Автопродажи рухнули

Объемы продаж автомобилей в Украине в ноябре упали на рекордные 35%.
В прошлом месяце украинцы купили около 38 тысяч автомобилей против 58 тысяч в октябре. Если в октябре 14%-ный рост автопродаж был связан с тем, что вкладчики массово снимали средства с депозитов и стремились вложить их в покупку ликвидных товаров, в том числе машин, то уже в ноябре люди ощутили на себе всю глубину кризиса и предпочли экономить деньги.
Новости по теме За последние два месяца объемы лизинговых услуг в среднем по рынку выросли на 20% В ноябре украинские автопродажи катастрофически снизились АвтоКрАЗ завершил поставку оборудования в Республику Бирма Терминалы переполнены невостребованными автомобилями
Ноябрьские продажи Хонда Украина упали за месяц более чем в 3 раза. В этом месяце мы продали 505 автомобилей против 1613 в октябре, — рассказывает бренд-менеджер Хонда Украина Виктор Должанский. Заметно снизились показатели и у компании Ниссан Мотор Украина. В октябре мы продали 1,7 тысячи авто. В ноябре — лишь 800, — рассказывает гендиректор компании Андрей Нестеренко. Примерно такие же показатели и у компании АВТ Бавария, официального импортера BMW, Mini, Alpina и дилера Rolls-Royce в Украине. Продажи ноября снизились в 2 раза по сравнению с октябрем, — уверяет генеральный директор АВТ Бавария Александр Тимофеев.
Не лучше ситуация с продажами и в компании Тоyota. А у Виннер Украина, которая представляет такие бренды, как Ford, Jaguar, Land Rover, Volvo и Porsche, продажи упали в 1,5 раза. Самым успешным оказался Торговый дом НИКО, где продажи сократились не столь значительно.
Многие компании стесняются ноябрьских достижений и не афишируют своих цифр.
По данным участников рынка, объем продаж иномарок в Украине в октябре- ноябре сократился на 70%. В то же время отечественные автопроизводители отказываются комментировать результаты своих продаж. Мы делаем все, чтобы производство росло, — заверяют в УкрАвто, однако о результатах работы в ноябре сообщать отказываются.
Причины падения
Основной причиной снижения продаж авто в Украине остается замораживание кредитования. По сравнению с октябрем количество автомобилей, приобретенных в кредит в ноябре этого года, изменилось критично. Если несколько месяцев назад объем продаж Mitsubishi в кредит составлял около 50% от общих продаж, то в ноябре данный показатель снизился до 15%, — говорит директор департамента маркетинга и рекламы компании Торговый дом НИКО Ярослав Вовк. Банки, которые готовы кредитовать покупку автомобиля, можно сосчитать по пальцам. По данным компании Простобанк Консалтинг, сегодня таковых не больше шести. К тому же их кредитные портфели ограничены по объему, а предлагаемые процентные ставки может себе позволить далеко не каждый потребитель. Так, в некоторых финучреждениях они уже перевалили за 30% годовых. Проблемы с банками возникают не только у желающих купить авто, но и у самих компаний-импортеров. Сейчас банки иногда задерживают расчеты перед компаниями, — говорит Александр Тимофеев.
Банки стали не единственной преградой на пути продаж авто. После того как в октябре импортеры несли значительные убытки из-за разницы межбанковского и официального курса валют, в ноябре им пришлось столкнуться с новой проблемой — дефицитом евро и доллара. Компании не могли купить валюту в необходимом объеме, чтобы расплатиться с производителями. Мы столкнулись с серьезными проблемами покупки евро — валюты нет в нужном объеме, и к тому же постоянно растет курс. Мы даже воздерживаемся от продаж авто, поскольку на сегодняшний день сложно купить валюту, — говорит генеральный директор компании АВТ Бавария.
Декабрь будет труднее
Прогнозы автотрейдеров на декабрь достаточно сдержанные. Некоторые компании говорят о том, что объем продаж должен быть не ниже, чем в ноябре. Однако большинство импортеров и дилеров надеется, что в декабре будет достигнут объем продаж ноября. Объясняется их оптимизм тем, что все-таки декабрь — это период предновогодних праздников, а значит, и подарков.
Однако многие компании уже сегодня строят планы с расчетом еще большего падения спроса. В декабре мы планируем продать 680 автомобилей, — заявил генеральный директор Ниссан Мотор Украина. А это на 15% ниже ноябрьских показателей компании.
Что касается следующего года, то здесь все будет зависеть от того, насколько улучшится работа банковской системы страны. В странах Западной Европы авторынок насыщен, в то время как в Украине этот процесс еще не завершен. Поэтому мы пострадаем в меньшей степени. Правда, при условии восстановления автокредитования, — рассуждает Вовк.
Однако сами банкиры говорят, что ситуация с кредитами в следующем году вряд ли изменится. Так, аналитики из Erste Bank уверяют, что объемы продаж автомобилей в 2009-м сократятся еще где-то на 30-35%. Причем только 10% из продаваемых авто будут финансироваться за счет банковских кредитов. В следующем году мы ожидаем продажи на уровне 380 тысяч автомобилей. Это намного меньше, чем в текущем году, — говорит Артем Ткаченко, директор ВиДи Авто Менеджмент Групп, официального дилера Toyota, Honda и Ford в Украине.
Сколько стоит взять автомобиль в лизинг
Приобрести авто в кредит сейчас практически нереально. Альтернативой для автолюбителя может стать лизинг.
Принципиальное отличие лизинга от обычного автокредита заключается в том, что все текущие затраты — техобслуживание, страхование гражданской ответственности и КАСКО — уже учтены в ежемесячных лизинговых платежах.
Существенная разница и в праве собственности на автомобиль. В случае кредита клиент сразу становится владельцем авто, а при договоре лизинга автомобиль находится в собственности компании до момента окончания соглашения и выкупа его по остаточной стоимости. Отметим, что большинство компаний рассчитывают ежемесячные платежи таким образом, что после всех выплат остаточная стоимость автомобиля равняется нулю. То есть после расчета по всем договорным обязательствам имущество переходит в собственность клиента.
Переплата за новое авто — 60-70%
ДЕЛО сравнило условия предоставления автомобилей в лизинг физлицам с условиями автокредитования. Расчет проводился для авто стоимостью 150 тысяч гривен с первоначальным взносом в 40% (60 тысяч гривен).
Необходимо отметить, что лизинговые компании при расчете стоимости обслуживания автомобиля озвучивают клиенту среднемесячный взнос, исходя из которого можно подсчитать общую переплату. Несмотря на такой облегченный подход, ссуду нужно погашать по стандартному графику, когда сумма платежей с каждым месяцем уменьшается. Поэтому при обсуждении условий аренды лучше сразу поинтересоваться максимальным и минимальным размером платежа или взять весь расчет по погашению.
Например, компания ЛД-Лизинг готова предоставить в пользование любой автомобиль стоимостью выше 100 тысяч гривен с первоначальным взносом от 30% на 3 года. При сумме финансирования в 90 тысяч гривен переплата составит 61,2 тысячи гривен, или 68%. Единственное строгое условие, которое выставляет компания клиенту, — предоставление справки о доходах.
VAB-лизинг разработал сразу несколько программ для частных лиц.
Арендаторов, у которых есть справка о доходах, компания попросит внести не менее 25% предоплаты, срок аренды — до 5 лет. Без подтверждения доходов минимальный первоначальный взнос составляет 35% от стоимости авто. При стандартных условиях (сумма — 90 тысяч гривен, срок — 3 года) клиент в общей сложности переплатит 53,1 тысячи гривен (59%).
По словам консультанта, лизинговые компании охотно идут на уступки клиентам даже в случае возникших финансовых трудностей. Они могут отсрочить платежи на некоторое время. По договору мы можем забрать имущество после 30 дней просрочки. Но если клиент идет на контакт и объясняет ситуацию, компания может уступить и перенести платежи, — уверяет в лояльности сотрудник VAB- лизинг.
Если ЛД-лизинг и VAB-лизинг предлагают в аренду новые автомобили, то компания Оптима-Лизинг — только авто, бывшие в употреблении.
Характеристики, стоимость и фотографии машин можно изучить на веб-сайте компании. Договор аренды заключается не более чем на три года, первоначальный взнос — не менее 10%. Переплата составит 38,9 тысячи гривен (43,2%).
Кредиты выдают единицы
Что касается автокредитования, то среди украинских банков данную услугу сейчас предоставляют единицы. Одно из самых выгодных предложений делает дочерний банк Сбербанка России, в котором можно взять кредит на покупку автомобиля под 23,5% годовых и с единоразовой комиссией в 1,5%. При кредитовании сроком на 3 года переплата составит 34 тысячи гривен (37,7%).
Немного выше ставки в Индэкс-Банке: 24% годовых плюс 2,5% составляет единоразовая комиссия. В данном случае (срок кредита — 3 года) переплата составит 35,5 тысячи гривен (39,4%).
В то же время не стоит забывать, что в стоимость автокредита не включена страховка, которая ежегодно увеличивает нагрузку на заемщика в среднем на 8- 10% от цены авто. То есть при стоимости авто в 150 тысяч гривен и 10%-ной норме амортизации автомобиля по итогам трех лет заемщик заплатит за страховку около 32 тысяч гривен. Кроме того, в отличие от банковского кредитования, услуги лизинговых компаний включают в себя издержки на оформление машины, прохождение техобслуживания и другие мелкие затраты.
14,1 миллиарда гривен достигла общая стоимость активов, переданных в лизинг в 2007 году
А на что вы поменяете свое авто?
В октябре многие украинцы, успев снять деньги с депозитов, решили, что лучшим вложением будет приобретение автомобиля. Автотрейдеры сами не ожидали такого счастья. При том, что количество продаваемых в Украине авто в кредит снизилось с 50%до 25%, рынок за октябрь по сравнению с сентябрем вырос на 14%. Правда, уже сегодня, я думаю, многие из счастливых обладателей новых авто, купленных за последние деньги, начинают задумываться,  адекватно ли были сделаны инвестиции. Может, лучше было купить с десяток мешков гречки, сахара и риса?..
Не думайте, я вовсе не шучу. Вполне возможно, что уже к весне Lexus IS-F, имеющий под капотом более 600 лошадиных сил, не будет стоить и одной лошади. Ведь из лошади, на худой конец, можно наделать колбасы. А от Lexus — одни убытки. А о будущей стоимости таких авто, как Chevrolet, я вообще молчу. Их уже сегодня можно купить со скидкой до 30%. А в марте таких стальных коней будут менять на ящик тушенки.
Мало того, потерявшие место работы соотечественники уже начинают возвращать банкам авто, купленные в кредит. И дальше таких неудавшихся автолюбителей будет еще больше. В итоге банкам просто некуда будет девать это добро. А автомобиль, это не квартира — и цена его со временем падает. В итоге придется банкирам в оперативном порядке решать, как бы поудачнее распродать свой автопарк. Возможно, покупка авто станет обязательной комиссией при покупке доллара. Или условием для снятия депозита. Хотя, скорее всего, так как у людей денег уже не будет, банки будут менять машины на драгоценные металлы. К примеру, на золотые зубы.