Компании ищут альтернативу IPO

Количество IPO в 2008 году уменьшилось в три раза. Украинские компании ищут альтернативу первичному размещению акций.
В 2008 году резко упал уровень активности на глобальном рынке IPO (первичное размещение акций). За 11 месяцев компании сумели привлечь посредством размещения акций только 95,3 миллиарда долларов. Это почти в 3 раза меньше, чем в 2007 году. Из постсоветских стран в этом году выйти на IPO смогли всего 6 компаний, три из которых — украинские. В ближайшее время отечественным компаниям следует забыть о размещении акций на зарубежных площадках. В условиях кризиса альтернативой IPO станет привлечение кредитов, выпуск еврооблигаций и продажа акций стратегам. Последний механизм называют наиболее реальным.
По данным отчета компании ErnstYoung, за 11 месяцев этого года в ходе 745 выходов на IPO по всему миру компаниями было привлечено лишь 95,3 миллиарда долларов. В то время как в 2007 году 1790 компаний провели первичное размещение акций на 256,9 миллиарда долларов.
По данным компании Dea-logic, на сегодняшний день отложено 298 сделок IPO по всему миру. Компаниями из стран СНГ в 2008 году было проведено только 6 первичных размещений на 1,67 миллиарда долларов — три украинских, два казахстанских и одно российское. Для сравнения: в 2007 году компаниями из СНГ было проведено
30 IPO, что позволило им привлечь 34 миллиарда долларов. Нестабильная ситуация на рынке очевидным образом повлияла на уверенность инвесторов и намерения компаний осуществлять размещения акций, — отмечает директор международной практики ErnstYoung по оказанию услуг в области IPO Джил Форер. Этот источник финансирования сегодня является малоэффективным.
Торги ведутся вяло, а инвесторы ожидают еще большего падения рынков, — отмечает Елена Березовая, финансовый директор компании Unitrade Group, которая неоднократно заявляла о своем намерении выхода на IPO.
В поисках покупателя
О своих планах выйти на IPO в 2008 году заявляли такие украинские компании, как UA Inter Media Group, TOV Intermarket, Trust Capital Properties и еще около 10 банков, в том числе банк Надра и Проминвестбанк. Однако аналитики сомневаются, что они сделают это в ближайшие год-два. Сейчас задача состоит в том, чтобы не развивать, а сохранять бизнес, — объясняет Олег Пикарский, директор департамента торговли ценными бумагами инвесткомпании Кинто. По мнению Андрея Пивоварского, директора инвестиционно-банковского департамента Драгон Капитал, в результате кризиса ожидается кардинальное снижение уровня оценки стоимости компаний практически во всех секторах экономики. Поэтому привлечение акционерного капитала (путем IPO. — ДЕЛО) в ближайший год будет значительно осложнено и потребует более продолжительной подготовки, — отмечает он.
Как альтернативу IPO для привлечения средств украинскими компаниями аналитики выделяют два способа: продажу акций и выпуск облигаций. Однако у них тоже есть свои препятствия. Сейчас рынка капитала как такового не существует, они не могут привлечь капитал. Из внешнего финансирования сейчас работают только структуры правительственного уровня, например, ЕБРР, — отмечает Дмитрий Мошкало, вице-президент Foyil Asset Management.
По мнению Пикарского, в сложившейся ситуации единственным возможным способом привлечения средств остается продажа доли в бизнесе. Этот вариант подходит тем компаниям, которые испытывают сложности с обслуживанием своих долгов и с оборотными средствами, — отмечает аналитик Кинто. В качестве примера он приводит сеть супермаркетов Велика кишеня, которая сейчас активно ищет инвестора. Мы сейчас ведем несколько сделок по привлечению финансирования для компаний, которые окажутся консолидаторами в своей отрасли и смогут заработать на кризисе. Например, в обмен на крупный пакет акций мы предлагаем финансирование, за счет которого компания сможет существенно укрепить свои позиции на рынке на фоне финансовых проблем у конкурентов, — поясняет Томаш Фиала, управляющий директор Драгон Капитала.
Инвесторами в таком случае обычно выступают фонды прямых инвестиций или стратеги. Консолидация осуществляется по принципу покупка сильным игроком более слабого. Компании, которые все же устояли во время кризиса, в частности представители продовольственного сегмента, могут воспользоваться таким финансовыми инструментами, как выпуск облигаций.
Однако найти покупателя на облигации сейчас достаточно сложно — на украинском рынке много облигаций с большой доходностью, что невыгодно для бизнеса, — отмечает Пикарский.
Вернуться к перспективе выхода на IPO украинские компании смогут еще не скоро. Для того чтобы вернулся позитив на эти рынки, нужен еще год. На то чтобы на нас обратили внимание, необходимо еще некоторое время, — объясняет Виталий Хандельды, глава аналитического отдела ИК Millennium Сapital. Он напоминает, что такие компании, как Метинвест, отодвинули IPO как минимум на 2-3 года.
По данным компании Dea-logic, за 2008 год на публичное размещение своих акций решились только три украинские компании — Мироновский хлебопродукт (объем привлеченного капитала — 370 миллионов долларов), Cadogan Petroleum Plc (300 миллионов долларов), Sintal Agriculture plc (35 миллионов долларов).
Наиболее успешным из них было размещение Мироновского хлебо-продукта.
Компания разместилась по цене 15 долларов за акцию, таким образом она привлекла 1,7 миллиарда долларов. Этот показатель был ближе к верхней границе ценового коридора, который определила компания перед размещением — 1,4-1,85 миллиарда долларов. Фактически это первая крупная food-processing компания, которая вышла на рынок акционерного капитала. И, несмотря на сопутствующие неблагоприятные условия на рынке капитала, инвесторы достаточно хорошо оценили компанию, — отмечает Томаш Фиала, управляющий директор Драгон Капитала.
В то же время в случае с Cadogan Petroleum Plc бумаги компании в первый день торгов упали на 19%. Компанию сильно переоценили, забрав весь спрос, который мог бы поддержать эту цену после размещения, — подчеркивают аналитики.