Разрекламированное приобретение автомобиля в лизинг равнозначно кредиту под… 43 % годовых (Факты и комментарии)

Тарас Ткачук
Договоры в лизинговых компаниях составлены таким образом, что покупатель может потерять и сам автомобиль, и деньги, за него уплаченные
В последние недели лизинг стал среди автомобильных компаний очень модным словом. Банки если и дают кредиты, то с большой неохотой и под драконовские проценты, поэтому автолюбителям стали активно предлагать брать машины в лизинг (финансовый лизинг — это фактически долгосрочная аренда с правом выкупа).
Как поясняют продавцы, для обычных покупателей лизинг от кредита отличается лишь тем, что владельцем машины все время, пока вы будете за нее расплачиваться, остается лизинговая компания, и лишь после получения последнего платежа автомобиль передается покупателю. На самом деле несколько крупных украинских автомобильных компаний делают автолюбителям довольно неплохое предложение: внесите 35-50 процентов стоимости машины, говорят они, а оставшуюся сумму можете выплачивать в течение года под пару процентов годовых в гривне (естественно, вам придется при этом оплатить страховку КАСКО, оформление машины в ГАИ и т. д).
Искать подвох смысла нет: на складах у наших крупнейших автопоставщиков сейчас действительно скопилось грандиозное количество машин (более полусотни тысяч), в основном китайского производства, которые необходимо как-то распродать. В салонах разве что умалчивают лишь о том, что после выплаты автомобиля вам вновь придется ставить его на учет, вновь платить три процента стоимости машины в Пенсионный фонд… Впрочем, на таких условиях продают лишь некоторые марки машин.
Что касается других неакционных автомобилей, то условия по ним более жесткие, но, как убеждают в компаниях, вполне сравнимые с кредитом и даже более выгодные. Представитель одной из известных лизинговых компаний недавно заявил: их предложение соизмеримо с кредитом под 14-16 процентов годовых в долларах (автокредит сейчас — от 21-22 процентов в гривне, от 15- 16 процентов в долларах США). Срок выплаты в этом случае может достигать пяти лет.
В качестве плюсов лизинга называют гораздо более лояльное отношение к личности покупателя и его доходам, нежели в банках, ведь машина до полного ее выкупа остается в собственности компании. Кроме этого, лизинговая компания обещает взять на себя часть забот автовладельца — сама зарегистрирует машину, застрахует, будет проходить обязательный техосмотр.
Однако будьте осторожны! Реальные условия далеки от обещанных.
Для примера мы попытались заключить с лизинговой компанией договор на легковой автомобиль ценой около 70 тысяч гривен с объемом двигателя 1,5 литра (Chevrolet Aveo). Нам предложили внести 25 тысяч гривен предоплаты.
Остаток нужно выплачивать ежемесячно по убывающей в течение пяти лет.
Первый платеж — порядка трех тысяч гривен.
Проценты в договоре не указаны, однако, проводя аналогию с кредитом, можно сказать, что ставку нам назначили где-то в… 43 процента годовых. Правда, на компанию легли страховка КАСКО (автогражданку нужно почему-то покупать самим), оформление автомобиля в ГАИ и другие платежи.
Но даже если учесть все это, ставка составит порядка 37 процентов. При этом компания согласно договору имеет право увеличивать размер платежей, если банк, где она берет деньги, изменит свою кредитную политику или изменится ситуация на денежном рынке. Не согласны — можете выкупить автомобиль по остаточной стоимости, плюс два следующих платежа, плюс все издержки компании по досрочному погашению кредита банку.
Идти на такой риск или нет — выбирать каждому.
Банковский рынок Украины