момент обеднело, прекратилось кредитование и приток инвестиций на предприятия. При этом эксперты так и не смогли вспомнить ни одного антикризисного решения Кабмина, которое бы давало ему повод говорить хотя бы о небольшом росте ВВП. Даже при стабилизации ситуации на внешних рынках ожидать рост не приходится, ведь не нужно забывать, что у нас одно из самых энергоемких производств и есть Китай, который также активизируется,– считает генеральный директор Института бюджета и социально-экономических исследований Ирина Щербина.
Поэтому, ожидая роста ВВП, Кабмин изначально настраивает Гостаможню и ГНАУ на высокие планы по сбору налогов – и налоговики, соответственно, будут оказывать давление на предприятия, уверен директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. Такой оптимизм, по мнению экономистов, может привести к дефициту средств даже на защищенные социальные статьи уже в I квартале. Господин Юрчишин предполагает, что за счет более высокой инфляции будет компенсирован доход от снижения реального ВВП.
Рада сохранила льготное налогообложение с Кипром
Вчера в Верховной раде не хватило пяти голосов, чтобы принять закон О денонсации соглашения между правительствами СССР и Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (от 1982 года), так как его поддержали всего 211 депутатов. Это соглашение освобождает от уплаты налогов любые доходы, возникающие в Украине или на Кипре, в том числе дивиденды, проценты, роялти, доходы от отчуждения имущества. Документ позволяет резидентам Украины легально и без уплаты налогов выводить капитал за границу. Не голосовали блок Литвина, КПУ и Партия регионов. В Компартии объяснили отказ денонсировать соглашение тем, что его подписал СССР, а действующий президент Кипра – коммунист. Украина пытается заключить новую украинско-кипрскую конвенцию с апреля 1997 года. Очередную попытку отменить договор можно предпринять до 1 июля 2009 года, так как при денонсации договора страна обязана письменно сообщить об этом второй стране не позже шести месяцев до окончания года (см. Ъ от 12 июня).

Проминвестбанк сближается с Россией

НБУ позволит Внешэкономбанку спасти украинский банк
Нацбанк решил предоставить братьям Клюевым последнюю возможность получить полный контроль над Проминвестбанком (ПИБ). По словам зампреда НБУ Владимира Кротюка, народные депутаты подписали соглашение с российским Внешэкономбанком, который должен перечислить средства ПИБ для восстановления его ликвидности. В случае срыва этих договоренностей Минфину придется самостоятельно национализировать ПИБ, так как международные банки вряд ли заинтересуются проблемным банком.
Временный администратор ПИБ, заместитель председателя НБУ Владимир Кротюк вчера заявил о срыве дополнительной эмиссии акций ПИБ на 900 млн. грн. В последний день размещения акций – 8 декабря – средства за акции банка не поступили, – сказал он журналистам. – Правление Нацбанка 11 декабря приняло решение временного администратора о признании допэмиссии акций не состоявшейся. Накануне Владимир Кротюк не смог выйти к прессе, так как был заблокирован депутатами от Партии регионов, которые убеждали его отказаться от национализации банка и позволить народным депутатам Сергею и Андрею Клюевым получить контроль над ПИБ (см. вчерашний Ъ).
Депутатам, скорее всего, удалось смягчить вердикт НБУ. По словам господина Кротюка, Нацбанк рассматривает две схемы капитализации: первая – средствами Минфина, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР); вторая – средствами действующих акционеров ПИБ. Для этого может быть возобновлена предыдущая допэмиссия или объявлена новая, которую проплатит компания Slav AG господ Клюевых. Компания, по данным НБУ, через аффилированные структуры владеет 34% ПИБ, еще 34% банка, принадлежащих семье Владимира Матвиенко, находятся у нее в управлении. К 1 октября ПИБ имел уставный капитал в 200,175 млн. грн., занимая среди банков шестое место по активам (27,65 млрд. грн.).
При этом администратор банка сообщил, что братья Клюевы договорились с российским Внешэкономбанком о совместном оздоровлении ПИБ. Самого меморандума я еще не видел, но акционеры сказали, что речь идет о вливании Внешэкономбанком своих средств в Проминвестбанк, – заявил он, добавив, что средства поступят на депозитный счет банка, а не в капитал. Братья Клюевы должны были к 8 декабря обеспечить ПИБ депозит в размере 3,6 млрд. грн. Источник агентства РБК-Украина в НБУ утверждает, что средства Внешэкономбанк намерен направить в ПИБ уже сегодня. Руководство Slav AG вчера не комментировало заявление ПИБ, так как продолжало переговоры с инвесторами. А НБУ увеличил сумму кредита ПИБ на 1 млрд. грн. – до 7 млрд грн.
После заявления об участии Внешэкономбанка в оздоровлении ПИБ секретариат президента (СП) заявил о недопустимости такой трансакции. Это очередная попытка затянуть процесс, – цитирует заявление руководителя главной службы социально-экономического развития СП Романа Жуковского пресс-служба секретариата. – В этой ситуации единственный выход – быстро национализировать ПИБ. В таком случае ЕБРР и Всемирный банк готовы предоставить финансирование, в том числе для переформатирования его в банк развития.
Но, как выяснил Ъ, эти институты не планируют инвестировать в проблемный банк. Наши представители в понедельник встречались с Минфином и Нацбанком для изучения финансового состояния ПИБ, но никакого решения принято не было, – заявил пресс-атташе ЕБРР Антон Усов. Один из участников встречи предположил, что Минфин вряд ли рассчитывает на их поддержку. Необходимо быстрое решение, а наши структуры должны долго изучать ситуацию, – сказал он. – К тому же я не увидел, чтобы у Минфина и НБУ были конкретные предложения к нам. Мы просто посмотрели на документы.
Обе идеи НБУ относительно ПИБ эксперты подвергли сомнению. Бредовая идея сделать ПИБ банком развития появилась в Минэкономики, – сообщил Ъ источник в Кабмине. – Такой банк проще создавать с нуля с небольшим штатом, а не переформатировать крупнейшее учреждение. Это нужно только для того, чтобы вывести отделения ПИБ в другой банк. А в нежелании СП сотрудничать с Внешэкономбанком эксперты видят опасность перехода банка в собственность учреждения, набсовет которого возглавляет премьер-министр России Владимир Путин. Возможно, это была часть кулуарных межправительственных договоренностей по урегулированию задолженности Украины по газу перед Россией, – предположил вице-президент российского инвестиционного банка Траст Владимир Куцев.

Состоялась пресс-конференция главы временной администрации Проминвестбанка Владимира Кротюка. Приводим ряд заявлений.

Состоялась пресс-конференция главы временной администрации Проминвестбанка Владимира Кротюка. Приводим ряд заявлений.
О кредитной поддержке банка. НБУ принял решение о предоставлении ПИБу очередного кредита рефинансирования на 1 млрд.грн. Т.о., общая сумма кредитной поддержки банка на сегодня составляет 7 млрд.грн.
О допэмиссии акций. Эмиссия признана несостоявшейся. Решение об этом НБУ принял 11.12.2008г. В связи с этим НБУ отказался от реализации плана оздоровления банка за счет частных инвесторов. Возврат к этому варианту возможен в случае внесения ими 900 млн.грн. на увеличение уставного капитала и размещения в банке средств более чем на 4,4 млрд.грн.
О гос- и международном участии в капитале. Администратор планирует обратиться к Кабмину, ЕБРР и МФК с предложениями стать акционерами ПИБа.
О договоренностях с Внешэкономбанком. Новые владельцы ПИБа подписали соглашение с Внешэкономбанком (РФ) о внесении им на депозиты в ПИБе суммы не меньшей, чем была у банка до возникновения проблем с платежеспособностью.
Справка. 68% акций ПИБа сосредоточено в собственности австрийского холдинга SLAV AG (связан с депутатами Андреем и Сергеем Клюевыми).