Вернуть застрявшие деньги

Даже во время действия моратория к Проминвестбанку можно предъявлять требования
ПОВОД
Введение Нацбанком моратория на удовлетворение требований кредиторов Проминвестбанка вызвало большое количество проблем у клиентов, в том числе связанных с возвратом депозитов, осуществлением текущих операций по счетам. ЛІГА:ЗАКОН решила разобраться, в каких случаях применяемые банком в условиях моратория ограничения правомерны, а в каких — нет, и что в сложившейся ситуации может сделать клиент.
ФАБУЛА
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов позволяет решать проблемы банка за счет клиентов
Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого, — так простыми словами Михаил Васильевич Ломоносов пояснял закон сохранения массы вещества. Вот и Закон Украины О банках и банковской деятельности в полном соответствии с законом физики определил, что благоприятные условия для восстановления финансового состояния банков должны создаваться за счет их клиентов. Так, согласно ст. 85 указанного Закона при временной администрации, назначенной по случаю существенной угрозы платежеспособности банка, НБУ может на шесть месяцев ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
И вот 7 октября в связи с устойчивой тенденцией ухудшения финансового состояния Проминвестбанка и полномасштабной клиентской паникой (так назвал массовый отток денежных средств юридических и физических лиц заместитель председателя НБУ Анатолий Шаповалов) Правление НБУ издает постановление 308 О назначении временной администрации в Акционерном коммерческом промышленно-инвестиционном банке (закрытое акционерное общество), которым такой мораторий вводится (см. Нормативное сопровождение).
Сомнительное постановление 308
Несмотря на то, что постановление 308 не публиковалось и не регистрировалось в Минюсте (из-за чего некоторые считают его необязательным для исполнения), оно все же действует и, более того, является вполне законным.
Действительно, нормативно-правовые акты НБУ подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте (ч. 3 ст. 56 Закона О Национальном банке Украины). Однако распорядительные акты, не содержащие новых правовых норм, действие которых исчерпывается разовым применением, нормативно- правовыми не являются и не должны проходить процедуру госрегистрации (п. 5 Положения о государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов государственной исполнительной власти).
Постановление Правления НБУ от 07.10.2008 308 в государственной регистрации не нуждается
Поскольку постановление 308 затрагивает отдельно взятый случай и новых правовых норм не содержит, представляется, что перспективы его обжалования уже изначально неутешительны.
Что касается публикации текста, то Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства (п. 8.3 раздела V) содержит требование опубликовать в газете Урядовий курєр или Голос України сообщения о назначении временного администратора и о введении моратория с информацией о номере и дате соответствующего постановления Правления НБУ, а также дате введения и срока действия моратория. И это требование худо-бедно Нацбанком было выполнено.
На что распространяется мораторий
Согласно частей 2, 3 ст. 85 Закона О банках и банковской деятельности, мораторий касается требований кредиторов и распространяется, в том числе, на обязательства, сроки исполнения которых настали до назначения временной администрации. В связи с этим во время моратория запрещается взыскание на основании исполнительных и иных документов, а банку не начисляются финансовые (экономические) санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение им денежных обязательств и обязательств относительно уплаты налогов и сборов.
Из этого прямо следует, что расторгнуть депозитный договор с Проминвестбанком и взыскать зависшие денежные средства, как это хотел сделать участник форума ЛІГАБізнесІнформ, не получится. И даже при наличии судебного решения в пользу кредитора, до окончания моратория применить меры по принудительному исполнению будет невозможно.
И тем не менее, кто не хочет ждать окончания моратория может попытаться уступить право требования по своему договору иному лицу. Такая возможность предусмотрена Гражданским кодексом (ст. 512-514). Правда, при этом клиент, скорее всего, потеряет большую часть своего вклада, о чем свидетельствуют пока немногочисленные предложения от предприимчивых иных лиц.
Где моратория быть не может
Но мораторий однозначно не может распространяться на обслуживание текущих операций, осуществляемых временным администратором, на требования о выплате зарплаты, алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения, а также на удовлетворение требований кредиторов, возникших по обязательствам банка во время осуществления временной администрации. Это прямо проистекает из ч. 4 ст. 85 Закона О банках и банковской деятельности.
Поэтому многочисленные случаи неосуществления Проминвестбанком платежей с расчетных счетов предприятий, и даже блокирование налоговых платежей, которые описывают участники форумов ЛІГАБізнесІнформ, являются неправомерными.
Во всех этих случаях банк ссылался на п. 5 постановления 308, который определяет задачи для временного администратора, в частности, — письменно проинформировать соответствующий налоговый орган о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) и приостановлении выполнения мер, направленных на обеспечение выполнения всех этих обязательств. Это же требование содержит абз. 3 п. 8.3 раздела V Положения о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства.
Постановление 308 не дает Проминвестбанку права блокировать операции по счетам клиентов
Но данные предписания — это отнюдь не карт-бланш на блокирование любых операций, а всего лишь обязанность временного администратора уведомить налоговый орган о факте введения моратория и его последствиях, предусмотренных ст. 85 Закона О банках и банковской деятельности. И поэтому вопрос выполнения обязательств относительно уплаты налогов и сборов касается только лишь самого банка, а не его клиентов.
Кроме того, деньги на счету клиента являются собственностью самого клиента, и требование перечислить эти деньги — не является требованием кредитора. И уже хотя бы поэтому на них не может распространяться мораторий.
Правильность такой позиции фактически подтвердил первый заместитель председателя ГНАУ Вадим Кайзерман, сказав, что предприятия, чьи налоговые платежи не поступили в госбюджет своевременно из-за проблем Проминвестбанка, не понесут никакой ответственности.
Если ПИБ не хочет выполнять текущих операций, ссылаясь на постановление 308, то его можно заставить это сделать через суд, поскольку требования об исполнении договорных обязательств с денежными средствами, принадлежащими клиенту, не являются имущественными, и соответственно, мораторий на них не распространяется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мораторий не является мерой воздействия, парализующей работу со своими клиентами готового лопнуть банка. Жизнь продолжается и после введения временной администрации. Только вот неправильное понимание (толкование) и применение клерками законодательных норм может еще больше осложнить итак непростые отношения банка со своими клиентами. В конечном итоге, даже если за мораторием не последует ликвидации банка, оставшиеся после моратория клиенты могут навсегда потерять доверие к такому банку.
НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Постановление Правления НБУ от 07.10.2008 308 О назначении временной администрации в Акционерном коммерческом промышленно-инвестиционном банке (закрытое акционерное общество)
(извлечение)

З урахуванням викладеного, … Правління Національного банку України постановляє:
1. Призначити в Банку тимчасову адміністрацію строком на 1 рік — з 07.10.2008 до 06.10.2009.
2. Призначити тимчасовим адміністратором Банку службовця Національного банку України Кротюка Володимира Леонідовича — заступника Голови Національного банку України.

4. З метою створення сприятливих умов для відновлення фінансового стану Банку увести мораторій на задоволення вимог кредиторів строком на 6 місяців з 07.10.2008 до 06.10.2009.
5. Тимчасовому адміністратору:
з дня призначення приступити до виконання обовязків відповідно до статей 78, 80, 81, 83 Закону про банки та Положення 369;

у день отримання рішення про призначення письмово інформувати відповідний податковий орган про введення мораторію на задоволення вимог кредиторів Банку та зобовязань щодо сплати податків і зборів (обовязкових платежів) та зупинення виконання заходів, спрямованих на забезпечення виконання цих зобовязань і зобовязань щодо сплати податків і зборів (обовязкових платежів);

11. Департаменту зовнішньоекономічних відносин (С.В.Круглик) протягом трьох робочих днів після призначення тимчасового адміністратора Банку забезпечити опублікування в газеті Урядовий курєр або Голос України інформації про призначення тимчасового адміністратора Банку і введення мораторію на задоволення вимог кредиторів.

14. Постанова набирає чинності з дня її підписання.