Архив метки: бюджетная политика

С нового года в Украине начнется гривневый голод

После нового года в Украине возникнет острый дефицит наличной гривны, а это будет способствовать ее укреплению, считают банкиры и аналитики.
В январе и у населения, и у банков начнется гривневый голод, утверждает национальный секретарь украинского общества финансовых аналитиков Виктор Тыркало.
Я считаю, что сейчас пик курса, и после 15 января доллар потихоньку будет снижаться, но ниже 6 гривен он опустится не скоро, — отмечает аналитик.
В свою очередь правительство приступит к выполнению бюджета нового года, что будет требовать гривневых платежей и расчетов.
Печатать гривню точно не будут, — подчеркнул Тыркало. Банкиры подтверждают, что сейчас у 95% украинских финучреждений уже есть дефицит гривны.
Кроме того, в начале 2009 года спадет спрос на доллар со стороны НАК Нефтегаз Украины. До конца года, по оценкам аналитиков, для того, чтобы расплатиться с российским Газпромом за поставленный газ, НАК скупит на рынке еще около 2 миллиардов долларов, отмечает издание.
Специалисты сходятся во мнении: экономических причин такого падения гривны, какое наблюдается сейчас, нет.
Нацбанку нужно занять четкую позицию, поскольку все его заявления до сих пор оказались неподкрепленными. Вчера (во вторник. — ред.) он вышел на рынок с интервенцией, выставив курс 7,66 гривны за доллар. При этом НБУ настолько ограничил возможности покупки валюты, что эта интервенция практически не имела значения, — отметил заместитель председателя правления одного из банков Павел Крапивин.
Если Нацбанк не сможет усмирить курс, последняя надежда остается на рыночное урегулирование. По мнению Виктора Тыркало, коммерческие банки специально ничего не будут делать, чтобы вернуть курс назад, потому что им это в какой-то мере выгодно.

Вскрыта схема Балоги, Фирташа, Левочкина по вымыванию денег НБУ

Украинские стабилизационные кредиты уходили на обналичку в латвийский банк Левочкина и Фурсина?!

Continue reading

Пётр Порошенко:Банк — это как церковь

Курс доллара в 2009 году можно удержать на уровне не выше 8 гривен, считает глава Совета НБУ Пётр Порошенко. Но только в случае грамотной работы Нацбанка и других органов власти, а с этим как раз проблемы
— Как долго ещё будет расти курс доллара к гривне? Вы можете дать прогноз на ближайшие полгода?
— Могу, но не буду этого делать. Непрофессионально давать прогнозы, когда остаётся неопределённой львиная доля факторов, влияющих на курс национальной валюты. Сейчас в парламенте находится закон, который предусматривает повышение пошлин на все импортные товары. Следствием этого будет резкое сокращение импорта, а значит, падение спроса на валюту, благодаря чему сократится дефицит торгового баланса. Украинская делегация находится в Москве на переговорах по поставкам газа в Украину. Напомню, что на днях цена газа для Европы снизилась с $500 до $300 за тысячу кубометров.
Это даёт нам основания рассчитывать на приемлемую цену на российский газ в 2009 году. К слову, Украина резко сократила потребление газа этой зимой. К тому же резко упали цены на нефть. Всё это благоприятные факторы. Но вместе с тем мы имеем резкое падение объёмов украинского экспорта. Необходимо принять бюджет и антикризисные законы, которые защитят внутренний рынок.
Нужна внятная валютная политика НБУ. В этом случае мы удержимся в пределах 8 грн. за доллар.
— Президент и премьер заявляли, что 40 млрд. грн., которые Нацбанк направил на рефинансирование банков, на самом деле использовались для спекуляций на валютном рынке. Так ли это и кто нажился на валютных спекуляциях?
— Это заявления политиков. А я не политик и должен делать профессиональные заявления. Чтобы получить точную информацию, месяц назад Совет НБУ уполномочил меня обратиться к правлению Нацбанка с просьбой предоставить детальную информацию о перечне банков, получивших рефинансирование, основаниях получения, гарантиях возврата. Мы считаем, что правление использовало ряд экзотических инструментов, под которые рефинансирование выдаваться не могло, например акции банков. Но если у банка проблемы, то его акции ничего не стоят. А Нацбанк под эти акции пытался выдавать деньги государственной эмиссии. Мы также потребовали предоставить отчёт о политике валютных интервенций с перечнем банков в период массовой выдачи рефинансирования. Всё это необходимо для проведения монетарной политики и осуществления контроля за ёё исполнением, что является конституционной и законной функцией Совета НБУ. Но мы получили ответ: Сведений не предоставим. Такой же ответ правление НБУ направило и парламентской комиссии, созданной для расследования обстоятельств, которые привели к обесцениванию гривны.
Непрофессионально давать прогнозы, когда остаётся неопределённой львиная доля факторов, влияющих на курс гривны
— Почему же Нацбанк отказывается раскрыть эту информацию?
— Правление ссылается на мифическое положение о банковской тайне. Но Нацбанк должен защищать банковскую тайну клиента, гражданина, а мы спрашиваем лишь о том, как распределяются деньги НБУ, деньги государства в отношении коммерческих банков. Если банк боится, что информацию о получении им рефинансирования обнародуют, то не надо обращаться за деньгами. Или, наоборот, гордись, если обходишься без помощи НБУ. А у нас рефинансирование было превращено в безумие, в инструмент зарабатывания денег. Но этого не должно быть, никто не должен зарабатывать на рефинансировании.
— Свидетельствует ли отказ правления раскрывать информацию о коррупционных действиях НБУ?
— Я не могу утверждать, что коррупция имела место. Пока подтверждённых и доказанных фактов коррупции нет. Я говорю о том, что это непрозрачно, а значит, не вызывает доверия. А если действия НБУ не вызывают доверия у гражданина, то у общества будут проблемы. Ведь банк — это как церковь, которой должны верить все. Банки обязаны демонстрировать прозрачность.
— В последнее время муссировался вопрос о возможной отставке Владимира Стельмаха. Почему она до сих пор не произошла?
— Плохо, что он муссируется. Этот вопрос должен быть решён однозначно: или да, или нет. Вопрос подотчётности и ответственности руководителя Нацбанка находится в компетенции президента и парламента. Именно они могут решить судьбу председателя НБУ.
— Если вам предложат занять кресло председателя НБУ, вы готовы?
— Я никогда не рвался ни на какую должность, но никогда и не отказывался.
— Как вы относитесь к идее Минфина, который предлагает на месяц прекратить рефинансирование банков?
— Этот вопрос вообще не в компетенции Минфина. НБУ должен проводить рефинансирование банков, у которых возникают проблемы. Главное, чтобы у банка было под что получать эти средства. Но я не понимаю, почему банку, у которого разница между сроком возврата кредита и сроком, когда он должен отдать депозит, составляет два месяца, дают рефинансирование на год? Зачем это делается? Если у банка возникла проблема на сумму 50 млн. грн., почему ему дали 100 млн. грн.? А потом возникают основания для подозрений в нечистоплотности и попытке заработать на этом деньги. Ответы на эти вопросы должны снять любые дискуссии по поводу Нацбанка. Нацбанк — это священная корова, жена Цезаря, которая вне подозрений.
— Как вы относитесь к введению 100-процентного резервирования под валютные кредиты, то есть к фактическому запрету валютного кредитования?
— Это временная мера. Она касается только тех, кто не имеет экспортной валютной выручки, кому нечем возвращать кредиты. Если нечем возвращать, то и брать нечего. На самом деле эти нормы резервирования были приняты по рекомендации Совета НБУ. Мы это поддерживаем: нельзя, чтобы механизм валютных кредитов использовался банками для валютных спекуляций. Сейчас банки не выдают валютных кредитов на сторону — только инсайдерам. В этом может убедиться каждый — попробуйте взять кредит в банке. Я уверен, что откажут. Но на сегодняшний день валютное кредитование используется в качестве схемы: банки своим приближённым выдают валютный кредит, покупают у Нацбанка валюту якобы для возврата этого кредита и через два-три дня его закрывают. Увеличение резервирования до 100% будет сдерживать банки от игры на валютном рынке и стабилизирует ситуацию с курсом гривны.

Евро переоценен относительно доллара, как минимум, на 20%:WSJ

Продолжающееся укрепление евро усиливает негативные последствия финансового кризиса для экономики еврозоны, а также выдвигает на первый план появившиеся разногласия между странами-членами Евросоюза, пишет газета The Wall Street Journal. Так необходимое региону снижение курса евро может произойти в 2009 году.

Continue reading

С нового года в Украине начнется гривневый голод (МедиаПорт)

После нового года в Украине возникнет острый дефицит наличной гривны, а это будет способствовать ее укреплению, считают банкиры и аналитики.
Continue reading

Тимошенко могла остановить спекулянтов (Обозреватель)

Укргазбанк кредитовал тезку Росукрэнерго
Как и ожидалось, власть предержащие решили использовать финансово-экономический кризис в собственных политических интересах. Открытое противостояние премьера и Президента окончательно запутало всех, наблюдающих за историей взаимоотношений соратников оранжевой революции.
Continue reading

ВР может рассмотреть проект госбюджета-2009 на вечернем заседании

Верховная Рада может провести вечернее заседание, на котором будет рассмотрен проект государственного бюджета Украины на 2009 г., в случае, если он будет к тому времени доработан в бюджетном комитете. За соответствующее решение, принятое на согласительном совете во время перерыва в заседании парламента и озвученное председателем ВР Владимиром Литвином, проголосовали 243 депутата из 437 зарегистрированных в зале.
Также 243 голосами парламентарии приняли решение о продлении утреннего заседания ВР до окончания рассмотрения повестки дня: отчета временной следственной комиссии по расследованию деятельности НБУ в период кризиса, вопрос об увольнении председателя ФГИУ Валентины Семенюк-Самсоненко с занимаемой должности, а также проектов законов о временных следственных комиссиях и об игорном бизнесе.
www.rbc.ua

12 документов, вступающих в силу 1 января 2009г.

Сельхозпроизводителям
Факт. Сельхозпроизводители смогут выбрать спецрежим налогообложения НДС.
Новая редакция статьи 8-1 Закона об НДС предусматривает льготный режим обложения НДС для сельхозтоваропроизводителей-резидентов. Предприятие, у которого удельный вес стоимости сельхозтоваров (услуг) составляет не менее 75% стоимости всех товаров (услуг), может зарегистрироваться как субъект спецрежима.
Сумма НДС, начисленная на стоимость поставленных таким предприятием сельхозтоваров (услуг), полностью остается в распоряжении предприятия для возмещения суммы налога, начисленной на стоимость производственных факторов, а при наличии остатка такой суммы налога — с другой производственной целью.
Документ. Закон N 639-VI от 31.10.2008.
Бухгалтерам
Факт. Внесены изменения в Закон о доходах.
Изменения предусматривают расширение круга лиц, бесплатно получающих уголь и угольные брикеты, которые не включаются в состав общего среднемесячного или годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика (не подлежат отображению в его годовой налоговой декларации). В частности, работники угледобывающих и углестроительных предприятий; пенсионеры этих предприятий; инвалиды и ветераны войны и труда; лица, награжденные знаками Шахтерская слава или Шахтерская доблесть, а также семьи погибших шахтеров, получающие пенсии в связи с утратой кормильца.
Документ. Закон N 347-VI от 02.09.2008.
Застройщикам
Факт. Прием в эксплуатацию завершенных объектов строительства будет осуществляться по-новому.
Прием осуществляет комиссия, которую создает инспекция Госархстройконтроля.
Для этого заказчик объекта строительства подает в инспекцию письменное заявление, форму которого утверждает Минрегионстрой. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, значительно расширен, а инспекция имеет право вернуть документы, не соответствующие требованиям Порядка.
Проверка проводится на протяжении 10 рабочих дней с момента создания комиссии. На основании акта готовности в течение двух рабочих дней выдается свидетельство о соответствии объекта. Дата выдачи свидетельства считается датой принятия объекта в эксплуатацию.
Документ. Постановление КМУ N 923 от 08.10.2008.
Работодателям
Факт. Минимальная зарплата соответствует прожиточному минимуму для трудоспособных лиц.
Отныне, согласно ст. 95 КЗоТ, размер минимальной заработной платы устанавливается и пересматривается в соответствии со статьями 9 и 10 Закона Украины Об оплате труда и не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.
Отменена норма, согласно которой размер минимальной заработной платы мог пересматриваться при внесении изменений в Закон о госбюджете в зависимости от роста индекса цен на потребительские товары и тарифов на услуги по соглашению сторон коллективных переговоров.
Документ. Закон N 466-V от 14.12.2006.
Производителям алкоголя и табака
Факт. Запрещена внешняя реклама табака и алкоголя.
С 1 января согласно ч. 1, 2 ст. 22 Закона Украины О рекламе запрещается реклама средствами внешней рекламы:
1) табачных изделий и объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия;
2) алкогольных напитков и других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки.
Согласно ст. 5 Закона о рекламе в телепередачах запрещается использовать любую информацию рекламного характера, которая подается в виде дикторского текста и/или звукового сопровождения, о спонсоре — производителе алкогольных напитков.
Документ. Закон N 145-VI от 18.03.2008.
Плательщикам сбора за загрязнение
Факт. Сбор за загрязнения рассчитывается по-новому.
В случае отсутствия у плательщика сбора утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущения сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов сбор исчисляется в установленном порядке в десятикратном размере (ранее — в пятикратном размере).
Отчет подается и сбор платится:
— в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов — по месту нахождения стационарных источников загрязнения;
— в случае размещения отходов — по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов (ранее — исключительно по месту налоговой регистрации).
Документ. Постановление КМУ N 1050 от 03.12.2008.
Предприятиям
Факт. Статнаблюдения об охране воздуха подаются согласно новой Инструкции.
Госкомстат обновил Инструкцию, которая устанавливает порядок заполнения форм государственных статистических наблюдений об охране атмосферного воздуха N 2-ТП (воздух) Отчет об охране атмосферного воздуха (годовой и квартальный).
Эти формы подаются органу госстатистики респондентами, взятыми на государственный учет по объемам потенциальных выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу. Структурные подразделения этих предприятий подают отчетность отдельно от главного предприятия.
В формах N 2-ТП (воздух) не отображаются данные о выбросах от передвижных источников загрязнения — только от стационарных.
Документ. Приказ Госкомстата N 396 от 20.10.2008.
Экспортерам металлолома
Факт. Вводятся новые формы экспортных сертификатов качества на металлолом.
— N сЯ-1 — для таможенного оформления полуфабрикатов из лома легированных черных металлов и лома цветных металлов;
— N сЯ-2 — для таможенного оформления лома легированных черных металлов и лома цветных металлов.
Также вводится Инструкция о применении и хранении бланков документов строгого учета Экспортный сертификат качества.
Бланки сертификатов заполняются в трех экземплярах: для соответствующего подразделения таможенного органа, получателя товара (по его требованию этот экземпляр на обратной стороне заполняется на английском языке) и самого экспортера.
Сертификаты следует хранить 10 лет.
Документ. Приказ Минпромполитики, ГТСУ N 626/1091 от 03.10.2008.
Предприятиям
Факт. Об отходах надо отчитываться.
Вступает в силу форма первичной учетной документации N 1-ВТ Учет отходов и упаковочных материалов и тары и Инструкция по ее заполнению.
Первичный учет осуществляют юрлица всех форм собственности, видов экономической деятельности и организационно-правовых форм хозяйствования, физлица-предприниматели, в деятельности которых образовываются отходы и используются упаковочные материалы и тара.
Не включаются в форму данные о веществах, которые являются готовой продукцией, полуфабрикатах, предназначенных для дальнейшей переработки с целью получения готовой продукции, а также отходах, поступающих в водные объекты со сточными водами и выбрасываемых в атмосферный воздух.
Документ. Приказ Минприроды N 342 от 07.07.2008.
Бухгалтерам
Факт. В бухучете появится статья расходов на разведку полезных ископаемых.
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 33 Расходы на разведку запасов полезных ископаемых определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах на разведку и определение объемов и качества запасов полезных ископаемых и ее раскрытия в финансовой отчетности.
Нормы этого П (С) БУ применяют предприятия, организации и другие юридические лица независимо от форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений). Не распространяется Положение (стандарт) на этапы опытно- промышленной разработки месторождений.
Документ. Приказ Минфина N 1090 от 26.08.2008.
Бухгалтерам
Факт. Вступают в силу изменения в П(С)БУ 8 Нематериальные активы и в П(С)БУ 14 Аренда.
Нематериальными активами будут считаться немонетарные активы, которые не имеют материальной формы и могут быть идентифицированы. НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизации не подлежат. К НМА с неопределенным сроком полезного использования относятся те, в отношении которых предприятие не установило ограничения срока, на протяжении которого можно ожидать увеличения денежных средств от использования таких НМА.
Документ. Приказ Минфина N 901 от 08.07.2008.
Страховщикам
Факт. Страховщики, работающие с ОСАГО, должны ежедневно рассчитывать резерв незаработанных премий.
Согласно Порядку расчета резервов незаработанных премий, который проводится по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, страховщики, имеющие право заключать договоры ОСАГО, должны ежедневно рассчитывать и вести учет резервов незаработанных премий.
Объем резервов незаработанных премий определяется ежедневно по методу 1/365 (pro rata temporis) и рассчитывается по приведенной в Порядке формуле отдельно по каждому действующему договору.
Общий объем резервов незаработанных премий равняется сумме резервов незаработанных премий, рассчитанных по каждому договору.
Документ. Постановление КМУ N 671 от 23.07.2008.

http://kontrakty.com.ua

ВР вновь не поддержала проект госбюджета-2009

Верховная Рада вновь не смогла принять в первом чтении и в целом проект закона №3000 О государственном бюджете Украины на 2009 г.. За соответствующее предложение проголосовали 219 депутатов (ПР – 1, БЮТ – 155, НУ-НС – 44, КПУ – 0, Блок Литвина — 20) из 425 присутствующих в зале.
www.rbc.ua

Тимошенко могла остановить спекулянтов

Укргазбанк кредитовал тезку Росукрэнерго
Как и ожидалось, власть предержащие решили использовать финансово-экономический кризис в собственных политических интересах. Открытое противостояние премьера и Президента окончательно запутало всех, наблюдающих за историей взаимоотношений соратников оранжевой революции.
Их резкие, а все чаще оскорбительные высказывания в адрес друг друга, существенно притупили нюх электората и похоронили всякую надежду на возможность разобраться в том, кто или что стало основной причиной столь сложной экономической и финансовой ситуации в Украине. Каждое из звучащих в прямых эфирах заявлений шарахает нас от валютных спекуляций Ющенко и НБУ, провоцирующих в стране дефолт, к провальной экономической политике Тимошенко, пиарящейся на чужом горе. Найти в этих двух крайностях какие-то рациональные и объективные вещи уже не представляется возможным, потому как на первый план вышла исключительно политика.
И без того депрессивные настроения граждан, которые не перестают фиксировать социологи (шесть из десяти украинцев уже впали в панику), подогревают появившиеся в информационном пространстве свежие месседжи, касающиеся отставки главы НБУ, премьера, Президента. Магическое слово импичмент снова стало актуальным. Депутаты разных цветов и калибров не перестают просчитывать возможные варианты, а эксперты, составляя финансовые и политические прогнозы на будущий год, хватаются за голову.
Одним из героев вчерашнего информационного дня стал народный депутат Василий Горбаль. Так, в список пяти банков-коррупционеров, названных Тимошенко на последнем брифинге попал и Укргазбанк, связанный с именем этого небезызвестного регионала. Ситуация выглядит еще более пикантной, если учесть, что Горбаль не первый год является членом наблюдательного совета НБУ. Именно в силу этого обстоятельства наш разговор не ограничился рамками собственного финансового огорода депутата и ответных реплик в адрес премьера. На самом деле, у меня было достаточно оснований поинтересоваться в каком промежутке отрезка провальный премьер Тимошенко — коррупционер Ющенко поставит свою метку не просто политик, а еще и банкир Горбаль.
Признаюсь, что симбиоз этих статусов, осложненный не придуманным финансовым кризисом, дал надежду услышать не банальные заявления политика, а компетентные выкладки, за которыми стоит, прежде всего, ответственный финансист, дорожащий своей репутацией. Что из этого получилось, судите сами.
Про валютный курс, осведомленность Пинзеника и неведение Тимошенко
— Василий Михайлович, чтобы, по-вашему, произошло, если бы в нормальной цивилизованной стране премьер-министр обратилась к народу с заявлением, которое серьезно дискредитирует Президента, главу НБУ, а также целый ряд коммерческих банков, якобы вступивших в коррупционный сговор чреватый дефолтом финансовой системы?
— Я не могу назвать ни одной страны мира с похожей парламентско- президентской формой правления, где вообще могло бы произойти что-то подобное. Имею в виду ситуацию, когда премьер публично уходит в оппозицию к Президенту, главе Национального банка и т.д. По-моему, сейчас в Украине проходит некий эксперимент. В основе которого лежит весьма банальное обстоятельство — в момент кризиса всегда политически выгоднее уйти от ответственности. И если ты не успел вовремя покинуть насиженное место во власти, то, как оказалось можно стать оппозиционером и в кресле премьера.
На самом деле это абсурд.
Что касается следствий происходящего, то мы являемся свидетелями полного разрушения системы власти и государственной машины в Украине. Причем, заметьте, за год (!) до президентских выборов. Однако показательно, что в любой другой стране подобные вещи сразу бы нанесли сокрушительный удар по фондовому рынку, экономической ситуации и инвесторам. У нас же к подобным вещам уже привыкли, и каждая новая волна взаимных обвинений бывших соратников влияет разве что на набор очередных аргументов участников политических ток-шоу.
— Ну, не скажите… После резких заявлений Тимошенко доллар пополз вниз. И это веский аргумент ее команды. К тому же целый ряд экспертов сходится во мнении, что система власти это, конечно архи важно, но когда речь идет о глобальной коррупции, в результате которой народ обеднел в два раза, поход украинского премьера в оппозицию к Президенту — шаг вполне объективный. А как еще, по-вашему, должна была поступить Тимошенко, получив вполне конкретную информацию по тому же непрозрачному рефинансированию банков, и, не найдя понимания у Президента?
— В этой ситуации свое несогласие премьер могла выразить только публичным заявлением с последующим уходом в отставку. И это общепринятая мировая практика, а не мой или еще чей-то каприз. То есть премьер должна была занять четкую оппозиционную нишу, не цепляясь за кресло. Однако этого не произошло. Именно поэтому позиция Юлии Владимировны выглядит не вполне искренней, имеющей больше отношения к политике, нежели к экономике.
Вопрос: почему в пятницу в гостях у Шустера Тимошенко не сообщила народу, что министр финансов ее Кабинета господин Пинзеник присутствовал на всех совещаниях у Президента? В том числе и на двух последних в пятницу, когда Ющенко вел диалог с банкирами. Замечу, что риторика министра финансов на этих встречах в корне отличалась от риторики премьера. В силу этого обстоятельства сомнительно звучат и слова Тимошенко том, что правительство не было в курсе перспектив валютных позиций и политики Нацбанка.
Если же это действительно так, и Тимошенко все это время оставалась в неведении, то у меня напрашивается один еще более печальный вывод: в момент острого, как сама любит произносить Юлия Владимировна, финансового мирового кризиса премьер-министр страны не имеет налаженного диалога с министром финансов. О каком выходе из кризиса мы тогда можем вообще вести речь?! В этом же контексте довольно показательны еще два момента. Пинзеник не подписывает Бюджет правительства, и подготовку главного антикризисного документа берет на себя вице-премьер Турчинов! Премьер не приглашает главу НБУ на обсуждение макроэкономических показателей бюджета-2009! То есть получается, что все жизненно важные коммуникации разрушены, как внутри Кабмина, так и за его пределами.
— Повторяю, курс доллара после заявлений Тимошенко опустился. Или вы хотите сказать, что этому поспособствовали пятничные совещания Президента и Юлия Владимировна, зная ближайшую перспективу, по традиции первой надела тапки? На самом деле, это принципиальный вопрос. То ли у нас провальный и некомпетентный премьер, которая довела экономику до ручки. То ли — Президент коррупционер, решивший поиграть с курсом и заработать на выборы, вступив в сговор со Стельмахом и Фирташем. Кстати, с не чужим вам Укргазбанком тоже. По словам Юлии Владимировны.
— Сначала принципиально по курсу. Чтобы не говорила премьер, правительство и НБУ несут в этом вопросе солидарную ответственность. Как нельзя рассматривать банк без клиентов, так нельзя рассматривать и банки без экономики. Сальдо торгового и платежного баланса, импорт, экспорт, и многие другие показатели, касающиеся принятия решений в рамках регуляторной политики — все это солидарная ответственность Кабмина и НБУ. Результатом этой ответственности является стабильность или не стабильность национальной валюты, в том числе. Это, во-первых.
Во-вторых, если вы помните, разговоры по курсу начались с момента, когда был подписан Меморандум с МВФ. Уже тогда политики начали делать свои прогнозы на этот счет. Уточняю — в документе действительно была норма, касающаяся невозможности сокращения на 1 января 2009 года золотовалютного резерва более, чем на 4%.
— Переведите.
— То есть, нам сразу регламентировали ту сумму, которую НБУ может потратить на поддержание украинской гривны, посредством выхода на финансовый рынок с предложением иностранной валюты. Таким образом, НБУ, исходя из этой нормы, упрямо пытался каким-то образом спланировать свои интервенции на валютный рынок.
— Этим вы объясняете его выжидательную позицию и отказ выходить на рынок?
— В какой-то мере. И Кабмин прекрасно об этом знает, потому что именно Тимошенко ставила свою подпись под Меморандумом. К тому же от обязательности правительства также очень много зависело. Так, Кабмин должен был предоставить НБУ перечень неотложных платежей, для обеспечения которых НБУ необходимо было бы потратить часть своих золотовалютных резервов. Таким образом, у НБУ была бы возможность рассчитать, какая сумма в остатке пойдет на обычный межбанковский рынок. Я имею в виду миллиардный кредит по Укравтодору, а также платежи НАК Нефтегаз-Украина. Однако этого сделано не было. Что касается НАКа, то сумма не была понятна вплоть до заявлений Газпрома. Таким образом, впоследствии НАКу пришлось самостоятельно выходить на рынок и в качестве обычного игрока покупать валюту.
— И поэтому самому терять на курсе, негативно влиять на рынок и накапливать долги?
— Безусловно.
— Но такая ситуация очень выгодна тому же Фирташу, заинтересованному в срыве контракта с Россией и сохранении на рынке посредника РУЭ.
— Если рассматривать этот вопрос с точки зрения политики, то вы правы.
Однако, повторяю, исключительно своей халатностью правительство создало прецедент и, получается, позволило заинтересованным лицам манипулировать ситуацией и критиковать Кабмин. В вопросе Нефтегаза не может быть претензий к НБУ. Если бы Нацбанк хотел кому-то в этом вопросе подыграть, то вряд ли стал кредитовать НАК через Сбербанк.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ситуации с курсом нас очень сильно подвела практика отсутствия четкой коммуникации между всеми ответственными за финансовую систему и экономику ведомствами, а также неумение или нежелание оперативно реагировать на появляющиеся вызовы. В числе, которых был и Меморандум МВФ, который правительству надо было не только подписывать, но и искать пути оптимального и оперативного выполнения его условий. Мы же неделями на многочасовых совещаниях обсуждали и обсуждаем то, что в других странах решается за два дня с учетом принятия необходимой нормы закона. Вот взять хотя бы встречу с банкирами, о которой говорила премьер в пятницу. Она была три (!) недели назад. И где результаты этой встречи?
В-третьих, определенно негативную роль в этой истории сыграл и выброс информации о неликвидности золотовалютных резервов, которую НБУ по привычке не сумел своевременно опровергнуть. Что также подогрело рынок.
И, наконец, в-четвертых, напомню, что сам формат механизма действия межбанковского валютного рынка обсуждался при подписании Меморандума МВФ.
— Вы имеете в виду плавающий курс?
— Да. Что также способствовало скачкам доллара. И я сегодня ответственно заявляю, что если, подписывая Меморандум, этого не понимала Юлия Владимировна, то министр финансов, наверняка четко себе представлял объективное направление курсовой динамики. В этой связи можно спорить о сроках — все надеялись на постепенную девальвацию гривны, однако безапелляционно утверждать о том, что на рынке произошло что-то неожиданное и целенаправленно кем-то спровоцированное, как это делает сегодня премьер- министр, не совсем честно.
Про рефинансирование, стукачей и новую партию коррупционеров
— То есть, вы утверждаете, что все, что происходило на рынке, а именно — обесценивание национальной валюты до 10 гривень за доллар — объективный процесс, не связанный со спекуляциями и нарушениями? А как же 40 миллиардов напечатанных НБУ и розданных банкам в формате рефинансирования? Как же быть с 7-ю миллиардами, которые получила Надра Фирташа, и по словам Тимошенко, львиную долю этих средств направила ни на кредитование экономики и выплату депозитов, как предписывает МВФ, а на покупку валюты?
— Благодаря Юлии Владимировне рефинансирование банков, превратилось в некую сильно преувеличенную общественную страшилку.
— Ну, если сам председатель Совета НБУ Петр Порошенко заявляет, что не может получить на этот счет разъясняющие документы от главы НБУ, а Зеркало недели через несколько дней публикует этот секретный список, который взрывает рынок и подтверждает слова Тимошенко о миллиардах для Надры и Ко, то почему же рефинансирование не считать некой коррупционной страшилкой? Что было скрывать Стельмаху?
— Что касается заявления Порошенко, то это проблема не сегодняшнего дня, а долгая история взаимоотношений правления НБУ и его Совета. Существует коллизия между функциями Совета и недопустимости разглашения банковской тайны. Хотя, я считаю, что факт попадания этой информации в СМИ — в любом случае предмет внутреннего расследования НБУ. В данном случае должно волновать то, каким образом распечатка одного из счетов НБУ оказалась в чужих руках.
— Но чем оказались так опасны эти, как вы говорите, чужие руки, если они впоследствии только и сделали, что поспособствовали прозрачности процесса?
— Настаиваю на том, что как бы та или иная информация не была полезна рынку, ее несанкционированное попадание в СМИ или еще куда-то, чревато нарушением закона о банковской тайне. Это вопрос чистоты и надежности внутреннего документооборота главного финансового учреждения страны.
Никакой другой опасности действительно нет. И если НБУ впоследствии решит сделать эту информацию публичной — так тому и быть. Что же касается отношения банков к данному факту, то сработали стереотипы. Ведь если раньше государство помогало банку деньгами, то это считалось плохим сигналом.
Поэтому банки очень осторожно относятся к разглашению подобной информации.
Сейчас ситуация и механизм изменился, рефинансирование банков стало общепринятым инструментом поддержки ликвидности финансовой системы. Однако привычка не разглашать тайну рефинансирования у банкиров осталась. Вот и весь ответ.
Теперь непосредственно о рефинансировании и 7 млрд. Надры, которыми Тимошенко напугала всю страну. На самом деле, было вполне прогнозируемо, что первыми претендентами на рефинансирование станут банки которые:
а) лидирует в привлечении вкладов физических лиц;
б) имеют украинский капитал (а не иностранный);
в) имеют долги по внешнему заимствованию. Банк Надра входит в число таких банков, поэтому вполне мог рассчитывать на внушительную сумму кредита. И вопрос здесь может быть только в том, что банк Надра подавал в качестве обеспечения кредита. Однако, как мне известно, условия были для всех единообразны.
— Под какие условия получили 1,2 млрд. вы?
— Под залог имущественных прав по тем кредитам, которые выдавались банком.
Какие могли быть преференции у Надры я не знаю. Это закрытая коммерческая информация. И я бы очень не хотел, чтобы временная следственная комиссия занималась изучением кредитного портфеля того или иного банка. Мы так можем очень далеко зайти…
— Но информация уже разглашена.
— Я мало верю в то, что Надра некорректно вела себя на рынке. Однажды на одном из совещаний, когда резко выросло количество заявок на валюту, в числе покупателей действительно была заявка Надры. Однако после уточнения выяснилось, что ее сумма полностью совпала с суммой, необходимой банку для погашения внешнего заимствования в тот день.
Теперь, что касается Укргазбанка, почетным президентом которого я являюсь и, который в составе пяти банков попал в номинацию главных коррупционеров. Напомню, в ноябре этого года авторитетное международное рейтинговое агентство Standard Poors признало Укргазбанк самым информационно открытым банком Украины. По их рейтингу уровень финансовой прозрачности банка соответствует лучшим показателям транспарентности ведущих финансовых компаний мира. Замечу, что на этот рейтинг обращают внимания правительства всех стран мира, кроме нашего… Сразу же после того, как прозвучало заявление премьера я позвонил главе Государственного комитета по финансовому мониторингу Украины г-ну Черкасскому. Так вот, Игорь Черкасский, как и многие бютовцы очень долго передо мной извинялись. И, поверьте, у них на то было достаточно оснований.
Уже хотя бы потому, что в распоряжении премьера имеется государственный комитет с широчайшими полномочиями. Комитет, как и НБУ, ежедневно от каждого банка получает исчерпывающую информацию о финансовых операциях на рынке. Если сумма этих операций превышает 10 тыс. евро. Таким образом, господин Черкасский имеет широчайшую возможность ежедневно постукивать премьеру о происходящем на рынке. О валютных спекуляциях, незаконных конвертациях в том числе. Будь-то Надра, Укргазбанк или кто-то другой.
— Тогда почему Тимошенко, имея такого стукача, ждала момента, когда курс вырастет до 10, и только после этого вышла с публичными обвинениями?
— Наверное, это вопрос к самой Юлии Владимировне. На самом деле, ей достаточно было вызвать главу государственного комитета и сказать: Уважаемый, я не верю Стельмаху. Проверь тот-то и тот-то банк и компетентно поясни товарищам, что так не надо себя вести. Не поймут — будем принимать меры. Точка. А если к процессу подключить еще и налоговую администрацию, то, поверьте, любое финансовое нарушение замечается и устраняется очень быстро. Так что, у Тимошенко есть прямые рычаги влияния на валютных спекулянтов.
— Как вы думаете, почему вслед за Надрой именно пять названных Тимошенко банков (Альфа-банк Укргазбанк, банк Клиринговий дом, Єврогазбанк , Місто-банк, получивших рефинансирование, попали в черный список? Ведь деньги были выделены десяткам банков, в числе которых замечены и бютовские банки. В частности Финансы и кредит (Жеваго), Брокбизнесбанк (Буряк).
— Я не делю банки на бютовские и Партии регионов, как в равной степени и на банки с отечественным или иностранным капиталом. Они все работают в Украине и на них распространятся одни и те же правила. Уверен, что Ассоциация Украинских Банков в ближайшее время сделает резкое заявление в ответ на обвинения премьер-министра.
— Василий Михайлович, вы лучше расскажите, кредитовал ли Укргазбанк проекты бизнесмена с нашумевшей фамилией Фирташ? Вы вообще с этим господином знакомы?
— Уже знакомы. Мы познакомились на дне рождения Леонида Черновецкого. Что касается кредитования Укргазбанком его проектов, то мне об этом ничего не известно. Однако, могу предположить, по какой причине нас опорочили. Дело в том, что у Укргазбанка до недавнего времени был один клиент, который имеет не менее нашумевшее имя — Росукрэнерго.
— ???
— Попрошу общественность успокоиться. Компания, объединяющая сеть заправок —
полная тезка РУЭ, не имеющая никакого отношения к нашумевшим поставкам газа. Если мне не изменяет память, эта компания обслуживалась у нас с 2000- го года. Похоже, Юлию Владимировну просто подставляют. Знаете такой известный и довольно действенный прием — смешать все в кучу: правду, неправду, домыслы, совпадения… и заявить. А там как хотите, так и отмывайтесь. Однако, повторяю еще раз, подобные заявления можно делать только по итогам проверок вышеупомянутого комитета финансового мониторинга, НБУ, налоговой администрации. Как говорится, было бы желание и оперативная реакция.
Про временную следственную комиссию, поддержку металлургов и отставку Стельмаха
— Парламентскую комиссию уже созданную в ВР вы относите к подобному инструменту банковского надзора? Премьер настаивает на том, чтобы заслушать результаты ее работы уже в пятницу.
— Если судить по работе аналогичной комиссии по Киеву (расследование деятельности КМДА и Киевсовета), то, как мне известно, первая информация, которая была рассмотрена той комиссией, банальна была взята из Интернета.
Что касается деятельности этой комиссии, то депутаты предложили НБУ в течение трех часов предоставить информацию, касающуюся деятельности национального регулятора за 2007 год включительно. Боюсь, что это была изначально невыполнимая задача. Так что на качественный анализ при таких подходах вряд ли стоит надеяться. При этом есть еще одна проблема — банковская тайна, закона о которой никто не отменял. Я лично не знаю, как НБУ выйдет из этой ситуации. Возможны решения суда как в ту, так и в другую сторону. Так как любой из клиентов может подать в суд на банк, если информация о счете будет разглашена без его согласия или решения суда.
— Вы будете подавать в суд?
— Еще не решил.
— А у Фирташа, уже подавшего иск против премьер-министра Украины в Британский суд, по-вашему, есть шанс?
— Понимая объемы банка Надра, я могу утверждать, что заявление ЮВТ о том, что только 100 миллионов пошли на компенсацию вкладов, а все остальное — на покупку валюты, сильно преувеличено. Так что, шанс наверняка есть.
— Возвращаясь к проблеме курса, замечу, что коммерческие банки проявили некую слишком и молчаливую позицию, солидарную с НБУ. А вам не кажется, что если бы банкиры вовремя начали говорить, указывая на ошибки, как правительства, так и НБУ, ситуация могла бы развиваться иначе?
— Кажется. Однако у нас менталитет такой, что банкир всегда старается от любой проблемы уйти в сторону и пережить ее без эмоций. Тем более публичных.
— Деньги любят тишину.
— Это действительно так. Мы привыкли молчать. Дабы были спокойны наши клиенты. Однако сейчас ситуация меняется и финансисты стали понимать, что надо открываться. В отношении же публичной критики регулятора, так это вообще нонсенс для украинской постсоветской банковской системы. Однако случаи с судами в отношении отмены ряда постановлений НБУ были. Черновецкий любил этим заниматься.
Что касается нынешней ситуации, то наблюдалась слишком быстрая динамика курса. Поэтому критика регулятора если и была, то в рамках совещаний, которые обещали стать системными. Однако таковыми не стали.
— И в этом слабость банковской элиты?
— Я бы назвал это не слабостью. Скорее, неготовностью действовать в новых условиях оперативно, мобильно и настойчиво.
— Когда я слушала Тимошенко, а потом известного российского финансового аналитика г-на Илларионова, поймала себя на мысли, что на ситуацию в Украине в профессиональных кругах смотрят совершенно по-разному. В том числе и на обрушившийся курс доллара. Так, если команда Тимошенко настаивает на необходимости укреплять гривну, то Андрей Илларионов советует не сильно давить на Президента и НБУ, а подумать над тем, что можно пойти и совсем другим путем — намеренной девальвации гривны.
— У нас каждый политик, особенно депутат, считает себя профессионалом во всех отраслях экономики. Что же касается разговоров, что нам нужно объединить всех профессионалов, я всегда думаю о том, как объединить диаметрально противоположные подходы этих профессионалов. Дискуссия существует всегда. Однако Украина отличается от других стран тем, что у нас дискуссия бесконечная, без принятия какого бы то ни было решения.
Нормальные же люди решение принимают и выбирают какой-то единый путь. Пусть в итоге даже ошибочный.
— Но пройденный.
— Совершенно верно. Подход, который содействует девальвации гривны с точки зрения курсовой поддержки базовых отраслей, являющихся основой украинского экспорта, действительно есть. И направлен он на компенсацию низкой конъюнктуры мировых цен.
— Это вы сейчас про металлургические комбинаты Ахметова говорите?
— Про все то, что мы сегодня экспортируем. Что можно поддержать за счет курса. Это общий подход вне зависимости от фамилии собственника того или иного предприятия. Он принят и в России, и за рубежом. Однако есть и другое мнение, которое подразумевает фиксированный курс. На самом деле до сих пор идет дискуссия, что такое для Украины гибкий курс. И может ли он быть для нас приемлем вообще? Для многих подтверждением того, что у нас такого курса быть не может, является существование таких клиентов, как НАК и пр. с большими неожиданными заявками на приобретение валюты. Я тоже придерживаюсь мнения о необходимости устойчивого регулируемого курса в Украине. Так как валютный рынок у нас еще не развит. Впрочем, как и законодательство этого направления.
— И все-таки скажите, НБУ успел поддержать металлургов за счет курса? Подозрения такие в СМИ высказывались.
— Кто конкретно из металлургов ощутил прелести скачка курса, мы сможем понять только тогда, когда увидим, кто из металлургов получил валютную выручку в последний месяц, и кому удалось реализовать свою выручку по высокому курсу. Однако, я вполне допускаю, что многие экспортеры даже не успели воспользоваться этой преференцией. Слишком мало было времени.
— Как вы думаете, сколько времени понадобится парламенту для того, чтобы отправить в отставку Стельмаха?
— Более правыми я все-таки считаю тех, кто на всякий случай задается вопросом: если не Стельмах, то кто? До сих пор в парламенте идет дискуссия на предмет существования коалиции и количества ее голосов. Однако это уже второй вопрос после того, решится ли на отставку Стельмаха Ющенко? Но даже если Президент примет такое решение, рисков достаточно.
На самом деле, мы можем дать миру сигнал этой отставкой, а потом, не найдя компромиссной кандидатуры, зависнуть в совершенно неопределенной и опасной ситуации. К тому же, есть еще МВФ, который обязательно захочет встретиться с кандидатом на пост главы НБУ. Интересно КПУ будет голосовать за кандидатуру, имевшую тет-а-тет с капиталистами МВФ?
— Так будет отставка или нет?
— По-моему, Президент довольно четко заявил о своей позиции.
— Но и Тимошенко не менее четко дала понять, что в случае отказа Ющенко внести новую кандидатуру в ВР, парламент обойдется без Президента. Похоже, ваша фракция может поддержать эту настойчивую инициативу. Судя по заявлениям лидера.
— Это будет неконституционно.
— Даже если таким образом на пост главы НБУ выдвинут Горбаля?
— Мне кажется, что любой кандидат откажется от такого пути. Здесь стоит вопрос взаимоотношений не только с банковской системой, но и с финансовыми институтами на международном рынке. И вообще, сомнительное назначение вредит репутации любого нормального человека. Тем более профессионала.
Выдвинуться на этот пост таким образом, может согласиться только безответственный политик.
Про партию, чужих скелетов и перевыборы дублем
— Василий Михайлович, как вы сегодня можете охарактеризовать ситуацию, в которой оказалась ПР?
— Партия Регионов застыла в позиции оппозиции.
— Вот именно, что застыла. Там же действовать надо.
— Сейчас на политической арене другие основные действующие лица. Как вы уже успели заметить, из шкафов активно вытаскиваются скелеты производства 2004- го года. Информационный эфир заполонили некие трогательные ретроспективы оранжевой революции: кто за чьей спиной тогда стоял, кто шел впереди…
Полагаю, что, наблюдая за всем этим, общество не может не понимать, что в Украине стартовала жесткая президентская кампания. Нам в этой ситуации приходится просто считать потери каждой из сторон. А еще — достать из загашника старый-престарый лозунг: А мы же говорили…
— А вам не кажется, что это несколько ущербная позиция — наблюдать за тем, как рушится что-то у кого-то, и самому в это время не развиваться?
— Ну, я бы не сказал, что внутри нас ничего не развивается.
— Пока более всего заметно развитие внутрипартийных конфликтов по линии Янукович — Ахметов — Левочкин (Фирташ). Особенно после очередного провала переговоров с БЮТ, который организовал Виктор Федорович.
— На счет развития, одна небольшая ремарка. В парламент внесены десятки антикризисных законопроектов от ПР. И даже. Если они не принимаются, то среди законопроектов предлагаемых коалицией часто встречаются копии наших оригиналов. Что, безусловно, не может не радовать.
— Каким вы видите дальнейшее развитие событий? Четвертая попытка ПР и БЮТ объединиться будет? Или судя по последним категорическим заявлениям Януковича, предложившего своим непосредственным конкурентам уйти в отставку, нас ждут перевыборы дублем. По-видимому, весной после социальных бунтов. А если быть совсем точным, после того, как ПР и БЮТ решат эту проблему конституционным большинством голосов.
— Все может быть. Может сложиться такая ситуация, когда в Раде будут голосоваться на сто процентов непроходные у Ющенко законопроекты. Президент будет их ветировать, а все дружно придут к выводу, что выхода нет — только перевыборы, импичмент… Или что там еще можно придумать?
— Бюджет?
— Именно он может стать началом эскалации очередного витка конфликта.
— За какой бюджет вы не будете голосовать?
— Очень трудно голосовать за бюджет, который не поддерживает даже министр финансов действующего правительства. Я думаю, что обсуждение бюджета априори приведет либо к перевыборам, либо к переформатированию ВР и каким- то другим иным решениям. Я не исключаю и очередного бракосочетания соратников.
— Вот я тоже на досуге думала над этим. Ведь, как ни крути не верти, а нынешняя ситуация оказалась сильно выгодна исключительно Регионам. Кризис гонит ЮВТ из власти. Однако идти на выборы ей было бы удобно, разделив ответственность с Регинами (основным конкурентом) в формате какого-нибудь широкого спасительного правительства. Иначе вы вооружаетесь социальными бунтами и… выигрываете. Спасительного правительства с конституционным большинством, как известно, не получилось. А значит в этой истории антивыборным тылом для ЮВТ может стать только Президент, которому выборы сейчас не нужны. С его-то тремя процентами рейтинга. Так что, похоже, что рановато соратники горшки побили. Что скажите?
— Как известно, в украинской политике нет ничего невозможного. Однако я верю, что как бы не складывались дальнейшие отношения премьера и Президента именно Партия регионов сможет консолидировать конструктивные силы. При этом, придя к власти конституционным путем, не прибегая к организации и управлению социальными бунтами. Угроза их возникновения, и так велика и не требует вмешательства ни одной из политических сил. Наоборот, надежда, что в стране есть, кому навести порядок, реально может снизить температуру социального напряжения.