Архив метки: банкротство

Банковские хитрость, кнут и пряник

Пока НБУ пытается скрыть истинное положение дел в финансовой сфере, коммерческие банки придумывают новые приманки и капканы для вкладчиков…
Не верь глазам своим! И Нацбанку…
Одним из главных информационных пунктов ежемесячного отчета НБУ Основные тенденции кредитно-денежного рынка в ноябре 2008 года, подаваемым до этого всегда в предельно понятной форме, являются показатели объемов депозитов в национальной валюте физических и юридических лиц. В соответствующих ежемесячных сведениях Нацбанка по октябрь этого года включительно всё было весьма просто: указывались величина гривневых депозитов и сумма (или проценты) их прироста или уменьшения за отчетный месяц. В ноябрьской же сводке всё было подано в таком запутанном виде, чтобы мало кто смог разобраться — выросли ли в этом месяцы объемы гривневых депозитов (и насколько) или уменьшились?
Так, резюмирующая запись гласит: Общий объем депозитов в ноябре увеличился на 2,4% — до 338.9 млрд. грн.. Однако перед этим сообщается, что вклады населения в ноябре уменьшились на 4,6 млрд. грн., а депозиты юридических лиц в ноябре уменьшились на 2,1% — до 132.1 млрд. грн. (сумма, на которую уменьшились гривневые депозиты юрлиц, почему-то не указывается, и приходится для ее расчета открывать сведения за октябрь).
Не правда ли — арифметический парадокс? Депозиты и физических и юридических лиц уменьшились, а общий объем депозитов вырос?
Впрочем, шила в мешке не утаишь — разгадать этот ребус от Нацбанка весьма несложно. Просто в общую сумму депозитов были вдруг включены депозиты в СКВ в гривневом эквиваленте, а курс доллара в ноябре повысился — из-за чего увеличилась и общая сумма. На самом же деле гривневые депозиты физических и юридических лиц уменьшились в прошлом месяце на 7,4 млрд. (в октябре — на 9,2 млрд.). И именно это обстоятельство руководство НБУ хотело бы скрыть.
Причина столь странных действий Национального банка совершенно понятна. Ему очень не хочется признаваться в том, что соотечественники не доверяют гривне и продолжают забирать свои деньги из коммерческих банков. Вот Нацбанк и хитрит, надеясь, что народ перестанет паниковать и снова понесет деньги в банки.
Рассказали же мы об этом отнюдь не для того, чтобы лишний раз покритиковать руководство НБУ, а чтобы акцентировать внимание на остроте проблемы. Ведь если население и бизнес будут и дальше изымать деньги с вкладов, то уже очень скоро это выльется в банкротство банков и еще большее ухудшение ситуации в стране.
Хочешь забрать свои деньги — плати!
Естественно, всё это прекрасно осознают сами коммерческие банки, и обстановка заставляет их выискивать все новые формы работы с клиентами — с тем, чтобы уменьшить отток депозитов и привлечь новые вклады. В этом плане хочется выделить два новшества последних недель, демонстрирующие подходы банкиров по принципу кнута и пряника.
Принцип воздействия, в частности, кнутом ряд коммерческих банков внедрили в виде взимания комиссии за выдачу депозитов (например, на прошлой неделе Укрпромбанк взимал 1,5% в момент возврата вклада). Таким незаурядным способом банки пытаются отговорить клиентов забирать свои деньги.
Однако считать данный метод безупречным не приходится. Вводя комиссию, банки могут получить выгоду за счет того, что лишь немногие из уплативших её обратятся в суд. Еще ряд вкладчиков вообще могут передумать снимать депозит, дабы не вносить за это плату, предпочтя переждать до лучших времен. Но в любом случае введение комиссии за выдачу депозитов, как показывает анализ законодательства, не совсем правомерный шаг, что может отрицательно сказаться на имидже банка.
Естественно, какая-то часть граждан таки обратится в суды, а закон на их стороне. Без согласия вкладчика банк не может взыскать с него комиссию (отсутствует воля одной из сторон). В то же время не возвратить вклад он не имеет права (ст. 1060 ГК). Поэтому все средства, забранные им в качестве комиссии, можно квалифицировать как безосновательно приобретенное имущество. А согласно ст. 1212 ГК, такое имущество должно быть возвращено законному собственнику даже в том случае, если основание, на котором оно было приобретено, со временем отпало.
Пришла мода на недельки
Весьма эффективным может стать другое новое веяние на банковском рынке, относящееся уже к категории пряника. Речь идет о введении многими банками депозитов на очень короткий срок.
Уже в ноябре львиная доля депозитов размещалась на короткие сроки — на 3-6 месяцев. Большим спросом также пользовались вложения на 14-45 дней, активно рекламируемые финучреждениями с середины ноября. В декабре же банки фиксируют повышенный интерес к семидневным вкладам (неделькам), которые они начали предлагать совсем недавно.
Объясняется вдруг проснувшаяся любовь украинцев к коротким вкладам очень просто.
В период нестабильности процентная ставка отходит на второй план. Наиболее интересным для клиента оказывается возможность свободного доступа к средствам или фиксирование ставки на короткие сроки с автоматической пролонгацией. К тому же, если летом разница в ставках по коротким и длинным вкладам доходила до 5-6%, то сейчас проценты по ним практически сравнялись.
Эксперты уверены, что в декабре-январе именно краткосрочные вклады будут пользоваться повышенным спросом у населения. Банкиры допускают увеличение ставок по гривневым депозитам на 1-3 месяца — на 0,5-0,8% годовых, при этом, вероятнее всего, доходность по годовым вкладам вырастет лишь на 0,2- 0,5%.
На успокоение вкладчиков направлены также другие новые предложения банков: конвертация гривневых вложений, а также премии за продление сроков вкладов.
Ну, и практически все банки заманивают новых клиентов очередным ростом ставок, которые за последний месяц поднялись еще на 1-2% годовых. В результате максимальная заявленная доходность по годовым депозитам в гривне достигла 26%, в долларе — 17% и в евро — 16% годовых.
Как видим, банки в последнее время резко активизировали свою работу по привлечению средств населения. И понять их можно. В минувший четверг Центр София опубликовал результаты опроса, проведенного с 2 по 11 декабря.
Исследование показало, что 76,9% опрошенных не верят заявлению президента В.Ющенко о том, что вкладчикам украинских банков не следует беспокоиться за свои депозиты. И лишь 1,7% сказали, что полностью доверяют, а 12,2% — скорее доверяют этому заявлению главы государства. Комментарии здесь излишни…

То, что делает НБУ, требует клинического обследования

Советник министра экономики, бывший главный валютчик Нацбанка Сергей Яременко рассказал i, что нужно сделать для стабилизации курса и восстановления доверия к банковской системе.
Вопрос: Почему политика НБУ способствует не стабилизации ситуации, а еще сильнее загоняет экономику в яму кризиса?
Ответ: Время экспертных оценок действий НБУ, с профессиональной точки зрения, закончилось. Никто не успевает оценить тот или иной кульбит НБУ, а тем более уразуметь смысл и направленность вороха документов, который исходит из этого учреждения. Если все, что делает регулятор — серьезно, то это уже хуже, чем непрофессионализм и требует клинического обследования. Если они это делают преднамеренно, то это преступление, и оценка совсем не дело экономистов. Поэтому политикой такие действия называть трудно.
Это набор инстинктивных действий, которые носят противоречивый, а часто и взаимоисключающий, характер, они еще больше загоняют ситуацию в тупик. Это полное банкротство подхода в финансовой политике монетарных властей. Понимание того, что он находится в идеологической ловушке, заставляет НБУ вести агрессивные действия на валютном и денежном рынках, чтобы хоть как-то погасить ситуацию. Это проявляется и в выступлениях советников, теоретиков, которые пытаются убедить страну, что кризис — это хорошо, это очищение.
Не добавляют только, очищение чьих карманов, и для кого это очищение путей к коррупционным сделкам. Им трудно признаться в том, что монетарные подходы борьбы с кризисом неизбежно переводят активность банковской системы исключительно в финансовый инструментарий, совершенно забывая об экономике. В таких условиях банки не могут выполнять свою основную функцию — кредитование экономики. Все их помыслы заняты борьбой за ликвидность по пути спекуляциями на валютном рынке. Эта борьба не может продолжаться бесконечно, так как без поддержки забытой ими экономики банки рухнут через два-три месяца.
В: Почему?
О: Потому что сюрпризы продолжаются. Кто может объяснить мотивацию НБУ, два дня покупавшего валюту на рынке? У нас что, цель — удержать курс доллара на достигнутом уровне? Возвращать его к докризисному уровню не нужно? Разумного объяснения никто дать не сможет, даже в самом Нацбанке. Одновременно при кризисе ликвидности банковской системы Минфин и НБУ делают все в направлении сжатия денежных агрегатов. Но и этого мало. Они выносят предложения о необходимости поднятия повышения ставки рефинансирования.
Отсюда вывод: чем усерднее будут проводить свою политику Виктор Пинзеник и Владимир Стельмах (министр финансов и глава НБУ.— і), тем быстрее экономика и банковский сектор будут двигаться к краху. Указанные руководители не могут поменять свои подходы к выходу из кризиса, а мы никогда не сможем выбраться из нынешней ситуации и все дальше будем входить в пике. Циклические стабилизации, которые достигаются запугиванием руководства банков и перекрытием кислорода во имя стабилизации курса, неизбежно будут приводить к остановке предприятий.
В: То есть основной вред для экономики несет в себе политика дефицита гривни, проводимая НБУ?
О: В условиях, когда все страны снижают ставки рефинансирования практически до 0%, чтобы оживить экономику, мы не даем своей ни гроша и к тому же повышаем ставшую бесполезной учетную ставку. Поэтому повышение учетной ставки до 20% ничего для реальной экономики не означает, так как ресурсы на межбанке сегодня стоят почти 80-100%. Курс доллара в этих условия может опускаться и в итоге стабилизироваться.
В: На каком уровне?
О: Курс может дойти и до 6 грн./$1. Но не потому, что это экономически обоснованный курс, а потому что ни у населения, ни у бизнеса в условиях экономичного спада не будет ресурса для его покупки. Это, в свою очередь, будет означать, что мы довели экономику до ручки, а население — до полного безденежья. Но в такой ситуации совершенно нельзя начать выход экономики из кризиса. Подход порочен потому, что спасать гривню нельзя, убивая экономику. Для кого мы ее спасаем? Отсюда вывод: менять походы необходимо немедленно. Ибо это чревато огромными угрозами для государства.
В: Как остановить падение гривни и стабилизировать ликвидность банков?
О: Самая большая угроза сегодняшней ситуации — это отсутствие кредитования реального сектора, что недопустимо в условиях мирового спада. Основной причиной этого является дестабилизация курса и снижение ликвидности банков. Они не могут выполнять функцию кредитования экономики. Отток вкладов — по причине девальвации гривни и потери доверия к банкам. Поэтому снимают гривню, покупают валюту, но при этом она уходит под матрасы. Тоже происходит с валютными депозитами. Граждане у НБУ стали спекулянтами и поэтому валюту он им не продает. То есть население и корпоративный сектор — враги Нацбанка. Выход — в изменении позиции НБУ. Необходимо объединить желание населения и цели регулятора.
Другого выхода при ослабевшей гривне быть не может. Мы дошли до точки, когда необходимо вводить не очень популярные меры ради избежание системного банковского кризиса. И заключается эта норма в том, что если гражданин Украины хочет избавиться от национальной валюты и купить иностранную, то сможет он это сделать только в безналичной форме, т.е. зачисляя ее на свой личный счет в коммерческом банке. И при условии невозможности ее снять в течение минимум трех месяцев. Таким образом мы замыкаем рынок снятия депозитов в гривне на банковскую систему.
В: Как быть с валютой, которая уже перекочевала из банков в депозитные ячейки?
О: Необходимо заставить людей вернуть эти деньги в банковскую систему. Для этого, во-первых, необходимо разрешить вывод валюты из Украины в наличной форме только в пределах $500. Те, кто хочет вывести большую сумму, должны предъявить на таможне справку о том, что эта валюта была снята со счета в банке. Но, чтобы не допустить однодневных операций (положил-снял), необходимо добавить норму, которая позволяет снимать со счета для зарубежной поездки только половину имеющихся на счете валютных средств. Вот вкратце основные меры по отношению к населению.

Госдума проголосовала за закон завершающий банкротное законодательство

Госдума одобрила новый законопроект о банкротстве, в котором установлен порядок саморегулирования деятельности арбитражных управляющих. Документ О внесении изменений в ФЗ О несостоятельности (банкротстве) внесен 28 февраля 2005 правительством, принят во втором чтении 19 декабря 2008, сегодня его одобрили в окончательном третьем чтении 353 депутата, 92 было против, передает корреспондент Полит.ру в Госдуме Лев Файнберг. Председатель Комитета по собственности Виктор Плескачевский пояснил, что этим законом мы завершаем банкротное законодательство.
Коммунист Николай Коломейцев выступил в протестом против принятия закона, за который коммунисты голосовать не будут, потому что люди, которые занимаются законодательством в этой сфере, это злостные враги нашей страны.
Он назвал фамилии Чубайса, Кириенко, Христенко, Гайдара. Коммунист считает, что нужен закон о национализации.
Максим Рохмистров (ЛДПР) поддержал закон, но отметил, что он не решает всех проблем, в частности, основным кредитором предприятий выступает налоговая инспекция, убивая предприятия, которые могли бы выжить.
Закон, по замыслу авторов, направлен на устранение ряда пробелов базового закона, выявленных в ходе правоприменительной практики. Предусматривается уточнить основные понятия: несостоятельность (банкротство), должник, кредиторы, конкурсные кредиторы, арбитражный управляющий и др.
Уточняются также требования к арбитражным управляющим, их права, обязанности и ответственность арбитражного управляющего, а также положения об обязательном страховании ответственности арбитражного управляющего.
Указанные требования приводятся в соответствие с положениями Гражданского кодекса, регламентирующими обязательное страхование гражданской ответственности. Уточняются положения о саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СО АУ) в части их прав и обязанностей, механизма приема, выхода и исключения членов, процедур реорганизации и ликвидации, обеспечения открытости и доступности сведений из реестра АУ, являющихся членами саморегулируемой организации. Устанавливается порядок использования способов обеспечения финансовой ответственности, соотношение обязательного и дополнительного страхования ответственности, компенсационного фонда.
Определяется последовательность источников возмещения ущерба, причиненного деятельностью АУ. Конкретизируются положения, регламентирующие формирование и использование компенсационного фонда. Предлагается сформировать и определить порядок деятельности Национального объединения СО АУ, основная задача которого заключается в создании стандартов образования и деятельности саморегулируемых организаций. Уточняется участие государства в процедурах банкротства. Допускается возможность погашения третьим лицом налоговой задолженности с переходом к такому третьему лицу прав кредитора.
Предусматривается формирование и ведение Единого реестра сведений о банкротстве, в т.ч. в электронной форме.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ. Приказ от 21.11.2008 г. № 715 Об утверждении Порядка рассмотрения и подачи предложений хозяйственному суду о кандидатурах арбитражных управляющих

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ. Приказ от 21.11.2008 г. № 715 Об утверждении Порядка рассмотрения и подачи предложений хозяйственному суду о кандидатурах арбитражных управляющих
(Зарегистрирован в Минюсте 16.12.2008 г. под № 1197/15888)

Читать далее МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ. Приказ от 21.11.2008 г. № 715 Об утверждении Порядка рассмотрения и подачи предложений хозяйственному суду о кандидатурах арбитражных управляющих

Тотальный передел

Летом 2009 г. на продажу за бесценок выставят украинские банки, строительные компании и металлургические заводы. Возможные покупатели — Ринат Ахметов, Сбербанк России и западные инвестфонды
Экономический кризис — это время, когда большая рыба съедает маленькую, — писал французский экономист Эрнест Мандель в середине ХХ столетия. Спустя полвека можно наглядно убедиться в его правоте: в Украине начинается новый виток концентрации капитала.
По дешёвке
Кризис создал крайне противоречивую ситуацию. С одной стороны, иностранные капиталы бегут из Украины. Привлекательность страны для инвесторов упала. Украина была и остаётся страной с повышенным риском, — отмечает национальный менеджер GRAWE Group в Украине Роман Дэнис.
С другой стороны, стоимость активов сейчас до неприличия низка: акции отечественных компаний обесценились в 3-10 раз. Сейчас, когда для многих компаний как никогда остро стоит проблема возврата долгов, сильные игроки со свободными средствами уже рассматривают возможности покупки конкурентов, — отмечает руководитель департамента компании Concorde Capital Виталий Струков.
Наибольшее количество сделок эксперты прогнозируют в банковском секторе, недвижимости и строительстве, ритейле и сельском хозяйстве и металлургии. И хотя проблемы у бизнеса есть уже сейчас, пик сделок по слиянию и поглощению, скорее всего, придётся на середину и вторую половину 2009 года.
Никому не хочется продавать фирму за бесценок из-за долгов, — объяснил Фокусу член правления крупного банка. — Но к весне-лету будущего года запас прочности многих компаний и банков будет окончательно исчерпан.
Длинным рублём
Наиболее интенсивно процессы слияний и поглощения будут проходить в банковском секторе, — считает главный аналитик компании Галт энд Таггарт Секьюритиз Богдан Кочубей. По его мнению, правительство станет помогать только самым крупным банкам, остальным придётся продаваться на самых невыгодных условиях.
В беседах не под диктофон банкиры признают, что многие украинские банки уже банкроты. Но чтобы не подогревать панические настроения вкладчиков, Нацбанк сглаживает реальную ситуацию, — отмечает аналитик компании Тройка Диалог Евгений Гребенюк. По его словам, испытывают сложности те финансовые учреждения, которые выдали много кредитов в ненадёжные проекты в недвижимости. Проблемы также у небольших банков, тесно сотрудничавших с металлургическими компаниями.
До весны станет понятно, кто выживет, а кто — нет, — сказал банкир, попросивший не называть его фамилию. Он считает, что волна банкротств не затронет государственные и дочерние иностранные банки. Их владельцы, крупные международные финансовые группы, не бросят их без поддержки, поскольку это будет ударом по репутации групп, — отмечает банкир.
Банкиры признают, что многие украинские банки уже банкроты. Но чтобы не подогревать панические настроения вкладчиков, Нацбанк сглаживает реальную ситуацию
Основные кандидаты на продажу за бесценок — мелкие банки. НБУ на них фактически махнул рукой, а сами они не выживут, — заявил Фокусу аналитик крупной инвесткомпании. Покупателями могут выступить российские госбанки — Внешторгбанк (ВТБ) и Сбербанк, которые не скрывают желания расширять присутствие в Украине. Тем более что, когда начался кризис, эти банки получили доступ к огромным ресурсам правительства и Центробанка РФ.
Потенциальными инвесторами могут выступать и западные фонды частных инвестиций. Несмотря на кризис, они сидят на деньгах и должны их вкладывать, — считает Богдан Кочубей. Времена, когда украинские банки приобретались иностранными финансовыми группами по цене в 3-4 капитала, остались позади. В последнее мгновение благоприятной конъюнктурой воспользовался мэр Киева Леонид Черновецкий, который в феврале 2008 года продал свой Правэкс-Банк итальянской группе Intesa Sanpaolo за $750 миллионов, — отмечает Евгений Гребенюк.
Теперь, по оценкам аналитиков, цены на банки упали в десятки раз, и ориентиром будет коэффициент 0,2-0,3 капитала. Исходя из этой цифры, тот же Правэкс-Банк оценили бы в 25млн. евро. Металлолом
Среди металлургических предприятий первые кандидаты на поглощение — компании без собственной сырьевой базы и те, кто мало вкладывал в модернизацию и переоборудование. Комбинаты СКМ, ИСД и АрселорМиттал Кривой Рог обновляли производственные мощности. А вот ММК им. Ильича и Запорожсталь этим не занимались, поэтому могут и не пережить зимы-весны 2009 года, — полагает Евгений Гребенюк.
Аналитик компании Millennium Capital Виталий Хандельды добавляет к списку кандидатов на продажу и активы Индустриального союза Донбасса. Главная проблема всех трёх компаний — недостаток собственного сырья. ММК им. Ильича ошибочно сконцентрировался на социальных проектах и непрофильных активах, вкладывал большие деньги в приобретение сети аптек, страховых компаний, магазинов и сельхозпредприятий. Если бы эти средства направляли на модернизацию, сейчас комбинату было бы легче, — говорит г-н Гребенюк.
Наиболее вероятным покупателем эксперты называют компанию СКМ Рината Ахметова. У них есть средства, на покупку ММК им. Ильича точно хватит, — уверен Виталий Хандельды. — СКМ также может выступить покупателем активов ИСД, поскольку между этими двумя структурами никогда не прекращались переговоры о перекупке активов. Кроме того, эксперт не исключает и национализации ММК им. Ильича.
А вот российские меткомпании, скорее всего, поостерегутся приобретать металлургические активы в Украине. На заводе им. Петровского в Днепропетровске, который Evraz Group купила у группы Приват, у нового собственника масса проблем: снижается производство, профсоюз требует увеличить зарплаты, замораживаются инвестиционные программы, — приводит пример аналитик Millennium Capital. По его мнению, это свидетельствует о низком приоритете украинских активов для российских собственников. Вряд ли решится на новые приобретения и АрселорМиттал, на криворожском комбинате которой работают только две доменные печи из пяти.
Части дела
Активно ищут инвесторов и ритейлеры. После совладельца Unitrade Group Владимира Колодюка поиском денег занялся Роман Лунин из сети Велика Кишеня. Миноритарный пакет акций сети её нынешние владельцы хотят продать за $200-250 млн. Такую цену эксперты считают малореальной, но всё же полагают, что у Великой кишени больше шансов найти покупателя, чем у магазинов бытовой техники и электроники.
Сектор недвижимости — это не банковский бизнес, который жёстко регулируется государством. Поэтому компании могут легко переждать неблагоприятное время: можно уволить почти всех сотрудников, оставить веб-сайт и секретаршу, а через год-два начать всё снова
Продуктовые розничные сети точно будут интересны для инвесторов, а вот торгующие товарами длительного пользования и бытовой техникой в период кризиса столкнутся с падением продаж и оборота, — говорит директор КУА ТЕКТ Юрий Бойко. Поэтому Великой кишеней продажи не ограничатся.
Специфика розницы в том, что у неё много долгов, — объясняет Юрий Бойко. — Получить кредиты сейчас почти невозможно, поэтому в будущем году состоится несколько сделок по продаже розничных сетей.
В секторе недвижимости и строительства — своя специфика. Компании, вероятнее всего, будут продавать по частям — каждый проект в отдельности, — прогнозирует Евгений Гребенюк. — Покупать девелоперскую компанию целиком не имеет смысла: ни у кого нет идеально сформированного портфеля проектов, ни одна компания не имеет доступа к наилучшему банку участков.
Например, по такой схеме может продаваться ХХI Век Льва Парцхаладзе.
Скорее всего, будет продаваться направление бизнеса, связанное с логистикой. Вероятно, продадут что-либо из уже законченных объектов, — полагает г-н Гребенюк. Привлекательным для покупателей может оказаться и торговая сеть Квадрат в регионах Украины.
Одной из немногих девелоперских компаний, которые могут быть интересны потенциальному покупателю целиком, эксперты называют ТММ Николая Толмачёва, которой агентство Fitch присвоило наихудший среди украинских эмитентов долгосрочный рейтинг CC с прогнозом негативный. У них есть конструкторское и архитектурное бюро, строительный департамент, хорошо организованная отлаженная структура управления, — рассказывает аналитик Foyil Securities Станислав Картавых.
Несмотря на плачевное состояние отрасли, покупатели на незавершённые объекты коммерческой недвижимости найдутся. Ими могут быть крупные западные девелоперские компании, которые не работали в Украине из-за высокого уровня коррупции при выделении земельных участков. Это хороший шанс для западных девелоперов с именем, — говорит Евгений Гребенюк, — предложение участков на вторичном рынке существенно увеличилось, цены снизились.
Правда, украинские застройщики, не накопившие больших долгов, но имеющие права на земельные участки, могут попытаться самостоятельно пережить кризис. Сектор недвижимости — это не банковский бизнес, который жёстко регулируется государством. Поэтому компании могут легко переждать неблагоприятное время: можно уволить почти всех сотрудников, оставить веб- сайт и секретаршу, а через год-два начать всё снова, — описывает возможную модель поведения аналитик столичной инвесткомпании.
Обедневшие
Именно такую стратегию — переждать кризис, скорее всего, изберут крупнейшие украинские предприниматели. Они имеют не только деньги, но и влияние, — отмечает директор Международного института приватизации Александр Рябченко.
По его мнению, крупным бизнес-группам в Украине не выжить без политической поддержки. А поскольку структура политической власти в стране давно не менялась, отобрать что-либо при нынешнем раскладе невозможно, — рассуждает г-н Рябченко.
Правда, даже сохранив все свои активы, крупнейшие бизнесмены существенно потеряют в деньгах. По предварительным оценкам аналитиков, к весне состояния первой десятки рейтинга Фокуса Самые богатые украинцы уменьшатся в 3-4 раза.

На новом витке спирали

События в сфере экономики и финансов в последние месяцы 2008 года напоминают печально известный 1998 год. Но по законам общественного развития все повторяется на новом витке спирали.
В 2007-м мировой кризис зародился в США, а не в Юго-Восточной Азии. Нестабильность мировых рынков отразилась на экономике Украины после распространения финансовых эффектов заражения на европейские страны, а не на Россию, как в 1998-м. Передаточным механизмом влияния нынешнего мирового кризиса на экономику Украины стали долги частного, а не государственного сектора экономики.
Вследствие изолированности банковского и реального секторов от мировых потоков капитала в 1998—1999 годах финансовый кризис в Украине был кризисом валютным. В 2008-м возникает принципиально иная ситуация: потрясения на отечественном финансовом рынке, начавшиеся с падения фондового рынка и девальвации гривни, угрожают перерасти в широкомасштабный экономический кризис, составляющими которого станут банковский и долговой кризисы.
В 2007—2008 годах предвестниками финансового кризиса были переоценка обменного курса и недостаточность международных резервов страны, привлечение значительных объемов иностранного капитала и формирование чрезмерной внешнедолговой нагрузки, быстрый рост банковских кредитов и финансирование за их счет непроизводительных расходов субъектов экономики, надувание пузырей цен на реальные активы и ценные бумаги отечественных эмитентов.
За девять месяцев 2008 года реальный эффективный обменный курс гривни повысился на 14,7%. Снижение ценовой конкурентоспособности отечественных производителей выливалось в наращивание дефицита текущего счета платежного баланса, достигшего 6,5% ВВП. Согласно оценкам МВФ, расчетное сальдо текущего счета для Украины, обусловленное действием фундаментальных экономических факторов, составляет около -2% ВВП.
По состоянию на 1 октября 2008 года, отношение международных резервов к краткосрочному внешнему долгу в Украине составляло 1,2, что существенно отставало от среднего показателя для стран с низким и средним уровнем доходов — 3,2. Относительно ВВП международные резервы Украины находились на уровне 19,3%, в то время как в странах с низким и средним уровнем доходов — 27% ВВП. В последние годы страны с формирующимися рынками почти 90% чистого привлечения иностранного капитала направляли на прирост международных резервов. В Украине в течение 2006—2007 годов это соотношение в среднем составляло 24,4%, а в первом полугодии 2008-го — 13,5%.
На сегодняшний день международные резервы Украины покрывают 75,7% суммы краткосрочных обязательств и платежей по долгосрочному внешнему долгу, приходящихся на 2009 год. Выплаты предприятий, банков и государства в счет погашения и обслуживания долгосрочного долга прогнозируются на уровне 15 млрд. долл. США. Кроме того, сумма краткосрочных внешних обязательств по состоянию на середину 2008 года составила 28,2 млрд. долл. Таким образом, Украина не удовлетворяет базовый показатель достаточности золотовалютных резервов — расширенный критерий Гринспена. Обострение мирового финансового кризиса мгновенно подняло на поверхность проблему отсутствия надежной подушки ликвидности в Украине.
Размер валового внешнего долга Украины по состоянию на 1 декабря с.г. по расчетам составляет 74,6% ВВП. По результатам эмпирических исследований, оптимальный уровень внешнего долга, гарантирующий сохранение финансовой стабильности и положительно влияющий на темпы экономического роста, не превышает 35% ВВП (см. табл.). В Украине чрезмерное привлечение внешнего заемного капитала привело к усилению уязвимости экономики, что сразу же запустило цепь дестабилизации финансовой системы, как только конъюнктура мировых товарных рынков ухудшилась, а мировой кредитный кризис распространился на страны Восточной Европы.
Беспрепятственное привлечение внешних займов и активизация иностранных банков на кредитном рынке Украины стали факторами стремительного роста банковских кредитов. По состоянию на 1 ноября 2008 года, сумма банковских кредитов, выданных в экономику, достигла 63,9% ВВП. Для Украины, исходя из размера среднедушевых доходов (по ППС валют), равновесный уровень банковских требований по кредитам составляет 37% ВВП, что в 1,7 раза меньше текущего уровня.
В соответствии с дефинициями финансовых кризисов, применяемыми в мировой практике, Украина уже прошла начальный этап валютного кризиса и находится на пороге кризиса банковского. При этом валютный кризис рассматривается как процесс изъятия международных резервов, потери стоимости национальной валюты более чем на 25% и изменения валютного режима. А системный банковский кризис — как процесс эрозии банковского капитала, массового изъятия депозитов, сокращения кредитной деятельности банков и масштабного вмешательства государства в деятельность банков.
Необходимость выполнения накопленных обязательств в условиях сокращения внешнего финансирования делает все более актуальными проблемы стабильности платежного баланса и избежания глубокого экономического спада. Ведь для осуществления расчетов с кредиторами предприятия-заемщики вынуждены будут сокращать затраты на ведение бизнеса и изымать собственные оборотные средства. В исторической ретроспективе изменение направления движения иностранного капитала оборачивалось для стран-заемщиц сокращением ВВП в среднем на 10%.
Механизмы возникновения и распространения кризисных явлений на финансовом рынке Украины выглядят следующим образом:
— значительный дефицит текущего счета сочетается с сокращением притока иностранных инвестиций и кредитов; в таких условиях в Украине формируется отрицательное сальдо платежного баланса (в октябре его величина достигла 4 млрд. долл.), что ведет к изъятию международных резервов и оказывает давление на курс национальной валюты;
— ухудшение ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках оборачивается для экономики сокращением экспортной выручки, уменьшением доходной части бюджета, осложнениями с обслуживанием внешних и внутренних кредитов у предприятий-экспортеров;
— отток иностранного капитала, бегство от национальной валюты и изъятие депозитов из банковской системы становятся причиной дестабилизации финансового рынка Украины и приводят к исчерпанию финансового потенциала экономического развития;
— снижение курса национальной валюты при существовании значительных валютных дисбалансов в банковском секторе, уменьшение реальных доходов населения и ухудшение финансового состояния предприятий приводят к снижению качества банковских активов, а изъятие внутренних депозитов и сокращение внешних заимствований — к сужению пассивной базы банковских учреждений.
Продолжение мирового кредитного кризиса и существенное присутствие иностранного капитала на рынке банковских услуг Украины обуславливают возможность импорта финансовой нестабильности иностранными банками. Доля банков с иностранным капиталом в активах банковской системы приближается к 50%, а чистая внешняя позиция Украины относительно международных банков составляет 9,5% ВВП.
Юридически транснациональные банки не несут ответственности по обязательствам дочерних структур и в кризисные времена могут оказывать им поддержку, руководствуясь мотивами сохранения репутации материнского банка. На сегодняшний день большинство материнских банков, присутствующих на финансовом рынке Украины (особенно шведские, итальянские и австрийские), вследствие негативного влияния глобальных кредитных факторов вынуждены уменьшать кредитование собственных дочерних структур. Такое положение дел повышает вероятность жесткой посадки украинской экономики.
Распространение международных эффектов заражения на экономику Украины происходит по следующим основным каналам:
— общие шоки: падение мировых цен на металлопродукцию и повышение спредов по долговым обязательствам стран с формирующимися рынками подрывают финансовое положение национальных производителей и ухудшают возможности обслуживания ими внешнедолговых обязательств;
— торговые шоки: стагнация экономик крупных торговых партнеров Украины уменьшает спрос на товары национального экспорта, что, в свою очередь, приводит к оттоку капиталов и падению цен на внутренние активы;
— финансовые шоки: кризисы в ведущих странах мира заставляют международных инвесторов реструктуризировать собственные портфели, исходя из требований ликвидности, риск-менеджмента и т.п.; в условиях общего снижения цен на активы инвесторы предпочитают сбрасывать наименее надежные активы с наиболее волатильной доходностью;
— информационные эффекты: валютный кризис в одной стране посылает сигналы спекулянтам о возможности девальвации валюты страны с похожими макроэкономическими характеристиками; девальвация валют восточноевропейских стран дала толчок к проведению спекулятивных атак на гривню.
Принятие избыточных рисков банками и предприятиями Украины объяснялось недееспособностью дисциплинирующих механизмов рынка и слабостью системы пруденциального регулирования. Свою роль сыграла также неэффективность систем внутреннего корпоративного управления.
Неадекватная система регулирования деятельности банков значительно усиливала их уязвимость к валютным, кредитным рискам и рискам пролонгации долга. Слабо управляемые процессы предоставления валютных кредитов заемщикам, не имеющим источников валютной выручки, и долгосрочных кредитов за счет краткосрочных обязательств, неадекватность резервов под кредитные риски и недокапитализированность банковских учреждений поставили банковскую систему на грань краха после девальвации гривни и подорожания внешних ресурсов.
Итак, нездоровая макроэкономическая среда, слабая защищенность корпоративного сектора экономики перед проблемами мировых рынков и негативное влияние глобальных факторов запустили маховик дестабилизации финансовой системы Украины, который со временем все болезненнее и с нарастающей скоростью будет травмировать ключевые сферы жизнедеятельности общества.
Для снижения остроты финансового кризиса первоочередное значение имеет взвешенная макроэкономическая политика и действенные структурные реформы в банковском секторе. Поддержка доступа банковских учреждений к источникам финансирования является ключевым условием смягчения последствий финансового кризиса в краткосрочной перспективе.
Международный опыт указывает на то, что в кризисных условиях центральные банки могут применять различные механизмы кредитования чрезвычайного положения и выполнять роль кредитора последней инстанции для банков.
Оказание финансовой поддержки Национальным банком неизбежно порождает проблемы морального риска среди банковских учреждений Украины. Для ее смягчения правительство и НБУ могут использовать такие механизмы, как наложение определенных ограничений на операции банков (особенно на валютном рынке), установление верхнего предела процентных ставок по депозитам, перенос расходов по финансовому оздоровлению банков на плечи их акционеров. Следует также как можно скорее начать процесс закрытия неплатежеспособных банков. Например, в Таиланде во время кризиса 1997 года была приостановлена деятельность 58 финансовых учреждений, в Корее — заблокированы операции 14 торговых банков.
Для отсечения необоснованного спроса банков на ресурсы центрального банка стоит заранее объявить о том, что в процессе реструктуризации и выбора банков, подлежащих ликвидации, основное внимание будет уделяться показателям ликвидности баланса и объемам обязательств банков перед НБУ.
Поддержание ликвидности в значительных объемах может применяться только в качестве временной меры до разработки и внедрения всеобъемлющей программы реструктуризации банковского сектора, во время которой платежеспособные банки будут подлежать рекапитализации, а неплатежеспособные — обанкротятся.
Законом Украины О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины предусмотрено создание стабилизационного фонда, средства которого могут использоваться на предоставление кредитов отечественным банкам и предприятиям с целью погашения, рефинансирования и обслуживания иностранных кредитов (займов). Однако схема рефинансирования внешних обязательств предприятий и банков, определенная этим законом, имеет серьезные финансово-организационные изъяны, сводящие на нет усилия по стабилизации валютно-финансовой ситуации в стране.
Во-первых, стабилизационный фонд не имеет реальных источников наполнения, поскольку при пятикратном падении фондового рынка Украины и обострении ситуации на мировых финансовых рынках продажа объектов государственной собственности по разумной цене выглядит маловероятной. А суммы размещения государственных ценных бумаг вряд ли окажутся достаточными для рефинансирования долговых обязательств правительства, не говоря уж о наполнении стабилизационного фонда.
Во-вторых, распорядителями средств стабилизационного фонда выступают Министерство финансов и Кабинет министров, которые не используют рыночные критерии для оценки платежеспособности предприятий и банков; не могут оперативно принимать решения о выделении кредитов и не имеют административных возможностей для мониторинга целевого использования предоставленных средств. Ограниченность ресурсной базы стабилизационного фонда и широкий перечень возможных направлений использования его средств приведут к тому, что он станет разменной монетой в руках олигархических групп, никоим образом не способствуя решению задач общегосударственного уровня.
На мой взгляд, в Украине целесообразно реализовать аналог российской системы рефинансирования внешних займов национальных предприятий и банков, основным субъектом которой будет выступать ОАО Укрэксимбанк в качестве кредитора заемщиков на международных рынках. Источником для предоставления кредитов Укрэксимбанком должны стать средства НБУ объемом до 10 млрд. долл. США, оформленные как депозит в Укрэксимбанке.
Кредиты Укрэксимбанка для рефинансирования внешних обязательств могут предоставляться отечественным предприятиям и банкам при выполнении ими следующих условий:
— рефинансированию подлежат кредиты и займы, отказ от погашения которых приведет к банкротству заемщика или потери существенной части его активов;
— финансовое положение заемщика подтверждает его способность своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед Укрэксимбанком;
— заемщик без использования кредитных ресурсов самостоятельно погашает не менее 25% суммы кредита (займа), подлежащего рефинансированию;
— по новым кредитам заемщик предоставляет залог, являющийся приемлемым для Укрэксимбанка.
Подписание соглашения стенд-бай с Международным валютным фондом и возможный прирост валютных резервов Украины на сумму 16,5 млрд. долл. США обеспечивают финансовую основу для реализации приведенной выше схемы.
По мере углубления кризисных явлений, когда поддержка ликвидности банковских учреждений не будет оказывать стабилизирующего эффекта, а сужение их пассивной базы будет продолжаться, возникнет потребность в чрезвычайных мерах, одной из которых является реструктуризация внешнего корпоративного долга. Последовательная и взвешенная реструктуризация долговых обязательств отвечает интересам как кредиторов (которые во что бы то ни стало стараются избежать убытков, связанных с дефолтами), так и заемщиков (не заинтересованных в потере доступа к внешнему финансированию). В мире в период 1970—1997 годов из 56 кризисов платежного баланса 35 сопровождались реструктуризацией внешнего долга.
Мировой практикой до сих пор не наработаны унифицированные механизмы реструктуризации внешних долгов корпоративных заемщиков, в отличие от долгов суверенных заемщиков (таких как Парижскому и Лондонскому клубу кредиторов). Частично это объясняется отсутствием универсальной, признанной мировым сообществом процедуры банкротства. Реструктуризация корпоративного долга регулируется на основе двусторонних соглашений между кредиторами и заемщиками, рамочные условия которых устанавливаются правительством учреждений-заемщиков и группой основных кредиторов.
В период азиатского кризиса 1997—1998 годов правительства стран базирования банков-кредиторов побуждали их к заключению соглашений с корпоративными заемщиками кризисных стран. Правительства банков-заемщиков, в свою очередь, инициировали переговорный процесс и предоставляли гарантии по внешним обязательствам банков.
Например, в январе 1998 года правительство Кореи при поддержке правительства США достигло договоренности с международными банками о реструктуризации межбанковских депозитов и краткосрочных кредитов банкам на 24 млрд. долл. Внешние обязательства корейских банков были реструктуризированы через предоставление новых займов сроком от одного до трех лет с процентной ставкой LIBOR + 2,25—2,75%. Корейское правительство гарантировало погашение 20 млрд. долл. новых займов. Выгодные условия для банков-заемщиков стали результатом компромисса между корейским правительством, правительствами банков-кредиторов и самими международными банками.
В Индонезии план реструктуризации внешних долгов распространялся на задолженность банков и нефинансовых предприятий. В июне 1998 года правительство Индонезии подписало Франкфуртское соглашение с международными банками о поддержке кредитных линий по торговым кредитам на уровне апреля 1998-го и реструктуризации межбанковских кредитов через оформление новых кредитов сроком от одного до четырех лет по процентной ставке LIBOR + 2,75—3,5%. Новые займы гарантировались центральным банком Индонезии.
Правительство Украины также должно играть активную роль в процессе установления договорных отношений между заемщиками и учреждениями-кредиторами относительно реструктуризации долговых обязательств. Во внешнеполитическом контексте стоит добиваться поддержки соответствующих мер правительствами стран базирования банков-кредиторов. Такая поддержка и взаимопонимание являются достаточно реальными с учетом того факта, что правительства кредиторов заинтересованы в сохранении стабильного финансового положения своих банков. Проведение взвешенной и последовательной реструктуризации внешнего корпоративного долга Украины предотвратит угрозу массовых дефолтов отечественных заемщиков и будет способствовать сбалансированию валютно-финансовых потоков страны.
Наиболее адекватным методом реструктуризации корпоративного долга Украины, предполагающим предъявление соответствующих требований к кредиторам, является его пролонгация на два-четыре года по ставкам, под которые были выделены первоначальные займы. Значительная часть ресурсов, переданных материнскими банками своим дочерним структурам, в общей сумме внешнего долга Украины облегчает задачу урегулирования внешнедолговых обязательств.
До переговоров с кредиторами о реструктуризации внешнего долга необходимо начать программу реструктуризации банковского сектора, что улучшит перспективы возврата отсроченных долгов и будет способствовать возобновлению внешнего финансирования субъектов экономики.
Программа реструктуризации банковского сектора должна основываться на следующих основных принципах: применение единых критериев идентификации жизнеспособных и нежизнеспособных банков, создание условий для выхода из капитала проблемных банков нынешних владельцев, стимулирование вливания капитала новыми частными инвесторами. Неотъемлемым элементом программ реструктуризации является вливание государственных средств в акционерный капитал банков.
В странах, переживших финансовые кризисы, расходы государственных средств на проведение реструктуризации банковской системы в среднем составляли 16% ВВП. Такие расходы во многих случаях были ниже потенциальных потерь от коллапса банковской системы, разрушения платежно-расчетной системы, замораживания кредитных операций и перекладывания значительной части убытков на банковских вкладчиков.
Участие государства в урегулировании банковского кризиса не ограничивалось пополнением капитала проблемных банков. В странах Юго-Восточной Азии к финансово неустойчивым банкам, которым не удавалось привлечь частных инвесторов, применялись такие меры государственного влияния, как национализация, принудительное слияние с другими банками, продажа иностранным инвесторам, передача под юрисдикцию компаний по управлению активами, ликвидация.
В Украине рекапитализация банков государством будет целесообразной только в том случае, если акционеры банков окажутся неспособными привлечь частный капитал. А со временем, когда угроза системного банковского кризиса исчезнет, эти национализированные государством банки могут быть снова приватизированы.
С рекапитализации банков должен начаться длительный процесс реструктуризации банковского сектора, в ходе которого будут расчищаться балансы, списываться безнадежная задолженность банковских заемщиков, приниматься меры по улучшению качества банковских активов. Достижение устойчивого финансового положения банков станет ключевой предпосылкой макрофинансовой стабилизации и возвращения сбережений в экономический оборот.
В 2009 году возникнет ряд специфических проблем, связанных с управлением внешним государственным долгом. В длительной перспективе, с учетом небольшого размера этого долга, платежеспособность правительства по прямым обязательствам не вызывает сомнений. Но в связи с пиковыми платежами по государственному долгу в следующем году страна может столкнуться с краткосрочными проблемами ликвидности (в счет погашения и обслуживания внешнего государственного долга должно быть выплачено 2,3 млрд. долл.). Спред EMBI+ Украина (премия в доходности внешних государственных облигаций Украины к гособязательствам США) к середине декабря составлял 24,5%, что делает невозможным привлечение ресурсов международного рынка капиталов и использование их для проведения долговых платежей.
Реструктуризация задолженности коммерческим кредиторам в 2000 году и официальным кредиторам в 2001-м исключают возможность реструктуризации государственного долга Украины в 2009-м. Кроме того, значительная часть внешних долговых обязательств правительства (45%) представлена еврооблигационными займами, реструктуризация которых возможна только при наличии положения о коллективных действиях в юридической документации на выпуск облигаций.
С учетом вышесказанного основными задачами управления государственным долгом Украины в 2008—2009 годах должны стать усиление сотрудничества с международными финансовыми организациями (МФО) и активизация внутреннего рынка государственных облигаций. Займы МФО в кризисных условиях станут весомым источником покрытия дефицита бюджета, будут способствовать стабилизации платежного баланса и оживлению инвестиционной активности в стране. Дополнительно см. по адресу http://www.zn.ua/img/st_img/2008/727/727-07_vo_send_rus.gif
Татьяна Вахненко (доктор экономических наук, Институт экономики и прогнозирования НАН Украины)

Страховую очередь перестроили

Согласно Закону N0980 право первого требования к имуществу ликвидируемой СК получили физические лица, заключившие договоры личного страхования: от несчастного случая, добровольного медицинского страхования, выезжающих за рубеж и т. д. Во вторую очередь должны удовлетворяться требования населения по другим видам страхования. Примечательно, что возмещение смогут получить даже те граждане, у которых страховое событие не произошло. Им компенсируют неиспользованную часть страховой премии (в случае банкротства действие договора страхования прекращается), которая рассчитывается пропорционально оставшемуся сроку соглашения с СК. Только после удовлетворения требований населения, в соответствии с новым законом, наступает очередь юридических лиц: на первом этапе им выплатят задолженность по страховым событиям, на втором — неиспользованные премии. На последнее и предпоследнее место поставили долги служащим СК по зарплате и государству по налогам. Как и прежде, ликвидационная масса страховщика будет состоять из активов СК и средств, вырученных от продажи его имущества. Если ее не хватит для удовлетворения всех требований, то они автоматически будут признаны погашенными.
Напомним, что до сих пор законами О страховании и О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом устанавливалась другая очередность выплаты компенсаций клиентам обанкротившихся страховых компаний. Прежде всего удовлетворялись требования кредиторов, обеспеченные залогом, выплачивалась задолженность по зарплате работникам компании- банкрота, уплачивались налоги и обязательные платежи государству. Население стояло в этой цепочке лишь на четвертом месте.
В последние годы отечественный страховой рынок не видел крупных банкротств.
Из всех страховых скандалов эксперты выделяют лишь два. В октябре 2007 г. была ликвидирована СК Бонус: ее имущества не хватало для удовлетворения всех требований, однако большую часть выплат по обязательствам перед клиентами (по автогражданке) взяло на себя Моторное (транспортное) страховое бюро, выплатившее 114,1 тыс. грн. Меньше повезло страхователям СК Скиф, обанкротившейся в 2006 г., чье руководство смогло вывести средства за границу и скрыться в неизвестном направлении. Одним из основных клиентов горе-компании были Международные авиалинии Украины. Однако в самое ближайшее время ситуация может измениться, и работа на нашем страховом рынке уже не будет такой безоблачной. В связи с кризисом количество страховых компаний в Украине в 2009 г. сократится на треть, — заявил недавно председатель Госфинуслуг Валерий Алешин. Уже есть ряд компаний, которые находятся на грани. По моим прогнозам, только в первом квартале следующего года с рынка уйдут несколько страховщиков, — дополнил его председатель правления СГ ТАС Дмитрий Грицута.
Новый закон, по мнению финансистов, станет своего рода гарантией для клиентов СК, которые на сегодняшний день не защищены государством, как, например, вкладчики банков. Напомним, что, в соответствии с действующим законодательством, в случае банкротства финучреждения физлицо может получить компенсацию по вкладам в размере до 150 тыс. грн. Очередность получения компенсаций была изменена для того, чтобы повысить доверие к страховщикам со стороны физлиц. Рядовые граждане — главные действующие лица на нашем страховом рынке, — рассказал ДС заместитель председатель правления СК Универсальная Александр Барчишак. Физлица менее защищены, для них должны быть предусмотрены преференции. Они зачастую выбирают страховую компанию неосознанно, под действием рекламы, поэтому их интересы должны защищаться законодательно. Выбор юрлиц более осознанный: у них больше возможностей проанализировать финансовую отчетность СК, — согласилась с коллегой вице-президент УАСК АСКА Елена Машаро.
После ожидаемого подписания Президентом нового закона прогнозируется появление нескольких решений Госфинуслуг. Ожидается, что ими регулятор детально пропишет отдельные нормы закона для разных видов страховых компаний (рисковых и лайфовых). Например, закон о страховании предусматривает возврат возмещения за вычетом накладных расходов страховщика. Однако помимо накладных расходов у СК есть траты на инфраструктуру — к примеру, авансовые платежи ассистирующим компаниям и медицинским клиникам. Вернуть эти средства невозможно. Словом, рынку необходимо детально прописанная методика расчета неиспользованных премий в каждом отдельном случае, исходя из которой будут определяться суммы компенсаций, — отметила в беседе с ДС г-жа Машаро. Согласно нынешним прогнозам новый закон вступит в силу в январе 2009 г.
По материалам сайта Деловая столица

Гривня/доллар — 10:1

18 декабря, аккурат накануне праздника святого Николая, украинские власти преподнесли свои гражданам замечательный подарок — очередной рекордный курсовой обвал. На межбанковском рынке котировки национальной валюты к обеду достигли отметки 9,40—10,00 грн./долл. В обменных пунктах купить наличный доллар дешевле 10,2 грн. было нереально. В пятницу гривня стала укрепляться. Надолго ли?
Девальвация гривни спровоцировала очередной всплеск публичной активности политиков. Но самым резонансным, конечно, стало публичное заявление премьер-министра Юлии Тимошенко, назвавшей основной причиной падения курса гривни сознательные спекуляции НБУ и группы банков. По мнению главы Кабмина, эти спекуляции прикрываются правлением НБУ во главе с Владимиром Стельмахом, президентом Украины Виктором Ющенко и его секретариатом.
Шторм в словесном море
В своем публичном обращении в четверг г-жа Тимошенко заявила, что нет никаких объективных экономических или финансовых оснований для такого падения гривни. Все, что происходит, — это искусственные процессы, — подчеркнула глава исполнительной власти, потребовав от президента инициировать отставку главы НБУ и смену правления Нацбанка.
Также премьер обратилась к Счетной палате и Генеральной прокуратуре с требованием проверить деятельность входящего в группу крупнейших банка Надра, обвинив этот банк в сговоре с Национальным банком для спекуляций на валютном рынке. Для того чтобы такие банки, как Надра банк, за которыми стоит господин Фирташ, заработали побольше, сейчас необходимо обрушить курс доллара, — сказала она.
Если верить главе правительства, сегодня был бы справедливым курс не ниже 6,57 грн./долл., и любое профессиональное руководство Нацбанка сможет вернуть его к таким экономически и финансово обоснованным границам.
Позиция Юлии Тимошенко нашла живой отклик в среде народных избранников, сделавших целый ряд подобных заявлений и практически единодушно, 416 голосами, одобривших создание специальной следственной комиссии по проверке деятельности НБУ. Отчет комиссии и главы Нацбанка депутаты собираются заслушать уже на следующей неделе.
Обвиняемые, естественно, категорически отвергли все выдвинутые обвинения и выдвигают встречные претензии. Глава президентского секретариата Виктор Балога заявил, что подобные заявления Юлии Тимошенко могут вызвать панику на валютном рынке страны.
Премьер-министр, как всегда, подменяет реальные действия истеричными заявлениями. Никто не снимает с правительства ответственности за экономическую и финансовую ситуацию в стране, — считает глава секретариата.
Национальный банк Украины удивлен цинизмом заявления премьер-министра Украины Юлии Тимошенко о ситуации на финансовом рынке и отмечает опасность действий Кабинета министров для экономики страны, — говорится в специально опубликованном на веб-сайте НБУ сообщении.
Правление НБУ обеспокоено сегодняшней ситуацией, когда премьер-министр перешла ту границу, которую никто никогда не переступал. Особенно циничным является тот факт, что оружием в руках политических войн правительства во главе с премьером могут быть простые люди, которые в первую очередь пострадают от дестабилизации банковской системы, — говорится в заявлении Нацбанка.
Банк Надра опубликовал собственный пресс-релиз, в котором сообщается, что руководство банка обращается к президенту, Кабинету министров и Верховной Раде с просьбой не втягивать его в политику. Надра не является политической структурой. Это коммерческий банк, который уже более 15 лет предоставляет финансовые услуги населению и реальному сектору экономики, — говорится в сообщении банка.
Примечательно, что мнение Юлии Тимошенко во многом разделяет и глава государства. Президент Украины Виктор Ющенко тоже уверен, что последние обвалы курса не имеют под собой никаких экономических оснований, а вызваны лишь психологическими и спекулятивными факторами. Также Виктор Ющенко потребовал от Национального банка наказать банки, осуществляющие спекулятивные операции с валютой.
Банки, которые допустили грубые нарушения, должны быть наказаны, — заявил он в ходе брифинга в четверг, после которого стало понятно, на кого глава государства возлагает главную вину за последние события.
Навстречу людям
Одно из главных зол происходящих сейчас в стране процессов — уже происшедшая серьезнейшая дискредитация всей украинской банковской системы. По результатам проведенного компанией GFK Ukraine исследования, уже в октябре 2008 года значительно больше украинцев стали считать, что настоящий момент — плохое или очень плохое время, чтобы положить деньги в банк. По сравнению с показателем, зафиксированным в апреле с.г., доля таких респондентов выросла почти вдвое — до 70%.
В четверг Центр социальных исследований София опубликовал результаты опроса, проведенного с 2 по 11 декабря 2008 года во всех областях страны, Крыму, Киеве и Севастополе среди населения старше 18 лет. Исследование показало, что 76,9% опрошенных не верят заявлению президента Виктора Ющенко о том, что вкладчикам украинских банков не следует беспокоиться за свои депозиты. И лишь 1,7% сказали, что полностью доверяют, а 12,2% — скорее доверяют этому заявлению главы государства.
И это — одно из множества свидетельств серьезнейшего падения доверия украинцев к банковским учреждениям, для восстановления которого банкирам и государству придется в будущем приложить титанические усилия. Причем понадобится, на наш взгляд, кардинальный пересмотр существующих стандартов открытости и прозрачности как самих банков, так и их регулятора.
В прошлом номере ЗН опубликовало список банков и объемы полученного ими рефинансирования НБУ. Которое, по словам главы государства, стало одной из причин происшедшей в октябре-ноябре девальвации национальной валюты. Сегодня мы делаем новый шаг в направлении большей прозрачности и открытости, публикуя не только обновленные данные по рефинансированию, но и объемы купленной ими в Нацбанке за предыдущие два месяца валюты.
Да, получение рефинансирования — нормальная банковская практика, и оно вовсе не обязательно означает наличие злого умысла в действиях финансистов. Точно так же и объемы приобретенной в Национальном банке валюты не свидетельствуют о злонамеренных кознях в отношении гривни. В конце концов, обслуживание клиентских запросов в столь долларизированной экономике, как украинская, делает осуществление больших объемов валютных трансакций финансовыми учреждениями жизненной необходимостью.
И все же рефинансирование рефинансированию рознь, и в публикуемой нами информации присутствуют крайне любопытные, на наш взгляд, моменты, способные дать серьезную пищу для размышлений если не банковским клиентам, то банкирскому сообществу. К примеру, коль уж на высшем уровне зашел разговор о необходимости наказать банки, спекуляции валютой которых стали причиной излишней девальвации, нам хотелось бы подсказать один из очевидных объектов пристрастных разбирательств.
Речь идет об одном из днепропетровских банков из седьмого десятка по активам, филиальная сеть которого ограничивается двумя ларьками. По подозрению правоохранительных органов, этим учреждением с начала 2006 года под видом возврата инвестиций были выведены за границу средства в сумме 3,48 млрд. долл. Эта информация в настоящий момент проверяется Генеральной прокуратурой, Службой безопасности Украины и Государственной налоговой администрацией.
28 октября 2008 года ГУБКОП СБУ в отношении этого банка открыл уголовное дело и наложил арест на денежные средства в сумме 3 млн. долл. США, которые предназначались для незаконного вывоза за пределы Украины.
В то же время Национальный банк, который просто обязан располагать подобной информацией, выдал этому учреждению рефинансирование в сумме 50 млн. долл., а в ходе интервенций октября-ноября продал ему валюту на сумму почти 42 млн. долл.!
Очевидно, что крыша у структуры, пользующейся подобными привилегиями, должна быть очень серьезной. Так что не исключено, что банк не окажется в числе тех нескольких учреждений, которым грозит показательная порка.
Мы надеемся, что Национальный банк все же покажет пример очищения, проанализировав и сделав публичной информацию, на какие нужды была потрачена проданная им валюта. Тем более что, по данным ЗН, на пятничном банкирском совещании глава государства дал чиновникам поручение досконально разобраться в этом вопросе.
Детальный разбор последних полетов — в первую очередь в интересах самих банкиров. Нужно же начинать восстанавливать сильно пошатнувшуюся репутацию…
Истинные виновники
Но первоочередной вопрос, который требует публичных ответов, — это ситуация вокруг банка Надра, который по состоянию на 15 декабря все еще являлся крупнейшим реципиентом средств рефинансирования НБУ и одним из крупнейших покупателей валюты из нацбанковских резервов.
Проведенное нами пока беглое изучение финансовых показателей банка действительно не может не смущать — слишком уж много странностей, например, существование огромной дыры в балансе. Серьезные вопросы вызывает и процедура выделения средств рефинансирования этому финучреждению.
ЗН обратилось к руководству банка с письменной просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Ответ нами пока не получен. Впрочем, как и ответ из НБУ на направленный нами еще в первых числах декабря запрос относительно все тех же странностей процедуры предоставления рефинансирования.
На наш взгляд, главное условие торжества справедливости — установление реальных виновников последних курсовых обвалов. Ведь Национальный банк в нашей стране хоть и считается достаточно автономным и самостоятельным ведомством, на самом деле таковым вовсе не является.
Кто в наибольшей степени влияет на действия Национального банка? Ответ: глава государства.
Уже, пожалуй, практически ни для кого не секрет, насколько Владимир Стельмах чуток к пожеланиям Виктора Андреевича не только в силу многолетней совместной работы в Национальном банке, но и по той простой причине, что глава государства является сейчас единственной политической опорой главы НБУ. К тому же, согласно ст. 85 Конституции и ст. 18 закона о Национальном банке, среди оснований, по которым глава НБУ может быть досрочно освобожден от занимаемой должности, помимо заявления об отставке по политическим или личным причинам, также предусмотрено увольнение по представлению президента Украины в рамках его конституционных полномочий.
Если же вспомнить памятное изречение нынешнего президента Балога — это я, то нельзя исключать и наличие существенного влияния на решения главы НБУ руководителя президентского СП и его окружения. В последнее время наблюдатели к нему относят и Дмитрия Фирташа.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что именно нынешний глава Нацбанка станет тем громоотводом, на котором, по замыслу, должен разрядиться нынешний курсовой шторм. Даже если на самом деле он главным виновником не является. При этом жажда крови многих политических сил вряд ли будет удовлетворена: 70-летие главы НБУ в январе 2009-го дает возможность, по замыслу, с почетом отправить его на пенсию.
Прогнозные сценарии
Каковы перспективы гривни? В банкирской среде сегодня блуждают два сценария под общим условным названием курсовые качели. Их суть сводится к тому, что за нынешним взлетом курса доллара последует его падение в диапазон 5,8—6,7 грн./долл.
До какой отметки будет продолжаться взлет? По одному из вариантов, назовем его базовым, рост курса доллара должен не превысить (или превысить незначительно) фактически достигнутые 18 декабря 9,6—10,0 грн./ долл. Якобы это — предел прочности реального сектора экономики.
Этот прогноз косвенно подтверждается и процитированным в четверг в эфире одного из общенациональных телеканалов заявлением В.Ющенко о том, что точка в падении курса гривни практически достигнута.
Глава НБУ Владимир Стельмах в тот же день заявил, что котировки на межбанковском валютном рынке в последние дни на уровне свыше 9 грн./долл. являются провокационными. Там очень маленькую сумму предлагают. Просто идут провокационные предложения… Меры, которые будут приняты, они исключат такие возможности провокационного характера, — сказал В.Стельмах, анонсируя очередное изменение правил функционирования валютного рынка (в данном случае речь идет о возврате к старой схеме при посредничестве банков). Так что пик девальвации уже, возможно, пройден.
Однако существует и другая, более пессимистическая версия, по которой Украине уже не избежать обвала курса до как минимум 12—15 грн./долл., в ходе которого произойдет банкротство большинства валютных заемщиков как среди населения, так и в корпоративном секторе. Последствия полномасштабного дефолта, который в Украине, в отличие от России образца 1998 года, вряд ли окажется управляемым (управлять некому!), вразумительной оценке не поддаются.
Попутно лишится капитала, а значит, фактически прекратит существование большая часть украинских банков. Объективно ни один из них не сможет выжить самостоятельно, без помощи государства или акционеров. Среди последних генерировать ресурсы для дополнительной капитализации своих детищ смогут лишь предусмотрительно запасшиеся кэшем ФПГ или богатые иностранные мамы. А значит, сбудется давнее желание нынешнего руководства Нацбанка — кардинально сократить количество банков в стране.
На чем основываются предположения о неизбежности обратного отката курса, и когда он должен произойти? Во-первых, склонить чаши валютных весов должна та валютная выручка, которая сейчас хранится на счетах экспортеров, но не обменивается на гривню. По оценкам — на сегодняшний день уже около 8 млрд. долл. Как известно, в отличие от обязательной продажи, нормы об обязательном возврате валютной выручки никто в Украине не отменял. А значит, чтобы насытить украинский рынок валютой, будет достаточно просто в какой-то момент возобновить обязательную продажу валютной выручки экспортеров. Тем более что отечественный импорт, при курсе 10 и выше, очень быстро сузится до практически единственной статьи — энергоносители.
Мощным дополнительным фактором усиления гривни должны стать и те 3 млрд. долл., которые были выведены за последние два месяца из Украины как фиктивная предоплата по импорту. Злые языки утверждают, что на этом поприще особо отличился очень известный банк, входящий в не менее известную днепропетровскую ФПГ.
Практиковавшаяся при этом схема была до гениального проста. Мнимый импортер обращался к банку с просьбой прокредитовать якобы авансовую оплату по контракту с нерезидентом (причем в ожидании будущей девальвации ставка по кредиту практически не имела особого значения). Банку, относящемуся к подобным обращениям весьма благосклонно, предоставлялся необходимый договор — правда, как правило, с собственным офшором компании. Этот же контракт предъявлялся затем в Нацбанк как основание для покупки валюты (для получения положительного вердикта не обойтись без блата в департаменте валютного контроля и лицензирования, но злые языки утверждают, что все вопросы там можно решать по вполне умеренным тарифам, не превышающим десятых долей процента от суммы покупки). Затем купленная у Нацбанка валюта не в чемоданах через подъезд, а вполне легально уходила в какую-нибудь тихую офшорную гавань, чтобы спокойно дождаться окончания девальвации.
Как известно, наказать таких умников призвана норма 413-го постановления. Она обязывает банки в случае невыполнения нерезидентами обязательств по импортным договорам продавать возвращенные в адрес резидентов авансовые платежи в иностранной валюте по тому же курсу, по которому валюта приобреталась.
В течение максимум 180 дней в Украину должен либо поступить предоплаченный импорт, либо вернуться авансированная валюта.
Именно этот срок — 180 дней, или около полугода, — ключевой период в одном из прогнозных сценариев. Получается, что выведенная в октябре-ноябре валюта должна будет вернуться в Украину в марте-апреле. Как раз к тому времени в Украине должно поменяться правительство. И уже первые антикризисные шаги нового Кабмина начнут давать удивительный курсовой результат!
Сопутствующие промежуточные нюансы — массовые дефолты и банкротства, не менее массовый передел собственности и доходов между экономическими субъектами, обнищание большей части населения и тотальные неплатежи в том числе и бюджета — необходимая плата за реализацию столь грандиозных политических замыслов. Дополнительно см. таблицу по адресу http://www.zn.ua/2000/2040/65024/

Страховщиков накроет каско

В 2009 г. объем премии, собранной российскими страховыми компаниями, сократится на 7,4% до 520 млрд руб. (без обязательного медстрахования), прогнозируют аналитики Эксперт РА. Они полагают, что участники рынка продадут в 2008 г. страховки на 561,6 млрд руб. Для отдельных направлений бизнеса или компаний падение может быть и более существенным. Так, пессимистичный сценарий руководителя Росстрахнадзора Ильи Ломакина-Румянцева предусматривает сокращение сборов отдельных компаний до 50%.
Самый ощутимый вклад в падение рынка внесет страхование автокаско: по расчетам Эксперт РА, из-за резкого снижения объемов автокредитования и покупательной способности населения премии по автокаско упадут на 25% и страховщики недосчитаются 44 млрд руб.
Гендиректор Интач страхования Георгий Аликошвили считает прогноз по каско слишком пессимистичным. Будет продано не менее 1,5 млн новых автомобилей, — говорит он. — И, конечно, никуда не пропадут годовалые, двух- и трехлетние автомобили, которые их хозяева тоже будут страховать по каско. С учетом снижения реальных доходов населения до 15% в 2009 г. прирост по каско составит до 5%. Ожидает роста, пусть и более скромного, президент РЕСО-холдинга Андрей Савельев: в непростые времена люди стремятся защищать имущество, объясняет он.
Серьезно пострадают и другие сегменты рынка. Так, прогнозирует Эксперт РА, рынок страхования имущества юрлиц сократится на 12 млрд руб. (20% по сравнению с 2008 г.). Вряд ли многие компании откажутся от страхования имущества — утрата основных средств становится более чувствительной для предпринимателей, тем более что тарифы достаточно конкурентные, парирует Савельев.
Предприятия будут урезать страховые бюджеты, настаивают в Эксперт РА. По этой же причине, а также из-за сокращения штата сотрудников упадут расходы компаний и рядовых россиян на добровольное медицинское страхование (10%-ное падение премий на 7 млрд руб.). В результате Эксперт РА прогнозирует на 2009 г. серию банкротств страховщиков. К 2010 г. в России количество страховых групп и компаний снизится почти вдвое — до 400-450. Основными рисками, с которыми страховщикам предстоит считаться в 2009 г., будут недостаточность страховых резервов, резкий рост убыточности ОСАГО, обесценение активов, принятых в покрытие страховых резервов. К уменьшению количества игроков на рынке может привести и другой фактор — миграция клиентов из небольших в крупные компании, отмечает Савельев.

Основные тенденции на рынке MA в мире и в Украине

Введение
Кризис ликвидности на финансовых рынках существенно преобразил рынок слияний и поглощений.
В мировой экономике финансовый кризис уже спровоцировал насильственные перемены. Масштабные разорения банков привели к смене собственников крупнейших финансовых институтов.
Массовые отказы от реализации инвестиционных программ и сокращение объемов производства украинскими компаниями — лишь отголоски мирового финансового кризиса. Часть игроков на рынке терпит убытки и теряет стоимость, становясь мишенью для поглощения более крупными конкурентами.
В полной мере влияние кризиса проявится в 2009 году, когда нехватку ресурсов почувствуют даже те компании, которые развиваются в основном за счет собственных средств. Компании, испытывающие зависимость от заемных средств, уже сейчас оказались в сложной ситуации.
В 2009 году эксперты Astrum Investment Management прогнозируют качественные перемены в сегменте MA. Число МА сделок увеличится, став способом спасения бизнеса от банкротства. Кроме того, очень вероятна активизация процесса враждебных поглощений.
Общие тенденции МА в мире и в Украине
На глобальном рынке МА наблюдается рост активности. Количество сделок слияния и поглощения не только не уменьшилась, но и бурно растет. При этом резко упали объемы операций. За счет этого рынок МА в странах Западной Европы сократился в объеме на 40%, по сравнению с предыдущим годом, в США — на 30%.
В Украине в 2004г объём МА рынка оценочно составил 2,9 млрд. дол., в 2005 — 6,9млрд. дол., в 2006 — 4,8 млрд. дол., в 2007 — 14,9 млрд. дол. В 2008 году, по оценкам специалистов Astrum Investment Management, в лучшем случае, он составит 2,5-3,2 млрд. дол.
В отличие от глобальных рынков, на украинском рынке МА пока что наблюдается уменьшение количества сделок примерно в 3,5 раза. Такая особенность нашего рынка объясняется тем, что продавцы, намеревавшиеся продавать свои активы, находятся в состоянии ментального шока от резкого падения их стоимости. Они надеются, что затягивание и откладывание сделок до лучших времен позволит ценам вернуться на прежний уровень. К сожалению, для таких ожиданий нет никаких предпосылок. Примером этому может служить банковский сектор, где продажа учреждений с мультипликатором P/BV на уровне 5-6 навеки канула в лету. Сегодня P/BV 1,5-3 можно считать невероятной удачей.
Список секторов украинской экономики, пострадавших от мирового финансового кризиса, увеличивается. С лета финансовые проблемы испытывают инвестиционные компании, девелоперы и застройщики. Рейтинговое агентство Кредит-Рейтинг прогнозирует до конца года 15 дефолтов компаний, финансирующих строительство. С начала 2008 года агентство уже зафиксировало 7 дефолтов.
Как следствие возникших проблем, в 2009 году ожидается существенный рост количества вынужденных продаж в секторах девелопмента, ритейла, финасовом секторе и в сфере услуг. Многиe инвестиционныe компании, банки и розничные сети уже ищут стратегических инвесторов, что есть далеко не легкой задачей, и вынуждает продавцов делать существенные уступки в цене.
Рассчитывать на интерес зарубежных стратегических инвесторов к украинским активам средних размеров в ближайшем будущем не приходится. Сейчас они видят достаточно привлекательных объектов для поглощения на рынках развитых стран. Поэтому средним украинским компаниям стоит искать покупателей среди более сильных компаний своей же отрасли (дружественные поглощения), российских и украинских ФПГ.
В то же время, иностранным инвесторам могут быть интересны крупные украинские предприятия — энергетические компании, шахты, операторы рынка телекоммуникаций. Не исключено, что, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру мирового финансового рынка, государству на приватизационных аукционах удастся продать такие активы по достаточно высокой цене.
Одним из основных источников капитала для малых и средних украинских компаний в 2009-2010 гг. станут средства фондов прямых инвестиций. Их стратегия построена на покупке недооцененных активов, развитии их в течение 3-5 лет, и последующей продажи стратегическому инвестору. По прогнозам Astrum Investment Management, в 2009-2010 годах фонды прямых инвестиций, как правило, являющиеся держателями блокирующего или контрольного пакета акций, будут довольно популярными среди крупных инвесторов.
Отраслевые тренды
…Финансовый сектор в Украине: сегмент банков и страховых компаний в 2006-м — начале 2008-го года был самым активным по MA. Как правило, поглощались наиболее профессиональные собственники. Именно поэтому к сегодняшней ситуации на рынке финансовый сектор подошел с признаками некоторого снижения активности, что можно оценить как передышку. Банкиры оценили новые ценовые реалии достаточно быстро, и сегодня на продажу выходят в основном небольшие компании. Впрочем, среди банков по-прежнему есть объекты для больших сделок. Также необходимо отметить особо высокую активность в сегменте страхования. В этом году возможна продажа страховых компаний, которые располагают развитой сетью филиалов. Наиболее вероятными покупателями украинских СК являются компании Allianz, группа компаний ERGO (Германия), AXA (Франция), Varta (Польша), IF (Швеция), а также российские компании НАСТА, ORAL C и Альфа-Страхование…
Обзор подготовлен Еленой Малицкой,
директором департамента инвестиционно-банковских услуг