Архив метки: альтернативная энергетика

Закон ВР от 25.09.2008 г. № 601–VI О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно установления зеленого тарифа

Закон ВР от 25.09.2008 г. № 601–VI О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно установления зеленого тарифа
Вводятся понятия:
— малая гидроэлектростанция — электростанция, вырабатывающая электроэнергию за счет использования гидроэнергии, установленная мощность которой не превышает 10 МВт;
— зеленый тариф — спецтариф, по которому закупается электроэнергия, произведенная на объектах электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии (кроме доменного и коксующегося газов) либо малыми гидроэлектростанциями.
Расширено понятие альтернативных источников энергии — это возобновляемые источники энергии, к которым принадлежат:
— энергия солнечная, ветровая, геотермальная, волн и приливов, гидроэнергия, энергия биомассы, газа из органических отходов, газа канализационно-очистных станций, биогазов;
— вторичные энергетические ресурсы, к которым принадлежат доменный и коксующийся газы, газ метан дегазации угольных месторождений, преобразование сбросового энергопотенциала технологических процессов.
Зеленый тариф утверждается НКРЭ. Величина зеленого тарифа устанавливается ежегодно для каждого хозсубъекта на уровне удвоенного средневзвешенного тарифа за предыдущий год на электроэнергию, закупаемую у енергогенерирующих компаний, работающих на оптовом рынке электроэнергии по ценовым заявкам. Такой порядок применяется для каждого хозсубъекта на протяжении 10 лет от даты его установления.
Электроэнергия, выработанная из альтернативных источников энергии, может быть реализована по зеленому тарифу по прямым договорам с потребителями. При этом потребителю энергии уполномоченным КМУ органом выдается документ, подтверждающий закупку такой энергии.
Оптовый рынок электроэнергии обязан покупать по зеленому тарифу электроэнергию, выработанную с использованием альтернативных источников энергии либо малыми гидроэлектростанциями и не проданную по договорным ценам потребителям или энергоснабжающим компаниям, поставляющим электроэнергию по регулируемому тарифу.
НКРЭ поручено в 3-месячный срок:
— установить зеленый тариф на закупку электроэнергии;
— утвердить порядок установления, пересмотра и прекращения действия зеленого тарифа.

Сенат согласился спасать экономику США

Сенат США одобрил Акт о чрезвычайной экономической стабилизации 2008 г. (Emergency Economic Stabilization Act of 2008), также известный как план Генри Полсона (министра финансов.— Авт.), который предусматривает выделение $700 млрд. на выкуп государством неликвидных активов у американских банков.
С некоторыми дополнениями план спасения американской экономики, поддержанный Сенатом, повторяет положения плана Полсона, отвергнутого палатой представителей Конгресса США. В результате в течение одного дня акции американских компаний резко подешевели, а биржевой индекс Dow Jones снизился на 777,68 пункта, до 6,98%.
Законопроект, одобренный Сенатом, предоставляет министру финансов право немедленно использовать из федерального бюджета $250 млрд. для выкупа потерявших ликвидность инвестиционных облигаций и стабилизации финансовых рынков. Еще $100 млрд. Минфин сможет распорядиться по решению президента США, а остальные $350 млрд. могут быть выделены разрешением Конгресса США в мае 2009 г. План Полсона позволяет Минфину назначать при необходимости управляющих активами и предусматривает создание надзорного органа для контроля над использованием выделенных сумм. Кроме того, вводятся ограничения на выплату премиальных руководителям частных банков и компаний, которые будут получать государственную помощь в рамках указанной программы.
Мы включили в этот законопроект дополнительные меры по снижению налогов для семей среднего класса, организаций бизнеса, а также для предпринимателей частного сектора, производящих энергию из возобновляемых альтернативных источников,— сообщил сенатор-демократ Гарри Рид. Ожидается, что план поможет 24 млн. домохозяйств США сэкономить в общей сложности $61,8 млрд. на уплате альтернативного минимального налога (АМТ). Налоговые инициативы предусматривают налоговые льготы и поощрительные программы для предприятий и физических лиц на $42 млрд. сроком на два года, а также льготы на $17 млрд. для разработки возобновляемых источников энергии: $1,9 млрд. на восемь лет — для солнечной энергетики, $5,8 млрд. — для ветровой, биотермальной и других альтернативных источников энергии. Покупателям автомобилей с гибридным приводом будут предоставляться кредиты на сумму до $7500. Общая сумма налоговых льгот, предусмотренных планом Полсона, может превысить $100 млрд.
Новые положения плана также предусматривают увеличение максимальной величины банковских депозитов частных лиц и компаний малого бизнеса, которые полностью гарантируются государством в случае банкротства банка, с нынешних $100 тыс. до $250 тыс. Расширение гарантий для депозитов поможет защитить сбережения американских семей и малого бизнеса,— заявил президент Джордж Буш.
Палата представителей Конгресса США планирует рассмотреть доработанный законопроект сегодня. Принятый Сенатом законопроект важен для финансовой защищенности каждого американца. Он нацелен на помощь американским семьям, которым нужно брать в кредит деньги для покупки автомашины или финансирования образования в колледже. Он нацелен на оказание помощи малому бизнесу, который зависит от получения финансирования для выплаты зарплат и наполнения полок товарами. Он также нацелен на оказание помощи правительствам штатов и местным правительствам, которые полагаются на рынки кредитов для финансирования основных услуг и удовлетворения потребностей своих граждан,— убеждает конгрессменов президент Буш.

Параллельная работа в составе ОЭС Украины

Параллельная работа в составе ОЭС Украины
Министерство топлива и энергетики. Приказ от 2.06.08 г. №303 Об утверждении Правил взаимоотношений между Государственным предприятием Национальная энергетическая компания Укрэнерго и субъектами (объектами) электроэнергетики в условиях параллельной работы в составе Объединенной энергетической системы Украины.*** Зарегистрирован в Министерстве юстиции 23.07.08 г. под №673/15364
Вступают в силу через 90 дней от даты госрегистрации.
Утратил силу приказ Минтопэнерго от 21.03.08 г. №155 Об утверждении и вступлении в силу нормативного документа Взаимоотношения между Государственным предприятием Национальная энергетическая компания Укрэнерго и субъектами (объектами) электроэнергетики Украины в условиях параллельной работы в составе Объединенной энергетической системы Украины. Правила.
Участниками параллельной работы в составе ОЭС являются:
 электрические станции: АЭС, ТЭС, ГЭС, ГАЭС, ВЭС, ТЭЦ;
 квалифицированные когенерационные установки;
 магистральные и местные (локальные) электрические сети;
 отдельные самостоятельные субъекты электроэнергетики;
 объекты электроэнергетики в составе хозсубъектов;
 отдельные электрические станции (турбогенераторы или блоки этих станций);
 электрические сети отдельных частей ОЭС.
Субъекты электроэнергетики, которые имеют объекты, параллельно работающие в составе ОЭС, должны:
 иметь соответствующую лицензию НКРЭ;
 подписать Договор между членами оптового рынка электроэнергии от 15.11.96 г.;
 подписать договор с ГП Энергорынок на куплю-продажу электроэнергии (для производителей и поставщиков электрической энергии) или на централизованное диспетчерское (оперативно-технологическое) управление и передачу электроэнергии по магистральным и межгосударственным электросетям (для ГП НЭК Укрэнерго);
 подписать договор о параллельной работе и положение об оперативно-технологических отношениях с ГП НЭК Укрэнерго как с компанией, которая является владельцем системообразующих электросетей и осуществляет централизованное оперативное диспетчерское управление (ОДУ) режимом работы ОЭС Украины.
Параллельная работа объектов электроэнергетики в составе ОЭС Украины (отдельной части ОЭС) обеспечивается путем централизованного ОДУ производством, передачей и распределением электрической энергии с учетом условий работы ОРЭ Украины (для членов ОРЭ Украины).
Функции централизованного ОДУ ОЭС выполняют ГП НЭК Укрэнерго и его отдельные структурные подразделения. Централизованное диспетчерское ОДУ распространяется на хозсубъектов, объекты электроэнергетики которых подключены к ОЭС Украины.

Компании Martifer Group и ООО Нова-Эко презентовали Совмину АР Крым проект строительства ветроэнергетических станций. По данным УНИАН, проект предпо….

Компании Martifer Group и ООО Нова-Эко презентовали Совмину АР Крым проект строительства ветроэнергетических станций. По данным УНИАН, проект предполагает в т.ч. строительство 2 ВЭС суммарной мощностью 300 МВт (150 ветроагрегатов) в Черноморском (200 МВт) и Ленинском (100 МВт) р-нах, 2 ЛЭП 330/220 кВ общей протяженностью около 120 км.

В Париже учрежден союз стран Средиземноморья

По информации СМИ, Союз для Средиземноморья (СДС) учрежден 13 июля на саммите 43 государств. В новую международную организацию вошли 27 стран-членов Евросоюза, 10 стран Юга — Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Мавритания, Сирия, Тунис, Турция, а также Палестинская автономия, Албания, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория и Монако.
Население стран-членов СДС превышает 760 млн. человек. Деятельность новой организации будет основываться на принципах равноправия стран Севера и Юга и направлена на реализацию конкретных проектов, в частности по использованию солнечной энергии и борьбы с загрязнением Средиземного моря. Источники их финансирования будут определены по мере налаживания работы нового союза.
Финансирование проектов будет осуществляться как за счет ЕС, так и за счет ЕБРР, стран-участниц Союза и с помощью привлечения частного капитала.
Сопрезидентами Союза для Средиземноморья избраны Президент Франции Николя Саркози и Президент Египта Хосни Мубарак.

Итоги дня. Прогноз

Энергетика и энергоресурсы
Цены на нефтяные фьючерсы Middle East Crude Oil на Tокийской товарной бирже (ТOCOM) сегодня существенно (-2%)снизились.
Цена на нефть 07 июля резко упала впервые за четыре прошедшие торговые сессии благодаря признакам разрядки ситуации вокруг ядерной программы Ирана.
Цена нефтяной корзины ОПЕК с началом текущей недели опустилась ниже $140 за баррель.
Большая восьмерка не пришла к консенсусу относительно вопроса о том, что лежит в основе нынешнего витка мировых цен на нефть.
6 компаний создали Ассоциацию производителей альтернативных видов топлива и энергии.
Газ со Штокмана придет с изрядным опозданием.
В июне запасы угля на складах электростанций Украины сократились на 8,3%.
Тимошенко планирует к зиме перевести украинские ТЭС с газа на уголь.
Потребление электроэнергии в Украине в январе-июне 2008 года с учетом технологических потерь в сетях возросло на 4,7% по сравнению с январем- июнем 2007 года — до 96 млрд 213,8 млн кВт-ч.
Канцлер Германии Ангела Меркель отвергает изменения в федеральной ядерной программе, по крайней мере, до выборов в Бундестаг, запланированных на осень 2009 года.
Проект строительства гигантской ВЭС в Техасе..
Мировой фондовый рынок
Американские фондовые индексы закрылись 07 июля небольшим снижением после достаточно волатильных торгов.
Большинство европейских фондовых индексов выросли 07 июля благодаря спросу на акции, котировки которых за последнее время упали до привлекательных для инвесторов значений.
Фондовые торги в Японии 8 июля 2008г. закрылись падением индекса Nikkei до самой низкой
По итогам торгов 07 июля индекс РТС к закрытию предыдущей сессии повысился на 1,38 пункта (0,06%) и составил 2189,03 пункта. Итоги торгового дня у россиян: небольшой рост, с оглядкой на падающую нефть. Оборот торгов по Классическому рынку РТС составил $37 млн., что примерно находится на среднем уровне за последний месяц.
Индекс цен на акции на торгах фондовой биржи ПФТС в понедельник 07 июля повысился на 0,07 пункта (0,01%) до 732,50 пунктов.
Объем торгов за день составил 73 896 809,88 грн., акциями наторговали 26 403 162,20 грн., корпоративными облигациями — 40 056 384,25 грн., муниципальными облигациями — 1 579 742,68 грн., гособлигациями — 5 857 520,75 грн..
Валюта
Курс доллар/йена опустился на азиатской сессии 08-го на 50 пунктов до отметки 106.72. Курс евро/йена упал на 100 пунктов до уровня 167.47. Курс фунт/йена опустился с отметки 211.79 до 210.40. Значительное падение котировок на азиатских фондовых рынках способствует закрытию коротких позиций по курсу йены. Активность на рынке форекс в целом остается невысокой.
Цена на золото 07 июля снизилась, хотя к концу торговой сессии наметилась тенденция к восстановлению прежних позиций.
Курс доллара резко упал на американской сессии против основных валют. Курс евро/доллар вырос на 100 пунктов до отметки 1.5750. Курс фунт/доллар достиг уровня 1.9786, что на 140 пунктов выше вчепрашнего минимума. Курс доллар/йена упал с отметки 107.73 ниже уровня 107.00. Дилеры отмечают, что негативное влияние на курс доллара оказало резкое падение американских фондовых индексов.
Средневзвешенный курс доллара на единой торговой сессии в Белокаменной расчетами tomorrow по состоянию на 11.30 мск 08 июля понизился на 5,65 коп.
и составил 23,5024 RUB/USD.
Курс гривны на межбанковском валютном рынке сохранявшийся неизменным в пятницу, в понедельник снизился на 15 коп. до 4,72 UAH/USD. По словам дилеров коммбанков Днепропетровска, в начале торгов котировки колебались в пределах 4,59-4,62 UAH/USD, в дальнейшем снизились до 4,57-4,59 UAH/USD, а к концу торгов составили 4,60 — 4,62 UAH/USD.
Выйдя на рынок, Национальный банк выкупил избыточный объем предложения долларов по курсу 4,72 UAH/USD. ..
Прогноз
Мировая финансовая система до сих пор не может восстановиться от августовского кризиса кредитов уровня subprime. Крупные американские и европейские банки продолжают списывать активы, инвестированные в ценные бумаги, связанные с ипотечными займами низкой надежности.
Глава Федерального резервного банка Сан-Франциско Джэнет Йеллен: Ситуация на кредитном и строительном рынке США может усугубиться.

Финансовое цунами

Жертвами финансового кризиса стают не только банки, но и страны. Исландия — претендент №1.
Страна льда, расположенная на острове в преддверии Арктики, краем касающаяся Северного полярного круга, однако лишь на одну десятую закована в лед. Этот остров омывается теплыми течениями и почти всегда свободен ото льда. Английское название острова Iceland служит источником частых недоразумений, так как выглядит состоящим из двух корней ice — лед и land — земля. На самом же деле это всего лишь передача исландского Island, что означает просто остров. А полное название страны — Lyoveldio Island, что означает республика на острове. И никакого льда!
А еще в Исландии живут счастливые. Согласно авторам Европейского индекса счастья (The European Happy Planet Index), который составляют фонд New Economics Foundation и экологическая организация Friends of the Earth, остров предоставляет своим жителям лучшие условия для счастливой жизни. Исландия уже не первый год занимает первое место среди тридцати европейских государств благодаря комбинации двух факторов: сильной социальной поддержки (бюджетные расходы на здравоохранение в этой стране выше, чем где-либо еще в Европе) и интенсивного использования источников возобновляемой энергии (геотермальных и ветряных электростанций и т. д.). Однако финансовые события, которые разворачиваются на острове, говорят о том, что жертвами глобального финансового кризиса могут стать не только отдельные корпорации, но и целые — весьма благополучны — страны.
Первый пошел
Похоже, что первая фаза ипотечного кризиса, ознаменованная драматичным падением стоимости облигаций и колоссальными списаниями крупнейших американских и европейских банков, подошла к своему логическому финалу. Кризис ликвидности перерос в кризис платежеспособности, а на смену убыткам приходят коллапсы. Крах Bear Stearns стал знаковым событием для корпоративного мира. Исландия может стать знаковой для мировой финансовой системы. Как бы там ни было, а эффекта домино стали бояться все.
Во вторник, 25 марта, центробанку Исландии пришлось экстренно увеличивать свою учетную ставку на 1,25 процентных пункта до 15% годовых. В официальном коммюнике ЦБ указал, что причиной решения стало ухудшение финансовых условий на мировых рынках. Маленький северный остров очень зависим от внешних условий, в том числе от торговли. Глобальные финансовые проблемы вызвали дисбалансы в экономике страны и опасения иностранных инвесторов относительно того, что банковский сектор Исландии близок к кризису. В результате чего резко снизилось доверие к местной валюте. Только с начала года курс национальной валюты — исландской кроны — относительно евро упал на 22%.
Значительное снижение стоимости кроны к евро и вынудило центробанк к неожиданно прямым заявлениям. Главе центрального банка Исландии Инджимундуру Фридрикссону пришлось признать, что, в случае если тенденция к падению курса кроны не изменится, Исландии грозит раскручивание инфляционной спирали — повышение цен, зарплат и стоимости обмена средств. В феврале уровень инфляции в годовом исчислении составил 6,8%, а в марте, по мнению аналитиков, он будет еще выше, что значительно превышает целевой уровень центрального банка, составляющий 2,5%, с 2004 года.
Тяжелая карма Америки
Лишь время покажет, будет ли это работать, — отмечает Инджимундур Фридрикссон. — Мы являемся маленькой открытой экономикой и, разумеется, подвержены колебаниям в глобальной экономике.
Подъем ставки способствовал повышению курса кроны к доллару на 6,3%. Фондовый индекс, в расчет которого входят акции пятнадцати наиболее торгуемых исландских компаний, вырос по итогам торговой сессии во вторник на 6,2% — максимальную величину более чем за пятнадцать лет.
Последний раз исландский центральный банк повышал учетную ставку в ноябре 2007 года, после чего заявил, что будет удерживать ее неизменной до середины текущего года, но готов предпринять чрезвычайные меры в случае значительного падения курса национальной кроны.
Впрочем, проблемы в финансовом секторе страны начались не сегодня. Один из трех международных рейтинговых китов — агентство Fitch Ratings — в опубликованном в 2007 году обзоре системных рисков банковских систем 81 страны мира поместило банковскую систему Исландии в группу стран, подверженных потенциальному системному стрессу, наряду с Россией, Азербайджаном, Ирландией и ЮАР. По мнению аналитиков Fitch Ratings, это означает потенциально более проблематичные ситуации в случае внешнего давления на банковскую систему. Чуть раньше управляющий Федеральной резервной системы США Фредерик Мишкин и Тор Хербертсон в своем обзоре экономики Исландии, опубликованном в 2006 году, также указывали на то, что проблемы в мировой экономике могут повлечь за собой кризис в экономике Исландии.
Тем самым сегодня встал вопрос: не перекинется ли кризис США на другие страны? Многие аналитики считают, что последствия могут быть очень серьезными. Объясняют они это тем, что в результате ипотечного кризиса в США может произойти экономический спад, а следовательно, упадет спрос на энергоресурсы и вслед за этим и мировые цены на нефть, что может в долгосрочной перспективе отразиться, прежде всего, на сырьевых странах.

Международный рынок страхования космических рисков: из прошлого в настоящее (1965-2007 гг.)

Рынок страхования космических рисков является одним из наиболее интересных и технически сложных, с точки зрения оценки страхового риска и организации страхования, сегментов страхового рынка. В 2005 г. на сайте Страхование сегодня было положено начало дискуссии о проблемах, тенденциях, перспективах этого рынка (http://www.insur-info.ru/analysis/263).
Знание прошлого опыта осуществления тех или иных видов человеческой деятельности позволяет понимать происходящие в настоящее время события и явления, а также с известной долей достоверности прогнозировать перспективы. Проведение качественного и количественного анализа рынка страхования космических рисков является довольно сложной задачей в силу ограниченности систематизированной информации. В связи с этим, при работе над настоящим материалом были использованы все доступные автору источники, включая зарубежные и отечественные аналитические материалы, позволяющие составить более или менее ясную картину основных периодов, тенденций и условий страхования космических рисков на международном рынке, которым в значительной степени следует и российский рынок страхования космических рисков. Также необходимо иметь в виду, что приведенные в статье количественные показатели являются ориентировочными.
1. Историческая ретроспектива
Индустрия страхования космических рисков была создана в середине 60-х годов ХХ века, когда в результате коммерциализации космической деятельности за рубежом возникла необходимость в компенсации убытков от реализации космических рисков — в частности, рисков гибели и повреждения космических аппаратов (далее по тексту — КА) в периоды предстартовой подготовки, запуска на орбиту и эксплуатации на орбите.
В 1965 г. был заключен первый договор страхования ответственности перед третьими лицами в период предстартовой подготовки КА Eаrly Bird, а основные подходы к страхованию КА были выработаны к 1968 г., когда после шести запусков КА Intelsat (четыре запуска успешные) была застрахована следующая серия запусков КА Intelsat-3.
Условием договора страхования серии запусков КА Intelsat-3 оговаривалась так называемая привилегия на один запуск, благодаря которой страховое возмещение выплачивалось только в случае наступления второго страхового случая в серии из пяти запусков. В связи с тем, что лишь один запуск из серии был аварийным, страховые выплаты не проводились. На таких же условиях в 1971 г. осуществлялось страхование следующей серии запусков КА Intelsat, из которых только один был неудачным.
В 1975 г. были выданы первые полисы страхования запуска без привилегий и полисы страхования КА в периоды изготовления и эксплуатации на орбите. Таким образом, стал страховаться весь период жизненного цикла КА, начиная с изготовления и до завершения эксплуатации на орбите.
В сентябре 1977 г. был застрахован на 29 млн.долл. КА O.T.S. (Orbital Test Satellite) , выводимый ракетой-носителем (далее по тексту — РН) Delta- 3914. И РН и КА были разрушены при запуске.
В феврале 1979 г. авария третьей ступени РН N-II привела к гибели КА E.C.S. (Experimental Communication Satellite), страховое возмещение составило примерно 14 млн. долл. Следующий запуск по программе КА E.C.S.- 2 в феврале 1980 г. также был неудачным.
Более серьезный инцидент произошел в декабре 1979 г., когда из-за нештатной работы апогейного двигателя были потеряны КА Satcom-3 и 77 млн.долл. Тем не менее, рынок страхования космических рисков продолжал развиваться.
Двумя годами позднее в результате различных отклонений погиб КА Insat-1, который был застрахован на 70 млн.долл.
Несмотря на убытки страховых компаний, в 1982 г. был подписан ряд новых договоров. Страховая премия при запуске КА Intelsat на РН Ariane составила 8 %, а на многоразовом транспортном космическом корабле Space Shuttle — 6%. Авария в сентябре РН Ariane с застрахованным на 20 млн.долл КА Marecs-B не охладила энтузиазм страховщиков.
Период 1982-1983 г.г. можно назвать золотым периодом страхования космических рисков. Страховые тарифы для этапов запуска и эксплуатации КА на орбите были низкими, они не изменились даже после гибели на орбите КА R.C.A.-Satcom-2, застрахованного на 9 млн.долл. Более того, емкость рынка страхования космических рисков увеличилась до 250 млн.долл. при страховании запуска КА и до 100 млн.долл. при страховании орбитальных проверок и эксплуатации КА.
В феврале 1984 г. были потеряны КА Westar-6 и Palapa B-2, выведенные на околоземную орбиту многоразовым транспортным космическим кораблем Space Shuttle. Общая сумма страхового возмещения составила 180 млн.долл. В результате переговоров между страховщиками, NASA и Hughes Aircraft был предложен план спасения КА и в конце 1984 г. оба КА были возвращены на землю Space Shuttle, отремонтированы и заново проданы. Позже Westar-6 под названием Asiasat был выведен на орбиту китайской РН Long March-3, а Palapa B-2 под названием B-2R был выведен американской РН Delta.
Операции по спасению КА привели страховые компании к выводу, что полеты с целью спасения КА позволяют улучшить финансовое положение на рынке, а клиентам платить более низкие страховые премии. Однако, такие полеты являются трудоемкими и дорогостоящими.
В сентябре 1984 г. в результате нештатной работы ступени Centaur РН Atlas-Centaur был потерян Intelsat F-9. Сумма страхового возмещения составила 102 млн.долл.
Таким образом, в течение 1984 г. погибли 3 застрахованных КА. В 1985 г. было потеряно 4 КА, из них 3 были застрахованы. КА Syncom IV-3 не был введен в эксплуатацию после отделения от Space Shuttle, позднее во время другого полета Space Shuttle он был выведен на рабочую орбиту и введен в эксплуатацию. Тем не менее, было выплачено возмещение в 85 млн.долл. Гибель КА Syncom IV-4 по неизвестной причине после удачного запуска и орбитальных проверок стоила страховщикам 84 млн.долл.
В 1985 г., в 15-ом полете РН Ariane-3 из-за аварии третьей ступени погибли два КА — Spacenet-3 и E.C.S.-3 (European Communication Satellite). КА были застрахованы примерно на 167 млн.долл. Также, в конце 1985 г. погиб КА, запускаемый на РН Titan в интересах Министерства обороны США. Причины аварии неизвестны.
Три крупных аварии произошли в 1986 г.: взрыв 28 января многоразового транспортного космического корабля Space Shuttle (Challenger), гибель КА G.O.E.S. (Geostationary Observation Environmental Satellite), выводимого РН Delta и гибель КА Intelsat F-14 в результате аварии РН Ariane-3. Погиб КА T.D.R.S.-2, но он не был застрахован. Также не был застрахован полет и полезная нагрузка Challenger. Необходимо отметить, что величина страховой премии за полет Space Shuttle перед аварией Challenger составляла 5%. Взрыв Challenger явился шоком для США и вызвал перерыв в запусках Space Shuttle до 1988 г.
Таким образом, в период 1982-1988 г.г. страхование космических рисков на международном рынке пребывает в достаточно неопределенном состоянии. Так, в 1982 г. впервые на рынке страхования космических рисков сумма страховых возмещений превысила сумму страховых премий и в результате значительного количества аварий в 1977-1986 г.г. выплаты возмещений превысили 919 млн. долл., в то время как суммарные страховые премии составили около 545 млн. долл.
В целом, за период с 1984 по 1989 г.г. на рынке страхования космических рисков наблюдалась систематическая убыточность. Страховые возмещения превышали размеры собираемой страховой премии. Переломным стал 1989 г., когда премии и возмещения сравнялись, после чего вплоть до 1998 г. собираемые премии превышали страховые возмещения.
В период с 1989 г. по 1994 г. ситуация на рынке страхования космических рисков была стабильна. Емкость рынка отвечала потребностям операторов КА. Большинство страховых премий поступало от страхования запусков КА на РН Ariane. При этом указанная РН имела всего лишь один аварийный запуск (Ariane-V36, 22 февраля 1990 г.) в серии из 35 запусков за последние 5 лет.
24 января 1994 г. после серии из 28 успешных запусков РН Ariane потерпела аварию при запуске КА Eutelsat-2F5 и Turksat-1A. Страховое возмещение составило около 325 млн.долл. и стало самым значительным возмещением при запуске одной РН нескольких КА. К середине года ситуация на рынке страхования выглядела благоприятно, так как последующие запуски РН Ariane были успешными.
Однако, ситуация на рынке в 1994 г. оставалась нестабильной из-за гибели КА Telstar-402 в сентябре (страховое возмещение в 187.2 млн.долл.) и КА Panamsat-3 в декабре (страховое возмещение в 214 млн.долл.). По результатам 1994 г. можно сказать, что это был уникальный год, в котором был получен рекордный с 1984 г. объем страховых премий (приблизительно 529 млн.долл.), но и зарегистрированы крупнейшие выплаты страховых возмещений (приблизительно 727 млн.долл.).
Таким образом, 1994 г. стал самым тяжелым годом с момента начала страхования космических рисков по итогам которого рынок понес убыток в 198 млн.долл.. Около 75% страховых возмещений в 1994 г. были вызваны отказами третьей ступени РН Ariane-4.
В 1995 г. осуществлено 25 запусков. 160 млн.долл. страхового возмещения пришлось выплатить в результате неудачного запуска 26 января КА связи Аpstar-2. Несмотря на гибель КА Apstar-2, 1995 г. закончился для страховщиков с положительным итогом в 500 млн.долл.
Кроме того, в 1995 г. был зарегистрирован рекордный размер страховой суммы страхования двух КА при одном запуске. Страховая сумма впервые за всю историю страхования космических рисков превысила 400 млн.долл. для КА Brasilsat-B2 и Eutelsat-2F6, выведенных на орбиту РН Ариан-4. Несколько месяцев спустя, в декабре, Ariane вывела на орбиту КА Insat- 2C и Telecom-2C, застрахованные почти на 400 млн.долл.
В 1996 г. осуществлено 23 запуска. Совместный запуск на РН Ariane-4 КА Telecom-2D и Italsat-2 8 августа позволил зарегистрировать наибольшую (к тому моменту) страховую сумму покрытия двойного запуска более, чем в 500 млн.долл.
В 1996 г. рынок страхования космических рисков впервые застраховал коммерческий запуск РН Протон-К, которой в апреле был успешно выведен КА Astra-1F, застрахованный на 265 млн.долл. За этим пуском в сентябре был успешно выведен КА Inmarsat-3F2, застрахованный на 66 млн.долл. В ноябре 1996 г. было осуществлено размещение первого полиса страхования КА системы спутниковой связи Iridium. Несмотря на выплаты страховых возмещений за КА Intelsat-708, MSAT-1 и Chinasat-7, к концу году рынок достиг положительного результата в 216 млн.долл.
В 1997 г. осуществлен 41 запуск. В январе при запуске Ariane-4 с КА GE- 2 и Nahuel-1A был достигнут уровень страховой суммы в 491 млн.долл. 16 января РН Delta с КА системы GPS Navstar-II-R28 потерпела аварию после серии из 62 успешных пусков. В этом же году РН Протон-К успешно вывела на орбиты шесть коммерческих КА: Telstar-5, Panamsat-5, Astra-1G, два Iridium, Купон и потерпела аварию 25 декабря с КА Asiasat-3. Несмотря на аварии РН Delta и Протон, 1997 г. закончился для страхового рынка с положительным результатом в 534 млн.долл.
В 1998 г. осуществлены 44 запуска, погибли 39 КА, в том числе 4 военного и 35 гражданского назначения. В числе гражданских — 14 КА должны были быть выведены на геостационарные орбиты и 21 КА из состава низкоорбитальных группировок, в том числе 8 КА системы Iridium, переставших функционировать на орбите, и 12 КА системы Globalstar, погибших при запуске РН Зенит-2.
В 1998 г. рынок страхования космических рисков понес убыток порядка 563 млн.долл. При этом, совокупная страховая премия за период с 1-го января 1989 г. по 31-е декабря 1998 г. составила примерно 1.182 млн.долл. 1998 г. является одним из худших годов в истории страхования космических рисков.
К основным страховым случаям с КА в 1998 г. относятся:
Indostar-1 (Cakrawarta), выведенный на орбиту 12 ноября 1997 г. на борту РН Ariane-4, в марте 1998 г. был признан поврежденным из-за проблем с зарядкой аккумуляторных батарей, которые привели к страховому возмещению в 20 млн.долл.;
Купон, запущенный 12 ноября 1997 г. на РН Протон-К, погиб на орбите в марте 1998 г. Размер возмещения составил примерно 84 млн.долл.;
Galaxy-8, выведенный на орбиту 8 декабря 1997 г. на РН Atlas. Произошел отказ бортовой батареи, приведший к возмещению в 18 млн.долл. В 2000 г. была заявлена полная конструктивная гибель этого КА;
Batsat (также известный как Teledesik-1, демонстратор полезной нагрузки КА Teledesik), выведенный на орбиту 26 февраля. РН Pegasus-XL, был потерян на орбите из-за нераскрытия одной из панелей солнечных батарей. Размер возмещения составил 15 млн.долл.;
Echostar-4, выведенный на орбиту Протоном 7 мая, имел трудности с развертыванием солнечных батарей после запуска, которые привели к страховому возмещению в 219 млн.долл.;
Galaxy-10 был уничтожен 26 августа в результате взрыва РН Delta-3. Размер возмещения составил 296 млн.долл.;
третий запуск по программе Globalstar 9 сентября закончился аварией РН Зенит-2, погибли 12 КА и страховое возмещение составило 199.5 млн.долл.;
одиннадцать КА системы Iridium признаны утраченными на орбите, следствием чего явились страховые возмещения в 236 млн.долл.;
Sirius-2, выведенный на орбиту 12 ноября 1997 г. на РН Ariane-4. Возникли трубности с электрообеспечением, что привело к возмещению приблизительно в 23 млн.долл.;
на КА Panamsat-8, выведенном на орбиту 4 ноября РН Протон, вышли из строя две из трех Ku-антенн, что привело к страховому возмещению в 43.3 млн.долл.;
Panamsat-7, выведенный на орбиту в сентябре, отказал на орбите. Размер возмещения составил 250 млн.долл.
В 1999 г. осуществлено 40 запусков. После трех месяцев положительных результатов с января по март 1999 г., положение на рынке ухудшилось в результате гибели КА Ikonos-1 при запуске на РН Athena-2 27 апреля и Orion-3 при запуске РН Delta-3 3 мая. В результате, в течение одной недели рынок получил страховые возмещения в размере 387 млн.долл.
Среди страховых случаев с КА в 1999 г. можно отметить:
Iridium. К середине 1999 г. были признаны погибшими 19 КА. Из-за высокого размера франшизы при страховании эксплуатации КА на орбите (30 КА), их гибель не привела к дополнительным требованиям по страховым возмещениям;
INSAT-2E, выведенный на орбиту на РН Ariane-4 2 апреля, привел к возмещению в 23 млн. долл. из-за нештатной работы системы терморегулирования;
ЯМАЛ-100 ?1 при выводе на орбиту был утерян. Сумма возмещения составила 50,5 млн. долл..
Тем не менее, 1999 г. закончился с положительным результатом в 157 млн.долл. и с совокупной страховой премией примерно в 750 млн.долл.
В 1999 г. международный страховой рынок стал свидетелем первого успешного запуска по программе Sea Launch (28 марта), за которым 10 октября последовал второй, в результате которого был выведен на орбиту КА Direct TV, застрахованный на 171 млн.долл., и первого коммерческого запуска РН Ariane-5 с КА XMM.
В 2000 г. осуществлен 31 запуск. Год начался с двух запусков, имевших большое значение для страхового рынка:
12 февраля КА Garuda-1 был успешно выведен на орбиту РН Протон. Страховая сумма, составлявшая 478 млн.долл., являлась самой высокой страховой суммой для запуска единичного КА;
21 марта РН Ariane-5 осуществила первый успешный запуск двух КА Insat- 3B и Asiastar-1.
В 2000 г. произошли три страховых случая, связанных с КА:
ICO-F1 погиб при запуске 13 марта на РН Зенит-3SL по программе Sea Launch. КА был застрахован на 225 млн.долл.;
Garuda-1 во время орбитальных проверок 11 мая получил повреждения, которые привели к страховому возмещению в 100 млн.долл.;
Quick Bird-1 погиб 20 ноября. Страховое возмещение составило 230 млн.долл.
Успешные запуски РН Ariane-5 с КА Astra-2B и GE-7, застрахованными на 431 млн.долл., Протон с КА GE-6, застрахованным на 280 млн.долл. и Зенит с КА Thuraya, застрахованным на 406 млн.долл. позволили страховому рынку заработать около 257 млн.долл.
В 2001 г. осуществлено 16 запусков. Первые три квартала 2001 г. были благоприятными для страхового рынка, т.к. в течение периода, предшествовавшего 11 сентября 2001 г. (террористический акт в США), запуски КА были успешными за исключением аварии РН Ariane-5 с КА Artemis и BSAT-2B в июле. Однако, предварительные положительные итоги 2001 г. были нарушены серией страховых случаев, произошедших в течение одного месяца.
В сентябре 2001 г. были объявлены:
серийные отказы на платформах Boeing-702, затронувшие КА Thuraya-1, Panamsat-1R, Galaxy-XI и ANIK- F1 и приведшие к страховым возмещениям в размере 1 млрд.долл.;
гибель КА Panamsat-7, возмещение в 253 млн.долл.;
гибель КА Orbview- 4 и Quicktoms при аварии РН Taurus, приведшие к страховым возмещениям в 100 млн.долл.
Необходимо отметить, что страховая премия в размере 402 млн.долл., полученная рынком в 2001 г., является самой маленькой с 1993 г. Это связано с тем обстоятельством, что в 2001 г. было осуществлено только 16 запусков РН, или половина от запусков 2000 г., и страховой рынок находился под влиянием потрясения от террористического акта 11 сентября 2001 г. Несмотря на то, что события 11 сентября не были прямо связаны с рынком страхования космических рисков, значительные возмещения по другим видам страхования оказали влияние на рынок страхования космических рисков посредством уменьшения его емкости, повышения страховых ставок и ухудшения условий страхования.
В результате, в 2001 г. наблюдались рост ставок, сокращение объёмов страхового покрытия и изменение условий страхования запуска и эксплуатации на орбите. Ряд проектов был застрахован не на 100% страховой суммы, а на 75- 80%.
В 2002 г. осуществлено 27 запусков, в том числе 21 успешный коммерческий запуск на геостационарную орбиту и выведено 24 КА, успешно проведены первые запуски новых РН: Atlas-IIIB c КА Echostar-7, Atlas-5 с КА HotBird- 6, Delta- IV с КА Eutelsat-W5. 1 марта РН Ariane-5 ESC-A с КА Envisat успешно стартовала после аварийного запуска в июле 2001 г.
Первые три квартала года были обнадеживающими для страхового рынка: все запуски были успешными за исключением аварии РН Союз 30 октября, которая оказала чрезвычайно незначительное влияние на страховой рынок.
К неудачам года относятся:
запуск 26 ноября РН Протон-К с КА Astra -1K. Страховое возмещение составило 291 млн.долл.;
аварийный запуск 11 декабря РН Ariane- 5 ESC-A с КА HotBird-7 и STENTOR. КА STENTOR не страховался, а КА HotBird-7 был застрахован на 13.3 млн.евро;
декабрь: повреждение КА Astra -1G — примерно 57 млн. долл. страхового возмещения;
В 2002 г. продолжились конструктивные отказы находящихся на орбите КА Galaxy-11, Anik-F1, XM Rock, XM Roll и PanAmSat-1, КА GEM- 1, изготовленных на базе платформы Boeing-702.
Кроме этого, в 2002 г. произошли конструктивные отказы на космических аппаратах, изготовленных на платформах Boeing-601 (КА DirecTV-3), Spacebus-3000 (КА Arabsat-2А и -3А), Spacebus-2100 (отказы солнечных батарей КА Telesat/Nimiq-2). Продолжились отказы солнечных батарей космических аппаратов на платформе LS1300.
Таким образом, 2002 г. ознаменовался продолжением конструктивных отказов и гибели КА на платформах Boeing-702, Boeing -601, Spacebus -3000, Spacebus- 2100 и LS-1300.
Кроме этого, в процессе урегулирования рынком продолжают находиться претензии примерно на 1.7 млрд. долл. за 6 КА на платформе Boeing-702.
В 2003 г рынок страхования характеризовался следующими особенностями:
ставки на запуск оставались высокими — от 20-23% до 28-30%;
cтавки покрытий риска эксплуатации на орбите — от 2.7 до 3.7%;
размещение рисков сталкивалось с недостаточной емкостью рынка, что приводит к недоразмещению;
перестраховщики были склонны придерживаться их рыночной доли независимо от страховой суммы;
продолжилась тенденция к уменьшению длительности покрытий — стандартные покрытия длились не более 12 месяцев;-оставались жесткими требования по запасам топлива (в 1 год) и энергии (7.5% в конца срока активного существования), полной конструктивной гибели (75%), исключению серийных отказов, введению франшиз;
котировки ставок предоставлялись на короткий срок — от 7 до 30 дней, либо до первого страхового случая на рынке, но не ранее 12 месяцев до запуска;
продолжилась тенденция ухода с рынка отдельных страховщиков космических рисков.
Катастрофы и аварии 2003 года, а так же ряд ключевых тенденций того периода уже анализировались нами в предыдущей статье (http://www.insur- info.ru/analysis/263).
2004 г. продолжил череду неприятных событий для страховщиков космических рисков. 11 января был запущен КА Telstar-14, после выведения которого на орбиту оказалось, что не раскрылась одна из солнечных батарей. Оператором КА был заявлен страховой случай.
В марте КА Galaxy-10R испытал серию проблем с плазменной двигательной установкой. В апреле было объявлено о выходе из строя двигателей коррекции на КА Экспресс-А1Р. В мае РН Atlas-2AS вывела КА Superbird-6 на орбиту с низким перигеем, что привело к необходимости потратить топливо КА на довыведение. Как итог — появилась неясность с достаточностью топлива до окончания срока активного существования КА.
В июне разгонный блок ДМ на РН Зенит-3SL на втором импульсе выключился и КА Telstar-18 остался на орбите с апогеем в 20 тыс.км вместо 36 тыс.км. КА вышел на рабочую орбиту используя собственные компоненты топлива — возник вопрос о сроке активного существования КА. В августе вышел из строя еще один из плазменных двигателей на КА Galaxy-10R, что увеличило страховое возмещение до 75 млн.долл.
В сентябре возобновились проблемы с энергетикой на КА Thaicom-3, который временно прекратил обслуживание клиентов, а в октябре был заявлен страховой случай с КА Экспресс-А1Р.
Таким образом, каждый месяц на рынок приходили негативные новости с сегмента страхования орбитальной эксплуатации.
В результате 2004 г. характеризуется продолжением пересмотра условий страхования и дальнейшим ростом тарифов.
В 2005 г. осуществлены 19 успешных запусков застрахованных КА, а также ряд возобновлений страхования орбитальной эксплуатации. В результате рынок получил 848 млн.долл. страховых премий и зафиксировал низкий уровень страховых выплат в 85 млн.долл. Урегулирование страховых случаев прошлых лет привело к дополнительным выплатам в размере 108 млн. долл. Таким образом, по итогам 2005 г. положительный итог рынка страхования космических рисков оценивался в 655 млн.долл. По итогам года, полученная прибыль в совокупности с увеличением емкости рынка привели к смягчению условий размещения, которое выразилось в снижении ставок на страхование запуска КА, в то время как ставки страхования эксплуатации КА остались стабильными.
Негативные события 2005 г.:
1 геостационарный КА утрачен;
гибель КА Молния-3К при запуске РН Молния-М;
гибель КА Cosmos-1 при запуске РН Волна.
2006 г. закрепил положительные тенденции. 12 января 2006 г. объявлено о появлении новой емкости в сегменте страхования орбитальной эксплуатации КА. Синдикат Liberty и компания Sciemus предложили емкость в размере 250 млн.долл. на каждый риск с возможностью увеличения до 400 млн.долл.
В результате увеличения емкости и положительных результатов по доходности за предыдущие годы ставки страхования запусков уменьшились с 19-20% в начале 2005 г. до 15% в июне 2006 г., ставки страхования орбитальной эксплуатации уменьшились до 2.2%. Основные итоги рынка в конце 2006 г. характеризуются следующими результатами:
произошло увеличение емкости для страхования рисков запуска примерно до 475 млн.долл.;
застрахован 21 запуск;
КА Arabsat-4A потерян 26 февраля при запуске РН Протон — страховое возмещение в 179.2 млн. долл.;
гибель КА БелКА, Бауманец, UniSat-4, Pin-Pot и 14 КА CubSat при запуске РН Днепр 26 июля — страховое возмещение за КА Белка — около 16 млн.долл.
Таким образом, в 2006 г. рынок оправился от шока 1998-2001 г.г. на фоне приемлемой убыточности, растущих емкости и количества запусков. На рынке продолжилось разделение на два сегмента — страхования рисков запуска и страхования рисков орбитальной эксплуатации. При этом сегмент страхования рисков запусков интенсивно накапливает премию, а сегмент страхования рисков орбитальной эксплуатации КА в стагнации. Тем не менее, страховая премия накапливается, емкость рынка растет, а ставки снижаются.
Основными событиями 2007 г. стали:
гибель КА NSS-8 при запуске РН Зенит-3SL по программе Sea Launch из- за проблем с двигателем первой ступени. Был поврежден стартовый комплекс. Общее страховое возмещение — 250 млн.долл.;
гибель КА JCSAT-11 в результате аварийного запуска РН Протон-М. Страховое возмещение — 180 млн.долл.;
отказ КА Leostar, возмещение-40 млн.долл.
Рынок собрал порядка 625 млн.долл. страховой премии и получил предварительно 470 млн.долл. страховых возмещений (остается не ясной ситуация с двумя КА, застрахованными на 377 млн.долл., в случае объявления страховых случаев по этим КА размер страховых возмещений может достичь примерно 750 млн.долл.), емкость составила около 580 млн.долл., ставки страхования запуск+12 месяцев — 14-16%, а ставки страхования орбитальной эксплуатации — примерно 2%.
2005 г. — 848 млн.долл.; 2006 г. — 830 млн.долл.; 2007 г. — 625 млн. долл. и следующие доходы по годам: 2005 г. — 655 млн.долл.; 2006 г. — 530 млн.долл.; 2007 г. — в стадии определения (2007 г. может оказаться первым убыточным годом за последние 6 лет).
2. Емкость рынка страхования космических рисков
Говоря о рынке страхования космических рисков необходимо отметить, что существуют два основных сегмента этого рынка в зависимости от вида космических рисков — сегмент страхования рисков запусков и сегмент страхования рисков эксплуатации КА на орбите. Каждый из указанных сегментов имеет собственную емкость и страховые ставки.
Начиная с 1986 г. наблюдался рост емкости рынка в расчете на один запуск. В конце 1993 г. уверенность в росте рынка и ожидаемый в 1994 г. сбор премии в размере около 500 млн.долл. были ключевыми факторами для увеличения емкости рынка страхования запусков. Даже несмотря на выплаты в 1994 г., емкость рынка в 1995 г. составила примерно 520 млн.долл. на один запуск. В 1996 г. емкость превысила 670 млн.долл. на один запуск, а в 1997 г. выросла до 955 млн. долл., главным образом, за счет расширения емкости европейского рынка. В результате полученного в 1997 г. дохода рынок увеличил до 1.234 млрд. долл.
Значительные страховые возмещения 1998 г. и результат 1999 г. привели к сокращению численности страховщиков. Эта тенденция началась с конца 1999 г., продолжилась в 2000 г.: негативные результаты 1998 г. и начало 1999 г. подчеркнули чувствительность страховщиков к дополнительным страховым случаям. Некоторые страховщики, понесшие большие убытки, уменьшили свое присутствие на рынке или прекратили принимать новые риски.
Емкость рынка представляет собой показатель восприятия космических рисков страховщиками и изменяется в зависимости от баланса полученной премии и заявленных возмещений. Относительная стабильность и успешность рынка между 1986 г. и 1997 г. способствовали увеличению его емкости. Отрицательные результаты 1998 г. и 2001 г., неудовлетворительные результаты 1999 г. и 2000 г., продолжающиеся возмещения привели к уменьшению емкости рынка, в том числе и за счет сокращения количества страховых и перестраховочных компаний, которые перешли в более доходные сектора страхового рынка.
Эта тенденция продолжилась в 2001 и 2002 г.г.: отдельные страховщики прекратили принимать риски и наблюдалось перераспределение емкости среди страховщиков. В определенной мере данная тенденция была сбалансирована приходом на рынок новых страховщиков, которые в прошлом были участниками рынка, но покинули его, когда поняли, что избыточная емкость приводит к падению ставок.
Стоит напомнить, что в 1986 г. индивидуальная емкость основных страховщиков была в пределах 10-15 млн. долл. на каждый запуск. Емкость лидеров рынка в 1999 г. составляла 15-35 млн. долл. на каждый запуск. До 11 сентября 2001 г. емкость отдельных страховщиков достигала 50-100 млн.долл. на запуск.
Емкость рынка страхования запусков в 2003 г. составляла примерно 385 млн.долл. Для сравнения емкость рынка страхования запусков в 2001 г. составляла около 850 млн.долл. Приблизительная емкость на один запуск в последние годы составляла: 2005 г. — 409 млн.долл.; 2006 г. — 475 млн.долл.; 2007 г. — 581 млн.долл. Таким образом, наблюдался определенный рост емкости, обусловленный положительными итогами страховых операций в течение последних пяти лет.
Что касается емкости сегмента страхования эксплуатации КА на орбите, то рынок представлен теми же страховщиками, что и в сегменте страхования рисков запуска, но большинство страховщиков не предоставляют свою полную емкость по страхованию запуска для страхования рисков орбитальной эксплуатации КА.
Это объясняется необходимостью более длительного времени для возврата средств в случае гибели КА при эксплуатации на орбите (так для возврата средств, выплаченных за гибель единичного КА в размере примерно 200 млн.долл., страховщику необходимо аккумулировать страховую премию по данному типу страхования в течении нескольких лет, в то время как при страховании запуска подобный убыток может быть компенсирован страховщиком за счет собранной премии в течение нескольких запусков).
3. Страховые ставки при страховании космических рисков
Размер страховых ставок и длительность периода страхования при страховании рисков запусков претерпели изменения с 1989 г. по 1998 г.
Ставка по наиболее распространенному типу страхования запуск+12 месяцев в указанный период составила в среднем 16.3 %. В 1989 г. эта ставка составляла в среднем 20.7 %, затем в течение семи лет она стабилизировалась на уровне 16-18% и снизилась до 13-16% в 1997 г. Для новых систем мобильной связи ставки были на более высоком уровне, достигавшем 20 %. К концу 1998 г. ставка снизилась более чем вдвое и составила примерно 8.65% при периоде страхования 6 месяцев с момента запуска.
Неблагоприятные результаты 1998 г. остановили процесс улучшения ставок и условий, при этом негативные результаты апреля-мая 1999 г. явились исходной точкой для увеличения ставок и ухудшения условий страхования.
Эта тенденция подтвердилась в 2000 г. Гибель КА ICO и КА Quikbird-1 подтвердила позицию рынка по стабилизации ставок (или умеренному повышению) при уменьшении периода покрытия — страховщики отказывались страховать запуск+5 лет и основным типом страхования стал запуск+2 года орбитальной эксплуатации КА.
В 2001 г. продолжилось уменьшение периода страхового покрытия и основным типом страхования стал запуск+6 месяцев эксплуатации КА на орбите. В результате террористического акта в сентябре 2001 г. прозвучали заявления об увеличении ставок на 30-50% по сравнению с 2000 г., но избыточная емкость рынка позволила найти компромисс между страховщиками и страхователями.
В 2002 г. требования страховых компаний по увеличению размера ставок были сбалансированы существующей емкостью рынка, которая создала конкуренцию среди страховщиков.
Таким образом, с 1998 г. до конца 2002 г. происходило незначительное повышение ставок страхования. В 2003 г. страховщики снова повысили ставки для компенсации возмещений, выплаченных в предыдущие годы при эксплуатации орбитальной эксплуатации КА.
В период 2003-2007 г.г. ставки страховых премий показали тенденцию к снижению, вызванную низкой убыточностью в этот период при наличии достаточной емкости.
Если говорить о страховании рисков орбитальной эксплуатации КА, то в начале 80-х г.г. XX века, страхование эксплуатации на орбите было доступно в виде трехлетних полисов, без права их расторжения. Следствием неблагоприятных результатов страхования стало ограничение длительности покрытия 12-месячным периодом.
Рынок стал более осторожным с момента крупных возмещений (Superbird-A в 1990 г. — 170 млн.долл. и TDF-1 в 1990 г. — 25 млн.долл.), которые были зафиксированы в этом сегменте и поглотили всю страховую премию, накопленную к тому времени при страховании рисков орбитальной эксплуатации. Ситуация снова улучшилась между 1990 г. и 1996 г., но последующие потери КА снова повлияли на поведение рынка.
1998 г. представлял собой самый плохой год для сегмента страхования эксплуатации КА на орбите, т.к. в 1998 г. произошла серия однотипных отказов процессора системы управления на КА Galaxy-4, Panamsat-4, Galaxy-7, DBS, созданных на базе платформы Boeing (HS)-601. На трех других КА, созданных на этой же платформе — Panamsat-5, Galaxy-8, Astra-1G — были зафиксированы проблемы с аккумуляторными батареями. В связи с этим, в договоры страхования КА, созданных на платформе Boeing-601, а таких на орбите находилось 35, были введены исключения, не покрывающие гибель КА по причине аналогичных отказов.
Несмотря на избыток емкости (что поддерживало определенный уровень конкуренции между страховщиками), конец 1998 г. и начало 1999 г. стали началом движения этого сегмента рынка в направлении более высоких ставок и сокращения срока покрытия в период 1999-2004 г.г.
Несмотря на сопротивление страхового рынка, в период 1997-2000 г.г. был заключен ряд договоров страхования с многолетним страховым покрытием периода эксплуатации КА на орбите.
Так, в период 1997-2000 г.г., были заключены трехлетнии договоры страхования КА Sirius-2, Palapa-C1, Palapa-С2 и серии КА GE -1, -2, — 3. На 5-тилетний период орбитальной эксплуатации был застрахован КА Nahuel- 1A. Трехлетние и пятилетние страховые покрытия стали стандартными в 1999-2000 г.г. Но в связи с негативными результатами рынка в 2001 г. и событиями сентября 2001 г. страховщики снова стали заключать договоры страхования КА в период их орбитальной эксплуатации сроком на 1 год.
Ставки страховых премий варьировались в зависимости от типа требуемого покрытия и технического состояния КА. Например, для покрытия, размещенного в 2000 г., стоимость страхования эксплуатации КА на орбите на период в 12 месяцев после окончания первого года эксплуатации оценивалась в 1.2% с января по октябрь и 1.5% с ноября по декабрь, а для покрытия, размещенного в 2001 и 2002 г., стоимость страхования эксплуатации КА на орбите на период в 12 месяцев после окончания первого года эксплуатации оценивалась в 1.75% с января 2001 г. по октябрь 2002 г. и в 2.75% с сентября 2001 г. по декабрь 2002 г. Для отдельных рисков с низкими страховыми суммами ставки ниже 1.5% в год могли быть предоставлены только при страховании полной гибели КА.
Для КА со значительными повреждениями, при страховании полной гибели ставка могла приближаться к 4-5% в год. Что касается полного страхового покрытия КА, находящегося в хорошем техническом состоянии, то ставки находились в начале 2001 г. на уровне 1.2-1.5% в год, а в 2003 г. на уровне 2.5-3% в год.
После трех лет с отрицательными результатами (1998 г., 2000 г., 2001 г.), финансовые итоги страхования орбитальной эксплуатации КА в 2002 г. снова стали положительными. В целом по страхованию орбитальной эксплуатации КА в период 1994-2004 г.г. из 10 лет 5 были убыточными (1996, 1997, 2000, 2001, 2003), когда убытки превысили собранную премию. Таким образом, в сегменте страхования орбитальной эксплуатации, рынок перманентно аккумулирует убытки.
* * *
Рассмотрение состояния рынка страхования космических рисков показывает определенную цикличность его развития, связанную с ежегодным балансом доходности и убыточности — рост доходности приводит к приходу на рынок новых страховщиков, что сопровождается ростом емкости и снижением ставок. При росте убыточности наблюдается обратная картина — страховщики покидают рынок, как следствие, падает емкость, что приводит к недоразмещению рисков, сокращается период страхового покрытия, наблюдается рост ставок. В целом, рынок показывает периодическую убыточность как по сегменту страхования рисков запуска, так и по сегменту страхования рисков орбитальной эксплуатации. В то же время, несмотря на периодическую убыточность, в средне- и долгосрочной перспективе (5-10 лет) страхование космических рисков является прибыльным для страховщиков (например, с 1996 по 2007 г.г. рынок получил примерно 11 млрд.долл. страховой премии и около 8 млрд.долл. страховых возмещений). Таким образом, страховым и перестраховочным компаниям, планирующим развивать свой портфель космических рисков необходимо, как минимум:
во-первых, ясное понимание стратегии и тактики своей деятельности на различных сегментах рынка страхования космических рисков;
во-вторых, обоснованное установление своей емкости (фактического размера собственного удержания) по типам космических рисков;
в-третьих, ориентироваться на длительный период работы на рынке (5-10 лет) для получения положительных результатов;
и, в-четвертых, быть готовым к страховым выплатам, способным превысить собранный объем страховой премии.
Литература:
Материалы презентаций Marsh S.A., Willis, ISB, AON, USAIG, La Reunion Spatiale, SCOR и Международных конференций по космическому страхованию.
Mедведчиков Д.А. Современное состояние международного рынка космического страхования. //Страховое дело.- 1998.- N-5.
Медведчиков Д.А. Обзор российского и международного рынка космического страхования. // Сборник докладов 8-ой ежегодной конференции Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Состояние и проблемы рынка страхования авиационных и космических рисков, 14-16 октября 2003 г. // Новости авиационного страхового рынка.-2003.- ?15.
Смирнов И.О. Международный рынок космического страхования. Health status или Hell status. // Сборник докладов 9-ой ежегодной конференции Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Состояние и проблемы рынка страхования авиационных и космических рисков, 13-14 октября 2004 г. // Новости авиационного страхового рынка.-2004.- ?18.
Медведчиков Д.А. Общий обзор рынка страхования космических рисков. // Сборник докладов 9-ой ежегодной конференции Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Состояние и проблемы рынка страхования авиационных и космических рисков, 13-14 октября 2004 г. // Новости авиационного страхового рынка.-2004.- ?18.
Медведчиков Д.А. Рынок страхования космических рисков: 2003-2007 годы.// Сборник докладов 9-ой ежегодной конференции Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков Состояние и перспективы рынков страхования авиационных и космических рисков, 10-12 октября 2007 г.//Новости авиационного страхового рынка.-2007.-?27.
Mедведчиков Д.А. Организация страхования рисков космических проектов.- М.: Анкил, 2006.

Депозитные программы украинских банков

Депозитные программы украинских банков
По результатам исследования компании Простобанк Консалтинг, средняя ставка по гривневым депозитам сроком на шесть месяцев составляет 11,84% годовых, что на 3,44% выше, чем по вкладам в долларах США.
Компания, проанализировав депозитные программы 50 ведущих банков Украины, составила рейтинг самых выгодных депозитов в гривне сроком на шесть месяцев.
На первом месте вклад Фирменный ООО КБ Финансовая инициатива (Киев) с возможностью пополнения и частичного снятия и процентной ставкой 15,3% годовых, на втором — вклад Финансист банка Финансовая инициатива с возможностью пополнения, но без права частичного снятия, на третьем — вклад Таврийский АБ Таврика (Киев) с возможностью пополнения, без права частичного снятия под 14,75%.
Далее следуют вклады Стандартный Плюс ОАО Банк БИГ Энергия (Киев) под 14,5%, Постiйний вкладник ООО Укрпромбанк (Киев) — 14,3%, Выгодный на все 200 АБ Диамантбанк (Киев) — 14,0% и вклад Правэкс Стандарт АКБ Правэкс-Банк (Киев) — 13,8%.
Кроме того, по данным исследования компании Простобанк Консалтинг, процентные ставки по банковским депозитам составляют: сроком на 1 месяц — 5,61% в гривне, 4,56% в долларах США, на 3 месяца — 10,11% и 7,49%, на 6 месяцев — 11,84% и 8,40%, на 12 месяцев — 13,22 и 9,32%, на 18 месяцев — 14,01% и 9,88%, на 24 месяца — 13,76% и 9,72% соответственно.
Примечание. По мнению советника председателя правления ОАО АБ Укргазбанк (Киев) Александра Охрименко, несмотря на рост уровня инфляции, существенного роста ставок по банковским депозитам не предполагается. Будут временные колебания депозитных ставок в диапазоне 1–2% годовых, что во многом будет вызвано сезонной спецификой спроса на кредитные ресурсы.
А. Охрименко отметил, что в 2008 году официальный уровень инфляции будет на уровне 10–11%, а реальный — на уровне более 20%. В то же время высокий уровень инфляции обеспечит быстрый рост доходов населения. Поэтому в 2008 году тенденция роста рынка банковских депозитов останется.
По словам г-на Охрименко, повлиять на отток денег из банковских депозитов может только рынок инвестиционных сертификатов.
Начальник операционного управления ООО КБ Дельта (Киев) Александр Белоусов прогнозирует рост активности по депозитам, что связано с американским кризисом ипотеки. Ввиду отсутствия прилива инвестиционных средств в страну украинские банки будут диверсифицировать источники финансирования, и это будут по большей части депозиты.
По мнению А. Белоусова, ближайшие полгода ставки падать не будут.
Г-н Белоусов отметил, что в скором времени ожидается усиление борьбы за украинского вкладчика, что будет способствовать расширению линейки депозитных предложений банков, повышению ставок, росту различных акционных предложений.
По прогнозам экспертов, общая сумма остатков на банковских депозитных счетах на конец 2008 года будет на 40–45% выше, чем в прошлом году.