Отечественный лизинг уходит в отпуск, возлагая надежды на господдержку экономики…

Две третьи лизинговых компаний в Украине сами полностью зависят от кредитов, поэтому желающим приобрести авто таким образом в 2009 году придется рассчитывать лишь на собственные силы…
Быстрый рост и радикальное падение: лизинг как надежда реального сектора экономики на оперативное перевооружение современной техникой и технологиями под давлением кризиса уходит в список нереализованных идей вслед за строительным рынком, фондовым и банковским. Лошадки, работавшие от финансовой подпитки, выдворены в вынужденные отпуска до лучших времен.
Корень проблемы этих рынков, и в частности лизинга, уже не столько во внезапном сокращении внешнего финансирования, сколько в кардинальном падении внутреннего платежеспособного потребительского спроса.
В 2009 год Украина, по мнению экспертов ряда отечественных рынков, вступит с почти пятидесятипроцентным уменьшением спроса на большинство товаров и практически все услуги. Спрос уже практически не поддерживается платежеспособностью; покупатели, как физические, так и юридические лица, максимально сократили потребление, оставив в перечне расходов только статьи, рассчитанные на жизнеобеспечение. Для рынка лизинга, выросшего в 2007 году в 500 раз до почти 4 миллиардов долларов США, это сегодня уже может стать толчком к долгосрочному замораживанию или даже рецессии.
В то же время для Украины необходимость развития рынка лизинговых услуг, в том числе благодаря зарубежным игрокам, является остро актуальной. По экспертным оценкам, нашей стране требуется не менее $172 миллиардов инвестиций в основные фонды с целью их обновления, поскольку изношенность производственных ресурсов в зависимости от отрасли составляет от 60 до 90%.
Данный финансовый инструмент был надеждой на развитие внутреннего производства, поддержкой отечественного товаропроизводителя, опорой для роста реального сектора экономики.
Преодолев законодательные барьеры, украинский лизинг по итогам прошлого года выбился в лидеры, увеличив стоимость активов, переданных в лизинг, с 2 миллиардов 396 миллионов гривен в 2006 году до 14,1 миллиарда гривен в 2007 году. На 2008 год эксперты прогнозировали некоторое замедление темпов роста, однако двукратное увеличение стоимости активов обещали, особенно, на фоне первых шагов по корректировке банковского потребкредитования, в том числе и в автомобильном бизнесе. Однако расчеты подвели: финансовый кризис, парализовав банковскую систему, кардинально откорректировал планы лизингодателей. К концу четвертого квартала 2008 года финансирование лизинговых компаний, по данным Украинского объединения лизингодателей, сократилось в 10-30 раз в зависимости от направления деятельности и внешних финансовых источников. Лизингодатели, в свою очередь, урезают собственные лизинговые программы, не имея ни малейшей уверенности в возвращении вложенных средств.
Пока услуги лизинговых компаний обходятся потребителям дешевле банковских кредитов. Компании просят за лизинг сроком до пяти лет в среднем 19 — 22% годовых, тогда как средняя банковская ставка по автокредитам в гривне уже превышает 30%. Однако вряд ли все лизингодатели воспользуются проблемами банков. По данным профильного объединения, две трети лизинговых компаний в Украине полностью зависят от кредитных средств, собственниками части из них являются банки. Дефицит средств у банков обуславливает замедление темпов роста лизингового рынка в Украине и даже сворачивание деятельности отдельных участников данного рынка. В некоторых компаниях, к примеру, уже не предоставляют услуги новым клиентам, для проверенных же потребителей ужесточают условия обслуживания. Так, например, одна из компаний, предоставляющих в лизинг автотранспорт, объявила переход на льготную лизинговую программу, в которой за минимальными годовыми ставками стоит малопривлекательный срок лизинга, рассчитанный не более чем на один год.
При этом для покупки авто необходимо сразу оплатить 50% его стоимости.
В связи с описанными тенденциями эксперты прогнозируют рост ставок по лизингу уже в ближайшие месяцы. Причем даже те лизинговые компании, которые имеют доступ к относительно дешевому финансированию, не станут демпинговать.
Острой проблемой развития отечественного лизинга, помимо дефицита финансов, является также несовершенное законодательство, регулирующее деятельность в данной сфере. Для решения этого комплекса вопросов в сентябре текущего года при УСПП была создана комиссия по вопросам лизинга. По результатам второго заседания комиссии, посвященного противодействию кризисным тенденциям, было принято решение внести изменения в действующее законодательство Украины касательно стабилизации и усовершенствования лизинговых правоотношений как в сфере привлечения финансовых активов в реальный сектор экономики. В частности, предлагается внести поправки к следующим законодательным актам Украины: Закону Украины О налогообложении прибыли предприятий, Закону Украины О налоге на добавленную стоимость, Закону Украины О финансовом лизинге, Закону Украины Об исполнительном производстве, декрету Кабинета Министров Украины О государственных пошлинах. Однако прогнозировать, когда будут приняты изменения в нормативно-правовую базу, сегодня не берется никто…
Поэтому отечественные лизингодатели предпочитают не говорить о своих перспективах на 2009 год, возлагая все надежды на принятие действенного антикризисного законодательного пакета, с реализацией которого должна быть оказана максимальная поддержка экономике Украины.