Новые веяния

Отдельные финучреждения планируют проверять на консолидированной основе, как членов финансовых групп
ПОВОД
Госфинуслуг предложила внедрить консолидированную оценку финансового положения банков и страховых компаний. Как показывает мировая практика, это должно помочь в прогнозировании и предотвращении накопления рисков в целом по всем финансовым группам. Реализацию такого надзора предлагается отдать в руки двух госучреждений. Будет ли работать предложенное в сегодняшних неустойчивых условиях финансового рынка — это вопрос. Ведь за предложенными изменениями нет целостного взгляда на дальнейшее развитие рынка финансовых услуг.
ФАБУЛА
Вышеупомянутая идея получила закрепление в законопроекте, которым предлагается внести изменения в Закон Украины О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг в части внедрения надзора на консолидированной основе.
Госфинуслуг определит консолидированные банковские и страховые группы и установит над ними пруденционный контроль
Если в двух словах, то документом предлагается закрепить общие моменты, которые в дальнейшем будут уточняться законами з питань регулювання окремих ринків фінансових послуг нагляду за фінансовими установами на консолідованій основі, — подчеркивает глава Госфинуслуг Валерий Алешин. В частности, Госфинуслуг предложила разобраться в терминологии существенное участие, связанные лица и консолидированные группы (банковские, страховые, финансовые), по отношению к которым будет применяться надзор на консолидированной основе, а следовательно, и новые правила игры для участников рынка.
Впрочем, целесообразнее было бы изначально разработать концепцию (стратегию) развития рынка финуслуг, а уж потом воплощать ее через подобные изменения в законодательство. Здесь примером может быть и Россия, которая, приняв Стратегии развития финансового рынка, сейчас в поисках механизма ее реализации.
К слову, такую задачу Госфинуслуг поставила перед собой еще в конце 2005 года, утверждая План мероприятий по разработке Стратегии развития рынков финансовых услуг на период до 2015 года. Но, видимо, эта Стратегия канула в Лету, как и замыслы о ее разработке.
Надзор
Относительно предложенного в законопроекте, то идея Госфинуслуг предусматривает внедрение нового вида контроля — пруденционный надзор на консолидированной основе. Такой надзор будет осуществляться только на рынке банковских и страховых услуг. Заключается же он в регулярном проведении оценки общего финансового положения финучреждения, результатов деятельности системы и качества управления таким учреждением, соблюдения обязательных нормативов и других показателей и требований, которые ограничивают риски по операциям с финансовыми активами.
Отдельные финучреждения ожидает новый вид проверок при введении пруденционного надзора на консолидированной основе
Такая оценка будет осуществляться по всем финучреждениям, которые входят в определенную банковскую или страховую консолидированную группу. Вдобавок к этому будут анализироваться и риски, возникающие в связи с пребыванием каждого из учреждений в составе такой консолидированной финансовой группы.
Полномочия на это будут предоставлены:
— НБУ, который будет отвечать за пруденционный надзор над консолидированными банковскими группами (определение такой группы дается);
— уполномоченному органу (еще не определен). Он возглавит надзор над консолидированными страховыми группами (определение также имеется).
Эти два органа, собственно, будут определять, какие компании входят в состав консолидированных финансовых групп, а какие нет. За ними также закрепят право устанавливать пруденционные нормативы и критерии на консолидированной основе для подведомственных им компаний. Сами же финучреждения, подпавшие под пруденционный надзор, будут обязаны подавать необходимую информацию и отчетность, а также принимать гостей, пришедших с новым видом проверки.
Впрочем, здесь возникает вопрос, а если отечественное финучреждения окажется членом международной консолидированной финансовой группы. Что тогда? Каким образом уполномоченный орган будет истребовать информацию от нерезидентов, которые косвенно владеют украинской компанией?
Связанный интерес
Вместе с тем, интересным представляется то, что разработчик наконец-то предлагает урегулировать в законодательстве конкретный порог существенного участия одного лица в иной компании. Ведь на сегодняшний день эту величину контролирующие органы трактуют в зависимости от своего настроения.
Для выявления консолидированных фингрупп будут проверять причастность всех членов семьи собственников подконтрольных юрлиц
Предложено же установить, что существенным участием является прямое и/или косвенное, самостоятельное или совместное с другими лицами владение 10 и более процентами уставного (паевого) капитала или права голоса приобретенных акций (паев) юридического лица или независимая от формального владения возможность решающего влияния на руководство или деятельность юрлица.
Относительно понятия связанных лиц юрлица, то Госфинуслуг далеко не ушло от определения таких отношений в Законе Украины О защите экономической конкуренции, в отличие от трактовки понятия контроль (над компанией) в разрезе физлиц. Здесь предлагается установить, среди прочего, что для физлица общая доля уставного капитала компании определяется как общий объем корпоративных прав, которые принадлежат такому физлицу, членам его семьи и юрлицам, которые контролируются этим физлицом или членами его семьи.
Стоит отметить, что законодательство не дает исчерпывающего определения членов семьи, о чем говорит и КСУ. Так, согласно п. 2 ст. 3 Семейного кодекса сімю складають особи, які спільно проживають, повязані спільним побутом, мають взаємні права та обовязки. А Законом Украины О налогообложении прибыли предприятий установлен более широкий круг лиц:членами сімї фізичної особи вважаються її чоловік або дружина, прямі родичі (діти або батьки) як фізичної особи, так і її чоловіка або дружини, а також чоловік або дружина будь-якого прямого родича фізичної особи або її чоловіка (дружини). Так что проверяющему органу есть где разгуляться при осуществлении надзора на консолидированной основе.
Чужой пример заразителен
Вместе с тем, наше государство не новатор в вопросе внедрения контроля над финучреждениями на консолидированной основе и ему есть с кого брать пример и на чьих ошибках учиться. Так, в Великобритании регулированием финансовых рынков занимается одна независимая неправительственная организация (функционирует независимо от Банка Англии, осуществляющего функции регулирования денежно-кредитного рынка). Правда, процесс создания такого мегарегулятора был поэтапным и длился несколько лет (с 1997 по 2005 года).
В международной практике надзор на консолидированной основе часто осуществляет один мегарегулятор
Во Франции пошли по иному пути: банковский надзор осуществляет Банк Франции, а надзор над небанковскими финучреждениями — специально созданный регулятор.
В Германии сейчас идет процесс создания одного мегарегулятора по примеру Великобритании. Пока же их система надзора на финансовом рынке во многом похожа на французскую. Отличие лишь в том, что регулирование банковского сектора хоть и включено в полномочия специально созданного регулятора, но Бундесбанк все еще является источником информации для надзора.
Что касается США, то там изначально действовал один регулятор на рынке финуслуг. Позже, конгресс США создал систему функционального регулирования, передав надзор за брокерскими фирмами Комиссии по ценным бумагам и биржам (далее — Комиссия), а регулирование коммерческих банков — Федеральной резервной системе (ФРС). Но все изменилось в текущем году: часть полномочий Комиссии по надзору за крупными независимыми брокерскими фирмами была передана ФРС (в ведении Комиссии остались всего две крупные брокерские фирмы: Goldman Sachs Group Inc. и Morgan Stanley).
К слову, Россия пока не определилась с выбором органа для надзора на финансовом рынке. В частности, 3 октября Госдума РФ отклонила законопроект, которым предлагалось создание единого федерального органа регулирования на финансовых рынках. На такой мегарегулятор планировали возложить функции по регулированию отношений, связанных с оказанием финансовых услуг. Также он бы осуществлял представительство и защиту государственных интересов и интересов потребителей финансовых услуг на территории РФ и за ее пределами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Впрочем, недавние банкротства крупнейших кредитных учреждений мира (в США, Великобритании, Германии) свидетельствуют о том, что даже самые совершенные регуляторы дают серьезные сбои.
Если же Госфинуслуг уже предопределила дальнейшее развитие банковского и страхового бизнеса, то что же будет с остальными видами финансовых услуг — неизвестно. Хотя внедрение такого вида надзора на весь рынок финуслуг было бы логическим продолжением предложенного в проекте и соответствовало бы международной практике осуществления контроля за финучреждениями на консолидированной основе.
КОНТАКТЫ
Предложения и замечания по данному проекту можно присылать до 27 декабря в Госфинуслуг по адресу: 01001, г. Киев, ул. Б. Гринченка, 3, а также на e- mail: [email protected]