IATA второй месяц подряд фиксирует глобальный спад авиперевозок

IATA второй месяц подряд фиксирует глобальный спад авиперевозок
Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), по итогам октября 2008 г. второй месяц подряд наблюдается глобальный спад международных авиаперевозкок. В т.ч. снижение пассажирских авиаперевозок составило 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. И все же это меньший спад, нежели тот, что наблюдался в сентябре т.г. — 2,9%. Коэффициент загрузки в октябре т.г. составил 75%, что примерно на 2% ниже показателей 2007 г.
Динамика международных авиаперевозок
Октябрь 2008 г. к октябрю 2007 г.

Пассажирооборот
Доступная пассажировместимость
Коэффициент пассажирской загрузки
Грузооборот
Доступная полная вместимость (пассажиров и грузов)
Африка
-12,9%
-11,6%
69,4
+3,0%
-13,8%
АТР
-6,1%
-2,3%
72,2
-11,0%
-6,1%
Европа
+1,8%
+3,8%
77,0
-5,4%
+2,7%
Латинская Америка
+4,5%
+5,7%
72,5
-11,4%
+1,6%
Ближний Восток
+3,5%
+4,1%
73,0
+1,0%
+3,5%
Северная Америка
-0,8%
+0,4%
78,7
-7,6%
-0,2%
Всего по отрасли
-1,3%
+0,9%
75,0
-7,9%
-1,3%

10 месяцев 2008 г. к аналогичному периоду 2007 г.

Пассажирооборот
Доступная пассажировместимость
Коэффициент пассажирской загрузки
Грузооборот
Доступная полная вместимость (пассажиров и грузов)
Африка
-4,1%
-4,7%
70,6
-1,8%
-7,8%
АТР
+0,3%
+2,7%
74,3
-3,3%
-1,1%
Европа
+2,7%
+4,8%
76,6
+0,5%
+4,2%
Латинская Америка
+11,8%
+10,0%
74,4
-12,2%
+7,0%
Ближний Восток
+7,2%
+8,5%
75,2
+8,9%
+9,2%
Северная Америка
+4,3%
+5,2%
80,4
+1,3%
+4,4%
Всего по отрасли
+2,8%
+4,5%
76,2
-0,8%
+2,7%

У азиатско-тихоокеанских перевозчиков, на которых приходится 31% от общего объема международных пассажирских перевозок, наблюдался спад пассажироборота на 6,1% (несколько лучший результат по сравнению с сентябрьским спадом в 6,8%). Сокращение пропускной способности на 2,3% не совпадало по темпам со спадом спроса, принимая во внимание коэффициент загрузки региональных перевозчиков, составляющий 72,2%. С начала 2008 г. темпы роста авиаперевозок в АТР уменьшились на 0,3%, что составило самые низкие темпы роста, не считая Африки.
Североамериканские перевозчики отмечают в октябре т.г. снижение пассажироборота на 0,8% по сравнению с показателями 2007 г. Это почти соответствует сентябрьским показателем.
У европейских перевозчиков зафиксирован некоторый подъем до положительного уровня с ростом в октябре на 1,8%. Пока рост трансатлантического пассажиропотока в течение месяца оставался слабым, учитывая, что и европейская, и американская экономики находятся в состоянии рецессии, ожидается дальнейший спад в международных авиаперевозках для обоих регионов.
Латиноамериканские и ближневосточные авиакомпании продемонстрировали рост перевозок на 4,5% и 3,5%, соответственно. Несмотря на то, что эти показатели лучше сентябрьских, это значительно меньше удвоенного темпа роста, зарегистрированного в первой половине 2008 г. Экономические прогнозы для этих регионов предполагают снижение роста ВВП на 2—4% в ближайшие 12 месяцев, поэтому авиакомпаниям следует ожидать дальнейшего снижения темпов роста.
У африканских перевозчиков был отмечен наибольший спад международных авиаперевозок, он составил 12,9% в октябре т.г. Это единственный регион, в котором трафик сократился по сравнению с сентябрем т.г. Т.о., уже более года продолжается негативная тенденция африканских рынков. Это самый слабый рынок со спадом в сфере как международных, так и региональных перевозок.
Объем международных грузовых авиаперевозок сократился в октябре т.г. на 7,9%. Такое резкое снижение наблюдается уже пятый месяц подряд. С начала 2008 г. этот показатель уменьшился на 0,8%. Отрицательные прогнозы, касающиеся ключевых секторов грузоперевозок, таких как доставка полупроводниковых элементов, показывают, что следует ожидать дальнейшего спада.
У азиатско-тихоокеанских перевозчиков, составляющих 44% от общего объема международных грузовых перевозок, наблюдается снижение на 11%, отражающее резкий спад объемов регионального экспорта.
Североамериканские и европейские перевозчики отметили не такой резкий спад: соответственно на 7,6% и 5,4%.
Резкий контраст по сравнению с пассажирскими перевозками являют собой показатели африканских перевозчиков — в октябре т.г. отмечен рост на 3%. Это отражает увеличившийся товарооборот внутри Африки.
Латиноамериканские перевозчики продемонстрировали по грузам наибольшее снижение, составившее 11,4%.
Ближневосточные перевозчики — единственные, у кого в октябре т.г. наблюдался рост (+1%).
Как отмечает гендиректор IATA Дж. Бисиньяни, ситуация в отрасли остается тяжелой и критической. Несмотря на снижение цен на нефть, что является долгожданным облегчением, сокращение спроса является самой большой угрозой прибыльности авиакомпаний. Похоже, что некоторое снижение темпов спада пассажиропотока — только начало. Углубляющийся спад на грузовых рынках четко показывает, что худшее только впереди.
В связи с тем, что глобальный экономический кризис приводит к реструктуризации мировых финансовых рынков, политики должны понимать, что рынок авиаперевозок также требует изменений, подчеркивает Дж. Бисиньяни. В отличие от финансовых структур, авиакомпании не просят подачек. Нам требуется свобода коммерческих операций, эффективность работы и справедливое налогообложение, — заявляет гендиректор IATA.
План IATA для достижения либерализации перевозок является движущей силой для того, чтобы участники рынка могли получить возможность доступа к рынкам и капиталу в форме акций, а также возможность для осуществления слияний и поглощений там, где это имеет смысл для бизнеса. Приоритетом является формирование т.н. единого европейского неба к 2012 г., в результате которого выбросы СО2 будут снижены на 16 млн т, а затраты на выполнение полетов сократятся примерно на EUR5 млрд.
Также отрасли необходимо разумное налогообложение. То, что бельгийское правительство отказалось от своих планов по введению налога на вылет — хорошая новость, отмечает руководство IATA. Но решение властей Великобритании увеличить практически вдвое налог на пассажиров (APD) — это гигантский шаг в неверном направлении. Воздушный транспорт является катализатором экономического роста. Но затыкание дыр в бюджете за счет необоснованного повышения налогов на перелеты для пассажиров является неприемлемым.
Украинский рынок, демонстрировавший в последние годы бурный рост, не останется в стороне от глобальных тенденций.
Согласно прогнозу президента авиакомпании МАУ Ю. Мирошникова, темпы роста авиарынка Украины в 2009 г. могут снизиться более чем в 2 раза. По итогам 2008 г. он ожидает роста пассажиропотока на уровне 16—18% вместо планируемых ранее 20—21%.
Конечно же, не будет таких цифр, к которым перевозчики привыкли за последние 6—8 лет — 20—25% роста, отмечает руководитель МАУ. Хорошо, если по итогам 2009 г. будет 7—8% роста.
Дело в том, что авиарынок тесно коррелируется с ростом ВВП, а по этому показателю прогнозы пока не благоприятные.
По словам Ю. Мирошникова, перевозчикам необходимо правильно отреагировать на эти процессы. Основная задача — найти какие-то новые рыночные ниши, чтобы загрузить мощности и обеспечить максимально рентабельную работу.
Пока же отечественные авиакомпании занялись оптимизацией (сокращением) маршрутов.
Так, МАУ отказалась от планов увеличить частоту рейсов на ряде европейских направлений из-за возможного снижения спроса. У нас сейчас неплохо идут внутренние перелеты, несколько хуже — международные, наблюдается падение по чартерным, — отмечает Ю. Мирошников. Он уточнил, что компании придется отказаться от ранее намеченного увеличения частоты полетов в Берлин и Лондон, а также от организации прямого рейса в Женеву.
МАУ попробует сохранить восточное направление, летом 2009 г. вернет рейс в Кувейт, сохранит рейс в Дубай. Также планируется развивать полеты из региональных центров — Симферополя, Львова, сообщил Ю. Мирошников, отметив, что эти планы могут корректироваться.
Авиакомпания АэроСвит также сократила частоту ряда международных и внутренних рейсов в связи с падением спроса на авиаперелеты. Согласно информации директора по связям с общественностью компании В. Гайдаша, сокращена частота перелетов в Ларнаку (Кипр) с 3 до 2 в неделю, в Стамбул — с 9 до 7 в неделю, в Афины — с 5 до 4 в неделю, в Стокгольм — с 5 до 3 в неделю. Кроме того, Аэросвит вынужден был отменить рейс в Шанхай, предоставив пассажирам возможность пользоваться рейсом до Пекина.
На внутренних перелетах был отменен рейс в Ужгород и сокращена частота полетов в Ивано-Франковск, Харьков и Черновцы.
Тем временем наших соседей — россиян захлестнула серия банкротств региональных авиперевозчиков. В частности, фактически прекратил свое существование альянс AiRUnion, обанкротились Владивосток-авиа и Авиапрад, на грани банкротства оказались КрасЭйр, Дальавиа и КД авиа.
То обстоятельство, что снижение эффективности работы компаний происходило на фоне динамичного роста объемов перевозок, позволяло замаскировать истинное положение дел, но это только усугубляло ситуацию, делая драматическую развязку неизбежной. Конечно, с ростом экономики увеличивается спрос на авиаперевозки. С другой стороны, на этом подъеме значительное количество авиакомпаний планировали, что продолжат зарабатывать деньги без каких-либо мер по обновлению флота, без улучшения организации бизнеса. Эта крайне рискованная политика охватила и авиакомпании первого эшелона, и середняков и аутсайдеров. Однако стоило внешним обстоятельствам измениться, как работающие на пределе рентабельности, а то и с минусом, авиакомпании посыпались, как листья осенью.
Когда стоимость авиакеросина превысила 20—22 тыс. руб./т, дальнейшая эксплуатация авиатехники советского производства стала экономически нецелесообразной. При этом большинство авиакомпаний продолжали фиксировать достаточно существенные убытки, покрывая вымываемую при этом нехватку оборотных средств за счет кредитования, как у поставщиков топлива, так и получая ресурсы в банках. Как отмечает гендиректор авиакомпании Регион-Авиа Д. Павшинский, политика наращивания рискованной задолженности изначально закладывала в себе коллапс, и началась она еще в 2006 г., когда о финансовом кризисе еще никто не слышал. Все надеялись на какой-то лучший исход, на рост перевозок, на снижение процентных ставок, на помощь со стороны государства, но подвижки со стороны властей произошли только тогда, когда начался парад банкротств и задержек рейсов.
По прогнозу президента Транспортной клиринговой палаты (ТКП) С. Ильичева, 2009 г. будет еще более тяжелым для российских авиакомпаний. Во второй половине 2008 г. отмечается падение темпов роста объемов авиаперевозок. Если прирост объемов пассажирских перевозок в гражданской авиации РФ в определенные месяцы первой половины 2008 г. достигал 20—24% по отношению к уровню 2007 г., то уже с июня т.г. темпы роста составили 8—16%, а в октябре т.г. — 0,8% по отношению к октябрю 2007 г. Судя по всему, в 2009 г. возможна стагнация и даже спад авиаперевозок, пояснил С. Ильичев.
По материалам СМИ подготовил Михаил Кушнир