Унесенные ветром

Не плыви по течению, не плыви против течения, а плыви туда, куда тебе нужно, — советуют мудрецы. Увы, это не о наших рулевых. Власть окончательно и бесповоротно расписалась в бессилии противодействовать кризису. И потянулась (пардон), как дерьмо, прилипшее к сапогам, вслед за дуновением кризисного ветра. Нацбанк — вслед за рвущимся вверх долларом.
Кабмин — в яму бюджетного дефицита. Президент всем грозит пальцем, но сделать умное лицо у него уже не получается…
Сегодня Виктор Ющенко подписал закон о внесении изменений в госбюджет на 2008 год, который был принят с учетом вызовов экономического кризиса в стране. Эти изменения позволят профинансировать создаваемый для борьбы с кризисом Стабилизационный фонд и потратить на покрытие дефицита бюджета средства на счетах Госказначейства.
Ну, о Стабилизационном фонде трудно что-то сказать. Это все равно, что в пустыне Сахара в засушливый период распределять воду между бедуинами.
Откуда в этом фонде могут взяться деньги? По данным слепоглухонемого Госкомстата, который практически никогда не называет реальных показателей инфляции, падения и т.д., ВВП Украины в ноябре 2008 года снизился на 14,4% (!) по сравнению с ноябрем 2007-го. Это круто, если до августа включительно семимесячное падение составило лишь 28,6%. Остается надеяться, что уже близко к дну. То есть все, что могло упасть, — уже упало, и падение через несколько месяцев остановится.
Интереснее ситуация с казначейским счетом. Полгода правительство складывало туда деньги, как хомяк — запасы. Создавало проблемы распорядителям бюджетных средств, ничего не финансировало. Дождалось, пока деньги обесценились относительно доллара. И нашло им применение. Применение крайне странное — заткнуть дефицит бюджета.
Вообще-то, я не очень сильна в данных вопросах, но даже мне понятно: деньги на счетах Госказначейства не рассчитаны на покрытие бюджетного дефицита.
Это не средства от приватизации и не поступления от продажи ОВГЗ, которые уже никто не хочет покупать, ибо с такими руководителями, как мы имеем, страна бодрой рысью бежит к дефолту. По тропе, протоптанной Эквадором.
Правда, Эквадор объявил дефолт уже в седьмой раз. У него привычка такая — раз в несколько десятков лет кидать западных финансистов. Он это делает исключено по злобе к их лощеной жадности. И все это поддерживается правительством, президентом и соседом Уго Чавесом.
Нам же кинуть иностранных инвесторов все равно, что коту оттоптать себе яйца. Все, что угодно, только не это. Сами гусениц жрать станем, как в Последнем герое, а их, родных, не обидим.
Вот в связи с этим решено почистить казначейский счет. Что это значит? Есть бюджет, в нем расписаны программы, статьи расходов, распределители средств и их получатели. Грубо говоря, такая-то сумма на медицину, распорядитель — Минздрав, Минздрав перечисляет на конкретные больницы, исследования, препараты, зарплату медикам и т. д. Не все платежи осуществляются в один день. Поэтому то и дело на казначейском счете накапливаются остатки. Более того, с учетом замораживания нескольких десятков миллиардов гривен, чем правительство баловалось с начала бюджетного года, сумма получается приличная. Что с ней нужно сделать? Потратить по назначению, пока деньги не обесценились окончательно.
Что придумали правительство, 226 депутатов, проголосовавших за проект № 3308, и президент, эту муть подписавший? Они предлагают взять деньги Единого казначейского счета (ЕКС) и потратить их на финансирование дефицита бюджета с последующим их восстановлением равными частями в течение пяти последующих лет. Таким образом, Минфин планирует привлечь 6,6 млрд. грн. из 18,8 млрд. грн., находящихся на Едином казначейском счету.
Вообще-то Минфин и так имеет право в течение года кидать средства ЕКС с одной проблемы на другую, затыкая дыры по мере необходимости, но использование этих средств в другом бюджетном периоде, да еще и с отсрочкой возвращения на пять лет — это уже пугает.
Скажем, на казначейском счету лежат деньги, предназначенные на финансирование помощи по детям в начале января или армии в конце месяца. Но если эти деньги будут забраны с ЕКС, то это означает, что соответствующие социальные выплаты осуществлены не будут. А тем временем дефицит Пенсионного фонда называют в пределах 4,2 млрд. грн. То есть дедушек и бабушек, не сделавших жировой запас или не рассчитывающих на помощь родных, ждет конкретный пенсионный пістець, плавно переходящий в голодоморец.
Поможет ли им диковинная схема, придуманная Кабмином? Сомневаюсь, поскольку все эти выкрутасы адресованы не населению и не предприятиям, а Международному валютному фонду. Дело в том, что Меморандум с МВФ запрещает нам увеличивать дефицит бюджета больше минимального процента. Но реально это невозможно.
Недавно, когда у нас находилась миссия МВФ с очередной инспекцией доброй воли, Виктор Пинзеник, в присутствии президента пожаловался, что на сегодня правительство не имеет дополнительных возможностей для доступа к рынкам финансирования и в целом к резервному капиталу. А потому источников покрытия дефицита бюджета нет.
Потом с ним, по всей вероятности, провели работу в формате паяльник-попа, и появился документ следующего содержания. Министерство финансов Украины будет определять на конкурсной основе банки и предприятия, которые смогут получить свободные средства Единого казначейского счета (ЕКС) на условиях заключения договоров временной покупки (продажи) государственных ценных бумаг (ГЦБ). Минимальный размер договора 5 млн. грн. и предельный срок его завершения 25 декабря.
Предполагается, что размещение средств ЕКС позволит бюджету заработать дополнительные средства и увеличить спрос на облигации внутреннего государственного займа, а банкам — помочь справиться с нехваткой ликвидности. При проведении конкурсного отбора Минфин устанавливает минимальную ставку размещения средств и удовлетворяет заявки с наибольшей доходностью.
Банкиры, экономисты и даже чиновники старательно уклонялись от популярной интерпретации данной идеи для широких масс. Из чего можно сделать лишь один вывод: в этой игре на деньги (в данном случае бюджетные) мы снова потерпим фиаско. Как с игрой в доллары, которой Нацбанк увлек банки.
Вместо того, чтобы принять правильные регуляторные меры, НБУ кинул банкам масштабное рефинансирование в гривне. На эту гривну они скупили доллары.
Как подсчитали наши коллеги из Коммерсанта, за октябрь объем межбанковского рынка составил $20,993 млрд., наличного — лишь $5,15 млрд. В ноябре на межбанке было продано $16,419 млрд., а через кассы банков и обменные пункты прошло $4,392 млрд. В результате, к вчерашнему дню доллар подорожал до 8,25 грн./$, девальвировав с начала года на 63,36%. Замечу, что сегодня гривна потеряла на межбанке еще, как минимум, 10–15 копеек.
Таким образом, доллар становится желаннее прибыли. Банки и коммерческие структуры заняты исключительно погоней за долларом и затовариванием им на черный день. А валютные спекуляции стали самым востребованным занятием структур, имеющих коррупционные связи в Нацбанке.
Население и те, кому доллары нужны для бизнеса, не могут выйти в этой гонке победителями и постепенно отстают. В то же время, по данным НБУ, в структуре кредитного портфеля населения валютные займы к 1 декабря составляли 69,6%. Что это может означать на практике? То, что с января невозврат валютных кредитов будет измеряться десятками процентов, банки рано или поздно начнут валиться пачками, и рысь на пути к дефолту превратится в бешеный аллюр.
А как же казначейские средства, одолженные на пять лет? Заткнут ли они дефицит бюджета на радость МВФ? На время — может быть. Но какой ценой? Ценой окончательного и бесповоротного недофинансирования медицины, здравоохранения, образования, армии и т.д.
Автору попалась одна справочка, подготовленная аналитиками для нужд оппозиционного правительства, она достаточно красноречива, чтобы процитировать фрагмент языком оригинала, без комментариев.
Довідка про незадовільний стан виконання Кабінетом Міністрів України держбюджету за 11 місяців 2008 року
* За січень-листопад 2008 року доходи загального фонду державного бюджету склали 166,8 млрд. грн., видатки — 166,4 млрд. грн., сальдо кредитування — 1,4 млрд. грн.
* Станом на 1 грудня 2008 р. загальний фонд державного бюджету зведено з дефіцитом 1,05 млрд. грн.
* Бюджетний розпис надходжень до загального фонду державного бюджету на листопад 2008 року не виконаний на 2,1 млрд. грн.
* Відставання від плану допустили як Державна митна служба (на З84 млн.
грн.), так і Державна податкова адміністрація, яка не забезпечила планові показники зі сплати податків та зборів та одночасно відшкодувала платникам податків на 1,1 млрд. грн. більше ПДВ, ніж було враховано в бюджетному розписі.
* Разом з тим з початку року бюджетний розпис доходів загального фонду державного бюджету на 1 грудня 2008 р. виконано на 104,4 %. Понад план до бюджету надійшло 7 млрд. грн.
* Значних обсягів надходжень до бюджету виявилося недостатньо, щоб компенсувати відставання, допущене по інших джерелах наповнення бюджету.
* По запланованих 6 6З0 млн. грн. зовнішніх запозичень отримано лише 1 511,2 млн. грн. Це позика Світового банку для підтримки стратегії розвитку України в сумі 1,5 млрд. грн. (ЗОО млн. дол. США), яка надійшла до бюджету у лютому п. р. і стала результатом ухвалення нової Стратегії партнерства з Україною на період 2008-2011 рр. ще 6 грудня 2007 року.
* Із запланованих Міністерством фінансів на січень-листопад 2008 року 7 122,5 млн. грн. запозичень на внутрішньому ринку, фактично до загального фонду держбюджету зараховано 2528,8 млн. грн., або З5,5 %.
* За 11 місяців 2008 року виділено асигнувань на видатки та кредитування загального фонду державного бюджету на суму 172,6 млрд. грн., або 88,2 % від запланованого на поточний рік (195,8 млрд. грн.), в тому числі:
— 168,1 млрд. грн. — фактично витрачено;
— З,l млрд. грн. — не витрачено головними розпорядниками;
— 1,4 млрд. грн. (!) — не розподілено головними розпорядниками.
* Таким чином, положення Закону України Про Державний бюджет України на 2008 рік в частині видатків та кредитування загального фонду державногс бюджету виконані не будуть.
* Ще одним підтвердженням такого висновку є те, що у жовтні не було виділено жодної копійки по 93 бюджетних програмах, у листопаді — по 150 програмах.
* Бюджетний розпис видатків державного бюджету, який є основою збалансованого та стабільного виконання бюджету, у поточному році систематично не виконується.
* На 1 грудня 2008 року план видатків загального фонду державного бюджету на 2008 рік виконується наступним чином:
— 100-відсотково витрачено кошти згідно з бюджетним розписом на 2008 рік лише по 54 бюджетних програмах (6 % від загальної кількості програм);
— не витрачено жодної копійки із загального фонду держбюджету на 37 програми (4%);
— менше, ніж на 85 % від запланованого на 2008 рік витрачено на 554 бюджетних програм (58 %). При тому, що до закінчення бюджетного року залишився лише один МІСЯЦЬ.
* Обмеженого фінансування зазнають, в основному, програми соціального характеру, витрати на освіту, науку, культуру і охорону здоровя та видатки інвестиційно-інноваційного характеру.
* Так, на надзвичайно низькому рівні фінансування програм у сфері охорони здоровя, направлених на подолання епідемії туберкульозу і СНІДу, на які за 11 місяців п. р. виділено лише 9,5 % від річних бюджетних призначень.
* За січень-листопад 2008 р. на централізовану закупівлю рентгенологічного, діагностичного та іншого обладнання для закладів охорони здоровя, В тому числі на умовах фінансового лізингу виділено лише 48,7 % запланованого на рік (131,4 млн. грн. із закладених до бюджету 270 млн. грн.), на централізовані заходи з лікування цукрового діабету — 5 О % (15 млн. грн.
із 3 О млн. грн.) в жовтні та листопаді по даному напрямку кошти не виділялись, тобто фінансування настільки важливих видатків заплановано на останній місяць, коли виділенні кошти не будуть вчасно освоєні.
* Практично зірвано передбачене в бюджеті поточного року оновлення основних фондів медичних закладів.