Украина и РФ обсудили вопросы сотрудничества в сфере транспорта

Украина и РФ обсудили вопросы сотрудничества в сфере транспорта
20.11.2008 г. руководители транспортных ведомств Украины и РФ И. Винский и И. Левитин провели пятое заседание Подкомиссии по вопросам транспорта комитета по вопросам экономического сотрудничества РФ и Украины.
Во время заседания обсуждались вопросы сотрудничества в сфере водного, ж/д, автомобильного, авиационного транспорта и в области строительства дорог.
Открывая заседание, И. Левитин отметил, что большая часть объемов перевозок между двумя странами приходится на ж/д транспорт. Объемы грузовых перевозок в 2007 г. увеличились на 26% по сравнению с 2006 г. и составили более 113 млн т, а в крупнотоннажных контейнерах — на 42% (26177 TEU). За 7 месяцев 2008 г. объемы перевозок увеличились еще на 9,5%, а грузов в контейнерах — на 20%.
В то же время в области ж/д перевозок стороны отметили незначительное падение транзитных перевозок из России через территорию Украины на 4,6% за 9 месяцев 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
Пассажирскими поездами между РФ и Украиной традиционно перевозится более 14 млн пассажиров в год. Растут перевозки и авиапассажиров, в 2007 г. они увеличились на 25,6%.
На 24% увеличились перевозки грузов автотранспортом, которые по итогам 2007 г. превысили уровень в 3,1 млн т. За 1 полугодие 2008 г. автоперевозки увеличились еще на 5%. При этом более 80% объемов перевозок выполняются украинскими перевозчиками.
Минтранс РФ совместно с Минтранссвязи Украины проводит работу по правовому урегулированию вопросов собственности и эксплуатации объектов ж/д транспорта на участке Россошь—Чертково—Миллерово. В настоящее время, в соответствии с решениями рабочей группы, проводится инвентаризация имущества ж/д. Осуществляется разработка проекта межправительственного соглашения по данному вопросу.
Относительно сотрудничества в сфере водного транспорта стороны обсудили вопросы соблюдения безопасности судоходства в Керченском проливе и Азовском и Черном морях, которые приобрели особую актуальность после аварии, которая произошла 11.11.2007 г. По указанной тематике пока подписаны лишь временные правила осуществления судоходства в данном регионе, поэтому этот вопрос нуждается в выработке механизма обеспечения безопасности судоходства и его законодательного закрепления на уровне правительств обеих государств.
Как отметил И. Левитин, четких правил по судоходству в Керченском проливе нет. При этом существует ряд вопросов, которые пока невозможно решить из-за политического неурегулирования.
Министр транспорта РФ предложил украинской стороне создать консорциум по управлению судоходством в Керченском проливе. По его словам, это позволит повысить уровень безопасности судоходства в регионе и снять все вопросы о прохождении судов обоих государств в акватории пролива.
Российская сторона уже создала рабочую группу для решения вопросов консорциума, а украинская обещает рассмотреть такой вариант по результатам заседания.
Вместе с тем, российский министр не согласился с заявлениями представителей Минтранссвязи Украины о том, что российская сторона не всегда придерживается временных правил судоходства в Керченском проливе. Он заявил, что РФ придерживается указанных правил.
Стороны сошлись во мнении относительно необходимости создания региональной системы безопасности судоходства в акватории Керченского пролива.
Украинская сторона выступила с предложением об утверждении регламента украинско-российской экспертной группы по разработке проектов единых нормативных документов по судоходству в Керченском проливе, созданной в рамках совместной украинско-российской Рабочей группы по ликвидации чрезвычайной ситуации в Керченском проливе. Украинская сторона передала проект регламента на рассмотрение российской стороне. Российская сторона предоставит свои предложения по указанному проекту регламента до конца 2008 г.
Стороны акцентировали внимание на необходимости совместной выработки механизма контроля за проведением перегрузочных работ в данной акватории.
Участники совещания утвердили план совместных действий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Керченском проливе и прилегающей акватории Черного и Азовского морей, а также по обеспечению безопасности судоходства и экологической безопасности в регионе, который был принят 7.11.2008 г. в Анапе в ходе шестого заседания совместной украинско-российской рабочей группы по ликвидации указанного ЧП.
Еще один вопрос отрасли водного транспорта, который рассматривался на заседании, — либерализация процедуры доступа на внутренние водные пути РФ. В настоящее время порядок захода украинских судов на внутренние водные пути РФ определен Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, который предусматривает заблаговременное представление запроса в правительство РФ на получение разрешения для прохождения судов. Украинские специалисты убеждены, что данная процедура требует значительного упрощения — подписания межправительственного договора между Украиной и РФ о порядке и условиях плавания на внутренних водных путях.
Учитывая положительную тенденцию и перспективность развития мультимодальних перевозок, в области ж/д транспорта министры обсудили перспективы дальнейшего расширения географии перевозок и оптимизации этого процесса, повышения эффективности использования украинского подвижного состава на территории РФ.
Справка. В настоящее время перевозки контейнеров между странами осуществляются поездами Чардаш по маршруту Будапешт—Москва, Одесса по маршруту Одесса/Ильичевск—Москва и Румыния (Дорнешти—РФ (Москва)). Кроме того, с весны 2008 г. организован пропуск контейнерного поезда по маршруту Шеньчжень (Китай)—Пардубице (Чехия), а также поезда по маршруту Китай—РФ—Украина—Венгрия.
В части сотрудничества в области грузовых автоперевозок, российская сторона в очередной раз обратилась к Украине с просьбой об ускорении проведения процедур по подготовке к подписанию протокола о внесении изменений в российско-украинское межправительственное Соглашение о международном автомобильном сообщении в части отмены разрешительной системы на транзитные перевозки и отметила, что РФ выполнила необходимые процедуры еще в 2005 г.
В свою очередь, украинская сторона отметила, что этот вопрос требует детальной проработки и изучения, а также проведения внутригосударственной процедуры согласования с центральными органами исполнительной власти. Вместе с тем, украинская сторона отметила необходимость полной либерализации условий выполнения автоперевозок и обратилась с просьбой к российской стороне рассмотреть данное предложение.
Кроме того, во время заседания речь шла о продолжении совместной работы по развитию автодорог в направлении МТК № 9: автотрасс Киев—Москва и Москва-—Симферополь.
Участники встречи положительно оценили работу, которая выполнялась в рамках реализации Протокола о намерениях между Федеральным дорожным агентством РФ и Укравтодором от 2.02.2007 г. по развитию указанных автоторог.
Укравтодор проинформировал о ходе выполнения дорожных работ в Черниговской и Сумской областях, о состоянии проведения ремонтно-строительных работ на трассе Кипти—Глухов—Бачевск (на Брянск) и дороги (Р-51) Харьков—Перещепино (Новомосковск) в Харьковской и Днепропетровской областях. Также российскую сторону ознакомили с результатами строительства, эксплуатации и реконструкции автомобильной дороги Киев—Харьков—Довжанский.
Делегация РФ поделилась планами по реконструкции дорог М-3 Украина (Е 101) и М-2 Крым (Е 105).
Как отметил И. Винский, Украина опередит РФ в завершении реконструкции дороги Киев—Москва. По его прогнозу, трасса будет открыта в ноябре 2009 г.
В свою очередь, министр транспорта РФ отметил, что российская сторона осуществляет работы на самом загруженном участке — Москва—Калуга, и основные инвестиции направлены именно в этот участок. Реконструкция участка дороги Калуга—Брянск пока только в планах. По словам И. Левитина, на завершение реконструкции дороги Москва—Киев РФ выйдет позже Украины — к 2012 г.
На строительство и реконструкцию трассы Москва—Симферополь в 2008 г. из средств федерального бюджета РФ выделено 679,4 млн руб., в 2009 г. планируется выделить 1,8 млрд рублей.
Также прорабатывается вопрос о проекте строительства мостового перехода через Керченский пролив. В Минтрансе РФ уже сформирована российская часть рабочей группы, и российская сторона ожидает соответствующей информации от украинских партнеров.
Обсуждая вопросы сотрудничества в авиационной отрасли, министры отметили общее стремление к либерализации воздушного пространства и конструктивному регулированию рынка авиаперевозок. Основными принципами взаимодействия в этой области должны стать одновременно удовлетворение потребностей пассажиров и регуляция рынка авиаперевозок на паритетных началах.
Председатель Госавиаадминистрации А. Давыдов сообщил, что с 1995 г., когда было заключено Соглашение между правительствами Украины и РФ о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта, сотрудничество между двумя странами достигло значительного прогресса.
В частности, до недавнего времени назначенные авиакомпании обеих стран имели возможность осуществлять по 26 рейсов в неделю, а благодаря проведенным в конце июля 2008 г. переговорам квота частот на линии Киев—Москва увеличилась до 35 рейсов в неделю для каждой из сторон.
Также господин А. Давыдов подчеркнул ощутимый положительный результат последних консультаций между авиавластями Украины и РФ, которые состоялись 27—28 августа 2008 г. в Москве. Тогда было принято решение о снятии ограничений относительно полетов в пункты за пределами территорий договорных сторон, за исключением пунктов в Китае, Японии и Корее.
В ходе заседания стороны обсудили вопросы существующих задолженностей за аэронавигационное обслуживание как в воздушном пространстве РФ, так и Украины авиапредприятий обеих стран, которые были ликвидированы в соответствии с действующим законодательством, или которые прекратили свою производственную деятельность. Задолженность украинских авиакомпаний в настоящее время составляет $5,1 млн, а российских — $4 млн. Для того, чтобы урегулировать эти вопросы, было решено провести переговоры на уровне соответствующих предприятий РФ (ФГУП Государственная корпорация по организации воздушного движения) и Украины (Украэрорух).
Украинская сторона передала министру транспорта РФ приглашение на многостороннюю встречу на уровне авиаадминистраций Украины, Турции, Молдовы и Азербайджана, которая состоится 22.12.2008 г. Это консультационное совещание будет затрагивать вопросы развития сотрудничества в области безопасности полетов между странами Черноморско-Кавказского региона и инициативы указанных стран создать региональную организацию по надзору за безопасностью полетов.
По итогам встречи принято решение о проведении шестого заседания подкомиссии на территории РФ в 2009 г.
По материалам СМИ