Автоподмена

По мере ухода с рынка автокредитования банков на нем обживаются финансовые компании
Банки постепенно покидают авторынок: к середине декабря число кредиторов уменьшилось до восьми-девяти. Главными действующими лицами в автокредитовании теперь становятся финансовые компании, созданные автопроизводителями и дилерами. Чтобы хоть как-то наладить продажи машин, они раскручивают программы рассрочки под символические ставки.
Банкиры самоустраняются
Сворачивание автокредитования началось еще осенью: в сентябре займы на покупку машин предоставляло 42 банка, октябре — 22, ноябре — 10, к середине декабря — всего лишь 8–9. Как правило, кредитуют региональные финучреждения или те, кто только вошел на рынок и имеет запас ресурсов, — объяснил ДС ситуацию заместитель начальника управления розничного бизнеса OTP Bank Юрий Воронюк. Большинство банков вынуждены либо значительно ограничить выдачу автокредитов, либо серьезно поднять процентную ставку и ужесточить требования к заемщикам, — дополнил его начальник управления автокредитования Альфа-Банка (Украина) Виталий Жихарцев.
За три месяца гривневые займы для водителей подорожали на 8–10% (до 25–34% годовых), долларовые — на 5–8% (18–24% годовых). Вдвое увеличилась и стоимость оформления автокредита — до 3–4% от суммы, одновременно ряд финучреждений ввели ежемесячные комиссии — 0,5–0,6% от суммы. При этом многие из них прикрыли кредитование в инвалюте, остановившись на работе в гривне, — сообщил ДС начальник управления продаж через альтернативные каналы и партнеров банка АО Индэкс-банк Роман Бунич.
Сроки кредитования сократились с пяти–семи до трех–пяти лет, а размер минимального первоначального взноса увеличился с 10–20 до 40–50% стоимости авто. Финансисты ужесточили и базовое требование к заемщику: если раньше размер ежемесячного платежа по кредиту не мог превышать 50% зарплаты, то теперь — 30–40%. По словам финансистов, они сегодня не просто изучают материальное положение претендента на кредит, но и анализируют его ближайшие финансовые перспективы (возможность сокращения, закрытия предприятия и пр.). Участились отказы в предоставлении займов. На кредитных комитетах сейчас удовлетворяется не более 10% заявок на покупку авто, — рассказал ДС Юрий Воронюк.
Финкомпании развернулись
По мере сворачивания банками автокредитных программ активизировались дочки автопроизводителей и дилеров — финансовые компании, чья доля на авторынке в середине 2008 г. составляла лишь 2–3%. Их программы сегодня условно делят на два вида — кредитные и рассрочки. В первом случае гражданам предоставляют возможность оформить классический заем сроком до семи лет с первоначальным взносом 10–50% стоимости (в зависимости от марки авто). Чем больше взнос клиента, тем на меньшую ставку он может рассчитывать: стоимость гривневых займов колеблется в рамках 17–21% годовых, долларовых — 7–15% годовых. Одноразовая комиссия при оформлении кредита составляет 2–3% суммы. Валютные кредиты предоставляют лишь финкомпании, наладившие партнерские отношения с банками (ведь только банки имеют валютные лицензии), такие как, например, RCI Financial Services Ukraine (дочка французской RCI Banque Group, входящей в холдинг автопроизводителя Renault), которая реализует свои программы — Nissan Finance и Renault Finance — в содружестве с Индэкс-банком. Так же, как и банки, финансовые компании анализируют финансовое состояние заемщика, хотя, по словам экспертов, оценивают его не так строго: по разным оценкам, отсеваются лишь около 50% кредитных заявок.
Куда проще получить заем в рамках программ рассрочки (эту схему активно раскручивает корпорация АИС через свою ФК Еврокапитал). В этом случае финкомпании вообще не анализируют материальное положение покупателей авто: от заемщика не требуется даже предоставление справки о зарплате. Правда, при этом ему придется соблюдать более жесткие условия: минимальный первоначальный взнос по данным программам достигает 70%, а срок кредитования составляет один-два года. Кредит, оформляемый в гривне, предоставляется с так называемой валютной оговоркой: хотя сумма займа фиксируется в нацвалюте, однако каждый месяц пересчитывается по специальной формуле (в зависимости от изменения официального курса доллара). При этом, правда, водителям предлагается рекордно низкая ставка — от 1% годовых. Главным недостатком таких, по нынешним меркам, льготных программ является то, что они рассчитаны лишь на отдельные марки машин, и на них не могут претендовать покупатели всех авто. В данном случае финкомпании работают не на заработок, а исключительно на рост продаж дилеров, которые с октября стремительно падают, — пояснил ДС ситуацию представитель одной из крупных компаний-автодилеров.
На сегодняшний день в Украине активно работает пять ФК, предоставляющие займы на приобретение авто: RCI Financial Services Ukraine (на марки Nissan, Renault, Dacia), Еврокапитал (на авто, продаваемые корпорацией АИС), ПростоФинанс (на машины Украинского автомобильного холдинга, корпорации Укравто и Рено-Украина), Нико Капитал (на модели Mitsubishi).
Финансовые компании начали постепенно замещать банки, покидающие рынок автокредитования. Реализация по программе Nissan Finance с лета выросла в три раза. Сегодня по ней финансируется около 80% всех кредитных продаж марки Nissan, — рассказал ДС PR-менеджер Ниссан Мотор Украина Игорь Соколов. Доля кредитных продаж автомобилей Renault компанией RCI Financial Services Ukraine у дилеров сегодня доходит до 60–80% общей реализации, — дополнила его директор по продажам и развитию дилерской сети ЗАО Рено Украина Яна Миненко. По словам финансистов, в ближайшее время портфели финкомпаний продолжат увеличиваться. Но при этом не стоит ожидать появления в Украине новых финансовых компаний, как это прогнозировалось ранее. Автопроизводители сконцентрируют свои усилия на более приоритетных задачах и рынках, чтобы в нынешних условиях нарастить свои продажи, — отметил в разговоре с ДС заместитель начальника управления разработки и развития продуктов автокредитования VAB Банка Евгений Опарин. Напомним, что ранее ожидалось появление в нашей стране финансовых дочек Toyota, BMW и Volkswagen.